Лев Семенович Выготский (1896—1934) — советский психолог и педагог. В рамках культурно-исторической психологии он поставил вопрос о соотношении обучения и развития и возможности разумного использования развивающего потенциала обучения. Сама проблема возникла в практике обучения младших школьников, которые не давали стабильного отклика, показывая невысокий уровень развития психических функций. Рассматривая педагогический опыт, дидакты сформулировали три подхода к соотношению обучения и развития:
- — они не связаны, развитие связано только с взрослением;
- — связь очевидна, и развитие определяет доступный уровень обучения;
- — обучение должно обгонять возрастное развитие.
Последняя концепция получила название развивающего обучения. Л. С. Выготский рассматривал развитие ребенка как движение через зоны ближайшего развития, которые формируются в процессе обучения и взаимодействия со средой: «Только то обучение является хорошим, которое забегает вперед развития». Вне такого обучения в психической жизни ребенка невозможны развивающие процессы, обусловленные обучением, а возможны только те, которые являются следствием естественного взросления.
Обучение — внутренне необходимый и всеобщий момент развития. Центральная задача обучения — передача накопленных человечеством знаний и опыта, она позволяет реализовать глобальную цель — обогнать время, сделать так, чтобы достижения предыдущих поколений помогли последующим легче и быстрее продвинуться в поисках истины. Разработанная Л. С. Выготским гипотеза развивающего обучения получила предметное наполнение в трудах Л. В. Занкова, а также Б. Д. Эльконина и В. В. Давыдова.