Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование готовности учителя к инновационной деятельности в системе методической работы школы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Определены критерии оценки уровней (репродуктивного, адаптивного, системно-моделирующего) готовности учителя к инновационной деятельности по отдельным компонентам готовности: мотивационно-ценностный (осознание современных прогрессивных тенденций в образовании и конкретизация в связи с этим задач своей профессиональной деятельностипотребность в самообразовании, самосовершенствовании и творческой… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Готовность учителя к инновационной деятельности как фактор модернизации школьного образования
    • 1. 1. Теоретические основы инновационной деятельности учителя в условиях модернизации школьного образования
    • 1. 2. Содержание, структура и уровни готовности учителя к инновационной деятельности
    • 1. 3. Модель формирования готовности учителя к инновационной деятельности в системе методической работы школы
  • Выводы к главе
  • Глава 2. Экспериментальная работа по формированию готовности учителя общеобразовательной школы к инновационной деятельности
    • 2. 1. Организация экспериментальной работы по подготовке учителя к инновационной деятельности
    • 2. 2. Технологии формирования готовности учителя к инновационной деятельности
    • 2. 3. Педагогические условия формирования готовности учителя к инновационной деятельности в системе методической работы школы
  • Выводы к главе

Формирование готовности учителя к инновационной деятельности в системе методической работы школы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современная российская система образования находится в стадии динамичного обновления, импульсом которому послужили, с одной стороны, процессы реформирования общества в целом, а с другой — логика развития самой образовательной системы. Законодательно закрепленное Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 55) право на свободу педагогического творчества способствовало появлению инновационных школ, внедрению в педагогический процесс новых технологий, смене традиционно-исполнительской деятельности учителя на деятельность проблемно-исследовательского и творческого характера. Результатом данных изменений в образовательной политике стал тот факт, что сегодня большинство образовательных учреждений работает в режиме инновационной деятельности.

Инновационная деятельность образовательного учреждения непосредственно связана с готовностью учителя к разработке и внедрению педагогических новшеств (нововведений) в учебно-воспитательный процесс. На практике значительная часть учителей, вне зависимости от их стажа и уровня квалификации, испытывает серьезные затруднения в осуществлении инновационной деятельности (в концептуальном видении развития педагогических процессов, в самоопределении и самореализации как субъекта преобразований педагогической действительности). Все это усложняет процесс их адаптации и профессионального роста в условиях новой образовательной ситуации. В таких условиях возрастает значение формирования готовности учителя к инновационной деятельности в системе методической работы школы.

Направления и основные мероприятия в рамках приоритетного национального проекта «Образование», утвержденные президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов (протокол № 2 от 21 декабря 2005 года), Постановление правительства Российской Федерации от 23 декабря 2005 г. № 803 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2006;2010 годы» определяют необходимость решения задач связанных с развитием системы непрерывного образования и повышением качества профессионального образованиия.

В современной науке накоплен обширный теоретический и практический материал о проблеме готовности человека к разным видам деятельности (М.И. Дьяченко, JI.A. Кандыбович, Я.JI. Коломенский, И. Б. Котова, А. И. Кочетов, B.C. Мерлин, В. Н. Мясищев, Н. Д. Левитов, A.C. Нерсисян, В. Н. Пушкин, К. К. Платонов, СЛ. Рубинштейн, Д. Н. Узнадзе и др.). В ряде исследований (Т.Б. Гершкович, K.M. Дурай-Новаковой, Н. В. Ипполитовой,

A.И. Мищенко, Н. М. Яковлевой и др.) рассматривается готовность к педагогической деятельности как интегративное профессионально значимое качество (свойство, образование) личности, в состав которого входят различные компоненты, в зависимости от определенного вида готовности. В научных трудах в последние годы исследовались отдельные аспекты формирования готовности педагога к инновационной деятельности (В.А. Адольф, JI.C. Гав-риленко, Л. П. Княженко, С. А. Лисицын, Т. С. Перекрестова, Л. С. Подымова,

B.А. Сластенин и др.). Особое значение для нашего исследования представляют работы по проблемам организации инновационной деятельности педагогов в условиях образовательного учреждения (H.H. Букина, C.B. Кузьмин, B.C. Лазарев, Б.П. Мартиросян), включения подготовки учителя к инновационной деятельности в систему методической работы школы (И.В. Никишина, Т. П. Паршина, М. М. Поташник, А. П. Ситник, О. Г. Хомерики и др.). Несмотря на многообразие направлений теоретических исследований, проблема научно-методического обоснования процесса формирования готовности учителей к инновационной деятельности в условиях методической работы школы остается недостаточно разработанной. В первую очередь, это касается регионов Севера. Специфика развития образовательного пространства данных школ, а также их географическая удаленность от научно-педагогических центров и центров повышения квалификации остро ставят вопрос о необходимости разработки качественно иной модели формирования готовности учителя к инновационной деятельности в системе методической работы школы.

Анализ современной психолого-педагогической литературы и опыта образовательных учреждений в области подготовки учителя к инновационной деятельности позволяет сделать вывод о существовании противоречия между потребностью современной школы в учителе, способном к осуществлению инновационной образовательной деятельности, и неразработанностью педагогических условий научно-методического сопровождения процесса формирования готовности учителя к инновационной деятельности в системе методической работы школы.

Выявленное противоречие обусловило постановку проблемы: каковы педагогические условия эффективного формирования готовности учителя к инновационной деятельности в системе методической работы школы?

Объектом исследования является система методической работы школы.

Предмет исследования — педагогические условия формирования готовности учителя к инновационной деятельности в системе методической работы школы.

Цель исследования состоит в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке педагогических условий формирования готовности учителя к инновационной деятельности в системе методической работы школы.

Гипотеза исследования заключается в том, что эффективное формирование готовности учителя к инновационной деятельности в системе методической работы школы возможно при создании следующих педагогических условий:

— усовершенствовании организационной структуры методической службы с учетом особенностей инновационного развития школы;

— разработке модели формирования готовности учителя к инновационной деятельности в системе методической работы школы;

— адаптации и внедрении технологии формирования готовности учителя к инновационной деятельности в системе методической работы школы, соответствующей принципам компетентностного и контекстного подходов;

— мониторинга готовности учителя к инновационной деятельности.

В соответствии с поставленной целью исследования, определением объекта и предмета исследования и выдвинутой гипотезой были сформулированы задачи исследования:

1. Уточнить организационную структуру методической службы с учетом особенностей инновационного развития школы.

2. Разработать и апробировать модель формирования готовности учителя к инновационной деятельности в системе методической работы школы.

3. Определить структуру готовности учителя к инновационной деятельности.

4. Адаптировать и внедрить технологию формирования готовности учителя к инновационной деятельности в системе методической работы школы.

5. Выявить и научно обосновать критерии готовности учителя к инновационной деятельности.

Методологическую основу исследования составили положения диалектической теории познания о всеобщей связи, взаимодействии и взаимообусловленности явлений, о единстве теории и практики.

Теоретической базой исследования являются основные положения системного подхода в образовании (И.В. Блауберг, Э.Г. Юдин), основные принципы деятельностного подхода (К.А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, JI.C. Выготский, А. Н. Леонтьев, A.B. Петровский, С.Л. Рубинштейн), компетентностный подход к профессиональному образованию (В.А. Болотов, Э. Ф. Зеер, A.M. Павлова, В. В. Сериков, Э.Э. Сыманюк), контекстный подход в подготовке профессиональнопедагогических кадров (A.A. Вербицкий), теория формирования личности учителя и его готовности к педагогической деятельности (Б.С. Гершунский, Ф. Н. Гоноболин, И. Ф. Исаев, Н. В. Кузьмина, В. Г. Максимов, В. А. Сластенин,

A.И. Щербаков, E.H. Шиянов и др.), методология и теория педагогического управления (В .И. Загвязинский, Ю. А. Конаржевский, B.C. Лазарев, А .Я. Найн, М. М. Поташник, Т.И. Шамова), положения педагогической инно-ватики (С.А. Баранникова, М. В. Кларин, B.C. Лазарев, Л. А. Подымова,

B.А. Сластенин).

Для решения поставленных задач и проверки исходных положений использовались следующие методы исследования: теоретический анализ философской, педагогической и психологической литературы по проблеме исследованияметод теоретического моделированияизучение и обобщение педагогического опытапраксиметрические методы (анализ продуктов деятельностиматериалов, полученных с помощью проективных методик) — эмпирические методы (констатирующий и формирующий эксперимент, беседа, анкетирование, тестирование, наблюдение) — методы математической обработки результатов исследования.

Этапы исследования. Исследование проводилось в три этапа с 2004 по 2009 год.

На первом этапе (2004;2005 гг.) осуществлены выбор и формулирование проблемы исследования, анализировались литературные источники и существующая практика готовности учителя к инновационной деятельности, осуществлялось осмысление исходных методологических и теоретических положений исследования, выдвигалась гипотеза, создавалась программа опытно-экспериментальной работы, производился отбор методов исследования, определялся категориальный аппарат исследования, производился констатирующий эксперимент.

На втором этапе (2005;2007 гг.) осуществлялся формирующий эксперимент по формированию готовности учителя в процессе инновационной деятельности на основе системного подхода, проводился анализ эффективности, изучались условия научно-методического сопровождения данного процесса в системе методической работы школы.

Третий этап (2008;2009 гг.) был посвящен анализу и обобщению результатов исследования, их качественной и количественной обработке, теоретическим положениям, выработке на этой основе рекомендаций, их внедрению в практику школы, оформлению диссертационного исследования.

База исследования. Опытно-экспериментальная работа была организована на базе школ Белоярского района Ханты-Мансийского округа Тюменской области. Всего в исследовании на разных его этапах приняло участие 60 учителей школ.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

— усовершенствована организационная структура методической службы школыс учетом особенностей инновационного развития в нее включены помимо традиционных стабильно действующих подструктур (административно-методический совет, методические объединения) временные объединения учителей (творческие и проблемные группы, педагогические лаборатории), которые обеспечивают реализацию научно-методического сопровождения и поддержки инновационной деятельности учителя;

— разработана и апробирована модель формирования готовности учителя к инновационной деятельности в условиях системы методической работы школы, которая включает целевой, содержательный, технологический и результативный компоненты, направленные на формирование положительной мотивации учителя к нововведениямобновление психолого-педагогических знаний о сущности педагогических инноваций и использование их как средства развития учебно-воспитательного процесса школы;

— уточнена структура готовности учителя к инновационной деятельности как интегративной характеристики личности, объединяющей ценностно-ориентировочный, когнитивный и поведенческий компоненты;

— адаптирована и внедрена в систему методической работы школы технология формирования готовности учителя к инновационной деятельности, включающая коллективные, индивидуальные, групповые формы методической работы, соответствующие принципам контекстного и компетентно-стного подходов;

— определены критерии оценки уровней (репродуктивного, адаптивного, системно-моделирующего) готовности учителя к инновационной деятельности по отдельным компонентам готовности: мотивационно-ценностный (осознание современных прогрессивных тенденций в образовании и конкретизация в связи с этим задач своей профессиональной деятельностипотребность в самообразовании, самосовершенствовании и творческой самореализации в деятельностиустойчиво-положительное отношение к инновационной деятельности), когнитивный (базовые научнопедагогические знания о сущности инновационной деятельности, о ее закономерностях, принципах, технологияхоценка учителем своих личных качеств и возможностей, необходимых для осуществления инновационной деятельности, профессиональная рефлексия) и содержательно-операциональный (способность к осуществлению проектно-прогностической деятельности в области педагогической инноватикивладение ситуативными и надситуатив-ными способами решения педагогических ситуацийсоздание модели вероятностного профессионального поведения в условиях инновационной деятельностиналичие опыта применения педагогических инноваций в образовательной практике).

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты вносят определенный вклад в общую педагогику, историю педагогики и образования. В исследовании уточнена организационная структура методической службы школы с учетом особенностей инновационного развития школыадаптированы и апробированы эффективные технологии формирования готовности учителя к инновационной деятельности в системе методической работы школы. Результаты исследования могут послужить основой для проведения дальнейших исследований в области научно-методического сопровождения процесса формирования готовности учителя к инновационной деятельности.

Практическая значимость исследования состоит в возможности использования его результатов для организации научно-методического сопровождения процесса формирования готовности учителя к инновационной деятельности в системе в системе методической работы школыразработанные автором программа «Школа инновационной деятельности» и методический инструментарий для оценки готовности учителя к инновационной деятельности могут быть использованы в системе непрерывного образования учителей.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается методологической обоснованностью исходных теоретических положенийиспользованием методов исследования, адекватных его цели и задачамрепрезентативностью выборкиколичественным и качественным анализом экспериментальных данныхличным опытом работы соискателя в качестве учителя-методиста общеобразовательной школы.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Организационная структура методической службы школы в условиях инновационного развития включает помимо традиционных стабильно действующих подструктур (административно-методический совет, методические объединения) временные объединения учителей (творческие и проблемные группы, педагогические лаборатории), которые обеспечивают реализацию научно-методического сопровождения и поддержки инновационной деятельности учителя.

2. Модель формирования готовности учителя к инновационной деятельности в системе методической работы в школе включает целевой, содержательный, технологический и результативный компоненты, направленные на формирование положительной мотивации учителя к нововведениямобновление психолого-педагогических знаний о сущности педагогических инноваций и использование их как средства развития учебно-воспитательного процесса.

3. Готовность учителя к инновационной деятельности определяется как интегративная характеристика, включающая осознание ценности инновационной деятельности, знание методологии, теории и практики педагогической инноватики, определение оптимальных способов инновационной педагогической деятельности, оценку собственных возможностей в их соотношении с предстоящими трудностями, связанными с введением педагогических инноваций и необходимостью достижения высоких результатов профессиональной деятельности.

4. Критерии оценки (степень осознания учителем потребностей в обновлении способов и средств осуществления педагогической деятельности, направленность на творческую самореализацию в профессиональной деятельности, сформированность общих представлений об инновационной деятельности, знание ее особенностей, современных технологий ее осуществления и инструментария исследования результатов собственной инновационной деятельности, способность к осуществлению проектировоч-но-прогностической деятельности, опыт реализации инновационной деятельности) и уровни готовности учителя к инновационной деятельности (репродуктивный, адаптивный, системно-моделирующий) дают возможность проследить генезис мотивационно-ценностного, когнитивного и содержательно-операционального компонентов его профессиональной деятельности, связанных с использованием педагогических инноваций.

5. Педагогическими условиями, определяющими эффективность формирования готовности учителя к инновационной деятельности в современной школе, являются: усовершенствование организационной структуры методической службы с учетом особенностей инновационного развития школыразработка и внедрение структурно-содержательной модели формирования готовности учителя к инновационной деятельности в системе методической работы школыадаптация и внедрение технологий формирования готовности учителя к инновационной деятельности в системе методической работы школы, соответствующих принципам компетентностного и контекстного подходовмониторинг готовности учителя к инновационной деятельности.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе экспериментальной работы в школах Белоярского района Ханты-Мансийского округа. Основные теоретические положения, выводы и рекомендации докладывались на заседаниях кафедры педагогики Марийского государственного университета (2005;2007 гг.) — обсуждались на Всероссийских и региональных научно-практических конференциях: «Мониторинг воспитания и творческого саморазвития конкурентоспособной личности» (Казань, Йошкар-Ола, 2005 г.), «Безопасность человека, общества, природы в условиях глобализации как феномен науки и практики» (Москва, Йошкар-Ола, 2005 г.), «Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования» (Челябинск, 2006 г.), «Мониторинг качества образования и творческого саморазвития конкурентоспособной личности» (Казань, Йошкар-Ола, 2007 г.), «Ориентация образования на саморазвитие личности» (Казань, 2009 г.). Основные положения и выводы исследования отражены в 12 опубликованных работах.

Структура диссертации определялась логикой исследования и поставленными задачами. Диссертационная работа включает в себя введение, две главы, заключение, библиографический список и приложения.

Выводы к главе 2

Целью опытно-экспериментальной части исследования явилось внедрение и проверка эффективности педагогических условий формирования готовности учителя к инновационной деятельности в системе методической работы школы. Опытно-экспериментальная работа была организована на базе школы посёлка Лыхма Белоярского района Ханты-Мансийского округа Тюменской области в период с 2004 по 2009 гг. в рамках работы педагогического коллектива школы над научно-методической темой: «Реализация дифференцированного подхода в организации педагогического процесса».

Значимую роль в подготовке учителя к инновационной деятельности в условиях школы, функционирующей в экспериментальном режиме, играет научно-методическая служба школы, работа которой организуется на основе системного, компетентностного и контекстного подходов, исходя из понимания основных профессиональных задач учителя при осуществлении инновационной деятельности.

В рамках научно-методической поддержки инновационной деятельности учителя в ходе экспериментальной деятельности были решены следующие задачи: создание психолого-педагогических условий, формирующих положительную мотивацию учителя к нововведениямобновление психолого-педагогических знаний учителя, их использование как средства развития учебно-воспитательного процессасоздание психолого-педагогических условий становления и развития проектировочных, коммуникативных, рефлексивных, конструктивных умений учителяорганизация информационного, организационного, коммуникативного обеспечения инновационной деятельности учителяинформационное обеспечение проектировочно-прогности-ческой деятельности учителя в рамках преподаваемых дисциплин (целепола-гание, планирование, постановка задач, подбор способов их реализации (методик), диагностика результата) — обеспечение процесса профессиональной самореализации учителя (проявления его проектировочных, коммуникативных, рефлексивных, конструктивных умений) в инновационной деятельности на занятиях по предмету.

На этапе реализации эксперимента в образовательном учреждении МОСШ п. Лыхма научно-методическим советом школы была организована «Школа инновационной деятельности». В процессе подготовки учителей к инновационной деятельности нами были использованы следующие педагогические технологии: развивающие образовательные технологии, технологии педагогической фасилитации, игровой деятельности, проектной деятельности, технологии проблемного обучения.

Анализ данных, полученных при контрольной диагностике в декабре 2009 года, позволяет утверждать, что у учителей экспериментальной группы существенно повысился уровень всех компонентов, составляющих готовность к инновационной деятельности, в то время как в контрольной группе эти показатели остались без существенных изменений.

Перспективными направлениями дальнейших исследования в области подготовки учителя к инновационной деятельности является выявление организационно-педагогических условий формирования готовности учителя к инновационной деятельности в процессе перехода вузов к реализации компе-тентностного подхода, а также в рамках непрерывного педагогического образования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ современной педагогической литературы и государственных документов, определяющих основные перспективы развития отечественного образования, позволяет утверждать, что одним из значимых направлений модернизации образования становится перевод образовательных учреждений в эксперементальный режим, что предполагает активное включение педагогических коллективов в инновационную деятельность.

В связи с этим современный учитель должен быть готов к анализу и прогнозированию развития личности и жизнедеятельности учащихся, к осуществлению комплексных преобразований системы образования, к преодолению противоречий ее развития, к рассмотрению сложных объектов педагогической действительности как целостных явлений, к согласованию целей преподавания своего предмета с целями развития личности обучаемого, тенденциями функционирования учебного заведения и социокультурной сферы на основе учёта интегративных изменений в инструментарии педагогической деятельности, категориальном аппарате, к профессионально-педагогической рефлексии.

В современной школе существенно изменяются и усложняются функции методической службы. Одним из основных направлений методической службы школы становятся инициирование и методическое сопровождение инновационной деятельности учителей, создание внутри школьной системы повышения профессиональной компетентности.

Нами готовность учителя к инновационной деятельности определяется как интегративная характеристика, включающая осознание ценности инновационной деятельности, знание методологии, теории и практики педагогической инноватики, определение оптимальных способов инновационной педагогической деятельности, оценку своих возможностей в их соотношении с предстоящими трудностями, связанными с введением педагогических инноваций и необходимостью достижения высоких результатов профессиональной деятельности.

В связи с выделением в структуре готовности к инновационной деятельности мотивационно-ценностного, когнитивного, содержательно-операционального компонента данная цель была конкретизирована нами через следующие задачи:

— осознание учителем современных прогрессивных тенденций в российском образовательном пространстве на федеральном, региональном и муниципальном уровнях и конкретизация в связи с этим задач своей профессиональной деятельности;

— формирование базовых научно-педагогических знаний учителя о сущности инновационной деятельности, о её закономерностях, принципах и технологиях,

— создание модели вероятностного профессионального поведения, определение оптимальных способов педагогической деятельности, развитие потребности в самообразовании и самосовершенствовании в этом направлении;

— оценка учителем своих возможностей в их соотношении с предстоящими трудностями, связанными с введением педагогических инноваций, и необходимостью достижения высоких результатов профессиональной деятельности, формирование ответственности учителя за результативность своей профессиональной деятельности.

Анализ педагогической литературы по проблеме исследования позволяет утверждать, что процесс включения учителя в инновационную деятельность обусловлен рядом противоречий, наиболее значимыми из которых являются противоречия:

— между потребностью общества, развивающейся личности учащегося в учителе, проявляющем способность к активной инновационной деятельности в условиях изменений современной социокультурной ситуации, и недостаточной теоретической готовностью современного учителя к осуществлению этой деятельности;

— между традиционно репродуктивным характером подготовки учителя и необходимостью продуктивной педагогической деятельности;

— между индивидуальным характером педагогической деятельности и необходимостью профессионально-педагогического взаимодействия в целях решения задач, стоящих перед школой, группой, отдельными учителями.

Среди основных педагогических причин, затрудняющих формирование готовности учителя к инновационной деятельности, нами были выделены: недостаточный уровень знаний большинства учителей в области педагогической инноватики и представлений о конечном результате модернизации российского образованиянеобходимостью разработки мониторинга готовности учителя к инновационной деятельности с учетом специфики компетентност-ного подхода.

Вычленение данных причин позволило конкретизировать методологические основы построения модели формирования готовности учителя к инновационной деятельности в системе методической работы школы. Этими методологическими основами стали системный, компетентностный и контекстный подходы.

Разрабатывая модель готовности учителя к инновационной деятельности, мы исходили из предположения, что эффективность ее реализации определяется взаимосвязью учебной, научно-исследовательской, опытно-экспериментальной и научно-методической работы школы.

Основой содержания разработанной нами модели стало функционирование «Школы инновационной деятельности», алгоритм деятельности которой включал в себя следующие этапы:

1. Диагностика профессиональной позиции учителя, потребностей в профессиональном саморазвитии и экспертиза проблем, возникающих в профессиональной деятельности.

2. Составление индивидуальных программ профессионального саморазвития учителя.

3. Сопровождение реализации индивидуальной программы профессионального саморазвития учителя методической службой.

4. Промежуточная диагностика готовности учителя к инновационной деятельности, его потребностей в профессиональном саморазвитии и экспертиза проблем, возникающих в профессиональной деятельности.

5. Коррекция индивидуальных программ профессионального саморазвития учителя.

Основными технологиями формирования готовности учителей к инновационной деятельности стали технологии компетеностного и контекстного обучения, которые были реализованы в рамках коллективных, групповых и индивидуальных форм организации процесса подготовки учителя к инновационной деятельности.

В связи с пониманием мониторинга как психотехнологии отслеживания возникновения личностных и профессиональных новообразований мы сочли необходимым включить в данную технологию следующие элементы: 1) описание целей, задач, принципов и функций мониторинга профессионального образования- 2) научно обоснованную структуру мониторинга (стадии, фазы, технологические блоки, реализующие необходимые функции) — 3) описание психологических параметров и критериев, по которым будет производиться отслеживание, а также этапов отслеживания- 4) методы и способы реализации необходимых функций мониторинга- 5) определение специфических особенностей мониторинга профессионального развития учителя — профессионала.

Анализ результатов реализации разработанной нами модели подготовки учителя к инновационной деятельности в системе методической работы школы позволяет утверждать, что у большинства учителей экспериментальной группы произошли существенные изменения в мотивационно-ценностном, когнитивном, содержательно-операциональном компоненте готовности к инновационной деятельности, которые выражаются в переходе от преобладающего на начальной стадии эксперимента репродуктивного к адаптивному уровню. Существенно выросло число учителей, находящихся на системно-моделирующем уровне готовности к инновационной педагогической деятельности.

Таким образом, в результате опытно-экспериментальной деятельности нам удалось:

— экспериментально проверить влияние выделенных педагогических условий на эффективность формирования готовности учителей к инновационной деятельности;

— разработать и апробировать систему научно-методического сопровождения формирования готовности учителя к инновационной деятельности;

— подвести итоги эксперимента через реализацию многоаспектного мониторинга, направленного на выявление педагогических условий, определяющих оптимальность формирования готовности учителя к инновационной деятельности в системе методической работы школы.

Проанализировав все показатели контрольной диагностики и соотнеся их с выделенными нами уровнями готовности к инновационной деятельности, мы сделали вывод, что в результате реализации разработанной нами модели уровень готовности учителей экспериментальной группы повысился: количество учителей имеющих высокий уровень составил 56,0%, что значительно повысило показатель готовности учителей к инновационной деятельности в отличие от первоначальных данных.

Данные, полученные в ходе контролирующего эксперимента, их достоверность, подтверждают гипотезу о том, что формирование готовности учителей к инновационной деятельности в процессе специально организованной работы будет эффективно, при соблюдении выделенных нами педагогических условий.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская, К. Н. Деятельность и психология личности / К.Н. Абульханова-Славская. — М.: Наука, 1980. — 335 с.
  2. , Г. А. Формирование у будущего учителя готовности к непрерывному образованию: дис.. канд. пед. наук / Г. А. Алферова. — Волгоград, 1998.-224 с.
  3. , Б.Г. Некоторые проблемы психологии взрослых / Б. Г. Ананьев. — М.: Знание, 1972. З2.с.
  4. , В.А. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития / В. А. Андреев. Казань: Центр инновационных технологий, 2003. -608 с.
  5. , Н.М. Слагаемые инновационного потенциала / Н. М. Анисимов // Директор школы. 1997. — № 3. — С. 67−70.
  6. , H.A. Учитель: проблема выбора и формирование ценностей: учебно-методическое пособие / H.A. Асташова. М.: МПСИ- Воронеж: МОДЭК, 2000.-271 с.
  7. , Ю.К. Избранные педагогические труды / М.Ю. Бабан-ский. М.: Педагогика, 1989. — 558 с.
  8. , Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса / М. Ю. Бабанский. -М.: Просвещение, 1982. 382 с.
  9. , С.А. Управление процессом включения педагогического коллектива в инновационную деятельность: автореф. дис.. канд. пед. наук / С. А. Баранникова. М.: АПКиПРО, 2003. — 22 с.
  10. , М.Е. Дидактические и психологические основания образовательной технологии / М. Е. Бершадский, В. В. Гузеев. М.: Центр «Педагогический поиск», 2003. — 256 с.
  11. , В.П. Основы теории педагогических систем / В.П. Бес-палько. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1977. — 107 с.
  12. , И.В. Понятие целостности и его роль в научном познании / И. В. Блауберг. М.: Знание, 1972. — 161 с.
  13. , И.В. Системный подход: предпосылки, проблемы, трудности / И. В. Блауберг. М.: Знание, 1969. — 48 с.
  14. , Л.И. Избранные психологические труды: проблемы формирования личности / Л.И. Божович- под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Между нар. пед. акад., 1995. — 208 с.
  15. , Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович- под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Междунар. пед. акад., 1995. — 208 с.
  16. , Т.Г. Из опыта развития общей культуры учителя / Т. Г. Браже // Педагогика. 1993. — № 2. — С. 70−75.
  17. , H.H. Управление инновационной деятельностью образовательного учреждения в условиях системных изменений / H.H. Букина,
  18. B.Н. Волков, И.В. Гришина- под ред. И. В. Гришиной, С. В. Кривых. — СПб.: СПбАППО, 2007. 304 с.
  19. , К .Я. Инновационное образование — вызов времени / К. Я. Вазина, Ю. Н. Петров. Н. Новгород: Изд-во ВГИПУ, 2007. — 152 с.
  20. , А. Психолого-педагогическое основы образования взрослых: теория и модели контекстного обучения / А. Вербицкий // Новые знания. 2002. — № 3. — С. 5−9.
  21. , С.Г. Профессиональное становление учителя /
  22. C.Г. Вершловский // Вечерняя средняя школа. 1992. — № 2−3. — С. 6−10.
  23. , С.Г. Учитель о себе и профессии / С. Г. Вершловский. Л.: Знание, 1988. — 31 с.
  24. Взаимодействие органов управления образованием и методических служб: сб. науч.-метод. мат. / сост. Л.И. Филатова- науч. ред. Э. М. Никитин. М.: АПКиППРО, 2005. — 37 с.
  25. Взаимосвязь общей и профессиональной культуры учителя / под ред. Т. Г. Браже. СПб.: РАО ИОВ, 1992. — 85 с.
  26. , И.Е. Эволюция образовательных моделей / И. Е. Видт // Школьные технологии. 2008. — № 3. — С. 43−44.
  27. Вопросы повышения квалификации педагогических кадров: сборник статей / сост. А. П. Ситник. М., 1975. — 200 с.
  28. , С.Г. Продуктивные деловые игры во внутришколь-ном управлении: Теория, технология: учебное пособие / С. Г. Воровщиков. -М.: 5 ЗА ЗНАНИЯ, 2007. 304 с.
  29. , В.Г. Гуманитарно-аксиологические основы последипломного образования педагога / В. Г. Воронцова. Псков, 1997. — 144 с.
  30. , JI.A. Социально-педагогическая деятельность ИПКРО как фактор развития образования в регионе: автореф. дис.. канд. пед. наук / Л. А. Выговский. М.: ИОВ РАО, 2000. — 22 с.
  31. , Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский- под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991. — 480 с.
  32. , Т.И. Организация и содержание методической работы в современной школе / Т. И. Галкина, Н. В. Сухенко. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.-С. 7−62.
  33. , Т.И. Инновационные школы. Конкурсный отбор / Т. И. Галкина, В. В. Котельникова. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. — 34 с.
  34. , В.Б. Педагог для учителя / В. Б. Гаргай // Народное образование. 2002. — № 9. — С. 93−98.
  35. , В.Б. Повышение квалификации учителей на Западе: новые подходы / В. Б. Гаргай // Педагогика. 2003. — № 2. — С. 74−80.
  36. , A.M. Инновационный подход в построении обучения: учеб. пособие / A.M. Герасимов, И. П. Логинов. М.: АПКиПРО, 2001. — 64 с.
  37. , Б.С. Педагогическая прогностика. Методология. Теория. Практика / Б. С. Гершунский. Киев: Вища шк., 1986. — 200 с.
  38. , Б.С. Прогностические методы в педагогике / Б. С. Гершунский. Киев: Вища школа, 1974. — 208 с.
  39. , Г. М. Диссеминация инновационного опыта учителей и образовательных учреждений новая педагогическая стратегия российскогообразования: учеб.-метод. пособие / Г. М. Гладышев, И. И. Букина Оренбург: РЦРО, 2008.- 176 с.
  40. , Н.С. Психология профессионализации педагога / Н. С. Глуханюк. Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2005- 260 с.
  41. , Ф.Н. Книга об учителе / Ф. Н. Гоноболин. М.: Просвещение, 1965.-260 с.
  42. , М.К. Национальный проект «Образование» оценка экспертов и позиция населения / М. К. Горшков, Ф. Э. Шереги. — М.: ЦСП, 2008. 464 с.
  43. , Л.К. Формирование профессионализма учителя в системе непрерывного педагогического образования: монограф. / JI.K. Гребенкина. Рязань, 2000. — 204 с.
  44. , В.В. Инновационная модель контроля деятельности школы/ В. Гузеев, В. Лизинский // Народное образование. 1998. — № 7. -С. 50−57.
  45. , В.В. Инновационные идеи в современном образовании /
  46. B.В. Гузеев // Школьные технологии. 1997. —№ 1. — С. 3−10.
  47. , Л.М. Педагогические основы формирования социально-психологической готовности студентов педвузов к профессиональной деятельности: дис.. канд. пед. наук / Л. М. Гура. Иркутск, 1994. — 209 с.
  48. , E.H. Современные педагогические технологии: учеб.-метод. пособие для студ. и препод, вузов культуры и искусств / E.H. Гусарова. М.: АПКиППРО, 2005. — 38 с.
  49. , А.Н. Инновационная педагогика и системный анализ / А. Н. Дахин // Школьные технологии. 1999. — № 1−2. — С. 42−45.
  50. , А.Н. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и неопределенность / А. Н. Дахин // Педагогика. 2003. — № 4.1. C. 21−26.
  51. , A.A. Акмеологические основы развития профессионала / A.A. Деркач. М.- Воронеж, 2004. — 143 с.
  52. , E.B. Рефлексивное обучение в подготовке учителя / Е. В. Доманский // Педагогика. 2009. — № 3. — С. 74.
  53. , В.И. Координация инновационной деятельности в областном образовательном пространстве / В. И. Дружинин // Методист. -2002.-№ 4.-С. 4−10.
  54. , JI.H. Взаимосвязь повышения квалификации и методической службы / JI.H. Дударева // Методист. 2004. — № 6. — С. 14—18.
  55. Дурай-Новакова, K.M. Формирование профессиональной готовности к педагогической деятельности: автореф. дис.. д-ра пед. наук / K.M. Дурай-Новакова. М., 1983. — 36 с.
  56. , Д. Демократизация и образование / Д. Дьюи. М.: Педагогика-Пресс, 2000. — 383 с.
  57. , В.К. Новая дидактика / В. К. Дьяченко. М.: Народное образование, 2001. — 496 с.
  58. , М.И. Психологические проблемы готовности к деятельности / М. И. Дьяченко, JI.A. Кандыбович. Минск: Изд-во БГУ, 1976. -176 с.
  59. , Г. Н. Готовность к деятельности как социально-педагогическая категория: инновационный подход / Г. Н. Жуков // Образование и наука. 2000. -№ 3 (5). — С. 176−180.
  60. , В.И. Идеал, гармония и реальность в системе гуманистического воспитания / В. И. Загвязинский, Ш. А. Амоношвили, А.Ф. За-кирова // Педагогика. 2002. — № 9. — С. 3−10.
  61. , В.И. Инновационные процессы в образовании. Педагогическая наука / В. И. Загвязинский. Тюмень, 1990. — 97 с.
  62. , В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. М.: Академия, 2001.-208 с.
  63. , В.И. Учитель как исследователь / В. И. Загвязинский. М.: Знание, 1980. — 96 с.
  64. , В.Н. Практическая дидактика / В. Н. Зайцев. М.: Народное образование, 1999. — 358 с.
  65. , К. Удовлетворенность трудом: мнение социолога: пер. с рум. / [выступ, ст. А. Д. Мазылу, И.Т. Левкина]. М.: Политиздат, 1983. -142 с.
  66. , Г. Е. Самообразование как социологическая проблема/ Г. Е. Зборовский, Е. А. Шуклина // Социологические исследования. -1997.-№ 10.-С. 78−87.
  67. , Г. Е. Социология в регионах проблемы и перспективы / Г. Е. Зборовский // Социологические исследования. — 2006. — № 8. -С. 43−47.
  68. , А.Н. Система повышения квалификации педагогических кадров народного образования Москвы / А.Н. Зевина- Моск. гор. ин-т усовершенствования учителей. М.: Просвещение, Моск. гор. ин-т усовершенствования учителей, 1975. — 190 с.
  69. , Э.Ф. Модернизация профессионального образования: компе-тентностный подход: учеб. пособие / Э. Ф. Зеер, А. М. Павлова, Э.Э. Сыма-нюк. М.: МПСИ, 2005. — 216 с.
  70. , К.В. Исследование механизмов проведения реформы крупных социальных систем на примере системы общего образования / К. В. Зиньковский // Вопросы образования. 2008. — № 3. — С. 145.
  71. , С.И. Основы андрагогики: учеб. пособие для вузов / С. И. Змеев. М.: Флинта: наука, 1999. — 152 с.
  72. , И.В. Творческая самореализация учителя / И. В. Золотухина. Йошкар-Ола: Марийский институт образования, 1999. — С. 3−17.
  73. , А.О. Повышение квалификации педагогических кадров: вызовы современности / А. О. Зоткин // Народное образование. 2009. -№ 4. — С. 61−64.
  74. , Н.С. Организационно-педагогические основы развития образовательной активности педагога в процессе повышения квалификации:автореф. дис.. канд. пед. наук / Н. С. Зубарева. М.: АПКиПРО, 2000. -23 с.
  75. , Л.Ф. Инновационные условия развития профессиональной компетентности учителя / Л. Ф. Иванова // Инновации в образовании. 2003. — № 4. — С. 69−80.
  76. , Г. Н. Формирование готовности к профессиональному саморазвитию у студентов технического вуза: дис.. канд. пед. наук / Г. Н. Ильина. — Волгоград, 1994. — 131 с.
  77. Инновации в общеобразовательной школе: методы обучения: сб. науч. тр. / под ред. А. В. Хуторского. М.: ГНУИСМОРА, 2006. — 290 с.
  78. Инновации и качество образования: сб. материалов междунар. на-уч.-практ. конф. (24−25 марта 2008 г.): в 3 ч. Ч. 1. Новосибирск: НИПКИПРО, 2008. — 304 с.
  79. , И.Т. Диалектика и проблема развития / И. Т. Исаев. М.: Высш. шк., 1979.-181 с.
  80. , А.И. Запросы взрослых в образовательных услугах / А. И. Канатов // Новые знания. 1999. — № 4. — С. 435.
  81. Кан-Калик, В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс / В .А. Кан-Калик. М.: НИИВШ, 1977. — С. 64−66.
  82. , К.С. Инновационное образование: теоретико-методологические аспекты построения / К. С. Карпеш, М. А. Антюфеева. Челябинск: Образование, 2008. — 137 с.
  83. , М.М. Психология творческого мышления профессионала / М. М. Кашапов. М.: Рег Бе, 2006. — 687 с.
  84. , М.В. Педагогическая технология в учебном процессе: анализ зарубежного опыта / М. В. Кларин. М.: Знание, 1989. — С. 96−97.
  85. , М.В. Технология обучения: идеал и реальность / М. В. Кларин. Рига: Эксперимент, 1999. — 85 с.
  86. , Л.П. Инновационный стиль преподавателя. Условие его формирования / Л. П. Княженко // Высшее образование сегодня. 2007. -№ 5.-С. 68−71.
  87. , А.Г. Психология личности / А. Г. Ковалев. М.: Просвещение, 1970.-391 с.
  88. , Я.Л. Человек: психология: кн. для учащихся / Я. Л. Коломенский. М.: Просвещение, 1986. — 223, 4. с.
  89. , Ю.А. Анализ урока / Ю. А. Конаржевский. М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. — 336 с.
  90. , Ю.А. Внутришкольный менеджмент / Научно-метод. объединение «Творческая педагогика" — Малое предприятие «Новая школа" — Ю. А. Конаржевский. М., 1993. — 140 с.
  91. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года // Инновации в образовании. 2002. — № 3. — С. 4−33.
  92. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006−2010 // Российское образование. 2006. — № 1. — С. 49−65.
  93. , Н.В. Методическая работа в инновационных образовательных учреждениях / Н. В. Коростелева // Методист. 2005. — № 4. -С. 17−21.
  94. , А.И. Мастерство перевоспитания / А. И. Кочетов. -Минск: Нар. асвета, 1981. 159 с.
  95. , В.В. Методология педагогики: новый этап: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. В. Краевский, Е. В. Бережнова. М.: ИЦ «Академия», 2006. — 394 с.
  96. , C.B. Организация инновационной деятельности педагогического коллектива образовательного учреждения / C.B. Кузьмин. — Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2001. 24 с.
  97. , Н.В. Очерки психологии труда учителя / Н. В. Кузьмина. Л.: Изд-во ЛГУ, 1987. — 183 с.
  98. , Н.В. Формирование педагогических способностей / Н. В. Кузьмина. -JI.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1961. 98 с.
  99. , C.B. Управление современной школой / C.B. Кульне-вич, В. И. Гончарова, Т. П. Лакоценина // Организация и содержание методической работы (практич. пособие). — 2004. Вып. 2. — С. 14—17.
  100. , Ю.Н. Психология обучения взрослых / Ю.Н. Кулют-кин. М.: Просвещение, 1985. — 128 с.
  101. , Ю.Н. Учитель и ученик в системе образования взрослых / Ю. Н. Кулюткин // Непрерывное образование: современные проблемы и тенденции: мат. юбилейной науч.-практ. конф. — СПб., 1996. — Ч. 1. — 106 с.
  102. , Н.В. Как овладеть педагогическим мастерством: методические рекомендации / Н. В. Кухарев. Гомель: ГОСПО БССР- ГОИУУ, 1986.-24 с.
  103. , B.C. Введение в педагогическую инноватику / B.C. Лазарев- Б. П. Мартиросян. М.: РАО, 2004. — 119 с.
  104. , B.C. Нормативный подход к оценке инновационной деятельности школы / B.C. Лазарев, Б. П. Мартиросян // Педагогика. — 2003. -№ 3. С. 17−25.
  105. , B.C. Педагогическая инноватика: объект, предмет и основные понятия / B.C. Лазарев, Б. П. Мартиросян // Педагогика. — 2004. -№ 4.-С. 11−21.
  106. , B.C. Понятия педагогической и инновационной систем школы / B.C. Лазарев // Сельская школа. 2003. — № 1. — С. 4−9.
  107. , B.C. Системное развитие школы / B.C. Лазарев. — М.: ПОР, 2002. 302 с.
  108. Т.П. Основные группы уроков, методика / Т. П. Лакоценина. Воронеж: ТЦ «Учитель», 2008. — 224 с.
  109. , Н.И. Нововведения в организациях / Н. И. Лапин, А. И. Пригожий, Б. В. Сазонов, B.C. Толстой // Структура инновационного процесса. -М., 1981.-119 с.
  110. , Н.И. Человеческий фактор в нововведениях / Н. И. Лапин, Б. В. Сазонов // Психологический журнал. 1985. — № 4. — С. 64−66.
  111. , В.П. Научно-методическое сопровождение инновационной деятельности школ / В. П. Ларина // Методист. — 2005. — № 5. С. 19−21.
  112. , М.М. Технологии профессионального педагогического образования / М. М. Левина. М.: Академия, 2001. — 272 с.
  113. , Н.Д. Психология характера / Н. Д. Левитов. — М.: Просвещение, 1969.-424 с.
  114. , Е.А. Качество образования и качество подготовки учителя / Е. А. Ленская // Вопросы образования. — 2008. — № 4. С. 84−85.
  115. , А.Н. Избранные психологические произведения: в 2 т. /
  116. A.Н. Леонтьев. М., 1983. — Т. 1. — С. 185−186.
  117. , В.М. Работа администрации школы с учителем /
  118. B.М. Лизинский. М.: Центр «Педагогический поиск», 2002. — 160 с.
  119. , С.А. Инновационные подходы к подготовке и переподготовке учителей и руководителей образовательных учреждений / С. А. Лисицын, Л.В. Куценко-Барская // Методист: научно-методический журнал. — 2006.-№ 3.-С. 8−12.
  120. , A.M. Рекомендации по разработке и совершенствованию образовательных программ по направлениям инновационной деятельности /
  121. A. Лобок // Школьное планирование. 2003. — № 3. — С. 4−49.
  122. , Т.Ю. Современный принцип развития непрерывного образования / Т. Ю. Ломакина. М.: Наука, 2006. — 221 с.
  123. , А.Р. Основы нейропсихологии: учеб. пособие / А.Р. Лурия- авт. предисл. Е. Д. Хомская. М.: Академия, 2003. — 381 с.
  124. , Ю.Л. Творческая лаборатория учителя / Ю. Л. Львова. -М.: Просвещение, 1992. 224 с.
  125. , В.Я. Инновационное обучение: стратегия и практика /
  126. B.Я. Ляудис. М., 1994. — 97 с.
  127. Методология, теория и практика модернизации образования: мат. респ. науч.-практ. конф. (21−22 апр. 2006 г.) / ред. и сост.: Н. М. Швецов, В. А. Комелина, Г. Н. Швецова и др. Йошкар-Ола: МОСИ, 2006. — 206 с.
  128. Методы системного педагогического исследования / под ред. Н. В. Кузьминой. Л.: Изд-во ЛГУ, 1980. — 172 с.
  129. Министерство образования Российской Федерации (№ 1123). Об организации опытно-экспериментальной деятельности в системе образования: приказ М-ва образования РФ от 9 марта 2004 г. // Директор школы. — 2004.-№ 5.-С. 114—122.
  130. , Л.М. Психология профессионального развития учителя/ Л. М. Митина. М.: Флинт, 1998. — 200 с.
  131. , Е.А. Система педагогической диагностики: ключевые понятия и принципы / Е. А. Михайлычев // Педагогическая диагностика. 2002. — № 1. — С. 44−66.
  132. Мониторинг эксперимента / под ред. A.B. Баранникова. М., 2003. — 84 с.
  133. , А.Г. Формирование готовности к педагогической деятельности у будущих учителей: психолого-педагогические основы совершенствования специалистов в университете / А. Г. Морозов. — Днепропетровск, 1980.-С. 71−75.
  134. , Е.П. Подготовка учителей к инновационной деятельности / Е. П. Морозов, П. И. Пидкасистый // Советская педагогика. — 1991. -№ 10.-С. 88−93.
  135. , В.Н. Психология отношений: Избр. психол. труды / В. Н. Мясищев. М.: Воронеж: Ин-т практич. психол.- НПО «МОДЭК», 1995.-356 с.
  136. , А.Я. Педагогические инновации и научный эксперимент / А .Я. Наин // Педагогика. 1996. — № 5. — С. 10−15.
  137. Научно-методическое сопровождение инновационных процессов в образовании / под ред. М. В. Артюхова М.- Новокузнецк: ИПК, 2002. -146 с.
  138. Национальная доктрина образования в Российской Федерации. — М., 2000.-16 с.
  139. Национальный фонд подготовки кадров. Проект «Реформы системы образования». Некоммерческое партнёрство «Институт национального проекта «Общественный договор». Отчёт по договору ERP / Fl / С-44−04 / 2005. С. 2−4.
  140. Непрерывное педагогическое образование / ред. В. И. Данильчук. -Волгоград: Перемена, 1994. Вып. 3. — 74 с.
  141. , JI.C. Психологическая структура готовности оператора к экстренному действию / JI.C. Нерсесян, В. Н. Пушкин // Вопросы психологии. 1969. — № 5. — С. 60−68.
  142. , Н.Д. Россия: ценности общества на рубеже XXI века / Н. Д. Никандров. М.: МИРОС, 1997. — 144 с.
  143. , И.В. Инновационная деятельность современного педагога в системе общешкольной методической работы / И. В. Никишина. Волгоград, 2007. — 93 с.
  144. , A.M. Методология образования / A.M. Новиков. М.: Эгвес, 2002. — 320 с.
  145. , Е.А. Инновации в учебном проектировании / Е. А. Новикова // Инновации в образовании. 2007. — № 4. — С. 23−29.
  146. , Т.Г. Проектирование и экспертиза инновационной деятельности в образовании / Т. Г. Новикова. — М.: ЦРСДОД, 2001. 21 с.
  147. Нововведения как фактор развития: сб. тр. / отв. ред. Б. В. Сазонов.-М., 1987.-96 с.
  148. , И.А. Организационно-педагогические основы индивидуализированной системы повышения профессиональной квалификации учителя: автореф. дис.. д-ра пед. наук / И. А. Новиков. М.: АПКиПРО, 2002. -37 с.
  149. , С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов- под общ. ред. Л. И. Скворцова. -М.: ОНИКС 21 век: Мир и образование, 2004. 895 с.
  150. Оксфордский толковый словарь: англо-русский / под ред. А. Ре-берт, 2002. 212 с.
  151. , В.Г. Образование взрослых: междисциплинарный словарь терминологии / В. Г. Онушкин, Е. И. Огарев. СПб.- Воронеж: ИОВ РАО, 1995.-С. 75.
  152. , A.A. Мониторинг инновационных процессов в образовании / A.A. Орлов // Педагогика. 1996. — № 3. — С. 9−15.
  153. , Т.В. Перспективное планирование развития школы / Т. В. Орлова. М.: Сентябрь, 2000. — 144 с.
  154. Основы андрагогики: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И. А. Колесникова, А. Е. Марон, Е. П. Тонконогая и др.- под ред. И. А. Колесниковой. М.: ИЦ «Академия», 2003. — 238 с.
  155. Открытые уроки как показатель содержания современных образовательных технологий: из опыта работы педагогов шк. № 27 г. Йошкар-Олы / сост. и ред. О. Скребкова, С. Ю. Алякритская, Н. Г. Глушкова. Йошкар-Ола, 2006.-232 с.
  156. , И.П. Избранные произведения / И. П. Павлов. М. — Т. 3. -Кн. 2.-438 с.
  157. , Т.С. Развитие творчества учителя в системе повышения квалификации / Т. С. Панина. Кемерово, 1999. — 250 с.
  158. , Т.С. Теория и практика современного образования в условиях системы повышения квалификации / Т. С. Панина, В. А. Матвиенко, НА. Пруель. — Новокузнецк, 2000. — 93 с.
  159. , А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога: учеб. пособие / А.П. Панфилова- под общ. ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. М.: ИЦ «Академия», 2006. — 368 с.
Заполнить форму текущей работой