Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Подготовка будущего педагога к работе по предупреждению девиаций у детей дошкольного и младшего школьного возраста

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Например, благодаря этологическим исследованиям, с характерными для них эволюционными аналогиями и пристальным интересом к врожденным механизмам, появляются интересные перспективы педагогической модификации поведения ребенка в норме и патологии. Социальная и педагогическая значимость данной проблемы привлекаем широкий круг научных исследователей и пракжков — педагогов, психологов, физиологов… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Системный анализ теории и практики формирования у студентов готовности к работе с девиантными детьми
    • 1. 1. Психолого-недагогическая характеристика и анализ причин отклонений в развитии и повелении детей дошкольного и младшего школьного возраста
    • 1. 2. Подготовка будущею педагога к работе по изучению и предупреждению девиаций у детей как педагогическая проблема
    • 1. 3. Модель процесса подготовки студентов педагогического вуза к работе по изучению и предупреждению девиаций у детей дошкольного и младшего
    • 111. ко л ь н о го возраста
  • ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ
  • ГЛАВА II. Содержание и результаты опытно-экспериментальной работы по подготовке будущих педагогов к работе, но изучению и предупреждению девиаций у детей
    • 2. 1. Уровень подготовленности будущих педагогов к работе гго изучению и предупреждению девиаций у детей и организация констатирующего эксперимента
    • 2. 2 Подютовка студентов педаг ог ическою вуза к работе по изучению и предупреждению отклонений у детей в процессе профессионального обучения
      • 2. 3. Результаты экспериментальной работы гго профессионально-педагогической подготовке педагогов к работе по изучению и предупреждению отклонений в развитии и поведении детей
  • ВЫВОДЫ, НО II ГЛАВЕ

Подготовка будущего педагога к работе по предупреждению девиаций у детей дошкольного и младшего школьного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Настоящий этап общественного развития, называемый кризисным, характеризуется рядом негативных тенденций и обострением социально-экономических. социально-педагогических проблем. В результате произошли существенные изменения в укладе жизни людей. Эти перемены влияют прежде всего на психическое здоровье населения. Они провоцируют социальную и психологическую дезадаптацию людей, повышение уровня их эмоциональной напряженности и агрессивности.

Происходящие в обществе процессы особенно болезненно сказываются на детях Постоянно увеличивается число детей, лишенных родительского попечения, растет число детей, вовлеченных в преступную деятельность, увеличивается детская проституция, наркомания, алкоголизм, беспризорность, отмечается падение интереса к учебе и труду. Кроме того, постоянно увеличивается количество детей с нарушениями психического и физического развития. По статистическим данным лишь 16% всего населения здоровы, 50% имеют функциональные нарушения и отклонения в состоянии здоровья, 34%-хроническую патологию.

В таких условиях создаются опасные предпосылки для формирования девиантного поведения детей, которое имеет многообразие причин возникновения (от генетических до социальных факторов) и многообразие форм проявления (от незначительных проступков до стойких психических отклонений).

В связи с этим особо значимыми являются проблемы изучения и предупреждения отклонений в развитии и поведении детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Чанная проблема находится на стыке нескольких наук: философии, социологии, юриспруденции, валеологии, педологии, этологии, психолог ии и педагогики, что несомненно обуславливает ее сложность и многоаспектность.

Например, благодаря этологическим исследованиям, с характерными для них эволюционными аналогиями и пристальным интересом к врожденным механизмам, появляются интересные перспективы педагогической модификации поведения ребенка в норме и патологии. Социальная и педагогическая значимость данной проблемы привлекаем широкий круг научных исследователей и пракжков — педагогов, психологов, физиологов, коррекционных и специальных педагогов, логопедов, медиков к вопросам формирования гибкой модели единого образовательного пространства, разработке разнообразных организационных форм и методов, отвечающих образовательным потребностям и возможностям дег1ей указанной категории. Одной из отраслей, изучающей часгные вопросы воспитания и обучения дсмей является превентивная педагогика и психология (изучает пути и способы предупреждения социальных отклонений среди несовершеннолетних).

Методологические, теоретические и практические аспекты проблемы отклоняющегося развития и повеления детей рассматриваются в работах видных ученых и исследователей различных* областей науки. Имеется обширная литература по проблеме профилактики, диагностики и коррекции отклоняющегося поведения детей и подростков. Изучением социально-педагогических причин возникновения отклонений в поведении подростков занимались К).В. Гербеев, A.JI. Гройсман, Э Г. Костяшкин, Г. II. Медведев, И. А. Невский и др. Проблемы психологической специфики отклонений в поведении учащихся раскрываются в работах С. А. Алексеева, М.А. Алемаски-на, С, А Бадмаева, С, А Беличевой, А Г. Ковалева, Л. С. Славиной, Д. И. Фельдштсйна и др. Психолого-педагогический аспект отклоняющегося поведения детей и подростков довольно широко отражен в работах, А С. Белкина, Н. Н. Верцинской, Л. М. Зюбина, А. И. Кочетова и др. Нравственно-правовой (криминологический) аспект девиантного поведения несовершеннолетних разрабатывался не только правоведами, но и педагогами и психолог ами, что не только не умаляет, а напротив, усиливает его научно-методическую и практическую значимость для более полного понимания раскрываемой проблемы (Б.Н. Алмазов, А. И. Долгова, В. Д. Ермаков, Г. М. Миньковский, Д. И. Фельдпггсйп и др). Вопросы диагностики отклоняющегося развития и поведения рассмафивакнся в трудах, А С. Ьелкина, В М Обухова, 13 Г. Степанова и др. Поисками путей и средств предупреждения и преодоления отклонений в поведении учащихся занимаются К.III. Ахияров, С. А. Бадмаев, В Г. Баженов, С, А Беличева, К).В. Гсрбеев, В Н. Гуров, С.III. Зиганшин, И. А. Невский и др. Исследуются личностные характеристики несовершеннолетних правонарушителей (М.А. Алемаскин, М.А. Бурова-Илиева, В. Г. Степанов, JI С. Славина и др.), возможности профилактики правонарушений подростков (К.III. Ахияров, Г. М. Миньковский, А. И. Островский, О. А. Свиридов и др.), условия исправления и перевоспитания педагогически запущенных подростков (C.J1. Арзуманян, В. Н. Глазырина, В. Э. Зисс, А. И. Кочетов, И. А. Невский и др.). Рассмотрению комплексного подхода к профилактике отклонений в поведении школьников посвящены работы А. И. Островского и К) И Юрички.

Проблема детей «группы риска» и их компенсирующего обучения активно разрабатывается научным коллективом под руководством Г. Ф. Кума-риной, который ведет научно-экспериментальную работу, но организации коррекиионных классов на начальном этапе обучения в рамках обычной об-шеобразова1ельной школы, исследует проблемы диагностики, создания благоприятной эмоциональной среды, дифференцированного обучения.

В своих работах авторы раскрывают содержание, формы, методы профессиональной подготовки к взаимодействию с данной категорией детей, но акцент делается преимущественно на подростковом возрасте. Ученые подчеркивают ценность дошкольного возраста в предупреждении и устранении поведенческих отклонений, но решение проблемы подготовки специалистов к работе с личностными нарушениями в данный возрастной период не нашло должного отражения в научных исследованиях.

В исследованиях П. Г. Вельского, П. П. Блонского, А. Б. Залкинда, П. Ф. Лесгафта, В Н. Мясищева, И. А. Невского и Н. И. Озерецкого доказано, чю период раннею детства в большей мере определяет будущее человека. По мнению ученых главные основы воспитания закладываются до пяти лег, а это 90% всего воспитательного процесса. Зарубежная возрастная и педагогическая психология еще более категорична: основы воспитания формируются до трех лет. Это значит, что участвуют в воспитании прежде всего семья, затеммикросреда и средства массовой информации Однако институт семьи активно разрушается, микросреда дошкольника (детский сад-улица) по большей части отражает негатив, средства массовой информации также далеко не всегда несут образцы нравственности. Опрос, проведенный среди практикующих воспитателей, психологов, педагогов дошкольных образовательных учреждений городов Уфы, Бирска, Благовещенска, Янаула, Стерлитамака, Нефтекамска, и др. свидетельствует о том, что появилась опасная тенденция роста числа детей, имеющих отклонения поведенческого характера даже в полных, внешне благополучных семьях.

Таким образом, есть все основания утверждать, что нами выявлен ряд противоречий: между необходимостью профилактики и коррекции девианг-ного поведения и недостаточностью специальной подготовки педагога к работе такого родамежду необходимостью создания специальных условий для работы педагога с девиантными детьми в учреждениях образования и отсутствием такой системы: между необходимостью использования педагогом об-разовакмьных профамм для обучения, психического развития и коррекции девиангных детей и отсутствием таковых в арсенале педагога.

С учетом этих противоречий был сделан выбор темы нашего исследования: «Подготовка будущего педагога к работе по предупреждению девиаций у детей дошкольного и младшего школьного возраста» .

Цель исследования — теоретически обосновать, экспериментально проверить содержание, формы и методы профессионально-педа1 oi ической подготовки будущего педагога к работе с девиантными детьми 6−8-летнего возраста.

Объект исследования — процесс профессиональной подготовки студентов факультета педагогики и психологии (ПиП) и факультета педагогики, теории и методики начального образования (ПТиМНО) педагогического вуза Предмет исследования — профессионально-педагогическая подготовка будущего педагога по предупреждению отклонений в развитии и поведении детей дошкольного — младшего школьного возраста.

В основу нашего исследования положена гипотеза, согласно которой профессионально-педагогическая подготовка будущего педагога к изучению и предупреждению отклонений в развитии и поведении детей на рубеже перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту будет более успешной, если:

• будут разработаны и экспериментально проверены психолого-педагогические условия организационно-методического, содержательного и технологического аспектов, обеспечивающие теоретическую и практическую подготовку студентов, но данной проблеме;

• будет разработана и обоснована модель подготовки будущего педагога к работе по изучению и предупреждению отклонений в развитии и поведении детей, в реализации которой выделяются целевой, функциональный, структурный и содержательный компоненты;

• будут определены критерии, показатели и уровни готовности студентов к работе по изучению и предупреждению отклонений в развитии и поведении детей дошкольного и младшего школьного возраста;

В соответствии с целью и гипотезой были сформулированы задачи исследования:

1) изучить и проанализировать: состояние профессионально-педагогической подготовки студентов к работе по изучению и предупреждению отклонений в развитии и поведении детей на рубеже перехода от дошкольного к младшему ш ко л ь н о м у возрасту;

2) выявить и экспериментально проверить психолого-псдагогичсские условия. способствующие эффективной подготовке будущих педагогов к работе по изучению и предупреждению отклонений в развитии и поведении детей;

3) разработать модель процесса подготовки студентов указанных факультетов к работе, но изучению и предупреждению отклонений в развитии и поведении детей;

4) уточнить критерии, показатели и уровни готовности студентов к проведению работы по изучению и предупреждению отклонений в развитии и поведении детей дошкольного и младшего школьного возраста;

5) в ходе опытно-жспериментальной работы определить содержание, формы и методы, способствующие предупреждению отклоняющегося развития и поведения старших дошкольников в процессе профессионально-педагогической подготовки педагога.

Методологической основой нашею исследования является: культурно-историческая теория развития психики ребенка (Л.С. Выготский) — психологическая теория деятельности (М.С. Каган, А Н. Леонтьев, С Л. Рубинштейн) — теории формирования личности учителя (С И. Архангельский, Н В. Кузьмина, В А. Сластенин, Л Ф. Спирин, А. И. Щербаков и др.) — теории социализации и социальной педагогики (М.А. Алемаскин, С. А. Беличева, М.А. Галагу-зова, А. И. Кочетов, И. С. Кон, А. В. Мудрик, С. Т. Шацкий и др).

Для решения обозначенной проблемы нами использовался следующий комплекс методов: теоретический анализ литературы в области педагогики, психологи, философии, социоло! ии, изучение государственных образовательных стандартов, учебных планов и программ подготовки будущих воспитателей и учителей начальных классовсоциологические методы (беседа, анкетирование, тестирование) — общенаучные методы познания (синтез, обобщение, моделирование), педагогическое наблюдение и анализ, педагогический эксперимент и статистический анализ его результатов.

Исследование проводилось в 3 этапа, начиная с 1996 года.

На поисково-теоретическом этапе (1996 — 1998 гг.) изучалась философская, юридическая, социологическая, валеологическая, психолого-педагогическая литература по проблеме, уточнялась цель, задачи и основные понятия, категории, термины исследования, рабочая гипотеза. Проводился анализ учебных планов, программ педагогического вуза, изучались вопросы теории и практики подготовки студентов к работе в качестве педагога обра-зовател ьно го у чрежде н и я.

Конструктивно-поисковый этап (1998 — 2000 гг.) характеризуется тем, что на основе теоретической базы была разработана и апробирована программа специального курса «Изучение и предупреждение отклонений в развитии и поведении детей на рубеже перехода ог дошкольного к младшему школьному возрасту», проведена опытно-экспериментальная работа, в процессе которой были осуществлены констатирующий и формирующий эксперименты, выверялись психолого-педагогические условия эффективной подготовки будущих педагогов к работе по изучению и предупреждению отклонений в развитии и поведении детей. Осуществлялась ггроверка теоретических и практических авторских предположений, определены критерии и их показатели, выявлены уровни готовности будущего педагога к работе по вышеуказанному направлению. Обобщался и систематизировался полученный материал и результаты исследования.

На заключительно — обобщающем этапе (2000 — 2002 гг.) была произведена работа по обобщению всех научных и практических результатов, достигнутых в ходе исследования, сформулированы его основные выводы, завершено оформление диссертации.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в следующем: выявлены психолого-педаго! ические условия организационно-методическою, содержательного и технологическою аспектов, обеспечивающие эффективность процесса подготовки будущих педагогов к работе по изучению и предупреждению отклонений в развитии и поведении детей;

— разработана и обоснована модель подготовки будущего педагога к работе по изучению и предупреждению отклонений в развитии и поведении детей, в реализации которой выделяются целевой, функциональный, структурный и содержательный компоненты;

— уточнены критерии, показатели и уровни готовности будущих педагогов к осуществлению деятельности по изучению и предупреждению отклонений в развитии и поведении детей 6−8-летнего возраста.

Практическая значимость исследования состоит в том, что процесс подготовки будущих педагогов к работе по предупреждению отклонений в развитии и повелении будущих школьников становится управляемым. Управляемость процесса достигается разработкой содержательного и методическою инстрхментария в форме специального курса и учебно-методического пособия для студентов и преподавателей педагогических вузов и практических работников образовательных учреждений.

Достоверность и обоснованность научных положений, выводов и рекомендаций обеспечивается опорой на основополагающие теоретические положения философии, педагогики, психологии, выводы других исследователей, комплексной методикой исследования, достаточной экспериментальной базой, опытно-экспериментальной проверки 1ипотезы, анализом практики и опытом работы автора диссертации в качестве логопеда д/с специализированного типа № 17 г. Бирска и преподавателя педагогического вуза.

На защиту выносятся следующие положения: 1 Модель подготовки будущих педагогов к работе по изучению и предупреждению девиаций у детей позволяет сформировать у студентов педагогического вуза необходимый уровень знаний, умений и навыков для работы с этой специфической категорией детей.

2. Совокупность психолого-педагогических условий, реализуемая в организационно-методическом, содержательном и технологическом аспектах, способствует эффективности процесса подготовки будущих педагогов к работе по изучению и предупреждению отклонений в развитии и поведении детей.

3. Система критериев с соответствующими им показателями, включающая эмонионально-мотиванионный, когнитивный и практический компоненты, позволяет диагностировать уровни сформированное&tradeготовности будущих педагогов к работе по изучению и предупреждению девиаций у детей.

Ьаза исследования — факультеты педагогики и психологии и педагогики и методики начального образования Бирского государственною педагогическою института (БирГПИ), Башкирского государственного педагог ическою университета (БашГПУ), Московского государственного открытою пе-даю1 ического университета (МГОПУ), Башкирский институт развития образования (БИРО), образовательные учреждения г. Бирска, Уфы, Благовещенска, Нефтекамска, Янаула.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования на отдельных этапах освещались и обсуждались на заседаниях кафедр общей и дошкольной педагогики БирГПИв выступлениях на республиканских научно-практических конференциях «Эколог ическое образование: проблемы и решения» (Бирск, 1998 г.), «Проблемы обучения и воспитания молодежи» (Уфа, 1998 г.), «Социальная работа — профессия XXI века» (Уфа, 1998 г.), «Проблемы развития специальной психологии» (Уфа, 1999 г.), «Психолого-педагогические условия развития детей и подростков» (Бирск, 2001 г.) — на всероссийских научно-практических конференциях «Инновационные процессы в современном развитии высшей школы» (Магнитогорск, 1999 г.), «Социальная полтика на рубеже XXI века: тенденции и перспективы Взгляд из настоящего в будущее» (Москва-Уфа, 1999 г.), «Преемственность дошкольного и начального образования» (Смоленск, 1999 г.), «Образование: от опыта прошлого к перспективам будущего» (Уфа, 1999 г.), «Актуальные проблемы здоровья населения» (Бирск, 2000 г.), «Перспективы и проблемы развития социально-психологической службы» (Уфа, 2000 г.), «Школа и педагогика в условиях социально-экономических преобразований» (Челябинск, 2001 г.) — на международной научной конференции «Проблемы повышения качества подготовки учителя» (Шуя, 1999 г.). Основные теоретические и практические положения диссертации, результаты опытно-экспериментальной работы докладывались на методических семинарах и курсах повышения квалификации областного института повышения квалификации работников образования (2000, 2001 г. г.). Внедрение результатов осуществлялось также при чтении специального курса, лекций, семинаров для воспитателей дошкольных учреждений Разработанные рекомендации по подютовке педаююв к работе по изучению и предупреждению отклонений в развитии и поведении детей внедрены в учебный процесс БашГПУ, БирГПИ, БИРО, МГОПУ.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, # заключения, библиографии и приложений. Иллюстрирована таблицами, схе.

8. Результаты исследования могут быть использованы для диагностики отклонений и применения профилактических мер в инспекциях и комиссиях по делам несовершеннолетних.

Наше исследование не исчерпывает содержания рассматриваемой проблемы в виду ее сложности и многоаспектности. Научные изыскания по проблеме могут быть продолжены в следующих направлениях: профилактика отклонений от морально-нравственных (этических) норм общества в поведении детей дошкольного и младшего школьного возраста, педагогические условия профилактики отклонений от норм психического здоровья у детей дошкольного и младшего школьного возраста, социально-педагогическая работа с семьей по профилактике отклонений в поведении дошкольников, взаимодействие институтов социализации личности дошкольника по профилактике отклонений в поведении.

Заключение

.

В процессе исследования подтвердилась выдвинутая гипотеза о том, что профессионально-педагогическая подготовка педагога к изучению и предупреждению отклонений в развитии и поведении детей дошкольного и младшею школьною возраста будет более успешной, если будет разработано содержание, формы и методы профессиональной подготовки, т. е. будет разработана модель подготовки студентов педагогического вуза, будут определены критерии, их показатели и уровни готовности студентов к работе по вышеуказанному направлениюбудут разработаны и экспериментально проверены психолого-педагогические условия, обеспечивающие теоретическую и практическую подготовку студентов по данной проблеме.

Таким образом, результаты опытной работы подтвердили основные положения, выдвинутые в гипотезе, и позволили на основе проведенного исследования сделать ряд выводов:

— в ряду актуальных проблем, требующих своего изучения и решения, выдвигается проблема подготовки будущих педагогов к работе по изучению и предупреждению отклонений в развитии и поведении детей на рубеже перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту;

— дошкольный и младший школьный возраст обладают огромными возможностями для эффективною предупреждения отклонений в развитии и поведении детей;

— отклонения в развитии и поведении детей вызываются причинами социального, психологического и биологического характера (при доминирующей роли неправильного семейного воспитания и недостатков обучения и воспитания детей в образовательных учреждениях). Поскольку причины отклонений в развитии и поведении детей в большей степени связаны с недостатками воспитательно-образовательной деятельности семьи и образовательного учреждения, то их успешная профилактика зависит от эффективного взаимодействия последних.

— традиционной вузовской подготовки педагогов для эффективной работы с детьми группы риска, с проблемными детьми недостаточно нужны специально обченные воспитатели дошкольных учреждений и учителя начальных классов, прошедшие психолого-педагогическую подготовку;

— увеличение числа детей с проблемами в развитии и поведении, с одной стороны, и низкая эффективность работы специалистов параллельных служб (психологов, дефектологов, логопедов), а во многих случаях и их отсутствие, предъявляют к подготовке педагогов, работающих в образовательных учреждениях с разнородным составом контингента особые требования: знания основ специальной психологии, коррекционной педагогики и психологии, практической и возрастной психологии, психических нарушений, владение приемами психолого-педагогической диагностики, коррекции, профилактики. В связи с этим должен быть увеличен удельный вес и качественная перестройка психолого-педагогической подготовки каждого специалиста, принимающего участие в работе с детьми;

— владение методами профилактической и коррекционной работы с детьми, имеющими отклонения в развитии и поведении позволяет удовлетворить потребности и интересы конкретного ребенка, учитывать его индивидуальные особенности и способности, обеспечить полноценное развитие и обучение, сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье, предупредить появление стойких отклонений в поведении ребенка;

— раннее изучение и предупреждение отклонений в развитии и поведении детей дошкольного и младшего школьного возраста является главным условием их эффективного обучения и воспитания, предупреждения у них социальной дезадаптации,.

— теоретическая подготовленность педагогов дает возможность своевременно предупредить или исправить возникающие отклонения, практически решать проблемы эффективности социально-нравственного воспитания каждого ребенка. Слабое же знание процесса раннего развития и предупреждения отклонений приводит к ошибкам в педагогической технологии. Внесение ребенка в разряд «трудных» опасно не только для детей, т.к. способствует формированию у них заниженной самоопенки, но и для позиции самог о педагога возникает опасность психолого-педагогической предвзятости, установки в отношении к таким детям, которые могут сказаться на его тоне, стиле общения, провоцировать конфликты.

— максимально ранняя диагностика трудностей ребенка позволяет педагогу конкретизировать план учебно-воспитательной работы, выделять в нем специфические задачи, целевые установки, отобрать соответствующие формы и методы комплексного воздействия на коллектив и личность, обеспечить органическое сочетание воспитательного воздействия на ребенка в сфере и учебной и внеучебной деятельности, вовлечь ребенка в конкретные виды об-шест венно-тру довой работы.

— материалы исследования убеждают в том, что необходимо уже с первых дней обучения в вузе знакомить студентов с особенностями работы по изучению и предупреждению отклонений в развитии и поведении детей. В связи с этим, нами были проанализированы Госты профессиональной подготовки студентов факультетов педагогики и психолог ии и выявлено то содержание и объем учебного материала, освещение которых способствуют более высокому уровню формирования исследуемой готовности.

— построенная нами модель подготовки специалистов к работе по изучению и предупреждению отклонений в развитии и поведении детей должна включать целевую, функциональную, структурную и содержательную составляющие.

— для эффективной подготовки будущего педагога к работе по изучению и предупреждению отклонений в развитии и поведении детей необходим комплекс психолого-педагогических условий, который реализуется в следующих аспектах: организационно-методическом, содержательном и технологическом.

— профессиональная подготовка педагога протекает успешно там, где познавательная активность студентов стимулируется преподавателем за счет включения студентов в самостоятельную работу в учебном процессе, способствуя перерастанию ее в самообразование.

— от познавательного интереса и положительной мотивации студентов зависит степень самоуправления познавательной деятельностью, планирование систематической работы по овладению и осмыслению содержания учебного материала, умение проверять качество усвоения знаний, умений, навыков, мо-билизовывать себя на преодоление возникающих трудностей в процессе обучения.

— в качестве основных профессиональных умений в деятельности педагога по изучению и предупреждению отклонений в развитии и поведении детей необходимо выделить: диагностические, организационно-содержательные, кор-рекционно-профилактические и прогностические.

— результатом подготовки будущих педагогов к работе, но изучению и предупреждению отклонений в развитии и поведении детей выступает их готовность к осуществлению данной деятельности. Показатели, характеризующие уровни подготовленности студентов — сформированное&tradeэмоционально-мотиванионного, когнитивного и практическою компонентов.

— конечной целью подготовки педагога к работе по изучению и предупреждению отклонений в развитии и поведении детей является повышение эффективности его педагогическою мастерства. Опенка эффективности подготовки педагога к работе с девиантными детьми может быть достаточно объективной при анализе конечного результата его труда — изменения степени отклонения у тех детей, с которыми он занимался.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего образования. — М.: Просвещение, 1990, — 141 с.
  2. О.А., Загрязкина Н. Н. Педагогическая практика студентов. М.: Просвещение, 1989.-175 с.
  3. О.А., Новоселова Г. П. Структура самостоятельной работы и формирование у студентов культуры умственного труда в процессе изучения теоретических курсов, но педагогике // Совершенствование подготовки учителя в педвузе М., 1980 — С 97−1 10
  4. Абульханова Славская К. А Личностные механизмы регуляции деятельности .// Проблемы психологии личности. — М., 1982.
  5. У.Б. Подготовка студентов педвуза к воспитательной работе в сельских школах: Автореферат дисс. на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Волгоград, 1993. — 16 с.
  6. М.А. Психолог ическая характеристика личности несовершеннолетних правонарушителей: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психолог ических наук. М., 1968. — 18 с.
  7. .Н., Грищенко Л. А. Психология отклоняющегося поведения и задачи педагогической реабилитации трудновоспитуемых учащихся. Свердловск: СИ11И, 1987. — 75 с.
  8. Алмазов Б Н Психолог ическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. Свердловск, 1986. — 150 с.
  9. Р.Г., Зубкова В. Ф. Дети «группы риска» // Педагогика. 1992. -№ 9−10. — С. 120−121.
  10. .Г. Человек как предмет познания, — Изд-во ЛГУ., 1968, — 336 с.
  11. Андреева Г М. Социальная психология: Учебник для вузов. М., 1997.375 с.
  12. М.М. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов при изу чении дисциплин педаго! ического цикла. М.: Прометей, 1989. -240 с.
  13. П.И. Профессиональная подготовка учителя к работе со школьниками в кризисные периоды их развития: Дисс. на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. М, 1994. — 184 с.
  14. Ардаширова Э Т Искусство в процессе формирования личности учителя: Дисс на соискание ученой степени доктора педагог ических наук. М, 1994 -408 с.
  15. С.Л. Социально-психологические условия исправления и перевоспитания личности несовершеннолетних: Учебное пособие. Ереван.: Луйс, 1985. — 98 с.
  16. С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе. М.: Высшая школа, 1974. — 384 с.
  17. Р.Н. Теория и практика совершенствования подготовки педагогических кадров // Учитель Башкирии, — 1991.-№ 6. С.36−39.
  18. Асмо лов, А I. Деятельность и установка. М.: Изд-во Московского университета, 1979. — 150 с.
  19. В.Г. Системность и общество. М.: Политиздат, 1980. — 368 с.
  20. Ахияров К. III Башкирская народная педагогика и воспитание подрастающего поколения. Уфа, 1996. — 242 с.
  21. Ахияров К.III. Методология и методы педагогических исследований // Учитель Башкирии. 1991. — № 10. — С.34−42.
  22. К.Ш., Правдин Ю. П. Формирование познавательной активности студентов в процессе обучения: Учебное пособие/ Башкирский пед. институт, 1. БирГПИ-Уфа, 1988.- 79 с.
  23. Ахияров К.III., Правдин Ю. П., Юричка Ю. И. Методология и методы научною педагогическою исследования // Школа и педагогика в условиях социально-экономических преобразований: Межвузовский сборник научных трудов. Выпуск Г — 1992,-№ 9−10. — С.7−12.
  24. Ахияров К.III., Юричка Ю. И. Социально-педагогические основы профилактики отклонений в поведении школьников (программа специального курса). Уфа, 1993.
  25. Ахияров К III., Юричка Ю. И. Предупреждение и преодоление трудновоспитуемое&trade- школьников. Уфа, 1993.
  26. К.Ш., Юричка Ю. И. Профилактика отклонений в поведении учащейся молодежи. Уфа, 1987. — 31 с.
  27. Ю.К. Интенсификация процесса обучения: Повое в жизни, науке, технике. М.: Знание, 1987. — 80 с.
  28. И.Д. Профессионализм педагогической деятельности и основы ею формирования у будущих учителей: Дисс. гга соискание ученой степени доктора педагогических наук. Усть-Каменогорск, 1991. — 340 с.
  29. С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. М.: Изд-во Магистр, 1999. — 96 с.
  30. Баженов В Г. Особенности воспитательной работы с педагогически запущенными подростками в условиях спортивно-трудовою лагеря: Автореферат дисс на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. М., 1975. — 21 с.
  31. Барсуков В Н. Подготовка учителя начальных классов к работе с педагогически запущенными детьми: Дисс. на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. М., 1996. — 257 с.
  32. B.C. Педагогика. Екатеринбург, 1994. — 320 с.
  33. С.А. Основы превентивной психологии. М. — 1993. — 199 с.
  34. АС. Диагностика педагогической запущенности учащихся.1. Свердловск, 1979. 107 с.
  35. А.С. Отклонения в поведении школьников. Свер, тловск, 1973. -137 с.
  36. Белкин, А С. Проблема раннего предупреждения отклонений в нравственном развитии и поведении школьников // Сов. Педагогика, — 1981. № 3.1. С 62.
  37. Белкин, А С. Теория и методика педагогической диагностики отклонений в поведении школьников: Дисс. на соискание ученой степени доктора педагогических наук. М., 1980. — 388 с.
  38. Белозерцев Е П. Подготовка учителя в условиях перестройки. М.: Педагогика, 1989. — 192 с.
  39. Бельский Г1. Г. Типология этическидефективных несовершеннолетних// Вопросы воспитания нормального и дефективного ребенка/ Под ред. А. С. Грибоедова. М.-Л., 1925. — С.82−175.
  40. B.JI. Педагогическая культура: философско-сониологический анализ. Уфа, 1997.
  41. Беспалько В II Основы теории педагогических систем. Воронеж, 1977 -30 1 с
  42. Беспалько В II. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. — 192 с.
  43. В.П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов: Учебно-методическое пособие. М.: Высшая школа, 1989, — 144 с.
  44. .П. Структура процесса воспитания. Каунас.: Гивисса, 1984. -190 с.
  45. II.II. Как изучить школьника. М.: Работник Просвещения, 1929. -Т.4. -С.12.
  46. II.П. Трудные школьники. М., 1930. — 131 с.
  47. Бобнева М П Социальные нормы и регуляция поведения. М., 1987. -С. 144−159.
  48. Божович Л И Личность и ее формирование в детском возрасте. -М.:11росвешение, 1968. 464 с.
  49. Л.И. Психология формирования личности. М., 1995.
  50. В.Ф. Предупреждение правонарушений. Минск: Нар. асвета, 1986.-80 с.
  51. Е.М. Основы психодиагностики // Вопросы психологии. 1998. -№ 5. — С. 126−130.
  52. Бочкарева Г Г. Психологическая характеристика мотивационной сферы подростков-правонарушителей: Дисс. на соискание ученой степени канд. псих, наук.- М., 1968.
  53. Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонение. М., 1990. — 144 с.
  54. Бурнашева Э II Психолого-педагогическая подготовка будущих учителей к решению сложных педагогических ситуаций: Дисс. на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Екатеринбург, 1995. — 195 с.
  55. Бурова Илиева М. И. Ценностные ориентации и их роль в формировании личности несовершеннолетних правонарушителей: Автореферат дисс. на соискание ученой степени канд. нед. наук. — М., 1982. — 17 с.
  56. М.И. Ребенок из неблагополучной семьи (записки детского психиатра). М.: Просвещение, 1988. — 208 с.
  57. Э. Динамика агрессивности у дошкольников в условиях разных стилей воспитания: Автореферат диес. на соискание ученой степени кандидата психологических наук. М, 1995. — 18 с.
  58. Н.П. Реабилитационная педагогика. М., 1996. — 160 с.
  59. В.Л. Школьная дезадаптация и асоциальное поведение подростков// Школьная дезадаптация: эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. М., 1995. — С.36−37.
  60. А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991. — 207 с.
  61. Н.Н. Трудный ребенок. Мн.: Нар. асвета, 1989, — 128 с.
  62. Вершинина Л В. Формирование социально-профессиональной мобильности студентов пединститута. Л., 1987. — 168 с.
  63. Л.Н. Педагогическая диагностика и профилактика нервно-психических нарушений у школьников: Диссертация в виде научного доклада на соискание ученой степени доктора педагогических наук. Кострома, 1996. — 67 с.
  64. . Педагогическая диагностика и профилактика нервно-психических нарушений у школьников: Дисе в виде научного доклада на соискание ученой степени доктора пед. наук. Кострома, 1996. — 67 с.
  65. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М. В. Гамезо. М., 1984.- 256 с.
  66. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие под ред. А. В. Петровского. М.:11росвешение, 1973. — 288 с.
  67. В.А. Формирование у студентов педвуза интегративных педагогических умений осуществления политехнического образования учащихся: Дисс. на соискание ученой степени кандидата педаго! ических наук. Челябинск, 1992. — 256 с.
  68. Волкова 1 г.М. Трудные дети или трудные родители? М.:Профиздат, 1992. — 96 с.
  69. Власова Т, А, Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии. М., 1973, — 175 с.
  70. Вострокнутов Н В. Типология делинквентного поведения детей и подростков: социально -средовые, эмоционально-личностные и психопатические факторы риска // Социальная дезадаптация: нарушения поведения у детей и подростков. М., 1996. — С.21−29.
  71. Ю.Н. Проблемы коррекционно -развивающего обучения // Педагогика. 1999. — № 1, — С.50−55.
  72. Л.С. Диагностика развития и педагогическая клиника трудного детства / Собр. Соч. В 6 Т. М., 1983. — Т.5.
  73. Гаврилин, А В Становление и развитие теории воспитания трудных детей в современной педагогике (1917 1935 г. г.): Автореферат дисс. на соискание ученой степени канд. нед. наук. — М., 1991. — 18 с.
  74. М.А., Сердюк Г. В. Моделирование в процессе обучения педагогике//Сов. педагогика. 1991-№ 12. — С.78−82
  75. Гамсзо MB, Герасимова B.C., Орлова Л. М. Старший дошкольник и младший школьник: психодиа1 ностика и коррекция развития. М. — Воронеж, 1998.- 251 с.
  76. Гербеев К).В., Юричка К).И. Готовим учителя к работе с несовершеннолетними правонарушителями // Педагогика. 1993.-№ 5.- С.61−65.
  77. .С. Гражданское общество в России. М.: Педагогическое общество России, 2001. — 460 с.
  78. Л.П. Педагогические условия формирования общечеловеческих ценностей у подростков «группы риска»: Дисс. па соискание ученой степени кандидата иедаю! ических наук. Уфа, 1997. 183 с.
  79. Глазырина В Н. Развитие духовных интересов подростков как условие их перевоспитания: Автореферат дисс. на соискание ученой степени канд. пел. наук. Киев, 1983. — 17 с.
  80. А.Д., Лифинцева 11 П., Ялпаева П. В. Основы коррекционной педагогики. М. Академия, 1999. — 279 с.
  81. Гоноболин Ф Н Книга об учителе М. Просвещение, 1965. — 260 с.
  82. Ф.Н. О некоторых психических качествах личности учителя // Вопросы психологии. 1975. -№ 1.
  83. К.К. Самостоятельная работа студентов: Методические рекомендации преподавателям. Л., 1988.
  84. Государственный образовательный стандарт высшею профессионального образования. Введение в педагогическую профессию. Ч.1./ Общая редакция и научное руководство доктора педагогических наук, профессора Ю. И Юрич-ки. Ьирск, 1995 — 24 с.
  85. Грабаров Л И. Типы трудных детей. М. — Л., 1930. — 78 с.
  86. Г. Г. Психологическая модель процесса формирования учителя.// Вопросы психологии. 1979. — № 3. — С.56−65.
  87. Е.Л., Паулз Д. Л. Генетические факторы, влияющие на развитие девиантных форм детского поведения // Дефектология. 1995. — № 3.1. С.3−26.
  88. Р.Д. Проблемы взаимосвязи особенностей здоровья трудных детей и характера их поведения: Автореферат дисе. на соискание ученой степени канд. пед. наук. Алма-Ата, 1990. — 25 с.
  89. В.М. Педагогические условия индивидуально-творческой подготовки будущего учителя: Дисс. на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. М., 1993. — 236 с.
  90. Девиант ное поведение детей и подростков: проблемы и пути их решения / Под ред. Никитина В. А. М., 1996. — 72 с.
  91. Дети дошкольного возраста с нарушениями в поведении и способы педагогического воздействия на них: Методич. рекомендации /Сост. Котырло В. К., Головко О. А, — Киев, 1985. -27 с.
  92. Дети с девиантным поведением: психолого-педагогическая реабилитация и коррекция: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. -Саратов, 1991. 103 с.
  93. Дети с отклонениями в развитии: Методическое пособие для педагогов, воспитателей массовых и специальных учреждений и родителей. М., 1997. -126 с.
  94. Диагностика школьной дезадаптации: Научно-методическое пособие для школьных психологов и учителей начальных классов системы компенсирующего обучения/ Под ред. С. А. Беличевой М., 1995. — 127 с.
  95. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога / Под ред. Дубровиной И В М, 1987.
  96. М.С. Управление учебным процессом в высшей школе. Новосибирск, 1971. — 175 с.
  97. А.И. Социально-психологические аспекты преступности несовершеннолетних. М.: Юрид. Лит., 1981, — 159 с.
  98. Дубровина И В. Школьники и охрана их здоровья // Школа здоровья. -1998. № 2. — С.50−57.
  99. Думов С Б Совместная деятельность образовательных и социально-педагогических учреждений по преодолению отклоняющегося поведения подростков: Автореферат дисс. на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Волгоград, 1996. — 18 с.
  100. Дурай Новакова К М. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности: Дисс. на соискание ученой степени доктора пед наук. — М, 1983. — 386 с.
  101. М.Е., Гостев А. Г. Исследовательский подход к профессионально-педагогической деятельности: Учебное пособие. Челябинск.:ЧелГУ, 1996.- 72 с.
  102. М.И., Кандыбович Л. А. Психология высшей школы. Мн: Изд-во БГУ, 1978.-320 с.
  103. М.И., Кандыбович Л. А. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск: Изд-во Белорусского университета, 1976. — 175с.
  104. Елканов С Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. М.: Просвещение, 1989. — 189 с.
  105. Ермолаева M B. Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. М — Воронеж, 1998. — 170 с.
  106. Жукенова К. А Подготовка будущего учителя к работе с трудными детьми через формирование детского коллектива: Дисс. на соискание ученой степени канд. пед. наук. Казанский пед. институт, 1990. — 137 с.
  107. В.И. Педагогика в системе наук о человеке. М., 1990. — 214 с.
  108. С.А. Подготовка педагогических кадров к работе с трудновоспитуемыми детьми и подростками в учреждениях Наркомпроса РСФСР (1917- 1935 г. г.): Автореферат дисс. на соискание ученой степени канд. пед. наук. -М&bdquo- 1989. 17 с.
  109. П.И. Теоретико-методологические аспекты подготовки защиты кандидатской диссертации по педагогическим наукам. Екатеринбург, 1995. -33 с.
  110. А.Б. О так называемом «Хулиганстве» в школе // Вестник просвещения. 1972. — № 1. — С.3−6.
  111. А.И. Как предупредить отклонения в поведении детей. М., 1993. — 223 с.
  112. Д.И. С) состоянии здоровья детей России // Школа здоровья. -1995,-№ 2. С.5−12.
  113. Зигашиин C.III. Рациональная организация внеучебной деятельности подростков как средство предупреждения их антиобщественных проявлений: Автореферат кандидата педагогических наук. М., 1972. — 21 с.
  114. И.А. Педагогическая психология.-Ростов- на- Дону, 1997. 477 с.
  115. В.Э. Преобразование нравственной позиции педагогически запущенных подростков в общественной деятельности: Автореферат дисс. на соискание ученой степени канд. пед. наук. JI., 1990. — 20с.
  116. Зюбин J1.M. Трудные дети. М.: Знание, 1963. — 52 с.
  117. JI.M. Учебно-воспитательная работа с трудными учащимися. М.: Высшая школа, 1982. — 215 с.
  118. Игнатова Л Ф. Состояние здоровья детей как критерий готовности к обучению в школе // Школа здоровья. 1996 — № 4. — С.84−85.
  119. Изучение психологии личности «трудного» младшего школьника: Методические рекомендации, тля студентов педагогических институтов и учителей 1−3 классов общеобразовательной школы / Сост. Головань Н А. Кировоград.: КГПИ, 1988.-48 с.
  120. Р.Г. Нарушения повеления у детей и подростков. Алма-Ата: Наука Каз ССР, 1990. — 160 с.
  121. Т.И. Педагогика. М.: Просвещение, 1969. — 574 с.
  122. К. Педагогическая диагностика. М.: Педагогика, 1991. -240с.
  123. В.Н. Стимулирование направленности будущих учителей на работу с педагогически запущенными подростками: Автореферат дисс. на соискание ученой степени кан. пед. наук. МПГУ, 1991. — 16 с.
  124. И.Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы. М., 1993.
  125. Кан -Калик В, А, Никандров В Д. Подготовка будущего учителя к педагогическому творчеству // Сов. педагогика. 1987. — № 6. — С. 105−109.
  126. П.Ф. Педагогическая психология. М., 1914. — 489 с.
  127. М.В. Условия профилактики педагогической запущенности школьников подросткового возраста: Автореферат дисс. на соискание ученой степени канд. пед. наук. Челябинск, 1982. — 17 с.
  128. Н.В. Пути предупреждения и преодоления педагогической запущенности школьников в условиях всеобщего образования: Автореферат дисс на соискание ученой степени канд. пед. наук. Киев, 1982. — 24 с.
  129. Кашенко В II. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков. М.: Просвещение, 1994. — 223 с.
  130. Керимов J1.K. Система воспитательной работы с педагогически запущенными детьми: Автореферат дисс. на соискание ученой степени канд. пед. наук Алма-Ата, 1972. 23 с
  131. Ю.А. Психоло1Ия девиантного (отклоняющегося) поведения // Вопросы психологии. 1998. -№ 5. — С.141−145.
  132. Ю.А. Социальная работа и коррекция девиантного поведения подростков. Кемерово: Кузбасевузиздат, 1996.
  133. А.Г. Психология личности. М.: Просвещение, 1970.
  134. А.И. Социология личности : норма и от клонение. М., 1996.
  135. Козубовская И В. Трудновоспитуемость и пути ее преодоления у детей младшего школьного возраста: Автореферат дисс. на соискание ученой степени канд. пед. наук. Киев, 1978. — 18 с.
  136. Колесов Д В Предупреждение вредных привычек у школьников. -Минск: Нар. асвета, 1987. 175 с.
  137. ПЛ. Критерии эффективности психолого-педагогической подготовки учителя / Пути совершенствования психологической подготовки учителя в свете основных направлений реформы общеобразовательной и профессиональной школы. Полтава, 1985. — С.33−34.
  138. Коменский Я А. Избранные пед. сочинения в 2 т. Т. 1. — М., 1982. -С.405.
  139. Кон И. С. Социология личности. М., 1967. — 383 с.
  140. Коррекпионная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии / Под ред. Ь.П.11узанова. М., 1997. — 141 с.
  141. Г. С. Вопросы психологии понимания //Сов. педагогика. 1948. -№ 9. — С. 105−112.
  142. Э.Г. Индивидуальная работа в школе с трудными подростками М Знание, 1971. — 45 с.
  143. Кочетов, А И, Верпинская П Н. Работа с трудными детьми. М., 1986. -160 с.
  144. А.И. Мастерство перевоспитания. Минск, 1981. — 159 с.
  145. Краевский В В. Методология педагогического исследования: Пособие для педагога исследователя. — Самара: Изд-во СамГПИ, 1994. — 165 с.
  146. В.А. Психология обучения и воспитания школьников. М., 1976, — 303 с.
  147. М.А. Дидактические проблемы формирования основ профессионально-методических умений у будущего учителя: Дисс. на соискание ученой степени докдора педаго! ических наук. Алма-Ата, 1975. — 344 с.
  148. В.Н. Социально-психологические аспекты антиобщественного поведения // Вопросы философии. 1974. — № 1. — С.98−100.
  149. ФА. Диссертация: Методика написания. Правила оформления. Порядок защиты: Практическое пособие для докторантов, аспирантов и магистрантов. М.: Ось 89, 2000. 320 с.
  150. Кузьмина Н И. Профессиональная подготовка как фактор социализации личности будущею учителя: Автореферат дисс. на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. М., 1996. — 16 с.
  151. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. JL: Изд-во Ленинградского университета, 1970. — 172 с.
  152. Г. Ф. Дети «группы риска» (о профилактике отклонений в поведении школьников) // Сов. педагогика. 1991.- № 11.- С.33−37.
  153. Купцов И И. Психологическая характеристика преодоления подростками недостатков собственного поведения: Автореферат дисс. на соискание ученой степени канд. пед. наук. Рязань, 1964.
  154. Кэрол Тингей Михаэлис Дети с недостатками развития. М., 1988.
  155. Леонтьев, А Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1983. — 320 с.
  156. И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М., 1980. — 96 с.
  157. Лесгафт 11 Ф Избр 11ед соч. В 2 т.- Т 1. М., 1951. — С.229−234.
  158. Липник В Н. Взрослые за детей в ответе. Л., 1979.
  159. И.А. Педагогический анализ причин правонарушений несовершеннолетних и пути их предупреждения: Автореферат дисс. на соисканиеученой степени канд. пед. наук. Киев, 1973. — 17 с.
  160. .Т. Педагогика: Курс лекций. М., 1998. — 463 с.
  161. A.h. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л.: Медицина, 1983. — 208 с.
  162. Личность правонарушителя и проблемы предупреждения преступности несовершеннолетних. М., 1977. — 189 с.
  163. Лобачева Т. И Формирование общественной активности детей и подростков в пионерской организации им. В. И. Ленина (1922−1933 г г.): Автореферат дисс. на соискание ученой степени канд. пед наук. М., 1989. — 17 с.
  164. М.И. Развитие психолого-педагогической компетентности учителя: Автореферат дисс. на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. М., 1996. — 18 с.
  165. А.В. О народном образовании. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958.- 559 с.
  166. Н.Г. Методы исследования детей с трудностями обучения. -М.: «Фолиум», 1993. 64 с.
  167. Д. Социальная психология (перевод с англ.). СПб., 1996.
  168. Макаренко, А С. Педагогические сочинения: в 8 т. М., 1983 — 1986.
  169. А.Г. Профилактика раннею наркотизма у младших школьников: Дисс. на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. М., 1995. — 208 с.
  170. Маленкова Л И. Проблемы перевоспитания педагогически запущенных девочек подростков: Автореферат дисс. на соискание ученой степени канд. пед. наук. — М., 1973. — 19 с.
  171. Маркова, А К. Психология труда учителя. М., 1993. — 192 с.
  172. Масленникова В.III. Формирование профессиональной готовности студентов среднего профессионального учебного заведения к деятельности социального педагога: Автореф. дисс. на соискание ученой степени доктора педагогических наук. Казань, 1996. — 32 с.
  173. Маслюкова L М. Ребенок с отклонениями в развитии (ранняя диагностика и коррекция). М.: Просвещение, 1992. — 92 с.
  174. В.Ф., Гройсман А. А. Профилактика вредных привычек школьников: Кн. Для учителя. Л.: Просвещение, 1987.
  175. Г. П. Педагогическая запущенность детей и пути ее преодоления: Автореферат на соискание ученой степени кандидата педагогических наук М, 1964 — 21 с.
  176. В.М. Диалектика научного мировоззрения и духовного развития личности. Самара: Изд-во СамГТУ, 1998. — 377 с.
  177. В.М. Становление самсознания учащихся. Магнитогорск: Изд-во МаГУ, 2000. — 600 с.
  178. В.М. Психолого-педагогические основы профессиональной подготовки учителя к коррекционно-диагностической работе с учащимися: Дисс. на соискание ученой степени доктора педагогических наук. СПб., 1995. -449 с.
  179. Г. Б. Некоторые вопросы изучения преступности несовершеннолетних // Предупреждение преступности несовершеннолетних. М. -1965. -С.24−49.
  180. Г. М. Понятия и система мер предупреждения преступности среди молодежи. М., 1971. — 22 с.
  181. Мишина О II Воспитывающее влияние личности учителя на педагогически запущенных школьников: Автореферат дисс. на соискание ученой степени канд. пед. наук. М., 1985. — 17 с.
  182. В.Ф., Седых К. В. Делинквентный подросток: Уч. пособие по психопрофилактике, диагностике и коррекции отклоняющегося поведенияподростков для педагогов, социальных работников и т. д. Полтава, 1995. -161 с.
  183. Мясишев В II. 'Грудные дети в массовой школе. Л., 1933. — 120 с.
  184. А.Я. О методологическом аппарате диссертационных исследований //Педагогика. 1995. — № 5. — С.44−49.
  185. А.Я. Педагогические инновации и научный эксперимент // Педагогика. 1996. -№ 5. — С. 10−14.
  186. Э.Ш. Индивидуальный подход к трудным учащимся. Кишинев, 1980. — 168 с.
  187. Э.Ш. Трудный школьник и педагогический коллектив: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1984. — 96 с.
  188. И.А. Предупреждение и преодоление педагогической запущенности школьников: Автореферат дисс. на соискание ученой степени доктора иедагогич. наук. М., 1982. — 52 с.
  189. И.А. Профилактика отклонений в поведении несовершеннолетних // Сов педагогика. 1991.-№ 8,-С.147−149.
  190. Невский И А. Трудный успех (Вез «трудных» работать можно). М.: Просвещение, 1981. — 127 с.
  191. Н.Д., Гершунский Б. С. Актуальные проблемы методологии педагогики. М.:АГ1Н СССР, 1984. — 144 с.
  192. Никандров 11.Д. Россия: Ценности общества на рубеже XXI века. М.: МИРОС, 1997. — 144 с.
  193. Никандров II Д., Кан-Калик В А. Подготовка будущего учителя к педагогическому творчеству // Сов. педагогика. 1987. — № 6. — С. 105−108.
  194. А.Ф. Положительные взаимоотношения трудных подростков с коллективом класса как фактор их перевоспитания: Автореферат дисс. на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. М., 1974. — 22 с.
  195. А.А. Возрастная и педагогическая психолог ия дореволюционной России. Дубна.: Изд-во «Феникс», 1995. — 336 с.
  196. В.М. Педагогические основы формирования социально-правового опыта подростков: Автореферат дисс. на соискание ученой степени доктора педагогических наук. М., 1988. — 32 с.
  197. Обучение и воспитание детей «группы риска»: Хрестоматия /Сост. Астапов В. М., Микадзе Ю. В. М&bdquo- 1996. — 221 с
  198. Общая психология /Под ред. А. В. Петровского. М: Просвещение, 1986. -312 с.
  199. Р.В. Взаимодействие семьи, д/с и школы в предупреждении педагогической запущенности детей: Дисс. на соискание ученой степени кандидата пед. наук. М., 1985. — 361 с.
  200. Р.В. Технологии практического психолога образования. М., 2000. — 448 с.
  201. Озеренкий Н И. Трудновоспитуемые дети. Имущественные правонарушения у детей и подростков. JI., 1932. — 268 с.
  202. O.II. Современные технологии обучения в вузе: сущность, принципы проектирования, тенденции развития // Высшее образование в России. М. -№ 2. — 1994.
  203. Основы педагогики и психологии высшей школы /Под ред. Петровского А.В.- М., 1986. 303 с.
  204. Островский, А И Профилактика правонарушений несовершеннолетних. -Ташкент, 1979. 185 с.
  205. Отклоняющееся поведение молодежи. Краткий словарь справочник/ Под ред. Попова В. А., Завражина С. А. — Владимир, 1994. — 144 с.
  206. Педагогика и психология высшей школы. Ростов-на-Дону, 1998.- 526 с.
  207. Педагогика / Под ред. Пидкасистого П И. М., 1995. — 637 с.
  208. Пергаменщиков и др. Психодиагностика и псхокоррекция в воспитательном процессе. Минск, 1993. — 234 с.
  209. В.А., Домишкевич С. А. Типические особенности эмоционально-волевой сферы и личностной регуляции учебной деятельности младших школьников в норме и при отклонениях в развитии // Развитие школьников с отклонениями. Иркутск, 1981. — 123 с.
  210. И.Г. Избранные пед. сочинения в 2 т. М., 1981.
  211. Петрова 11 Спасти детей /У Воспитание школьников. 1994. — № 1−2. -С.20−24.
  212. A.M. Особенности перевоспитания трудных подростков с отклонениями в эмоционально-волевом развитии: Автореферат дисс. на соискание ученой степени канд. пед. наук. М., 1975. — 26 с.
  213. А.И. Профессионально-педагогическая подготовка будущего учителя // Сов. педагогика. 1985. — № 12. — С.42−47.
  214. Плоткин М М. Педагогические условия социальной реабилитации подростков // Педагогика. 1994. — № 3. — С.36−39.
  215. Поварницына В А. Воспитательная работа школы с трудными учащимися подростками. — Челябинск, 1984. — 83 с.
  216. Подласый И. Г1. Педагогика. М.: Просвещение, 1996. — 631 с.
  217. Попова С И. Профессиональная подготовка педагога к реализации психотерапевтической функции в воспитании школьника: Автореферат дисс. на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. М., 1995. — 16 с.
  218. Н.Ю. Творческий стиль деятельности: педагогический аспект.- Изд-во Казанского университета, 1989. 206 с.
  219. Г. М. Социально-педагогические условия формирования направленности личности несовершеннолетнего с отклоняющимся поведением: Дисс. на соискание ученой степени доктора педагогических наук. М., 1991.603 с.
  220. Правдин К) II Методоло! ические основы педагогики. М., 1995. — 1 1 1 с.
  221. Предупреждение педагогической запущенности и правонарушений школьников. М., 1980. — 93 с.
  222. Проблемы методологии педагогики и методики исследований / Под ред. Данилова М. А., Болдырева Н И. М: Педагогика, 1971. — 352 с.
  223. Прозорова 11.13. Подготовка студентов педагогического вуза к воспита-тельно-коррекционной работе с несовершеннолетними: Дисс. на соискание ученой степени кандидата пел. наук. М., 1994. — 140 с.
  224. Причины возникновения и предупреждение трудновоспитуемости школьников: Учебно-методические рекомендации для студентов / Авт.-сост. Юричка Ю. И., Карамышева З. И. Уфа, 1988. — 96 с.
  225. Профилактика девиантного поведения учащихся / Пол ред. Юрички Ю. И. -Бирск, 1997, — 196 с.
  226. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми /Под ред. Дубровиной И В. М., 1998. — 160 с.
  227. Психология и педагогика: Учебное пособие / Пол ред. Абульхановой К. А., Васиной Н. В., Лаптева Л. Г., Сластенина В. А. М., 1998. — 320 с.
  228. Психолого-педагогическое обеспечение коррекционно-развиваюгцей работы в школе М., 1997. — 118 с
  229. Психолого-педагогический словарь / Авг сост. Мижериков В. А. — Ростов-на-Дону, 1998. — 540 с.
  230. Райский Б Ф. Условия и причины развития отклонений в поведении детей и подростков. Волгоград, 1986. — 180 с.
  231. Ранняя профилактика отклоняющегося повеления учащихся: психолого-педагогический аспект/ Авт.-сост. Титаренко Т. М. и др. Киев, 1989. — 126 с.
  232. М. Помощь трудным детям. М., 1987. — 420 с.
  233. З.А. Психологические основы профессионального обучения. -М.: Изд-во МГУ, 1985. 198 с.
  234. Российская педагог ическая энциклопедия./ Под ред. Давыдова В В. в 2 т. — М., 1993.
  235. М. Трудности с подростками: Руководство по воспитанию подростков с отклонениями в психике и поведении. СПб.: Образование, 1994. — 68с.
  236. А.Х. Активизация познавательной деятельности студентов // Педагогика высшей и средней специальной школы. Минск: Изд-во БГУ, 1987. -С.53−61.
  237. Н.А. Поведенческие расстройства у детей: диагностика, психопрофилактика и коррекция. М.: Изд-во «Гном-Пресс», 1998. — 100 с.
  238. Рязанцева В Н. Подготовка студентов педагогических институтов к работе с педагогически запущенными детьми: Автореферат дисс. на соискание ученой степени канд. пед. наук. Киев, 1974. — 32 с.
  239. К.В. Профессиональная деятельность психолога при профилактике девиангного поведения: Дисс на соискание ученой степени канд. псих, наук. Тверь, 1995. — 170 с.
  240. Самохвалов В II. Вопросы этологии детства. Типология, биологические основы и педагогические модификации поведения // Школа здоровья. 1995.- № 4. С.24−43.
  241. Сафин В. Ф Психические отклонения в развитии детей и методы их психокоррекции. Уфа, 1994. — 81 с.
  242. К.И., Терентьева А. В. Развитие ребенка в алкогольной семье. Возможности психокоррекции и реабилитации // Школа здоровья. 1998.- № 1. С.91−98.
  243. О.А. Профилактика правонарушений учащихся в ученическом коллективе общеобразовательной школы: Автореферат дисс. на соисканиеученой степени канд. пед. наук. М., 1982. — 18 с.
  244. Н.Т. Подготовка студентов педвузов к психологопеда! огическому изучению младших школьников. Автореф. дисс. на соискание ученой степени кандидата пед. наук. М., 1988. — 16 с.
  245. В.Д. Коллектив трудных подростков, его функции и воспитательные возможности: Автореферат дисс. на соискание ученой степени канд. пед. наук. М., 1971. — 23 с.
  246. В.Г. Преодоление отклонений в поведении младших школьников. М., 1975. — 108 с.
  247. П.П. Педагогические основы предупреждения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Автореферат дисс. на соискание ученой степени канд. пед. наук. Киев, 1974. — 23 с.
  248. Э., Сигел J1. Как воспитывать дошкольника (иер. с англ.). -М.:РОСМ')Н, 1998. 173 с.
  249. Сикорская Л Е. Психологическая готовность социальных работников к реабилитации подростков группы риска: Автореф. дисс. на соискание ученой степени кандидата психологических наук. М., 1997. — 27 с.
  250. Скаткин М П. Методология и методика педагогических исследований (в помощь начинающему исследователю). М., 1986. — 258 с.
  251. Славина J1.С. Трудные дети. М — Воронеж, 1998. — 447 с.
  252. В.А., Исаев И. Ф. и др. Педагогика. М., 1997. — 512 с.
  253. В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1976. — 160 с.
  254. Смелзер Н Дж Девиация и социальный контроль // Соц. исследование. -1992. -№ 2. С 98−113.
  255. А.А. Принципы лечебной педагогики при некоторых нарушениях поведения у детей // Лечебно-педагогическая работа с трудными детьми. -М., 1970. С.56−66.
  256. С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М.: Аспект-Пресс, 1995. — 271 с.
  257. Социальные отклонения. Введение в общую теорию. М.: Юрид. Лит., 1984.-320 с.
  258. Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач (развивающее профессионально-педагогическое обучение и самообразование) / Под ред. Пидкасистого П И М: Изд-во Российское педагогическое агенст-во, 1997. — 174 с
  259. Л.Ф. Формирование общепедагогических умений учителя (на материале подготовки студентов педвузов к воспитательной работе): Автореферат дисс. на соискание ученой степени доктора педагогич. наук. М., 1981. — 34 с.
  260. М.И. Профессиональные способности педагога (акмеология воспитания и обучения). М., 1998. — 364 с.
  261. О.А. Особенности профилактики девиантного поведения учащихся в региональных условиях развития профессиональной школы: Дисс. па соискание ученой степени канд. пед. наук. СПб., 1996. — 303 с.
  262. В.Г. Индивидуальный подход к трудным школьникам. М.: Изд-во МПУ, 1995.- 320 с.
  263. В.Г. Психология трудных школьников. М., 1998. — 321 с.
  264. Л., Тейлор Р. Особые дети // Школа здоровья. 1995. — № 3. -С. 125−134.
  265. Т.А. Педагогика: наука и искусство: Учебное пособие. -М.: Изд-во «Совершенство», 1998. 361 с.
  266. Е.А. Подг отовка студентов педвузов к работе по нравственному воспитанию младших школьников: Автореферат дисс. на соискание ученойстепени канд. пед. наук. М., 1987. — 17 с.
  267. В.А. Трудные судьбы. М.: Знание, 1967. — 79 с. 273. lapac A.L. Педагогическая профилактика групповых правонарушений несовершеннолетних: Автореферат дисс. на соискание ученой степени канд. пед. наук. М., 1979. — 18 с.
  268. Jl.ll. В зоне особого риска. М., 1997. — 192 с.
  269. Ф.Ш., Штейнберг В. Э. Образование новый взгляд: теория, технология, практика. — Уфа, 1998 — 209 с
  270. В.Ф. Проблемы развития и совершенствования советской системы социальных и педагогических мер ранней профилактики правонарушений несовершеннолетних: Автореферат дисс. на соискание ученой степени канд. пед. наук. Киев, 1970. — 24 с.
  271. Трифанов В В. Подготовка будущих учителей к работе с трудными учащимися. Алма-Ата: Гылым, 1991. — 231 с.
  272. Уманов Н А. Комплексный подход к изучению учащихся с отклонениями в поведении // Сов. педагог ика. 1984. — № 6. — С.32−35.
  273. Уеанова О Н. Дети с проблемами психического развития. М., 1995. -256 с.
  274. Д.И. Трудный подросток (некоторые психологические вопросы формирования личности детей подросткового возраста). Душанбе, 1972. — 184 с.
  275. Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психолог ии. -М. 1995.
  276. Фортунатов Г А. Трудные дети в семье и школе. М., 1935. — 38 с.
  277. P.M. Подготовка студентов педагогических институтов к профилактике отклонений в нравственном развитии и поведении младших школьников: Дисс. на соискание ученой степени канд. пед. наук. Киев, 1987. -181с.
  278. А.А. Методы разработки системы профессиональной подготовки учителя // Сов. педагогика. 1976. — № 3. — С.78−87.
  279. Чернов 1:.Д. Совершенствование самостоятельной работы студентов // Высшее образование в России. 1994. — № 4. — С.76−79.
  280. Шацкий С Т. Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1958. -430 с.
  281. С.Г. Коррекционно-развивающее обучение (организационно-педагогические аспекты). М., 1999. — 136 с.
  282. Шилова Т, А Психологическая типология школьников с отставаниями в учении и отклонениями в поведении. М.: ИПКИПРНОМО, 1995. — 84 с.
  283. О.М. Аутопедагогическая компетентность учителя // Педагогика. -1999. -№ 1.-С.63−68.
  284. Э.И. Использование средств искусства в индивидуализированной работе с трудными подростками (на материале казахской школы-интерната): Автореферат дис. на соискание ученой степени канд. пед. наук. -Алма-Ата, 1967. 22 с.
  285. С. Изучать причины нежелательного поведения детей // Воспитание школьников. 1990. — № 4. — С.44−47.
  286. А.И. Совершенствование системы психолого-педагог ическог о образования будущего учителя // Вопросы психологии. 1981. — № 5. -С. 13−21.
  287. Юричка К).И Диаг ностика и социализация личности несовершеннолетнего правонарушителя. Ьирск, 1994. — 145 с.
  288. Юричка К) И. Психолог о-педаг огические основы профилактики отклонений в поведении школьников. М., 1989.
  289. Юричка К).И. Система работы школы, но профилактике отклонений в поведении учащихся. Куйбышев, 1990. — 116 с.
  290. Ю.И. Комплексный подход к профилактике отклонений в поведении школьников (социально-педагогические аспекты): Дисс. на соисканиеученой степени доктора пед. наук. М., 1991. — 448 с.
  291. Jenkins R.L. Classification of behaviour problems in children. Am. J. Psy-iuat. 1969. — V. — 125. -JV" 8. P. 1032 — 1039.
  292. Rose M. Healing Hurt Minds. London. — N.Y. — 1990.
  293. Rose M. A S. Makarenko and the Therepeutic Community / International Community. 1988. Vol 9.
Заполнить форму текущей работой