Особенности пространственных представлений у детей с ОНР
Курсовая
Ведущие исследования в отношении детей с речевыми нарушениями освещают проблему воспитания и обучения полноценной речи (Р.Е. Левина, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, и др.), образованности детей, возникает необходимость коррекции не только речевого недоразвития, но и нормализации всей психической сферы ребенка. В научной литературе имеются данные о том, что у детей с речевым недоразвитием… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- Глава I. Современный подход к проблеме формирования пространственных представлений
- 1. 1. Пространственные представления, как базовая составляющая психического развития ребёнка и уровни их формирования в онтогенезе
- 1. 2. Характеристика общего недоразвития речи
- 1. 3. Пространственные представления детей с ОНР
- ГЛАВА II. Исследование особенностей пространственных представлений у старших дошкольников с ОНР
- 2. 1. Цель и задачи исследования
- 2. 2. Содержание методики констатирующего эксперимента
- 2. 3. Организация исследования
- ГЛАВА III. Особенности пространственных представлений у старших дошкольников с ОНР
- 3. 1. Особенности пространственных представлений у старших дошкольников с нормальным речевым развитием
- 3. 2. Особенности пространственных представлений у старших дошкольников с ОНР
- 3. 3. Сравнительный анализ состояния пространственных представлений у детей с ОНР и детей с нормальным речевым развитием
- Глава IV. Пути совершенствования развития пространственных представлений в процессе логопедической работы
- 4. 1. Организация и задачи логопедической работы по формированию пространственных представлений у дошкольников с ОНР
- 4. 2. Содержание логопедической работы по формированию пространственных представлений у дошкольников с ОНР
- Заключение
- Список литературы
Список литературы
- Ананьев Б.Г., Рыбалко Е. Ф. особенности восприятия пространства у детей. — М.: Просвещение, 1964.
- Ананьев Б.Г. Системный механизм восприятия пространства и парная работа больших полушарий / проблемы восприятия пространства и пространственных представлений/ Под. ред. Б. Г. Ананьева и Б. Ф. Ломова — М.: Просвещение, 1961.
- Барсукова Л. А., Румега Н. А., Земская Н. Е. Логопедия для учителей, психологов, родителей. — Рн/Д.: Феникс, 2010.
- Белякова Л.И., Гаркуша Ю. Ф., Усанова О. И., Фигердо Э. Л. Сравнительное психолого-педагогическое исследование дошкольников с общим недоразвитием речи и нормальной речью. — М.: Педагогика, 1991.
- Большакова С. Речевые нарушения и их преодоление. — М.: Академия, 2007.
- Бородич А.М. Методика развития речи детей. /Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «дошкольная педагогика и психология». — 2-е изд. — М.: Просвещение, 1981.
- Вовчик-Блакитная М. В. Развитие пространственного различения в дошкольном возрасте: проблемы восприятия пространства и пространственных представлений. — М.: Просвещение, 1961.
- Воронова А.П. Нарушение зрительного гнозиса у дошкольников с речевой патологией / Дефектология. — 1993. — № 1 с. 47−50.
- Выготский Л.С. история развития высших психических функций. Т.3// Выготский Л. С. полное собрание сочинений. — М.: Просвещение, 1986.
- Галкина О.И. Развитие пространственных представлений у детей в начальной школе. — М.: Просвещение, 1961.
- Гаркуша Ю. Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. — М: Институт общегуманитарных исследований, 2007.
- Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. — М.: Академия, 2005.
- Жукова Н.С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. преодоление общего недоразвития речи дошкольников. — М.: Педагогика, 1990.
- Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / Б. П. Пузанов, В. И. Селиверстов, С. Н. Шаховская, Ю. А. Костенкова; Под ред. Б. П. Пузанова. — Академия, 2001.
- Краузе Елена Логопедия. — М.: Корона — Век, 2010.
- Лаврова Е. В. Логопедия. Основы фонопедии. — М.: Академия, 2007.
- Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. — М.: Академия, 1998.
- Лалаева Р.И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. — Спб.: Академия, 1999.
- Левина Р.Е. Общая характеристика недоразвития речи у детей и его влияние на овладение письмом // Хрестоматия по логопедии. — М.: Педагогика, 1997.
- Логопедия: Практическое пособие. — Рн/Д.: Феникс, 2008.
- Логопедия: Серия «Коррекционная педагогика». — М.: ВЛАДОС, 2007.
- Логопедия: Серия «Мир вашего ребенка». — Рн/Д.: Феникс, 2009.
- Логопедия: Учебник для вузов. — М.: Владос, 2006.
- Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. — М.: Просвещение, 1961.
- Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. — М.: Просвещение, 1972.
- Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма. — М.: Просвещение, 1951.
- Люблинская А.А. Особенности освоения пространства детьми дошкольного возраста // известия АПН РСФСР, Вып. 86. — М., 1956.
- Люблинсая А.А. Очерки психического развития ребенка. — М.: Просвещение, 1956.
- Мастюкова Е. М. Основы клинической типологии и медицинской коррекции общего недоразвития речи у дошкольников. — М.: Просвещение, 1991.
- Мастюкова Е.М. О нарушении гностичесих функций у учащихся с тяжелыми расстройствами речи// Дефектология. — 1976. — № 1. — с. 13−17
- Нейропсихологическая диагностика // Под ред. Е. Д. Хомской. — М.: Педагогика, 1994.
- Николаенко И. Н. Зрительно-пространственные функции правого и левого полушарий мозга. — Спб.: Питер, 2006.
- Нищева Н.В. программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет). — Спб.: Питер, 2006.
- Основы коррекционной педагогики. Учебно — методическое пособие / Авторы-сост. Зайцев Д. В., Зайцева Н. В., Педагогический институт Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского. Саратов, 1999.
- Полякова М. А. Самоучитель по логопедии. Универсальное руководство. — М.: Айрис-Пресс, 2009.
- Резниченко Т. С. Логопедическая энциклопедия для родителей дошкольников и младших школьников. — М.: АСТ, 2009.
- Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. — М.: Педагогика, 1994.
- Семаго Н.Я. Современный подход к формированию пространственных представлений у детей как основы компенсации трудностей освоения программы начальной школы / Дефектология. — № 1. — 2000.
- Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста. — М.: Академия, 2005.
- Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. — М.: Эксмо, 2000.
- Симерницкая Э.Г. Мозг и психические процессы в онтогенезе. — М.: Просвещение, 1985.
- Сеченов И.М. Избранные произведения. — М.: Просвещение, 1952.
- Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. — М.: Академия, 2003.
- Трошин О.В., Жулина Е. В. Логопсихология. — М.: Эксмо, 2005.
- Филиппова С.О. Подготовка дошкольников к обучению письму. — Спб.: Академия, 2004.
- Фигередо Э., Ласаро Э. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с общим недоразвитием речи. — М.: Просвещение, 1989.
- Филичева Т. Б. Чиркина Г. В. Система коррекционной работы с дошкольниками в группах детей с общим недоразвитием речи// Проблемы патологии речи. — М.: Просвещение, 1989.
- Филичева Т. Б. Чиркина Г. В. подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. — М.: Педагогика, 1993.
- Хватцев М.Е. предупреждение и устранение недостатков речи. — Спб.: Питер, 2004.
- Хрестоматия по логопедии // Под ред. Л. С. Волковой, В. И. Селиверстова. В 2-х томах. — М.: Педагогика, 1997.
- Яцель О.С. Учимся употреблять предлоги в речи. — М.: Академия, 2006.