Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Сущность и содержание детской субкультуры

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Во-первых, в индивидуальных и групповых играх, существенно влияющих на социализацию ребенка. Как указывал Алексей Николаевич Леонтьев (1903−1979), игра выступает ведущей деятельностью ребенка, своего рода школой произвольного поведения и «морали в действии». Она помогает обеспечивать своеобразное моделирование социальных отношений и их усвоение. Индивидуальные игры способствуют познанию реальной… Читать ещё >

Сущность и содержание детской субкультуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В литературе и на практике активно используется понятие «детская субкультура» .

Детская субкультура в широком смысле представляет все то, что создано человеческим обществом для детей и детьми, в узком — смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, используемых в детских сообществах в конкретно-исторической социальной ситуации развития.

Для каждого детского возраста характерна своя субкультура. В процессе социализации ребенок усваивает определенный объем слов и выражений, имеет место своеобразие их осмысления (понимания) и реализации усвоенного в речи, что характеризует его социокультурное развитие как личности.

Сформированное социокультурное своеобразие позволяет ребенку понимать явления объективной действительности, реагировать на них и адекватно проявлять себя в конкретной социальной среде. Оно обладает относительной автономией и характеризуется в зависимости от возраста детей своим языком, содержанием, особенностями восприятия явлений окружающей среды, мышления и поведения, сказывается на их социальном развитии, социализации.

Содержание детской субкультуры — это тот мир, который детское сообщество создавало «для себя» на протяжении всего социогенеза. В зависимости от пола, особенностей психического развития и социализации детей своеобразие их субкультуры проявляется в различных формах.

Во-первых, в индивидуальных и групповых играх, существенно влияющих на социализацию ребенка. Как указывал Алексей Николаевич Леонтьев (1903−1979), игра выступает ведущей деятельностью ребенка, своего рода школой произвольного поведения и «морали в действии». Она помогает обеспечивать своеобразное моделирование социальных отношений и их усвоение. Индивидуальные игры способствуют познанию реальной действительности, саморазвитию. Групповые носят социальный характер. Они предполагают определенные правила, нормы поведения и действия, стимулируя усвоение социального опыта.

Дети, как правило, играют в традиционные народные игры (хороводы, подвижные игры, военно-спортивные состязания). Многие из детских игр вышли из календарных обрядов взрослых. По мнению «реставратора» народных игр Владимира Михайловича Григорьева, традиционные игры, прошедшие через века, доносят до нас отголоски старинных обычаев, элементы древних магических обрядов, религиозных представлений разных народов.

Во-вторых, в детском фольклоре (считалки, дразнилки, заклички, сказки, страшилки, загадки). По мнению Марины Владимировны Осориной, детский фольклор — одна из форм коллективного творчества детей, реализуемого и закрепляемого в системе устойчивых устных текстов, передающихся непосредственно из поколения в поколение детей и имеющих важное значение в регулировании их игровой и коммуникативной деятельности. Он выступает важным показателем детской субкультуры.

Наиболее распространены такие формы детского фольклора, как:

  • — считалки («Аты-баты, шли солдаты, аты-баты — на базар…», «На златом крыльце сидели: царь, царевич, король, королевич, сапожник, портной. Кто ты есть такой?..» и др.), которые помогают детям устранять нежелательные конфликты в детской среде;
  • — дразнилки (именные типа «Андрей-воробей, не гоняй голубей…», а также высмеивающие детские недостатки и проступки (ябедничество, хвастовство, глупость, плаксивость, жадность), например: «жадина-говядина, соленый огурец, на полу валяется, никто его не ест» или «плаксавакса-гуталин, на носу горячий блин!»), благодаря которым детское сообщество осуществляет воспитание. Они также тренируют эмоциональную устойчивость и самообладание, умение отстаивать себя от нападок сверстников в форме словесной самозащиты (ответить дразнилкой-отговоркой).

Важным фактором формирования детского фольклора является информация, которая поступает ребенку через общение, сказки, песни, книги.

Сказка и былины выступают одним из источников построения ребенком картины отношений между людьми, в частности, взаимоотношений в семье. Через них последний эмоционально усваивает качественные характеристики людей, понимание добра и зла, преданности и предательства, героизма и измены, патриотизма и многое другое, наставления и поучения старших.

В сказах и былинах сконцентрированы смысловые образования, которые создавались веками. Таким образом, происходит своеобразный «диалог культур» — прошлого и настоящего в создании образа мира, в частности, мира семейных отношений, формирования культурных полоролевых стереотипов мужчины и женщины, социальных ценностей.

В-третьих, в детском правовом кодексе (знаки собственности, взыскание долгов, мены, право старшинства и опекунское право в разновозрастных группах, право на использование грибного / ягодного места). Его использование влияет на формирование собственного «Я» ребенка, определение его статуса и места в социальной среде.

В-четвертых, в детском юморе (потешки, анекдоты, розыгрыши, поддевки) и наделении прозвищами сверстников и взрослых. Это характерная форма самовыражения, привлечения к себе внимания, стремления выделится. В подобных проявлениях дети иногда могут быть очень жестоки, не считаясь с самолюбием другого ребенка. Основания для розыгрышей, поддевок могут быть самые различные, в том числе, особенности фамилии или имени, какие-либо привычки, формы проявления.

В-пятых, в детской магии и мифотворчестве («колдовство» против везучего, призывание сил природы для исполнения желания, фантастические истории-небылицы). Такая форма проявления часто выступает средством осмысления того, что и как воспринимает ребенок, слушая сказки, былины, просматривая телевидение, наблюдая за поведением взрослых;

В-шестых, в детском словотворчестве (этимология, языковые перевертыши, неологизмы). В процессе коммуникации дети придумывают «тайные языки», недоступные пониманию непосвященных, прежде всего взрослых. Это может быть прибавление к слову какой-либо тарабарской приставки или окончания, типа «ус», тогда обычная фраза принимает странное звучание «Мамаус ушлаус наус работус, приходиус коус мнеус» (мама ушла на работу, приходи ко мне). Старшие дети пользуются особым сленгом в устном общении и разработанной тайнописью, что свидетельствует о стремлении к автономии детской субкультуры.

Также своеобразие субкультуры детей проявляется:

  • — в детском философствовании (вопросы типа «почему», рассуждения о жизни и смерти);
  • — эстетических представлениях (составление веночков и букетов, рисунки и лепка, «секреты»);
  • — стремлении к последней моде (супер), к участию и организации неформальных групп, принятию разнообразных правил поведения и общения у подростков;
  • — религиозных представлениях (детские молитвы, обряды).

Детская субкультура меняется в зависимости от возраста. Передача всего богатства ее содержания происходит непосредственно «из уст в уста» в условиях неформального общения на игровых площадках, в летних лагерях, санаториях, больницах. Лишь к концу периода детства наряду с устными появляются письменные тексты — песенники, девичьи альбомы, «гадалки», сборники анекдотов.

Детская субкультура предоставляет ребенку наиболее благоприятную для него социальную среду и выполняет следующие функции:

  • — социализирующую — основным агентом социализации выступает группа сверстников;
  • — обучения и воспитания (сверстники — лучшие воспитатели);
  • — передачи традиционных культурных средств — детского правового быта, фольклора и игровых правил, овладения собственным поведением; половой идентичности благодаря сравнению с другими мальчикам и девочкам;
  • — экспериментальной площадки для опробования себя, определения границ своих возможностей;
  • — защиты от неблагоприятных воздействий взрослых.

Всякую субкультуру представляет сообщество детей, в котором каждый ребенок — это определенный социокультурный мир и носитель субкультуры. Это сообщество обусловливает зону вариативного развития ребенка. Сверстники в процессе игрового взаимодействия и общения во многом определяют перспективы его социализации, обучения и воспитания. Этим объясняется тот факт, что для родителей далеко не безразлично, в какой субкультурной среде сверстников общается их ребенок и как он себя в ней проявляет.

В подростковой и юношеской среде формируется своя субкультура. Каждая сформировавшаяся подростковая (юношеская) группа отличается своеобразием субкультуры просоциальной, асоциальной или антисоциальной направленности. Она во многом определяется теми, кто входит в группу и средой, в которой первая сформировалась и проявляется. Влияние субкультуры на членов группы исключительно велико и реализуется через нормы, ценности, стереотипы и вкусы, которые ею определяются. В зависимости от направленности субкультуры оно может быть как позитивным, так и негативным.

Социальные нормы и ценностные ориентации выполняют функции важнейших регуляторов социального поведения индивидов и влияют на отношения ее носителей к окружающей среде, на их самоосознание и самоопределение, на выбор сфер и предпочитаемых способов самореализации.

Каждая социокультурная молодежная среда способствует формированию определенных пристрастий, предвзятости, предубеждения по отношению к чему-либо, следованию определенной моде и музыкальным пристрастиям.

Следование моде — важнейший конституирующий признак подростково-юношеских субкультур. Одеваясь в соответствии с последними веяниями моды, подростки и юноши осознанно или неосознанно пытаются выделиться по сравнению с взрослыми, ощутить свою принадлежность к обществу сверстников, к его субкультуре, утвердить свою похожесть на всех и в то же время выделиться среди них. Музыкальные пристрастия позволяют молодым людям через движения и ритмы пережить, выразить, оформить свои эмоции, смутные чувства и ощущения, которые невозможно передать словами. Увлечение тем или иным музыкальным стилем связано обычно с вхождением в определенную группу сверстников и порой диктует соблюдение определенных ритуалов, поддержание соответствующего имиджа в одежде и поведении и даже взглядах на жизнь.

Во взаимоотношениях подростки и юноши стремятся выделиться через речь, компенсировать эмоциональную и «словарную» невозможность выразить свои переживания и чувства. Жаргон оказывает организующее влияние на всю речь, на стиль у носителей субкультуры.

Изучение подростково-юношеской субкультуры исключительно важно для тех, кто непосредственно работает с детьми этого возраста (родители, учителя, социальные педагоги и социальные работники, работающие с «детьми улицы» и безнадзорными).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой