Современные аспекты обучения игре на народных музыкальных инструментах: на материале учебно-воспитательной работы в классе балалайки
![Диссертация: Современные аспекты обучения игре на народных музыкальных инструментах: на материале учебно-воспитательной работы в классе балалайки](https://westud.ru/work/5230764/cover.png)
Диссертация
В этом контексте принципиально важным представляется обращение молодого поколения к народно-инструментальному искусству, ибо «национальность проявляется в культурном творчестве» (С. Н. Булгаков). Одним из наиболее популярных народных музыкальных инструментов в России является балалайка, и исполнительство на балалайке как самобытное эстетическое явление, равно как и вся народная инструментальная… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- Глава I. Педагогическая характеристика процесса обучения игре на балалайке (на материале российской музыкальной этнопедагогики)
- 1. 1. Фольклорная традиция исполнительства на балалайке
- Балалайка в системе первичного музыкального образования
- 1. 2. Искусство игры на балалайке в контексте профессионального музыкального образования
- 1. 3. Обучение игре на балалайке: теоретико-методологические аспекты
- 1. 4. Принципы и формы образовательной и учебно-воспитательной работы в классе балалайки
- Глава II. Опытно-экспериментальное исследование начального периода обучения игре на балалайке
- 2. 1. Педагогические наблюдения за процессом обучения
- 2. 2. Педагогические собеседования и анкетирование
- 2. 3. Обучающий /формирующий/ эксперимент
- Выводы
Список литературы
- Абдуллин Э. Методы новой системы музыкального обучения // Выбор методов обучения в средней школе. — М.: Педагогика, 1981. — С. 164 174.
- Абдуллин Э. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. -М.: Просвещение, 1983. 111 с.
- Абдуллин Э., Николаева Е. Теория преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. -М.: Прометей, 2003. 224 с.
- Алиев Ю. Методика музыкального воспитания детей от детского сада -к начальной школе. Воронеж: НПО «Модек», 1998. — 350 с.
- Алиев Ю. Настольная книга школьного учителя-музыканта: учебное пособие. М.: ВЛАДОС, 2000. — 334 с.
- Алиев Ю. Подросток музыка — школа // Вопросы методики музыкального воспитания детей. — М.: Музыка, 1975. — С. 71−115.
- Аверин В. История исполнительства на русских народных инструментах: Курс лекций. Красноярск.: гос. унт., 2002. — 296 с.
- Авратинер В. Обучение и воспитание музыканта педагога: Учебное пособие для студентов. — М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1981. — 80 с.
- Авратинер В. Система специального музыкального образования в СССР: Учебно-методические материалы к курсу педагогики для студентов-заочников. -М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1972. 19 с.
- Авратинер В. Халабузаръ П. Становление и развитие музыкального образования в СССР: Учебно-методические материалы к курсу педагогики для студентов-заочников. -М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1971. -28 с.
- Актуальные проблемы музыкального воспитания и образования: история, теория, практика: Межвуз. сб. трудов, вып. 4 / Ред. Г. М. Цыпин. -Тамбов, 2002. 132 с.
- Акулович В. Александр Борисович Шалов // Информационный бюллетень «Народник». 2001. № 4. С. 20−22.
- Акулович В. Культурно-просветительная деятельность создателей и руководителей первых оркестров русских народных инструментов (В. В. Андреев, Н. И. Привалов): автореф. дис. канд. пед. наук. JI.: ЛГИК, 1983.- 16 с.
- Акулович В. Михаил Александрович Данилов // Информационный бюллетень «Народник». 1996. № 4.-С. 15−17.
- Алексеев А. История фортепианного искусства. Ч. 1, 2. М: Музыка, 1988.-414 с.
- Андреев В. Материалы и документы / Сост., текстологическая подготовка и примеч. Б. Грановского. М.: Музыка, 1986. — 351 с.
- Андрюшенков Г. Методика начального обучения игре на балалайке. -Л: ЛГИК им. Н. К. Крупской, 1974. 110 с.
- Арутюнов С., Рыжакова С. Культурная антропология: Учеб. пособие. М.: Весь мир, 2004. — 216 с.
- Артоболевская А. Первая встреча с музыкой. М.: Сов. композитор, 1985.-104 с.
- Арчажникова Л. Методика музыкального воспитания. М.: МГЗПИ, 1990.-52 с.
- Арчажникова Л. Профессия учитель музыки. — М.: Просвещение, 1984.-111 с.
- Асафьев Б. О народной музыке / Сост. И. Земцовский, А. Кунанбаева. -Л.: Музыка, 1987.-248 с.
- Бабанский Ю. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1985. — 228 с.
- Бабанский Ю. и др. Педагогика. М.: Просвещение, 1988. — 478 с.
- Бабанский Ю. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
- Базиков А. Музыкальное образование в современной России. Тамбов: ТГМПИ им. С. В. Рахманинова, 2002. — 312 с.
- Балалайка. Примерная программа для ДМШ и ДШИ / Сост. И. Г. Дьяконова, Ю. Ю. Стржелинский, Т. И. Лодяная. М.: МК РФ, Научно-методический центр по художественному образованию, 2004. — 38 с.
- Банин А. Русская инструментальная музыка фольклорной традиции. -М.: Гос. респб. центр русского фольклора, 1997. 248 с.
- Бацин В., Кузьмин В., Сусоколов А., Ешич М. Концепция национальной школы // Народное образование. 1994. № 1. С. 5−19.
- Баренбойм Л. Музыкальная педагогика и исполнительство. Л.: Музыка, 1974.-336 с.
- Баренбойм Л., Перунова Н. Путь к музыке: книжка с нотами для начинающих обучаться музыке. Л.: Сов. композитор, 1988. — 168 с.
- Баренбойм Л. Путь к музицированию. Л.: Сов. композитор, 1 979 352 с.
- Бендерский JI. Киевская школа воспитания исполнителя на народных инструментах. Из 50-летнего опыта кафедры Киевской консерватории (1928−1978). Свердловск: Изд. Уральского ун., 1992. — 192 с.
- Бендерский Л. Страницы истории исполнительства на русских народных инструментах. Свердловск, 1983. — 107 с.
- Болдырева JI. Графическое обозначение штрихов и приёмов звукоизвлечения на балалайке // Методические основы совершенствования исполнительских навыков игры на русских народных инструментах /Ред.-сост. В. П. Саранин. Тамбов, 1989. — С. 38−51.
- Бронфин Е. Музыкальная культура Петрограда первого послереволюционного пятилетия: Исследование. JL: Сов. композитор, 1984. — 216 с.
- АХ.Бурдыкина Н. Отделу народных инструментов Государственного музыкального училища им. Гнесиных 40 лет // Информационный бюллетень «Народник». 1996. № 3. — С. 27−29.
- Варламов Д. Народность музыкального творчества как социокультурный феномен в общественном сознании россиян. Саратов: Изд. Саратовского пед. ин. — та, 2000. — 128 с.
- В.В. Андреев в зеркале русской прессы (1888 1917 годы) / Ред.-сост. А. В. Тихонов. — Спб.: «Союз Художников», 2002. — 224 с.
- Верткое К. Русские народные музыкальные инструменты. Л.: Музыка, 1975.-280 с.
- Волков Г. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений. М.: «Академия», 1999. — 168 с.
- Вольфович В. Русские национальные музыкальные инструменты: устные и письменные традиции. Челябинск: Гос. институт искусства и культуры, 1997. — 183 с.
- Вопросы методики и теории исполнительства на народных инструментах. Сб. материалов научно-методической конференции. Вып. 3.- Ростов-на-Дону: Изд. Ростовской гос. консерватории им. С. В. Рахманинова, 2003. 72 с.
- Вопросы музыкального исполнительства и педагогики: Сборник трудов ГМПИ им. Гнесиных. Вып. XXIV / Ред.-сост. А. Малинковская. -М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1976. 285 с.
- Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 6 / Сост. В. Игонин, М. Гово-рушко. JL: Музыка, 1985. — 72 с.
- Галахов В. Искусство балалаечников Дальнего Востока. М.: Сов. композитор, 1982.-208 с.
- Гаммы и арпеджио для балалайки. Методическое пособие для ССМШ, ДМШ, муз. училищ и вузов / Сост. и исп. ред. И. Иншаков, А. Горбачёв. М.: Музыка, 1996. — 88 с.
- Глейхман В. Основы рациональной аппликатуры на балалайке. М.: МГУКИ, 1996. — 102 с.
- Горбачёв А. Беседа с Народным артистом СССР Н. Н. Некрасовым // Информационный бюллетень «Народник». 2000. № 4. С. 29−31.
- Горбачёв А. Беседа с Народным артистом РФ. А. В. Тихоновым // Информационный бюллетень «Народник». 2002. № 3. С. 22−24.
- Горбачёв А. «Вверх и вниз» // Информационный бюллетень «Народник». 1995. № 3.-С. 20−23.
- Горбачёв А. Как научиться хорошо играть на балалайке? // Информационный бюллетень «Народник». 1995. № 2. С. 22−26.
- Горбачёв А. Не вниз, не вверх, а по кругу // Информационный бюллетень «Народник». 1998. № 2. С. 25−26.
- Горбачёв А. Методика обучения игре на русских народных инструментах (домра, балалайка, гитара). Программа для высших учебных заведений. Тамбов: ТГМПИ им. С. В. Рахманинова, 1999. — 18 с.
- Горбачёв А. «Про то, благодаря чему, несмотря ни на что» // Информационный бюллетень «Народник». 2000. № 2.-С. 14−17.61 .Горбачёв А. Щипать или не щипать // Информационный бюллетень «Народник». 1999. № 3. С. 10−12.
- Давыдов Н. Основатель первой кафедры народных инструментов. К 100-летию со дня рождения М. М. Гелиса // Информационный бюллетень «Народник». 2003. № 1 С. 12−16, № 2. — С. 20−23.
- Данилов А. Аппликатура и её роль в развитии техники левой руки балалаечника // Проблемы педагогики и исполнительства на русских народных инструментах: Сб. трудов ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 95. М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1987. — 141 с.
- Данилов А. Выдающийся современник. К 85-летию Павла Ивановича Нечепоренко // Информационный бюллетень «Народник». 2001. № 2-С. 17−20.
- Зажигин В. Гитарный приём в игре на балалайке // Музыкальная педагогика и исполнительство на русских народных инструментах: Сб. трудов ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 74. М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1984. -С. 68−77.
- Завьялов В. Баянное искусство. Воронеж.: Изд. Воронежского университета, 1995. -128 с.
- Завьялов В. Пути формирования баянного исполнительства и педагогики в условиях влияния развитых инструментальных культур: авто-реф. дис. канд. иск. Д.: ЛГК им. Н. А. Римского-Корсакова, 1981. -22 с.
- Землянский Б. О музыкальной педагогике. М.: Музыка, 1987. — 144 с.
- Игонин В. По страницам истории класса баяна Санкт-Петербургского музыкального училища им. Н. А. Римского-Корсакова // Информационный бюллетень «Народник». 2002. № 1. С. 27−29.
- Илюхин А. Методические материалы к курсу исполнительства на русских народных инструментах: В помощь студентам-заочникам факультета народных инструментов. Вып. 1. -М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1969. -59 с.
- Илюхин А. Методические материалы к курсу истории исполнительства на русских народных инструментах: В помощь студентам-заочникам факультета народных инструментов. Вып. 2. М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1971.- 153 с.
- Имханицкий М. История исполнительства на русских народных инструментах: Учебное пособие для муз. вузов и училищ. М.: Изд.- во РАМ им. Гнесиных, 2002. — 351 с.
- Имханицкий М. Новые тенденции в современной музыке для русского народного оркестра: Учебное пособие. М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1981.-79 с.
- Имханицкий М. У истоков русской народной оркестровой культуры. -М.: Музыка, 1987. 190 с.
- Имханицкий М. Памяти А. С. Илюхина // Музыкальная жизнь. 1981. № 7.-С. 21.
- Иншаков И. Метод обучения и воспитания учащихся в классе балалайки. Воронеж: Обл. метод, кабинет по уч. заведениям культуры и искусств, ВАИ, 2002.-21 с.
- Интервью Александра Шалова. «Русская народная песня это моя жизнь» // Информационный бюллетень «Народник». 1997. № 4. — С. 1921.
- Из истории советского музыкального образования: Сборник материалов и документов (1917−1927) / Отв. ред. П. А. Вульфиус. Л.:Музыка, 1969.-301 с.
- История музыкальных учебных заведений имени Гнесиных / Ред. М. Э. Риттих. М.: Музыка, 1981.-221 с.
- История русской музыки: В 10-ти т. -М.: Музыка, 1994. Т.7: 70−80-е XIX века. 4.1 / Ю. Келдыш и др. — 479 е., Т.8. 4.2 / Ю. Келдыш и др. -534 с.
- История русской музыки: В 10-ти т. М.: Музыка, 2004. — Т. 10 Б: 1890 — 1917 / Ред. Л. З. Корабельникова, Е. И. Левашева — 1071 с.
- Калинин Д. Основные принципы методики преподавания игры на балалайке В.Б.Болдырева // Информационный бюллетень «Народник». 2000. № 3.-С. 18−20.
- Камаев А. Народное музыкальное творчество: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. Ф. Камаев, Т. Ю. Камаева. М.: Издат. центр «Академия», 2005. — 304 с.
- Келдыш Ю. 100 лет Московской консерватории. Краткий исторический очерк. М.: Музыка, 1966. — 207 с.
- Котляревская-Крафт М. Сольфеджио для 1 класса ДМШ / Под ред. Л. Маслениковой. Л.: Музыка, 1987. — 44 с.
- Краевский В. Проблемы научного обоснования обучения. М.: Педагогика, 1977. — 264 с.
- Краевский В. Соотношение педагогической науки и педагогической практики. М.: Знание, 1977. — 64 с.
- Критский Б. Личностная ориентированность студента как важнейший компонент его профессиональной подготовки // Музыкальное образование: подготовка учителя музыки. Взгляд в XXI век. М: МПГУ, 1996.-С. 82−84.
- Круглое В. Новые приёмы игры в оригинальном репертуаре для домры // Музыкальная педагогика и исполнительство на русских народных инструментах: Сб. тр. ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 74. М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1984.-С. 56−68.
- Кузьмина Т. Год Шалова // Вестник Золотой книги. 1997. № 9. С. 6.
- Кукушин В. Теория и методика обучения. Ростов н/Д.: Феникс, 2005. -474 с.
- Кукушин В., Столяренко Л. Этнопедагогика и этнопсихология. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. 448 с.
- Кулибаба С. Основные тенденции становления музыки письменной традиции для балалайки: автореф. дис. канд. иск. -М., 1999.-25 с.
- Ленинградская консерватория в воспоминаниях. Изд.2, доп. Книга 1. -Л.: Музыка, 1987.-254 с.
- Ленинградская консерватория в воспоминаниях. Изд.2, доп. Книга 2. -Л.: Музыка, 1988.-280 с.
- Лесниченко Г. История трёхструнной домры (конец XIX начало XX в.): Учебное пособие. — Рязань: РЗИ МГУКИ, 2000. — 72 с.
- Липе Ф. Русское народно-инструментальное искусство на рубеже веков. К 50-летию факультета народных инструментов РАМ им. Гнеси-ных // Информационный бюллетень «Народник». 1998. № 2. С. 12−14.
- Мазелъ В. Музыкант и его руки: Физиологическая природа и формирование двигательной системы. Спб.: Композитор, 2002. — 180 с.
- Максимов Е. Оркестры и ансамбли русских народных инструментов.-М.: Сов. композитор, 1983. 152 с.
- Максимов Е. Российские музыканты-самородки. М.: Сов. композитор, 1987. — 200 с.
- Максимов Е. Русские народные оркестры и ансамбли. Ч. 1. М.: ИО «Композитор», 1997. — 164 с.
- Малинковская А. Класс основного музыкального инструмента. Искусство фортепианного интонирования: Учеб. пособие для студ. высш. уч. завед. -М.: ВЛАДОС, 2005. 153 с.
- Малюков А. Вопросы совершенствования профессиональной подготовки педагога-музыканта. М.: Прометей, 1998 2000. — Вып. I — IV. -448 с.
- Малюков А. Теоретические основы формирования художественной культуры у подростков. М.: Прометей, 1993. — 144 с.
- Мариупольская Т. Проблема национальных традиций в преподавании музыки (теоретический и методический аспекты). Автореф. дисс.. д-ра пед. наук. М.: МПГУ, 2002. — 53 с.
- Методика обучения игре на народных инструментах / Сост. П. Говорушко. Л.: Музыка, 1975. — 88 с.
- Методологическая культура педагога-музыканта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. Э. Б. Абдуллина. М.: Издат. Центр «Академия», 2002. — 272 с.
- Михаил Рожков Валерий Петров (Диалоги) // Информационный бюллетень «Народник». 1993. № 4. — С. 16−21.
- Московская консерватория 1866 1966. — М.: Музыка, 1966. — 726 с.
- Музыкальная жизнь Москвы в первые годы после Октября: Хроника. Документы. Материалы. М.: Сов. композитор, 1972. — 336 с.
- Музыкальная жизнь СССР / Сост. Кайдалова О. М.: Советский композитор, 1970. — 400 с.
- Музыкальное исполнительство и педагогика: История и современность: Сб. статей / Сост. Т. Гайдамович. -М.: Музыка, 1991. 240 с.
- Музыкальный инструмент (балалайка). Программа для ДМШ (музыкальных отделений школ искусств) / Сост. В. М. Евдокимов, Г. Е. Ларин. М.: МК РФ, Всесоюзный методический кабинет по учебным заведениям искусств и культуры, 1988. — 17 с.
- Народные музыкальные инструменты и инструментальная музыка / Ред.-сост. И. Мациевский. 4.1. М.: Сов. композитор, 1987. — 264 с.
- Нейгауз Г, Об искусстве фортепианной игры. М: Музгиз, 1958. -317 с.
- Нечепоренко П. Я всегда должен сказать правду // Информационный бюллетень «Народник». 1996. № 4. С. 8−11.
- Нечепоренко П., Мельников В. Школа игры на балалайке М.: Музыка, 1988,1994, 2003. — 188 с.
- Ногарёва Ю. К сорокалетию факультета народных инструментов Санкт-Петербургской консерватории // Информационный бюллетень «Народник». 2000. № 2. С. 32−33.
- Павел Нечепоренко: исполнитель, педагог, дирижёр / Сост. В. Панин. М.: Музыка, 1986. — 72 с.
- Педагогика / Ред. П. И. Пидкасистый. М.: Педагогическое общество России, 2004. — 608 с.
- Педагогика / Ред. В. А. Сластенин и др. 4-е изд. — М.: Школьная пресса, 2004.-512 с.
- Пересада А. Балалайка: Популярный очерк. М.: Музыка, 1990. -64 с.
- Пересада А. А. Доброхотов. Красноярск: ВМО, 2001. — 104 с.
- Пересада А. Оркестры русских народных инструментов. М.: Сов. композитор, 1985. — 336 с.
- Пересада А. Справочник балалаечника. М.: Сов. композитор, 1977.-224 с.
- Петровская И. Музыкальное образование и музыкальные общественные организации в Петербурге. 1801 1917. — Спб.: «Петровский фонд», 1999.-367 с.
- Петрушин В. Музыкальная психология. Учебное пособие для студентов и преподавателей. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. -384 с.
- Писняк Г. А. С. Илюхин // Музыкальная жизнь. 1972. № 12. С. 24.
- Подласый И. Педагогика. М.: Просвещение, 1996. — 432 с.
- Подласый И. Педагогика: Новый курс: В 2 кн. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. — Кн. 1. — 576 с.
- Подуровский В., Суслова Н. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности: Учебное пособие для студ. высш. учебн. заведений. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. 320 с.
- Преображенский Г. Пути развития исполнительства на русских народных инструментах в Ленинграде в 1917 1941 годах. Автореф. дисс. канд. иск. — Л.: ЛТК им. Н. А. Римского-Корсакова, 1983. — 26 с.
- Проблемы педагогики и исполнительства на русских народных инструментах: Сборник трудов МГПИ им. Гнесиных. Вып. 95 / Сост. М. Имханицкий, В. Чунин. М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1987. — 140 с.
- Психология музыкальной деятельности: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. муз. фак. высш. пед. учеб. заведений / Под. ред. Г. М. Цыпина. М.: Издат. центр «Академия», 2003. — 368 с.
- Ражников В. Диалоги о музыкальной педагогике. М.: Классика-XXI, 2004. — 140 с.
- Развитие народных традиций в музыкальном исполнительстве, творчестве и педагогике: Опыт международного исследования. Сборник науч. тр. / Гл. ред. Д. И. Варламов. Саратов: Изд.-во Саратовской консерватории им. JI.B. Собинова, 2002. — 95 с.
- РовинскийД. Русские народные картинки. Кн. 4. Спб.: Тип. Академии наук, 1881. — 788 с.
- Руднева А. Русское народное музыкальное творчество: Очерки по теории фольклора. М.: Сов. композитор, 1994. — 224 с.
- Русские народные балалаечные наигрыши / Сост. Кошелев А. С. -М.: 1990.-144 с.
- Сафонов JT. Метод Иншакова // Народное творчество. 2000. № 5. -С. 2−3.
- Ситаров В. Дидактика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. / Под ред. В. А. Сластенина. 2-е изд. — М.: «Академия», 2004. -368 с.
- Скаткин М. Проблемы современной дидактики. М.: Педагогика, 1984.-95 с.
- Скаткин М. Совершенствование процесса обучения. Проблемы и суждения. М.: Педагогика, 1971. — 206 с.
- Смирнова Т. Фортепиано. Интенсивный курс. Методические рекомендации. М.: ЦСДК, 1994. — 56 с.
- Соколов Ф. Андреев и его оркестр (1861−1918). Очерк. JI.: Муз-гиз, 1962.-110 с.
- Специальный класс балалайки. Примерная программа для музыкальных училищ и училищ искусств по специальности № 0501 «Инструментальное исполнительство» / Сост. В. Б. Болдырев. М.: МК РФ, 2001.-18 с.
- Специальный класс балалайки. Программа для ДМШ и вечерних школ общего музыкального образования / Сост. Б. Г. Авксентьев, В. М. Евдокимов, Г. Е. Ларин. М.: Всесоюзный методический кабинет по учебным заведениям искусств и культуры, 1976. — 78 с.
- Стулова Г. Теория и практика работы с детским хором: Учеб. пособие для пед. вузов по спец. «Музыкальное образование». М.: Туманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. — 173 с.
- Стус Б. «Вниз и вверх» // Информационный бюллетень «Народник». 1996. № 2.-С. 13−15.
- Сухова Л. Национальные и интернациональные аспекты российской музыкально-педагогической школы. Тамбов, 2004. — 277 с.
- Творческое наследие В. В. Андреева и практика самодеятельного инструментального исполнительства. Сб. научных трудов ЛГИК им. Н. К. Крупской. Т. 121 / Ред. Ю. В. Богданов. Л.: ЛГИК им. Н. К. Крупской, 1988.-172 с.
- Техника игры на балалайке. Гаммы и упражнения. Методическое пособие для ДМШ, ДШИ, ССМШ, музыкальных училищ / Сост. И. Иншаков, А. Горбачёв. М.: Музыка, 2004. — 80 с.
- Терентъева Н. История и теория музыкальной педагогики и образования: Учебное пособие в 2-х частях / РГПУ им. Герцена Спб: Изд. «Образование», 1994.1 ч. — 67 е., II ч. — 148 с.
- Ткаченко Т. Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи. Сборник упражнений. М.: «Гном и Д.», 2001.-32 с.
- Упражнения и этюды для балалайки. Методическое пособие для ССМШ, ДМШ, муз. училищ и вузов / Сост. и исп. ред. И. Иншакова, А. Горбачёва. М.: Музыка, 2000. — 64 с.
- Ушинский К. Воспитание человека: Избранное / Сост., С. Ф. Егорова. М.: Издат. дом «Карапуз», 2000. — 256 с.
- Ушинский К. Избранные педагогические сочинения. М.: Просвещение, 1968. — 557 с.
- Факультет народных инструментов РАМ им. Гнесиных. Сборник статей и материалов / Ред.-сост. Б. М. Егоров. М.: Изд. РАМ им. Гнесиных, 2000.-335 с.
- Фаминцын А. Скоморохи на Руси. Изд. 2. Спб.: Алетейя, 1995. -536 с.
- Фёдорович Е. История профессионального музыкального образования в России (XIX XX в.): Учебное пособие. — Екатеринбург: МО РФ, Урал. гос. пед. ун-т, 2001.-139 с.
- Фейнберг С. Мастерство пианиста. М.: Музыка, 1978. — 205 с.
- Цыганков А., Горбачёв А. Как лучше подготовиться к конкурсу? // Информационный бюллетень «Народник». 1997. № 2. С. 7−11.
- Фомин Н. Жизнеописание // Информационный бюллетень «Народник». 2004. № 2. С. 16.
- Цыпин Г. Исполнитель и техника. М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 192 с.
- Цыпин Г. Обучение игре на фортепиано— М.: Просвещение, 1984.-176 с.
- Цыпин Г. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения. М.: Интерфакс, 1994. — 384 с.
- Шабалин Е. В.Б. Болдыреву 50 лет! // Информационный бюллетень «Народник». 1997. № 3. — С. 43−44.
- Шалое А. Обозначение балалаечных штрихов // Методика обучения игре на народных инструментах / Сост. П. Говорушко.- JL: Музыка, 1975.-С. 47−54.
- Шалое А. О Павле Ивановиче Нечепоренко // Информационный бюллетень «Народник». 2001. № 4. С. 22−23.
- Шалое А. Основы игры на балалайке. Л.: Музыка, 1970. — 56 с.
- Шалое А. Совершенствование игры на балалайке // Вопросы музыкальной педагогики, вып. 6 / Сост. В. Игонин, П. Говорушко. Л.: Музыка, 1985.-С. 39−52.
- Шалое А. «Русская народная песня это моя жизнь!». Интервью // Информационный бюллетень «Народник». 1997. № 4. — С. 19−21.
- Шаткоеский Г. Развитие музыкального слуха. М.: Музыка, 1996.-184 с.
- Шмидт Шкловская А. О воспитании пианистических навыков. -Л.: Музыка, 1985.-70 с.
- Штелин Я. Музыка и балет в России XVIII века / Пер. Б. Загур-ского. Л., 1935, переизд. Л: «Союз художников». 2002. — 320 с.
- Щербакова А. Аксиология музыкально-педагогического образования: Учеб. пособие для студ. высш. уч. завед. / Отв. ред. Э. Абдул-лин. М.: Прометей, 2001. — 424 с.
- Щербакова А. Основные тенденции развития современного музыкально-педагогического образования // Образование. 2001. № 2. С. 24−30.
- Юноки-Оиэ К. Б. С. Трояновскому посвящается // Информационный бюллетень «Народник». 2001. № 1. С. 16.
- Юноки-Оиэ К. Воспоминания А. Б. Шалова о Б. С. Трояновском // Информационный бюллетень «Народник». 2001. № 4. С. 23−26.
- Юноки-Оиэ К., Афанасьев А. Жизнь и творчество Б. С. Трояновского. М.: Пробел — 2000, 2002. — 160 с.
- Юноки-Оиэ К. К вопросу об обозначениях // Информационный бюллетень «Народник». 1998. № 1. С. 31−32.
- Юноки-Оиэ К. Неизвестный Трояновский // Информационный бюллетень «Народник». 2001. № 3. С. 15−17.
- Яворский Б. Избранные труды. Ч. I, т. II. М., 1987. — 366 с.
- Bellerman I. Bemerkungen uber Russland in Rucksicht auf Wissen-schaft. Kunst, Religion und andere merkwurdige Verhaltnisse. Th 1. Erfurt.: Bei Keyser, 1788.-372 s.
- Georgi I. Russland: Beschreibung aller Nationen des russ. Reiches, i-rer Lebens, Religion, Gebrauche, Wohnungen, Kleidungen und ubrigen Merkwurdigkeiten. Leipzig: Duk., 1783. — Bd. 1. — 271 s. Bd. 2. — 274−530 s.
- Guthrie M. Dissertations sur les antiquites de Russie. St.-Petersburg, 1795.-239 p.
- Goldstein M. Michail Ignatieff und die balalaika. Frankfurt: Zimmerman, 1978.-284 s.
- Pauly. Description ethnographique des peuples de la Russie. St.- Petersburg, 1862.