Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Профессиональная подготовка учителя музыки на основе личностно-ориентированного подхода в условиях педагогического колледжа

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В системе профессионального образования современного общества расширяются и усложняются функции педагога. Ему необходимо обладать профессиональным мастерством и педагогической интуицией с учетом интенсивно изменяющегося природно-социального мира. Студенты оценивают современного преподавателя, прежде всего, как специалиста, проявляющего высокую компетентность в профессиональной деятельности… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические и практические предпосылки подготовки учителя музыки на основе личностно-ориентированного подхода
    • 1. 1. Сущность личностно-ориентированного подхода в процессе подготовки учителя музыки
    • 1. 2. Состояние проблемы подготовки учителя музыки на основе личностно-ориентированного подхода в педагогической теории и практике
    • 1. 3. Модель подготовки учителя музыки на основе личностноориентированного подхода
  • Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по изучению эффективности модели подготовки учителя музыки на основе личностно-ориентированного подхода
    • 2. 1. Организация и методика исследования
    • 2. 2. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы

Профессиональная подготовка учителя музыки на основе личностно-ориентированного подхода в условиях педагогического колледжа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Изменения в социокультурной жизни страны, в том числе в области образования, появление инновационных образовательных учебных заведений, вариантных учебных программ вызвали к жизни необходимость становления творческой личности учителя музыки, способного познавать, преобразовывать музыкально-педагогическую действительность, выдвигая гипотезы, авторские концепции, учебные программы и профессионально обосновывать при этом собственную точку зрения.

Современный уровень развития общества, происходящая переоценка всей нашей жизни вызвали переход традиционного образования к личностно-ориентированному, цель которого не сформировать, и даже не воспитать, а найти, поддержать, развить человека в человеке и заложить в нем механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа и диалогичного «безопасного» взаимодействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией. Идея заключается в переходе от объяснения к пониманию, от монолога к диалогу, от социального контроля к развитию, от управления к самоуправлению. Основная задача педагога — общение, взаимопонимание с учащимися, их «освобождение» для творчества. Уровень общения педагога и учащихся отражает социально-психологическую атмосферу общества, состояние общественной морали .

Время обучения в колледже — это пора становления социальной зрелости студента, формирования его мировоззрения, убеждений, идеалов. Однако, как отмечают специалисты, в этом возрасте способность человека в сознательной регуляции своего поведения развита не достаточно. Усиливающееся расслоение общества, неуверенность в завтрашнем дне вызывает у молодых людей массу психологических проблем и трудностей. Неблагополучие часто провоцирует молодежь на агрессивное поведение, либо они становятся социально инфантильными. Остро встает вопрос: как же помочь духовному, личностному развитию студентов, как с помощью личностноориентированного подхода улучшить эффективность профессиональной подготовки педагогов-музыкантов.

Содержание профессиональной деятельности учителя составляет общение. Через живое и непосредственное общение педагога со студентами осуществляется главное в педагогической работе: воздействие личности на личность. В гуманистической педагогике личность воспринимается как субъект общения, поэтому усилия преподавателя направлены на организацию диалога, стимулирование личностного саморазвития и саморегуляции. Личность, осознавшая себя творческим субъектом саморазвития, будет способствовать гуманизации отношений, осуществляемых во всех сферах жизни.

В системе профессионального образования современного общества расширяются и усложняются функции педагога. Ему необходимо обладать профессиональным мастерством и педагогической интуицией с учетом интенсивно изменяющегося природно-социального мира. Студенты оценивают современного преподавателя, прежде всего, как специалиста, проявляющего высокую компетентность в профессиональной деятельности, имеющего собственное мнение и гражданскую позицию, человека, готового оказать помощь молодым людям в решении их проблем личного и общественного характера, способного к неформальному сотрудничеству. В таком взаимодействии возможно более полное профессиональное становление будущих учителей музыки, раскрытие их творческих возможностей, способностей, приобретение социального опыта. Посредством такого взаимодействия осуществляется взаимосвязь профессионализации, самореализации и социализации молодежи.

Качественное овладение профессией — необходимое, но недостаточное условие успешной жизнедеятельности человека. Производственная сфера в современном обществе представляет собой уже не технократическое, а гуманитарное поле человеческого взаимодействия. Личностно-ориентированный подход предполагает, что студент, обучаясь, должен обрести опыт социального взаимодействия. Именно преподаватель, общаясь в различных видах образовательной и другой партнерской деятельности, заботится о том, чтобы будущие учителя формировались как субъекты социального поведения и взаимодействия, направляет свои усилияна организацию диалога, стимулирование личностного саморазвития и саморегуляции. Личность, осознавшая себя творческим субъектом саморазвития, будет способствовать гуманизации воспитательных отношений, осуществляемых во всех сферах жизни.

Только в рамках личностно-ориентированного подхода могут полноценно проявить себя такие черты профессии будущего учителя, как ценностное самоопределение, овладение развивающими технологиями и педагогическая рефлексия.

Исследования диалогической природы учебно-воспитательного процесса в педагогической науке продолжались не одно столетие. Классическое наследие Я. А. Коменского, И. Г. Песталоцци, Ж. Ж. Руссо, А. Дистервег, К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого [168] характеризуются последовательной гуманистической направленностью. Истоки развития личностно-ориентированных педагогических технологий содержатся в положениях диалоговой концепции культуры М. М. Бахтина, B.C. Библера [ 18, 27, 28, 29], где обоснована идея всеобщности диалога, как основы человеческого сознания. Диалогическая традиция представлена во многих национальных культурах и в различных философских течениях.

Философская концепция диалога М. Бубера предполагает межсубъектное общение, единение сознаний на метафизическом уровне взамен гносеологической структуры «субъект-объект».

Диалогизация меняет качество совместной деятельности педагога и студентов, качество педагогической практикиразвивается соорганизация участников совместной деятельности и личностные связи как новое содержание педагогической цели.

В первые послереволюционные годы отечественной теории и практике были присущи экспериментальные поиски моделей свободной школы. Лидерами гуманистической педагогики выступали П. В. Блонский, К. Н. Вентцель,.

B.Н.Сорока-Росинский, С. Т. Шацкий и другие. В аспекте технологий лично-стио ориентированного образования звучит сущностная характеристика основного метода, рекомендуемого К. Н. Вентцелем для воспитания свободного человека: «этот метод должен быть методом освобождения в учащихся творческих сил, методом пробуждения и поддержки в нем духа искания, исследования, творчества, методом приведения учащихся в состояние активности» [47, с. 74].

Побудителем гуманизации профессионального мышления педагога является ряд публикаций 70-х годов, посвященных психологическим исследованиям феномена педагогического общения. Работы А. А. Леонтьева, №А.Березовина, Я. Л. Коломинского, В.А.Кан-Калика [80, 96] и других оказались на стыке социальной и педагогической психологии, продемонстрировав плодотворность интегративных подходов в науке [80 с. 19].

В гуманизации педагогического общения значительную роль сыграл К. Роджерс [135]. Его исследование «Свободное обучение» ориентирует на ненасильственное побуждение ребенка к личностной самокоррекции и саморегуляции. Так же им разработана технология индивидуальной поддержки, которая имеет в своей основе гуманитарное мышление преподавателя, его способность видеть в учащемся не ученика, а человека, который учится.

Научное обоснование личностно-гуманного подхода в образовании, развитие идеи педагогики сотрудничества принадлежит Ш. А. Амонашвили [7]. Педагогическое общение он называет «китом», на котором держится все воспитание. Его работы отражают в основном опыт начального обучения детей.

Новаторское движение 80-х годов всколыхнуло учительство, заставило пересмотреть взгляды на педагогический процесс, усилило демократические и гуманистические тенденции.

Основой инновационных технологий В. Ф. Шаталова, Е. Н. Ильина,.

C.Н.Лысенковой, М. А. Щетинина [76] стала ориентация на самоценность личности ребенка, принятие субъект-субъектной парадигмы построения учебновоспитательного процесса, равнопартнерство и человечность педагогического общения. Гуманизация педагогического общения выступила фактором свободного развития личности, реализации ее природных потенций. Вместе с тем и в теории и в практике изменения оказались не столь значительными.

Близкими к педагогике сотрудничества в зарубежной науке появляются понятия «кооперативной педагогики» (Д.Бойлью, Д. Коллер, К. Макдуэлл), «группизма» в исследованиях французских ученых Р. Кузине и С. Френе, разработавшим принципы свободного воспитания, Ж. Ферри — организация учебного сотрудничества, далее идеи «группизма» развиваются П. Вайером и Ш. Роксеном. В «Педагогике диалога» Д. Каллоша и «Групповой психологии» скандинавца А. Шелунда — ориентация на преодоление традиционного монополизма учителя, на диалогическое общение с детьми, организацию сотрудничества между ними в процессе совместной деятельности.

Преодоление моносубъектности учебно-воспитательного процесса, упрочение позиций гуманистической педагогики и психологии, педагогики сотрудничества и педагогики общения отражены в работах наших соотечественников В. В. Давыдова, И. Ф. Исаева, А. В. Петровского, В. А. Сластенина, И. И. Рыдановой, А. В. Мудрика [64, 152, 141].

Гуманистическую парадигму личностно ориентированного образования последние годы разрабатывали Е. В. Бондаревская, Д. А. Белухин, С. В. Кульневич, В. В. Сериков, И. С. Якиманская [23, 24, 25, 37, 38, 39, 90, 149, .150, 194, 195].

В системе профессионального образования — В. И. Казаренко, В. А. Болотов, В. И. Слободчиков, Н. А. Шайденко, Н. А. Савотина [35, 142];

Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы показал, что в последние годы различные аспекты личностно-ориентированного образования достаточно активно разрабатываются. Вместе с тем, подготовка будущего учителя музыки на основе личностно-ориентированного подхода, в среднем профессиональном образовании осталась за рамками специальных исследований и не рассматривалась как компонент общей системы профессиональной подготовки специалистов. До настоящего времени не проведено достаточно глубокого анализа и обобщения опыта работы соответствующих отделений и факультетов педагогических учебных заведений.

Цели и задачи подготовки будущих специалистов на основе личностно-ориентированной подготовки не приведены в соответствие с потребностями образовательной практики и перспективами ее развития.

Проблема подготовки педагога, способного на основе личностно-ориентированного подхода плодотворно и эффективно взаимодействовать со студентами, как с субъектами обучения, требует дальнейших поисков своего решения. Именно в сфере педагогического общения кроются многие еще не вскрытые резервы эффективности подготовки специалиста. Актуальность изучения проблем личностно-ориентированной подготовки специалистов обусловлена потребностями, школы, процессами ее демократизации и гуманизации. В связи с этим необходим анализ содержания личностноориентированного подхода, опыта творческой деятельности и ценностно-эмоциональных взаимоотношений между преподавателями и студентами, обеспечивающих его эффективность.

В настоящее время педагогическая теория не способна в полной мере обеспечить процесс личностно-ориентированной подготовки будущего специалиста соответствующими научно обоснованными рекомендациями. Это обстоятельство обостряет противоречие между потребностью сегодняшнего общества в творческом, инициативном специалисте и потребительской, малоинициативной позицией студента в обучении, а также потребностью системы подготовки педагога-музыканта на основе личностно-ориентированного подхода, способного к педагогическому взаимодействию с детьми и неразработанностью средств, форм и методов подготовки студентов на основе личностно-ориентированного подхода.

Выделенное противоречие свидетельствует об актуальности проблемы разработки модели и технологии личностно-ориентированной подготовки будущего учителя музыки.

Цель исследования заключается в разработке модели профессиональной подготовки учителя музыки на основе интеграции личностно-ориентированного подхода и адаптации педагогической системы К. Орфа в условиях педагогического колледжа.

Объект исследования: профессиональная подготовка учителя музыки в условиях педагогического колледжа.

Предмет исследования: процесс профессиональной подготовки учителя музыки на основе личностно-ориентированного подхода.

Проблема, цель, объект и предмет исследования предопределили необходимость постановки и решения следующих задач:

• проанализировать современное состояние проблемы исследования;

• выявить особенности личностно-ориентированного подхода в подготовке учителя музыки;

• опытно-экспериментальным путем проверить эффективность модели подготовки учителя музыки на основе личностно-ориентированного подхода;

• разработать научно-методические рекомендации по подготовке учителя музыки на основе личностно-ориентированного подхода.

Гипотеза исследования состоит в, том, что подготовка учителя музыки будет эффективной, если она:

— осуществляется с учетом индивидуально-типологических особенностей студентов, включающих их интересы, склонности, возможности, уровень общей и музыкальной подготовки, жизненные планы, ценностные ориентации;

— в основу организации педагогического процесса положена модель личностно-ориентированного подхода с использованием педагогической системы К. Орфа, включающая цель, задачи, принципы, условия, технологию и результат;

— определены и реализованы организационно-педагогические условия подготовки учителя музыки.

Методологическую основу исследования составили базовые психолого-педагогические теории и концепции: о человеке, как субъекте деятельности, как личности, как индивидуальности — К.А. Альбухановой-Славской, Б. Г. Ананьева, JI.G. Выготского, А. В. Петровского, C.JI. Рубинштейна [5, 6, 8, 9, 51] и др.- об общих и педагогических инновациях и личностно-ориентированном образовании — И. А. Алексеева, Е. В. Бондаревской, Б. С. Гершунского, Э. Ф. Зеер, С. В. Кульневич, К. Орфа, JI.C. Подымовой, Ю. В. Сенько, В. В. Серикова, Э. Г. Скибицкого. В. А. Сластенина, И. Я. Якиманской [4, 37, 38, 39, 55, 72, 90, 196, 197, 147, 153, 195] и др., положения диалоговой концепции культуры М. М. Бахтина и М. Бубера [18,41] работы освещающие проблему профессиональной подготовки — Ф. Н. Гоноболина, Н. В. Кузьминой, В. А. Сластенина, Д. А. Белухина [23, 25, 152, 153], специфику подготовки учителя музыки — Э. Б Абдулина, О. А. Апраксиной, Л. Г. Арчажниковой, Б. В. Асафьева, Д. Б. Кабалевского, Е. В. Квятковского, И. Н. Немыкиной, Л. А. Рапацкой, Б. М. Целковникова, Б. Л. Яворского [12, 13, 118, 176], и др., положения «Концепции художественного образования как фундамента системы эстетического развития учащихся в школе», разработанной Б. М. Неменским, В. В. Алексеевой, Л. В. Горюновой, И. Г. Дымовой, В. П. Копцевой, Н.А. Кушае-вым, Н. А. Лепской, М. Т. Ломоносовой, А.А. Мелик-Пашаевым, З.Н. Новлян-ской. Л. М. Предтеченской, Ю. Н. Усовым, Н. Н. Фоминой, Е. К. Чухман, Л. В. Школяр.

Для решения поставленных задач использованы следующие методы исследования:

• Анализ философской, психолого-педагогической, методической, музыкальной литературы, относящейся к объекту исследования, с целью разработки методических задач и построения их системы;

• Наблюдение и изучение учебно-воспитательного процесса на факультете музыкального образования, анализ практической деятельности учителей музыки, музыкальных руководителей, преподавателей Барнаульского государственного педагогического колледжа и собственного опыта работы в дошкольном образовательном учреждении, в Алтайском краевом институте повышения квалификации работников образования в аспекте исследуемого вопроса;

• Анкетирование студентов с целью выявления их мотивации, степени интереса, увлеченности занятиями, ценностных ориентаций, определения и самоопределения музыкальных способностей;

• Педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный) с целью проверки эффективности использования разработанной модели подготовки учителя музыки на основе лич-ностно-ориентированного подхода и педагогической системы К.Орфа.

Достоверность и обоснованность научных результатов обеспечены опорой на современные исследования по педагогике, философии и психологии образования, на передовой отечественный и зарубежный опыт профессиональной подготовки студентов, достаточно длительной по времени апробацией и внедрением основных положений исследования в педагогическую практику подготовки студентов факультета музыкального образования, использованием комплекса методов теоретического и эмпирического уровня, соответствующих цели, задачам, объекту, предмету и логике опытно-экспериментальной работы, математической обработкой полученных данных.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

— обоснован и осуществлен личностно-ориентированный подход в подготовке будущего учителя музыки на основе педагогической системы.

К. Орфа;

— выявлены теоретико-методологические предпосылки для разработки модели подготовки учителя музыки на основе личностно-ориентированного подхода;

— сконструирована модель и разработана технология профессиональной подготовки, включающая цель, задачи, принципы, условия, технологию и результат.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что в нем: — сформулированы, теоретически обоснованы и экспериментально подтверждены системообразующие принципы подготовки учителя музыки (субъект-субъектных отношений, диалогичности, индивидуализации, координации, толерантности);

— теоретически обоснованы и экспериментально проверены условия создания личностно-ориентированной образовательной среды, способствующей качеству подготовки будущего учителя;

— разработаны критерии уровней подготовленности учителя музыки на основе личностно-ориентированного подхода (недопустимый, критический, допустимый, оптимальный);

— определены закономерности в личностно-ориентированном подходе и педагогической системе К. Орфа;

— рассмотрены особенности диалогического взаимодействия преподавателя и студентов в подготовке учителя музыки.

Практическая значимость исследования заключается в том, что на основе осуществленного теоретического анализа:

— теоретические положения и выводы доведены до конкретной технологии подготовки учителя музыки на основе личностно-ориентированного подхода и адаптации педагогической системы К. Орфа, которая реализована в ходе учебно-воспитательного процесса педагогического колледжа;

— разработана карта индивидуально-типологических особенностей студента факультета музыкального образования;

— подготовлен спецкурс и программа практикума по музыкальному воспитанию будущего учителя на основе личностно-ориентированного подхода и педагогической системы К. Орфа;

— разработано практическое пособие для студентов, музыкальных руководителей, воспитателей, учителей начальных классов по организации музыкальных занятий и уроков на основе личностно-ориентированного взаимодействия с использованием художественного слова, психогимнастики, коммуникативных игр;

— предложена методика проведения урока, основанная на нетрадиционных видах деятельности, системе учебных заданий и педагогических задач на основе метода моделирования элементов музыкального языка, активизации творческих возможностей студентов, которые могут быть использованы в практике подготовки будущих учителей музыки.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Подготовка учителя музыки на основе личностно-ориентированного подхода и педагогической системы К. Орфа осуществляется с учетом индивидуально-типологических особенностей студентов, уровня их общей и музыкальной подготовки, жизненных планов, перспективных устремлений, ценностных ориентаций.

2. Модель подготовки учителя музыки на основе личностно-ориентированного подхода, представляющая собой совокупность структурных компонентов (цель, задачи, принципы, условия, технологию и результат).

3. Основу технологии музыкально-педагогического процесса составляет личностно-ориентированное педагогическое взаимодействие, которое построено на применении нетрадиционных видов деятельности на уроках, с использованием активных методов обучения и разнообразных форм совместной творческой деятельности.

Опытно-экспериментальной базой явился факультет музыкального образования Барнаульского государственного педагогического колледжа.

Исследование проводилось в три этапа:

Первый этап — (1996 — 1999 гг.) — поисково — теоретический. На этом этапе изучалась философская, психолого-педагогическая, методическая литература, анализировалось состояние проблемы исследования, что позволило сформулировать исходные позиции нашей работы, разработать понятийный аппарат исследования, сконструировать модель подготовки учителя музыки, разработать программу опытно-экспериментальной работы и провести констатирующий эксперимент.

Второй этап — (1999 — 2003 гг.) — практический. Проведение формирующего эксперимента по проверке эффективности модели подготовки учителя музыки на основе личностно-ориентированного подхода и технологии ее реализации.

Третий этап — (2003 — 2004 гг.) — обобщающий, который был посвящен систематизации результатов исследования, их качественному и количественному анализу, формулированию выводов и литературному оформлению текста диссертации.

Основные положения диссертационного исследования отражены в 9 научных публикациях, докладах, тезисах докладов.

Структура диссертации отражает логику, содержание и результаты исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Выводы по второй главе:

1. Опытно-экспериментальная работа по выявлению эффективности подготовки учителя музыки на основе личностно-ориентированного подхода была выполнена в полном объеме.

2. Изучение особенностей существующей практики профессиональной подготовки в педагогическом колледже, проведенное на подготовительном этапе, выявило недостаточное внимание к личностному развитию студента, к сотрудничеству с ним и субъект-субъектному взаимодействию.

3. В ходе формирующего эксперимента осуществлялось внедрение в образовательный процесс модели и технологии подготовки учителя музыки на основе личностно-ориентированного подхода и педагогической системы К.Орфа.

4. Анализ полученных данных выявил прирост показателей за период подготовки студентов в экспериментальной группе по всем критериям. Оптимальный уровень профессиональной подготовки в экспериментальной группе вырос на 15Д% по сравнению с контрольной группой. Допустимый уровень подготовки увеличился на 2,2%, критический уровень подготовки в экспериментальной группе -0%, в то время как в контрольной группе он составлял 17,35%.

Заключение

.

Перспективы развития российского образования представители многих отраслей науки связывают сегодня с личностно-ориентированным подходом в обучении и личностно-ориентированной профессиональной подготовкойбудущих специалистов. Являясь ведущей идеей обновления современной образовательной системы, данный подход оказывает влияние на все ее компоненты.

Личностно-ориентированный подход обеспечивает благоприятные педагогические, условия для свободного развития личности каждого обучаемого. Это возможно при лонгитюдном изучении и учете индивидуально-типологических особенностей студента, корректировке целей обучения каждому конкретному предмету, обновлении содержания образования, диверсификации учебных планов и программ, разработки адекватных педагогических технологий обучения, при изменении структуры педагогического взаимодействия, готовности преподавателей к диалогическому общению. В подготовке учителя музыки ценностным основанием диалога является личностная позиция каждого студента, толерантно воспринятая всеми участниками диалога.

Специфику личностно-ориентированной подготовки мы понимаем как создание особой среды для личностного становления, как диалоговое общение, обмен духовно-личностным потенциалом, согласованное взаиморазвитие и взаимодействие, как исследование личностного содержания знаний, постижение мотивов, смыслов усвоенного и самого процесса усвоения, совместное переживание учебного процесса.

Наивысшими достижениями в. подготовке студента на основе личностно-ориентированного подхода будет проявление им творчества, самостоятельности, активности в учебе, общении, инициатива с его стороны в организации процесса собственного развития. Данный подход выступает для нас приоритетным содержанием подготовки учителя музыки.

Современный учитель — это человек культуры, художник-творец, приверженный общечеловеческим ценностям, способный и готовый осуществлять межличностное и межкультурное общение, в том числе средствами музыкального искусства.

В своем исследовании совершенствование подготовки учителя музыки мы рассматриваем как приобретение им широкого комплекса знаний и умений, развитие универсальных способностей личности, способствующих успешному овладению основами педагогического мастерства.

О необходимости профессиональной подготовки учителя музыки на основе личностно-ориентированного подхода и педагогической системы Карла Орфа свидетельствуют данные, полученные во время констатирующего эксперимента, проведенного нами на факультете музыкального образования Барнаульского государственного педагогического училища.

Для повышения эффективности процесса подготовки специалиста нами была разработана и внедрена в учебный процесс структурно-функциональная модель, основанная на личностно-ориентированном подходе, с использованием системы К. Орфа. Структура модели представляет собой совокупность цели, задач, принципов, условий, содержания, средств, форм, методов и результата подготовки учителя музыки. Предложенная нами технология построена на субъект-субъектном взаимодействии преподавателя и студента, их равноправном сотрудничестве, сотворчестве, соразвитии, в соответствии с принципами диалогичности, индивидуализации, координации. Принцип диалогичности является сущностной основой педагогического процесса. Сама музыка помогает создать диалогическую, гуманную по характеру структуру межличностного общения, обрести особый опыт самовыражения, побуждая к непрерывному поиску, активизируя личностные проявления.

Новизна и значимость проведенного нами теоретического анализа состояния данной проблемы и опытно-зкспериментальной работы состоит в том, что основные тенденции в подготовке учителя музыки на основе личностно-ориентированного подхода в • педагогическом колледже заключаются в использовании нетрадиционных видов деятельности на занятиях, системном педагогическом взаимодействии всех участников педагогического процесса, усилении мотивации, развития интереса к занятиям, удовлетворенности организацией процесса профессиональной подготовки, формирования у студентов системы ценностных ориентаций.

Обобщая основные результаты теоретической части и опытно-экспериментальной работы, можно сделать следующие выводы:

1. Эффективная подготовка учителя музыки к профессиональной деятельности возможна при разработке и внедрении в учебный процесс модели и технологии, основанной на личностно-ориентированном подходе с использованием педагогической системы К. Орфа.

2. Модель представляет собой совокупность цели, задач, принципов, условий, содержания, технологии и результата. Основополагающее значение в реализации модели имеет структура педагогического взаимодействия, межличностные отношения участников педагогического процесса. Технология модели предполагает использование активных форм, методов в подготовке учителя музыки, переосмысление содержания, открытие личностного смысла знаний. Важное значение имеет отбор музыкального репертуара.

3. Содержание подготовки учителя музыки включает спецкурс «Практикум по музыкальному воспитанию на основе личностно-ориентированного подхода и педагогической системы К. Орфа», научно-исследовательскую, самостоятельную работу студентов, различные виды педагогической практики, целенаправленно воздействующие не только на профессиональную подготовку, но и на личностное становление студентов.

4. Подготовка учителя музыки на основе личностно-ориентированного подхода и педагогической системы К. Орфа выявила повышение потребности студентов в самообразовании, самовоспитании, самоактуализации, способствовала осознанию ими собственной самоценности, формированию устойчивой мотивации, заинтересованности в профессиональной деятельности, развитию креативного мышления, овладению приемами самоорганизации.

5. Модель и технология подготовки учителя музыки на основе личностно-ориентированного подхода, проверенные опытно-экспериментальным путем, показали высокую эффективность и могут быть использованы в педагогическом процессе колледжей.

Таким образом, результаты исследования реализации личностно-ориентированного подхода в процессе подготовки учителя музыки позволяют считать цель достигнутой, задачи решенными, а гипотезу подтвержденной. Вместе с тем, проведенная работа не претендует на решение всех вопросов, связанных с данной проблемой, а представляет один из вариантов подхода к ее решению. По нашему мнению, перспективным направлением в исследовании является проблема развития у студента способности к педагогическому моделированию и педагогической импровизации, а так же поиск возможностей повышения имиджа учителя музыки, его полноправного представительства в педагогическом коллективе образовательного учреждения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Адаптация и здоровье. Учебное пособие. / Отв. ред.Э. М. Казин. -Кемерово: Кузбассвузиздат. 2003. — 301 с.
  2. Г. Ю. Структура личности. Пер. с англ.Спб.: Ювента М.- КСП. 1999.-464 с.
  3. Р.Ш. Проектный подход к личностно-ориентированному образованию. Учебно-методическое пособие. Уфа: Башкирский государственный педагогический институт. 1999. — 132 с.
  4. Н.А. Педагогические основы проектирования личностно-ориентированного обучения: Автореф. диссер. док. пед. наук. -Екатеринбург. 1997. — 42 G.
  5. Альбуханова Славская К. А. Деятельность и психология личности. -М.: Наука. — 1985.-335 с.
  6. Альбуханова-Славская К.А., Брушлинский А. В. Философско-психологическая концепция С. JI Рубинштейна. М.: Наука. — 1989. — 320 с.
  7. Амонашвили Ш-А. Размышления о гуманной педагогике. М.: Издат. дом Шалвы Амонашвили. — 1996. — 494 с:
  8. .Г. Человек как предмет познания. Д.: Изд-во ЛГУ. — 1968. -338 с.
  9. .Г. О соотношении способностей и одаренности.// Проблемы способностей. М.: АПН РСФСР. — 1962. — С. 15−32.
  10. М.Н. Понятие эффективности и его философский смысл./ ученые записки кафедр общественных наук. Философские и социологические исследования. Вып.12. Д.: Изд.: ЛГУ. 1971. — С. 26.
  11. А. С. Дошкольное музыкальное воспитание: Пер. с исп./ Общая ред. М. Шуаре. М.: Прогресс. — 1989. — 176 с.
  12. Л.Г. Профессия учитель музыки. Книга для учителя. -М.: Просвещение. — 1984. — 111 с.
  13. .В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. М.: Издательство Музыка. — 1965.- 150 с.
  14. В.Г. Общество: системность, познание и управление. М.- 1981.- 195 с.
  15. Ю.К. Проблема повышения эффективности педагогических исследований: (Дидактический аспект). М.: Педагогика. — 1982.-192 с.
  16. С.Н. Педагогическое общение как диалог в культуре // Педагогика. 2002. — № 2. — С. 27−33.
  17. М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство. — 1979. -422 с.
  18. JI.А., Алиев ЮБ. Методика преподавания- музыки в общеобразовательных учреждениях.М.: Издательский центр «Академия». -2002.-416 с.
  19. А. Еще одна парадигма образования. // Высшее образование в России. 2000.-№ 1.- С. 92−99.
  20. С.В. Учебный диалог в системе личностно-ориентированного изучения гуманитарных предметов. // Тезисы докладов 7 международной конференции по педагогике. /Российск. Гос. Пед. Университет. С-Петербург.- 1994.-С. 43.
  21. С.В. Функции учебного диалога в усвоении старшеклассниками ценностно-смыслового содержания гуманитарных предметов: Автореф.канд.пед. наук. Волгоград. — 1995. — С. 3.
  22. Д.А. Учитель: от любви до ненависти. М.: Народное образование. — 1994. — 144 с.
  23. Д.А. Личностно-ориентированная педагогика как интеграция наук человекознания и сущность педагогического образования. М.: Ин-т практ. психол., Воронеж: НПО «МОДЕК». — 1995. — 67 с.
  24. Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики. М.: Изд-во ин-та практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЕК». — 1996. — 317 с.
  25. В.П. Слагаемые пед. технологии. — М.: Педагогика. 1989. -С. 3−6.
  26. B.C. Мышление как творчество. Введение в логику мысленного диалога. М.: Политиздат. — 1975. — 399 с.
  27. B.C. Школа диалога культур // Искусство в школе. 1992. — № 2.-С. 34−37.
  28. B.C. Культура: диалог культур (опыт определения) // Вопросы философии. 1989. — № 6. — С. 34.
  29. К., Бебек М. Я твой ученик, ты — мой учитель. М.: Просвещение. — 1991. — 190 с.
  30. В.М. Эффективность обучения. Методологический анализ определения этой категории в дидактике. М.: Педагогика. — 1996. — 172 с.
  31. А.А. Личность и общение: Избранные труды. М.: Педагогика. — 1983. — 272 с.
  32. Бодалев А. А. Психология межличностных отношений. // Вопросы психологии. 1993. -№ 2. — С. 86−91.
  33. А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: МГУ. — 1982.-200 с.
  34. В.А., Исаев Е. И., Слободчиков В. И., Н.А. Шайденко. Проектирование профессионального педагогического образования //Педагогика. 1997. — № 4. С. 23−28.
  35. Большая Сов. Энциклопедия в 30 т. Гл. ред. A.M. Прохоров. М.: Сов энциклопедия. — 1974. т 16. —С. 399.
  36. Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. 1995. — № 4. -С. 29−36.
  37. Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования // Педагогика 1997. — № 2.-С. 11−17.
  38. Е.В. Смыслы и стратегии личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. 2001. — № 1. — С. 17−24.
  39. , А.В. Культурно-историческая теория мышления. М.: Высшая школа. — 1968. — 104 с.
  40. М. Два образа веры. -М.: Республика. 1995. -463 с.
  41. Л.П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль. — 1978. -216 с.
  42. В.М., Ершова А. П. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приемов обучения: Книга для учителя. М.: Изд-во «Первое сентября». -2000. — 224 с.
  43. О.С. О роли художественного начала в педагогической деятельности // Педагогика. 2005. № 3 — С. 53−60.
  44. И.И. Коммуникативные свойства высказываний в диалоге // Психологический журнал. 1984. № 5. — С. 32−36.
  45. К.Н. Свободное воспитание. Сб. научных трудов.М. 1993. — С.74.
  46. А.Б. Театральная педагогика. Учебное пособие. М.: Издательство МПУ «Народный учитель». — 2000. — 44 с.
  47. Взаимосвязь методологической и методической подготовки учителя музыки. М.: Материалы 2-й международной научно-практической конференции. — 1994. — 106 с.
  48. С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика.-М.: НМЦ СПО. 1999.-538 с.
  49. О.А. Музыка и игра в детской психотерапии. М.: Изд-во Института психотерапии. 2004. — 90 с.
  50. JI.C. Избранные психологические произведения. В 6 томах. Т. 4-М. 1984.-425 с.
  51. JI.C. Психология искусства. Ростов н/Д: изд-во «Феникс». -1998.-480 с.
  52. JI.C. Психология. Изд-во ЭКСМО Пресс. — 2000. — 1008с.
  53. Е.О. Личностно-ориентированный диалог в музыкальном образовании учащихся // Искусство и образование. — 2003, № 4 (26). -С. 3443.
  54. .С. Философия образования. М.: Моск. Психолого-социальный институт, Флинта. — 1998. — 432 с.
  55. С .И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М.: Школа-Пресс. — 1995. — 448 с.
  56. С.А. Педагогические технологии и творческая индивидуальность педагога // Образование в Сибири. 1996. — № 1. — С. 4146.
  57. Е. О программе «Ребенок и музыка: опыт диалога» // Искусство в школе. 2000. — № 5. — С. 12−17.
  58. Гласс Дж, Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. М.: Изд-во «Прогресс». — 1976. — 495 с.
  59. .Г., Грязнов Б. С., Дынин Б. С., Никитин Е. П. Моделирование как метод научного исследования. М.: Изд-во МГУ. — 1965. -247 с.
  60. И.Н., В.Ф. Житников, М.В. Зюзько, Л. А. Шкатова. Умеете ли вы общаться? М.: Просвещение. — 1991. — 144 с.
  61. В.О. О педагогическом консерватизме, узкой специализации и некоторых проблемах современной музыкальной педагогики // Искусство и образование. 2003. -№ 2 (24). — С. 43−52.
  62. Гуманистическая парадигма и личностно-ориентированные технологии профессионального педагогического образования. /Под общей ред. акад. РАО B.JI. Матросова. М.: Прометей. 1999.
  63. В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986. — 48 с.
  64. Л.Г., Черноиваненко Н. М. Методика музыкального-воспитания в школе. М.: Изд. центр «Академия». — 1998. — 240 с.
  65. Добрович А. В. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. -М.: Просвещение. 1987. — 203 с.
  66. И.В. Рабочая книга школьного психолога. М.: Просвещение. — 1991. — 303 с.
  67. А., Букатов В. Режиссура урока, общения и поведения учителя // Искусство в школе. 2000. — № 5. С. 74−77.
  68. В.А. Орф уроки. — Екатеринбург: Уральский институт типового проектирования. — 1996. — 91с.
  69. В.И. Методология и методика дидактического исследования. М.: Педагогика. — 1982. — 162 с.
  70. В.И. Педагогическое творчество учителя. М.: Педагогика. — 1987. — 160 с.
  71. Э.Ф. Становление личностно-ориентированного образования // Образование и наука. 1999. -№ 1.
  72. И.А. Педагогическая психология. Ростов н/Дону: Феникс. -1997.-480 с.
  73. А. Личность в структуре педагогического общения. — Ростов н / Д.: РГПИ. 1979. — 80 с.
  74. И.А. Собрание сочинений: в 10 т. Т.6: Кн.1/ Сост. и коммент. Ю. Т. Лисицы. М.: Русская книга. — 1996. — 560 с.
  75. Е.Н., Мертенс С. В. Давайте соберемся.: Новые возможности урока общения. М.: Школа-Пресс. — 1994. — 128 с.
  76. М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. М.: Политиздат. — 1988. — 319 с.
  77. О.А. Педагогика как любовь. М.: Российское педагогическое агентство. — 1996. — 133 с.
  78. З.К. Пути гуманизации профессиональной подготовки учителя музыки: Материалы второй международной научно-практической конференции. МГПУ. — 1994. — С. 48−49.
  79. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. М.: Просвещение. — 1987.- 190 с.
  80. Д. Музыка лучший педагог // Искусство в школе. — 2005. — № 2. — С. 3−6.
  81. Кон И. С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. М^: Просвещение. — 1989. — 255 с.
  82. Концепция художественного образования в Российской Федерации // Искусство в школе. 2002. — № 2 — С.84−86.
  83. .Б. Обобщенность содержания высшего образования как фактор его развития (личностно-развивающее образование) // Вопросы психологии. 1995. — № 6. — С. 9−20.
  84. И.Б., Шиянов Е. Н. развитие личности- в обучении. М.: Академия. — 1999. — 288 с.
  85. В.В. Методология педагогического исследования. Пособие для педагогического исследования. Самара: Изд-во СамГПИ, — 1995. — 165 с.
  86. Краткий психологический словарь / под ред. А. В. Петровского. М.: Политиздат. — 1985. — 432 с.
  87. Кузин Ф: А. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты. Практическое пособие для аспирантов и соискателей ученой степени. 5-е изд., доп. — М.: «Ось-89». — 2001. — 224 с.
  88. Н.С. Потребности и ценности. — М. 1992. — 213 с.
  89. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. -Л.-1970.-С. 33.
  90. С.В. Педагогика личности от концепций до технологий. -Ростов н/Дону: Творческий центр «Учитель». 2001. — 160 с.
  91. Культура современного урока. Под ред. профессора Н. Е. Щурковой. -М.: Издат. «Российское педагогическое агенство». 1997. — 92 с.
  92. Г. М. Диалог и мышление. Минск: БГУ. — 1983. — 86 с.
  93. Г. В. Гуманизация математического образования: проблемы и перспективы. Барнаул: Изд-во Алт. гос: университет. — 2001. -206 с.
  94. B.C. Системное развитие школы. М.: Педагогическое общество России. — 2002. — 304 с.
  95. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат. -1975.-304 с.
  96. А.А. Педагогическое общение. М.: Мысль. — 1979. — 48 с.
  97. А.Н. Избранные психологические произведения: в 2-х т. -М.-1983.-420 с.
  98. О.Т. К. Орф. М.: «Музыка». — 1984. — 334 с.
  99. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика. — 1981. — 186 с.
  100. М.И. Общение, личность и психика ребенка. М.: Издательство института практической психологии. — 1997. — 384 с.
  101. Личностно-ориентированный подход в воспитательном процессе, http: //gymnasia 1 l.ru /ptdsov 41.htm.
  102. T.A. Философия диалога Мартина Бубера. М.: 1999. -131 с.
  103. Т.В. Музыкальная деятельность как педагогическое средство социализации детей-инвалидов. Автореферат канд.пед.наук. Уральский гос.пед. университет. 1995. — 21 с.
  104. А.К. Психология труда учителя: Кн. Для Учителя. М.: Просвещение. — 1993. — 192 с.
  105. А. Новые рубежи человеческой природы. М.: изд-во «Смысл». — 1999.-С. 152−192.
  106. А. Дальние пределы человеческой психики. М.: Издат. группа «Евразия».- 1997. — С. 167−211.
  107. В.В. Интонационная форма музыки: Исследование. М.: Композитор. 1993. — 262 с.
  108. Мелик-Пашаев А. А. Педагогика искусства и творческие способности. М.: Знание. 1981.-96 с.
  109. Методологическая культура педагога музыканта / Под ред. Э. Б. Абдуллина. — М.: Издат. центр Академия. — 2002. — 272 с.
  110. JI.M. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии. 1997. -№ 4. — С. 29.
  111. А.К. Педагогическая риторика: история и теория. -М.: Академия. 1998. — 437 с.
  112. Музыкальное образование личность — культура. Сб.науч.трудов. — М-: Проблемная научно-исследовательская лаборатория музыки и музыкального образования. Москов. государств, консерватория им. П. И. Чайковского.- 1989.- 128 с.
  113. В.И. Дух как субъект-объект педагогики. Курс интегральной педагогики. Вып.2. М.: РИД «Татьянин день». — 1994. — 165 с.
  114. В.Н. Психология отношений. М.: Инстит. Практич. Психологии- - Воронеж: МОДЭК. — 1995. — 358 с.
  115. Д. Интегральные умения в деятельности учителя-музыканта.// Искусство и образование. 2003. — № 2 (24) — - С. 40−41.
  116. Р.С. Психология: Учебник для высших пед. учеб. заведений: в 3-х кн. Кн. З: Психодиагностика. Введение в научноепсихологическое исследование с элементами математической статистики. — М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС. 2001. — 640 с.
  117. И.Н. Методические основы специальной подготовки учителя музыки: Учебное пособие / Свердл. пед. инст-т. Свердловск. -1988.-64 с.
  118. .Д. Анатомия общения. СПб.: Изд-во В. А. Михайлова. — 1999. — 300 с.
  119. Р.В. Возможности информационных технологий. ИТО 98−99. http: // ito.edu.ru /1998−99/ b / pankev — t. htm .
  120. Педагогический энциклопедический словарь. М.: БРЭ. — 2002. -528 с.
  121. В.И. Музыкальная психология. Учебное пособие для студентов и преподавателей. М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС. — 1997. -384 с.
  122. В.Я. Эффективная школа // Педагогика. 1997. — № 1.-С. 104−106.
  123. А. Познание музыки как педагогическая проблема // Музыка в школе. 1989. — № 1. — С. 6−11.
  124. В.Ю. Что такое пед. Технология? / Воспитание школьников. 1995, № 31. — С. 9.
  125. К.К. Структура и развитие личности.Отв. ред. А.В. Глоточкин- АН СССР, Институт психологии. М.: Наука. — 1986. — 254 с. 128. .Платонов К. К. Краткий словарь системы психологических понятий. 2 издание. М.: Высшая школа. — 1984. — 260 с.
  126. О. Л. Теория и практика становления гуманистического мировоззрения учителя на основе личностно-центрированного подхода: Автореф. дис. док.пед.наук. Хабаровск. — 1999. -36 с.
  127. В.М., Суслова Н. В. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности. М.: Гуманитарный центр ВЛАДОС.-2001.-320 с.
  128. Проблема общения в психологии. Под ред. Б. Ф. Ломова. М.: Наука. — 1981. -279 с.
  129. Профессиональная педагогика./Под ред. С. Я. Батышева. М.: Профессиональное образование. — 1997. — 678 с.
  130. В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. М. — 1989. 42 с.
  131. Е.И. Личность- учителя: теория и практика. Ростов н/Д.: Изд-во Феникс. 1996. — 512 с.
  132. Е.И. Учитель как объект педагогического исследования. -М.- 1998.-С. 317−318.
  133. К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / пер. с англ. М.: Прогресс. — 1994. — 480 с.
  134. Н. Творчество как усиление себя // Социальная работа. Вып.5. -М.-1992.-С. 32.
  135. С.Л. Проблемы общей психологии. М. — 1976. -416с.
  136. С.Л. Основы общей психологии. В 2-х т. М.: Педагогика. — 1989. — 360 с.
  137. В.В. Совместная учебная деятельность в контексте проблемы соотношения социальных взаимодействий и обучения. // Вопросы психологии. 1998. — № 5. — С. 49−50.
  138. Н.А. Музыкальная подготовка будущих учителей начальных классов на основе программно-целевого управления. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Барнаул. — 1997. — 18 с.
  139. И.И. Основы педагогики общения. Минск: Беларуская навука. — 1998: — 319 с.
  140. Н.А. Проблемы формирования будущего специалиста // Педагогика. 1997. — № 1. — С. 58−59.
  141. JI.A. Подготовка учителя иностранного языка к реализации личностно-ориентированного обучения учащихся общеобразовательной школы. Дисс. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. Барнаул. 2003. — 165 с.
  142. Н.Г. Жизненный опыт учащихся в контексте личностно-ориентированного образования // Педагогика. 2001. — № 7. — С. 27−31.
  143. М.Ф. Учебный диалог как образовательная технология, www/archive/ lseptamber/ru
  144. Ю.В. Учебный процесс: сотворчество педагога и учащегося // Педагогика. 1997. — № 3. — С. 40−45.
  145. Г. К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование. — 1998. — 255 с.
  146. В.В. Личностно-ориентированное образование. // Педагогика. 1994. — № 5 — С. 16−21.
  147. В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования образовательных систем. М.: Издат. корпорация «Логос». -1999.-272 с.
  148. Система детского музыкального воспитания Карла Орфа / Под ред. Л. А. Баренбойма. Л.: Изд-во «Музыка». — 1970. — 160 с.
  149. В.А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов Е. Н. Педагогика. Учебное пособие. М.: Школа-Пресс. — 1998. — 512 с.
  150. В.А., Руденко Н. Г. О современных подходах к подготовке учителя // Педагог. 1996. — № 1. — С. 17−29.
  151. В.И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: введение в психологию субъективности. М.: Школа- пресс. — 1995. — 384 с.
  152. Словарь русского языка в 4-х томах./ АН* СССР. Институт русского языка. Под ред. А. П. Евгеньевой. М. — 1981. т.4. — С. 364.
  153. М.А. Эмоциональный мир музыки: Исследование. М.: Музыка. — 1990.-320 с.
  154. Сов. энциклопедия. Словарь под ред. A.M. Прокофьева. М.: Прогресс. — 1985.-С. 1321−1322.
  155. Социально-психолого-педагогическое сопровождение профессиональной подготовки студентов к педагогической деятельности: Учебное пособие/ Ромашина С. Я., Давыдова О. И., Шарапановская Е. В., Атемаскина Ю. В., Майер А. А. Барнаул: изд-во БГПУ. — 2002. — 298 с.
  156. СЛ. Урок музыки урок искусства //'Музыка в школе. — 2003. — № 2. — С. .18−27.
  157. Е.В. В поисках более точного ответа // Директор школы.-2001.-№ 1.-С. 79−83.
  158. Теория и практика развивающего обучения. Философско-психологические проблемы развития образования. Ред. Давыдова В. В. М.: Педагогика. — 1994. — 240 с.
  159. Теория и практика личностно-ориентированного образования. // педагогика. 1996. — № 5. — С. .72−80.
  160. .М. Избранные труды в 2-х томах. Т 1. 1985. — 328 с.
  161. .М. Психология музыкальных способностей. М.: Д.: Акад.пед.наук РСФСР. — 1947. — 335 с.
  162. Теплов Б. М: Проблемы индивидуальных различий. М. — 1961. -639с.
  163. С.И. Познание музыкальных способностей студентов в процессе педагогического общения. Монография. Кишинев. Изд-во Штиинца. — 1989. — 124 с.
  164. Т.Э. Карл Орф в начальной школе // Искусство в школе. 1999.-№ 6.-С. 10−16.
  165. Т.Э. Уроки музыки. Система обучения К.Орфа. -М.: ООО «Фирма «Издательство ACT», ООО «Издательство «Астрель». -2000. 96 с.
  166. К.Д. Человек как предмет воспитания // Собр.Соч.: в 11 томах. Т.8. — М. — Л. — 1950. — С. 71.
  167. Философский энциклопедический словарь. —М. 1983. — С. 610.
  168. В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс. — 1990. -368 с.
  169. П.А. Об оптимизации межличностных взаимоотношений учителя и ученика // Специалист. 2004. — № 11. — С. 20−22.
  170. Хрестоматия по педагогике. Часть 2. Барнаул: Изд-во БГПУ. -1999.-255 с.
  171. Хрестоматия по психологии. М.: Просвещение. — 1987. — стр. 266−267.
  172. И.Ю. Научно-педагогичкские основы диалога в личностно-ориентированном образовательном процессе: Автореф. дис. канд. пед. наук. Ростов н/дону. — 2000. — 19 с.
  173. .М. Мировоззрение педагога-музыканта: в поисках смысла. Исследование. М. — 1999. — 204 с.
  174. И.К. Мотивационное программно-целевое обеспечение управления образованием. Барнаул: БГПУ. — 2000. — 102 с.
  175. Т.И. Активизация учения школьников. М.: Педагогика. — 1982.-209 с.
  176. А.А. Аз и буки педагогической науки: введение в педагогическое исследование. Барнаул: Издательство БГПУ. — 2002. — 123
  177. П.А., Воронина Г. А., Юркина Е. В. Учитель ученик: понять, принять, помочь. Ред. Сластенин В. А. Москва-Барнаул. — 1996. -113с.
  178. С.А. Диалог как основа педагогического общения // Вопросы психологии. 1991. -№ L -С. 44−52.
  179. Н.И. Организационно-педагогические условия деятельности учебно-научно-педагогического комплекса в системе непрерывного образования: Дис. канд. пед. наук. Барнаул, БГПУ. — 1998. -156 с.
  180. Е.Ф., Шептенко П. А. Будущему педагогу -воспитателю о личностно-ориентированном педагогическом взаимодействии «педагог-воспитанник». (Теоретический, методико- технологический аспекты). М. — Барнаул: Изд-во БГПУ. — 2003. — 298 с.
  181. Е.Н., Котова И. Б. Развитие личности в обучении: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Академия. — 1999.-288 с.
  182. Е.Н. Гуманизация профессионального становления педагога // Советская педагогика. 1991. — № 9. — С. 80−84.
  183. В.А. Введение в методологию научного исследования. -Л.: ЛГУ. -1972.- 191 с.
  184. П.Г. Очерки по философии образования (статьи и лекции). М.: Педагогический центр «Эксперимент». — 1993- - 154 с.
  185. Г. П. и др. педагогика и логика. М. — 1993. — 167с.
  186. Н.Е. Педагогическая технология. М.: Педагогическое общество России. — 2000. — 224 с.
  187. Н.Е. Педагогическая технология (педагогическое воздействие в процессе воспитания школьника). Краснодар. — 1993. — С. 3.
  188. Элементарное музыкальное воспитание по системе К. Орфа. Сост. И общая редакция серии Л. А. Баренбойма. М.: Всесоюзное издательство «Советский композитор». — 1978. — 367 с.
  189. Эстетическое воспитание: проблемы, поиски, находки. Сб. статей / Ред. Сост. В. Сомов. М.: Исслед. Центр эстетического образования. -1994.- 116 с.
  190. И.С. Требования к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников // Вопросы психологии. 1994. — № 2. — С. 64−76.
  191. И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения // Вопросы психологии. 1995. — № 2 — С. 31−42.
  192. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе // Директор школы. Вып.2. — М. — 1996.
  193. Orff- Jahrbuch, 1969: Orff Institut an der Akademie «Mozarteum» Salzburg. Jahrbuch 1964−1968. — Mainz. — 1969. — 432 s.
  194. Haack H. Schulmusik // Musik-Lexikon. Maihz. — 1967. — 890 s.
  195. Brockhaus enzyklopadie in vierundzwanzig Banden Neunzehnte, vollig neu fearbearbeitete Auflage Sechzehnter Band Nos-Pez F.A. Brockhaus Mannheim. 1991. — 720 s. S. 251.
  196. Карта индивидуально-типологических особенностей студентамузыкального факультета БГПК
  197. Фамилия-------------------------------------имя----------------
  198. Отчество----------------------------------------------------------
  199. Дата рождения---------------------------------------------------
  200. Факультет---------------------------------------------------------
  201. Группа-------------------------------------------------------------
  202. Музыкальное образование------------------------------------
  203. Основной муз. инструмент---------------дополнительный
  204. Самооценка муз. способностей------------------------------
  205. Оценка преподавателя----------------------------------------
  206. Отношение студента к процессу профессиональнойподготовки-------------------------------------------------------
  207. Отношение к муз. исполнительской деятельности------
  208. Удовлетворенность занятиями------------------
  209. Мотивация-------------------------------------------1. Заинтересованность.
  210. Ценностные ориентации--------------------------
  211. Привлекательность занятий----------------------
  212. Самооценка эмоциональных состояний-------
  213. Проявление инициативы--------------------------
  214. Умения устанавливать контакты----------------
  215. Уровень сформированное&trade- волевых качеств
  216. Успеваемость----------------------------------------
  217. Общий уровень подготовки----------------------
  218. АНКЕТА САМООЦЕНКИ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
  219. Как Вы полагаете, к какой музыкально-исполнительской деятельности у Вас развиты способности?
  220. A) Игре на инструменте- Б) Вокалу-1. B) Ритмике и хореографии.
  221. Как Вы полагаете, в какой степени у Вас развиты музыкальные способности, обеспечивающие успех в данном виде исполнительской деятельности?1 23 45
  222. Как Вы полагаете, в какой степени у Вас развито терпение, необходимое для занятий этим видом исполнительской деятельности?1 23 45
  223. Как Вы полагаете, в какой степени у Вас развиты технические навыки игры на музыкальном инструменте?1 23 45
  224. Как Вы полагаете, в какой степени у Вас развиты вокально-исполнительские навыки и умения?1 2 345
  225. Как Вы полагаете, в какой степени у Вас развиты танцевально-двигательные навыки и умения?1 2345
  226. Как Вы полагаете, в какой степени у Вас развиты музыкально-творческие способности?1 2 3 4 5
  227. Как Вы оцениваете комплекс имеющихся у Вас музыкальных способностей?1 23 451. АНКЕТА
  228. ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ ЗАНЯТИЯМИ ПРАКТИКУМА ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ, ОСНОВАННОМУ НА СИСТЕМЕ К. ОРФА»
  229. Считаете ли Вы практикум по музыкальному воспитанию необходимым предметом?1 23 45
  230. Способствуют ли занятия по системе К. Орфа развитию элементарных основ общения?1 23 45
  231. Обеспечена ли на уроке атмосфера эмоционально-психологического комфорта для каждого?1 23 45
  232. Способствуют ли данные занятия развитию инициативы, самостоятельности?1 2 345
  233. Учитываются ли во время занятий Ваши способности, возможности, интересы, склонности?1 2345
  234. Способствуют ли занятия Вашему творческому развитию? 1 23 45
  235. МИНИ-ОПРОСНИК «МОТИВАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ПО МУЗЫКАЛЬНО
  236. ТЕОРЕТИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ» (МОДИФИКАЦИЯ МЕТОДИКИ А.А. РЕАНА)
  237. Результаты данного опроса будут использоваться в обобщенном виде для научно-методических рекомендаций, поэтому фамилию указывать не обязательно. Заранее благодарим Вас за помощь в исследовании!
  238. Вы активно посещаете все занятия по музыкально-теоретическим дисциплинам потому что:
  239. Стремитесь получить хорошие знания по предметам 12 3 45
  240. Стремитесь выдвинуться в число хорошо успевающих учеников 1 2 3 4 5
  241. Стремитесь избежать возможной критики со стороны преподавателя или однокурсников 1 2 3 4 5
  242. Стремитесь избежать нежелательных объяснений с § классным руководителем 1,2345
  243. У Вас есть потребность таким образом добиться уважения со стороны других 1 2 3 4 5
  244. Вы получаете удовлетворение от самого процесса посещения занятий и получения различных навыков, совершенствования своего развития1 2345
  245. Вас привлекает возможность самореализации именно в этом виде деятельности 1 2 3 4 5ш
  246. МИНИ-ОПРОСНИК «ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ЗАНЯТИЙ ПРАКТИКУМА ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ, ОСНОВАННОМУ НА СИСТЕМЕ К. ОРФА»
  247. Занятия практикума по музыкальному воспитанию, основанному на системе К. Орфа, являются привлекательными для меня потому что: 1. Обеспечивают самостоятельность мыслительной работы и деятельности.1 2 3
  248. Открывают путь собственного развития.1 2 3
  249. Обеспечивают самовыражение.1 23
  250. Вызывают чувство удовлетворения от правильно выполненного задания.1 2 3
  251. Удовлетворяют потребность в самоактуализации и самореализации.1 2 3
  252. Создают чувство самоценности.1 2 3
  253. Позволяют добиться авторитета в группе.1 23
  254. Увеличивает возможность социально-психологических контактов.1 23
  255. Обеспечивают социальное признание.1: 2 3
  256. МИНИ-ОПРОСНИК «УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ЗАНЯТИЯМИ ПРАКТИКУМА ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ, ОСНОВАННОМУ НА СИСТЕМЕ К. ОРФА» (МОДИФИКАЦИЯ МЕТОДИКИ А.А.РЕАНА)
  257. ИНСТРУКЦИЯ. Уважаемые студенты! На предложенные Вам вопросы необходимо ответить в зависимости от предложенных вариантов ответов:1 нет-2 скорее нет, чем да-3 не знаю-4 скорее да, чем нет- 5- да.
  258. Результаты данного опроса будут использоваться в обобщенном, виде для научно-методических рекомендаций, поэтому фамилию указывать необязательно. Заранее благодарим Вас за помощь в исследовании!
  259. ШКАЛА А. Удовлетворены ли Вы занятиями практикума по музыкальному воспитанию?
  260. ШКАЛА В. Хотели бы Вы, чтобы занятия по практикуму всегда проходили по тому учебному плану, по которому они проходят сейчас?
  261. ШКАЛА С. Если бы у Вас была возможность выбора, посещали ли бы Вы занятия практикума?
Заполнить форму текущей работой