Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Развитие методики преподавания биологии в первой половине XX века

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

С развитием педагогической науки в целом и предметных методик обучения в частности связано создание в 1944 году Академии педагогических наук СССР (АПН СССР). После окончания Великой отечественной войны в 1945 году в Москве, Ленинграде и других крупных городах открываются научно-исследовательские институты и аспирантуры при ведущих педагогических вузах. Их деятельность в те годы была направлена… Читать ещё >

Развитие методики преподавания биологии в первой половине XX века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Почему введение предметной системы преподавания биологии стимулировало развитие методики преподавания естествознания?

Развитие школьной биологии и методики ее преподавания в связи с введением предметной системы.

Постановление ЦК ВКП (б) от 5 сентября 1931 года определило новый этап в развитии школьного образования в целом и естествознания в частности. В постановлении указывалось, что «коренной недостаток школы в данный момент заключается в том, что обучение в школе не дает достаточного объема общеобразовательных знаний и неудовлетворительно разрешает задачу подготовки для техникумов и для высшей школы грамотных людей, хорошо владеющих основами наук». На основании этого Народному комиссариату просвещения было поручено разработать проекты новых программ, в которых был бы четко очерчен круг систематизированных знаний и навыков, которые необходимо усвоить учащимся при изучении основ наук.

В соответствии с постановлением ЦК ВКП (б) от 25 августа 1932 года об учебных программах и режиме в начальной и средней школе было определено, что:

  • — фабрично-заводские семилетки и школы колхозной молодежи реорганизуются в десятилетнюю общеобразовательную школу;
  • — основной формой обучения признан урок, предполагающий занятия с группой учащихся по строго определенному расписанию;
  • — преподаватели обязаны систематически, последовательно излагать преподаваемые ими дисциплины, приучая учащихся к работе с учебником и книгами;
  • — учителя должны организовать работу школьников в кабинете, лабораториях, в учебных мастерских, на экскурсиях, при этом необходимо их систематически приучать к самостоятельной деятельности, широко практикуя различные методы обучения.

Результатом реализации этих положений стало создание стабильных учебных программ, восстановление предметной системы обучения в 1932/33 учебном году и введение отдельных последовательных курсов естествознания:

  • — Ill—IV классы знакомство с неживой природой, а также изучение тем, раскрывающих особенности биологии живых организмов: «Жизнь растений», «Жизнь животных», «Жизнь и строение человеческого тела»;
  • — V класс — первое полугодие VI класса — «Ботаника», курс включал анатомо-физиологические сведения о растительных организмах и основы систематики растений, которая рассматривалась с точки зрения происхождения и развития растительного мира, особое внимание уделялось вопросам взаимосвязи физиологических процессов и практики растениеводства;
  • — второе полугодие VI класса — VII класс — «Зоология»; курс был пронизан идеей эволюции животного мира, значимое место в нем занимал материал по сравнительной анатомии и физиологии, важной составляющей содержания были вопросы о социалистическом животноводстве (рыбоводстве, звероводстве, борьбе с паразитами и вредителями сельского хозяйства и т. д.);

VIII класс — «Анатомия и физиология человека»; в курсе рассматривалась анатомия и физиология организма человека в связи с его трудовой деятельностью;

IX класс — «Основы эволюционного учения»; основным ядром курса стали эволюционная теория Ч. Дарвина и вопрос о происхождении человека;

— X класс — «Геология и минералогия» (этот курс преподавался в школах до 1941 года).

В содержании новых учебных программ достаточно полно были раскрыты основы морфологии, анатомии, физиологии и эволюции организмов. Существенное внимание уделялось проблемам социалистического строительства, практике растениеводства и животноводства, вопросам коммунистического воспитания. Обширная система научных знаний по биологии сочеталась с практическими аспектами сельскохозяйственного производства и выраженной идеологической составляющей.

В эти годы впервые был введен самостоятельный курс школьной биологии «Основы эволюционного учения». Программа предмета впоследствии неоднократно изменялась и дорабатывалась. Позднее данный курс получил значительное методическое обеспечение. Большое внимание к нему было связано с его исключительной идейной направленностью и значимостью для формирования материалистического мировоззрения учащихся.

После широких дискуссий по вопросам генетики и селекции в 1936;1939 годах были подвергнуты критике учение о наследственности Г. Менделя и хромосомная теория наследственности Т. Моргана, а «мичуринская генетика» получила одобрение. Курс «Основы эволюционного учения» стал называться «Основы дарвинизма». В нем более глубоко были представлены вопросы, связанные с сельским хозяйством, и вместе с тем из него был полностью исключен материал по научным основам генетики и селекции.

В соответствии с новыми программами в 1933;1935 годах были выпущены новые учебники: В. А. Тетюрева «Начальное естествознание», учебник ботаники Б. В. Всссвяткого, учебник зоологии М. Я. Цузмсра и «Анатомия и физиология человека» А. Н. Кабанова. Учебник «Эволюционное учение» был написан М. М. Беляевым. Школьные учебники биологии отличались научностью и академичностью, иногда они содержали материал, предназначавшийся для изучения в высших учебных заведениях.

Новый подход к отбору содержания и организации процесса обучения стимулировал развитие методики преподавания биологии. Необходимо было обосновать новые принципы отбора содержания, формы обучения и воспитания, разработать соответствующие методы обучения биологии. На решение этих вопросов было направлено возобновление издания методических журналов для учителей биологии «Биология и химия в школе» (с 1935 года), «Биология в школе» (с 1937 года), открытие институтов усовершенствования учителей (с 1937 года).

Для обеспечения учебно-воспитательного процесса были выпущены новые школьные учебники по естествознанию, разработаны частные методики преподавания отдельных биологических курсов:

  • — методика преподавания ботаники (Б. В. Всесвятский, В. Н. Вучетич, 1936);
  • — методика преподавания зоологии (М. М. Беляев, Н. Г. Кременецкий, 1936);
  • — методика преподавания анатомии и физиологии человека (М. И. Цузмср, П. И. Суворова, И. В. Козырь, 1938);
  • — методика преподавания эволюционного учения (М. И. Мельников, А. А. Шибанов, 1935).

Работа по предметной системе поставила важнейшую проблему — проблему разработки методики проведения уроков биологии, решение которой требовало изучения и обобщения практического опыта, а также экспериментальных исследований. В связи с этим были выпушены первые пособия, раскрывающие методику проведения уроков:

  • — «Практика преподавания ботаники» (Н. М. Верзилин, 1938).
  • — «Практика преподавания зоологии» (Н. А. Рыков, 1938).
  • — «Методика преподавания основ дарвинизма» (Д. А. Судовский, 1941).

При разработке методики проведения уроков биологии появилась потребность обосновать и другие формы обучения биологии — экскурсии, домашние, внеурочные и внеклассные работы. Возникла необходимость теоретического обоснования форм обучения биологии.

Экскурсии как важная форма обучения биологии стали входить в программу изучаемых тем.

Введение

такой формы обучения, как внеурочная работа, было связано с необходимостью организации и проведения на уроках опытов, лабораторных и практических работ с живыми и фиксированными растениями и животными. Поэтому внеурочные работы приобрели статус обязательных форм обучения биологии.

Внеклассные занятия становятся дифференцированными по курсам (ботаники, зоологии, физиологии, дарвинизма) и взаимосвязанными с основной формой обучения — уроком. В эти годы выходит ряд книг и пособий для проведения внеклассных занятий, авторами которых были Н. М. Верзилин, Г. Н. Белова, М. Н. Скаткин, Н. А. Рыков и др. Так постепенно складывалась теория форм обучения биологии.

Введение

урочной системы обусловило и совершенствование материальной базы обучения биологии, следствием чего стала организация уголков живой природы в школе, создание пришкольных учебно-опытных участков. Работа на них теперь подчинялась учебно-воспитательным задачам биологического образования, в связи с чем возникла потребность в разработке методики работы учащихся на учебно-опытном участке и в уголке живой природы (Н. М. Верзилин «Агробиологический участок», 1935). Совершенствованию материальной базы обучения биологии, выработке новых подходов к изготовлению и применению учебных пособий были посвящены работы Н. М. Верзилина, И. В. Козыря, М. И. Мельникова, А. А. Шибанова, С. А. Павловича, Ю. И. Полянского, О. С. Яковлевой и др.

Разработка отдельных методических направлений и накопившийся богатый методический опыт потребовали теоретического анализа, синтеза и обобщения материала. Это определило интеграцию методических знаний, углубление научно-теоретических исследований в области биологического образования школьников.

С развитием педагогической науки в целом и предметных методик обучения в частности связано создание в 1944 году Академии педагогических наук СССР (АПН СССР). После окончания Великой отечественной войны в 1945 году в Москве, Ленинграде и других крупных городах открываются научно-исследовательские институты и аспирантуры при ведущих педагогических вузах. Их деятельность в те годы была направлена на проведение исследований, в центре которых стояли вопросы содержания школьных курсов биологии, отбора учебного содержания тем и уроков, разработки методов и средств обучения ботанике, зоологии, анатомии и физиологии человека, а также проблемы воспитания и умственного развития учащихся.

Синтез общих вопросов частных методик активизировал изыскания по проблемам общей методики преподавания биологии. В связи с этим появилась необходимость осмысления всего накопленного педагогического опыта и истории становления методики преподавания биологии для выявления ведущих идей, подходов и проблем биологического образования. Появились исследования по истории методики преподавания биологии, инициированные Б. Е. Райковым, определившие основные направления развития естественнонаучного и биологического образования, позволившие оценить значение деятельности отечественных методистов-естественников, например, В. Ф. Зуева, А. Я. Герда, В. В. Половцова и др.

Для усиления методической подготовки учителей биологии разрабатывались учебники методики преподавания биологии Б. Е. Райковым (1947), В. Ф. Шалаевым, П. И. Боровицким, П. Ф. Винниченко (1934, 1955).

Августовская сессия 1948 года Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук имени В. И. Ленина (ВАСХНИЛ) оказала значительное влияние на развитие биологических наук в нашей стране. В работе сессии.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой