Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Диагностика уровня духовно — нравственной воспитанности младших школьников

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Итак, первоклассникам проще всего было объяснить, что такое «дружба», «зло», «добро», «долг», и труднее, «милосердие», «мудрость». Статистика ответов первоклассников представлена в табл. 1. Cправедливость. Не объяснили. Умеренность. Таблица № 1. Милосердие. Объяснили. Мужество. Мудрость. Мальчики. Мальчики. Счастье. Свобода. Понятия. Девочки. Девочки. Дружба. Добро. Долг. Вина. Кол. Кол. Кол. Кол. Читать ещё >

Диагностика уровня духовно — нравственной воспитанности младших школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Для выявления уровня развития духовно — нравственных качеств у младших школьников надо было выяснить категориальную структуру нравственности.

Поэтому в самом начале работы предстояло ответить на вопрос: какие категории в нравственном сознании являются базовыми? У Платона, Сократа, Аристотеля находим такие категории, как добро, зло, мудрость, мужество, умеренность, справедливость, счастье, дружба, В Средневековье появляется понятие «милосердие», в более позднюю историческую эпоху — «долг» (И. Кант), «вина» (Гегель). Таким образом, было выделено 10 категорий.

Затем мы попросили младших школьников пояснить, как они понимают предъявленные им слова. Из опрошенных было 24 первоклассника (11 девочка и 13 мальчика), Опрос проводился индивидуально.

Статистика ответов первоклассников представлена в табл. 1. Объяснили все понятия 8 человек (4 девочки и 4 мальчика), отказались это делать 3 человека (1 девочка и 2 мальчика).

Итак, первоклассникам проще всего было объяснить, что такое «дружба», «зло», «добро», «долг», и труднее, «милосердие», «мудрость».

Раскрывая смысл категории «дружба», дети говорили, что это «люди дружат между собой». Очень редко в ответах звучали конкретные проявления дружбы, такие как «никогда не ссорятся, уважают друг друга», «понимают друг друга», «помогают друг другу», «когда дети не дерутся и играют вместе». Часто учащиеся давали только эмоциональную оценку: «это хорошо», «это весело».

В толковании зла можно выделить три группы ответов. Первая, наиболее многочисленная, связана с действием — «это когда бьют», «когда убивают», «когда человек делает что-нибудь плохое», «когда все дерутся». Вторая группа ответов связана с характеристикой другого человека («это злой человек») или самого себя («это я, когда плохой»). Третья группа вновь представляет только эмоциональную оценку явления: «это плохо».

Добро в представлении отвечающих — «когда делают добрые дела», «всем помогаешь», «всех защищаешь», «когда не дерутся», «когда всем уступаешь», «когда ты добрый». При этом существуют значительные различия в ответах девочек и мальчиков. Для первых добро связано прежде всего с помощью («это когда человек хочет помочь в беде», «это когда помогают»), для вторых — с отсутствием внешних конфликтов («это когда никто не дерется», «никого не обижают»). Некоторые первоклассники включили «добро» в дихотомию: «добро — это когда нет зла». Ответов, связанных только с эмоциональной оценкой предъявленной категории, не наблюдалось.

Несмотря на то что категории «свобода» и «долг» объяснило преобладащее большинство учащихся, их понимание далеко от действительного.

Статистика ответов первоклассников представлена в табл. 1.

Таблица № 1.

Понятия.

Объяснили.

Не объяснили.

девочки.

мальчики.

девочки.

мальчики.

Кол.

%.

Кол.

%.

Кол.

%.

Кол.

%.

1. Счастье.

67,7.

32,3.

27,9.

2. Свобода.

77,4.

22,6.

13,95.

3. Мудрость.

35,5.

58,1.

64,5.

41,9.

4. Мужество.

54,8.

53,5.

45,2.

46,5.

5. Умеренность.

32,3.

11,6.

67,7.

88,4.

6. cправедливость.

61,3.

65,1.

38,7.

34,9.

7 Дружба.

96,8.

95,3.

3,2.

4,7.

8. Добро.

93,5.

79,1.

6,5.

20,9.

9. Зло.

90,3.

88,4.

9,7.

11,6.

10. Милосердие.

22,6.

37,2.

77,4.

62,8.

11. Долг.

67,7.

76,7.

32,3.

23,3.

12. Вина.

48,4.

69,8.

51,6.

30,2.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой