Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психовозрастные особенности учащихся, определяющие развитие интереса к изучению иностранного языка

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Это создает новую социальную ситуацию развития. Задача самоопределения, выбора своего жизненного пути встает перед старшим школьником как задача первостепенной важности. Эта принципиально новая социальная позиция изменяет для них значимость учения, его задач и содержания. Старшие школьники оценивают учебный процесс с точки зрения того, что он готов предоставить для их будущего. Они начинают… Читать ещё >

Психовозрастные особенности учащихся, определяющие развитие интереса к изучению иностранного языка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В педагогической профессии достаточно часто встречается ситуация, когда у учащегося не сформированы потребности в знаниях, отсутствует интерес к учению. Педагоги знают, что учащиеся не усваивают предоставляемый им объем знаний, если они относятся к учению и знаниям равнодушно, поверхностно. В связи с этим возникает потребность в развитии познавательного интереса у учащихся.

Так в чем же сущность потребности в знаниях? Какие педагогические средства будут эффективны при формировании у учащихся познавательного интереса? Эти вопросы волнуют многих педагогов и родителей.

К определению понятия познавательный интерес можно прийти через определение базового для него понятия — интерес. По мнению А. В. Петровского, «интерес — это форма проявления познавательных потребностей, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствует ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности» [13]. Одна из самых популярных и логически обоснованных трактовок понятия познавательный интерес — это «интерес к учебной деятельности, к приобретению знаний, к науке» [16].

Возникновение познавательного интереса зависит в первую очередь от уровня общего развития ребенка, его ученического опыта, знаний, а с другой стороны — от способа подачи учебного материала.

Интерес школьников к учению является решающим фактором в процессе овладения ими знаниями. Интересное обучение не противоречит умению усердно работать, а, наоборот, скорее способствует этому.

Поэтому, одной из важнейших задач педагогов должно стать выяснение актуальных интересов, развитие и воспитание познавательного интереса у школьников.

В связи с этим интерес определяется как эмоционально-познавательное отношение, непосредственно мотивированное, имеющие тенденцию переходить в познавательную направленность личности. От сугубо мотивированного эмоционального переживания (интерес отличается наличием эмоционально-познавательного отношения, неразделимой на элементы интеллектуальной эмоции — радости познания. От чувства долга и ответственности, сознательного отношения к предмету интерес отличается наличием непосредственного мотива, появлением той же радости познания [10].

Однако интерес к познанию не всегда способствует активной учебной деятельности. Эти интересы только тогда превращаются в необходимую жажду познания, поднимаются на уровень своеобразной духовной потребности, когда они включаются в общую систему мотивов, определяющих жизненные позиции личности, ее направленность.

Познавательный интерес нужно признавать одним из решающих факторов учебного процесса, влияние которого неопровержимо как на создание комфортной атмосферы обучения, так и на интенсивность процесса познавательной деятельности учащихся. При наличии познавательных интересов учение становится близкой, жизненно необходимой деятельностью, в которой сам учащийся сильно заинтересован [13].

Вообще говоря, познавательный интерес коррелирует с дидактическим принципом сознательности. Сознательность в усвоении материала учащимися во многом зависит от деятельности педагога, которому необходимо держать под контролем внимание учащихся в процессе обучения, стимулировать его постановкой проблемных ситуаций, но не вопросов на уровне актуального развития, так как это не способствует активизации внимания учащихся.

Современные исследования психологов показывают, что важнейшим условием активности учащихся является наличие самоконтроля и самооценки в процессе обучения. Поэтому одной из задач педагога является формирование у них потребности и навыков такой деятельности. Самоконтроль и самооценка должны стать обязательным элементом современных обучающих технологий [20].

На развитие познавательного интереса могут влиять такие приемы, как использование ярких примеров, неизвестного учащимся дополнительного учебного материала и т. п. Учащимся должно быть интересно не только получать новую информацию, но и учиться, им должен быть интересен сам процесс познания.

В младшем школьном возрасте у учащихся так процесс мышления развивается таким образом, что иностранный язык еще не кажется им сложным в изучении. Овладевая иностранным языком в период, когда происходит активное усвоение родного, ребенок воспринимает иностранную речь как нечто естественное, чего нельзя сказать о более позднем периоде. Также в младшем школьном возрасте дети более лабильны в плане изучения иностранного языка благодаря нередко безупречной памяти, развитому воображению, способности к подражанию, а иногда и таланту [10].

Таким образом, мы можем сделать вывод, что психологические особенности младших школьников дают им некоторые преимущества при изучении иностранного языка. Дети 8−10 лет в некотором роде «впитывают» иностранный язык опосредованно и подсознательно. Объем внимания на данном этапе обучения пока ещё мал и время, когда ребёнок сосредоточен, очень коротко, но с возрастом они становятся больше. Более того, у младших школьников, как правило, хорошо развита долговременная память. Самым лучшим стимулом для последующего обучения для учащихся 2−4 классов признается чувство успеха. Пути получения и восприятия знаний у младших школьников также разные: визуальные, аудиальные, кинестетические.

Особенности овладения иностранным языком в младшем школьном возрасте связаны с непосредственностью детского восприятия, открытостью по отношению к людям, говорящим на другом языке, со спонтанным овладением различными формами общения. Опыт ведущих психологов доказывает, что в младшем школьном возрасте закладывается основа практического владения иностранным языком [6]. У детей старше 11 лет уже возникает ряд трудностей на этот счёт, к примеру, недостаточная мотивацию к изучению иностранного языка, интерференция родного языка и т. д.

Следующий этап овладения иностранным языком происходит в подростковый период. На данном этапе внешние воздействия становятся определяющими в формировании познавательной активности личности, но по мере развития сознания человека, установления специфической направленности его личности всё большую роль в его деятельности начинают занимать внутренние условия: опыт, мировоззрение, интересы и потребности [16].

Одной из самых важных характеристик подросткового возраста является постепенное отрицание оценок взрослых и переход к самооценке, растет опора на внутренние критерии. Представления, на базе которых у подростков формируются критерии самооценки, получаются ими в ходе совершенно новой для них деятельности — самопознания. Основная форма самопознания подростка — сравнение себя с другими людьми: взрослыми, сверстниками [17].

Благодаря направленности личности школьника вся его познавательная деятельность приобретает избирательный характер, что создает устойчивое внимание к предмету познания. Под влиянием устойчивого внимания к объекту познания совершенствуется и сложившаяся динамическая система психических процессов, обеспечивающая развитие познавательной активности и самостоятельности личности.

Эффект деятельности по формированию познавательного интереса у подростков прямо пропорционален правильной ее организации в педагогическом плане, а также использования объективных условий и внутренних возможностей личности учащегося. К последним относятся специфические потребности, система целей и задач личности, ее позиции, на основе которой возникает комплексное отношение к миру и к людям, уровень общего интеллектуального развития и новообразования, присущие данному возрастному периоду [6].

Старший школьный возраст — это период завершения полового созревания и вместе с тем начальная стадия физической и умственной зрелости. Для старшеклассника типична готовность к физическим и умственным нагрузкам. Старший школьник стоит на пороге вступления во взрослую, самостоятельную жизнь.

Это создает новую социальную ситуацию развития. Задача самоопределения, выбора своего жизненного пути встает перед старшим школьником как задача первостепенной важности. Эта принципиально новая социальная позиция изменяет для них значимость учения, его задач и содержания. Старшие школьники оценивают учебный процесс с точки зрения того, что он готов предоставить для их будущего. Они начинают иначе, чем подростки, смотреть на школу. Если подростки смотрят в будущее с позиции настоящего, то старшие школьники на настоящее смотрят с позиции будущего [8].

В старшем школьном возрасте устанавливается довольно прочная связь между профессиональными и учебными интересами. У подростка учебные интересы определяют выбор профессии, у старших же школьников наблюдается обратная закономерность: выбор профессии способствует формированию учебных интересов, изменению отношения к учебной деятельности [5]. В связи с необходимостью самоопределения у старших школьников возникает потребность разобраться в окружающем их мире и в самих себе, найти смысл происходящего. В старших классах учащиеся переходят к усвоению теоретических, методологических основ различных учебных дисциплин.

Старших школьников интересуют не столько вопросы теории, сколько сам ход анализа, способы доказательства своей позиции. Им нравится, когда педагог побуждает их выбирать между разными точками зрения, требует обоснования тех или иных утверждений; они с готовностью, даже с азартом вступают в спор и упорно защищают свою позицию [4].

Наиболее частое и популярное содержание споров и бесед у старших школьников — это этические, нравственные проблемы. Их интересуют не какие-либо конкретные случаи, они хотят знать их принципиальную сущность. В этом их главное отличие от подросткового типа мышления.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что формирование познавательных интересов и активности личности — процессы взаимообусловленные. Познавательный интерес порождает активность, но, в свою очередь, повышение активности укрепляет и углубляет познавательный интерес.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой