Педагогическое речевое взаимодействие как фактор формирования ценностных ориентаций подростков
Диссертация
Технология формирования ценностных ориентаций подростков, разработанная с учётом педагогических условий, необходимых для результативного развёртывания процесса педагогического речевого взаимодействия, была успешно апробирована. Доказано, что педагогическое речевое взаимодействие, направленное на расширение и углубление аксиологических знаний подростковактуализирующее устойчивое позитивное… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РЕЧЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КАК ФАКТОРА ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИИ ПОДРОСТКОВ
- 1. 1. Ценностные ориентации подростков как педагогическая проблема
- 1. 2. Основные характеристики педагогического речевого взаимодействия участников образовательного процесса
- 1. 3. Модель педагогического речевого взаимодействия субъектов образовательного процесса
- ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РЕЧЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
- 2. 1. Характеристика исходного уровня сформированности ценностных ориентаций подростков
- 2. 2. Технология формирования ценностных ориентаций в процессе педагогического речевого взаимодействия
- 2. 3. Оценка эффективности реализации технологии формирования ценностных ориентаций подростков в процессе педагогического речевого взаимодействия
Список литературы
- Алексеева В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности // Психологический журнал. — 1984. — т.5. — № 5. — С. 6370.
- Алексеева В.Г. Ценностные ориентации личности и проблемы их формирования // Советская педагогика. 1981. — № 8.- С. 61−69.
- Амонашвили Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск: Университетское, 1990. — 560 е. v
- Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.-384 с.
- Андреева Г. М. Психология социального познания. — М.: Аспект-Пресс, 2000. 288 с.
- Андреева, Г. М., Хелкама К., Дубовская Е. М., Стефаненко Т. Г., Тихо-мандрицкая О.А. Уровень социальной стабильности и особенности социализации в старшем школьном возрасте // Вестн. Моск. Ун-та. — Сер. 14. Психология. 1997. — № 4. — С. 31−41.
- Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М.: Мысль, 1988.-253 с.
- Анисимов С.Ф. Мораль и поведение. М.: Мысль, 1985. — 155 с.
- Анисимова Т.С. Формирование ценностных ориентаций старшеклассников: Автореф. дис. .канд. пед. наук. Краснодар, 1996. — 17 с.
- Арнольдов А. Восхождение к гуманизму // Социальная работа. 1994. -№ 3—4(6).-С. 68−71.
- П.Артемьева О. А. Активизация познавательной деятельности студентов вуза при обучении иностранному языку на основе учебно-ролевых игр. -Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 1997. 192 с.
- Артоболевский Г. В. Художественное чтение. М.: Просвещение, 1978. -240 с.
- Архангельский JT. М. Социально-этические проблемы теории личности. -М.: Мысль, 1974.-221 с.
- Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М.: МГУ, 1990. — 367 с.
- Асташова Н.А. Концептуальные основы педагогической аксиологии // Педагогика. 2002. — № 8. — С. 8−13.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. — М.: Педагогика, 1977.-254 с.
- Байбородова Л.В. Воспитательный процесс в современной школе. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 1997. — 380 с.
- Байматова М.С. Учебная дискурсия как средство формирования диалогического взаимодействия младших школьников: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Н. Новгород, 2003. — 25 с.
- Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. -444 с.
- Белинская Е.П., Тихомандрицкая О. А. Социальная психология личности. М.: Аспект-Пресс, 2001. — 291 с.
- Белова И.Н. Взаимодействие преподавателя и студентов как условие становления профессиональной картины мира выпускников педагогического колледжа: Автореф. дис.. канд. пед. наук. СПб, 1996. — 20 с.
- Белянин В.П. Психолингвистика. М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2004. -231 с.
- Березина, Т.Н. Многомерная психика: Внутренний мир личности. М.: ПЕР СЭ, 2001.-319 с.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. — М.: Педагогика, 1989.- 192 с.
- Битуева А.В. Особенности структурного строения ценностных ориентаций // Теоретический философский журнал «Credo» № 3 (21). — 2000. — С. 15−21.
- Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. — М.: Генезис, 2000. 298 с.
- Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М.: Наука. — 1976. — С. 147−178.
- Бобнева М.И. Социальные процессы и регуляция поведения. М.: Наука, 1978.-310 с.
- Бобнева М.И., Шорохова Е. В. Социальные ориентации личности // Социальная психология личности. М.: Наука, 1979. — С. 165−182.
- Богатов В. И. Формирование духовно-нравственных ценностей будущего учителя музыки: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — М., 1996. — 16 с.
- Богомолова Н.Н., О.Т. Мельникова Отношение аудитории к коммуникатору как фактор эффективного коммуникативного воздействия //Оптимизация речевого воздействия. — М.: Наука, 1990. С. 100−113.
- Богуславский М.В. XX век российского образования. — М.: ПЭР ЭС, 2002. 302 с.
- Бодалев А.А. Личность и общение: Избранные труды. М.: Педагогика, 1983.-271 с.
- Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребёнка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. М.: Педагогика, 1972.- С. 7−44.
- Бондаревская Е.В. Смыслы и стратегии личностно-ориентированного образования // Педагогика. 2001. — № 1. — С. 17−24.
- Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. 1995 — № 4. — С.29−36.
- Бордовская Н.В., Реан А. А. Педагогика. СПб.: Питер, 2001. — 304 с.
- Борковская Е.А. Регулятивная роль ценностных ориентаций личности в её жизнедеятельности: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Минск: 1988. -21 с.
- Бушуева Г. М. Коммуникативные задачи как средство формирования коммуникативных умений у младших школьников: Автореф дис.. канд. пед. наук. Калининград, 2003. — 21 с.
- Васильева Т.И. Педагогическое общение как фактор формирования исследовательских умений у учащихся младшего подросткового возраста: Автореф дис.. канд. пед. наук. — Магнитогорск, 2002. 22 с.
- Вебер М. Избранное. Образ общества. М.: Юристъ, 1994. — 704 с.
- Видинеева О.В. Особенности ценностных ориентаций и условий их формирования в старшем школьном возрасте: Автореф дис.. канд. психол. наук. Курск, 2003. — 22 с.
- Водзинская В.В. Понятие установки, отношения и ценностной ориентации в социологическом исследовании // Философские науки. 1968. — № 2.-С. 16−26.
- Воспитателю о личностном общении (Психология общения). — М.: МП «Новая школа», 1994. — 11 с.
- Вострикова Т. И Педагогический диалог на этапе объяснения нового материала: Содержание и методика обучения: Автореф дис.. канд. пед. наук. -М., 1995,-16 с.
- Вульфов Б.З. Социальная педагогика и процесс формирования личности // Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. В 2-х т. Т. 1. М.-Тула, 1993. — С. 59−71.
- Вульфсон Б.Л. Марксизм и проблемы нравственного воспитания // Педагогика. 2003 — № 6 — С. 3−15.
- Выготский Л.С. Анализ эстетической реакции: Сборник научных трудов. М.: Лабиринт, 2001. — 480 с.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. М.: Просвещение, 1991. 90 с.
- Выготский JI.C. Мышление и речь: Психологические исследования. М.: Лабиринт, 1998.-480 с.
- Выготский JI.C. Педагогическая психология. — М.: Педагогика-Пресс, 1999.-534 с.
- Выготский JI.C. Спиноза и его учение об эмоциях в свете современной психоневрологии // Вопросы философии. 1970. — № 6. — С. 119−130.
- Выжлецов Г. П. Аксиология культуры. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1999.- 148 с.
- Газман О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века // Новые ценности образования. Вып. № 6. — М.: Инноватор, 1996. -С. 10−37.
- Гальперин П.Я. Введение в психологию. М.: Изд-во МГУ, 1976. — 150 с.
- Геницинский В.И. Знание как категория педагогики: Опыт педагогической когитологии. — Л.: Издательство ленинградского университета, 1989. — 144 с.
- Гершунекий Б.С. Концепция самореализации личности в системе обоснования ценностей и целей образования // Педагогика. — 2003. № 10. — С. 3 -7.
- Гладнева С.Г. Формирование ценностных ориентаций у младших школьников при обучении русскому языку: Автореф дис.. канд. пед. наук. Тула, 2003.-23 с.
- Гликман И.З. Теория и методика воспитания. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002.- 175 с.
- Горбачёва С. С Обучение студентов педвуза педагогическому взаимодействию в личностно-ориентированном образовании: Автореф дис.. канд. пед. наук. Ворнеж, 2000. — 20 с.
- Григорович Л.А., Марцинковская Т. Д. Педагогика и психология. М.: Гардарики, 2001.-408 с.
- Григорьева-Голубева В. А. Становление гуманистических ценностей педагога (в аспекте языковой личности): Автореф. дис.. д-ра пед. наук. -СПб, 2002. 43 с.
- Гудинг Д., Леннокс Дж. Мировоззрение: Для чего мы живём и каково наше место в мире. Ярославль: Изд-во «ДИА-пресс», 2000. — 384 с.
- Гуревич П.С. Основы философии. М.: Гардарики, 2004. — 439 с.
- Додонов Б.И. Эмоция как ценность. М.: Политиздат, 1978.-272 с.
- Дочкина Т.В. Подготовка учителей к проектированию личностно ориентированного взаимодействия: Автореф дис.. канд. пед. наук. — Волгоград, 2003.- 18 с.
- Дробницкий О.Г. Мир оживших предметов. Проблема ценностей и марксистская философия. М.: Политиздат, 1967. — 351 с.
- Дьяченко М.И., Кандыбович JT.A. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск: БГУ, 1976. — 174 с.
- Дюркгейм Э. Социология образования. М.: ИНТОР, 1996. — 80 с.
- Жуков Ю.М. Ценности как детерминанты принятия решений // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М.: 1976. — С.254 -277.
- Жуковский В. А. О басне и баснях Крылова. Собр. соч. в 4 т. Т. 4. М. -Л.: 1960.-С. 411−425.
- Завьялова О.А. Воспитание аксиологических основ информационной культуры школьников: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Шуя, 2002. — 18 с.
- Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования. -М.: Издательский центр «Академия», 2001. 208 с.
- Зарецкая Е.Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. -М.: Дело, 1999.-480 с.
- Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М.: Политиздат, 1986.-223 с.
- Здравомыслов А.Г., Ядов В. А. Отношение к труду и ценностные ориентации личности // Социология в СССР. В 2-х т. Т.2. М.: Мысль, 1966. -С. 470−530.0 78. Зимняя И. А. Педагогическая психология. М.: Изд. корпорация «Логос», 1999.-384 с.
- Зотова О.И., Бобнева М. И. Ценностные ориентации и механизмы социальной регуляции поведения // Методологические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1975.- С. 241−254.
- Иванова Л.К. Гуманистические ценностные основы социально-педагогической деятельности. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2003.-79 с.
- Иванова Л.К. Гуманистический ценностный потенциал вузовской учебно-производственной практики социальных педагогов: Дис.. канд. пед. наук. Тамбов, 2002. — 202 с.
- Ильин Е.Н. Искусство общения. М.: Педагогика, 1982. — 111 с.
- Ильинова Н.А. Роль ценностей в становлении личности // Фундаментальные и прикладные исследования в системе образования: Материалы 1-й Международной научно-практической конференции. — Тамбов: Изд-во ТГУ им. Р. Г. Державина, 2003. С. 90−93.
- Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя высшей школы как саморазвивающаяся система // Гаудеамус. — 2002. — № 1. -С. 20−28.
- Исаев И.Ф., Макарова Л. Н. Профессионализм преподавателя: культура, стиль, индивидуальность. М., Белгород: Изд-во БелГУ, 2002. — 196 с.
- Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. М.:W1. Политиздат, 1998. 309 с.
- Каган М.С. Эстетика как философская наука. СПб.: ТООТК «Петрополис», 1997.-544 с.
- Казакина М.Г. Ценностные ориентации школьников и их формирование в коллективе. Л., 1989. — 83 с.
- Казакова Е.И., Тряпицына А. П. Диалог на лестнице успеха. — СПб., 1997.- 103 с.
- Казанцева JI.B. Речевая компетенция учителя иностранного языка: концепция, моделирование, технология и механизм формирования: Дис.. канд. пед. наук. Тамбов, 2001. — 412 с.
- Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. М.: Просвещение, 1987.- 190 с.
- Кан-Калик В.А., Ковалев Г. А. Педагогическое общение как предмет теоретического и прикладного исследования // Вопросы психологии. — 1985. -№ 4.-С. 9−17.
- Каптан Т.Н. Формирование духовных потребностей старшеклассников в процессе урочной и внеурочной деятельности: Автореф дис.. канд. пед. наук. — М., 1995.-18 с.
- Караковский В.А. Общечеловеческие ценности основа целостного учебно-воспитательного процесса // Воспитание школьников. — 1993. — №№ 2−5.
- Карнышев А.Д., Иванова Е. А. Психология деятельности и управления. -Иркутск: Изд-во ИГЭА, 2001.- 188 с.
- Картушов Р.В. Духовно-ценностное отношение студентов к физической культуре: Автореф. дис.. канд. соц. наук. Тамбов, 2001. — 22 с.
- Кирилова Н.А. Ценностные ориентации в структуре интегральной индивидуальности: Автореф. дис. .канд.. наук.-Пермь, 1997. — 19 с.
- Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. — М.: Знание, 1989.-75 с.
- Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. М.: Изд-во Моск. ун-та 1995. — 224 с.
- Кон И.С. В поисках себя. М.: Просвещение, 1984. — 148 с.
- Ковалев Г. А. Три парадигмы в психологии три стратегии психологического воздействия // Вопросы психологии. — 1987. — № 3. — с. 41−49.
- Коваль Н.А. Психологическая сущность личностного потенциала // Потенциал личности: комплексная проблема: Материалы второй Всероссийской Internet-конференции. 17−19 июня 2003 г. — Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2003. С. 230 — 231.
- Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. — М.: Изд. центр «Академия», 2000. — 175 с.
- Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Общие и возрастные особенности. Мн.: Тетра Системе, 2000. — 431 с.
- Коротаева Е. В. Хочу, могу, умею! Обучение, погруженное в общение. М.: Институт психологии РАН, 1997. — 97 с.
- Кричевский Р.Л., Дубровская Е. М. Психология малой группы. М.: Аспект-Пресс, 2001. — 308 с.
- Крюкова Е.А. Личностно развивающие образовательные технологии: природа, проектирование, реализация. Волгоград: Перемена, 1999. — 196 с.
- Куликова Л.В. Формирование представлений младших школьников об общечеловеческих ценностях: Автореф дис.. канд. пед. наук. Красноярск, 1995. — 18 с.
- Куличенко Р.С. Социальный педагог: профессионализация деятельности. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Державина, 1998. — 240 с.
- Лаврикова Т.В. Педагогика личности. Часть III. Педагогическая практика личностной ориентации. — Воронеж: ВГПУ, 1998. — 144 с.
- Лавринец К.Ю. Стимулы формирования ценностных ориентаций подростков детского дома: Автореф дис.. канд. пед. наук. Карачаевск, 2003. -22 с.
- Лапин Н.И. Социальные ценности и реформы в кризисной России // Социологические исследования. 1993. — № 9 — С. 17−28.
- Леонтьев А.А. Педагогическое общение. М.: Знание, 1979. — 48 с.
- Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. М.: Смысл, 1999. — 287 с.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во МГУ, 1981.— 584 с.
- Леонтьев Д.А. От социальных ценностей к личным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности // Вестн. Моск. ун-та. -Сер. 14. Психология. — 1996. -№ 4. — С. 35−44.
- Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М.: Знание, 1980.-96 с.
- Лингвистический энциклопедический словарь. — М.: Сов. Энциклопедия, 1990.-665 с.
- Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986. -143 с.
- Лобанов А.А. Основы профессионально-педагогического общения. -М.: Издательский центр «Академия», 2002. 192 с.
- Ломов Б.Ф. Общение как проблема общей психологии // Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975. — С. 124−135.
- Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров: Человек. Текст. Семиосфера. История. М.: Языки русской культуры, 1996. — 442 с.
- Лузина Л. Как помочь школьнику в жизненном самоопределении // Воспитание школьников. — 2003. № 10. — с. 24 — 27.
- Ляудис В.Я. Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся. М.: Изд-во НИИ ОПП, 1980 — 162 с.
- Макаров М.Л. Интерпретативный анализа дискурса в малой группе. -Тверь: ТГУ, 1998.- 199 с.
- Махмутов М.И. Современный урок. — М.: Педагогика, 1985. — 183 с.
- Мелекесов Г. А. Развитие аксиологического потенциала личности будущего учителя: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. — Оренбург, 2003. 36 с.
- Мертон Р.К. Социальная структура и аномия // Социологические исследования. 1992.- № 3.- С. 102−107.
- Мильруд Р.П. Методика развивающего обучения средствами иностранного языка. М.-Тамбов, 1991. — 121 с.
- Михальцова Л.Ф. Формирование ценностных ориентаций обучающихся в культурно-образовательной среде школы: Автореф дис.. канд. пед. наук. Новокузнецк, 2003. — 24 с.
- Михеева Г. П. Формирование профессионально-ценностных ориентаций будущих педагогов: Автореф дис.. канд. пед. наук. Калуга, 1996. -21 с.
- Мудрик А.В. Социализация и «смутное время». М.: Знание, 1991. -78 с.
- Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество.- М.: «Академия», 2002. — 456 с.
- Мясищев В.М. Личность и неврозы. Л.: Изд-во Ленинградского унта, 1960.-426 с.
- Немов Р.С. Психология: Книга 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.— 631 е.
- Непомнящая Н.И. Ценностность как личностное основание: Типы. Диагностика. Формирование. — М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЕК», 2000. 175 с.
- Никандров Н.Д. Ценности как основа социализации и воспитания // Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. — М.: Педагогика, 2000. С. 15 — 33.
- Новейший философский словарь. — Мн.: Интерпрессервирс. Книжный дом.-2001.-1280 с.
- Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. М.: Российское педагогическое агентство, 1996. — 374 с.
- Огаркова И.В. Формирование гуманистических ценностных ориентаций у старшеклассников: Автореф дис.. канд. пед. наук. — Пятигорск, 2003.-21 с.
- Ожегов С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М. АЗЪ, 1993.-960 с.
- Олпорт Г. Личность в психологии. СПб: Питер, 1998. — 345 с.
- Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики. — М.: Логос, 1995. 272 с.
- Османова И.М. Методика формирования коммуникативных умений и навыков в профессиональной подготовке будущих учителей: Автореф дис.. канд. пед. наук. Орёл, 2003 .- 18с.
- Парсонс Т. О структуре социального действия. М.: Академический Проект, 2000. — 880 с.
- Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. М.: Мысль, 1971. -371 с.
- Петренко В.Ф. Проблемы эффективности речевого воздействия в аспекте психолингвистики // Оптимизация речевого воздействия. М.: Наука, 1990.-С. 18−30.
- D 153. Петровский В. А. Личность в психологии: парадигма субъектности.
- Ростов н/Дону: Изд-во «Феникс», 1996. 512 с.
- Печенёва Т.А. Коммуникативная стратегия обучения русскому языку // Педагогика. -2003. № 4. — С. 26−31.
- Платонов К.К. Об изучении психологии учащегося. — М.: Просвещение, 1961.- 143 с.
- Полушкин И.А. Диалоговые технологии обучения учащихся в допро-фессиональном гуманитарном образовании: Автореф дис.. канд. пед. наук. Тольятти, 2002. — 21 с.
- Попова И.М. Ценностные представления и «парадоксы» самосознания // Социологические исследования. 1984. — № 4. — С. 29−36.
- Попованова Н.А. Формирование ценностных ориентаций студентов педагогического вуза как основа их профессиональной компетенции: Автореф дис.. канд. пед. наук. Красноярск, 2003. — 23 с.
- Пригожин И. Философия нестабильности // Вопросы философии. -1989.-№ 6.-С. 46−57.
- Пушкина А.Е. Формирование коммуникативного потенциала будущих учителей иностранного языка: Автореф дис.. канд. пед. наук. Казань, 2003.-22 с.
- Радионова Н.Ф. Взаимодействие педагогов и старших школьников. -JL: ЛГПИ, 1989.-83 с.
- Реальность, язык и сознание: Межвуз. сб. науч. тр. Вып. 1 Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 1999. — 171 с.
- Родионова О.И. Приоритетные ориентации современного студенчества России: Автореф. дис. канд. соц. наук. Саранск, 2000. — 16 с.
- Розов Н.С. Философия гуманитарного образования. (Ценностные основания базового гуманитарного образования в высшей школе). М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1993. -194 с.
- Рубинштейн С.Л. Эмоции // Психология эмоций! Тексты.- М.: Изд-во МГУ, 1984. С. 152−161.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии СПб.: Питер, 1999. -т 720 с.
- Ручка А.А. Социальные ценности и нормы: некоторые теоретические и прикладные вопросы социологического анализа. Киев: Наук, думка, 1976. -123 с.
- Рыбина Н.Я. Православная культура: Учебно-методические материалы. Тамбов, Изд-во Тамбовского ун-та, 2002. — 20 с.
- Светлова Н. В. Особенности ценностных ориентаций и нравственного самосознания учащихся средней школы: Автореф дис.. канд. психол. наук.-М., 2003. 18 с.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М.: На-^ родное образование, 1998. — 256 с.
- Сенько Ю.В. Педагогический процесс как гуманитарный феномен // Педагогика. № 1.-2002.-С. 11−17.
- Сериков В.В. Личностно ориентированное образование // Педагогика. 1994. — № 5. — С. 16−21.
- Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии: Монография. Волгоград: Перемена, 1994. — 152 с.
- Сериков В. В. Образование и личность. Теория и практика проектировку вания педагогических систем. М.: Издательская корпорация «Логос», 1999.-272 с.
- Симонова С.В. Формирование духовно-нравственных качеств социального работника как аспект социального образования: Автореф. дис.. канд. пед. наук —Тамбов, 2003. 23 с.
- Синягин Ю.В. Признавая значимость собеседника // Воспитание школьников.- 1997. № 2. — С. 15−17
- Славская А. Н. Личность как субъект интерпретации. Дубна: Фе-никс+, 2002.-239 с.
- Сластёнин В.А. Педагогика. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. 566 с.
- Сластёнин В.А., Чижакова Г. И. Введение в педагогическую аксиологию. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. 192 с.
- Слепухина Г. В. Нравственное развитие старшеклассников во взаимодействии субъектов образовательного процесса: Автореф дис.. канд. пед. наук. — Магнитогорск, 2003. 20 с.
- Собкин B.C., Писарский П. С. Ценностные ориентации старшеклассников начала 90-х. Кросскультурное сопоставление // Ценностно-нормативные ориентации современного старшеклассника. Труды по социологии образования. Т.1. Вып. 2. М., 1993. — С. 6−64.
- Собкин B.C. Динамика ценностных ориентаций в старшем школьном возрасте: Автореф. дис.. д-ра психол. наук. М., 1997 — 88 с. ш
- Сосновский Б.А. Мотивационно-смысловые образования в психологической структуре личности: Автореф. дис.. д-ра психол. наук. М., 1992.-30 с.
- Старов М.И. Формирование системы отношений в процессе профессиональной подготовки учителя. М.-Тамбов: Изд-во МГПУ им. В.И. Ленина- Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 1996. — 206 с.
- Степанов Е. Личностно-ориентированный классный час // Воспитание школьников. 2003. — № 3. — С. 14−22.
- Степанов Е. Личностно-ориентированный подход в педагогической деятельности // Воспитание школьников. — 2003. № 2. — С. 2−5.
- Стул Т.Г. Методика обучения пониманию художественного текста на основе модели взаимодействия позиции автора и читателя (на материале английского языка): Автореф. дис. .канд. пед. наук: 13.00.02. — Тамбов, 2002. -24 с.
- Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Изд-во МГУ, 1984.-344 с.
- Тарасов Е.Ф. Предисловие // Оптимизация речевого воздействия. -М.: Наука, 1990.-С. 3−4.
- Тарасов Е.Ф. Речевое воздействие: методология и теория // Оптимизация речевого воздействия. М.: Наука, 1990. — С. 5−18.
- Томилина Н.Ю. Структура и динамика ценностных ориентаций студенчества в условиях преобразования современного российского общества (региональный аспект): Автореф. дис.. канд. культурологии. М., 2000 -22 с.
- Тугаринов В.П. Теория сознания, ценностей и личности: Избр. философские труды. Л.: Изд-во ЛГУ, 1988. — 344 с.
- Уваров Е.А., Черняновская И. А. Самореализация как ведущий фактор саморазвития личности // Потенциал личности: комплексная проблема: Материалы второй Всероссийской Internet-конференции. — Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2003. С. 394 — 399.
- Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1996. — 451 с.
- Философский словарь -М.: Республика, 2001. 719 с.
- Философский энциклопедический словарь М.: Сов. Энциклопедия, 1983.-840 с
- Флоренский П.А. Столп и утверждение истины // Сочинения. Т.1, ч. 2. -М.: Правда, 1990.-840 с.
- Фомина Н.В. Психосемантическая организация речевого высказывания в условиях личностно ориентированного общения с учащимися: Автореф дис.. канд.'психол. наук. Н. Новгород, 2003.- 25 с.
- Франкл В. Человек в поисках смысла. — М.: Прогресс, 1990.— 366 с.
- Фридман JI. М. Наглядность и моделирование в обучении. М.: Знание, 1984.-80 с.
- Фридман JI.M., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. -М.: Издательство «Совершенство», 1998.-431 с.
- Хараш А.У. Межличностный контакт как исходное понятие психологии устной пропаганды //Вопросы психологии. 1977.- № 4. — С. 52−63.
- Хараш А.У. Принцип деятельности в исследованиях межличностного восприятия // Вопросы психологии. 1980. — № 3. — С. 20−29.
- Харламов И.Ф. Формирование личностных качеств в процессе воспитания // Педагогика. 2003. — № 3. — С. 52−59.
- Хасанова Ч.Х. Формирование ценностных ориентаций старшеклассников в воспитательном пространстве в условиях городской микросреды: Автореф дис.. канд. пед. наук. — Казань, 2003. — 22 с.
- Шадриков В.Д. Происхождение человечности. М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. — 200 с.
- Шевцова М.А. Формирование познавательного интереса младших школьников в процессе обучения на основе использования личностно-развивающих ситуаций: Дис.. канд. пед. наук. — Воронеж, 2004. — 217 с.
- Шилова М.И. Теория и технология отслеживания результатов воспитания школьников // Классный руководитель. 2000. — № 6. — С. 19−43.
- Шиянов Е.Н., Котова И. Б. Развитие личности в обучении. — М.: Изд. центр «Академия», 1999. 288 с.
- Шульга Р.П. Искусство и ценностные ориентации личности. Киев: Наук, думка, 1989. — 190 с.
- Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии. — М.: Педагогическое общество России, 1998. 250 с.
- Эрдеди А.А., Медведев Ю. А., Эрдеди Н. А. Техническая механика: Теоретическая механика. Сопротивление материалов. — М.: Высшая школа, 1991.-304 с.
- Юрьева М.Н. Профессионально-педагогическое взаимодействие субъектов в процессе подготовки педагога хореографа в вузе: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Липецк, 2001. — 22 с.
- Ядов В.А. Круглый стол «Психологического журнала»: ценности в кризисном социуме // Психологический журнал. — 1991. № 6. — С. 154−167.
- Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. — Самара: Изд-во Самарского ун-та, 1995. 331 с.
- Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе. М.: Сентябрь, 2000. — 175 с.
- Яницкий М.С. К проблеме аксиологической типологии личности // Теоретические и прикладные вопросы психологии. Выпуск 3. Часть 1. -СПб., 1997.-С. 391−398.
- Maslow A. Self-actualizing and Beyond. In: Challenges of Humanistic Psychology. — N. Y. — 1967.
- Rokeach M. The nature of human values. N.Y. — 1973.1. АНКЕТА № 1для изучения уровня аксиологических знаний подростков
- Дорогие ребята! Ответьте, пожалуйста, на помещенные ниже вопросы, дописав предложения.1. Что такое «ценность»!
- Закончите предложение: «Ценность — это .».
- Знаете ли вы значение слова «самореализация»? Закончите предложение: «Самореализация — это.».
- Знаете ли вы значение слова «знания»? Закончите предложение: «Знания — это .».
- Знаете ли вы значение слова «творчество»? Закончите предложение: «Творчество — это .».
- Знаете ли вы значение слова «гуманизм»? Закончите предложения: «Гуманизм — это .». 1. АНКЕТА № 2для изучения отношения подростков к формируемым в ПРВ ценностным ориентациям
- Что из перечисленного в вопросе 1 Вы считаете особенно ценным лично для Вас? Напишите.
- Какой вид речевой деятельности Вы считаете предпочтительным (ценным) для себя?
- Алгоритм педагогического речевого взаимодействия в ценностно-ориентированной коммуникативной ситуации при изучении басни
- И.А Крылова «Свинья под Дубом»
- Цель взаимодействия создать условия для творческой самореализации подростка- сформировать позитивное ценностное отношение к знанию и потребность строить отношения с окружающими на принципе взаимного уважения.
- Первый (организационно-констатирующий) шаг — «Прослушайте басню И. А. Крылова „Свинья под Дубом“, определите тему и основную мысль».
- Второй шаг (смысловая акцентуация) работа с текстом басни, направленная на выявление её объективного и индивидуального смыслов.
- Прочитайте определения: грубая, спокойная, добродушная, ленивая, умная, весёлая, невежественная. В каких случаях мы их используем в своей речи?
- Какие чувства могут испытывать участники описанной в басне сцены? Какие чувства испытываете вы?
- Подумайте, хорошо ли живётся на свете Свинье? Почему? А тем, кто рядом с ней?
- С кем сравнивает Свинью сам И. А. Крылов? В чём разница значений слов «невежда» и «невежа»? Какое из этих слов более точно характеризует Свинью? Почему о Свинье говорится как о невежде?
- Какая мысль утверждается автором в морали басни?
- Сопоставьте оценки, даваемые поведению Свиньи автором, другими героями басни, вашими товарищами. Совпадают ли они?
- Подумайте, какие мысли и чувства вы должны донести до слушателя при выразительном чтении басни «Свинья под Дубом»?
- Найдите в тексте басни реплики Ворона, Свиньи, Дуба. Определите, с каким чувством их нужно прочитать, чтобы слушателям стал ясен характер действующих лиц?
- Укажите авторский текст. Как он должен быть прочитан, чтобы стало ясно отношение автора к тому или иному персонажу басни? Каким тоном нужно прочитать мораль басни?
- Обозначьте в тексте слова, которые, на Ваш взгляд, являются эмоционально главными, и выделите их при чтении.
- Отметьте в тексте паузы, восклицательные и вопросительные предложения, определите тон и темп чтения.
- Потренируйтесь в выразительном чтении. Прочитайте басню соседу по парте. Помогите друг другу лучше подготовиться к чтению басни вслух.
- Программа предполагает теоретическое знакомство со спецификой художественного чтения как особого вида искусства и практическое овладение основами исполнительского мастерства.
- Художественное чтение — самостоятельный жанр искусства
- Искусство звучащего слова в России. Вечера рассказа. Театр одного актёра. Театр воображения. Музыкальные чтения. Основы художественного чтения
- Характеристика образов. Взаимоотношения действующих лиц. Изменения, происходящие с героями. Обстановка действия. Видение мысли. Прямая икосвенная речь. Акценты и диалектизмы. Фонетический стиль речи. Ведущий образ.
- Исполнение стихотворных произведений
- Стихи и проза. Принципы ритмической организации стиха. Стих и ритм. Звуковая организация стиха. Рифма. Строфа. Художественное значение технических норм произнесения стихов. Чтец на сцене
- Чтец и помещение. Чтец и аудитория. Пластическая выразительность. Поведение на сцене.
- Стиль и жанр в художественном чтении Стилевая выразительность
- Чтение басен. Чтение лирики. Чтение рассказов.
- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (34 ЧАСА)
- Художественное чтение — самостоятельный жанр искусства (1час)
- Основы художественного чтения (5 часов)
- Мастерство исполнения (20 часов)
- Стиль и жанр в художественном чтении (8 часов) занятия Тема занятия
- Художественное чтение самостоятельный жанр искусства
- Художественное чтение и задачи чтеца. Чтец и актёр. К. С. Станиславский об искусстве художественного чтениязанятия Тема занятия
- Действенность речи чтеца и её условия4 Мысль и смысл
- Элементы речевой выразительности
- Взаимоотношения действующих лиц
- Изменения, происходящие с героями
- Обстановка действия. Видение мысли11 Прямая и косвенная речь12 Акценты и диалектизмы13 Фонетический стиль речи14 Ведущий образ15 Стихи и проза
- Принципы ритмической организации стиха17 Стих и ритм
- Звуковая организация стиха19 Рифма20 Строфа
- Художественное значение технических норм произнесения стихов
- Чтец и помещение. Чтец и аудитория
- Пластическая выразительность24 Поведение на сцене25 Исполнительский стильзанятия Тема занятия26 Метод исполнения
- Строй исполнения. Анализ языка произведения
- Стиль эпохи и авторский стиль
- Памятка «Учись вести диалог» (составлена подростками)
- Следи за своей речью и поведением.2. Не «плюйся» словами.
- Говори правильно, точно и экономно.
- Внимательно слушай собеседника, не перебивай его.
- Не старайся говорить громче собеседника.
- Спокойно выслушивай возражения.