Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Современные аспекты обучения игре на народных музыкальных инструментах: на материале учебно-воспитательной работы в классе балалайки

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В этом контексте принципиально важным представляется обращение молодого поколения к народно-инструментальному искусству, ибо «национальность проявляется в культурном творчестве» (С. Н. Булгаков). Одним из наиболее популярных народных музыкальных инструментов в России является балалайка, и исполнительство на балалайке как самобытное эстетическое явление, равно как и вся народная инструментальная… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава I. Педагогическая характеристика процесса обучения игре на балалайке (на материале российской музыкальной этнопедагогики)
    • 1. 1. Фольклорная традиция исполнительства на балалайке
  • Балалайка в системе первичного музыкального образования
    • 1. 2. Искусство игры на балалайке в контексте профессионального музыкального образования
    • 1. 3. Обучение игре на балалайке: теоретико-методологические аспекты
    • 1. 4. Принципы и формы образовательной и учебно-воспитательной работы в классе балалайки
  • Глава II. Опытно-экспериментальное исследование начального периода обучения игре на балалайке
    • 2. 1. Педагогические наблюдения за процессом обучения
    • 2. 2. Педагогические собеседования и анкетирование
    • 2. 3. Обучающий /формирующий/ эксперимент
  • Выводы

Современные аспекты обучения игре на народных музыкальных инструментах: на материале учебно-воспитательной работы в классе балалайки (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы исследования. В последнее время в мире значительно возрос интерес к этническому самосознанию и самоопределению, усилилось стремление к изучению и развитию традиций национальных культур. Предпосылками этого глубоко гуманистического явления послужили политические, экономические, духовно-нравственные преобразования, затронувшие современное мировое сообщество. Кардинальные перемены в России последнего десятилетия XX века пробудили интерес к национальному искусству, обычаям, праздникам, идеям православия, существенным образом затронули область исполнительства на народных музыкальных инструментах.

Несмотря на нестабильность экономического положения, в стране проводится огромное количество музыкальных фестивалей и конкурсов исполнителей на народных инструментах самых различных уровней — от регионального до международного. Обучение игре на домре, гуслях, балалайке, других народных музыкальных инструментах этносов, населяющих многонациональную Россию, осуществляется во всех звеньях системы профессионального музыкального образования. Важнейшей задачей педагогики в сфере исполнительства на народных инструментах является воспитание у подрастающего поколения любви и бережного отношения к национальным российским традициям.

Этнический компонент педагогической науки играет особую роль в воспитании молодёжи. Внедрение в образовательный процесс ценностных ориентаций, передаваемых из поколения в поколение, способствует формированию в сознании учащихся различных аспектов нравственной и этической культуры, которая проявляется в особом чувстве народности, любви к Отечеству, уважении к своим национальным корням. Вместе с тем, воспитание будущего члена общества, построенное на этнокультурной основе, служит универсальным средством приобщения к мировой культуре.

В этом контексте принципиально важным представляется обращение молодого поколения к народно-инструментальному искусству, ибо «национальность проявляется в культурном творчестве» (С. Н. Булгаков). Одним из наиболее популярных народных музыкальных инструментов в России является балалайка, и исполнительство на балалайке как самобытное эстетическое явление, равно как и вся народная инструментальная музыка в целом, всегда служило своеобразной формой отражения истории, быта, художественного мировоззрения и творческих импульсов народа. В связи с этим, искусство игры на балалайке можно отнести к одному из важных элементов национальной музыкальной культуры.

Несмотря на то, что методика обучения игре на балалайке имеет достаточно давние традиции, до настоящего времени она продолжает развиваться в русле эмпирических установок. В научной и учебно-методической литературе отсутствуют аргументированные теоретические обобщения относительно содержания и организации учебно-воспитательного процессав должной степени не изучены специфические особенности педагогики в сфере исполнительства на балалайке, не исследованы существовавшие и существующие музыкально-педагогические школы, не показаны современные тенденции и перспективы развития обучения игре на этом инструменте, не выявлены методические аспекты обучения.

Неразработанность фундаментальных основ для осуществления целостного учебно-воспитательного процесса в классе балалайки негативно отражается на результатах современной музыкально-педагогической деятельности — как в сфере народно-инструментального исполнительства вообще, так и в области обучения игре на данном инструменте.

Цель настоящего исследования — выявить теоретические и методические основы обучения игре на балалайке, их генезис, тенденции развития и совершенствованияпроанализировать внутренние соотношения, соподчинённость и взаимосвязь основных компонентов учебно-воспитательного процесса в классе балалайки на современном этапе.

Объект исследования — учебно-воспитательный и образовательный процесс в области обучения народно-инструментальному исполнительству.

Предмет исследования — теоретические и методические аспекты обучения игре на балалайке, являющейся одним из наиболее распространенных и популярных народных инструментов в России.

Объект, предмет и цели диссертационного исследования определили круг следующих задач:

— исследовать феномен искусства игры на балалайке и вывести на уровень научно аргументированных теоретических обоснований и обобщений комплекс вопросов, связанных с обучением игре на этом музыкальном инструменте;

— выявить генетические истоки и предысторию методики обучения игре на балалайкепроследить преемственность форм и методов учебной работы в процессе эволюции искусства игры на струнных народных инструментах;

— исследовать процесс становления и развития системы профессионального музыкального образования в сфере народно-исполнительского искусствараскрыть основные приёмы и способы обучения, присущие академическому направлению в этом виде искусства;

— определить путем сравнительно-сопоставительного анализа характерные черты и особенности ведущих школ и направлений, связанных с обучением игре на балалайке;

— проанализировать существующую на сегодняшний день нотную и учебно-методическую литературу для балалайки и определить степень её пригодности для профессиональной подготовки специалистов соответствующего профиля;

— теоретически разработать и экспериментально проверить модель «до-нотного» (наглядно-иллюстративного) обучения игре на балалайкевыработать соответствующие методические рекомендации для преподавателей детских музыкальных школ и школ искусстввнедрить материалы исследования в учебно-образовательный процесс музыкальных учебных заведений различного вида и типа.

Гипотеза исследования включает в себя следующие положения:

1. Обучение игре на балалайке должно органично сочетать опору на характерные особенности российского национального музицирования, традиционные приемы и способы обучения, и новейшие музыкально-педагогические разработки, получившие апробацию в классах других музыкальных инструментов. Значительно более существенное место в профессиональном обучении исполнителей на балалайке должны занимать музыкально-теоретические дисциплины и предметы психолого-педагогического цикла, ориентированные на интенсификацию музыкально-интеллектуальных процессов у обучающихся.

Органичность синтеза, о котором идет речь, сбалансированность основных компонентов, входящих в него, является первоочередным по своей значимости условием, обеспечивающим успешное решение задач, поставленных в настоящем исследовании.

2. Современные методы обучения игре на народных музыкальных инструментах (балалайке, домре, гуслях и др.) обретают высокую эффективность лишь будучи представленными в виде иерархии: а) универсальные методы, синтезирующие характерные черты и свойства педагогических методов, релевантных природе и особенностям преподавания музыкально-исполнительских дисциплинб) адаптированные методы, т. е. методы, которые достаточно широко и успешно используются в различных музыкально-исполнительских классах и могут, при соответствующей коррекции, быть взяты на вооружение педагогами, ведущими занятия в классах обучения игре на балалайкев) специфические методы, выработанные применительно к особым условиям и требованиям исполнительства на балалайке, детерминированные природой и индивидуальными свойствами данного музыкального инструмента.

3. Принципиально важным в ходе профессиональной подготовки исполнителей на русских народных музыкальных инструментах, включая балалайку, является составление учебно-педагогического репертуара. Наряду с использованием образцов национального музыкального фольклора, преподавателю необходимо опираться в работе с учащимся на транскрипции (переложения) таких произведений мирового музыкального репертуара, художественная образность, природа и характер которых соответствуют специфике балалайки, её выразительно-техническим возможностям. Наибольшие позитивные результаты в обучении могут быть достигнуты в тех случаях, когда сами преподаватели осуществляют указанную работу, создавая транскрипции, соответствующие профессионально-техническим возможностям и вкусовым запросам учеников.

4. На начальной стадии обучения игре на балалайке первоочередное внимание преподавателя должно быть направлено на выработку основополагающих умений и навыков, в частности, навыков звукоизвлечения, правильного подбора аппликатуры при разучивании нового музыкального материала, умения определяться при отборе и использовании штрихов, динамических оттенков и др.

Вместе с тем, решение «технологических» задач не должно заслонять от педагога основного и главного — формирования у учащихся стойкого интереса к народно-музыкальному искусству, к игре на таком самобытном и богатом по своим возможностям инструменте как балалайка.

В работе над диссертацией использовалось комплексное сочетание эмпирических и теоретических методов исследования. Среди первых должны быть отмечены: изучение и обобщение ранее накопленного и современного музыкально-исполнительского и педагогического опыта, обобщение личного профессионального опыта автора диссертации, педагогические наблюдения, собеседования, анкетирование и интервьюирование, обучающий педагогический эксперимент.

Теоретические методы исследования реализовались при изучении психолого-педагогической литературы, трудов по музыкознанию, а также учебно-методической литературы для балалайки и других народных музыкальных инструментов. Следует отметить также метод моделирования (на теоретическом и практическом уровнях) процесса «донотного» обучения игре на балалайке (начальный этап).

Первостепенное значение в контексте настоящего исследования приобретает этнопедагогический подход, тесно связанный с культурологическим подходом, поскольку педагогика в области игры на балалайке рассматривается автором диссертации как уникальное специфическое проявление традиций отечественной музыкальной культуры.

Материалом аналитических разделов работы послужили программы курсов обучения игре на балалайке дореволюционного периода, а также созданные позднее учебно-методические пособия по обучению игре на балалайке (А. С. Илюхин, 1961; Н. И. Лукавихин, 1963; А. Б. Шалов, 1970 и др.), в том числе Школы игры на балалайке (А. С. Илюхин, 1947; П. И. Нечепорен-ко, В. И. Мельников 1988 и др.), Хрестоматии педагогического репертуара (сост. В. Д. Глейхман, 1999; сост. В. Е. Зажигин, С. Е. Щегловитов, 1999; сост. В. М. Щербак, 1996 и др.).

Методологическую основу исследования составили:

— концепции национально-ориентированного обучения, освещающие ключевые положения этнопедагогики, раскрывающие основы национально-региональной и этнической культуры, поднимающие вопросы поликультурного образования и духовного сплочения людей (С. А. Арутюнов, В. К. Ба-цин, Г. Н. Волков, М. Н. Кузьмин, В. С. Кукушин, JI. Д. Столяренко, К. Д. Ушинский и др.);

— универсальные теоретические концепции в области содержания и организации учебно-воспитательного процесса, утвердившиеся в отечественной системе образования (Ю. К. Бабанский, В. В. Краевский, П. И. Пидкаси-стый, И. П. Подласый, В. А. Ситаров, М. Н. Скаткин, В. А. Сластёнин и др.);

— музыкально-педагогические подходы, отражающие основные направления теоретической и практической деятельности ряда ведущих российских специалистов в области музыки (Э. Б. Абдуллин, Ю. Б. Алиев, JI. Г. Арчаж-никова, А. С. Базиков, Б. Д. Критский, А. В. Малинковская, А. Н. Малюков, Т. Г. Мариупольская, Г. П. Стулова, JI. Г. Сухова, Г. М. Цыпин, А. И. Щербакова и др.);

— методические положения, выработанные в рамках других исполнительских специальностей и отражающие взгляды ведущих российских и зарубежных педагогов-музыкантов на комплексное развитие обучающихся (А. Д. Алексеев, А. Д. Артоболевская, Г. Г. Нейгауз, С. Е. Фейнберг и др.);

— традиционные подходы ведущих представителей искусства игры на балалайке, освещающие вопросы формирования и развития исполнительского аппарата, совершенствования технологии звукоизвлечения (Ш. С. Амиров, В. Д. Глейхман, А. А. Горбачёв, А. С. Данилов, В. Е. Зажигин, А. С. Илюхин, И. В. Иншаков, П. И. Нечепоренко, А. Б. Шалов и др.);

— фундаментальные исследования истории исполнительства на народных инструментах, рассматривающие эволюцию народно-инструментального жанра, возникновение методики обучения и становление системы профессионального образования в данной сфере (В. А. Аверин, В. И. Акулович, JI. Г. Бендерский, Д. И. Варламов, В. Р. Завьялов, М. И. Имханицкий, С. И. Ку-либаба, Е. И. Максимов, А. И. Пересада, Г. Н. Преображенский и др.);

— теоретические и методологические положения специалистов, освещающие проблемы изучения русской инструментальной музыки фольклорной традиции, вопросы её происхождения, эволюции, стилистики (А. А. Банин, И. Беллерман, К. А. Вертков, В. А. Вольфович, В. К. Галахов, И. Георги, М. Гутри, А. Ф. Камаев, Т. Ю. Камаева, А. С. Кошелев, И. В. Мациевский, А. С. Фаминцин, Я. Штелин и др.).

Теоретическая и историческая достоверность исследования обусловлена: опорой на фундаментальные теоретические положения общей и музыкальной педагогикиизучением истории, теории, практики народноинструментального искусства различных исполнительских специализацийиспользованием комплекса методов эмпирического и логико-теоретического уровняисследованием исторических документальных данных1- свидетельст-вованиями непосредственных участников становления и развития системы музыкального образования в сфере исполнительства на балалайке, зафиксированными автором исследования в личных беседах с выдающимися представителями этого жанра.

На защиту выносятся следующие положения;

1. В контексте социокультурных метаморфоз, произошедших в последнее время в России, заметно возрос интерес к национальной музыкальной культуре. Обучение исполнительству на народных инструментах, в частности на балалайке, может рассматриваться как важный фактор духовно-нравственного и художественно-эстетического воспитания подрастающего поколения, ориентируя молодёжь на дальнейшее развитие и пропаганду отечественных культурных традиций.

2. Бытующий взгляд на методику обучения игре на балалайке как на самодостаточную в её специфике тормозит дальнейшее развитие теории и практики исполнительства на этом музыкальном инструменте, негативно отражается на качестве обучения. Актуальной задачей современного этапа является разработка интегративной методики, которая, опираясь на универсальные музыкально-педагогические принципы, учитывая опыт обучения на других музыкальных инструментах, обеспечила бы максимальную эффективность учебно-воспитательной работы в классе балалайки.

3. Методы обучения, выработанные в недрах традиционной народной музыкальной культуры, такие как игра «по слуху», «с рук», «по памяти» и другие, в современных условиях не утратили своей педагогической актуальности и могут быть использованы в процессе начального обучения игре на балалайке (имеется в виду так называемый «донотный» период). Вместе с.

1 См.: В. В. Андреев. Материалы и документа / Ред.-сост. Б. Б. Грановский. — М.: Музыка, 1986. В. В. Андреев в зеркале русской прессы (1888 — 1917 годы) / Ред.-сост. А. В. Тихонов. — Спб.: Союз художников, 2002. тем, целостная методологическая структура обучения должна представлять собой органичное единство трех «составляющих»: а) универсальных методов, б) адаптированных методов, в) специфических методов (подробнее о них говорится в I главе диссертации).

4. Педагогический репертуар балалаечника должен включать в себя различные виды и жанры музыкальной литературы. Для формирования профессионального музыкального мышления, расширения художественного кругозора, пополнения багажа знаний в ходе работы с учащимися следует использовать — наряду с фольклорными мелодиями и оригинальными произведениями для балалайки — транскрипции лучших образцов мировой музыкальной литературы, соответствующих по своей стилистике и природе выразительным возможностям данного инструмента.

Научная новизна диссертационного исследования. В диссертации выявлена, апробирована и подвергнута комплексному теоретико-методологическому анализу совокупность принципов и способов обучения игре на балалайке. Осуществлён ретроспективный анализ соответствующей методики, исследованы её генетические корнирассмотрен с позиций сегодняшнего дня процесс становления профессионального воспитания и образования в данной сфере музыкального исполнительства и педагогики. Исследована преподавательская деятельность выдающихся представителей искусства игры на балалайкевыявлены доминирующие тенденции, характерные для современного состояния дел в области обучения игре на русских народных музыкальных инструментах.

Практическая значимость. В процессе исследования разработаны и экспериментально проверены конкретные методические рекомендации, адресованные преподавателям-практикам, ведущим занятия в классах народных инструментов детских музыкальных школ, школ искусств и других учебных заведений. Доказана целесообразность использования в современной практике обучения ряда приемов и методов, отработанных в настоящем исследовании и повышающих эффективность занятий в соответствующих музыкальноисполнительских классах. Обоснована педагогическая актуальность синтеза методов, откристаллизовавшихся в русле традиций российской музыкальной этнопедагогики, с одной стороны, — и, с другой стороны — методов, утвердившихся сегодня в передовой музыкально-педагогической практике, в деятельности современных специалистов различного музыкально-педагогического профиля.

Материалы работы могут использоваться в рамках лекционных курсов и на практических занятиях по дисциплинам «Методика обучения игре на народных инструментах», «Изучение репертуара детских музыкальных школ (балалайка)», «Педагогическая практика (балалайка)», «История исполнительства на народных инструментах» в учреждениях среднего и высшего профессионального музыкального образования.

Апробация исследования проводилась: а) на кафедре народных инструментов Тамбовского государственного музыкально-педагогического института им. С. В. Рахманиноваб) в ходе методических заседаний секции струнно-щипковых инструментов Методического кабинета Рязанского областного института развития образованияв) на семинарах-практикумах для преподавателей детских музыкальных школ и школ искусств Рязанской области.

Общие концептуальные положения диссертации апробировались в ходе многолетней педагогической работы автора с учащимися Музыкальной школы-лицея № 2 г. Рязани, а также в процессе чтения лекционных (научно-практических) курсов, разработанных автором исследования. Материалы диссертации входят составной частью в лекционные и семинарские занятия по «Теории и методике преподавания специального инструмента» в Рязанском заочном институте Московского государственного университета культуры и искусства.

Отдельные положения диссертации были изложены в учебно-методических пособиях и предоставлены в виде тезисов, устных докладов на региональных научно-практических конференциях (Рязань, 1998; Махачкала,.

2005), на международных научно-практических конференциях (Тамбов, 2005, 2006; Москва 2006), заочных электронных конференциях РАЕ (октябрь, декабрь 2005). Проблематика исследования отражена в публикациях:

1. Медведева JL, Семизаров Е. Проблемы совершенствования методики обучения игре на русских народных инструментах // Исторические, социально-экономические и педагогические проблемы культуры: Материалы регион, науч.-практ. конф. — Рязань, 1998. — С. 105−107.

2. Медведева J1. Фольклорная традиция бытования балалайки конца XVIIXIX веков // Музыка в современном мире: наука, педагогика, исполнительство: Тез. междунар. науч.- практ. конф. — Тамбов, 2005. — С. 106−107.

3. Медведева JI. К истории формирования системы музыкального образования в сфере балалаечного исполнительства // Современные проблемы народного музыкального исполнительства (история, теория, методика): Материалы всерос. науч.-практ. конф. — Махачкала, 2005. — С. 31−34.

4. Медведева JI. Генезис балалаечного искусства в контексте академического исполнительства // Современные наукоёмкие технологии. 2005. № 9. — С. 9597.

5. Медведева JI. О классификации методов, используемых в процессе обучения игре на балалайке // Музыка в современном мире: наука, педагогика, исполнительство: Тез. II междунар. науч.-практ. конф. — Тамбов, 2006. — С. 117 119.

6. Медведева JI. Отражение традиций национальной культуры в современной балалаечной педагогике начального периода обучения // Фундаментальные исследования. 2006. № 2. — С. 58−59.

7. Медведева JI. Балалаечная педагогика в вопросах и ответах. Беседы с ведущими музыкантами-педагогами и мастерами искусства игры на балалайке. -Тамбов, 2006.-53 с.

8. Медведева JI. Основы методики начального обучения игре на балалайке: учебно-методическое пособие для студентов учебных заведений среднего профессионального образования. — Тамбов, 2006. — 63 с.

9. Медведева JI. Искусство игры на балалайке в контексте профессионального музыкального образования // Вестник Тамбовского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2006. № 4 (44). — С. 533−541.

Выводы.

1. В контексте современной социокультурной ситуации представляется особенно важным интерес к российским национальным музыкальным традициям, к художественной этнокультуре. В этой связи естественно возрастает роль и значение такого феномена как исполнительство на народных музыкальных инструментах, видное место среди которых принадлежит балалайке, чья история в российском музыкальном фольклоре насчитывает уже несколько столетий.

2. Обучение игре на балалайке в современных музыкальных учебных заведениях должно органично сочетать опору на традиционные приемы и способы обучения, вошедшие в российский музыкальный обиход еще с конца XVII века — с новейшими данными музыкально-педагогической теории и практики, с методологией, успешно зарекомендовавшей себя в других музыкально-исполнительских классах.

3. Проведенное исследование подтвердило, что методы обучения игре на балалайке, как и других народных музыкальных инструментах, выступают в трех основных категориях: 1) универсальные методы, синтезирующие характерные черты и свойства, присущие особенностям преподавания музыкально-исполнительских дисциплин- 2) адаптированные методы, то есть те, которые успешно применяются в других музыкально-исполнительских специализациях и которые могут, будучи скорректированными, быть взяты на вооружение преподавателями в классе балалайки- 3) специфические методы, выработанные, как видно из их названия, применительно к особым условиям обучения в классе балалайки.

4. Педагогический репертуар для обучающихся игре на балалайке только в том случае удовлетворит современным требованиям, если будет включать в себя — наряду с лучшими фольклорными образцами, — транскрипции классических музыкальных произведений, обработанных специально для балалайки и соответствующих по своей стилистике её выразительным возможностям.

5. Дальнейшее совершенствование процесса обучения в классах народных музыкальных инструментов, в частности, балалайки, требует внедрения в массовый педагогический обиход системно выстроенной, органично структурированной, интегративной по своей организации методики учебно-воспитательной работы, способной поднять эту работу на более высокий качественный уровень.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Э. Методы новой системы музыкального обучения // Выбор методов обучения в средней школе. — М.: Педагогика, 1981. — С. 164 174.
  2. Э. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. -М.: Просвещение, 1983. 111 с.
  3. Э., Николаева Е. Теория преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. -М.: Прометей, 2003. 224 с.
  4. Ю. Методика музыкального воспитания детей от детского сада -к начальной школе. Воронеж: НПО «Модек», 1998. — 350 с.
  5. Ю. Настольная книга школьного учителя-музыканта: учебное пособие. М.: ВЛАДОС, 2000. — 334 с.
  6. Ю. Подросток музыка — школа // Вопросы методики музыкального воспитания детей. — М.: Музыка, 1975. — С. 71−115.
  7. В. История исполнительства на русских народных инструментах: Курс лекций. Красноярск.: гос. унт., 2002. — 296 с.
  8. В. Обучение и воспитание музыканта педагога: Учебное пособие для студентов. — М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1981. — 80 с.
  9. В. Система специального музыкального образования в СССР: Учебно-методические материалы к курсу педагогики для студентов-заочников. -М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1972. 19 с.
  10. В. Халабузаръ П. Становление и развитие музыкального образования в СССР: Учебно-методические материалы к курсу педагогики для студентов-заочников. -М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1971. -28 с.
  11. Актуальные проблемы музыкального воспитания и образования: история, теория, практика: Межвуз. сб. трудов, вып. 4 / Ред. Г. М. Цыпин. -Тамбов, 2002. 132 с.
  12. В. Александр Борисович Шалов // Информационный бюллетень «Народник». 2001. № 4. С. 20−22.
  13. В. Культурно-просветительная деятельность создателей и руководителей первых оркестров русских народных инструментов (В. В. Андреев, Н. И. Привалов): автореф. дис. канд. пед. наук. JI.: ЛГИК, 1983.- 16 с.
  14. В. Михаил Александрович Данилов // Информационный бюллетень «Народник». 1996. № 4.-С. 15−17.
  15. А. История фортепианного искусства. Ч. 1, 2. М: Музыка, 1988.-414 с.
  16. В. Материалы и документы / Сост., текстологическая подготовка и примеч. Б. Грановского. М.: Музыка, 1986. — 351 с.
  17. Г. Методика начального обучения игре на балалайке. -Л: ЛГИК им. Н. К. Крупской, 1974. 110 с.
  18. С., Рыжакова С. Культурная антропология: Учеб. пособие. М.: Весь мир, 2004. — 216 с.
  19. А. Первая встреча с музыкой. М.: Сов. композитор, 1985.-104 с.
  20. Л. Методика музыкального воспитания. М.: МГЗПИ, 1990.-52 с.
  21. Л. Профессия учитель музыки. — М.: Просвещение, 1984.-111 с.
  22. . О народной музыке / Сост. И. Земцовский, А. Кунанбаева. -Л.: Музыка, 1987.-248 с.
  23. Ю. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1985. — 228 с.
  24. Ю. и др. Педагогика. М.: Просвещение, 1988. — 478 с.
  25. Ю. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
  26. А. Музыкальное образование в современной России. Тамбов: ТГМПИ им. С. В. Рахманинова, 2002. — 312 с.
  27. Балалайка. Примерная программа для ДМШ и ДШИ / Сост. И. Г. Дьяконова, Ю. Ю. Стржелинский, Т. И. Лодяная. М.: МК РФ, Научно-методический центр по художественному образованию, 2004. — 38 с.
  28. А. Русская инструментальная музыка фольклорной традиции. -М.: Гос. респб. центр русского фольклора, 1997. 248 с.
  29. В., Кузьмин В., Сусоколов А., Ешич М. Концепция национальной школы // Народное образование. 1994. № 1. С. 5−19.
  30. Л. Музыкальная педагогика и исполнительство. Л.: Музыка, 1974.-336 с.
  31. Л., Перунова Н. Путь к музыке: книжка с нотами для начинающих обучаться музыке. Л.: Сов. композитор, 1988. — 168 с.
  32. Л. Путь к музицированию. Л.: Сов. композитор, 1 979 352 с.
  33. JI. Киевская школа воспитания исполнителя на народных инструментах. Из 50-летнего опыта кафедры Киевской консерватории (1928−1978). Свердловск: Изд. Уральского ун., 1992. — 192 с.
  34. Л. Страницы истории исполнительства на русских народных инструментах. Свердловск, 1983. — 107 с.
  35. JI. Графическое обозначение штрихов и приёмов звукоизвлечения на балалайке // Методические основы совершенствования исполнительских навыков игры на русских народных инструментах /Ред.-сост. В. П. Саранин. Тамбов, 1989. — С. 38−51.
  36. Е. Музыкальная культура Петрограда первого послереволюционного пятилетия: Исследование. JL: Сов. композитор, 1984. — 216 с.
  37. АХ.Бурдыкина Н. Отделу народных инструментов Государственного музыкального училища им. Гнесиных 40 лет // Информационный бюллетень «Народник». 1996. № 3. — С. 27−29.
  38. Д. Народность музыкального творчества как социокультурный феномен в общественном сознании россиян. Саратов: Изд. Саратовского пед. ин. — та, 2000. — 128 с.
  39. В.В. Андреев в зеркале русской прессы (1888 1917 годы) / Ред.-сост. А. В. Тихонов. — Спб.: «Союз Художников», 2002. — 224 с.
  40. К. Русские народные музыкальные инструменты. Л.: Музыка, 1975.-280 с.
  41. Г. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений. М.: «Академия», 1999. — 168 с.
  42. В. Русские национальные музыкальные инструменты: устные и письменные традиции. Челябинск: Гос. институт искусства и культуры, 1997. — 183 с.
  43. Вопросы методики и теории исполнительства на народных инструментах. Сб. материалов научно-методической конференции. Вып. 3.- Ростов-на-Дону: Изд. Ростовской гос. консерватории им. С. В. Рахманинова, 2003. 72 с.
  44. Вопросы музыкального исполнительства и педагогики: Сборник трудов ГМПИ им. Гнесиных. Вып. XXIV / Ред.-сост. А. Малинковская. -М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1976. 285 с.
  45. Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 6 / Сост. В. Игонин, М. Гово-рушко. JL: Музыка, 1985. — 72 с.
  46. В. Искусство балалаечников Дальнего Востока. М.: Сов. композитор, 1982.-208 с.
  47. Гаммы и арпеджио для балалайки. Методическое пособие для ССМШ, ДМШ, муз. училищ и вузов / Сост. и исп. ред. И. Иншаков, А. Горбачёв. М.: Музыка, 1996. — 88 с.
  48. В. Основы рациональной аппликатуры на балалайке. М.: МГУКИ, 1996. — 102 с.
  49. А. Беседа с Народным артистом СССР Н. Н. Некрасовым // Информационный бюллетень «Народник». 2000. № 4. С. 29−31.
  50. А. Беседа с Народным артистом РФ. А. В. Тихоновым // Информационный бюллетень «Народник». 2002. № 3. С. 22−24.
  51. А. «Вверх и вниз» // Информационный бюллетень «Народник». 1995. № 3.-С. 20−23.
  52. А. Как научиться хорошо играть на балалайке? // Информационный бюллетень «Народник». 1995. № 2. С. 22−26.
  53. А. Не вниз, не вверх, а по кругу // Информационный бюллетень «Народник». 1998. № 2. С. 25−26.
  54. А. Методика обучения игре на русских народных инструментах (домра, балалайка, гитара). Программа для высших учебных заведений. Тамбов: ТГМПИ им. С. В. Рахманинова, 1999. — 18 с.
  55. А. «Про то, благодаря чему, несмотря ни на что» // Информационный бюллетень «Народник». 2000. № 2.-С. 14−17.61 .Горбачёв А. Щипать или не щипать // Информационный бюллетень «Народник». 1999. № 3. С. 10−12.
  56. Н. Основатель первой кафедры народных инструментов. К 100-летию со дня рождения М. М. Гелиса // Информационный бюллетень «Народник». 2003. № 1 С. 12−16, № 2. — С. 20−23.
  57. А. Аппликатура и её роль в развитии техники левой руки балалаечника // Проблемы педагогики и исполнительства на русских народных инструментах: Сб. трудов ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 95. М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1987. — 141 с.
  58. А. Выдающийся современник. К 85-летию Павла Ивановича Нечепоренко // Информационный бюллетень «Народник». 2001. № 2-С. 17−20.
  59. В. Гитарный приём в игре на балалайке // Музыкальная педагогика и исполнительство на русских народных инструментах: Сб. трудов ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 74. М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1984. -С. 68−77.
  60. В. Баянное искусство. Воронеж.: Изд. Воронежского университета, 1995. -128 с.
  61. В. Пути формирования баянного исполнительства и педагогики в условиях влияния развитых инструментальных культур: авто-реф. дис. канд. иск. Д.: ЛГК им. Н. А. Римского-Корсакова, 1981. -22 с.
  62. . О музыкальной педагогике. М.: Музыка, 1987. — 144 с.
  63. В. По страницам истории класса баяна Санкт-Петербургского музыкального училища им. Н. А. Римского-Корсакова // Информационный бюллетень «Народник». 2002. № 1. С. 27−29.
  64. А. Методические материалы к курсу исполнительства на русских народных инструментах: В помощь студентам-заочникам факультета народных инструментов. Вып. 1. -М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1969. -59 с.
  65. А. Методические материалы к курсу истории исполнительства на русских народных инструментах: В помощь студентам-заочникам факультета народных инструментов. Вып. 2. М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1971.- 153 с.
  66. М. История исполнительства на русских народных инструментах: Учебное пособие для муз. вузов и училищ. М.: Изд.- во РАМ им. Гнесиных, 2002. — 351 с.
  67. М. Новые тенденции в современной музыке для русского народного оркестра: Учебное пособие. М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1981.-79 с.
  68. М. У истоков русской народной оркестровой культуры. -М.: Музыка, 1987. 190 с.
  69. М. Памяти А. С. Илюхина // Музыкальная жизнь. 1981. № 7.-С. 21.
  70. И. Метод обучения и воспитания учащихся в классе балалайки. Воронеж: Обл. метод, кабинет по уч. заведениям культуры и искусств, ВАИ, 2002.-21 с.
  71. Интервью Александра Шалова. «Русская народная песня это моя жизнь» // Информационный бюллетень «Народник». 1997. № 4. — С. 1921.
  72. Из истории советского музыкального образования: Сборник материалов и документов (1917−1927) / Отв. ред. П. А. Вульфиус. Л.:Музыка, 1969.-301 с.
  73. История музыкальных учебных заведений имени Гнесиных / Ред. М. Э. Риттих. М.: Музыка, 1981.-221 с.
  74. История русской музыки: В 10-ти т. -М.: Музыка, 1994. Т.7: 70−80-е XIX века. 4.1 / Ю. Келдыш и др. — 479 е., Т.8. 4.2 / Ю. Келдыш и др. -534 с.
  75. История русской музыки: В 10-ти т. М.: Музыка, 2004. — Т. 10 Б: 1890 — 1917 / Ред. Л. З. Корабельникова, Е. И. Левашева — 1071 с.
  76. Д. Основные принципы методики преподавания игры на балалайке В.Б.Болдырева // Информационный бюллетень «Народник». 2000. № 3.-С. 18−20.
  77. А. Народное музыкальное творчество: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. Ф. Камаев, Т. Ю. Камаева. М.: Издат. центр «Академия», 2005. — 304 с.
  78. Ю. 100 лет Московской консерватории. Краткий исторический очерк. М.: Музыка, 1966. — 207 с.
  79. Котляревская-Крафт М. Сольфеджио для 1 класса ДМШ / Под ред. Л. Маслениковой. Л.: Музыка, 1987. — 44 с.
  80. В. Проблемы научного обоснования обучения. М.: Педагогика, 1977. — 264 с.
  81. В. Соотношение педагогической науки и педагогической практики. М.: Знание, 1977. — 64 с.
  82. . Личностная ориентированность студента как важнейший компонент его профессиональной подготовки // Музыкальное образование: подготовка учителя музыки. Взгляд в XXI век. М: МПГУ, 1996.-С. 82−84.
  83. В. Новые приёмы игры в оригинальном репертуаре для домры // Музыкальная педагогика и исполнительство на русских народных инструментах: Сб. тр. ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 74. М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1984.-С. 56−68.
  84. Т. Год Шалова // Вестник Золотой книги. 1997. № 9. С. 6.
  85. В. Теория и методика обучения. Ростов н/Д.: Феникс, 2005. -474 с.
  86. В., Столяренко Л. Этнопедагогика и этнопсихология. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. 448 с.
  87. С. Основные тенденции становления музыки письменной традиции для балалайки: автореф. дис. канд. иск. -М., 1999.-25 с.
  88. Ленинградская консерватория в воспоминаниях. Изд.2, доп. Книга 1. -Л.: Музыка, 1987.-254 с.
  89. Ленинградская консерватория в воспоминаниях. Изд.2, доп. Книга 2. -Л.: Музыка, 1988.-280 с.
  90. Г. История трёхструнной домры (конец XIX начало XX в.): Учебное пособие. — Рязань: РЗИ МГУКИ, 2000. — 72 с.
  91. Ф. Русское народно-инструментальное искусство на рубеже веков. К 50-летию факультета народных инструментов РАМ им. Гнеси-ных // Информационный бюллетень «Народник». 1998. № 2. С. 12−14.
  92. В. Музыкант и его руки: Физиологическая природа и формирование двигательной системы. Спб.: Композитор, 2002. — 180 с.
  93. Е. Оркестры и ансамбли русских народных инструментов.-М.: Сов. композитор, 1983. 152 с.
  94. Е. Российские музыканты-самородки. М.: Сов. композитор, 1987. — 200 с.
  95. Е. Русские народные оркестры и ансамбли. Ч. 1. М.: ИО «Композитор», 1997. — 164 с.
  96. А. Класс основного музыкального инструмента. Искусство фортепианного интонирования: Учеб. пособие для студ. высш. уч. завед. -М.: ВЛАДОС, 2005. 153 с.
  97. А. Вопросы совершенствования профессиональной подготовки педагога-музыканта. М.: Прометей, 1998 2000. — Вып. I — IV. -448 с.
  98. А. Теоретические основы формирования художественной культуры у подростков. М.: Прометей, 1993. — 144 с.
  99. Т. Проблема национальных традиций в преподавании музыки (теоретический и методический аспекты). Автореф. дисс.. д-ра пед. наук. М.: МПГУ, 2002. — 53 с.
  100. Методика обучения игре на народных инструментах / Сост. П. Говорушко. Л.: Музыка, 1975. — 88 с.
  101. Методологическая культура педагога-музыканта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. Э. Б. Абдуллина. М.: Издат. Центр «Академия», 2002. — 272 с.
  102. Михаил Рожков Валерий Петров (Диалоги) // Информационный бюллетень «Народник». 1993. № 4. — С. 16−21.
  103. Московская консерватория 1866 1966. — М.: Музыка, 1966. — 726 с.
  104. Музыкальная жизнь Москвы в первые годы после Октября: Хроника. Документы. Материалы. М.: Сов. композитор, 1972. — 336 с.
  105. Музыкальная жизнь СССР / Сост. Кайдалова О. М.: Советский композитор, 1970. — 400 с.
  106. Музыкальное исполнительство и педагогика: История и современность: Сб. статей / Сост. Т. Гайдамович. -М.: Музыка, 1991. 240 с.
  107. Музыкальный инструмент (балалайка). Программа для ДМШ (музыкальных отделений школ искусств) / Сост. В. М. Евдокимов, Г. Е. Ларин. М.: МК РФ, Всесоюзный методический кабинет по учебным заведениям искусств и культуры, 1988. — 17 с.
  108. Народные музыкальные инструменты и инструментальная музыка / Ред.-сост. И. Мациевский. 4.1. М.: Сов. композитор, 1987. — 264 с.
  109. Нейгауз Г, Об искусстве фортепианной игры. М: Музгиз, 1958. -317 с.
  110. П. Я всегда должен сказать правду // Информационный бюллетень «Народник». 1996. № 4. С. 8−11.
  111. П., Мельников В. Школа игры на балалайке М.: Музыка, 1988,1994, 2003. — 188 с.
  112. Ю. К сорокалетию факультета народных инструментов Санкт-Петербургской консерватории // Информационный бюллетень «Народник». 2000. № 2. С. 32−33.
  113. Павел Нечепоренко: исполнитель, педагог, дирижёр / Сост. В. Панин. М.: Музыка, 1986. — 72 с.
  114. Педагогика / Ред. П. И. Пидкасистый. М.: Педагогическое общество России, 2004. — 608 с.
  115. Педагогика / Ред. В. А. Сластенин и др. 4-е изд. — М.: Школьная пресса, 2004.-512 с.
  116. А. Балалайка: Популярный очерк. М.: Музыка, 1990. -64 с.
  117. А. А. Доброхотов. Красноярск: ВМО, 2001. — 104 с.
  118. А. Оркестры русских народных инструментов. М.: Сов. композитор, 1985. — 336 с.
  119. А. Справочник балалаечника. М.: Сов. композитор, 1977.-224 с.
  120. И. Музыкальное образование и музыкальные общественные организации в Петербурге. 1801 1917. — Спб.: «Петровский фонд», 1999.-367 с.
  121. В. Музыкальная психология. Учебное пособие для студентов и преподавателей. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. -384 с.
  122. Г. А. С. Илюхин // Музыкальная жизнь. 1972. № 12. С. 24.
  123. И. Педагогика. М.: Просвещение, 1996. — 432 с.
  124. И. Педагогика: Новый курс: В 2 кн. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. — Кн. 1. — 576 с.
  125. В., Суслова Н. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности: Учебное пособие для студ. высш. учебн. заведений. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. 320 с.
  126. Г. Пути развития исполнительства на русских народных инструментах в Ленинграде в 1917 1941 годах. Автореф. дисс. канд. иск. — Л.: ЛТК им. Н. А. Римского-Корсакова, 1983. — 26 с.
  127. Проблемы педагогики и исполнительства на русских народных инструментах: Сборник трудов МГПИ им. Гнесиных. Вып. 95 / Сост. М. Имханицкий, В. Чунин. М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1987. — 140 с.
  128. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. муз. фак. высш. пед. учеб. заведений / Под. ред. Г. М. Цыпина. М.: Издат. центр «Академия», 2003. — 368 с.
  129. В. Диалоги о музыкальной педагогике. М.: Классика-XXI, 2004. — 140 с.
  130. Развитие народных традиций в музыкальном исполнительстве, творчестве и педагогике: Опыт международного исследования. Сборник науч. тр. / Гл. ред. Д. И. Варламов. Саратов: Изд.-во Саратовской консерватории им. JI.B. Собинова, 2002. — 95 с.
  131. РовинскийД. Русские народные картинки. Кн. 4. Спб.: Тип. Академии наук, 1881. — 788 с.
  132. А. Русское народное музыкальное творчество: Очерки по теории фольклора. М.: Сов. композитор, 1994. — 224 с.
  133. Русские народные балалаечные наигрыши / Сост. Кошелев А. С. -М.: 1990.-144 с.
  134. JT. Метод Иншакова // Народное творчество. 2000. № 5. -С. 2−3.
  135. В. Дидактика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. / Под ред. В. А. Сластенина. 2-е изд. — М.: «Академия», 2004. -368 с.
  136. М. Проблемы современной дидактики. М.: Педагогика, 1984.-95 с.
  137. М. Совершенствование процесса обучения. Проблемы и суждения. М.: Педагогика, 1971. — 206 с.
  138. Т. Фортепиано. Интенсивный курс. Методические рекомендации. М.: ЦСДК, 1994. — 56 с.
  139. Ф. Андреев и его оркестр (1861−1918). Очерк. JI.: Муз-гиз, 1962.-110 с.
  140. Специальный класс балалайки. Примерная программа для музыкальных училищ и училищ искусств по специальности № 0501 «Инструментальное исполнительство» / Сост. В. Б. Болдырев. М.: МК РФ, 2001.-18 с.
  141. Специальный класс балалайки. Программа для ДМШ и вечерних школ общего музыкального образования / Сост. Б. Г. Авксентьев, В. М. Евдокимов, Г. Е. Ларин. М.: Всесоюзный методический кабинет по учебным заведениям искусств и культуры, 1976. — 78 с.
  142. Г. Теория и практика работы с детским хором: Учеб. пособие для пед. вузов по спец. «Музыкальное образование». М.: Туманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. — 173 с.
  143. . «Вниз и вверх» // Информационный бюллетень «Народник». 1996. № 2.-С. 13−15.
  144. Л. Национальные и интернациональные аспекты российской музыкально-педагогической школы. Тамбов, 2004. — 277 с.
  145. Творческое наследие В. В. Андреева и практика самодеятельного инструментального исполнительства. Сб. научных трудов ЛГИК им. Н. К. Крупской. Т. 121 / Ред. Ю. В. Богданов. Л.: ЛГИК им. Н. К. Крупской, 1988.-172 с.
  146. Техника игры на балалайке. Гаммы и упражнения. Методическое пособие для ДМШ, ДШИ, ССМШ, музыкальных училищ / Сост. И. Иншаков, А. Горбачёв. М.: Музыка, 2004. — 80 с.
  147. Н. История и теория музыкальной педагогики и образования: Учебное пособие в 2-х частях / РГПУ им. Герцена Спб: Изд. «Образование», 1994.1 ч. — 67 е., II ч. — 148 с.
  148. Т. Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи. Сборник упражнений. М.: «Гном и Д.», 2001.-32 с.
  149. Упражнения и этюды для балалайки. Методическое пособие для ССМШ, ДМШ, муз. училищ и вузов / Сост. и исп. ред. И. Иншакова, А. Горбачёва. М.: Музыка, 2000. — 64 с.
  150. К. Воспитание человека: Избранное / Сост., С. Ф. Егорова. М.: Издат. дом «Карапуз», 2000. — 256 с.
  151. К. Избранные педагогические сочинения. М.: Просвещение, 1968. — 557 с.
  152. Факультет народных инструментов РАМ им. Гнесиных. Сборник статей и материалов / Ред.-сост. Б. М. Егоров. М.: Изд. РАМ им. Гнесиных, 2000.-335 с.
  153. А. Скоморохи на Руси. Изд. 2. Спб.: Алетейя, 1995. -536 с.
  154. Е. История профессионального музыкального образования в России (XIX XX в.): Учебное пособие. — Екатеринбург: МО РФ, Урал. гос. пед. ун-т, 2001.-139 с.
  155. С. Мастерство пианиста. М.: Музыка, 1978. — 205 с.
  156. А., Горбачёв А. Как лучше подготовиться к конкурсу? // Информационный бюллетень «Народник». 1997. № 2. С. 7−11.
  157. Н. Жизнеописание // Информационный бюллетень «Народник». 2004. № 2. С. 16.
  158. Г. Исполнитель и техника. М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 192 с.
  159. Г. Обучение игре на фортепиано— М.: Просвещение, 1984.-176 с.
  160. Г. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения. М.: Интерфакс, 1994. — 384 с.
  161. Е. В.Б. Болдыреву 50 лет! // Информационный бюллетень «Народник». 1997. № 3. — С. 43−44.
  162. А. Обозначение балалаечных штрихов // Методика обучения игре на народных инструментах / Сост. П. Говорушко.- JL: Музыка, 1975.-С. 47−54.
  163. А. О Павле Ивановиче Нечепоренко // Информационный бюллетень «Народник». 2001. № 4. С. 22−23.
  164. А. Основы игры на балалайке. Л.: Музыка, 1970. — 56 с.
  165. А. Совершенствование игры на балалайке // Вопросы музыкальной педагогики, вып. 6 / Сост. В. Игонин, П. Говорушко. Л.: Музыка, 1985.-С. 39−52.
  166. А. «Русская народная песня это моя жизнь!». Интервью // Информационный бюллетень «Народник». 1997. № 4. — С. 19−21.
  167. Г. Развитие музыкального слуха. М.: Музыка, 1996.-184 с.
  168. Шмидт Шкловская А. О воспитании пианистических навыков. -Л.: Музыка, 1985.-70 с.
  169. Я. Музыка и балет в России XVIII века / Пер. Б. Загур-ского. Л., 1935, переизд. Л: «Союз художников». 2002. — 320 с.
  170. А. Аксиология музыкально-педагогического образования: Учеб. пособие для студ. высш. уч. завед. / Отв. ред. Э. Абдул-лин. М.: Прометей, 2001. — 424 с.
  171. А. Основные тенденции развития современного музыкально-педагогического образования // Образование. 2001. № 2. С. 24−30.
  172. Юноки-Оиэ К. Б. С. Трояновскому посвящается // Информационный бюллетень «Народник». 2001. № 1. С. 16.
  173. Юноки-Оиэ К. Воспоминания А. Б. Шалова о Б. С. Трояновском // Информационный бюллетень «Народник». 2001. № 4. С. 23−26.
  174. Юноки-Оиэ К., Афанасьев А. Жизнь и творчество Б. С. Трояновского. М.: Пробел — 2000, 2002. — 160 с.
  175. Юноки-Оиэ К. К вопросу об обозначениях // Информационный бюллетень «Народник». 1998. № 1. С. 31−32.
  176. Юноки-Оиэ К. Неизвестный Трояновский // Информационный бюллетень «Народник». 2001. № 3. С. 15−17.
  177. . Избранные труды. Ч. I, т. II. М., 1987. — 366 с.
  178. Bellerman I. Bemerkungen uber Russland in Rucksicht auf Wissen-schaft. Kunst, Religion und andere merkwurdige Verhaltnisse. Th 1. Erfurt.: Bei Keyser, 1788.-372 s.
  179. Georgi I. Russland: Beschreibung aller Nationen des russ. Reiches, i-rer Lebens, Religion, Gebrauche, Wohnungen, Kleidungen und ubrigen Merkwurdigkeiten. Leipzig: Duk., 1783. — Bd. 1. — 271 s. Bd. 2. — 274−530 s.
  180. Guthrie M. Dissertations sur les antiquites de Russie. St.-Petersburg, 1795.-239 p.
  181. Goldstein M. Michail Ignatieff und die balalaika. Frankfurt: Zimmerman, 1978.-284 s.
  182. Pauly. Description ethnographique des peuples de la Russie. St.- Petersburg, 1862.
Заполнить форму текущей работой