Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Традиционные представления бурят о здоровье и здоровом образе жизни как составной компонент содержания основного общего образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Положения, результаты и материалы исследования обсуждались на Всероссийской конференции «Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире». — Коломна, 2000; на XXXIX Международной научно-практической конференции: «Ребенок и Север. Проблемы формирования здоровья и адаптации детей и молодежи в среде обитания». — Мурманск, 2001. Результаты служили предметом обсуждения… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Обзор литературы
    • 1. 1. Социально-педагогические предпосылки формирования здорового образа жизни учащихся средствами образования
    • 1. 2. Здоровьесберегающие педагогические технологии в образовательной школе
    • 1. 3. Педагогический опыт использования здоровьесберегающих информационных и гигиенических технологий в практике школьного образования
    • 1. 4. Педагогические и психосоциальные особенности формирования здорового образа жизни у подростков
    • 1. 5. Интеграция тематики здорового образа жизни в учебные предметы
  • Глава II. Методы и организация эксперимента
    • 2. 1. Методика анализа содержания тематики формирования здорового образа жизни в материале учебников для общеобразовательных школ Российской Федерации по предмету «Биология. Человек»
    • 2. 2. Организация на констатирующем и формирующем этапах
  • Глава III. Результаты собственного исследования
    • 3. 1. Содержание образовательного этнокультурного компонента при формировании здорового образа жизни в школах Бурятии
    • 3. 2. Формирование знаний, умений и навыков здорового образа жизни в условиях экспериментального обучения в бурятской национальной школе с использованием образовательного этнокультурного компонента
    • 3. 3. Результаты апробации экспериментального содержания предмета «Биология» (курс «Человек») для учащихся IX классов

Традиционные представления бурят о здоровье и здоровом образе жизни как составной компонент содержания основного общего образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Острота социально-демографической ситуации в Республике Бурятия выдвигает проблему сохранения здоровья детей в число приоритетных и требует выработки адекватных подходов при реализации образовательной политики в регионе.

По данным МЗ РФ состояние здоровья школьников Сибири и Дальнего Востока за последние 7 лет ухудшилось. Неблагоприятные социальные и экологические условия, а также региональные медико-биологические (пониженная резистентность) особенности населения приводят к более высокой распространенности туберкулеза, а также паразитарных заболеваний, заболеваний органов эндокринной, репродуктивной и иммунной систем среди детского контингента региона по сравнению с общероссийским (А.Г. Сухарев, 1997; JI.B. Гаврилова, 1998).

В этих условиях нерациональная организация учебно-воспитательного процесса (чрезмерные учебные нагрузки, несоответствие содержания образования ментальности детей и др.) негативно сказываются на физическом и психическом здоровье, а также социальном благополучии школьников Бурятии, уровне их умственной работоспособности и на сопряженной с ними школьной успеваемости. За последнее время отмечается количество социально дезадаптированных подростков с девиантными формами поведения. С 1991 по 1999 гг. в республике число курящих подростков увеличилось в два раза, на 40−55% выросло количество старшеклассников, систематически употребляющих алкоголь, токсические вещества и наркотики.

Для снижения остроты сложившейся ситуации в отношении здоровья школьников усилий системы здравоохранения недостаточно не только в силу региональных экономических проблем, но, главным образом, вследствие того, что многие отклонения в состоянии здоровья подростков имеют поведенческую основу (Д.В. Колесов, 1988;1997; Т. А. Цехмистренко, О. И. Артеменко, 1997; А. Г. Макеева, 1998). Известно, что педагогические факторы оказывают существенное влияние на состояние здоровья учащихся. Последствиями неадекватных педагогических воздействий являются дидактогенные неврозы, торможение умственного и психического развития учащихся и, как следствие, социальная дезадаптация в сочетании с отклонениями в состоянии здоровья. С другой стороны, адекватность педагогических технологий и содержания образования возрастным особенностям и ментальности учащихся обеспечивают благоприятные условия для общего интеллектуального и психофизиологического развития детей (Артеменко О.И., Яфаева В. Г., 2000; Жубриянова Р. И., 2000), способствуют предупреждению болезненных форм поведения подростков (Д.В.Колесов, 2000). Предупреждение рискованного и болезненного поведения подростков-бурят нуждается в системе целенаправленного педагогического воздействия, направленного на формирование ценностного отношения к здоровью, стереотипов здорового поведения, невозможного без соответствующих знаний естественно-гуманитарного и этнокультурного характера, без комплексного формирования навыков здорового образа жизни.

Необходимость актуализировать в сознании учащихся важность проблемы сохранения индивидуального здоровья не вызывает сомнения (С.И. Чикаш, 1994; С. Д. Намсараев, 1996; А. В. Найданов, 1997; Ф. Ф. Харисов, 2000).

Степень разработанности проблемы. В последнее время предпринимаются многократные попытки интеграции тематики здорового образа жизни в естественно-гуманитарные предметы базового цикла. Наиболее эффективно эта работа ведется на уроках биологии в курсе.

Человек" (JI.П. Анастасова и др., 1996; Д. В. Колесов, Р. Г. Маш, 1997; А. Г. Хрипкова, Д. В. Колесов, 1997; А С. Батуев и др., 1998).

В сборниках вариативных программ по предмету «Биология», рекомендованном Минобразования России (М.: Просвещение, 1998;2000), включены авторские программы, позволяющие учителю любой общеобразовательной школы использовать их в качестве основы для интеграции тематики здорового образа жизни в обязательный минимум содержания биологического образования. Однако формирование педагогическими методами ценностного отношения к здоровью предполагает также активное использование традиционных представлений о здоровом образе жизни рассматриваемых как социальный опыт этноса, диктует необходимость включения этнокультурного компонента в интегрируемую тематику здорового образа жизни по курсу «Человек» для учащихся IX классов бурятской национальной школы.

Объект исследования — учебно-воспитательный процесс в бурятской национальной школе.

Предмет исследования — содержание гигиенического и этнокультурного компонента общего образования в IX кл. бурятской национальной школы.

Гипотеза исследования. Успешная реализация гигиенического и этнокультурного компонента общего образования в бурятской национальной школе возможна при условии, если:

— сущность его понимается как результат анализа содержания предмета «Биология. Человек» и процесс совершенствования последнего путем интеграции актуальных для учащихся знаний о здоровье и здоровом образе жизни;

— концепция индивидуального здоровья предполагает системное представление о здоровье как о процессе, обеспечивающем физическое, психическое, духовное и социальное благополучие индивидуума;

— практическая реализация концепции индивидуального здоровья школьников IX кл. осуществляется посредством разработки дидактической модели, которая строится на основе принципов интеграции, доминантности, развитиянаучно-методическое обеспечение предполагает, что интегрируемый компонент общего образования носит целенаправленный и систематический характер и включает три взаимосвязанных блока: ориентирующий, фундаментальный и технологический.

Цель исследования — разработать гигиенический и этнокультурный компонент содержания основного общего образования и технологию его внедрения в образовательный процесс бурятской национальной школы.

Задачи исследования:

1. Определить степень разработанности проблемы в теории и практике, сформировать предварительное системное представление об объекте и предмете исследования.

2. Разработать дидактическую модель интегрируемой тематики здорового образа жизни с этнокультурным компонентом.

3. Обосновать и разработать научно-методическое обеспечение интегрируемой тематики здорового образа жизни с этнокультурным компонентом.

4. Провести экспериментальную работу по реализации основных положений исследования и апробации дидактической модели интегрируемой тематики здорового образа жизни с этнокультурным компонентом в бурятской национальной школе.

Методы исследования:

Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений использован комплекс теоретических и экспериментальных методов и методик исследования, адекватных природе изучаемого явления:

— теоретические: метод теоретического анализа и синтеза (сравнительно-сопоставительный, логический, ретроспективный) — системный анализметод структурно-функционального моделирования;

— экспериментальные: опросно-диагностические методы (включенное наблюдение, анкетирование, беседа) — эмпирические методы, включающие констатирующий и формирующий эксперименты.

Методологической основой являются философские, психологические и педагогические теорииобщая теория деятельности (JI.C. Выготский, А. А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн) — общая теория проблемно-развивающего обучения (Ю.К. Бабанский, М. А. Данилов, И. Я. Лернер, М.М. Махмутов), теория индивидуализации и дифференциации обучения (О.С. Гребешок, Е.С. Рабунский), гуманизации и гуманитаризации образования, теоретические основы стимулирования самовоспитания учащихся (П.Н. Осипов), теория психологии управления (Р.Х. Шакуров) — основы социальной педагогикиконцепция личностно-ориентированного образования (Е.В. Бондаревская, Е. В. Куканова, В В. Сериков, И.С. Якиманская) — физиолого-гигиенические и психолого-педагогические закономерности развития в процессе обучения (М.В. Антропова, В. В. Давыдов, Н. В. Дубровинская, В. И. Козлов, Д. В. Колесов, И. А. Корниенко, Т. Д. Кузнецова, Г. Г. Манке, Д. А. Фарбер,) — развиваемая в этнопедагогике концепция этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса (Т.Н. Волков, В. М. Григорьев и др.).

Научная новизна исследования. Разработан интегрированный компонент содержания образования по предмету «Биология» (курс «Человек») с использованием современных вопросов здорового образа жизни, а также традиционных представлений бурят о здоровье и здоровьесбережении.

Реализован модульный принцип отбора и обобщения материала этнокультурной составляющей содержания образования для бурятских национальных школ по предмету «Биология» (курс «Человек»),.

Экспериментально апробирован этнопедагогический принцип в обучении биологии (курс «Человек»), обеспечивающий воспитывающий характер предмета.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что при разработке содержания и методики интеграции тематики здорового образа жизни, которые формируют навыки здоровьесбережения, реализованы идеи всестороннего развития личности, воспитывающего обучения, системный и личностно-ценностный подходы к формированию знаний и умений по здоровому образу жизни, принципы научности, связи теории с практикой, поэтапного формирования умственных действий.

Практическая значимость исследования связана с развитием теории и практики личностно-ориентированного образования.

Материалы исследования могут быть использованы высшими учебными заведениями, ИПК для разработки собственных моделей.

Разработанное научно-методическое обеспечение (методическое пособие «Использование традиционных представлений бурят о здоровье и здоровом образе жизни на уроках биологии в VIII-IX кл.» и методические рекомендации по организации процесса обучения) может использоваться в реальной практике профессиональной подготовки учителей биологии в Республике Бурятия.

Результаты аналитической и экспериментальной части работы могут быть использованы при разработке государственных образовательных стандартов по биологии, в национально-региональном и школьном компонентах, а также полученные результаты целесообразно учитывать при разработке различного рода рекомендаций и пособий для преподавателей и организаторов процесса профессиональной подготовки учителей биологии.

Разработанное и обоснованное содержание и методика интеграции тематики здорового образа жизни с этнокультурным компонентом в курс «Человек» по предмету «Биология» для учащихся бурятской национальной школы внедрены в практику национальных школ Агинского Бурятского Автономного округа.

Достоверность и обоснованность научных результатов и выводов исследования обеспечена обоснованностью исходных методологических положений, применением интегрированного подхода к совершенствованию содержания образования на модульной основе, соответствующего целям и задачам, опытной апробацией результатов исследования, контрольным сравнением полученных данных в ходе экспериментальной работы с массовым педагогическим опытом, наработанным в Агинско-Бурятском автономном округе, по повышению качества образования по предмету «Биология» в курсе «Человек», валидностью тестовых педагогическо-психологических методик, репрезентативностью выборки испытуемых, использованием статистических методов (методы вариационной статистики, t-критерий Стьюдента) для обработки полученных результатов исследовательской работы.

Диссертационное исследование проводилось в три этапа:

1-й этап — поисково-теоретический (1996;1997 гг.) — изучение и анализ педагогической, психологической, методическойсоциологической и этнопсихологической литературы по исследуемой проблеме.

2-й этап — конструктивно-поисковый (1998;1999 гг.) — определение целей и задач, выработка гипотезы, составление программы экспериментальной работы, мониторинговое тестирование учеников, учителей, разработка методического подхода к интеграции тематики здорового образа жизни в курс «Человек» предмета «Биология» для бурятской национальной школы, обоснование методов и форм использования этнокультурного компонентаразработка понятийной матрицы по интегрируемой тематике. Констатирующий этап эксперимента.

3 этап (1999;2001 гг.) — формирующий этап эксперимента. Обобщение и обработка результатов исследования, литературное оформление диссертации.

Экспериментальной базой исследования были: Улан-Одонская, Усть-Наринская, Нуринская средние школы Моготуйского района, средние школы 1, 2, 3 пос. Агинское, Челутайская, Цокто-Хангильская, Урдо-Агинская средние школы Агинского района, Таптанайская, Зуткулейская средние школы Дульдургинского района Агинского Бурятского Автономного округа. Охвачено 1197 учеников, 40 учителей.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Предупреждение рискованного и болезненного поведения подростков-бурят нуждается в системе целенаправленного педагогического воздействия, способствующего формированию стереотипов здорового поведения.

2. Использование в курсе «Человек» по предмету «Биология» системы интегрированных знаний по сохранению здоровья повышает эффективность формирования здорового образа жизни учащихся школ Бурятии.

3. Включение этнокультурного компонента в интегрируемую тематику здорового образа жизни по курсу «Человек» усиливает воспитывающую роль учебного предмета в формировании навыков здорового образа жизни.

4. Интеграция федерального, регионального и местного компонентов образования как один из важных факторов формирования у школьников IX кл. навыков и приемов самопомощи, самоконтроля, самооценки и самокоррекции поведения в ситуациях, неблагоприятных для сохранения здоровья.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Положения, результаты и материалы исследования обсуждались на Всероссийской конференции «Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире». — Коломна, 2000; на XXXIX Международной научно-практической конференции: «Ребенок и Север. Проблемы формирования здоровья и адаптации детей и молодежи в среде обитания». — Мурманск, 2001. Результаты служили предметом обсуждения на научно-практических конференциях Забайкальского государственного педагогического университета (1998;2000 гг.), Агинский округ. Материалы диссертации включены в методическое пособие для учителей общеобразовательных школ Бурятии «Использование традиционных представлений бурят о здоровье и здоровом образе жизни на уроках биологии в VIII — IX классе. Учебно-методическое пособие для учителя. -М.: ИНПО Минобразования России и Минфедерации России, 2002. — 6 п.л. (в печати).

Разработанное экспериментальное содержание курса «Человек» внедрено в следующих национальных школах: Улан-Одонская, Усть-Наринская, Нуринская средние школы Моготуйского района, средние школы 1, 2, 3 пос. Агинское, Челутайская, Цокто-Хангильская, Урдо-Агинская средние школы Агинского района, Таптанайская, Зуткулейская средние школы Дульдургинского района Агинского Бурятского Автономного округа.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, литературы, приложений. Работа изложена на 240 страницах машинописного текста, содержит 5 диаграмм, 6 таблиц, 1 рисунок. Библиография включает 265 источников литературы.

Выводы.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

1. Одним из путей решения проблемы формирования здорового образа жизни и повышения познавательной активности на уроках биологии в бурятской национальной школе является использование в учебном процессе этнокультурного компонента, органически связанного с основным содержанием программы курса «Человек» по предмету «Биология».

2. Предложенная методическая система способствует эффективному усвоению знаний, умений, навыков здорового образа жизни учащимися.

3. Изучение предмета с опорой на самобытность, нравственную и эстетическую культуру народа, специфику среды обитания, окружающего мира, обычаи и традиции этноса способствует развитию способностей и личностных качеств школьников, интеллектуальных и эмоциональных ценностей, формированию этнического самосознаниявызывает желание познать историю своего народа, культуру своих предков, а, следовательно, формирует нравственные ценности школьника.

4. Использование в курсе «Человек» по предмету «Биология» системы интегрированных знаний по сохранению здоровья с элементами тибетской медицины, а также комплекса этнокультурных представлений коренного населения о здоровом поведении, повышает эффективность формирования здорового образа жизни учащихся в бурятской национальной школе. Интегративный образовательный курс требует существенных дополнительных затрат учебного времени на усвоение знаний, навыков здорового образа жизни. Интегративный курс позволяет включить в содержание образования по биологии вариативный этнокультурный компонент без нарушения структуры основного предмета — носителя интеграции и без введения дополнительной образовательной дисциплины естественно-гуманитарного характера. Интегративный учебный курс обеспечивает комплексное и интенсивное усвоение знаний, соответствующих мировоззрению и национальному укладу жизни.

Разработанное и экспериментально обоснованное содержание и методика интеграции тематики здорового образа жизни с этнокультурным компонентом в курсе «Человек» по предмету «Биология» для учащихся бурятской национальной школы могут быть использованы учителями других регионов страны.

Заключение

.

Основой целенаправленной учебной деятельности для решения проблем физического, психического и репродуктивного здоровья, здорового образа жизни в бурятской национальной школе могут быть интегративные курсы как инструмент новых педагогических технологий. Биология является основным предметом в образовательном поле по вопросам формирования здорового образа жизни, поскольку обеспечивает необходимый объем знаний об организме человека, закономерностях его роста и развития, анатомо-физиологических особенностях репродуктивной системы, медико-гигиенических аспектах проблемы. Интегрированный вариативный компонент программы служит основой для знакомства учащихся не только с современными представлениями о здоровом образе жизни, но и с национальными бытовыми традициями здоровьесбережения. Этнокультурный компонент содержания образования в курсе «Человек» позволяет усилить воспитывающую роль учебного предмета в формировании этнического самосознания учащихся.

Экспериментальная учебная программа и содержание образовательного поля по тематике здорового образа жизни для бурятской национальной школы соответствует необходимым дидактическим принципам, включая:

— принципы научности и корректного сочетания материала, соответствующего тематического здорового образа жизни, и содержания предмета по базисному учебному плану;

— принцип соответствия содержания интегрированного курса возрастным психологическим особенностям детей и подростков;

— принцип избегания при отборе материала его прямого дублирования по проблеме на уроках по разным предметам;

— принцип использования вариативного компонента образовательных программ для формирования знаний, навыков и ценностных ориентаций в отношении здорового образа жизни;

— принцип единства образовательного потенциала интегрированного курса по формированию здорового образа жизни и организации школьной образовательной среды.

Модульная форма тематического занятия позволяет учителю успешно реализовать творческие возможности, не ограничивая их рамками рецептурной методики. В модуле определяется основная цель занятия, указываются главные (основные) аспекты содержания, дается перечень необходимых средств обученияприводятся вопросы для обсуждения, которые могут предварять изучение материала данной темы и заключать его. Апробация экспериментальной программы в национальных школах Бурятии показала, что приобретенные учащимися знания позволяют им выработать свою личную четко обоснованную установку на здоро&ый образ жизни, сформировать убежденность в преимуществах здоровых привычек для долговременной социальной адаптации, успешной реализации карьеры и, что особенно важно, помогают учащимся на практике повысить устойчивость к неблагоприятным влияниям в сфере взаимоотношений со сверстниками.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р.И., Абаскалова Н. П. Медико-социальные и психологические аспекты формирования здоровья // Валеологическое образование (проблемы, поиски, решения). Сборник научных трудов. -Липецк: ЛГПУ, 1996. С. 3−12.
  2. Т.А. Валеопедагогика как система // Проблемы педагогической валеологии. Сборник научных трудов. СПб.: СПбГУПМ, 1996.-С. 7−9.
  3. Т.А. Всеобщая валеограмотность: шаг первый // Народное образование. — 1995. № 5. — С. 107−112.
  4. В.А., Шляхто Е. В. Профилактика болезней сердца. Л.: Медицина, 1988. — 83 с.
  5. В.А. Введение в психологию здоровья. Учебное пособие. СПб.: Балтийская Педагогическая Академия, 1998. — 148 с.
  6. Н.Д. Развитие понятий по экологии человека в курсе школьной биологии. Дисс.. канд. пед. наук: (13.00.02). СПб., 1992. -148 с.
  7. П.Анисимова Т. С. Формирование ценностных ориентаций старшеклассников. Автореферат дисс.. канд. пед. наук (13.00.01). -Краснодар, 1996. 17 с.
  8. Г. А. Индивидуальное здоровье как предмет исследования валеологии // 5 Национальный конгресс по профилактической медицине и валеологии 21−24 июня 1998, Санкт-Петербург, Россия: Тезисы докладов. СПб.: РИПМиВ, 1998. — С. 10−12.
  9. О.И., Яфаева В. Г. Влияние двуязычия на интеллектуальное развитие детей. Языки семьи и школы / Под ред. С. Кроона и Г. В. Хруслова. М.: ИНПО, 2001. — 184 с.
  10. Н.Аршавский И. А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. (Основы негэнтропийной теории онтогенеза). -М.: Наука, 1982.-270 с.
  11. С.Х., Усманова Т. К. Технологии обучения здоровью в системе образования // 5 Национальный конгресс по профилактической медицине и валеологии 21−24 июня 1998, Санкт-Петербург, Россия: Тезисы докладов. СПб.: РИПМиВ, 1998.-С. 41.
  12. М.А. Лекарственные растения тибетской медицины. -Новосибирск, 1985.
  13. П.Асеева М. А., Найдакова Ц. А. Пищевые растения в тибетской медицине. Новосибирск, 1998.
  14. Т.К. О функции моральных знаний в формировании общественной направленности личности старших классов // Нравственное воспитание школьников в коллективе. Л.: ЛГПИ, 1970. — С. 62−81.
  15. Ю.К. Оптимизация процесса обучения. / Общедидактический аспект/ М.: Педагогика, 1997. — 256 с.
  16. P.M., Берсенева А. П., Максимов А. Л. Валеология и проблема самоконтроля здоровья в экологии человека: Учебно-методическое пособие. В 2-х частях. 4.1. Магадан: СВНЦ ДВО РАН, 1996. — 55 с.
  17. К. Здоровый образ жизни. М.: Мир, 1997. — 368 с.
  18. Г. А., Щербакова М. А., Охремчук Л. А. и др. Опыт внедрения валеологии в систему школьного образования // Вестник Балтийской Академии. 1996. — Вып.9. — С. 52−54.
  19. А.П. Методика систематизации знаний, умений и навыков в содержании профессионально-технического образования. М.: Высшая школа, 1979. — 224 с.
  20. Беспал ько В. П. Элементы теории управления процессом обучения. 4.1. -М.: Знание, 1970. 80 с.
  21. Биология: Человек. Учебник для 9 класса общеобразовательных учебных заведений. / Под. ред. А. С. Батуева. М.: Просвещение, 1994. -240 с.
  22. Г. В., Богданов Г. Ш. Гигиеническое и половое воспитание учащихся в курсе биологии (8 класс): В помощь учителю. -Фрунзе: Меххтеп, 1987. 84 с.
  23. Д.Н., Менчинская Н. А. Психология усвоения знаний в школе. М.: Изд-во АПНкад.пед.наук, 1959. — 347 с.
  24. Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. -М.: Просвещ., 1968. 464 с.
  25. Л.И. Психология формирования личности. 1995.
  26. Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопр. Психологии, 1979. № 1. -С. 23−25.
  27. Бок К. Э. Человеческое тело, его строение, жизнь и холя. Руководство для учащихся. Изд. 14-е. СПб.: тип. А. Пуальсона, 1907. -247 с.
  28. В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию: книга для учителя. М.: Просвещение, 1985. — 144 с.
  29. П.И., Винниченко П. Ф., Яковлева О. С. Преподавание анатомии и физиологии человека. М.-Л.: Изд-во Академии пед. наукАПН РСФСР, 1947.- 167 с.
  30. И.И. Валеология наука о здоровье. — М.: Физкультура и спорт, 1990.-206 с.
  31. И.И. Введение в валеологию науку о здоровье. — Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1987. — 123 с.
  32. Е.П., Зверев И. Д., Малахова Г. Я. и др. Методика обучения анатомии, физиологии и гигиены человека. М.: Просвещение, 1973. — 383 с.
  33. Е.П., Малахова Г. Я., Соколова Е. А. Уроки анатомии, физиологии и гигиены человека: Пособие для учителя. М.:Просвещение, 1984. — 192 с.
  34. Д.М. и др. Народная педагогика и современная национальная школа. Улан-Удэ: педин-т, 1993. — 136 с.
  35. Д.М., Моллонгов Б. Ш. Вопросы этнопедагогики в школе. Улан-Удэ: Бэлиг, 1994.
  36. Э.Н. К вопросу об основополагающих признакахвалеологии // Валеология. 1997. — № 4. — С.5−7.
  37. Валеология: Учебная программа / Автор-сост. Н. М. Полетаева. -СПб. ЛОИУУ, 1995,-32 с.
  38. Валеология: Учебное пособие. / Под общей редакцией В. П. Соломина, Ю. Л. Варшамова. СПб.: Образование, 1995. — 205 с.
  39. М.П. Научный курс анатомии, физиологии и гигиены. Руководство для средних учебных заведений. Изд-е 7-е, испр. и доп. М.. Университетская тип., 1904. — 166 с.
  40. З.А., Любинская С. М. Резервы здоровья. М.: Медицина, 1984. — 320 с.
  41. З.И. Воспитание убеждений у школьников в процессе обучения: Учебное пособие к спецкурсу. Л.: ЛГПИ, 1981. — 82 с.
  42. З.И. Единство воспитания и обучения школьникоа. -Л.: Об-во «Знание» РСФСР, 1980. 36 с.
  43. М.Я. Социально-психологические детерминанты формирования здорового образа жизни // Теория и практика физической культуры. 1994. — № 9. — С. 9−11.
  44. С.К. Психологические механизмы мотивации человека. -М.: Изд-во МГУ, 1990. 288 с.
  45. В.И. Здоровье в твоих руках // Биология в школе. 1995. -№ 2. С. 9−13.
  46. Л.Г., Маш Р.Д. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1983. — 160 с.
  47. .А. Здоровый образ жизни и гигиеническое воспитание подростков и молодежи: В помощь лектору. М.: Об-во «Знание» РСФСР, 1987. — 40 с.
  48. Л.С. Детская психология // Собр. соч. М.: Педагогика, 1984. — Т. 4 — 432.
  49. Л.С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства. М., 1936 // Собр. соч. Т. 5. — М.: Педагогика, 1983.
  50. Л.С. Избранные психологические исследования. М.: АПН РСФСР, 1956.-516 с.
  51. Л.С. История развития высших психических функций.
  52. Собр. соч. в 6-ти томах. М., 1983, — Т.З.
  53. JI.C. История развития высших психических функций. Собр. соч. в 6-ти томах. М., 1983, — Т.З.
  54. JI.C. Проблема возрастной периодизации детского развития // Вопросы психологии, 1972. № 2. — С. 114−123.
  55. JI.C. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте// Умственное развитие детей в процессе обучения. JL, 1935.-С. 3−9.
  56. JI.C. Проблема развития ребёнка в исследовании Арнольда Гезелла (А. Гезелл. Педология раннего возраста М.-Л., 1932. -С. 3−11.
  57. Л.С. Проблемы развития психики // Собр. соч. Т. 3. -М.: Педагогика, 1983. С. 144.
  58. Л.С. Трудное детство // Собр. соч. в 6-ти томах. М.: Просвещ., 1984. — 320 с.
  59. П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследование мышления в советской психологии. / Под ред. Е. В. Шороховой. М.: Наука, 1966. — 476 с.
  60. Л.А. Эколого-валеологическое воспитание в школе // Биология в школе. 1997. — № 2. — С. 50−54.
  61. .В. Всемирная организация здравоохранения. М.: Изд-во ИМО, 1959. — 78 с.
  62. В.А. Строение и жизнь человеческого тела. Руководство для школ второй ступени, рабфаков, педтехникумов и самообразования. Изд. 5-е. Л.: Госуд. изд-во, 1928. — 224 с.
  63. И.Ю. Валеологический подход в экологическом образовании молодежи// Биология и экология: Материалы межвузовской научно-практической конференции 13−15 декабря 1994 г. СПб.: Санкт-Петерб.пед.Уун-т, 1994. С. 132−133.
  64. И.Ю. Формирование у студентов педагогического вуза основ готовности к валеологической работе со школьниками. Дисс. .канд. пед. наук (13.00.02). Волгоград, 1995. -259 с.
  65. Д.П., Павлова В. И. Человек, его здоровье и окружающая среда: Пособие для учителей и студентов естественно-географических факультетов. Челябинск: Изд-во ЧГПУ «Факел», 1997. — 120 с.
  66. П.И. Тибетская медицина в России: История в судьбах и лицах. СПб., 1998.
  67. И.Н. Социальная психология здоровья. Дисс. .док.психол. наук (19.00.05). Л., 1997.-292 с.
  68. Д.Н. Основы здорового образа жизни человека// Вестник Балтийской академии. 1996. — Вып.9. — С. 15−23.
  69. Д.Н., Петленко В. П. Тематика лекционного курса по валеологии для студентов высших учебных заведений// Вестник Балтийской академии. 1996. — Вып.9. — С.15−24.
  70. Т.В. Некоторые общие вопросы изучения личности подростков // Вопросы изучения детей с отклонениями в поведении. Отв. ред И. А. Невский. М., 1969. — С. 7−19.
  71. Г. К. Здоровье школьников и учителей. Опыт валеологического исследования. СПб.: СПбГУПМ, 1995. — 54 с.
  72. Г. К. Школьная валеология: научное обоснование и программное обеспечение. СПб.: Акцидент, 1997. — 92 с.
  73. Г. К., Зайцев А. Г. Твое здоровье: Укрепление организма. -СПб.: Акцидент, 1997. 112 с.
  74. И.Д. Взаимная связь учебных предметов. М.: Знания, 1977−64 с.
  75. И.Д. Основы системы обучения анатомии, физиологии и гигиене человека в средней школе. JL: Просвещение, 1971. — 407 с.
  76. И.Д., Гвоздырева Е. М. Развитие интереса учащихся к изучению организма человека и физической культуры. М.: Изд-во АПНкадемии пед. наук РСФСР, 1959. — 35 с.
  77. И.Д., Калижникова Н. И. Взаимосвязь курсов анатомии и физиологии человека и физической культуры. М.: Изд-во Академии пед. наукАПН РСФСР, 1959. — 35 с.
  78. И.Д., Мягкова А. Н., Бруновт Е. П. Воспитание учащихся в процессе обучения биологии: Пособие для учителя. / Под ред. И. Д. Зверева. М.: Просвещение, 1984. — 160 с.
  79. Здоровье без лекарств: Популярный энциклопедический справочник. Минск: Белорусская Энциклопедия, 1994. — 383 с.
  80. Здоровье и окружающая среда: Учебное пособие для учащихся 9 класса./ Б. Т. Величковский, И. Т. Суравегина, Т. Т. Цыпленкова. М.: НПЦ «Экология и образование», 1994. — 157 с.
  81. О.И. Ценностные ориентации и механизм социальное регуляции поведения// Методологические проблемы социальной психологии./ Под ред. Е. В. Шороховой. М.: Наука, 1975. — С.241−255.
  82. Иванюшкин, А Я. «Здоровье» и «болезнь» в системе ценностных ориентаций человека//Вестник АМН СССР. 1982. — Т.45, № 4. — С.29−33.
  83. Ивченко J1.A. Валеологический подход при изучении обобщающего курса «Биология: человек и его здоровье//Педагогическая культурология. Тюмень — Тобольск: ТНЦ.СО.РАО, 1995. — С.217−224.
  84. Ивченко J1.A. Формирование валеологической культуры школьников в процессе изучения дисциплин естественно-научного профиля// Педагогическая культурология. Тюмень — Тобольск: ТНЦ.СО.РАО, 1995. — С.200−208.
  85. JI.A. Формирование химико-валеологических знаний при решении задач гуманистической концепции образования. Автореф. дис. .канд. пед. наук. (13.00.02). Омск, 1997. — 17 с.
  86. Кабанова-Меллер Е. Н. Психология формирования знаний и навыков у школьников. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. — 376 с.
  87. М.Г. Ценностные ориентации школьников и их формирование в коллективе. JI.: ЛГПИ, 1989. — 83 с.
  88. Е.И. Гигиеническое обучение и воспитание школьников: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1984. — 127 с.
  89. П.И. Сущностная характеристика понятия «здоровье» и некоторые вопросы перестройки здравоохранения. М.: ВНИМИ, 1988. -67 с.
  90. П.Ф. Педагогический процесс// Избранные педагогические сочинения. /Под ред. А. М. Арсеньева. М.: Педагогика, 1982.-С.163−231.
  91. Н.Н. Школьная валеология: Учебное пособие для студентов пед.университетов. Волгоград: Перемена, 1996. — 136 с.
  92. А. В. Ориентация школьников на социально-значимые ценности: Учебное пособие к спецкурсу. J1.: РГПУ, 1991. — 83 с.
  93. Кле М. Психология подростка. М.: Прогресс, 1991. -280 с.
  94. А.А., Лисовский А. В. Молодой человек: становление образа жизни. М.: Политиздат, 1986. — 168 с.
  95. В.В. Методологические и организационные основы педагогической валеологии// Валеологическое образование (проблемы, поиски, решения): Сборник научных трудов. Липецк: ЛГПУ, 1996. -С.55−61.
  96. В.В., Зайцев Г. К. Валеология в школе. Методическое пособие. СПб.: СПбГУПМ, 1992. — 52 с.
  97. Д.В. Беседы о половом воспитании. М.: Педагогика, 1986. — 160 с.
  98. Д.В. Валеология новое направление в педагогических науках// Биология в школе. — 1997. — № 2. — С.15−19.
  99. Д.В. Предупреждение вредных привычек у школьников. Минск: Народ, асвета, 1987. — 173 с.
  100. Д.М., Маш Р.Д. Основы гигиены и санитарии: Учеб. пособие для 9−10 классов средней школы. М.: Просвещение, 1989. — 192 с.
  101. Кон И.С. В поисках себя: Личность и её самопознание. М.: Просвет., 1984. — 164 с.
  102. Координационная программа: «Здоровье, воспитание, обучение». М.: АПН СССР, 1985. — 24 с.
  103. Л.А. Программа здоровья в школе// Проблемы педагогической валеологии. Сборник научных трудов. СПб.: СПбГУПМ, 1996.-С.33−34.
  104. В.М. Воспитывающее обучение. М.: Просвещение, 1980. — 192 с.
  105. М.Т., Завьялова М. Н. Формирование валеологической культуры у студентов// 5 Национальный конгресс по профилактической медицине и валеологии 21−24 июня 1998 г. Санкт-Петербург, Россия. Тезисы докладов. СПб. РИПМиВ, 1998. — С.105.
  106. А.П. Трудный возраст. О психологических особенностях младших подростков и путях решения проблемы пятых классов. М. Просвещ., 1966. — 160 с.
  107. В. А. Психология обучения и воспитания школьников: Книга для учителей и классных руководителей. М.: Просвещение, 1976. — 303 с.
  108. В.Г., Саракуев Э. А. Введение в этнопсихологию: Учебно-метод. Пособие для студентов. М.: Институт психологии, 1996. -343 с.
  109. Н.Е. Формирование систем понятий при обучении химии. М.: Просвещение, 1989. — 144 с.
  110. М.Н. Национальная школа России в контексте: государственной образовательной политики. М.: ИНПО, 1997.- 32 с.
  111. М.Н. Национальная школа России: традиции и современность в контексте модернизации // Труды ИНПО. М.: ИНПО, 1993.-Вып. 1.
  112. Н.Н. Валеология. Пути формирования здоровья школьников: Методическое пособие. М.: Аспект-пресс, 2000. 139 с.
  113. А.А. Методы Исследования в профессиональной педагогике. Таллин: Валгус, 1980. — 334 с.
  114. В.П. Здоровье. Беседы о том, как устроено человеческое тело, чем оно живет. М.: И. Ф. Жирков, 1913.-91 с.
  115. В.В. Человек. Анатомия, физиология и гигиена. Рабочая книга для ученика. Изд. 3-е. М.-Л.: Госуд. изд-во, 1928. — 260 с.
  116. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977. — 304 с.
  117. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М. Политиздат, 1977. — 304 с.
  118. А.Н. Проблемы развития психики. М.: Мысль, 1965. -550 с.
  119. А.Н. Психология общения. Тарту, 1974. — 34 с.
  120. Е.И. Раскрытие взаимосвязи экологического и гигиенического содержания в курсе биологии 8 класса средней школы. Автореф. дис. канд. пед. наук. (13.00.02). М., 1987. — 16 с.
  121. И .Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика. — 186 с.
  122. И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М.: Знание, 1980. — 96 с.
  123. П.Ф. Реферат по физическому образованию// Собрание педагогических сочинений. Т.4. Основы естественной гимнастики. Об отношении анатомии к физическому воспитанию. Приготовление учителей гимнастики. М.: Медицина, 1992. — 512 с.
  124. П.Ф. Собрание педагогических сочинений. Т.1. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста. -М.: Физкультура и спорт, 1951. 44 с.
  125. П.Ф. Собрание педагогических сочинений. Т. З. Семейное воспитание ребенка и его значение. М.: Физкультура и спорт, 1956.-439 с.
  126. Л. Заметки о дореволюционном быте агинских бурят. Улан-Удэ, 1972. — С. 81.
  127. Ю.П. Здоровье населения и современные теории медицины. -М.: Медицина, 1982. -326 с.
  128. Ю.П. Социальная гигиена и организация здравоохранения: Проблемные лекции. М.: Медицина, 1992. — 512 с.
  129. Ю.П., Сахно А. В. Здоровье человека социальная ценность. — М.: Мысль, 1989. — 270 с.
  130. .Т. Воспитательные аспекты обучения. М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
  131. В.А., Мосткова Е. В. Обзор «Основы здоровья. Актуальные задачи, решения, рекомендации». М.: Б. И., 1994. — 134 с.
  132. В.И. Введение в валеотехнологию. М.: Аллегро-пресс, 1997. — 176 с.
  133. Е.Ф. Особенности организации образовательного процесса в учреждении «Детский сад-школа» с валеологической направленностью: Автореферат дисс. .канд. пед. наук. (13.00.01). -Тюмень, 1997 18 с.
  134. Л.П., Соломин В. П., Храброва О. П. и др. Основы медико-биологических дисциплин: Учебное пособие. СПб. Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1998. — 246 с.
  135. В.Н., Груздева Н. В. Межпредметные связи в обучении биологии. М.: Просвещение, 1987. — 192 с.
  136. Л.Г. Социальные аспекты проблемы здоровье. Новосибирск: СО Наука, 1992. 159 с.
  137. Л.Г. Философско-методологические проблемы формирования здорового образа жизни// Здоровье человека в условиях НТР. Новосибирск. Наука, Сибирское отделение, 1989. — С.56−66.
  138. Маш Р. Д. Человек и его здоровье: Сборник опытов и заданий с ответами по биологии для 9 класса общеобразовательных учреждений. -М.: Мнемозина, 1997.- 190 с.
  139. О.П. Биологическое образование. Каким ему быть?// Биология в школе. 1998. — № 4. — С.44−49.
  140. В.М. Я и мое здоровье: Методическое пособие для учителей начальных классов по валеологии. Первый класс. Новосибирск: Изд-во Новосибирского Университета, 1997. — 48 с.
  141. А. А. О здравии народа российского// 5 Национальный конгресс по профилактической медицине и валеологии 2124 июня 1998 г., Санкт-Петербург, Россия: Тезисы докладов. СПб.: РИПМиВ, 1998.-С.117−118.
  142. Ю.А. Путь к долголетию: Энциклопедия самооздоровления. Минск: «Белфакс», 1994. — 400 с.
  143. Методика исследования формирования понятий, умений и навыков у учащихся средних профтехучилищ./ Под ред. А. П. Беляевой. — М.: Высшая школа, 1986. 200 с.
  144. В.Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности//Вопросы психологии. 1987. — № 5. — С.129−138.
  145. В.Ф. Формирование умений и навыков// Организация учебной деятельности школьников на уроках биологии. М.: Просвещение, 1989. — 191 с.
  146. Е.В. Взаимосвязь гигиенического и нравственного воспитания (на материале раздела биологии 8 кл.): Автореф ерат дисс.. канд. пед. наук. (13.00.02). -М., 1986. 16 с.
  147. Николаев С М. Тибетская медицина: (Вопросы и ответы) -Улан-Удэ, 1998.
  148. Общая психология/ Под ред. А. В. Петровского. М.: Просвещение, 1976. — 476 с.
  149. Е.А. Социальная и экологическая обусловленность здоровья населения: Учебное пособие. Нижневартовск: Изд-во Нижневартовского педагогического института, 1993. — 109 с.
  150. А.П. Этнопсихологические особенностинародов в воспитании детей. Пермь, Якутск: Изд-во инст-та повышения квалификации работников образования Республики Саха (Якутия), 1996. -147 с.
  151. В.И. Валеология. Краснодар: Советская Кубань, 1997.288 с.
  152. В.Ю. Эколого-валеологическая подготовка как часть профильного биологического образования в педагогическом колледже. Автореф.. дис. канд. пед. наук (13.00.02). СПб., 1998. — 17 с.
  153. Отношение населения к здоровью. / Под ред. И. В. Журавлевой. М.: ИСРАН, 1993.- 178 с.
  154. С.М. Здоровье. // Малая медицинская энциклопедия. ТЗ. М.: Советская энциклопедия, 1966. — С.886.
  155. А.В. Человек. Основы учения об устройстве человеческого тела, его отправлениях и здоровье. (Краткая анатомия, физиология и гигиена). М.: А. В. Павлов, 1906. — 73 с.
  156. В.П. Валеологические критерии здоровья// 5 Национальный конгресс по профилактической медицине и валеологии 2124 июня 1998. Санкт-Петербург, Россия: Тезисы докладов. — СПб.: РИПМиВ, 1998.-С.13−16.
  157. В.П. Валеология человека. Валеологический семинар в 5-ти томах. СПб.: Петроградский и К0, 1996.
  158. В.П., Давиденко Д. Н. Этюды валеологии: Здоровье как человеческая ценность. СПб.: Балтийская педагогическая академия, 1998. — 120 с.
  159. В.П., Царегородцев Г. И. Философия медицины. -Киев: Здоровье, 1979. 230 с.
  160. А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982. -255 с.
  161. П.И. Педагогика. Изд. 2, дораб. и испр. М.: Роспедагенство, 1996. — 602 с.
  162. П.И., Коротяев Б. И. Организация деятельности ученика на уроке. М.: Знание, 1985. — 80 с.
  163. Н.И. Об учреждении гимнастического института // Избранные педагогические сочинения. / Сост. А. Н. Алексюк, Г. Г. Савенок.-М.: Педагогика, 1985. С.70−72.
  164. Н.И. Школа и жизнь// Сочинения. Т1. Педагогические и публицистические статьи. Киев. Издание Пироговского т-ва, 1910. -с.122−139.
  165. В.В. Основы общей методики естествознания. М. Типография товарищества И. Д. Сытина, 1907. — 276 с.
  166. И.Н. Экологические понятия, их система и развитие в курсе биологии: Учебное пособие. — Л.: ЛГПИ, 1979. 87 с.
  167. А.И. Психологические основы управления умственной деятельностью учащихся в процессе обучения. Методическое пособие к спецкурсу. Д.: ЛГПИ, 1971. — 72 с.
  168. .Е. Половое просвещение в школе. Л.: Изд-во «Ленинградская правда», 1927. 79 с.
  169. Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. Пер. с англ. СПб.: Питер, 2000. — 624 с.
  170. С.А. Цели и методы индивидуального подхода к подростку в воспитательном процессе: Учебное пособие к спецкурсу. Л.: ЛГПИ, 1988.-75 с.
  171. Л.В. Проблемный подход в обучении биологии в 8-х классах средней школы. Автореф. дисс.. канд. пед. наук. (13.00.02). М., 1985.- 19 с.
  172. Руководство к лабораторным занятиям по общей и возрастной физиологии: Учебное пособие для студентов биологических специальностей пед. иИнституто-в. /А.А.Гуминский, Н. Н. Леонтьева, К. В. Маринова. М.: Просвещение, 1990. — 239 с.
  173. А.К. Воспитание школьников в области здоровья. // Биология в школе. 1994. — № 2. — С.55−59.
  174. Е.И. Возрастные особенности соотношения ориентации на самооценку другими людьми // Изучение мотивацииповедения детей и подростков. / Под ред. Божович Л. И. и Благонадежной Л. В. М.: Педагогика, 1972. — С.81−111.
  175. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. / Под ред. В. А. Ядова. Л.: Наука, Ленинград. отделение, 19?9. -264 с.
  176. Санитарное просвещение. Вып. 1. Материалы к вопросу о санитарном просвещении в школе и через школу. М — Петроградг.: Нар.ком.здрав, 1923. — 104 с.
  177. А.В. Программа курса «Основы валеологии и экологии». Малаховка: МОГИФК, 1993. — 45 с.
  178. А.А. Если врач вместе с педагогом// Медицинская газета. 1995.- 16 августа. С. 7.
  179. А.А. О воспитании человека здоровым// 5 Национальный конгресс по профилактической медицине и валеологии 21 -24 июня 1988 г. Санкт-Петербург, Россия: Тезисы докладов. СпбСП б.: РИПМиВ, 1988. — С.146−147.
  180. Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: Социально-психологический центр, 1996. — 349 с.
  181. Ю. Русская фауна или описание и изображение животных, водящихся в Империи Российской. СПб.: тип. К. Вингебера, 1850.-623 с.
  182. А.Ф. Секреты бодрости. Как восстановить работоспособность. М.: «КСП», 1995. — 208 с.
  183. Н.А., Лепин П. В., Пасман Н. М. Медико-педагогические основы валеологии и репродуктивного воспитания школьников // Проблемы педагогической валеологии. Сборник научных трудов. СПб.: СПбГУПМ, 1996. — С .45−47.
  184. А.Б., Молчанов С. В., Столяров В. И. Формирование здорового образа жизни учащихся профессиональнотехнических училищ: Методические рекомендации. М.: ГЦОЛИфК- Минск: Б.и., 1989.-73 с.
  185. И.Н. Здоровье человека как философская проблема // Вопросы философии. 1985. — № 7. — С.81−93.
  186. Н.К. Психологические аспекты педагогической валеологии// Здоровье и образование. Концептуальные основы педагогической валеологии: Материалы Всероссийского научно-практического семинара 7−9 декабря 1993 г. СПб.: СПбГУПМ, 1994 -С.32−33.
  187. Соковня-Семенова И. И. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь: Учебное пособие для студентов средних педагогических заведений. М.: Издательский центр «Академия», 1997. -208 с.
  188. Т.А. Здравотворение (Система здоровьетворящего образования)// Проблемы педагогической валеологии. Сборник научных трудов. СПб.: СПБГУПМ, 1996. — С.50−53.
  189. Т.А. Учитель, исцелись сам//Народное образование. -1996. -№ 3.-С.84−87.
  190. Состояние здоровья молодого поколения России// Народное образование. 1993. — № 5. — С.43−51.
  191. Социальная гигиена и организация здравоохранения. /Под ред. А. Ф. Серенко, В. В. Ермакова. -М.: Медицина, 1977. 672 с.
  192. Н.Ф. Теория поэтапного формирования умственных действий и проблема развития мышления. // Обучение и развитие. М.: Педагогика, 1996. — С.145−159 с.
  193. Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. М.: Знание, 1983. — 95 с.
  194. Л.Г. Педагогическая валеология: Генезис. Тенденции развития. СПб.: Петроградский и Ко, 1995. — 352 с.
  195. Л.Г. Российская школа здоровья и индивидуального развития детей: К проблемам школьной валеологии (Методическое пособие). —СПб.: Б.и., 1993. 116 с.
  196. Л.Г., Захаревич Н. Б., Калинина Т. О. Валеология -основы безопасности жизни ребенка: Пособие к курсу валеологии «Я и мое здоровье» для школы первой ступени. СПб.: Петроградский и Ко, 1995.
  197. Л.Г., Поздеева М. В. Валеология подростка. Пособие к курсу «Валеология» для учащихся 5−7 классов. СПб.: Петроградский и Ко, 1997. — 288 с.
  198. Теоретические основы содержания общего среднегообразования. /Под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. М.: Педагогика, 1983.-352 с.
  199. .Т. Этнопедагогика агинских бурят. Чита, 1998.
  200. З.И. Теория и практика эколого-валеологической направленности системы непрерывного биологического образования. Дисс. .доктораок. пед. наук в виде научного доклада (13.00.02). -Челябинск, 1996. 47 с.
  201. З.И., Григорьева А. П., Гольнева Д. П. Комплексная программа эколого-валеологического образования в основной общеобразовательной школе. Челябинск: Изд-во ЧГПУ «Факел», 1996. -100 с.
  202. А.В. О критериях и уровнях сформированное&trade- познавательных умений у учащихся. Советская педагогика. 1980, № 12. -С.45−48.
  203. А.В. Психолого-педагогические основы формирования у учащихся научных понятий. Челябинск: ЧГПИ, 1979. — 86 с.
  204. А.В., Бобров А. А. Формирование у учащихся учебных умений. М.: Знание, 1987. — 79 с.
  205. А.В., Бобров А. А. Формирование учебных умений и навыков учащихся на уроках физики. М.: Просвещение, 1988. — 112 с.
  206. Д.Д. Дифференциация обучения биологии на основе факультативного курса «Здоровье человека». Автореф. дис.. канд. пед. наук (13.00.02). М., 1996. — 14 с.
  207. К.Д. Собрание сочинений. Т. 8. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. М.-Л.: Изд-во Академии пед. наукАПН РСФСР, 1950. — 776 с.
  208. Д.И. Психологические проблемы формирования нравственных качеств в подростковом возрасте. Душанбе, 1969.
  209. Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности. М.: Феникс, 1999.-630 с.
  210. Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности. Избр. труды. М.: МПСИ, Флинта, 1999. — 672 с.
  211. Д.И. Формирование личности ребёнка в подростковом возрасте. Душанбе, 1973
  212. Формирование здорового образа жизни детей, комплексный межотраслевой подход. /Под ред. К. А. Тулебаева, Э. М. Курлеутова. Алма-Ата: Б.и., 1991.-21 с.
  213. Ф.Ф. Здоровье школьников Республики Татарстан, проблемы, пути решения, результаты.
  214. А.Г. Анатомия, физиология и гигиена человека: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1975. — 400 с.
  215. А.Г. Здоровье школьников. //Биология в школе. -1997. № 2. — С.11−14.
  216. А.Г. Разговор на трудную тему. Заметки о половом воспитании. М.: Педагогика, 1970. — 61 с.
  217. А.Г., Колесов Д. В. Биология. Человек и его здоровье: Учебник для 9-го класса общеобразовательных учреждений. -М.: Просвещение, 1996. 207 с.
  218. А.Г., Колесов Д. В. Гигиена и здоровье школьника. -М.: Просвещение, 1988. 191 с.
  219. А.Г., Колесов Д. В. Гигиена и здоровье: Пособие для учащихся. М. Просвещение, 1984. — 47 с.
  220. А.Г., Колесов Д. В. Мальчик подросток — юноша.: Пособие для учителей. — Омск: Омское книжное изд-во, 1987. — 248 с.
  221. B.C. Неуспеваемость школьников и ее предупреждение. М.: Педагогика, 1977. — 120 с.
  222. Н.М., ПетришинаПетри шина O.J1. Биология: Человек и его здоровье. Учебное пособие для 9-го класса общеобразовательных учебных заведений. М.: Просвещение, 1994. — 240 с.
  223. Г., Бадуева Е. Бурятская кухня. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1984. 96 с.
  224. В.И. Мотивация учебной деятельности. Ярославль: ЯГУ, 1991.-51 с.
  225. Д. Д. Гигиеническое воспитание школьников: Проблемы, поиски, перспективы. Ташкент: Изд-во им. Ибн Сины, 1990. -121 с.
  226. Д.Д. Школьник и его здоровье. Ташкент: Медицина Уз. ССР, 1987. — 160 с.
  227. Школа и здоровье. О состоянии здоровья учащихся и педагогов. Аналитический отчет. СПб.: Б.и., 1997. — 14 с.
  228. Г. И. Проблема соотношения мировоззрения и убеждений у школьников // Совершенствование учебно-воспитательного процесса: Проблемы воспитывающего обучения. Волгоград: ВГПИ, 1976.- 149 с.
  229. О. Человек. Учение о человеке и его здоровье. Изд. 4-е, испр. Киев: Изд-во Пироговского тов-ва, 1914. — 88 с.
  230. Шуева-Филатова М. М. Психологические факторы повышения эффективности обучения и воспитания учащихся. Нальчик: Эльбрус, 1987.- 128 с.
  231. А. Г. Онтогенез и теория здоровья: Методологические аспекты. Новосибирск: Наука, 1989. — 136 с.
  232. Г. И. Активация познавательной деятельности творческой активности учащихся в учебном процессе. М.: Педагогика, 1979.-С.116.
  233. Г. И. Роль деятельности в учебном процессе: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1986. — 144 с.
  234. Д.Б. Детская психология. М.: Учпедгиз, 1960. — 328с.
  235. Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. — 554 с.
  236. Д.Б. Психология обучения младших школьников. -М.: Педагогика, 1974. 307 с.
  237. П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М.: Просвещение, 1969. — 317 с.
  238. Noack Н. Concepts of Health and health promotion // Measurements in Health Promotion and Protection. Copenhagen, 1987. Pp. 714.
Заполнить форму текущей работой