Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Непрерывное профессиональное образование в сфере народного декоративно-прикладного искусства

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В. МВишневская, Ю. Б. Иванова, Н. Н. Мамонтова, М. А. Некрасова, Е. С. Потапова, Л. Я. Супрун, Н. В. Черкасова и другие (42−43−49−61−62−85−86-). Они подтверждают 'очевидность того, что необходимо прямое обращение к проблеме «народной художественной педагогики», закрепления и передачи мастерства, развития творческой личности обучающихся в образовательных учреждениях. Это особенно актуально сегодня… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теория и практика становления и развития непрерывного профессионального образования в сфере народного декоративноприкладного искусства
    • 1. -1 Историческая ретроспектива становления и развития профессионального образования в России
      • 1. 2. Современное состояние профессионального образования в народном декоративно-прикладном искусстве
    • 1. -3. Сравнительный анализ экспериментальных образовательных моделей в системе непрерывного профессионального образования в отечественной и зарубежной педагогике
  • 1−4. Теоретическое обоснование педагогической модели учебного заведения нового типа
  • Выводы по I главе
  • Глава II. Методика профессиональной подготовки в области народного декоративно-прикладного искусства
    • 2. 1. Научно-педагогическое обеспечение непрерывного профессионального образования учебного заведения нового типа
    • 2. 2. Ход и результаты экспериментального исследования
  • Выводы по II главе

Непрерывное профессиональное образование в сфере народного декоративно-прикладного искусства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В современных условиях радикального обновления всех сфер Российского общества одной из главных задач является обеспечение качества образования на основе сохранения его фундаментальности и непрерывности, соответствия перспективным потребностям личности, общества и государства. В связи с этим важной для педагогики задачей представляется развитие у молодежи творческого потенциала, индивидуальных и интеллектуальных качеств. Становится все более очевидным, что большой научный и практический интерес представляет изучение теории и практики существующего образования в системе народного декоративно — прикладного искусства, от которого во многом зависит судьба национальной художественной культуры.

Президент России В. В. Путин в своем выступлении на заседании Государственного Совета 26.12.2006 г. отметил, что «.для нашей многонациональной страны разнообразие народного творчества, обрядов, обычаев, ремесел не только бесценное наследие, — это наше общенациональное преимущество. Важно приобщать молодежь к процессу сохранения и развития народного наследия, повышать престиж профессий, связанных с традиционной культурой» (115).

Анализ состояния теории и практики образования в области народного декоративно — прикладного искусства как в России, так и в различных странах.

Европы показал, что труд, отношение к труду перестают быть главной жизненной ценностью молодёжи. Однако исторически сложилось, что труд является основой человеческого существования, единственным источником богатства, фактором формирования и развития личности. Психологическая и практическая готовность к сознательному и активному труду на благо общества — важный аспект национального воспитания подрастающего поколения, и решающую роль в этом играет народное декоративно-прикладное искусство.

Многие искусствоведы народного декоративно-прикладного искусства рассматривают в своих работах проблемы художественного профессионального образования: И. Я. Богуславская, Н. М. Ведерникова,.

В.МВишневская, Ю. Б. Иванова, Н. Н. Мамонтова, М. А. Некрасова, Е. С. Потапова, Л. Я. Супрун, Н. В. Черкасова и другие (42−43−49−61−62−85−86-). Они подтверждают 'очевидность того, что необходимо прямое обращение к проблеме «народной художественной педагогики», закрепления и передачи мастерства, развития творческой личности обучающихся в образовательных учреждениях. Это особенно актуально сегодня, когда перестали существовать большинство предприятий народных художественных промыслов и все очевиднее становится воздействие массовой культуры на подрастающее поколение, в данном случае — китчевой и контрафактной продукции в виде различных некачественных поделок, не только лишённых сущности народного прикладного искусства, но и дискредитирующих истинную национальную культуру. На этом фоне образование в народном прикладном искусстве приобретает особую важность, поскольку только образованный художник, истинный носитель этой культуры, своей художественно-творческой деятельностью может не только противопоставить собственные профессиональные высокохудожественные уникальные работы поддельной массовой продукции, но и способствовать духовному развитию детей и молодёжи, воспитанию эстетического вкуса, особого отношения к истории собственной страны, ручному художественному труду и т. п.

Сложившаяся за многие десятилетия система профессионального образования в области народного декоративно — прикладного искусства, претерпела значительные изменения, в связи с переходом государства к рыночной экономике. Современная ситуация отрицает многие положения существовавшей практики подготовки специалистов в области народного декоративно-прикладного искусства. В связи с этим, проблема научно-педагогического обеспечения непрерывного профессионального образования в сфере народного декоративно — прикладного искусства в современных условиях становится все более актуальной.

А.В.Бакушинский, М. Д. Бернштейн, Н. Р. Казанская, В. Ф. Максимович, Ц. Н. Мамонтова, Б. М. Неменский, Л. Г. Савенкова, О. В. Федотова, Н. Н. Фомина,.

Б.П.Юсов и др., рассматривавшие в своих исследованиях теорию и практику художественного образования, подчеркивают необходимость сохранения и культурного многообразия и народного творчества и воспитания уважения к нему (10−58−63−75−83−95−137−138−139−140−147).

В данном исследовании мы опирались на труды Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, А. Н. Лурия, Д. Б. Эльконина и других ученых-психологов, которые пришли к выводу о возможности управления процессом развития личности, решающей роли воспитателя в формировании человека, об определяющем значении социальной среды в освоении духовных богатств предшествующих поколений (60−101−105−134−150).

Следует отметить, что проблема развития системы профессионального образования чрезвычайно широка и многогранна. Анализ литературы по этой проблеме показал, что ею занимались отечественные и зарубежные ученые (П.Ф.Анисимов, С. Я. Батышев, А. П. Беляева, Л. А. Волович, В. М. Жураковский, П. Ф. Кубрушко, В. С. Леднев, В. М. Логинов, Т. Ю. Ломакина, С. П. Ломов, Г. В. Мухаметзянова, А. А. Найн, А. М. Новиков, П. Н. Осипов, Сэдлак Ян, Е. В. Ткаченко, Хюсен Торсен, Н. Н. Шамрай и др.).

В результате поиск выхода из противоречия между сложившейся ранее системой подготовки специалистов в области народного декоративно-прикладного искусства и появившимися, но мало используемыми возможностями непрерывного профессионального образования в настоящее время выявил проблему разработки содержания, форм и методов непрерывного профессионального образования в сфере народного декоративно — прикладного искусства.

Цель исследования — теоретически и методически обосновать научно-педагогическое обеспечение непрерывного профессионального образования в сфере народного декоративно-прикладного искусства.

Объект исследования — содержание непрерывного профессионального образования в народном декоративно-прикладном искусстве.

Предмет исследования — процесс непрерывного профессионального образования в сфере народного декоративно-прикладного искусства.

Гипотеза исследования — научно-педагогическое обеспечение непрерывного профессионального образования в сфере народного декоративно-прикладного искусства будет эффективным, если:

• организация непрерывного профессионального образования в народном прикладном искусстве будет основана на интеграции форм и методов различных уровней образования и преемственности содержания обучения в конкретном направлении народного прикладного искусства;

• определены и обоснованы принципы оптимизации профессиональной подготовки, обеспечивающие непрерывность образования в области народных художественных промыслов;

• разработана и экспериментально проверена педагогическая модель, включающая учебную и художественно-творческую деятельность в их взаимодействии и формирующая будущего художника как носителя вековых традиций народного искусства.

Задачи исследования:

1. Изучить теорию и практику становления и развития непрерывного профессионального образования в сфере народного декоративно-прикладного искусства.

2. Теоретически обосновать принципы оптимизации профессиональной подготовки и разработать педагогическую модель учебного заведения нового типа в народном прикладном искусстве и определить требования к ее организации и управлению.

3. Экспериментально проверить научно-педагогическое обеспечение непрерывного профессионального образования в сфере народного декоративно-прикладного искусства.

Методологической основой исследования являются: классическая теория познания (В.И.Вернадский, Э. В. Ильенков, И. Кант, П. Флоренский, Ф. Шеллинг и др.) — деятельностный, комплексный, личностный подход к обучению (Л.И.Божович, Л. С. Выгодский, С. Л. Рубинштейн и др.) — концепции личностноориентированной парадигмы образования (А.А.Бодалев, В. Г. Ражников, И. Н. Семенов и др.) — общетеоретические положения о соотношении категорий рационального и чувственного в эстетическом познании (А.А.Мелик-Пашаев, Б. М. Неменский, Е. М. Торшилова, Б. П. Юсов и др.) — общетеоретические подходы к профессиональной подготовке специалиста как педагогической системе (Е.А.Бодина, Э. Ф. Зеер, Т. Ю. Ломакина, С. П. Ломов, В. А. Сластенин, В. Д. Шадриков, Н. Н. Шамрай, М. Б. Яковлева и др.) — теория профессионального образования (СЛ.Батышев, А. М. Новиков, ЕБ. Ткаченко и.

ДР-).

Методы исследования определялись его целью, решением теоретических и практических задач. В ходе исследования использовались следующие общенаучные методы: системный анализ проблемы непрерывного профессионального образования, исторический анализ отечественных и зарубежных образовательных концепцийтеоретический анализ философской, психолого-педагогической, научно-методической литературыисследование состояния профессиональной подготовки в учебных заведенияхорганизация и проведение педагогического эксперимента, статистическая обработка его результатов.

Научная новизна исследования.

Уточнена и определена специфика понятия непрерывного профессионального-образования в-сфере народного прикладного искусства, которая представляет собой процесс передачи мастерства на основе проникновения в духовную сущность народного искусства, преемственности поколений, коллективного характера труда и сохранения художественных исторических традиций.

Разработана педагогическая модель учебного заведения народного прикладного искусства нового типа, определены требования к ее организации и управлению: создание продуктивной образовательной средыпедагогическая оптимизация управленческих действийсоздание профессионального поля для обмена опытом студентов и педагогов в сфере народного декоративноприкладного искусстваэкономическая целесообразностьполихудожественная направленность интеграции знаний, умений и навыковуровневая градация интегративного процесса профессионального обучения.

Теоретическая значимость исследования.

Проведён научный ретроспективный анализ становления системы образования в народных художественных промыслах, спроектирована стратегия обновления обучения и воспитания будущих профессионалов народного прикладного искусства как носителей этой культуры.

Теоретически обоснованы принципы оптимизации профессиональной подготовки в народном прикладном искусстве, лежащие в основе разработанной педагогической модели: проецирование традиционных психолого-педагогических приёмов формирования мастерства на современный образовательный процесс, организация продуктивной образовательной среды по законам художественного творчества, перенос общих способов, полученных от наставника в конкретном виде народных художественных промыслов, на собственную художественную деятельность ученика (определение замысла, способов воплощения в проекте и в материале, индивидуальный смысл, нахождение собственного почерка, своей индивидуальности при создании художественного образа работы и т. д.), — обеспечивающих непрерывность профессионального образования.

Практическая значимость исследования:

Разработаны пути обновления содержания образования на различных уровнях, а также научно-методические материалы по организации и управлению непрерывным профессиональным образованием: обновлённые учебные планы, методические и дидактические материалы для учащихся и студентов — будущих художников народного прикладного искусства.

Разработаны спецкурсы, в том числе «Народное прикладное искусство: непрерывное профессиональное образование», «Правовые аспекты деятельности будущего художника в народном прикладном искусстве», авторская учебная программа по правовому воспитанию обучающихся в учебных заведениях народных художественных промыслов.

Полученные результаты могут быть использованы при организации учебно-воспитательного процесса в учреждениях непрерывного профессионального образования, в системе повышения квалификации преподавательских кадров, в центрах повышения педагогического мастерства непосредственно в местах возникновения и бытования народных художественных промыслов.

Аргументированность и достоверность результатов исследования обеспечена исходной теоретико-методологической базой, разнообразием методов исследования, объективным анализом полученных результатов, многолетним педагогическим опытом соискателя в образовательных учреждениях.

Основные этапы исследования:

I этап (2003;2004 гг.) характеризуется как поисковый — теоретическое исследование психолого-педагогической литературы по исследуемой проблемеизучение и обобщение опыта работы предприятийанализ нормативной базы, регламентирующей работу предприятий и организаций различных форм собственности в сфере народного декоративно-прикладного искусстваизучение архивных материаловразработка структуры педагогической модели учебного заведения нового типа.

II этап (2004 — 2005 гг.) научно-экспериментальный — определение исходной позиции и цели исследованияуточнение задачпроведение экспериментальных исследований с целью апробации и внедрения педагогической модели учебного заведения нового типаапробация концептуальных подходов к разработке педагогической модели учреждений нового типа на конференциях, семинарах.

Ш этап (2005;2007 гг.) завершение педагогического эксперимента — анализ, систематизация и обобщение материалов исследованиякорректировка научных позиций на основе результатов экспериментального исследованияоформление результатов исследования.

База исследования. Проверка выдвигаемых положений о научно-педагогическом обеспечении непрерывного профессионального образования в народном прикладном искусстве осуществлялась с помощью эксперимента, который проводился в следующих образовательных учреждениях: государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования Высшая школа народных искусств (институт) (гг. Москва, Санкт-Петербург), Богородском художественном училище, Красносельском училище художественной обработки металлов, Мстерском художественном училище им. Ф. А. Модорова, Палехском художественном училище им. М. Горького, Торжокском профессиональном училище золотого шитья, Федоскинском училище миниатюрной живописи. В общей сложности экспериментальным исследованием было охвачено более 600 учащихся и студентов, что составляет более 50% всех обучающихся в системе немногочисленных по контингенту учебных заведений народного прикладного искусства.

Апробация результатов исследования.

Направления исследования и отдельные его результаты обсуждались и получили одобрение на заседаниях лаборатории пластических искусств Института художественного образования РАО (2005г., 2006 г.), на международных научно-практических конференциях: «Традиционное прикладное искусство и образование: исторический опыт, современное состояние, перспективы развития» (Москва, 2003 г., Санкт-Петербург, 2004 г.), «Народное прикладное искусство и образование» (Москва, 2003 г.), «Диалог: непрерывное художественное образование и традиционное прикладное искусство» (Санкт-Петербург 2004 г.) — «Модернизация профессионального послевузовского образования: теория и практика подготовки научно-педагогических кадров» (Томск, 2006 г.) — «Худояровские чтения» (Н.Тагил, 2003 г., 2005 г.) — путем публикации научных статей, отражающих основные вопросы по исследуемой проблеме.

Внедрение результатов исследования.

Результаты исследований получили поддержку и внедрены в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования гг. Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Вологодской областей.

Положения, выносимые на защиту:

1. Народное прикладное искусство, являясь важнейшим историческим художественным пластом национальной культуры России и предметом специального исследования, представляет собой процесс передачи мастерства на основе проникновения в духовную сущность народного искусства, преемственности поколений, коллективного характера труда и сохранения художественных исторических традиций. В логике данной позиции спроектирована стратегия обновления обучения и воспитания будущих профессионалов народного прикладного искусства как носителей этой культуры.

2. Научно-методические разработки педагогической модели непрерывного профессионального образования определили требования к созданию продуктивной образовательной среды, профессионального поля для обмена опытом студентов и педагогов в сфере народного прикладного искусства и полихудожественной направленности интеграции знаний, умений и навыков с учётом уровневой градации профессионального образования.

3. Научно-педагогическое обеспечение непрерывного профессионального образования — это процесс поиска и разработки организационных, педагогических, управленческих и методических механизмов доведения научных результатов до их практического применения в деятельности учебных заведений нового типа на основе принципов проецирования традиционных психолого-педагогических приёмов формирования мастерства на современный образовательный процессорганизации продуктивной образовательной среды по законам художественного творчестваперенос общих способов, полученных от наставника в конкретном виде народных художественных промыслов на собственную художественную деятельность ученика.

Выводы по II главе.

В процессе экспериментальной работы получены данные, свидетельствующие о качестве профессионального образования в сфере народного декоративно-прикладного искусства в рамках реализации педагогической модели учебного заведения нового типа.

1.В части информационно-ознакомительного направления эксперимент показал, что 92% студентов экспериментальных групп, прошедшие весь этап непрерывного профессионального образованияабсолютно владеют сведениями о многовековой истории народных художественных промыслов, деятельности художников — мастеров в целом и своего конкретного вида народных художественных промыслов, в частности, в то время, когда только 63% обучающихся в контрольных группах показали эти знания на «4», «5» баллов.

2.В направлении — профессиональная грамотность эксперимент показал, что из числа поступивших в колледж по специальности «Художественная вышивка» и «Кружевоплетение» после девятого класса общеобразовательной школы с углубленным изучением народных художественных промыслов — 80% получили отличные оценки по рисунку, живописи, композициии 100% - отличные оценки по мастерству, в то время только 40% поступивших в колледж после обычной общеобразовательной школы получили «4» и «5» по рисунку, живописи, композиции и 30% по мастерству. 90% студентов поступивших в вуз по специальности «Художественная вышивка» и «Художественная роспись по металлу» после колледжа по этим же специальностям сдали сессию по спецпредметам на хорошо и отлично, в то время в контрольных группах, где студенты не имели промежуточного среднего профессионального образования по профилю обучения, только 20% получили «4» и «5» по тем же спецпредметам.

3.В направлении культурно-просветительной деятельности как показал эксперимент, 36% студентов экспериментальных групп проявили профессиональный интерес кроме своего, к другим видам народных художественных промыслов. Они изучали народные художественные промыслы в музеях и выставках, участвовали в международных всероссийских научных конференциях и т. д. В контрольных же группах только 13% студентов заинтересовались профессионально другими видами народных художественных промыслов.

Таким образом, формирующий эксперимент полностью подтвердил действенность разработанной модели учебного заведения нового типа в народном декоративно-прикладном искусстве.

Данные, полученные в ходе педагогического эксперимента, позволили сделать следующие выводы:

— данные об успеваемости учащихся свидетельствуют о том, что проведенные в процессе экспериментальной работы изменения в учебных планах в экспериментальных группах как колледжа, так и института способствовали оптимизации учебной нагрузки;

— перераспределившаяся нагрузка позволила администрации и студентам рационально подойти к свободному от занятий времени, т. е. использовать его для устранения пробелов в знаниях, устранения задолженностей, и развития своих творческих способностей;

— изменения позволили организовать студентов к самостоятельной творческой работе, как в теоретическом курсе, так и на практике, что сказалось на повышении качества успеваемости студентов.

Таким образом, в целом результаты экспериментальной работы позволили констатировать, что научно-педагогическое обеспечение непрерывного профессионального образования заключается в создании условий (научных, методических, нормативных, организационных и др.) для функционирования и развития учебных заведений нового типа.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное теоретическое и практическое исследование непрерывного профессионального образования в сфере народного декоративно-прикладного искусства подтвердило правомерность выдвинутой гипотезы и позволило сделать следующие выводы.

1.Непрерывное профессиональное образование в области народного прикладного искусства представляет собой процесс приобщения к художественным ценностям многовекового художественного опыта, основанного на передаче из поколения в поколение художественных исторических традиций, коллективном характере уникального труда, преемственности поколений народного прикладного искусства, возникшего и развивающегося в местах бытования конкретного направления народных художественных промыслов.

2.Педагогическая модель непрерывного профессионального образования в образовательных учреждениях нового типа разрабатывалась по законам художественного творчества: на принципах создания продуктивной образовательной средыпедагогической оптимизации управленческих действийсоздания профессионального поля для обмена опытом студентов и педагогов в сфере народного декоративно-прикладного искусстваэкономической целесообразностиполихудожественной направленности интеграции знаний, умений и навыковуровневой градации интегративного процесса профессионального обучения.

3.Теоретически обоснованы принципы оптимизации профессиональной подготовки в народном прикладном искусстве лежащие в основе разработанной педагогической модели: дидактическое обновление содержания учебного процесса, его фундаментальностьприменение инновационных технологий, обеспечивающих качество профессиональной подготовкипроецирование традиционных психолого-педагогических приёмов формирования мастерства на современный образовательный процесс, перенос общих способов, полученных от наставника в конкретном виде народных художественных промыслов на собственную художественную деятельность ученика, обеспечивающих непрерывность профессионального образования.

4.Научно-педагогическое обеспечение непрерывного профессионального образования в сфере народного декоративно-прикладного искусства — это формирование новых механизмов, которые характеризуются преемственностью содержания образования, разнообразием и вариативностью учебных программ, адекватных уровням профессиональной подготовки, возрождению народных художественных промыслов, и процесс поиска и разработки организационных, педагогических, управленческих и методических механизмов доведения научных результатов до их практического применения в деятельности учебных заведений нового типа.

5.В процессе экспериментальной работы получены данные, свидетельствующие о качестве профессионального образования в сфере народного декоративно-прикладного искусства в рамках реализации педагогической модели учебного заведения нового типа:

— в части информационно-ознакомительного направления эксперимент показал, что 92% студентов экспериментальных групп, прошедшие весь этап непрерывного профессионального образования — абсолютно владеют сведениями о многовековой истории народных художественных промыслов, деятельности художников — мастеров в целом и своего конкретного вида народных художественных промыслов, в частности, в то время, когда только 63% обучающихся в контрольных группах показали эти знания на «4», «5» баллов.

— в направлении — профессиональная грамотность эксперимент показал, что из числа поступивших в колледж по специальности «Художественная вышивка» и «Кружевоплетение» после девятого класса общеобразовательной школы с углубленным изучением народных художественных промыслов — 80% получили отличные оценки по рисунку,.

127 живописи, композициии 100% - отличные оценки по мастерству, в то время только 40% поступивших в колледж после обычной общеобразовательной школы получили «4» и «5» по рисунку, живописи, композиции и 30% по мастерству. 90% студентов поступивших в вуз по специальности «Художественная вышивка» и «Художественная роспись по металлу» после колледжа по этим же специальностям сдали сессию по спецпредметам на хорошо и отлично, в то время в контрольных группах, где студенты не имели промежуточного среднего профессионального образования по профилю обучения, только 20% получили «4» и «5» по тем же спецпредметам.

— в направлении культурно-просветительной деятельности как показал эксперимент, 36% студентов экспериментальных групп проявили профессиональный интерес кроме своего, к другим видам народных художественных промыслов. Они изучали народные художественные промыслы в музеях и выставках, участвовали в международных всероссийских научных конференциях и т. д. В контрольных же группах только 13% студентов заинтересовались профессионально другими видами народных художественных промыслов.

Проведенное исследование не исчерпывает все аспекты этой сложной проблемы. Полученные результаты могут быть использованы при разработке содержания проектов в области педагогического обеспечения непрерывного профессионального образования в народном декоративно-прикладном искусстве.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Е.И. Методические основы творческой деятельности школьников при изучении народных художественных промыслов: Автореферат. канд.пед.наук. — М., 1998. — 20 с.
  2. П.Ф. Регионализация среднего профессионального образования (вопросы теории и практики). М.:Высшая школа, 2002. -267с.
  3. П.Ф. Инновации в системе среднего профессионального образования. Казань: Институт среднего профессионального образования РАО, 2002. — 110 с.
  4. . Художники Худояровы. Свердловск. 1945. 78 с.
  5. Анри де Моран. История декоративно-прикладного искусства от древнейших времен до наших дней. М.: Искусство, 1982. 435 с.
  6. Аристотель. Соч. в 4-х т. Т. 4 М.:1983.
  7. П.Р. Технология и современное образование. //Педагогика. — 1996. — № 2. — с. 11−14.
  8. П.Р., Поляков В. А. Роль трудового обучения в политехническом образовании школьников.— М.: Просвещение, 1985.— 128 с.
  9. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. — М.: Педагогика, 1986. — 192 с.
  10. А.В. Художественное творчество и воспитание. М: Культура и просвещение. 1992. 66 с.
  11. А.В. Искуссто Мстеры. М.: КОИЗ., 1934. — 102с.
  12. А.В. Искусство Палеха. М.: тип. Госзнак, 1934. -266 с.
  13. А.В. Исследования и статьи. М., 1981. 176 с.
  14. А.В. Русские художественные лаки. М., 1933. -245 с.
  15. Р.А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры (товароведение и организация торговли). -М.: Высшая школа. 1986.-300 с.
  16. В.А., Танкус О. В. Основы художественного ремесла. М.: Просвещение, 1979. -224 с.
  17. С.Я. Реформа профессиональной школы: Опыт, поиск, задачи, пути реализации. — М.: Высш. школа, 1987. — 341 с.
  18. С.Я. Задачи системы профессионально-технического образования в условиях перехода к рыночной экономике. — М.: А.П.О., 1993. —91 с.
  19. С.В. Очерки по истории ремесла, торговли и городов России русского централизованного государства 16 — начала 17 веков. М.: Искусство, 1952.
  20. В.П. Истинная ценность в педагогической науке. //Известия Российской академии образования. № 1,2006.
  21. А.П. Дидактические принципы профессиональной подготовки в профтехучилищах. — М.: Высш. шк., 1991. — 205 с.
  22. А.П. Интегрально-модульная педагогическая система профессионального образования. — СПб.: Радом, 1997. — 226 с.
  23. В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. — М.: ИРПО, 1996. — 336 с.
  24. В.П. Слагаемые педагогической технологии. — М.: Педагогика, 1989. — 190 с.
  25. А.А. Психология о личности. М.: Изд-во МГУ, 1988. -188 с.
  26. Возрождение традиций в искусстве народных художественных промыслов (из опыта работы НИИХП). Сб. научн. трудов НИИ художественной промышленности под ред. Серкасовой Н. В. М.: НИИХП, 1985.- 167 с.
  27. Г. Н. Этнопедагогическая формула воспитания личности. (Воспитание и развитие личности. Материалы научно-практической конференции 13−14 мая 1977 года.). М., 1977.-44 с.
  28. JI.C. Детская психология. Собр.соч. Т.4— 1984. — 300 с.
  29. .С. Менталитет и образование: Учебное пособие. — М.: Институт практической психологии, 1994. — 144 с.
  30. .С. Педагогическая прогностика.— Киев: шк. ззд-во Киев, ун-та, 1986. — 121 с.
  31. С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. Берлин, книгоиздателеьство «Слово», 1923.
  32. Глоссарий терминов профессионального образования и рынка труда. М.: Центр изучения проблем профессионального образования, 2001.- 63 с.
  33. П. Система природы или закон мира физического и мира духовного. М., Гос. социально-экономическое изд., 1940. 455.
  34. Горбунов-Посадов И. Мастерская ручного труда. Свободное воспитание. 1912 — 1913 г. № 6.
  35. Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера земли. М., ВИНИТИ, вып.1,1979, вып.2,1980.
  36. С.А. Русское кружево и русские кружевницы. СПБ., 1892.
  37. В.В. Виды обобщения в обучении. — М.: Педагогика, 1972. —399 с.
  38. В.В. Теория развивающего обучения.— М.: Педагогика, 1972. — 544 с.
  39. Дж.К. Инженерное и художественное конструирование. Современные методы проектного анализа. — М.: Мир, 1976. — 374 с.
  40. Дж.К. Методы проектирования.— М.: Мир, 1986.— 326 с.
  41. М.П. Современное состояние ремесленных учебных заведений. СПБ.: 1904. — 89 с.
  42. Закономерности развития искусства народных художественных промыслов. Сборник научных трудов НИИХП. М., 1991 -230 с.
  43. М.М. Инженерное мышление: Теория и инновационные педагогические технологии. Монография.— М.: МГИУ, 1996. —283 с.
  44. Зинченко В. П. Аффект и интеллект в образовании. М.: Тривола, 1995.
  45. В.П. Психологическая педагогика: Материалы к курсу лекций. Часть I. Живое знание. 2-е изд., испр. и допол. — Самара: Самарский дом печати, 1998. — 296 с.
  46. В.П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся: Очерки российской психологии. — М.: Тривола, 1994. — 301 с.
  47. Э.Ф. Личностно-ориентированное профессиональное образование: Учеб.пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал.Гос.проф.-пед.ун-та, 1998.-51 с.
  48. Изделия народных художественных промыслов в современном жилом и общественном интерьере. Сб. трудов НИИ художественной промышленности под ред. Н. В. Черкасовой. М.: НИИХП 1989. — 243 с.
  49. С.И. и др. Пути преобразования экономической среды народных художественных промыслов России. М.: НИИХП, 1992.
  50. Э.В. Диалектика обстрактного и конкретного в научно-теоретическом мышлении. М.: РОССПЭН, 1997. — 464 с.
  51. Искусство лаковой миниатюры и декоративной росписи по металлу. Сборник трудов НИИ художественной промышленности под ред. Черкасовой Н. В. М.: НИИХП, 1990. — 197 с.
  52. Искусство художественных промыслов на современном этапе. Сб. трудов НИИ художественной промышленности под ред. Т. М. Разиной. М.: НИИХП, 1982. — 1988 с.
  53. История профессионального образования в России. М.: Ассоциация «Профессиональное образованияе», 2003. — 672 с.
  54. Инновации в трудовой и профессиональной подготовке в России и Германии (опыт и тенденции развития). Часть 1. Кн. для учителя. — М.:ИЦПНПО РАО, 1997. — 100 с.
  55. История среднего профессионального образования в России / Под общ. Ред. В. М. Жураковского. -М.: Изд-во НМЦСПО, 2000. -704 с.
  56. Н.Р. Совершенствование мастерства (Программа курса для подготовки бакалавра по направлению 52 300 «Декоративно-прикладное искусство и народные художественные промыслы») М.: 1998- 17 с.
  57. Н.Р. Художественная роспись тканей /Программа курса мастерства Специальность 0515 «Декоративно-прикладное искусство и народные художественные промыслы» М.: 1998 20 с.
  58. М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. — М.: Арена, 1994. — 222 с.
  59. Е.А. Введение в психологию труда: Учебное пособие. — М.: Изд-во Московского Университета, 1988. — 199 с.
  60. Когда все искусства вместе. Полихудожественное развитие учащихся различных возрастных групп. Пособие для учителя. Под общ. Ред. Б. П. Юсова. Москва — Мурманск, 1995.-108 с.
  61. С.И. О художественной направленности Федоскинской лаковой миниатюры. (Доклад к Ученому Совету научноисследовательского института художественной промышленности). М., 1959.
  62. Кожуховская С. М. Одна из моделей организации подготовки дизайнеров педагогов в Начальчикском колледже дизайна //Вестник УМО по проф.-пед. обр-ю. — Екатеринбург: Изд-во УГГПТУ, 1997. — № 1(19.)-С.65−68.
  63. Н.М. Социально-педагогические условия формирования человеческих ресурсов на рынке труда России. Автореферат канд. пед .наук М. 2002. — 21с.
  64. Н.К. Вопрос о трудовой школе на Берлинском конгрессе немецких учителей. Свободное воспитание 1912−1913г. № 7. Типография Т-ва И. Н. Кушнарев и К*. М., 1913.
  65. Е.Н. Теоретические основы развития исследовательской деятельности учащихся в учебном комплексе «Лицей-ВУЗ». Автореферат дисс. канд. пед. наук., Калининград, 2002 -40 с.
  66. П.Ф. Содержание профессионально-педагогического образования. Монография. 2-е изд., — М.: Гардарики, 2006., 207с.
  67. Ю.И. Профессиональное образование в ФРГ. — М.: Высш. шк., 1988. — 157 с.
  68. В.П. Исторические предпосылки и гносеологические основания системного подхода. // Психологический журнал.— 1982.— № 3. — с. 3−15- № 4. — с. 3−14
  69. А.А. Методы исследования в профессиональной педагогике. — Таллин: Валгус, 1980. — 336 с.
  70. B.C. Содержание образования: Учебное пособие. — М.: Высш.шк., 1989. —360 с.
  71. B.C., Кубрушко П. Ф. Развитие системы профессионально-педагогического образования: Монография. М.: ЭГВЕС, 2006., 287 с.
  72. А.Н. Структура и содержание государственного стандарта профессионального образования. — М., 1996. — 228 с.
  73. А.Н. Проблемы развития психики. 3-е изд.— М.: Изд-воМГУ, 1972. —576 с.
  74. А.И. Промыслы по обработке металла. В кн.: Кустарные промыслы России. В 4-х т. СПБ., 1913, т.2.
  75. В.И. Столичное образования: экономико-правовые аспекты модернизации управления. М.: Изд-во. РГСУ, 2004., 284 с.
  76. В.И. Управление российским образованием. Федеральные и региональные аспекты. М.: 2005., 464 с.
  77. Т.Ю. Современный принцип развития непрерывного образования. -М.: Наука, 2006., 221 с.
  78. Т.Ю. Развитие системы непрерывного профессионального образования. М.: ИТИП РАО, 2005., 64 с.
  79. Р.Г. Декоративно-прикладное искусство в системе подготовки студентов художественно-графического факультета. Автореф. дисс.канд.пед.наук. -М.: 1970.
  80. В.Н. Продуктивная педагогика. Политехнические основы соединения обучения с производительным трудом: Монография. -К.: «Вересень», 2004., 324с., табл.
  81. Максимович В. Ф. Пути совершенствования системы подготовки кадров в учебных заведениях народных художественных промыслов. Дисс. канд.пед.наук. М., 1989. — 163 с.
  82. В.Ф. Народные художественные промыслы (Научно-методическое пособие для высших и средних профессиональных учебных заведений культуры и искусств). М., 1999. -65 с.
  83. Н.Н. Искусство народных промыслов и задачи формирования среды. М., 1989.
  84. Мамонтова Н. Н. Формы и методы передачи мастерства в хохломском промысле. М., 1990.
  85. К., Энгельс Ф. Сочин.Т.26,ч.2
  86. М.В. Эстетическое развитие старших дошкольников в системе «художественный музей детский сад» — Автореф.. канд. пед. наук. — М., 2006. — 23с.
  87. Методика обучения учащихся V-IX классов современным технологиям в процессе трудовой подготовки. /Под ред. В. М. Казакевича. — М.: ИОСО РАО, 1996. — 72 с.
  88. А.Я. Педагогические основы профессионального обучения молодых рабочих. — М.: Высш. шк., 1987.— 125 с.
  89. Народное декоративное искусство. Традиции и поиск. Сб. трудов НИИ художественной промышленности под ред.Н. В. Черкасовой. -М.: 1979.-204 с.
  90. Народное декоративно-прикладное искусство. Теория и методика образования (В.Ф.Максимович, Н. Р. Казанская, Е. В. Гайманова и др.). Под ред. Максимович В. Ф. М.: Флинта: Наука, 2000. — 182 с.
  91. Народные мастера, традиции, школы. (Академия художеств СССР. НИИ теории и истории изобразительного искусства.) Под ред. Некрасовой М. А. Изобразительное искуссто. 1985.
  92. Некрасова М. А. Народное искусство как часть культуры. М., 1983.-345 с.
  93. .М. Мудрость красоты. О проблемах эстетического воспитания: Книга для учителея. Изд. 2-е, перераб. И доп. — М.: Просвещение, 1987. — 255 с.
  94. A.M. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении. — М.: А.П.О., 1998. — 133 с.
  95. A.M. Профессиональное образование России . Перспективы развития. — М.: ИЦПНПО РАО, 1997. — 254 с.
  96. A.M. Процесс и методы формирования трудовых умений: Профтехпедагогика. — М.: Высш. шк,. 1986. — 288 с.
  97. A.M. Гуманизация образования. Мода или необходимость? //Профессионально-техническое образование. — 1989. — № 1. — С. 31−35.
  98. A.M. Российское образование в новой эпохе: Парадоксы наследия- векторы развития. М.: Эгвес, 2000, -272 с.
  99. A.M. Методология образования М.: «Эгвес», 2002. -320 с.
  100. П.Н. Теоретические основы опережающего профессионального образования: Дисс. доктора пед.наук. -Екатеринбург, 1997.-418 с.
  101. В.П. Содержание технологического образования: основания, принципы, условия проектирования /Монография. Москва-Ижевск: НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика», 2005. — 220с.
  102. .JI. Профессионально-техническое образование в зарубежных странах. — М.: Высш. шк., 1989. — 224 с.
  103. П.Н. Особенности профессионального развития студентов традиционных и инновационных учебных заведений: сред, спец. учеб. заведений. /Специалист. 2000. № 5, № 7.
  104. В.А. Комплексное исследование проблемы подготовки учащейся молодежи к труду в условиях перехода к рынку // Учащаяся молодежь и рынок. — М., 1992. — С. 8−12.
  105. Поспелова Гатцук М. А. Методика женских рукоделий. Издание второе, С. Петербург, 1910- Издание третье пераеработанное, Петроград, тип. Т-ва А. С. Суворина — «Новое время», 1915.
  106. Проблемы развития промыслов художественной керамики. Сб.научн. трудов НИИ художественной промышленности под ред. Черкасовой Н. В. -М.: НИИХП, 1987.
  107. Проблемы зарубежной высшей школы. Обзор. Информ. М.: НИИВШ, 1990.-Вып. 1.
  108. Перспективы развития системы непрерывного образования / Под ред. Б. С. Гершунского. -М.: Педагогика, 1990.-224 с.
  109. Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб.науч.тр. / Отв. Ред. Е. В. Ткаченко. Екатеринбург, 1995 — 224 е., 1996. — 340 с.
  110. Принципы модульного обучения. //Вестник высшей школы. — 1987. — № 8. — С. 30−40.
  111. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям.— М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1997. — 512 с.
  112. Профессиональное обучение в рамках дуальной системы в ФРГ. — Бонн: Изд-во Федерального министерства образования и науки, 1991. —64 с.
  113. В.В. О государственной поддержке традиционной народной культуры в России. //Вестник образования, № 2,2007, С.3−7.
  114. Работа в будущем— профессиональное обучение в будущем: Производственное обучение. — Ганновер: Об-во К. Дуйсберга, 1998.— 150 с.
  115. Рольф Арнольд, Иоахим Мюнх. Вопросы и ответы относительно дуальной системы профессионального обучения в Германии. — Бонн: Федеральное Минобразования, науки, исследований и технологии, 1998. — 155 с.
  116. Российская систем образования: состояние и перспективы. М., 2005.
  117. Российская общеобразовательная школа: Проблемы и перспективы. Сборник статей. /Под ред. В. А. Полякова, J1.H. Боголюбова, Ю. И. Дика. —М.:ИОСО РАО, 1997. —160 с.
  118. Е.А. Начальное профессиональное обучение школьников в системе общеобразовательных учебных заведений: Пособие для учителей и работников народного образования.— М.: ИПСМ РАО, 1994.
  119. Л.Г. Человек в пространстве мира и культуры: интегрированный полихудожественный подход к преподаванию изобразительного искусства. М.: МАГИСТР-ПРЕСС, 200. — 360 с.
  120. Л.Г. Интеграция в педагогике искусства // Искусство в условиях модернизации школьного образования и воспитания / Ред.- сост. Савенкова Л. Г. М.: Изд. Дом РАО, 2003. -С.28−47.
  121. Л.Г. Интегрированное полихудожественное развитие школьников // История художественного образования в России проблема культуры XX века. — М.: Изд. Дом РАО, 2003. — С. 301−315.
  122. Система художественных выразительных средств в искусстве современных народных промыслов. Сб. трудов НИИХП. Сост. Т. М. Разина. М.: НИИХП, 1988.- 161 с.
  123. Скаткин М. Н. Методология и методика педагогических исследований. -М.: Педагогика, 1986. 152 с.
  124. И.П., Поляков В. А., Ткаченко Е. В. Новые принципы организации начального профессионального образования. Переход коткрытой системе в условиях рынка труда. М.: ООО «Аспект», 2004. -32 с.
  125. Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. — М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
  126. М.В. Формирование профессиональной направленности студентов художественно-графических факультетов на занятиях декоративно-прикладным искусством. Автореферат дисс. докт. пед. наук. М. 2002. — 40 с.
  127. Н.В. Профессиональное становление специалиста с высшим образованием в условиях изменяющейся социокультурной среды: дисс. доктора пед. наук. Казань, 1997. — 420с.
  128. Ш. Сэдлак Ян. Развитие высшего образования в Восточной и Нейтральной Европе в свете перемен //Перспективы. Вопросы образования. 1992. № 3.
  129. Е.В. Основные итоги, проблемы и пути развития российского образования. 1996 год: Избранные выступления, статьи Министра образования России Е. В. Ткаченко.— М.: МО РФ, 1996.— 130 с.
  130. Е.В. Приоритеты российского начального профессионального образования //Педагогика. 1999. № 2. С. 58−62.
  131. Е.В., Кожуховская С. М. Дизайн образование. Теория, практика, траектория развития. — Екатеринбург. — из-во «АКВА -ПРЕСС», 2004.-240 с.
  132. Д.А. Обеспечение качества профессионального образования в Германии. Автореферат, дисс. докт. пед. наук Казань, 2005. — 42с.
  133. Фишер Экхард. Инновации профессионального образования в Германии. М., 1995.
  134. Н.Н. Институт художественного образования -старейшее научно-исследовательское учреждение в системе Российской академии образования. // Известия РАО. — 2001. — № 4. — С.2−4.
  135. Фохт Бабушкин Ю. У. Художественная культура и развитие личности. М., Наука, 1982.
  136. Фохт Бабушкин Ю. У. Художественная культура: проблемы изучения и управления М., Наука, 1986.
  137. Философско-психологические проблемы развития образования /Под ред. В.ВВ.Давыдова. -М.: Педагогика, 1981. 176 с.
  138. П.С. Теоретические основы непрерывного многоуровневого образования учащихся профессиональных лицеев: Дисс. .доктора пед.наук. М., 1995. — 405 с.
  139. Хюсен Торсен. Идея университета: эволюция, функции, проблемы //Перспективы. Вопросы образования. 1992. № 3.
  140. И.Д. Педагогические основы профессионального самоопределения учащихся инновационных учебных заведений: Дисс. доктора пед.наук. — М., 1996. — 455 с.
  141. С.Н., Захаров Н. И. Профессиональная ориентация школьников: организация и управление. — М.: Педагогика, 1987. — 86 с.
  142. Хохлова Е. Н. Традиционные ремесла Тульской области. М.: НИИХП, 1992.
  143. Цукерман В. С. Народная культура как социальное явление: Дисс. докт. филос.наук. Челябинск. — 401 с.
  144. Т.И. Активизация учения школьников. — М.: Педагогика, 1982. —208 с.
  145. Н.Н. Механизм адаптации учащихся в начальном профессиональном образовании к условиям рынка труда: Монография. — М.: Изд. дом «Ореол», 1997. — 78 с.
  146. Н.Н. Организация и проведение производственной практики в контрольно-заключительный период обучения при подготовке рабочих широкого профиля трикотажного производства: Метод, рек. /НМЦ проф. образ. — М., 1992. — 47 с.
  147. Н.Н. Педагогические условия адаптации учащихся к условиям рынка труда в процессе технологического образования . Дисс. докт. пед.наук. — М., 2000. — 350 с.
  148. Е.А. Развитие творческого потенциала будущих учителей образовательной области «Искусство» (в системе педагогического образования): Автореферат дисс. канд. пед. наук -Москва, 2006. 19с.
  149. Школа 2000. Концепции, методики, эксперимент: Сборник науч. трудов. /Под ред. Ю. И. Дика, А. В. Хуторского. — М.: ИОСО РАО, 1999. —308 с.
  150. Школа и выбор профессии. /Под ред. В. А. Полякова, С. Н. Чистяковой, Г. Г. Агаповой. — М.: Педагогика, 1987.
  151. Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. —М.: Педагогика, 1986. — 208 с.
  152. Экология— забота общая. Сборник статей. — М.: Профиздат, 1990.— 115 с.
  153. Энциклопедия профессионального образования: В 3-х т. М.: АПО, 1999.
  154. Юсов Б.П.К проблеме взаимосвязи искусств в детском художественном развитии. Теория эстетического воспитания. -М.: АПН РСФСР. -Вып.З.-С.43−45.
  155. П.А. Принципы модульного обучения. //Сов. педагогика. — 1990. — № 1. — С. 55−70- № 2. — С. 56−72.
  156. Student Hand Book 1998−2000. Kingsborough community college. The City University of New York, 2001 Oriental Boulevard. — 160 p. Printed in the United States of America.
Заполнить форму текущей работой