Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Особенности коррекционно-логопедической работы при псевдобульбарной дизартрии

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Затем ребенка учат вокализировать шепотом свой выдох. Для этого рука ребенка помещается на его гортань, губы в нейтральной позиции; ребенок контролирует себя при помощи зеркала. Подбор рефлекс запрещающей позиции, при которой наблюдается максимальное снижение тонуса и минимальное влияние позотонических рефлексов в процессе речевого акта; Применение дифференцированного массажа (расслабляющего… Читать ещё >

Особенности коррекционно-логопедической работы при псевдобульбарной дизартрии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Наиболее часто псевдобульбарная дизартрия связана с формой спастической диплегией детского церебрального паралича.

При псевдобульбарной дизартрии влияние позотонических рефлексов на мышечный тонус речевой мускулатуры значительно больше, чем при корковой дизартрии. Эта особенность сочетается с наличием врожденных безусловных ротовых рефлексов и наличием синкинезий.

Все это определяет направления логопедической работы при псевдобульбарной дизартрии:

  • 1. Торможение патологической рефлекторной активности в речевой мускулатуре; для торможения патологических позотонических рефлексов логопедические занятия проводятся в рефлекс запрещающих позициях;
  • 2. Расслабление скелетной мускулатуры и особенно мышц грудной клетки, шеи, верхних конечностей;
  • 3. Применение дифференцированного массажа (расслабляющего и укрепляющего, с учетом состояния мышечного тонуса в отдельных мышцах артикуляционного аппарата);
  • 4. Пассивно-активная артикуляционная гимнастика с развитием активных движений и ощущений этих движений.

Логопедическая работа обязательно включает в себя:

  • * формирование речевого дыхания;
  • * формирование интонационно-мелодической стороны речи;
  • * формирование фонематического восприятия и слухо-кинетической интеграции.

Логопедическая работа проводится на фоне медикаментозного лечения в едином комплексе лечебно-педагогических мероприятий.

Работа над произнесением звуков начинается с расслабления дыхательной мускулатуры и установления правильного дыхания:

  • 1) Дыхательные упражнения проводятся в рефлекс запрещающих позициях.
  • 2) Затем ребенка учат вокализировать шепотом свой выдох. Для этого рука ребенка помещается на его гортань, губы в нейтральной позиции; ребенок контролирует себя при помощи зеркала.
  • 3) На следующем этапе предлагается серия дыхательных упражнений (дутье на ватку, задувание свечей, игры в паровоз…) для выработки силы воздушной струи.
  • 4) Развитие кинестетических ощущений от мышц губ; для этого последовательно проводятся пассивные, пассивно-активные, активные упражнения по смыканию и размыканию губ; во время выполнения ребенком серии пассивно-активных движений логопед сам вокализирует звук, побуждая ребенка к подражанию.

С детьми школьного возраста работа проводится с опорой на восприятие буквы. Ребенок видит букву и слышит соответствующий звук, наблюдает за тем как логопед артикулирует этот звук.

  • 5) Ребенок произносит цепочки слогов со звуком в начальной позиции; дети школьного возраста читают слоги, слова, списывают их;
  • 6) Дифференциация звуков на слух при помощи кинестетических ощущений; подключение зрительного анализатора облегчает дифференциацию звуков; с учащимися дифференциацию проводят с опорой на письменную речь.

Таким образом в системе логопедической работы при псевдобульбарной дизартрии можно выделить следующие основные направления:

  • 1. Нормализация тонуса в артикуляционной, мимической мускулатуре и конечностях;
  • — подбор рефлекс запрещающей позиции, при которой наблюдается максимальное снижение тонуса и минимальное влияние позотонических рефлексов в процессе речевого акта;
  • — покачивание торса ребенка и легкое потряхивание всех конечностей.
  • 2. Развитие и формирование кинестетического контроля:
    • — формирование кинестетического следового образа в артикуляторной мускулатуре;
    • — массаж артикуляторной мускулатуры по общепринятой методики и точечный массаж методом штопора.
  • 3. Формирование слухового контроля за произношением и развитием фонематического анализа и синтеза;
  • 4. Нормализация дыхательной мускулатуры (работа по удлинению выдоха; формирование умения задерживать дыхание и регулировать силу и толчок выдыхаемой струи);
  • 5. Формирование речевого дыхания вне фонации:
    • — постановка грудно-брюшного дыхания;
    • — отработка синхронного дыхания с логопедом;
  • 6. Формирование синхронности речевого дыхания и голосоподачи:
    • — отработка синхронного дыхания на слогах АХ, УХ, ИХ;
    • — отработка голосоподачи при обоюдном контроле руки ребенка и логопеда при пении гласных А_______, У________, И______;
  • 7. Коррекция нарушений звукопроизношения. Последовательность постановки звуков и коррекция звукопроизношения зависят от локализации параличей и парезов в артикуляционном аппарате и индивидуальных компенсаторных способностей ребенка.

В первую очередь ставятся те звуки, в образовании которых участвуют наименее спастичные отделы языка и губ. При постановке звуков необходимо опираться на все сохранные анализаторы и использовать уже восстановленную функцию.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой