Формирование эмпатической культуры у учащихся 5-7 классов на этнопедагогической основе
Диссертация
Формирование эмпатических качеств личности и накопление опыта эмпатийного поведения у школьников является важной задачей педагога. Для ее решения целесообразно вовлекать учащихся в деятельную помощь людям, организовывать межличностное общение в классе на основе взаимопонимания и сочувствия, предоставлять каждому ребенку средства защиты и восстановления личностной гармонии в общении с природой… Читать ещё >
Содержание
- щ
- Введение
- Глава I. Теоретические основы формирования эмпатической культуры у учащихся на этнопедагогической основе
- 1. 1. Сущность эмпатической культуры личности в философской, психологической и педагогической литературе
- 1. 2. Этнопедагогический потенциал формирования эмпатической культуры подрастающего поколения
- 1. 3. Модель системы формирования эмпатической культуры учащихся 5−7 классов средствами этнопедагогики
- Выводы по I главе
- Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию эмпатической культуры у учащихся 5−7 классов средствами этнопедагогики
- 2. 1. Организация и ход опытно-экспериментальной работы по формированию эмпатической культуры у учащихся 5−7 классов средствами этнопедагогики
- 2. 2. Педагогические условия формирования эмпатической культуры у учащихся 5−7 классов на этнопедагогической основе
- Выводы по II главе
Список литературы
- Абрамова Г. С. Практикум по возрастной психологии: Учебное пособие. — М.: Изд. центр «Академия», 1998. — 320 с.
- Агаев А.Г. Судьбы народностей. — М.: Политиздат, 1978. — 112 с.
- Азбука для двоих. Эмпатия, что это такое? // Студенческий меридиан. -1999.-№ 5.-С. 70−71.
- Актуальные проблемы развития личности: Тезисы научной конференции молодых ученых, 14−15 июня 1994 г. М.: Институт развития личности, 1994.-114 с.
- Амонашвили Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск: Университетское, 1990. — 559 с.
- Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. — М.: Изд. дом Амонашвили, 1996. 494 с.
- Амонашвили Ш. А. Школа жизни: Трактат о начальной ступени образования, основанный на принципах гуманно-личностной педагогики. — М.: Изд. дом Амонашвили, 1998. — 75 с.
- Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки // Избр. психологические соч.: В 2-х т. Т. 2. — М.: Педагогика, 1980. — 288 с.
- Андреева Г. М. Социальная психология. М.: МГУ, 1980. — 416 с.
- Андреева Н.Н. Воспитание чувашской народной сказкой // Народная школа. 1997. — № 5−6. — С. 27−31.
- Аникеева Н.П. Деятельность школьника в условиях игровой ситуации / Деятельность, общение, игра в развитии коллектива и формировании личности школьника. М.: ЦС ПО РСФСР, 1985. — С. 82−84.
- Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. — М.: Просвещение, 1989.-223 с.
- Аникин В.П. Русское устное народное творчество: Учебник. М.: Высшая школа, 2001. — 726 с.
- Анненкова Н.В. Воспитание у младших школьников уважительного и заботливого отношения к родителям: Дис. канд. пед. наук. — М., 1991. -176 с.
- Арнольдов А.И. Человек и мир культуры: Введение в культурологию.- М.: Изд-во МГИК, 1992. 240 с.
- Асмолов А.Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа. М.: МГУ, 1999. — 367 с.
- Афанасьев В.Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока. — Якутск: Якутское кн. изд-во, 1979. — 184 с.
- Ашмарин Н.И. Сборник чувашских пословиц = Ваттисем калана самах-сем: / Проф. Н. И. Ашмарин. Чебоксары: Чувашиздат, 1925. — 56 с.
- Бабанский Ю.К. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.-560 с.
- Баймурзина В.И. Прогрессивные традиции нравственного и трудового воспитания башкир и их использование в практике учебно-воспитательной работы: Дис. канд. пед. наук. Казань, 1992. — 191 с.
- Барахсанова Е.А. Педагогические условия использования якутских народных настольных игр в интеллектуальном развитии детей 4−11 лет: Дис. канд. пед. наук. Якутск, 1995.- 158 с.
- Батчаева Х.Х. Прогрессивные идеи и опыт карачаевской народной педагогики в нравственном воспитании младших школьников: Дис. канд. пед. наук. — Казань, 1992. 186 с.
- Белоусова Е.В. Использование традиций русского народа в нравственном воспитании младших школьников. Дис. канд. пед. наук. — Ульяновск, 1998.-168 с.
- Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. — М.: Прогресс, 1986.- 424 с.
- Бешимов Ж. Народные традиции в нравственном воспитании школьников старших классов (на материале Киргизии): Дис. канд. пед. наук. -М., 1974.- 165 с.
- Блонский П.П. Избранные психологические произведения. — М.: Просвещение, 1964. 547 с.
- Боговарова В.А. Социально-педагогические условия совершенствования семейного воспитания в период современного развития общества: Дис. канд. пед. наук. Казань, 1993. — 185 с.
- Бодалев А.А. Формирование понятия о другом человеке как о личности. -Л.: ЛГУ, 1970.-184 с.
- Бодалев А.А. Об особенностях понимания преподавателем студента // Современные психологические проблемы высшей школы. Вып. 4. — Л.: ЛГУ, 1978.- 181 с.
- Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. — М.: МГУ, 1982.-280 с.
- Бодалев А.А. Воздействие стиля общения педагога с учащимися на их эмоциональный опыт // Личность и общение. Избр. труды. — М.: МГУ, 1983.-С. 205−206.
- Божович Л.И. О некоторых проблемах и методах изучения психологии личности школьника // Вопросы психологии личности школьника. — М., 1961.-С. 3−32.
- Божович Л.И., Конникова Т. Е. О нравственном развитии и воспитании детей // Вопросы психологии. 1975. — № 1. — С. 80−89.
- Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. 1995. — № 4. — С. 25−26.
- Борисенко С.Б. Методы формирования и диагностики эмпатии учителей: Дис. канд. пед. наук. Л., 1988. — 196 с.
- Брудный А.А. Понимание и общение. М.: Знание, 1998. — 63 с.
- Буданцова А.А. Анализ эмпатийных переживаний школьников // Сб. научных трудов докторантов, научных сотрудников и аспирантов. — Вып. 6. Чебоксары: ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, 1999. — С. 94−95.
- Буданцова А.А. Взаимосвязь эмпатии и толерантности в духовно-нравственном воспитании личности // Духовно-нравственное воспитаниеучащейся молодежи: Сб. научных трудов. — М.- Чебоксары: ЧГПУ им. И .Я. Яковлева, 2004. С. 108−113.
- Буданцова А.А. Воспитание эмпатической культуры школьников // Народная школа. -2000. -№ 5−6. С. 4−7.
- Буданцова А.А. Использование факторов народного воспитания в современной школе // Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров: Сб. научных трудов.- Челябинск: Образование, 2004. С. 184−187.
- Буданцова А.А. Психолого-педагогические основы формирования эмпатической культуры учащихся // Сб. научных трудов докторантов, научных сотрудников, аспирантов и студентов. Вып. 7. — Чебоксары: ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, 2000. — С. 279−283.
- Буданцова А.А. Психолого-педагогические особенности достижения взаимопонимания учителя и учащихся // Педагогический процесс: опыт, проблемы: Сб. научных трудов. Чебоксары: ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, 2003.-С. 41−46.
- Буданцова А.А. Развитие способности современных школьников к состраданию и сочувствию // Актуальные проблемы непрерывного образования в системе «Школа-вуз»: Сб. научных трудов. М.- Чебоксары, 2001.-С. 128−129.
- Буданцова А.А. Теоретические основы формирования эмпатической культуры учащихся средствами психологии // Психология на службе общества: Сб. научных трудов. Чебоксары: ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, 2003. — С. 24−30.
- Буданцова А.А. Фольклор как средство формирования эмпатической культуры учащихся: Учебное пособие. Чебоксары: ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, 2005. — 226 с.
- Буданцова А.А. Формирование эмпатической культуры в системе нравственного воспитания учащихся // Воспитание и обучение в современной школе: Сборник научных статей. М.- Чебоксары: АПСН, 2001. — С. 69−71.
- Буданцова А.А. Формирование эмпатической культуры у воспитанников Симбирской чувашской школы // Вестник ЧГПИ им. И. Я. Яковлева. — 1998. № 2(3). — С. 253−254.
- Буданцова А.А. Эмпатическая культура как основа воспитания совершенной личности в народной системе воспитания // Вестник ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. 2000. — № 6(19). — С. 74−75.
- Бурхинов Д.М., Данилов Д. А., Намсараев С. Д. Народная педагогика и современная национальная школа. — Улан-Удэ: Бэлич, 1993. 136 с.
- Бэн А. Психология /Пер. с англ. под ред. с предисл. А. С. Белкина. — М.: Тип. И. А. Баландина, 1902. Т.1. — 422 с.
- Валяева О.М. Молдавское устное народное творчество как средство нравственного воспитания и его использование в современной практике учебно-воспитательной работы начальных классов: Дис. канд. пед. наук.-Казань, 1974.-С. 173.
- Васильцова З.Г. Мудрые заповеди народной педагогики. М.: Педагогика, 1988.- 157 с.
- Введение в научное исследование по педагогике: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Ю. К. Бабанский, В. И. Журавлев, В. К. Розов и др.- Под ред. В. И. Журавлева. М.: Просвещение, 1988. — 239 с.
- Вилькеев Д.В. Формирование педагогического мышления у студентов: учебное пособие для студентов пединститутов. Казань: КГПИ, 1992.- 108 с.
- Виноградов Г. С. Народная педагогика. Иркутск: Вост.-сиб. отд. рус. географич. общества, 1926. — 80 с.
- Волков Г. Н. Идея совершенного человека в народном воспитании // Советская педагогика. — 1971. — № 10.— С. 107−113.
- Волков Г. Н. Исследование, изучение, освоение и применение народной педагогики // Народная педагогика и современные проблемы воспитания: Материалы Всесоюзной научно-практической конференции. Чебоксары, 1991.-Ч. 1.-С. 6−21.
- Волков Г. Н. Модель школы будущего // Вестник ЧГПИ им. И. Я. Яковлева. 1998. — № 2(3). — С. 3−14.
- Волков Г. Н. Неотъемлемая часть народной культуры // Советская педагогика. 1989.-№ 7. — С. 89−100.
- Волков Г. Н. Нравственное воспитание учащихся сельской школы. — М.: ИНПО, 1986.-96 с.
- Волков Г. Н. Педагогика жизни. Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1989. — 335 с.
- Волков Г. Н. Педагогика любви. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. М.: Издательский Дом «Магистр-Пресс», 2002. — Т. 1. — 460 с.
- Волков Г. Н. Факторы народного воспитания в их взаимодействии // Современное функционирование народной педагогики как феномена демократии и гуманизма в сфере воспитания. — Чебоксары: РИПКРНО, 1993.- 86 с.
- Волков Г. Н. Чувашская сказка как памятник народной педагогики // Ученые записки ЧГПИ им. И. Я. Яковлева. Вып. 6. — Чебоксары: ЧГПИ им. И. Я. Яковлева, 1958. — С. 117−128.
- Волков Г. Н. Этнопедагогика нужна всем // Вузовские вести. 2001. — № 2. — С. 13.
- Волков Г. Н. Этнопедагогика: Учебник для средних и высших педагогических учебных заведений. -М.: Academia, 1999. — 168 с.
- Волков Г. Н. Этнопедагогика чувашей. М.: Пресс-сервис, 1997. — 441 с.
- Воспитание и развитие личности: Материалы Международной научно-практической конференции, 13−14 мая 1997 г. М.: Институт развития личности РАО, 1997. — 162 с.
- Воспитание сказкой: Метод, рекомендации по работе с литерат. сказкой в школе и библиотеке / АПН СССР НИИ худож. воспитания- Сост. Э. И. Иванова. М.: АПН СССР, 1987. — 149 с.
- Вульфов Б.З., Семенов В. Д. Школа и социальная среда: взаимодействие. -М.: Знание, 1981.-95 с.
- Выговская Л.П. К вопросу об условиях формирования эмпатических отношений младших школьников // Теоретические вопросы нравственного и эстетического воспитания: Сб. научных сообщений. Вып. 2. — Казань, 1992.-С. 197−200.
- Выговская Л.П. Эмпатийные отношения младших школьников, воспитывающихся вне семьи // Психологический журнал. — 1996. — № 4. — С. 55−63.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений. — Т.4. Детская психология / Под ред. Д. Б. Эльконина. М.: Педагогика, 1984. — 432 с.
- Высотина Л.А. Формирование моральных качеств подростков. — Л.: Знание, 1970.-40 с.
- Гаврилов А.Т. Гуманизм сегодня. — М.: Знание, 1974. — 64 с.
- Гаврилова Т.П. Об отношении мальчиков и девочек младшего и среднего школьного возраста к различным объектам эмпатии // Научные труды Кубан. ун-та. Вып. 2(35). — Краснодар: Кубанский университет, 1977. -С. 138−145.
- Гаврилова Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии // Вопросы психологии. 1975.-№ 2.-С. 147−159.
- Гаврилова Т.П. Роль взрослого в формировании эмпатии у детей // Психологические основы формирования личности в условиях общественного воспитания // Тезисы докл. Всесоюзной конференции. М.: НИИ общей и педагогической психологии, 1979. — С. 63−65.
- Гаврилова Т.П. Эмпатия и ее особенности у детей младшего и среднего школьного возраста: Дис.канд. психол. наук. -М., 1977. 170 с.
- Гавриловец К.В. Воспитание человечности. Минск: Нар. асвета, 1985. -215с.
- Гаврил овец К.В., Казимирская И. И. Нравственно-эстетическое воспитание школьников: Кн. для учителя. Минск: Нар. АСВЕТА, 1988. — 128 с.
- Галеев Э.Х., Ханбиков Я. И. Татарские народные игры и праздники: Книга для учителя. Казань: Татар, кн. изд-во, 1985. — 103 с.
- Гальперин П.Я., Запорожец А. В., Эльконин Д. Б. Проблемы формирования знаний и умений у школьников и новые методы обучения в школе // Возрастная и педагогическая психология. М., 1992. — С. 230−242.
- Гашимов И.Б. Влияние народно-воспитательных идей, обычаев и традиций на формирование азербайджанской педагогической мысли и их использование в современной школьной практике: Автореф. дис. канд. пед. наук. Баку, 1987. — 24 с.
- Гиппенрейтер Ю.Б., Карягина Т. Д., Козлова Е. Н. Феномен конгруэнтной эмпатии // Вопросы психологии. 1993. — № 4. — С. 61−68, 68−73.
- Гнатенко П.И. Национальный характер. Мифы и реальность. — Киев: Вища школа, 1984. 113 с.
- Григорьева А.В. Воспитание и школа у казаков Северного Кавказа (исторический опыт, современное состояние): Монография. Пятигорск: ПГЛУ, 2000.-112 с.
- Гурин В.Е. Формирование нравственного сознания и поведения старшеклассников. М.: Педагогика, 1988. — 186 с.
- Дайн Г. Л. Искусство игрушки (художественно-функциональные особенности русской народной куклы XIX—XX вв.еков): Дис. канд. ист. наук.-М., 1977.-212 с.
- Дашдамиров А.Ф. К методологии исследования национально-психологических проблем // Советская этнография. — 1983. № 2. — С. 62−75.
- Дистервег А. В. Избранные педагогические сочинения. — М.: Учпедгиз, 1956.-374 с.
- Додонов Б.И. Эмоция как ценность. — М.: Политиздат, 1978. — 272 с.
- Долганова Л.Н., Морозов И. А., Минасенко Н. Е. Игры и развлечения удмуртов: История и современность. — М., 1995. 326 с.
- Драгунова Т.В. Подросток. М.: Знание, 1976. — 96 с.
- Дробижева Л.М. Об изучении социально-педагогических аспектов национальных отношений: некоторые вопросы методологии // Советская этнография. 1974. — № 4. — С. 18.
- Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности. М.: Наука, 1977. — 331 с.
- Ерофеев Н.А. Этнические представления // Общественные науки. — 1984.-№ 1.-С. 141.
- Закон Чувашской Советской Социалистической Республики «О языках в Чувашской ССР» // Советская Чувашия. 1990. — 2 ноября. — С. 2.
- ЮЗ.Залялиев Ш. Ш. Нравственное воспитание подростков на прогрессивных народных традициях в произведениях, изучаемых в ходе внеклассной работы: Дис. канд. пед. наук. — Казань, 1974. 225 с.
- Запорожец А.В. Об эмоциях и их развитии у ребенка. М.: Педагогика, 1986.-С. 7−31.
- Земляков А.Е. Принцип связи воспитания с жизнью в истории чувашской школы и педагогики: Автореф. дис. д-ра пед. наук. — Чебоксары, 2000.-38 с.
- Зосимовский А.В. Критерии нравственной воспитанности // Педагогика.- 1992.-№ 11−12.-С. 22−26.
- Зосимовский А.В. Нравственное воспитание и учитель в условиях социальных перемен // Педагогика. 1998. — № 7. — С. 74−77.
- Измайлов А.Э. Народная педагогика: педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана. — М.: Педагогика, 1991. 256 с.
- Изучение личности школьника учителем / Под ред. Васильевой З. И., Ахаян Т. В., Казакиной М. Г., Родионовой Н. Ф. и др. М.: Педагогика, 1991.- 136 с.
- Ильенков Э.В. Проблема идеального // Вопросы философии. — 1979.- № 6. С. 128−140--№ 7.-С. 145−158.
- Ильин Е.Н. Герой нашего урока. М.: Педагогика, 1991. — 287 с.
- Каган М.С. Этнос и нация: Общие проблемы и их проявления в отечественной истории // Вечерний альманах русской философии и культуры.- 1997.-№ 10.-С. 23−38.
- Каганов Л.С. Гуманистическая психология. // Вопросы философии.- 1974.-№ 5.-С. 147−154.
- Каптерев П.Ф. Общественные чувствования. Симпатия (Гл. 18). // Кап-терев П. Ф. Педагогическая психология Изд. 3-е, перераб. и доп.- СПб.: Кн. склад «Земля», 1914.-489 с.
- Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности — основа целостного учебно-воспитательного процесса. М.: Новая школа, 1993.-80 с.
- Карамуратова Р.Б. Психологическое исследование роли оценочной эмпатии в педагогическом процессе: Автореф. дис. канд. психол. наук.- Алма-Ата, 1984.-21 с.
- Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей. — М.: Педагогика, 1972. 152 с.
- Католиков А.А. Моя семья: Записки дир. Сыктывк. школы-интерната № 1 для детей-сирот. М.: Педагогика, 1990. — 223 с.
- Кашафутдинов Р.Г. Народные (общественные и семейные) праздники казанских татар: Дис. канд. ист. наук. — Казань, 1969. — 254 с.
- Киекбаева З.Д. Эстетическое воспитание в башкирской народной педагогике и использование его традиций в современной школьной практике: Автореф. дис. канд. пед. наук. Казань, 1980. -20 с.
- Князева O. JL, Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа: Учебно-методическое пособие. Изд. 2-е, перераб., доп. СПб.: Детство-Пресс, 2000. — 304 с.
- Ковякина JL Согрей теплом души своей // Воспитание школьников.- 1989. — № 3. С. 144.
- Колесникова И.А. Развивающаяся личность и педагогические технологии: Методические рекомендации. СПб.: ГУПИ, 1992. — 100 с.
- Коменский Я.А. Материнская школа. -М.: Учпедгиз, 1947. 103 с.
- Коменский Я.А. Великая дидактика // Избр. пед. соч.: В 2-х т. — Т. 1. — М.: Педагогика, 1982. С. 242−476.
- Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. — М.: Политиздат, 1984.- 335 с.
- Кон И. С. Ребенок и общество. М.: Наука, 1988. — 235 с.
- Контаутене З.-Б. Ф. Народные детские игры и их педагогическое значение: Дис. канд. пед. наук. М., 1977. — 179 с.
- Кондратьева А.С. Понимание учителем личности учащихся // Вопросы психологии. 1980. — № 5. — С. 143−148.
- Краснов Н.Г. Иван Яковлевич Яковлев. Жизнь. Деятельность. Педагогические идеи. Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1976. — 270 с.
- Леви В.Л. Искусство быть другим. — М.: Знание, 1981. 208 с. 1340 формировании способностей // Вопросы психологии. — 1960. — № 1. -С. 9−17.
- Леонтьев А.Н. О формировании способностей // Вопросы психологии.- 1960.-№ 1.-С. 9−17.
- Липпс Т. Руководство к психологии. СПб.: Изд-во О. Попова, 1907.- 394 с.
- Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для вузов и ин-тов и фак. повышения квалификации и переподготовки науч.-пед. кадров.- 2-е изд., испр. и доп. М.: Прометей, 1996. — 463 с.
- Лихачевский Э.Э. Психологические аспекты взаимопонимания. — Л., 1982.-. с.
- Луначарский А.В. О воспитании и образовании. — М.: Педагогика, 1976. -314с.
- НЗ.Лутошкин А. Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. — М.: Педагогика, 1988.- 125 с.
- Макаренко А.С. О воспитании: (Сб. / Сост. и автор вст. ст. B.C. Хеле-мендик), — 2-е изд., перер. и доп. М.: Политиздат, 1990. — 414 с.
- Мак-Дугалл У. Основные проблемы социальной психологии / Пер. с 4-го англ. изд. М.Н. Смирновой- под ред. Н. Д. Виноградова. — М.: Космос, 1916.-281 с.
- Максимов В.Г. Программа подготовки учителя-воспитателя к профессионально-диагностической деятельности. М.: МГПУ им. В.И. Ленина- ЧГПИ им. И. Я. Яковлева, 1993. — 84 с.
- Маркова Л. Воспитание добротой // Воспитание школьников. — 1998.- № 2. С. 46−47.
- Матвеев Г. Б. Материальная культура чувашей. — Чебоксары: ЧГИГН, 1995.- 199 с.
- Мерцалова М.Н. Поэзия народного костюма. М.: Молодая гвардия, 1988.-222 с.
- Михальченко Г. Ф. Формирование эмпатии у старшеклассников, ориентирующихся на педагогическую профессию: Автореф. дис. канд. пси-хол. наук. М., 1989. — 20 с.
- Мудрик А.В. Союз этнографии и педагогики // Советская педагогика.- 1984.-№ 6.-С. 176−178.
- Мудрик А.В. Понять друг друга // Семья и школа. — 1990. № 6. — С. 1416.
- Муканов М.М. «Я» и оценочная эмпатия // Исследование познавательной деятельности. Вып. 8. Психология. — М.: Просвещение, 1978. — С. 49−65.
- Мунзук Г. Г. Прогрессивные идеи и опыт тувинской народной педагогики и их использование в семейном воспитании: Дис. канд. пед. наук. -Казань, 1982.-200 с.
- Мясищев В.Н. Психология отношений / Под ред. А. А. Бодалева. — М.: Институт практической психологии- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. -356 с.
- Насенкова И.М. Воспитание эмпатической культуры старшеклассников в процессе организации деловых игр: Автореф. дис. канд. пед. наук. -Казань, 1997.- 17 с.
- Насифуллина А.Н. Содержание и методы формирования эмпатической культуры у студентов педвуза: Дис. канд. пед. наук. — Казань, 1993.- 179 с.
- Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища: конец 18 начало 20 века. — JL: Искусство, 1988. — 215 с.
- Немировский А.И. Мифы и легенды Древнего Востока: Для учащихся сред, и ст. классов. -М.: Просвещение, 1994. -368 с.
- Нигматов З.Г. Народные традиции как средство воспитания социалистической гуманности у старших подростков: Автореф. дис. канд. пед. наук.-Казань, 1980.-24 с.
- Никитин Б.П. Мы, наши дети и внуки. — 3-е изд., доп. М.: Молодая гвардия, 1989.-304 с.
- Никольский Н.В. О пословицах чувашского народа. — Чебоксары: НИИ-ЯЛИЭ, 1958.-16 с.
- Об образовании: Закон РФ. М.: Новая школа, 1992. — 57 с.
- Об образовании: Закон ЧР // Народная школа. — 1997. — № 3. — С. 1−30.
- Обозов Н.Н. Психология межличностные отношений. — Киев: Лыбидь, 1990.- 191 с.
- Ольшанникова А.Е. Подросток в поисках признания // Семья и школа. № 1.-С. 37−40.
- Орлов А.Б., Хазанова М. А. Феномены эмпатии и конгруэнтности // Вопросы психологии. 1993. — № 4. — С. 68−73.
- Острогорский А.Н. Избранные педагогические сочинения / Сост. М. Г. Данильченко. М.: Педагогика, 1958. — 352 с.
- Павлов И.В. Нравственное воспитание подростков. — Чебоксары: ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, 1998. 297 с.
- Панкеев И.А. От крестин до поминок.-М.: Яуза, 1998.-253 с.
- Пашукова Т.И. О механизации эмпатии и некоторых ее психических коррелятах // Вопросы психологии межличностного познания и общения. Краснодар: Кубанский университет, 1983. — С. 86−92.
- Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / В. В. Воронов, В. И. Журавлев, В. В. Краевский и др.- Под ред. П. И. Пидкасистого. — М.: Педагогическое общество России, 1998.-640 с.
- Педагогика: Педагогические теории, системы, технологии: Учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / Под ред. С. А. Смирнова.2.е изд., испр. и доп. — М.: Издательский цент «Академия», 1999. — 544 с.
- Педагогическая энциклопедия / Под ред. Н. Ю. Шведовой. — М.: Советская энциклопедия, 1984. — 696 с.
- Педагогические условия внедрения гуманистических традиций народной педагогики в школьную практику: Тезисы докладов международной научно-практической конференции. — М.: Институт развития личности, 1995.- 196 с.
- Песталоцци И.Г. Избранные педагогические произведения. В 3-х т. /Пер. с нем., подготовка текста, вводная статья, с. 5−106, и примеч. В.А. Ротен-берг- Под ред. М. Ф. Шабаевой. М.: Акад. пед. наук РСФСР, 1961. — Т. 1.- 563 с.
- Петрова Т.Н. Школа и просвещение Чувашии в XYIII веке. — Чебоксары: ЧГПИ им. И .Я. Яковлева, 1994. 84 с.
- Петрова Т.Н. Отстаивание национальной идеи: историческая этнопеда-гогика. М.: Прометей, 2000. — 201 с.
- Петрова Т.Н. Чувашская педагогика как феномен мировой цивилизации.- М.: Прометей, 2000. 91 с.
- Петровская JI.A. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг. М.: МГУ, 1989. — 216 с.
- Петровская J1.A. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. -М.: МГУ, 1982. 168 с.
- Петровский А.В. Быть личностью. — М.: Педагогика, 1990. 110 е.: (Библиотечка детской энцикл. «Ученые — школьнику»).
- Петровский А.В. и др. Задачи и направления перестройки педагогической науки // Вопросы психологии. — 1989. — № 2. — С. 14−19.
- Петровский А.В. Трехфакторная модель значимого другого // Вопросы психологии. 1991.-№ 1.-С. 7−18.
- Петровский А.В. Личность в психологии с позиции системного подхода //Вопросы психологии. 1981.-№ 1.-С. 57−66.
- Петровский А.В., Шпалинский В. В. Социальная психология коллектива: Учеб. пособие для пед. ин-тов. — М.: Просвещение, 1978. — 176 с.
- Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 1969. -С. 5−231.
- Платонов К.К. О системе психологии. М.: Мысль, 1972. — 216 с.
- Платонов К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986. — 256 с.
- Подласый И.П. Педагогика: Учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений. М.: Просвещение- ВЛАДОС, 1996. — 632 с.
- Пономарев Я.А. Психика и интуиция. М.: Политиздат, 1967. — 243 с.
- Президентская программа «Новая школа» // Чаваш ен. — 1997. — № 6−7.
- Программы для общеобразовательных учреждений на 1994/95 учебный год: Русский язык. М.: Просвещение, 1994. — 106 с.
- Пропп В.Я. Фольклор и действительность. — М.: Наука, 1976. 325 с.
- Психология: Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М.Г. Ярошев-ского. М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
- Психология формирования и развития личности. — М.: Наука, 1981. — 365 с.
- Развитие личности ребенка: проблемы, решения, поиски: Материалы конференции. М.: Антей, 1995. — 47 с.
- Редкин П.Г. Избранные педагогические сочинения / Сост. В.Я. Струмин-ский. М.: Учпедгиз, 1958. — 314 с.
- Рибо Т.А. Психология чувств. Киев: Южно-русское книгоиздательство Ф. А. Иогансона, 1897. 378 с.
- Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1940. -596 с.
- Рубинштейн C.JI. Бытие и сознание. -М.: АПН СССР, 1957. 328 с.
- Рубинштейн C.JI. Эмоции // Психология эмоций. Тексты / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. М.: МГУ, 1984. — С. 152−153.
- Рувинский Л.И. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания школьников. М.: Педагогика, 1981. — 128 с.
- Русский язык: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. Т. Григорян и др. — 21-е изд. — М.: Просвещение, 1994.-319 с.
- Русский язык: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / М. Т. Баранов, Л. Т. Григорян, Т. А. Ладыженская и др. 17-е изд. — М.: Просвещение, 1994. -224 с.
- Русский язык: Учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений / М. Т. Баранов, Л. Т. Григорян, Т. А. Ладыженская и др. — 17-е изд. М.: Просвещение, 1995.- 191 с.
- Русский фольклор: Хрестоматия для высших учебных заведений / Сост. Т. В. Зуева, Б. П. Кирдан. М.: Флинта- Наука, 1998. — 480 с.
- Руссо Ж. Ж. Эмиль, или о воспитании // Коменский Я. А., Локк Д., Руссо Ж. Ж., Песталоцци И. Г. Педагогическое наследие. — М.: Педагогика, 1987.-С. 199−297.
- Рыданова И. Делайте так, чтобы людям, окружающим вас, было хорошо // Воспитание школьников. 1989. -№ 6. — С. 108.
- Рябухин В.В. Воспитание эмпатии подростков на уроках гуманитарных предметов: Автореф. дис. канд. пед. наук. — М., 1991. 15 с.
- Салмин А.К. Народная обрядность чувашей / Отв. ред. С. А. Арутюнов. Чебоксары: ЧГИГН, 1994. — 338 с.
- Сахипова Р. А. Традиции татарской народной педагогики как средство воспитания заботливого отношения к людям у подростков (на материалах школ-гимназий): Дис. канд. пед. наук. — Казань, 1996. — 218 с.
- Семенов В.Д. Народная педагогика как вид духовной культуры общества // Духовное производство и народная культура: Сб. научных трудов.- Свердловск: Урал. гос. ун-тет, 1988. 160 с.
- Симонов П.В., Ершов М., Вяземский Ю. П. Происхождение духовности. -М.: Наука, 1989.-350 с.
- Симонов П.В. Эмоциональный мозг. — М.: Наука, 1981. — 215 с.
- Сироткин Л.Ю. Формирование личности: проблема устойчивости. — Казань: КГУ, 1992.- 176 с.
- Сироткин Л.Ю. Школьник, его развитие и воспитание: Учебное пособие.- Самара: СПИ, 1991. 243 с.
- Сироткин М.Я. Чувашский фольклор. Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1965.-132 с.
- Сластенин В.А. Формирование творческой личности будущего учителя // Советская педагогика. 1975. — № 1. — С. 83−93.
- Смит А. Теория нравственных чувств или опыт исследования о законах, управляющих нашими суждениями. — СПб: Изд-во Билибина, 1868. — 515 с.
- Сокольников Ю.П. Общественно полезная деятельность как фактор формирования личности подростка. — Чебоксары: Чувашкнигоиздат, 1971.-287 с.
- Сокольникова Э.И. Этнопедагогика чувашской семьи: Монография. -М.: Изд-во МГОПУ, 1997. 384 с.
- Сопиков А.П. Экспериментальная методика исследования эмпатии к ощущениям партнера по общению // Вопросы психологии познания людьми друг друга и самопознания. Краснодар: Кубанский университет, 1978.-С. 52−63.
- Спенсер Г. Основания психологии Герберта Спенсера. — СПб: Изд-во Билибина, 1876. Т. 4. — 354 с.
- Стрелкова Л.П. Психологические особенности развития эмпатии у дошкольников: Автореф. дис. канд. пед. наук. — М., 1987. — 23 с.
- Суханов И.В. Обычаи, традиции, и преемственность поколений. — М.: Политиздат, 1976. 216 с.
- Сухомлинский В.А. Избранные произведения: В 5-ти т. — Т.1. Проблемы воспитания всесторонне развитой личности. Духовный мир школьника. Методика воспитания коллектива. — Киев: Рад школа, 1979. — 686 с.
- Таланчук Н.М. Введение в неопедагогику: Пособие для педагогов-новаторов. М.: Ассоц. «Проф. образование», 1991. — 182 с.
- Таланчук Н.М. Системно-социальная концепция школьного воспитания. Казань: АПН СССР, 1991. — 22 с.
- Тамбиева З.М. Традиции народной педагогики в воспитании современного поколения // Советская педагогика. 1980. — № 9. — С. 114−120.
- Тафаев Г. И. Введение в чувашскую историю: Учебное пособие. — Чебоксары: ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, 2002. 143 с.
- Тимофеев Г. Т. Тахарьял: Этногр. тёрленчёкёсем, халах самахлахё, 9ырса пынисем, 9ырусемпе асаилусем / Хатёрл.: А. В. Васильев (Васан), В. П. Станьял. — Шупашкар: Чаваш кёнеке издательстви, 2002. —431 с.
- Тимошина Т.Г. Использование прогрессивных традиций народной педагогики мордвы в воспитании гуманности у младших школьников: Дис. канд. пед. наук.-М., 1982.- 175 с.
- Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. М.: Мысль, 1987. -351 с.
- Титченер Э. Учебник психологии. Университетский курс / Пер. с англ. А. И. Болтунова. В 2-х ч. — М.: Мир, 1914. — Ч. 2. — 250 с.
- Толстых А. Понятие личности // Мир образования. 1995. — С. 75−95.
- Ушинский К.Д. Педагогические приложения глав о чувствах // Собр. соч.: В 11 т. М.- JL: Академия педагогических наук РСФСР, 1950. -Т. 10.-С. 476−540.
- Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения. — М.: Просвещение, 1968. 557 с.
- Фахретдинова Г. Р. Особенности проявления эмпатии у детей старшего дошкольного возраста в зависимости от различных факторов // Вестник ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. 2003. — 2(36). — С. 89−95.
- Фрейд 3. Избранное. Книга 1. М.: Изд-во «Московский рабочий» с совместным советско-западно-германским педприятием «Вся Москва», 1990.- 160 с.
- Фельдштейн Д.И. Психологические особенности детского коллектива и формирование коллективистических черт школьника // Вопросы психологии. 1977. — № 2. — С. 83−95.
- Ханбиков Я.И. История педагогики татарского народа. — Казань: КГПИ, 1975.-318 с.
- Харитонов М.Г. Этнопедагогическая подготовка учителя начальных классов национальной школы (историография, теория, опыт). — М.: Прометей, 1999.-227 с.
- Хозе С. Чтобы знать и понимать друг друга // Воспитание школьников. — 1992. — № 5−6.-С. 61.
- Хризман Т.П., Еремеева В. Д., Лоскутова Т. Д. Эмоции, речь и активность мозга ребенка. М.: Педагогика, 1991. — 232 с.
- Хузангай П.П. Избранное. Стихи, поэмы, сказки. Чебоксары: Чуваш-госиздат, 1958.-Т.2.-219 с.
- Хузина А.Г. Нравственное воспитание детей младшего школьного возраста в семье средствами народной педагогики (на примере татарской семьи): Автореф. дис. канд. пед. наук. — Казань, 1996. — 26 с.
- Чувашские поговорки, пословицы и загадки / Сост. Н. Р. Романов. — Чебоксары: Чувашское кн. изд-во, 1960. 359 с.
- Чаваш халах самахлахё. III том. Юрасем. -Шупашкар: Чаваш кёнеке из-дательстви, 1978.— 512 с.
- Чувашские легенды и сказки / Сост. Сидорова Е. С. Чебоксары: Чувашское кн. изд-во, 1979. — 220 с.
- Чуриков И.А. Марийская народная педагогика: Пособие для студентов педагогических учебных заведений. Йошкар-Ола: Марийский ГПИ им. Н. К. Крупской, 1999. — 175 с.
- Шаталов В.Ф. Точка опоры. Организационные основы экспериментальных исследований. — Минск: Университетское, 1990. — 225 с.
- Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. — М.: Республика, 1992.- 448 с.
- Шоров И.А. Адыгейская (черкесская) народная педагогика. Майкоп: Адыгейское отд. Краснодарского книжного изд-ва, 1989. — 334 с.
- Штерн В. Психология раннего детства до шестилетнего возраста. — СПб.: Изд-во О. Попова, 1922. 226 с.
- Щуркова Н.Е. Научить быть человеком: (О специфике нравственного воспитания). М.: Знание, 1979. — 96 с.
- Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978. — 304 с.
- Эрдниев У.Э. Калмыки. Ист.-этногр. очерки. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1980.-284 с.
- Юркевич П.Д. Курс общей педагогики с приложениями. М. Типогр. Грачева и К°, 1869.-404 с.
- Юсупов И.М. Вчувствование. Проникновение. Понимание. — Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1993. 201 с.
- Юсупов И.М. Диагностика и тренинг эмпатийных тенденций личности: Метод, руководство для студентов и психологов народ, образования.- Казань: КГПИ, 1992. 30 с.
- Юсупов И.М. Психология взаимопонимания. Казань: Татарское кн. изд-во, 1991.- 192 с.
- Якобсон П.М. Психология чувств. 2-е изд. — М.: АПН РСФСР, 1961. -216с.
- Яковлев И.Я. Моя жизнь: Воспоминания. -М.: Республика, 1997. — 696 с.
- Allport F.H. Social psychology. Cambridge: Houghton Mifflin, 1924. — 421 p.
- Cooley Ch. H. Human nature and the social order. — New York: Schocken Books, 1964.-287 p.
- Goldstein A.P., Michaels G.Y. Empathy: development training, consequence. London: New Jersey, 1995. 287 p.
- Maslow A.H. The Farther Reaches of Human Nature. NY.: An Esalen Book? Penguin, 1977. — 407 p.
- Mead G.H. The philosophy of the present. London: Chicago, 1932. — 411 p.
- Rogers C.R. The necessary and sufficient conditions of thereutis personality change//J. of Consult, psychol. 1957. V. 21. P. 95−103.
- Rogers C.R. A theory of therapy, personality and interpersonal relationships as development in the clientcentered framework // Psychology: a study of a science. E.d. by S/ Koch, N.V.: Random Hous, 1959. P. 184−256.
- Rogers C.R. Freedom to learn for the 80'S. Columbus: Ohio, 1983. — 312 p. 276. Scheler M. Wesen und Formen der Sympathie // Der Phanomenologieder Sympatiegefuhle. Bonn: Cohen, 1926. S. 245−298.