Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование эмпатической культуры у учащихся 5-7 классов на этнопедагогической основе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Формирование эмпатических качеств личности и накопление опыта эмпатийного поведения у школьников является важной задачей педагога. Для ее решения целесообразно вовлекать учащихся в деятельную помощь людям, организовывать межличностное общение в классе на основе взаимопонимания и сочувствия, предоставлять каждому ребенку средства защиты и восстановления личностной гармонии в общении с природой… Читать ещё >

Содержание

  • щ
  • Введение
  • Глава I. Теоретические основы формирования эмпатической культуры у учащихся на этнопедагогической основе
    • 1. 1. Сущность эмпатической культуры личности в философской, психологической и педагогической литературе
    • 1. 2. Этнопедагогический потенциал формирования эмпатической культуры подрастающего поколения
    • 1. 3. Модель системы формирования эмпатической культуры учащихся 5−7 классов средствами этнопедагогики
  • Выводы по I главе
  • Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию эмпатической культуры у учащихся 5−7 классов средствами этнопедагогики
    • 2. 1. Организация и ход опытно-экспериментальной работы по формированию эмпатической культуры у учащихся 5−7 классов средствами этнопедагогики
    • 2. 2. Педагогические условия формирования эмпатической культуры у учащихся 5−7 классов на этнопедагогической основе
  • Выводы по II главе

Формирование эмпатической культуры у учащихся 5-7 классов на этнопедагогической основе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Коренные преобразования в социальных, межличностных, национальных отношениях, происходящие в современном российском обществе, вызвали множество негативных явлений: нравственное обнищание общества, всевозрастающую жестокость, дефицит взаимопонимания между людьми, милосердия, сострадания, чуткости, взаимопомощи. Происходит подмена нравственных ценностей, когда на смену традиционным гуманистическим идеалам добра, любви и милосердия приходит равнодушие, прагматизм, жестокость. Для достижения жизненного благополучия и сиюминутного результата без стеснения выдвигаются призывы: победить, перегнать, добиться успеха всеми возможными путями. Ради собственных целей люди готовы переступить даже через близких и друзей, не говоря уже о малознакомых и незнакомых людях. Обострилась проблема «отцов и детей», наблюдается отчуждение родственников, потеря духовных и нравственных связей. Все реже можно встретить действительно доброго, гуманного, милосердного человека. Особую тревогу вызывает наблюдаемое в последнее время в среде детей и подростков равнодушие к проблемам друг друга, к несчастью окружающих людей.

Современная школа дает всесторонние знания. В учебную программу включаются и психология, и экономика, и информатика, и культурология. Во многих школах появились специализированные классы. Все это, без сомнения, полезно и необходимо. Однако в современных учебных программах крайне мало внимания уделяется вопросам воспитания нравственности. В школе оцениваются прежде всего знания по предметам, и каждый школьник понимает, что учитель не имеет права снизить оценку за жестокость к окружающим, за эгоизм. На такой почве у учащихся развивается негативная коммуникативная установка, затрудняющая взаимодействие с окружающими.

Все это свидетельствует о снижении у людей эмпатии как способности постигать эмоциональное состояние, проникать в переживания другого человека.

В сложившейся ситуации перед школой встает важнейшая задача воспитания личности, способной к сопереживанию и сочувствию другому человеку, готовой понять его и помочь ему, то есть задача формирования у подрастающего поколения эмпатической культуры.

В самом общем виде под эмпатией понимается постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания и сочувствия.

Усвоение эмпатической культуры нелегко дается школьнику. Поэтому необходимо помочь ему в этом благородном деле. Наиболее сензитивным периодом для этого является подростковый возраст, отличающийся такими характерными чертами, как желание заглянуть внутрь себя, стремление к самопознанию и самоопределению, формирование нравственных знаний, чувств, поведения. Именно в таком возрасте закладываются духовно-нравственные основы личности.

Проблема воспитания эмпатической культуры не новая. Феномен эмпатии рассматривался в различных аспектах как зарубежными (К. Роджерс, Р. Берне, В. Мак-Дугалл и др.), так и отечественными психологами (Т.П. Гаврилова, Ю. Б. Гиппенрейтер, JI.C. Выготский, Р. Б. Карамуратова, И. С. Кон, Н. Н. Обозов, Т. И. Пашукова, А. П. Сопиков, И. М. Юсупов и др.).

Ученые-педагоги Л. И. Божович, А. А. Католиков, В. А. Караковский, А. Е. Олыпанникова, В. А. Сухомлинский, П. М. Якобсон и др. в своих трудах освещали отдельные вопросы воздействия на эмоциональную сферу личности процесса воспитания эмпатии.

Общетеоретические вопросы, связанные с формированием эмпатической культуры, с воспитанием гуманности и нравственности, получили наиболее полное отражение в работах Н. П. Аникеевой, А. А. Бодалева, Д. В. Вилькеева, Т. П. Гавриловой, К. В. Гавриловец, В. Е. Турина, Р. Б. Карамуратовой, А. Н. Лутошкина, М. М. Муканова, И. М. Насенковой, А. Н. Насифуллиной,.

A.Е. Ольшанниковой, Я. А. Пономарева, В. В. Рябухина, JL Ю. Сироткина, Н. М. Таланчука, П. М. Якобсона и др.

Вместе с тем, как показывает анализ литературы, недостаточно исследовались до сих пор вопросы о возможностях формирования эмпатической культуры учащихся средствами этнопедагогики, между тем именно в народной педагогике заложены большие возможности для органичного введения детей в окружающий мир и воспитания у них нравственных качеств.

Проблемам использования прогрессивных традиций различных народов в воспитании подрастающего поколения посвящены работы В. Ф. Афанасьева, В. А. Боговаровой, Г. С. Виноградова, Г. Н. Волкова, И. Б. Гашимова,.

B.А. Иванова, А. Э. Измайлова, З. Г. Нигматова, Т. Н. Петровой, Э. И. Сокольниковой, Я. И. Ханбикова, М. Г. Харитонова, А. Г. Хузиной, И. А. Шорова и др. В их трудах раскрываются сущность, созидательная роль народных педагогических традиций в деле воспитания детей. Однако в педагогической теории остается недостаточно разработанной проблема использования средств этнопедагогики в формировании у подрастающего поколения эмпатической культуры. Это отразилось и на состоянии педагогической практики.

Проведенное нами исследование показало, что учителя школ испытывают значительные трудности в формировании у учащихся эмпатической культуры вообще и в использовании для этого средств этнопедагогики в частности.

Учителя понимают значение и роль малых жанров фольклора (сказок, песен, пословиц и поговорок), включенных в учебные программы по литературе и русскому языку, в воспитании культуры у школьников, но отсутствие знаний и умений в этой области не позволяет словесникам в полной мере использовать этнопедагогический воспитательный потенциал, заложенный в устном народном творчестве.

Таким образом, в современной теории и практике воспитания существует противоречие между объективной необходимостью формирования эмпатической культуры у школьников и недостаточной разработанностью научно и методически обоснованных рекомендаций по решению этой задачи средствами этнопедагогики. Все сказанное аргументирует актуальность данного исследования и позволяет сформулировать его проблему: каковы педагогические условия совершенствования процесса формирования эмпатической культуры учащихся на этнопедагогической основе?

Целью исследования является выявление, теоретическое и экспериментальное обоснование педагогических условий совершенствования процесса формирования эмпатической культуры учащихся на этнопедагогической основе.

Объект исследования — система учебно-воспитательной работы в общеобразовательной школе.

Предмет исследования — процесс формирования эмпатической культуры учащихся 5−7 классов на этнопедагогической основе.

Гипотеза исследования: использование средств этнопедагогики становится эффективным фактором формирования эмпатической культуры учащихся при соблюдении таких педагогических условий, как:

— выявление воспитательного потенциала и осуществлении целенаправленного отбора средств этнопедагогики;

— реализация взаимосвязи обучения и воспитания путем включения в учебный процесс на уроках литературы и русского языка средств этнопедагогики, имеющих нравственную основу;

— организация разнообразной внеурочной деятельности учащихся, направленной на формирование у подростков эмпатической культуры и оказание действенной помощи окружающим людям;

— создание в школе атмосферы взаимопонимания и сотрудничества, уважения к личности каждого участника образовательного процесса;

— обеспечение взаимодействия школы, семьи и общества в формировании эмпатии у подростков.

Проблема, цель, предмет и гипотеза исследования позволили сформулировать следующие задачи:

1. Раскрыть сущность понятия «эмпатическая культура» личности в контексте современного образования.

2. Определить возможности этнопедагогики в формировании эмпатической культуры личности учащихся подросткового возраста и выделить ее средства, использование которых способствует наиболее эффективному решению исследуемой проблемы.

3. Проанализировать опыт работы школ по формированию эмпатической культуры учащихся 5−7 классов средствами этнопедагогики на основе существующих программ по литературе и русскому языку с целью определения критериев и уровней ее сформированности.

4. Разработать модель формирования эмпатической культуры учащихся средствами этнопедагогики и внедрить ее в учебно-воспитательный процесс общеобразовательной школы.

5. Выявить теоретически и экспериментально обосновать педагогические условия использования средств этнопедагогики, обеспечивающие совершенствование процесса формирования эмпатической культуры учащихся 5−7 классов.

Методологической основой исследования являются фундаментальные положения философии, психологии, культурологии, педагогики, этнопедагогики об антропологической сущности личностио роли народа в процессе создания духовно-педагогической культурыо сущности народных традиций, их воспитательной ролиоб эффективности использования наследия прошлого в формировании совершенной личности и воспитании эмпатии во взаимоотношениях с окружающими людьми.

Теоретической основой исследования послужили классические труды А. Дистервега, П. Ф. Каптерева, А. А. Католикова, Я. А. Коменского, А. С. Макаренко, И. Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, В. А. Сухомлинского, К. Д. Ушинского и др. по проблемам воспитания личности, а также психологические исследования JI.C. Выготского, П. Я. Гальперина, А. В. Запорожца, C. J1. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, А. Бэна, А. Маслоу, Ж. Пиаже, К. Роджерса, Э. Титченера. При исследовании проблемы, формулировке основных этно-педагогических категорий, понятий и положений были использованы фундаментальные труды академика Г. Н. Волкова.

Методы исследования. В целях решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования:

— историко-логический и сравнительный анализ, синтез, обобщение исторической, этнографической, научной литературы, содержащей сведения о возможностях использования средств народной педагогики в формировании эмпатической культуры школьников;

— анкетирование, наблюдение, беседы, интервьюирование в целях выявления отношения педагогов школ к проблеме формирования эмпатической культуры школьников, ранжирование, анализ творческих работ учащихся, тестирование, педагогический эксперимент и др.

Организация и этапы исследования. Экспериментальной базой исследования служила средняя общеобразовательная школа № 39 с углубленным изучением отдельных предметов г. Чебоксары Чувашской Республики.

Всего в исследовании приняло участие 703 учащихся, 86 учителей.

Исследование проводилось поэтапно с 1995 г. по 2004 г.

На первом этапе (1995;1998 гг.) изучалась научная и учебно-методическая литература по обозначенной проблеме, анализировался и обобщался отечественный и зарубежный опыт формирования эмпатической культуры личности учащихся 5−7 классовопределялись объект, предмет, цель, задачи, рабочая гипотеза исследования.

На втором этапе (1999;2001 гг.) проводилась опытно-экспериментальная работа по проверке и уточнению выдвинутой гипотезы исследованияпродолжалось изучение проблемы эмпатической культуры в философской, психологической, педагогической, культурологической литературеуточнялись некоторые теоретико-методологические положения, составляющие основу диссертационного исследования, велась работа по уточнению и обогащению общей гипотезы исследования.

На третьем этапе (2001;2004 гг.) анализировались и обобщались результаты опытно-экспериментального исследования, осуществлялось текстовое оформление диссертационной работы.

Обоснованность и достоверность полученных результатов и выводов исследования обеспечиваются методологической обоснованностью исходных теоретических положений, их соответствием передовым тенденциям развития психологической и педагогической науксовокупностью использованных методов исследования проблемы, их соответствием цели, задачам, объекту, предмету исследованиясоблюдением необходимых условий опытно-экспериментальной работыразносторонним и тщательным анализом полученных в ходе эксперимента данных, результаты которого выразились в повышении уровня эмпатической культуры учащихсямноголетним опытом работы диссертанта в качестве учителя русского языка и литературыпризнанием педагогической общественностью республики экспериментальной работы автора в ранге лауреата Республиканского конкурса «Учитель года — 2000».

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— определены критерии и охарактеризованы уровни сформированности эмпатической культуры у учащихся 5−7 классов;

— выявлена и определена степень эффективности воспитательного потенциала средств этнопедагогики в формировании эмпатической культуры у подростков в контексте современной социокультурной ситуации;

— разработана модель формирования эмпатической культуры у учащихся 5−7 классов средствами этнопедагогики;

— выявлены и обоснованы педагогические условия, способствующие эффективному формированию эмпатической культуры у подростков на этнопедагогической основе.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его результаты дополняют существующие концепции формирования личности подростка. В нем теоретически и технологически решена проблема формирования эмпатической культуры у подростков в системе деятельности учителя русского языка и литературы и классного руководителя, уточнено понятие • «эмпатическая культура» применительно к учащимся подросткового возраста. Результаты исследования расширяют научные представления о возможности формирования эмпатической культуры у подростков на этнопедагоги-ческой основе и могут служить основой для дальнейшей разработки данной проблемы.

Практическая значимость исследования заключается в том, что использование его результатов способствует совершенствованию процесса формирования эмпатической культуры подростков как основы нравственного воспитания средствами этнопедагогики. Разработанное автором учебное пособие «Фольклор как средство формирования эмпатической культуры учащихся», а также комплекс диагностических и практических методик, представленных в диссертации, обеспечивают успешное решение этой проблемы и могут быть использованы педагогами общеобразовательных школ в целях организации учебной и внеучебной деятельности учащихся, преподавателями педвузов при подготовке будущих учителей, а также в системе повышения квалификации педагогических кадров.

На защиту выносятся следующие основные положения: 1. Эмпатическая культура является одной из существенных характеристик личности подростка и рассматривается как гармоническая совокупность компонентов, включающих гуманное отношение к другим людям, способность к сопереживанию и сочувствию, состояние эмоционального вовлечения и разделения переживаний другого, процесс вхождения в мир другого, содействие другому в решении его проблем.

2. Средства этнопедагогики (пословицы, поговорки, загадки, сказки, обычаи, традиции и др.), передающие в эмоционально-образной форме нравственные ценности народа подрастающему поколению, являются важнейшим фактором формирования личности, ее чувственной сферы, содержат воспитательный потенциал, реализация которого позволяет формировать эмпатическую культуру у современных учащихся как необходимую часть их духовной культуры.

3. Необходимыми и достаточными педагогическими условиями, способствующими совершенствованию процесса формирования эмпатической культуры у учащихся 5−7 классов, являются: определение воспитательного потенциала и осуществление целенаправленного отбора средств этнопедагогикиреализация взаимосвязи обучения и воспитания путем включения в учебный процесс на уроках литературы и русского языка средств этнопедагогики, имеющих нравственную основуорганизация разнообразной внеурочной деятельности учащихся, направленной на формирование у подростков эмпатической культуры и оказание действенной помощи окружающим людямсоздание в школе атмосферы взаимопонимания и сотрудничества, уважения к личности каждого участника образовательного процессаобеспечение взаимодействия школы, семьи и общества в формировании эмпатии у подростков. /.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на всех его этапах (1995;2004) в средней общеобразовательной школе № 39 с углубленным изучением отдельных предметов г. Чебоксары. Теоретические положения и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры истории образования, этнопедагогики и яковлевоведения Чувашского государственного педагогического университета им. И .Я. Яковлева и педагогического совета средней общеобразовательной школы № 39 с углубленным изучением отдельных предметов г. Чебоксарыдокладывались на научно-практических конференциях профессорско-преподавательского состава и аспирантов ЧГПУ им. И.Я. ЯковлеваРеспубликанской научно-практической конференции, посвященной 150-летию просветителя чувашского народа И. Я. Яковлева «Теория и история педагогики» (Чебоксары, 1998) — межвузовской научно-практической конференции «Актуальные проблемы непрерывного образования в системе «школа-вуз» (Москва-Чебоксары, 2001) — Международной научно-практической конференции «Проблемы этнолингводидак-тики в поликультурной среде» (Москва-Чебоксары, 2004) — Y Всероссийской очно-заочной научно-практической конференции «Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров» (Челябинск, 2004) — межрегиональном научно-практическом семинаре «Этно-педагогическая направленность процесса воспитания в дошкольном образовательном учреждении» (Чебоксары, 2004.) — региональной научно-практической конференции «Психология на службе общества» (Чебоксары, 2003) — межрегиональной научно-практической конференции «Этнопедагоги-зация процесса воспитания и обучения в современном образовательном учреждении» (Чебоксары, 2005).

Материалы исследования используются при чтении лекций по этнопедаго-гике в вузе, в выступлениях на семинарах классных руководителей средних общеобразовательных учреждений Московского района г. Чебоксары. Основное содержание исследования отражено в 18 публикациях автора.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложений.

ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ.

1. Формирование эмпатической культуры учащихся в нашем исследовании выступает как система, включенная в качестве подсистемы в целостный педагогический процесс общеобразовательной школы. В соответствии со структурой педагогического процесса мы разработали модель этой системы, включающую такие компоненты, как цель, задачи, принципы, содержание, технологию как совокупность форм, методов и средств педагогической деятельности, ее результат.

2. Цель являлась системообразующим компонентом исследуемого процесса, обеспечивающим его целостность. В качестве цели деятельности педагогов школы мы приняли формирование у учащихся эмпатической культуры.

В качестве задач были выделены следующие:

— диагностика уровня эмпатической культуры учащихся;

— формирование эмпатического сознания учащихся;

— формирование у школьников эмпатического умения переживать с окружающими, сопереживать и сочувствовать им;

— формирование опыта эмпатической деятельности;

— предоставление средств защиты и восстановления личностной гармони.

Решение поставленных задач осуществлялось с учетом принципов, служащих тем основополагающим началом, которое определяет общее направление педагогического процесса, основные требования к его содержанию и организации. В качестве таковых в исследовании были выделены принцип народности, принцип естественности народного воспитания, гуманизации образовательного процесса, принцип гармонии личностного и общественного начал, принцип единства обучения и воспитания, принцип индивидуализации педагогического процесса. Мы выделили два направления содержания формирования у учащихся эмпатической культуры: ценностно-мотивационное и действенно-практическое.

Ценностно-мотивационное направление предполагало ознакомление учащихся с нравственными понятиями, составляющими основу эмпатической культуры, и формирование у школьников осознания необходимости понимать чувства других людей, переживать с окружающими, сопереживать и сочувствовать им. Осуществление этого направления происходило наиболее эффективно на уроках русского языка и литературы.

Действенно-практическое направление содержания педагогической деятельности по формированию у учащихся эмпатической культуры включало организацию межличностного общения в классе, основанного на взаимопонимании и сочувствиипредоставление каждому ребенку средств защиты и восстановления личностной гармониивовлечение учащихся в деятельную помощь другим людям.

Формами организации образовательного процесса, в наибольшей степени способствующими формированию у учащихся эмпатической культуры, являлись уроки, диспуты, конференции, лекции, семинары.

Результат являлся заключительным компонентом построенной нами модели. В качестве результата деятельности педагогов выступал высокий уровень сформированности эмпатической культуры подростков. Для определения успешности достижения результата осуществлялась диагностика изменений, происходящих в сознании и поведении подростков. Диагностический инструментарий включал ряд психолого-педагогических тестовых методик: планы бесед с учащимися (отдельно для каждого класса), анализ творческих работ школьников (сочинений, рисунков, предложений и т. п.), методика диагностики коммуникативной установки В. В. Бойко, методика диагностики уровня эмпатических способностей В. В. Бойко, тест И. М. Юсупова на определение уровня эмпатии и т. д.

3. Экспериментальная проверка разработанной модели формирования у учащихся эмпатической культуры на этнопедагогической основе осуществлялась как в учебном процессе, так и во внеучебной деятельности в соответствии с выделенными направлениями содержания.

4. В процессе изучения русского языка и литературы наиболее эффективными в формировании эмпатической культуры зарекомендовали себя такие методы и приемы, как проблемная беседа, опережающие индивидуальные задания, различные виды групповой работы по анализу литературного текста.

Эффективным оказалось применение дидактических игр в обучении, которые дают возможность формировать навыки и умения общения, развивают привычку к взаимопомощи, воспитывают чувство эмпатии.

Важную роль в решении проблемы формирования эмпатической культуры играли чтение и истолкование художественных произведений, являющихся для школьников образцами, овладение необходимыми теоретическими сведениями из области литературы и русского языка, выполнение различных письменных работ, в том числе сочинений.

Исследование показало, что каждый из рассмотренных методов обучения заключает в себе большие возможности для воспитания чувства эмпатии. Методы обучения вступают в различные сочетания, способствуют многостороннему изучению произведения, развитию познавательных сил учащихся, духовных потребностей, моральных ориентаций. Методы воспитания, взаимодействуя с ними, создают условия для органичного воздействия на интеллектуальную, волевую сферы растущей личности, содействуя ценным нравственным образованиям. Педагогическая установка учителя на развитие морального сознания личности учащегося, искусство управлять процессом воспитания с учетом специфики художественной литературы обеспечивают целенаправленность и перспективность этого процесса.

Уроки литературы и русского языка уникальны своей обращенностью к чувствам подрастающего поколения, способностью воздействовать, определять поступки школьников, давать учащимся информацию воспитывающего характера и включать их в деятельность, в результате которой формируются мировоззренческие убеждения.

Мощным резервом воспитательных воздействий на учащихся являлась связь уроков русского языка с уроками литературы. Связь эта развертывалась по трем основным направлениям, дающим воспитательный эффект:

1) осмысление этических понятий и нравственных ситуаций при помощи лингвостилистического анализа изучаемых произведений;

2) использование на уроках русского языка в качестве дидактического материала текстов, взятых из программных литературных произведений и имеющих воспитательное значение;

3) сочинения, связанные с нравственно-этическими ситуациями из художественных произведений и продолжающие анализ, начатый на уроках литературы.

Экспериментальная работа показала эффективность индивидуальных, групповых, объединяющих и массовых форм внеклассной и внешкольной работы.

Школьники были вовлечены в разнообразные виды деятельности: общественно полезные дела, трудовые десанты, походы, выпуск стенгазеты, посещение театра, просмотр кинофильмов, обсуждение книг, самодеятельность, шефство над малышами. Для того чтобы они стали не просто мероприятиями, а ступеньками в духовном возвышении ребят, были созданы условия для взаимообогащающего общения, развития и укрепления лучших черт характера учащихся, чувства эмпатии.

Ядром воспитательной системы и главным субъектом ее является разновозрастный общешкольный коллектив, где первостепенное значение уделялось созданию школьной общности. Школьная социальная среда рассматривалась как совокупность межличностных отношений, норм поведения, которые принимаются и поддерживаются самими учащимися, и такая среда способствовала формированию у них эмпатической культуры значительно эффективнее и результативнее, чем любые другие методы.

Был создан клуб доброты, объединяющий детей и взрослых, целью которого было оказание бескорыстной разнообразной конкретной помощи детям, в первую очередь из ближайшего окружения, испытывающим дискомфорт или чувство покинутости и незащищенности, нравственные или физические страдания в сложившихся ситуациях.

В ходе эксперимента мы использовали следующие формы массовой работы: школьные праздники, соревнования, конкурсы, олимпиады, смотры, которые, наряду с формированием эмпатической культуры, стимулируют детскую активность, развивают инициативу, укрепляют коллектив.

5. Положительные результаты проведенной экспериментальной работы (в экспериментальном классе значительно повысился уровень эмпатической культуры учащихся по всем показателям, чего не наблюдалось в контрольном классе) подтвердили эффективность сформулированных нами педагогических условий реализации модели формирования эмпатической культуры у учащихся на этнопедагогической основе:

— осуществление взаимосвязи обучения и воспитания путем включения средств народной педагогики в учебный процесс и акцентирования внимания подростков на заложенный в них нравственный смысл;

— организация разнообразной внеурочной деятельности учащихся, направленной на оказание действенной помощи окружающим людям;

— создание в школе атмосферы взаимопонимания и сотрудничества, уважения к личности каждого ученика образовательного процесса;

— обеспечение взаимодействия школы, семьи и общества в формировании эмпатии у подростков.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проблема формирования эмпатической культуры у учащихся подросткового возраста является весьма актуальной в педагогической теории и практике. Современная социокультурная ситуация показывает, что в последние годы ее значимость еще сильнее возросла в связи с обострившимися негативными тенденциями в обществе, проявляющимися в нравственном обнищании, возрастающей жестокости в отношениях между людьми. Это означает, что сегодня педагогика должна сосредоточить свое внимание на разработке проблем поддержки индивидуального развития ребенка, формирования духовной культуры у подрастающего поколения, важнейшим компонентом которой является эмпатическая культура.

Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о неослабевающем внимании исследователей к эмпатии как психологическому феномену и формированию эмпатической культуры у детей как педагогической проблеме.

1. Эмпатическая культура, понимаемая нами как системное образование, включает в себя отношение к другому человеку, основанное на гуманностиспособность к эмоциональному проникновению к переживаниям других людей и к эмоциональному отклику на их предложенияумение вслушиваться, всматриваться, вчувствоваться в состояние другого человека, как бы находиться в его состоянииспособность не просто чувствовать другого, а и стремиться для него что-то сделатьпсихологическое состояние, в котором доминирующим является эмоциональное разделение переживаний другой личностиэмоциональная идентификация, личностная рефлексия, нравственное сознание личности, процесс вхождения в мир другого и пребывание в нем «как дома" — механизм общения, который позволяет добиться созвучия в нем.

2. Философские и психолого-педагогические взгляды на формирование эмпатической культуры учащихся обусловливают необходимость использования средств этнопедагогики в решении данной проблемы. Этнопедагогика рассматривает формирование эмпатической культуры как порождение в детях чувства сострадания, сочувствия, милосердия, гуманности, умения понять другого человека. Она не создает специальных дидактических средств или специально организованного дидактического пространства, а использует естественным образом взаимодействующие факторы, такие как: защитно-покровительственные инстинкты взрослых по отношению к ребенкувещно-предметный мир людейбеспрестанная включенность ребенка во все присущие типы отношений людей, во все нюансы их жизни, все многообразие вариантов социально-ролевого и межличностного общенияпотребность в детском труде как условии выживанияэффект близковозрастного и разновозрастного общения и т. п. При этом средствами народной педагогики, способствующими формированию эмпатической культуры учащихся, выступают устное народное творчество (пословицы, поговорки, загадки, песни, сказки и т. п.), а методами — убеждение, пример, благословение, завет, зарок и т. п.

Устное народное творчество утверждает народные принципы жизни на примерах игр, традиций, обрядов, природы, общения, примера-идеала, преподносит уроки человечности, знакомит с основными понятиями нравственности. Обогащение процесса изучения таких предметов, как «Русский язык» и «Литература», произведениями устного народного творчества позволяет целенаправленно формировать у учащихся систему нравственных ценностей, отношений к окружающему миру. Акцентирование внимания школьников на такие понятия, как «милосердие», «сочувствие», «сопереживание», способствует формированию у них эмпатического сознания.

3. Формирование эмпатических качеств личности и накопление опыта эмпатийного поведения у школьников является важной задачей педагога. Для ее решения целесообразно вовлекать учащихся в деятельную помощь людям, организовывать межличностное общение в классе на основе взаимопонимания и сочувствия, предоставлять каждому ребенку средства защиты и восстановления личностной гармонии в общении с природой, в труде, на примерах-идеалах, при этом использовать методы воспитания: формирования сознания личности (разъяснение, рассказ, внушение, этическая и оценочная беседы, создание экстремальных и этнопедагогических ситуаций, диспут, лекция, пример) — организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (педагогическое требование, общественное мнение, приучение, упражнение, поручение, создание воспитывающих ситуаций) — стимулирования и мотивации этнопедагогической деятельности и поведения (соревнование, поощрение, наказание, увещевание, одобрение, похвала, намек, просьба, совет, благопожелание и т. д.) — контроля, самоконтроля этнопедагогической деятельности и поведения (наблюдения за учащимися, беседы, опросы и анкеты, анализ результатов общественно полезной деятельности, самоанализ и самоконтроль, педагогическая рефлексия) — этнопедагогики (показ, наставление, благопожелание, совет, просьба, одобрение и др.) и методы обучения: диспут, творческие работы, эвристические беседы, иллюстрация, демонстрация.

4. Семья как важнейший социальный институт играет значительную роль в становлении, развитии личности. Стабильность во взаимоотношениях членов семьи друг с другом и окружающими оказывает влияние на формирование эмпатической культуры у подростков. Характер ребенка, его интересы, способности проявляются прежде всего в семье, которая является естественной и благоприятной средой воспитания ребенка. Так, родители, а прежде всего мать, испокон веку являлись первоисточником формирования эмпатии. Соответственно формирование у подростков эмпатической культуры должно осуществляться в условиях взаимодействия школы, семьи и общества.

5. Рассмотрение проблемы эмпатической культуры личности и ее решение в опыте народной культуры стало основанием разработки теоретико-методических основ формирования эмпатической культуры у учащихся 5−7 классов общеобразовательной школы средствами этнопедагогики.

Разработанная в ходе опытно-экспериментальной работы модель (цель, задачи, принципы, содержание, методы, формы, средства, результат процесса формирования эмпатической культуры у учащихся 5−7 классов средствами народной педагогики) в совокупности всех компонентов позволяет конструировать данный процесс как целостный. Апробация данной модели подтвердила правомерность логики решения исследуемой проблемы.

Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию эмпатической культуры учащихся на этнопедагогической основе подтвердили выдвинутую гипотезу. Опытно-экспериментальная работа позволила апробировать и доказать эффективность осуществления взаимосвязи обучения и воспитания на основе включения средств народной педагогики в учебный процесс и акцентирования внимания подростков на заложенный в них нравственный смыслорганизации разнообразной внеурочной деятельности учащихся, направленной на оказание действенной помощи окружающим людямсоздания в школе атмосферы взаимопонимания и сотрудничества, уважения к личности каждого участника образовательного процессаобеспечения взаимодействия школы, семьи и общества в формировании эмпатии у подростков.

Материалы данного исследования и разработанное автором учебное пособие «Фольклор как средство формирования эмпатической культуры учащихся» могут быть использованы преподавателями, воспитателями, учителями и руководителями образовательных учреждений в качестве методической помощи в организации учебно-воспитательного процесса и для методического просвещения родителей, а также для разработки образовательных программ и методических пособий по изучению проблемы формирования эмпатической культуры у школьниковстудентами педагогических колледжей и вузов при подготовке к семинарским занятиям, написании контрольных, курсовых и выпускных квалификационных работродителями в воспитании детей в семье.

Вместе с тем результаты данного исследования свидетельствуют о том, что оно не исчерпывает всей полноты решения проблемы формирования эмпатической культуры учащихся на этнопедагогической основе. Исследования в этой области выявили новые аспекты изучаемой проблемы: механизмы и закономерности формирования эмпатической культуры на разных возрастных этапах (от младшего школьного до юношеского возраста) — повышение профессионализма и уровня эмпатической культуры самих педагогов и др.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. С. Практикум по возрастной психологии: Учебное пособие. — М.: Изд. центр «Академия», 1998. — 320 с.
  2. А.Г. Судьбы народностей. — М.: Политиздат, 1978. — 112 с.
  3. Азбука для двоих. Эмпатия, что это такое? // Студенческий меридиан. -1999.-№ 5.-С. 70−71.
  4. Актуальные проблемы развития личности: Тезисы научной конференции молодых ученых, 14−15 июня 1994 г. М.: Институт развития личности, 1994.-114 с.
  5. Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск: Университетское, 1990. — 559 с.
  6. Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. — М.: Изд. дом Амонашвили, 1996. 494 с.
  7. Ш. А. Школа жизни: Трактат о начальной ступени образования, основанный на принципах гуманно-личностной педагогики. — М.: Изд. дом Амонашвили, 1998. — 75 с.
  8. .Г. Психология педагогической оценки // Избр. психологические соч.: В 2-х т. Т. 2. — М.: Педагогика, 1980. — 288 с.
  9. Г. М. Социальная психология. М.: МГУ, 1980. — 416 с.
  10. Н.Н. Воспитание чувашской народной сказкой // Народная школа. 1997. — № 5−6. — С. 27−31.
  11. Н.П. Деятельность школьника в условиях игровой ситуации / Деятельность, общение, игра в развитии коллектива и формировании личности школьника. М.: ЦС ПО РСФСР, 1985. — С. 82−84.
  12. Н.П. Психологический климат в коллективе. — М.: Просвещение, 1989.-223 с.
  13. В.П. Русское устное народное творчество: Учебник. М.: Высшая школа, 2001. — 726 с.
  14. Н.В. Воспитание у младших школьников уважительного и заботливого отношения к родителям: Дис. канд. пед. наук. — М., 1991. -176 с.
  15. А.И. Человек и мир культуры: Введение в культурологию.- М.: Изд-во МГИК, 1992. 240 с.
  16. А.Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа. М.: МГУ, 1999. — 367 с.
  17. В.Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока. — Якутск: Якутское кн. изд-во, 1979. — 184 с.
  18. Н.И. Сборник чувашских пословиц = Ваттисем калана самах-сем: / Проф. Н. И. Ашмарин. Чебоксары: Чувашиздат, 1925. — 56 с.
  19. Ю.К. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.-560 с.
  20. В.И. Прогрессивные традиции нравственного и трудового воспитания башкир и их использование в практике учебно-воспитательной работы: Дис. канд. пед. наук. Казань, 1992. — 191 с.
  21. Е.А. Педагогические условия использования якутских народных настольных игр в интеллектуальном развитии детей 4−11 лет: Дис. канд. пед. наук. Якутск, 1995.- 158 с.
  22. Х.Х. Прогрессивные идеи и опыт карачаевской народной педагогики в нравственном воспитании младших школьников: Дис. канд. пед. наук. — Казань, 1992. 186 с.
  23. Е.В. Использование традиций русского народа в нравственном воспитании младших школьников. Дис. канд. пед. наук. — Ульяновск, 1998.-168 с.
  24. Р. Развитие Я-концепции и воспитание. — М.: Прогресс, 1986.- 424 с.
  25. . Народные традиции в нравственном воспитании школьников старших классов (на материале Киргизии): Дис. канд. пед. наук. -М., 1974.- 165 с.
  26. П.П. Избранные психологические произведения. — М.: Просвещение, 1964. 547 с.
  27. В.А. Социально-педагогические условия совершенствования семейного воспитания в период современного развития общества: Дис. канд. пед. наук. Казань, 1993. — 185 с.
  28. А.А. Формирование понятия о другом человеке как о личности. -Л.: ЛГУ, 1970.-184 с.
  29. А.А. Об особенностях понимания преподавателем студента // Современные психологические проблемы высшей школы. Вып. 4. — Л.: ЛГУ, 1978.- 181 с.
  30. А.А. Восприятие и понимание человека человеком. — М.: МГУ, 1982.-280 с.
  31. А.А. Воздействие стиля общения педагога с учащимися на их эмоциональный опыт // Личность и общение. Избр. труды. — М.: МГУ, 1983.-С. 205−206.
  32. Л.И. О некоторых проблемах и методах изучения психологии личности школьника // Вопросы психологии личности школьника. — М., 1961.-С. 3−32.
  33. Л.И., Конникова Т. Е. О нравственном развитии и воспитании детей // Вопросы психологии. 1975. — № 1. — С. 80−89.
  34. Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. 1995. — № 4. — С. 25−26.
  35. С.Б. Методы формирования и диагностики эмпатии учителей: Дис. канд. пед. наук. Л., 1988. — 196 с.
  36. А.А. Понимание и общение. М.: Знание, 1998. — 63 с.
  37. А.А. Анализ эмпатийных переживаний школьников // Сб. научных трудов докторантов, научных сотрудников и аспирантов. — Вып. 6. Чебоксары: ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, 1999. — С. 94−95.
  38. А.А. Взаимосвязь эмпатии и толерантности в духовно-нравственном воспитании личности // Духовно-нравственное воспитаниеучащейся молодежи: Сб. научных трудов. — М.- Чебоксары: ЧГПУ им. И .Я. Яковлева, 2004. С. 108−113.
  39. А.А. Воспитание эмпатической культуры школьников // Народная школа. -2000. -№ 5−6. С. 4−7.
  40. А.А. Использование факторов народного воспитания в современной школе // Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров: Сб. научных трудов.- Челябинск: Образование, 2004. С. 184−187.
  41. А.А. Психолого-педагогические основы формирования эмпатической культуры учащихся // Сб. научных трудов докторантов, научных сотрудников, аспирантов и студентов. Вып. 7. — Чебоксары: ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, 2000. — С. 279−283.
  42. А.А. Психолого-педагогические особенности достижения взаимопонимания учителя и учащихся // Педагогический процесс: опыт, проблемы: Сб. научных трудов. Чебоксары: ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, 2003.-С. 41−46.
  43. А.А. Развитие способности современных школьников к состраданию и сочувствию // Актуальные проблемы непрерывного образования в системе «Школа-вуз»: Сб. научных трудов. М.- Чебоксары, 2001.-С. 128−129.
  44. А.А. Теоретические основы формирования эмпатической культуры учащихся средствами психологии // Психология на службе общества: Сб. научных трудов. Чебоксары: ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, 2003. — С. 24−30.
  45. А.А. Фольклор как средство формирования эмпатической культуры учащихся: Учебное пособие. Чебоксары: ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, 2005. — 226 с.
  46. А.А. Формирование эмпатической культуры в системе нравственного воспитания учащихся // Воспитание и обучение в современной школе: Сборник научных статей. М.- Чебоксары: АПСН, 2001. — С. 69−71.
  47. А.А. Формирование эмпатической культуры у воспитанников Симбирской чувашской школы // Вестник ЧГПИ им. И. Я. Яковлева. — 1998. № 2(3). — С. 253−254.
  48. А.А. Эмпатическая культура как основа воспитания совершенной личности в народной системе воспитания // Вестник ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. 2000. — № 6(19). — С. 74−75.
  49. Д.М., Данилов Д. А., Намсараев С. Д. Народная педагогика и современная национальная школа. — Улан-Удэ: Бэлич, 1993. 136 с.
  50. Бэн А. Психология /Пер. с англ. под ред. с предисл. А. С. Белкина. — М.: Тип. И. А. Баландина, 1902. Т.1. — 422 с.
  51. О.М. Молдавское устное народное творчество как средство нравственного воспитания и его использование в современной практике учебно-воспитательной работы начальных классов: Дис. канд. пед. наук.-Казань, 1974.-С. 173.
  52. З.Г. Мудрые заповеди народной педагогики. М.: Педагогика, 1988.- 157 с.
  53. Введение в научное исследование по педагогике: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Ю. К. Бабанский, В. И. Журавлев, В. К. Розов и др.- Под ред. В. И. Журавлева. М.: Просвещение, 1988. — 239 с.
  54. Д.В. Формирование педагогического мышления у студентов: учебное пособие для студентов пединститутов. Казань: КГПИ, 1992.- 108 с.
  55. Г. С. Народная педагогика. Иркутск: Вост.-сиб. отд. рус. географич. общества, 1926. — 80 с.
  56. Г. Н. Идея совершенного человека в народном воспитании // Советская педагогика. — 1971. — № 10.— С. 107−113.
  57. Г. Н. Исследование, изучение, освоение и применение народной педагогики // Народная педагогика и современные проблемы воспитания: Материалы Всесоюзной научно-практической конференции. Чебоксары, 1991.-Ч. 1.-С. 6−21.
  58. Г. Н. Модель школы будущего // Вестник ЧГПИ им. И. Я. Яковлева. 1998. — № 2(3). — С. 3−14.
  59. Г. Н. Неотъемлемая часть народной культуры // Советская педагогика. 1989.-№ 7. — С. 89−100.
  60. Г. Н. Нравственное воспитание учащихся сельской школы. — М.: ИНПО, 1986.-96 с.
  61. Г. Н. Педагогика жизни. Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1989. — 335 с.
  62. Г. Н. Педагогика любви. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. М.: Издательский Дом «Магистр-Пресс», 2002. — Т. 1. — 460 с.
  63. Г. Н. Факторы народного воспитания в их взаимодействии // Современное функционирование народной педагогики как феномена демократии и гуманизма в сфере воспитания. — Чебоксары: РИПКРНО, 1993.- 86 с.
  64. Г. Н. Чувашская сказка как памятник народной педагогики // Ученые записки ЧГПИ им. И. Я. Яковлева. Вып. 6. — Чебоксары: ЧГПИ им. И. Я. Яковлева, 1958. — С. 117−128.
  65. Г. Н. Этнопедагогика нужна всем // Вузовские вести. 2001. — № 2. — С. 13.
  66. Г. Н. Этнопедагогика: Учебник для средних и высших педагогических учебных заведений. -М.: Academia, 1999. — 168 с.
  67. Г. Н. Этнопедагогика чувашей. М.: Пресс-сервис, 1997. — 441 с.
  68. Воспитание и развитие личности: Материалы Международной научно-практической конференции, 13−14 мая 1997 г. М.: Институт развития личности РАО, 1997. — 162 с.
  69. Воспитание сказкой: Метод, рекомендации по работе с литерат. сказкой в школе и библиотеке / АПН СССР НИИ худож. воспитания- Сост. Э. И. Иванова. М.: АПН СССР, 1987. — 149 с.
  70. .З., Семенов В. Д. Школа и социальная среда: взаимодействие. -М.: Знание, 1981.-95 с.
  71. Л.П. К вопросу об условиях формирования эмпатических отношений младших школьников // Теоретические вопросы нравственного и эстетического воспитания: Сб. научных сообщений. Вып. 2. — Казань, 1992.-С. 197−200.
  72. Л.П. Эмпатийные отношения младших школьников, воспитывающихся вне семьи // Психологический журнал. — 1996. — № 4. — С. 55−63.
  73. Л.С. Собрание сочинений. — Т.4. Детская психология / Под ред. Д. Б. Эльконина. М.: Педагогика, 1984. — 432 с.
  74. Л.А. Формирование моральных качеств подростков. — Л.: Знание, 1970.-40 с.
  75. А.Т. Гуманизм сегодня. — М.: Знание, 1974. — 64 с.
  76. Т.П. Об отношении мальчиков и девочек младшего и среднего школьного возраста к различным объектам эмпатии // Научные труды Кубан. ун-та. Вып. 2(35). — Краснодар: Кубанский университет, 1977. -С. 138−145.
  77. Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии // Вопросы психологии. 1975.-№ 2.-С. 147−159.
  78. Т.П. Роль взрослого в формировании эмпатии у детей // Психологические основы формирования личности в условиях общественного воспитания // Тезисы докл. Всесоюзной конференции. М.: НИИ общей и педагогической психологии, 1979. — С. 63−65.
  79. Т.П. Эмпатия и ее особенности у детей младшего и среднего школьного возраста: Дис.канд. психол. наук. -М., 1977. 170 с.
  80. К.В. Воспитание человечности. Минск: Нар. асвета, 1985. -215с.
  81. Гаврил овец К.В., Казимирская И. И. Нравственно-эстетическое воспитание школьников: Кн. для учителя. Минск: Нар. АСВЕТА, 1988. — 128 с.
  82. Э.Х., Ханбиков Я. И. Татарские народные игры и праздники: Книга для учителя. Казань: Татар, кн. изд-во, 1985. — 103 с.
  83. П.Я., Запорожец А. В., Эльконин Д. Б. Проблемы формирования знаний и умений у школьников и новые методы обучения в школе // Возрастная и педагогическая психология. М., 1992. — С. 230−242.
  84. И.Б. Влияние народно-воспитательных идей, обычаев и традиций на формирование азербайджанской педагогической мысли и их использование в современной школьной практике: Автореф. дис. канд. пед. наук. Баку, 1987. — 24 с.
  85. Ю.Б., Карягина Т. Д., Козлова Е. Н. Феномен конгруэнтной эмпатии // Вопросы психологии. 1993. — № 4. — С. 61−68, 68−73.
  86. П.И. Национальный характер. Мифы и реальность. — Киев: Вища школа, 1984. 113 с.
  87. А.В. Воспитание и школа у казаков Северного Кавказа (исторический опыт, современное состояние): Монография. Пятигорск: ПГЛУ, 2000.-112 с.
  88. В.Е. Формирование нравственного сознания и поведения старшеклассников. М.: Педагогика, 1988. — 186 с.
  89. Г. Л. Искусство игрушки (художественно-функциональные особенности русской народной куклы XIX—XX вв.еков): Дис. канд. ист. наук.-М., 1977.-212 с.
  90. А.Ф. К методологии исследования национально-психологических проблем // Советская этнография. — 1983. № 2. — С. 62−75.
  91. А. В. Избранные педагогические сочинения. — М.: Учпедгиз, 1956.-374 с.
  92. .И. Эмоция как ценность. — М.: Политиздат, 1978. — 272 с.
  93. Л.Н., Морозов И. А., Минасенко Н. Е. Игры и развлечения удмуртов: История и современность. — М., 1995. 326 с.
  94. Т.В. Подросток. М.: Знание, 1976. — 96 с.
  95. Л.М. Об изучении социально-педагогических аспектов национальных отношений: некоторые вопросы методологии // Советская этнография. 1974. — № 4. — С. 18.
  96. О.Г. Проблемы нравственности. М.: Наука, 1977. — 331 с.
  97. Н.А. Этнические представления // Общественные науки. — 1984.-№ 1.-С. 141.
  98. Закон Чувашской Советской Социалистической Республики «О языках в Чувашской ССР» // Советская Чувашия. 1990. — 2 ноября. — С. 2.
  99. ЮЗ.Залялиев Ш. Ш. Нравственное воспитание подростков на прогрессивных народных традициях в произведениях, изучаемых в ходе внеклассной работы: Дис. канд. пед. наук. — Казань, 1974. 225 с.
  100. А.В. Об эмоциях и их развитии у ребенка. М.: Педагогика, 1986.-С. 7−31.
  101. А.Е. Принцип связи воспитания с жизнью в истории чувашской школы и педагогики: Автореф. дис. д-ра пед. наук. — Чебоксары, 2000.-38 с.
  102. А.В. Критерии нравственной воспитанности // Педагогика.- 1992.-№ 11−12.-С. 22−26.
  103. А.В. Нравственное воспитание и учитель в условиях социальных перемен // Педагогика. 1998. — № 7. — С. 74−77.
  104. А.Э. Народная педагогика: педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана. — М.: Педагогика, 1991. 256 с.
  105. Изучение личности школьника учителем / Под ред. Васильевой З. И., Ахаян Т. В., Казакиной М. Г., Родионовой Н. Ф. и др. М.: Педагогика, 1991.- 136 с.
  106. Э.В. Проблема идеального // Вопросы философии. — 1979.- № 6. С. 128−140--№ 7.-С. 145−158.
  107. Е.Н. Герой нашего урока. М.: Педагогика, 1991. — 287 с.
  108. М.С. Этнос и нация: Общие проблемы и их проявления в отечественной истории // Вечерний альманах русской философии и культуры.- 1997.-№ 10.-С. 23−38.
  109. Л.С. Гуманистическая психология. // Вопросы философии.- 1974.-№ 5.-С. 147−154.
  110. П.Ф. Общественные чувствования. Симпатия (Гл. 18). // Кап-терев П. Ф. Педагогическая психология Изд. 3-е, перераб. и доп.- СПб.: Кн. склад «Земля», 1914.-489 с.
  111. В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности — основа целостного учебно-воспитательного процесса. М.: Новая школа, 1993.-80 с.
  112. Р.Б. Психологическое исследование роли оценочной эмпатии в педагогическом процессе: Автореф. дис. канд. психол. наук.- Алма-Ата, 1984.-21 с.
  113. Н.С. Художественное слово в воспитании детей. — М.: Педагогика, 1972. 152 с.
  114. А.А. Моя семья: Записки дир. Сыктывк. школы-интерната № 1 для детей-сирот. М.: Педагогика, 1990. — 223 с.
  115. Р.Г. Народные (общественные и семейные) праздники казанских татар: Дис. канд. ист. наук. — Казань, 1969. — 254 с.
  116. З.Д. Эстетическое воспитание в башкирской народной педагогике и использование его традиций в современной школьной практике: Автореф. дис. канд. пед. наук. Казань, 1980. -20 с.
  117. Князева O. JL, Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа: Учебно-методическое пособие. Изд. 2-е, перераб., доп. СПб.: Детство-Пресс, 2000. — 304 с.
  118. Ковякина JL Согрей теплом души своей // Воспитание школьников.- 1989. — № 3. С. 144.
  119. И.А. Развивающаяся личность и педагогические технологии: Методические рекомендации. СПб.: ГУПИ, 1992. — 100 с.
  120. Я.А. Материнская школа. -М.: Учпедгиз, 1947. 103 с.
  121. Я.А. Великая дидактика // Избр. пед. соч.: В 2-х т. — Т. 1. — М.: Педагогика, 1982. С. 242−476.
  122. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. — М.: Политиздат, 1984.- 335 с.
  123. Кон И. С. Ребенок и общество. М.: Наука, 1988. — 235 с.
  124. Контаутене З.-Б. Ф. Народные детские игры и их педагогическое значение: Дис. канд. пед. наук. М., 1977. — 179 с.
  125. А.С. Понимание учителем личности учащихся // Вопросы психологии. 1980. — № 5. — С. 143−148.
  126. Н.Г. Иван Яковлевич Яковлев. Жизнь. Деятельность. Педагогические идеи. Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1976. — 270 с.
  127. В.Л. Искусство быть другим. — М.: Знание, 1981. 208 с. 1340 формировании способностей // Вопросы психологии. — 1960. — № 1. -С. 9−17.
  128. А.Н. О формировании способностей // Вопросы психологии.- 1960.-№ 1.-С. 9−17.
  129. Т. Руководство к психологии. СПб.: Изд-во О. Попова, 1907.- 394 с.
  130. .Т. Педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для вузов и ин-тов и фак. повышения квалификации и переподготовки науч.-пед. кадров.- 2-е изд., испр. и доп. М.: Прометей, 1996. — 463 с.
  131. Э.Э. Психологические аспекты взаимопонимания. — Л., 1982.-. с.
  132. А.В. О воспитании и образовании. — М.: Педагогика, 1976. -314с.
  133. НЗ.Лутошкин А. Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. — М.: Педагогика, 1988.- 125 с.
  134. А.С. О воспитании: (Сб. / Сост. и автор вст. ст. B.C. Хеле-мендик), — 2-е изд., перер. и доп. М.: Политиздат, 1990. — 414 с.
  135. Мак-Дугалл У. Основные проблемы социальной психологии / Пер. с 4-го англ. изд. М.Н. Смирновой- под ред. Н. Д. Виноградова. — М.: Космос, 1916.-281 с.
  136. В.Г. Программа подготовки учителя-воспитателя к профессионально-диагностической деятельности. М.: МГПУ им. В.И. Ленина- ЧГПИ им. И. Я. Яковлева, 1993. — 84 с.
  137. Л. Воспитание добротой // Воспитание школьников. — 1998.- № 2. С. 46−47.
  138. Г. Б. Материальная культура чувашей. — Чебоксары: ЧГИГН, 1995.- 199 с.
  139. М.Н. Поэзия народного костюма. М.: Молодая гвардия, 1988.-222 с.
  140. Г. Ф. Формирование эмпатии у старшеклассников, ориентирующихся на педагогическую профессию: Автореф. дис. канд. пси-хол. наук. М., 1989. — 20 с.
  141. А.В. Союз этнографии и педагогики // Советская педагогика.- 1984.-№ 6.-С. 176−178.
  142. А.В. Понять друг друга // Семья и школа. — 1990. № 6. — С. 1416.
  143. М.М. «Я» и оценочная эмпатия // Исследование познавательной деятельности. Вып. 8. Психология. — М.: Просвещение, 1978. — С. 49−65.
  144. Г. Г. Прогрессивные идеи и опыт тувинской народной педагогики и их использование в семейном воспитании: Дис. канд. пед. наук. -Казань, 1982.-200 с.
  145. В.Н. Психология отношений / Под ред. А. А. Бодалева. — М.: Институт практической психологии- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. -356 с.
  146. И.М. Воспитание эмпатической культуры старшеклассников в процессе организации деловых игр: Автореф. дис. канд. пед. наук. -Казань, 1997.- 17 с.
  147. А.Н. Содержание и методы формирования эмпатической культуры у студентов педвуза: Дис. канд. пед. наук. — Казань, 1993.- 179 с.
  148. А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища: конец 18 начало 20 века. — JL: Искусство, 1988. — 215 с.
  149. А.И. Мифы и легенды Древнего Востока: Для учащихся сред, и ст. классов. -М.: Просвещение, 1994. -368 с.
  150. З.Г. Народные традиции как средство воспитания социалистической гуманности у старших подростков: Автореф. дис. канд. пед. наук.-Казань, 1980.-24 с.
  151. .П. Мы, наши дети и внуки. — 3-е изд., доп. М.: Молодая гвардия, 1989.-304 с.
  152. Н.В. О пословицах чувашского народа. — Чебоксары: НИИ-ЯЛИЭ, 1958.-16 с.
  153. Об образовании: Закон РФ. М.: Новая школа, 1992. — 57 с.
  154. Об образовании: Закон ЧР // Народная школа. — 1997. — № 3. — С. 1−30.
  155. Н.Н. Психология межличностные отношений. — Киев: Лыбидь, 1990.- 191 с.
  156. А.Е. Подросток в поисках признания // Семья и школа. № 1.-С. 37−40.
  157. А.Б., Хазанова М. А. Феномены эмпатии и конгруэнтности // Вопросы психологии. 1993. — № 4. — С. 68−73.
  158. А.Н. Избранные педагогические сочинения / Сост. М. Г. Данильченко. М.: Педагогика, 1958. — 352 с.
  159. И.В. Нравственное воспитание подростков. — Чебоксары: ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, 1998. 297 с.
  160. И.А. От крестин до поминок.-М.: Яуза, 1998.-253 с.
  161. Т.И. О механизации эмпатии и некоторых ее психических коррелятах // Вопросы психологии межличностного познания и общения. Краснодар: Кубанский университет, 1983. — С. 86−92.
  162. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / В. В. Воронов, В. И. Журавлев, В. В. Краевский и др.- Под ред. П. И. Пидкасистого. — М.: Педагогическое общество России, 1998.-640 с.
  163. Педагогика: Педагогические теории, системы, технологии: Учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / Под ред. С. А. Смирнова.2.е изд., испр. и доп. — М.: Издательский цент «Академия», 1999. — 544 с.
  164. Педагогическая энциклопедия / Под ред. Н. Ю. Шведовой. — М.: Советская энциклопедия, 1984. — 696 с.
  165. Педагогические условия внедрения гуманистических традиций народной педагогики в школьную практику: Тезисы докладов международной научно-практической конференции. — М.: Институт развития личности, 1995.- 196 с.
  166. И.Г. Избранные педагогические произведения. В 3-х т. /Пер. с нем., подготовка текста, вводная статья, с. 5−106, и примеч. В.А. Ротен-берг- Под ред. М. Ф. Шабаевой. М.: Акад. пед. наук РСФСР, 1961. — Т. 1.- 563 с.
  167. Т.Н. Школа и просвещение Чувашии в XYIII веке. — Чебоксары: ЧГПИ им. И .Я. Яковлева, 1994. 84 с.
  168. Т.Н. Отстаивание национальной идеи: историческая этнопеда-гогика. М.: Прометей, 2000. — 201 с.
  169. Т.Н. Чувашская педагогика как феномен мировой цивилизации.- М.: Прометей, 2000. 91 с.
  170. JI.A. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг. М.: МГУ, 1989. — 216 с.
  171. Петровская J1.A. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. -М.: МГУ, 1982. 168 с.
  172. А.В. Быть личностью. — М.: Педагогика, 1990. 110 е.: (Библиотечка детской энцикл. «Ученые — школьнику»).
  173. А.В. и др. Задачи и направления перестройки педагогической науки // Вопросы психологии. — 1989. — № 2. — С. 14−19.
  174. А.В. Трехфакторная модель значимого другого // Вопросы психологии. 1991.-№ 1.-С. 7−18.
  175. А.В. Личность в психологии с позиции системного подхода //Вопросы психологии. 1981.-№ 1.-С. 57−66.
  176. А.В., Шпалинский В. В. Социальная психология коллектива: Учеб. пособие для пед. ин-тов. — М.: Просвещение, 1978. — 176 с.
  177. . Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 1969. -С. 5−231.
  178. К.К. О системе психологии. М.: Мысль, 1972. — 216 с.
  179. К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986. — 256 с.
  180. И.П. Педагогика: Учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений. М.: Просвещение- ВЛАДОС, 1996. — 632 с.
  181. Я.А. Психика и интуиция. М.: Политиздат, 1967. — 243 с.
  182. Президентская программа «Новая школа» // Чаваш ен. — 1997. — № 6−7.
  183. Программы для общеобразовательных учреждений на 1994/95 учебный год: Русский язык. М.: Просвещение, 1994. — 106 с.
  184. В.Я. Фольклор и действительность. — М.: Наука, 1976. 325 с.
  185. Психология: Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М.Г. Ярошев-ского. М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
  186. Психология формирования и развития личности. — М.: Наука, 1981. — 365 с.
  187. Развитие личности ребенка: проблемы, решения, поиски: Материалы конференции. М.: Антей, 1995. — 47 с.
  188. П.Г. Избранные педагогические сочинения / Сост. В.Я. Струмин-ский. М.: Учпедгиз, 1958. — 314 с.
  189. Т.А. Психология чувств. Киев: Южно-русское книгоиздательство Ф. А. Иогансона, 1897. 378 с.
  190. C.JI. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1940. -596 с.
  191. C.JI. Бытие и сознание. -М.: АПН СССР, 1957. 328 с.
  192. C.JI. Эмоции // Психология эмоций. Тексты / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. М.: МГУ, 1984. — С. 152−153.
  193. Л.И. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания школьников. М.: Педагогика, 1981. — 128 с.
  194. Русский язык: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. Т. Григорян и др. — 21-е изд. — М.: Просвещение, 1994.-319 с.
  195. Русский язык: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / М. Т. Баранов, Л. Т. Григорян, Т. А. Ладыженская и др. 17-е изд. — М.: Просвещение, 1994. -224 с.
  196. Русский язык: Учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений / М. Т. Баранов, Л. Т. Григорян, Т. А. Ладыженская и др. — 17-е изд. М.: Просвещение, 1995.- 191 с.
  197. Русский фольклор: Хрестоматия для высших учебных заведений / Сост. Т. В. Зуева, Б. П. Кирдан. М.: Флинта- Наука, 1998. — 480 с.
  198. . Ж. Эмиль, или о воспитании // Коменский Я. А., Локк Д., Руссо Ж. Ж., Песталоцци И. Г. Педагогическое наследие. — М.: Педагогика, 1987.-С. 199−297.
  199. И. Делайте так, чтобы людям, окружающим вас, было хорошо // Воспитание школьников. 1989. -№ 6. — С. 108.
  200. В.В. Воспитание эмпатии подростков на уроках гуманитарных предметов: Автореф. дис. канд. пед. наук. — М., 1991. 15 с.
  201. А.К. Народная обрядность чувашей / Отв. ред. С. А. Арутюнов. Чебоксары: ЧГИГН, 1994. — 338 с.
  202. Р. А. Традиции татарской народной педагогики как средство воспитания заботливого отношения к людям у подростков (на материалах школ-гимназий): Дис. канд. пед. наук. — Казань, 1996. — 218 с.
  203. В.Д. Народная педагогика как вид духовной культуры общества // Духовное производство и народная культура: Сб. научных трудов.- Свердловск: Урал. гос. ун-тет, 1988. 160 с.
  204. П.В., Ершов М., Вяземский Ю. П. Происхождение духовности. -М.: Наука, 1989.-350 с.
  205. П.В. Эмоциональный мозг. — М.: Наука, 1981. — 215 с.
  206. Л.Ю. Формирование личности: проблема устойчивости. — Казань: КГУ, 1992.- 176 с.
  207. Л.Ю. Школьник, его развитие и воспитание: Учебное пособие.- Самара: СПИ, 1991. 243 с.
  208. М.Я. Чувашский фольклор. Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1965.-132 с.
  209. В.А. Формирование творческой личности будущего учителя // Советская педагогика. 1975. — № 1. — С. 83−93.
  210. А. Теория нравственных чувств или опыт исследования о законах, управляющих нашими суждениями. — СПб: Изд-во Билибина, 1868. — 515 с.
  211. Ю.П. Общественно полезная деятельность как фактор формирования личности подростка. — Чебоксары: Чувашкнигоиздат, 1971.-287 с.
  212. Э.И. Этнопедагогика чувашской семьи: Монография. -М.: Изд-во МГОПУ, 1997. 384 с.
  213. А.П. Экспериментальная методика исследования эмпатии к ощущениям партнера по общению // Вопросы психологии познания людьми друг друга и самопознания. Краснодар: Кубанский университет, 1978.-С. 52−63.
  214. Г. Основания психологии Герберта Спенсера. — СПб: Изд-во Билибина, 1876. Т. 4. — 354 с.
  215. Л.П. Психологические особенности развития эмпатии у дошкольников: Автореф. дис. канд. пед. наук. — М., 1987. — 23 с.
  216. И.В. Обычаи, традиции, и преемственность поколений. — М.: Политиздат, 1976. 216 с.
  217. В.А. Избранные произведения: В 5-ти т. — Т.1. Проблемы воспитания всесторонне развитой личности. Духовный мир школьника. Методика воспитания коллектива. — Киев: Рад школа, 1979. — 686 с.
  218. Н.М. Введение в неопедагогику: Пособие для педагогов-новаторов. М.: Ассоц. «Проф. образование», 1991. — 182 с.
  219. Н.М. Системно-социальная концепция школьного воспитания. Казань: АПН СССР, 1991. — 22 с.
  220. З.М. Традиции народной педагогики в воспитании современного поколения // Советская педагогика. 1980. — № 9. — С. 114−120.
  221. Г. И. Введение в чувашскую историю: Учебное пособие. — Чебоксары: ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, 2002. 143 с.
  222. Г. Т. Тахарьял: Этногр. тёрленчёкёсем, халах самахлахё, 9ырса пынисем, 9ырусемпе асаилусем / Хатёрл.: А. В. Васильев (Васан), В. П. Станьял. — Шупашкар: Чаваш кёнеке издательстви, 2002. —431 с.
  223. Т.Г. Использование прогрессивных традиций народной педагогики мордвы в воспитании гуманности у младших школьников: Дис. канд. пед. наук.-М., 1982.- 175 с.
  224. В.Я. Семья и формирование личности. М.: Мысль, 1987. -351 с.
  225. Э. Учебник психологии. Университетский курс / Пер. с англ. А. И. Болтунова. В 2-х ч. — М.: Мир, 1914. — Ч. 2. — 250 с.
  226. А. Понятие личности // Мир образования. 1995. — С. 75−95.
  227. К.Д. Педагогические приложения глав о чувствах // Собр. соч.: В 11 т. М.- JL: Академия педагогических наук РСФСР, 1950. -Т. 10.-С. 476−540.
  228. К.Д. Избранные педагогические произведения. — М.: Просвещение, 1968. 557 с.
  229. Г. Р. Особенности проявления эмпатии у детей старшего дошкольного возраста в зависимости от различных факторов // Вестник ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. 2003. — 2(36). — С. 89−95.
  230. Фрейд 3. Избранное. Книга 1. М.: Изд-во «Московский рабочий» с совместным советско-западно-германским педприятием «Вся Москва», 1990.- 160 с.
  231. Д.И. Психологические особенности детского коллектива и формирование коллективистических черт школьника // Вопросы психологии. 1977. — № 2. — С. 83−95.
  232. Я.И. История педагогики татарского народа. — Казань: КГПИ, 1975.-318 с.
  233. М.Г. Этнопедагогическая подготовка учителя начальных классов национальной школы (историография, теория, опыт). — М.: Прометей, 1999.-227 с.
  234. С. Чтобы знать и понимать друг друга // Воспитание школьников. — 1992. — № 5−6.-С. 61.
  235. Т.П., Еремеева В. Д., Лоскутова Т. Д. Эмоции, речь и активность мозга ребенка. М.: Педагогика, 1991. — 232 с.
  236. П.П. Избранное. Стихи, поэмы, сказки. Чебоксары: Чуваш-госиздат, 1958.-Т.2.-219 с.
  237. А.Г. Нравственное воспитание детей младшего школьного возраста в семье средствами народной педагогики (на примере татарской семьи): Автореф. дис. канд. пед. наук. — Казань, 1996. — 26 с.
  238. Чувашские поговорки, пословицы и загадки / Сост. Н. Р. Романов. — Чебоксары: Чувашское кн. изд-во, 1960. 359 с.
  239. Чаваш халах самахлахё. III том. Юрасем. -Шупашкар: Чаваш кёнеке из-дательстви, 1978.— 512 с.
  240. Чувашские легенды и сказки / Сост. Сидорова Е. С. Чебоксары: Чувашское кн. изд-во, 1979. — 220 с.
  241. И.А. Марийская народная педагогика: Пособие для студентов педагогических учебных заведений. Йошкар-Ола: Марийский ГПИ им. Н. К. Крупской, 1999. — 175 с.
  242. В.Ф. Точка опоры. Организационные основы экспериментальных исследований. — Минск: Университетское, 1990. — 225 с.
  243. А. Свобода воли и нравственность. — М.: Республика, 1992.- 448 с.
  244. И.А. Адыгейская (черкесская) народная педагогика. Майкоп: Адыгейское отд. Краснодарского книжного изд-ва, 1989. — 334 с.
  245. В. Психология раннего детства до шестилетнего возраста. — СПб.: Изд-во О. Попова, 1922. 226 с.
  246. Н.Е. Научить быть человеком: (О специфике нравственного воспитания). М.: Знание, 1979. — 96 с.
  247. Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978. — 304 с.
  248. У.Э. Калмыки. Ист.-этногр. очерки. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1980.-284 с.
  249. П.Д. Курс общей педагогики с приложениями. М. Типогр. Грачева и К°, 1869.-404 с.
  250. И.М. Вчувствование. Проникновение. Понимание. — Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1993. 201 с.
  251. И.М. Диагностика и тренинг эмпатийных тенденций личности: Метод, руководство для студентов и психологов народ, образования.- Казань: КГПИ, 1992. 30 с.
  252. И.М. Психология взаимопонимания. Казань: Татарское кн. изд-во, 1991.- 192 с.
  253. П.М. Психология чувств. 2-е изд. — М.: АПН РСФСР, 1961. -216с.
  254. И.Я. Моя жизнь: Воспоминания. -М.: Республика, 1997. — 696 с.
  255. Allport F.H. Social psychology. Cambridge: Houghton Mifflin, 1924. — 421 p.
  256. Cooley Ch. H. Human nature and the social order. — New York: Schocken Books, 1964.-287 p.
  257. Goldstein A.P., Michaels G.Y. Empathy: development training, consequence. London: New Jersey, 1995. 287 p.
  258. Maslow A.H. The Farther Reaches of Human Nature. NY.: An Esalen Book? Penguin, 1977. — 407 p.
  259. Mead G.H. The philosophy of the present. London: Chicago, 1932. — 411 p.
  260. Rogers C.R. The necessary and sufficient conditions of thereutis personality change//J. of Consult, psychol. 1957. V. 21. P. 95−103.
  261. Rogers C.R. A theory of therapy, personality and interpersonal relationships as development in the clientcentered framework // Psychology: a study of a science. E.d. by S/ Koch, N.V.: Random Hous, 1959. P. 184−256.
  262. Rogers C.R. Freedom to learn for the 80'S. Columbus: Ohio, 1983. — 312 p. 276. Scheler M. Wesen und Formen der Sympathie // Der Phanomenologieder Sympatiegefuhle. Bonn: Cohen, 1926. S. 245−298.
Заполнить форму текущей работой