Развитие чувства цвета у младших школьников на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе
Диссертация
Разработке педагогической технологии развития чувства цвета у младших школьников, включающей когнитивный, эмотивный и деятельностный компонентыформы проведения занятий (урок-путешествие, урок-игра, урок-праздник, урок на пленэре, экскурсия, выставка), методы проведения занятий (устное сочинение по картине, выбор словесных аналогов, работа «от пятна в живописи», анализ и интерпретация картины… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Психолого-педагогическое обоснование развития чувства цвета у младших школьников
- 1. 1. Историко-теоретический анализ изучения цвета и его воздействия на человека
- 1. 2. Генезис чувства цвета как эстетического качества личности у детей младшего школьного возраста
- 1. 3. Современные концепции и программное обеспечение художественно-эстетического развития детей младшего школьного возраста
- Выводы по первой главе
- Глава 2. Реализация педагогической технологии развития чувства цвета у младших школьников на уроках изобразительного искусства
- 2. 1. Диагностика развития чувства цвета у младших школьников на уроках изобразительного искусства
- 2. 2. Реализация педагогической технологии развития чувства цвета у младших школьников
- 2. 3. Динамика развития чувства цвета у младших школьников в процессе изобразительной деятельности
- Выводы по второй главе
Список литературы
- Айсмен, J1. Дао цвета Текст. / Л. Айсмен- пер. с англ. Т. Новиковой. -М.: ЭКСМО, 2006.- 176 с.
- Алексеев, С. С. Элементарный курс цветоведения Текст. / С. С. Алексеев. -М.-Л.: Искусство, 1939. 48 с.
- Алексеева, В В. Изобразительное искусство в школе Текст. / В. В. Алексеева. -М.: Просвещение, 1985. 183 с.
- Ананьев, Б. Г. Психология чувственного познания Текст. / Б. Г Ананьев. М.: Учпедгиз, 1960.-488 с.
- Аристотель. Собрание сочинений Текст.. в 4 т. / Аристотель // под ред. В. Ф. Асмус. М.: Мысль, 1975. — Т. 1: 1975. — 550 с.
- Аркин, Е. А. Ребенок в дошкольные годы Текст. / Е. А. Аркин. М.: Учпедгиз, 1948. — 445 с.
- Арнхейм, Р. Искусство и визуальное восприятие Текст. / Р. Арнхейм- пер. с англ. М.: Наука, 1974. — 392 с.
- Арнхейм, Р. Новые очерки психологии искусства Текст. / Р. Арнхейм- пер. с англ. М.: Прометей, 1994. — 352 с.
- Артамонов, И. Д. Иллюзии зрения Текст. / И. Д. Артамонов. М.: Наука, 1969.-224 с.
- Базыма, Б. А. Психология цвета: теория и практика Текст. / Б. А. Ба-зыма. СПб.: Речь, 2007. — 205 с.
- Басин, Е. А. Философская эстетика и психология искусства Текст. / Е. А. Басин, В. П. Крутоус. М.: Гардарика, 2007. — 287 с.
- Басина, Н. Э. Цвет. Звук. Материал: программа развивающих занятий для дошкольников и младших школьников Текст.: программа / Н. Э. Басина, О. А. Суслова. М.: Чистые пруды, 2006. — 32 с.
- Белкин, А. С. Витагенное образование: многомерно-голографический подход: Технологии XXI века Текст. / А. С. Белкин, Н. К. Жукова. Екатеринбург, 2001.- 108 с.
- Белый, Б. И. Тест Роршаха. Практика и теория Текст. / Б. И. Белый. -СПб.: Каскад, 2005. 240 с.
- Бертулис, А. В. Пространственное цветовое зрение Текст. / А. В. Бер-тулис, В. Д. Глезер. Л.: Наука, 1990. — 144 с.
- Берхин, Н. Б. Психолого-педагогическая специфика художественного образования школьников Текст. / Н. Б. Берхин // Педагогика // 1995. — № 2-С. 42−45.
- Бехтерев, В. М. Объективная психология Текст. / В. М. Бехтерев. -М.: Наука, 1991.-480 с.
- Бетенски, М. Что ты видишь? Новые методы арт-терапии Текст. / М. Бетенски- пер. с англ. М. Злотник. М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2002. -256 с.
- Борев, Ю. Б. Эстетика Текст. / Ю. Б. Борев. М.: Политиздат, 1981. — 399 с.
- Бреслав, Г. Э. Цветомедитация: механизмы и техники коррекции Текст. / Г. Э. Бреслав. СПб.: Речь, 2007. — 224 с.
- Бреслав, Г. Э. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве Текст. / Г. Э. Бреслав. М.: Педагогика, 1990. — 144 с.
- Бурно, Н. Е. Терапия творческим самовыражением Текст. / Н. Е. Бурно. М.: Медицина, 1989. — 304 с.
- Буров, А. И. Эстетика: проблемы и споры Текст. / А. И. Буров. М.: Искусство, 1975. — 175 с.
- Буров, А. И. Эстетическая сущность искусства Текст. / А. И. Буров. — М.: Искусство, 1956.-292 с.
- Бычков В. В. Эстетика Текст. / В. В. Бычков. М.: Гардарики, 2008. — 573 с.
- Вахнянская, И. Л. Эмоционально-эстетическое развитие младших школьников в учебной деятельности Текст. / И. Л. Вахнянская. М.: 1996.
- Вилюнас, В. К. Психология эмоциональных явлений Текст. / В. К. Вилюнас. -М.: Изд.-во МГУ, 1976. 142 с.
- Вилюнас, В. К. Психология эмоций Текст. / В. К. Вилюнас. СПб.: Питер, 2007. — 496 с.
- Волков, Н. Н. Цвет в живописи Текст. / Н. Н. Волков. М.: Искусство, 1984.-320 с.
- Выготский, Л. С. Психология Текст. / Л. С. Выготский. М.: Апрель-пресс, ЭКСМО-ПРЕСС, 2002. — 1008 с.
- Выготский, Л. С. Психология искусства Текст. / Л. С. Выготский. -М.: Педагогика, 1987. 344 с.
- Галеев, Б. М. Человек, искусство, техника: проблемы синестезии в искусстве Текст. / Б. М. Галеев. Казань, 1987. — 266 с.
- Гете, И. В. Избранные сочинения по естествознанию Текст. / И. В. Гете- пер. с нем. И. И. Канаева. -М.-Л.: изд-во АН СССР, 1957. 556 с.
- Городилина, Т. В. Цвет и психофизическое состояние человека Текст. / Т. В. Городилина // Соционика: психология и межличностные отношения: человек, коллектив, общество. 2005. — № 1. — С. 37−43.
- Грегг, Дж. Опыты со зрением в школе и дома Текст. / Дж. Грегг- пер. с англ. А. И. Коган. М.: Мир, 1970. — 200 с.
- Гузеев В. В. Планирование результатов образования и образовательная технология Текст. / В. В. Гузеев. М.: Народное образование, 2000. -240 с.
- Даниэль, С. М. Искусство видеть Текст. / С. М. Даниэль. Л.: Искусство, 1990.-223 с.
- Денисов, В. С. Восприятие цвета Текст. / В. С. Денисов, М. В. Глазова. М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2008. — 176 с.
- Дерибере, М. Цвет в деятельности человека Текст. / М. Дерибере- пер. с фр. А. М. Григорьева. М.: Советский художник, 1964. — 88 с.
- Дивненко, О. В. Эстетика Текст. / О. В. Дивненко. М.: Изд. центр «Аз», 1995.-288 с.
- До донов, Б. И. Эмоция как ценность Текст. / Б. И. До донов. М.: Политиздат, 1978. -272 с.
- Долгоаршинных, Н. В. Формирование представлений о гармонии цвета в учебно-воспитательном процессе начальной школы Текст.: автореф.дисс. .канд. пед. наук Текст. / Н. В. Долгоаршинных. Москва, 1999. -18 с.
- Журавлев, А. П. Звук и смысл Текст. / А. П. Журавлев. М.: Просвещение, 1991. — 160 с.
- Загвязинский, В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования Текст. / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. -М.: Academia, 2001. 208 с.
- Загвязинский, В. И. Практическая методология педагогического поиска Текст. / В. И. Загвязинский. Тюмень.: Изд-во Легион-Групп, 2005. -74 с.
- Запорожец, А. В. Избранные психологические труды Текст.: в 2 т. / А. В. Запорожец. -М.: Педагогика, 1986. — т. 1: 320 с.
- Игнатьев, Е. И. Психология изобразительной деятельности детей Текст. / Е. И. Игнатьев. М.: Учпедгиз, 1961. — 224 с.
- Изард, К. Е. Эмоции человека Текст. / К. Е. Изард- под ред Л. Я. Гоз-мана, вст. ст. А. Е. Ольшанниковой М.: Изд-во МГУ, 1980. — 439 с.
- Измайлов, Ч. А. Психофизиология цветового зрения Текст. / Ч. А. Измайлов, Е. М. Соколов, А. М. Черноризов. М.: Изд-во МГУ, 1989.-206 с.
- Изобразительное искусство в начальных классах: пособие для учителя. Текст. / под ред. Б. П. Юсова, И. Д. Минц. Минск: Народная асвета, 1992.- 192 с.
- Изобразительное искусство и художественный труд 1−9 кл. Текст. / под ред. Б. М. Неменского М.: Просвещение, 2009 — 142 с.
- Изобразительное искусство и художественный труд 1−9 кл. Текст. / под ред. Б. М. Неменского М.: Просвещение, 2009. — 142 с.
- Инайят Хан, X. Мистицизм звука Текст. / X. Инайят Хан- пер. с англ. А. Михалкович. М.: Сфера, 1998. — 336 с.
- Иттен, И. Искусство цвета Текст. / И. Иттен- пер. с нем. Л. Монаховой. М.: Изд. дом Аронов, 2001. — 96 с.
- Кандинский, В. В. О духовном в искусстве Текст. / В. В. Кандинский. М.: Архимед, 1992. — 112 с.
- Кирцер, Ю. М. Рисунок и живопись Текст. / Ю. М. Кирцер. М.: Высшая школа, 2005. — 272 с.
- Киященко, Н. И. Сущность прекрасного Текст. / И. И. Киященко. -М.: Молодая гвардия, 1977. 192 с.
- Киященко, Н. И. Эстетическое воспитание и научно-технический прогресс Текст. / Н. И. Киященко. М.: Знание, 1981. — 64 с.
- Киященко, Н. И. Эстетическое воспитание и формирование коммунистического мировоззрения Текст. / И. И. Киященко // Теория эстетического воспитания. М.: Искусство, 1979. — 255 с.
- Киященко, Н. И. Эстетические эмоции, переживания, чувства, эстетический вкус Текст. / И. И. Киященко // Эстетическое сознание и процесс его формирования. -М.: Искусство, 1981. 191 с.
- Козырева, А. Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества Текст. / А. Ю. Козырева. Пенза: Научно-методический центр городского отдела образования, 1994. — 341 с.
- Комарова, Т. С. Преемственность в формировании художественного творчества детей в детском саду и начальной школе Текст. / Т. С. Комарова, О. Ю. Зарянова. М.: Педагогическое общество России, 2006. -160 с.
- Комарова, Т. С. Цвет в детском изобразительном творчестве Текст. / Т. С. Комарова, А. В. Размыслова. М.: Педагогическое общество России, 2002. — 144 с.
- Концепция художественного образования в Российской Федерации Текст. //Искусство в школе. 2002. — № 2. — С. 84−85.
- Копылова, А. В. Технология урока искусства (книга первая): Эссе на темы художественной педагогики Текст. / А. В. Копылова. М.: Тач Маркетинг, 2004. — 279 с.
- Коротеева, Е. И. Система развития способностей младших школьниковк художественно-творческой деятельности Текст.: автореф. дисс. д-рапед. наук Текст. / Е. И. Коротеева. М.: 2006. — 48 с.
- Кравков, С. В. Глаз и его работа Текст. / С. В. Кравков. М.-Л.: изд-во АН СССР, 1950.-532 с.
- Кряжева, Н. JI. Развитие эмоционального мира детей Текст. / Н. Л. Кряжева. Ярославль: Академия развития, 1996. — 208 с.
- Кузин, В. С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах Текст. / В. С. Кузин. М.: Просвещение, 1984. -319 с.
- Кузин, В. С. Изобразительное искусство. 1—4 кл.: программа для общеобразовательных учреждений Текст. / В. С. Кузин, С. П. Ломов, Е. В. Шорохов и др. М.: Дрофа. 2008. — 48 с.
- Кузин, В. С. Психология живописи Текст. / В. С. Кузин. М.: Оникс, 2005.-304 с.
- Кузнецова, Н. А. Опора на витагенный опыт в процессе воспитания эстетической культуры младших школьников Текст.: дисс. .канд. пед. наук [Текст] / Н. А. Кузнецова. Шадринск, 2005. — 205 с.
- Леонардо да Винчи. Избранные произведения в 2 т. Текст. / Леонардо да Винчи. СПб.: Изд. дом «Нева" — М.: Изд. ОЛМА-ПРЕСС, 1999. -Т. 2.-479 с.
- Леонова, А. Б. Психопрофилактика стрессов Текст. / А. Б. Леонова, А. С. Кузнецова. -М.: Изд-во МГУ, 1993. 123 с.
- Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность Текст. / А. Н. Леонтьев. -М.: Политиздат, 1971. 304 с.
- Леонтьев, А. Н. Избранные психологические труды Текст.: в 2 т. / А. Н. Леонтьев. М.: Педагогика, 1983. — Т. 1. — 392 е., Т. 2 — 320 с.
- Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психики Текст. / А. Н. Леонтьев. М.: Изд-во МГУ, 1981. — 574 с.
- Лобова, А. Ф. Теоретические основы формирования у детей эстетического отношения к человеку Текст. / А. Ф. Лобова. Урал. гос. пед. ун-т. -Екатеринбург, 2000. — 156 с.
- Лобова, А. Ф. Школа самовыражения Текст. / А. Ф. Лобова. Урал, гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 1998. — 248 с.
- Ломоносов, М. В. Избранные произведения Текст.: в 2 т. / М. В. Ломоносов. -М.: Наука, 1986. Т. 1. — С. 242−259.
- Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура Текст. / А. Ф. Лосев. -М.: Политиздат, 1991. 525 с.
- Лук, А. Н. Психология творчества Текст. / А. Н. Лук. М.: Наука, 1978.-127 с.
- Лук, А. Н. Эмоции и личность Текст. / А. Н. Лук. М.: Знание, 1982. -176 с.
- Лук, А. Н. Эмоции и чувства Текст. / А. Н. Лук. М.: Знание, 1972. -79 с.
- Лукьянец, Н. Г. Развитие творческих способностей учащихся младших классов детской музыкальной школы средствами цвето-музыкальной синестезии Текст.: дисс. .канд. пед. наук [Текст] / Н. Г. Лукьянец Екатеринбург: [б. и. ], 2007. — 150 с.
- Люшер, М. Сигналы личности: ролевые игры и их мотивы Текст. / М. Люшер- пер с англ. Воронеж: НПО МОДЭК, 1993.- 160 с.
- Мастера искусства об искусстве Текст.: в 10 т. / Мастера искусства об искусстве. -М.: Искусство, 1969. Т. 5. — ч. 1. — 448 с.
- Мелик-Пашаев, А. А. Как оценивать художественное развитие ребенка? Текст. / А. А. Мелик-Пашаев, 3. Н. Новлянская // Искусство в школе. -2002. № 6 .-С. 3−7.
- Мелик-Пашаев, А. А. Ребенок любит рисовать: Как способствовать художественному развитию детей Текст. / А. А. Мелик-Пашаев, 3. Н. Новлянская. М.: Чистые пруды, 2007. — 32 с.
- Мелик-Пашаев, А. А. Ступеньки к творчеству (художественное развитие ребенка в семье) Текст. / А. А. Мелик-Пашаев, 3. Н. Новлянская. -М.: Искусство в школе, 1995. 144 с.
- Мелик-Пашаев, А. А. Ребенок любит рисовать: Как способствовать художественному развитию детей Текст. / А. А. Мелик-Пашаев, 3. Н. Новлянская. М.: Чистые пруды, 2007. — 32 с.
- Миронова, Л. Н. Цветоведение Текст. / Л. Н. Миронова. Минск, Вышейшая школа, 1984. — 286 с.
- Молчанова, А. С. „На вкус, на цвет.“ Текст. / А. С. Молчанова. -М.: Искусство, 1966. 200 с.
- Морева, Н. А. Современная технология учебного занятия Текст. / Н. А. Морева. М.: Просвещение, 2007. — 158 с.
- Мухина, В. С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта Текст. / В. С. Мухина. -М.: Педагогика, 1981.- 240 с.
- Неменский, Б. М. Мудрость красоты. О проблемах эстетического воспитания в начальной школе Текст. / Б. М. Неменский. М.: Просвещение, 1987.-255 с.
- Неменский, Б. М. Принципы программы непрерывного художественного образования Текст. / Б. М. Неменский // Искусство в школе. 2003.- № 1.-С. 3−9.
- Немов, Р. С. Психология Текст.: учебник для студентов пед. вузов. Т. 1−3 [Текст] / Р. С. Немов. М.: Просвещение, 1995. — Т. 3. — 360 с.
- Новомейский, А. С. О реакциях глаза на невидимое излучение цветных образцов Текст. / А. С. Новомейский // Ленинская теория отражения и проблемы психологии.: Сб. науч. тр. / Свердл. гос. пед. инст-т. Свердловск, 1973.-С. 44−62.
- Овчарова, Р. В. Практическая психология в начальной школе Текст. / Р. В. Овчарова. М.: ТЦ Сфера, 1996. — 240 с.
- Олыпанникова, А. Е. Эмоции и воспитание Текст. / А. Е. Олыпанни-кова. -М.: Знание, 1983. 80 с.
- Орехова, О. А. Цветовая диагностика эмоций ребенка Текст. / О. А. Орехова. СПб.: Речь, 2006. — 112 с.
- Основы эстетического воспитания Текст. / под ред. Н. А. Кушаева. -М.: Просвещение, 1986.-240 с.
- Переверзева, И. А. Исследования некоторых особенностей восприятия цвета в связи с задачами изучения эмоциональности Текст. /
- И. А. Переверзева // Проблемы дифференциальной психофизиологии. -М.: Педагогика, 1981.-т. 10.-С. 137−146.
- Печко, Л. П. Эстетическое развитие школьников основными видами деятельности Текст. / Л. П. Печко // Теория эстетического воспитания. -М.: Искусство, 1979.-255 с.
- Платонов К. К. Структура и развитие личности Текст. / К. К. Платонов. М.: Наука, 1986. — 256 с.
- Погосова, Н. М. Цветовой игротренинг Текст. / Н. М. Погосова. -СПб.: Речь, 2005.- 152 с.
- Познавательные процессы ощущения, восприятия Текст. / под ред. Запорожца А. В., Ломова Б. Ф., Зинченко В. П. изд. АПН СССР, М.: Педагогика, 1982. — 336 с.
- Полуянов, Ю. А. Изобразительное искусство и художественный труд. Программа для 14 классов Текст. / Ю. А. Полуянов // Вестник образования. 2000. — № 20. — С. 31−52.
- Полуянов, Ю. А. Цвет свой и „чужой“ Текст. Ю. А. Полуянов. Н Искусство в школе. 2002 — № 5. — С. 12−18.
- Претте, М. К. Творчество и выражение. Курс художественного воспитания Текст. / М. К. Претте, А. Капальдо- пер. с итал. А. Б. Махова. -М.: Советский художник, 1981. 112 с.
- Проблемы эстетического развития личности школьника Текст. / под ред. А. И. Бурова, Е. В. Квятковского. -М.: Педагогика, 1987. 96 с.
- Психологический словарь Текст. / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко- СПБ.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. 633 с.
- Психология цвета Текст. / под ред. Удовик С. Л. М.: Рефл-букл, Ваклер, 1996.-352 с.
- Психология эмоций. Тексты. Текст. / Под ред В. К. Вилюнаса. Ю. Б. Гиппенрейтер. М.: Изд-во МГУ, 1984. — 288 с.
- Рабкин, Е. Б. Цветовое зрение Текст. / Е. Б. Рабкин // Здоровье. -1969. -№ 11.-С. 1−2.
- Разумный, В. А. Эстетическое воспитание. Сущность. Формы. Методы Текст. / В. А. Разумный. М.: Мысль, 1969. — 190 с.
- Ремезова, Л. А. Играем с цветом. Формирование представлений о цвете у дошкольников 6−7 лет. Методика Текст. / Л. А. Ремезова. М.: Школьная пресса, 2006. — 96 с.
- Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании Текст. / Е. И. Рогов. М.: Владос, 1996. — 529 с.
- Рожкова, Е. А. Изобразительное искусство в начальной школе Текст. / Е. А. Рожкова. М.: Просвещение, 1980. — 96 с.
- Ростовцев, Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе Текст. / Н. Н. Ростовцев. М.: АГАР, 1998. — 256 с.
- Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии Текст. / С. Л. Рубинштейн. СПб.: Питер, 2000. — 712 с.
- Рылова, Л. Б. Изобразительное искусство в школе: дидактика и методика: учебное пособие Текст. / Л. Б. Рылова. Ижевск: изд. Удм. ун-та, 1992.-310 с.
- Савенкова, Л. Г. Изобразительное искусство и среда (природа-пространство-архитектура) Интегративная программа полихудожественного развития. 1−11 класс Текст. / Л. Г. Савенкова. М.: Магистр, 1995. -76 с.
- Савенкова, Л. Г. Когда все искусства вместе. Взаимодействие предметов художественного цикла Текст. / Л. Г. Савенкова. М.: Чистые пруды, 2007. — 32 с.
- Саксонова, Л. П. Цветовые системы на уроках ИЗО Текст. / Л. П. Саксонова // Начальная школа. 2000. — № 12. — С. 89−92.
- Сельчёнок, К. В. Новейшая цветопсихология Текст. / К. В. Сельче-нок. Минск: Харвест, 2007. — 672 с.
- Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии Текст.: учебное пособие для педагогических вузов и институтов повышения квалификации / Г. К. Селевко. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
- Сенсорные системы. Зрение Текст. / под. ред. Г. В. Гершуни. JI.: Наука, 1982.-212 с.
- Сериков, В. В. Личностно-ориентированное образование Текст. / В. В. Сериков // Педагогика. 1994. — № 5. — С. 16−21.
- Серикова, И. А. Развитие визуального мышления младших школьников на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе Текст.: дисс.. канд. пед. наук [Текст] / И. А. Серикова. Екатеринбург, 2005.- 169 с.
- Серов, В. Н. Лечение цветом. Архетип и фигура Текст. / В. Н. Серов. СПб.: Речь, 2005. — 224 с.
- Сеченов, И. М. Избранные произведения Текст. / И. М. Сеченов. -М.: Учпедгиз, 1953. 334 с.
- Симонов, П. В. Что такое эмоция Текст. / П. В. Симонов. М.: HayIка, 1966. 85 с. Ii 139. Собчик, Л. Н. Метод цветовых выборов Текст. / Л. Н. Собчик. //
- Школьные технологии.-2005.-№ 1. С. 143−152.t
- Соколов, Е. Н. Психофизиология цветоразличения Текст. / Е. Н. Соколов //Вопросы психологии. 1977. -№ 5. — С. 98−104.
- Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе Текст. / Н. М. Сокольникова. М.: Изд. центр Академия, 1999. — 368 с.
- Сташевская, Г. Исцеляющий цвет Текст. / Г. Сташевская. СПб.: Комплект, 1997.-320 с.
- Сурина, М. О. История образования и цветодидактики Текст. / М. О. Сурина, А. А. Сурин. -М.: Ростов-на-Дону: Март, 2003. — 352 с.
- Сурина, М. О. Цвет и символ в искусстве, дизайне и архитектуре — Текст. / М. О. Сурина, А. А. Сурин. М.: Ростов-на-Дону: Март, 2003.288 с.
- Тагильцева, Н. Г. Воспитание эмоциональной культуры первоклассников на уроках музыки. Методическое пособие Текст. / Н. Г. Тагильцева. Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 1995. — 64 с.
- Теплов, Б. М. Психология Текст. / Б. М. Теплов. М.: Учпедгиз, 1954.-256 с.
- Торшилова, Е. М. Можно ли поверить алгеброй гармонию?: (критический очерк экспериментальной эстетики) Текст. / Е. М. Торшилова. -М.: Искусство, 1988.-208 с.
- Торшилова, Е. М. Развитие эстетических способностей детей 3−7 лет. Теория и диагностика Текст. / Е. М. Торшилова, Т. В. Морозова. Екатеринбург: Деловая книга, 2001. — 141 с.
- Ульянова, Н. С. Развитие эмоциональной культуры младших школьников: об уроках изобразительного искусства Текст. / Н. С. Ульянова // Искусство и образование. 2005. — № 5. — С. 29−31.
- Урунтаева, Г. А. Практикум по детской психологии Текст. / Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина. М.: Просвещение: Владос, 1995. -292 с.
- Ушинский, К. Д. Человек как предмет воспитания Текст. / Собр. соч. в 10 т. / К. Д. Ушинский. М.: Изд. АПН РСФСР, М.-Л. 1950. — Т. 8. -1950.-776 с.
- Фребель, Ф. Будем жить для своих детей Текст. / Ф. Фребель- сост. Л. М. Волобуева. М.: Изд. дом „Карапуз“, 2001. — 288 с.
- Фрилинг, Г. Человек цвет — пространство. Прикладная цветопсихо-логия Текст. / Г. Фрилинг, К. Ауэр- пер с нем. О. В. Гавалова. — М.: Стройиздат, 1971. — 117 с.
- Фрумкина, Р. М. Цвет, смысл, сходство. Аспекты психолингвистического анализа Текст. / Р. М. Фрумкина. М.: Наука, 1984. — 175 с.
- Хрестоматия по ощущению и восприятию Текст.: учебное пособие /
- A. В. Запорожец и др. — под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, М. Б. Шихалев-ской. М.: Изд-во МГУ, 1975. — 400 с.
- Чумичева, Р. М. Дошкольникам о живописи: Книга для воспитателя детского сада Текст. / Р. М. Чумичева. -М.: Просвещение, 1992. 126 с.
- Шадриков, В. Д. Введение в психологию: эмоции и чувства Текст. /
- B. Д. Шадриков. -М.: Логос, 2002. 153 с.
- Шереметева, Г. Б. Семь цветов здоровья Текст. / Г. Б. Шереметева. -М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. 368 с.
- Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство и художественный труд. Программа для 1−4 классов. Текст. / Т. Я. Шпикалова, JT. В. Ершова, Н. Р. Макарова. М.: Просвещение, 2008. — 96 с.
- Штайнер, Р. Вопрос воспитания как социальный вопрос Текст. / Р. Штайнер — под ред Л. Н. Банзелюк. Калуга: Духовное познание, 1992. — 108 с.
- Штайнер, Р. Из области духовного знания Текст . / Р. Штайнер- пер. с нем., под ред. С. В. Казакова. М.: Энгима, 1997. — 560 с.
- Экспериментальные программы комплексного художественно-творческого развития школьников. 1−8 кл. Текст. / под ред. Б. П. Юсова. -М.: НИИ художественного воспитания АПН СССР, 1989. 150 с.
- Эстетика Текст. / под ред. А. А. Радугина. М.: Изд. Центр, 2002. -240 с.
- Эстетика: Словарь Текст. / под ред. А. А. Беляева, Л. И. Новиковой, В. И. Толстых. -М.: Политиздат, 1989. 447 с.
- Эстетическая культура и эстетическое воспитание Текст. / под ред. Г. С. Лабковской. -М.: Просвещение, 1983.-304 с.
- Эстетическое воспитание в школе: (Вопросы системного подхода) Текст. / под. ред. Б. Т. Лихачева. -М.: Педагогика, 1980. 136 с.
- Юсов, Б. П. Взаимодействие культурогенных факторов в формировании современного художественного мышления учителя образовательной области „Искусство“ Текст. / Б. П. Юсов. — М.: Спутник, 2004. 252 с.
- Якиманская, И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе Текст. / И. С. Якиманская. М.: Сентябрь, 2000. — 112 с.
- Якобсон, П. М. Психология художественного восприятия Текст. / П. М. Якобсон. М.: Искусство, 1964. — 86 с.
- Якобсон, П. М. Психология чувств Текст. / П. М. Якобсон. М.: Изд. АПН СССР, 1958. — 384 с.
- Якобсон, П. М. Чувства, их развитие и воспитание Текст. / П. М. Якобсон. М.: Знание, 1976. — 64 с.
- Якобсон, П. М. Эмоциональная жизнь школьника. Психологический очерк Текст. / П. М. Якобсон. М.: Просвещение, 1966. — 291 с.
- Яковлев, Е. Г. Эстетика. Искусствознание. Религиоведение Текст. / Е. Г. Яковлев. М.: Изд. КДУ, 2005. — 640 с.
- Яковлев, Е. Г. Эстетическое сознание, искусство и религия Текст. / Е. Г. Яковлев. М.: Искусство, 1969. — 175 с.
- Яньшин, П. В. Психосемантика цвета Текст. / П. В. Яньшин. СПб.: Речь, 2006.-368 с.
- Яньшин, П. В. Цвет как фактор психической регуляции Текст. / П. В. Яньшин // Прикладная психология. 2000. — № 4. — С. 14−28.
- Яньшин, П. В. Эмоциональный цвет. Эмоциональный компонент в психологической структуре цвета Текст. / П. В. Яньшин. Самара: Изд-во СамГПУ, 1996.-218 с.
- Педагогическая технология развития чувства цвета у младших школьников на уроках изобразительного искусства
- Диагностика уровня развития чувства цвета у младших школьников
- Диагностические задания Процедура выполнения Оценка результатов, уровни
- Нарисовать цветок (дерево), растущий в волшебном саду (цветок войны или мира, цветок радости и печали, счастья, богатства и т. д.).
- Эстетический уровень: ребенок активно использует возможности цвета, цветовая гамма рисунка способствует созданию образа цветка, ребенок может объяснить и обосновать выбор цвета.
- Программа по развитию чувства цвета у младших школьников в процессе изобразительной деятельности
- Программа „Цветомир“ направлена на развитие чувства цвета у младших школьников через использование возможностей разных видов искусства и предназначена для проведения факультативных занятий. Программа рассчитана на 34 часа.
- Цель: развитие чувства цвета у младших школьников в процессе изобразительной деятельности.1. Задачи:
- Углубление знаний об эмоциональной выразительности цвета и воздействии цвета на человека.
- Формирование умения эмоционально воспринимать цвет в окружающей природе и произведениях художников и выражать свое отношение к цвету в слове, движении.
- Закрепление навыков использования выразительных возможностей цвета в практической деятельности.»
- Программа курса по выбору «Развитие чувства цвета у младших школьников"подготовки бакалавра по направлению 507 062 «Педагогика»
- Цель: овладение студентами теоретическими основами цветоведения и практическими навыками использования цвета в процессе проведения занятий по изобразительному искусству в начальной школе. Задачи:
- Углубление теоретических знаний в области цветоведения.
- Ознакомление с задачами художественно-эстетического образования в начальной школе и изучением основ цветоведения в начальной школе.
- Формирование представлений о воздействии цвета на ребенка и необходимости развития чувства цвета у младших школьников.