Непрерывное профессиональное образование в сфере народного декоративно-прикладного искусства
Диссертация
В. МВишневская, Ю. Б. Иванова, Н. Н. Мамонтова, М. А. Некрасова, Е. С. Потапова, Л. Я. Супрун, Н. В. Черкасова и другие (42−43−49−61−62−85−86-). Они подтверждают 'очевидность того, что необходимо прямое обращение к проблеме «народной художественной педагогики», закрепления и передачи мастерства, развития творческой личности обучающихся в образовательных учреждениях. Это особенно актуально сегодня… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Теория и практика становления и развития непрерывного профессионального образования в сфере народного декоративноприкладного искусства
- 1. -1 Историческая ретроспектива становления и развития профессионального образования в России
- 1. 2. Современное состояние профессионального образования в народном декоративно-прикладном искусстве
- 1. -3. Сравнительный анализ экспериментальных образовательных моделей в системе непрерывного профессионального образования в отечественной и зарубежной педагогике
- 1. -1 Историческая ретроспектива становления и развития профессионального образования в России
- 1−4. Теоретическое обоснование педагогической модели учебного заведения нового типа
- Выводы по I главе
- Глава II. Методика профессиональной подготовки в области народного декоративно-прикладного искусства
- 2. 1. Научно-педагогическое обеспечение непрерывного профессионального образования учебного заведения нового типа
- 2. 2. Ход и результаты экспериментального исследования
- Выводы по II главе
Список литературы
- Абакумова Е.И. Методические основы творческой деятельности школьников при изучении народных художественных промыслов: Автореферат. канд.пед.наук. — М., 1998. — 20 с.
- Анисимов П.Ф. Регионализация среднего профессионального образования (вопросы теории и практики). М.:Высшая школа, 2002. -267с.
- Анисимов П.Ф. Инновации в системе среднего профессионального образования. Казань: Институт среднего профессионального образования РАО, 2002. — 110 с.
- Андреевич Б. Художники Худояровы. Свердловск. 1945. 78 с.
- Анри де Моран. История декоративно-прикладного искусства от древнейших времен до наших дней. М.: Искусство, 1982. 435 с.
- Аристотель. Соч. в 4-х т. Т. 4 М.:1983.
- Атутов П.Р. Технология и современное образование. //Педагогика. — 1996. — № 2. — с. 11−14.
- Атутов П.Р., Поляков В. А. Роль трудового обучения в политехническом образовании школьников.— М.: Просвещение, 1985.— 128 с.
- Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. — М.: Педагогика, 1986. — 192 с.
- Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание. М: Культура и просвещение. 1992. 66 с.
- Бакушинский А.В. Искуссто Мстеры. М.: КОИЗ., 1934. — 102с.
- Бакушинский А.В. Искусство Палеха. М.: тип. Госзнак, 1934. -266 с.
- Бакушинский А.В. Исследования и статьи. М., 1981. 176 с.
- Бакушинский А.В. Русские художественные лаки. М., 1933. -245 с.
- Бардина Р.А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры (товароведение и организация торговли). -М.: Высшая школа. 1986.-300 с.
- Бародулин В.А., Танкус О. В. Основы художественного ремесла. М.: Просвещение, 1979. -224 с.
- Батышев С.Я. Реформа профессиональной школы: Опыт, поиск, задачи, пути реализации. — М.: Высш. школа, 1987. — 341 с.
- Батышев С.Я. Задачи системы профессионально-технического образования в условиях перехода к рыночной экономике. — М.: А.П.О., 1993. —91 с.
- Бахрушин С.В. Очерки по истории ремесла, торговли и городов России русского централизованного государства 16 — начала 17 веков. М.: Искусство, 1952.
- Бездухов В.П. Истинная ценность в педагогической науке. //Известия Российской академии образования. № 1,2006.
- Беляева А.П. Дидактические принципы профессиональной подготовки в профтехучилищах. — М.: Высш. шк., 1991. — 205 с.
- Беляева А.П. Интегрально-модульная педагогическая система профессионального образования. — СПб.: Радом, 1997. — 226 с.
- Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. — М.: ИРПО, 1996. — 336 с.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. — М.: Педагогика, 1989. — 190 с.
- Бодалев А.А. Психология о личности. М.: Изд-во МГУ, 1988. -188 с.
- Возрождение традиций в искусстве народных художественных промыслов (из опыта работы НИИХП). Сб. научн. трудов НИИ художественной промышленности под ред. Серкасовой Н. В. М.: НИИХП, 1985.- 167 с.
- Волков Г. Н. Этнопедагогическая формула воспитания личности. (Воспитание и развитие личности. Материалы научно-практической конференции 13−14 мая 1977 года.). М., 1977.-44 с.
- Выготский JI.C. Детская психология. Собр.соч. Т.4— 1984. — 300 с.
- Гершунекий Б.С. Менталитет и образование: Учебное пособие. — М.: Институт практической психологии, 1994. — 144 с.
- Гершунский Б.С. Педагогическая прогностика.— Киев: шк. ззд-во Киев, ун-та, 1986. — 121 с.
- Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. Берлин, книгоиздателеьство «Слово», 1923.
- Глоссарий терминов профессионального образования и рынка труда. М.: Центр изучения проблем профессионального образования, 2001.- 63 с.
- Гольбах П. Система природы или закон мира физического и мира духовного. М., Гос. социально-экономическое изд., 1940. 455.
- Горбунов-Посадов И. Мастерская ручного труда. Свободное воспитание. 1912 — 1913 г. № 6.
- Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера земли. М., ВИНИТИ, вып.1,1979, вып.2,1980.
- Давыдова С.А. Русское кружево и русские кружевницы. СПБ., 1892.
- Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. — М.: Педагогика, 1972. —399 с.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения.— М.: Педагогика, 1972. — 544 с.
- Джонс Дж.К. Инженерное и художественное конструирование. Современные методы проектного анализа. — М.: Мир, 1976. — 374 с.
- Джонс Дж.К. Методы проектирования.— М.: Мир, 1986.— 326 с.
- Ершов М.П. Современное состояние ремесленных учебных заведений. СПБ.: 1904. — 89 с.
- Закономерности развития искусства народных художественных промыслов. Сборник научных трудов НИИХП. М., 1991 -230 с.
- Зиновкина М.М. Инженерное мышление: Теория и инновационные педагогические технологии. Монография.— М.: МГИУ, 1996. —283 с.
- Зинченко В. П. Аффект и интеллект в образовании. М.: Тривола, 1995.
- Зинченко В.П. Психологическая педагогика: Материалы к курсу лекций. Часть I. Живое знание. 2-е изд., испр. и допол. — Самара: Самарский дом печати, 1998. — 296 с.
- Зинченко В.П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся: Очерки российской психологии. — М.: Тривола, 1994. — 301 с.
- Зеер Э.Ф. Личностно-ориентированное профессиональное образование: Учеб.пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал.Гос.проф.-пед.ун-та, 1998.-51 с.
- Изделия народных художественных промыслов в современном жилом и общественном интерьере. Сб. трудов НИИ художественной промышленности под ред. Н. В. Черкасовой. М.: НИИХП 1989. — 243 с.
- Ильин С.И. и др. Пути преобразования экономической среды народных художественных промыслов России. М.: НИИХП, 1992.
- Ильенков Э.В. Диалектика обстрактного и конкретного в научно-теоретическом мышлении. М.: РОССПЭН, 1997. — 464 с.
- Искусство лаковой миниатюры и декоративной росписи по металлу. Сборник трудов НИИ художественной промышленности под ред. Черкасовой Н. В. М.: НИИХП, 1990. — 197 с.
- Искусство художественных промыслов на современном этапе. Сб. трудов НИИ художественной промышленности под ред. Т. М. Разиной. М.: НИИХП, 1982. — 1988 с.
- История профессионального образования в России. М.: Ассоциация «Профессиональное образованияе», 2003. — 672 с.
- Инновации в трудовой и профессиональной подготовке в России и Германии (опыт и тенденции развития). Часть 1. Кн. для учителя. — М.:ИЦПНПО РАО, 1997. — 100 с.
- История среднего профессионального образования в России / Под общ. Ред. В. М. Жураковского. -М.: Изд-во НМЦСПО, 2000. -704 с.
- Казанская Н.Р. Совершенствование мастерства (Программа курса для подготовки бакалавра по направлению 52 300 «Декоративно-прикладное искусство и народные художественные промыслы») М.: 1998- 17 с.
- Казанская Н.Р. Художественная роспись тканей /Программа курса мастерства Специальность 0515 «Декоративно-прикладное искусство и народные художественные промыслы» М.: 1998 20 с.
- Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. — М.: Арена, 1994. — 222 с.
- Климов Е.А. Введение в психологию труда: Учебное пособие. — М.: Изд-во Московского Университета, 1988. — 199 с.
- Когда все искусства вместе. Полихудожественное развитие учащихся различных возрастных групп. Пособие для учителя. Под общ. Ред. Б. П. Юсова. Москва — Мурманск, 1995.-108 с.
- Коромыслов С.И. О художественной направленности Федоскинской лаковой миниатюры. (Доклад к Ученому Совету научноисследовательского института художественной промышленности). М., 1959.
- Кожуховская С. М. Одна из моделей организации подготовки дизайнеров педагогов в Начальчикском колледже дизайна //Вестник УМО по проф.-пед. обр-ю. — Екатеринбург: Изд-во УГГПТУ, 1997. — № 1(19.)-С.65−68.
- Кравченко Н.М. Социально-педагогические условия формирования человеческих ресурсов на рынке труда России. Автореферат канд. пед .наук М. 2002. — 21с.
- Крупская Н.К. Вопрос о трудовой школе на Берлинском конгрессе немецких учителей. Свободное воспитание 1912−1913г. № 7. Типография Т-ва И. Н. Кушнарев и К*. М., 1913.
- Кикоть Е.Н. Теоретические основы развития исследовательской деятельности учащихся в учебном комплексе «Лицей-ВУЗ». Автореферат дисс. канд. пед. наук., Калининград, 2002 -40 с.
- Кубрушко П.Ф. Содержание профессионально-педагогического образования. Монография. 2-е изд., — М.: Гардарики, 2006., 207с.
- Коваленко Ю.И. Профессиональное образование в ФРГ. — М.: Высш. шк., 1988. — 157 с.
- Кузьмин В.П. Исторические предпосылки и гносеологические основания системного подхода. // Психологический журнал.— 1982.— № 3. — с. 3−15- № 4. — с. 3−14
- Кыверялг А.А. Методы исследования в профессиональной педагогике. — Таллин: Валгус, 1980. — 336 с.
- Леднев B.C. Содержание образования: Учебное пособие. — М.: Высш.шк., 1989. —360 с.
- Леднев B.C., Кубрушко П. Ф. Развитие системы профессионально-педагогического образования: Монография. М.: ЭГВЕС, 2006., 287 с.
- Лейбович А.Н. Структура и содержание государственного стандарта профессионального образования. — М., 1996. — 228 с.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 3-е изд.— М.: Изд-воМГУ, 1972. —576 с.
- Леонтович А.И. Промыслы по обработке металла. В кн.: Кустарные промыслы России. В 4-х т. СПБ., 1913, т.2.
- Лисов В.И. Столичное образования: экономико-правовые аспекты модернизации управления. М.: Изд-во. РГСУ, 2004., 284 с.
- Лисов В.И. Управление российским образованием. Федеральные и региональные аспекты. М.: 2005., 464 с.
- Ломакина Т.Ю. Современный принцип развития непрерывного образования. -М.: Наука, 2006., 221 с.
- Ломакина Т.Ю. Развитие системы непрерывного профессионального образования. М.: ИТИП РАО, 2005., 64 с.
- Ломоносов Р.Г. Декоративно-прикладное искусство в системе подготовки студентов художественно-графического факультета. Автореф. дисс.канд.пед.наук. -М.: 1970.
- Мадзигон В.Н. Продуктивная педагогика. Политехнические основы соединения обучения с производительным трудом: Монография. -К.: «Вересень», 2004., 324с., табл.
- Максимович В. Ф. Пути совершенствования системы подготовки кадров в учебных заведениях народных художественных промыслов. Дисс. канд.пед.наук. М., 1989. — 163 с.
- Максимович В.Ф. Народные художественные промыслы (Научно-методическое пособие для высших и средних профессиональных учебных заведений культуры и искусств). М., 1999. -65 с.
- Мамонтова Н.Н. Искусство народных промыслов и задачи формирования среды. М., 1989.
- Мамонтова Н. Н. Формы и методы передачи мастерства в хохломском промысле. М., 1990.
- Маркс К., Энгельс Ф. Сочин.Т.26,ч.2
- Мацкевич М.В. Эстетическое развитие старших дошкольников в системе «художественный музей детский сад» — Автореф.. канд. пед. наук. — М., 2006. — 23с.
- Методика обучения учащихся V-IX классов современным технологиям в процессе трудовой подготовки. /Под ред. В. М. Казакевича. — М.: ИОСО РАО, 1996. — 72 с.
- Найн А.Я. Педагогические основы профессионального обучения молодых рабочих. — М.: Высш. шк., 1987.— 125 с.
- Народное декоративное искусство. Традиции и поиск. Сб. трудов НИИ художественной промышленности под ред.Н. В. Черкасовой. -М.: 1979.-204 с.
- Народное декоративно-прикладное искусство. Теория и методика образования (В.Ф.Максимович, Н. Р. Казанская, Е. В. Гайманова и др.). Под ред. Максимович В. Ф. М.: Флинта: Наука, 2000. — 182 с.
- Народные мастера, традиции, школы. (Академия художеств СССР. НИИ теории и истории изобразительного искусства.) Под ред. Некрасовой М. А. Изобразительное искуссто. 1985.
- Некрасова М. А. Народное искусство как часть культуры. М., 1983.-345 с.
- Неменский Б.М. Мудрость красоты. О проблемах эстетического воспитания: Книга для учителея. Изд. 2-е, перераб. И доп. — М.: Просвещение, 1987. — 255 с.
- Новиков A.M. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении. — М.: А.П.О., 1998. — 133 с.
- Новиков A.M. Профессиональное образование России . Перспективы развития. — М.: ИЦПНПО РАО, 1997. — 254 с.
- Новиков A.M. Процесс и методы формирования трудовых умений: Профтехпедагогика. — М.: Высш. шк,. 1986. — 288 с.
- Новиков A.M. Гуманизация образования. Мода или необходимость? //Профессионально-техническое образование. — 1989. — № 1. — С. 31−35.
- Новиков A.M. Российское образование в новой эпохе: Парадоксы наследия- векторы развития. М.: Эгвес, 2000, -272 с.
- Новиков A.M. Методология образования М.: «Эгвес», 2002. -320 с.
- Новиков П.Н. Теоретические основы опережающего профессионального образования: Дисс. доктора пед.наук. -Екатеринбург, 1997.-418 с.
- Овечкин В.П. Содержание технологического образования: основания, принципы, условия проектирования /Монография. Москва-Ижевск: НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика», 2005. — 220с.
- Омельяненко Б.JI. Профессионально-техническое образование в зарубежных странах. — М.: Высш. шк., 1989. — 224 с.
- Осипов П.Н. Особенности профессионального развития студентов традиционных и инновационных учебных заведений: сред, спец. учеб. заведений. /Специалист. 2000. № 5, № 7.
- Поляков В.А. Комплексное исследование проблемы подготовки учащейся молодежи к труду в условиях перехода к рынку // Учащаяся молодежь и рынок. — М., 1992. — С. 8−12.
- Поспелова Гатцук М. А. Методика женских рукоделий. Издание второе, С. Петербург, 1910- Издание третье пераеработанное, Петроград, тип. Т-ва А. С. Суворина — «Новое время», 1915.
- Проблемы развития промыслов художественной керамики. Сб.научн. трудов НИИ художественной промышленности под ред. Черкасовой Н. В. -М.: НИИХП, 1987.
- Проблемы зарубежной высшей школы. Обзор. Информ. М.: НИИВШ, 1990.-Вып. 1.
- Перспективы развития системы непрерывного образования / Под ред. Б. С. Гершунского. -М.: Педагогика, 1990.-224 с.
- Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб.науч.тр. / Отв. Ред. Е. В. Ткаченко. Екатеринбург, 1995 — 224 е., 1996. — 340 с.
- Принципы модульного обучения. //Вестник высшей школы. — 1987. — № 8. — С. 30−40.
- Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям.— М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1997. — 512 с.
- Профессиональное обучение в рамках дуальной системы в ФРГ. — Бонн: Изд-во Федерального министерства образования и науки, 1991. —64 с.
- Путин В.В. О государственной поддержке традиционной народной культуры в России. //Вестник образования, № 2,2007, С.3−7.
- Работа в будущем— профессиональное обучение в будущем: Производственное обучение. — Ганновер: Об-во К. Дуйсберга, 1998.— 150 с.
- Рольф Арнольд, Иоахим Мюнх. Вопросы и ответы относительно дуальной системы профессионального обучения в Германии. — Бонн: Федеральное Минобразования, науки, исследований и технологии, 1998. — 155 с.
- Российская систем образования: состояние и перспективы. М., 2005.
- Российская общеобразовательная школа: Проблемы и перспективы. Сборник статей. /Под ред. В. А. Полякова, J1.H. Боголюбова, Ю. И. Дика. —М.:ИОСО РАО, 1997. —160 с.
- Рыкова Е.А. Начальное профессиональное обучение школьников в системе общеобразовательных учебных заведений: Пособие для учителей и работников народного образования.— М.: ИПСМ РАО, 1994.
- Савенкова Л.Г. Человек в пространстве мира и культуры: интегрированный полихудожественный подход к преподаванию изобразительного искусства. М.: МАГИСТР-ПРЕСС, 200. — 360 с.
- Савенкова Л.Г. Интеграция в педагогике искусства // Искусство в условиях модернизации школьного образования и воспитания / Ред.- сост. Савенкова Л. Г. М.: Изд. Дом РАО, 2003. -С.28−47.
- Савенкова Л.Г. Интегрированное полихудожественное развитие школьников // История художественного образования в России проблема культуры XX века. — М.: Изд. Дом РАО, 2003. — С. 301−315.
- Система художественных выразительных средств в искусстве современных народных промыслов. Сб. трудов НИИХП. Сост. Т. М. Разина. М.: НИИХП, 1988.- 161 с.
- Скаткин М. Н. Методология и методика педагогических исследований. -М.: Педагогика, 1986. 152 с.
- Смирнов И.П., Поляков В. А., Ткаченко Е. В. Новые принципы организации начального профессионального образования. Переход коткрытой системе в условиях рынка труда. М.: ООО «Аспект», 2004. -32 с.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. — М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
- Соколов М.В. Формирование профессиональной направленности студентов художественно-графических факультетов на занятиях декоративно-прикладным искусством. Автореферат дисс. докт. пед. наук. М. 2002. — 40 с.
- Соловьева Н.В. Профессиональное становление специалиста с высшим образованием в условиях изменяющейся социокультурной среды: дисс. доктора пед. наук. Казань, 1997. — 420с.
- Ш. Сэдлак Ян. Развитие высшего образования в Восточной и Нейтральной Европе в свете перемен //Перспективы. Вопросы образования. 1992. № 3.
- Ткаченко Е.В. Основные итоги, проблемы и пути развития российского образования. 1996 год: Избранные выступления, статьи Министра образования России Е. В. Ткаченко.— М.: МО РФ, 1996.— 130 с.
- Ткаченко Е.В. Приоритеты российского начального профессионального образования //Педагогика. 1999. № 2. С. 58−62.
- Ткаченко Е.В., Кожуховская С. М. Дизайн образование. Теория, практика, траектория развития. — Екатеринбург. — из-во «АКВА -ПРЕСС», 2004.-240 с.
- Торопов Д.А. Обеспечение качества профессионального образования в Германии. Автореферат, дисс. докт. пед. наук Казань, 2005. — 42с.
- Фишер Экхард. Инновации профессионального образования в Германии. М., 1995.
- Фомина Н.Н. Институт художественного образования -старейшее научно-исследовательское учреждение в системе Российской академии образования. // Известия РАО. — 2001. — № 4. — С.2−4.
- Фохт Бабушкин Ю. У. Художественная культура и развитие личности. М., Наука, 1982.
- Фохт Бабушкин Ю. У. Художественная культура: проблемы изучения и управления М., Наука, 1986.
- Философско-психологические проблемы развития образования /Под ред. В.ВВ.Давыдова. -М.: Педагогика, 1981. 176 с.
- Хейфец П.С. Теоретические основы непрерывного многоуровневого образования учащихся профессиональных лицеев: Дисс. .доктора пед.наук. М., 1995. — 405 с.
- Хюсен Торсен. Идея университета: эволюция, функции, проблемы //Перспективы. Вопросы образования. 1992. № 3.
- Чечель И.Д. Педагогические основы профессионального самоопределения учащихся инновационных учебных заведений: Дисс. доктора пед.наук. — М., 1996. — 455 с.
- Чистякова С.Н., Захаров Н. И. Профессиональная ориентация школьников: организация и управление. — М.: Педагогика, 1987. — 86 с.
- Хохлова Е. Н. Традиционные ремесла Тульской области. М.: НИИХП, 1992.
- Цукерман В. С. Народная культура как социальное явление: Дисс. докт. филос.наук. Челябинск. — 401 с.
- Шамова Т.И. Активизация учения школьников. — М.: Педагогика, 1982. —208 с.
- Шамрай Н.Н. Механизм адаптации учащихся в начальном профессиональном образовании к условиям рынка труда: Монография. — М.: Изд. дом «Ореол», 1997. — 78 с.
- Шамрай Н.Н. Организация и проведение производственной практики в контрольно-заключительный период обучения при подготовке рабочих широкого профиля трикотажного производства: Метод, рек. /НМЦ проф. образ. — М., 1992. — 47 с.
- Шамрай Н.Н. Педагогические условия адаптации учащихся к условиям рынка труда в процессе технологического образования . Дисс. докт. пед.наук. — М., 2000. — 350 с.
- Шамрина Е.А. Развитие творческого потенциала будущих учителей образовательной области «Искусство» (в системе педагогического образования): Автореферат дисс. канд. пед. наук -Москва, 2006. 19с.
- Школа 2000. Концепции, методики, эксперимент: Сборник науч. трудов. /Под ред. Ю. И. Дика, А. В. Хуторского. — М.: ИОСО РАО, 1999. —308 с.
- Школа и выбор профессии. /Под ред. В. А. Полякова, С. Н. Чистяковой, Г. Г. Агаповой. — М.: Педагогика, 1987.
- Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. —М.: Педагогика, 1986. — 208 с.
- Экология— забота общая. Сборник статей. — М.: Профиздат, 1990.— 115 с.
- Энциклопедия профессионального образования: В 3-х т. М.: АПО, 1999.
- Юсов Б.П.К проблеме взаимосвязи искусств в детском художественном развитии. Теория эстетического воспитания. -М.: АПН РСФСР. -Вып.З.-С.43−45.
- Юцявичене П.А. Принципы модульного обучения. //Сов. педагогика. — 1990. — № 1. — С. 55−70- № 2. — С. 56−72.
- Student Hand Book 1998−2000. Kingsborough community college. The City University of New York, 2001 Oriental Boulevard. — 160 p. Printed in the United States of America.