Актуализация витагенного жизненного опыта семьи в воспитании у старшеклассников ценностного отношения к браку и семье
Диссертация
Между тем современное состояние семьи в России можно охарактеризовать как кризисное. Растет число разводов, упала рождаемость, утрачена престижность женщины-матери, повсеместно отмечается расшатывание системы поведенческих норм в сфере семьи и брака и представлений о содержании семейных ролей, наблюдается неудовлетворенность многих супругов эмоционально-психологическим климатом в семье… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- Глава 1. Теоретические основы воспитания у старшеклассников ценностного отношения к браку и семье с опорой на витагенный жизненный опыт семьи
- 1. Историко-логический анализ проблемы
- 2. Характеристика основных понятий исследования
- 3. Витагенный жизненный опыт как основа ценностного отношения к браку и семье
- 4. Социолого-педагогический анализ отношений к браку старшеклассников на современном этапе развития общества
- Выводы по первой главе
- Глава 2. Результаты опытно-поисковой работы по воспитанию у старшеклассников ценностного отношения к браку и семье
- 1. Типология отношений старшеклассников к витагенному жизненному опыту семьи
- 2. Анализ уровней ценностного отношения старшеклассников к браку и семье с опорой на витагенный жизненный опыт
- 3. Технология воспитания ценностного отношения к браку и семье с опорой на витагенный жизненный опыт семьи
- 4. Персонифицированное описание процесса воспитания ценностного отношения к браку и семье на основе биографического метода
- Выводы по второй главе
Список литературы
- Агафонова А.С. Специфика процесса адаптации студентов младших курсов и выпускников педклассов к условиям начального этапа обучения в педвузе. Интегративные процессы психолого-педагогической, культурологической и предметно методической подготовки учителя: Тезисы доклада научно-практической конференции. Тула, 1996. 71.
- Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов. Ростов нД., 1998. 19−38. 3. Аза Л. А., Поддубный В, А., Ручка А. А. Ценностные ориентации рабочей молодежи. Киев: Наукова думка, 1978.
- Амонашвили Ш. А. Как живете, дети? М.: Просвещение. 1986. 176с.
- Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во ЛГУ, 1968.
- Анзорг Л. Дети и семейный конфликт. -М: Просвещение, 1988 144 с.
- Анисимов В. Ценности реальные и мнимые. М.: Мысль, 1970.
- Аннекен Г., Эгельмайер Л., Кесслер Е. Тренинг уверенности и контакта в группе Пер. и ред. В. Ромек. 1997.
- Антокольская М.В. Семейное право: Учебник. М., 1997 110.
- Антонов А. И. Медков В.М. Социология семьи. М.: Изд-во МГУ: Издво Международного университета бизнеса и управления («Братья Карич»), 1996.-304С. 66.
- Аристотель. Политика. Соч. Т. 4. -М., 1984. 377−379.
- Архангельский Л. М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности. М.: Знание, 1978.
- Асмолов А.Г. Психология личности. М.: Изд. Моск. ун-та, 1990, 367 с.
- Барский В.И. Воспитание «потребности человека в семье» 1<:ак необходимое условие подготовки подрастающего поколения к будущей семейной жизни. Материалы IV Всесоюзного съезда общества психологов СССР. Тбилиси. 21 -24 июня 1971.- 1005с.
- Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 107.
- Белкин А.С. Основы педагогических технологий (Краткий толковый словарь). Екатеринбург, 1995. 22 с.
- Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать. М., 1993.
- Белкин А.С. Теория и практика витагенного обучения с голографическим методом проекций. (Материалы лекций) -Нижний Тагил, 1997.-18с. 7−8.
- Белкин А. С, Жукова. Н. К. Витагенное образование: Голографический подход. Екатеринбург, УрГПУ, Департамент психолого-педагогического образования, центр образовательных технологий, 1999, 136с.
- Белкин А. С, Жукова. Н. К. Витагенное образование: многомерноголографический подход: Технология XXI века. Екатеринбург, 2001. 108C.C.12.
- Беляева Г. Ф., Гаспарашвили А. Т. Социальные аспекты аборта Социологические исследования. 1996. 9. 122 197
- Бердяев Н.А. Размышление об Эросе. Эрос и личность. М., 1989. 134.
- Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. М., 1994. 207−208.
- Берн Э. Игры в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений- Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. М., 1998. 12−17.
- Берн Э. Трансакциональный анализ и психотерапия. -Петербург, 1992.
- Бестужев-Лада И. В. История твоих родителей: Разговор с молодым поколением. М.: Педагогика, 1988. 148 с.
- Богин В. У знания лицо его владельца. Нар. образование № 2. 1989. -С.126.
- Богозов Н.З. Психология. Словарь. Магадан, 1965.
- Божович Л.И. Особенности усвоения учебного материала школьниками. Советская педагогика. 1988. № 10. 41−46.
- Божович Л.И. Отношение к учению как психологическая проблема. Известия. АПН РСФСР вып. 36. 1960. 18.
- Божович Л.И. Познавательные интересы и пути их изучения. М.: Известия АПН РСФСР.- 1955.- № 73. 12.
- Большая советская энциклопедия (БСЭ) 3-е изд.: в 30 т. М.: Сов. Энциклопедия, 1970−1978 г. т.6. 634.
- Бочкарева Г. Г. Семья и личность. 1981.
- Брачность, рождаемость, смертность в России //Сборник под ред. Вишневского А. Г. М.: Статистика, 1977. 246 с.
- Бреева Е.Б. Дети в современном обществе. М., 1999. 107.
- Брунер Дж. Психология познания. За пределами непосредственной информации. Пер. с англ. К. И. Бабицкого Под ред. А. Р. Лурия. М.: Професс, 1997.- 405 с. 93.
- Бурлачук Л.Ф., Коростылева Л. А. Психологические особенности лиц, испытывающих затруднения при вступлении в брак Психологический журнал. 1995. Т. 16. 3 С 137−145.
- Бэкон. Ф. Опыты или наставления нравственные и политические. Соч. Т. 2 м 1972. 365−366.
- Валиева Ф. Роль семьи в процессе социализации ребенка. Вестник МГУ, 1997, № 3, 121−125.
- Васильева М.С. О формировании начал коммунистического мировоззрения младших школьников в процессе обучения. Советская педагогика. -1981. № 5. 43−47. 22. 198
- Вишневский А.Г. Современная семья: идеология и политика. Свободная мысль. 1993, № 11, 113.
- Вишневский Ю.Р., Ковалева А. И., Луков В. А., Ручкин Б. А., Шапко В. Т. Практикум по социологии молодежи. М., «Социум», 2000.С. 235.
- Возрастная и педагогическая психология Под ред. Петровского А. В. М.: «Просвещение», 1973. 288 с 173.
- Волков А.Г. Семья объект демографии. М., 1986.
- Волкова А.Н. Социально-психологические факторы супружеской совместимости. Автореф. канд. дисс. Л., 1979.
- Вульфсон Б.Л. Выдающийся французский педагог-гуманист Педагогика. 1996. № 3. 91−98.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика Пресс, 1996.-536с.
- Гаспарян Ю.А. Семья на пороге 21 века Санкт-Петербург: ТОО ТК «Петрополис», 1999. 268.
- Гватуа Г. В. Формирование жизненных планов у старшеклассников. Тбилиси, 1975.
- Гегель Г. В. Ф. Философия права М., 1990. 210.
- Герасимова И.А. Структура семьи. М., 1976-
- Герцен А.И. Из дневника 1844. Соч. Т. 1. М., 1985. 466−468.
- Герцен А.И. Капризы и раздумье. Соч. Т. 1 М., 1985. 171−172.
- Гоббс Т. Левиафан. Избр. Произв. Т. 2. М., 1964. 227.
- Гозман Л.Я., Гилягина Е. И. Психологические проблемы семьи Вопросы психологии. 1985. № 2. 186.
- Голод С И Семья и брак: историко-социологический анализ. С-Пб., 1998. 11.
- Гребенников И.В. Основы семейной жизни. М.: Просвещение, 1991. 158 с.
- Гражданское и торговое право капиталистических государств: Учебник /Под ред. ВасильеваЕ.А. М., 1993. 515—531.
- Гукова Е.Г. Социологический анализ устойчивости семьи в современной России\ Домохозяйство, семья и семейная политика. М., 1997.
- Гурко Т.А. Трансформация института современной семьи. Соц. Иссия 1995, 10, 95−99.
- Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М.: 1972. 92−95.
- Дарский Л.Е. Формирование семьи. М., 1972.
- Денисова Г. С., Уразгильдиева Н. К. Семья в процессе модернизации современного общества //Проблемы современного общества. Ростов н/Д, 1996. 152−166.
- Дистервег Ф. Избр. педагогич. соч. М.: Учпедиз, 1956. 371 с. 43. 199
- Дорно И.В. Современный брак: проблемы и гармония. М., 1990.
- Дробницкий О. Г. Мир оживших предметов. Проблема ценностей и марксистская философия М.: Политиздат, 1967.
- Дубинин И. П., Караец И. И., Кудрявцев В. Н. Генетика, поведение ответственность. М., 1982.
- Дубровина И.В. Проблема психологической подготовки к семейной жизни. Вопросы психологии, 1981. № 4. 146−151.
- Дубровина И.В. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. М.: Педагогика, 1987. 182 с.
- Захаров А.И. Принятие детьми роли родителей в зависимости от характера семейных отношений //Теоретические и прикладные проблемы познания людьми друг друга. М., 1979. 106−108.
- Здравомыслов А. Г. Потребности. Ценности. Интересы.- М.: Политиздат, 1986.
- Зеер Э.Ф. Личностно ориентированное профессиональное образование. Екатеринбург, 1997. 194с.
- Зеленцова А.В. Личностный опыт в структуре содержания образования. Теоретический аспект: Автореф. дис. канд. пед. наук. Волгоград, 1996. 21с.
- Зритнева Е.И. Формирование готовности старшеклассников к браку и семейной жизни. Дис. канд. пед. наук. Ставрополь, 2000. 212 с 64.
- Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 1991. 414.
- Ильин И.А. Путь к очевидности. М., 1993. 199.
- История педагогики Под ред. Константинова Н. А. и др. М.: Просвещение, 1982. 50−51.
- Каган М.С. Человеческая деятельность. М.: Политиздат, 1974-
- Калмыкова З.И. Педагогика гуманизма. М.: Знание, 1990. 12.
- Кант. И. Метафизика нравов. Соч. Т.4. ч. 2. -М., 1965. 191−197.
- Карпова Л.М. К вопросу о соотношении когнитивного и ценностного в социальном познании. Педагогика. 1993. № 4. 77.
- Качалов Д.В. Витагенный опыт как средство воспитания интереса к учительскому труду у учащихся педагогических классов: Дис. канд. пед. наук. Екатеринбург, 1998. 155 с 51.
- Ковалев С В Психология современной семьи. М.: Просвещение, 1998. 207с.
- Ковалевский М.М. Очерк происхождения и развития семьи и собственности. -С-Пб., 1895. 123.
- Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. М.: Изд. центр «Академия», 2000, 176 с. Стр. 102 200 68.
- Коменский Я.А. Великая дидактика Избр. пед. соч. Пер. с лат. В. И. Ивановского, Д. Н. Королькова, Н. С. Терновского. М.:Педагогика, 1982. Т 1 С 242−476. 93. Кон И. С. Психология юношеского возраста. М., 1979. 94. Кон И. С. Социология личности. М., 1967.
- Корнеев П.В. О понятии жизненного опыта Философские науки.1980.-№ 1.-С.140−149.
- Корчак Я. Как любить ребенка. Избр. пед. произведения. М., 1979, 68.
- Краткая философская энциклопедия. Под ред. Губского Е. Ф. М.: Изд. группа «Прогресс» энциклопедия, 1994.
- Кривенко В.А. Опора на витагенный опыт как средство развития познавательного интереса младших школьников (на материале предметов естественно-научного цикла) Дисс. канд. пед. наук, Екатеринбург, 2001, 45.
- Круглов B.C. Формирование понимания социальной сущности брака и семьи как основы психологической готовности молодежи к семейной жизни. В сборнике: Психолого-педагогические проблемы воспитания детей в семье и подготовки молодежи к семейной жизни. М., АПН. 1980. 24 40.
- Крупская Н.К. Педагогические сочинения в 10 т. М., 1959. Т.6, 29.
- Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. М.: Просвещение, 1976. -303с.
- Кузьмин А.И. Концептуальные подходы к исследованию жизнедеятельности семьи Семья в России. 1996. 1, 120.
- Ленин В.И. п е с Т. 18, 153.
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения в 2 т. Т. И. М., 1983.-С. 291.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд- АПН РСФСР, 1959.-413 с. 387.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.-304 с 107. Ле-Пле Ф. Основная конституция человеческого рода: Сочинения с очерком жизни и деятельности автора. М., 1897. 33−40.
- Лессинг Г. Воспитание человеческого рода. Лики культуры: Альманах. Т.1-М., 1995. 480.
- Личко А.Е. Подростковая психиатрия. Л., 1985. ПО. Локк Дж. Мысли о воспитании Педагогич. соч. Пер. с англ. Ю. М. Давидсона Под ред. И. Ф. Свадковского. М.: Учпедгиз, 1939. 108.
- Лосева В., Луньков А. Как помочь ребенку в учебе? Нар. образование. -1999.-№ 5.-С.287.
- Лушников И.Д. Роль жизненного познавательного опыта учащихся в учебном процессе: Автореф. дис. канд. М., 1972. 16с.
- Макаренко А.С. Книга для родителей. М., 1982. 45. 201 91.
- Малинин Т.А., Фрадкин Ф. А. Воспитательная система С Т Шацкого. М.: Прометей, 1993. 176.
- Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. М., 1978. 426.
- Маркова А.К. Стратегия формирования мотивации учения Перспективы вопросов образования. 1991. № 3. 23.
- Марьенко И.С. Нравственный опыт как условие формирования активной жизненной позиции школьника. Советская педагогика. 1981. 1 С 22−23.
- Марьясис Е. Д. Гармония семейной жизни. Ставрополь: Ставропольское книжное издательство, 1985.-223 с.
- Матвеев Г. К. Советское семейное право. М., 1985. 44—45.
- Мацковский М.С. Российская семья в изменяющемся мире. Семья в России, 1995, 3−4, 25−36.
- Мацковский М.С. Социология семьи. М., 1989. 124. Мой Мир и Я. Часть
- Путь любви. Учебная программа курса. МФО, М., 1994.
- Молодежь 97: надежды и разочарования Б. А. Ручкин (рук.) и др. М. 1997.С. 210, 214
- Мудрик А.В. Введение
- Мясищев В.Н. Личность и неврозы. Л., 1960.
- Население России. 1998. М. 1999. 30.
- Никольская А.А. Психолого-педагогические взгляды П.Д. Юркевича. //Педагогика. 1993. № 3. 58−61.
- Нравственность. Здоровье. Семья: Методическое пособие для учителя. Часть П. Ценностные ориентации семьи Науч. Ред. А. С. Белкин. Екатеринбург: Центр «Учебная книга», 2001. 324 с 90.
- Обозов А.Н., Обозов Н. Н. Диагностика супружеских затруднений. Психологический журнал, 1982. Т. 3. 2.
- Онушкин В.Г. и Кулюткин Ю.Н. Образование взрослых как предмет исследования. Советская педагогика. 1981. № 6. 66−94.
- Ортега-и-Гассет X. История как система Вопр. философии. -1996. № 6. 94.
- Осухова Н.Г. Социальное воспитание в наследии В.Н. Шульгина. //Педагогика. 1993. № 3. 73−77.
- Панкова Л.М. У порога семейной жизни. М.: Просвещение. 1991, 143 с.
- Пантилеев С Р Методика исследования самоотношения. М., 1993.
- Педагогика школы: Учеб. пособие для пед. институтов Под. ред. И. Т. Огородникова. М.: Просвещение, 1978. 320 с.
- Педагогическая энциклопедия. М.: Сов. Энциклопедия, 1966. -Т.З. 894 с. 202
- Песталоцци И.Г. Памятная записка о семинарии в кантоне Во Нар. образование. 1999.- № 1−2. 257.
- Петров С М Учет житейских представлений о человеке в целях совершенствования знаний по психологии. //Психолого-педагогические проблемы разработки и реализации новых образовательных технологий в подготовке учителя. Тула, Изд-во Тульского гос пед инст. Им. Л. Н. Толстого. 1994. с. 43.
- Петровский А. В, Общая психология. М.: Просвещение, 1970. 99.
- Петровский А.В., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии. М., 1998.
- Писарев Д.И. Женские типы в романах и повестях Писемского, Тургенева и Гончарова. Соч. Т. 1. М., 1955. С 231−232.
- Платон. Государство. Соч. Т. 3. ч. 1. -М., 1971. С 254−259.
- Платон. Законы. Соч. Т. 3. ч. 2. -М., 1972. 248.
- Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. М.: Высшая школа., 1984. 57.
- Поздяева СМ. Фролова И. В. Социальная утопия: тип сознания, идеал и эксперимент. Уфа, 1997. 130.
- Пол, брак, семья.// Перевод с болг. Под ред. Попхристова П. София Медицина и физкультура. 1977. 300.
- Прихожан A.M. Изучение «образа Я» у подростков и юношей в аспекте их подготовки к семейной жизни. В сборнике: Психологопедагогические проблемы воспитания детей в семье и подготовки молодежи к семейной жизни. Под ред. Дубровиной И. В. М., АПН, 1980. 79 92.
- Прихожан A.M. Представления подростков и юношей о своей будущей семейной жизни Семья и личность. М., 1981. С 184,
- Психология обучения Под ред. Давыдова В. В. М., 1978. 37.
- Психология. Словарь Под общ. ред. А. В, Петровского, М. Г. Ярошевского, 2 изд. испр. и доп. -М.: Политиздат, 1990, 494 с. Стр. 441 442.
- Психолого-педагогическая проблема разработки и реализации новых образовательных технологий в подготовке учителя. Тула: Изд-во Тул. гос. пед. института им. Л. Н. Толстого, 1994. 43.
- Психолого-педагогический словарь. /Сост. В. А, Мижериков. Под ред. П. И, Пидкасистого, Ростов-на-До ну. Феникс, 1998, 544с.
- Психотерапевтическая энциклопедия Под ред. Б. Д. Карвасарского. П б 1998. С36−37.
- Рагозина Л.Д., Щуркова Н. Е. Классное руководство. Формирование жизненного опыта у учащихся. Пед. общество России, М., 2002, 154 с С, 97.
- Розанов В.В. Семейный вопрос в России. Т.1 С-Пб., 1903. 377−378. 203
- Ростунов А.Т. Формирование профессиональной пригодности. Мн.: Вые. шк., 1984.-176 с.
- Рубинштейн Л. Общественное или семейное воспитание. М.: Задруга. 1916,-120с.
- Рувинский Л.И. Ценности. Убеждения. Идеалы. М., 1992. 75 с.
- Ружже Л., Елисеева И. И., Кадибур Т. С. Структура и функции семейных групп. М., 1983.
- Русский вестник, 1862. № 4.
- Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или о воспитании. Избр. Произв. Т.1 М., 1961. 549−550.
- Сатир В. Как строить себя и свою семью. М., 1992.
- Семенов В.Д. Вопреки, но благодаря (этюды о педагогической антропологии конца XX века) Екатеринбург, 1999. 47.
- Семья в представлениях современного человека./ Под ред. Г. А. Заикиной, М. С. Мацковского, Е. В. Фотеевой. М., 1990.
- Сенько Ю.В., Тамарин В. Э. Обучение и жизненный познавательный опыт учащихся. М.: Знание, 1989. 80с.
- Сермягина О.С. Эмоциональные отношения в семье. Кишинев, 1991.
- Синельников А.Б. Брачность и рождаемость в СССР. М., 1989.
- Сластенин В.А., Чижакова Г.И. Введение
- Соколов Я.В. Некоторые проблемы современного школьного воспитания. Советская педагогика. 1989. № 1.
- Соловьев Н.Я. Семья в социалистическом обществе. М 1981. 28.
- Соловьев B.C. Смысл любви. Соч. Т. 2 М., 1988. 510−512.
- Соловьев Н.Я. Семья в социалистическом обществе. М., 1981. 28.
- Сорокин П.А. Кризис современной семьи (социологический очерк). Вестник МГУ, 1997. № 3. 65−79.
- Социальная психология: Краткий очерк Под ред. Г. П. Предвечного и Ю. А. Шерковича. М.: Политиздат, 1975, 319с. 80.
- Социологический энциклопедический словарь на русском, английском, немецком, французском и чешском языках. Ред.-коорд. Осипов Г. В. (академик РАН).: М. Изд. группа ИНФРА. М Норма, 1998.
- Социология. Курс лекций для технических вузов. Екатеринбург, 1994
- Социология молодежи: Учебное пособие Под ред. проф. Ю. Г. Волкова. Ростов-н/Д.: Феникс, 2001. 275.
- Степанов А.А. Психология труда и личности учителя. Лен., 1976. 75−85.
- Столыпина К.Г. Воспитание активной социальной позиции старших школьников. Советская педагогика. 1981. № 4. 41−43.
- Екатеринбург, 1999, с. 34. 204
- Сунгатуллина Г. А. Формирование ценностных ориентации молодежи на семейный образ жизни и здоровье (опыт социального эксперимента), Дисс. канд. соц. наук. Москва. 2004. 170.
- Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. Киев. 1 9 7 5 2 0 5 с.
- Сухомлинский В. А, Мудрость родительской любви. М.: «Молодая гвардия», 1988. 229.
- Сухомлинский В.А. Рождение гражданина М., 1987. 277.
- Сухомлинский В.А. Цит. по книге: Тимощенко Л. Н. Воспитание старшеклассниц. М.: Просвещение, 1990. 191 с.
- Сысенко В.А. Супружеские конфликты. М.: Финансы и статистика, 1983.-175с.
- Темникова Е.Н. Витагенный опыт как средство активизации познавательной деятельности учащихся (на примерах курса органической химии), Дисс. канд. пед. наук., Екатеринбург, 2000. 49.
- Тийт Э. Проблемы выбора будущего спутника жизни у молодежи. Современная семья. М., 1982. 25−39.
- Токмакова М.А. Методология исследования соотношения семейных и внесемейных ценностных ориентации. Автореф. канд. соц. наук. Москва. 1999. 3.
- Толковый словарь русского языка: в 4 т. сост. В. В. Виноградов, Г. О. Винокур. Б. А. Ларин и др.- Под ред. Д. М. Ушакова. М.: Русские словари, 1994- Т4: 754 с. Стр. 1214.
- Толковый словарь русского языка в 4 томах. Т. 2. М.: Русский язык. 1986. 694.
- Толковый словарь русского языка конца XX века: языковые изменения Под ред. Г. Н. Скляревской. РАН, институт лингвистических исследований. Спб.: Изд-во «Фолио-Пресс». 1998. Стр. 664.
- Тольц М.С. Некоторые обобщающие характеристики брачности, преращения и длительности брака Демографическое развитие семьи. М., 1979.
- Тонков Е.В. Вопросы управления процессом воспитания школьников. Белгород, 1972.-С. 16.
- Тугаринов В. П. Теория ценностей в марксизме. Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. 201. Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М.: Педагогика, 1990. 188с.
- Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. М., 1974. 229.
- Философский энциклопедический словарь. М. Изд. группа ИНФРА. М., 1997, 576 с.-Стр. 507.
- Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983.-840 с.
- Филосовский энциклопедический словарь. /Под ред. С. Веренцева, Э.А. Араб-Оглы и др. М.: Сов. Энциклопедия, 1989.
- Фихте И.Г. Основоположения естественного права, согласно принципам наукоучения Философские науки № 5. М., 1972. 31−38. 205
- Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1991.
- Фромм Э. Иметь или быть. Мн., 1997. 343.
- Фромм Э. Человек для себя. Минск, 1992.
- Фридман Л.М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. М.: Просвещение, 1991. 288с.
- Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. М., 1979. 12.
- Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. 2 изд. М.: Мысль, 1979. 365 с.
- Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. Опыт социологического исследования. М.: Мысль, 1964.
- Харчев А.Г., Мацковский М. С. Современная семья и ее проблемы. М., 1978.-210с.
- Хрестоматия по педагогике. Основы дидактики. Под ред. Б. П. Есипова. М.: Просвещение, 1967. 85−89.
- Цветкова И.В. К педагогическому портрету М.В. Крупениной. Педагогика. 1993. № 3. 71−73.
- Чистякова Т.Ю. Жизненные ценности и планы незамужних женщин Становление брачно-семейных отношений. М., 1989. 25−41.
- Чудновский В.Э. Некоторые вопросы подготовки старшеклассников к семейной жизни. В сборнике: Психолого-педагогические проблемы воспитания детей в семье и подготовки молодежи к семейной жизни. Под ред. Дубровиной В. И. М., АПК 1980. 24 40.
- Чуйко Л.В. Браки и разводы. Статистика. М., 1975.
- Шацкий С Т Методические изыскания Пед. сочинения. 297−308.
- Шевандрии Н.И. Социальная психология в образовании, М.: Владос, 1 9 9 5 5 4 4 с.
- Шубенкова Е.И. К вопросу формирования ценностных ориентации личности. Советская педагогика. 1980. № 9. 27.
- Шубинский B.C. Педагогика творчества учащихся. Новое в х<�изни, науке и технике. М Знание, 1988. С 71−76.
- Шульгин В.Н. На путях к политехнизму. М.: Работник просвещения, 1930.-С. 460.
- Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 1979. 46−128.
- Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи //Мастера психологии. Санкт-Петербург: Питер, 1999. 652 с. 227. Юм Д. О многоженстве и разводах. Соч. Т. 2. М., 1965. 698.
- Юридическая энциклопедия Под ред. Тихомирова М. Ю. М., 1997. 53.
- Юферева Т.И. Формирование представлений подростков о мужественности женственности как одно из условий подготовки молодежи к семейной жизни. В сборнике: Психолого-педагогические проблемы воспитания детей в семье и подготовки молодежи к семейной жизни. М., АПН. 1980. 92 -107.
- Ядов В. А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности М.: Наука, 1979 206
- Якиманская И.С. Знание и мышление школьника. М., 1985. 78.
- Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь. 1996.
- Якиманская И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения. Вопросы психологии. 1995. № 2. 31.
- Якиманская И.С. Субъектный опыт Новые ценности образования. М., 1995.-С. 101−103.
- Bohm D. Wholeness and the implicate order. L., 1980. p. 143−147.
- Decroly O., Bonn G. Vers. Iecole renovee. P., 1921. P.3.
- Froebel F. The Education of Man (Clifton: Augustus M. Kelley, Publishers, 1974. P.IO.
- John Dewey, Democracy and Education, An Introduction to the Philosophy of Education (New York: Macmillian Company, 1916. P.62.
- Malinovski B. Sex and repression in savage society. Cleveland and New York. Meridian Book, 1963. P. 192.
- Reflection: Turning Experience into Learning Ed. By D. Boud, R. Keogh, D. Walker. London, 1985. 207