Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Организационно-педагогические условия социальной адаптации учащихся профессиональных училищ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В ходе эксперимента подтверждена идея взаимодействия учащихся, инженерно-педагогических работников и администрации профессиональных училищ в решении задачи социальной адаптации учащихся. При этом данная задача рассматривается в качестве целевой функции управления учебным заведениемЭта идея предполагает разработку комплекса организационных мероприятий, которые позволили бы с учетом индивидуальных… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Введение
  • 2. Глава I-Социальная адаптация учащихся профучилищ педагогиче екая про блема
  • 1. Сущность социальной адап тации учащихся профучилищ и критерии эффективности педагогического обеспечения этого процесса
  • 2. Опыт организации педагоги ческой работы по обеспечению социальной адаптации учащихся в странах с развитой рыночной экономикой
  • 3. Особенности социальной адап- .46тации учащихся профучилищ
  • Выводы по первой главе
  • 3. Глава II. Реализация комплекса организационно-педаго гических условии управления процессом социальной адаптации учащихся профучилищ
  • 1. Социальная адаптация учащихся профучилищ в структуре управления учебным заведением &2 Организация работы социально-педагогической службы профучилища
  • 63. Целевое комплексное плани- .98рование социальной адаптации учащихся профессиональных училищ
  • 64. Подготовка руководителей .106учебных заведений, инженерно-педагогических работников к реализации функции социальной адаптации учащихся
  • 5. Результаты опытно-экспери- .113ментальной работы,
  • Выводы по второй главе

Организационно-педагогические условия социальной адаптации учащихся профессиональных училищ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

мическими и политическими изменениями, которые происходят се годня в обществе и существенно влияют на характер социальных отношений. В первую очередь изменяется стереотип этих отношений у тех групп населения* благополучие которых в условиях перехода к рынку находится в прямой зависимости от «государства. я.

В условиях реформирования системы социальных отношений.

1 м проблема приспособления человека к этой системе приобретает безусловно важное значение. Для учащихся профессиональной школы эта задача становится особенно значимой, так как по окончанию обучения им предстоит включиться в новые отношения, которые не знакомы не только им, но и малознакомы для более старшего поколения.

Учащиеся профучилищ являются особой социальной группой учащейся молодежи, С одной стороны, главным видом их деятельности является учение, с другой — главной задачей профессиональной школы является включение учащегося в профессиональную производственную деятельность. В связи с этим возникает сложность и противоречивость той социальной роли, которую должен принять учащийся ПУ.

Однако усилия инженерно-педагогических коллективов, направленные на обеспечение процесса социальной адаптации, носят эпизодический, не целенаправленный характер. При этом социальная адаптация не рассматривается в качестве целевой функции управления учебным заведением.

Поиск путей создания постоянно функционирующей социально направленной системы работы, целью которой является социальная адаптация учащихся, требует существенного переосмысления теории и методики организации учебно-воспитательной работы с учащимися в профучилище. философско-методологический аспект социальной адаптации различных групп населения рассмотрен в работах E.H. Холостова, Н. С. Слепцова, А. Н. Аверьянова, Г*С.Батищева, Л. П. Буевой, В. Г, Лисовского, и других. Социальнопсихологические аспекты социальной работы были предметом исследования таких психологов как 1.

A.A.Бодалев, В. В. Давыдов, Д. И. Фельдштейн, Я. Л. Коломинский, A.B.Петровский, Л. И. Уманский, Р-X.Шакуров, A.C.Чернышов, А. Г. Кирпичник и др. и.

Педагогический аспект социально-педагогической работы с учащимися рассмотрен в работах В. Г, Бочаровой, Б. П. Битинаса,.

A.В.Мудрика, М. И. Рожкова и др.

Особое значение для нашего исследования имеют работы, в которых отражены вопросы управления учебными заведениями:

B.А.Сластенина, А. Г. Соколова, A.B. Петровского, Р, Х. Шакурова и др.

В своей совокупности работы вышеназванных авторов имеют важное теоретическое и практическое значения, но они не ставили своей целью специально рассмотреть педагогический аспект проблемы социальной адаптации учащихся,.

В педагогике слабо раскрыты трудности организации педагогического процесса, обеспечивающего социальную адаптацию учащихся профучилищ, причины социально-педагогического характера, их сложность, противоречивость, опосредованность внешними и внутренними факторами социальных отношенийВне поля зрения педагогических исследований остались вопросы индивиду аильной работы с учащимися, взаимодействия различных групп инженерно-педагогичес ких работников и администрации учебных заведений.

При этом возможности педагогических средств влияния на социальные отношения учащихся не всегда используются в полной мере в силу сложившейся фронтальной системы руководства учеб ным заведением.

В результате неадекватных подходов к организации педагоги ческого процесса, направленного на решение задачи социальной адаптации учащихся, несогласованности действий, недостаточного внимания к решению этой проблемы со стороны руководителей учебного заведения, учащиеся адаптируются к новой системе со циальных отношении довольно сложно.

Об этом свидетельствуют данные, полученные нами в ходе со циологических исследований.

Оценивая свое будущее, лишь 27% опрошенных учащихся представляют его хорошо, более трети (36%)не представляют вообще, 37% воздерживаются от какой-либо оценки.

Возникло противоречие между потребностью педагогической коренном ты в профучилищах, с целью ее ориентации на социальную адапта цию учащихся к новым социально-экономическим условиям, и не ь готовностью педагогической теории дать решение этой проблемы.

Данное противоречие и определило.

Каковы организационно-педагогические условия эффектив ности процесса социальной адаптации учащихся профучилищ в период реформирования социально-экономических отношений? определить комплекс организационно-пе дагогических условий и средств, обеспечивающих социальную адаптацию учащихся профучилищ процесс социальной адаптации уча щихся профучилищ.

1. комплекс организационно-педагоги ческих условии и средств социальной адаптации учащихсяпедагогического про цесса, направленного на решение задачи социальной адаптации учащихся профучилища будет эффективной, если: социальная адаптация будет рассматриваться как целевая функция управления учебным заведением;

— в учебных заведениях обеспечить целенаправленную работу по оказанию адресной социальной помощи учащимсяобеспечить индивидуально-ориентированный подход к ока занию ими способов решения социальных проблемосуществлять инновационную подготовку руководителей и инженерно педагогических работников профессиональных учебных заведений к работе по обеспечению социальной адаптации учащих.

— определить социально-педагогическую сущность социальной адаптации учащихся как Функции управления профессиональным учебным заведениемобосновать структуру и критерии эффективности управле ния процессом социальной адаптации учащихсявыявить организационно-педагогические условия эффектив ности процесса социальной адаптации учащихся во взаимодействии руководителей и инженерно — педагогических работников профессионального учебного заведения.

Методологической основой иоалелпм^я являются научные положения о диалектическом характере социальных отношений, о гуманистически х принципах организации взаимоотношений людей в цивилизованном обществе, которые нашли отражение в работах Г. Гегеля, М. Монтеня, Ж-Ж, Руссо, В-А-Розанова и других филосо^ фов.

Мы исходили из известных в социальной и педагогической психологии положений об обусловленности социальных отношений h | политическими и социально-экономическими факторами. Для исследования была особенно важна опора на личностно-деятельный подход, определяющий оптимизацию интересов личности и общества в социуме.

В нашем исследовании мы опирались на современные концепции социальной работы: концепцию социально-педагогической работы с детьми (В.Г. Бочарова) — концепцию социализации личности (A.B. Мудрик)-концепцию социальных проб <�М.И. Рожков) — концепцию управления школой (Р-X.Шакуров) — системно-социальную концепцию воспитания (Н. М. Таланчук) — концепцию воспитательных систем (Л-И. Новикова).

Такой подход к проблеме исследования предопределил и методы исследования. В работе использовались эмпирические методы: опытная и опытно-экспериментальная работа, наблюдение, включенное наблюдение, анкетирование, интервьюирование, социометрия, изучение документации и др., а также методы теоретического анализа и синтезааналогия, моделирование, системный подход.

Исследование проводилось в несколько взаимосвязанных этапов.

На ПСРВОМ—этапе /1990;1992гг^/ проводилось накопление эмпирического материала, обобщение практического опыта, определялись методологические и методические подходы к проблеме.

На втором этапе /1992~1993гг/ изучалась научная и учебно-методическая литература, анализировался и обобщался отечественный и зарубежный опыт работы по социальной адаптации учащихся. На этом же этапе была выдвинута и разработана гипоУ теза исследования, С целью проверки выдвинутой гипотезы была разработана и уточнена * методика исследования: организована опытно-экспериментальная работа, на основе которой производилось уточнение рабочей гипотезы.

На третьемэтапе /1993;1995г"г-/ проводилось теоретическое обобщение результатов опытно-экспериментальной работы, литературное оформление диссертации, подготовка научно-теоретических рекомендаций, направленных на внедрение в практику результатов исследования,.

Вазой исследования являлись профессиональные училища г. Ярославля (ПУ N5, ПУ Ы10, ПУ N24, ПЛ N21) и г. Рыбинска (ПУ N4).

Достоверность результатовисследования обеспечивалась всесторонним анализом проблемы при определении исходных теоретико-методологических позицийкомплексом эмпирических и теоретических методов, адекватных задачам исследованияцеленаправленным анализом опыта работы и обобщением результатов опытно-экспериментальной работы, проводившейся в течении нескольких летматематической обработкой данных, что обеспечивало валидность и надежность полученных результатов.

Репрезентативность полученных результатов обеспечивалась широкой базой исследования, обработкой данных на ЭВМ.

Научная новизна и теоретическая? заключается в том, что:

Выявлена социально^педагогическая сущность социальной адаптации учащихся как функции управления профессиональным учебным заведением. Определены критерии эффективности реализации этой функции: готовность учащихся к решению социальных проблем, включенность в систему социальных отношений, субъективная оценка своей социальной защищенности.

2. Обоснованы этапы организации педагогом процесса социальной адаптации учащегося: диагностическийпланированияреализациикоррекции и координацииконтроля.

3. Обоснованы организационно-педагогические условия социальной адаптации учащихся профучилииь.

Прмстиц^гс^я значимость ис^л^ГЩ^МНИЯопределяется тем, что:

1- Апробирована и внедрена оригинальная методика организации подготовки учащихся профессиональных училиш к системе социальных отношений;

2. Разработана и внедрена система взаимодействия администрации и ййженерно-педагогических работников профучилищ в решении задачи социальной адаптации учащихся;

3. Разработана и внедрена методика подготовки руководителей учебных заведений и инженернопедагогических работников к решению задачи социальной адаптации учащихся;

4. Разработана и внедряется в практику областная комплексная программа «Социальная адаптация учащихся профучилищ» .

Основные положения.

1.Социально-педагогическая сущность социальной адаптацииособенности процесса социальной адаптации уч’ащихся профучилищ в современных условиях, предполагающего их адекватное включение в систему социальных связей;

2.Комплекс педагогических условий и средств, способствующих повышению эффективности процесса организации работы по обеспечению социальной адаптации учащихся, во взаимодействии администрации профессиональных учебных заведений и инженерно-педагогических работников-выделение функции социальной адаптации в качестве целевой;

3.Индивидуально ориентированный подход к оказанию помощи учащимся в проектировании ими способов решения социальных проблем;

4. Формы и методы подготовки руководителей профессиональных учебных заведений и инженерно-педагогических работников к реализации задачи социальной адаптации учащихся, включающие информационный и инновационный компоненты.

Апробмдта.

Теоретические положения, выводы, рекомендации доложены, обсуждены и получили одобрение:

— на международном симпозиуме по проблеме «Социальная адаптация учащейся молодежи в новых экономических условиях» ,.

Ярославль, 1994;

— на всероссийском семинаре-совещании по проблеме «Соци альная защита прав детства в условиях регулируемой рыночной экономики». (Основной доклад), Ярославль, 1991;

— на всероссийском семинаре-совещании по проблемам подготовки рабочих кадров, незанятой молодежи и незанятого населе.

•А ния. г. Люберцы Московской области, 1994;

— на семинаре по проблемам охраны прав детства, г. Кассель Германии, 1992;

— на зональных и областных семинарах директоров и заместителей директоров профессиональных училищ. г. Иваново, г. Ярославль, 1991;1995;

— на методических объединениях и курсах повышения квалификации работников профессиональных училищ и техникумов, г. Ярославль, 1992;1994;

— на коллегии департамента профессионального образования и подготовки кадров Ярославской области, 1994.

Отртетчпоа диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Кроме текстовых материалов в работу включены 4 схемы и 6 таблиц.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ I.

1. Социальная адаптация учащихся в коллективе учебного заведения имеет очерченную и регулируемую основуЭту основу составляет набор положений, учет и соблюдение которых обеспечивает успешность педагогической работы по обеспечению социальной адаптации учащихся. При этом особенно важен индивидуальный подход в определении средств педагогического влияния на учащихся, предполагающий учет индивидуальных особенностей каждого объекта социальной защиты и только персонифицированное принятие решения о мерах по социально-педагогической помощи учащимся.

2. В ходе эксперимента подтверждена идея взаимодействия учащихся, инженерно-педагогических работников и администрации профессиональных училищ в решении задачи социальной адаптации учащихся. При этом данная задача рассматривается в качестве целевой функции управления учебным заведениемЭта идея предполагает разработку комплекса организационных мероприятий, которые позволили бы с учетом индивидуальных особенностей каждого учащегося создавать условия для повышения уровня его социальной адаптированности в коллективе учебного заведения.

3- В обеспечении помощи учащимся в самореализации в системе социальных отношений профучилища существенную роль может сыграть их взаимодействие с социально-педагогической службой профессионального училища, работа которой направленно обеспечивает реализацию комплекса социально-педагогических функций в учебном заведении.

4. Чтобы сделать работу по социальной адаптации учащихся более динамичной необходимо было найти эффективные средства управления интегративными процессами, объединяющими усилия органов профессионального образования, администрации учебных заведений и других социальных институтов. Разработка конкретной региональной программы социальной адаптации учащихся предполагала оптимальное соединение базисного компонента программы и ее вариативной части, учитывающей изменения происходящие в социально-экономической жизни. Это позволило нам добится в эксперименте решения комплексных задач управления и оперативного влияния на процесс социальной адаптации учащихся профессиональной школы.

5. Подготовка руководителей учебных заведений и инженерно-педагогических работников к работе по социальной адаптации учащихся предполагает не только формирование знаний основ социальной педагогики и социальной психологии, но и изучение специальных вопросов, связанных с особенностями применения этих зна.

125 ний в учреждениях профессионального образования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Новый подход к организации социальной адаптации учащихся предполагает сочетание избирательного адресного характера реше ния этой задачи с комплексом фронтальных мер, направленных на решение наиболее общих вопросов, ориентирует органы управле ния профобразованием, администрацию профессиональных училищ, инженерно-педагогических работников на первоочередные задачи, связанные с созданием условий для социальной адаптации учащих.

В своей основе результаты исследования подтвердили выдвину тую гипотезу и позволили сделать.

1. Социальная адаптация учащихся профучилищ предполагает их активное приспособление к социальной среде на основе адек ватного включения в систему социальных связей { экономических, политических, духовных). Задачу по обеспечению социальной адаптации учащихся необходимо рассматривать в двух аспектахво-первых, как задачу принятия питомцами профучилищ соци альной роли учащегося профессиональной школы, во-вторых, как задачу включения их в систему зарождающихся рыночных отноше.

НИИ .

2. Критериями эффективности педагогической работы по обеспечению социальной адаптации учащихся профучилищ являются: достаточность знаний у учащихся для включения в систему социальных подготовленности учащихся к волевым.

— 126 ямсоциально-психологическая комфортность отношенийпрогностическая уверенность в стабильности социального благополучия. Перечисленные критерии могут оценить работу по обеспечению социальной адаптации учащихся только в комплексе" взаимодействуя друг с другом.

3. Задача социальной адаптации учащихся будет решаться более успешно, если достигается взаимная активность руководителей учебных заведений, инженерно-педагогических работников и учащихся. В связи с этим важным условием является регулирование реализации социально-педагогических функций на основе создания специальных социально-педагогических служб профессиональных училищ.

4. Основными этапами организации процесса социальной адаптации учащихся являются: диагностический, планирования, реализации, координации и контроля. На каждом из этих этапов решаются как общие, так и специфические задачи. Переход от этапа к этапу осуществляется по мере достижения поставленных задач на предыдущем.

5. Социальная адаптация учащихся может быть более эффективной, если будет усилена социальная функция управления профессиональным училищем и забота о социальном благополучии учащихся будет рассматриваться как первостепенная. При этом могут создаваться специальные органы ученического самоуправления, обеспечивающие совместно с администрацией реализацию данной функции. е.

6. Важнейшим условием, обеспечивающим эффективность работы по социальной адаптации учащихся на региональном и государственном уровнях, является координация действий всех субъектов этого процесса. Этому способствует целевое комплексное планирование мероприятий по социальной адаптации учащихся, эффективность которого подтверждена в эксперименте.

7. Социальная адаптация учащихся во многом зависит от эффективности подготовки руководителей учебных заведений и инженерно-педагогических работников. При этом содержание подготовки должно быть адекватно изменяющимся социальноэкономическим условиям и осуществляться на основе взаимосвязи теоретического и практического компонентов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности* Основы педагогики творчества,-Ка-зань:Изд-во Казан- ун-та, 1988.-238с, 3* Арефьева Г. С. Социальная активность,-МПолитиздат, 1 974.-230с&diams- *
  2. В. Г. и др. Об эффективности социального управления —//Вопросы философии*- М.: 1982*- N11.
  3. И.П. Руководителю о человеческом факторе:Социал. -псих ол. практикум. -Л. :Лениздат, 1989,-222с.
  4. Вопросы воспитания: системный подход,/Под общ.ред. Л. И. Новиковой. -М. :Прогресс, 1981.-135с.
  5. Воспитательная система школы: аспект моделирования: учебно-методическое пособие./Авт.-сост. Е. Н. Степанов < Л.В.Бай-бородова, С¦Л, Паладьев.-Псков: ПОИПКРО, 1994.-93с.
  6. Г. Г. Перестройка школы: проблемы управления. -Казань:Таткнигоиздат, 1990.-206с.
  7. Г. Г. Совершенствование функций управления школой в условиях её реформы. -М.:МГГ1И им. В. И. Ленина, 1988.-23с.
  8. Г. Г. Программно-целевой подход к управлению общеобразовательной школой.-Алма-Ата:ИУУ, 1988.-16с.130
  9. В. Социально-правовая защищенность молодежи. //Советская юстиция.-1989.-N21.29*Гурова Р.Г. Социально-педагогические исследования и современность*//Советская педагогика-1989.-Ы2,
  10. В.Г. Взаимоотношения преподавателя с учащимися ПТУ в процессе обучения: Методическое пособие.-МВысшаяшкола, 1990.-128с *
  11. Как провести социологическое исследование */Под ред.
  12. М.К * Горшкова и Ф. Э ЛПереги,-М:Политиздат¦198 5.-223с .38, Караковский В. А. Система воспитательной работы с ученическим коллективом средней школы.//Вопросы воспитания: системный подход *-М.:Прогресс, 1981,-с.9 1 1 35 .
  13. Кирпичник Л, Г, К проблеме исследования воспитательных возможностей разноуровневых отрядов сельских школ.//Социально-психологические проблемы личности и коллектива школьников и студентов.-Ярославль:ЯГПИ, 1976.-е, 111−114.
  14. А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства.-М.:Политиздат, 1975.-217с*41, Коле сииков Л. Ф. Резервы эффективности педагогического' труда */Отв-ред. В. Н, Турченко.-М:Наука, 1985.-261с.
  15. Колесников Л.Ф., Турченко В, Н¦, Борисова Л, Г* Эффективность образования,-М:Педагогика, 1991,-270с*43 *Коломинский Я. Л* Психология детского коллектива: Система личных отношений,-Минск:Нар. асвета, 1984.-239с.
  16. Кон Я. С. Психология ранней юности: Кн, для учителя, -М.:Просвещение, 1989.-255с.
  17. Концепция воспитания учащейся молодежи.//Педагогика.-1992.-И 3−4,-с.11−19,
  18. А. А. Методы исследования в профессиональной педагогике.-Таллин:Изд-но Валгус, 1980.-334с *
  19. Л. Ф. Государственное вспомоществование.США экономика, политика, идеология.-1992.-N2.-c.64.
  20. Лордкипанидзе Д. О* Ян Амос Коменский. Изд.2-е.На-уч.ред * А. И. Пискунов.-М.:Педагогика, 1970.-440с.
  21. Ю.Л. Творческая лаборатория учителя.Кн.для учителя. -3-е изд* перераб. и доп.-М.-Просвещение, 1992.-224с,
  22. Малькова 3+А. и др. Педагогическая наука на новом этапе //Советская педагогика.^1989.-NI, I57* Мальковская Т. Н. Социальная активность школьниковк-Л:Знание, 1978.-36с.
  23. Ма лярова Н. В, Несмеянова М*Н. Социальная защита детства -концептуальный подход.//Социологическое исследование, 1991.-N4.59 * Маркович Д. Ж. Социальная экология.-М.:Просвещение, 1991. -174с.
  24. В.И. Образование в США:экономическое значение и эффективность. -М.:Наука, 1967.
  25. Методы социальной психологии.-Л.:Изд.-во Ленингр. ун-та, 1977.-176с.
  26. .З. и др* Системный подход к организации управления./Мильнер Б. 3., Евенко Л. ИРапопорт В.С.-М.:Экономика, 1983.-224с.
  27. Мудрик А, В. Общение как объект педагогического исследования, //Проблемы общения и воспитания *-Тарту, 1974. ч- 1-е.36−59.
  28. A.B. Общение как фактор воспитания школьников ¦ -М.: Педагогика Л 984 1 1 2с .
  29. A.B. Время поисков и решений,-МПросвещение, 1990.-189с.
  30. Г. В., Рожков М. И., Юдин В. П. Социальная защита учителя,-Казань:Произв¦-изд.комб.ВИНИТИ г. Люберцы, 1993.-32с, 6 7. Народное образование.1991.-N5.-с * 90.
  31. На пути к новой школе./Опыт перестройки народного образования в Эстонской ССР.-М.:Педагогика, 1988.-235с,
  32. Научно-технический прогресс и система образования (Великобритания, США, Франция, Швеция).Сб.обзоров. -М., 1985.-268с.
  33. Л.И. Воспитательная система школы как феномен -педагогической действительности и объект исторического исследования .//Воспитательная система школы: история и современность: тезисы докладов*-Владимир, 1990.-с, 4−7.
  34. Л. И. Самоуправление в школьном коллективе . -М. :Знание, 1988.-80с.
  35. С.И. Словарь русского языка: Ок.57 000 слов./Под ред. чл¦-корр.АН СССР Н¦Ю.Шведовой18-е издстереотип.-МРус.яз., 1986.-797с.
  36. A.M. Социальное управление.Некоторые вопросы теории и практики•-М.:Мысль, 1980*-212с*
  37. О реформе общеобразовательной и профессиональной школы: Сборник документов и материалов *-М.:Политиздат, 1984.-112с.
  38. Орлов Л, Б. Проблемы перестройки психолого- педагогической подготовки учителя .//Вопросы психологии&diams-1989.-NI.
  39. Осипов /7.Я. Педагогические основы стимулирования самовоспитания учащихся средней профессиональной школы.:Авто-реф.дис.¦.докт.пед.наук.-Казань, 1993, -34с.
  40. Основы внутришкольного управления./П.В * Худоминекий, Ю. В. Васильев, Э. Р. Лихацкая и др.-Под общ, ред&diams- П, В. Худоминско-го.-М.:Педагогика, 1987.-168с¦
  41. Ф.Г. Перестройка в работе с педагогическими кадрами.//Советская педагогика, 1987.-N5.-с.77−80.
  42. Ф.Г. Школа и общественный прогресс:Актуальные вопросы работы общеобразовательной школы эпохи развитого социализма * —М.:Просвещение, 1983.-255с.
  43. В.И. США:взаимодействие общины и школы.-Красноярск: Изд-во Красноярского ун-та, 1985.-112с.
  44. Петровский А, В. Личность.Деятельность.Коллектив.-М.:По- 135 литиздат, 1983.-255с.
  45. Психология в управлении,-Л. :Лениздат, 1 983 192с.
  46. Ребус Б, М* Психологические основы управления школой .-Ставрополь:СГПИ, 1990.-144с.
  47. Рожков М+И* Развитие самоуправления в ученических коллективах.-Казань: Татарское книжное изд-во, 1987.-.19с.
  48. Рожков М*И. Теория и практика ученического самоуправления в профессиональной школе: Автореф, дисдокт.пед.наук ,-Казань, 1989.-34с.
  49. Рожков M .И,, Трегубова T.Af. Ученическое самоуправление в техникуме. Методические рекомендации,-МАПН СССР Л 991.-57с.
  50. М.И., Трегубова Т. М. Подготовка учащихся к управленческой деятельности: Методическое пособие *-Москва-Набе-режные Челны, 1994.-80с.
  51. М.И. Социальные пробы как фактор социализации учащихся.//Ярославский педагогический вестник.-1994,-Nl-c.16−19.
  52. . Ж. Трактаты.-М. :НаукаЛ969.-703с.ч
  53. А.Э. Человек для экономики или экономика для человека.-М.:Знание, 1989 *-64с•
  54. Сборник законодательных и нормативных документов по социальной защите работников образования.-М"Новая школа", 1993.-56с.
  55. А.Л. Социальная психология управления/Под ред.Е. С. Кузьмина.-Л.:ЛГУ. -176с.
  56. Семенов ?*Д.План работы школы в условиях реализации реформы школы.-Народное образование, 1986 *-NI0.
  57. В. Д. Взаимодействие школы и социальной среды: Опыт исследования.-М.-Педагогика, 1986.-112с.
  58. Социальные службы для подростков и молодежи.-М.-Институт молодежи, 1993,-120с.
  59. Социокультурный анализ образовательной ситуации в Me га-полисе /Авторы: В. С-Собкин, П. С. Писарский.-ММинистерство образования РФ, 1992.-159с.
  60. В.И. Социальная ответственность личности: сущность и особенности формирования.-М.: Изд-во МГУ, 1987.-1 52с.121*Стялъ и методы руководства: Сборник /Сост.Г.X.Попов, Г¦Л.Подвойский.-М.:Моек*рабочий, 1985.-208с.
  61. Л.Я. 9Аверин А.Н* Социальное управление: опыт философского анализа.-М.:Мысль, 1984.-232с.
  62. Суд над системой образования: Стратегия на будущее ./Под ред.У. Д. Джонетона:Пер.с англ.-М*:Педагогика, 1991.-264с.
  63. .С. Планирование-практика /популярный словарь-справочник/ ¦-М.:Знание, 1980.-222с.
  64. Сухомлинский В. А. Сто советов учителю¦-Киев:Рад *шк1984.- 138 у .-254с.
  65. Ю.В. Социалистическая общественная среда и формирование личности.-М.:Знание, 1978.-64с.
  66. Н.М. Организационные вопросы совершенствованияЩуправления педагогическим коллективом среднего ПТУ.Автореф, диа. канд.пед. наук. -М., 1977. 20с.130 * Теория и практика принятия решений./Редколл: Е. М. Сергеев и др¦-М:Экономика, 1984.-176с.
  67. Теория и практика социальной работы: отечественный изарубежный опыт. В 2-х томах.(Отв.ред.Т. Ф. Яркина, В.Г.БочароIва). -М.:Изд.-во АсоПиР, 1993.-542с.
  68. А.В. Подросток в неформальной группе.-М:1. Знание, 1991.-80с.
  69. ЗЗ.Тудовой коллектив и активная жизненная позиция личности ./Под ред.А. И. Киприанова, Л. С *Кутецовой.-Л. :ЛГУ, 1986.-182с.
  70. Трудовой коллектив как объект и субъект управления.
  71. Отв.ред.А.С.Пашков--Л¦:ЛГУ, 1980.-120с.1 35. Турченко В. И* Научно-техническая революция и революция в образовании.-М.: Политиздат, 1973.-223с.
  72. Л.И. Психология организаторской деятельности школьников.-М.:Просвещение, 1980.-160с.
  73. Управление социальными процессами в социалистическом обществе: Учебно-методическое пособие.-М.: Мысль, 19S3.-240с.п
Заполнить форму текущей работой