Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Развитие профессиональной компетентности преподавателя физической культуры в системе повышения квалификации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Практическая значимость исследования определяется тем, что представленные методические рекомендации «Методика развития профессиональной компетентности преподавателя физической культуры» способствуют развитию профессиональной компетентности преподавателей физической культуры в системе повышения квалификации, обеспечивают его самореализацию в профессиональной деятельностиразработанный и методически… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
    • 1. 1. Состояние проблемы исследования в педагогической теории и практике физкультурного образования
    • 1. 2. Особенности развития профессиональной компетентности преподавателя физической культуры в системе повышения квалификации
    • 1. 3. Комплекс организационно-педагогических условий и модель развития профессиональной компетентности преподавателя физической культуры в системе повышения квалификации
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРОВЕРКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОМПЛЕКСА ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
    • 2. 1. Цель, этапы и критериальный аппарат оценки эффективности развития профессиональной компетентности преподавателя физической культуры
    • 2. 2. Методика реализации комплекса организационно-педагогических условий развития профессиональной компетентности преподавателя физической культуры в системе повышения квалификации
    • 2. 3. Результаты и
  • выводы педагогического эксперимента по развитию профессиональной компетентности преподавателя физической культуры
  • Выводы по второй главе

Развитие профессиональной компетентности преподавателя физической культуры в системе повышения квалификации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы и темы исследования. В обеспечении здорового образа жизни, объединяющего все сферы жизнедеятельности личности, коллективов, социальных групп, наций, наиболее актуальной и универсальной составляющей является физическая культура и спорт, как наименее затратные и наиболее эффективные формы их морального и физического оздоровления.

Вопросы развития физической культуры и спорта, детско-юношеского спорта регулярно обсуждаются на уровне Президента РФ (июнь 2011 г. в г. Казань), заседаниях Правительства Российской Федерации. В результате обсуждений были приняты и в целом реализованы подпрограмма «Физическое воспитание и оздоровление детей, подростков и молодежи в Российской Федерации на 2002;2010 гг.» Федеральной целевой программы «Молодежь России», Концепция развития физической культуры и спорта в РФ, которая была продлена на следующий значительный период. В настоящее время активно функционирует Совет по физической культуре и спорту при Президенте РФ.

В то же время приходится констатировать, что возможности физической культуры и спорта не используются в полной мере. Это обусловлено многими обстоятельствами — продолжающееся финансирование по остаточному принципуотсутствие единой модели физкультурно-спортивного движениянедостаток спортивных сооружений, спортивных объединений, клубовнизкая эффективность системы подготовки кадров в области физической культуры и спорта, конкурентоспособных на современном рынке труда.

Изучение практического опыта и содержания научно-педагогических источников по данной проблеме позволяет заключить о катастрофическом положении в обеспечении кадрами образовательных учреждений сферы физической культуры и спорта. При этом, как показывают исследования, из 252 преподавателей физической культуры Муниципальных образовательных учреждений и ДЮСШ г. Оренбурга только 112 имеет специальное физкультурное образование.

В большинстве случаев начальный уровень профессиональной компетентности формируется в процессе самостоятельной деятельности преподавателя физической культуры, обучения спортсменов и наблюдения за ними. Для перехода на более высокий уровень необходима специальная подготовка, длительное сочетание практической работы с исследовательской, либо получение специального образования. Но в современной России отсутствуют четкие методики профессионального обучения и самообразования преподавателей физической культуры, недостает учебных и методических пособий. Низкую квалификацию имеют методисты и управленческий персонал в системе физкультурного образования.

Степень научной разработанности проблемы исследования. Анализ литературы по выделенной проблеме, показал, что исследования ведутся по следующим основным направлениям:

— исследование отдельных аспектов труда преподавателя физической культуры (В. У. Агеевец, Г. Д. Бабушкин, Т. Е. Баева, А. Э. Болотина, Н. И. Бугров,.

A. А. Горелов, А. М. Дикунов, Н. Н. Жмарев, И. X. Кобер, В. В. Миронов,.

B. Л. Марищук, А. А. Нестеров, И. А. Потапов, В. Н. Прохоров, М. В. Прохорова, Н. В. Романенко, В. А. Щеголев и др.);

— исследование экономических, организационно-управленческих и правовых предпосылок профессионального физкультурного образования (А. Н. Блеер, Ю. Д. Железняк, В. П. Каргаполов, Н. И. Николаева, Г. А. Шашкин, Е. В. Утишева и др.);

— сравнительные исследования отечественной и зарубежной практики физкультурного образования (В. Н. Зуев, В. В. Кизан, Э. Г. Климова, В. И. Корнилов, Л. М. Куликов, В. П. Маслов и др.).

При этом большинство работ затрагивает систему базового высшего физкультурного образования, где начинается переход к многоуровневой структуре и многовариантным формам подготовки специалистов по физической культуре и спорту, а дополнительное образование в области физической культуры и спорта, система повышения профессиональной квалификации остаются недостаточно обоснованными, ограничиваются усвоением педагогом определенной суммы знаний и не дают преподавателю физической культуры целостной и адекватной системы профессионального роста. Существует противоречие между необходимостью разработки системы профессионального роста преподавателей физической культуры и недостаточной научно-теоретической и методической обоснованностью данного процесса.

В целом профессиональную компетентность преподавателя физической культуры вуза рассматривают как интегративное образование личности, включающее следующие качества — профессиональная грамотность, адаптирован-ность к условиям работы в вузе, ответственность, креативность (С. С. Коровин, А. М. Кузьмин и др.).

Таким образом, анализ состояния педагогической науки в исследуемой области позволяет выделить противоречие между потребностью современной системы высшего образования в преподавателях физической культуры высокой квалификации и недостаточно эффективной их подготовкой и профессиональным развитием на основе традиционных форм повышения профессиональной квалификации.

Выделенные противоречия позволили сформулировать поэтому проблему исследования: каковы организационно-педагогические условия, эффективно развивающие профессиональную компетентность педагогов физической культуры.

Актуальность проблемы, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность определили выбор темы исследования: «Развитие профессиональной компетентности преподавателя физической культуры вуза в системе повышения квалификации».

Цель исследования — разработать, теоретически обосновать и экспериментально апробировать комплекс организационно-педагогических условий, обеспечивающих эффективность развития профессиональной компетентности преподавателя физической культуры в системе повышения квалификации.

Объект исследования — профессиональная деятельность преподавателя физической культуры.

Предмет исследования — процесс развития профессиональной компетентности преподавателя физической культуры в системе повышения квалификации.

Гипотеза исследования. Эффективность развития профессиональной компетентности преподавателя физической культуры в системе повышения квалификации повысится, если будет обеспечено выполнение следующих организационно-педагогических условий:

1) соблюдение принципов личностно-ориентированного обучения с опорой на индивидуальный стиль деятельности преподавателя;

2) ориентация преподавателя на творчество в профессиональной деятельности;

3) формирование мотивации и осознание педагогом цели развития профессиональной компетентности в совместной учебно-спортивной деятельности со студентами.

В соответствии с проблемой, поставленной целью и выдвинутой гипотезой были сформулированы следующие задачи исследования:

1 Уточнить признаки понятия «профессиональная компетентность преподавателя физической культуры».

2 Оценить степень разработанности проблемы развития профессиональной компетентности преподавателей в теории и образовательной практике.

3 Выделить и апробировать комплекс организационно-педагогических условий, повышающих эффективность развития профессиональной компетентности преподавателя физической культуры.

4 Разработать и экспериментально обосновать модель развития профессиональной компетентности преподавателя физической культуры в системе повышения квалификации.

Методологическую основу исследования составляют:

1) теория личности (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. Маслоу, С. Л. Рубинштейн и др.), личностно-ориентированный подход (В. Я. Ляудис, И. С. Кон, И. Я. Лернер, В. А. Петровский, М. Н. Скаткин, К. Д. Ушинский, И. С. Якиманская и др.), деятельностный подход (П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Н. Ф. Талызина, Н. А. Менчинская и др.);

2) теория систем (И. В. Блауберг, В. Н. Садовский, А. И. Уемов, Э. Г. Юдин и др.) и системный подход в педагогических исследованиях (Ю. К. Бабанский, В. П. Беспалько, Т. А. Ильина, Ф. Ф. Королев, Г. Н. Сериков и др.);

3) компетентностный подход, включающий научные концепции, посвященные различным аспектам профессионального становления и развития специалистов — повышение профессионализма (С. А. Дружилов), профессиональной квалификации (В. А. Беликов, П. Друкер, И. О. Котлярова и др.) — развитие профессионального мастерства (Ю. П. Азаров, Н. В. Кузьмина, В. А. Сласте-нин, И. Ф. Исаев и др.);

4) положения теории развития личности преподавателя (К. А. Абульха-нова-Славская, П. П. Блонский, А. А. Деркач, А. В. Мудрик, В. А. Сластенин и др.) и андрогогические теории и концепции (С. И. Архангельский, С. Г. Вер-шловский, П. Я. Гальперин, А. В. Даринский, М. Ш. Ноулз, Ю. А. Панасюк, А. А. Реан, и др.);

4) теория профессионального образования (С. Я. Батышев, А. Я. Найн, Э. Ф. Зеер, Н. В. Кузьмина, В. А. Сластенин и др.);

5) теория физической культуры и спорта (В. У. Агеевец, Н. И. Бугров, Н. В. Жмарев, В. И. Жолдак, С. С. Коровин, В. А. Черепов и др.), теория и методика физического воспитания (Б. А. Ашмарин, А. М. Кузьмин, Л. П. Матвеев, А. Д. Новиков, Н. Г. Озолин и др.).

Организация, база и этапы исследования: опытно-экспериментальная работа по выбранной нами теме исследования осуществлялась в три этапа с 2006 по 2012 гг. Всего в эксперименте участвовало 350 преподавателей физической культуры и тренеров. На этапе формирующего эксперимента исследовании были задействованы 112 преподавателей Оренбургского государственного педагогического университета (ОГПУ), Оренбургского государственного университета (ОГУ), Магнитогорского государственного университета (МаГУ), тренеры-преподаватели детско-юношеских спортивных школ, учреждений «Спортивный клуб» и Управления по физической культуре, спорту и туризму, а также тренеры спортивных клубов и секций гг. Оренбурга и Магнитогорска.

Первый этап, теоретико-поисковый (2006 — 2008 гг.) предусматривал подготовительную деятельность, в процессе которой осуществлялись изучение и анализ потребности в профессиональных педагогических кадрах физической культуры, опыта профессиональной подготовки преподавателей физической культуры в рамках учебных заведений различных уровней, институтов системы повышения квалификации, в методической работе в гг. Оренбурге и Магнитогорске и других регионах Россииразработку концепции исследования и программы эксперимента.

Использовались методы теоретического анализа литературы, поисковых исследований, социологические методы.

Второй этап, экспериментально-аналитичсский (2009 — 2010 гг.) предусматривал проверку гипотезы исследования, разработку и проверку эффективности комплекса организационно-педагогических условий и модели развития профессиональной компетентности преподавателей физической культуры в системе повышения квалификации.

Для реализации поставленных задач был использован комплекс экспериментальных методов и методов регистрационных исследований, объединенных в рамках констатирующего и формирующего экспериментов.

Третий этап, эксперимснталыю-обобщающий (2011 г. —2012 гг.) был посвящен анализу и интерпретации результатов опытно-экспериментальной работыобработке результатов исследований.

Использовались методы математической статистикианализ, обобщение и коррекция теоретических положений и выводов.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ.

1 Уточнена сущность и признаки понятия «профессиональная компетентность преподавателя физической культуры» с учетом особенностей профессиональной деятельности преподавателей и особенностей использования традиционных форм повышения профессиональной квалификации.

2 Теоретически обоснованы и экспериментально апробированы организационно-педагогические условия, необходимые и достаточные для эффективного развития профессиональной компетентности преподавателей физической культуры в системе повышения квалификации.

2 Выполнено педагогическое проектирование структурно-функциональной модели развития профессиональной компетентности преподавателей физической культуры вузов в системе повышения квалификации, позволяющая обеспечить целостность процесса и реализацию развивающего потенциала системы повышения квалификации.

3 Разработана методика реализации организационно-педагогических условий эффективного развития профессиональной компетентности преподавателей физической культуры вузов в системе повышения квалификации, отражающая особенности профессиональной деятельности преподавателей физической культуры, активные методы, формы и средства повышения квалификации.

Теоретическая значимость исследования заключается в определенном вкладе в теорию и методику профессионального образования — уточнении признаков понятия «развитие профессиональной компетентности преподавателя физической культуры" — особенностей профессиональной деятельности преподавателя физической культуры, определяемых характером взаимодействия со студентами как двух самоорганизующихся субъектов учебно-спортивной деятельностив обосновании содержательно-функциональных компонентов процесса развития профессиональной компетентности в учреждении повышения профессиональной квалификации педагогов.

Сформулированные положения и разработанная модель вносят существенный вклад в теорию профессионального образования специалиста физкультурного профиля, расширяют границы применения разработанных положений в области теории физической культуры и спорта.

Практическая значимость исследования определяется тем, что представленные методические рекомендации «Методика развития профессиональной компетентности преподавателя физической культуры» способствуют развитию профессиональной компетентности преподавателей физической культуры в системе повышения квалификации, обеспечивают его самореализацию в профессиональной деятельностиразработанный и методически обоснованный комплекс методических приемов и средств развития профессиональной компетентности преподавателя вуза может быть эффективно использован в системе повышения квалификации специалистов.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ.

1 Эффективность процесса развития профессиональной компетентности преподавателя физической культуры в системе повышения квалификации обеспечивается соблюдением комплекса организационно-педагогических условий:

1) целенаправленное формирование индивидуального стиля профессиональной деятельности преподавателя физической культуры на основе принципа личностно-ориентированного обучения;

2) ориентация преподавателя физической культуры на творчество в профессиональной деятельности- 3) формирование мотивации и осознание педагогом цели развития профессиональной компетентности преподавателя в совместной спортивной деятельности со студентами вуза.

2 Модель развития профессиональной компетентности преподавателя физической культуры в системе повышения квалификации обеспечивает его рефлексивный характер и включает следующие взаимосвязанные компоненты.

— мотивационно-целевой, содержательный, функциональный, контрольно-рефлексивно-оценочный, результативный.

3 Методика реализации комплекса условий включает: разработку преподавателями «индивидуальной траектории» (изменение профессиональной компетентности в соответствии с психофизическими возможностями, способностями, ценностями, мотивацией, в условиях рефлексивно-образовательной среды) при консультирующей и координирующей роли куратораиспользование методов активного обучения преподавателей в сочетании с традиционными формами учебной работыразработку и реализацию блочно-модульной программы развития профессиональной компетентности.

Личный вклад автора в получении результатов определяется:

— разработкой концептуального аппарата исследования, его замысла и логики выполнения;

— разработкой и реализацией программы эксперимента, уточнением критериально-диагностического аппарата диссертации;

— получением и интерпретацией эмпирических данных исследования;

— разработкой комплекса мероприятий, обеспечивающих формирование позитивной мотивации преподавателей на развитие профессиональной компетентности.

Достоверность результатов исследования обеспечивается анализом современных достижений психолого-педагогической наукивыбором методов, соответствующих предмету и задачам исследованиярепрезентативностью выборки обследованных преподавателей и студентов вузовповторяемостью результатов эксперимента на разных этапахподтверждением гипотезы исследованияотсроченностью проверки результатов исследованияобработкой результатов эксперимента методами математической статистики.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись путем публикации материалов исследования в сборниках ОГПУ (2007;2012), МаГУ (2008;2012 гг.) — выступлением с докладами на ежегодных совещаниях городского актива физкультурных работников, на заседаниях коллегии и методического совета управления по физической культуре, спорту и туризму администрации города Оренбурга и Оренбургской области, в ходе депутатских слушаний по вопросам развития физической культуры, спорта и туризма, проводимых Собранием депутатов г. Оренбурга.

Положения, результаты и выводы диссертации внедрены в практику работы нефизкультурных факультетов ОГПУ, ОГУ, МаГУ, муниципальных учреждения ДЮСШ-3, учреждения «Спортивный клуб», частная гимназия «АРТ» г. Магнитогорска и др.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.

Проведенная нами опытно-экспериментальная работа и полученные сравнительные результаты подтвердили гипотезу исследования. Действительно, эффективность развития профессиональной компетентности преподавателя физической культуры в системе повышения квалификации повышается при выполнении следующих организационно-педагогических условий:

— соблюдение принципов личностно-ориентированного обучения с опорой на индивидуальный стиль деятельности преподавателя;

— ориентация преподавателя на творчество в профессиональной деятельности;

— формирование мотивации и осознание педагогом цели развития профессиональной компетентности в совместной спортивной деятельности со студентами вуза.

В результате выполненного экспериментального исследования проблемы развития профессиональной компетентности преподавателя физической культуры, нам удалось в целом разрешить противоречие между потребностью современной системы высшего образования в преподавателях физической культуры высокой квалификации и недостаточно эффективной их подготовкой и профессиональным развитием через традиционные формы повышения профессиональной квалификации.

Сравнение результатов констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы, подтверждающих актуальность проблемы исследования, и результатов формирующего этапа экспериментальной работы показывает, что развитие профессиональной компетентности преподавателя физической культуры проходит наиболее эффективно при выполнении всего комплекса организационно-педагогических условий и положений методики их реализации.

Содержательными элементами реализованной нами экспериментальной методики являются:

— социальный заказ общества на обеспечение высокого уровня развития профессиональной компетентности преподавателя физической культуры;

— целью работы является методическое обеспечение процесса реализации организационно-педагогических условий;

— реализация комплекса организационно-педагогических условий осуществляется в рамках модели развития профессиональной компетентности преподавателя физической культуры в системе повышения квалификации.

Полученные экспериментальные данные позволяют считать выделенный нами комплекс организационно-педагогических условий необходимым и достаточным для развития профессиональной компетентности преподавателя физической культуры в системе повышения квалификации.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой