Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Эстетическое воспитание учащихся в процессе взаимодействия школы и художественного музея

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретико-методологическая основа исследования определяется фундаментальными идеями целостного воспитания человека, разработанными в отечественной и зарубежной педагогике, психологии, философии, музееведении, искусствоведении, культурологии, главными из которых представляются следующие: философское обоснование содержания общекультурного воспитания, теории диалога культур (М.М. Бахтин, B. C… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические основы эстетического воспитания школьников в процессе взаимодействия школы и художественного музея
    • 1. 1. Эстетическое воспитание в системе общекультурного воспитания
    • 1. 2. Психолого-педагогические основы деятельности художественного музея в эстетическом воспитании
    • 1. 3. Содержание, методы, средства художественного музея в эстетическом воспитании школьников
    • 1. 4. Интегрированная программа эстетического воспитания учащихся в процессе взаимодействия школы и художественного музея
  • Глава II. Опытно-экспериментальная работа по реализации авторской интегрированной программы по эстетическому воспитанию учащихся в процессе взаимодействия школы и художественного музея
    • 2. 1. Общая организация, эмпирическая база, критерии и методы исследования
    • 2. 2. Апробация авторской интегрированной программы «Русский язык, литература и мировая художественная культура»
    • 2. 3. Эффективность опытно-экспериментальной работы

Эстетическое воспитание учащихся в процессе взаимодействия школы и художественного музея (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Воспитание Человека Культуры является одной из приоритетных задач. Культура немыслима без эстетического начала, чувства красоты и гармонии. Чувство прекрасного не наследуется, оно нуждается в воспитании. Эстетическое воспитание — фундаментальная составляющая культуры, основа развития гармоничной личности (Е.Г. Ванслова).

В постиндустриальном обществе телевидение, компьютер и Интернет становятся неизбежным и необходимым инструментом освоения мира ребенком. Однако развитие технологий приводит к тому, что у школьников искусственно сужаются возможности чувственного опыта на основе личностного переживания, а традиционные эстетические ценности подвергаются пересмотру и подменяются массовой культурой.

Эстетическое воспитание школьников в условиях художественного музея возможно именно потому, что в музее образование осуществляется не через присвоение эталонов знания, а через ценностное отношение личности к искусству и расширение чувственного опыта в процессе общения с подлинником. (Б .А. Столяров).

Высокая эстетическая миссия искусства и необходимость всестороннего развития в этой области — идея, активно утверждающаяся в образовательном пространстве многих развитых стран. Тот вклад, который искусство вносит в образование, много превосходит его внутреннюю, лишь ему свойственную ценность. В условиях технологического окружения, в мире информатики, сама способность воспринимать, интерпретировать и оценивать есть жизненная необходимость. Искусство «подготавливает почву» для понимания символов современного мира [313].

Актуальность темы

исследования обусловлена особой значимостью решения проблемы эстетического воспитания школьников в связи с социально-культурными изменениями, происходящими в последние десятилетиянеобходимостью исследования возможностей художественного музея в этом направлениипоиском новых путей обновления содержания и организации обучения в общеобразовательной школерасширением функций образования в ходе модернизации.

Учитывая важность эстетического воспитания учащихся средствами педагогики художественного музея, отдельные аспекты этой проблемы отражены в работах отечественных и зарубежных авторов: в области современного образования и его взаимодействия с культурой (B.C. Биб-лер, А. П. Валицкая, Э. А. Верб, В. Г. Воронцова, Б. С. Гершунский, В. И. Гинецинский, В. П. Зинченко, О. Е. Лебедев, Е. Б. Моргунов, J1.H. Лесохи-на, И. П. Подласый, Г. К. Селевко, Н. И. Элиасберг и др.) — в области исследования роли культуры, искусства и художественного творчества в развитии человека (А.Г. Бойко, Ю. Б. Борев, Е. Г. Ванслова, М. С. Каган, И. Н. Крамской, Д. С. Лихачёв, М. В. Мацкевич, Н. Д. Рева, И. Тен, К. Юнг, М. Ю. Юхневич, Н. А. Яковлева и др.) — в развитии концепции художественного воспитания и образования средствами музея (А.В. Бакушинский, М. Б. Гнедовский, Н. Гудмен, А. У. Левай, А. Лихтварк, М. Лила, Г. Кер-шенштайнер, Н. Г. Макарова, Р. Мюльбергер, Г. Осборн, Б. А. Столяров, Ф. Хэскелл, Э. Эйснер и др.) — в области исследования психолого-педагогических особенностей восприятия искусства детско-юношеской аудиторией (Б.Г. Ананьев, П. П. Блонский, Л. С. Выготский, Л. В. Занков, А. Лихтварк, А.А. Мелик-Пашаев, Ю. Н. Протопопов, С. Л. Рубинштейн, Н. Н. Фомина, Ю.У. Фохт-Бабушкин, К. Фоль, Д. Б. Эльконин, Б. П. Юсов, П. М. Якобсон и др.) — в понимании роли художественного музея как социокультурного института, формирующего эстетический и художественный вкус, творческую сферу личности (А.В. Бакушинский, В. Дамик, Б. Гилман, Т. Лоу, Н. И. Романов, Ф. Старшот, Г. Тейлор, Н. Ф. Федоров, Ф. И. Шмит, Г. Фройденталь, П. Б. Уильяме и др.).

В то же время недостаточно разработаны вопросы организации взаимодействия школы и художественного музея в целях эстетического воспитания учащихся. Воспитательно-образовательный потенциал искусства остается сегодня недостаточно востребованным в условиях школы.

В связи с этим можно констатировать наличие в современной образовательной системе ряда противоречий: между накопленным в педагогике обширным опытом освоения культурно-образовательного пространства музея в эстетическом воспитании учащихся и отсутствием педагогических технологий, обеспечивающих его продуктивное использованиенеобходимостью эстетического воспитания учеников в процессе взаимодействия школы и художественного музея и недостаточной разработкой содержания и способов его реализации.

Проблема исследования: каковы педагогические условия организации и обеспечения эстетического воспитания учащихся в процессе взаимодействия школы и художественного музея? В соответствии с представленной проблемой определена тема исследования: «Эстетическое воспитание учащихся в процессе взаимодействия школы и художественного музея».

Объект исследования: эстетическое воспитание школьников.

Предмет исследования: эстетическое воспитание учащихся в процессе взаимодействия школы и художественного музея.

Цель исследования: разработать и экспериментально проверить модель реализации эстетического воспитания учащихся в процессе взаимодействия школы и художественного музея на основе интегрированной программы.

Гипотеза исследования: эстетическое воспитание учащихся в процессе взаимодействия школы и художественного музея будет успешным, если: обеспечивать единство образовательного пространства школы и художественного музея, в котором ученики получают эстетические знания и умения, опыт эмоционального и художественно-ценностного отношения к миру и человеку в нем, опыт творческой и коммуникативной деятельностисоздавать необходимые организационно-педагогические условия для реализации эффективного взаимодействия школы и художественного музеяиспользовать интегрированную программу, основанную на принципах интегративности, природои культуросообразности, субъектности, междисциплинарности, системности и преемственностисочетать нетрадиционные формы музейно-образовательной деятельности с инновационными, такими как: поэтапное «активное посещение» музеясистема интегрированных художественно-эстетических занятий с использованием различных видов искусствашкола юных экскурсоводовимитационные игрыпроектные работывыпуск творческих альманахов.

Исходя из цели, проблемы и гипотезы, были поставлены следующие задачи исследования:

— охарактеризовать основные подходы в теории и практике взаимодействия школы и художественного музея, их единства в образовательном пространстве для эстетического воспитания учащихся;

— выявить организационно-педагогические условия, обеспечивающие эффективность взаимодействия школы и художественного музея;

— определить компоненты и показатели эффективности развития уровня эстетической воспитанности учащихся средних и старших классов в процессе взаимодействия школы и художественного музея;

— обосновать концептуальные основы авторской интегрированной программы взаимодействия школы и художественного музея и проверить её эффективность опытно-экспериментальным путём;

— раскрыть возможности нетрадиционных и инновационных форм музейно-образовательной деятельности.

Теоретико-методологическая основа исследования определяется фундаментальными идеями целостного воспитания человека, разработанными в отечественной и зарубежной педагогике, психологии, философии, музееведении, искусствоведении, культурологии, главными из которых представляются следующие: философское обоснование содержания общекультурного воспитания, теории диалога культур (М.М. Бахтин, B.C. Библер, А.П. Ва-лицкая, А. С. Запесоцкий, В. П. Зинченко, Д. С. Лихачев, И. П. Подласый, Н. Ф. Федоров и др.) — психологические и педагогические исследования по проблемам гуманизации образования (Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондарев-ская, Т. Г. Браже, С. Г. Вершловский, Н. Г. Сикорская и др.) — эстетические и искусствоведческие работы ученых о роли искусства в развитии личности (Б.Г. Ананьев, Б. В. Асафьев, Э. А. Верб, М. С. Каган, Н. И. Киященко, А. Ф. Лосев, Б. Т. Лихачев, Б. М. Неменский, В. А. Разумный, Б. П. Юсов и др.) — теоретико-методические принципы единства интеллектуального, эмоционального и творческих начал в формировании личности (З.И. Васильева, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, П. М. Якобсон и др.) — теория и методика художественного развития подростков и юношества (В.В. Алексеева, А. В. Бакушинский, П. П. Блонский, Е. В. Квятковский, А. В. Луначарский, В. Н. Шацкая и др.) — взгляды ученых на воспитание и образование учащихся в условиях музейной среды (Е.Г. Ванслова, И. М. Коссова, И. А. Колесникова, Е. Б. Медведева, М. Ю. Юхневич и др.) — концепции воспитания искусством в условиях художественного музея (А.Г. Бойко, О.Л. Некрасова-Каратеева, Н. Л. Кульчинская, Б. А. Столяров и др.) — концептуальные основы интеграции искусства в общеобразовательном и музейно-педагогическом процессе (Б.П. Юсов, Л. Г. Савенкова и др.).

Методы исследования: теоретические (анализ научной педагогической, психологической, философской, искусствоведческой, музееведческой, культурологической литературынормативных, программно-методических документовсистематизация, обобщение, сравнительно-сопоставительный анализ собранных данныхмоделирование) — эмпирические (педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий, контрольный этапыанкетирование, тестирование, наблюдение, изучение педагогической документации) — методы математической обработки данных.

Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе: ГОУ ЦО «Школа здоровья» № 1317, ГОУ СОШ №№ 97,816,1307,1329,1741 ЗОУО ДО МосквыГОУ СОШ № 46 ЮЗОУО ДО Москвы. На разных этапах исследования в нём участвовало 423 человека, из них 264 ученика 611 классов- 28 педагогов- 131 родитель.

Исследование проводилось с 2002 по 2007 годы и осуществлялось в три этапа.

Первый этап (2002;2003) — изучение и анализ научной литературы, сбор эмпирических данных по теме исследованияанализ современного состояния проблемыподготовка и проведение констатирующего этапа опытно-поисковой работы.

Второй этап (2003;2006) — организация формирующего этапа эксперимента, цель которого состояла в проверке гипотезы исследования, модели реализации авторской интегрированной программы «Русский язык, литература и мировая художественная культура (МХК)» в процессе взаимодействия школы и художественного музея в эстетическом воспитании учащихся.

Третий этап (2006;2007) — осуществление контрольного этапа экспериментаобработка, анализ и систематизация результатов исследованияобобщение педагогического опытаподготовка текста диссертации.

Научная новизна исследования заключается в следующем: обосновано создание единого образовательного пространства школы и художественного музея, в котором ученики получают эстетические знания и умения, опыт эмоционального и художественно-ценностного отношения к миру и человеку в нем, опыт творческой и коммуникативной деятельности с целью повышения уровня эстетической воспитанности учащихся. выявлены необходимые и достаточные организационно-педагогические условия, обеспечивающие эффективность взаимодействия школы и художественного музея, а именно: учет возрастных особенностейвнимание к индивидуальным особенностям учениковиспользование различных видов искусствавключение художественного музея в образовательную средуразработана, обоснована и проверена на практике авторская интегрированная программа «Русский язык, литература и МХК» с соблюдением принципов природои культуросообразности, субъектности, системности, преемственности, междисциплинарности, интегративности, целью которой является эстетическое воспитание учащихся в процессе взаимодействия школы и художественного музея без введения в учебный план новых дисциплин и с использованием возможностей посещения художественного музея в рамках Школы полного дня с применением здо-ровьесберегающих технологийпоказаны педагогические возможности нетрадиционных и инновационных форм работы в эстетическом воспитании школьников, таких как поэтапное «активное посещение» музеясистема интегрированных художественно-эстетических занятий с использованием различных видов искусствашкола юных экскурсоводовимитационные игрыпроектные работывыпуск творческих альманахов.

Теоретическая значимость исследования заключается в разработке модели реализации эстетического воспитания учеников средних и старших классов в процессе взаимодействия школы и художественного музея, выстроенной на принципе единства их образовательного пространства и педагогического взаимодействия в решении единых развивающих, воспитательных и образовательных задач. Теоретически обоснованы компоненты и показатели эффективности развития уровня эстетической воспитанности учащихся в процессе взаимодействия школы и художественного музея. Положения диссертации позволяют сформулировать общие подходы к определению компонентов и показателей оценки эстетической воспитанности учеников в работе школьных и музейных педагогов.

Практическая значимость исследования состоит в том, что предлагаемая автором интегрированная программа «Русский язык, литература и МХК» открывает возможности научного обоснования практической работы по эстетическому воспитанию учащихся средних и старших классов в процессе взаимодействия школы и художественного музея. Программа может быть использована в работе школ и отделов музейной педагогики художественных музеев. Материалы исследования могут быть использованы в учебном процессе педагогических вузов. На основе практического опыта и результатов исследования подготовлены рекомендации по организации, методике и содержанию работы по программе, которая получила одобрение в Московском институте открытого образования на кафедрах инновационных технологий, русского языка и литературы, в лаборатории МХКОкружном методическом центре ЗОУО ДО Москвы.

На защиту выносятся следующие положения:

— основы организации единого образовательного пространства школы и художественного музея, предполагающего взаимосвязь эстетического восприятия, духовного переживания художественного образа и продуктивной творческой деятельности учеников в музейной среде и в школе, где школьники получают эстетические знания и умения, опыт эмоционального и художественно-ценностного отношения к миру и человеку и в нем, опыт творческой и коммуникативной деятельности с целью повышения эстетической воспитанности учащихся;

— организационно-педагогические условия реализации эффективного взаимодействия школы и художественного музея, обеспечивающие эстетическое воспитание учащихся: учёт возрастных особенностей школьниковвнимание к индивидуальным особенностям и запросам учениковиспользование различных видов искусствавключение художественного музея в образовательную среду;

— уровни, компоненты и показатели эффективности развития эстетической воспитанности учащихся средних и старших классов в процессе взаимодействия школы и художественного музея;

— авторская интегрированная программа «Русский язык, литература и МХК», которая отвечает требованиям модернизации отечественного образованияпостроена в соответствии с педагогическими принципами природои культуросообразностисубъектностисистемностипреемственностимеждисциплинарностипотенциально интегративна с общеобразовательными предметамиоснована на взаимодействии искусствобеспечена учебно-методическим комплексомрассчитана на многолетнюю реализациюнаправлена на эстетическое воспитание учащихся в процессе взаимодействия школы и художественного музея;

— обоснование педагогических возможностей нетрадиционных и инновационных форм работы, таких как «активное посещение» музея, предполагающее поэтапную разработку каждой экскурсии для формирования у школьников всех компонентов эстетической воспитанностисистема интегрированных художественно-эстетических занятий с использованием различных видов искусствашкола юных экскурсоводовимитационные игрыпроектные работывыпуск творческих альманахов.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается использованием междисциплинарного подхода к изучению проблемысочетанием научно-теоретического и практического подходаприменением апробированного инструментарияцелесообразным сочетанием и взаимодополняемостью методов исследования, адекватных его цели, предмету и задачамрепрезентативностью выборки контингента испытуемыхкомплексным анализом полученных результатов, их внедрением в педагогическую практику.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на протяжении всей исследовательской деятельности. Основные положения и результаты обсуждались на заседаниях кафедры психологии и педагогики педагогического факультета ГОУ ВПО «Московский городской педагогический университет" — заседаниях кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности Российской академии государственной службы при Президенте РФнаучно-практических конференциях и семинарах: «Здоровьесберегающее образование» в рамках акции «Образование Москвы — образованию Смоленской, Псковской областей», 2004; семинарах Департамента образования Москвы «От «Школы здоровья» к микрорайону здоровья», 2004; «Сохранение психофизиологического здоровья учащихся», 2004; «Особенности мониторинга пси-хо-физиологического состояния школьников», 2005; «Школа без стресса», 2006; научно-практических конференциях «Акмеологические основания развития творческого потенциала учащихся», Москва, 2006; «Ак-меология: личностное и профессиональное развитие человека», Москва, 2007. Теоретические положения и результаты исследования обсуждались на школьных научно-практических конференциях в рамках экспериментальной площадки «Человек в культуре: проблема становления мировоззрения школьников», 2002;2007; заседаниях кафедры гуманитарных дисциплинзаседаниях методического совета Центра образования «Школа здоровья» № 1317. За реализацию программы автор настоящего исследования награждён Премией Президента РФ в рамках Приоритетного Национального проекта «Образование», 2006.

По результатам исследования опубликовано 5 работ (общим объёмом 11 п.л.), в том числе в издании, рекомендованном ВАК РФ.

Структура и объём диссертации. Диссертация объёмом 215 страниц состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы из 395 источников, 21 приложения и CD-ROM. В диссертации имеется 3 таблицы, 27 рисунков.

Выводы по второй главе:

На констатирующем этапе эксперимента были определены уровни, показатели и методы исследования эстетической воспитанности школьников и сделаны выводы о недостаточном развитии определенных компонентов эстетической воспитанности. При существующей системе воепитания средствами искусства в массовой школе этот процесс малоэффективен.

В ходе формирующего эксперимента реализованы дидактические условия успешного эстетического воспитания школьников в процессе взаимодействия школы и художественного музея. Созданы организационно-педагогические условия для реализации эффективного функционирования взаимодействия общеобразовательного учреждения и художественного музея. Реализована модель педагогического взаимодействия школы и художественного музея — авторская интегрированная музейно-образовательная программа «Русский язык, литература и мировая художественная культура». Показаны педагогические возможности нетрадиционных форм работы.

Как показал анализ результатов контрольного этапа исследования, у школьников экспериментальной группы изменилось отношение к художественному музею, к которому ранее они были равнодушны. По всем показателям прослеживается значительная динамика. Это означает, что большинство школьников экспериментальной группы имеют достаточный для их возраста уровень эстетической воспитанности по определенным компонентам.

В ходе эксперимента школьникам была предложена программа эстетического воспитания в процессе взаимодействия школы и художественного музея, в результате которой произошли очевидные положительные изменения по всем основным показателям. Внедрение интегрированной музейно-образовательной программы доказало ее эффективность в музейно-педагогической инновационной деятельности и право на внедрение в практику.

177 Заключение.

Теоретическое решение поставленных в исследовании задач и опытно-экспериментальная проверка выдвинутой гипотезы позволяют сделать следующие выводы по результатам проведенного исследования.

1. Основы организации единого образовательного пространства школы и художественного музея с целью эстетического воспитания учащихся средних и старших классов и повышения эстетической воспитанности учащихся предполагают взаимосвязь эстетического восприятия, духовного переживания художественного образа и продуктивной творческой деятельности учеников в музейной среде и в школе, где школьники получают эстетические знания и умения, опыт эмоционального и художественно-ценностного отношения к миру и человеку в нем, опыт творческой и коммуникативной деятельности.

2. Организационно-педагогические условия реализации эффективного взаимодействия школы и художественного музея (учёт возрастных особенностей школьниковвнимание к индивидуальным особенностям и запросам учениковиспользование различных видов искусствавключение художественного музея в образовательную среду) обеспечивают эстетическое воспитание учащихся средних и старших классов.

3. Анализ результатов формирующего этапа эксперимента позволил установить положительную тенденцию изменения уровня эстетической воспитанности школьников в процессе взаимодействия школы и художественного музея на основе интегрированной программы «Русский язык, литература и МХК»: когнитивный компонент (повысился уровень художественно-эстетических знаний и представлений учащихся средних и старших классов о различных видах искусства, в области жанров, основ теории и истории) — эмоциональный компонент (повысился уровень развития эмоционального отношения, оценки произведения искусства, что выразилось в развитии умений и способностей школьников переживать художественное произведение, воспринимать элементы художественной формы) — художественно-ценностный компонент (показатели уровня развития отразились в потребности учащихся в более частом общении с искусством, понимании роли искусства в жизни человека) — дея-тельностно-практический компонент (более ярко стало проявляться стремление учащихся к творческой деятельности как в учебном процессе, так и при проведении досуга) — коммуникативный компонент (на более высоком уровне стали проявляться межличностные отношения учащихся и их отношения с взрослыми).

4. Объединяя в музейно-педагогическом процессе формы и направления образовательной деятельности школы и художественного музея, интегрированная программа «Русский язык, литература и МХК», разработанная на принципах природои культуросообразности, субъектности, системности, преемственности, междисциплинарности, интегративности, объединяет два блока: «школа в образовательном пространстве художественного музея» и «художественный музей в образовательном пространстве школы», является моделью реализации продуктивного взаимодействия школы и художественного музея, инновационной образовательной практикой в эстетическом воспитании учащихся средних и старших классов.

5. В эстетическом воспитании учащихся средних и старших классов в процессе взаимодействия школы и художественного музея подтвердилась целесообразность использования педагогических возможностей нетрадиционных и инновационных форм работы, таких как «активное посещение» музея, предполагающее поэтапную разработку каждой экскурсии для формирования у школьников всех компонентов эстетической воспитанностисистема интегрированных художественно-эстетических занятий с использованием различных видов искусствашкола юных экскурсоводовимитационные игрыпроектные работывыпуск творческих альманахов.

Проблема, поставленная в исследовании, является актуальной и перспективной, поскольку исследование процессов эстетического воспитания школьников средних и старших классов в процессе взаимодействия школы и художественного музея нельзя считать полностью исчерпывающим и завершенным. Взаимодействие школы и художественного музея может быть исследовано в новых аспектах, в частности, таких как: развитие творческих способностей учащихся возможностями педагогики художественного музея в процессе интеграции основного и дополнительного образованияразработка технологий музейной педагогики для обучения по каждой учебной дисциплинеинформационные технологии в контексте музейно-образовательной деятельностиприрода, функции и особенности визуального мышленияроль возрастной психологии в му-зейно-педагогическом процессеспецифика деятельности школьного учителя и музейного педагога в единой образовательной среде.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М. Роль музеев в распространении знаний // Музеум / 1984.-№ 141.-С.24−28.
  2. Е.А. Единство внутреннего и внешнего в сценическом действии как художественно-педагогический принцип руководства музыкально-драматическим творчеством школьников. Автореф. дисс. .канд. пед. наук. М., 2003. — 21с.
  3. В.В. Эстетическое и художественное воспитание. // Новое педагогическое мышление. М., 1989. — С. 55−59.
  4. В.М. Психология искусства.-СПб.: ДНК, 2001. 200 с.
  5. Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса.- Минск: Университетское, 1990.-559 с.
  6. .Г. Воспитание характера школьника.-Jl.: ЛГУ, 1972.-72 с.
  7. .Г. О проблемах современного человекознания. СПб.: Питер, 2001.-С. 260.
  8. .Г. Психология чувственного познания Серия: Памятники психологической мысли. — М.: Наука, 2001. — 280 с.
  9. Антология педагогической мысли в России второй половины XIX -начала XX вв. М.: Педагогика, 1987.- 487с.
  10. Ю.Антонова И. А. Опыт научного обновления экспозиции художественного музея. // Научно-исследовательская работа в художественных музеях. М.: НИИ культуры МК РСФСР, 1975. — С. 75−91.
  11. О.А. Музыкальное воспитание в школе. Выпуск 15.-М.: Музыка, 1985.-92 с.
  12. Аристотель. Этика. Политика. Риторика. Категории. Минск: Лит., 1998.-С. 492−493.
  13. Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Архитектура, 2007.-391 с.
  14. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства.- М.: Прометей, 1994.-352 с.
  15. .В. Русская живопись: мысли и думы. М.: Республика, 2004. — 392 с.
  16. Т.Б. Развитие гуманитарной культуры школьников в условиях музея. Дисс. канд. пед. наук. СПб., 2005.- 199 с.
  17. Р.В. Духовно-эстетическое воспитание студентов средствами христианского и светского искусства. Дисс. канд. пед. наук. Ростов на/Д., 2005. — 295 с.
  18. А.В. Художественное творчество и воспитание: Опыт исследования на материале пространственных искусств. Исследования и статьи.- М.: Сов. художник, 1981. 351 с.
  19. К. Приобщение к современному искусству: совместные усилия сотрудников музея, учителей и школьников // Музеум. 1984. -№ 4.-С. 18−21.
  20. Т.А. Диагностика эстетического развития личности. -СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1999.-140 с.
  21. М.Я. Избранные психологические произведения. М.: Наука, 1975.-206с.
  22. М.М. Проблемы поэтики Достоевского. 4-е изд. — М.: Сов. Россия, 1979.-318 с.
  23. В.П. Гуманистическая направленность учителя. Самара-СПб.: Изд-во Сам ГПУ, 1997, — 172с.
  24. В.Г. О воспитании детей вообще и о детской книге // Антология педагогической мысли в России первой половины XIX в.- М., 1987. С. 115 -127,
  25. Н.А. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994.-480с.
  26. И.Т. Восприятие и установка. Тбилиси: Ганатлеба, 1965. -226 с.
  27. B.C. Культура. Диалог культур. // Вопросы философии. -1989. № 6 — С.34−61.
  28. B.C. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. — М.: Политиздат, 1991.- 412 с.
  29. П.П. Избранные психологические и педагогические произведения. В 2-х т. -М.: Педагогика, 1979.- Т.1−304с.- Т.2−399с.
  30. Бим-Бад Б. М. Педагогическая антропология: Учеб. Пособие./Авт.-сост. Б.М. Бим-Бад. М.: Изд-во УРАО, 1998.- 575с.
  31. Е.В. Культура и общество. М.: Наука, 1978.- 137с.
  32. Боденко J1.A. Педагогические условия общекультурного становления младшего школьника в образовательной среде. Дисс.. канд. пед. наук.-М., 1999.- 130 с.
  33. А.Г. Произведение изобразительного искусства как предмет искусствоведения и музейной педагогики второй половины XIX—XX вв.. Дисс. канд. искусствоведения. СПб., 2003. — 230 с.
  34. Большая Российская Энциклопедия. Т.1.А М.: Большая Рос. Эн-цикл., 1993.-608 с.
  35. Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования.//Педагогика.-1997.- № 4. С. 11−17.
  36. Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания. // Педагогика.-1995. -№ 4. С.29−36.
  37. Г. А., Радионова Н. Ф., Козырев В. А. Инновации в системе высшего педагогического образования: состояние и перспективы // Инновации в российском образовании. Высшее проф. образование. М.: Изд-во МГУП, 1999.- С.26−38.
  38. А.Ю., Коваленко А. В. Культура и массовая коммуникация. -М.: Наука, 1986.-301 с.
  39. Ю.Б. Эстетика. М.: Политиздат, 1988. — С. 489.
  40. Т.Г. Гуманитарная культура педагога как условие успешности его работы в школе ХХ-ХХ1вв.: Материалы Международной конференции 28 марта 3 апреля 1994 г. -СПб.: С.- Петерб. Гос. унт пед.- С. 36−46.
  41. М. Будущее музеев: искусство открытия: Тез. и докл. Участников международной конференции «Музейный менеджмент». -Вологда, 2000.
  42. А.И. Эстетика: проблемы и споры. М.: Педагогика, 1975. -250 с.
  43. А.И. Эстетическая сущность искусства. М.: Педагогика, 1956.-318 с.
  44. В.В. Эстетика. М.: Гардарики, 2004. — 556 с.
  45. Валери Поль. Об искусстве. М.: Искусство, 1993. — 622 с.
  46. В.В. Изобразительное искусство и музыка. JL: Художник РСФСР, 1983.-400с.
  47. В.В. Что такое искусство. М.: Изобразит, искусство, 1988.-С. 32.
  48. Е.Г. Музей и культура,— М.: МИРОС, 2001.- 61 с.
  49. Е.Г. Музей и школа. М.: Просвещение, 1985. — 192 с.
  50. Е.Г. Музейная педагогика. // Воспитание школьников.-2000.-№ 5.-С. 27−29.
  51. Е.Г. Музейный всеобуч (научно-практические рекомендации).^.: НИИК, 1989. 63 с.
  52. К.Н. Свободное воспитание: Сборник избранных трудов.-М.: АПО, 1993.-170 с.
  53. Э.А. Эстетическая культура личности школьника как педагогическая проблема. Диссертация в виде научного доклада на соискание ученой степени доктора пед. наук.- СПб., 1997. 65 с.
  54. Э.А. Искусство и педагогика. Хрестоматия для студентов педагогических вузов и учителей. СПб.: Образование, 1995.-293 с.
  55. Э.А. Эстетическая культура школьника: Курс лекций для студентов педагогических вузов и учителей. СПб.: Образование, 1997.-110 с.
  56. Э.А. Эстетические потребности и духовное развитие личности.- JL: о-во «Знание» РСФСР, 1981.- С. 5
  57. С.Г. Образование как ценность. // Перспективы развития системы непрерывного образования. М., 1990.- С. 18−28.
  58. Взаимодействие и интеграция искусств в полихудожественном развитии школьников. Рекомендации к разработке комплексных программ по искусству школ и внешкольных занятий. / Под общей ред. Г. П. Шевченко, Б. П. Юсова.- Луганск, 1990.-179 с.
  59. Взаимодействие искусств в педагогическом процессе. Межвузовский сборник научных трудов.- Л.: ЛГУ, 1989. 156 с.
  60. Г. В. Музейная педагогика как направление развития системы дополнительного образования. Дис. .канд. пед. наук. -Липецк, 1999.- 202с.
  61. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петровского. М.: Прогресс, 1979.- 420 с.
  62. Возрастные и индивидуальные способности младших подростков / Под ред. Д. Б. Эльконина. М.: Педагогика, 1967. — 386 с.
  63. Н.Н. Восприятие произведений живописи и скульптуры // Художественное восприятие. Л., 1971.- С. 31 -57.
  64. Н.Н. Восприятие картины. М.- Просвещение, 1976. — 32 с.
  65. ВолковаЕ.В. Зритель и музей. М.: Знание, 1989. — 64 с.
  66. Л.А. Педагогическая культурология: Программа интегра-тивного учебного курса для высших педагогических учебных заведений Казань: ИССО, 1995.- 40 с.
  67. Л.А., Мухаметзянова Г. В., Тихонова Л. П. Интеграция гуманитарной и профессиональной подготовки в средней профессиональной школе: Теоретико-методические подходы.- Казань: Иссо, 1997.- 104 с.
  68. М.А. Педагогические условия развития творческих способностей детей в музейно-усадебной микросреде. Дис. .канд. пед. наук, — Тула, 2002.-182с.
  69. Т.В. Художественное восприятие как форма общения. Автореф. канд. филос. наук. JL, 1983, — 15 с.
  70. Воспитание на пороге XXI века: реалии и перспективы / Под ред. Г. Д. Кузнецова. -М.: Новая школа, 1998. 39с.
  71. Воспитание подрастающего поколения в музее: теория, методика, практика. (Сборник научных трудов НИИ культуры МК РФ и АН СССР.) М.: НИИК, 1989.-172 с.
  72. Воспитательный процесс: изучение эффективности / Под ред. Е. Н. Степанова. -М.: Педагогика, 2001. 186 с.
  73. Восприятие изобразительного искусства школьниками. Сборник научных трудов. М.: АПН СССР, 1988. — 129 с.
  74. JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте. 2-е изд. М., Просвещение, 1967. — 95 с.
  75. JI.C. История развития высших психических функций. Т. З. Соч. в 6-ти томах. М.: Просвещение, 1983.- 367 с.
  76. JI.C. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991.-479 с.
  77. Л.С. Проблема эмоций. // «Вопросы психологии». -1958.-№ 3.-С. 11−20.
  78. Л.С. Психология искусства. 3-е изд. М.: Искусство, 1986.- 572 с.
  79. Л.С., Лурия А. Р. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок. М.: Педагогика-пресс, 1993. — 224 с.
  80. Гераклит. Учение о гармонии // История эстетики. Т. 1. М.: Наука, 1962.- С. 84.
  81. .С. Философия образования для XXI века. М.: Интер Диалект+, 1997.- 697с.
  82. Д. Экологический подход к зрительному восприятию. М.: Прогресс, 1988.- 462с.
  83. В.И. Основы теоретической педагогики. Учебное пособие. СПб.: Акад. проект, 1992.-154 с.
  84. М.Б. Музей в системе непрерывного образования. // «Музейное дело и охрана памятников». Вып. 1. Экспресс-информация. Инд.64 920.-М.-1990.-С.11−19.
  85. И.А. Социальные и эстетические характеристики гуманитарного знания. Сыктывкар: СГУ, 1995. — 31с.
  86. М.В. Педагогическая технология воспитания эстетической культуры студентов. Дис. .канд. пед. наук.- Челябинск, 2005.-165 с.
  87. Р. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия. М.: Прогресс, 1970. — 271 с.
  88. Григорьева-Голубева В. А. Становление гуманистических ценностей педагога (в аспекте языковой личности). Автореф. дис.. д-ра пед. наук. СПб., 2002.-23с.
  89. В.М. Становление и развитие социально-культурных функций российских музеев. Дис. .канд. пед. наук. СПб., 2001.190 с.
  90. В.И. Толковый словарь живого великорусского языка, т. I. -М.: Рус. яз. Медиа, 2003.-700 с.
  91. С.М. Искусство видеть. Л.: Искусство, 1990. — С. 223.
  92. А.А. Акмеологические основы развития профессионала.-М.- Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004.-752 с.
  93. Е.В. Конференция по художественному воспитанию // «Вестник просвещения». — 1927. № 10.- С. 4−12.
  94. А.С. Эволюция культуры: информационный отбор. СПб.: Акад. проект, 2000.- С. 15.
  95. Т.В. Формирование общекультурной компетентности студентов в образовательном процессе вуза. Дисс.. канд. пед. наук-Оренбург, 2003.-185 с.
  96. А.С. Образование: философия, культурология, политика. М.: Наука, 2002−456 с.
  97. В.В. Общие вопросы педагогики // Педагогические сочинения. Саранск: СГУ, 2003.- С. 118
  98. В.П., Вучетич Г. Г., Гордон В. М. Порождение образа // Искусство и научно-технический прогресс. М., 1973. — 433 с.
  99. В.П. Развитие зрения в контексте перспектив общего духовного развития человека. // Вопросы психологии. М., 1988, № 6.- с. 15−30.
  100. А.Я. Виды искусства. М.: Искусство, 1979. — 128 с.
  101. А.Я. Некоторые размышления об искусстве XX века. // Современное искусствознание. Методологические проблемы. М., 1994.-С. 5−28.
  102. А.Я., Лазарев И. Л. Эстетическое воспитание и искусство. // Теория эстетического воспитания.- М., 1979. С. 139−174.
  103. Н.С. Культура и общественный прогресс. М.: Мысль, 1980.-74с.
  104. С.Н. Эстетическое воспитание школьников средствами музейной экспозиции. Дисс. канд. пед. наук. М., 1999.-204 с.
  105. Е.В. Развитие профессионально-педагогической направленности учителя в области освоения изобразительного искусства. Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Л., 1988. — 22 с.
  106. Е.В. Структура культурно-просветительной службы в музее Орсе. Париж. // Образовательная деятельность художественного музея. Вып. 4.- СПб, 1995.- С. 104−121.
  107. Идеи эстетического воспитания. T.l. -М.: Наука, — 1973. 476 с.
  108. Э.В. О «специфике» искусства // Вопросы эстетики. Вып. 4.-М., 1960. С. 44−54.
  109. Э.В. Об эстетической природе фантазии // Вопросы эстетики. Вып. 6. М, 1964. — С. 28−39.
  110. Е.П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2002. — С. 50.
  111. Инновационные технологии образовательной области «Искусство». Материалы Педагогических чтений «Интеграция в художественной педагогике: методология, методы, технологии». М, 2000. — 355 с.
  112. Искусство в системе культуры. Сб. Л.: Наука, 1987. — 272 с.
  113. История художественного образования в России. Проблема культуры XX века. -М.: Издат. дом Рос. Акад. образования, 2003.- 412 с.
  114. Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? М.: Просвещение, 2005. — 222 с.
  115. Д.Б. Педагогические размышления. М.: Педагогика, 1986. — 188 с.
  116. М.С. Морфология искусства: Историко-теоретическое исследование внутреннего строения мира искусств. Ч. 1−3.- Д.: Искусство, 1972. 440 с.
  117. М.С. Взаимоотношение наук, искусств и философии как историко-художественная проблема. // Гуманитарий. Ежегодник Академии гуманитарных наук. № 1. СПб., 1995. — С. 15−28.
  118. М.С. Диалог как основной метод образовательного процесса в музейной среде. // Музейная педагогика. Первая тетрадь. -СПб., 1998.-С. 47−80.
  119. М.С. К проблеме переходного типа культуры — Системный подход и гуманитарное знание. М.: Наука, 1991.-С. 178−181.
  120. М. С. Философия культуры. -СПб.: Петрополис, 1996, — 416 с.
  121. М.С. «Социальные функции искусства». -!!.: ЛГУ, 978.-324 с.
  122. М.С. Изобразительное искусство в сфере человеческого общения. //Советское искусствознание.- 1982.- № 1. С. 168−201.
  123. М.С. Мир общения: Проблемы межсубъектных отношений. — М.: «Политиздат», 1988. 315 с.
  124. М.С. Музей в системе культуры. // Вопросы искусствознания.-1994.-№ 4. С. 16−31.
  125. М.С. О понятии «гуманитарная культура» и роли гуманитар-ности на современном этапе истории человечества // День науки в Санк-Петербургском Гуманитарном университете профсоюзов: Матер. Конф.- СПб., 1996. С. 98−101.
  126. М.С. Принципы эстетического воспитания в школе // эстетическая культура и эстетическое воспитание. М., 1983.- С. 62.
  127. М.С. Философская теория ценности. -СПб.: Лань, 1997.-205 с.
  128. М.С. Эстетика как философская наука. Курс лекций. СПб.: ТК Петрополис, 1997. — 542 с.
  129. Т.П. Художественный музей как феномен культуры. Дисс. д-ра. пед. наук., -СПб., 2002.- С. 178.
  130. И. Лекции по этике,— М.: Республика, 2005.-С. 212,222,240,245.
  131. И.Т. Традиции и интерпретации. СПб.: Изд-во Рус. христиан. гуманитар, ин-та, 2000. — С. 28.
  132. Е.В. Творческая деятельность на уроках искусства // Педагогика. -2002. № 7. — С. 48−51.
  133. Киященко Н. И, Киященко Л. П. Эстетическая культура. М.: ИФ-РАН, 1996.-255с.
  134. А.Ю., Коджаспирова Г. М. Педагогический словарь. -М.: Academia, 2001.-320 с.
  135. В.Н. Школьники, учителя, студенты в Государственном Русском музее (результаты социологических опросов) // Художественный музей в образовательном процессе. СПб., 1998. — С.35−127.
  136. И.А. Современная образовательная специфика музейного пространства. // Музей и школа: диалог в образовательном пространстве. Выпуск 1. Направление поиска. СПб., 1996 — С. 7−9.
  137. И.А. О феномене музейной педагогики. // Художественный музей и образовательном процессе.- СПб., 1998.- С. 8−13.
  138. Е.Ф. Развитие культурно-творческой инициативы у старшеклассников в эстетическом образовании. Автореф. дисс.. канд. пед. наук.- М., 2002.-21 с.
  139. А. И. Эстетическая культура личности. Киев: Мистец-тво, 1988.-с. 25.
  140. Н.Ю. Общекультурная компетентность как показатель образованности учащихся школы. СПб.: С-Петерб. гос. ун-т пед. мастерства, 2000.- 42с.
  141. В.А., Чичина Е. А., Этика, эстетика. Ростов на/Д.: НИ-ИР, 1998.-512 с.
  142. В.А. Культура и архитектура педагогического пространства //Вопросы философии.- 1996.-№ 10.-С. 45−57.
  143. Концепция и программа эстетического воспитания молодежи в условиях взаимодействия школы и музея.- СПб.- 2001.-100 с.
  144. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. // Учительская газета.-2002.-№ 4. С. 4−19.
  145. Н.А. Онтология эстетического. М.: Наука, 1992. — С. 3.
  146. А.И. Культурология. М.: Акад. проект, 2000. — 736 с.
  147. Крамской об искусстве / Сост. Т. М. Коваленская, 2-е изд. доп. -М.: Изобразит, искусство, 1989.- С. 15.
  148. Т.И. Формирование ориентации старшеклассников на ценности Российской культуры. Автореф. дис. .канд. пед. наук,-Оренбург, 2001. -23с.
  149. Краткая философская энциклопедия. М.: Прогресс, 1994. -576 с.
  150. Е. Художественное воспитание как воспитание через искусство // Художественное воспитание подрастающего поколения- проблемы и перспективы. Новосибирск: НГУ, 1989.- С. 12−14.
  151. Н.Б. Введение в круг культурологических проблем образования. // Новые ценности образования. Вып.4.-М, 1996. С. 132−152.
  152. Н.Б. Социокультурный контекст образования. // Новые ценности образования: содержание гуманистического образования. Вып. 2. М- 1995.- С.98−119.
  153. И.А. Инновационные компоненты эстетического воспитания и развития нравственных качеств старшеклассников. Дисс. .канд. пед. наук. Тамбов, 2004. — 205 с.
  154. Культурно-образовательная деятельность музеев. / Под ред. Е. К. Дмитриевой, И. М. Коссовой. Сборник трудов творческой лаборатории «Музейная педагогика» кафедры музейного дела. М, 1997.- 119 с.
  155. Культурология. Энциклопедический словарь. Ростов-на/Д: НИИР, 1997.-640 с.
  156. H.JI. Опыт развития детского художественного восприятия. // Эстетическое воспитание. Вып. 5.-М, 1990.- С.7−29.
  157. А.А. Формирование эстетической культуры старшеклассников в условиях профильного обучения. Автореф. дисс. канд. пед. наук. М, 1987.- 17 с.
  158. А.В. Эстетическое воспитание. Минск: Вышейш школа, 1992. 137 с.
  159. О.Е. Демократическая школа в Петербурге. Проблемы управления развитием региональной образовательной системы. СПб.: ЦПИ, 1996.-64с.
  160. О.Е. Российская школа: время перемен. Вестник ОИРШ. СПб.: СПГУПМ, 2000. — 46с.
  161. О. Е., Неупокоева Н. И. Цели и результаты школьного образования: методические рекомендации. СПб.: СПГУПМ, 2001.-52 с.
  162. А.Н. Избранные психологические произведения- В 2-х т. Т. 2.-М.: Педагогика, 1983. С. 239−240.
  163. А.Н. Искусство как форма общения (к проблеме предмета психологии искусства). В сб.: Психологические исследования, посвященные 85-летию Д. П. Узнадзе.- Тбилиси: ГТУ, 1973. — 304с.
  164. Г. Э. Лаокоон или о границах живописи и поэзии // История эстетики. Т. 3. М.: Искусство, 1966. — С. 510.
  165. В.Н. Эстетическая культура и искусство, их соотношение, сходство и различие // Эстетический опыт и культура. М., 1992.- с. 104−105.
  166. .Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей. Самара: СИУ, 1997. — 84с.
  167. .Т. Теория эстетического воспитания школьников. М.: Просвещение, 1985. — С. 51.
  168. А. Музеи как образовательное и воспитательное учреждение // Образовательные и воспитательные задачи современного музея / Под ред. Л. Г. Ольшанского. М., 1914. — 96 с.
  169. Н.Ф. Музейная педагогика как средство эффективной подготовки учителей изобразительного искусства в педвузе. Дисс. .канд. пед. наук. М. 2002.-188 с.
  170. А.Ф. Эстетика // Философская энциклопедия. Т. 5 М.: Наука, 1970.-С. 425−431.
  171. Ю.М. История и типология русской культуры. СПб: Искусство, 2002.- С. 126.
  172. Ю.М. Культура и взрыв.-М.: Прогресс: Гнозис, 1992. 270с.
  173. В.Г. Художественный образ и его пластическое воплощение. Музейно-игровая методика по развитию восприятия. СПб.: Питер, 2001.-201 с.
  174. Н.Г. Музей как социально-эстетический феномен. Авто-реф. дисс. .канд. филос. наук. -М., 1987. 20с.
  175. Мальцева Л. В. Эстетическое воспитание школьников 1−7 классов общеобразовательной школы средствами декоративно-прикладной композиции. Дисс. .канд. пед. наук. Краснодар, 2006. -307 с.
  176. М.Р. Наука и культура./Сб. Методологические проблемы историко-научных исследований. -М.: Наука, 1982.- С.28−46.
  177. Э.С. Теория культуры и современная наука.-М.: Мысль, 1983.-С.34.
  178. Е.Б. Становление музейной педагогики в Германии и России. Автореф. дис. канд. ист. наук.-М., 1999.-16с.
  179. Межу ев В. М. Культура как объект познания // Проблемы философии культуры.- М.: Мысль, 1984.- С.54−58.
  180. Мелик-Пашаев А. А. Психологические проблемы эстетического воспитания и художественно-творческого развития школьников. // Вопросы психологии.- 1989.-№ 1.-С. 15−28.
  181. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З. Н. Трансформация детской игрыв художественное творчество.// Искусство в школе.- 1994.-№ 2.- С. 16−19.
  182. Методы системного педагогическою исследования / Под ред. Н. В. Кузьминой. -Л.: ЛГУ, 1980.- 172 с.
  183. Мид М. Культура и мир детства: Избранные произведения.//Пер. с англ. ком. Ю. А. Асеева. Отв. ред. И. С. Кон.-М.: Наука, 1988.-429 с.
  184. Миняева Н. М. Формирование общекультурных умений школьников. Дисс. канд. пед. наук. Оренбург, 2000. — 167 с.
  185. А.Я. Театр в эстетическом воспитании младших школьников. Дисс. канд. пед. наук.- М., 1975. 128 с.
  186. Г. И. Основы профессиональной педагогической грамотности.- СПб.: ЭГО, 2001.- 292 с.
  187. С.В. Развитие эстетической культуры у российских студентов начала XXI века. Дисс. .канд. пед. наук. Владикавказ, 2000.-154 с.
  188. С. К., Неверов В. Н. Эстетика и педагогика. М.: Наука, 1978. — 232 с.
  189. А. Социодинамика культуры. -М.: Политиздат, 1973.- 86с.
  190. Музееведение. Воспитание подрастающего поколения в музее: Теория, методика, практика: Сборник НИИ культуры. М.: НИИК, 1989. — 168с.
  191. Музеи России: поиски, исследования, опыт работы. Сборник научных трудов. Вып.5 Педагогика и культурология музейной деятельности. СПб.: ЭКО, 1999.- 163 с.
  192. Музей и дети. // «Я вхожу в мир искусств». -М., 1998.- № 9.-141 с.
  193. Музей и дети. Всесоюзная межмузейная конференция. Тезисы.-Ташкент: УГУ, 1982.-С. 210.
  194. Музей и образование. // Музейное дело и охрана памятников. Вып.5. М., 1989.- 40 с.
  195. Музейная педагогика. Программа курса для студентов специализации «Музейное дело и охрана памятников истории и культуры» Московский Государственный институт культуры. М.: Высш. шк., 1996.-24 с.
  196. Музейная педагогика. Программа курса и методические материалы. Санкт-Петербургская академия культуры.-СПб.: СПАК, 1997.- 19 с.
  197. Музейная педагогика в школе. Вып. 2. СПб., 2000. — 208 с.
  198. Музейная педагогика. (Материалы «Музейной энциклопедии»). -Омск: ОПИ, 1999.-32 с.
  199. Музыка в единой трудовой школе. СПб., вып. I, СПб., 1919.-76 с.
  200. B.C., Возрастная психология. М.: Академия, 2004. — 456 с.
  201. Т.В. Педагогические основы драматизации в музыкальном воспитании младших школьников. Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1996.-24 с.
  202. В.В. Теория смыслов: Конструктивистские аспекты математической модели сознания. // Математика и искусство: Тр. межд. конф. М., 1997.- С.21−31.
  203. Национальная доктрина образования в Российской Федерации // Учительская газета, 1999. 18окт.- С. 15
  204. Некрасова-Каратеева O. J1. К проблеме музея детского художественного творчества. // Международный музейно педагогический семинар «Здравствуй, музей». Тезисы семинара. — СПб.: Образование-культура, 1995. — С. 90−96.
  205. Некрасова-Каратеева O. J1. О природе выставок детского художественного творчества. // Музей и подрастающее поколение: труды научно-практического центра по проблемам музейной педагогики. Вып. 3. СПб., 1993. — С. 47−57.
  206. Некрасова-Каратеева O. JL, Осорина М. В. Психологические особенности восприятия картины зрителем ребенком в музее. / Художественный музей и образование. — СПб.: Образование-культура, 1998.-С. 127−170.
  207. Некрасова-Каратеева O.JI. Педагогические условия художественного воспитания детей младшего возраста в изостудии при музее. Автореф. дисс. .канд. пед. наук, — М., 1987. 18 с.
  208. .М. Мудрость красоты. О проблеме эстетического воспитания. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1987. — 255 с.
  209. .М. Культура Искусство — Образование. Цикл бесед. -М.: Просвещение, 1994.-145 с.
  210. О.В. Развитие нравственно-эстетической культуры младших школьников в полихудожественной деятельности. Автореф. дисс. .канд. пед. наук.-Саратов, 2000.- 22 с.
  211. Новая философская энциклопедия. М.: Мысль, 2001. — 605 с.
  212. Новое педагогическое мышление. М.: Педагогика, 1989. — 280 с.
  213. Л.И. Художественный музей в системе культуры // Современный художественный музей: Сб. науч. тр. Л.: ЛГУ- 1980.-С. 3−18.
  214. М. В. Музеи и их образовательное значение. В помощь семье и школе. Сост. Н. Н. Бахтин и др. М.- 1911.-38с.
  215. .М. Мудрость красоты. О проблеме эстетического воспитания. Книга для учителя.- М.: Просвещение, 1981.- 192 с.
  216. Образовательная деятельность художественного музея // Труды Российского научно-практического центра по проблемам музейной педагогики. Вып.4. -СПб.: Образование-культура, 1995.-125 с.
  217. Образовательная деятельность художественного музея. // Труды Российского научно-практического центра по проблемам музейной педагогики. Вып. 5.- СПб.: Образование-культура, 1997. 130 с.
  218. С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. -М.: Темп, 2006.-944 с.
  219. Л.И. Формирование патриотизма у студентов средствами музейной педагогики. Дисс. .канд. пед. наук. Владикавказ, 2004. -191 с.
  220. Орлов В. Н, Гуманитарные основы культуры // Гуманитарное знание: сущность и функции. СПб.: ЭКО, 1991.- С. 29−40.
  221. Основные кодексы и законы Российской Федерации. СПб.: Весь, 2000. — 92 с.
  222. Основы экскурсионного дела. Труды 62. М.: Прогресс, 1977.-94 с.
  223. П. Словарь театра. М.: Прогресс, 1991.-504 с.
  224. Патрикова-Агафонова С. О. Развитие музейной культуры учащихся в процессе эстетического воспитания Дисс. .канд. пед. наук. М., 2005.-165 с.
  225. Jl.П. Современная теория эстетического воспитания. // Современные подходы к теории эстетического воспитания: Материалы и тезисы Буровских чтений. М.: МИРОС, 1999. — С. 194−200.
  226. JI.B. Организация общения на уроках мировой художественной культуры как средство эстетического развития школьников. Автореф. дисс. .канд. пед. наук. М., 1997.- 18 с.
  227. JI.B., Предтеченская JI.M. Минимум содержания образования по предмету «Мировая художественная культура». Рекомендации для проведения аттестации учителей мировой художественной культуры. М.: МИРОС, 2000.-72с.
  228. .Е. Развитие воспитательной работы музеев знаменательное явление современной жизни.- Д.: Наука, 1968. — 65с.
  229. Платон. Пир. // История эстетики- В 5-ти т. Т. 1. М.: Наука, 1962.-С.100.
  230. И. П. Педагогика начальной школы. М.: Владос, 2004.-С. 95
  231. Т.Н. Школьный театр как фактор развития гуманитарной культуры учащихся. Автореф. дисс. .канд. пед. наук. -СПб., 2004. 24 с.
  232. И.А. Нравственно-эстетическое воспитание учащихся средствами музыки. Автореф. дисс. .канд. пед. наук. -Саратов, 2001.-23с.
  233. М.В. Установка в восприятии искусства. Автореф. дисс. .канд. философских наук. JL, 1987. — 17 с.
  234. М.М. Педагогика. М.: Новая школа, 1997.- 206 с.
  235. Предметный мир культуры: Музейно-экскурсионная программа для начальной школы / Группа «Музей и образование»: Ванслова Е. Г., Макарова Н. Г., Медведева Е. Б., Минина С. Б., Юхневич М. Ю. -М.:МИРОС, 1994.-23 6с.
  236. JI.M. Дневник читателя, зрителя, слушателя // Meтодика преподавания мировой художественной культуры в 8(9) классе. М.: НИИШ, 1984. — С. 38−50.
  237. JI.M. Метод художественно-педагогической драматургии в преподавании курса «Мировая художественная культура» //Музыка в школе. -М.: НИИШ, 1984.- № 4. С. 16−21.
  238. Т.И. Профессиональные особенности работы экскурсовода с детьми в художественном музее. // Роль художественных музеев в эстетическом воспитании школьников. М.: Наука, 1973.-318 с.
  239. Проблемы эстетического воспитания подростков // Сборник научно-методических статей/ Под ред. JI.B. Богомоловой и др. М.: Новая школа, 1994. — 58 с.
  240. Программа художественно-эстетического образования. Обоснование. Содержание. Внедрение. Государственный Русский музей. Гимназия при ГРМ.- СПб.: Образование-культура, 1996.- 39 с.
  241. Ю.Н. Музей это не прошлое, а будущее. // Искусство в школе.- 2000.- № 6. — С. 72−74.
  242. Профессия режиссер. // «Я вхожу в мир искусств». — М, 1999.- № 12, — 169 с.
  243. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко. М.: ACT, 2004.- 440 с.
  244. Радионова Н. Ф, Тряпицына А. П. Гуманитарный подход к оценке образованности обучающихся // Проблемы гуманитаризации образования. СПб.: РГПУ, 1999.-33с.
  245. А.А. Эстетика. М.: Центр, 1998. — 240 с.
  246. В.А. Эстетическое воспитание. Сущность, формы, методы. М.: ВНМЦНТИКПР, 1969.- 191с.
  247. С.Х. Музейная среда и художественное воспитание ребенка. // Всесоюзная межмузейная конференция «Музей и дети». -Ташкент: УГУ, 1982. С. 141−148.
  248. С.Х. Искусство и его роль в формировании личности // Эстетическая культура и эстетическое воспитание. М.: Знание, 1983.-С.173.
  249. С.Х. Искусство и эмоции. -М.: Знание, 1972.- 166 с.
  250. Н.Д. Специфика музейно-педагогических программ для начальной школы. // Международный музейно-практический семинар «Здравствуй, музей». Тезисы семинара. СПб.: Образование-культура, 1995.- С. 104−107.
  251. Н.Д. Экскурсия в художественном музее как средство формирования установки на восприятие искусства у младших школьников. Дисс. канд. пед. наук. М., 1991.- 17с.
  252. Е.В. Комплекс искусств в педагогическом процессе как фактор художественно-эстетического развития личности младшего подростка. Авторсф. дисс. .канд. под. наук.-СПб, 1999.-23 с.
  253. В.М. Визуальная культура и восприятие.-М.: Эдиториал, 1996.-224 с.
  254. В.М. Образование в конце XX века // Вопросы философии. -1992. -№ 9.- С. 10.
  255. Н.С. Философия гуманитарного образования (ценностные основания базового гуманитарного образования в высшей школе). М.: Новая школа, 1993. — 186 с.
  256. Роль художественных музеев в эстетическом воспитании школьников. Научный семинар. Част. 2. М.: НИИК, 1979. — 875 с.
  257. Н.И. О задачах и методах экскурсий по искусству. // Экскурсионный вестник. -М., 1916.- № 1−2. С. 5−17.
  258. Российская педагогическая энциклопедия: В 2тт. / Гл.ред. В. В. Давыдов. М.: Большая Российская Энциклопедия, 1993.- т.1. С. 597−600.
  259. Российская музейная энциклопедия: В 2 т. Т. 1. -М.: Прогресс: Ри-пол классик, 2001. С. 395.
  260. Рубинштейн C. J1. Проблемы общей психологии. М.: Наука, 1973. -322с.
  261. О. О закономерностях художественного визуального восприятия. Таллинн: «Валгус», 1985. — 344 с.
  262. И. И. Основы педагогики общения. Минск: Белорусская наука. 1998.-319с.
  263. Г. Н. Интеграция основного и дополнительного образования как фактор повышения эстетической культуры старшеклассников. Дисс. .канд. пед. наук. Великий Новгород, 2003.-193 с.
  264. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. / Под ред. В .А. Ядова. Л.: Наука, 1979.- С.208−209.
  265. И.Г. Предмет и форма. Роль восприятия материальной среды художником в создании пластической формы. М.: Советский художник, 1984. — 304 с.
  266. В.А. Педагогические возможности диалога в образовательном процессе. Автореф. дис. .канд. пед. наук.- СПб., 2002.-21с.
  267. Г. К. Современные образовательные технологии.- М.: Просвещение, 1988.-216с.
  268. Т. Альфред Лихтварк и что было потом // Сб.: Музейная педагогика в России и Германии. Ганновер, 1998. — С. 93−99.
  269. Н.Г. Гуманитарная культура личности как педагогический феномен. // Северо-Кавказский государственный технический университет. Сборник научных трудов. Серия «Гуманитарные науки». Выпуск 6. Ставрополь, 2001.- С. 15−19.
  270. П.В. Темперамент, характер, личность. М.: Наука, 1984.-204 с.
  271. Г. М. Формирование духовных основ у детей младшего школьного возраста средствами искусства в общеобразовательной школе. Автореф. дисс. .канд. пед. наук. Казань, 2000. 23 с.
  272. Д.В. Музейная экспозиция как средство приобщения школьников к художественной культуре. Дисс.. канд. пед. наук. -Махачкала, 2003.-140 с.
  273. В.А. Гуманитарная культура специалиста // Магистр 1. -1991.-№ 1.-С. 16−25.
  274. Современная философия: Словарь и хрестоматия. Ростов-на/Д.: Феникс, 1995.-511 с.
  275. Современные концепции эстетического воспитания (Теория и практика). Под ред. Киященко И. И. // www.philosophy.ru.
  276. Современный словарь-справочник по искусству. / Под ред. Мелик-Пашаева А.А.-М.: Прогресс-Традиция, 1999. 810 с.
  277. Современный словарь по педагогике. — Минск: Высшая школа, 2001.-298 с.
  278. В.В. Музейная педагогика как фактор формирования социального опыта учащихся: Дис. .канд. пед. наук. Ярославль, 2000.-170с.
  279. Ю.А. Человек в мировой художественной культуре. Методическое пособие к учебнику-хрестоматии. М.: Просвещение, 1999. — 62 с.
  280. Н.Ю. Ориентация старшеклассников на общекультурные ценности в современной образовательной школе. Дисс.. канд. пед.наук.-СПб., 2005.-222 с.
  281. Социальные функции музея: споры о будущем (материалы дискуссии в отделе музееведения НИИ культуры). // Музееведение. М.: НИИК, 1989. — С.35−56.
  282. В.П. Вступительная статья. // «Мудрость красоты» -М., 1981.-С. 3−10.
  283. .А. Музейная педагогика в аспекте проблем гуманитаризации и гуманизации школьного образования. / Музей и школа: диалог в образовательном пространстве. Вып. 1. Направление поиска. СПб., 1996. — С.10−13.
  284. .А. Междисциплинарная основа образовательной деятельности музея. Страницы истории отечественного искусства. Конец XIX XX век Государственный Русский музей. Выпуск VI.-СПб, 1999.-С. 95−103.
  285. .А., Бойко А. Г. и др. Музейная педагогика. Междисциплинарные диалоги. Первая тетрадь. СПб.: Образование-культура, 1998. — С.5−95.
  286. .А. Музейная педагогика: от практики к научному анализу. // Музейная педагогика в школе. Выпуск 1. -СПб., 1998. -С.5−15.
  287. .А. Художественный музей и эстетическое воспитание молодежи.- JI.: Знание, 1988.- С. 3−31.
  288. .А., Бойко А. Г. Концепция и программа эстетического воспитания молодёжи в условиях взаимодействия школы и музея. СПб.: Образование-культура, 2001. — 100 с.
  289. .А. Теория и практика образовательной деятельности художественного музея. Дис. д-ра пед. наук. СПб., 1999. -387с.
  290. .А. Русский музей. Детский путеводитель. 2-е изд. «Образование культура». — СПб., 1999. — 112 с.
  291. .А. Музейная педагогика история и современность //Народное образование.-2001.- № 5.- С. 177−182.
  292. .А., Бойко А. Г. Художественный музей и система образования: концепция педагогического взаимодействия. СПб.: Образование-культура, 1995.-201с.
  293. .А. Пути развития русского и советского искусства. (Методические рекомендации). Л.: Знание, 1983. — 21 с.
  294. .А. Междисциплинарная основа образовательной деятельности музея. Страницы истории отечественного искусства. ГРМ. Выпуск VI. СПб., 1999.- С. 95−103.
  295. .А. Музей в системе образования (к проблеме специфики музейно-педагогической деятельности в современном социокультурном процессе), // Международный музейно-педагогический семинар «Здравствуй, музей» Тезисы семинара. СПб, 1995. — С. 116−119.
  296. .А. Музейная педагогика: к проблеме институциализа-ции области научно-практической деятельности музея в университетское знание. СЗО РАО. СПб.: Образование-культура, 1999. — С. 175−181.
  297. .А. Приобщение к изобразительному искусству студентов негуманитарных вузов на базе художественного музея. Автореф.. канд. пед. наук. М, 1989. -С. 1−16.
  298. .А. Российский научно-практический центр по проблемам музейной педагогики. // Вестник Северо-западного отделения Российской Академии образования. Вып. 1. СПб., 1996. — С. 166−174.
  299. .А. Современные аспекты педагогической деятельности художественных музеев. // Музей и подрастающее поколение. (Труды научно-практического центра по проблемам музейной педагогики). ГРМ., Вып. 3. ГРМ. СПб., 1993.- С. 6−12.
  300. .А. Художественный музей в образовательном процессе на рубеже тысячелетия. // Научно-практическая конференция «Художественный музей в образовательном процессе». Тезисы выступлений.- СПб., 1998.- С. 107−112.
  301. .А. Художественный музей и эстетическое воспитание молодежи. JL: Знание, 1988. — С.3−31.
  302. .А., Бойко А. Г. и др. Музейная педагогика. Междисциплинарные диалоги. Первая тетрадь. СПб.: Образование-культура, 1998. — 95 с.
  303. .А., Бойко А. Г. Концепция и программа эстетического воспитания и художественного образования школьников в условиях взаимодействия музея и школы. СПб.: Образование-культура, 2001.-С. 7−9.
  304. .А., Бойко А. Г. Концепция педагогического взаимодействия художественного музея и системы образования // Художественный музей в образовательном процессе. СПб., 1998.- С.9−12.
  305. .А., Бойко А. Г. Художественный музей и система образования: концепция педагогического взаимодействия. // Художественный музей в образовательном процессе. СПб., 1998.- С. 170−201.
  306. .А., Бойко А. Г., Рыпин Б. И. Программа художественно-эстетического образования. Обоснование. Содержание. Внедрение. СПб.: Образование-культура, 1996. — С.3−39.
  307. .А., Соколова Н. Д., Алексеева Н. А. Основы экскурсионного дела. СПб.: Образование-культура, 2002, — 144 с.
  308. .А., Степанова Х. В. Формы пропаганды изобразительного искусства среди студентов вузов. // Сборник научных трудов, ГРМ.-Л.: Знание, 1980. -С. 38−48.
  309. Теория эстетического воспитания. / АН СССР, Ин-т философии. -М., 1979.-255 с.
  310. .М. Психологические вопросы художественного воспитания. Известия АПН, вып. 2.- М., 1947. 147 с.
  311. А.В. Психология юного зрителя. М.: Знание, 1986. — 80 с.
  312. С.Л. Развитие общекультурной компетентности студентов средствами музейной педагогики. Дисс. .канд. пед. наук. -Ижевск, 2004.-190 с.
  313. В.П. О ценностях жизни и культуры.- Л.: Изд-во ЛГУ, 1960.-С. 8.
  314. Тэн И. Философия искусства.- М.: Республика, 1996. 351 с.
  315. Учебные пособия: расширение образовательного пространства учащихся // Проблемы формирования регионального комплекта учебных пособий / Под ред. О. Е. Лебедева. СПб.: ЦПИ, 1999.-С.27−44.
  316. Н.Ф. Музей. Его смысл и назначение. // Экспресс-информация. Музейное дело. Вып. 3−4. -М., 1992. С. 8 -16.
  317. Н.Ф. Музей, его смысл и назначение. Сочинения. / Общ. Ред. А. В. Гулыга. М.: Мысль, 1982. — С. 575−606.
  318. Философский словарь. М.: Прогресс, 1985. — С. 352.
  319. Философский энциклопедический словарь. М.: Изд. дом «Инфра-М», 1997.- 356 с.
  320. П.А. Храмовое действо как синтез искусств // Советский музей. -1989.-№ 4.- С. 25−32.
  321. Фохт-Бабушкин Ю. У. Художественная культура и развитие личности. -М.: Наука, 1987.-222 с.
  322. В. Человек в поисках смысла. -М.: Прогресс, 1990. 421с.
  323. И.Д. Компетентностный подход в образовании // Материалы X Всероссийской конференции «Педагогика развития: становление компетентности и результаты образования в различных подходах». — Красноярск.: Изд-во КрГУ, 2003. С. 24−36.
  324. Т.Х. Музей как просветительское учреждение // Музеум, 1984,№ 144.-С. 4−8.
  325. А. Музей и школа: диалог в образовательном пространстве:
  326. Сб. ст. Вып. 2: Образ и мысль. СПб., 1997.
  327. И.А. Как преподавать мировую художественную культуру. -М.: Просвещение, 1992.-160 с.
  328. Хосе Ортега-и-Гассет. Эстетика. Философия культуры. М.: Искусство, 1991.- 588 с.
  329. М.Г. Гражданское воспитание старшеклассников средствами музейной педагогики. Дисс. .канд. пед. наук. Ставрополь, 2006.-174 с.
  330. Т.В. Формирование ценностного отношения к культурно-историческому прошлому у учащихся начальных классов средствами музейной педагогики. Дис. .канд. пед. наук. М, 1995.-176 с.
  331. JI.JI. Режиссура музейного зрелища. // «Я вхожу в мир искусств». М, 1999. № 12. — С. 121−158.
  332. В.Н. Задачи и содержание эстетического воспитания советского школьника // Сов. Педагогика. 1957.- № 10.- С. 19.
  333. Шиллер Ф. Письма об эстетическом воспитании // История эстетики. Т. З.-М.: Наука, 1967.- С. 126.
  334. Шпяхтина J1.B. Основы музейного дела.-М.: Высш. шк., 2005.-181с.
  335. К. История педагогики. Изд. 3-е. -М., 1881.-287с.
  336. Ф.И. Искусство как предмет обучения. Харьков, 1923.- 63 с.
  337. И.А. Теоретическое обоснование и реализация комплексной модели образовательного процесса в музейно-экскурсионной среде. Дисс. .канд. пед. наук. Томск, 2003.-161 с.
  338. Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. JL: ЛГПИ, 1983. — 157 с.
  339. Л.С. Актуальная концепция эстетического воспитания в культурно-образовательной системе. Дисс. .канд. культурологических наук. Саранск, 2005. — 166 с.
  340. Экспериментальная музейно-педагогическая программа «Здравствуй, музей». СПб.: Образование-культура, 1994.- 92 с.
  341. Д.Б. Психология игры. М.: Владос, 1999. -358 с.
  342. Эстетика. Словарь. М.: Политиздат, 1989. — 447 с.
  343. .П. Восприятие искусства и возрастные особенности школьников. // Роль художественных музеев в эстетическом воспитании школьников. Ч. 1.-М.: Искусство, 1973.- С. 65−11.
  344. .П. К проблеме взаимосвязи искусств в детском художественном развитии / Теория эстетического воспитания: сб. науч. трудов. Вып. З.-М., 1975.- С.24−38.
  345. .П. Современная концепция образовательной области «Искусство»: Виды искусства и их взаимодействие (Пособие для учителя). М.: Искусство, 2002.
  346. М.Ю. Детский музей: прошлое и настоящее. // Культурно-образовательная деятельность музеев, М.: Рос. ин-т культурологии, 1997.-с. 14−23.
  347. М.Ю. Музейная педагогика профессия.//Советский музей.- 1991.-№ 1.-С. 26−29.
  348. М.Ю. «Я поведу тебя в музей», М.: Рос. ин-т культурологии, 2001.-224 с.
  349. М.Ю. Музейная аудитория и ее изучение // Художественный музей в образовательном процессе. СПб, 1998-
  350. В.А. Социологические исследования: методология, программа, методы. -Самара.: Изд-во Сам. ГУ, 1995.-332 с.
  351. П.М. Психология художественного восприятия. М.: Искусство, 1964.- 86 с.
  352. П.М. Почему надо воспитывать чувства детей.-М.: Просвещение, 1964. -75с.
  353. П.М. Эмоциональная жизнь школьника. М.: Просвещение, 1966. -238 с.
  354. А. Г. Эстетика. М.: Гардарики, 1999. — 348 с.
  355. В.А. Педагогическая психология: Учебное пособие / Европейский ин-т экспертов. СПб.: Полиус, 1998.- 693 с.
  356. В.А. Психология управления учебно-познавательной деятельностью студентов. -JL: ЛГУ, 1986. 44 с.
  357. Якунин В. А, Мешков Н. И. Психология педагогической деятельности.-Л.: ЛГУ, 1990.-103 с.
  358. Alexander Е.Я. Museums in motion: an introduction to the history and functions of museums.- Nashville, 1978. P. 308.
  359. Museum education: History, Theory and Practice. Ed. N. Berry and S. Mayer. The National art education Association, Reston, Virginia, 1989.-257 p.
  360. Museums padagogik. Museen als Bildungsstatten- Deutcher Museumsbund. T. Y. — Fr. Main 1975. — 170 s.
Заполнить форму текущей работой