Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Индивидуализация обучения слабослышащих детей младшего школьного возраста

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность исследования. Социально-экономические и общественно-политические перемены в жизни нашего общества обусловливают ряд противоречивых тенденций в сфере образования. С одной стороны, усиливается направленность школьного образования на воспитание и развитие личности и индивидуальности молодого человека. В то же время неблагоприятная экологическая ситуация и связанный с ней рост… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ СЛАБОУСПЕВАЮЩИХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
    • 1. 1. Индивидуализация обучения школьников как педагогическая проблема
    • 1. 2. Индивидуально-психологические особенности слабоуспевающих младших школьников
    • 1. 3. Особенности индивидуализации обучения слабоуспевающих младших школьников в гомогенных классах
  • Глава II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ СЛАБОУСПЕВАЮЩИХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
    • 2. 1. Разработка программы индивидуализации обучения слабоуспевающих детей младшего школьного возраста в гомогенных классах
    • 2. 2. Система способов индивидуализации обучения учащихся на коррекционно-развивающих занятиях
    • 2. 3. Оценка индивидуального развития младших школьников в процессе коррекционно-развивающего обучения

Индивидуализация обучения слабослышащих детей младшего школьного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Социально-экономические и общественно-политические перемены в жизни нашего общества обусловливают ряд противоречивых тенденций в сфере образования. С одной стороны, усиливается направленность школьного образования на воспитание и развитие личности и индивидуальности молодого человека. В то же время неблагоприятная экологическая ситуация и связанный с ней рост заболеваемости среди детского населения, а также современное состояние системы дошкольного воспитания определяют более значительный, по сравнению с предыдущим этапом развития отечественного образования, разброс в уровне подготовленности детей к школе. При этом экономические трудности, испытываемые государственной школой, вынуждают ее обратиться к внутренним резервам своего развития. В этих условиях проблема индивидуализации обучения школьников представляет особый интерес для исследователей.

Психолого-педагогические основы индивидуализации обучения получили освещение в работах A.A. Кирсанова, Г. Ф. Кумариной, Е. С. Рабунского, И. Э. Унт.

Рассмотрены различные аспекты данной проблемы: педагогические условия реализации механизма индивидуализации обучения в целом и отдельных его этапов (М.А.Назмутдинова, Л. В. Шмелькова и др.) — индивидуализация обучения неуспевающих школьников (Ю.К.Бабанский, М. А. Гаспарян, Т. Ю. Стульпинас, В. Ф. Харьковская и др.) и одаренных детей (В.Н.Иванов, Н. М. Шахмаев и др.) — индивидуализация и дифференциация обучения как средство решения частных педагогических задач (М.Вольтер, Т. П. Михневич, Р. Д. Телебаева, Л. А. Яцыневич и др.) — индивидуализация обучения средствами проблемного и программированного обучения (В.П.Барабаш, В. П. Беспалько, А. М. Орлова и др.), при изучении различных учебных предметов (О.С.Литвиненко,.

Н.Б.Приходкина и др.) — историко-дидактический и сравнительный анализ проблемы индивидуализации и дифференциации обучения в отечественной и зарубежной педагогике и школе (А.Н.Джуринский, Т. И. Кутовая, М. А. Мартынович, М. Ф. Федина, Ю. П. Чернышев и др.).

Раскрыты вопросы индивидуализации обучения младших школьников: применительно к учащимся с различной степенью школьной готовности (С.В.Гаврилива, Е. С. Дрозденко, К. Индре, Н. С. Захарчук и др.), отличающимся индивидуально-типологическими свойствами нервной системы (А.Н.Конев, Ю. И. Щербаков и др.), другими особенностями учебно-познавательной деятельности (М.М.Анцибор, Л. А. Осколкова, Х. Х. Сикка и др.) — индивидуализация обучения в условиях системы развивающего обучения Л. В. Занкова (Т.В.Азарова, М. В. Зверева, Г. С. Овчинников и др.) — индивидуализация обучения на основе мотива-ционного программно-целевого подхода (А.Н.Свиридов), как реализация индивидуализированной педагогической помощи учащимся (О.Л.Базарова).

Общепризнано, что необходимость учёта индивидуальных различий особенно остра в отношении тех детей, которые уже в начальном звене школы испытывают стойкие трудности в обучении. Количество таких учащихся среди младших школьников, по данным различных исследований, достигает 20−30%.

Ввиду сложности природы, неоднозначности проявления трудностей обучения поиск путей организации помощи и педагогической поддержки таким детям осуществляется специалистами смежных областей знаний: психологии (Ю.З.Гильбух, И. Ю. Кулагина, З. И. Калмыкова, Н. А. Менчинская и др.), дефектологии (Т.А.Власова, К. С. Лебединская,.

B.И.Лубовский, М. С. Певзнер и др.), общей педагогики (Г.Ф.Кумарина, Е. С. Рабунский, В. С. Цетлин и др.), нейропсихологии (Н.К.Корсакова, И. Ф. Марковская, Ю.В.Микадзе), физиологии (М.М.Безруких,.

C.П.Ефимова) — отмечаются отдельные попытки преодоления «локальности» исследований, изучения данной проблемы комплексно, на основе интегрированного знания (Н.П.Вайзман, А. Н. Голик, Н.Я.Головнёва). В зависимости от подхода, для обозначения детей, испытывающих затруднения в учении, используются различные понятия: «дети с пониженной обучаемостью», «отстающие в учении школьники», «школьно-дезадаптированные дети», «слабоподготовленные учащиеся», «дети с задержкой психического развития», «дети группы риска», «школьники с минимальной мозговой дисфункцией» и ряд других. В аспекте дидактического анализа проблемы представляется правомерным употребление термина «слабоуспевающие школьники».

Совместные усилия учёных позволили обосновать необходимость создания для слабоуспевающих детей младшего школьного возраста гомогенных классов в массовой школе, получивших название «классы коррекционно-развивающего обучения» (классы выравнивания, коррек-ционные классы).

Вопросам обучения и воспитания детей в классах коррекционно-развивающего обучения посвящены исследования Г. И. Жаренковой, Г. М. Капустиной, Г. Ф. Кумариной, Р. Д. Тригер, Н. А. Цыпиной, С. В. Шевченко и др. Однако в них основное внимание уделено вопросам учета в ходе педагогического процесса типологических, наиболее общих особенностей учащихся указанной категории. В то же время относительная гомогенность класса коррекционно-развивающего обучения не исключает необходимости индивидуализации учебной работы отдельных учащихся.

Обобщение проанализированного научного материала позволяет говорить о том, что дидактический подход к решению проблемы обучения школьников с трудностями в учебно-познавательной деятельности представлен минимально, в частности, недостаточно изученным остается процесс индивидуализации обучения слабоуспевающих детей младшего школьного возраста в гомогенном классе.

Вышесказанное позволило определить проблему исследования: каковы педагогические условия эффективности индивидуализации обучения слабоуспевающих младших школьников в гомогенном классе? Решение указанной проблемы составило цель исследования.

Объект исследования — процесс обучения слабоуспевающих учащихся начальных классов.

Предмет исследования — индивидуализация обучения слабоуспевающих детей младшего школьного возраста в гомогенном классе.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования решались следующие задачи:

1. Уточнить сущность и структуру процесса индивидуализации обучения младших школьников с трудностями в учебно-познавательной деятельности.

2. Обосновать комплекс индивидуально-психологических особенностей обучающихся в гомогенном классе слабоуспевающих младших школьников, наиболее значимых в плане их учета в процессе обучения.

3. Определить систему способов индивидуализации обучения слабоуспевающих детей младшего школьного возраста в гомогенном классе.

4. Выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия результативности индивидуализации обучения слабоуспевающих младших школьников.

В качестве гипотезы нами было выдвинуто предположение о том, что эффективность индивидуализации обучения слабоуспевающих детей младшего школьного возраста в гомогенном классе может быть повышена при соблюдении следующих педагогических условий:

— разработана программа индивидуализации обучения, дифференцированная в зависимости от индивидуально-психологических особенностей учащихся;

— обоснована система способов индивидуализации обучения слабоуспевающих младших школьников;

— определены показатели индивидуального развития ребенка в процессе обучения.

Методологическую основу исследования составляют положения о диалектической взаимосвязи общего, особенного и единичногоо целостности личности, соотношении в человеке биологического и социальногоо ведущей роли деятельности в развитии и формировании личности.

Теоретической основой исследования являются культурно-историческая теория, положение о ведущей роли обучения в развитии (Л.С.Выготский) — исследование психологических проблем неуспеваемости школьников (З.И.Калмыкова, Н. А. Менчинская и др.) — концепция учебной деятельности школьников (В.В.Давыдов, А. К. Маркова, Д.Б.Эльконин) — теория оптимизации процесса обучения (Ю.К.Бабанский) — педагогические теории индивидуализации обучения (Г.Ф.Кумарина, Е. С. Рабунский, И.Э.Унт) — психолого-педагогическая теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина).

Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений нами были отобраны и использовались следующие методы исследования: теоретический анализ научной литературы в аспекте изучаемой проблемы, педагогический эксперимент, наблюдение, беседа, изучение школьной документации, анкетирование, предметное тестирование, комплекс социометрических методов, метод диагностической игры, качественный и количественный анализ экспериментальных данных.

Базой опытно-экспериментальной работы выступили вторые классы выравнивания школ NN 1, 11, 20, 22, 24, 31 и школы-интерната N 2 г. Череповца Вологодской области.

Исследование проводилось в несколько этапов:

Первый этап П994−1995 годы) был посвящен теоретическому исследованию проблемы.

Второй этап (1995;1996 годы) был связан с разработкой методики опытноэкспериментального исследования, проведением поискового эксперимента.

Третий этап (1996;1998 годы) предполагал осуществление основного эксперимента с целью выявления педагогических условий эффективности индивидуализации обучения слабоуспевающих младших школьников в гомогенных классах, апробацию и обобщение результатов исследования.

Научная новизна и теоретическое значение исследования состоят в том, что полученные автором данные расширяют имеющиеся представления о сущности и структуре процесса индивидуализации обучения младших школьников с трудностями в учебно-познавательной деятельности. В диссертации выявлены и экспериментально обоснованы педагогические условия результативности индивидуализации обучения слабоуспевающих младших школьников, обучающихся в гомогенном классе: разработка программы индивидуализации обучения, дифференцированной в зависимости от индивидуально-психологических особенностей учащихсяобоснование системы способов индивидуализации обучения слабоуспевающих младших школьниковопределение показателей индивидуального развития ребёнка в процессе обучения.

Практическая значимость исследования заключается в следующем: применение предлагаемого варианта методики проведения коррекцион-норазвивающих занятий позволило повысить результативность педагогического процесса в классах выравниванияс учетом материалов теоретического исследования было обновлено содержание курса «Дидактика», разработана и реализована программа спецкурса «Индивидуализация и дифференциация обучения в начальной школе» для студентов факультета педагогики и психологии ЧТУ, обучающихся по специальности.

31 200 «Педагогика и методика начального образования" — составлены и изданы учебно-методические рекомендации для студентов, где нашли отражение результаты теоретических поисков и изучения педагогического опыта.

На защиту выносятся следующие положения:

— комплекс значимых для учёта в процессе обучения индивидуально-психологических особенностей слабоуспевающих младших школьников;

— система способов индивидуализации обучения слабоуспевающих детей младшего школьного возраста;

— педагогические условия индивидуализации обучения слабоуспевающих младших школьников в гомогенном классе: разработка программы индивидуализации обучения, дифференцированной в зависимости от индивидуально-психологических особенностей учащихсяобоснование системы способов индивидуализации обучения слабоуспевающих младших школьниковопределение показателей индивидуального развития ребёнка в процессе обучения.

Достоверность полученных результатов обеспечивается методологической обоснованностью исходных позиций, опорой на философские положения (о диалектической взаимосвязи общего, особенного и единичногоо целостности личности, о соотношении в человеке биологического и социальногоо ведущей роли деятельности в развитии и формировании личности) — анализом и использованием достижений современной психолого-педагогической наукиприменением комплекса теоретических и эмпирических методов исследования, адекватных природе изучаемого процесса и задачам исследованияопытно-экспериментальной проверкой выводов и практических рекомендаций.

Апробация полученных результатов. Основные положения и выводы исследования обсуждались на научной конференции студентов и преподавателей ЧГПИ (г.Череповец, 1995), на научно-практической конференции «Школа — вуз: инновационные процессы» (г.Череповец, 1997), сообщались на заочных конференциях молодых ученых (г.Москва, 1995; 1996; 1997). Автором разработан и прочитан спецкурс «Индивидуализация и дифференциация обучения в начальной школе» на факультете педагогики и психологии ЧГУ (специальность — 31 200 «Педагогика и методика начального образования»).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

ВЫВОДЫ по ГЛАВЕ 2.

Проведенное опытно-экспериментальное исследование педагогических условий индивидуализации обучения слабоуспевающих младших школьников позволяет сделать ряд выводов.

1. Существуют потенциальные возможности усиления коррекцион-но-развивающей направленности педагогического процесса в гомогенном классе для указанной категории младших школьников, связанные с реализацией задач формирования общеучебных интеллектуальных умений, школьной мотивации и благоприятных межличностных отношений учащихся.

2. Необходимость управления развитием каждого ученика обусловливает целесообразность разработки программы индивидуализации обучения, дифференцированной в зависимости от индивидуально-психологических особенностей учащихся.

3. Система способов индивидуализации обучения слабоуспевающих младших школьников включает в себя следующие элементы:

— коррекционно-развивающее занятие как организационную форму, в рамках которой общеучебные интеллектуальные умения, положительная школьная мотивация и благоприятные межличностные отношения учащихся могут выступать объектом целенаправленного формирования;

— коллективную познавательную деятельность, способствующую не только развитию детей как представителей рассматриваемой категории учащихся, но и формированию индивидуальности каждого;

— дозированную помощь, являющуюся эффективным педагогическим приемом в работе с детьми, испытывающими затруднения в учении.

4. К показателям индивидуального развития учащихся в процессе обучения, принимая во внимание цели индивидуализации обучения слабоуспевающих младших школьников, нами отнесены такие, как уровень сформированности общеучебных интеллектуальных умений, характер школьной мотивации, социометрический статус в учебной группе, уровень обученности.

5. Проведенное по выделенным показателям сравнение индивидуального развития учащихся контрольной и экспериментальной групп свидетельствует в пользу последних, что дает основание считать экспериментально подтвержденными следующие педагогические условия индивидуализации обучения слабоуспевающих младших школьников в гомогенных классах: разработка программы индивидуализации обучения, дифференцированной в зависимости от индивидуально-психологических особенностей учащихсяобоснование системы способов индивидуализации обучения слабоуспевающих младших школьниковопределение показателей индивидуального развития ребенка в процессе обучения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Итак, актуальность проблемы индивидуализации обучения слабоуспевающих детей младшего школьного возраста обусловлена социальной ситуацией, характеризующейся, с одной стороны, ухудшением соI к матического и психического здоровья детского населения, состоянием системы дошкольного образования, определяющим неодинаковые стартовые возможности развития детей, и, в то же время, стремлением гуманизировать школьное образование.

Исторически, в своем генезисе, проблема индивидуализации обучения связана с принципом природосообразности воспитания, антропологическим подходом к воспитанию, учением о ведущей роли обучения в развитии личности.

Учитывая современные исследования по проблеме, следует отметить следующее:

— индивидуальный подход, являясь дидактическим положением принципа единства коллективного характера обучения и учета индивидуальных различий учащихся, означает позицию педагога, предполагающую ориентацию на индивидуально-психологические особенности обучаемыхиндивидуализация обучения есть реализация данного положения;

— под индивидуализацией обучения понимается комплекс организационно-педагогических и методических мероприятий с целью создания условий для оптимального целостного развития личности каждого школьника, формирования его индивидуальности;

— наиболее распространенными формами индивидуализации обучения школьников являются внутриклассная индивидуализация учебной работы детей (в частности, прием оказания педагогом дозированной помощи) и дифференциация обучения, одной из конкретных форм которой является гомогенный класс для детей, испытывающих затруднения в учении (класс коррекционно-развивающего обучения, или класс выравнивания);

— наиболее характерными для учащихся указанной категории индивидуально-психологическими особенностями являются такие: низкий уровень обученности, пониженная обучаемость, предпосылками которой является несформированность общеучебных интеллектуальных умений, низкая школьная мотивация, одной из причин которой выступает неблагоприятное положение ученика в системе межличностных отношений;

— индивидуально-психологические особенности слабоуспевающих младших школьников, новые тенденции в развитии отечественной начальной школы определяют необходимость решения проблемы индивидуализации их обучения с позиций развивающего обучения, что, в свою очередь, означает в качестве ее приоритетных задач формирование у учащихся интеллектуальных умений, положительной школьной мотивации и благоприятных межличностных отношенийспособами, используемыми для решения данных задач, могут быть развивающие занятия, организация коллективной познавательной деятельности учащихся и оказание им дозированной помощи.

Выявленные нами у слабоуспевающих детей индивидуальные различия в сформированности интеллектуальных умений, школьной мотивации, в социометрическом уровне обусловили необходимость разработки программы индивидуализации обучения, дифференцированной в зависимости от индивидуально-психологических особенностей учащихся гомогенного класса.

В опорном варианте такой программы в соответствии с тем или иным (высоким, средне-высоким, средне-низким, низким) уровнем сформированности интеллектуальных умений, школьной мотивации, социометрического статуса были даны определенные рекомендации по включению детей в коллективную познавательную деятельность, оказанию им дозированной помощи в ходе проведения коррекционно-развивающих занятий. Индивидуальные программы составлялись на основе опорного варианта.

Реализация программы индивидуализации обучения учащихся экспериментальных классов (40 человек) была связана с проведением развивающих занятий, которые характеризовались следующим:

— общеучебные интеллектуальные умения, положительная школьная мотивация, благоприятные межличностные отношения выступают объектом целенаправленного формирования;

— занятия проводятся одновременно с учащимися всего класса (10 -15 человек).

В контрольных классах (39 учащихся) для методики проводимых коррекционно — развивающих занятий было характерным следующее:

— основным объектом коррекции выступают знания и умения учащихся по русскому языку и математике,.

— наполняемость группы не более 3 учеников.

Оценка эффективности индивидуализации обучения осуществлялась с позиций развивающего обучения в соответствии со следующими критериями:

— динамика успешности выполнения учащимися диагностических занятий на выявлении уровня сформированности интеллектуальных умений,.

— характер изменения уровня школьной мотивации,.

— характер изменения уровня благополучия взаимоотношений и индекса изоляции учащихся,.

— динамика успешности выполнения предметных тестов по математике и русскому языку.

В ходе результативно-оценочного этапа экспериментального исследования мы сравнивали средневзвешенные величины исследуемых показателей в контрольных и экспериментальных классах, переведенных условно в шкалу значений (низкий уровень — 1, средне-низкий — 2, средне-высокий — 3, высокий — 4).

Как показал результативно-оценочный этап, уровень сформированности интеллектуальных умений у учащихся как в контрольных, так и в экспериментальных классах в целом повысился. Однако в экспериментальных классах выявлена более существенная динамика: средний уровень сформированности интеллектуальных умений в экспериментальном классе вырос с 1,07 до 2,0, в то время как в контрольных классах — с 1,1 до 1,38 условных единиц.

Средний уровень школьной мотивации в экспериментальных классах повысился (с 2,40 до 2,80), в контрольных — несколько снизился (с 2,33 до 2,20).

Уровень благополучия взаимоотношений учащихся вырос во всех трех экспериментальных классах, и лишь в одном случае из трех — в контрольных. Индекс изоляции снизился во всех классах как контрольной, так и экспериментальной группах. Во втором случае зафиксировано более значительное снижение названного показателя — с 0,31 до 0,05, в то время как в контрольной группе — с 0,26 до 0,08.

В динамике успешности выполнения предметных тестов, как показал второй контрольный срез, преимущество учащихся экспериментальных классов было минимальным: средний уровень обученности по математике в этих классах повысился на 1,3 пункта (в контрольных — на 1,13) — по русскому языку — на 1,18 пункта (в контрольных — на 1,15). Однако в пользу контингента экспериментальной группы в данном случае свидетельствует то, что косвенный путь повышения качества знаний и умений — через формирование общеучебных интеллектуальных умений, повышение школьной мотивации, формирование благоприятных межличностных отношений — приводит, как правило, к более стабильным результатам, в то время как непосредственное воздействие на пробелы в знаниях и умениях слабоуспевающих учащихся в силу индивидуально-психологических особенностей таких детей хотя и дает положительные результаты, но позволяет достичь, по мнению специалистов, лишь временных успехов.

Таким образом, подтвердилось наше предположение о том, что результативность индивидуализации обучения слабоуспевающих младших школьников в гомогенных классах обеспечивается следующими педагогическими условиями:

— разработана программа индивидуализации учащихся, дифференцированная в зависимости от их индивидуально-психологических особенностей;

— обоснована система способов индивидуализации обучения слабоуспевающих младших школьников;

— определены показатели индивидуального развития ребенка в процессе обучения.

Дальнейшую разработку проблемы мы связываем с изучением вопросов формирования интеллектуальных умений учащихся с трудностями в учении средствами учебных предметов, организации коллективной познавательной деятельности на уроке и самоподготовке.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка: Сб. метод, мат./ Битянова М.Р.- М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1997.- 112 с.
  2. Т.В. Индивидуальные различия младших школьников, их выявление и учет в процессе обучения: Дисс. канд. пед. наук.- М., 1977.- 194 с.
  3. М.К., Козлова В. Т. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход.- М.: Знание, 1992.- 80 с.
  4. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей / Под ред. К. С. Лебединской.- М.: Педагогика, 1982.- 128 с.
  5. Т.Н., Савинцева Н. В. Тесты как форма контроля // Нач. шк.- 1993.-N1.-С. 42- 45.
  6. О.В. Педагогическая технология коррекции нарушенного внимания младших школьников с задержкой психического развития церебрально-органического генеза: Автореф. дисс. канд. пед.наук.-Екатеринбург, 1997.- 22 с.
  7. Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Мн.: Университетское, 1990. — 560 с.
  8. В.В., Балл Г. А., Кисарчук З. Г., Мусатов С. А. Психологические предпосылки эффективности совместной работы школьников // Вопросы психологии.- 1985.- N4.- С. 38−45.
  9. А.Н. Из опыта работы с детьми, имеющими задержку психического развития // Нач. шк.- 1993.- N2.- С.60−64.
  10. М.М. Индивидуализация обучения- задача сегодняшнего дня. Тула, 1971.- 64 с.
  11. H.H. К вопросу о взаимоотношениях учащихся с задержками психического развития // Индивидуальный подход к школьникам в обучении. Вып.4.- Горький, 1977.- С.48−51.
  12. H.H. Психологические особенности дружеского общения детей и младших подростков с задержкой психического развития // Некоторые проблемы обучения, воспитания и развития.- Горький, 1979.-С. 11−12.
  13. Ю.К. Оптимизация процесса обучения / Аспект предупреждения неуспеваемости школьников: Дисс. д-ра пед. наук.- М., 1973.- 434 с.
  14. Л.Ф. Формирование у слабоуспевающих школьников умения самостоятельно планировать учебную деятельность: Дисс. канд. пед. наук.- Ростов-на-Дону, 1974.- 209 с.
  15. O.JI. Условия реализации индивидуализированной педагогической помощи учащимся начальных классов: Дисс. .к.п.н. Кострома, 1995. -196 с.
  16. В.П. Индивидуальный подход к учащимся в условиях проблемно-поисковой деятельности: Дисс. канд. пед. наук.- Харьков, 1974.- 174 с.
  17. С.П. Сущность процесса обучения: Учеб. пособие по спецкурсу.- М.- Просвещение, 1981.- 143 с.
  18. Я. Психологическая коррекция недостатков саморегуляции у детей с задержками развития // Вопросы психологии.- 1983.- N4.-С.70−71.
  19. БезрукихМ.М., Ефимова С. П. Как помочь детям с трудностями обучения? // Нач. шк.- 1990.- N10.- С.11−16.
  20. Н.Л. Психологическое исследование мотивов учебной деятельности у детей с задержкой психического развития: Автореф. дисс. канд. пс. наук.- М.: Изд-во Московского ун-та, 1976.- 21 с.
  21. М.Н. Общедидактический подход к гуманизации образования // Педагогика.- 1994.- N5.- С.21−25.
  22. В.П. Программированное обучение. Дидактические основы.- М.: Высшая школа.- 1970.- 300 с.
  23. В.П. Стандартизация образования: основные идеи и понятия // Педагогика.- 1993.- N5.- С.16−25.
  24. П.П. Педология: Учебник для высш. пед. уч. заведен.- М.: Гос. уч.-пед. изд-во, 1934.- 334 с.
  25. П.П. Трудные школьники.- М.: Работник просвещения, 1930.- 130 с.
  26. Л.И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка // Избр. психол. труды. Проблемы формирования личности: Под ред. Д. И. Фельдштейна.- М.: Педагогика, 1986.- С.20−55.
  27. Н.П. Реабилитационная педагогика.- М.: АГРАФ, 1996.160 с.
  28. В. П. Основы новой педагогики (отрывки) // Антология педагогической мысли России второй половины XIX- начала XX в. / Сост. П. А. Лебедев.- М.: Педагогика, 1990.- С.520−545.
  29. Г. И. Дидактические основы формирования учебной деятельности младших школьников: Дисс. д-ра пед. наук.- Л., 1990.383 с.
  30. Г. И. Формирование учебной деятельности младших школьников на основе межпредметных связей: Уч. пособие к спецкурсу.- Ленинград, 1987.- 80 с.
  31. H.H. Индивидуальная работа с учащимися.- Мн.: Нар. асвета, 1983.- 143 с.
  32. H.H. Формирование индивидуальности школьника в целестном учебно-воспитательном процессе: Автореф. дисс. д-ра пед. наук.- М., 1991.- 32 с.
  33. М.Д., Первин И. Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников / Из опыта работы.- М.: Просвещение, 1977.- 159 с.
  34. Н. Школа природосообразная // Педагогический вестник.- 1994.-N4.- с. 2.
  35. Т.А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии.-М.: Просвещение, 1973.- 175 с.
  36. М. Проблема дифференциации обучения в советской педагогике и практике общеобразовательной школы: Дисс. канд. пед. наук. Минск, 1977.- 169 с.
  37. И.П. Коррекция эмоциональной сферы младших школьников: Метод, пособ.- М.: Изд-во ИПК и ПРНО МО, 1993.- 56 с.
  38. Ю.Н., Зверева М. В. Целостные характеристики развития учащихся обычных классов (на примере слабо- и среднеуспевающих школьников) // Развитие учащихся в процессе усвоения знаний: Сб-к научн. трудов / Под ред. М. В. Зверевой.- М., 1981.- С.85−91.
  39. Л.С. Педагогическая психология. / Под ред. В. В. Давыдова.- М.: Педагогика, 1991.- 480 с.
  40. Л.С. Проблемы дефектологии.- М.: Просвещение.- 527 с.
  41. В.А. Оптимальное сочетание индивидуальных и коллективных форм учебной деятельности младших школьников: Дисс. канд. пед. наук.- Киев, 1984.- 182 с.
  42. C.B. Влияние дифференциации обучения на интеллектуальное развитие первоклассников с различной готовностью к школе: Дисс. канд. пед. наук.- М., 1996.- 157 с.
  43. М.А. Педагогические условия индивидуализации обучения неуспевающих школьников: Дисс. канд. пед. наук.- Ереван, 1989.- 189 с.
  44. А.М. О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1954.- 90 с.
  45. Ю.З. Идеи дифференцированного обучения в отечественной педагогике // Педагогика.- 1994.- N5.- С. 80−83.
  46. Ю., Кондратенко Л., Коробко С. Как не убить талант? // Народное образование.-1991.-N4.- С. 15−22.
  47. Ю.З. Психолого-педагогические основы индивидуального подхода к слабоподготовленным ученикам: Пособие для учителей классов выравнивания.- Киев: Радянська школа, 1985.- 175 с.
  48. А.Н. Введение в педагогическую психиатрию // Педагогика.-1996.- N3.- С.30−34.
  49. Н.Я. Организация комплексной коррекционной помощи учащимся с трудностями в обучении (начальные классы общеобразовательной школы): Автореф. дисс.к. п. н.- М., 1995.- 18 с.
  50. Готовимся к школе: Программно-методическое оснащение коррек-ционно-развивающего воспитания и обучения дошкольников с ЗПР,-М.: «Ника-пресс», 1998.- 192 с.
  51. В. Некоторые проблемы мотивации учебной деятельности учащихся // Вопросы психологии.- 1987.- N1.- С. 56−59.
  52. В.В., Маркова А. К. Концепция учебной деятельности школьников // Вопросы психологии.-1981.- N6.- С. 13−26.
  53. В.В. Теория развивающего обучения.- М.: ИНТОР, 1996.544 с.
  54. С.Н. Дидактические условия и принципы проведения специальных занятий для развития обучаемости учащихся: Дисс. канд. пед. наук. Тюмень, 1996.- 152 с.
  55. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, H.A. Цыпиной.- М., 1984.- 256 с.
  56. А.Н. Зарубежная школа: история и современность.- М. Изд-во Российского открытого ун-та, 1992.- 177 с.
  57. Диагностика школьной дезадаптации. Научно-методическое пособие для учителей начальных классов и школьных психологов.- М.: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 1993.- 126 с.
  58. А. Руководство к образованию немецких учителей // Пискунов А. И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. -М.: Просвещение, 1971.- С.385- 444.
  59. А.Е. Теория и практика формирования умений и навыков в системе начального обучения: Дисс. д-ра пед. наук.- М., 1978.381 с.
  60. Е.С., Захарчук Н. С. Индивидуализация обучения в начальных классах // Пути совершенствования учебно-воспитательной работы учителей начальных классов. Сумы, 1989. — с. 22 — 24.
  61. И.В. Об индивидуальных особенностях школьников.-М.: Знание, 1975.-64 с.
  62. И. В. Школьная психологическая служба: вопросы теории и практики.- М.: Педагогика, 1991.- 232 с.
  63. А.К. Межличностные отношения в младшем школьном возрасте и их зависимость от способа обучения // Вопросы психологии.-1983.-N1.- С. 58−65.
  64. В.К. Обучение по способностям // Народное образование.-1994.- N2−3.-С. 89−98.
  65. В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие.- М.: Педагогика, 1989. -160 с.
  66. Т.В. Исследование методики «Простые аналогии» при диагностике задержки психического развития // Психологическая диагностика, ее проблемы и методы / Ред. K.M. Гуревич, В.И. Лубов-ский.- М., 1975.- С. 23−57.
  67. A.C. Больше внимания слабоуспевающим ученикам // Нач. шк.- 1985.- N9, — С.22−24.
  68. H.A. Влияние содержания обучения на умственное развитие младших школьников с пониженной обучаемостью // Некоторые проблемы обучения, воспитания и развития Горький, 1979.- С. 2223.
  69. В.И. К вопросу о диалектике коллективного и индивидуального в учебном процессе // Вопросы воспитания познавательной активности и самостоятельности школьников. Учен, записки Казанского гос. пед. инст-та. Вып 102.- Казань, 1972.- С. 247−257.
  70. Зак А. З. Диагностика мышления детей 6−10 лет.- М.: Фолиум, 1993.48 с.
  71. Зак А. З. Развитие умственных способностей младших школьников.-М.: Просвещение: Владос, 1994.- 320 с.
  72. Зак А. З. Различия в мышлении детей.: Уч.-мет. пособие.- М.: Изд-во Российского открытого университета, 1992.- 128 с.
  73. М. Осуществление индивидуального подхода к школьникам начальных классов в условиях экспериментального обучения // Актуальные проблемы индивидуализации обучения: Материалы научного симпозиума. Тарту, 1970. — С. 49 -52.
  74. В.И., Калмыкова З. И., Орлова A.M. Об учащихся с замедленным темпом развития // Сов. педагогика.- 1968, — N10.- С. 58−69.
  75. В.Н. Индивидуализация обучения способных и одаренных учащихся сельской местности в гимназии-интернате: Автореф. дисс.канд. пед. наук.- М., 1995.- 16 с.
  76. А.Я. Обучаемость как принцип оценки умственного развития детей.- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976.- 97 с.
  77. Е.К. Динамика формирования пониженной обучаемости и возможности ее изменения (на материале изучения дошкольников и учащихся первых классов): Автореферат дисс. канд. псих, наук.-М., 1979.- 26 с.
  78. Е.П. Умения и навыки: нерешенные вопросы // Вопросы психологии.- 1986.-N2.- С. 138−148.
  79. Т.А. Педагогика: Курс лекций, — М.: Просвещение.- 496 с.
  80. Индивидуализация оценочной деятельности педагога в системе кор-рекционного обучения: Мет. пособ. для учителей коррекционных классов.- М., 1989.- 25 с.
  81. Индивидуальные варианты развития младших школьников / Под. ред. Л. В. Занкова и М. В. Зверевой.- М.: Педагогика, 1973.- 176 с.
  82. К. Попытка исследовать эффективность обучения в условиях гомогенных классов // Актуальные проблемы индивидуализации обучения.- Тарту, 1970.- С.40−42.
  83. К. Формирование интеллектуальных умений в начальных классах // Исследования по педагогике и возможности их внедрения. Тезисы докладов научной конференции по школьной педагогике.-Тарту, 1986.- С. 46−50.
  84. Кабанова-Меллер Е. Н. Учебная деятельность и развивающее обучение.- М.: Знание, 1981.- 96 с.
  85. З.И. Проблема преодоления неуспеваемости глазами психолога.- М.: Знание, 1982.- 96 с.
  86. З.И. Развитие умственных способностей у школьников // Некоторые проблемы обучения, воспитания и развития. Тезисы докладов.- Горький, 1979.- С.27−28.
  87. И.Д. Формирование и перенос умений в учебной деятельности детей с задержкой психического развития: Автореф. дисс. канд. пед. наук.- М., 1976.- 25 с.
  88. М.Ф. О воспитании оратора // Пискунов А. И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики.- М.: Просвещение, 1971.-С.40−46.
  89. Г. Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения.- М.: Просвещение, 1980.- 159 с.
  90. A.B. Положение детей в системе общения в классном коллективе // Проблемы общения и воспитание. Ч.2.- Тарту, 1974.- С.8−17.
  91. Кирсанов А. А Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема.- Изд-во Казанского унив-та, 1982.- 224 с.
  92. A.A. Педагогические основы индивидуализации учебной деятельности учащихся.: Автореф. дисс. д-ра пед. наук.- Л., 1983.-32 с.
  93. Классы выравнивания. Педагогические особенности, вопросы организации и комплектования / Сост. Г. Ф. Кумарина.- Киев, 1980.- 86 с.
  94. Классы выравнивания. Результаты и анализ экспериментального исследования / Под ред. Л. С. Маслова. Таллин, 1973. — 160 с.
  95. Я.А. Великая дидактика // Коменский Я. А., Локк Д., Руссо Ж. Ж., Песталлоцци И. Г. Педагогическое наследие / Сост.
  96. B.М.Кларин, А. Н. Джуринский. М.: Педагогика, 1988. — С. 11 — 106.
  97. В.И. Влияние особенностей развития детей-сирот с ЗПР на их социальную адаптацию в условиях школы-интерната // Дефек-тология.-1991 .-N1.- С.49−53.
  98. А.Н. Индивидуально-типологические особенности младших школьников как основа дифференцированного обучения.- М.: Просвещение, 1968.- 208 с.
  99. А.Н., Матюхина М. В. Вопросы психологии индивидуального подхода к младшему школьнику // Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М. В. Гамезо и др.- М.: Просвещение, 1984.1. C.207−219.
  100. Н.И. Коррекция нарушений ориентирования в учебном задании у детей с задержкой психического развития.: Дисс. канд. пед. наук.-153 с.
  101. Коррекционная направленность трудового обучения в начальных классах школы для детей с задержкой психического развития.
  102. Методические рекомендации.- Сост. Г. И. Жаренкова.- М., 1987.- 46 с. 1990.- 63 с.
  103. Коррекционно-развивающее обучение в условиях стандартизации образования. Из опыта работы .- Новосибирск, 1997.- 228 с.
  104. Н.К., Микадзе Ю. В., Балашова Е. Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников.- М.: Российское педагогическое агентство, 1997.- 123 с.
  105. В. А. Психология математических способностей.- М.: Просвещение, 1968.-431 с.
  106. Л.В. Использование игры в коррекционных целях // Воспитание детей с задержкой психического развития в процессе обучения. Сборник научных трудов / Под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, H.A. Цыпиной.- М.: НИИ ОП АПН СССР, 1981.- С.89−96.
  107. Л.В. Особенности мотивационно-волевой готовности детей с задержкой психического развития к школьному обучению: Автореф. дисс. канд. пед. наук.- М., 1986.- 16 с.
  108. И.Ю. Отношение к учению у детей с задержкой психического развития (в начальных классах специальной школы): Автореф. дисс. канд. пед. наук.- М., 1980.- 15 с.
  109. В. А. Цехмистрова Т.Д. Формирование у учащихся умения учиться. -М.: Просвещение, 1983. 80 с.
  110. Г. Ф. Индивидуализация обучения как актуальная проблема педагогической теории и практики // Совершенствование процесса обучения в соответствии с основными направлениями реформы общеобразовательной и профессиональной школы.- М., 1987.-С.21−25.
  111. Г. Ф. Педагогические основы реализации принципа индивидуализации в условиях коррекционного обучения: Автореф. дисс. докт. пед. наук. М., 1991, — 34 с.
  112. Г. Ф. Педагогические основы реализации принципа индивидуализации в условиях коррекционного обучения // Научные достижения и передовой опыт в области педагогики и народного образования. М., 1992.- Вып. 1.- С. 1−23.
  113. Т.И. Индивидуализация и дифференциация обучения в социалистической и капиталистической школах.: Дисс. канд. пед. наук.- Казань, 1988.- 167 с.
  114. A.A. Методы исследования в профессиональной педагогике. Таллин: Валгус, 1980. — 334 с.
  115. Т.А. Общеучебные умения и речевая деятельность школьников // Сов. педагогика. 1981. — № 8 — С. 83 — 91.
  116. Н.С. Возрастные предпосылки умственных способностей // Сов. педагогика.- 1974.- N4.- С. 97−108.
  117. А.Н. Деятельность. Сознание, Личность.- 2-е изд.- М.: Политиздат, 1977.- 304 с.
  118. И.Я. Каким должно быть базовое содержание общего образования? // Пед. вестник. 1992. — № 5. — С. 2 -3.
  119. Х.Й. Групповая работа на уроке.- М.: Знание, 1975.- 64 с.
  120. О.С. Педагогические основы индивидуализации музыкального обучения в условиях общеобразовательной школы: Автореф. дисс.к.п.н. -М., 1995. 18 с.
  121. .Т. Философия воспитания.- М.: Прометей, 1995.- 282 с.
  122. Дж. Педагогические сочинения. Пер. с англ. Ю.М. Давид-сона / Под ред. И. Ф. Свадковского.- М.: Учпедгиз, 1939.- 320 с.
  123. H.A. Формирование общеучебных умений и навыков школьников как составная часть целостного учебно-воспитательного процесса: Дисс. д-ра пед. наук.- М., 1990.- 378 с.
  124. В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. М.: Педагогика, 1989. — 104 с.
  125. Ю.Б. Особенности формирования самоконтроля в деятельности детей с задержкой психического развития: Автореф. дисс. канд. псих, наук.- М., 1986.- 16 с.
  126. А.К. Закономерности возрастного развития //Сов. педагогика. 1988.- N9. — С. 49 — 56.
  127. И.Ф. Задержка психического развития (клинико-психологическая диагностика).- М.: изд. н/о «Компенс-центр», 1993.198 с.
  128. М.А. Проблемы индивидуализации обучения в дидактике послевоенных лет // Сов. педагогика.- 1987.- N1.- С. 104−110.
  129. H.A. Понимание учебных текстов младшими школьниками с задержкой психического развития.: Дисс. канд. пед. наук.-М., 1986.- 173 с.
  130. H.A. Проблемы учения и умственного развития школьника.- М.: Педагогика, 1989.- 220 с.
  131. H.A. Психологические проблемы преодоления неуспеваемости // Сов. педагогика. 1970. — № 11. — С. 70 — 82.
  132. B.C., Климов Е. А. Формирование индивидуального стиля деятельности в процессе обучения // Сов. педагогика.- 1967.- N4.-С. 110−118.
  133. Методические рекомендации об индивидуальных и групповых коррекционных занятиях для учащихся специальных школ и классов выравнивания для детей с задержкой психического развития // Дефектология.- 1991.-N1.-С. 89−92.
  134. Методические рекомендации по организации и содержанию кор-рекционно-развивающего обучения в условиях общеобразовательных учреждений // Нач. шк. (приложение к газете «Первое сентября»).- 1997.-N29.- 32 с.
  135. Методы педагогических исследований / Под ред. А.И. Пискуно-ва.- М.: Педагогика, 1979.- 256 с.
  136. Т.П. Формирование познавательной активности учащихся в условиях дифференциации обучения.: Дисс. канд. пед. наук, — Минск, 1989.- 168 с.
  137. В.М. Обновление методической системы обучения // Сов. педагогика.- 1989.- N1.- С.28−33.
  138. Е.В. Интеллект и обучаемость // Научные труды Московского педагогического государственного университета. Серия: Психолого-педагогические науки.- М.: Прометей, 1998.- С.283−287.
  139. М.А. Управление учебной деятельностью учащихся в условиях индивидуализации и дифференциации обучения.-Дисс. канд. пед. наук.- Казань, 1993.- 167 с.
  140. И.А. Индивидуальный подход к школьникам, отстающим в учебе или имеющим отклонения в поведении // Нач. шк.-1985.-N9.- С.17−21.
  141. П.В. Развитие рефлексии у младших школьников: Ав-тореф. дисс.канд. пс. Наук.- М., 1998.- 17 с.
  142. Обучение в коррекционных классах. Работа со слабоуспевающими школьниками: Пособие для учителей / Под. ред. Г. Ф. Кумари-ной.- М., 1991.- 192 с.
  143. Обучение детей с задержкой психического развития: Пособие для учителей / Под. ред. Т. А. Власовой и др. М.: Просвещение, 1981. -119с.
  144. Г. С. Выявление и учет индивидуальных различий учащихся 1−3 классов в учебном процессе.- Челябинск, 1982.- 95 с.
  145. В. Введение в общую дидактику.- М.: Высшая школа, 1990.- 382 с.
  146. Е.В. Особенности интеллектуального развития детей 5−6 лет // Проблемы обеспечения преемственности в работе дошкольных учреждений и начальной школы. Межвузовский сборник научных трудов.- Вологда, 1990.- С.20−27.
  147. A.M. О реализации принципа управляемости и индивидуализации в программированном обучении // Сов. педагогика.-1968.- N1. -С.53−59.
  148. Осколкова J1.A. Индивидуализация учения младших школьников с учетом особенностей развития их познавательных процессов: Дисс. канд. пед.наук.- Волгоград, 1978.- 148 с.
  149. Особенности познавательных процессов младших школьников и вопросы индивидуализации обучения. Сборник трудов.- М., 1973.94 с.
  150. А.Н. Учитель и даровитые ученики (отрывки) // Антология педагогической мысли России второй половины XIX -начала XX века / Сост. П. А. Лебедев. М.: Педагогика, 1990. — С. 318 -322.
  151. Отстающие в учении школьники: проблемы психического развития / Под. ред. З. И. Калмыковой, И. Ю. Кулагиной. М.: Педагогика, 1986. — 207 с.
  152. Оценка уровня сформированности учебной деятельности. В помощь учителю начальных классов. Авторы: Г. В. Репкина, Е. В. Заика.- Томск: «Пеленг», 1993.- 61 с.
  153. Педагогика: Учебное пособие для педагогических институтов / Ю. К. Бабанский, В. А. Сластенин, Н. А. Сорокин и др.- Под. ред. Ю. К. Бабанского. М.: Просвещение, 1988. — 479 с.
  154. Э.Я. Клинико-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития и церебральной астенией и опыт коррекционно-воспитательной работы: Дисс. канд. пед.наук.-М., 1971.- 229 с.
  155. В.А. Индивидуально- типические особенности обучаемости младших школьников в норме и при отклонениях в развитии.- Иркутск, 1979.- 86 с.
  156. H.H. Использование дидактических тестов для итогового контроля по русскому языку // Нач. школа.- 1994.- N2.- С. 26−28.
  157. Положение о классах коррекционно-развивающего обучения в общеобразовательных учреждениях Москвы // Дефектология.- N2.-С.3−6.
  158. В.М. Оценка знаний школьников. -M.: Знание, 1981. -96 с.
  159. A.B. Развивающая функция вариативных заданий в учебниках русского языка для начальных классов // Проблемы школьного учебника. Вып. 20 / Сост. Г. А. Молчанова.- М.: Просвещение, 1991.-С. 84−101.
  160. Г. М. О формировании взаимоотношений детей с временными задержками психического развития со сверстниками // Формирование личности советского учащегося. Вып 2.- Вологда, 1976.- С. 76−85.
  161. А.И. Развитие самостоятельности младших школьников при организации коллективных занятий: Дисс. канд. пед. наук.- М., 1992.- 139 с.
  162. Н.Б. Педагогические условия индивидуализации учебной деятельности школьников в 5−8 классах при изучении гуманитарных дисциплин.: Автореф. дис. .к.п.н. Челябинск, 1995. — 22 с.
  163. Программы начальных классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида и классов коррекционно-развивающего обучения.- М.: Просвещение, 1996.- 106 с.
  164. Е.С. Компенсирующее обучение в России: Сборник действующих нормативных документов и учебно-методических материалов.- М.: ООО «Изд-во ACT- ЛТД», 1997.- 160 с.
  165. Психологические проблемы неуспеваемости школьников / Под ред. H.A. Менчинской.- М.: Педагогика, 1971.- 276 с.
  166. Т.Д. Возрастные особенности структуры познавательной деятельности детей с задержкой психического развития (на материале решения классификационных задач): Автореф. дисс. канд.псих. наук.- М., 1983.- 18 с.
  167. Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников (на основе анализа их самостоятельной учебной деятельности). М.: Педагогика, 1975.- 184 с.
  168. Е.С. Теория и практика реализации индивидуального подхода к школьникам в обучении: Дисс. д-ра пед. наук.- Горький, 1988.- 464 с.
  169. Развитие учащихся в обучении (1−2 классы) / Под ред. JI.B. Зан-кова.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963.- 291 с.
  170. А.Н. Индивидуализация обучения учащихся на основе программно-целевого подхода: Дис.к.п.н. Барнаул, 1996. — 180 с.
  171. А. Даже слабый обретает силу // Нар. образование.-1994.- N2−3.- С.117−122.
  172. Х.Х. Индивидуализация учебных заданий в начальных классах: Автореф. дисс. канд. пед.наук.- Тарту, 1987.- 18 с.
  173. М. К проблеме развивающего обучения. // Сов. педагогика.- 1988.- N8.- С. 22−24.
  174. JI.C. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным ученикам.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958.- 213 с.
  175. С. Раз ступенька, два ступенька (уровневая дифференциация при обучении детей в классах компенсирующего обучения) // Нач. шк. (прилож. к газ. «Первое сентября»).- 1997.- N32.-С.1−2.
  176. В.А. Особенности обучения детей с задержкой психического развития // Нач. шк.- 1994.- N4.- С.10−11.
  177. Т.Ю. Опыт диагностики слабой успеваемости и методика дифференцированной работы по ее преодолению (на материале школ Литовской ССР): Дисс. канд. пед. наук.- М., 1971.- 360 с.
  178. Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников: Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1988.175 с.
  179. И.И. Оптимальное сочетание форм учебной работы в структуре уроков разных типов как условие развивающего обучения: Автореф. дисс. .к.п.н. Челябинск, 1995. — 22 с.
  180. Р.Д. Индивидуальный подход к учащимся как условие повышения качества знаний: Дисс. канд. пед. наук.- Фрунзе, 1984.269 с.
  181. Э.Д., Богданова Т. Г. О влиянии значимости мотива на процесс решения мыслительных задач // Вопросы психологии.-1980.-N11.- С. 121−124.
  182. Л.И., Ордынкина И. С. Примерные проверочные работы по русскому языку и математике за второе полугодие 1992/93 учебного года // Нач. школа.- 1993.-N4.- С. 32−41.
  183. JI.И., Ордынкина И. С. Примерные проверочные работы по русскому языку и математике за второе полугодие 1993/94 учебного года // Нач. школа.- 1994.- N4.- С. 62−71.
  184. П.И. Классы выравнивания: итоги первого года // Сов. педагогика.- 1988.-N3.- С. 53−55.
  185. У.В. О некоторых вопросах теории индивидуального подхода к детям с задержкой психического развития.- Горький, 1980.- 57 с.
  186. У.В. Психолого-педагогический аспект изучения задержки психического развития у дошкольников // Некоторые проблемы обучения, воспитания и развития.- Горький, 1979.- С. 81−82.
  187. Унт И. Э Индивидуализация и дифференциация обучения.- М.: Педагогика, 1990.- 192 с.
  188. Унт И.Э. К проблеме индивидуализации учебного процесса // Сов. педагогика.-1971.- N11.- С.41- 48.
  189. Унт И. Э. Развивающее обучение как предпосылка самостоятельной учебной деятельности школьников // Исследования по педагогике и возможности их внедрения. Тезисы докладов научной конференции по школьной педагогике.- Тарту, 1986.- С. 35−40.
  190. A.B. Формирование учебных умений учащихся.// Сов. педагогика.- 1982.- N1.- С. 45−48.
  191. Учебная деятельность младшего школьника и коррекция неблагополучий / Под ред. Ю. З. Гильбуха.- Киев, 1993.- 96 с.
  192. М.Ф. Проблема дифференцированного подхода к учащимся в процессе обучения (1960−1970 гг.): Дисс. канд. пед. наук.-Минск, 1985.- 171 с.
  193. Формирование интереса к учению у школьников / Под. ред. А. К. Марковой. М.: Педагогика, 1986. — 192 с.
  194. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. М.: Просвещения, 1990. -120 с.
  195. JI.C. Формирование интеллектуальных умений учащихся при изучении гуманитарных предметов: Автореф.дисс. .канд. пед. наук. М., 1995. — 30 с.
  196. М. Формирование интеллектуальных умений у первоклассников: Автореф. дисс.канд. пед. наук.- Ташкент, 1991.- 16 с.
  197. С.Х. Формирование у школьников общеучебных умений и навыков в условиях непрерывного образования: Автореф. дисс. канд. пед. наук.- М., 1997. 23 с.
  198. В.Ф. Индивидуальный подход к слабоуспевающим школьникам в процессе обучения: Автореф. дисс.канд. пед. наук.-Ростов н/Дону, 1974.- 212 с.
  199. B.C. Предупреждение неуспеваемости учащихся.- М.: Знание, 1989.- 80 с.
  200. Г. А., Фокина Н. Э. Поведение младших школьников в коллективной учебной работе // Вопросы психологии.- 1983.- N4.- С. 46−53.
  201. Г. А., Шияновская С. И. Что оценивает объективная оценка? // Психологическая наука и образование. 1997. -N4. — С. 65 -70.
  202. Г. А. Школьные трудности благополучных детей.- М.: Знание, 1989.-96 с.
  203. H.A. Помощь младшим школьникам с задержкой психического развития // Нач. школа.- 1989.- N6.- С. 10−14.
  204. И.М. Пути реализации принципа оптимального сочетания фронтальной, групповой и индивидуальной работы с учащимися на уроках: Автореф. дисс.канд. пед. наук. Красноярск, 1970. — 29 с.
  205. Ю.П. Индивидуализация обучения как развивающаяся дидактическая концепция в истории советской педагогики (19 601 980-е гг.): Дисс. канд. пед.наук.- Рига, 1992.- 203 с.
  206. В.Э. Индивидуальный стиль деятельности школьника // Сов. педагогика.- 1988.- N9.- С. 69−75.
  207. Т.И. Активизация учения школьников.- М.: Педагогика, 1982.- 208 с.
  208. Н.М. Обучение талантливых детей // Педагогический вестник.- 1994.- N4. С.З.
  209. С.Г. Комплексный подход к диагностике, коррекции и реабилитации детей с трудностями в обучении // Дефектология.-1995.-N1.- С. 30−37.
  210. JI.B. Программы реабилитации школьников ссформированной учебной деятельностью.- М.: Роспедагентство, 1996.163 с.
  211. Т.А. Психологические факторы неуспеваемости и отклонений в поведении учащихся // Педагогика.- 1996.- N3.- С. 25−30.
  212. Л.В. Педагогические условия реализации механизма индивидуализации обучения: Дисс. канд. пед. наук, — Курган, 1991.217 с.
  213. В.Н. Организация обучения детей с задержкой психического развития // Нач. шк.- 1993.- N2. С.58−60.
  214. Ю.И. Педагогическое руководство познавательной деятельностью младших школьников с учетом индивидуально-типологических особенностей: Автореф. дисс. канд. пед. наук.- М., 1980, — 15 с.
  215. И., Гильбух Ю. Классы выравнивания в школах Украины // Нар. образование, — 1987, — N6.- С.50−55.
  216. И.С. Развивающее обучение.- М.: Педагогика, 1979.144 с.
  217. Л.А. Индивидуально-дифференцированный подход в обучении как средство воспитания творческой активности учащихся: Дисс. канд. пед. наук.- Казань, 1981.- 265 с.
  218. Bos C.S., Vaughn Sh. Strategies for teaching students with learning and behavior problems.- Boston e. a.: Allyn a Bacon, 1988.- 390 p.
  219. G.F. // e.a. Teaching mildly handicapped children: Methods a. materials: A generic approach to comprehensive teaching.- St. Louis e. a. Mosby, 1983.
  220. Sewell G. Coping with special needs: A guide for new teachers. -London e. a.: Croom Helm, 1986, — 176 p.
Заполнить форму текущей работой