Педагогические условия совершенствования профессионального общения учителя с учащимися начальных классов
Диссертация
В основе оптимального педагогического общения лежат высоко развитые коммуникативные способности, которые проявляются на различных уровнях педагогического мастерства учителя. Педагогическое мастерство — это свойство личности. Оно формируется в деятельности, но не только на основе лишь теоретических знаний, а в тесной связи с определенным опытом общения с детьми, в процессе решения педагогических… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕНИЯ
- 1. 1. Содержание, сущность и специфика общения учителя
- 1. 2. Особенности педагогического общения учителя начальных классов
- 1. 3. Педагогический такт — важнейшее профессиональное качество учителя, определяющее эффективность педагогического общения
- 1. 4. Влияние национальных и социальных условий на характер педагогического общения
- ВЫВОДЫ
- ГЛАВА II. СИСТЕМА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ
- 2. 1. Выявление уровня сформированности коммуникативных умений учителя
- 2. 2. Пути формирования коммуникативных умений, влияющих на совершенствование процесса профессионального общения учителей начальных классов
- 2. 3. Результаты формирующего эксперимента
- ВЫВОДЫ
Список литературы
- Абдуллина О.А., Загрязкина Н. Н. Педагогическая практика студентов: Учебн. пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1989.-175 с.
- Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М.: Изд-во МГУ, 1990.- 240 с.
- Азаров Ю.П. Радость учить и учиться. Педагогика гармонического развития. М.: Политиздат, 1989.-335 с.
- Амонашвили Ш. А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения учеников. М.: Педагогика, 1994.-296 с.
- Амонашвили Ш. А. Здравствуйте дети!: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1993. 208 с.
- Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки: Избранные психологические труды: В 2-х т. Т.2.: Педагогика, 1980.
- Андреева Г. М. Принцип деятельности в исследовании общения / Общение и деятельность. Прага, 1981.
- Андреева Г. М. Социальная психология: Учебник для высшей школы. М.: Аспект-Пресс. 2000. 376 с.
- Андриевская В.В. Психологические предпосылки эффективности совместной учебной работы младших школьников// Вопросы психологии, 1985, № 4.
- Анкудинова Н.Е. Об особенностях оценки и самооценки младших школьников в учебной деятельности. Воронеж, 1997.
- Аргентова Т.Е. Стиль общения как фактор эффективности совместной деятельности. Автореф. диссерт. Канд. Пед. наук: 13.00.01. М., 1984. -16с.
- Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М.: Изд-во МГУ. 1990. с. 93.
- Бабанский Ю.К. Интенсификация процесса обучения. М.: Знание, 1997.
- Балдынюк Д. И. Системное исследование культуры общения педагога (теоретический аспект). Диссерт. канд. пед. наук: 13.00.01. Умань, 1989. 171 с.
- Бардин А.Н. Психологические основы педагогического такта/Ж Воспитание школьников. 1966, № 4.
- Батракова С.Н. Основы профессионально-педагогического общения. Ярославль, 1989.
- Батурина О.А. Подготовка студентов педагогического вуза к общению с учащимися. Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01. Спб., 1994. -21 с.
- Березовин Н.А., Коломинский Я. Л. Учитель и детский коллектив: Психолого-педагогическое исследование. Минск: Изд-воБГУ, 1975. 106с.
- Богданова О.С. Нравственное воспитание младших школьников. Автореф. дисс. докт. пед. наук: 13.00.01. М., 1975. 36 с.
- Богословский В. В. Межличностные отношения в структуре педагогической деятельности учителя: Психология труда и личности учителя /Под ред. А. И. Щербакова. Л., 1976.
- Бодалев А.А., Криволап Л. И. О воздействии стиля общения педагога с учащимися на их эмоциональный опыт: Проблемы общения и воспитания. Тарту, 1974.
- Бодалев А.А. Личность и общение: Избранные труды. М.: Педагогика 1993. 271 с.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в раннем возрасте. М.: Педагогика, 1968. 132с.
- Болдырев Н.И. Классный руководитель. М.: Просвещение, 1978.256 с.
- Бордовская П. В., Реан А. А. Педагогика / Учебник для студентов пединститутов. СПб.: Питер, 2000. 342 с.
- Брунчукова Н.М. Общение младших школьников в малых группах в процессе изучения учебного материала: Автореф. дисс. канд. пед. наук: 13.00.01. М., 1993.-21с.
- Буева Л.П. Человек: деятельность и общение, М.: Мысль, 1978.216 с.
- Бурова А.В. Экспериментальное исследование некоторых особенностей коммуникативного поведения младших школьников в зависимости от содержания общения со стороны взрослого. М.: Наука, 1979.
- Ваниева С.Г. Деятельностная концепция нравственно-эстетического воспитания / История и философия культуры: актуальные проблемы. Владикавказ, 1999.
- Введение в специальность: Учебн. пособие для студентов пед. ин-тов / Под ред. Рувинского Л. И. М.: Просвещение, 1988. 208 с.
- Веревкина Т.А. Педагогические условия развития отношений педагогов и студентов как фактора становления коммуникативных способностей будущих учителей./ Автореф. дисс. канд. пед. наук: 13.00.01. Хабаровск, 1993. 21 с.
- Вовк JI.C. Педагогическое общение молодого учителя как фактор его профессионального становления. Автореф. дисс. канд. пед. наук: 13.00.01. Киев, 1988. 23 с.
- Волков Г. Н. Этнопедагогика. Чебоксары, 1974. 78 с.
- Волков К.Н. Психологи о педагогических проблемах. М.: Педагогика, 1981.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. /Гл. ред. А. В. Запорожец. М.: Педагогика, 1998. 485 с.
- Высотина Л.А. Нравственное воспитание младших школьников. М.:Просвещение. 1960.
- Гайнутдинов Р.З. Исследование некоторых профессионально значимых свойств личности учителей: Сб. научных трудов. Ташкент, 1988.
- Герасимова И.Г. О педагогическом такте // Начальная школа. 1951.
- Гиппенрейтер Ю.Б. Школа общения с ребенком // Учительская газета. 1988, октябрь-декабрь.
- Гмурман В.Е. Дисциплина в школе. М.: Учпедгиз, 1958.
- Гоноболин Ф.Н. О некоторых психических качествах личности учителя // Вопросы психологии, 1975. № 4.
- Горбачева В.А. К вопросу формирования оценки и самооценки у детей / Известия АПН РСФСР, вып. 18,1948.
- Гордин А.Ю. Формирование отношений педагогов и учащихся в советской школе (На материале исследования учебного процесса в подростковых классах). М.: Педагогика, 1974. 151 с.
- Гордин Л.Ю. Поощрения и наказания в воспитании детей. М.: Педагогика, 1991.
- Гостиева Л.К. Методы и средства нравственного воспитания детей в народной педагогике осетин: Кавказ и цивилизация Востока в древности и средневековье. Владикавказ, 1993.
- Грехнев B.C. Культура педагогического общения: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1990. 144 с.
- Гришин Д.М., Панарина Г. П. Народные традиции в воспитании. Калуга, 1992.
- Гришин Э.А. Личность и коллектив как субъекты воспитания, Владимир, 1983.
- Гусева Г. Г. Восприятие и представление младшими школьниками учителя. Автореф. дисс. канд. пед. наук: 13.00.01. Л., 1976. 16 с.
- Гуткина Н.И. Психологические проблемы общения учителя с подростком //Вопросы психологии, 1984. № 2.
- Демина Н.Д. Взаимоотношения учителя и учащихся в педагогическом процессе. Автореф. дисс. канд. пед. наук: 13.00.01. М., 1966. -19 с.
- Дзалаев Р.А. Народная педагогика осетин // Дарьял, 1991. № 2.
- Дзалаев Р.А., Хадиков Х. Х. К вопросу о специфике народного воспитания // Социально-этнические основы интернационального воспитания, Орджоникидзе, 1985.
- Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения: Кн. Для учителя и родителей. М.: Просвещение, 1987. 207 с.
- Дусавицкий А.К. Межличностные отношения в младшем школьном возрасте и их зависимость от способа обучения // Вопросы психологии. 1983. № 1.
- Еговцева Н.Н. Народная игра как средство формирования культуры общения у младших подростков. Автореф. дисс. канд. пед. наук: 13.00.01. Курган, 2000. -21 с.
- Ерментаева А.Р. Профессионально-педагогический тренинг как средство подготовки учителей национальных казахских школ к педагогическому общению: Дисс. канд. пед. наук: 13.00.01. М., 1995. 172 с.
- Жидкова JI.C. Общение учителя с младшими школьниками как средство формирования у них эмоционально-нравственных отношений к действительности: Дисс. канд. пед. наук: 13.00.01. М., 1998. 165 с.
- Зайцева Е.Н. Место и роль общения в человеческой деятельности: Автореф. дисс. канд. пед. наук: 13.00.01. М., 1983. 18с.
- Золотнякова А.С. Личность в структуре педагогического общения. Ростов-на-Дону, 1980.
- Зевахина Ф.Р. Формирование интереса младших школьников к национальной культуре средствами эмоционального стимулирования. Автореф. дисс. канд. пед. наук: 13.00.01. Киров, 1999. -18 с.
- Зязюн И.А. Основы педагогического мастерства. Уч. пособие для студентов пед. ин-тов. Киев: Вища школа, 1987. 206 с.
- Каган М.С. Мир общения: проблема межсубъектных отношений. М.: Политиздат, 1998, — 315 с.
- Калинова О.В. Влияние личностных качеств учителя на младших школьников // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. М., 1990 .№ 1.
- Кан-Калик В. А. Грамматика общения. Грозный: Чеч.-Инг. кн. изд-во, 1988.-68 с.
- Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1987. 190 с.
- Кан-Калик В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс: Исследования субъективно-эмоциональной среды творчества педагога. Грозный: Чеч.-Инг. кн. изд-во, 1976. 112 с.
- Кириллова О.В. Профессионально-педагогическое общение в учебно-воспитательном процессе. Автореф. дисс. канд. пед. наук: 13.00.01. Чебоксары, 1997. -19 с.
- Киричук А.В. Общение в классном коллективе как объект педагогического управления. Автореф. дисс. канд. пед. наук: 13.00.01. Киев, 1974.
- Киршбаум Э.И. Конфликты в педагогическом общении: Проблемы повышения профессионализма и продуктивности педагогической деятельности. Л., 1989.
- Кобзев М.С. Педагогический такт учителя в работе с учащимися 1 класса. Балашов, 1960.
- Ковалев А.Г. Личность воспитывает себя. М.: Политиздат, 1983.256 с.
- Кодзаев Т.Б. Социально-этническая среда как фактор воспитания: Учебно-мет. пособие. Владикавказ: Изд-во СОГУ, 1996. 45 с.
- Колесников А.Ю. Стиль общения между учителем и учениками как фактор повышения эффективности учебно-воспитательного процесса (историко-теоретический аспект). Автореф. дисс. канд. пед. наук: 13.00.01, М., 1996.-21 с.
- Коломинский Я.Л., Березовин Н. А. Некоторые педагогические проблемы социальной психологии. М.: Знание, 1997. 44 с.
- Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общение и возрастные особенности). Минск, 1986. 350 с.
- Коломинский Я.Л. Опыт психологического изучения взаимоотношений между учениками в классе. Автореф. дисс. канд. пед. наук: 13.00.01. М&bdquo- 1963.-21 с.
- Коломинский Я.Л. Психология общения. М.: Педагогика, 2000.
- Комарова В. И. Формирование готовности будущих учителей к педагогическому общению с младшими школьниками. Дисс. канд. пед. наук.: 13.00.01. М., 1996. -153с.
- Комогорцева И.Ф. Формирование у будущих учителей культуры педагогического общения с учащимися. Дисс. канд. пед. наук: 13.00.01. М., 1984.
- Кондратьева С.В. Понимание учителем личности учащихся // Вопросы психологии, 1980. № 6.
- Кочисов В.К. Гуманистические основы осетинской народной педагогики и их значение в воспитании подрастающего поколения. Владикавказ: Изд-во СОГУ, 1996. 84 с.
- Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. Л.: Изд-во ЛГУ, 1967.
- Кукушкин B.C., Столяренко Л. Д. Этнопедагогика и этнопсихология. Ростов-на-Дону: Феникс. 2000. 448 с.
- Куракин А.Т., Лийметс Х. Й., Новикова Л. И. Коллектив и личность школьника. Таллин, 1981.
- Ланов Б.Ф. Категории общение и деятельность в психологии // Вопросы философии. 1979. № 8. 38 с.
- Ланов Б.Ф. Общение и социальная регуляция поведения: Психологические проблемы социальной регуляции. М.: Педагогика, 1976.
- Лахт Х.Э. Факторы, влияющие на отношение учащихся к учителю. Автореф. дисс. канд. пед. наук: 13.00.01. Тарту, 1982. -20 с.
- Леонтьев А.А. Педагогическое общение. М.: Знание, 1979. 48 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Создание. Личность. М.: Политиздат, 1977. 304 с.
- Леонтьев П.И. Педагогический такт: Творческий труд учителя. Калуга, 1967.
- Лиймете Х.И. Понятие общения и воспитание: Проблемы общения и воспитание. Тарту, 1994.
- Липкина А.И., Рыбак Л. А. Критичность и самооценка в учебной деятельности. М.: Просвещение, 1968. 142 с.
- Лисина М.И. Возрастные и индивидуальные особенности общения со взрослыми, детей от рождения до 7 лет: Автореф. дисс. канд. пед. наук: 13.00.01. М., 1974.
- Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: НИИ общей и пед. психологии, 1983. 143 с.
- Лозанов Г. // Советская культура, 1977, 23 сентября.
- Ломов Б.Ф. Категории общение и деятельность в психологии // Вопросы философии, 1979. № 8.
- Ломов Б.Ф. Общение и социальная регуляция // Вопросы философии, 1979. № 8.
- Львова ЮЛ. О некоторых вопросах психологии труда учителя: Творческая лаборатория учителя: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1992. 220с.
- Майкина О.Н. Педагогический такт учителя и его конкретные проявления в подходе к учащимся. Дисс. канд. пед. наук: 13.00.01. Пятигорск, 1966. 156с.
- Макаренко А.С. Сочинение в 7 -ми томах. Т. 5. М., 1957. 100 с.
- Малинаускас К.К. Национальная психология и место в духовной жизни социальных наций. Автореф. дисс. канд. филос. наук: 13.00.01. М., 1975. -16 с.
- Мальковская Т.Н. Социальная активность старшеклассников. М.:Педагогика, 1998. 139 с.
- Маркова А.К. Формирование мотивации учения. М.: Просвещение, 1990. 192 с.
- Маркова А.К., Никонова А. Я. Психологические особенности индивидуального стиля деятельности учителя // Вопросы психологии, 1987. № 5.
- Маслова Н.Ф. Стиль педагогического общения и оптимальность сочетания воспитательного воздействия учителя / Психолого-педагогические приемы взаимодействия учителя и учащихся. М., 1980.
- Манохина М.В. Мотивация учения младших школьников. М.: Просвещение, 1994.
- Миславский В.А. Проблемы педагогического такта классного руководителя в работе с родителями учащихся. Автореф. дисс. канд. пед. наук: 13.00.01. М., 1979.
- Михалевская Г. И. Коммуникативные умения педагога. Учебное пособие. СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 1996. 64 с.
- Михалевская Г. И. Общепедагогические умения педагога СПб., 1998.-20 с.
- Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьника. М.: Педагогика, 1984. 112 с.
- Мудрик А.В. Педагогические проблемы свободного общения старшеклассников. Дисс. канд. пед. наук: 13.00.01. М., 1971.
- Мясищев В.Н. Некоторые вопросы психологии отношений человека // Ученые записки. ЛГУ, 1956. № 214.
- Мясищев В.Н. Психология отношений. Избр. психол. труды / Под ред. А. А. Бодалева. М. Институт практический психологии, Воронеж «МОДЭК» 1998.- 368 с.
- Немов Р.С. Психология: В 3-х кн. Кн.1. М.: Владос, 1997. 657 с.
- Нечаева Л.В. Подготовка студентов педагогических институтов квзаимодействию с учащимися. Автореф. дисс. канд. псих. наук. Одесса, 1991.
- Никонова О.В. формирование культуры общения младших школьников. /Автореферат дисс. Канд. пед. наук 13.00.01. Брянск 2001. 21 с.
- Орлова А.П. Народные традиции и современные проблемы воспитания // Советская педагогика. 1989. № 7.
- Осорина М.В. О некоторых традиционных формах коммуникативного поведения детей. Этнические стереотипы поведения / Под ред. Бабуриной А. К. Л.: Наука, 1985.
- Панферов В.Н. Общение как предмет социально-психологических исследований. Автореф. дисс. докт. пед. наук: 13.00.01. Л., 1983.
- Парыгин Б.Б. Социально-психологический климат коллектива:
- Пути и методы изучения / Под ред. В. А. Ядова. Л.: Наука, 1981. 192 с.
- Педагогический словарь. М., 1960.
- Петров Н.А. Авторитет учителя. М.: Учпедгиз, 1939.
- Петровский В.А. Психологические контакты, взаимоотношение, такт // Воспитание школьников. 1970. № 6.
- Петровский В.А., Калиненко В. К. Личностно-ориентированное взаимодействие. Ростов-на-Дону, 1993.
- Пидкасистый П.И. Педагогика. М.: Роспедагенство. 1996. 602 с.
- Плаксина Л.В. О педагогическом такте // Советская педагогика, 1963. № 11.
- Поленова М.Е. Формирование у будущих учителей умения педагогического общения в процессе педагогической практики. Автореф. дисс. канд. пед. наук: 13.00.01. М., 1980.
- Попова В.В. Общение во внеурочной деятельности как средство идейно- нравственного воспитания младших школьников. Автореф. дисс. канд. пед. наук: 13.00.01. М., 1977. 21 с.
- Прозоров Г. С. О педагогическом такте. Петрозаводск, 1956.
- Психологический словарь / Под ред. Б. Ф. Ломова. М., 1983.
- Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя с учащимися / Под ред. А. А. Бодалева. М., 1980.
- Рахматуллиана Ф. М. Курбанова А.Т. Основы педагогического общения. Казань, 1984.
- Реан А.А. Психология познания педагогом учащихся. М: Наука, 1990.
- Репина Т.А. Деятельность и взаимоотношения дошкольников. М., 1987. 190с.
- Рогов Е.И. Настольная книга школьного психолога в образовании. М., 1995.
- Романова Л.И. Нравственное развитие младших школьников в процессе формирования их взаимоотношений. Автореф. дисс. канд. пед. наук: 13.00.01. М., 1973.
- Рыжов В.В. Психологические основы коммуникативной подготовки. Автореф. дисс. канд. пед. наук: 13.00.01. Новосибирск 1999.
- Сагоякова Н.Ф. Воспитание гуманности у младших подростков на этнокультурных традициях хакасов. Автореф. дисс. канд. пед. наук: 13.00.01. М., 1999.-21с.
- Самуйленков Д.Ф. Мастерство, педагогический такт и авторитет учителя. Смоленск, 1961.
- Седова Н.В. Общение учителя и учащихся в учебной деятельности и подготовка к нему. Автореф. дисс. канд. пед .наук: 13.00.01. Л., 1984.
- Синица И.Е. Педагогический такт и мастерство учителя: Пер. с укр. М.: Педагогика, 1983. 247 с.
- Славина Л. С. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным ученикам. М., 1958.
- Сластенин В.А. Формирование личнсоти учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки М.: Наука, 1976.
- Сластенин В.А., Исаев И. Ф. Педагогика М.: Школа-Пресс, 1998.512с.
- Соковнин В.М. Человеческое общение как философская и психологическая проблема. Автореф. дисс. канд. филос. наук. Фрунзе, 1968.
- Социальная психология / Под общей ред. Г. П. Предвечного и Ю. А. Щеркович. М. Политиздат, 1975. 154 с.
- Спирин Л.Ф. Формирование общепедагогических умений учителя. Автореф. дисс. докт. пед. наук: 13.00.01. М., 1981.
- Страхов И. В. Педагогический такт в процессе устной проверки знаний школьников // Вопросы психологии. 1965. № 4.
- Страхов ИВ. Психология педагогического такта. Саратов: Изд-во Саратовского гос. пед. ин-та, 1980.
- Страхов И.В. Такт учителя как педагогическая способность. Саратов: Изд-во Саратовского гос. пед. ин-та, 1971.
- Сухарева Е.С. Становление отношений между учителем и учащимися начальных классов в процессе обучения. Дисс. канд. пед. наук: 13.00.01. М., 1989.
- Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. М.: Просвещение, 1981. -192 с.
- Сухомлинский В.А. О воспитании. М.: Политиздат, 1988. 269 с.
- Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы. Минск: Университетское, 1988. 240 с.
- Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. М.: Молодая гвардия, 1979.-335 с.
- Тарасов В.В. Педагогическое общение и его роль в становлении молодого учителя. Автореф. дисс. канд. пед. наук: 13.00.01. Л., 1990. -19 с.
- Токарская М.С. Формирование адекватной самооценки младших школьников в процессе обучения и межличностного общения. Автореф. дисс. канд. пед. наук: 13.00.01. Киев, 1998.
- Трухин И.В. Конфлитная субкультура как массовая культура // Народное образование, 2002. № 7. С. 139−144.
- Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. Т.2. М.: Учпедгиз, 1953.
- Фаллер Г. А. Формирование коммуникативных способностей у будущих учителей начальных классов. Дисс. канд. пед. наук: 13.00.01. Тула, 2000.
- Хаблиева JI.4. Формирование педагогического такта учителя младших классов. Сборник научно-методических трудов. Проблемы педагогики начальной, средней, и высшей школы / Под ред. Г. Н. Александрова. Владикавказ: Изд-во СОГУ, 1998.
- Хаблиева JI.4. Педагогические основы формирования культуры общения учителя. Тезисы докладов ежегодной итоговой научно-практической конференции при кафедре педагогики СОГУ им. К. Л. Хетагурова. Владикавказ: Изд-во СОГУ, 1999.
- Хаблиева Л.Ч. Педагогическое общение как непременное условие деятельности учителя. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2000.
- Хаблиева Л.Ч. Формирование культуры педагогического общения учителя. Тезисы докладов VII годичного собрания Южного отделения РАО. 4.1. Ростов-на-Дону: РГПУ, 2000.
- Ханин Ю.Л. К вопросу об оценке коммуникативности личности: Общение как предмет теоретического и прикладного исследования. Л., 1972.
- Хатаев Е.Е. Опыт воспитания детей горских народов Северного Кавказа в духе мира и межнационального согласия. Поликультурное образование в современной России. Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 1997.
- Хачатурян С.Л. Формирование творческого стиля педагогического общения учителя с младшими школьниками в процессе обучения. Дисс. канд. пед. наук: 13.00.01. Таганрог, 1998.
- Ценципер А.Б. Изучение положения ученика в коллективе // Советская педагогика. 1965. № 11.
- Чернокозов И. И. Чернокозова В.Н. Профессиональная этика учителя: Кн. для учителей. Киев: Рад. шк. 1988. 223 с.
- Шварц И.Е. Внушение в педагогическом процессе. Пермь, 1971.
- Шихирев П.Н. Проблемы исследований межгрупповых отношений // Психологический журнал. 1992. Т.13. № 1.
- Шульц М.П. Взаимоотношения учителей и учащихся в общеобразовательной школе. Автореф. дисс. канд. пед. наук: 13.00.01. М., 1961. -19 с.
- Щербаков А.И. Методология и методика изучения психологии труда учителя. JL, 1976.
- Щиголева Н.В. Педагогическое руководство общением младших школьников во внеурочной деятельности. Дисс. канд. пед. наук: 13.00.01. М., 1992.
- Этнические стереотипы поведения / Под. ред. А. К Байбуриной. Л., 1995.-325 с.
- Этнография детства. Традиционные формы воспитания детей и подростков народов Передней и Южной Азии. М., 1983. 232 с.
- Якобсон Я.Г. Лекция о педагогической этике. Л., 1973. 36 с.