Теоретические основы нравственного воспитания школьников в процессе подготовки и проведения внеклассных занятий
Нравственное воспитание школьников осуществляется в самых различных сферах их жизни и деятельности. Ребёнок испытывает нравственное влияние в семье, в кругу сверстников, в школе, на улице. Часто это влияние не бывает адекватным требованиям морали. Систематическое, целенаправленное формирование высоконравственной личности происходит в школе, в организованном детском коллективе. В школе… Читать ещё >
Теоретические основы нравственного воспитания школьников в процессе подготовки и проведения внеклассных занятий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Нравственное воспитание школьников: его содержание и задачи
Нравственное воспитание школьников осуществляется в самых различных сферах их жизни и деятельности. Ребёнок испытывает нравственное влияние в семье, в кругу сверстников, в школе, на улице. Часто это влияние не бывает адекватным требованиям морали. Систематическое, целенаправленное формирование высоконравственной личности происходит в школе, в организованном детском коллективе. В школе осуществляется специальная, воспитательная работа, направленная на всестороннее развитие личности. Подготавливая подрастающее поколение к жизни, труду, учителя учат быть скромными, честными, принципиальными, учат любить Родину, уметь трудиться, быть чуткими и заботливыми по отношению к людям. Все эти и другие моральные качества характеризуют нравственно воспитанного человека. На воспитание такой личности и направлена специальная воспитательная деятельность педагога — организатора, который решает следующие задачи нравственного воспитания:
- — воспитание нравственного сознания, прочных нравственных убеждений;
- — воспитание нравственных чувств, направленных на осознание подрастающим поколением своего отношения к Родине, обществу, к самому себе, к людям;
- — воспитание навыков и привычек нравственного поведения;
- — воспитание моральных качеств.
Конечная цель и задача нравственного воспитания — выработать у каждого человека активную жизненную позицию.
Все задачи нравственного воспитания подрастающего поколения решаются в тесном единстве, в рамках комплексного подхода к воспитательной работе.
В трудовой, общественно полезной, мировой, спортивной и других видах деятельности школьники вступают в разнообразные нравственные отношения, в результате которых происходит формирование личности.
Каждая группа нравственных отношений включает в себя определённые нравственные качества. Моральные качества представляют собой как бы сплав, единство нравственного сознания, нравственных чувств и поведения. Таким образом, содержание нравственного воспитания направлено на формирование цельной нравственной личности.
В процессе разнообразной деятельности учащиеся вступают в многообразные отношения с другими людьми. Формирование высоконравственных отношений к людям составляет также одно из направлений нравственного воспитания.
В этой группе нравственных отношений ценнейшим нравственным качеством является гуманизм. Гуманизм основывается на глубоком уважении к человеку как члену общества, который своими делами, поступками заслужил уважение. Гуманизму присущи умение сотрудничать с другими людьми, сочувствовать людям, глубокое признание и уважение прав, свободы и достоинства человека.
Гуманизм регулирует нравственные отношения людей и отношения общества к личности.
Гуманизм воспитывается у детей с ранних лет. Детей в семье и школе учат любви, уважению к родителям и учителям, чуткости и тактичности, внимательности и заботливости к окружающим людям. В школе учителя и педагоги — организаторы открывают ребятам окружающий мир, пробуждают у школьников веру в справедливость, в торжество добра, вооружают учащихся системой положительных взглядов на жизнь. В то же время у ребят воспитывается нетерпимость ко всяким проявлениям неуважения и оскорбления личности, к несправедливости неправде.
Гуманизм как нравственное качество, характеризующее нравственное отношение к людям, воплощается в труде, в поступках, разнообразных делах на пользу окружающим людям.
Осознание личностью своего нравственного облика, своего места в обществе, в коллективе характеризует нравственное отношение к себе, к своему поведению. Эталоном нравственной оценки самого себя как личности являются моральные принципы и нормы, существующие в обществе. Нравственная оценка себя как личности построена на постоянной оценке своего поведения. Человек сравнивает свои дела и помыслы с жизнью окружающих людей, критически оценивает себя. Формирование нравственного отношения к себе, к своему поведению происходит наиболее успешно, если человек предъявляет к себе высокие требования, ориентируясь при этом на нравственный идеал.