Формирование готовности учителя к инновационной деятельности в системе методической работы школы
Диссертация
Определены критерии оценки уровней (репродуктивного, адаптивного, системно-моделирующего) готовности учителя к инновационной деятельности по отдельным компонентам готовности: мотивационно-ценностный (осознание современных прогрессивных тенденций в образовании и конкретизация в связи с этим задач своей профессиональной деятельностипотребность в самообразовании, самосовершенствовании и творческой… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Готовность учителя к инновационной деятельности как фактор модернизации школьного образования
- 1. 1. Теоретические основы инновационной деятельности учителя в условиях модернизации школьного образования
- 1. 2. Содержание, структура и уровни готовности учителя к инновационной деятельности
- 1. 3. Модель формирования готовности учителя к инновационной деятельности в системе методической работы школы
- Выводы к главе
- Глава 2. Экспериментальная работа по формированию готовности учителя общеобразовательной школы к инновационной деятельности
- 2. 1. Организация экспериментальной работы по подготовке учителя к инновационной деятельности
- 2. 2. Технологии формирования готовности учителя к инновационной деятельности
- 2. 3. Педагогические условия формирования готовности учителя к инновационной деятельности в системе методической работы школы
- Выводы к главе
Список литературы
- Абульханова-Славская, К. Н. Деятельность и психология личности / К.Н. Абульханова-Славская. — М.: Наука, 1980. — 335 с.
- Алферова, Г. А. Формирование у будущего учителя готовности к непрерывному образованию: дис.. канд. пед. наук / Г. А. Алферова. — Волгоград, 1998.-224 с.
- Ананьев, Б.Г. Некоторые проблемы психологии взрослых / Б. Г. Ананьев. — М.: Знание, 1972. З2.с.
- Андреев, В.А. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития / В. А. Андреев. Казань: Центр инновационных технологий, 2003. -608 с.
- Анисимов, Н.М. Слагаемые инновационного потенциала / Н. М. Анисимов // Директор школы. 1997. — № 3. — С. 67−70.
- Асташова, H.A. Учитель: проблема выбора и формирование ценностей: учебно-методическое пособие / H.A. Асташова. М.: МПСИ- Воронеж: МОДЭК, 2000.-271 с.
- Бабанский, Ю.К. Избранные педагогические труды / М.Ю. Бабан-ский. М.: Педагогика, 1989. — 558 с.
- Бабанский, Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса / М. Ю. Бабанский. -М.: Просвещение, 1982. 382 с.
- Баранникова, С.А. Управление процессом включения педагогического коллектива в инновационную деятельность: автореф. дис.. канд. пед. наук / С. А. Баранникова. М.: АПКиПРО, 2003. — 22 с.
- Бершадский, М.Е. Дидактические и психологические основания образовательной технологии / М. Е. Бершадский, В. В. Гузеев. М.: Центр «Педагогический поиск», 2003. — 256 с.
- Беспалько, В.П. Основы теории педагогических систем / В.П. Бес-палько. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1977. — 107 с.
- Блауберг, И.В. Понятие целостности и его роль в научном познании / И. В. Блауберг. М.: Знание, 1972. — 161 с.
- Блауберг, И.В. Системный подход: предпосылки, проблемы, трудности / И. В. Блауберг. М.: Знание, 1969. — 48 с.
- Божович, Л.И. Избранные психологические труды: проблемы формирования личности / Л.И. Божович- под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Между нар. пед. акад., 1995. — 208 с.
- Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович- под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Междунар. пед. акад., 1995. — 208 с.
- Браже, Т.Г. Из опыта развития общей культуры учителя / Т. Г. Браже // Педагогика. 1993. — № 2. — С. 70−75.
- Букина, H.H. Управление инновационной деятельностью образовательного учреждения в условиях системных изменений / H.H. Букина,
- B.Н. Волков, И.В. Гришина- под ред. И. В. Гришиной, С. В. Кривых. — СПб.: СПбАППО, 2007. 304 с.
- Вазина, К .Я. Инновационное образование — вызов времени / К. Я. Вазина, Ю. Н. Петров. Н. Новгород: Изд-во ВГИПУ, 2007. — 152 с.
- Вербицкий, А. Психолого-педагогическое основы образования взрослых: теория и модели контекстного обучения / А. Вербицкий // Новые знания. 2002. — № 3. — С. 5−9.
- Вершловский, С.Г. Профессиональное становление учителя /
- C.Г. Вершловский // Вечерняя средняя школа. 1992. — № 2−3. — С. 6−10.
- Вершловский, С.Г. Учитель о себе и профессии / С. Г. Вершловский. Л.: Знание, 1988. — 31 с.
- Взаимодействие органов управления образованием и методических служб: сб. науч.-метод. мат. / сост. Л.И. Филатова- науч. ред. Э. М. Никитин. М.: АПКиППРО, 2005. — 37 с.
- Взаимосвязь общей и профессиональной культуры учителя / под ред. Т. Г. Браже. СПб.: РАО ИОВ, 1992. — 85 с.
- Видт, И.Е. Эволюция образовательных моделей / И. Е. Видт // Школьные технологии. 2008. — № 3. — С. 43−44.
- Вопросы повышения квалификации педагогических кадров: сборник статей / сост. А. П. Ситник. М., 1975. — 200 с.
- Воровщиков, С.Г. Продуктивные деловые игры во внутришколь-ном управлении: Теория, технология: учебное пособие / С. Г. Воровщиков. -М.: 5 ЗА ЗНАНИЯ, 2007. 304 с.
- Воронцова, В.Г. Гуманитарно-аксиологические основы последипломного образования педагога / В. Г. Воронцова. Псков, 1997. — 144 с.
- Выговский, JI.A. Социально-педагогическая деятельность ИПКРО как фактор развития образования в регионе: автореф. дис.. канд. пед. наук / Л. А. Выговский. М.: ИОВ РАО, 2000. — 22 с.
- Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский- под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991. — 480 с.
- Галкина, Т.И. Организация и содержание методической работы в современной школе / Т. И. Галкина, Н. В. Сухенко. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.-С. 7−62.
- Галкина, Т.И. Инновационные школы. Конкурсный отбор / Т. И. Галкина, В. В. Котельникова. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. — 34 с.
- Гаргай, В.Б. Педагог для учителя / В. Б. Гаргай // Народное образование. 2002. — № 9. — С. 93−98.
- Гаргай, В.Б. Повышение квалификации учителей на Западе: новые подходы / В. Б. Гаргай // Педагогика. 2003. — № 2. — С. 74−80.
- Герасимов, A.M. Инновационный подход в построении обучения: учеб. пособие / A.M. Герасимов, И. П. Логинов. М.: АПКиПРО, 2001. — 64 с.
- Гершунский, Б.С. Педагогическая прогностика. Методология. Теория. Практика / Б. С. Гершунский. Киев: Вища шк., 1986. — 200 с.
- Гершунский, Б.С. Прогностические методы в педагогике / Б. С. Гершунский. Киев: Вища школа, 1974. — 208 с.
- Гладышев, Г. М. Диссеминация инновационного опыта учителей и образовательных учреждений новая педагогическая стратегия российскогообразования: учеб.-метод. пособие / Г. М. Гладышев, И. И. Букина Оренбург: РЦРО, 2008.- 176 с.
- Глуханюк, Н.С. Психология профессионализации педагога / Н. С. Глуханюк. Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2005- 260 с.
- Гоноболин, Ф.Н. Книга об учителе / Ф. Н. Гоноболин. М.: Просвещение, 1965.-260 с.
- Горшков, М.К. Национальный проект «Образование» оценка экспертов и позиция населения / М. К. Горшков, Ф. Э. Шереги. — М.: ЦСП, 2008. 464 с.
- Гребенкина, Л.К. Формирование профессионализма учителя в системе непрерывного педагогического образования: монограф. / JI.K. Гребенкина. Рязань, 2000. — 204 с.
- Гузеев, В.В. Инновационная модель контроля деятельности школы/ В. Гузеев, В. Лизинский // Народное образование. 1998. — № 7. -С. 50−57.
- Гузеев, В.В. Инновационные идеи в современном образовании /
- B.В. Гузеев // Школьные технологии. 1997. —№ 1. — С. 3−10.
- Гура, Л.М. Педагогические основы формирования социально-психологической готовности студентов педвузов к профессиональной деятельности: дис.. канд. пед. наук / Л. М. Гура. Иркутск, 1994. — 209 с.
- Гусарова, E.H. Современные педагогические технологии: учеб.-метод. пособие для студ. и препод, вузов культуры и искусств / E.H. Гусарова. М.: АПКиППРО, 2005. — 38 с.
- Дахин, А.Н. Инновационная педагогика и системный анализ / А. Н. Дахин // Школьные технологии. 1999. — № 1−2. — С. 42−45.
- Дахин, А.Н. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и неопределенность / А. Н. Дахин // Педагогика. 2003. — № 4.1. C. 21−26.
- Деркач, A.A. Акмеологические основы развития профессионала / A.A. Деркач. М.- Воронеж, 2004. — 143 с.
- Доманский, E.B. Рефлексивное обучение в подготовке учителя / Е. В. Доманский // Педагогика. 2009. — № 3. — С. 74.
- Дружинин, В.И. Координация инновационной деятельности в областном образовательном пространстве / В. И. Дружинин // Методист. -2002.-№ 4.-С. 4−10.
- Дударева, JI.H. Взаимосвязь повышения квалификации и методической службы / JI.H. Дударева // Методист. 2004. — № 6. — С. 14—18.
- Дурай-Новакова, K.M. Формирование профессиональной готовности к педагогической деятельности: автореф. дис.. д-ра пед. наук / K.M. Дурай-Новакова. М., 1983. — 36 с.
- Дьюи, Д. Демократизация и образование / Д. Дьюи. М.: Педагогика-Пресс, 2000. — 383 с.
- Дьяченко, В.К. Новая дидактика / В. К. Дьяченко. М.: Народное образование, 2001. — 496 с.
- Дьяченко, М.И. Психологические проблемы готовности к деятельности / М. И. Дьяченко, JI.A. Кандыбович. Минск: Изд-во БГУ, 1976. -176 с.
- Жуков, Г. Н. Готовность к деятельности как социально-педагогическая категория: инновационный подход / Г. Н. Жуков // Образование и наука. 2000. -№ 3 (5). — С. 176−180.
- Загвязинский, В.И. Идеал, гармония и реальность в системе гуманистического воспитания / В. И. Загвязинский, Ш. А. Амоношвили, А.Ф. За-кирова // Педагогика. 2002. — № 9. — С. 3−10.
- Загвязинский, В.И. Инновационные процессы в образовании. Педагогическая наука / В. И. Загвязинский. Тюмень, 1990. — 97 с.
- Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. М.: Академия, 2001.-208 с.
- Загвязинский, В.И. Учитель как исследователь / В. И. Загвязинский. М.: Знание, 1980. — 96 с.
- Зайцев, В.Н. Практическая дидактика / В. Н. Зайцев. М.: Народное образование, 1999. — 358 с.
- Замфир, К. Удовлетворенность трудом: мнение социолога: пер. с рум. / [выступ, ст. А. Д. Мазылу, И.Т. Левкина]. М.: Политиздат, 1983. -142 с.
- Зборовский, Г. Е. Самообразование как социологическая проблема/ Г. Е. Зборовский, Е. А. Шуклина // Социологические исследования. -1997.-№ 10.-С. 78−87.
- Зборовский, Г. Е. Социология в регионах проблемы и перспективы / Г. Е. Зборовский // Социологические исследования. — 2006. — № 8. -С. 43−47.
- Зевина, А.Н. Система повышения квалификации педагогических кадров народного образования Москвы / А.Н. Зевина- Моск. гор. ин-т усовершенствования учителей. М.: Просвещение, Моск. гор. ин-т усовершенствования учителей, 1975. — 190 с.
- Зеер, Э.Ф. Модернизация профессионального образования: компе-тентностный подход: учеб. пособие / Э. Ф. Зеер, А. М. Павлова, Э.Э. Сыма-нюк. М.: МПСИ, 2005. — 216 с.
- Зиньковский, К.В. Исследование механизмов проведения реформы крупных социальных систем на примере системы общего образования / К. В. Зиньковский // Вопросы образования. 2008. — № 3. — С. 145.
- Змеев, С.И. Основы андрагогики: учеб. пособие для вузов / С. И. Змеев. М.: Флинта: наука, 1999. — 152 с.
- Золотухина, И.В. Творческая самореализация учителя / И. В. Золотухина. Йошкар-Ола: Марийский институт образования, 1999. — С. 3−17.
- Зоткин, А.О. Повышение квалификации педагогических кадров: вызовы современности / А. О. Зоткин // Народное образование. 2009. -№ 4. — С. 61−64.
- Зубарева, Н.С. Организационно-педагогические основы развития образовательной активности педагога в процессе повышения квалификации:автореф. дис.. канд. пед. наук / Н. С. Зубарева. М.: АПКиПРО, 2000. -23 с.
- Иванова, Л.Ф. Инновационные условия развития профессиональной компетентности учителя / Л. Ф. Иванова // Инновации в образовании. 2003. — № 4. — С. 69−80.
- Ильина, Г. Н. Формирование готовности к профессиональному саморазвитию у студентов технического вуза: дис.. канд. пед. наук / Г. Н. Ильина. — Волгоград, 1994. — 131 с.
- Инновации в общеобразовательной школе: методы обучения: сб. науч. тр. / под ред. А. В. Хуторского. М.: ГНУИСМОРА, 2006. — 290 с.
- Инновации и качество образования: сб. материалов междунар. на-уч.-практ. конф. (24−25 марта 2008 г.): в 3 ч. Ч. 1. Новосибирск: НИПКИПРО, 2008. — 304 с.
- Исаев, И.Т. Диалектика и проблема развития / И. Т. Исаев. М.: Высш. шк., 1979.-181 с.
- Канатов, А.И. Запросы взрослых в образовательных услугах / А. И. Канатов // Новые знания. 1999. — № 4. — С. 435.
- Кан-Калик, В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс / В .А. Кан-Калик. М.: НИИВШ, 1977. — С. 64−66.
- Карпеш, К.С. Инновационное образование: теоретико-методологические аспекты построения / К. С. Карпеш, М. А. Антюфеева. Челябинск: Образование, 2008. — 137 с.
- Кашапов, М.М. Психология творческого мышления профессионала / М. М. Кашапов. М.: Рег Бе, 2006. — 687 с.
- Кларин, М.В. Педагогическая технология в учебном процессе: анализ зарубежного опыта / М. В. Кларин. М.: Знание, 1989. — С. 96−97.
- Кларин, М.В. Технология обучения: идеал и реальность / М. В. Кларин. Рига: Эксперимент, 1999. — 85 с.
- Княженко, Л.П. Инновационный стиль преподавателя. Условие его формирования / Л. П. Княженко // Высшее образование сегодня. 2007. -№ 5.-С. 68−71.
- Ковалев, А.Г. Психология личности / А. Г. Ковалев. М.: Просвещение, 1970.-391 с.
- Коломенский, Я.Л. Человек: психология: кн. для учащихся / Я. Л. Коломенский. М.: Просвещение, 1986. — 223, 4. с.
- Конаржевский, Ю.А. Анализ урока / Ю. А. Конаржевский. М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. — 336 с.
- Конаржевский, Ю.А. Внутришкольный менеджмент / Научно-метод. объединение «Творческая педагогика" — Малое предприятие «Новая школа" — Ю. А. Конаржевский. М., 1993. — 140 с.
- Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года // Инновации в образовании. 2002. — № 3. — С. 4−33.
- Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006−2010 // Российское образование. 2006. — № 1. — С. 49−65.
- Коростелева, Н.В. Методическая работа в инновационных образовательных учреждениях / Н. В. Коростелева // Методист. 2005. — № 4. -С. 17−21.
- Кочетов, А.И. Мастерство перевоспитания / А. И. Кочетов. -Минск: Нар. асвета, 1981. 159 с.
- Краевский, В.В. Методология педагогики: новый этап: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. В. Краевский, Е. В. Бережнова. М.: ИЦ «Академия», 2006. — 394 с.
- Кузьмин, C.B. Организация инновационной деятельности педагогического коллектива образовательного учреждения / C.B. Кузьмин. — Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2001. 24 с.
- Кузьмина, Н.В. Очерки психологии труда учителя / Н. В. Кузьмина. Л.: Изд-во ЛГУ, 1987. — 183 с.
- Кузьмина, Н.В. Формирование педагогических способностей / Н. В. Кузьмина. -JI.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1961. 98 с.
- Кульневич, C.B. Управление современной школой / C.B. Кульне-вич, В. И. Гончарова, Т. П. Лакоценина // Организация и содержание методической работы (практич. пособие). — 2004. Вып. 2. — С. 14—17.
- Кулюткин, Ю.Н. Психология обучения взрослых / Ю.Н. Кулют-кин. М.: Просвещение, 1985. — 128 с.
- Кулюткин, Ю.Н. Учитель и ученик в системе образования взрослых / Ю. Н. Кулюткин // Непрерывное образование: современные проблемы и тенденции: мат. юбилейной науч.-практ. конф. — СПб., 1996. — Ч. 1. — 106 с.
- Кухарев, Н.В. Как овладеть педагогическим мастерством: методические рекомендации / Н. В. Кухарев. Гомель: ГОСПО БССР- ГОИУУ, 1986.-24 с.
- Лазарев, B.C. Введение в педагогическую инноватику / B.C. Лазарев- Б. П. Мартиросян. М.: РАО, 2004. — 119 с.
- Лазарев, B.C. Нормативный подход к оценке инновационной деятельности школы / B.C. Лазарев, Б. П. Мартиросян // Педагогика. — 2003. -№ 3. С. 17−25.
- Лазарев, B.C. Педагогическая инноватика: объект, предмет и основные понятия / B.C. Лазарев, Б. П. Мартиросян // Педагогика. — 2004. -№ 4.-С. 11−21.
- Лазарев, B.C. Понятия педагогической и инновационной систем школы / B.C. Лазарев // Сельская школа. 2003. — № 1. — С. 4−9.
- Лазарев, B.C. Системное развитие школы / B.C. Лазарев. — М.: ПОР, 2002. 302 с.
- Лакоценина Т.П. Основные группы уроков, методика / Т. П. Лакоценина. Воронеж: ТЦ «Учитель», 2008. — 224 с.
- Лапин, Н.И. Нововведения в организациях / Н. И. Лапин, А. И. Пригожий, Б. В. Сазонов, B.C. Толстой // Структура инновационного процесса. -М., 1981.-119 с.
- Лапин, Н.И. Человеческий фактор в нововведениях / Н. И. Лапин, Б. В. Сазонов // Психологический журнал. 1985. — № 4. — С. 64−66.
- Ларина, В.П. Научно-методическое сопровождение инновационной деятельности школ / В. П. Ларина // Методист. — 2005. — № 5. С. 19−21.
- Левина, М.М. Технологии профессионального педагогического образования / М. М. Левина. М.: Академия, 2001. — 272 с.
- Левитов, Н.Д. Психология характера / Н. Д. Левитов. — М.: Просвещение, 1969.-424 с.
- Ленская, Е.А. Качество образования и качество подготовки учителя / Е. А. Ленская // Вопросы образования. — 2008. — № 4. С. 84−85.
- Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения: в 2 т. /
- A.Н. Леонтьев. М., 1983. — Т. 1. — С. 185−186.
- Лизинский, В.М. Работа администрации школы с учителем /
- B.М. Лизинский. М.: Центр «Педагогический поиск», 2002. — 160 с.
- Лисицын, С.А. Инновационные подходы к подготовке и переподготовке учителей и руководителей образовательных учреждений / С. А. Лисицын, Л.В. Куценко-Барская // Методист: научно-методический журнал. — 2006.-№ 3.-С. 8−12.
- Лобок, A.M. Рекомендации по разработке и совершенствованию образовательных программ по направлениям инновационной деятельности /
- A. Лобок // Школьное планирование. 2003. — № 3. — С. 4−49.
- Ломакина, Т.Ю. Современный принцип развития непрерывного образования / Т. Ю. Ломакина. М.: Наука, 2006. — 221 с.
- Лурия, А.Р. Основы нейропсихологии: учеб. пособие / А.Р. Лурия- авт. предисл. Е. Д. Хомская. М.: Академия, 2003. — 381 с.
- Львова, Ю.Л. Творческая лаборатория учителя / Ю. Л. Львова. -М.: Просвещение, 1992. 224 с.
- Ляудис, В.Я. Инновационное обучение: стратегия и практика /
- B.Я. Ляудис. М., 1994. — 97 с.
- Методология, теория и практика модернизации образования: мат. респ. науч.-практ. конф. (21−22 апр. 2006 г.) / ред. и сост.: Н. М. Швецов, В. А. Комелина, Г. Н. Швецова и др. Йошкар-Ола: МОСИ, 2006. — 206 с.
- Методы системного педагогического исследования / под ред. Н. В. Кузьминой. Л.: Изд-во ЛГУ, 1980. — 172 с.
- Министерство образования Российской Федерации (№ 1123). Об организации опытно-экспериментальной деятельности в системе образования: приказ М-ва образования РФ от 9 марта 2004 г. // Директор школы. — 2004.-№ 5.-С. 114—122.
- Митина, Л.М. Психология профессионального развития учителя/ Л. М. Митина. М.: Флинт, 1998. — 200 с.
- Михайлычев, Е.А. Система педагогической диагностики: ключевые понятия и принципы / Е. А. Михайлычев // Педагогическая диагностика. 2002. — № 1. — С. 44−66.
- Мониторинг эксперимента / под ред. A.B. Баранникова. М., 2003. — 84 с.
- Морозов, А.Г. Формирование готовности к педагогической деятельности у будущих учителей: психолого-педагогические основы совершенствования специалистов в университете / А. Г. Морозов. — Днепропетровск, 1980.-С. 71−75.
- Морозов, Е.П. Подготовка учителей к инновационной деятельности / Е. П. Морозов, П. И. Пидкасистый // Советская педагогика. — 1991. -№ 10.-С. 88−93.
- Мясищев, В.Н. Психология отношений: Избр. психол. труды / В. Н. Мясищев. М.: Воронеж: Ин-т практич. психол.- НПО «МОДЭК», 1995.-356 с.
- Наин, А.Я. Педагогические инновации и научный эксперимент / А .Я. Наин // Педагогика. 1996. — № 5. — С. 10−15.
- Научно-методическое сопровождение инновационных процессов в образовании / под ред. М. В. Артюхова М.- Новокузнецк: ИПК, 2002. -146 с.
- Национальная доктрина образования в Российской Федерации. — М., 2000.-16 с.
- Национальный фонд подготовки кадров. Проект «Реформы системы образования». Некоммерческое партнёрство «Институт национального проекта «Общественный договор». Отчёт по договору ERP / Fl / С-44−04 / 2005. С. 2−4.
- Непрерывное педагогическое образование / ред. В. И. Данильчук. -Волгоград: Перемена, 1994. Вып. 3. — 74 с.
- Нерсесян, JI.C. Психологическая структура готовности оператора к экстренному действию / JI.C. Нерсесян, В. Н. Пушкин // Вопросы психологии. 1969. — № 5. — С. 60−68.
- Никандров, Н.Д. Россия: ценности общества на рубеже XXI века / Н. Д. Никандров. М.: МИРОС, 1997. — 144 с.
- Никишина, И.В. Инновационная деятельность современного педагога в системе общешкольной методической работы / И. В. Никишина. Волгоград, 2007. — 93 с.
- Новиков, A.M. Методология образования / A.M. Новиков. М.: Эгвес, 2002. — 320 с.
- Новикова, Е.А. Инновации в учебном проектировании / Е. А. Новикова // Инновации в образовании. 2007. — № 4. — С. 23−29.
- Новикова, Т.Г. Проектирование и экспертиза инновационной деятельности в образовании / Т. Г. Новикова. — М.: ЦРСДОД, 2001. 21 с.
- Нововведения как фактор развития: сб. тр. / отв. ред. Б. В. Сазонов.-М., 1987.-96 с.
- Носков, И.А. Организационно-педагогические основы индивидуализированной системы повышения профессиональной квалификации учителя: автореф. дис.. д-ра пед. наук / И. А. Новиков. М.: АПКиПРО, 2002. -37 с.
- Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов- под общ. ред. Л. И. Скворцова. -М.: ОНИКС 21 век: Мир и образование, 2004. 895 с.
- Оксфордский толковый словарь: англо-русский / под ред. А. Ре-берт, 2002. 212 с.
- Онушкин, В.Г. Образование взрослых: междисциплинарный словарь терминологии / В. Г. Онушкин, Е. И. Огарев. СПб.- Воронеж: ИОВ РАО, 1995.-С. 75.
- Орлов, A.A. Мониторинг инновационных процессов в образовании / A.A. Орлов // Педагогика. 1996. — № 3. — С. 9−15.
- Орлова, Т.В. Перспективное планирование развития школы / Т. В. Орлова. М.: Сентябрь, 2000. — 144 с.
- Основы андрагогики: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И. А. Колесникова, А. Е. Марон, Е. П. Тонконогая и др.- под ред. И. А. Колесниковой. М.: ИЦ «Академия», 2003. — 238 с.
- Открытые уроки как показатель содержания современных образовательных технологий: из опыта работы педагогов шк. № 27 г. Йошкар-Олы / сост. и ред. О. Скребкова, С. Ю. Алякритская, Н. Г. Глушкова. Йошкар-Ола, 2006.-232 с.
- Павлов, И.П. Избранные произведения / И. П. Павлов. М. — Т. 3. -Кн. 2.-438 с.
- Панина, Т.С. Развитие творчества учителя в системе повышения квалификации / Т. С. Панина. Кемерово, 1999. — 250 с.
- Панина, Т.С. Теория и практика современного образования в условиях системы повышения квалификации / Т. С. Панина, В. А. Матвиенко, НА. Пруель. — Новокузнецк, 2000. — 93 с.
- Панфилова, А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога: учеб. пособие / А.П. Панфилова- под общ. ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. М.: ИЦ «Академия», 2006. — 368 с.