Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Нормативные основы дидактики

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Право на образование занимает свое особое место в системе прав человека. Это право входит в международные стандарты прав человека, что нашло свое отражение в ч. 1 ст. 26 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г., ч. 1 ст. 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г., ст. 2 Протокола № 1 от 20 марта 1952 г. к Конвенции о защите прав… Читать ещё >

Нормативные основы дидактики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В результате изучения главы студент должен:

знать

  • • типологию образовательных учреждений;
  • • гражданско-правовые характеристики образования;
  • • смысл и значение права на образование, его основные черты;
  • • основные типы общеобразовательных учреждений и формы получения образования;
  • • характеристики и нормы образовательного стандарта;
  • • значение и роль компетенций как стандартов современного образования;

уметь

  • • дифференцировать многообразие образовательных учреждений;
  • • различать и описывать функции образовательного стандарта;
  • • выделять основные образовательные факторы, которые регулирует базисный учебный план;

владеть

  • • понятием образовательного стандарта;
  • • основными требованиями, которым должен удовлетворять образовательный стандарт.

Сфера образования непосредственно связана с социально-политическим и государственно-правовым устройством общества. Отражая и неся в себе это устройство, система образования выступает важнейшей институцией общества, обеспечивающей процесс его социального воспроизводства и развития. В связи с этим дидактика как наука о построении и функционировании образования во многом опирается на систему нормативных, юридических регуляторов и механизмов.

Помимо этого само образование и его обеспечение облекаются в форму законодательных положений и актов, отражающих государственные цели и задачи. Государственные требования в области образования содержатся в Законе об образовании, в котором выделены следующие основные принципы государственной политики в области образования (ст. 3):

  • 1) признание приоритетности образования;
  • 2) обеспечение прав каждого человека на образование;
  • 3) гуманистический характер образования;
  • 4) единство образовательного пространства на территории РФ;
  • 5) создание благоприятных условий для интеграции системы образования РФ с системами образования других государств;
  • 6) светский характер образования;
  • 7) свобода выбора получения образования;
  • 8) обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности и др.

Образование как система представляет собой сложный социокультурный и полифункциональный феномен, который рассматривается в трех нормативных измерениях:

  • — как пространственная категория, т. е. развивающаяся сеть учреждений различных типов и уровней, в определенном социальном масштабе (всего мира, определенной страны, отдельного региона, города или района);
  • — структурная категория, состоящая из нескольких уровней или ступеней образовательной макросистемы, имеющей государственный статус, в качестве уровней выступают подсистемы дошкольного, школьного, высшего и дополнительного образования;
  • — институционализированная категория, включающая в себя различные типы государственных, муниципальных и частных воспитательно-образовательных учреждений определенной образовательной направленности (светской или клерикальной), а именно: ясли, детские сады, специализированные детские центры, основные, полные средние, художественные и музыкальные школы, школы искусств, дома детского творчества, станции юных техников, лицеи, гимназии, специализированные школы, институты, университеты, академии, высшие школы, обучение в аспирантуре, докторантуре, ординатуре, адъюнктуре, на курсах переквалификации и т. д.

Все эти три измерения вместе и в отдельности призваны обеспечить одно из базовых гражданских прав человека современного общества — право на образование.

Право на образование занимает свое особое место в системе прав человека. Это право входит в международные стандарты прав человека, что нашло свое отражение в ч. 1 ст. 26 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г., ч. 1 ст. 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г., ст. 2 Протокола № 1 от 20 марта 1952 г. к Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г., ст. 14 Хартии Европейского Союза об основных правах от 7 декабря 2000 г. Право на образование — единственное из социальных прав, в отношении которого выстраивается целая система правозащитных мер. Этим фактом подтверждается исключительно важные место и роль права на образование в системе современных демократических ценностей. В ст. 2 Протокола № 1 от 20 марта 1952 г. к Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. говорится о таких важнейших концептах данного права, как:

  • а) его всеобщность (никому не может быть отказано в этом праве);
  • б) обязанности государства в области образования и обучения;
  • в) обязанности государства уважать религиозные и философские убеждения родителей при обеспечении их детям образования в соответствии с этими убеждениями.

В Конституции РФ общие вопросы права на образование закреплены в ст. 43:

" 1. Каждый имеет право на образование.

  • 2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
  • 3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
  • 4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
  • 5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования."

Как отмечают Д. А. Ягофаров и многие авторы, право на образование, точнее его осуществление, предполагает активную роль государства в гарантировании этого вида социального притязания. Основная роль государства обусловлена его статусом ведущего социального института, который определяет вектор исторического развития общества и его этнонациональную, культурную, социально-экономическую, политико-правовую целостность, «самость» .

Как подчеркивают ученые-правоведы, всякое право, в том числе и право на образование, является в известном смысле и обязанностью. Некоторые права просто сливаются с обязанностями. Именно к такому роду нрав относится и право на образование. До определенного возраста, до определенной ступени (уровня) системы образования (этот уровень различен в разных странах), а также с учетом степени социально-экономической развитости общества право на образование практически и юридически является обязанностью человека (гражданина) получить и освоить тот минимум знаний, умений и навыков, который (минимум) гарантирует необходимые и достаточные условия социальной коммуникации этого гражданина. Обычно данная обязанность получать «минимальное» образование связана с институтом школьного (общего) образования и юридически закрепляется в конституционных и других законодательных актах. Так, обязанность получения общего образования предусмотрена ч. 4 ст. 43 Конституции РФ.

Среди важнейших черт права на образование выделяются следующие. Право на образование есть интегральное право, которое может быть отнесено к различным группам прав и свобод человека — социальным, культурным, гражданским (личным). Социальным право на образование является уже потому, что образование есть одна из ведущих социальных подсистем общества. Кроме того, право на образование предполагает создание системы государственных гарантий получения образования каждым человеком, выступает важнейшим условием его успешной социализации. Право на образование есть одновременно и культурное право, поскольку именно через образование и посредством образования человек приобщается к различным аспектам культуры человечества вообще и национальной культуры в частности. Право на образование есть гражданское, личное право человека, которое реализуется им самостоятельно, по своему усмотрению после выполнения им (при помощи родителей или законных представителей) своей гражданской (общесоциальной) обязанности получить общее образование.

Право на образование выступает как конституционное право, поскольку оно закрепляется и, тем самым, гарантируется Конституцией РФ.

Право на образование предполагает доступность образования для каждого. Доступность образования — это, прежде всего, свобода получать как общее, так и профессиональное и послевузовское образование в соответствии с убеждениями родителей, собственными желаниями и возможностями. В то же время, как отмечает Д. А. Ягофаров, эта сторона права на образования является одной из наиболее проблематичных в силу самых разных причин. Одна из них состоит в увеличении числа учащихся и сокращении при этом государственных расходов на образование.

Образование в правовом пространстве занимает свое уникальное место. Это выражается в ряде моментов.

Во-первых, в сфере образования осуществляется подготовка специалистов для научной и профессиональной деятельности, в том числе и в сфере юриспруденции. Система образовательных учреждений, осуществляющих как базовую подготовку по юридическим направлениям и специальностям, так и повышение квалификации и переподготовку, выступает важным элементом правового пространства российского общества.

Во-вторых, у участников образовательных отношений формируется специфическое «образовательно-правовое» сознание (индивидуальное или групповое), которое во многом обусловливает их правовое поведение.

В-третьих, под действием образовательного законодательства у всех участников образовательных отношений возникают, изменяются либо прекращаются правовые связи (правоотношения), обусловливающие особенности их «образовательного» поведения. Эти образовательные правоотношения возникают: а) между учеником (обучающимся) и учителем (обучающим); б) между педагогическим работником и образовательным учреждением; в) между учителем и родителями (законными представителями) учеников; г) между образовательным учреждением и родителями (законными представителями); д) между образовательным учреждением и соответствующим органом управления образования и т. д.

Право на образование реализуется посредством создания и организации целостной системы различных образовательных учреждений, различающихся по их специализации и направленности. Проведенный И. Д. Чечель анализ учебных заведений общего среднего образования показал, что дифференциация образования в значительной мере основывается на принципах и ценностных ориентациях, обусловленных различными взглядами на роль школы в обществе и альтернативными концепциями образования.

Типология и многообразие образовательных учреждений. Существующие в настоящее время образовательные учреждения по направленности и содержанию работы можно подразделить на несколько типов.

По организационно-правовым формам выделяют: 1) государственные; 2) негосударственные (частные, общественные, религиозные); 3) муниципальные образовательные учреждения.

В России существуют следующие типы образовательных учреждений: 1) дошкольные; 2) массовые, общедоступные школы (начального, основного и среднего образования); 3) учреждения профессионального образования (среднего и высшего звена); 4) школы-интернаты; 5) специализированные школы для детей с отклонениями в развитии и т. д.

К дошкольным образовательным учреждениям относятся: 1) детские сады; 2) детские ясли; 3) развивающие центры и т. д. Они занимаются укреплением, развитием и необходимой коррекцией умственных, психических, физических способностей детей в возрасте от 1 года до 6 лет.

Общеобразовательные учреждения представлены: 1) школами; 2) гимназиями; 3) лицеями. В них учащиеся приобретают знания, умения и навыки, необходимые для дальнейшего продолжения образования, овладевают основами культурного и здорового образа жизни и т. д. В структуру общеобразовательной школы входят: 1) начальная; 2) средняя; 3) старшая школы. Выделяются также различные типы общеобразовательных школ.

Школа с дифференцированным подходом — учебное заведение, в котором функционируют несколько специализированных классов, их деятельность не затрагивает основной части школьников.

Школа с углубленным изучением предмета — одна из дисциплин изучается углубленно либо во всех классах, либо на одной из ступеней.

Школа с углубленным изучением цикла учебных предметов — выделяются пять циклов: гуманитарный, эстетический, естественно-научный, физико-математический, военно-спортивный.

Школа с углубленным изучением всех предметов — крайний случай школы с углубленным циклом предметов, например школа для одаренных детей.

Школа с профильной направленностью — выделяют следующие профили: обществоведческий, механико-технологический, биолого-экологический, эстетический, военно-спортивный, которые соответствуют видам взаимодействия человека с окружающим миром.

Гимназия — вид общеобразовательного учебного заведения, ориентированный на формирование широко образованной, интеллигентной личности, готовой к творческой и исследовательской деятельности в различных областях фундаментальных наук. Обучение в гимназии дается на широкой гуманитарной базе с обязательным изучением нескольких (не менее двух) иностранных языков и продолжением образования в университетах.

Лицей — среднее образовательное заведение, которое открывается только на базе профильного высшего учебного заведения, образуя с ним учебный комплекс.

Система специальных коррекционных учебно-воспитательных учреждений создана с целью осуществления обучения, воспитания и лечения детей и подростков с различными отклонениями психофизического здоровья. Лица с ограниченными возможностями здоровья — это лица, имеющие физические и психические недостатки, которые препятствуют усвоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования. Основные категории детей со специальными образовательными потребностями составляют дети: 1) с нарушением слуха; 2) нарушением зрения; 3) нарушением речи; 4) нарушением опорно-двигательного аппарата (ДЦП); 5) умственной отсталостью; 6) задержкой психического развития; 7) нарушением поведения и общения (психопатоподобные формы, с отклонениями в эмоционально-волевой сфере, ранний детский аутизм); 8) комплексными нарушениями психофизического развития. Для таких учащихся разработаны специальные условия обучения, воспитания, образовательные программы, методы обучения, индивидуальные технические средства обучения, медицинские и социальные услуги.

Согласно Закону об образовании (ст. 10) в Российской Федерации устанавливаются следующее уровни общего образования: дошкольное, начальное общее, основное общее и среднее общее образование. Отдельным блоком является профессиональное образование, которое, в свою очередь, имеет также свои уровни: среднее профессиональное образование, высшее образование (бакалавриат), высшее образование (специалитет, магистратура), высшее образование (подготовка кадров высшей квалификации).

Закон об образовании заменяет образовательное учреждение на образовательную организацию, которая определяется как некоммерческая организация, осуществляющая на основе лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана. Закон устанавливает следующие типы образовательных организаций: дошкольная образовательная организация, общеобразовательная организация, профессиональная образовательная организация и образовательная организация высшего образования.

В настоящее время существует тенденция использования разнообразных способов (форм) получения образования:

  • — экстернатура как индивидуальное домашнее обучение по общегосударственным учебным планам и программам под руководством педагога (репетитора) или самостоятельно (для инвалидов и детей с проблемами в развитии, одаренных детей, учащихся из «горячих точек» страны и т. д.);
  • — дистантное обучение — обучение «на расстоянии» с использованием различных технических образовательных средств (компьютер, видеои аудиосредства);
  • — заочное обучение — обучение на основе организации «кратковременного погружения» в образовательный процесс (сессии), а также получения консультаций у преподавателей, выполнения заданий в письменной форме и самостоятельной работы по предлагаемой учебной программе.

Закон об образовании называет также электронное обучение, которое представляет собой организацию образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации. Закон устанавливает также получение образования вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в форме семейного образования и самообразования.

Ранее действовавший Закон РФ от 10.07.1992 № 3266−1 «Об образовании» содержал положения о необходимости введения государственных образовательных стандартов как средства регулирования образовательной сферы. В первой редакции ст. 7 названного закона указывалось: «Российская Федерация… устанавливает федеральные компоненты государственных образовательных стандартов, определяющие в обязательном порядке обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников» .

В Законе РФ от 10.07.1992 № 3266−1 «Об образовании» были выделены основные компоненты стандарта. Федеральный компонент определял те нормативы, соблюдение которых обеспечивает единство педагогического процесса России, а также интеграцию личности в систему мировой культуры. Национально-региональный компонент определял те нормативы, которые относятся к компетенции регионов (например, в области родного языка и литературы, географии и искусства, трудовой подготовки и др.).

Стандартом устанавливается объем школьного компонента содержания образования, отражающего специфику и направленность отдельного учебного заведения, закрепленные в соответствии с его уставом в разработанных педагогами основных образовательных программах.

Новый Закон об образовании определяет федеральный государственный образовательный стандарт как совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. В Законе об образовании содержится также понятие федеральных государственных требований, под которыми понимаются обязательные требования к минимуму содержания, структуре дополнительных предпрофессиональных программ, условиям их реализации и срокам обучения по этим программам.

Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования обеспечивают:

  • — единство образовательного пространства РФ;
  • — преемственность основных образовательных программ;
  • — вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся;
  • — государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения.

Причины введения стандартов за рубежом и в России связаны с децентрализацией управления образованием, ослаблением государственного влияния и автономией учебных заведений. Стандарты во всех государствах носят название содержательных, но зоны регулирования стандартами в разных странах имеют различную направленность.

Разделение содержания образования на общее (general) и свободное (liberal), осуществлявшееся в 50−60-е гг. XX столетия в США, позволило выделить следующие типы проектов содержания образования: социоцентрированные, предметно-центрированные и личностно-центрированные.

Содержательную характеристику образования составляют обязательные (необходимые) для самоопределения сферы жизнедеятельности человека.

В исследовании М. В. Рыжакова «Теоретические основы разработки государственного стандарта общего среднего образования» определены нормы разработки стандартов. К ним относятся:

  • — фиксация такого количества и качества содержания, которое придавало бы функциональную полноту и гарантировало полноценность общего и среднего образования;
  • — сохранение определенного единства содержания образования, но предоставление возможности разработки на его основе вариативных методических систем (планов, программ, учебников, пособий и т. д.);
  • — прямое действие документа, предоставляющее возможность избежать неправильных интерпретаций и интерпретаторов стандарта.

В соответствии с выявленными нормами границы применимости понятия " Государственный образовательный стандарт" можно определить следующим образом: нормативно-правовая сфера действия стандарта в системе образования; содержательная сфера, т. е. школа, предоставляет то содержание образования, которое обучающиеся должны усвоить как выпускники школы; общественная сфера, поскольку достижение требований стандарта может интерпретироваться как достижение установленного государством образовательного ценза.

Как указывается в «Общей концепции федеральных компонентов государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», введение государственного стандарта не означает жесткую регламентацию учебного процесса, а, напротив, открывает широкие возможности для педагогического творчества. Раскрыв основные сущностные характеристики стандарта, авторы документа обозначили некоторые требования, предъявляемые к нему.

  • 1. Стандарт должен учитывать состояние социокультурной среды, потребности и возможности заинтересованных сторон и приниматься на основе их согласия.
  • 2. Стандарт должен быть ориентирован прежде всего на нормирование конечного результата обучения.
  • 3. Форма представления стандарта должна учитывать разные категории пользователей.
  • 4. Стандарт должен быть технологичным, рассчитанным на возможность инструментальной проверки.
  • 5. В стандарт могут включаться лишь нормы, прошедшие достаточную проверку практикой школы и др.

Основные функции стандарта.

Критериально-оценочная функция определяет содержание обучения, объем учебной нагрузки, оценки результатов, а также аттестацию учителей и образовательных учреждений.

Функция обеспечения права на полноценное образование предоставляет гарантированное Конституцией РФ образование, соответствующее полноценному развитию личности и возможности последующего профессионального образования.

Функция сохранения единства образовательного пространства страны выполняет стабилизирующую и регламентирующую роль в условиях многообразия образовательных систем и типов образовательных учреждений в единой образовательной системе страны.

Функция гуманизации образования предусматривает дифференциацию обучения, освобождающую ученика от учебных перегрузок и позволяющую реализовать субъектную позицию в обучении.

Функция управления связана с осуществлением контроля и оценивания качества результата обучения на основе использования системы объективных измерителей качества подготовки, определяемых стандартом.

Функция повышения качества образования фиксирует объем и уровень содержания образования и определяет минимальный уровень подготовки учащихся.

На основе стандарта разрабатываются:

  • — примерный учебный план и образовательная программа;
  • — технологии оценки соответствия содержания и качества подготовки обучающихся государственным образовательным стандартам для аттестации образовательных учреждений;
  • — положение о рекламации на качество образования или несоответствие качества образования;
  • — учебники, учебные пособия и другие дидактические материалы;
  • — методика аттестации педагогических работников в части соответствия уровня подготовки выпускников требованиям государственного образовательного стандарта;
  • — учебно-материальная база учебного заведения.

Под воздействием объективных факторов сложилась структура содержания стандарта, основными компонентами которой являются:

  • — пояснительная записка, излагающая концептуальные основы стандарта, его структуру и содержание;
  • — базисный учебный план, являющийся основным государственным нормативным документом системы образования;
  • — стандарты базовых образовательных областей, представляющие обязательную часть содержания образования для всех учащихся и требования к уровню усвоения знаний.

Существующий в настоящее время базисный учебный план регулирует следующие факторы построения образовательного процесса:

  • — соотношение между федеральным, региональным и школьным компонентами;
  • — соотношение инвариантной части учебного плана;
  • — соотношение основных видов занятий: обязательных, которые являются базовыми; обязательных занятий по выбору учащихся, предоставляемых образовательными услугами учебного заведения с целью углубления и расширения знаний учащихся в соответствии с их потребностями; факультативных занятий, которые носят групповой или индивидуальный характер обучения и не являются обязательными для всех учащихся;
  • — соотношение суммарного количества часов в соответствии с допустимой аудиторной нагрузкой учащихся;
  • — преемственность содержания образования на различных ступенях учебного заведения.

Начальная школа. Базисный план на данной ступени закладывает основы функциональной грамотности учащихся, вооружает их основными умениями, навыками общения и учебного труда, приобщает к отечественной и мировой культуре.

Основная школа. Предоставляет возможность выбора профессии и апробирование учащимися своих сил в различных научных областях и видах деятельности.

Полная средняя школа. Ее базисный план включает в себя набор образовательных областей основной школы, но строится по принципу профильной дифференциации.

Стандартизация в образовательной сфере представляет собой непрерывный общемировой процесс, который имеет свои характерные культурные и национальные особенности.

Происходящие в мире и России изменения в области целей и стандартов образования обусловили необходимость достижения в образовании полного, личностно и социально интегрированного результата. В качестве общего определения такого интегрального социально-личностно-поведенческого феномена как результата образования выступает понятие " компетенция / компетентность" .

В книге «Стратегия модернизации содержания общего образования» (М.: Мир книги, 2001) были сформулированы основные положения компетентностного подхода в образовании, узловое понятие которого — компетентность. Было подчеркнуто, что это «понятие шире понятия знания, или умения, или навыка, оно включает их в себя». Согласно данному документу, основные компетентности должны быть разграничены по следующим сферам:

  • — компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации, в том числе внешкольных;
  • — компетентность в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение ролей гражданина, избирателя, потребителя);
  • — компетентность в сфере социально-трудовой деятельности (в том числе умение анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные профессиональные возможности, ориентироваться в нормах и этике взаимоотношений, навык самоорганизации);
  • — компетентность в бытовой сфере (включая аспекты собственного здоровья, семейного бытия и проч.);
  • — компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности (включая выбор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность).
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой