Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Оценка качества деятельности инновационных общеобразовательных учреждений

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертации, теоретические и практические результаты обсуждались на профильных конференциях, областных совещаниях и семинарах руководителей инновационных общеобразовательных учреждений (Воронеж, 1999, 2000, 2001, 2002 г. г.), на российско-американских конференциях, посвященных проблемам образования (Воронеж, 2001, Канзас, 2001… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • С.З
  • Глава I. Оценка деятельности инновационных общеобразовательных учреждений: теоретические основы
    • 1. 1. Категория «качество деятельности образовательных учреждений» в науке и образовании С
    • 1. 2. Возникновение, развитие и становление инновационных общеобразовательных учреждений в Воронежской области С. З
    • 1. 3. Совершенствование требований к организационно-педагогическим условиям деятельности инновационных общеобразовательных учреждений С
  • Выводы по 1 главе
  • Глава II. Проектирование деятельности инновационных общеобразовательных учреждений Воронежской области и ее оценка
    • 2. 1. Основные принципы построения аттестации общеобразовательных учреждений Воронежской области С
    • 2. 2. Построение модели аттестации общеобразовательных школ Воронежской области С
    • 2. 3. Разработка проекта образовательной программы для инновационных общеобразовательных учреждений С
    • 2. 4. Организация деятельности инновационных школ в режиме развития и ее оценка С
  • Выводы по 2 главе

Оценка качества деятельности инновационных общеобразовательных учреждений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В конце 80-х — начале 90-х годов прошлого века педагогическая общественность начала испытывать огромную потребность в преобразовании деятельности образовательных учреждений. Педагогам школы были предоставлены возможности творческой самостоятельности в организации образовательного процесса, а руководителям — право выбора вида учебного заведения и определения содержания его деятельности.

В Воронежской области растет потребность в инновационных общеобразовательных учреждениях. В городе и области функционируют 39 инновационных школ. В связи с этим изучение и научное исследование результатов накопленного опыта, оценка качества деятельности и образования в инновационных образовательных учреждениях представляется необходимым и обеспечивающим ориентиры развития для школ различных регионов страны.

Начавшаяся в конце 90-х годов массовая аттестация общеобразовательных учреждений усиливает потребность в научно-обоснованных подходах и выявлении теоретических аспектов и практических механизмов управления качеством деятельности инновационных общеобразовательных учреждений. В связи с этим проблема развития образования повышенного уровня является актуальной.

В педагогической науке проблема оценки качества деятельности инновационных общеобразовательных учреждений отражена в многообразных аспектах:

— управление школой (В.И. Зверева, В. Ю. Кричевский, М. М. Поташник, Т. Н. Шамова, P.M. Шерайзина и др.);

— специфика управления развитием инновационных учебных заведений (Б.С. Гершунский, Т. А. Каплунович, С. В. Лазарев, A.M. Моисеев, О. М. Моисеева, М. М. Поташник, и др.);

— особенности управления образовательными системами в регионе (В.Н. Аверкин, О. М. Зайченко, A.M. Осипов, М. Н. Певзнер и др.);

— проблемы качества образования и его оценки (М.В. Кларин, И. Я. Лернер, В. М. Монахов, В. М. Полонский, М. Н. Скаткин, Н. А. Селезнева, А.И. Су-бетто, В. П. Симонов, Н. Ф. Талызина и др.).

Анализируя теоретические разработки и практический опыт научных школ, интересы которых лежат в области методологии и теории управления качеством педагогической деятельности, необходимо отметить, что до сих пор не удалось выработать определенной общей стратегии и конкретных механизмов управления качеством образования в современных инновационных образовательных учреждениях. Проведенный анализ существующего научного знания и реальной практики управления качеством деятельности инновационных общеобразовательных учреждений позволил выявить следующие противоречия между:

— перспективами творческого развития инновационных общеобразовательных учреждений области и формальной оценкой их деятельности;

— необходимостью предоставить педагогическому коллективу инновационного образовательного учреждения творческую свободу и осуществлением контроля за организацией образовательного процесса и его результатами;

— инновационными процессами в школьном образовании и уровнем нормативно-правового и научно-методического обеспечения процедур аттестации и аккредитации общеобразовательных учреждений;

— федеральными требованиями к инновационным общеобразовательным учреждениям и исторически сложившейся инфраструктурой инновационных общеобразовательных учреждений в Воронежской области.

Разрешение данных противоречий позволит решить проблему исследования: как оценивать деятельность инновационного общеобразовательного учреждения для определения перспективы его развития?

Осмысление проблемы определило тему исследования «Оценка качества деятельности инновационных общеобразовательных учреждений».

Цели исследования:

— определение организационных принципов построения комплексной системы управления качеством деятельности инновационных общеобразовательных учреждений в региональной образовательной системе;

— реализация общей стратегии и конкретной процедуры оценки качества деятельности инновационных общеобразовательных учреждений, как условие их дальнейшего развития.

Объект исследования — деятельность инновационных общеобразовательных учреждений Воронежской области. Предмет исследования — процесс оценивания качества деятельности инновационного общеобразовательного учреждения.

Гипотеза исследования: объективная оценка качества деятельности инновационного общеобразовательного учреждения может быть осуществлена, если процедура оценивания будет учитывать:

— личностный и социально-педагогический аспект сложного психолого-педагогического явления «качество образования»;

— наличие обратной связи с органами управления образованием и потребителями образовательных услуг.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом, целью и гипотезой в исследовании решались следующие задачи:

1. Выявить особенности функционирования инновационных учебных заведений;

2. Разработать научно обоснованный механизм оценки деятельности инновационных общеобразовательных учреждений области;

3. Разработать образовательную программу деятельности и перспектив развития инновационного образовательного учреждения.

4. Провести экспериментальную проверку эффективности программы, разработанной в ходе диссертационного исследования процедуры оценки качества деятельности инновационного общеобразовательного учреждения.

Теоретико-методологической основой исследования являются теоретические положения о сущности образовательного процесса (Ю.А. Ба-банский, В. П. Беспалько, С. М. Годник, Б. Т. Лихачев и др.), принципах реформирования содержания образования (В.В. Краевский, B.C. Леднев, И. Я. Лернер, М. И. Махмутов, М.Н. Скаткин) — исследования по проблемам различных аспектов управления школой в режиме развития, внутришкольнгого управления (Т.М.Давыденко, А. М. Моисеев, В. С. Лазарев, М. М. Поташник, П. И. Третьяков, Т. И. Шамова и др.) — содержания и особенностей управленческой деятельности руководителя школы (В.И.Безруков, В. И. Зверева, Ю. А. Конаржевский, В. М. Лизинский, Е. А. Ямбург и др.) — основ оценочно-критериальной системы оценки качества и эффективности педагогического процесса, деятельности педагога, обоснование критериев и показателей эффективности образовательного процесса (Ю.К.Бабанский, В. М. Блинов, Н. И. Вьюнова, Н. Д. Никандров,.

Н.М.Трофимова и др.).

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы исследования:

— теоретический анализ психолого-педагогической и философской литературы, нормативной и инструктивно-методической документации по проблеме исследования;

— историко-педагогический анализ становления и развития гимназического образования в России и Воронежской области;

— сбор, фиксация, классификация и обобщение эмпирического материала, анализ педагогического опыта инновационных общеобразовательных учреждений Воронежской области;

— наблюдение, анкетирование, интервьюирование, собеседование, тестирование, экспертное оценивание, мониторинг, педагогический эксперимент;

— математическая и статистическая обработка экспериментальных данных, графическое представление полученных результатов.

База исследования:

— историко-архивные данные о деятельности гимназий в России и Воронежской области в 19-начале 20 века;

— опыт работы современных гимназий и лицеев в различных регионах России;

— муниципальные общеобразовательные учреждения Воронежской области (Аннинский лицей, гимназия № 10, гимназия им. Платонова, Нижнедевицкая гимназия, Хохольский лицей, Калачеевская гимназия).

Этапы исследования:

На первом этапе (1998;1999 г. г.) проведен анализ литературы для уточнения категорий: «качество деятельности», «качество образования», «управление образованием" — выявлены основные принципы формирования системы управления качеством образования. На этом этапе была разработана и обоснована технологическая последовательность формирования системы оценки качества деятельности инновационных общеобразовательных учреждений Воронежской области.

На втором этапе (1999;2000 г. г.) осуществлена разработка региональной модели образовательной программы общеобразовательного учреждения нового типа, определены основные подходы к оценке деятельности инновационных общеобразовательных учреждений Воронежской области.

На третьем этапе (2000;2004 г. г.) внедрялось региональное Положение об инновационном общеобразовательном учреждении, реализовывалась образовательная программа, определялась ее эффективность.

Научная новизна исследования определяется тем, что в нем:

— выявлены и систематизированы специфические особенности функционирования инновационных общеобразовательных учреждений на современном этапе;

— определены этапы становления инновационных общеобразовательных учреждений Воронежской области;

— обоснованы критерии оценки деятельности инновационных общеобразовательных учреждений;

— создана образовательная программа для общеобразовательных «школ развития».

Теоретическая значимость исследования состоит в:

— систематизации понятий и категорий, используемых в управлении качеством деятельности инновационных общеобразовательных учреждений;

— выявлении исторической преемственности в размещении по региону и развитии общеобразовательных учреждений повышенного уровня;

— предложенном подходе к анализу взаимодействия инновационного общеобразовательного учреждения с органами управления образованием и населением в ходе осуществления образовательной деятельности и аттестации;

— разработке теоретических положений о процедуре оценивания качества деятельности инновационных общеобразовательных учреждений;

— Практическая значимость исследования заключается в том, что обобщен опыт двадцатилетней работы инновационных общеобразовательных школ Воронежской области и России, имеющих тенденцию развития, сохраняя свои территориальные особенности. Разработанная процедура оценивания (аттестации) инновационных образовательных учреждений может быть апробирована в других регионах страны. Материалы исследования могут быть включены в лекционные курсы, обсуждаться на семинарских занятиях в ИПК при переподготовке кадров руководителей школ. Практическое использование результатов исследования может способствовать повышению уровня образовательного процесса общеобразовательных учреждений всех видов.

Разработанные в диссертации подходы к моделированию системы управления качеством образовательного процесса могут быть использованы при аттестации и аккредитации общеобразовательных учреждений, при разработке их концепций развития и образовательных программ, в практике работы руководителей общеобразовательных школ.

Достоверность полученных выводов и результатов обеспечивается соблюдением методологических требований к научному исследованию: полнота совокупности источников, явное и четкое формулирование используемых понятий и категорий, взаимодополняющие методы исследования, соответствующие его целям и задачам, а также специфике объекта и предмета исследования, опора на большой массив эмпирического материала, проверка теоретических положений и практических рекомендаций в ходе педагогического эксперимента.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Возникновение и особенности функционирования общеобразовательных учреждений повышенного уровня культурно-исторически обусловлены. Управление региональной образовательной системой позволяет обеспечить условия для развития интеллектуального потенциала личности, овладения духовной культурой.

2. Оценка качества деятельности инновационных общеобразовательных учреждений предполагает обратную связь и единство компонентов «потребители образовательных услуг — общеобразовательное учреждение — органы управления образованием», обеспечивающих необходимую коррекцию траектории развития общеобразовательного учреждения.

3. Образовательная программа инновационного общеобразовательного учреждения обеспечивает переход на новый уровень развития и является комплексным организационно-управленческим документом, наиболее полно отражающим интересы, возможности и потребности всех участников образовательного процесса.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертации, теоретические и практические результаты обсуждались на профильных конференциях, областных совещаниях и семинарах руководителей инновационных общеобразовательных учреждений (Воронеж, 1999, 2000, 2001, 2002 г. г.), на российско-американских конференциях, посвященных проблемам образования (Воронеж, 2001, Канзас, 2001), на российских и региональных конференциях по проблеме, использованы при разработке областных программ развития образования (1996, 2001 г. г.) Результаты исследования внедрены в учебный процесс муниципальных общеобразовательных учреждений: Аннинский лицей, гимназия № 10, гимназия им. Платонова, Нижнедевицкая гимназия, Хохольский лицей, Калачеевская гимназия.

Структура диссертации. Диссертация состоит из Введения, двух глав, Заключения, списка использованной литературы и приложений.

Выводы по II главе.

1. Экспериментальная работа по разработке и внедрению модели образовательной программы в инновационных общеобразовательных учреждениях вызывает профессиональный интерес педагогических коллективов и актуализирует скрытые резервы творческого поиска путей достижения качества образования через организацию деятельности щ субъектов образовательного процесса.

2. Разработанная модель образовательной программы инновационных общеобразовательных учреждений является универсальной и позволяет учесть основные составляющие деятельности образовательных учреждений при сохранении культурных региональных и местных особенностей.

3. При современном подходе к разработке образовательных программ следует учитывать спрос на образовательные услуги и готовность образовательного учреждения их удовлетворить.

4. Планирование ожидаемых результатов образовательной деятельности инновационных общеобразовательных учреждений предполагает формирование образованной, социально-зрелой, способной к саморазвитию личности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Качество деятельности общеобразовательных учреждений является важной характеристикой состояния образования в нашей стране. Реформирование и модернизация образования всегда предполагают такие изменения, которые бы способствовали достижению соответствия программ образования современному уровню представлений о мире, научных достижениях в различных областях человеческого познания, в том числе и самого человека. Современная школа определяет вектор и содержание не только технического и технологического совершенствования производства, но и самого субъекта человеческой деятельности, его активности и отношения к миру. Анализ научных данных и констатирующий этап нашего исследования подтверждает мнение о том, что резервы, потенциал образовательных возможностей школы используются довольно часто без учета знаний куда идти, что необходимо достигнуть, какие условия надо создавать и сколько времени необходимо затратить.

Оценка качества деятельности инновационных общеобразовательных учреждений непосредственно связана с оценкой качества образования, которая предполагает динамическое усложнение возможностей обучающихся при решении не только учебных, но и личных, общественных задач.

Грамотное, целесообразное построение образовательной деятельности позволяет использовать школьное пространство и время продуктивно, с ориентацией на значимый результат — качество образования. Однако достигнуть его можно только в условиях развивающейся активной школьной жизни.

Общеобразовательные учреждения Воронежской области различны по уровню своей материально-технической оснащенности, организации образовательного процесса, качеству образования, получаемого обучающимися, поэтому наличие школ, работающих в режиме развития необходимы для динамичного, позитивного становления образовательной среды, производящей важнейший продукт общества — образованную личность.

В целом можно сделать вывод, что экспериментальная проверка разработанного проекта образовательной программы свидетельствует о ее эффективности. Результаты теоретического и экспериментального исследования, проведенного на базе инновационных школ Воронежской области подтвердили предположение о необходимости проектирования деятельности образовательных учреждений повышенного уровня с учетом их достижений и перспективного развития. Выдвинутая гипотеза подтверждена. Цели исследования достигнуты. Задачи решены. Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

1. Изучение деятельности инновационных общеобразовательных учреждений позволило выявить особенности их функционирования, которые проявляются в целевых установках, содержании образования, тематике экспериментально-инновационных исследований, кадровом составе, качественном составе обучаемых, создании развивающей среды (современная учебно-материальная база, режим занятий, реализация дополнительных образовательных программ, использование научного и кадрового потенциала высших учебных заведений), характере общения субъектов образовательного процесса.

2. Оценка деятельности инновационных общеобразовательных учреждений предполагает учет всех составляющих образовательного пространства как особой целостной и развивающейся конструкции школьной жизни ребенка на различных этапах его взросления с учетом его многообразных особенностей: здоровья, способностей, интересов, мотивации и склонности к предметной деятельности. Оценивание предполагает учет основных компонентов образовательной системы, обеспечивающей проявление положительных сторон личностного развития воспитанников.

Основным механизмом оценки качества деятельности инновационного общеобразовательного учреждения (МОКДОУ) является региональная система аттестации общеобразовательных учреждений, включающая в себя технологии, средства, критерии, обеспечивающие объективную оценку деятельности новых видов общеобразовательных учреждений и позволяющие оказывать воздействие на их развитие. Основными составляющими МОКДОУ являются организационно-правовое функционированиеобразовательные программы, материально-техническое и учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.

4.Успешное проектирование деятельности общеобразовательных учреждений нового вида (гимназии, лицеи) определяется научно-обоснованным подходом к разработке программ и организации образовательного пространства, что обеспечивается взаимодействием органов управления образованием, образовательных учреждений, их компетентностью в разработке направлений развития данного вида школ.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.Н. Аттестация: опыт и перспективы / Комитет образования Администрации Новгород, обл.- Новгор. регион, центр развития образования.- Новгород: б/и, 1999.-46с.
  2. М.В. Историческая записка о Смоленской губернской гимназии. Смоленск, 1912
  3. И.Ю. Педагогическая идея: зарождение, осмысление, воплощение. СПб., 2000
  4. И.В. Современные подходы к деятельности учителя. М., 1996.- С.40−42
  5. О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления/О.С.Анисимов М.- Экономика, 1991
  6. Антология педагогической мысли России XVIII в. М., 1984
  7. А.Г. Психология 21 века и рождение вариативного образовательного пространства России/ А.Г. Асмолов// Мир психологии. 1999. — № 1. — С. 198−208
  8. Т.П., Елисеева И. А., Немова Н. В. Аттестация педагогических и руководящих кадров в образовании. — М., 1996. — С.44−46
  9. Ю.К. Избранные педагогические труды (Сост. М. Ю. Бабанский. М., 1989. — 560 с.
  10. Ю.Безруков В. И. Формирование культуры стимулирования в управленческой деятельности руководителей школы. Дис. .канд. пед. наук. -М., 1995
  11. В.П. Стандартизация образования: основные идеи и понятия. // Педагогика. 1991. № 5, С. 16 24.
  12. В.М. Эффективность обучения (Методический анализ определения этой категории в дидактике). М.: Педагогика. 1976.- 191с.
  13. З.Боголюбов JT.H. К вопросу об универсальном образовании //Современная гимназия и универсальное образование. М., 1995 С. З 645
  14. В.А., Новичков В. Б. Реформа педагогического образования. //Педагогика, 1992.-№ 7−8
  15. Большая советская энциклопедия. 3-е изд. — М., 1972. — Т.8. — 485 с
  16. Большой энциклопедический словарь. В 2-х тт. / Под ред.А. М. Прохорова.- М., Сов.энцикл., 1991., 768 с.
  17. Е.А., Вагина Л. И., Красножон В. И., Колле А. Б. Аттестация школы: документы, технологии, тесты. — М., 1997.- 81 с.
  18. С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. — М.: НМЦ СПО, 1999. 538 с.
  19. С.В. Теоретические основы дифференциации образовательных программ. Автореферат дис. .доктора пед.наук. СПб., 1999
  20. Воронежский край с древнейших времен до конца XVII века: Документы и материалы по истории края. Воронеж, 1976 С.76−94
  21. JI.C. Развитие высших психических функций. М., 1960.
  22. А.А. Образовательная программа // Школьные технологии, 2002, № 5.
  23. Гегель. Энциклопедия философских наук, § 90. М., 1974.
  24. .С. Философия образования для XXI века. М.1998
  25. .С., Полат Е. С. Прогностическая концепция гимназического образования и программа ее реализации // Современная гимназия. Взгляд теоретика и практика. М., 2000. С. 14−27
  26. С.М. Процесс преемственности высшей и средней школы. — Воронеж, 1981.- 208 с.
  27. В.В. Оценка, рейтинг, тест. // Школьные технологии. М., 1998.- С.3−24
  28. Г. В. Проектное управление качеством образования в регионе // Стандарты и мониторинг в образовании, 2001. № 2 С. 12−18
  29. Т.М. Рефлексивное управление школой: теория и практика. Москва Белгород, 1995. — 252 с
  30. Н. Управление проектами образования // Народное образование, 2002, № 5.31.3айченко О. М. Формирование у учащихся представлений о процессе научного познания: Методические рекомендации. Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. — 32 с.
  31. Закон РФ «Об образовании» // Бюллетень Госкомитета РФ «Об образовании». 1996. № 2, С. 2.
  32. Н.К. Аттестация как способ повышения квалификации учителей: Автореф. Дисс.к.п.н. СПб., 1997. 21 с.
  33. Л.П. Программа развития школы: структура, содержание, перспективное планирование. М., 2003.
  34. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в. /Под ред. А. И. Пискунова. М., 2001
  35. В.Г. Образовательная система как объект оценивания: Автореф. дисс.к.п.н. М., 1995. — 17 с
  36. В.Б. Только один способ управления эффективен. // Народноеобразование, 1997. № 1. С.5−7.
  37. И. Цветущее состояние Всероссийского государства // Воронежский край XVIII века в описаниях современников. Воронеж, 1992. С.38−49
  38. М.В. Инновации в мировой педагогике. Рига, 1995
  39. М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. М., 1989
  40. Т.А. Аттестация образовательных учреждений. Автореф. дис.канд. пед. наук. -Кемерово, 2001.-24 с.
  41. Ю.А. Система. Урок. Анализ // Управление образованием. Псков: 1996. 19 с.
  42. В.В. Методология педагогического исследования. Самара, 1994.- 163 с.
  43. Ю.Э. Технология обучения в имитационно-деятельностной игровой форме/Ю.Э.Краснов. Минск- НИО, 1998
  44. В.Ю. Многогранность управления // Управление современной школой (Размышления руководителя) /Под ред. В. Ю. Кричевского. СПб. 1998. С. 14.
  45. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. — Л.: ЛГУ, 1970.- 114 с.
  46. B.C., Поташник М. М. Как разработать программу развития школы. М., 198 951. Левит М. В. К формированию концепции гимназического образования в Российской Федерации // Современная гимназия и универсальное образование. Сборник статей. М., 1995. С.5−7
  47. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М., 1993
  48. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Изд. 2-е. М.: Политиздат, 1977. 304 с.
  49. И.Я. Теория современного процесса обучения, ее значение для практики. // Советская педагогика. 1999. № 11. С. 10 16.
  50. В.М. Идеи к проектам и практика управления школой. М.: ОЦ «Педагогический поиск», 1999. 160 с.
  51. .Т. Философия воспитания. М., 1995
  52. М.В. Полн. собр. соч. Т.9. Служебные документы. М.-Л., 1955, с. 477−478).
  53. Т.А. Образовательная программа школы // Образование в современной школе, 2002, № 1.
  54. З.А. Школа и педагогика за рубежом. М., 1983 .-172 с.
  55. М.И. Организация проблемного обучения в школе. М., 1986
  56. Международные стандарты. Управление качеством продукции. ИСО 9000 ИСО 9004, ИСО 8402. — М.: Издательство стандартов, 1988.
  57. A.M., Моисеева О. М. Заместитель директора школы по научной работе. М., 1996
  58. С.Г. Аттестация: современный подход. // Народное образование. 2000. — № 1. — С. 23−29
  59. Т.К., Виноградова Н. К. Составление образовательных программ (практические рекомендации). М., 2001
  60. В.М., Орлов В. А., Фирсов В. В. Дифференциация обу чения в средней школе. // Советская педагогика, 1990. № 8, С. 42 47
  61. В.М., Смыковская Т. К., Проектирование авторской (собственной) методической системы учителя, «Школьные технологии» № 4, 2001, стр. 48−65
  62. Г. Н. Педагогические основы проектирования системы аккредитации учреждений общего среднего образования: Автореф. дисс. .к.п.н. — М., 1998.- 18 с.
  63. В. Деятельностный подход к содержанию высшего образования/В.Никитаев//Высшее образование в России. 1997. — № 1 С.34−44
  64. С.И. Толковый словарь русского языка. — М., 1984. — Т.1.-816 с.
  65. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. XVIII-первая половина XIX в. М., 1973. 412с.
  66. B.JI. Системное управление качеством образования в школе, /под ред. А. И. Субетто. Изд. 2-е. СПб.- М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. — 239 с.
  67. Н.Н. материалы для истории Воронежской губернской гимназии: Гимназия в эпоху 1834−59 годов // Памятная книжка Воронежской губернии на 1916 г. Воронеж, 1916 С.66−69
  68. Г. Н. Продуктивно-обобщающий подход к совершенствованию педагогического образования/ Науч.ред. Н. М. Трофимова Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2003
  69. М.Н., Зайченко О. М. Педагогика открытости и диалога культур. М., 2000 г., 263 стр
  70. А.В. Психология о каждом из нас и каждому из нас о психологии. — М.:Издат. Центр Рос. Гуманит. Ун-та. — 1996.- 348 с.
  71. Положение о порядке аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений. // Образование в документах, 1999. № 2
  72. В.М. Понятийно-терминологический словарь по народному образованию и педагогике / Рос. акад. образования. Ин-т теории образования и педагогики. Центр общ. и нормат. методологии. М., 2001.- 127 с.
  73. В.А. Технология карьеры. — М.1995.- 315 с.
  74. М.М. Инновационные школы России.-М., 1996
  75. Ю.В., РогачевС.А. История школы и народного просвещения Воронежского края. XVIII-начало XX века. — Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края. 1999. — 528 с.
  76. C.JI. Проблемы общей психологии. М., 1976.-416с.
  77. С.Я. Основы общей психологии. Т.1. — М.: Педагогика. 487 с.
  78. Н.А. «Отечественная квалиметрическая научно-практическая школа в системе высшего образования: становление, этапы и итоги становления, перспективы развития» М., 2002, 9с.
  79. В.В., Такташев Е. В. Резидентная модель памяти //Сборник тезисов «ИТО-97». М., 1997
  80. , В.П. Урок: Планирование, организация и оценка эффективности. М., 2003. — 185 с.
  81. М.Н., Краевский В. В. Содержание общего образования. Проблемы и перспективы. М.: Знание, 1981. — 96 с.
  82. А.И. Концепция стандарта качества базового высшего образования / Системная методология стандарта и проблеманормативного отражения в стандарте фундаментализации образования. М.: Изд-во Пер. акад. наук и искусств, 1992.
  83. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Изд-во МГУ. — 1975. — 344 с.
  84. Л.И. Управление школой по результатам: Практика педагогического менеджмента .-М.: Новая школа, 1997, — 288 с.
  85. Труды Воронежской Ученой Архивной Комиссии. Вып. 1. Воронеж, 1902. С. 10−19
  86. И.Ф. Педагогика в вопросах и ответах. -М.: Гардарики. — 2001.- 256 с.
  87. В.Ф. Место универсальности и элитности в гимназическом образовании // Современная гимназия и универсальное образование. Сборник статей. М., 1995. С. 89−97
  88. В.Д. «Философия образования и образовательные политики».-М., 1993″
  89. Т.И. Исследовательский подход в управлении школой (Биб-чка Современная школа: проблемы руководства). М.: АПП ЦИТП, 1992. — 64 с.
  90. Р. М. Амбивалентный подход к модернизации педагогического образования в современном университетском комплексе // Интеграция образования. 2003. — N 3. — С. 16−20
  91. С.Е., Кальней В. А. Мониторинг качества образования в школе. М.: Российское педагогическое агентство, 1998. — 354 с.
  92. JI.H. Записки //Русские мемуары. Избранные страницы. XVIII в. М., 1988. 307 с.
  93. Е.А. Школа на пути к свободе: Культурно-историческая педагогика. М.: «ПЕРСЭ», 2000. 351 с.
  94. И. «Украинский Сократ» на воронежской земле // Подъем. 1986. № 8.
  95. Systeme und Verfahren der Zertifizierung von Qualifikationen in der Europaischen Gemeinschaft: Vergleichende Analyse / European Institute of Education and Social Policy Jean Gordon. 1993. 107 c.
  96. V. Nikitin. Forming the Senior Pupils' communicative culture / V. Nikitin. // To the XXI century together. Russain-American Conference. -Voronezh:Administration of the Voronezh Oblast Commettee of Education, Kansas State University 2000.
Заполнить форму текущей работой