Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Проектная технология как средство реализации новшеств в процессе инновационного развития образовательного учреждения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Анализ практики реализации проектов в школах позволил выявить ряд наиболее характерных для этой деятельности недостатков. Это низкое качество самих проектов: недостаточная обоснованность и полнота выявления решаемых в нем проблем, неконкретность и нереалистичность поставленных целей, отсутствие комплексности и радикальности совокупности реализуемых инновационных идей, полноты и реалистичности… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Изучение проблем инновационного развития общеобразовательных учреждений
    • 1. 1. Анализ основных понятий педагогической инноватики ^q как основы для исследования подходов по внедрению новшеств
    • 1. 2. Анализ тенденции инновационных изменений в российских школах на рубеже 20 и 21 века. ^ ^
    • 1. 3. Анализ инновационного поведения и подходов, 64−80 используемых образовательными учреждениями для развития педагогических систем
  • Глава 2. Теоретические основы построения проектной технологии развития образовательного учреждения и методы ее использования в практике
    • 2. 1. Обзор методов проектного управления в современной gj управленческой науке как теоретической основы для формирования технологии проектного управления развитием учреждений общего образования
    • 2. 2. Технология проектного управления учреждениями общего 97−128 образования, и ее использование для внедрения разных типов новшеств
    • 2. 3. Формирование системы управления развитием школы, на 129−154 основе использования технологии проектного подхода к внедрению новшеств
  • Глава 3. Апробация проектной технологии внедрения новшеств на примере системы профильного обучения
    • 3. 1. Анализ проблем внедрения в школе профильного обучения как крупномасштабного новшества
    • 3. 2. Апробация проектной технологии внедрения новшеств на 174−187 примере профильного обучения

Проектная технология как средство реализации новшеств в процессе инновационного развития образовательного учреждения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

В отечественной педагогической литературе в последнее время уделяется достаточно большое внимание вопросам развития образовательных учреждений и совершенствования их инновационной деятельности.

Так методологические вопросы педагогической инноватики рассмотрены в работах К. Ангеловски, В. И. Загвязинского, B.C. Лазарева, З. Ф. Мазур, Б. П. Мартиросяна, А. Я. Найн, М. М. Поташника, А. И. Пригожина, В. А. Сластенина, О. Г. Хомерики, Н. Р. Юсуфбековой и др.);

Детально исследованы и описаны в научной литературе методы разработки программ развития школ. Это работы B.C. Лазарева, М. М. Поташника, П. И. Третьякова и др.

Вместе с тем, как показывает анализ, в массовой практике все более широкое применение в качестве способа управления процессом развития получает использование инновационных проектов. Обращение к проектам как способу, с помощью которого осуществляются инновационные изменения в существующей системе работы школы, связано с высокой эффективностью данного метода. Он позволяет достичь конечного результата в четко обозначенные сроки. Проектную технологию можно использовать для поэтапной системной модернизации всей школьной системы, при этом экономно расходуя имеющиеся в школе ресурсы, концентрируя и перераспределяя их в соответствии с реализуемыми проектами.

При наличии проектов авторы осмысливают отличия новой системы от прежней, выстраивают перечень всех изменений и разрабатывают картину будущей педагогической системы школы с отнесенностью ее во времени на 2−3 года. Положительным является то, что проекты позволяют педагогическим коллективам производить изменения планово, на основе предварительно подготовленных ресурсов, и таким образом осуществлять не только локальные, но и масштабные комплексные изменения кардинального характера. За счет проектов вводятся новшества с большой степенью новизны такие, как, например, программы развивающего обучения, информационные технологии, индивидуальные учебные планы учащихся и другие. Сегодня наметился первый опыт реализации проектов с помощью проектных групп, включающих в свой состав разных специалистов. Группы служат примером использования демократических, коллегиальных методов управления реализацией проектов и гибких организационных структур управления инновационным развитием образовательного учреждения.

Однако в отсутствии научных разработок по данному вопросу •использование проектной технологии в практике происходит на основе стихийно складывающегося опыта, в котором наилучшие решения находятся с помощью метода проб и ошибок.

В настоящем исследовании за основу проектного нововведения взято определение «новшества», данное В. С. Лазаревым, «новшество — это средство, введение которого в образовательную систему при соответствующем использовании способно улучшить результаты ее работы». Показано, что у новшества есть два основных функциональных признака — это новизна и большая, по сравнению с используемыми ранее •средствами, эффективность, при утрате которых они перестают быть новшествами.

Введение

данного термина объясняется тем, что инновационные программы развития образовательных учреждений, как правило, включают несколько инновационных компонентов (новшеств), введение каждого из которых может проводиться как самостоятельный проект и требовать реализации конкретной проектной технологии.

Анализ практики реализации проектов в школах позволил выявить ряд наиболее характерных для этой деятельности недостатков. Это низкое качество самих проектов: недостаточная обоснованность и полнота выявления решаемых в нем проблем, неконкретность и нереалистичность поставленных целей, отсутствие комплексности и радикальности совокупности реализуемых инновационных идей, полноты и реалистичности планов. Наибольшие затруднения из-за недостатка ресурсов и слабой координации и согласования работ вызывает реализация крупных модульных проектов. Другим недостатком планирования и реализации проектов является осуществление разработки новшеств непосредственно в процессе их внедрения без предварительной подготовки. Серьезной проблемой инновационной деятельности выступает сопротивление учителей проводимым в школе изменениям, а также подходам к их осуществлению со стороны администрации, вследствие отчужденности педагогических кадров от планирования и организации данного процесса. Сопротивление ведет к искаженному и неполному внедрению новых идей.

Эффективность проектной деятельности можно было бы повысить за счет создания системы мониторинга и управления проектами. Однако научных разработок данного вопроса в педагогической литературе на сегодня не имеется. На практике проблема реализации проектных технологий, т. е. мотивация, планирование, создание адекватных механизмов организации и координации проектной деятельности, контроля и мониторинга их исполнения в школе решается стихийно, без опоры на научные разработки.

Объект исследования: процесс инновационного развития общеобразовательного учреждения.

Предмет исследования — использование проектных технологий внедрения новшеств при инновационном развитии образовательного учреждения.

Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и экспериментально апробировать использование проектных технологий как средства внедрения различных новшеств в процессе инновационного развития образовательного учреждения.

В основу исследования положена гипотеза о том, что использование проектной технологии служит эффективным средством инновационного развития общеобразовательного учреждения при условиях:

• включения в нее взаимосвязанных процедур инициации проектовинтеграции проектов в систему деятельности общеобразовательного учреждения, а также согласованности различных проектов между собойопределения состава рабочих групп (руководителей, разработчиков и исполнителей проектов) — разработки и планирования проектовэкспертизы проектных разработокресурсного обеспечения проектовреализации и контроля их исполнения;

• создания системы управления проектами через планирование портфеля проектоворганизацию их исполнения проектными группамиконтроль и мониторинг проектной деятельности образовательного учреждения со стороны администрации.

Цель исследования и рабочая гипотеза обусловили постановку следующих задач исследования:

1. Выявить подходы, используемые при введении различных новшеств в процессе инновационного развития образовательного учреждения.

2. Раскрыть возможности использования проектных технологий для инновационного развития учреждений общего образования.

3. Определить содержание действий, составляющих проектную технологию и совокупность условий, которые должны быть учтены при ее разработке и использовании.

4. Разработать и обосновать модель управления развитием школы с помощью применения проектной технологии внедрения новшества в деятельность образовательного учреждения.

5. Разработать и проверить проектную технологию внедрения Новшеств в практику общеобразовательной школы на примере внедрения профильного обучения на старшей ступени.

Методологическими основаниями исследования стали: системный подход как общеметодологический принцип анализа социальных систем и их отдельных компонентовтеория инновационной деятельности в образовательных учреждениях как основа для классификации инновационных проектовметодология социально-педагогического проектирования как основа для разработки процедур создания инновационных проектовнаучные основы управления процессами развития социальных систем как основа методологии построения проектной технологии управления процессами развития школы.

Теоретической базой исследования являлись работы в области:

• моделирования школ нового типа (Е.В. Бондаревская, А. Н. Вырщиков, О. С. Гребенюк, В. И. Данильчук, В. И. Загвязинский, В. В. Зайцев, Г. И. Ибрагимов, В. А. Козулин, И. А. Колесникова, В. М. Монахов, О. Д. Мукаева, И. И. Проданов, JI.C. Подымова, В. Е. Родионов, М. И. Рожков,.

A.М.Саранов, В. В. Сериков, В. А. Сластенин, В. И. Слободчиков, А.П. I.

Тряпицына, Н. Р. Юсуфбекова, Е. А. Ямбург и др.;

• социально-педагогического проектирования и инноваций в образовании (М.С. Бургин, В. И. Загвязинский, Е.С. Заир-Бек, М. В. Кларин, Т. Г. Новикова, JI.C. Подымова, В. М. Полонский, В. Е. Радионов,.

B.В.Сериков, А. П. Тряпицына, О. Г. Хомерики, И. Д. Чечель, Н.Р. -Юсуфбекова, В.А. Левин);

• теории управления проектами (Т.П. Афанасьева, В. Г. Балашов, В. Н. Бурков, Д. К. Васильев, В. И. Воропаев, Н. Н. Гаврилов, В. И. Ерошин, А. Ю. Заложнев, Е. Б. Куркин, Д. А. Новиков, А.В. Цветков);

• управления инновационной школой (Т.П. Афанасьева, В. И Ерошин, В. Ю. Кричевский, B.C. Лазарев, О. Е. Лебедев, Б. П. Мартиросян,.

Н.В. Немова, М. М. Поташник, Т. И. Пуденко А.Н. Тубельский, К. М. Ушаков, Т. И. Шамова, О. Г. Хомерики и др.).

Эмпирическую базу исследования составили: собственный опыт исследователя как руководителя школыданные зарубежных и российских исследований по проблемам управления инновационной деятельностью в образовательных учреждениях.

Методами исследования являлись: анализ литературы и международных и российских исследований в сфере управления инновационным развитием образовательных учреждениймоделированиеанализ и синтез опыта инновационной деятельности и проектирования в образовательных системахконстатирующий и формирующий эксперименты.

Исследование было проведено в период с 2002 по 2008 гг. и выполнялось в несколько этапов. л".

Первый этап работы (2002;2003 гг.) включал анализ литературных источников и материалов научных исследований по проблемевыбор методов проведения исследованияопределение теоретических оснований построения проектной технологии внедрения новшествразработку исследовательской программыизучение опыта внедрения инноваций в общеобразовательных учреждениях.

Второй этап (2004;2005 гг.) включал разработку проектной технологии внедрения новшеств и модели системы управления проектамиразработку концепции и программы проведения эксперимента по апробации созданной технологии и управленческой модели;

Третий этап (2006;2008 годы) включал решение задачи экспериментальной проверки разработанной технологии и модели системы управления проектами в учреждениях общего образования, анализ результатов эксперимента, обобщение результатов теоретического и экспериментального этапов исследования, оформление диссертационного исследования.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем.

• разработано содержание и последовательность процедур, составляющих проектную технологию внедрения новшеств: инициация проектов различными субъектамиинтеграция проектов между собой и в систему работы школыопределение состава проектных групп разработчиков и исполнителей проектовпланирование процесса разработки и реализации проектов и их ресурсного обеспеченияэкспертиза качества проектова также контроль за их исполнением со стороны руководителей проектовi.

• создана модель управления инновационными проектами как составляющая общей технологии, включающая функции планирования портфеля проектов, организацию работы проектных групп, мониторинга и основанного на нем оперативного управления проектной деятельностью, с ттомощью которой возможно осуществить поэтапное модульное и системное развитие образовательного учреждения;

• определены условия эффективной реализации процесса управления инновационным развитием образовательного учреждения с помощью проектной технологии, включающие нормативно-правовое обеспечение работы проектных групп (локальные акты) — критериальный аппарат оценки результатов реализации проектовнаучно-методическое и информационное обеспечение проектной деятельности педагогических кадровподготовку руководителей проектов. • определены и экспериментально подтверждены преимущества использования проектной технологии перед другими существующими способами инновационного развития школы, которые состоят в ее гибкости, с точки зрения возможности изменения приоритетов развития школыв возможности экономного использования имеющихся ресурсов за счет их концентрации и перераспределения между проектамив применимости технологии в большинстве коллективов при средней активности педагогических кадровв высокой результативности контроля процесса реализации новшеств с помощью мониторинга;

Теоретическая значимость исследования состоит в постановке и решении проблемы • обоснования и разработки проектной технологии внедрения новшеств и условий ее реализации;

• обоснования и разработки модели управления проектами при системном характере инновационного развития ОУ.

Практическая значимость работы заключается в создании научно-методической базы повышения результативности освоения новшеств и создания эффективных механизмов, обеспечивающих системное инновационное развитие ОУ в условиях массовости инновационной деятельности. Результаты исследования могут быть также использованы в системе дополнительного педагогического образования (РИПК, ИРО и т. п.) при проведении курсов для руководителей ОУ, проектных команд и школьных лидеров инновационного развития ОУ.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Сущность проектного подхода к развитию образовательного учреждения состоит в использовании проектной технологии внедрения в практику различных видов новшеств, логическая структура реализации < которой включает процедуры: инициации проектов в школеинтеграции проектов между собой и в систему работы школыопределения руководителей и состава групп по разработке и реализации проектовв планировании деятельности по созданию, исполнению проектов и обеспечению их ресурсамиэкспертизе проектных разработокв контроле и мониторинге при оперативном управлении реализацией проектов их руководителями.

2. Использование проектной технологии внедрения новшеств вызывает необходимость создания адекватной ей системы управление инновационными проектами как составной части данной технологии. Управление проектами осуществляется через реализацию функций планирования портфеля проектов, организацию и контроля всей проектной деятельности образовательного учреждения.

3. Для эффективного управления проектами необходимо наличие локальных актов нормативно-правового обеспечения работы проектных группкритериального аппарата оценки результатов реализации проектовнаучно-методического и информационного обеспечения проектной деятельности педагогических кадровподготовки руководителей проектов.

4. Преимуществом проектного подхода перед другими является его гибкость, состоящая в возможности изменения приоритетов дальнейшего развития школывозможность экономного использования имеющихся i ресурсовдостаточно быстрое накопление знаний, необходимых при внедрении других новшестврезультативность проектной технологии в коллективах даже со средней инновационной активностью педагогических кадровналичие благоприятных условий для контроля за ходом реализацийнововведений.

Достоверность результатов исследования обеспечена соответствием методологии исследования поставленной проблемеполнотой рассмотрения на теоретическом и эмпирическом уровнях процесса инновационного развития образовательного учреждения как объекта исследованияприменением комплекса методов, адекватных объекту исследованияа также длительностью практической работы по апробации проектной технологии внедрения новшеств на примере ■-профильного обучения и возможностью ее воспроизведения на других гобъектах.

Апробация и внедрение результатов исследований проходили на базе школ Северного округа г. Москвы, в АПК и ППРО, в школах№−13,№−18 г. Тамбова. Результаты опубликованы в методических рекомендациях, научных статьях и тезисах выступлений соискателя на научно-практических конференциях аспирантом АПК и ППРО (2003, 2004, 2005, 2006 гг.). Основные идеи исследования обсуждались и получили одобрение на конференциях в г. Москве (2005), в г. Самаре (2006), в г. Тамбове (2007).

Апробация и внедрение разработанной проектной технологии проводилась на курсах повышения квалификации руководителей школ в АПК и ППРО (2006 г.) и Методическом центре Северного окружного управления образования г. Москвы (2007 год). 1 Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, приложенийимеет 7 рисунков, 3 таблицысписок литературы включает 259 наименований.

Выводы ко второй главе.

Проведенный анализ и результаты разработки модели системы управления учреждениями общего образования на основе использования проектной технологии внедрения новшеств позволяют сделать следующие выводы.

Разработанность данного вопроса в современном научном управлении и рассмотрение школы как социальной системы позволяют применить к ее развитию методологию проектного подхода.

Сущность проектного подхода состоит в использовании проектной технологии внедрения в практику работы различных видов новшеств и осуществления ее развития.

Проектный подход к развитию образовательных учреждений в отличие от системно-целевого подхода позволяет достичь гибкости инновационных процессов и их адекватности внутренним и внешним изменениям школы.

Преимуществами проектного подхода перед другими являются.

• его гибкость, состоящая в возможности изменения приоритетов дальнейшего развития школы с учетом изменений во внешней и внутренней среде учреждения;

• возможность экономно использовать имеющиеся ресурсы, распределяя их между проектами, реализуемыми в разные сроки;

• достаточно быстро накопить знания, которые могут быть применены в последующем, при внедрении других новшеств;

• действенность проектной технологии в коллективах даже со средней инновационной активностью кадров;

• наличие благоприятных условия для контроля, чем повышает результативность инновационной деятельности и снимает сопротивление.

Проектная технология развития школы включает в себя ряд взаимосвязанных процедур, к которым относится:

8. инициация проектов в школе;

9. интеграция проектов в систему работы школы, а также между собой;

10. определение состава рабочих групп: руководителей, разработчиков и исполнителей проектов;

11.планирование проектов;

12.обеспечение ресурсов для реализации проектов;

13.контроль исполнения проектов;

Использование проектной технологии для внедрения новшеств требует создания системы управления проектамиинтеграция новых механизмов проектной технологии в систему управления школойизменение существующей системы управления и осуществление перехода к использованию проектной технологии развития школы.

Управлением проектами осуществляется через содержание функций планирования, организации и контроля проектной деятельности учреждения.

При планировании существующий в школе набор проектов должен рассматриваться именно портфель: выполняемые школой проекты, в комплексе должны обеспечивать достижение поставленных стратегических целей школы, а суммарный эффект от реализации комплекса проектов должен превышать сумму эффектов от реализации отдельных проектов.

Управление портфелем проектов образовательного учреждения предполагает решение следующего круга задач:

• оценки эффективности проектов с точки зрения достижения стратегических целей образовательного учреждения;

• формирования эффективного портфеля проектов;

• планирования процесса реализации портфеля проектов;

• распределения ресурсов организации между проектами портфеля;

• оперативного управления портфелем проектов с учетом изменяющихся внешних условий и целей организации.

Механизмами установления баланса между проектной и процессной деятельностью в школе является разработка сетевых графиков реализации проектов с учетом времени, отводимого на деятельность по достижению обязательных результатов функционирования школы.

Управление реализации проектов осуществляется с помощью организационных структур управления матричного типаработы по разработке и реализации проектов выполняют проектные группы. В состав групп входит руководитель и участники проекта.

В целях предотвращения и устранения сбоев в реализации проектов проводится мониторинг хода их реализации. t.

Проектная организационная структура (матричная) управления школой.

Заключение

.

Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:

Одним из эффективных средств развития школы является проектный подход, сущность которого состоит в использовании проектной технологии внедрения новшеств.

Использование данной технологии позволяет внедрить как отдельные локальные, так и крупные модульные и системные инновации, при этом средствами их внедрения выступают различные виды и классы проектов. Узкие локальные изменения, инициируемые учителем школы, могут быть реализованы с помощью отдельных, выполняемых им работвнедрение крупных локальных новшеств, и средних модульных требует реализации проектоввнедрение крупных модульных новшеств целесообразно осуществлять в рамках мультиропектов, а системное развитие нуждается в формировании и реализации портфеля проектов.

Проектная технология внедрения новшеств предполагает последовательное выполнение следующих процедур:

14.инициации проектов в школе;

15.интеграции проектов в систему работы школы, а также между собой;

16.определение состава рабочих групп: руководителей, разработчиков и исполнителей проектов;

17.разработки и планирования проектов;

18.экспертизы проектов;

19.обеспечения ресурсов для реализации проектов;

20.реализации проектов и контроля их исполнения.

При этом процесс применения проектной технологии нуждается в управлении. Необходимо осуществлять формирование и планирование портфеля проектов, организацию исполнения проектов и отслеживать ход их исполнения. Организация проектной деятельности осуществляется органами, осуществляющими внешний контроль исполнения проектов и проектными группами. В процессе исполнения проектов осуществляется оперативное управление ходом их реализации: коррекция планов и первоначальных договорных обязательств, перезаключение контрактов с исполнителями и клиентами (родителями, органами управления школой), разработка и выполнение дополнительных проектных заданий, и другие методы.

Условиями, обеспечивающими успешную реализацию проектной технологии, является предварительная подготовка кадров: руководителей школы, руководителей проектных групп и членов проектных группнаучное руководство проектной деятельностью со стороны научных работников и методистов, обеспечивающее научно-методические условия исполнения проектов, методическую помощь, мотивацию и подготовку кадров, организацию подготовки отчетов и создание системы мониторинга их реализации. Помимо этого использование проектной технологии нуждается в создании нормативных правовых условий: определения пакетов работ, функций исполнителей, положений о проектной группе, системы контроля и учета работ. Управление реализацией проектов нуждается в информационном обеспечении, содержащей информацию о внедряемом новшестве, участниках проекта и системе управления.

Апробация проектной технологии указывает на то, что характер ее применения зависит от класса реализуемого проекта. При правильном ее использовании она имеет преимущества перед другими способами развития школы, такие как.

• гибкость, состоящая в возможности изменения приоритетов дальнейшего развития школы;

• возможность экономно использовать имеющиеся ресурсы, достаточно быстро накопить знания, применимые при внедрении других новшеств;

• действенность проектной технологии в коллективах даже со средней инновационной активностью кадров;

• наличие благоприятных условия для контроля.

В процессе эксперимента также выявлено, что она позволяет развить профессиональное мастерство учителей, участвующих в проекте, и приобретение ценного для дальнейшего развития опыта проектной деятельности.

Вместе с тем проведенное исследование не исчерпывает в полной мере всех аспектов поставленной проблемы. Актуальными остаются вопросы возможностей использования проектной технологии для системного развития школыболее глубокого изучения методов работы с педагогическим коллективом и его организационной культурысочетания проектных методов с процессными, поддерживающими функционирование школыроли и места в реализации проектов органов государственно-общественного управления школойсоздания систем мониторинга управления реализацией проектов и другие вопросы.

Вместе с тем работа позволяет по-новому взглянуть на механизмы развития школы, раскрыть неиспользуемые ныне возможности инновационных проектов. Теоретическое значение выводов исследования состоит в возможности применения полученных результатов для повышения эффективности процессов внедрения новшеств в практику работы школы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ю.П. Планирование эксперимента при поиске .оптимальных условий. -М.: 1976. — 140 с.
  2. Активность личности в обучении. Психолого-педагогический аспект// Сб. науч. тр. М., 1986.-286с.
  3. Активные формы и методы обучения.- Горький, 1981.
  4. О. В., Писарева С. А., Пискунова Е. В., Тряпицына А. П. Современная школа: опыт модернизации: Книга для учителя / Под общ. ред. А. П. Тряпицыной. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. — 290 с.
  5. Т.В., Голубев С. А. и др. Управление инновационными проектами. СПб.: СПб ГТУ, 1999.-301с.
  6. К. Учителя и инновации /Пер. с макед. М., 1991.
  7. . Вклад в будущее: приоритет образования. Пер. с англ. М., 1993
  8. Ю. С. Мониторинг развития образования в мире //Педагогика -2002 -N 7. С.88−95.
  9. JI.K. Профильное обучение учащихся в системе общего среднего образования. М. — Новокузнецк, 2002. — 117 с.
  10. О.М. Развитие профессиональной компетентности руководителей школ в процессе повышения квалификации. Автореферат кандидатской диссертации. С. Петербург, 1995. 23 с.
  11. П.Афанасьева Т. П., Ерошин В. И. Экономическое обоснование проектных решений в образовании М: ИУО РАО, 1999. — 86 с.
  12. Т. П., Ерошин В. И., Немова Н. В., Пуденко Т И. «Профильное обучение в школе: модели, методы, технологии. Пособие для руководителей образовательных учреждений», М.: Классик Стиль, 2006. -592 с.
  13. Т. П., Немова Н. В., Пуденко Т И.
  14. ПНПО: развитие системы распространения инновационного опыта школ-победителей- М.: АПК и ПРО, 2007
  15. Т.П., Иванов Д. А., Немова Н. В. Анализ и экспертиза в работе муниципальной методической службы. Методическое пособие. / Под редакцией Н. В. Немовой М.: АПК и ПРО, 2004. — 130 с.
  16. Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М., 1977.145с.
  17. Ю.К. Избранные педагогические труды/ Сост. М. Ю. Бабанский. М.: Педагогика, 1989.
  18. В.Г., Заложнев А. Ю., Иващенко А. А., Новиков Д. А. Механизмы управления организационными проектами. М.: ИПУ РАН, 2003.-84 с.
  19. Белая книга российского образования. -М., 2000
  20. В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М., 1995.
  21. В.П. Педагогика и прогрессивные технологии. М.: ИПО МО России, 1995. — 336с.
  22. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: •Просвещение, 1989.- 192с.
  23. В. С. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург: Изд-во «Деловая книга», 1996. 344 с.
  24. И.В., Садовский В. Н., Юдин Б. Г. Философский принцип системности и системный подход. // Вопросы философии. 1978. — 8. — С. 39 .-52.
  25. В.И. Педагогическая технология. Пятигорск. 1997
  26. В.И. Педагогическая технология: эволюция понятия // Советская педагогика. 1991. № 9. С.
  27. В.И. Теоретические основы научного сопровождения образовательного процесса в педагогическом институте: Автореферат дис.. доктора пед. наук. С — Петербург, 2000. — 35с.
  28. В.Н., Новиков Д. А. Как управлять проектами. М.: Синтег, 1997.-188 с.
  29. В.Н., Новиков Д. А. Как управлять организациями. М.: Синтег, 2004. 400 с.
  30. В.Н., Новиков Д. А. Модели и механизмы теории активных систем в управлении качеством подготовки специалистов. М.: ИЦ, 1998. — 158 с.
  31. Д.К., Заложнев А. Ю., Новиков Д. А., Цветков А. В. Типовые решения в управлении проектами. М.: ИЛУ РАН, 2003. 84 с.
  32. Д.К., Карамзина Н. С., Колосова Е. В., Цветков А. В. Деловая игра как средство внедрения системы управления проектами / Материалы Международного симпозиума по управлению проектами в переходной экономике. Москва, 1999. С. 281 285.
  33. О.С., Наумов А. И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. М., 1995- 321с.
  34. Внутришкольное управление: вопросы теории и практики / Под ред. Т. И. Шамовой М.: Прогресс, 1991. — 191 с.
  35. Г. Г. Школа будущего начинается сегодня. М., 1991
  36. А.А., Мишин С. П. Оптимальные иерархические структуры. М.: ИПУ РАН, 2003. 211 с.
  37. В.И. Управление проектами в России. М.: Алане, 1995.225 с.
  38. А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности (Система Д. Б. Эльконина — В.В. Давыдова). — М.: Издатель Рассказов А. И., 2002. 303 с.
  39. .Л. Прогностические модели систем образования для объединенной Европы. В сб. «Прогностические модели систем, образования в зарубежных странах». М., 1994. — с.4−42
  40. .Л. Стратегия развития образования на Западе на пороге XXI века. М., 1999.
  41. .Л., Малькова З. А. Сравнительная педагогика. М., 1996. -178с.
  42. Н. Н., Карамзина Н. С., Колосова Е. В., Лысаков А. В., Цветков А. В. Анализ и управление проектами. М.: Российская экономическая академия, 2000. — 114 с.
  43. Е.П. Технология принятия управленческих решений. -М., 2005
  44. Н.Д., Зинченко В. П. Функциональная структура действия. М., 1982. — 208 с.
  45. Э.Р. Школа как социальный институт. В сб. «Российская общеобразовательная школа: проблемы и перспективы», под ред. В. А. Полякова, Л. Н. Боголюбова, Ю. И. Дика. М., 1997, с.30−41
  46. А.К. Самообразование старшеклассников общеобразовательной школы. М.: 1974. — С. 82.
  47. Р. Дифференциация в образовании. Директор, 1994, № 5
  48. В.А. Вопросы экспертизы образовательных технологий //Психологическая наука и образование. — 1997. — № 2.
  49. Т.М. Рефлексивное управление школой: теория и практика. Москва — Белгород, 1995. — 251 с.
  50. П., Руст В. Могут ли школы учиться. В сб. «Социология образования» т.2, вып.З. Под ред. B.C. Собкина. М., 1994.
  51. К.Е. Формирование внутригрупповых установок и рефлексивной структуры группы. — В кн.: Межличностное восприятие в группе. М., 1981.
  52. А.Н. Зарубежная школа: История и современность. -М., 1992.
  53. А.С. Школа Франции. Традиции и реформы. М.: Знание, 1981. -96 с.
  54. Де Калуве JL, Маркс Э., Петри М. Развитие школы: модели и изменения. /Пер. с англ. Калуга, 1993.
  55. Дидактические проблемы построения базового содержания образования. Сб.-М, 1993. 210 с.
  56. Дидактика средней школы: некоторые проблемы современной дидактики /Под ред. М. Н. Скаткина. М.: Просвещение, -1982. -319с.
  57. П., Кемпбелл Д. Качество образования в XXI веке // Качество. Инновации. Образование. 2002. — № 1. — С. 21−22.
  58. В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие.- М.: Педагогика, 1989.-С.35−42.
  59. В.К. Современная дидактика: теория и практика обучения в общеобразовательной школе. Новокузнецк, 1996
  60. М.И. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск: БГУ, 1976.- 175с.
  61. Л.Г. Теория и практика принятия решений. — М., 1984
  62. Н.А. Проблемы личностно-ориентированной педагогики. Екатеринбург, 1998
  63. Единый государственный экзамен. М.: Изд. ПРИОР, 2002. — 48 с.
  64. А.Ж., Ким A.M. Концепция и учебные планы профильного обучения в 11-летней (12-летней) школе. Новосибирск.: 1998.
  65. ., Анахаев К. Об основных проблемах и путях реформирования системы образования // Alma mater. 2002. — N 9. — С. 31 -33.
  66. В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. М.: Академия. 2001. -208 с.
  67. В.И. Методология и методика дидактического исследования. М., 1982
  68. В.И. Инновационные процессы в образовании и педагогическая наука. Сб. научн. тр. «Инновационные процессы в образовании». Тюмень, 1990, с. 5−15
  69. В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. — М., 2001. .
  70. В.И., Гильманов С. А. Творчество в управлении школой. М., 1991
  71. Н.И. Подготовка и защита кандидатской диссертации по ' педагогике: Научно методическое пособие. — М.: Издательский дом Ореол -Лайн, 1998.- 192с.
  72. Н.И. Теоретико методические аспекты подготовки и защиты кандидатской диссертации по педагогическим наукам: Методические рекомендации. — Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун — т, 1995. -34с.
  73. В.И. Организационно-педагогическая деятельность руководителя школы. М.: Новая школа, 1997. — 319 с.
  74. Инновационное движение в российском школьном образовании — М., 1997
  75. Инновационные процессы в образовании. СПб., 1997.
  76. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в. / Под ред. А. И. Пискунова. М., 2001.
  77. Инновационные процессы в школах России / Под ред. И. Д. Чечель.-М., 1997.
  78. Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М., 1990
  79. П.И. Внедрение рекомендаций педагогической науки в практику: организационно-управленческий аспект. М., 1984.
  80. А.Е. Управление школой: оптимальное соотношение централизации и децентрализации. //Советская педагогика. 1984, № 6.
  81. В.М. Педагогическая технология в учебном процессе: Анализ зарубежного опыта. М., 1989
  82. М. В. Индивидуализация обучения в буржуазной педагогике XX в. // Советская педагогика. 1987. — № 7. — С. 124—-129.
  83. М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М.: Арена, 1994. — 222 с.
  84. М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели: Анализ 'зарубежного опыта. М.: Наука, 1997. — 223 с.
  85. М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М.: Арена, 1994. — 222 с.
  86. Г. Л. К концепции школы будущего (обзор современных тенденций). В сб. «Российская общеобразовательная школа: проблемы и перспективы», под ред. В. А. Полякова, Л. Н. Боголюбова, Ю. И. Дика. М., 1997, с.89−93
  87. О.В. Психолого-акмеологические факторы формирования жизненных ценностей руководителя. Дисс. на соиск. уч. ст. к.психол.н. М., 1998.
  88. Концепция профильного обучения в учреждениях общего и среднего образования Школьные технологии, 2002, № 4. — С. 79−91.
  89. Конценция структуры и содержания общего образования (12-летняя школа) //На пути к 12-летней школе: Сб. научи, трудов /Под ред. Ю. И. Дика и А. В. Хуторского. М.: ИОСО РАО. 2000. — С. 9−20.
  90. Концепция профильного обучения на старшей ступени общеобразовательной школы (проект). А. Кузнецов, А. Пинский и др., М., 2002.
  91. П.В. Гносеологические и логические основы науки. М., 1974.-114с.
  92. Е.В., Новиков Д. А., Цветков А. В. Методика освоенного объема в оперативном управлении проектам. М.: Апостроф, 2001. 154 с.
  93. Ф. Ф. Очерки по истории советской школы и педагогики, 1917−1920 гг. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958.
  94. В.В. Содержание образования: вперед к прошлому. -М.: Пед. Общество России. 2001. — 35с.
  95. В.В., Хуторской А. В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах // Педагогика.- 2003. № 2. -С.3−10.
  96. С.В. Организационно-содержательное моделирование профильной школы. В сб. «Концепция модернизации российского образования: подходы к реализации» /Отв. ред. В. И. Подобед, Т. С. Шахматова, С. В. Кривых. — С-Пб. — Новокузнецк, ИПК, 2003, с.34−37
  97. Г. Ю. Обеспечение механизма самоорганизации педагогов как условие повышения качества управления образованием. Материалы Международной научно-практической конференции. Ч. 1. — Новосибирск: Изд. НГПУ, 2003. С. 217 221.
  98. А.А., Щепкин А. В. Разработка деловых игр по управлению проектами. М.: ИПУ РАН, 1994. — 64 с.
  99. М., Околелов О. Дидактический инструментарий новых образовательных технологий. // Высшее образование в России. -2001.- 1.-С. 124−126.
  100. Е.Б. Управление инновационными проектами в образовании. М.: Педагогика-Пресс, 2001. — 328 с.
  101. Ф.Г. Кризис образования в современном мире. Системный анализ. М.: Прогресс, 1970.
  102. Г., О’Доннел С. Управление: системный и стуационный анализ управленческих функций. М., 1981
  103. B.C. Многообразие типов инновационного поведения школ и подходов к управлению их развитием. В кн: «Управление школой: теоретические основы и методы». /Под ред. В. С. Лазарева. М., 1997
  104. B.C. Управление образованием на пороге новой эпохи. Педагогика, 1995, № 5
  105. B.C. Системное развитие школы. М.: Педагогическое общество России, 2002. — 304 с.
  106. B.C., Афанасьева Т. П., Елисеева И. А., Пуденко Т. И. Руководство педагогическим коллективом: модели и методы. Под ред. В. С. Лазарева. М., 1995
  107. B.C., Мартиросян Б. П. Введение в педагогическую инноватику. М., 2004
  108. ЛазаревВ.С., Мартиросян Б. П. Педагогическая инноватика.-М.: Просвещение, 2006 г.- 49с.
  109. B.C., Поташник М. М. Как разработать программу развития школы. М.: Новая школа, 1993.
  110. А.А. Управление средней общеобразовательной школой Киров, 1993. — 185 с.
  111. М.Р., Поляков В. А. Некоторые тенденции развития основного и полного общего образования. В сб. «Российская общеобразовательная школа: проблемы и перспективы». Под ред. В. А. Полякова, Л. Н. Боголюбова, Ю. И. Дика. М., 1997, с.4−16
  112. П.С. Проблемы проектирования профильного образования старших школьников. В сб.: Инновации в высшей технической школе России. Вып.2. Современные технологии в инженерном образовании. М.: МАДИ (ГТУ), 2002 -С. 461−472.
  113. П.С. Информатизация продуктивного образования старших школьников. // Ученик в обновляющейся школе. М.: ИОСО РАО, 2002. — С. 333−347.
  114. В.Н. Школьные Реформы в России. М., 2002.
  115. .К. Экспертные технологии в управлении.- М.: Дело, 2004.-94с.
  116. А.В., Новиков Д. А. Договорные отношения в управлении проектами. М.: ИПУ РАН, 2004. 101 с.
  117. З.Ф. Проектирование инновационной деятельности в образовании. М., 1997.- 325с.
  118. И. И., Шапиро В. Д. Управление проектами / Справочное пособие. М.: Высшая школа, 2001. — 875 с.
  119. З.А. Проекты реорганизации педагогического образования в США. В сб. «Прогностические модели систем образования в зарубежных странах». М., 1994, с. 62 — 82
  120. А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение.1993.
  121. А.А., Новиков Д. А., Цветков А. В. Модели и методы управления портфелями проектов. М.: ПМСОФТ, 2005. 206 с
  122. Матросов B. JL, Сластенин В. А. Новой школе нового учителя. -«Педагогическое образование». Вып 1. М., 1990, с. 8−14
  123. М.И., Михайлова З. Е. От идеи до внедрения. -«Казань, 1977.
  124. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. -М.: Дело, 1992. 702 с.
  125. Г. Структура в кулаке: создание эффективной организации.- Спб: Питер, 2001. 512 с.
  126. .З. Теория организаций. М.: ИНФРА-М, 1998. — 336с.
  127. В.Б. Век образования. М., 1990
  128. А.А., Штыкова JI.A. Организатор школьных инноваций: Учебное пособие. — Глазгов: Н ИИ, 2001. 64 с.
  129. В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. Волгоград, 1995.
  130. Мониторинг и новый образовательный результат. // Школьное1999.-328с.
  131. А.Я. Инновации в образовании. Челябинск, 1995
  132. Т.С. Педагогические технологии: новый этап эволюции // Педагогика, 1997, № 3 с. 20−27
  133. Т.С., Полат Е. С. Средства обучения: технология, создания и использования. М.: УРАО, 1998. — 203 с.
  134. Н.Д. Россия: Социализация и воспитание, — М., 2000.
  135. Н.В. Организация функционирования и развития школы: Методические рекомендации для руководителей школ М.: АПК и ПРО. — 2001. — 63 с.
  136. Н.В. Управление введением системы предпрофильного обучения девятиклассников. М.: АПКиПРО, 2003. — 68 с.
  137. Н.В. Управление профильным обучением в школе. М.: 2006 г. Издательство Сентябрь.-175 с.
  138. Новое педагогическое мышление. М.: Педагогика, 1989.
  139. A.M. Методология образования.- М.: Эгвес, 2002.320с.
  140. A.M. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении. М., 1998.
  141. A.M. Как работать над диссертацией (пособие в помощь начинающему педагогу-исследователю). М.: Педагогический поиск, 1994. — 146с. .
  142. A.M., Новиков Д. А. Образовательный проект (методология образовательной деятельности). М.: Эгвес, 2004. — 120 с.
  143. A.M., Новиков Д. А. Методология. — М.: Синтег, 2007.
  144. Д.А. Управление проектами: организационные механизмы. М.: ПМСОФТ, 2007.-140с.
  145. Д.А. Как управлять проектами.М.: Синтег, 1997.-188с.
  146. Д.А., Матвеев А. А., Цветков А. В. Модели и методы управления портфелями проектов. М.:ПМСОФТ, 2005.-206с.
  147. Т.Г. Анализ разработки портфолио на основезарубежного опыта / Развитие образовательных систем в контексте модернизации образования. М.: ACADE-MIA, АПК и ПРО, 2003. — 70 с.
  148. Т.Г. Проектирование эксперимента в образовательных системах. М.: АПКиПРО, 2002.- 89с.
  149. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. / Сост. Е. С. Полат и др.- под ред. Е. С. Полат. М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 224с.
  150. Нормативно-правовые основы проведения эксперимента по обновлению структуры и содержания образования в РФ. М.: АПКиПРО, 2002. 76 с.
  151. Образование в России: современное состояние и пути обновления: Итоговые материалы семинара. М.: 1994. — 163 с.
  152. Образование в современном мире: состояние и тенденции развития. М.: Педагогика, 1986. — 248 с.
  153. Образовательный процесс в начальной, основной и старшей школе. Рекомендации по организации опытно-экспериментальной работы. -М.: Сентябрь, 2001.-240 с.
  154. Общее среднее образование России: сборник нормативных документов / Составители Леонтьева М. Р., Тара Основные направления социально-экономической политики правительства РФ на долгосрочную перспективу. М.: ГУ-ВШЭ, 2000.
  155. Е.Г. Культура опытно-экспериментальной работы учителя. Кемерово, 1997.
  156. Т.В. Программно-целевой подход к становлению и развитию образовательных учреждений. М., 1997
  157. А.И. Курсовое обучение руководителей школ как условие развития их управленческой культуры. Автореферат кандидатской диссертации, С.-Петербург, 1996,21 с.
  158. И.М. Дифференциация процесса обучения в современной школе: Учебное пособие. М.: Издательство Московского социально-психологического института, 2004. 176 с
  159. Оценка качества образовательной деятельности школ и создание программ их развития. М., 2004
  160. Очерки истории школы и педагогики за рубежом. 4.1. — М., 1988.
  161. Очерки истории школы и педагогической мысли древнего и средневекового Востока.-М., 1988.
  162. В.Я. Поиски новой модели школьного образования в США. В сб. «Прогностические модели систем образования в зарубежных странах». М., 1994, с. 43 — 61
  163. В.Ю. Основы педагогической технологии. — М., 1997.
  164. С.Д. В поисках педагогической инноватики М., 1993
  165. Подготовка педагогических кадров к введению предпрофильного обучения. М.: АПКиПРО, 2003. — 124 с.
  166. Л.С. Теоретические основы подготовки учителя к инновационной деятельности. Автореферат дис. доктора пед. наук. М., 1996
  167. С. Д. В поисках педагогической инноватики. М., 1993.-56с.
  168. А.И. Организация: системы и люди. М., 1983
  169. А. И. Нововведения: стимулы и препятствия. М., 1989.
  170. Прогностические модели систем образования в зарубежных странах. Сб. научных трудов. М., 1994.
  171. Программное обеспечение подготовки педагога профильной школы / Отв. ред. д.п.н. С. В. Кривых, д.п.н., проф. А. А. Макареня, д.п.н., проф. В. И. Подобед. СПб.: ГНУ «ИОВ РАО», 2004. — 88 с.
  172. Профессиональные объединения педагогов. Под ред. Поташника М. М.- М., 1997.
  173. А. А. Радугин К.А. Введение в менеджмент: социология организаций и управление. М., 1995.-324с.
  174. Реформы образования в современном мире: глобальные и региональные тенденции. — М.: Изд-во Российского открытого ун-та, 1995.
  175. Российская общеобразовательная школа: проблемы и перспективы. Под ред. В. А. Полякова, Л. Н. Боголюбова, Ю. И. Дика. М., 1997
  176. С.Н. Проектирование содержания профильного обучения в современной школе. Омск: ООИПРО, 2003. — 155 с.
  177. В.Н. Методологические проблемы исследования объектов, представляющих собой системы. В кн.: «Социология в СССР», т. 1.М., 1965
  178. А.Я. Педагогические технологии // Высшее образование в России № 2 — 1990
  179. Т. Управление по результатам / Пер. с фин. М.: Прогресс, 1993.-318 с.
  180. Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
  181. В.В. Личностно-ориентированное образование. -Педагогика, 1994, № 5, с. 16 21
  182. М.Н. Об изучении, обобщении и внедрении передового педагогического опыта. — М., 1967.
  183. Н.М. Система управления образовательными проектами в регионе. А/р диссертации на соиск. уч. ст. к.п.н. Москва, 1999.
  184. В.А. Педагогический процесс как система,— М.: Магистр-Пресс, 2000, — 219с.
  185. В. А., Подымова JI.C. Педагогика: инновационная «деятельность. -М., 1997
  186. И.М., Аверин Ю. П. Основы теории социального управления. М.: Высш. школа, 1990. — 302 с.
  187. Е. Концепции реформирования российского образования // Муниципальная экономика. 2002. — N3. — С. 62−74.
  188. Смыслы и цели образования: инновационный аспект: сб. науч. тр. / Под редакцией А. В. Хуторского.- М.: ИНЭК, 2007.-300с.
  189. Состояние, тенденции изменений и проблемы управления образованием/Под ред. В. С. Лазарева. Российская Академия образования. -М.: ИУО РАО, 1996. 40 с.
  190. Н.Н. Нетрадиционные образовательные технологии. -Новокузнецк: ИПК, 2003, — 63с.
  191. А. Л. Управление научными проектами в ВУЗе / Труды 3-й международной научной конференции «Современные сложные системы управления». Воронеж: ВГАСУ, 2003. Т. 1. С. 199 -201.
  192. А. Л. Проблемы управления научными проектами / Труды 2-й международной конференции по проблемам управления. М.: ИПУ РАН, 2003. Т 4. С. 135 137.
  193. А. Л. Управление научными проектами в военно-инженерном ВУЗе / Труды международной научно-практической конференции «Теория активных систем». М.: ИПУ РАН, 2003. Т. 1. С. 68 -73.
  194. В.В., Дятлов В. А. Основы кадрового менеджмента.- М., 1995.
  195. С.В. Управление персоналом современной организации.—М., 1996.-78с.
  196. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 1975.
  197. Теория и практика высшего педагогического образования. -Межвузовский сб. научн. тр. Под ред. В. А. Сластенина. М., 1991
  198. Теория и практика педагогического эксперимента. / Под ред. А. И. Пискунова, Г. В. Воробьева.- М.: Педагогика, 1979.- 208с.
  199. Толковый словарь по управлению проектами / Под редакцией В. К. Иванец, А. И., Кочеткова, В. Д. Шапиро, Г. И. Шмаль. М.: ИНСАН, 1992.
  200. П.И. Управление школой по результатам: Практика педагогического менеджмента. — М.: Новая школа, 1997. — 283 с.
  201. В.В. Учебный процесс и его методическое обеспечение. М.: ВА им. Ф. Э. Дзержинского, 1993. — 262 с.
  202. А.Н. Для чего и как мы учим: необходимо изменить содержание общего образования. Журнал «Школьные технологии». № 5. -2003 г.
  203. Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения. — М.: Педагогика, 1990.
  204. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения / Под ред. В. А. Караковского, Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой, Е. И. Соколовой. М. Педагогическое общество России, 1999. — 264 с.
  205. Управление образовательными системами: Учебное пособие для студентов вузов /Т.И. Шамова, Т. М. Давыденко, Т. Н. Шибанова. М.: Academia, 2002. 382 с.
  206. Управление персоналом организации. /Под ред. А .Я. Кибанова. — М., 1997.
  207. Управление проектами. /Под общей редакцией В. Д. Шапиро. Санкт-Петербург.: «Два-ТрИ», 1996 — 610 с.
  208. Управление развитием инновационных процессов в школе. / Под ред. Т. И. Шамовой и П. И. Третьякова. М., 1995.
  209. Управление развитием школы / Под ред. М. М. Поташника и В. С. Лазарева. М.: Новая школа, 1995. — 464 с.
  210. Управление современной школой: Пособие для директоров школ. М.: АППЦИТП, 1992. — 168 с.
  211. Управление организацией. /Под ред. А. Г. Поршнева, З. П. Румянцевой, Н. А. Соломатина. М., 1998
  212. Управление школой: теоретические основы и методы / Учебное пособие / Под ред. Лазарева B.C. М.: Центр социальных и экономических исследований, 1997. — 336 с.
  213. Управление человеческими ресурсами: стратегия и практика: Тезисы докладов на международной конференции 26−28 апреля 1996 г.- Алма-Ата, 1996.-91 с.
  214. Управленческие нововведения в США: проблема внедрения. Под ред. Ю. А. Ушанова. М., 1986 Ученик в обновляющейся школе / Под ред. Ю. И. Дика, А. В. Хуторского. М.: ИОСО РАО, 2002. — 488 С.
  215. Учитель: крупным планом. Социально-педагогические проблемы учительства. СПб., 1994
  216. Учитель. Школа. Общество. СПб., 1995
  217. Учительство как социально-профессиональная группа. / Под ред. B.C. Собкина. М., 1996.
  218. В. Цель реформы раскрыть способности и дарования детей, оптимизировать доступ молодежи к высшему образованию, адаптировать отрасль к потребностям рынка // Человек и труд. -2002. -№ 6. -С. 4−11.
  219. Л.И., Чупин В. Н. Курс «Управленческие процедуры в деятельности руководителя образовательного учреждения». Самара СИП КРО, 1996.-48 с.
  220. X. Мотивация и деятельность. Пер. с нем. Т. 1−2. М., 1986.
  221. М.А. Формирование персонального, познавательного стиля ученика как одного из направлений индивидуализации обучения //Теория и практика продуктивного обучения /Под ред. М. И. Башмакова. -М.: Народное образование. 2000. — С. 21−25.
  222. А.В. Личностно-ориентированная направленность модернизации образования в российской школе // Ученик в обновляющейся школе. М.: ИОСО РАО, 2002. — С. 12−30.
  223. А.В. Педагогическая инноватика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений.- М.: Академия, 2008.- 256с.
  224. А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика: Научное издание.-М.: УНЦДО, 2005.-222с.
  225. В. В. Психология трудового обучения. М., 1969.
  226. И.Д. Сочетая фантазии с реальностью / / Директор школы. 1994. — № 1-№ 5.
  227. И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе.-М., 1998.-76с.
  228. И.Д., Новикова Т. Г., Симоненко В. Д. Диагностика детей, поступающих в инновационную школу. Ставрополь, 1994.
  229. Чечель И. Д. Педагогические основы профессионального самоопределения учащихся инновационных учебных заведений: Автор, дисс. доктор пед. Наук. -М., 1995.
  230. И.М. Формы учебной работы в средней школе. М., 1988
  231. Д.В., Филатов O.K. Технология обучения в высшей школе. М., 1996
  232. С.Н. О принципах профильного обучения и проблемах их реализации.- В сб.: Профильное обучение в условиях модернизации школьного образования. М.: ИОСО РАО, 2003. — С. 10−14.
  233. С.Н., Родичев Н. Ф. и др. Профильное обучение и новые условия подготовки. Школьные технологии, 2002, № 1.- С. 101−123.
  234. М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. М.: Народное образование, 1996.
  235. М.А. Теория и технология проблемно-модульного обучения в профессиональной школе: Автореф. дис. д-ра пед. наук. -Казань 1996.
  236. Школе нового педагога. Педагогическое образование в условиях реформирования российской школы. (Материалы заседаний коллегии Министерства образования Российской Федерации в 1995—1996 гг. г.). М., 1996
  237. В.Ф. Информационные технологии обучения: дидактические основы, проблемы разработки и использования. Уральский ГПУ, 1995.
  238. Т.И. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, 1982. — 208 с.
  239. Т.И., Третьяков П. И., Капустин Н. П. Управление образовательными системами: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / Под ред. Т. Н. Шамовой. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001, —320 с.
  240. Н. М. Дифференциация обучения в средней общеобразовательной школе // Дидактика средней школы. — М., 1982. — С. 269−296.
  241. Т.С. Управление инновационным процессом в многопрофильной гимназии. Канд. диссертация. Кемерово, 1998. 193с.
  242. Школа 2000. Концепции, методики, эксперимент. Сборник научных трудов / Под ред. Ю. И. Дика, А. В. Хуторского. — М.: ИОСО РАО, 1999. —308 с.
  243. Школьные перемены. Научные подходы к обновлению общего среднего образования. Сборник научных трудов / Под ред. Ю. И. Дика, А. В. Хуторского.— М.: ИОСО РАО, 2001.-336 с.
  244. Ученик в обновляющейся школе / Под ред. Ю. И. Дика, А. В. Хуторского.— М.: ИОСО РАО, 2002. 488 С.
  245. А.В. Стимулирование в управлении проектами. — М.: ООО «НИЦ» Апостроф», 2001.
  246. Школа и педагогическая мысль Средних Веков, Возрождения иначала Нового времени. М., 1991.
  247. Эксперимент: совершенствование структуры и содержания общего образования. Профильное обучения / Под ред. А. Ф. Киселева. М.: Владос, 2001. — 512 с.
  248. А., Фоутс Д. Педагогические инновации. М., 1993.
  249. Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. М., 1978
  250. Ф.М. Стимулирование педагогической деятельности: Методическое руководство. — Казань, 1994.
  251. Н.Р. Общие основы педагогической инноватики: опыт разработки теории инновационных процессов в образовании. М., 1991
  252. И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе.-М., 1996.-96с.
  253. М.В. Новое педагогическое мышление: как его формировать. Ялта, 1994.
  254. Albanese R., Van Fleet D. D. Organizational behavior: a managerial view-point. -Chicago, 1983.
  255. Darlmg-Hammond L., Ancess J., Folk B. Authentic assessment in action. New York: Teachers College, Columbia University, National Center for Restructuring Education, Schools, and Teaching, 1995. -283 p.
  256. Marzano R.J., Kendall J.S. Implementing standards-based education. National Education Association of the US. 1998. 90 p.
  257. Meier D. Will standards save public education?/ Ed. by Coehen J. And Rogers J. Beacon Press, Boston, MA. 2000. 89 p.
Заполнить форму текущей работой