Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Педагогические условия совершенствования профессионального общения учителя с учащимися начальных классов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В основе оптимального педагогического общения лежат высоко развитые коммуникативные способности, которые проявляются на различных уровнях педагогического мастерства учителя. Педагогическое мастерство — это свойство личности. Оно формируется в деятельности, но не только на основе лишь теоретических знаний, а в тесной связи с определенным опытом общения с детьми, в процессе решения педагогических… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕНИЯ
    • 1. 1. Содержание, сущность и специфика общения учителя
    • 1. 2. Особенности педагогического общения учителя начальных классов
    • 1. 3. Педагогический такт — важнейшее профессиональное качество учителя, определяющее эффективность педагогического общения
    • 1. 4. Влияние национальных и социальных условий на характер педагогического общения
  • ВЫВОДЫ
  • ГЛАВА II. СИСТЕМА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ
    • 2. 1. Выявление уровня сформированности коммуникативных умений учителя
    • 2. 2. Пути формирования коммуникативных умений, влияющих на совершенствование процесса профессионального общения учителей начальных классов
    • 2. 3. Результаты формирующего эксперимента
  • ВЫВОДЫ

Педагогические условия совершенствования профессионального общения учителя с учащимися начальных классов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Новая парадигма образования, которая вытекает из социальных преобразований и обновления российского общества ведет к формированию педагогического мышления, основанного на гуманизации педагогического процесса, выдвигает на первый план проблемы общения, развития личности учащегося и становления адекватных взаимоотношений школьника с окружающим миром и с собой.

В проблеме общения непосредственно от личности учителя зависит качество педагогической деятельности, т.к. через нее реализуются цели обучения и воспитания. «Человеческий, личностный фактор является решающим в воспитании и обучении» [13- 16].

В проблеме совершенствования профессионального общения учителя, младший школьный возраст был выбран нами по следующим причинам:

1. В становлении и развитии личности ребенка многое зависит от его первого учителя — учителя начальных классов.

2. Именно в начальных классах педагогическое общение учителя с учащимися является причиной неудач в обучении и воспитании, если оно строится непрофессионально, так как ведущей деятельностью младшего школьника становится учение, которое протекает в процессе общения.

3. Высокий статус учителя, его авторитет для младшего школьника способствует тому, что уровень культуры учителя, специфика общения, детерминирует характер общения и представляет широкие возможности для успешной организации учебно-воспитательного процесса.

4. Учитель начальных классов имеет возможность наблюдать за детьми в разнообразных видах деятельности и ситуациях общения, а значит оценивать уровень личностного развития каждого, своевременно выявлять и корректировать недостатки в развитии личности младшего школьника.

Вопросы общения в последнее время занимают одно из ведущих мест в исследованиях, в которых раскрывается зависимость между общественными отношениями, деятельностью и общением (Л.П. Буева, М. С. Каган, JI.M. Терентьева и др.) — исследуется вопрос о роли общения в формировании личности (С.С.Батенин, В. Т. Иванов, ЭВ. Соколов и др.) — общение рассматривается как явление, взаимосвязанное с деятельностью, как коммуникативная деятельность (И.А.Ильясова, Б. Ф. Лапов, В. М. Соковнин и ДР-).

Социологи связывают общение с изучением роли социальной среды, с проблемами образа жизни (А.Ю.Гордин, Э. В. Клопов и др.) — с формированием ценностных ориентации (С.А.Иконников, И. С. Кон, В. Г. Лисовский и др).

Психологические аспекты проблемы общения учителя раскрываются в работах А. С. Золотняковой, В.А.Кан-Калика, А. А. Леонтьева, И. В. Страхова и др. Среди работ психологов обращают на себя внимание исследования, затрагивающие вопросы общения и формирования личности (Б.Г.Ананьев, А. А. Бодалев, Г. А. Ковалев, С. В. Кондратьева, В. Н. Мясищев, В. Н. Панферов, Н. Ф. Федотова и др).

В педагогике рассматривается проблема профессионального общения учителя с учащимися, педагогическое руководство и управление общением в воспитательном коллективе, подготовка школьников к общению (Н.Н.Березовин, Я. Л. Коломинский, А. В. Киричук, С. В. Кондратьева, НВ. Кузьмина, А. В. Куракин, А. В Мудрик, Л. И. Новикова и др.) — изучаются вопросы самовоспитания в процессе подготовки к оптимальному педагогическому общению (Е.Б.Елканов, Л И. Рувинский, С. И. Хохлов и др.).

Наиболее известными работами по проблеме взаимоотношений учителя и учащегося в педагогике являются работы Э. А. Гришина, Т. П. Долговой, Т. Н. Мальковской, В. И. Писаренко, Н. В. Селезнева, И. И. Чернокозова, М. П. Шульца. В них, опираясь на требования к личности учителя, нормы педагогической морали, исследователи раскрывают основные способы общения педагога с учащимися. Ряд ученых (Н.Н.Богомолова, З. Г. Зайцева, И. М. Захарова, А. В. Киричук, А. А. Петровская и др.) указывают на недостаточную разработанность как самой проблемы педагогического общения, так и способов овладения его основными умениями.

Ю.К.Бабанский рассматривает общение как «условие», которое «активизирует» учебный процесс. М. Захаров видит в общении «важный фактор формирования и воспитания личности». А. Б. Добрович определяет общение как метод влияния педагога на учащегося [54- 18].

Так же исследуются особенности педагогического авторитета, такта учителя, его педагогическое мастерство и способности. Д. Ф. Самуйленков [140- 61], И. В. Страхов [151- 12], Н. А. Петров [123- 44] и другие акцентируют свое внимание на тех или иных сторонах деятельности и личности учителя, которые обеспечивают успех в деле обучения и воспитания ребенка. Исследователи выясняют предпосылки, позволяющие учителю завоевать авторитет у учащихся, педагогическую направленность, мастерство учителя.

И.В. Страхов характеризует виды педагогического общения, исходя из его содержания, приводит источники психологических знаний, развивающих умения изучать и понимать людей, процессы их общения. «Центральным условием, характеризующим возможность установления и поддержки психологического контакта с детьми, является наличие педагогического такта"[150- 41].

В основе оптимального педагогического общения лежат высоко развитые коммуникативные способности, которые проявляются на различных уровнях педагогического мастерства учителя. Педагогическое мастерство — это свойство личности. Оно формируется в деятельности, но не только на основе лишь теоретических знаний, а в тесной связи с определенным опытом общения с детьми, в процессе решения педагогических задач в учебно-воспитательном процессе [89−39]. А. А. Леонтьев считает, что в оптимальном педагогическом общении проявляются коммуникативные способности, а само оптимальное педагогическое общение — это такое общение, которое «создает» наилучшие условия для развития мотивации учащихся, для правильного формирования личности, обеспечивает управление социально-психологическими процессами в деятельности коллектива и позволяет максимально использовать в учебном процессе личностные особенности учителя" [89−26].

По мнению Г. А. Фаллер [162−47] высокий уровень развития коммуникативных способностей обеспечивает: реальный психологический контакт между учителем и учащимся- - преодоление различных психологических барьеров, возникающих при взаимодействии педагогов и учащихсяперевод учащихся в субъектов педагогического процессаплодотворные межличностные взаимоотношения педагогов и детей. В последнее время все больше становится работ, где общение младших школьников выступает в качестве предмета исследования: общение с детьми, взрослыми (Т.И.Комиссаренко, В. И. Максакова, Н. М. Неупокоева, В.В. Попова) — общение в деятельности (Н.П. Аникеева, Р.С. БуреП.Г.Нежнов) — речевое общение (Н.П.Готгельф, М.В. Осорина).

Психолого-педагогические особенности младших школьников изучаются Л. В. Буровой, Н. И. Костиной, JI.B. Мистрюковой, Н. В. Репиной, В. В. Староверовой, Н. Б. Шумаковой, Т. Ю. Юферовой, А. Ф. Яковличевой. Данная группа авторов подчеркивает, что количество и качество получаемой ребенком информации зависит от содержательной стороны общения, так как общение имеет опосредованный деятельностью характер. Все это позволяет младшему школьнику понять себя и окружающий мир.

Характеристика общения учащихся начальных классов дается в исследованиях О. С. Богдановой, В. И. Верхова, О. С. Данчевой, В. И. Комаровой,.

B. А. Косоруковой, А. И. Миронова, JI.M. Наумова, О. В. Никоновой,.

C.Л.Хачатурян, З. П. Шаблиной и др., в которых рассматриваются теоретические и эмпирические данные: об интенсивности контактов детей со сверстниками и взрослыми, о динамичности круга общения учащихся начальных классов.

Очевидно, что учителю начальных классов необходимо дифференцировать учебные функции, направляющие учебную деятельность учащихся, и определить, какими педагогическими и коммуникативными задачами каждая из них может осуществляться. Целенаправленность подбора этих задач должна способствовать выработке соответствующих педагогических умений общения. Характер общения учителя и учащихся начальных классов влияет на качество усвоения основных знаний, навыков и умений, которые в дальнейшем с успехом должны быть использованы в старших классах средней школы. Именно поэтому учитель начальных классов обязан заложить основы развития младших школьников.

Возрастающая актуальность проблемы исследования обусловлена изменениями в социально-экономической, политической и культурной жизни общества, связанными с переориентацией современной образовательной системы на демократические и гуманистические приоритеты. Эти изменения сопровождаются переосмыслением всех аспектов образовательного процесса.

Вместе с тем, анализ психолого-педагогической литературы и многолетнее наблюдение автора за работой учителей начальных классов, педагогический опыт работы самого автора в качестве учителя начальных классов показал, что существует противоречие:

— между требованием к учителю начальных классов и его действительной готовностью к педагогическому общениюмежду потребностью эффективности общения и недостаточно разработанной теорией и практикой педагогических условий, необходимых для реализации профессионального общения учителя начальных классов.

В связи с этим, научная разработка педагогических условий, необходимых для совершенствования профессионального общения учителей начальных классов с младшими школьниками представляется весьма актуальной проблемой, требующей теоретического и практического решения.

Актуальность проблемы, ее практическая значимость, недостаточность теоретической разработанности определили тему исследования: «Педагогические условия совершенствования профессионального общения учителя с учащимися начальных классов».

Потребность в разработке научно-обоснованной технологии, обеспечивающей эффективность и совершенствование профессионального общения учителя в практике учебного процесса в начальных классах составляет проблему исследования.

Решение данной проблемы и является целью исследования.

Объект исследования — учебно-воспитательный процесс в школе. Предмет исследования — педагогические условия, необходимые для совершенствования процесса профессионального общения учителя начальных классов с младшими школьниками.

В основу исследования положена гипотеза о том, что если в процессе общения учитываются уровень профессиональной деятельности учителя, уровень развитости его коммуникативных умений, а также особенности личности учителя и младших школьников, то процесс педагогического общения учителя начальных классов будет наиболее эффективен.

В соответствии с проблемой, предметом, целью и гипотезой исследования поставлены следующие задачи:

1. Раскрыть и охарактеризовать сущность, содержание и специфику общения между учителем и учащимися начальной школы, а также коммуникативные умения учителя, необходимые в процессе общения с учащимися.

2.Определить особенности педагогического общения учителя начальных классов и условия, обеспечивающие его эффективность, с учетом влияния традиций осетинского народа на характер педагогического общения.

3.Обосновать, разработать и экспериментально проверить основные направления и условия, обеспечивающие совершенствование профессионального общения учителя начальных классов с младшими школьниками.

4. Подготовить методические рекомендации для учителей, способствующие решению проблемы совершенствования профессионального общения учителей начальных классов.

Методологическую основу исследования составляют важнейшие философские положения о человеке, как объекте общественных отношений, о творческой и деятельностной сущности личности, прогрессивные концепции гуманистической психологии и педагогики, общедидактические положения о формировании готовности учителя к профессиональной деятельности.

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы в нашей работе применены следующие методы исследования:

1. Теоретические: анализ философской, социологической, психолого-педагогической литературы, обобщение педагогического опыта.

2. Обсервационные и диагностические: длительное и включенное наблюдение, анкетирование и интервьюрирование, метод экспертной оценки и самооценки.

3. Экспериментальные и праксиметрические: эксперимент (констатирующий и формирующий), анализ результатов и продуктов деятельности, математические методы обработки экспериментальных данных.

Научная новизна исследования заключаются в том, что уточнены сущность, содержание, особенности педагогического общения в процессе профессиональной деятельности учителя начальных классов, выявлена совокупность профессиональных качеств личности учителя, выявлено влияние уровней развития коммуникативных умений учителя на характер педагогического общения, разработаны педагогические условия, необходимые для формирования эффективного педагогического общения учителя начальных классов, а также в практической направленности, концептуальности, полученными результатами и перспективностью диссертационного исследования.

Теоретическая значимостьисследования заключается в том, что: выявлены и обоснованы условия, обеспечивающие необходимую эффективность общения учителя и учащихся начальных классовтеоретические положения доведены до практического приложения и могут быть внедрены в систему начального обученияпредложена система и разработаны педагогические и методические рекомендации по совершенствованию процесса профессионального общения учителя начальных классов.

Практическая значимость исследования состоит в том, что: разработана программа по совершенствованию профессионального общения учителя начальных классовпредложенные в исследовании условия совершенствования профессионального общения учителей начальных классов могут быть использованы в практике работы школы, в системе повышения квалификации учителей начальных классов, в практике самовоспитания.

Достоверность и обоснованность полученных выводов и практических результатов исследования обеспечена использованием комплекса методов, соответствующих целям и задачам исследования, теоретико-методологической базой исследования, опорой на современные достижения психолого-педагогической науки, применимостью полученных результатов на практике и установлением эффективности их внедрения.

Опытно-экспериментальной базой исследования явились средние школы № 18 и № 22 г. Владикавказа и средняя школа № 3 г. Ар дона, РСО-Алания.

Исследование проводилось в три этапа. Первый этап (1996;1997 г. г.) -поисковый. Он был посвящен изучению и анализу литературы по теме исследования, разработке и проведению констатирующего эксперимента, нацеленного на выявление особенностей педагогического общения учителя начальных классов, изучению работы учителей начальных классов, в результате чего анализировались затруднения и противоречия, возникающие в процессе педагогического общения.

Второй этап (1997;2000 г. г.) — опытно-экспериментальный. На данном этапе был проведен формирующий эксперимент с целью установления педагогических условий, необходимых учителю начальных классов для совершенствования общения с младшими школьниками.

Третий этап (2000;2002 г. г.) — заключительно-обобщающий. На данном этапе анализировались, обобщались результаты исследования, уточнялись теоретические положения, проводилась апробация и внедрение основных результатов исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования: основные результаты обсуждались на методических объединениях школ, на встречах с учителями школ, где проводился формирующий эксперимент, на заседаниях кафедры педагогики Северо-Осетинского государственного университета им. К. Л. Хетагурова, а также в публикациях по теме исследования.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Общение — явление широкое и многогранное, обусловленное характером деятельности учителя в школе. Оно является непременным и приоритетным условием деятельности учителя.

2. Профессиональное мастерство учителя зависит не от хорошо развитого отдельного педагогического умения, а совокупности умений, делающих труд каждого учителя качественным.

3. На характер педагогического общения влияет как уровень развития коммуникативных умений учителя, так и использование учителем средств осетинской народной педагогики.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

ВЫВОДЫ.

1. Целью экспериментального исследования явилась установка эффективности рассматриваемых путей и средств, способствующих совершенствованию профессионального общения учителя начальных классов.

2. Главным требованием проведенного эксперимента явилось соблюдение внутренней и внешней валидности.

3.Валидность и надежность обеспечивались разнообразием используемых методов исследования: репрезентативностью выборки испытуемых, постоянным контролем исследователя, тщательностью организации хода эксперимента (достаточная длительность во времени, планомерность, объективность, точность измерения, анализ продуктов деятельности обучаемых и обработка результатов эксперимента с помощью методов математической обработки).

4.Низкий уровень развития коммуникативных умений существенно влияет на характер педагогического общения и значительно снижает общий уровень деятельности учителя.

5. Традиции осетинской народной педагогики оказывают положительное влияние на формирование стиля общения учителя. Из методов народного воспитания учителя используют воздействия как положительного, так и отрицательного характера.

6. Общий анализ результатов исследования показал, что применение разработанной методики повышает уровень развития коммуникативных умений, необходимых в педагогическом общении с младшими школьниками.

7. Выросла степень обученности в экспериментальных классах, работающих по предложенной нами программе, а также значительно выросли коэффициент усвоения знаний и коэффициент прочности после двух и шестимесячного отсроченного контроля.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. Придерживаясь деятельностного подхода к проблеме общения, разработанного А. А. Леонтьевым, мы считаем, что высоко развитые коммуникативные умения лежат в основе оптимального педагогического общения, которое служит правильному формированию личности младшего школьника, а также позволяет максимально использовать в учебном процессе личностные особенности учителя. Принимая за основу функциональную структуру педагогической деятельности, данную Н. В. Кузьминой и Г. И. Михалевской, мы считаем, что коммуникативные умения значительно превалируют над другими (гностическими, конструктивными, проектировочными, организаторскими).

Результаты нашего исследования говорят о том, что: педагогическое общение обусловлено характером деятельности учителя, является непременным ее условиемведущая деятельность ребенка тесно связана с общением. Общение обуславливается процессами особого рода, не зависящими от его содержания и функций — процессами контактасущность общения учителя в том, что на разных уровнях оно требует от него постоянной и обязательной адаптации к изменяющимся условиям того или иного конкретного вида педагогической деятельностиучитель обязан строить свое общение с учащимся на демократической (гуманной) основе, так как специфика педагогического общения в том, что оно обусловлено конкретными социальными условиями и требованиями общества. Сама специфика педагогической профессии обуславливает сущность педагогического общенияоснову общения учителя начальных классов и младших школьников составляют личностные качества учителя и стиль общения. Стиль общенияэто общее, сложившаяся система общения педагога с учащимися.

Анализ результатов нашего исследования говорит о том, что педагогический такт — одно из главных условий эффективности процесса педагогического общения, обуславливает культуру педагогического общения, это умение найти правильный подход к учащимся, то есть, это умение находить и осуществлять педагогический прием, избирать ту или иную меру воздействия сообразно обстоятельствам, воспитывающее средство влияния на детей.

2. Личность учителя — есть главное средство воспитания. Учителю необходимо располагать комплексом профессиональных умений: коммуникативных, организаторских, конструктивных, проектировочных и познавательных, независимо от его индивидуальных качеств. Эти умения определяют стиль деятельности учителя, то, какие приемы педагогического воздействия он выбирает. Чтобы профессионально решать педагогические задачи, учитель должен владеть системой знаний и умений. Успешность деятельности учителя зависит не только от его личных качеств, но и от его педагогического мастерства.

3. Анализ результатов исследования убедил нас в том, что общий уровень профессиональной деятельности может не совпадать с уровнем развития коммуникативных умений, но это несовпадение свидетельствует о возможном дальнейшем снижением педагогический деятельности.

4.Как показал анализ результатов нашего исследования, у педагогов высокого уровня деятельности все коммуникативные умения развиты хорошо или отлично. При среднем уровне деятельности одни умения развиты хорошо, другие — слабо. Диспропорции в развитости коммуникативных умений существенным образом отражаются на результатах труда. Для учителей низкого уровня развития коммуникативных умений характерно такое явление, как сужение круга профессиональных умений.

5. Профессиональное мастерство зависит нее от хорошо развитого отдельного умения, а от совокупности умений и взаимосвязей, делающих труд каждого учителя качественно своеобразным. Путь овладения профессиональным мастерством зависит от развития способностей создавать такую совокупность знаний, умений, навыков, индивидуальных для каждого педагога и проявляющих особенности его искусства обучать и воспитывать. Именно структурное сочетание общепедагогических умений определяет успешность деятельности учителя.

6.Традиции осетинской народной педагогики оказывают положительное влияние на формирование оптимального стиля педагогического общения учителя. Из методов народного воспитания учителя используют как воздействия положительного, так и отрицательного характера. Ближе к идеалу учителя по данным анкетирования учащихся оказались учителя высокого и среднего уровня развития коммуникативных умений.

7. Экспериментальная работа, построенная по специально разработанной технологии, указывает на необходимость специального развития уровня педагогического общения учителя. Анализ результатов эксперимента подтвердил выдвинутое предположение об эффективности разработанной технологии. По всем критериальным показателям был обнаружен положительный итог развития уровня профессионального общения учителей и возросшее качество обучения в экспериментальных группах.

Обработка результатов методами математической статистики подтвердила преимущество используемой технологии, что доказывает целесообразность внедрения ее в массовую педагогическую практику.

Проведенное исследование показало определенный положительный эффект внедрения результатов нашей работы. Вместе с тем обозначились новые проблемы, требующие своего решения. Исследование может быть продолжено в следующих направлениях: разработка альтернативных технологий по исследуемой проблеме, разработка более подробных измерительных материалов для педагогической деятельности в процессе педагогического общения, формирование профессионально-коммуникативной культуры студентов педагогических вузов — будущих учителей. Последнее направление является обширным и многообразным с учетом многообразия специальностей и направлений, реализуемых высшим профессиональным образованием.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О.А., Загрязкина Н. Н. Педагогическая практика студентов: Учебн. пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1989.-175 с.
  2. B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М.: Изд-во МГУ, 1990.- 240 с.
  3. Ю.П. Радость учить и учиться. Педагогика гармонического развития. М.: Политиздат, 1989.-335 с.
  4. Ш. А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения учеников. М.: Педагогика, 1994.-296 с.
  5. Ш. А. Здравствуйте дети!: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1993. 208 с.
  6. .Г. Психология педагогической оценки: Избранные психологические труды: В 2-х т. Т.2.: Педагогика, 1980.
  7. Г. М. Принцип деятельности в исследовании общения / Общение и деятельность. Прага, 1981.
  8. Г. М. Социальная психология: Учебник для высшей школы. М.: Аспект-Пресс. 2000. 376 с.
  9. В.В. Психологические предпосылки эффективности совместной учебной работы младших школьников// Вопросы психологии, 1985, № 4.
  10. Н.Е. Об особенностях оценки и самооценки младших школьников в учебной деятельности. Воронеж, 1997.
  11. Т.Е. Стиль общения как фактор эффективности совместной деятельности. Автореф. диссерт. Канд. Пед. наук: 13.00.01. М., 1984. -16с.
  12. А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М.: Изд-во МГУ. 1990. с. 93.
  13. Ю.К. Интенсификация процесса обучения. М.: Знание, 1997.
  14. Д. И. Системное исследование культуры общения педагога (теоретический аспект). Диссерт. канд. пед. наук: 13.00.01. Умань, 1989. 171 с.
  15. А.Н. Психологические основы педагогического такта/Ж Воспитание школьников. 1966, № 4.
  16. С.Н. Основы профессионально-педагогического общения. Ярославль, 1989.
  17. О.А. Подготовка студентов педагогического вуза к общению с учащимися. Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01. Спб., 1994. -21 с.
  18. Н.А., Коломинский Я. Л. Учитель и детский коллектив: Психолого-педагогическое исследование. Минск: Изд-воБГУ, 1975. 106с.
  19. О.С. Нравственное воспитание младших школьников. Автореф. дисс. докт. пед. наук: 13.00.01. М., 1975. 36 с.
  20. В. В. Межличностные отношения в структуре педагогической деятельности учителя: Психология труда и личности учителя /Под ред. А. И. Щербакова. Л., 1976.
  21. А.А., Криволап Л. И. О воздействии стиля общения педагога с учащимися на их эмоциональный опыт: Проблемы общения и воспитания. Тарту, 1974.
  22. А.А. Личность и общение: Избранные труды. М.: Педагогика 1993. 271 с.
  23. Л.И. Личность и ее формирование в раннем возрасте. М.: Педагогика, 1968. 132с.
  24. Н.И. Классный руководитель. М.: Просвещение, 1978.256 с.
  25. П. В., Реан А. А. Педагогика / Учебник для студентов пединститутов. СПб.: Питер, 2000. 342 с.
  26. Н.М. Общение младших школьников в малых группах в процессе изучения учебного материала: Автореф. дисс. канд. пед. наук: 13.00.01. М., 1993.-21с.
  27. Л.П. Человек: деятельность и общение, М.: Мысль, 1978.216 с.
  28. А.В. Экспериментальное исследование некоторых особенностей коммуникативного поведения младших школьников в зависимости от содержания общения со стороны взрослого. М.: Наука, 1979.
  29. С.Г. Деятельностная концепция нравственно-эстетического воспитания / История и философия культуры: актуальные проблемы. Владикавказ, 1999.
  30. Введение в специальность: Учебн. пособие для студентов пед. ин-тов / Под ред. Рувинского Л. И. М.: Просвещение, 1988. 208 с.
  31. Т.А. Педагогические условия развития отношений педагогов и студентов как фактора становления коммуникативных способностей будущих учителей./ Автореф. дисс. канд. пед. наук: 13.00.01. Хабаровск, 1993. 21 с.
  32. JI.C. Педагогическое общение молодого учителя как фактор его профессионального становления. Автореф. дисс. канд. пед. наук: 13.00.01. Киев, 1988. 23 с.
  33. Г. Н. Этнопедагогика. Чебоксары, 1974. 78 с.
  34. К.Н. Психологи о педагогических проблемах. М.: Педагогика, 1981.
  35. Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. /Гл. ред. А. В. Запорожец. М.: Педагогика, 1998. 485 с.
  36. Л.А. Нравственное воспитание младших школьников. М.:Просвещение. 1960.
  37. Р.З. Исследование некоторых профессионально значимых свойств личности учителей: Сб. научных трудов. Ташкент, 1988.
  38. И.Г. О педагогическом такте // Начальная школа. 1951.
  39. Ю.Б. Школа общения с ребенком // Учительская газета. 1988, октябрь-декабрь.
  40. В.Е. Дисциплина в школе. М.: Учпедгиз, 1958.
  41. Ф.Н. О некоторых психических качествах личности учителя // Вопросы психологии, 1975. № 4.
  42. В.А. К вопросу формирования оценки и самооценки у детей / Известия АПН РСФСР, вып. 18,1948.
  43. А.Ю. Формирование отношений педагогов и учащихся в советской школе (На материале исследования учебного процесса в подростковых классах). М.: Педагогика, 1974. 151 с.
  44. Л.Ю. Поощрения и наказания в воспитании детей. М.: Педагогика, 1991.
  45. Л.К. Методы и средства нравственного воспитания детей в народной педагогике осетин: Кавказ и цивилизация Востока в древности и средневековье. Владикавказ, 1993.
  46. B.C. Культура педагогического общения: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1990. 144 с.
  47. Д.М., Панарина Г. П. Народные традиции в воспитании. Калуга, 1992.
  48. Э.А. Личность и коллектив как субъекты воспитания, Владимир, 1983.
  49. Г. Г. Восприятие и представление младшими школьниками учителя. Автореф. дисс. канд. пед. наук: 13.00.01. Л., 1976. 16 с.
  50. Н.И. Психологические проблемы общения учителя с подростком //Вопросы психологии, 1984. № 2.
  51. Н.Д. Взаимоотношения учителя и учащихся в педагогическом процессе. Автореф. дисс. канд. пед. наук: 13.00.01. М., 1966. -19 с.
  52. Р.А. Народная педагогика осетин // Дарьял, 1991. № 2.
  53. Р.А., Хадиков Х. Х. К вопросу о специфике народного воспитания // Социально-этнические основы интернационального воспитания, Орджоникидзе, 1985.
  54. А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения: Кн. Для учителя и родителей. М.: Просвещение, 1987. 207 с.
  55. А.К. Межличностные отношения в младшем школьном возрасте и их зависимость от способа обучения // Вопросы психологии. 1983. № 1.
  56. Н.Н. Народная игра как средство формирования культуры общения у младших подростков. Автореф. дисс. канд. пед. наук: 13.00.01. Курган, 2000. -21 с.
  57. А.Р. Профессионально-педагогический тренинг как средство подготовки учителей национальных казахских школ к педагогическому общению: Дисс. канд. пед. наук: 13.00.01. М., 1995. 172 с.
  58. JI.C. Общение учителя с младшими школьниками как средство формирования у них эмоционально-нравственных отношений к действительности: Дисс. канд. пед. наук: 13.00.01. М., 1998. 165 с.
  59. Е.Н. Место и роль общения в человеческой деятельности: Автореф. дисс. канд. пед. наук: 13.00.01. М., 1983. 18с.
  60. А.С. Личность в структуре педагогического общения. Ростов-на-Дону, 1980.
  61. Ф.Р. Формирование интереса младших школьников к национальной культуре средствами эмоционального стимулирования. Автореф. дисс. канд. пед. наук: 13.00.01. Киров, 1999. -18 с.
  62. И.А. Основы педагогического мастерства. Уч. пособие для студентов пед. ин-тов. Киев: Вища школа, 1987. 206 с.
  63. М.С. Мир общения: проблема межсубъектных отношений. М.: Политиздат, 1998, — 315 с.
  64. О.В. Влияние личностных качеств учителя на младших школьников // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. М., 1990 .№ 1.
  65. Кан-Калик В. А. Грамматика общения. Грозный: Чеч.-Инг. кн. изд-во, 1988.-68 с.
  66. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1987. 190 с.
  67. Кан-Калик В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс: Исследования субъективно-эмоциональной среды творчества педагога. Грозный: Чеч.-Инг. кн. изд-во, 1976. 112 с.
  68. О.В. Профессионально-педагогическое общение в учебно-воспитательном процессе. Автореф. дисс. канд. пед. наук: 13.00.01. Чебоксары, 1997. -19 с.
  69. А.В. Общение в классном коллективе как объект педагогического управления. Автореф. дисс. канд. пед. наук: 13.00.01. Киев, 1974.
  70. Э.И. Конфликты в педагогическом общении: Проблемы повышения профессионализма и продуктивности педагогической деятельности. Л., 1989.
  71. М.С. Педагогический такт учителя в работе с учащимися 1 класса. Балашов, 1960.
  72. А.Г. Личность воспитывает себя. М.: Политиздат, 1983.256 с.
  73. Т.Б. Социально-этническая среда как фактор воспитания: Учебно-мет. пособие. Владикавказ: Изд-во СОГУ, 1996. 45 с.
  74. А.Ю. Стиль общения между учителем и учениками как фактор повышения эффективности учебно-воспитательного процесса (историко-теоретический аспект). Автореф. дисс. канд. пед. наук: 13.00.01, М., 1996.-21 с.
  75. Я.Л., Березовин Н. А. Некоторые педагогические проблемы социальной психологии. М.: Знание, 1997. 44 с.
  76. Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общение и возрастные особенности). Минск, 1986. 350 с.
  77. Я.Л. Опыт психологического изучения взаимоотношений между учениками в классе. Автореф. дисс. канд. пед. наук: 13.00.01. М&bdquo- 1963.-21 с.
  78. Я.Л. Психология общения. М.: Педагогика, 2000.
  79. В. И. Формирование готовности будущих учителей к педагогическому общению с младшими школьниками. Дисс. канд. пед. наук.: 13.00.01. М., 1996. -153с.
  80. И.Ф. Формирование у будущих учителей культуры педагогического общения с учащимися. Дисс. канд. пед. наук: 13.00.01. М., 1984.
  81. С.В. Понимание учителем личности учащихся // Вопросы психологии, 1980. № 6.
  82. В.К. Гуманистические основы осетинской народной педагогики и их значение в воспитании подрастающего поколения. Владикавказ: Изд-во СОГУ, 1996. 84 с.
  83. Н.В. Очерки психологии труда учителя. Л.: Изд-во ЛГУ, 1967.
  84. B.C., Столяренко Л. Д. Этнопедагогика и этнопсихология. Ростов-на-Дону: Феникс. 2000. 448 с.
  85. А.Т., Лийметс Х. Й., Новикова Л. И. Коллектив и личность школьника. Таллин, 1981.
  86. .Ф. Категории общение и деятельность в психологии // Вопросы философии. 1979. № 8. 38 с.
  87. .Ф. Общение и социальная регуляция поведения: Психологические проблемы социальной регуляции. М.: Педагогика, 1976.
  88. Х.Э. Факторы, влияющие на отношение учащихся к учителю. Автореф. дисс. канд. пед. наук: 13.00.01. Тарту, 1982. -20 с.
  89. А.А. Педагогическое общение. М.: Знание, 1979. 48 с.
  90. А.Н. Деятельность. Создание. Личность. М.: Политиздат, 1977. 304 с.
  91. П.И. Педагогический такт: Творческий труд учителя. Калуга, 1967.
  92. Х.И. Понятие общения и воспитание: Проблемы общения и воспитание. Тарту, 1994.
  93. А.И., Рыбак Л. А. Критичность и самооценка в учебной деятельности. М.: Просвещение, 1968. 142 с.
  94. М.И. Возрастные и индивидуальные особенности общения со взрослыми, детей от рождения до 7 лет: Автореф. дисс. канд. пед. наук: 13.00.01. М., 1974.
  95. М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: НИИ общей и пед. психологии, 1983. 143 с.
  96. Г. // Советская культура, 1977, 23 сентября.
  97. .Ф. Категории общение и деятельность в психологии // Вопросы философии, 1979. № 8.
  98. .Ф. Общение и социальная регуляция // Вопросы философии, 1979. № 8.
  99. ЮЛ. О некоторых вопросах психологии труда учителя: Творческая лаборатория учителя: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1992. 220с.
  100. О.Н. Педагогический такт учителя и его конкретные проявления в подходе к учащимся. Дисс. канд. пед. наук: 13.00.01. Пятигорск, 1966. 156с.
  101. А.С. Сочинение в 7 -ми томах. Т. 5. М., 1957. 100 с.
  102. К.К. Национальная психология и место в духовной жизни социальных наций. Автореф. дисс. канд. филос. наук: 13.00.01. М., 1975. -16 с.
  103. Т.Н. Социальная активность старшеклассников. М.:Педагогика, 1998. 139 с.
  104. А.К. Формирование мотивации учения. М.: Просвещение, 1990. 192 с.
  105. А.К., Никонова А. Я. Психологические особенности индивидуального стиля деятельности учителя // Вопросы психологии, 1987. № 5.
  106. Н.Ф. Стиль педагогического общения и оптимальность сочетания воспитательного воздействия учителя / Психолого-педагогические приемы взаимодействия учителя и учащихся. М., 1980.
  107. М.В. Мотивация учения младших школьников. М.: Просвещение, 1994.
  108. В.А. Проблемы педагогического такта классного руководителя в работе с родителями учащихся. Автореф. дисс. канд. пед. наук: 13.00.01. М., 1979.
  109. Г. И. Коммуникативные умения педагога. Учебное пособие. СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 1996. 64 с.
  110. Г. И. Общепедагогические умения педагога СПб., 1998.-20 с.
  111. А.В. Общение как фактор воспитания школьника. М.: Педагогика, 1984. 112 с.
  112. А.В. Педагогические проблемы свободного общения старшеклассников. Дисс. канд. пед. наук: 13.00.01. М., 1971.
  113. В.Н. Некоторые вопросы психологии отношений человека // Ученые записки. ЛГУ, 1956. № 214.
  114. В.Н. Психология отношений. Избр. психол. труды / Под ред. А. А. Бодалева. М. Институт практический психологии, Воронеж «МОДЭК» 1998.- 368 с.
  115. Р.С. Психология: В 3-х кн. Кн.1. М.: Владос, 1997. 657 с.
  116. Л.В. Подготовка студентов педагогических институтов квзаимодействию с учащимися. Автореф. дисс. канд. псих. наук. Одесса, 1991.
  117. О.В. формирование культуры общения младших школьников. /Автореферат дисс. Канд. пед. наук 13.00.01. Брянск 2001. 21 с.
  118. А.П. Народные традиции и современные проблемы воспитания // Советская педагогика. 1989. № 7.
  119. М.В. О некоторых традиционных формах коммуникативного поведения детей. Этнические стереотипы поведения / Под ред. Бабуриной А. К. Л.: Наука, 1985.
  120. В.Н. Общение как предмет социально-психологических исследований. Автореф. дисс. докт. пед. наук: 13.00.01. Л., 1983.
  121. .Б. Социально-психологический климат коллектива:
  122. Пути и методы изучения / Под ред. В. А. Ядова. Л.: Наука, 1981. 192 с.
  123. Педагогический словарь. М., 1960.
  124. Н.А. Авторитет учителя. М.: Учпедгиз, 1939.
  125. В.А. Психологические контакты, взаимоотношение, такт // Воспитание школьников. 1970. № 6.
  126. В.А., Калиненко В. К. Личностно-ориентированное взаимодействие. Ростов-на-Дону, 1993.
  127. П.И. Педагогика. М.: Роспедагенство. 1996. 602 с.
  128. Л.В. О педагогическом такте // Советская педагогика, 1963. № 11.
  129. М.Е. Формирование у будущих учителей умения педагогического общения в процессе педагогической практики. Автореф. дисс. канд. пед. наук: 13.00.01. М., 1980.
  130. В.В. Общение во внеурочной деятельности как средство идейно- нравственного воспитания младших школьников. Автореф. дисс. канд. пед. наук: 13.00.01. М., 1977. 21 с.
  131. Г. С. О педагогическом такте. Петрозаводск, 1956.
  132. Психологический словарь / Под ред. Б. Ф. Ломова. М., 1983.
  133. Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя с учащимися / Под ред. А. А. Бодалева. М., 1980.
  134. Ф. М. Курбанова А.Т. Основы педагогического общения. Казань, 1984.
  135. А.А. Психология познания педагогом учащихся. М: Наука, 1990.
  136. Т.А. Деятельность и взаимоотношения дошкольников. М., 1987. 190с.
  137. Е.И. Настольная книга школьного психолога в образовании. М., 1995.
  138. Л.И. Нравственное развитие младших школьников в процессе формирования их взаимоотношений. Автореф. дисс. канд. пед. наук: 13.00.01. М., 1973.
  139. В.В. Психологические основы коммуникативной подготовки. Автореф. дисс. канд. пед. наук: 13.00.01. Новосибирск 1999.
  140. Н.Ф. Воспитание гуманности у младших подростков на этнокультурных традициях хакасов. Автореф. дисс. канд. пед. наук: 13.00.01. М., 1999.-21с.
  141. Д.Ф. Мастерство, педагогический такт и авторитет учителя. Смоленск, 1961.
  142. Н.В. Общение учителя и учащихся в учебной деятельности и подготовка к нему. Автореф. дисс. канд. пед .наук: 13.00.01. Л., 1984.
  143. И.Е. Педагогический такт и мастерство учителя: Пер. с укр. М.: Педагогика, 1983. 247 с.
  144. Л. С. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным ученикам. М., 1958.
  145. В.А. Формирование личнсоти учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки М.: Наука, 1976.
  146. В.А., Исаев И. Ф. Педагогика М.: Школа-Пресс, 1998.512с.
  147. В.М. Человеческое общение как философская и психологическая проблема. Автореф. дисс. канд. филос. наук. Фрунзе, 1968.
  148. Социальная психология / Под общей ред. Г. П. Предвечного и Ю. А. Щеркович. М. Политиздат, 1975. 154 с.
  149. Л.Ф. Формирование общепедагогических умений учителя. Автореф. дисс. докт. пед. наук: 13.00.01. М., 1981.
  150. И. В. Педагогический такт в процессе устной проверки знаний школьников // Вопросы психологии. 1965. № 4.
  151. ИВ. Психология педагогического такта. Саратов: Изд-во Саратовского гос. пед. ин-та, 1980.
  152. И.В. Такт учителя как педагогическая способность. Саратов: Изд-во Саратовского гос. пед. ин-та, 1971.
  153. Е.С. Становление отношений между учителем и учащимися начальных классов в процессе обучения. Дисс. канд. пед. наук: 13.00.01. М., 1989.
  154. В.А. Методика воспитания коллектива. М.: Просвещение, 1981. -192 с.
  155. В.А. О воспитании. М.: Политиздат, 1988. 269 с.
  156. В.А. Разговор с молодым директором школы. Минск: Университетское, 1988. 240 с.
  157. В.А. Рождение гражданина. М.: Молодая гвардия, 1979.-335 с.
  158. В.В. Педагогическое общение и его роль в становлении молодого учителя. Автореф. дисс. канд. пед. наук: 13.00.01. Л., 1990. -19 с.
  159. М.С. Формирование адекватной самооценки младших школьников в процессе обучения и межличностного общения. Автореф. дисс. канд. пед. наук: 13.00.01. Киев, 1998.
  160. И.В. Конфлитная субкультура как массовая культура // Народное образование, 2002. № 7. С. 139−144.
  161. К.Д. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. Т.2. М.: Учпедгиз, 1953.
  162. Г. А. Формирование коммуникативных способностей у будущих учителей начальных классов. Дисс. канд. пед. наук: 13.00.01. Тула, 2000.
  163. Хаблиева JI.4. Формирование педагогического такта учителя младших классов. Сборник научно-методических трудов. Проблемы педагогики начальной, средней, и высшей школы / Под ред. Г. Н. Александрова. Владикавказ: Изд-во СОГУ, 1998.
  164. Хаблиева JI.4. Педагогические основы формирования культуры общения учителя. Тезисы докладов ежегодной итоговой научно-практической конференции при кафедре педагогики СОГУ им. К. Л. Хетагурова. Владикавказ: Изд-во СОГУ, 1999.
  165. Л.Ч. Педагогическое общение как непременное условие деятельности учителя. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2000.
  166. Л.Ч. Формирование культуры педагогического общения учителя. Тезисы докладов VII годичного собрания Южного отделения РАО. 4.1. Ростов-на-Дону: РГПУ, 2000.
  167. Ю.Л. К вопросу об оценке коммуникативности личности: Общение как предмет теоретического и прикладного исследования. Л., 1972.
  168. Е.Е. Опыт воспитания детей горских народов Северного Кавказа в духе мира и межнационального согласия. Поликультурное образование в современной России. Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 1997.
  169. С.Л. Формирование творческого стиля педагогического общения учителя с младшими школьниками в процессе обучения. Дисс. канд. пед. наук: 13.00.01. Таганрог, 1998.
  170. А.Б. Изучение положения ученика в коллективе // Советская педагогика. 1965. № 11.
  171. И. И. Чернокозова В.Н. Профессиональная этика учителя: Кн. для учителей. Киев: Рад. шк. 1988. 223 с.
  172. И.Е. Внушение в педагогическом процессе. Пермь, 1971.
  173. П.Н. Проблемы исследований межгрупповых отношений // Психологический журнал. 1992. Т.13. № 1.
  174. М.П. Взаимоотношения учителей и учащихся в общеобразовательной школе. Автореф. дисс. канд. пед. наук: 13.00.01. М., 1961. -19 с.
  175. А.И. Методология и методика изучения психологии труда учителя. JL, 1976.
  176. Н.В. Педагогическое руководство общением младших школьников во внеурочной деятельности. Дисс. канд. пед. наук: 13.00.01. М., 1992.
  177. Этнические стереотипы поведения / Под. ред. А. К Байбуриной. Л., 1995.-325 с.
  178. Этнография детства. Традиционные формы воспитания детей и подростков народов Передней и Южной Азии. М., 1983. 232 с.
  179. Я.Г. Лекция о педагогической этике. Л., 1973. 36 с.
Заполнить форму текущей работой