Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Актуализация витагенного жизненного опыта семьи в воспитании у старшеклассников ценностного отношения к браку и семье

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Между тем современное состояние семьи в России можно охарактеризовать как кризисное. Растет число разводов, упала рождаемость, утрачена престижность женщины-матери, повсеместно отмечается расшатывание системы поведенческих норм в сфере семьи и брака и представлений о содержании семейных ролей, наблюдается неудовлетворенность многих супругов эмоционально-психологическим климатом в семье… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Теоретические основы воспитания у старшеклассников ценностного отношения к браку и семье с опорой на витагенный жизненный опыт семьи
    • 1. Историко-логический анализ проблемы
    • 2. Характеристика основных понятий исследования
    • 3. Витагенный жизненный опыт как основа ценностного отношения к браку и семье
    • 4. Социолого-педагогический анализ отношений к браку старшеклассников на современном этапе развития общества
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Результаты опытно-поисковой работы по воспитанию у старшеклассников ценностного отношения к браку и семье
    • 1. Типология отношений старшеклассников к витагенному жизненному опыту семьи
    • 2. Анализ уровней ценностного отношения старшеклассников к браку и семье с опорой на витагенный жизненный опыт
    • 3. Технология воспитания ценностного отношения к браку и семье с опорой на витагенный жизненный опыт семьи
    • 4. Персонифицированное описание процесса воспитания ценностного отношения к браку и семье на основе биографического метода
  • Выводы по второй главе

Актуализация витагенного жизненного опыта семьи в воспитании у старшеклассников ценностного отношения к браку и семье (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы и темы исследования.

На социально-педагогическом уровне актуальность проблемы и темы исследования определяется необходимостью укрепления института семьи в нашем обществе, как основной государственно-общественной ячейки. В настоящее время эта проблема стоит наиболее остро, т.к. социально-экономическое, идеологическое развитие общества, формирование рыночных отношений негативно сказываются в большинстве случаев на устойчивости, прочности семейно-брачных отношений. Особенно это касается представления современной молодежи о ценности семьи и брака, о серьезном отношении к вопросу создания семьи и заключения брака.

На научно-педагогическом уровне актуальность нашего исследования определяется тем, что, во-первых, существующие достаточно серьезные исследования проблем воспитания учащихся в области семейной педагогики, введение курса «Этика и психология семейной жизни», к сожалению, не дали положительных результатов, т.к. носили чисто формальный характер, недостаточно учитывали жизненный опыт самих учащихся и их семейво-вторых, следует принять во внимание, что влияние школы, опирающееся на результаты научных исследований, во многом нейтрализуется из-за негативного влияния средств массовой информациив-третьих, существующие методики в области семейных отношений направлены, в основном, на информирование, просвещение учащихся, но не затрагивают их эмоционально-волевую сферу и явно недостаточно предусматривают использование методов моделирования семейных ситуаций, формирующих у учащихся психологическую установку на оптимальные пути их решенияв-четвертых, в настоящее время появились многочисленные исследования о роли витагенного жизненного опыта в организации воспитательного процесса, которые остаются невостребованными именно в сфере семейного воспитания.

На практическом уровне актуальность нашего исследования определяется тем, что в существующих методиках полового воспитания в учебных курсах.

Этика и психология семейной жизни" доминирует декларативный, абстрагированный характер провозглашения семейных ценностей, но не указываются пути их утверждения в повседневной жизни учащихся и их семей. ^ Итак, сложились противоречия между: тенденцией к ослаблению института семьи и брака среди молодых людей, снижению его ценности и повышением его значимости для государства и обществанеобходимостью воспитания у старшеклассников ценности к брачно-семейным отношениям, ответственному родительству и недостаточной научно-теоретической обоснованностью этого процесса витагенным жизненным опытом их родительской семьипотребностями указания реальных путей утверждения семейных ценностей в повседневной жизни учащихся и их семей и доминированием декларативного, абстрагированного характера их провозглашения в существующих методиках полового воспитания. Ш.

Из анализа актуальности и противоречий вытекает проблема поиска и выбора педагогической возможности воспитания ценностного отношения к браку и семье у старшеклассников с опорой на витагенный жизненный опыт семьи.

Степень разработанности темы.

Действительно, сейчас происходит снижение и размывание ценностных ориентации молодёжи в отношении семьи и брака. Этому способствует ряд факторов: влияние негативного опыта семейных отношений, полученного в родительской семье (конфликты, измены, разводы и т. д.) — легализация различных внебрачных форм взаимоотношений полов как следствие сексуальной революции в нашем обществеослабление ценностных ориентации на брак и семью на уровне государственной политикиотсутствие комплексной, последовательной, ф целенаправленной, научно-обоснованной программы подготовки молодёжи к семейной жизни и ответственному родительству. Всё это приводит к росту ранних и беспорядочных половых связей, абортов, венерических заболеваний.

В новых социально-экономических условиях при ослаблении внешних форм контроля за поведением, решающее значение приобретают внутренние стимулы и регуляторы поведения человека: мотивы, потребности, цели, идеалы, ценности. Именно в них нужно искать резервы развития личности и её социаль-щ ной активности. Данное положение определяет важность и необходимость изучения внутреннего потенциала личности, психологических факторов детерминации поведения. Особенно актуальна эта проблема для молодого поколения. В отечественной литературе методологические, теоретические и практические аспекты вопроса о ценностях ставились в работах философов С. В. Анисимова, Ананьева Б. Г., Архангельского JI. М., Т. Дробницкого, А. Г. Здравомыслова,.

A.А. Ручки, В. П. Тугаринова, Н. З. Чавчавадзе, психологов — В. Н. Мясищева,.

B.А. Дцова, педагогов — М. С. Кагана и др.

Абрахам Маслоу, Тугаринов В. П., Дробницкий О. Т., Ядов В. А. и др. подчёркивают ведущую роль ценностных ориентации в организации и детерминации поведения человека, принятия решения, направления и стимуляции его к определённой цели.

Бесспорно, большую роль в формировании личности, как носителя социальных, культурных и этических ценностей играет семья. В связи с этим представляется важным и актуальным изучение механизмов функционирования современной семьи, её воспитательного потенциала, специфики влияния семьи на развитие личности подростка, и влияния семьи на подготовку молодых людей к будущей семейной жизни. Центральным моментом такой подготовки, по нашему мнению, является раскрытие ценностного отношения к браку и семье. Таким образом, нам важно выяснить влияние семьи на ценностное отношение у молодых людей к семье и браку. Вместе с тем, наблюдается недостаточность раскрытия специфики этой проблемы.

Брачно-семейные отношения наряду с производственными являются веду-Щь щими в человеческих взаимоотношениях. И подготовка молодежи к этим отношениям представляет большой интерес для любого цивилизованного общества. До второй половины XVIII века в педагогике вопросы подготовки молодежи к брачно-семейным отношениям даже не ставились. Эта проблема решалась самой семьей в процессе естественной жизни. Проблемам полового воспитания молодежи большое внимание уделяли Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци. Однако прошло еще более ста лет до того, как этим вопросам стало уделяться некоторое ^ внимание в теории и практике воспитания.

Вопросам полового воспитания, как одной из составляющих добрачного воспитания молодежи, посвящены труды П. П. Блонского, Е. Лозинского. Основой правильного полового воспитания П. П. Блонский считал формирование у подрастающего поколения нравственного идеала семьянина (72).

Проблема семьи и добрачного воспитания молодого поколения нашла отражение в трудах выдающихся педагогов прошлого. Наиболее значимые работы принадлежат Я. А. Коменскому, Я. Корчаку, К. Д. Ушинскому, JL Н. Толстому и др. Достаточно глубоко эту проблему рассматривали такие известные педагоги, как Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский.

В советский период педагогами и психологами были написаны работы, посвященные психолого-педагогическим проблемам подготовки молодежи к семейной жизни (JI. Н. Гудкович, И. В. Гребенников, И. В. Дубровина, С. В. Ковалев, Я. JI. Коломинский, И. С. Кон, Б. С. Круглов, Е. Д. Марьясис, А. В. Муд-рик, В. С. Мухина, Ю. М. Орлов, JI. Н. Тимощенко). В них подчеркивалось, что потребность в семье не возникает сама собой, она должна воспитываться у каждого человека (В.И.Барский) (14), а формирование личности семьянина должно осуществляться на всех этапах развития ребенка соответственно его возрасту (И.В.Дубровина) (73).

В нашей стране накоплен определенный опыт работы по рассматриваемой проблеме. Впервые курс «Культура взаимоотношений в семье» был введен в 70 -е годы в практике Павлышской средней школы. В. А. Сухомлинский считал, что в этом вопросе на первом месте должна стать проблема культуры человече-ф ских желаний, умение управлять ими (196). Анализ работ В. А. Сухомлинского позволяет сделать вывод, что он глубоко философски рассмотрел важнейшие аспекты социализации ребенка в условиях семьи, роль семьи в приобщении ребенка к ценностям общества и в формировании семьянина. Педагог считал, что к материнскому и отцовскому долгу надо готовить чуть ли не с колыбели, а воспитание хорошей матери и хорошего отца — это, по существу, решение доброй половины всех задач школы" (199). ^ В последние годы проблема подготовки подрастающего поколения к семейно-родительской деятельности актуализировалась в связи с тем, что разрушилась «домашняя школа» (И. В. Бестужев-Лада) (27), в которой традиционно начиналось воспитание будущих супругов и родителей. В СССР на общегосударственном уровне пытались решить эту проблему дважды. Первый раз — путем введения «родительского всеобуча», второй раз — введением в 1982 году школьного курса «Этика и психология семейной жизни», который не получил широкого распространения по многим объективным причинам. Обе попытки закончились неудачей, а проблема осталась нерешенной.

Анализируя курс «Этики психологии семейной жизни» И. В. Дорно отмечает, что его материал юношами воспринимается отвлеченно, так как они не связывают его со своей судьбой. Он считает, что молодой человек начинает думать о браке только лишь тогда, когда решает жениться. И опять-таки, не семья, как таковая, владеет его помыслами, а избранница, с которой он хочет быть вместе. Девушки же чувствуют, что их счастье зависит от того, какая у них будет семья. Для юношей же такое чувство не характерно. (70).

В качестве характерной ошибки школьного предмета «Этика психологии семейной жизни» И. С. Кон выделяет тот факт, что при чтении его излагаются рекомендации по формированию личности вообще — личности, не имеющей пола (рассказы о бесполой любви). Чаще всего в литературе встречается термин «юношеская любовь», в то время как чувства юноши и девушки имеют различную эмоциональную окраску. В ходе занятий не формируются ни знания по биологии пола, ни представления о социальных и психологических аспектах щ проблемы (95).

В новых экономических условиях, в период кризиса 90-х годов, когда в обществе происходила девальвация моральных ценностей и обновление всех социальных институтов и систем, подготовка старшеклассников к взрослой жизни, формирование готовности к браку и семейной жизни должны были стать важнейшими задачами образовательного процесса. Но нет, пожалуй, ни одного аспекта воспитания, реализация которого в науке и практике так отставала бы ^ от требований жизни, решалась бы так медленно и робко.

Между тем современное состояние семьи в России можно охарактеризовать как кризисное. Растет число разводов, упала рождаемость, утрачена престижность женщины-матери, повсеместно отмечается расшатывание системы поведенческих норм в сфере семьи и брака и представлений о содержании семейных ролей, наблюдается неудовлетворенность многих супругов эмоционально-психологическим климатом в семье, распространяются асоциальные отношения в семьях. Приходится констатировать, что из-за морального вакуума постсоветского периода, взгляды о должном в брачно-семейном поведении формируются под воздействием массовой культуры, а также опыта и традиций ближайшего окружения. Многие из этих проблем обусловлены не только социальными, но и индивидуальными обстоятельствами. Поэтому в настоящее время особенно актуально звучит вопрос о воспитании семьянина, о формировании у подрастающего поколения готовности к браку и семейной жизни. Среди основных направлений в этом плане: развитие мотивационно-ценностного отношения к семье и браку, овладение учащимися специальными знаниями в области психологии семьи и семейных взаимоотношений, воспитание у старшеклассников нравственных, эмоционально-волевых качеств, различных умений, необходимых в семейной жизни, психологическая подготовка к браку.

К настоящему времени создан общетеоретический фонд по вопросу формирования у личности потребности в браке и семейной жизни. Его составляют труды, раскрывающие социальную сущность семьи и важнейшие аспекты ее жизнедеятельности (В. А. Борисов, А. Г. Вишневский, Э. К. Васильева Э.К., В. -Ц Б. Голофаст, П. А. Гурко, М. С. Мацковский, В. А. Рясенцев, Ю. И. Семенов,.

А. Г. Харчев и др.) — психологические особенности семьи и психологию семейных отношений (Т. М. Афанасьева, А. А. Бодалев, В. Н. Дружинин, Я. JI. Коло-минский, Н. Н. Обозов, Э. Г. Эйдемиллер и др.) — процесс социализации ребенка в семье, его подготовку к будущему супружеству и родительству (В. И. Барский, В. А. Сухомлинский, И. В. Бестужев-Лада, И. В. Гребенников, И. В. Дубровина, С. В. Ковалев, А. С. Макаренко, В. Э. Пахальян, А. М. Прихожан, С. Л. Рубинштейн Н. Н. Толстых, А. М. Чудновский, Т. И. Юферёва и др.), общие аспекты добрачного полового воспитания (Р. Борман, И. С. Кон, Д. В. Колосов, В. С. Круглов, В. А. Крутецкий, Т. А. Куликова, Е. Лозинский, А. С. Макаренко, Е. Д. Марьясис, Н. В. Сельверова и др.) — особенности представлений молодежи о будущей семейной жизни (А. М. Прихожан, Т. И. Юферева, Л. Ф. Бурлачук, Л.

A. Коростылева, Т. Ю. Чистякова и др.) — обоснование степени влияния социальной среды на развитие ребенка раскрыто в трудах А. А. Бодалева, И. С. Кона, А.

B. Мудрика, Л. И. Новиковой, С. Т. Шацкого и др.- педагогические основы нравственной подготовки учащихся к семейной жизни раскрываются в работах В. И. Барского, И. С. Верещагиной и др.- распознавание причин неблагополучия в семейных отношениях и рекомендации по устранению этих причин дают такие передовые зарубежные терапевты как Р. Бендлер, Д. Гриндер, В. Сатир.

Для преодоления кризиса семьи, современным родителям необходимо задуматься о том, какие семьи создадут в будущем их дети. Что хорошего и что плохого они усвоили воспитываясь в их семье, и какой отпечаток это наложит на их собственный брак и семью. Т. е. как жизненный опыт родительской семьи или семей, с которыми сталкивается по жизни подросток, может сказаться на его ценностном отношении к браку и семье.

Историко-логический анализ проблемы показывает, что идея обращения к жизненному опыту учащихся в педагогическом процессе не нова, она имеет глубокие исторические корни (работы Я. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песта-лоцци, Дж. Локка, Дж. Дьюи). Роль жизненного опыта учащихся в процессе обучения рассматривалась в работах В. Богина, Л. И. Божович, Л. С. Выготского, М. К. Гумматовой, А. В. Зеленцовой, Л. Б. Ительсона, Л. С. Кохановской, И. Д. Лущникова, Н. А. Менчинской, Ю. В. Сенько, М. Н. Скаткина, Г. П. Предвечного, Г. И. Щукиной, И. С. Якиманской и других.

В работах А. С. Белкина, Д. В. Качалова жизненный опыт (или витагенный опыт) рассматривается как основа ценностного отношения учащегося к получаемым из окружающей действительности или приобретаемым в процессе обучения знаниям.

Однако, отмечая достаточную разработанность вопросов опоры в образовательном процессе на жизненный опыт учащихся в теоретических исследованиях, необходимо констатировать недостаточную изученность средств, путей и методов использования витагенного жизненного опыта учащихся и их семей в практическом процессе воспитания у старшеклассников ценностного отношения к браку и семье.

Анализ актуальности, противоречий и проблемы позволил сформулировать тему нашего исследования: «Актуализация витагенного жизненного опыта семьи в воспитании у старшеклассников ценностного отношения к браку и семье».

Объект нашего исследования — воспитание ценностного отношения к браку и семье.

Предмет исследования — актуализация витагенного жизненного опыта старшеклассников и их семьи в воспитании ценностного отношения к браку и семье.

Цель исследования — выявить, определить и обосновать педагогические условия актуализации витагенного жизненного опыта семьи учащихся, результативность и эффективность воспитания у старшеклассников ценностного отношения к браку и семье с опорой на витагенный жизненный опыт семьи.

Гипотеза исследования состоит из следующих предположений: первоначальный анализ витагенного жизненного опыта учащихся в сфере семьи может показать наличие как позитивного, так и негативного характера: тенденций к ослаблению института брака и семьи, снижению его ценностивоспитание ценностного отношения у старшеклассников к браку и семье наиболее эффективно при опоре на витагенный жизненный опыт семьивоспитание ценностного отношения к браку и семье может быть связано с переориентацией социальных установок учащихся, имеющих негативный опыт отношений на позитивный, средствами моделирования таких условий жизни семьи, которые создают у молодежи положительное отношение к ответственному родительствумоделирование положительного отношения к ответственному родительству скорее всего будет предусматривать такую организацию работы со старшеклассниками, которая включала бы в себя указания реальных путей утверждения семейных ценностей в повседневной жизни старшеклассников, изменение их жизненной позиции в отношениях с членами семьи.

Цель и гипотеза исследования определили следующие задачи исследования:

1. Определить соотношение негативного и положительного опыта учащихся, приобретенного в родительской семье.

2. Переориентировать старших школьников, имеющих негативный опыт отношений, на позитивное отношение к браку и семье средствами моделирования таких условий жизни семьи, которые создают у молодежи положительное отношение к ответственному родительству, а также изменяют их жизненную позицию в отношении с членами семьи.

3. Выявить педагогические условия, актуализирующие витагенный жизненный опыт семей учащихся.

4. Обосновать педагогическую результативность и эффективность практической реализации модели воспитания ценностного отношения к браку и семье с опорой на витагенный жизненный опыт старшеклассников и их семей.

Теоретико-методологическую основу исследования составили: основные положения современной теории семьи (А. Адлер, А. И. Антонов, В. А. Борисов, А. Г. Вишневский, С. И. Голод, В. Б. Голофаст, И. С. Кон, А. И. Кузьмин, К. Роджерс, В. Сатир, А. Б. Синельников) — ценностный подход к половому воспитанию (А. С. Макаренко, Д. В. Колосов и др.) — психологические особенности семьи и психология семейных отношений (Т. М. Афанасьева, А. А. Бодалев, Я. J1. Коломинский, Н. Н. Обозов, Э. Г. Эйдемиллер) — обоснование степени влияния социальной среды на развитие ребенка (А.

A. Бодалев, И. С. Кон, А. В. Мудрик) — педагогические основы нравственной подготовки учащихся к семейной жизни (В. И. Барский, Н. С. Верещагина, В. Э. Пахальян, А. М. Прихожан, С. Т. Шацкий, Т. И. Юферёва) — исследования педагогов-гуманистов (Я. Корчак, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский) — положения гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс,.

B. Франкл, Э. Фромм) — основы педагогической аксиологии (В.А. Сластенин, Г. И. Чижакова) — возрастная психология (педагогика) (А.С. Белкин, А. В. Петровский, Д. Б. Эльконин, Д. В. Качалов) — концепция витагенного обучения с голографическим методом проекций (А. С. Белкин) — теория развития личности (JI. И. Божович, JI. С. Выготский, А. Н. Леонтьев) — трансакциональный анализ и психотерапия (Э. Берн).

В процессе работы был использован следующий комплекс методов: теоретические методы — анализ социологической, исторической, философской, психолого-педагогической литературы и материалов печати по данной проблеме на основе теоретического анализа и синтезаклассификацияисторико-логический методэмпирические методы — комплексная диагностика с использованием анкетирования, интервьюирования, опроса, включенного наблюдения, тестирования, групповых и индивидуальных бесед, свободных сочинений, различных ценностно-нормативных методик анализа мотивационно-ценностных ф установок.

Этапы исследования. Исследование проводилось в 3 этапа.

На первом этапе (1998—2000 гг.) проводились изучение философской, юридической, психолого-педагогической литературы по проблеме, разработка и обоснование витагенного жизненного опыта семьи, исследование ценностных ориентаций старшеклассников, сбор и анализ статистических данных, разработ-^ ка программ и методик опытно-поисковой работы, определение базы исследования.

На втором этапе (2000—2001 гг.) — опытно-поисковая работа, в процессе которой был разработан ее диагностический инструментарий, которая сопровождались уточнением гипотезы, проведением контрольных срезов, анализом и апробацией результатов исследования.

Третий этап (2002—2004 гг.) — заключительно-обобщающий, который был посвящен обработке и анализу результатов опытно-поисковой работы, их систематизации и обобщению, формулировке выводов, выработке методических рекомендаций, оформлению исследования.

База исследования: опытно-поисковая работа проводилась в группах Московского государственного колледжа информационных технологий (МГКИТ) г. Москвы, со старшими школьниками гимназии № 91, гимназии № 3, лицея № 96 г. Уфы.

Научная новизна исследования состоит в следующем: выявлено преобладание негативного опыта старшеклассников, приобретенного в родительской семье, ослабляющего ценность семьи и брака среди учащихсяпоказана необходимость опоры в процессе воспитания ценностного отношения к браку и семье на витагенный жизненный опыт семьиразработана технология актуализации витагенного жизненного опыта учащихся и их семьи, предусматривающая опору на основные структуры личности: сознание и поведениеф — организована работа со старшеклассниками, которая включает в себя указания реальных путей утверждения семейных ценностей в повседневной жизни учащихсяучащиеся, имеющие негативный опыт отношений переориентированы на позитивное отношение, средствами моделирования таких условий жизни семьи, которые создают у них положительное отношение к ответственному роди-тельствуразработана авторская структурно-компонентная модель ценностного отношения к семье и браку, включающая в себя следующие структурные компоненты: мотивационно-ценностный, интеллектуально-познавательный, действенно-практический, эмоционально-волевой.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что дано авторское определение и показано значение понятий: ценностное отношение к браку" заключается в следующем представлении, в желании, готовности и реальном применении этого в своей жизни: скрепленный отношениями родительства и родства, брак может быть только «один раз и на всю жизнь», потому что такими являются отношения родителей и детейценностное отношение к семье" у старших школьников заключается в системе нижеследующих представлений о семье, в желании, готовности и реальном применении этого в своей жизни: семья — личностное пространство, в котором происходит персонализация личности, а также ее психологическая защищенностьв семье реально проявляется многообразие видов и форм личных и межличностных отношенийсвязанные также с самоутверждением личности среди ближайшего окруженияв ней могут быть созданы условия для различных проявлений эмоциональной сферы человекаименно в семье закладываются нравственные основы воспитания личностив семье реализуется потребность в продолжении рода и наследования семейных традиций и нормтам реализуется потребность в родительстве, в отцовстве и материнствев семье удовлетворяется потребность в любви и признаниитакже, это место, удовлетворяющее физиологические потребности- (только в семье допустимы сексуально-интимные отношения супругов) — семья позволяет чувствовать относительную стабильность и защищенностьв семье реализуются потребности в общении и расширяется его кругсемья — наиболее оптимальное место для удовлетворения прагматических потребностейона создает возможности для личностного и профессионального ростадля проявления широкого диапазона социальных ролей и функций" — «витагенный жизненный опыт семьи» — это интеграция витагенных жизненных опытов членов семьи, плюс витагенного жизненного опыта предшествующих поколений, плюс исторический социальный витагенный жизненный опыт общества.

Практическую ценность имеют: разработка и внедрение диссертантом педагогической модели воспитания ценностного отношения у старшеклассников к браку и семье с опорой на витагенный жизненный опыт семьи в практику подготовки старшеклассников к будущему браку в школах г. Уфы и г. Москвывнедрение педагогической диагностики ценностного отношения у старшеклассников к браку и семье в систему воспитания школьников в школах г. Уфы и г. Москвыразработка автором методических рекомендаций для студентов, учителей и родителей по созданию педагогических условий в семье и школе, в которых наиболее эффективно протекает процесс подготовки молодежи к созданию брака и семьи.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечива-^ лись сопоставлением данных, полученных различными методамиапробированием методиксопоставлением полученных материаловприменением комплекса методов, адекватных предмету и задачам исследованиякорректным применением методов статистической обработки данных. Теоретические выводы и положения соотносились с имеющимися в педагогической и социологической науке данными и результатами передовой социально-педагогической практики.

Апробация работы. Данные материалы включались в научно-методические семинары для педагогов и психологов г. Уфы, результаты исследования обсуждались на научных международных и республиканских конференциях (Уфа, 2002; Москва, 2004), международных конференциях в г. Бриджпорт (США, 2000), а также на IV Международной образовательной конференции в июле 2004 в Корее (г. Чонан). По теме исследования опубликовано 8 научных работ.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Первоначальный анализ витагенного жизненного опыта учащихся в сфере семьи показывает наличие как позитивного, так и негативного характера, тенденцию к ослаблению института брака и семьи, снижение его ценности.

2. В отличие от традиционной точки зрения, воспитание ценностного отношения у старшеклассников к браку и семье наиболее эффективно при опоре на витагенный жизненный опыт семьи, а не на общепринятые социальные установки.

3. Воспитание ценностного отношения к браку и семье связано с переориентацией социальных установок учащихся, имеющих негативный опыт отношений, на позитивное отношение, средствами моделирования таких условий жизни семьи, которые создают у них положительное отношение к ответственному родительству.

4. Моделирование положительного отношения к ответственному родительству предусматривает такую организацию работы с молодежью, которая включает указание реальных путей утверждения семейных ценностей в повседневной жизни учащихся, изменение их жизненной позиции в отношениях с членами семьи.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения. Материал изложен на 196 страницах, содержит 26 таблиц, 1 схему, 1 диаграмму. Библиография включает 241 источник.

Выводы по второй главе.

В результате опытно-поисковой работы были полученные следующие данные:

•реализация условий формирования у старшеклассников ценностного отношения к браку и семье с опорой на витагенный жизненный опыт семьи с помощью голографического метода (Поскольку витагенный опыт служит основой для конструирования будущего, то переосмысление опыта влечет за собой переосмысление представлений о будущем. Тогда вопросы семьи и брака автоматически попадают в поле зрения учащихся.) — с учетом результатов исходно-диагностического этапа в соответствии с психолого-педагогическими доминантами развития старшеклассников (личностное (жизненное) самоопределение, интерес к представителям противоположного пола и установление отношений с ними, планирование своего будущего, принятие ответственности за свои выборы) — применение ассертивного тренинга («тренинг повышения чувства уверенности», «тренинг самоутверждения» и т. п.), ролевых игр, решение проблемных ситуаций и нравственных дилеммсовершенствование внеклассной работы со старшеклассникамиконсолидация воспитательных усилий школы и семьиа также введение специального курса, где ключевые понятия, раскрывающие личную и социальную значимость семьи в аспекте жизненного пути приобретали личностный смысл для учащихся, разрушали стереотипы о любви, семье и взаимоотношениях полов и формировали предпосылки для нового ценностного отношения к семье и браку, дало определенные положительные результаты:

Возрос уровень понимания учащимися нравственных понятий, относящихся к сфере брачно-семейных отношенийважности семьи для личного счастья и для общества в целомсуждения о взаимоотношениях.

190 полов, о нравственных качествах будущего избранника (избранницы) стали более зрелыми, осознаннымиповысилась психологическая готовность к воспитанию детейнаметилась тенденция к осознанному овладению хозяйственно-трудовыми умениями и навыками.

Весьма уменьшилось число учащихся с низким уровнем ценностного отношения к браку и семьеот 23,9% до 2,2% по мотивационно-ценностному компоненту, от 21,3% до 2,7% по интеллектуально-познавательному компоненту, от 29,8%) доЗ, 4% по действенно-практическому компоненту, и от 29,8% до 1,3% по эмоционально-волевому компонентууменьшилось также число учащихся со средним уровнем ценностного отношения к брачно-семейным узам по указанным компонентам соответственно от 29,8% до 10,5%) (м-ц), от 20,0% до7,6% (и-п), от 37,5% до 22,2% (д-п), от 40,3% до 7,9% (э-в) — возросло количество старшеклассников с достаточным уровнем сформированности данного вопросаот 30,8% до 50,0% по мотивационно-ценностному компоненту, от 49,3% до 57,0% по интеллектуально-познавательному компоненту, от28,3% до 52,2% по действенно-практическому компоненту, от 17,9% до 58,4% по эмоционально-волевому компонентуи также увеличилось число учащихся с высоким уровнем сформированности изучаемого нами отношения — от 15,5%) до 37,5% по мотивационно-ценностному компоненту, от 9,4% до 32,4% по интеллектуально-познавательному компоненту, от 4,4% до 22,4% по действенно-практическому компоненту, от 11,9% до 32,4% по эмоционально-волевому компоненту.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. Современное состояние семьи современными исследователями рассматривается как кризисное. Многими исследователями подтверждается, что причиной проблем в семье и браке, разводов является неподготовленность супругов к семейной жизни. Проблемы семьи, связанные с воспитанием, осложняются еще и тем обстоятельством, что у большинства родителей, особенно у молодых, отсутствуют специальные знания по воспитанию детей, какие-либо навыки. Отсутствие у родителей педагогических знаний наносит семейному воспитанию большой вред. Но основной причиной является низкое ценностное отношение молодых людей к семейно-брачным узам и нежелание сталкиваться с аналогичными, как и их родители, проблемами и конфликтами в семье. Поэтому, ценность семьи, брака, семейного образа жизни, детей и ребенка в приоритетах современного жителя России, в частности молодежи, уступает по значимости личному благополучию, личному счастью.

2. По нашему мнению, ценностным отношением к семье и браку является следующее представление о том, что семью создают отношения родителей и детей, а брак становится законным признанием тех отношений между мужчиной и женщиной, которые сопровождаются рождением и воспитанием детей. Семьяэто основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества-родительства-родства. Семья — это место, где осуществляется воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализация членов семьи. Лишь наличие триединного отношения супружества-родительства-родства позволяет говорить о конструировании семьи как таковой. По отдельности все те, кто является родителем, но без супружества, либо находится в фактическом браке, но без детей, относятся к фрагментарным, «осколочным» формам семьи. Семьей они не являются, поскольку не выполняют самых главных ее функций (семейная социализация, преемственность традиций и ценностей). Только в контексте отношений родительства и родства супружество может быть только «один раз и на всю жизнь», потому что такими являются отношения родителей и детей.

3. Семья является значимым фактором социализации и индивидуализации личности. Являясь институтом социализации, семья способствует освоению человеком социального опыта предшествующих поколений (принадлежность к группе, усвоение половых ролей, восприятие норм и ценностей, культуры и традиций и др.), получению первых навыков в сфере общения (формы взаимодействий, образцы поведения и т. п.), а также созданию необходимых предпосылок для личностного и профессионального роста. Семья одновременно выступает и как фактор индивидуализации личности, обеспечивая ценностное отношение к каждому ее члену, ее индивидуальным и самобытным проявлениям, создание условий для формирования личной ответственности за происходящее в семье и творческой самореализации.

Родительская семья (тип отношений, стили общения, оказание поддержки, внимания, заботы и т. п.) является одной из детерминант формируемых в сознании старшего школьника моделей, используемых при построении собственной семьи. Выбор моделей зависит от социально-демографических характеристик семьи (в частности, от структуры родительской семьи), так и от «преломления» этого параметра в сознании человека, его воплощении в установках, ценностных ориентациях личности. Неблагоприятные семейные ситуации, склады-# вающиеся в родительской семье, приводят к утрате своего позитивного влияния.

Усвоенные ценности и смыслы начинают определять онтологическое бытие старшего школьника, так как к концу этого возраста ценностные ориентации приобретают четкую иерархическую структуру. Стабильность ценностных ориентации старшеклассников определяет вектор их жизненного пути, уровень притязаний, возможность самоосуществления, самопрезентации и самоактуализации.

4. Ценностному отношению старшеклассников к браку и семье препятствует перенос негативного опыта, приобретенного в неблагополучной, конфликтной, или асоциальной родительской семье на образ предполагаемой будущей семьи, или потребительское отношение к даже, в целом благополучной родительской семье, и несформированность такой стороны брачно-семейных.

ЩИ отношений как направленность на другого человека, что подтверждает нашу гипотезу.

5. Отсюда возникает необходимость целенаправленного воспитания у молодежи ценностного отношения к браку и семье. Воспитание связано с переориентацией учащихся, имеющих негативный опыт отношений, на позитивный средствами моделирования таких условий жизни семьи, которые создают у них комфортную обстановку.

6. Моделирование положительного отношения к ответственному родитель-ству предусматривает такую организацию работы с молодежью, которая включает указание реальных путей утверждения семейных ценностей в повседневной жизни учащихся, изменение их жизненной позиции в отношениях с членами семьи.

7. Это представляется вполне возможным, если проводить воспитание с опорой на богатый витагенный жизненный опыт семей вообще, и в особенности семьи их собственных родителей. Поскольку витагенный жизненный опыт служит основой для конструирования будущего, то переосмысление опыта влечет за собой переосмысление представлений о будущем. Тогда вопросы семьи и брака автоматически попадают в поле зрения учащихся.

8. Инновационные изыскания обращают жизненный опыт в понятие витагенного обучения, где личный опыт рассматривается как совокупность знаний, чувств, поступков, отражающих мироощущение личности на определенных стадиях ее развития. Витагенный жизненный опыт рассматривается как личностно-значимая, наиболее часто актуализируемая часть жизненного опыта человека, составляющая жизненно активное единство его эгоцентрического мироотноше-ния. Отсюда появляется, с одной стороны, возможность опоры в процессе воспитания на витагенный опыт учащихся их семей как на базовый, личностно значимый. С другой стороны — возможность целенаправленного педагогического воздействия на содержание витагенного опыта, на корректировку ошибочных представлений и на расширение границ витагенного опыта. Т. е. опора на витагенный жизненный опыт есть главный путь превращения имеющихся знаний в фактор преобразующий действительность, в ценность, в способ актуализации знаний в образовательном и жизненном пространстве.

9. Эффективность использования витагенного опыта как средства воспитания ценностного отношения к браку и семье достигается с помощью ряда педагогических условий. К ним относятся: обеспечение учащихся широким спектром сведений о значимости брака и семьиперевод ценностных понятий в личностный смысл" жизнедеятельности учащегосявнедрение витагенного опыта (витагенной информации) в композиционную структуру образовательных ситуацийвозрастной подходголографический подход в обучениисоздание ситуации успеха, корректировку ошибочных представлений.

10. Также, специфика организации учебного процесса в рамках проводит мой опытно-поисковой работы состояла в том, что учащиеся выступали в качестве субъекта не только учебной, но и исследовательской деятельности. Наполнение содержания работы элементами психодиагностики создавало предпосылки для последующего осознания и преобразования учащихся себя и своего отношения к другим, что в свою очередь являлось фактором уменьшения количества негативных представлений о семье и выбора конструктивных стратегий взаимодействия со значимыми другими. Это помогало рассмотреть способы формирования ценностного отношения к семье также и через:

— введение специального курса, где ключевые понятия, раскрывающие личную и социальную значимость семьи в аспекте жизненного пути приобретали личностный смысл для учащихся, разрушали стереотипы о любви, семье и щ взаимоотношениях полов и формировали предпосылки для нового ценностного отношения к семье и браку;

— раскрытие специфики личных отношений;

— привитие старшим школьникам культуры личных отношений, которые являются основой культуры семьи (вооружение старшеклассников знаниями, позволяющими выстраивать психологически зрелые отношения, т. е. реализовы-вать конструктивные способы взаимодействия с родителями, сверстниками, педагогамиспособствовать снижению тревожности, агрессивности, конфликтности в поведении и т. п.);

— применение ассертивного тренинга («тренинг повышения чувства уверенности», «тренинг самоутверждения» и т. п.), ролевых игр;

— решение проблемных ситуаций и нравственных дилеммЩЛприобретение опыта изменения семейной ситуации с негативной на позитивную, используя метод моделирования (построение экспериментальных ситуаций, воспроизводящих некоторые семейные коллизии, и совместно с испытуемыми обсуждение возможных выходов из них, которые позволили бы строить семейные отношения на позитивной основе);

— просвещение членов семьи старшеклассников;

— организация самостоятельной работы старшеклассников. Для ее реализации использовался метод моделирования самостоятельного развития социально-психологической компетентности в построении личных отношений старшеклассниками, погружение в практику конструирования различных моделей ценностного отношения к семье.

11. Сравнительный анализ показателей качественных и количественных проявлений отношений к браку и семейной жизни у старшеклассников позволил нам констатировать, что у учащихся старших классов, действительно, имеет место значительное повышение уровня сформированности всех компонентов ценностного отношения к браку и семье. Возрос уровень понимания учащимися нравственных понятий, относящихся к сфере брачно-семейных отношенийважности семьи для личного счастья и для общества в целомсуждения о взаимоотношениях полов, о нравственных качествах будущего избранника (избранницы) стали более зрелыми, осознаннымиповысилась психологическая готовность к воспитанию детейнаметилась тенденция к осознанному овладению хозяйственно-трудовыми умениями и навыками.

12. Однако следует заметить, что позитивные изменения в сфере ценностных ориентаций учащихся произошли не в ста процентах случаев, что было бы сложно ожидать за период проведения спецкурса. Это позволяет наметить пути продолжения исследуемой темы, формы и методы ее дальнейшего изучения.

Таким образом, результаты исследования дают основание сделать выводы о том, что выдвинутая гипотеза доказана, поставленные задачи решены.

Это позволило нам рекомендовать разработанные содержание и технологии формирования ценностного отношения старшеклассников к браку и семейной жизни в образовательный процесс школ г. Москвы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.С. Специфика процесса адаптации студентов младших курсов и выпускников педклассов к условиям начального этапа обучения в педвузе. Интегративные процессы психолого-педагогической, культурологической и предметно методической подготовки учителя: Тезисы доклада научно-практической конференции. Тула, 1996. 71.
  2. А. Воспитание детей. Взаимодействие полов. Ростов нД., 1998. 19−38. 3. Аза Л. А., Поддубный В, А., Ручка А. А. Ценностные ориентации рабочей молодежи. Киев: Наукова думка, 1978.
  3. Ш. А. Как живете, дети? М.: Просвещение. 1986. 176с.
  4. . Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во ЛГУ, 1968.
  5. Л. Дети и семейный конфликт. -М: Просвещение, 1988 144 с.
  6. В. Ценности реальные и мнимые. М.: Мысль, 1970.
  7. Г., Эгельмайер Л., Кесслер Е. Тренинг уверенности и контакта в группе Пер. и ред. В. Ромек. 1997.
  8. М.В. Семейное право: Учебник. М., 1997 110.
  9. А. И. Медков В.М. Социология семьи. М.: Изд-во МГУ: Издво Международного университета бизнеса и управления («Братья Карич»), 1996.-304С. 66.
  10. Аристотель. Политика. Соч. Т. 4. -М., 1984. 377−379.
  11. Л. М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности. М.: Знание, 1978.
  12. А.Г. Психология личности. М.: Изд. Моск. ун-та, 1990, 367 с.
  13. В.И. Воспитание «потребности человека в семье» 1<:ак необходимое условие подготовки подрастающего поколения к будущей семейной жизни. Материалы IV Всесоюзного съезда общества психологов СССР. Тбилиси. 21 -24 июня 1971.- 1005с.
  14. А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 107.
  15. А.С. Основы педагогических технологий (Краткий толковый словарь). Екатеринбург, 1995. 22 с.
  16. А.С. Ситуация успеха. Как ее создать. М., 1993.
  17. А.С. Теория и практика витагенного обучения с голографическим методом проекций. (Материалы лекций) -Нижний Тагил, 1997.-18с. 7−8.
  18. Белкин А. С, Жукова. Н. К. Витагенное образование: Голографический подход. Екатеринбург, УрГПУ, Департамент психолого-педагогического образования, центр образовательных технологий, 1999, 136с.
  19. Белкин А. С, Жукова. Н. К. Витагенное образование: многомерноголографический подход: Технология XXI века. Екатеринбург, 2001. 108C.C.12.
  20. Г. Ф., Гаспарашвили А. Т. Социальные аспекты аборта Социологические исследования. 1996. 9. 122 197
  21. Н.А. Размышление об Эросе. Эрос и личность. М., 1989. 134.
  22. Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. М., 1994. 207−208.
  23. Э. Игры в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений- Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. М., 1998. 12−17.
  24. Э. Трансакциональный анализ и психотерапия. -Петербург, 1992.
  25. Бестужев-Лада И. В. История твоих родителей: Разговор с молодым поколением. М.: Педагогика, 1988. 148 с.
  26. В. У знания лицо его владельца. Нар. образование № 2. 1989. -С.126.
  27. Н.З. Психология. Словарь. Магадан, 1965.
  28. Л.И. Особенности усвоения учебного материала школьниками. Советская педагогика. 1988. № 10. 41−46.
  29. Л.И. Отношение к учению как психологическая проблема. Известия. АПН РСФСР вып. 36. 1960. 18.
  30. Л.И. Познавательные интересы и пути их изучения. М.: Известия АПН РСФСР.- 1955.- № 73. 12.
  31. Большая советская энциклопедия (БСЭ) 3-е изд.: в 30 т. М.: Сов. Энциклопедия, 1970−1978 г. т.6. 634.
  32. Г. Г. Семья и личность. 1981.
  33. Брачность, рождаемость, смертность в России //Сборник под ред. Вишневского А. Г. М.: Статистика, 1977. 246 с.
  34. Е.Б. Дети в современном обществе. М., 1999. 107.
  35. Дж. Психология познания. За пределами непосредственной информации. Пер. с англ. К. И. Бабицкого Под ред. А. Р. Лурия. М.: Професс, 1997.- 405 с. 93.
  36. Л.Ф., Коростылева Л. А. Психологические особенности лиц, испытывающих затруднения при вступлении в брак Психологический журнал. 1995. Т. 16. 3 С 137−145.
  37. . Ф. Опыты или наставления нравственные и политические. Соч. Т. 2 м 1972. 365−366.
  38. Ф. Роль семьи в процессе социализации ребенка. Вестник МГУ, 1997, № 3, 121−125.
  39. М.С. О формировании начал коммунистического мировоззрения младших школьников в процессе обучения. Советская педагогика. -1981. № 5. 43−47. 22. 198
  40. А.Г. Современная семья: идеология и политика. Свободная мысль. 1993, № 11, 113.
  41. Ю.Р., Ковалева А. И., Луков В. А., Ручкин Б. А., Шапко В. Т. Практикум по социологии молодежи. М., «Социум», 2000.С. 235.
  42. Возрастная и педагогическая психология Под ред. Петровского А. В. М.: «Просвещение», 1973. 288 с 173.
  43. А.Г. Семья объект демографии. М., 1986.
  44. А.Н. Социально-психологические факторы супружеской совместимости. Автореф. канд. дисс. Л., 1979.
  45. .Л. Выдающийся французский педагог-гуманист Педагогика. 1996. № 3. 91−98.
  46. Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика Пресс, 1996.-536с.
  47. Ю.А. Семья на пороге 21 века Санкт-Петербург: ТОО ТК «Петрополис», 1999. 268.
  48. Г. В. Формирование жизненных планов у старшеклассников. Тбилиси, 1975.
  49. Гегель Г. В. Ф. Философия права М., 1990. 210.
  50. И.А. Структура семьи. М., 1976-
  51. А.И. Из дневника 1844. Соч. Т. 1. М., 1985. 466−468.
  52. А.И. Капризы и раздумье. Соч. Т. 1 М., 1985. 171−172.
  53. Т. Левиафан. Избр. Произв. Т. 2. М., 1964. 227.
  54. Л.Я., Гилягина Е. И. Психологические проблемы семьи Вопросы психологии. 1985. № 2. 186.
  55. Голод С И Семья и брак: историко-социологический анализ. С-Пб., 1998. 11.
  56. И.В. Основы семейной жизни. М.: Просвещение, 1991. 158 с.
  57. Гражданское и торговое право капиталистических государств: Учебник /Под ред. ВасильеваЕ.А. М., 1993. 515—531.
  58. Е.Г. Социологический анализ устойчивости семьи в современной России\ Домохозяйство, семья и семейная политика. М., 1997.
  59. Т.А. Трансформация института современной семьи. Соц. Иссия 1995, 10, 95−99.
  60. В.В. Виды обобщения в обучении. М.: 1972. 92−95.
  61. Л.Е. Формирование семьи. М., 1972.
  62. Г. С., Уразгильдиева Н. К. Семья в процессе модернизации современного общества //Проблемы современного общества. Ростов н/Д, 1996. 152−166.
  63. Ф. Избр. педагогич. соч. М.: Учпедиз, 1956. 371 с. 43. 199
  64. И.В. Современный брак: проблемы и гармония. М., 1990.
  65. О. Г. Мир оживших предметов. Проблема ценностей и марксистская философия М.: Политиздат, 1967.
  66. И. П., Караец И. И., Кудрявцев В. Н. Генетика, поведение ответственность. М., 1982.
  67. И.В. Проблема психологической подготовки к семейной жизни. Вопросы психологии, 1981. № 4. 146−151.
  68. И.В. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. М.: Педагогика, 1987. 182 с.
  69. А.И. Принятие детьми роли родителей в зависимости от характера семейных отношений //Теоретические и прикладные проблемы познания людьми друг друга. М., 1979. 106−108.
  70. А. Г. Потребности. Ценности. Интересы.- М.: Политиздат, 1986.
  71. Э.Ф. Личностно ориентированное профессиональное образование. Екатеринбург, 1997. 194с.
  72. А.В. Личностный опыт в структуре содержания образования. Теоретический аспект: Автореф. дис. канд. пед. наук. Волгоград, 1996. 21с.
  73. Е.И. Формирование готовности старшеклассников к браку и семейной жизни. Дис. канд. пед. наук. Ставрополь, 2000. 212 с 64.
  74. Э.В. Философия и культура. М., 1991. 414.
  75. И.А. Путь к очевидности. М., 1993. 199.
  76. История педагогики Под ред. Константинова Н. А. и др. М.: Просвещение, 1982. 50−51.
  77. М.С. Человеческая деятельность. М.: Политиздат, 1974-
  78. З.И. Педагогика гуманизма. М.: Знание, 1990. 12.
  79. . И. Метафизика нравов. Соч. Т.4. ч. 2. -М., 1965. 191−197.
  80. Л.М. К вопросу о соотношении когнитивного и ценностного в социальном познании. Педагогика. 1993. № 4. 77.
  81. Д.В. Витагенный опыт как средство воспитания интереса к учительскому труду у учащихся педагогических классов: Дис. канд. пед. наук. Екатеринбург, 1998. 155 с 51.
  82. Ковалев С В Психология современной семьи. М.: Просвещение, 1998. 207с.
  83. М.М. Очерк происхождения и развития семьи и собственности. -С-Пб., 1895. 123.
  84. Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. М.: Изд. центр «Академия», 2000, 176 с. Стр. 102 200 68.
  85. Я.А. Великая дидактика Избр. пед. соч. Пер. с лат. В. И. Ивановского, Д. Н. Королькова, Н. С. Терновского. М.:Педагогика, 1982. Т 1 С 242−476. 93. Кон И. С. Психология юношеского возраста. М., 1979. 94. Кон И. С. Социология личности. М., 1967.
  86. П.В. О понятии жизненного опыта Философские науки.1980.-№ 1.-С.140−149.
  87. Я. Как любить ребенка. Избр. пед. произведения. М., 1979, 68.
  88. Краткая философская энциклопедия. Под ред. Губского Е. Ф. М.: Изд. группа «Прогресс» энциклопедия, 1994.
  89. В.А. Опора на витагенный опыт как средство развития познавательного интереса младших школьников (на материале предметов естественно-научного цикла) Дисс. канд. пед. наук, Екатеринбург, 2001, 45.
  90. B.C. Формирование понимания социальной сущности брака и семьи как основы психологической готовности молодежи к семейной жизни. В сборнике: Психолого-педагогические проблемы воспитания детей в семье и подготовки молодежи к семейной жизни. М., АПН. 1980. 24 40.
  91. Н.К. Педагогические сочинения в 10 т. М., 1959. Т.6, 29.
  92. В.А. Психология обучения и воспитания школьников. М.: Просвещение, 1976. -303с.
  93. А.И. Концептуальные подходы к исследованию жизнедеятельности семьи Семья в России. 1996. 1, 120.
  94. В.И. п е с Т. 18, 153.
  95. А.Н. Избранные психологические произведения в 2 т. Т. И. М., 1983.-С. 291.
  96. А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд- АПН РСФСР, 1959.-413 с. 387.
  97. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.-304 с 107. Ле-Пле Ф. Основная конституция человеческого рода: Сочинения с очерком жизни и деятельности автора. М., 1897. 33−40.
  98. Г. Воспитание человеческого рода. Лики культуры: Альманах. Т.1-М., 1995. 480.
  99. А.Е. Подростковая психиатрия. Л., 1985. ПО. Локк Дж. Мысли о воспитании Педагогич. соч. Пер. с англ. Ю. М. Давидсона Под ред. И. Ф. Свадковского. М.: Учпедгиз, 1939. 108.
  100. В., Луньков А. Как помочь ребенку в учебе? Нар. образование. -1999.-№ 5.-С.287.
  101. И.Д. Роль жизненного познавательного опыта учащихся в учебном процессе: Автореф. дис. канд. М., 1972. 16с.
  102. А.С. Книга для родителей. М., 1982. 45. 201 91.
  103. Т.А., Фрадкин Ф. А. Воспитательная система С Т Шацкого. М.: Прометей, 1993. 176.
  104. К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. М., 1978. 426.
  105. А.К. Стратегия формирования мотивации учения Перспективы вопросов образования. 1991. № 3. 23.
  106. И.С. Нравственный опыт как условие формирования активной жизненной позиции школьника. Советская педагогика. 1981. 1 С 22−23.
  107. Е. Д. Гармония семейной жизни. Ставрополь: Ставропольское книжное издательство, 1985.-223 с.
  108. Г. К. Советское семейное право. М., 1985. 44—45.
  109. М.С. Российская семья в изменяющемся мире. Семья в России, 1995, 3−4, 25−36.
  110. М.С. Социология семьи. М., 1989. 124. Мой Мир и Я. Часть
  111. Путь любви. Учебная программа курса. МФО, М., 1994.
  112. Молодежь 97: надежды и разочарования Б. А. Ручкин (рук.) и др. М. 1997.С. 210, 214
  113. Мудрик А.В. Введение
  114. В.Н. Личность и неврозы. Л., 1960.
  115. Население России. 1998. М. 1999. 30.
  116. А.А. Психолого-педагогические взгляды П.Д. Юркевича. //Педагогика. 1993. № 3. 58−61.
  117. Нравственность. Здоровье. Семья: Методическое пособие для учителя. Часть П. Ценностные ориентации семьи Науч. Ред. А. С. Белкин. Екатеринбург: Центр «Учебная книга», 2001. 324 с 90.
  118. А.Н., Обозов Н. Н. Диагностика супружеских затруднений. Психологический журнал, 1982. Т. 3. 2.
  119. В.Г. и Кулюткин Ю.Н. Образование взрослых как предмет исследования. Советская педагогика. 1981. № 6. 66−94.
  120. Ортега-и-Гассет X. История как система Вопр. философии. -1996. № 6. 94.
  121. Н.Г. Социальное воспитание в наследии В.Н. Шульгина. //Педагогика. 1993. № 3. 73−77.
  122. Л.М. У порога семейной жизни. М.: Просвещение. 1991, 143 с.
  123. Пантилеев С Р Методика исследования самоотношения. М., 1993.
  124. Педагогика школы: Учеб. пособие для пед. институтов Под. ред. И. Т. Огородникова. М.: Просвещение, 1978. 320 с.
  125. Педагогическая энциклопедия. М.: Сов. Энциклопедия, 1966. -Т.З. 894 с. 202
  126. И.Г. Памятная записка о семинарии в кантоне Во Нар. образование. 1999.- № 1−2. 257.
  127. Петров С М Учет житейских представлений о человеке в целях совершенствования знаний по психологии. //Психолого-педагогические проблемы разработки и реализации новых образовательных технологий в подготовке учителя. Тула, Изд-во Тульского гос пед инст. Им. Л. Н. Толстого. 1994. с. 43.
  128. Петровский А. В, Общая психология. М.: Просвещение, 1970. 99.
  129. А.В., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии. М., 1998.
  130. Д.И. Женские типы в романах и повестях Писемского, Тургенева и Гончарова. Соч. Т. 1. М., 1955. С 231−232.
  131. Платон. Государство. Соч. Т. 3. ч. 1. -М., 1971. С 254−259.
  132. Платон. Законы. Соч. Т. 3. ч. 2. -М., 1972. 248.
  133. К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. М.: Высшая школа., 1984. 57.
  134. СМ. Фролова И. В. Социальная утопия: тип сознания, идеал и эксперимент. Уфа, 1997. 130.
  135. Пол, брак, семья.// Перевод с болг. Под ред. Попхристова П. София Медицина и физкультура. 1977. 300.
  136. A.M. Изучение «образа Я» у подростков и юношей в аспекте их подготовки к семейной жизни. В сборнике: Психологопедагогические проблемы воспитания детей в семье и подготовки молодежи к семейной жизни. Под ред. Дубровиной И. В. М., АПН, 1980. 79 92.
  137. A.M. Представления подростков и юношей о своей будущей семейной жизни Семья и личность. М., 1981. С 184,
  138. Психология обучения Под ред. Давыдова В. В. М., 1978. 37.
  139. Психология. Словарь Под общ. ред. А. В, Петровского, М. Г. Ярошевского, 2 изд. испр. и доп. -М.: Политиздат, 1990, 494 с. Стр. 441 442.
  140. Психолого-педагогическая проблема разработки и реализации новых образовательных технологий в подготовке учителя. Тула: Изд-во Тул. гос. пед. института им. Л. Н. Толстого, 1994. 43.
  141. Психолого-педагогический словарь. /Сост. В. А, Мижериков. Под ред. П. И, Пидкасистого, Ростов-на-До ну. Феникс, 1998, 544с.
  142. Психотерапевтическая энциклопедия Под ред. Б. Д. Карвасарского. П б 1998. С36−37.
  143. Л.Д., Щуркова Н. Е. Классное руководство. Формирование жизненного опыта у учащихся. Пед. общество России, М., 2002, 154 с С, 97.
  144. В.В. Семейный вопрос в России. Т.1 С-Пб., 1903. 377−378. 203
  145. А.Т. Формирование профессиональной пригодности. Мн.: Вые. шк., 1984.-176 с.
  146. Л. Общественное или семейное воспитание. М.: Задруга. 1916,-120с.
  147. Л.И. Ценности. Убеждения. Идеалы. М., 1992. 75 с.
  148. Л., Елисеева И. И., Кадибур Т. С. Структура и функции семейных групп. М., 1983.
  149. Русский вестник, 1862. № 4.
  150. Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или о воспитании. Избр. Произв. Т.1 М., 1961. 549−550.
  151. В. Как строить себя и свою семью. М., 1992.
  152. В.Д. Вопреки, но благодаря (этюды о педагогической антропологии конца XX века) Екатеринбург, 1999. 47.
  153. Семья в представлениях современного человека./ Под ред. Г. А. Заикиной, М. С. Мацковского, Е. В. Фотеевой. М., 1990.
  154. Ю.В., Тамарин В. Э. Обучение и жизненный познавательный опыт учащихся. М.: Знание, 1989. 80с.
  155. О.С. Эмоциональные отношения в семье. Кишинев, 1991.
  156. А.Б. Брачность и рождаемость в СССР. М., 1989.
  157. В.А., Чижакова Г.И. Введение
  158. Я.В. Некоторые проблемы современного школьного воспитания. Советская педагогика. 1989. № 1.
  159. Н.Я. Семья в социалистическом обществе. М 1981. 28.
  160. B.C. Смысл любви. Соч. Т. 2 М., 1988. 510−512.
  161. Н.Я. Семья в социалистическом обществе. М., 1981. 28.
  162. П.А. Кризис современной семьи (социологический очерк). Вестник МГУ, 1997. № 3. 65−79.
  163. Социальная психология: Краткий очерк Под ред. Г. П. Предвечного и Ю. А. Шерковича. М.: Политиздат, 1975, 319с. 80.
  164. Социологический энциклопедический словарь на русском, английском, немецком, французском и чешском языках. Ред.-коорд. Осипов Г. В. (академик РАН).: М. Изд. группа ИНФРА. М Норма, 1998.
  165. Социология. Курс лекций для технических вузов. Екатеринбург, 1994
  166. Социология молодежи: Учебное пособие Под ред. проф. Ю. Г. Волкова. Ростов-н/Д.: Феникс, 2001. 275.
  167. А.А. Психология труда и личности учителя. Лен., 1976. 75−85.
  168. К.Г. Воспитание активной социальной позиции старших школьников. Советская педагогика. 1981. № 4. 41−43.
  169. Екатеринбург, 1999, с. 34. 204
  170. Г. А. Формирование ценностных ориентации молодежи на семейный образ жизни и здоровье (опыт социального эксперимента), Дисс. канд. соц. наук. Москва. 2004. 170.
  171. В.А. Как воспитать настоящего человека. Киев. 1 9 7 5 2 0 5 с.
  172. Сухомлинский В. А, Мудрость родительской любви. М.: «Молодая гвардия», 1988. 229.
  173. В.А. Рождение гражданина М., 1987. 277.
  174. В.А. Цит. по книге: Тимощенко Л. Н. Воспитание старшеклассниц. М.: Просвещение, 1990. 191 с.
  175. В.А. Супружеские конфликты. М.: Финансы и статистика, 1983.-175с.
  176. Е.Н. Витагенный опыт как средство активизации познавательной деятельности учащихся (на примерах курса органической химии), Дисс. канд. пед. наук., Екатеринбург, 2000. 49.
  177. Э. Проблемы выбора будущего спутника жизни у молодежи. Современная семья. М., 1982. 25−39.
  178. М.А. Методология исследования соотношения семейных и внесемейных ценностных ориентации. Автореф. канд. соц. наук. Москва. 1999. 3.
  179. Толковый словарь русского языка: в 4 т. сост. В. В. Виноградов, Г. О. Винокур. Б. А. Ларин и др.- Под ред. Д. М. Ушакова. М.: Русские словари, 1994- Т4: 754 с. Стр. 1214.
  180. Толковый словарь русского языка в 4 томах. Т. 2. М.: Русский язык. 1986. 694.
  181. Толковый словарь русского языка конца XX века: языковые изменения Под ред. Г. Н. Скляревской. РАН, институт лингвистических исследований. Спб.: Изд-во «Фолио-Пресс». 1998. Стр. 664.
  182. М.С. Некоторые обобщающие характеристики брачности, преращения и длительности брака Демографическое развитие семьи. М., 1979.
  183. Е.В. Вопросы управления процессом воспитания школьников. Белгород, 1972.-С. 16.
  184. В. П. Теория ценностей в марксизме. Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. 201. Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М.: Педагогика, 1990. 188с.
  185. К.Д. Избранные педагогические сочинения. М., 1974. 229.
  186. Философский энциклопедический словарь. М. Изд. группа ИНФРА. М., 1997, 576 с.-Стр. 507.
  187. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983.-840 с.
  188. Филосовский энциклопедический словарь. /Под ред. С. Веренцева, Э.А. Араб-Оглы и др. М.: Сов. Энциклопедия, 1989.
  189. И.Г. Основоположения естественного права, согласно принципам наукоучения Философские науки № 5. М., 1972. 31−38. 205
  190. В. Человек в поисках смысла. М., 1991.
  191. Э. Иметь или быть. Мн., 1997. 343.
  192. Э. Человек для себя. Минск, 1992.
  193. Л.М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. М.: Просвещение, 1991. 288с.
  194. А.Г. Брак и семья в СССР. М., 1979. 12.
  195. А.Г. Брак и семья в СССР. 2 изд. М.: Мысль, 1979. 365 с.
  196. А.Г. Брак и семья в СССР. Опыт социологического исследования. М.: Мысль, 1964.
  197. А.Г., Мацковский М. С. Современная семья и ее проблемы. М., 1978.-210с.
  198. Хрестоматия по педагогике. Основы дидактики. Под ред. Б. П. Есипова. М.: Просвещение, 1967. 85−89.
  199. И.В. К педагогическому портрету М.В. Крупениной. Педагогика. 1993. № 3. 71−73.
  200. Т.Ю. Жизненные ценности и планы незамужних женщин Становление брачно-семейных отношений. М., 1989. 25−41.
  201. В.Э. Некоторые вопросы подготовки старшеклассников к семейной жизни. В сборнике: Психолого-педагогические проблемы воспитания детей в семье и подготовки молодежи к семейной жизни. Под ред. Дубровиной В. И. М., АПК 1980. 24 40.
  202. Л.В. Браки и разводы. Статистика. М., 1975.
  203. Шацкий С Т Методические изыскания Пед. сочинения. 297−308.
  204. Н.И. Социальная психология в образовании, М.: Владос, 1 9 9 5 5 4 4 с.
  205. Е.И. К вопросу формирования ценностных ориентации личности. Советская педагогика. 1980. № 9. 27.
  206. B.C. Педагогика творчества учащихся. Новое в х<�изни, науке и технике. М Знание, 1988. С 71−76.
  207. В.Н. На путях к политехнизму. М.: Работник просвещения, 1930.-С. 460.
  208. Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 1979. 46−128.
  209. Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи //Мастера психологии. Санкт-Петербург: Питер, 1999. 652 с. 227. Юм Д. О многоженстве и разводах. Соч. Т. 2. М., 1965. 698.
  210. Юридическая энциклопедия Под ред. Тихомирова М. Ю. М., 1997. 53.
  211. Т.И. Формирование представлений подростков о мужественности женственности как одно из условий подготовки молодежи к семейной жизни. В сборнике: Психолого-педагогические проблемы воспитания детей в семье и подготовки молодежи к семейной жизни. М., АПН. 1980. 92 -107.
  212. В. А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности М.: Наука, 1979 206
  213. И.С. Знание и мышление школьника. М., 1985. 78.
  214. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь. 1996.
  215. И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения. Вопросы психологии. 1995. № 2. 31.
  216. И.С. Субъектный опыт Новые ценности образования. М., 1995.-С. 101−103.
  217. Bohm D. Wholeness and the implicate order. L., 1980. p. 143−147.
  218. Decroly O., Bonn G. Vers. Iecole renovee. P., 1921. P.3.
  219. Froebel F. The Education of Man (Clifton: Augustus M. Kelley, Publishers, 1974. P.IO.
  220. John Dewey, Democracy and Education, An Introduction to the Philosophy of Education (New York: Macmillian Company, 1916. P.62.
  221. Malinovski B. Sex and repression in savage society. Cleveland and New York. Meridian Book, 1963. P. 192.
  222. Reflection: Turning Experience into Learning Ed. By D. Boud, R. Keogh, D. Walker. London, 1985. 207
Заполнить форму текущей работой