Организационно-педагогические условия развития успешности студентов в учебной деятельности
Диссертация
Основываясь на проведенном анализе теоретической литературы и практическом изучении образовательного процесса вуза, утверждаем, что к организационно-педагогическим условиям развития успешности студентов относятся: использование специальных способов развития успешности студентов в процессе обучения (ситуаций успеха, неуспеха, преодоления) — придание учебной деятельности характера достижения при… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. Развитие успешности студентов в учебной деятельности как психолого-педагогическая проблема. ^
- 1. 1. Теоретические основы изучения проблемы развития успешности студентов в учебной деятельности
- 1. 2. Теоретический анализ организационно-педагогических условий развития успешности студентов в учебной деятельности
- Выводы по главе 1
- ГЛАВА 2. Реализация организационно-педагогических условий развития успешности студентов в учебной деятельности
- 2. 1. Организация экспериментальной работы по проверке эффективности организационно-педагогических условий развития успешности студентов в учебной деятельности
- 2. 2. Реализация авторской системы развития успешности студентов в учебной деятельности
- 2. 3. Анализ результатов экспериментального исследования и перспективы дальнейшей работы
- Выводы по главе 2
Список литературы
- Александрова Е.А. Педагогическая поддержка культурного самоопределения как составляющая педагогики Свободы / Е. А. Александрова. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2003. — 200 с.
- Амонашвили Ш. А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников / Ш. А. Амонашвили. М.: Педагогика, 1984. — 297 с.
- Амонашвили Ш. А. Обучение. Оценка. Отметка / Ш. А. Амонашвили. -М.: Знание, 1980.-96 с.
- Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки / Б. Г. Ананьев // Ананьев Б. Г. Избр. психол. труды: в 2-х т. М.: Наука, 1980. Т. 2. — С. 128−267.
- Анохин П.К. Избранные труды. Философские аспекты теории функционирования системы / П. К. Анохин. М.: Наука, 1978. — 324 с.
- Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований / Ю. К. Бабанский. М.: Педагогика, 1982. — 192 с.
- Бакланова Н.К., Бакланов К. В. Шаг к успеху: Психология для вас: учеб.-метод. пособие / Н. К. Бакланова, К. В. Бакланов. М.: ИПО Профиздат, 2000.-144 с.
- Батищев Г. С. Деятельностная сущность человека как философский принцип / Г. С. Батищев // Проблема человека в современной философии. -М.: Наука, 1969.-С. 79−110.
- Батурин H.A. Психология успеха и неудачи: учеб. пособие / H.A. Батурин. Челябинск: ЮУрГУ, 1999. — 99 с.
- Батурин H.A. Успех, неудача и результативность деятельности / H.A. Батурин // Психол. журн. 1987. — Т. 8, № 3. — С. 87−93.
- Белкин A.C. Основы возрастной педагогики: в 2-х ч. / A.C. Белкин. -Екатеринбург: Урал. гос. пед. ин-т, 1992. Ч. 1. 176 с.
- Белкин A.C. Ситуация успеха. Как ее создать / A.C. Белкин. -М.: Просвещение, 1991. 176 с.
- Белопольская H. J1. Коррекция эмоциональных реакций на неуспех у детей со сниженным интеллектом / H. J1. Белопольская // Вопросы психологии. -1992.-№ 2.- С. 33−42.
- Бенькович Т.М. Мониторинг эффективности обучения / Т.М. Бенько-вич // Школьные технологии. 2002. — № 4. — С. 216−223.
- Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем: Проблемы и методы психолого-педагогического обеспечения техн. обучающих систем / В. П. Беспалько. Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1977. — 304 с.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. М.: Педагогика, 1989. — 192 с.
- Большой толковый психологический словарь: в 2 т. / Ребер Артур (Penguin). Том 1 (А О). Том 2 (П — Я): пер. с англ. — М.: Вече, ACT, 2000. -592,560 с.
- Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентирован-ного воспитания / Е. В. Бондаревская // Педагогика. 1995. -№ 4. — С. 29−36.
- БЭС. М.: Советская энциклопедия, 1975. Т. 20. — 3-е изд. — 608 с.
- БЭС. М.: Советская энциклопедия, 1978. Т. 28. — 3-е изд. — 616 с.
- Васильев H.A. и др. Эмоции и мышление / H.A. Васильев, B. J1. По-плужный, O.K. Тихомиров. М.: МГУ, 1980. — 227 с.
- Василюк Ф.Е. Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций / Ф. Е. Василюк. М.: МГУ, 1984. — 200 с.
- Викторова Л.Г. О педагогических системах / Л. Г. Викторова. Красноярск: Изд-во ЮГУ, 1989. — 100 с.
- Вилюнас В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций /
- B.К. Вилюнас // Психология эмоций. Тексты. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.1. C.3−28.
- Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений / В. К. Вилюнас. -М.: МГУ, 1976. 183 с.
- Владимирская В.В. К вопросу об эффективности рейтинговой системы оценки знаний / В. В. Владимирская // Новые технологии в образовании. -Алматы, 1995.-С. 69−78.
- Волков Б.С., Волкова Н. В. Методы исследования в психологии: учеб.-практич. пособие / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. М.: Пед. общество России, 2002.-208 с.
- Володарская И.А., Митина А. И. Проблемы целей обучения в советской педагогике / И. А. Володарская, А. И. Митина. М.: МГУ, 1989. — 25 с.
- Габай Т.В. Учебная деятельность и ее средства / Т. В. Габай. -М.: МГУ, 1988. 254 с.
- Газман О.С. От авторитарного образования к педагогике свободы / О. С. Газман // Новые ценности образования: Содержание гуманистического образования. М.: Инноватор, 1995. — Вып. 2. — С. 16−46.
- Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий / П. Я. Гальперин // Психологическая наука в СССР М.: МГУ, 1959. Т.1.-470 с.
- Глассер У. Школы без неудачников / У. Глассер- общ. ред. и предисл. f В. Я. Пилиповского. -М.: Прогресс, 1991. 184 с.
- Годник С.М. Педагогическая деятельность: парадоксы теории и практики / С. М. Годник // Вестн. Воронеж, гос. ун-та. Сер.: Проблемы высшего образования. 2001. — № 1. — С. 27−38.
- Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений / Л Л. Гозман. -М.: МГУ, 1987.-176 с.
- Горчакова Е.Б. Мотив достижения успеха в структуре личности и дея-I тельности будущих менеджеров: дис.. канд. психол. наук / Е. Б. Горчакова.
- Хабаровск: Б.и., 2002. 164 с.
- Давыдов В.В. Содержание и структура учебной деятельности школьников / В. В. Давыдов // Формирование учебной деятельности школьников. -М.: Педагогика, 1982. С. 10−20.
- Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. / (В.И. Даль. М.: Просвещение, 1991. Т. 4. — 412 с.
- Емузова Н.Г. Личность студента в рейтинговой системе / Н.Г. Емузо-ва // Рейтинговая система оценки успешности обучения в Кабардино-Балкарском государственном университете: материалы конференции. Нальчик: Каб.-Балк. ун-т, 1996. — С. 39−41.
- Ерофеева Е.В. Факторы профессионально-педагогической успешности: автореф. дис. канд. пед. наук / Е. В. Ерофеева. Саранск: Б.и., 2001.
- Ерофеева Е.В. Факторы профессионально-педагогической успешности: дисканд. пед. наук / Е. В. Ерофеева. Саранск: Б.и., 2001. — 209 с.
- Ефимова Я.А. Влияние учителя на формирование мотивов учебной деятельности учащихся / Я. А. Ефимова // Формирование мотивации учебной деятельности учащихся: межвузовский сб. науч. тр. Новосибирск: Изд-во
- V НГТТИ, 1985.-С. 115−121.
- Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования / В. И. Загвязинский. М.: Педагогика, 1982. — 160 с.
- Загвязинский В.И. Практическая методология педагогического поиска / В. И. Загвязинский. Тюмень: ЗАО «Легион-Групп», 2005. — 72 с.
- Захарова A.B. Развитие контроля и оценки в процессе формирования, учебной деятельности / A.B. Захарова // Формирование учебной деятельностишкольников. М.: Педагогика, 1982. — С. 107−113.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология: учеб. для вузов / И. А. Зимняя. Изд-е 2-е, доп. — М.: Логос, 2003. — 384 с.
- Иващенко Ф.И. Использование прошлых успехов учащихся для повышения их ответственности / Ф. И. Иващенко // Вопросы психологии. 2000. -№ 2.-С. 87−93.
- Ильин Е.П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. СПб.: Питер, 2000.512 с.
- Ильин Е.П. Успешность деятельности, компенсации и компенсаторные отношения / Е. П. Ильин // Вопросы психологии. 1983. — № 5. — С. 95−99.
- Ильина Т.А. Системно-структурный подход к организации обучения / Т. А. Ильина. М.: Наука, 1972. — 72 с.
- Ильясов И.И. Структура процесса учения / И. И. Ильясов. М.: МГУ, 1986.-200 с.
- Ингекамп К. Педагогическая диагностика / К. Ингекамп. М.: Педагогика, 1991.-240 с.
- Ковалев А.П. Педагогические системы: оценка текущего состояния и управление: учеб. пособие / А. П. Ковалев. Харьков: ХГУ, 1990. — 156 с.
- Ковалев C.B. НЛП педагогической эффективности / C.B. Ковалев. -М.: Московский психолого-социальный ин-т- Воронеж: Изд-во НПО «МО-ДЭК», 2001.-208 с.
- Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: длястуд. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. М.: Изд. центр «Академия», 2001. — 176 с.
- Коробкова В.В. Формирование у подростков готовности к развитию своего творческого потенциала в процессе учебно-познавательной деятельности: учеб. пособие / В. В. Коробкова. Пермь: Перм. гос. пед. ун-т, 2001. -176 с.
- Королев Ф.Ф. Системный подход и возможности его применения в педагогических исследованиях / Ф. Ф. Королев // Советская педагогика. 1970. — № 4. — С. 112−143.
- Коротаева Е.В. Активизация познавательной деятельности учащихся, (вопросы теории и практики): учеб. пособие / Е. В. Коротаева. Екатеринбург:
- Урал. гос. пед. ун-т., 1995. 83 с.
- Коротаева Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников / Е. В. Коротаева.- М.: Сентябрь, 2003. 176 с.
- Коротаева Е. Ситуация успеха: психолого-педагогические механизмы и этапы организации / Е. В. Коротаева // Директор школы. 2002. — № 2. -С.38−44.
- Корчак Я. Как любить ребенка: книга о воспитании / Я. Корчак. -М.: Политиздат, 1990. 492 с.
- Краевский В.В. Методология педагогического исследования / В. В. Краевский. Самара: СамГПИ, 1994. — 165 с.
- Краткая философская энциклопедия. М.: Прогресс, 1994. — 576 с.
- Краткий психологический словарь / под общ. ред. A.B. Петровского, М. Г. Ярошевского. Ростов н/Д: Феникс, 1998. — 512 с.
- Крылова Н.Б. Социокультурный контекст образования / Н. Б. Крылова // Новые ценности образования: содержание гуманистического образования. -М.: Инноватор, 1995. С. 67−103.
- Крылова Н.Б., Александрова Е. А. Очерки понимающей педагогики / Н. Б. Крылова, Е. А. Александрова. М.: Народное образование, 2001. — 448 с.
- Ксензова Г. Ю. Как обеспечить ситуацию успеха учителю и ученику: учеб. пособие / Г. Ю. Ксензова. М.: Пед. общество России, 2005. — 56 с.
- Куликова Т.С. Модульно-рейтинговая система как средство активизации самостоятельной учебной деятельности курсантов военного вуза на занятиях по математике: дис. канд. пед. наук / Т. С. Куликова. Пермь: Б.и., 2001. -171 с.
- Ларионова H.A. Ситуация успеха в учебной деятельности как фактор развития отношений сотрудничества в системе учитель-ученик: дис.. канд. пед. наук / H.A. Ларионова. Екатеринбург: Б.и., 1996. — 127 с.
- Латышева В.В. Опыт применения рейтинговой системы в техническом вузе / В. В. Латышева // Социологические исследования. 2001. — № 10. -С. 134−136.
- Леднев B.C. Требования к диссертациям по педагогическим наукам / B.C. Леднев. М.: ВАК, 2003. — 60 с.
- Леонтьев А.Н. Анализ деятельности. Стенограмма лекции в ЛПГУ. 1940 / А. Н. Леонтьев // Вестн. МГУ. Сер. 14: Психология. 1983. — № 2. — С. 517.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. -М.: Политиздат, 1977. 304 с.
- Леонтьев А.Н. Основные процессы психической жизни / А. Н. Леонтьев // Вестн. МГУ. Сер. 14: Психология. 1983. — № 2. — С. 18−20.
- Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения / И. Я. Лернер. М.: Знание, 1976. — 64 с.
- Личность студента и успешность его обучения в вузе / под ред.
- B.В. Шкарина, В. А. Аверина. Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 1991. — 126 с.
- Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии
- Б.Ф. Ломов. М.: Наука, 1984. — 348 с.
- Ломов Б.Ф. О системном подходе в психологии / Б. Ф. Ломов // Вопросы психологии. 1975. — № 2. — С. 31−45.
- Лопатин А.Р. Встречные усилия, успех-неуспех в образовательном процессе / А. Р. Лопатин // Педагогика. 2003. — № 8. — С. 41−46.
- Лопатин А.Р. Гуманизация учебно-воспитательного процесса: теория и практика / А. Р. Лопатин // Образование в современной школе. 2004. — № 2.1. C.15−22.
- Лопатин А.Р. Создание ситуации успеха в воспитательно-образовательной работе с подростками: дис. канд. пед. наук / А. Р. Лопатин. -Кострома: Б.и., 1999. 217 с.
- Лопатин А.Р. Теория и технология создания ситуаций успеха в образовательном процессе: учеб.-метод. пособие / А. Р. Лопатин. Кострома: КГУ, 2004.-248 с.
- Лысенкова С.Н. Когда легко учиться / С. Н. Лысенкова // Педагогический поиск. М.: Педагогика, 1987. — 544 с.
- Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии / В. Я. Ляудис. -М.: УМК «Психология», 2003. 191 с.
- Магомед-Эминов М.Ш., Васильев И. А. Анализ когнитивного подхода в зарубежных теориях мотивации / М.Ш. Магомед-Эминов, И. А. Васильев // Вопросы психологии. 1986. — № 5 — С. 161- 168.
- Маркова А.К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения: кн. для учителя / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов.
- М.: Просвещение, 1990. 192 с.
- Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте / А. К. Маркова. М.: МГУ, 1983. — 96 с.
- Маркова A.K. Формирование учебной деятельности и развитие личности школьника / А. К. Маркова // Формирование учебной деятельности школьников. М.: Педагогика, 1982. — С. 21−28.
- Материалы конференции «Рейтинговая система оценки успешностиобучения в Кабардино-Балкарском государственном университете». Нальчик: Каб.-Балк. ун-т, 1996. — 116 с.
- Машбиц Е.И. Психологические основы управления учебной деятельностью / Е. И. Машбиц. Киев.: Вища школа, 1987. — 224 с.
- Методы системного педагогического исследования / под ред. Н. В. Кузьминой. Л.: Изд-во ЛГУ, 1980. — 172 с.
- Мешалкина К.Н. Эффективность обучения / К. Н. Мешалкина // Советская педагогика. 1988. — № 6 — С. 26−30.
- Наенко Н.И. Психическая напряженность / Н. И. Наенко. -М.: МГУ, 1976. 111 с.
- Натанзон Э.Ш. Приемы педагогического воздействия: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Э. Ш. Натанзон. М.: Просвещение, 1972. -208 с.
- Немов P.C. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. / P.C. Немов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. Кн. 1. — 688 с.
- Немова Н.В. Школа достижений: начало пути к успеху / Н.В. Немо-ва. М.: Сентябрь, 2002. — 160 с.1 104. Никитина Е. А. Самореализация школьника в учении (теория ипрактика): автореф. дис.. канд. пед. наук / Е. А. Никитина. Саратов: Б.и., 2002.
- Никитина Е.А. Самореализация школьника в учении (теория и практика): дис.. канд. пед. наук / Е. А. Никитина. Саратов: Б.и., 2002. -235 с.
- Никитина H.H. Введение в педагогическую деятельность: Теория и практика: учеб. пособие для студентов высш. педагог, учеб. заведений / H.H. Никитина, Н. В. Кислинская. М.: Академия, 2004. — 224 с.
- Никитина H.H. Становление культуры профессионально-личностного самоопределения учителя: монография / H.H. Никитина. М.: Прометей, МПГУ, 2002. — 316 с.
- Новиков A.M. Как работать над диссертацией? / A.M. Новиков. -М.: Эгвес, 1999. 103 с.
- Новикова Т.Г., Пинская М. А., Прутченко A.C. Нужен ли портфолио российскому школьнику? / Т. Г. Новикова, М. А. Пинская, A.C. Прутченко // Методист. 2004. — № 5. — С. 41−53.
- Новикова Т., Пинская М., Прутченко А. Портфолио в российской школе / Т. Г. Новикова, М. А. Пинская, A.C. Прутченко // Народное образование. -2005.-№ 1.-С. 84−97.
- Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов. М.: Инноватор, 1995. — 113 с.
- Ожегов С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 72 500 слов и 7500 фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. М.: АЗЪ, 1993. — 960 с.
- Организация профильного обучения: учеб.-метод. пособие / C.B. Кривых, Г. Н. Шорникова и др. Новокузнецк: МОУ ДПО ИПК, 2004. Ч. 2: Методика профильного обучения. — 213 с.
- Орлов Б.А. Человекоцентрированный подход в психологии, психо-f. терапии, образовании и политике (К 100-летию со дня рождения К. Роджерса) /
- Б.А. Орлов // Вопросы психологии. 2002. — № 2. — С. 64−93.
- Орлов Ю.М., Творогова Н. Д., Шкуркин В. И. Стимулирование побуждения к учению / Ю. М. Орлов, Н. Д. Творогова, В. И. Шкуркин. М.: Педагогика, 1988.- 112 с.
- Осокин В.В., Рябов А. И., Сомова М. И. Рейтинговая система в учебном процессе / В. В. Осокин, А. И. Рябов, М. И. Сомова // Современные технологии обучения и контроля. Краснодар: КГТУ, 1998. — С. 118−126.
- Панкратов В.Н. и др. Психология успеха / В. Н. Панкратов. -М.: Роспедагенство, 1997. 80 с.
- Паринова Г. К. Продуктивно-обобщающий подход к совершенствованию педагогического образования / Г. К. Паринова. Саратов: Сарат. ун-т, 2003.-168 с.
- Педагогика / под ред. Ю. К. Бабанского. М.: Педагогика, 1988.478 с.
- Педагогика: учеб. пособие для студ. пед. вузов и пед. колледжей /под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Пед. общество России, 2001. — 640 с.
- Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учеб. пособие / под ред. С. А. Смирнова. М.: Академия, 1998. — 512 с.
- Перспективы развития системы непрерывного образования / под. ред. Б. С. Гершунского. М.: Педагогика, 1990. — 224 с.
- Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности / В. А. Петровский. Ростов н/Д.: Феникс, 1993. — 345 с.
- Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии: учеб.-практич. пособие / В. Ю. Питюков. М.: Гном-Пресс, Моск. гор. пед. общество, 1999. -192 с.
- Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: учеб. для студ. высш. учеб. заведений: в 2 кн. / И. П. Подласый. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1.2002. Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. 576 с.
- Поль Л. Сопер. Основы искусства речи / Сопер Л. Поль. Ростов н/Д: Феникс, 1999. — 448 с.
- Попов Ю. и др. Рейтинговая система / Ю. Попов, В. Подлеснов, В. Садовников, Е. Андросюк, В. Кучеров // Высшее образование в России. -2001. -№ 4. -С. 131−137.
- Психологическая диагностика. Диагностика личности: метод. пособие. Саратов, 1995. — Вып. 1. — 56 с.
- Психологический словарь / под ред. В. П. Зинченко. М.: Педагогика-Пресс, 1996. — 438 с.
- Психологический словарь / под ред. Ю. Л. Неймера. Ростов н/Д: Феникс, 2003.-640 с.
- Психология и педагогика, учеб. пособие / под ред. A.A. Бодалева, В. И. Жукова, Л. Г. Лаптева, В. А. Сластенина. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. — 585 с.
- Рейтинговая система контроля и оценки знаний по дошкольной педагогике: учеб.-метод. пособие. М.: Моск. гор. пед. общество, 2000. — 112 с. j, 133. Родина О. Н. О понятии «успешность трудовой деятельности» /
- О.Н. Родина // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14: Психология. 1996. — № 3. — С. 6067.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. -СПб: Питер, 1999.-720 с.
- Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии / С. Л. Рубинштейн. М.: Наука, 1959. — 354 с.
- Самоукина Н.В. «Игры, в которые играют.». Психологический практикум / Н. В. Самоукина. Дубна: Феникс+, 2002. — 128 с.
- Самоукина Н.В. Психология оптимизма / Н. В. Самоукина. -М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. 240 с.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии /
- Г. К. Селевко. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
- Сериков В.В. Личностно-ориентированное образование / В. В. Сериков // Педагогика. 1994. — № 5. — С. 16−21.
- Сериков B.B. Личностный подход в образовании: концепции и технологии / В. В. Сериков. Волгоград: Перемена, 1994. — 152 с.
- Скаткин М.Н. Принципы обучения / М. Н. Скаткин // Дидактика i средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики / под ред.
- М.Н. Скаткина. -М.: Просвещение, 1982. С. 48−90.
- В.А. Сластенин и др. Педагогика: учебник для студ. высш. педагог, учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, E.H. Шиянов. М.: Академия, 2002. — 576 с.
- Словарь практического психолога / сост. С. Ю. Головин. Минск: Харвест, 1997. — 800 с.
- Словарь русского языка: в 4-х т. / под ред. А. П. Евгеньевой. -М.: Русский язык, 1985−1988. Т. 4. С-Я. 1988. — 800 с.
- Смирнова Л.В. Генезис феномена ситуация успеха в истории отечественной педагогики: дис. канд. пед. наук / Л. В. Смирнова. Екатеринбург: й Б.и., 2001.-218 с.
- Спирин Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач (развивающееся профессионально-педагогическое обучение и самообразование) / Л.Ф. Спирин- под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Росс. пед. агентство, 1997.-174 с.
- Староверова М. Неуспешность в обучении: природные и социальные факторы и пути коррекции / М. Староверова // Директор школы. 2002. -№ 4.-С. 42−45.
- Суворова Г. А. Психология деятельности: учеб. пособ. для студентов психол. и пед. вузов / Г. А. Суворова. М.: ПЕРСЭ, 2003. — 176 с.
- Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям / В. А. Сухомлинский // Сухомлинский В. А. Избр. пед. соч.: в 3 т.- М.: Просвещение, 1979. Т. 1.1357 с.
- Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников / Н. Ф. Талызина. М.: Просвещение, 1988. — 175 с.
- Татьянченко Д., Воровщиков С. Развитие общеучебных умений школьников / Д. Татьянченко, С. Воровщиков // Народное образование. 2003. -№ 8. -С. 115−127.
- Теория и практика личностно-ориентированного образования / Е. В. Бондаревская. Ростов н/Д: Ростов, пед. ун-т, 2000. — 351 с.
- Трейси Б. Достижение максимума / Б. Трейси. Мн.: ООО «Попурри», 2002.-368 с.
- Тюмасева З.И., Богданов E.H. Системное образование и образовательные системы: монография / З. И. Тюмасева, E.H. Богданов. Калуга: КГПУ, 2002.-316 с.
- Управление качеством образования: практико-ориентированная монография и метод, пособие / под ред. М. М. Поташника. М.: Пед. общ-во России, 2000. — 448 с.
- Успех. Главные методы достижения. СПб.: Прайм-Еврознак, 2004. -384 с.
- Устинова Л.Г. Творческий потенциал и рейтинговая технология обучения / Л. Г. Устинова // Школьные технологии. 2002. — № 4. — С. 25−30.
- Философский энциклопедический словарь / редкол.: С.С. Аверин-цев, Э.А. Араб-Оглы, Л. Ф. Ильичев и др. М.: Сов. Энциклопедия, 1989. -815 с.
- Формирование учебной деятельности студентов / под ред. В.Я. Ляу-дис. М.: МГУ, 1989. — 240 с.
- Хекхаузен X. Мотивация и деятельность: в 2-х кн. / X. Хекхаузен. -М.: Педагогика, 1986. Кн. 2. 297 с.
- Хекхаузен X. Психология мотивации достижения/ X. Хекхаузен. -СПб.: Речь, 2001.-240 с.
- Хоруженко K.M. Педагогика неуспеваемости. Терминологическийсловарь / K.M. Хоруженко. Таганрог: Таганрог, гос. пед. ин-т, 2002. — 432 с.
- Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / под ред. И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис. М.: МГУ, 1980. — 327 с.
- Хуторской А. Деятельность как содержание образования / А. Хуторской // Народное образование. 2003. — № 8. — С. 107−114.
- Чебыкин А.Я. Проблема эмоциональной регуляции учебно-познавательной деятельности учащихся / А. Я. Чебыкин // Вопросы психологии. 1987.-№ 6.-С. 42−47.
- Шамионов P.M. Психология субъективного благополучия личности / P.M. Шамионов. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2004. — 180 с.
- Шамионов P.M. Содержательные и процессуальные аспекты субъективного благополучия / P.M. Шамионов // Ученые записки кафедры педагогической психологии: сб. науч. тр. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2003. -296 с.-С. 81−103.
- Шамшикова O.A. Влияние мотивации достижения успеха и избегания неудачи на регуляцию деятельности / O.A. Шамшикова // Психологические механизмы регуляции активности личности: сб. науч. тр. Новосибирск: НГПУ, 2001. Ч. 2.-222 с.
- Шаталов В.Ф. Учить всех, учить каждого / В. Ф. Шаталов // Педагогический поиск / сост. И. Н. Баженова. М.: Педагогика, 1987. — 544 с.
- Щуркова Н.Е., Залекер О. П. Педагогическая студия / Н. Е. Щуркова, О. П. Залекер. М.: ТОО «Интел-Тех», общество «Знание» России, 1993. — 64 с.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин- под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. М.: Педагогика, 1989. — 554 с.
- Эльконин Д.Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте / Д. Б. Эльконин // Вопросы психологии обучения и воспитания / под ред. Г. С. Костюка и П. Р. Чаматы. Киев: Вища школа, 1961. — 387 с.
- Энциклопедический словарь: Психология труда, рекламы, управле-* ния, инженерная психология и эргономика / под ред. Б. А. Душкова. Екатеринбург: Деловая книга, 2000. — 462 с.
- Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И. С. Якиманская. М.: Сентябрь, 1996. — 96 с.
- Яковлева E. J1. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития / E.JI. Яковлева // Вопросы психологии. 1997. — № 4. — С. 2−27.
- Якунин В.А., Мешков Н. И. Психолого-педагогические факторы учебной успешности студентов / В. А. Якунин, Н. И. Мешков // Вестн. Ленингр. ун-та. 1980. — № И. — С. 55−59.
- Ярулов A.A. Психолого-педагогический словарь от «П» до «Я» / A.A. Ярулов // Школьные технологии. 2003. — № 6. — С. 223−234.
- Анкета определения степени развития умений целеполагаиия Инструкция
- Внимательно прочитайте вопросы и постарайтесь искренне на них ответить. Для этого обведите в третьей графе таблицы одну из цифр, означающих: 4 да, почти всегда 3 — скорее да, чем нет 2 — скорее нет, чем да 1 — нет, никогда Большое спасибо за работу!"
- Всегда ли Вы понимаете, какие цели ставит перед Вами преподаватель на конкретном занятии? 432 1
- Пытаетесь ли уточнить цель Вашей работы? 432 1
- Являются ли для Вас привлекательными цели учебной работы? 43 2 1
- Часто ли Вы самостоятельно ставите цели в учебной работе? 432 1
- Стремитесь ли Вы достичь успеха в учебной деятельности? 432 1
- Перед началом учебной работы испытываете ли Вы радостное ощущение, что у Вас все получится? 432 1
- Думаете ли Вы о том, как распределите свои силы: выложитесь ли вы в первой или во второй половине учебного курса или будете работать равномерно? 432 1
- Думаете ли Вы о выборе средств и способов, с помощью которых поставленные цели могут бьггь достигнуты? 432 1
- Пытаетесь ли определить, сколько времени и сил понадобится для достижения вашей цели? 432 1
- Уточняете (корректируете) ли Вы поставленные цели в процессе деятельности? 432 1
- Разрабатываете ли вы план по достижению своих учебных целей? 432 1
- Является ли Ваш план подробным? 432 1
- Делите ли Вы цели на главные и второстепенные? 432 1
- Просчитываете ли Вы последствия достижения своих целей? 432 1
- Записываете ли Вы свои цели на бумаге? 432 1
- Обработка результатов анкеты
- Следует отметить, что вопросы № 5 и 6 не следует включать в обработку. Вопрос № 5 включен в анкету с целью выявления направленности мотивации студентов на учебу, вопрос № 6 предвосхищающих эмоций успеха у обучающихся.
- Анкета измерения мотивации достижения 38.1. Инструкция
- Внимательно прочитайте начало предложений, подумайте, какой из вариантов окончания предложений Вам ближе справа или слева.
- Заранее благодарны Вам за искренние ответы!
- Г. Для меня характерно планирование жизненных целей (временной перспективы)14, умеренное (реалистическое) 432 1 0 глобальное либо очень узкое1. Окончание анкеты
- Вопросы 21, 23 рассчитаны на выявление излишней поглощенности делом в ущерб другим интересам.
- Вопросы 22,26,28,29 рассчитаны на выявление тенденции к эгоизму.
- Вопрос 25 рассчитан на выявление ориентации в большей степени на результат, а не на процесс деятельности.
- Вопрос 30 выявляет склонность к достижению успеха любой ценой.
- Анкета оценки степени развития общеучебных умений1. Инструкция
- Ниже приведен ряд высказываний с указанием вариантов ответа. Подчеркните в самом опроснике подходящий вариант ответа. Спасибо за работу!"
- Слушая лекцию преподавателя, я а. стараюсь записать ее целиком- б. записываю только самое главное- в. стараюсь передать общий ход рассуждений своими словами
- В процессе лекции а. я успеваю записать все, что считаю нужным, при этом вникаю в общий ход рассуждений- б. я успеваю записать все, что считаю нужным, при этом не вникаю в общий ход рассуждений- в. я не успеваю записывать лекцию, потому что
- При записи лекций а. я пользуюсь привычной системой сокращений слов и потом легко могу понять написанное- б. я сокращаю слова, но потом с трудом понимаю написанное- в. я не считаю нужным прибегать к сокращению слов, так как
- Я умею делать конспект а. да б. скорее, да, чем нет в. скорее, нет, чем да г. нет
- Я умею писать реферат а. да б. скорее, да, чем нет в. скорее, нет, чем да г. нет
- Я знаю, как правильно подготовить доклад а. да б. скорее, да, чем нет в. скорее, нет, чем да г. нет
- Я умею хорошо выступать с сообщением а. да б. скорее, да, чем нет в. скорее, нет, чем да г. нет
- Я знаю правила ведения спора (дискуссии) а. да б. скорее, да, чем нет в. скорее, нет, чем да г. нет
- На основании ответов делается вывод о степени развития того или иного общеучебного умения у разных студентов: высшей степени развития соответствует вариант «а», высокой -вариант «б», средней вариант «в» и низкой — вариант «г».
- Анкета определения степени развития рефлексивных умений1. Инструкция
- Пожалуйста, ответьте на предложенные вопросы, выбрав подходящий вариант ответа. Спасибо за работу!"
- Считаете ли вы нужным подвергать анализу результаты своей учебной деятельности? а. да б. скорее, да, чем нет в. скорее, нет, чем да г. нет
- Как часто Вы анализируете результаты учебной работы? а. практически всегда б. часто в. редко г. практически никогда
- Используете ли Вы при анализе учебной работы какой-либо план? а. да, использую б. часто использую в. иногда использую г. нет, не использую
- Думаете ли Вы о том, ради чего делаете ту или иную учебную работу? а. да б. скорее, да, чем нет в. скорее, нет, чем да г. нет
- Анализируете ли Вы способы, которые были использованы для достижения необходимого результата? а. да б. скорее, да, чем нет в. скорее, нет, чем да г. нет
- Корректируете ли Вы ход учебной деятельности в соответствии с проведенным анализом? а. практически всегда б. часто в. редко г. практически никогда
- Размышляете ли Вы о том, как будете впредь поступать в подобных ситуациях? а. да б. скорее, да, чем нет в. скорее, нет, чем да г. нет1. Обработка результатов
- Анкета «Самооценка успешности в учебной работе"1. Инструкция
- Пожалуйста, ответьте на предложенные вопросы, выбрав подходящий вариант ответа. Спасибо за работу!»
- Оцените Ваши учебные достижения по данной шкале (поставьте галочку на отрезке):нормативвысокиивысшимнизкиисреднии
- Во сколько процентов Вы оцените свои усилия, предпринятые для достижения учебного результата (поставьте галочку на отрезке):1.I!IIIIII0%50%100%
- Если Вы приложили не максимум усилий, то чем Вы это объясняете (нужное подчеркните):а. неважностью для себя данной цели, б. нежеланием ее достигать, в. отсутствием соответствующих способностей, г. болезнью, д. семейными обстоятельствами, е. чем-то другим
- Удовлетворены ли Вы конечным результатом своей учебной работы? а. да, в высшей степени, б. да, в высокой степени, в. да, в средней степени, г. скорее нет, чем да, д. нет.
- Если не удовлетворены, то по какой причине: а. считаю, что способен на большее, 6. устал, было приложено чересчур много сил, в. этот результат дался мне слишком легко, г. другое
- Обработка результатов. Данная анкета позволяет сделать вывод о том, как оценивают студенты уровень своей успешности в учебной деятельности.
- Заключительный учебный тест по курсу «Русский язык и культура речи» Инструкция
- Выполните задания, предложенные в тесте. Вместо многоточий вставьте пропущенные слова или определения понятий. Желаем удачи в работе!"1. Вариант, А Вариант Б
- Язык состоит из следующих единиц: • звук- • морфема- • слово- • фразеологическая единица- •. • предложение (простое, сложное) — • текст. 1. Язык включает следующие разделы: • Фонетика • Морфемика •. • Морфология • Синтаксис
- Язык служит средством сознания, способствует деятельности сознания и отражает ее результаты. Это. функция. 2. Язык помогает сохранять и передавать информацию, что важно как для отдельного человека, так и для всего общества. Это. функция.
- Функциональный стиль это. 4. Выделяют функциональные стили: 12 3 4 1 • и • • ••• */" • • • 1 щ в ш в
- Основными чертами научного стиля являются: 1. 23 5. Чертами официально-делового стиля являются: 12. 3.
- Две основные функции публицистического стиля: 12. 6. Разговорная речь обслуживает такую сферу коммуникации, для которой характерны следующие признаки: 12
- Культура речи содержит три составляющих компонента: 1. 2. 3 7. Под культурой речи понимается .
- Орфоэпические нормы это. 9. Грамматические нормы — это .
- К коммуникативным качествам речи относятся: • содержательность, • точность, понятность, • богатство (разнообразие) речи, • 10. Какие группы слов считаются ограниченными в употреблении? • профессионализмы • термины • • .•. • правильность
- Омонимами называются слова одной части речи, отличающиеся ., но одинаковые по 11. Паронимами называются слова, близкие по ., но разные по .1. Продолжение теста1. Вариант, А Вариант Б
- Абонент-абонемент, эффектный эффективный. Это — паронимы, омонимы, синонимы (подчеркните нужное слово). 12. Натуральный — естественный, дистанция — расстояние. Это — паронимы, омонимы, синонимы (подчеркните нужное слово).
- Способ бытия человека в условиях взаимных отношений, взаимодействия с другими людьми-это. 15. Основные единицы речевого общения: речевое событие, — речевое взаимодействие,
- Речевое событие можно представить в виде формулы: «это. плюс речевая ситуация». 16-это контекст высказывания, то, что помогает его понять.
- Высказывания, у которых семантическое значение расходится с прагматическим, называются. 17. Различают два вида слушания: 1.. 2. .
- Изобразите схематично коммуникативный речевой акт. 18. Изобразите схематично коммуникативный речевой акт.
- Реквизиты документа это. 19. Формуляр документа — это .
- Жанры документов: 123. 20. Виды реквизитов: 1. 2. 3.
- Приведение чего-либо к единой системе, форме, к единообразию это. 21. Установление единых норм и требований-это .
- Спор-это. 22. Конфликт это .233 периода протекания конфликтов: 1. предконфликгный 23.3 вида конфликтов на основе потребностей оппонентов: 1.2. 3. духовный.
- Виды тропов: 123 24. Виды фигур речи: 1. 2. 3
- Синонимы-это слова, одинаковые по ., но разные по. 25. Антонимы это слова,. по написанию и. по значению.
- Диалектизмы это слова, употребляемые 26. Профессионализмы — это слова, употребляемые .
- Обвиняемый признался в том, что сам совершал неофициальные хищения. Здесь допущена ошибка 27. Истец сослался на то обстоятельство, что он не знал всех обстоятельств. Здесь допущена ошибка -.1. Вариант, А Вариант Б
- Виды лингвистических словарей: 1. 2 3 28. Словари бывают лингвистические и .,. и частные.
- Точность речи включает: • знание предмета- •. • умение выбрать нужное слово. 29. слово или словосочетание, служащее названием определенного понятия какой-нибудь специальной области науки, техники.
- Причины коммуникативных неудач: 1.2. 30. Причины коммуникативных неудач: 1.2.
- Расставьте ударение в словах: договор, досуг, жалюзи, заговор, знамение, 31. Расставьте ударение в словах: значимость, индустрия, каталог, квартал, кулинария, ломота,
- Исправьте ошибки: белая тюль, большой мозоль, заказной бандероль, горячий какао. 32. Исправьте ошибки: лакированный туфель, новая рояль, французская шампунь, просторное авеню.
- Обращение «ты» уместно в следующих случаях: 1. 2. 3. 33. Обращение «Вы» уместно в следующих случаях: 123.
- Определите род существительных: авеню, плакса, такси, ножницы, врач 34. Определите род существительных: тюль, забияка, метро, сани, директор
- Под успешностью речевого общения понимается. 35. На успешность речевой коммуникации оказывают влияние следующие факторы: 1 2 31. Обработка результатов.
- Полный вариант ответа на поставленный в тесте вопрос оценивается в 1 балл, неполный в 0,5 баллов. Для зачета необходимо набрать не менее 25 баллов из 35 возможных в данном заключительном учебном тесте.
- Анкета для преподавателей Уважаемые коллеги, пожалуйста, ответьте на предложенные вопросы, выбрав подходящий вариант ответа.
- Каково Ваше отношение к мнению У. Глассера 34. о том, что успех в процессе обучения во многом определяет успех в дальнейшей жизни?• Полностью разделяю это мнение.• В принципе не согласен с данной точкой зрения, так как• Другое
- Согласны ли Вы с утверждением В. Ф. Шаталова, что все дети, без исключения, способны быть успешными в учебе?• Да• Нет• Другое1. Поясните свое мнение
- Успех в Вашем понимании это .
- Считаете ли Вы как преподаватель своим долгом целенаправленно способствовать развитию успешности студентов в процессе обучения? а) даб) нетв) другое
- Используете ли Вы в процессе работы специальные средства и способы развития успешности (нужное подчеркните): ситуации успеха, ситуации неуспеха, ситуации преодоления-• другие (перечислите их):
- Владеете ли Вы технологией созданияа) ситуаций успеха (да/ нет) б) ситуаций неуспеха (да/ нет) в) ситуаций преодоления
- Может ли неуспех, по-вашему, быть полезен?• да• никогда• другое
- Поясните, пожалуйста, свое мнение1. СПАСИБО ЗА РАБОТУ!
- Программа спецкурса «Достижение максимума»
- Тема занятия План занятия Всего часов
- Диспут «Поговорим об успехе!» 5.1. Цель диспута. 5.2. Подготовка к диспуту. 5.3. Проведение диспута. 2
- Круглый стол «Ситуация успеха в действии» 8.1. Подготовка к круглому столу. 8.2. Сценарий круглого стола. 2
- Выполните упражнение несколько раз сверху вниз. Выполняя упражнение, вы получите удовольствие. Заканчивайте упражнение словами: «Я стал новым человеком! Я стал сильным, спокойным и стабильным! Я все буду делать хорошо!»
- Вы заметили? Всего 5 минут, а ваше эмоционально-неприятное состояние уже исчезло, оно перешло в рисунок и было уничтожено. А теперь приступайте к своим делам! Вы хорошо отдохнули!
- Упражнение снимает усталость, помогает установить психическое равновесие, баланс.
- Упражнение взято из системы Н. Роджерс.