Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Моделирование педагогического события

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Воспитательный процесс — это взаимодействие воспитателей и воспитанников, разворачивающееся во времени, в ходе которого реализуются педагогические цели воспитателя и актуальные потребности воспитанника: в познании, общении, самореализации и т. д. Составной частью, единицами воспитательного процесса являются педагогические события. В. В. Сериков рассматривает событие как субъективное переживание… Читать ещё >

Моделирование педагогического события (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуализация проблемы

Событие — это то, что имеет место, происходит, наступает в произвольной точке пространства-времени; значительное происшествие, явление или иная деятельность как факт общественной или личной жизни; подмножество исходов эксперимента. Ю. М. Лотман пишет, что событием является то, что «произошло, хотя могло и не произойти» [Лотман, 1998]. В физике (а также в некоторых разделах философии), событие — то, что происходит в некоторый момент времени и рассматривается как изменение состояния мира. Нечто различается до и после события. Физика также говорит о событийном горизонте и одновременности. В физике и науке вообще событие противопоставляется процессу, который происходит в интервалах, а не только в точках линии времени. В теории вероятностей возможный исход эксперимента называется элементарным событием, а множество таких исходов (подмножество всех возможных исходов) называется просто событием. В истории эпохи отмечены событиями того или иного значения. В философии разбирается различие между фактами и событиями, а также между физическими событиями и ментальными событиями. В информатике и программировании событие — это сообщение программного обеспечения (либо его части), которое указывает, что произошло. Кроме того, понятие события рассматривается в политологии.

И. Кант считал, что большое количество впечатлений, которые человек получает за определенное время, субъективно делает это время продолжительнее. Измерить психологическую продолжительность времени количеством событий, которые осознаются, предлагал и французский философ XIX века Г. Гюйо. Именно этим он объяснял переживание множества событий во сне, которое может длиться всего несколько секунд. В детстве статусом событий наделяются повседневные впечатления, которые для взрослого остаются почти незаметными.

Воспитательный процесс — это взаимодействие воспитателей и воспитанников, разворачивающееся во времени, в ходе которого реализуются педагогические цели воспитателя и актуальные потребности воспитанника: в познании, общении, самореализации и т. д. Составной частью, единицами воспитательного процесса являются педагогические события.

«Событию» в педагогике противостоит «формальное действие», т. е. проходное, сделанное «для галочки», традиционное, не отмеченное смыслами присутствующих. Потому так важно правильно расставить приоритеты в пользу организации событийной деятельности, чтобы эффект события для ребенка запомнился как яркий жизненный артефакт.

В. В. Сериков рассматривает событие как субъективное переживание, а не мероприятие, хотя последнее может и должно становится для детей событием. Событие — это всегда источник личностного опыта, обновление его, встреча с другой личностью, с иной культурой, которая затрагивает, деформирует мышление и поведение, развивает их.

Д. В. Григорьев определяет педагогическое событие как момент реальности, в котором происходит личностно развивающая, целей ценностно-ориентированная встреча взрослого и ребенка, их событие. Проектируя педагогическое событие, педагог выстраивает свою деятельность, желаемое качество общения, отношений с воспитанником, обязательно предполагая полноценное личностное самоопределение последнего в общении, отношениях, совместной деятельности с педагогом. В актах воспитания педагог и воспитанник — соавторы встречи друг с другом. По сути дела, речь идет о совместном проектировании педагогического события по инициативе взрослого (отсюда — педагогичность события). Взрослый должен допускать возможность даже такого самоопределения ребенка, которое направлено на разрыв с ним. В этом случае отсутствует результат взаимодействия, но есть эффект поступка, что для воспитания не менее, если не более важно. Методические ориентиры для осуществления педагогического события:

  • 1. При разработке и реализации педагогического события необходимо помнить о том, что воспитательное дело (как целостный, оформленный и ограниченный во времени элемент педагогической деятельности) не может быть единичным.
  • 2. При планировании педагогического события следует включить в программу те формы деятельности, которые ему предшествуют.
  • 3. Организация должна строиться на следующих основаниях:
    • — предоставление возможности выбора;
    • — педагогически целесообразная поддержка самостоятельных и коллективных решений;
    • — создание ситуации успеха (личного и коллективного), атмосферы сопереживания, сопричастности и совместного участия в деятельности;
    • — предпочтение форм деятельности, требующих максимального участия тем формам, где воспитанники наблюдают за происходящим;
    • — акцент на высокое качество содержания и ценностно-смысловые основания деятельности;
    • — преемственность содержания и форм деятельности (соблюдение логики перехода содержания из одной формы в другую).

Вопросы для обсуждения

  • 1. Какова сущность педагогического феномена «педагогическое событие»?
  • 2. В чем заключаются отличительные особенности педагогического события от воспитательного мероприятия?
  • 3. Почему педагогическое событие может быть определено как воспитательная технология?
  • 4. Как сделать школьную систему открытой и дружелюбной в отношении ребенка с помощью педагогических событий?
  • 5. Как с помощью педагогического события создать школьное сообщество, которое поддерживается самими школьниками, за которое они отвечают и в котором свободны?
  • 6. Каким образом в педагогическом событии может быть проявлен коммуникативный потенциал педагога: эмоционально-психологическая саморегуляция, перцептивные навыки, идентификация, децентрация, проекция, эмпатия, рефлексия?
  • 7. Какие формы психологического влияния педагога: заражение, убеждение, подражание, на ваш взгляд, вы можете применить в педагогическом событии? Почему? Чем это обусловлено?
  • 8. Какие методы, на ваш взгляд, целесообразно применять в педагогическом событии?
  • 9. Каковы критерии эффективности реализации педагогического события?

Задание для самостоятельной работы

  • 1. Опираясь на материал данного пособия (раздел 1.8.3), разработайте подробные методические рекомендации по проведению внеурочного коллективного творческого дела в логике технологии педагогического события для учащейся молодежи по одному из направлений воспитательной деятельности по следующему плану:
    • — Название, форма, возраст участников, Ф.И.О. разработчика.
    • — Цель.
    • — Задачи: образовательная, развивающая, диагностическая
    • — Условия проведения, оборудование.
    • — Описание способов целеполагания, проектирования, подготовки. Каким образом участники были задействованы в данных процедурах?
    • — Подробное описание хода реализации содержания педагогического события с раскрытием всех творческих заданий и видов деятельности учащихся, с указанием хронометража.
    • — Описание способов и условий коллективной рефлексии.
    • — Описание предполагаемых последействий.

Разработку представьте в электронном виде. Проведите данное педагогическое событие полностью или его фрагмент в группе.

  • 2. Разработайте различные педагогические события для школьников и студентов учебная мастерская; гостиная (литературная, музыкальная, историческая и т. д.); мировоззренческая дискуссия; культурологический марафон; рефлексивная игра. В ходе моделирования представьте следующие основные этапы педагогического события:
    • — этап эмоционального вызова;
    • — этап встречи с культурным знанием (создание проблемной ситуации, взаимодействие с явлениями культуры, эмоциональное переживание, идентификация (опознание, самоотождествление), понимание смыслового содержания, его внутреннее воссоздание);
    • — этап самои социоконструкции (совместное обсуждение, совместная и индивидуальная деятельность в различных формах);
    • — этап рефлексии (коллективной и индивидуальной).

Разработку представьте в печатном виде. Проведите данное педагогическое событие полностью или его фрагмент в группе.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой