В четвёртой четверти 20 102 011 учебного года я решили проверить эффективность системы работы по развитию творческих способностей на уроках литературного чтения.
Задачи контрольного исследования:
- — выявить результаты проделанной работы;
- — проследить динамику уровня развития творческих способностей учащихся в данном классе.
Я использовали те же методики, что и на этапе констатирующего среза, изменяя только смысл задания:
Полученные в ходе второго констатирующего эксперимента данные, представлены в таблицах 8, 9,10.
Таблица 8 Распределение учащихся контрольного и экспериментального классов по уровню сформированности творческих способностей (второй констатирующий эксперимент).
|
Критерии. | Когнитивный. | Мотивационно-потребностный. | Деятельностный. |
Уровни Класс. | В. | С. | Н. | В. | С. | Н. | В. | С. | Н. |
Экспериментальный класс. | 40%. | 60%. | | 40%. | 60%. | | 40%. | 60%. | |
Контрольный класс. | 20%. | 60%. | 20%. | 40%. | 60%. | 20%. | 60%. | 20%. |
Таблица 9 Распределение учащихся контрольного класса по уровню сформированности творческих способностей (первый и второй констатирующий эксперимент).
|
Критерии. | Когнитивный. | Мотивационно-потребностный. | Деятельностный. |
Уровень Эксперимент. | В. | С. | Н. | В. | С. | Н. | В. | С. | Н. |
I. | 20%. | 40%. | 40%. | 40%. | 60%. | 20%. | 60%. | 20%. |
II. | 20%. | 60%. | 20%. | 40%. | 60%. | 20%. | 60%. | 20%. |
Таблица 10 Распределение учащихся экспериментального класса по уровню сформированности творческих способностей (первый и второй констатирующий эксперимент).
|
Критерии. | Когнитивный. | Мотивационно-потребностный. | Деятельностный. |
Уровень Эксперимент. | В. | С. | Н. | В. | С. | Н. | В. | С. | Н. |
I. | 20%. | 40%. | 40%. | 20%. | 60%. | 20%. | | 80%. | 20%. |
II. | 40%. | 60%. | | 40%. | 60%. | | 40%. | 60%. | |
Анализируя таблицы, мы пришли к выводу, что проведенная нами работа является эффективной. В течении полугода в экспериментальном классе, где работа проводилась ежедневно и в системе, число учащихся с высоким уровнем развития творческих способностей увеличилось. В контрольном же классе, где работа проводилась от случая к случаю, уровень развития творческих способностей остался без изменения.
Таким образом, результаты контрольного эксперимента подтвердили достоверность выдвинутой нами гипотезы о том, что развитие творческих способностей младших школьников будет проходить более успешно, если разработать и претворить в жизнь комплекс творческих заданий и упражнений на уроках чтения, направленных на развитие литературного творчества школьников.
Мы продолжим специальную работу по развитию творческих способностей школьников с учетом данных, полученных в ходе опытно — экспериментальной работы.