Формирование культуры математической речи учащихся в процессе обучения алгебре и началам анализа
Диссертация
На основе выделенных направлений работы по формированию культуры математической речи учащихся в процессе обучения математике и с учетом специфики курса алгебры и начал анализа разработана методика обучения алгебре и началам анализа, нацеленная на формирование культуры математической речи старшеклассников. Разработанная методика формирования культуры математической речи учащихся, комплекс заданий… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ АЛГЕБРЕ И НАЧАЛАМ АНАЛИЗА
- 1. 1. Роль и место языка в обучении математике
- 1. 2. Основные направления формирования культуры математической речи учащихся в процессе обучения математике
- 1. 3. Характеристика особенностей языка школьного курса алгебры и начал анализа
- Выводы по главе 1
- ГЛАВА II. СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ АЛГЕБРЕ И НАЧАЛАМ АНАЛИЗА
- 2. 1. Комплекс заданий по алгебре и началам анализа, направленный на формирование культуры математической речи учащихся
- 2. 2. Содержательный и процессуальный компоненты методики формирования культуры математической речи учащихся в процессе обучения алгебре и началам анализа
- 2. 3. Организация, проведение и результаты педагогического эксперимента
- Выводы по главе II
Список литературы
- Алгебра и начала анализа: Учеб. для 10−11 кл. средней шк. / Ш. А. Алимов, Ю. М. Колягин, Ю. В. Сидоров и др. М.: Просвещение, 1992. 254 с.
- Алгебра и начала анализа: Учеб. для 10−11 кл. общеобразоват. учреждений / А. Н. Колмогоров, A.M. Абрамов, Ю. П. Дудницын и др.- Под ред. А. Н. Колмогорова. 12-е изд. М.: Просвещение, 2002. 384 с.
- Алфеева ЕЛ. Семантические аспекты информатики: Информационная система текста // Педагогическая информатика. 2001. № 3. С. 47−57.
- Антипов И.Н., Шварцбурд JI.C. Символы, обозначения, понятия школьного курса математики: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1978. 64 с.
- Артамонов М.А. Элементы логики в курсе математики средней школы. Львов: Изд-во Львовского обл. ин-та усовершенствования учителей, 1957. 326 с.
- Афанасьева О.Н., Бродский Я.С, Гуткин И. И. и др. Сборник задач по математике для техникумов на базе средней школы: Учеб. пособие для техникумов. М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1987. 208 с.
- Башмаков М.И. Алгебра и начала анализа. 10 11 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. 4-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2002. 400 с.
- Бельчиков Ю.А. Стилистика и культура речи. М.: Изд-во УРАО, 2000. 160 с.
- Болтянский В.Г. Использование логической символики при работе с определениями //Математика в школе. 1973. № 5. С. 45−50.
- Ю.Болтянский В. Г. Как устроена теорема? // Математика в школе. 1973. № 1. С. 41−49.
- Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования: Монография. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского пед. ун-та, 2000. 352 с.
- Брейтигам Э.К. Деятельностно-смысловой подход в контексте развивающего обучения старшеклассников началам математического анализа: Монография. Барнаул: Изд-во БГПУ, 2004. 290 с.
- Брушлинский А. Субъектно-деятельностный и знаково-речевой подходы в психологии // Когнитивное обучение: современное состояние и перспективы / Под ред. Т. Галкиной, Э. Jloapepa. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1997. С. 35 54.
- М.Вакилов Ш. М. Развитие математического мышления учащихся при решении задач на приложение производной и интеграла: Автореф. дис.. канд. педагог, наук. М., 1993. 16 с.
- Василевский А.Б. Упражнения по алгебре и началам анализа: Книга для учителя. Минск: Народня асвета, 1991. 222 с.
- Васильева А.Н. Основы культуры речи. М.: «Русский язык», 1990. 247 с.
- Вернер А.Л., Карп А. П. Математика: Учеб. пособие для 11 кл. гуманит. профиля. М.: Просвещение, 2001. 191 с.
- Виленкин Н.Я., Абайдулин С. К., Таварткиладзе Р. К. Определения в школьном курсе математики и методика работы над ними // Математика в школе. 1984. № 4. С. 43−47.
- Виленкин Н.Я., Дуничев К. И., КалужинЛ.А. и др. Современные основы школьного курса математики. М.: Просвещение, 1980. 240 с.
- Виноградова Л.В. Развитие мышления учащихся при обучении математике. Петрозаводск: Карелия, 1989. 175 с.
- Выготский Л.С. Избранные психологические исследования: Мышление и речь: Проблемы психологического развития ребенка. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. 520 с.
- Галицкий М.Л., Мошкович М. М., Шварцбурд С. И. Углубленное изучение алгебры и математического анализа: Метод, рекомендации и дидакт. материалы: Пособие для учителя / Под ред. М. Л. Галицкого. 3-е изд. М.: Просвещение, 1997. 349 с.
- Гибш И.А. Развитие речи в процессе изучения школьного курса математики //Математика в школе. 1995. № 6. С. 2−5.
- Гладкий А.В. Язык, математика и лингвистика // Математика в школе. 1994. № 1.С. 2−9.
- Гласс Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. М.: Прогресс, 1976. 495 с.
- Гмурман В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика: Учеб. пособие для вузов. М.: Высшая школа, 2003. 479 с.
- Гнеденко Б.В. Введение в специальность математика. М.: Наука, 1991. 240 с.
- Гнеденко Б.В. Развитие мышления и речи при изучении математики // Математика в школе. 1991. № 4. С. 3−9.
- Гносеологический анализ математизации науки: Сб. научных трудов. Киев: Наукова думка, 1985. 132 с.
- Головин Б.Н. Основы культуры речи: Учеб. пособие. М.: Высшая школа, 1980.335 с.
- Грабарь М.И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях: Непараметрические методы. М.: Педагогика, 1977. 136 с.
- Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая J1.A. Когда книга учит. М.: Педагогика, 1988. 192 с.
- Груденов Я.И. Совершенствование методики работы учителя математики: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1990. 224 с.
- Гужва Ф.К. Основы развития речи: Пособие для учителя. Киев: Гадяньска школа, 1989. 224 с.
- Далингер В.А. Начала математического анализа. Типичные ошибки, их причины и пути предупреждения: Учеб. пособие. Омск: ООО «Издатель-Полиграфист», 2002. 158 с.
- Далингер В.А. Обучение учащихся доказательству теорем: Учеб. пособие. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2002. 419 с.
- Денищева JI.O., Глазков Ю. А., ИшинаВ.И. и др. Методические рекомендации по оцениванию заданий с развернутым ответом: Математика. Части 3,4. М.: Уникум-Центр, 2003. 130 с.
- Денищева JI.O., Глазков Ю. А., Краснянская К. А. и др. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену. Математика. М.: Интеллект-Центр, 2005. 224 с.
- Доблаев Л.П. Психологические основы работы над книгой. М.: Книга, 1970. 72 с.
- Доблаев Л.П. Смысловая структура учебного текста и проблемы его понимания / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1982. 176 с.
- Дорофеев Г. В. Математика для каждого. М.: Аякс, 1999. 292 с.
- Дорофеев Г. В. О некоторых особенностях реального языка математики // Математика в школе. 1999. № 6. С. 41−43.
- Егорова Н.А. Формирование культуры мышления учащихся 5 — 6 классов при обучении математике в контексте деятельностного подхода: Автореф. дис.. канд. педагог, наук. Саранск, 2003. 20 с.
- Зорина Л .Я. Слово учителя в учебном процессе. М.: Знание, 1984. 80 с.
- Иванова Т.А. Гуманитаризация общего математического образования: Монография. Н.-Новгород: Изд-во НГПУ, 1998. 206 с.
- Ивлев Б.М., Саакян С. М., Шварцбурд С. И. Дидактические материалы по алгебре и началам анализа для 9 класса: Пособие для учителя. 2-е изд., перераб. М.: Просвещение, 1987. 142 с.
- Ивлев Б.М., Саакян С. М., Шварцбурд С. И. Дидактические материалы по алгебре и началам анализа для 11 класса: Пособие для учителя. 2-е изд. М.: Просвещение, 1995. 192 с.
- Икрамов Дж. Математическая культура школьника. Ташкент: Укитувчи, 1981.280 с.
- Иляков В.А. Методика использования логико-математических понятий при изучении начал анализа в средней школе: Автореф. дис.. канд. педагог, наук. М., 1979. 22 с. •
- Ипполитова Н.А. Текст в системе обучения русскому языку в школе: Учеб. пособие для студентов пед. вузов. М.: Флинта, Наука, 1998. 176 с.
- Канин Е.С., Канина Е. М., Чернявский М. Д. Упражнения по началам математического анализа в 9−10 классах: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1986. 160 с.
- Каплунович И.Я. Гуманизация обучения математике: некоторые подходы//Педагогика. 1999. № 1. С. 44−50.
- Карп А.П. Сборник задач по алгебре и началам анализа: Учеб. пособие для учащихся шк. и классов с углубл. изуч. математики. М.: Просвещение, 1995. 176 с.
- Кикель П.В. Математизация научного знания. Минск: Университетское, 1989. 85 с.
- Ким В.В., Блажевич Н. В. Язык науки: Философско-методологические аспекты. Екатеринбург: Банк культурной информации, 1998. 214 с.
- Ковшова Ю.Н. Исследование эффективности использования математического текста в обучении геометрии: Дис.. канд. педагог, наук. Новосибирск, 2002.
- Козлова М.С. Философия и язык: Критический анализ некоторых тенденций эволюции позитивизма XX в. М.: Мысль, 1972. 254 с.
- Колягин Ю.М., Оганесян В.А, Саннинский В. А. и др. Методика преподавания математики в средней школе: Общая методика: Учебное пособие для студ. физ.-мат. фак. пединститутов. М.: Просвещение, 1975.462 с.
- Комаров В.Н., Салехов Л. Г. Роль и значение процесса математизации наук // Математизация естественнонаучного знания: пути и тенденции / Под ред. В. Н. Комарова. Казань: Изд-во Казанского университета, 1984. 176 с.
- Концевая Л.А. Учебник в руках у школьника. М.: Знание, 1975. 64 с.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Официальные документы в образовании. 2002. № 4 (175). С. 3 -31.
- Краснослабоцкая Г. В. Формирование компонентов общей культуры мышления школьников // Математика в школе. 1994. № 2. С. 42−44.
- Кузичева З.А. О некоторых проблемах оснований математики, связанных со спецификой языка математики // Закономерности развития современной математики: Методологические аспекты / Отв. ред. М. И. Панов. М.: Наука, 1987. С. 193−201.
- Кулагина Н.В. Символ как средство мировосприятия и миропонимания: Учеб. пособие. М.: Московский психолого-социальный ин-т- Воронеж: МОДЭК, 1999. 80 с.
- Ладыженская Т.А. О культуре устного ответа // Оценка знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку: Пособие для учителя / Сост.
- B.И. Капинос, Т. А. Костяева. 2-е изд., перераб. М.: Просвещение, 1986.1. C. 43 52.
- Лаптева О.А. Дискретность в устном монологическом тексте // Русский язык. Текст как целое и компоненты текста: Сб. докладов XI Виноградовских чтений / Отв. ред. Н. Ю. Шведова. М.: Изд-во «Наука», 1982. С. 77−105.
- Леднев B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. 2-е изд., перераб. М.: Высшая школа, 1991. 224 с.
- Леонтьев А.А. Деятельный ум (Деятельность, Знак, Личность). М.: Смысл, 2001. 392 с.
- Леонтьев А.А. Педагогическое общение. М.: Знание, 1979. 47 с.
- Леонтьев Д.А. Психология смысла: Природа, структура и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 1999. 486 с.
- Лернер И.Я. Внутритекстовые связи и их роль в умственном развитии учащихся // Теоретические проблемы современного школьногоучебника: Сб. науч. трудов / Отв. ред. И .Я. Лернер, Н. М. Шахмаев. М.: Изд-во АПН СССР, 1989. С. 62 83.
- Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций: Учебное пособие. М.: Юрайт, 1999. 464 с.
- Лобанова Л.В. Формирование коммуникативно-речевых умений младших школьников в процессе обучения математике: Дис.. канд. педагог, наук. Чита, 2005. 171 с.
- ЛомовБ.Ф. Человек и техника: Очерки инженерной психологии. М.: Советское радио, 1966. 464 с.
- Лосева Л.М. Как строится текст: Пособие для учителей / Под ред. Г. Я. Солганика. М.: Просвещение, 1980. 94 с. 81 .Лукин Р. Д., Лукина Т. К., Якунина М. С. Устные упражнения по алгебре и началам анализа: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1989. 96 с.
- ЛурияА.Р. Язык и сознание / Под ред. Е. Д. Хомской. М.: Изд-во Московского ун-та, 1979. 320 с.
- Ляпон М.В. Структура отношения и ситуативные условия его реализации в сложном предложении // Русский язык. Текст как целое и компоненты текста: Сб. докладов XI Виноградовских чтений / Отв. ред. Н. Ю. Шведова. М.: Изд-во «Наука», 1982. С. 63−77.
- Мельникова Е.Л. Проблемный урок в начальной школе, или как открывать знания вместе с детьми // Начальная школа: плюс — минус. 1999. № 5-№ 8.
- Методика развития речи на уроках русского языка: Книга для учителя / Н. Е. Богуславская, В. И. Капинос, А. Ю. Купалова и др.- Под ред. Т. А. Ладыженской. М.: Просвещение, 1991. 240 с.
- МиккЯ.А. Оптимизация сложности учебного текста: В помощь авторам и редакторам. М.: Просвещение, 1981. 119 с.
- Микулинская М.Я. Развитие лингвистического мышления учащихся: Экспериментальное психологическое исследование обучения пониманию предложений при чтении. М.: Педагогика, 1989. 144 с.
- Мордкович А.Г. Алгебра и начала анализа. 10−11 кл.: В двух частях. Ч. 1: Учеб. для общеобразоват. учреждений. 4-е изд. М.: Мнемозина, 2003. 375 с.
- Мордкович А.Г. Зачем учить математику? // Первое сентября. 2002. № 22.
- Никольская И.Л. О некоторых логических трудностях курса и возможностях их преодоления // Вопросы преподавания алгебры и начал анализа в средней школе: Сб. статей / Сост. Е. Г. Глаголева, О.С. Ивашев-Мусатов. М.: Просвещение, 1980. С. 53−63.
- Норман Б.Ю. Основы языкознания: Функции языка // Первое сентября. 2001. № 45.
- Общая психолингвистика: Хрестоматия. Учебное пособие / Сост. К. Ф. Седов. М.: Лабиринт, 2004. 320 с.
- Панов М.И. Философские основания интуиционистской математики // Философские (методологические) семинары: Проблемы развития / Под ред. Ю. А. Овчинникова. М.: Наука, 1983. С. 157−178.
- Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М.: Педагогика Пресс, 1999. 528 с.
- Познер А.Р. Проблема гуманизации и технизации знания в условиях интеграции наук // Гуманитаризация образования в технических вузах. М&bdquo- 1989. С. 20−29.
- Поспелов Н.Н., Поспелов И. Н. Формирование мыслительных операций у старшеклассников. М.: Педагогика, 1989. 152 с.
- Потоцкий М.В. О педагогических основах обучения математике: Пособие для учителей. М.: Гос. учеб.-педагогич. изд-во мин. просвещ. РСФСР, 1963. 200 с.
- Приступа Г. Н. Единый речевой режим в школе: Учеб. пособие для студ. нефилологич. специальностей пед. институтов. Рязань: Изд-во Рязанского пед. института, 1988. 100 с.
- Психолингвистика: Сб. статей / Сост. A.M. Шахнарович- Общ. ред. A.M. Шахнаровича. М.: Прогресс, 1984. 367 с.
- Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2000. 712 с.
- Рудакова Е.А. Совершенствование математического образования младших школьников посредством языковой работы: Автореф. дис.. канд. педагог, наук. Новосибирск, 1998. 18 с.
- Саакян С. М. Гольдман A.M., Денисов Д. В. Задачи по алгебре и началам анализа для 10−11 классов. М.: Просвещение, 1990. 255 с.
- Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении. М.: Изд-во Московского ун-та, 1988.288 с.
- Саранцев Г. И. Гуманизация и гуманитаризация школьного математического образования // Педагогика. 1999. № 4. С. 39−45.
- СатьяновП.Г. Задачи графического содержания при обучении алгебре и началам анализа// Математика в школе. 1987. № 1. С. 56−60.
- Семиотические аспекты научного познания / Отв. ред. В. В. Ким. Свердловск: Изд-во УрГУ, 1981. 158 с.
- Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. 272 с.
- Скворцов Л.И. Теоретические основы культуры речи. М.: Изд-во «Наука», 1980. 352 с.
- Совертков П.И., ШмыковаЕ.П. Обзор знаков-указателей для организации деятельности учащихся по математике // Элементарная математика, математическое образование и геометрия № 9: Сб. статей / Под ред. П. И. Соверткова. СПб.: Мифрил, 2003. С. 45−51.
- Совертков П.И. Роль математической символики в формировании речевой математической культуры // Элементарная математика, математическое образование и геометрия № 2: Сб. статей / Под ред. П. И. Соверткова. СПб.: Мифрил, 1999. С. 57−60.
- Соколов B.M., Захарова Л. Н., Соколова В. В. и др. Проектирование и диагностика качества подготовки преподавателя: Монография. М., 1994. 160 с.
- Соколова В.В. Культура речи и культура общения. М.: Просвещение, 1995. 192 с.
- ИЗ. Солганик Г. Я. Язык и стиль учебников (Общие аспекты) // Проблемы школьного учебника: Сб. статей. Вып. 18. М.: Просвещение, 1988. С. 5−33.
- СохорА.М. Логическая структура учебного материала: Вопросы дидактического анализа. М.: Педагогика, 1974. 192 с.
- СохорА.М. Объяснение в процессе обучения: Элементы дидактической концепции. М.: Педагогика, 1988. 128 с.
- Столяр А.А. Логические проблемы преподавания математики. Минск: Высшая школа, 1965. 254 с.
- Философский энциклопедический словарь / Редкол.: С. С. Аверинцев, Э.А. Араб-Оглы, Л. Ф. Ильичев и др. 2-е изд. М.: Советская энциклопедия, 1989. 815 с.
- Фридман Л.М. Психолого-педагогические основы обучения математике в школе: Учителю математики о педагогической психологии. М.: Просвещение, 1980. 160 с.
- ХинчинА.Я. Педагогические статьи. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963.204 с.
- Холодная М., Гельфман Э., Демидова Л. О психологическом назначении школьного учебника // Когнитивное обучение: современное состояние и перспективы / Под ред. Т. Галкиной, Э. Лоарера. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1997. С. 151 -163.
- Целебровская М.Ю. Технология реферативно-исследовательской деятельности учащихся в математических дисциплинах: Дис.. канд. педагог, наук. Новосибирск, 2002. 185 с.
- ИГарминД.В. К вопросу о понимании учебного текста по математике // Теория и практика преподавания математики и информатики: прошлое, настоящее, будущее: Материалы X межрегиональной научно практической конференции. Иркутск, 2003. С. 81−83.
- ШарминД.В. Коммуникативный аспект гуманитарно-ориентированного курса математики // Модернизация педагогического образования в Сибири. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2002.
- ШарминД.В. О гуманитарном потенциале алгебры и начал математического анализа, связанном с языком // Проблемы математического образования и культуры: Сборник тезисов международной научной конференции. Тольятти, 2003. С. 81 82.
- ШарминД.В. Формирование культуры математической речи учащихся в процессе обучения алгебре и началам анализа: Методическое пособие. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2004. 52 с.
- ШеншевЛ.В. Основы адаптивного обучения языку (семиотические аспекты развития речи с помощью автомата). М.: Наука, 1995. 113 с.
- Шикин Е.В., Бычков С. Н., Строгалов А. С. и др. О тождестве фундаментальности и гуманитарности в общем образовании // Проблемы геометрического образования на современном этапе: Материалы II Всероссийского геометрического семинара. Псков, 2001. С. 5−12.
- ШкеринаЛ.В. Теоретические основы технологий учебно-познавательной деятельности будущего учителя математики в процессе математической подготовки в педвузе: Монография. Красноярск: РИО КГПУ, 1999.356 с.
- Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 1996. 96 с.