Традиционные представления бурят о здоровье и здоровом образе жизни как составной компонент содержания основного общего образования
Диссертация
Положения, результаты и материалы исследования обсуждались на Всероссийской конференции «Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире». — Коломна, 2000; на XXXIX Международной научно-практической конференции: «Ребенок и Север. Проблемы формирования здоровья и адаптации детей и молодежи в среде обитания». — Мурманск, 2001. Результаты служили предметом обсуждения… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Обзор литературы
- 1. 1. Социально-педагогические предпосылки формирования здорового образа жизни учащихся средствами образования
- 1. 2. Здоровьесберегающие педагогические технологии в образовательной школе
- 1. 3. Педагогический опыт использования здоровьесберегающих информационных и гигиенических технологий в практике школьного образования
- 1. 4. Педагогические и психосоциальные особенности формирования здорового образа жизни у подростков
- 1. 5. Интеграция тематики здорового образа жизни в учебные предметы
- Глава II. Методы и организация эксперимента
- 2. 1. Методика анализа содержания тематики формирования здорового образа жизни в материале учебников для общеобразовательных школ Российской Федерации по предмету «Биология. Человек»
- 2. 2. Организация на констатирующем и формирующем этапах
- Глава III. Результаты собственного исследования
- 3. 1. Содержание образовательного этнокультурного компонента при формировании здорового образа жизни в школах Бурятии
- 3. 2. Формирование знаний, умений и навыков здорового образа жизни в условиях экспериментального обучения в бурятской национальной школе с использованием образовательного этнокультурного компонента
- 3. 3. Результаты апробации экспериментального содержания предмета «Биология» (курс «Человек») для учащихся IX классов
Список литературы
- Айзман Р.И., Абаскалова Н. П. Медико-социальные и психологические аспекты формирования здоровья // Валеологическое образование (проблемы, поиски, решения). Сборник научных трудов. -Липецк: ЛГПУ, 1996. С. 3−12.
- Акбашев Т.А. Валеопедагогика как система // Проблемы педагогической валеологии. Сборник научных трудов. СПб.: СПбГУПМ, 1996.-С. 7−9.
- Акбашев Т.А. Всеобщая валеограмотность: шаг первый // Народное образование. — 1995. № 5. — С. 107−112.
- Алмазов В.А., Шляхто Е. В. Профилактика болезней сердца. Л.: Медицина, 1988. — 83 с.
- Ананьев В.А. Введение в психологию здоровья. Учебное пособие. СПб.: Балтийская Педагогическая Академия, 1998. — 148 с.
- Андреева Н.Д. Развитие понятий по экологии человека в курсе школьной биологии. Дисс.. канд. пед. наук: (13.00.02). СПб., 1992. -148 с.
- П.Анисимова Т. С. Формирование ценностных ориентаций старшеклассников. Автореферат дисс.. канд. пед. наук (13.00.01). -Краснодар, 1996. 17 с.
- Апанасенко Г. А. Индивидуальное здоровье как предмет исследования валеологии // 5 Национальный конгресс по профилактической медицине и валеологии 21−24 июня 1998, Санкт-Петербург, Россия: Тезисы докладов. СПб.: РИПМиВ, 1998. — С. 10−12.
- Артеменко О.И., Яфаева В. Г. Влияние двуязычия на интеллектуальное развитие детей. Языки семьи и школы / Под ред. С. Кроона и Г. В. Хруслова. М.: ИНПО, 2001. — 184 с.
- Н.Аршавский И. А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. (Основы негэнтропийной теории онтогенеза). -М.: Наука, 1982.-270 с.
- Асадулина С.Х., Усманова Т. К. Технологии обучения здоровью в системе образования // 5 Национальный конгресс по профилактической медицине и валеологии 21−24 июня 1998, Санкт-Петербург, Россия: Тезисы докладов. СПб.: РИПМиВ, 1998.-С. 41.
- Асеева М.А. Лекарственные растения тибетской медицины. -Новосибирск, 1985.
- П.Асеева М. А., Найдакова Ц. А. Пищевые растения в тибетской медицине. Новосибирск, 1998.
- Ахаян Т.К. О функции моральных знаний в формировании общественной направленности личности старших классов // Нравственное воспитание школьников в коллективе. Л.: ЛГПИ, 1970. — С. 62−81.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. / Общедидактический аспект/ М.: Педагогика, 1997. — 256 с.
- Баевский P.M., Берсенева А. П., Максимов А. Л. Валеология и проблема самоконтроля здоровья в экологии человека: Учебно-методическое пособие. В 2-х частях. 4.1. Магадан: СВНЦ ДВО РАН, 1996. — 55 с.
- Байер К. Здоровый образ жизни. М.: Мир, 1997. — 368 с.
- Баранчукова Г. А., Щербакова М. А., Охремчук Л. А. и др. Опыт внедрения валеологии в систему школьного образования // Вестник Балтийской Академии. 1996. — Вып.9. — С. 52−54.
- Беляева А.П. Методика систематизации знаний, умений и навыков в содержании профессионально-технического образования. М.: Высшая школа, 1979. — 224 с.
- Беспал ько В. П. Элементы теории управления процессом обучения. 4.1. -М.: Знание, 1970. 80 с.
- Биология: Человек. Учебник для 9 класса общеобразовательных учебных заведений. / Под. ред. А. С. Батуева. М.: Просвещение, 1994. -240 с.
- Благодарова Г. В., Богданов Г. Ш. Гигиеническое и половое воспитание учащихся в курсе биологии (8 класс): В помощь учителю. -Фрунзе: Меххтеп, 1987. 84 с.
- Богоявленский Д.Н., Менчинская Н. А. Психология усвоения знаний в школе. М.: Изд-во АПНкад.пед.наук, 1959. — 347 с.
- Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. -М.: Просвещ., 1968. 464 с.
- Божович Л.И. Психология формирования личности. 1995.
- Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопр. Психологии, 1979. № 1. -С. 23−25.
- Бок К. Э. Человеческое тело, его строение, жизнь и холя. Руководство для учащихся. Изд. 14-е. СПб.: тип. А. Пуальсона, 1907. -247 с.
- Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию: книга для учителя. М.: Просвещение, 1985. — 144 с.
- Боровицкий П.И., Винниченко П. Ф., Яковлева О. С. Преподавание анатомии и физиологии человека. М.-Л.: Изд-во Академии пед. наукАПН РСФСР, 1947.- 167 с.
- Брехман И.И. Валеология наука о здоровье. — М.: Физкультура и спорт, 1990.-206 с.
- Брехман И.И. Введение в валеологию науку о здоровье. — Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1987. — 123 с.
- Бруновт Е.П., Зверев И. Д., Малахова Г. Я. и др. Методика обучения анатомии, физиологии и гигиены человека. М.: Просвещение, 1973. — 383 с.
- Бруновт Е.П., Малахова Г. Я., Соколова Е. А. Уроки анатомии, физиологии и гигиены человека: Пособие для учителя. М.:Просвещение, 1984. — 192 с.
- Бурхинов Д.М. и др. Народная педагогика и современная национальная школа. Улан-Удэ: педин-т, 1993. — 136 с.
- Бурхинов Д.М., Моллонгов Б. Ш. Вопросы этнопедагогики в школе. Улан-Удэ: Бэлиг, 1994.
- Вайнер Э.Н. К вопросу об основополагающих признакахвалеологии // Валеология. 1997. — № 4. — С.5−7.
- Валеология: Учебная программа / Автор-сост. Н. М. Полетаева. -СПб. ЛОИУУ, 1995,-32 с.
- Валеология: Учебное пособие. / Под общей редакцией В. П. Соломина, Ю. Л. Варшамова. СПб.: Образование, 1995. — 205 с.
- Варавва М.П. Научный курс анатомии, физиологии и гигиены. Руководство для средних учебных заведений. Изд-е 7-е, испр. и доп. М.. Университетская тип., 1904. — 166 с.
- Васильева З.А., Любинская С. М. Резервы здоровья. М.: Медицина, 1984. — 320 с.
- Васильева З.И. Воспитание убеждений у школьников в процессе обучения: Учебное пособие к спецкурсу. Л.: ЛГПИ, 1981. — 82 с.
- Васильева З.И. Единство воспитания и обучения школьникоа. -Л.: Об-во «Знание» РСФСР, 1980. 36 с.
- Виленский М.Я. Социально-психологические детерминанты формирования здорового образа жизни // Теория и практика физической культуры. 1994. — № 9. — С. 9−11.
- Вилюнас С.К. Психологические механизмы мотивации человека. -М.: Изд-во МГУ, 1990. 288 с.
- Воробьев В.И. Здоровье в твоих руках // Биология в школе. 1995. -№ 2. С. 9−13.
- Воронин Л.Г., Маш Р.Д. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1983. — 160 с.
- Воскресенский Б.А. Здоровый образ жизни и гигиеническое воспитание подростков и молодежи: В помощь лектору. М.: Об-во «Знание» РСФСР, 1987. — 40 с.
- Выготский Л.С. Детская психология // Собр. соч. М.: Педагогика, 1984. — Т. 4 — 432.
- Выготский Л.С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства. М., 1936 // Собр. соч. Т. 5. — М.: Педагогика, 1983.
- Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М.: АПН РСФСР, 1956.-516 с.
- Выготский Л.С. История развития высших психических функций.
- Собр. соч. в 6-ти томах. М., 1983, — Т.З.
- Выготский JI.C. История развития высших психических функций. Собр. соч. в 6-ти томах. М., 1983, — Т.З.
- Выготский JI.C. Проблема возрастной периодизации детского развития // Вопросы психологии, 1972. № 2. — С. 114−123.
- Выготский JI.C. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте// Умственное развитие детей в процессе обучения. JL, 1935.-С. 3−9.
- Выготский JI.C. Проблема развития ребёнка в исследовании Арнольда Гезелла (А. Гезелл. Педология раннего возраста М.-Л., 1932. -С. 3−11.
- Выготский Л.С. Проблемы развития психики // Собр. соч. Т. 3. -М.: Педагогика, 1983. С. 144.
- Выготский Л.С. Трудное детство // Собр. соч. в 6-ти томах. М.: Просвещ., 1984. — 320 с.
- Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследование мышления в советской психологии. / Под ред. Е. В. Шороховой. М.: Наука, 1966. — 476 с.
- Ганюшин Л.А. Эколого-валеологическое воспитание в школе // Биология в школе. 1997. — № 2. — С. 50−54.
- Ганюшкин Б.В. Всемирная организация здравоохранения. М.: Изд-во ИМО, 1959. — 78 с.
- Герд В.А. Строение и жизнь человеческого тела. Руководство для школ второй ступени, рабфаков, педтехникумов и самообразования. Изд. 5-е. Л.: Госуд. изд-во, 1928. — 224 с.
- Глинянова И.Ю. Валеологический подход в экологическом образовании молодежи// Биология и экология: Материалы межвузовской научно-практической конференции 13−15 декабря 1994 г. СПб.: Санкт-Петерб.пед.Уун-т, 1994. С. 132−133.
- Глинянова И.Ю. Формирование у студентов педагогического вуза основ готовности к валеологической работе со школьниками. Дисс. .канд. пед. наук (13.00.02). Волгоград, 1995. -259 с.
- Гольнева Д.П., Павлова В. И. Человек, его здоровье и окружающая среда: Пособие для учителей и студентов естественно-географических факультетов. Челябинск: Изд-во ЧГПУ «Факел», 1997. — 120 с.
- Грекова П.И. Тибетская медицина в России: История в судьбах и лицах. СПб., 1998.
- Гурвич И.Н. Социальная психология здоровья. Дисс. .док.психол. наук (19.00.05). Л., 1997.-292 с.
- Давиденко Д.Н. Основы здорового образа жизни человека// Вестник Балтийской академии. 1996. — Вып.9. — С. 15−23.
- Давиденко Д.Н., Петленко В. П. Тематика лекционного курса по валеологии для студентов высших учебных заведений// Вестник Балтийской академии. 1996. — Вып.9. — С.15−24.
- Драгунова Т.В. Некоторые общие вопросы изучения личности подростков // Вопросы изучения детей с отклонениями в поведении. Отв. ред И. А. Невский. М., 1969. — С. 7−19.
- Зайцев Г. К. Здоровье школьников и учителей. Опыт валеологического исследования. СПб.: СПбГУПМ, 1995. — 54 с.
- Зайцев Г. К. Школьная валеология: научное обоснование и программное обеспечение. СПб.: Акцидент, 1997. — 92 с.
- Зайцев Г. К., Зайцев А. Г. Твое здоровье: Укрепление организма. -СПб.: Акцидент, 1997. 112 с.
- Зверев И.Д. Взаимная связь учебных предметов. М.: Знания, 1977−64 с.
- Зверев И.Д. Основы системы обучения анатомии, физиологии и гигиене человека в средней школе. JL: Просвещение, 1971. — 407 с.
- Зверев И.Д., Гвоздырева Е. М. Развитие интереса учащихся к изучению организма человека и физической культуры. М.: Изд-во АПНкадемии пед. наук РСФСР, 1959. — 35 с.
- Зверев И.Д., Калижникова Н. И. Взаимосвязь курсов анатомии и физиологии человека и физической культуры. М.: Изд-во Академии пед. наукАПН РСФСР, 1959. — 35 с.
- Зверев И.Д., Мягкова А. Н., Бруновт Е. П. Воспитание учащихся в процессе обучения биологии: Пособие для учителя. / Под ред. И. Д. Зверева. М.: Просвещение, 1984. — 160 с.
- Здоровье без лекарств: Популярный энциклопедический справочник. Минск: Белорусская Энциклопедия, 1994. — 383 с.
- Здоровье и окружающая среда: Учебное пособие для учащихся 9 класса./ Б. Т. Величковский, И. Т. Суравегина, Т. Т. Цыпленкова. М.: НПЦ «Экология и образование», 1994. — 157 с.
- Зотова О.И. Ценностные ориентации и механизм социальное регуляции поведения// Методологические проблемы социальной психологии./ Под ред. Е. В. Шороховой. М.: Наука, 1975. — С.241−255.
- Иванюшкин, А Я. «Здоровье» и «болезнь» в системе ценностных ориентаций человека//Вестник АМН СССР. 1982. — Т.45, № 4. — С.29−33.
- Ивченко J1.A. Валеологический подход при изучении обобщающего курса «Биология: человек и его здоровье//Педагогическая культурология. Тюмень — Тобольск: ТНЦ.СО.РАО, 1995. — С.217−224.
- Ивченко J1.A. Формирование валеологической культуры школьников в процессе изучения дисциплин естественно-научного профиля// Педагогическая культурология. Тюмень — Тобольск: ТНЦ.СО.РАО, 1995. — С.200−208.
- Ивченко JI.A. Формирование химико-валеологических знаний при решении задач гуманистической концепции образования. Автореф. дис. .канд. пед. наук. (13.00.02). Омск, 1997. — 17 с.
- Кабанова-Меллер Е. Н. Психология формирования знаний и навыков у школьников. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. — 376 с.
- Казакина М.Г. Ценностные ориентации школьников и их формирование в коллективе. JI.: ЛГПИ, 1989. — 83 с.
- Кальченко Е.И. Гигиеническое обучение и воспитание школьников: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1984. — 127 с.
- Калью П.И. Сущностная характеристика понятия «здоровье» и некоторые вопросы перестройки здравоохранения. М.: ВНИМИ, 1988. -67 с.
- Каптерев П.Ф. Педагогический процесс// Избранные педагогические сочинения. /Под ред. А. М. Арсеньева. М.: Педагогика, 1982.-С.163−231.
- Карташев Н.Н. Школьная валеология: Учебное пособие для студентов пед.университетов. Волгоград: Перемена, 1996. — 136 с.
- Кирьякова А. В. Ориентация школьников на социально-значимые ценности: Учебное пособие к спецкурсу. J1.: РГПУ, 1991. — 83 с.
- Кле М. Психология подростка. М.: Прогресс, 1991. -280 с.
- Козлов А.А., Лисовский А. В. Молодой человек: становление образа жизни. М.: Политиздат, 1986. — 168 с.
- Колбанов В.В. Методологические и организационные основы педагогической валеологии// Валеологическое образование (проблемы, поиски, решения): Сборник научных трудов. Липецк: ЛГПУ, 1996. -С.55−61.
- Колбанов В.В., Зайцев Г. К. Валеология в школе. Методическое пособие. СПб.: СПбГУПМ, 1992. — 52 с.
- Колесов Д.В. Беседы о половом воспитании. М.: Педагогика, 1986. — 160 с.
- Колесов Д.В. Валеология новое направление в педагогических науках// Биология в школе. — 1997. — № 2. — С.15−19.
- Колесов Д.В. Предупреждение вредных привычек у школьников. Минск: Народ, асвета, 1987. — 173 с.
- Колесов Д.М., Маш Р.Д. Основы гигиены и санитарии: Учеб. пособие для 9−10 классов средней школы. М.: Просвещение, 1989. — 192 с.
- Кон И.С. В поисках себя: Личность и её самопознание. М.: Просвет., 1984. — 164 с.
- Координационная программа: «Здоровье, воспитание, обучение». М.: АПН СССР, 1985. — 24 с.
- Коротаева Л.А. Программа здоровья в школе// Проблемы педагогической валеологии. Сборник научных трудов. СПб.: СПбГУПМ, 1996.-С.33−34.
- Коротов В.М. Воспитывающее обучение. М.: Просвещение, 1980. — 192 с.
- Кочеткова М.Т., Завьялова М. Н. Формирование валеологической культуры у студентов// 5 Национальный конгресс по профилактической медицине и валеологии 21−24 июня 1998 г. Санкт-Петербург, Россия. Тезисы докладов. СПб. РИПМиВ, 1998. — С.105.
- Краковский А.П. Трудный возраст. О психологических особенностях младших подростков и путях решения проблемы пятых классов. М. Просвещ., 1966. — 160 с.
- Крутецкий В. А. Психология обучения и воспитания школьников: Книга для учителей и классных руководителей. М.: Просвещение, 1976. — 303 с.
- Крысько В.Г., Саракуев Э. А. Введение в этнопсихологию: Учебно-метод. Пособие для студентов. М.: Институт психологии, 1996. -343 с.
- Кузнецова Н.Е. Формирование систем понятий при обучении химии. М.: Просвещение, 1989. — 144 с.
- Кузьмин М.Н. Национальная школа России в контексте: государственной образовательной политики. М.: ИНПО, 1997.- 32 с.
- Кузьмин М.Н. Национальная школа России: традиции и современность в контексте модернизации // Труды ИНПО. М.: ИНПО, 1993.-Вып. 1.
- Куинджи Н.Н. Валеология. Пути формирования здоровья школьников: Методическое пособие. М.: Аспект-пресс, 2000. 139 с.
- Кыверялг А.А. Методы Исследования в профессиональной педагогике. Таллин: Валгус, 1980. — 334 с.
- Латышев В.П. Здоровье. Беседы о том, как устроено человеческое тело, чем оно живет. М.: И. Ф. Жирков, 1913.-91 с.
- Левченко В.В. Человек. Анатомия, физиология и гигиена. Рабочая книга для ученика. Изд. 3-е. М.-Л.: Госуд. изд-во, 1928. — 260 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977. — 304 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М. Политиздат, 1977. — 304 с.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Мысль, 1965. -550 с.
- Леонтьев А.Н. Психология общения. Тарту, 1974. — 34 с.
- Лернер Е.И. Раскрытие взаимосвязи экологического и гигиенического содержания в курсе биологии 8 класса средней школы. Автореф. дис. канд. пед. наук. (13.00.02). М., 1987. — 16 с.
- Лернер И .Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика. — 186 с.
- Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М.: Знание, 1980. — 96 с.
- Лесгафт П.Ф. Реферат по физическому образованию// Собрание педагогических сочинений. Т.4. Основы естественной гимнастики. Об отношении анатомии к физическому воспитанию. Приготовление учителей гимнастики. М.: Медицина, 1992. — 512 с.
- Лесгафт П.Ф. Собрание педагогических сочинений. Т.1. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста. -М.: Физкультура и спорт, 1951. 44 с.
- Лесгафт П.Ф. Собрание педагогических сочинений. Т. З. Семейное воспитание ребенка и его значение. М.: Физкультура и спорт, 1956.-439 с.
- Линховоин Л. Заметки о дореволюционном быте агинских бурят. Улан-Удэ, 1972. — С. 81.
- Лисицын Ю.П. Здоровье населения и современные теории медицины. -М.: Медицина, 1982. -326 с.
- Лисицын Ю.П. Социальная гигиена и организация здравоохранения: Проблемные лекции. М.: Медицина, 1992. — 512 с.
- Лисицын Ю.П., Сахно А. В. Здоровье человека социальная ценность. — М.: Мысль, 1989. — 270 с.
- Лихачев Б.Т. Воспитательные аспекты обучения. М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
- Лищук В.А., Мосткова Е. В. Обзор «Основы здоровья. Актуальные задачи, решения, рекомендации». М.: Б. И., 1994. — 134 с.
- Лошилов В.И. Введение в валеотехнологию. М.: Аллегро-пресс, 1997. — 176 с.
- Лунина Е.Ф. Особенности организации образовательного процесса в учреждении «Детский сад-школа» с валеологической направленностью: Автореферат дисс. .канд. пед. наук. (13.00.01). -Тюмень, 1997 18 с.
- Макарова Л.П., Соломин В. П., Храброва О. П. и др. Основы медико-биологических дисциплин: Учебное пособие. СПб. Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1998. — 246 с.
- Максимова В.Н., Груздева Н. В. Межпредметные связи в обучении биологии. М.: Просвещение, 1987. — 192 с.
- Матрос Л.Г. Социальные аспекты проблемы здоровье. Новосибирск: СО Наука, 1992. 159 с.
- Матрос Л.Г. Философско-методологические проблемы формирования здорового образа жизни// Здоровье человека в условиях НТР. Новосибирск. Наука, Сибирское отделение, 1989. — С.56−66.
- Маш Р. Д. Человек и его здоровье: Сборник опытов и заданий с ответами по биологии для 9 класса общеобразовательных учреждений. -М.: Мнемозина, 1997.- 190 с.
- Мелехова О.П. Биологическое образование. Каким ему быть?// Биология в школе. 1998. — № 4. — С.44−49.
- Мельничук В.М. Я и мое здоровье: Методическое пособие для учителей начальных классов по валеологии. Первый класс. Новосибирск: Изд-во Новосибирского Университета, 1997. — 48 с.
- Меньшов А. А. О здравии народа российского// 5 Национальный конгресс по профилактической медицине и валеологии 2124 июня 1998 г., Санкт-Петербург, Россия: Тезисы докладов. СПб.: РИПМиВ, 1998.-С.117−118.
- Мерзляков Ю.А. Путь к долголетию: Энциклопедия самооздоровления. Минск: «Белфакс», 1994. — 400 с.
- Методика исследования формирования понятий, умений и навыков у учащихся средних профтехучилищ./ Под ред. А. П. Беляевой. — М.: Высшая школа, 1986. 200 с.
- Мильман В.Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности//Вопросы психологии. 1987. — № 5. — С.129−138.
- Морозова В.Ф. Формирование умений и навыков// Организация учебной деятельности школьников на уроках биологии. М.: Просвещение, 1989. — 191 с.
- Мухина Е.В. Взаимосвязь гигиенического и нравственного воспитания (на материале раздела биологии 8 кл.): Автореф ерат дисс.. канд. пед. наук. (13.00.02). -М., 1986. 16 с.
- Николаев С М. Тибетская медицина: (Вопросы и ответы) -Улан-Удэ, 1998.
- Общая психология/ Под ред. А. В. Петровского. М.: Просвещение, 1976. — 476 с.
- Овчаров Е.А. Социальная и экологическая обусловленность здоровья населения: Учебное пособие. Нижневартовск: Изд-во Нижневартовского педагогического института, 1993. — 109 с.
- Оконешникова А.П. Этнопсихологические особенностинародов в воспитании детей. Пермь, Якутск: Изд-во инст-та повышения квалификации работников образования Республики Саха (Якутия), 1996. -147 с.
- Осик В.И. Валеология. Краснодар: Советская Кубань, 1997.288 с.
- Осипова В.Ю. Эколого-валеологическая подготовка как часть профильного биологического образования в педагогическом колледже. Автореф.. дис. канд. пед. наук (13.00.02). СПб., 1998. — 17 с.
- Отношение населения к здоровью. / Под ред. И. В. Журавлевой. М.: ИСРАН, 1993.- 178 с.
- Павленко С.М. Здоровье. // Малая медицинская энциклопедия. ТЗ. М.: Советская энциклопедия, 1966. — С.886.
- Павлов А.В. Человек. Основы учения об устройстве человеческого тела, его отправлениях и здоровье. (Краткая анатомия, физиология и гигиена). М.: А. В. Павлов, 1906. — 73 с.
- Петленко В.П. Валеологические критерии здоровья// 5 Национальный конгресс по профилактической медицине и валеологии 2124 июня 1998. Санкт-Петербург, Россия: Тезисы докладов. — СПб.: РИПМиВ, 1998.-С.13−16.
- Петленко В.П. Валеология человека. Валеологический семинар в 5-ти томах. СПб.: Петроградский и К0, 1996.
- Петленко В.П., Давиденко Д. Н. Этюды валеологии: Здоровье как человеческая ценность. СПб.: Балтийская педагогическая академия, 1998. — 120 с.
- Петленко В.П., Царегородцев Г. И. Философия медицины. -Киев: Здоровье, 1979. 230 с.
- Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982. -255 с.
- Пидкасистый П.И. Педагогика. Изд. 2, дораб. и испр. М.: Роспедагенство, 1996. — 602 с.
- Пидкасистый П.И., Коротяев Б. И. Организация деятельности ученика на уроке. М.: Знание, 1985. — 80 с.
- Пирогов Н.И. Об учреждении гимнастического института // Избранные педагогические сочинения. / Сост. А. Н. Алексюк, Г. Г. Савенок.-М.: Педагогика, 1985. С.70−72.
- Пирогов Н.И. Школа и жизнь// Сочинения. Т1. Педагогические и публицистические статьи. Киев. Издание Пироговского т-ва, 1910. -с.122−139.
- Половцев В.В. Основы общей методики естествознания. М. Типография товарищества И. Д. Сытина, 1907. — 276 с.
- Пономарева И.Н. Экологические понятия, их система и развитие в курсе биологии: Учебное пособие. — Л.: ЛГПИ, 1979. 87 с.
- Раев А.И. Психологические основы управления умственной деятельностью учащихся в процессе обучения. Методическое пособие к спецкурсу. Д.: ЛГПИ, 1971. — 72 с.
- Райков Б.Е. Половое просвещение в школе. Л.: Изд-во «Ленинградская правда», 1927. 79 с.
- Райе Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. Пер. с англ. СПб.: Питер, 2000. — 624 с.
- Расчетина С.А. Цели и методы индивидуального подхода к подростку в воспитательном процессе: Учебное пособие к спецкурсу. Л.: ЛГПИ, 1988.-75 с.
- Реброва Л.В. Проблемный подход в обучении биологии в 8-х классах средней школы. Автореф. дисс.. канд. пед. наук. (13.00.02). М., 1985.- 19 с.
- Руководство к лабораторным занятиям по общей и возрастной физиологии: Учебное пособие для студентов биологических специальностей пед. иИнституто-в. /А.А.Гуминский, Н. Н. Леонтьева, К. В. Маринова. М.: Просвещение, 1990. — 239 с.
- Савина А.К. Воспитание школьников в области здоровья. // Биология в школе. 1994. — № 2. — С.55−59.
- Савонько Е.И. Возрастные особенности соотношения ориентации на самооценку другими людьми // Изучение мотивацииповедения детей и подростков. / Под ред. Божович Л. И. и Благонадежной Л. В. М.: Педагогика, 1972. — С.81−111.
- Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. / Под ред. В. А. Ядова. Л.: Наука, Ленинград. отделение, 19?9. -264 с.
- Санитарное просвещение. Вып. 1. Материалы к вопросу о санитарном просвещении в школе и через школу. М — Петроградг.: Нар.ком.здрав, 1923. — 104 с.
- Сахно А.В. Программа курса «Основы валеологии и экологии». Малаховка: МОГИФК, 1993. — 45 с.
- Семенов А.А. Если врач вместе с педагогом// Медицинская газета. 1995.- 16 августа. С. 7.
- Семенов А.А. О воспитании человека здоровым// 5 Национальный конгресс по профилактической медицине и валеологии 21 -24 июня 1988 г. Санкт-Петербург, Россия: Тезисы докладов. СпбСП б.: РИПМиВ, 1988. — С.146−147.
- Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: Социально-психологический центр, 1996. — 349 с.
- Симашко Ю. Русская фауна или описание и изображение животных, водящихся в Империи Российской. СПб.: тип. К. Вингебера, 1850.-623 с.
- Синяков А.Ф. Секреты бодрости. Как восстановить работоспособность. М.: «КСП», 1995. — 208 с.
- Склянова Н.А., Лепин П. В., Пасман Н. М. Медико-педагогические основы валеологии и репродуктивного воспитания школьников // Проблемы педагогической валеологии. Сборник научных трудов. СПб.: СПбГУПМ, 1996. — С .45−47.
- Скоробогатов А.Б., Молчанов С. В., Столяров В. И. Формирование здорового образа жизни учащихся профессиональнотехнических училищ: Методические рекомендации. М.: ГЦОЛИфК- Минск: Б.и., 1989.-73 с.
- Смирнов И.Н. Здоровье человека как философская проблема // Вопросы философии. 1985. — № 7. — С.81−93.
- Смирнов Н.К. Психологические аспекты педагогической валеологии// Здоровье и образование. Концептуальные основы педагогической валеологии: Материалы Всероссийского научно-практического семинара 7−9 декабря 1993 г. СПб.: СПбГУПМ, 1994 -С.32−33.
- Соковня-Семенова И. И. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь: Учебное пособие для студентов средних педагогических заведений. М.: Издательский центр «Академия», 1997. -208 с.
- Солдатова Т.А. Здравотворение (Система здоровьетворящего образования)// Проблемы педагогической валеологии. Сборник научных трудов. СПб.: СПБГУПМ, 1996. — С.50−53.
- Солдатова Т.А. Учитель, исцелись сам//Народное образование. -1996. -№ 3.-С.84−87.
- Состояние здоровья молодого поколения России// Народное образование. 1993. — № 5. — С.43−51.
- Социальная гигиена и организация здравоохранения. /Под ред. А. Ф. Серенко, В. В. Ермакова. -М.: Медицина, 1977. 672 с.
- Талызина Н.Ф. Теория поэтапного формирования умственных действий и проблема развития мышления. // Обучение и развитие. М.: Педагогика, 1996. — С.145−159 с.
- Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. М.: Знание, 1983. — 95 с.
- Татарникова Л.Г. Педагогическая валеология: Генезис. Тенденции развития. СПб.: Петроградский и Ко, 1995. — 352 с.
- Татарникова Л.Г. Российская школа здоровья и индивидуального развития детей: К проблемам школьной валеологии (Методическое пособие). —СПб.: Б.и., 1993. 116 с.
- Татарникова Л.Г., Захаревич Н. Б., Калинина Т. О. Валеология -основы безопасности жизни ребенка: Пособие к курсу валеологии «Я и мое здоровье» для школы первой ступени. СПб.: Петроградский и Ко, 1995.
- Татарникова Л.Г., Поздеева М. В. Валеология подростка. Пособие к курсу «Валеология» для учащихся 5−7 классов. СПб.: Петроградский и Ко, 1997. — 288 с.
- Теоретические основы содержания общего среднегообразования. /Под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. М.: Педагогика, 1983.-352 с.
- Тумунов Ж.Т. Этнопедагогика агинских бурят. Чита, 1998.
- Тюмасева З.И. Теория и практика эколого-валеологической направленности системы непрерывного биологического образования. Дисс. .доктораок. пед. наук в виде научного доклада (13.00.02). -Челябинск, 1996. 47 с.
- Тюмасева З.И., Григорьева А. П., Гольнева Д. П. Комплексная программа эколого-валеологического образования в основной общеобразовательной школе. Челябинск: Изд-во ЧГПУ «Факел», 1996. -100 с.
- Усова А.В. О критериях и уровнях сформированное&trade- познавательных умений у учащихся. Советская педагогика. 1980, № 12. -С.45−48.
- Усова А.В. Психолого-педагогические основы формирования у учащихся научных понятий. Челябинск: ЧГПИ, 1979. — 86 с.
- Усова А.В., Бобров А. А. Формирование у учащихся учебных умений. М.: Знание, 1987. — 79 с.
- Усова А.В., Бобров А. А. Формирование учебных умений и навыков учащихся на уроках физики. М.: Просвещение, 1988. — 112 с.
- Утешинский Д.Д. Дифференциация обучения биологии на основе факультативного курса «Здоровье человека». Автореф. дис.. канд. пед. наук (13.00.02). М., 1996. — 14 с.
- Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Т. 8. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. М.-Л.: Изд-во Академии пед. наукАПН РСФСР, 1950. — 776 с.
- Фельдштейн Д.И. Психологические проблемы формирования нравственных качеств в подростковом возрасте. Душанбе, 1969.
- Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности. М.: Феникс, 1999.-630 с.
- Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности. Избр. труды. М.: МПСИ, Флинта, 1999. — 672 с.
- Фельдштейн Д.И. Формирование личности ребёнка в подростковом возрасте. Душанбе, 1973
- Формирование здорового образа жизни детей, комплексный межотраслевой подход. /Под ред. К. А. Тулебаева, Э. М. Курлеутова. Алма-Ата: Б.и., 1991.-21 с.
- Харисов Ф.Ф. Здоровье школьников Республики Татарстан, проблемы, пути решения, результаты.
- Хрипкова А.Г. Анатомия, физиология и гигиена человека: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1975. — 400 с.
- Хрипкова А.Г. Здоровье школьников. //Биология в школе. -1997. № 2. — С.11−14.
- Хрипкова А.Г. Разговор на трудную тему. Заметки о половом воспитании. М.: Педагогика, 1970. — 61 с.
- Хрипкова А.Г., Колесов Д. В. Биология. Человек и его здоровье: Учебник для 9-го класса общеобразовательных учреждений. -М.: Просвещение, 1996. 207 с.
- Хрипкова А.Г., Колесов Д. В. Гигиена и здоровье школьника. -М.: Просвещение, 1988. 191 с.
- Хрипкова А.Г., Колесов Д. В. Гигиена и здоровье: Пособие для учащихся. М. Просвещение, 1984. — 47 с.
- Хрипкова А.Г., Колесов Д. В. Мальчик подросток — юноша.: Пособие для учителей. — Омск: Омское книжное изд-во, 1987. — 248 с.
- Цетлин B.C. Неуспеваемость школьников и ее предупреждение. М.: Педагогика, 1977. — 120 с.
- Цузмер Н.М., ПетришинаПетри шина O.J1. Биология: Человек и его здоровье. Учебное пособие для 9-го класса общеобразовательных учебных заведений. М.: Просвещение, 1994. — 240 с.
- Цыдынжапов Г., Бадуева Е. Бурятская кухня. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1984. 96 с.
- Чирков В.И. Мотивация учебной деятельности. Ярославль: ЯГУ, 1991.-51 с.
- Шарикова Д. Д. Гигиеническое воспитание школьников: Проблемы, поиски, перспективы. Ташкент: Изд-во им. Ибн Сины, 1990. -121 с.
- Шарикова Д.Д. Школьник и его здоровье. Ташкент: Медицина Уз. ССР, 1987. — 160 с.
- Школа и здоровье. О состоянии здоровья учащихся и педагогов. Аналитический отчет. СПб.: Б.и., 1997. — 14 с.
- Школьник Г. И. Проблема соотношения мировоззрения и убеждений у школьников // Совершенствование учебно-воспитательного процесса: Проблемы воспитывающего обучения. Волгоград: ВГПИ, 1976.- 149 с.
- Шмейль О. Человек. Учение о человеке и его здоровье. Изд. 4-е, испр. Киев: Изд-во Пироговского тов-ва, 1914. — 88 с.
- Шуева-Филатова М. М. Психологические факторы повышения эффективности обучения и воспитания учащихся. Нальчик: Эльбрус, 1987.- 128 с.
- Щедрина А. Г. Онтогенез и теория здоровья: Методологические аспекты. Новосибирск: Наука, 1989. — 136 с.
- Щукина Г. И. Активация познавательной деятельности творческой активности учащихся в учебном процессе. М.: Педагогика, 1979.-С.116.
- Щукина Г. И. Роль деятельности в учебном процессе: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1986. — 144 с.
- Эльконин Д.Б. Детская психология. М.: Учпедгиз, 1960. — 328с.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. — 554 с.
- Эльконин Д.Б. Психология обучения младших школьников. -М.: Педагогика, 1974. 307 с.
- Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М.: Просвещение, 1969. — 317 с.
- Noack Н. Concepts of Health and health promotion // Measurements in Health Promotion and Protection. Copenhagen, 1987. Pp. 714.