Подготовка социальных педагогов и социальных работников к здоровьесберегающей деятельности
Особо отмечено следующее направление: воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни (ценности — жизнь во всех ее проявлениях; экологическая безопасность; экологическая грамотность; физическое, физиологическое, репродуктивное, психическое, социально-психологическое, духовное здоровье; экологическая культура; экологически целесообразный здоровый и безопасный образ… Читать ещё >
Подготовка социальных педагогов и социальных работников к здоровьесберегающей деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Готовность педагога к здоровьесберегающей деятельности понимается как сложное динамическое образование личности, позволяющее успешно осуществлять такую деятельность. Проведенные нами исследования позволили выявить общую позицию учителей в отношении того, кто должен заниматься вопросами сохранения и укрепления здоровья детей, а также слабые места в подготовке учителей к осуществлению этой деятельности.
В число направлений деятельности социальных педагогов, обозначенных стандартом, входят:
- 1) воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека (ценности — любовь к России, своему народу, краю; гражданское общество, поликультурный мир; свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; социальная солидарность; мир во всем мире, многообразие и уважение культур и народов);
- 2) воспитание социальной ответственности и компетентности (ценности — правовое, демократическое, социальное государство, закон и правопорядок, социальная компетентность, социальная ответственность, служение Отечеству, ответственность за настоящее и будущее своей страны);
- 3) воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания (ценности — нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства другого человека, равноправие, ответственность, любовь и верность; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о светской этике, вере, духовности, религиозной жизни человека, ценностях религиозного мировоззрения, формируемое на основе межконфессионального диалога; духовно-нравственное развитие личности).
Особо отмечено следующее направление: воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни (ценности — жизнь во всех ее проявлениях; экологическая безопасность; экологическая грамотность; физическое, физиологическое, репродуктивное, психическое, социально-психологическое, духовное здоровье; экологическая культура; экологически целесообразный здоровый и безопасный образ жизни; ресурсосбережение; экологическая этика; экологическая ответственность; социальное партнерство для улучшения экологического качества окружающей среды; устойчивое развитие общества в гармонии с природой).
Прежде всего мы решили посмотреть, насколько учителя ярославских школ готовы к осуществлению здоровьесберегающей функции и есть ли у них желание заниматься этими вопросами. Наши исследования показали, что среди ценностей на первом месте для педагогов находится семья, на втором здоровье, на третьем материальное благополучие, на четвертом дружеские отношения и лишь на пятом карьера. Причем ценности меняются с возрастом: у молодых преобладают такие ценности, как материальное благополучие и карьера, в среднем и пожилом возрасте — здоровье.
Многие ученые считают, что особое внимание необходимо уделять подготовке специалистов в системе повышения квалификации. Мы полагаем также, что необходимо концентрировать внимание на обучении студентов и готовить их к здоровьесберегающей деятельности. Нашу точку зрения подтверждают результаты опроса педагогов и студентов IV—V курсов до и после проведения курсов по здоровьесберегающей педагогике.
Педагоги следующим образом определяют основные проблемы современной школы. Ведущей проблемой является плохое здоровье детей (31,9% опрошенных педагогов). Следующая по значимости проблема — низкая готовность детей к обучению (23,6% опрошенных); на третьем месте высокая распространенность вредных привычек среди школьников (20,8% опрошенных). Среди основных трудностей в работе педагоги отмечают непонимание детей, равнодушие родителей, недостаток времени, низкую материально-техническую базу. Примерно 70% опрошенных отметили, что не владеют здоровьесберегающими технологиями, а большинство указали, что в их образовательном учреждении отсутствует система в работе по сохранению и укреплению здоровья детей.
Опрос студентов четвертого курса показал, что слабыми сторонами их подготовки являются профилактика различных видов наркотизма среди школьников, половое воспитание, отсутствие знаний о здоровьесберегающих технологиях, неумение оценить свою педагогическую деятельность с точки зрения ее влияния на здоровье учащихся.
Развитие социальной сферы в современном обществе потребовало выдвижения новых субъектов, которые способствовали бы укреплению здоровья и формированию навыков здорового образа жизни у детей. К существующей ситуации в состоянии здоровья детей привело отсутствие комплекса необходимых знаний и навыков по вопросам сохранения и укрепления здоровья у детей у педагогов всех специальностей. Все это свидетельствует о том, что необходимо осуществлять качественное обучение студентов в том числе по вопросам формирования навыков здорового образа жизни. Решение данной проблемы должно базироваться на идее актуализации здоровья в сознании студентов, формировании установки на личную ответственность и субъектное включение в здоровьесберегающую деятельность.
В данной работе мы опираемся на такие понятия, как здоровьесберегающая педагогика (Л. Ф. Тихомирова, 2004) и здоровьеформирующее образование (Н. К. Смирнов, 2007).
Здоровьесберегающая педагогика — это область педагогических и медико-психологических знаний, характеризующая процесс реализации образовательными учреждениями функции сохранения и укрепления здоровья детей. Здоровьеформирующее образование — непрерывный процесс усвоения ценностей и понятий, которые направлены на формирование навыков, умений и отношений, необходимых для осознания и оценки собственного здоровья и взаимосвязи между ним и культурой здоровьесбережения, здоровым образом жизни.
Будущим педагогам и специалистам в социальной сфере придется участвовать в реализации функции сохранения и укрепления здоровья детей, а потому здоровье должно стать для них ценностью, и они должны овладеть навыками здорового образа жизни.
Здоровьеформирующее образование будущих педагогов мы представляем как целенаправленную, комплексную и скоординированную деятельность субъектов образовательного процесса, направленную на развитие у студентов готовности к здоровьеформирующей деятельности. В вопросах подготовки студентов мы опираемся на системный, функциональный, интегративный подходы.
Основным результатом процесса подготовки студентов является их готовность к здоровьеформирующей деятельности. Психологической основой этой готовности является теория формирования установок личности (Ж. Годфруа), т. е. готовности к тем или иным действиям. Для работы по формированию навыков здорового образа жизни у детей необходимы желание и особое отношение (мотивационный компонент готовности), знания (когнитивный компонент), умения и владение технологиями сохранения и формирования здоровья (деятельностный компонент), а также умение отследить результаты собственной деятельности, провести их экспертизу (рефлексивный компонент).
Особое внимание уделяется содержанию здоровьеформирующего образования в вузе. Опираясь на дисциплины, представленные в стандарте («Основы медицинских знаний», «Профилактика асоциальных явлений и формирование здорового образа жизни» и пр.), широко используются и возможности курсов по выбору («Здоровьесберегающая педагогика», «Здоровьесберегающие технологии» и др.).
Вопросы управления здоровьеформирующим образованием студентов решаются на всех уровнях: методологическом (субъектом выступает ректорат), организационно-педагогическом (субъектом выступает факультет), технологическом (субъектом выступает кафедра), психолого-педагогическом (субъектом выступает преподаватель). Кафедра активно участвует в планировании подготовки студентов, включении в учебный процесс курсов по выбору здоровьеформирующей направленности, а преподаватели обучают студентов здоровьесберегающим технологиям. Помимо предметов учебно-тематического плана здоровьеформирующей направленности проводятся такие мероприятия, как научная студенческая конференция «Здоровый образ жизни», акции «Я выбираю жизнь», «Молодежь против СПИДа» и др.
Проведенные нами опрос и тестирование студентов второго курса Института педагогики и психологии специальности «Организация работы с молодежью» показали, что 69% студентов имеют высокую мотивацию к здоровьеформирующей деятельности. Высокий уровень знаний отмечен у 35% опрошенных, на хорошем и отличном уровне владеют технологиями формирования навыков здорового образа жизни 76%. Несколько в меньшей степени студенты освоили технологии экспертизы здоровьеформирующей деятельности и педагогической деятельности вообще — 23% (высокий уровень).
Анализируя полученные данные, мы выявили следующее:
- 1) большинство респондентов (79,6%) стали связывать свою будущую педагогическую деятельность с необходимостью формирования ЗОЖ школьников;
- 2) после изучения курса число студентов, которые стали стремиться вести здоровый образ жизни, возросло в полтора раза;
- 3) увеличилось число студентов (с 45,3% до 66,7%), в структуре ценностей которых одно из первых мест занимает здоровье.
Результаты этих исследований показали, что работа по подготовке специалистов в социальной сфере к осуществлению здоровьесберегающей деятельности необходима.
Специфика содержания деятельности социального педагога по сохранению и укреплению здоровья детей и подростков приведена в параграфе 4.4. учебника. Сравним требования профессиональных стандартов социального педагога (специалист в области воспитания) и специалиста по социальной работе с точки зрения требований к данным специалистам в области здоровьесберегающей деятельности.
В Профессиональном стандарте «Специалист в области воспитания» (утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 10 января 2017 г. № 10-н) указаны обобщенные трудовые функции будущего социального педагога (см. табл. 5.4), конкретизированы необходимые действия, умения, знания и профессионально-значимые признаки в здорьесберегающей деятельности.
II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности).
Обобщенные трудовые функции. | Трудовые функции. | ||||
код. | наименование. | уровень квалификации. | наименование. | код. | уровень (подуровень) квалификации. |
А. | Социально-педагогическая поддержка обучающихся в процессе социализации. | Планирование мер по социально-педагогической поддержке обучающихся в процессе социализации. | А/01.6. | ||
Организация социально-педагогической поддержки обучающихся в процессе социализации. | А/02.6. | ||||
Организационно-методическое обеспечение социально-педагогической поддержки обучающихся в процессе социализации. | А/03.6. | ||||
В. | Организация деятельности детских общественных объединений в образовательной организации. | Оказание обучающимся педагогической поддержки в создании общественных объединений. | В/01.6. | ||
Педагогическое сопровождение деятельности детских общественных объединений. | В/02.6. | ||||
Развитие самоуправления обучающихся на основе социального партнерства социальных институтов. | В/03.6. | ||||
С. | Организационнопедагогическое обеспечение воспитательного процесса. | Организационно-педагогическое обеспечение проектирования и реализации программ воспитания. | С/01.6. | ||
Организация работы по одному или нескольким направлениям внеурочной деятельности. | С/02.6. | ||||
Организационно-методическое обеспечение воспитательной деятельности. | С/03.6. |
Обобщенные трудовые функции. | Трудовые функции. | ||||
код. | наименование. | уровень квалификации. | наименование. | код. | уровень (подуровень) квалификации. |
D. | Воспитательная работа с группой обучающихся. | Планирование воспитательной деятельности с группой обучающихся. | D/01.6. | ||
Организация социально и личностно значимой деятельности группы обучающихся. | D/02.6. | ||||
Организационно-методическое обеспечение воспитательного процесса в группе обучающихся. | D/03.6. | ||||
Е. | Библиотечнопедагогическая деятельность в образовательной организации общего образования. | Информационно-библиотечное сопровождение учебно-воспитательного процесса. | Е/01.6. | ||
Проведение мероприятий по воспитанию у обучающихся информационной культуры. | Е/02.6. | ||||
Организационно-методическое обеспечение мероприятий по развитию у обучающихся интереса к чтению. | Е/03.6. | ||||
F. | Тьюторское сопровождение обучающихся. | Педагогическое сопровождение реализации обучающимися, включая обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью, индивидуальных образовательных маршрутов, проектов. | F/01.6. | ||
Организация образовательной среды для реализации обучающимися, включая обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, индивидуальных образовательных маршрутов, проектов. | F/02.6. | ||||
Организационно-методическое обеспечение реализации обучающимися, включая обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, индивидуальных образовательных маршрутов, проектов. | F/03.6. |
3.6.1. Трудовая функция
Трудовые действия. | Выявление индивидуальных особенностей, интересов, особенностей, проблем, затруднений обучающихся в процессе образования. |
Организация участия обучающихся в разработке индивидуальных образовательных маршрутов, учебных планов, проектов. | |
Педагогическое сопровождение обучающихся в реализации индивидуальных образовательных маршрутов, учебных планов, проектов. | |
Подбор и адаптация педагогических средств индивидуализации образовательного процесса. | |
Педагогическая поддержка рефлексии обучающимися результатов реализации индивидуальных образовательных маршрутов, учебных планов, проектов. | |
Организация участия родителей (законных представителей) обучающихся в разработке и реализации индивидуальных образовательных маршрутов, учебных планов, проектов. | |
Участие в реализации адаптивных образовательных программ обучающихся с ОВЗ и инвалидностью. | |
Необходимые умения. | Применять методы педагогической диагностики для выявления индивидуальных особенностей, интересов, способностей, проблем обучающихся. |
Осуществлять педагогическую поддержку обучающихся в проявлении ими образовательных потребностей, интересов. | |
Оказывать помощь обучающимся в оформлении ими индивидуального образовательного запроса. | |
Проводить работу по выявлению и оформлению индивидуальных образовательных запросов обучающихся с ОВЗ и инвалидностью с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких обучающихся. |
Консультировать обучающихся по вопросам разработки индивидуального образовательного маршрута, проекта. | |
Консультировать обучающихся с ОВЗ и инвалидностью по вопросам их участия в проектировании и реализации адаптированных образовательных программ. | |
Оказывать консультативную поддержку обучающимся в процессе их профессионального самоопределения. | |
Применять технологии педагогической поддержки обучающихся при разработке ими индивидуальных образовательных маршрутов, проектов. | |
Реализовывать меры по формированию благоприятного психологического климата, позитивного общения субъектов образования. | |
Выстраивать доверительные отношения с обучающимся и его окружением в ходе реализации индивидуального учебного плана. | |
Учитывать возрастные особенности обучающихся в процессе тьюторского сопровождения обучающихся. | |
Проводить развивающие игры, рефлексивные тьюториалы с обучающимися дошкольного и начального общего образования. | |
Проводить беседы, тренинги, деловые игры, рефлексивные тьюториалы с обучающимися основного и среднего общего образования. | |
Проводить беседы, консультации, игры, творческие мероприятия для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких обучающихся. | |
Предоставлять обучающемуся выбор форм и содержания деятельности с учетом его возраста и индивидуальных особенностей. | |
Осуществлять делегирование ответственности обучающемуся за разработку и реализацию индивидуального образовательного маршрута с учетом его возраста и индивидуальных особенностей. | |
Осуществлять педагогическую поддержку образовательных инициатив обучающихся и реализации ими индивидуальных проектов. | |
Осуществлять взаимодействие с педагогами, родителями (законными представителями) обучающихся в целях поддержки обучающихся. | |
Организовывать анализ обучающимися результатов реализации индивидуального учебного плана и (или) адаптированной образовательной программы. | |
Организовывать участие родителей (законных представителей) обучающихся в проведении мероприятий с обучающимися. | |
Проводить индивидуальные и групповые консультации с родителями (законными представителями) обучающихся по вопросам реализации индивидуальных учебных планов и адаптированных образовательных программ. |
Использовать дистанционные технологии общения и коллективной работы с обучающимися. | |
Реализовывать адаптированную образовательную программу обучающегося с ОВЗ и инвалидностью с применением методов прикладного анализа поведения. | |
Осуществлять применение различных видов рабочей документации в целях эффективного тьюторского сопровождения обучающихся. | |
Оказывать обучающимся первую помощь. | |
Необходимые знания. | Законодательные акты в области образования, образовательные и профессиональные стандарты; нормативные правовые основы тьюторского сопровождения в образовании. |
Теоретические и методические основы тьюторской деятельности. | |
Технологии тьюторского сопровождения в образовании, педагогического сопровождения и педагогической поддержки обучающихся. | |
Основы разработки индивидуальных учебных планов обучающихся. | |
Основы разработки адаптированных образовательных программ для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью. | |
Технологии индивидуального образования и педагогического сопровождения проектирования и реализации обучающимися индивидуальных образовательных маршрутов. | |
Особенности образовательных программ дошкольного, начального, основного и среднего общего образования, среднего профессионального, высшего, дополнительного профессионального образования. | |
Основы коррекционной педагогики, основы прикладного анализа поведения, виды образовательных затруднений обучающихся различных возрастов и категорий. | |
Методы педагогической диагностики, выявления индивидуальных особенностей, потребностей обучающихся. | |
Методики и приемы оформления образовательного запроса обучающихся, элементов индивидуального учебного плана, адаптированной образовательной программы. | |
Формы и методы проведения индивидуальной и групповой консультации, технологии открытого образования, тьюторские технологии. | |
Ресурсная схема общего тьюторского действия и этапы тьюторского сопровождения обучающихся. | |
Возрастные особенности обучающихся и способы их учета в реализации тьюторского сопровождения обучающихся. |
Методы, способы формирования благоприятного психологического климата, условий для позитивного общения субъектов образования. | |
Методы профилактики и преодоления конфликтных ситуаций в процессе взаимодействия субъектов образовательного процесса. | |
Особенности познавательной активности и мотивации тьюторантов различных категорий, методы развития у них навыков самоорганизации и самообразования. | |
Методы обучения самооцениванию и созданию рефлексивных текстов, анализа социокультурного опыта и опыта предпрофессиональных проб. | |
Методы, приемы организации игровой, творческой деятельности обучающихся разного возраста. | |
Методы и приемы делегирования ответственности за реализацию индивидуального образовательного маршрута самому обучающемуся. | |
Методы, приемы, технологии организации образовательного процесса для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, включая методы и приемы прикладного анализа поведения, с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких обучающихся. | |
Методы анализа и оценки результатов освоения обучающимися индивидуального учебного плана, адаптированной образовательной программы и обеспечения их рефлексии обучающимися. | |
Виды рабочей и отчетной документации тьютора, способы ее применения в целях эффективного тьюторского сопровождения обучающихся. | |
Нормативные правовые акты, определяющие меры ответственности педагогических работников за жизнь и здоровье обучающихся. | |
Требования охраны труда, жизни и здоровья обучающихся при проведении занятий, мероприятий в образовательной организации и вне организации. | |
Теоретические и практические занятия по учебной дисциплине «Первая помощь». | |
Другие характеристики. |
Профессиональный стандарт «Специалист по социальной работе» (утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 22 октября 2013 г. № 571н) представлен в табл. 5.5.
Таблица 5.5
II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности).
Обобщенные трудовые функции. | Трудовые функции. | ||||
код. | наименование. | уровень квалификации. | наименование. | код. | уровень. (подуровень) квалификации. |
А. | Деятельность по реализации социальных услуг и мер социальной поддержки населения. | Выявление граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. | А/01.6. | ||
Определение объема, видов и форм социального обслуживания и мер социальной поддержки, в которых нуждается гражданин для преодоления трудной жизненной ситуации и предупреждения ее возникновения. | А/02.6. | ||||
Организация социального обслуживания и социальной поддержки граждан с учетом их индивидуальной потребности. | А/03.6. | ||||
В. | Деятельность по планированию, организации и контролю за реализацией социальных услуг и мер социальной поддержки. | Прогнозирование и проектирование реализации социального обслуживания, объема и качества оказываемых социальных услуг, мер социальной поддержки. | В/01.7. | ||
Организация деятельности подразделения (группы специалистов) по реализации социальных услуг и мер социальной поддержки. | В/02.7. | ||||
Контроль качества и эффективности социального обслуживания граждан и предоставления мер социальной поддержки. | В/03.7. | ||||
Подготовка предложений по формированию социальной политики, развитию социальной помощи и социального обслуживания населения. | В/04.7. |
3.1.3. Трудовая функция
Трудовые действия. | Организация помощи в оформлении документов, необходимых для принятия на социальное обслуживание или оказания мер социальной поддержки. |
Организация оказания социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-правовых, социально-экономических, социальнореабилитационных услуг, услуг по социальному сопровождению граждан, а также мер социальной поддержки. | |
Обеспечение посредничества между гражданином, нуждающимся в предоставлении социальных услуг или мер социальной поддержки, и различными специалистами (учреждениями) с целью представления интересов гражданина и решения его социальных проблем. | |
Организация межведомственного взаимодействия с целью реализации потребностей граждан в различных видах социальных услуг. | |
Консультирование по различным вопросам, связанным с предоставлением социальных услуг и оказанием мер социальной поддержки. | |
Выявление и оценка личностных ресурсов граждан-получателей социальных услуг и ресурсов их социального окружения. | |
Содействие активизации потенциала и собственных возможностей граждан-получателей социальных услуг, расширению возможностей самопомощи и взаимопомощи. | |
Содействие мобилизации собственных ресурсов граждан и ресурсов их социального окружения для преодоления трудной жизненной ситуации и профилактики ее ухудшения. | |
Организация работы по вовлечению в социальную работу институтов гражданского общества. | |
Организация профилактической работы по предупреждению появления и (или) развития трудной жизненной ситуации. |
Необходимые умения. | Выявлять проблему гражданина, находящегося в трудной жизненной ситуации, оценивать возможности ее решения с помощью привлечения профильных специалистов (учреждений). |
Оформлять документы, необходимые для принятия нуждающихся граждан, на социальное обслуживание (постоянное или временное) или оказания мер социальной поддержки. | |
Выбирать оптимальные способы решения проблемы гражданина посредством формирования и согласования с гражданином индивидуальной программы предоставления социальных услуг и оказания мер социальной поддержки. | |
Направлять получателей социальных услуг в специализированные социальные учреждения (подразделения) и/или к профильным специалистам. | |
Использовать оптимальное сочетание различных форм и видов социального обслуживания, технологий социальной реабилитации, адаптации, коррекции и др. | |
Выбирать наиболее эффективные технологии социальной работы, применимые к индивидуальным особенностям получателей социальных услуг и их жизненных ситуаций. | |
Обеспечивать координацию деятельности специалистов в решении актуальных задач социального обслуживания граждан. | |
Обеспечивать комплексных подход в реализации индивидуальной программы предоставления социальных услуг и оказания мер социальной поддержки гражданам со стороны специалистов смежных профессий (психолог, реабилитолог, социальный педагог, юрист, дефектолог и др.). | |
Обеспечивать интеграцию деятельности различных государственных и общественных организаций в реализации индивидуальной программы предоставления социальных услуг и оказания мер социальной поддержки. | |
Обеспечивать представление интересов получателей социальных услуг. | |
Мотивировать граждан-получателей социальных услуг к активному участию в реализации индивидуальной программы предоставления социальных услуг и оказания мер социальной поддержки, использовать методы и технологии самоактуализации. | |
Реализовывать услуги по социальному сопровождению граждан в процессе осуществления реализации индивидуальной программы предоставления социальных услуг и оказания мер социальной поддержки. | |
Составлять социальный паспорт семьи и гражданина для обеспечения комплексной оценки процесса и результатов реализации индивидуальной программы предоставления социальных услуг и оказания мер социальной поддержки. |
Организовывать проведение индивидуальных профилактических мероприятий с гражданами по месту жительства (фактического пребывания) в виде консультаций, содействия в организации занятости, оздоровления, отдыха, предоставления социальных, правовых, медицинских, образовательных, психологических, реабилитационных и иных необходимых услуг. | |
Использовать основы правовых знаний в сфере оказания социальных услуг и мер социальной поддержки. | |
Повышать свою профессиональную квалификацию в области реализации трудовой функции. | |
Необходимые знания. | Нормативные правовые знания в сфере социальной защиты населения. |
Национальные стандарты Российской Федерации в сфере социального обслуживания. | |
Основные направления политики социальной защиты населения. | |
Цели, задачи и функции органов и учреждений социального обслуживания. | |
Типы и характеристики граждан-получателей социальных услуг. | |
Типология проблем граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, различной этиологии (социальные, социальномедицинские, социально-психологические, социально-правовые и др.). | |
Национальные и региональные особенности быта и семейного воспитания, народные традиции. | |
Социокультурные, социально-психологические, социально-педагогические основы межличностного взаимодействия, особенности психологии личности. | |
Виды, структура и содержание документов, необходимых для оказания социальных услуг. | |
Основы комплексного подхода к оценке потребностей граждан в предоставлении социальных услуг и мер социальной поддержки. | |
Методы диагностики трудной жизненной ситуации. | |
Особенности социальной работы с разными лицами и группами населения. | |
Основы документоведения, современные стандартные требования к отчетности, периодичности и качеству предоставления документации, ведение которой относится к кругу полномочий специалиста по социальной работе. | |
Основы самоорганизации и самообразования специалистов по социальной работе. |
Требования к конфиденциальности личной информации, хранению и оперированию персональными данными граждан, обратившихся за получением социальных услуг и социальной поддержкой. | |
Другие характеристики. | Быть ответственным и руководствоваться в работе принципами гуманности, справедливости, объективности и доброжелательности. |
Соблюдать профессионально-этические требования к деятельности специалиста по социальной работе. |