Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Изучение навыков чтения и письма

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методика: вычленение звуков из слова. Называется слово и показывается соответствующая картинка (кукла, береза). Ребенок должен ответить на следующие вопросы: Общее число слов (учитываются все лексические единицы текста, невзирая на их семантический статус, употребление одного и того же слова не учитывается); При проверке навыка письма оценивается правильность, аккуратность, умение переписывать… Читать ещё >

Изучение навыков чтения и письма (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Для более точного определения качества чтения учащихся предлагается прочитать небольшой знакомый рассказ из учебника по чтению.

При проверке навыков чтения учитывается его техника (правильность, беглость, выразительность, соблюдение звукового состава слов, ударение, соблюдение правил орфоэпии русского языка, деление фраз на синтагмы, интонация) и понимание читаемого (что является наиболее важным).

В целях проверки понимания прочитанного учащимся предлагается:

  • — сделать схематический рисунок к тексту;
  • — ответить на вопросы по тексту (фактического порядка и на выявление основной идеи рассказа);
  • — пересказать содержание рассказа.

При обследовании заполняется два протокола:

Форма протокола № 1

Оценка техники чтения

Правильность чтения.

Беглость чтения.

Соблюдение звукового состава слов.

Ударение в словах, логическое ударение во фразах.

Соблюдение правил орфоэпии русского языка.

Выразительность.

Деление фраз на синтагмы.

Интонационная структура.

Примечание.

Форма протокола № 2 Оценка понимания прочитанного текста

Вопросы по тексту.

Ответы учеников.

Рисунки к тексту.

Пересказ прочитанного.

Примечание.

При проверке навыка письма оценивается правильность, аккуратность, умение переписывать с доски или из книги (по буквам, по словам, по словосочетаниям).

Изучение развития связной письменной речи

Экспериментально (В. Я. Ляудис, И. П. Нэгуре) показано, что лишь ситуация сочинения учениками собственного текста мотивирует деятельность письменной речи во всей полноте ее функций.

Ученикам предлагается написать сочинения творческого характера следующего типа:

  • — сочинение по картине;
  • — сочинение по наблюдениям;
  • — сочинение-сказку;
  • — сочинение по впечатлениям эмоционального характера (от праздника, кинофильма, любимого занятия, экскурсии и т. п.)

Параметры, которые можно использовать при характеристике состояния письменной речи:

  • — общее число слов (учитываются все лексические единицы текста, невзирая на их семантический статус, употребление одного и того же слова не учитывается);
  • — общее число фраз;
  • — средняя длина фразы (количество слов в каждой фразе);
  • — глубина фраз (указывает на степень сложности структуры фразы);
  • — связность;
  • — контекстность.

Особенности ориентировки на слово (и владение соответствующей терминологией).

Характер ориентировки ребенка на речевую действительность и ее элементы может служить показателем общей позиции ребенка (практической или теоретической) относительно этой действительности. Особенности усвоения учащимися с нарушенным слухом звуковой и грамматической формы слова должны рассматриваться во взаимосвязи с лексическим значением и особенностями функционирования слова на уровне предложения.

Звуко-слоговой анализ слов

Методика: вычленение звуков из слова. Называется слово и показывается соответствующая картинка (кукла, береза). Ребенок должен ответить на следующие вопросы:

  • • Какое слово я сказала? (кукла)
  • • Какой 1 (2, 3, …) звук (слог) в слове?
  • • Назови первый (последний) звук в слове «береза».
  • • Раздели слово на слоги.
  • • Придумай слова со звуком «к», «б» и др.
  • • Придумай слова, начинающиеся на букву «с», «д» и др.

Анализ словесного состава предложения

  • а) Для анализа даются предложения различной структурной сложности, например:
    • — Птицы летают.
    • — Собака лает.
    • — Мама приготовила суп.
    • — На улице идет снег.
    • — Вместе играть весело.
    • — У девочки есть пять чистых тетрадей.
    • — В нашем классе все ребята дружные.

Методика: учащимся поочередно предлагается каждое предложение. Сначала — устно, если материал не воспринимается, то устно-дактильно, а затем письменно. При анализе результатов обращается внимание на способ восприятия речевого материала. Даются задания:

  • — Сколько слов в предложении?
  • — Назови 1 (2, 3, …) слово.
  • б) Затем проверяется умение самостоятельно придумывать предложения:

Придумай предложение со словом «белка» (интересно, три, идет, добрый). Назови 1 (2, 3, …) слово.

  • в) Определение владения категорией (неодушевленности, рода, числа существительных, времени глаголов, качества предметов. Эти задания даются в III—IV классах. Для проверки состояний знаний по данному вопросу учащимся предлагается:
    • — придумать (вычленить из предложения) слова;
    • — расположить на карточках данные слова, картинки с обозначением в соответствующие графы таблиц.

Таблицы

Кто.

Что.

Мужской род (он).

Женский род (она).

Средний род (оно).

Единственное число.

Множественное число.

Настоящее время (что делает?).

Прошедшее время (что сделал?).

Будущее время (что будет делать?).

Какой?

Какая?

Какое?

Какие?

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой