Эстетическое воспитание учащихся в процессе взаимодействия школы и художественного музея
Диссертация
Теоретико-методологическая основа исследования определяется фундаментальными идеями целостного воспитания человека, разработанными в отечественной и зарубежной педагогике, психологии, философии, музееведении, искусствоведении, культурологии, главными из которых представляются следующие: философское обоснование содержания общекультурного воспитания, теории диалога культур (М.М. Бахтин, B. C… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Теоретические основы эстетического воспитания школьников в процессе взаимодействия школы и художественного музея
- 1. 1. Эстетическое воспитание в системе общекультурного воспитания
- 1. 2. Психолого-педагогические основы деятельности художественного музея в эстетическом воспитании
- 1. 3. Содержание, методы, средства художественного музея в эстетическом воспитании школьников
- 1. 4. Интегрированная программа эстетического воспитания учащихся в процессе взаимодействия школы и художественного музея
- Глава II. Опытно-экспериментальная работа по реализации авторской интегрированной программы по эстетическому воспитанию учащихся в процессе взаимодействия школы и художественного музея
- 2. 1. Общая организация, эмпирическая база, критерии и методы исследования
- 2. 2. Апробация авторской интегрированной программы «Русский язык, литература и мировая художественная культура»
- 2. 3. Эффективность опытно-экспериментальной работы
Список литературы
- Адаме М. Роль музеев в распространении знаний // Музеум / 1984.-№ 141.-С.24−28.
- Аккуратова Е.А. Единство внутреннего и внешнего в сценическом действии как художественно-педагогический принцип руководства музыкально-драматическим творчеством школьников. Автореф. дисс. .канд. пед. наук. М., 2003. — 21с.
- Алексеева В.В. Эстетическое и художественное воспитание. // Новое педагогическое мышление. М., 1989. — С. 55−59.
- Аллахвердов В.М. Психология искусства.-СПб.: ДНК, 2001. 200 с.
- Амонашвили Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса.- Минск: Университетское, 1990.-559 с.
- Ананьев Б.Г. Воспитание характера школьника.-Jl.: ЛГУ, 1972.-72 с.
- Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. СПб.: Питер, 2001.-С. 260.
- Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания Серия: Памятники психологической мысли. — М.: Наука, 2001. — 280 с.
- Антология педагогической мысли в России второй половины XIX -начала XX вв. М.: Педагогика, 1987.- 487с.
- Ю.Антонова И. А. Опыт научного обновления экспозиции художественного музея. // Научно-исследовательская работа в художественных музеях. М.: НИИ культуры МК РСФСР, 1975. — С. 75−91.
- Апраксина О.А. Музыкальное воспитание в школе. Выпуск 15.-М.: Музыка, 1985.-92 с.
- Аристотель. Этика. Политика. Риторика. Категории. Минск: Лит., 1998.-С. 492−493.
- Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Архитектура, 2007.-391 с.
- Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства.- М.: Прометей, 1994.-352 с.
- Асафьев Б.В. Русская живопись: мысли и думы. М.: Республика, 2004. — 392 с.
- Бабаева Т.Б. Развитие гуманитарной культуры школьников в условиях музея. Дисс. канд. пед. наук. СПб., 2005.- 199 с.
- Базалий Р.В. Духовно-эстетическое воспитание студентов средствами христианского и светского искусства. Дисс. канд. пед. наук. Ростов на/Д., 2005. — 295 с.
- Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание: Опыт исследования на материале пространственных искусств. Исследования и статьи.- М.: Сов. художник, 1981. 351 с.
- Банег К. Приобщение к современному искусству: совместные усилия сотрудников музея, учителей и школьников // Музеум. 1984. -№ 4.-С. 18−21.
- Барышева Т.А. Диагностика эстетического развития личности. -СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1999.-140 с.
- Басов М.Я. Избранные психологические произведения. М.: Наука, 1975.-206с.
- Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. 4-е изд. — М.: Сов. Россия, 1979.-318 с.
- Бездухов В.П. Гуманистическая направленность учителя. Самара-СПб.: Изд-во Сам ГПУ, 1997, — 172с.
- Белинский В.Г. О воспитании детей вообще и о детской книге // Антология педагогической мысли в России первой половины XIX в.- М., 1987. С. 115 -127,
- Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994.-480с.
- Бжалава И.Т. Восприятие и установка. Тбилиси: Ганатлеба, 1965. -226 с.
- Библер B.C. Культура. Диалог культур. // Вопросы философии. -1989. № 6 — С.34−61.
- Библер B.C. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. — М.: Политиздат, 1991.- 412 с.
- Блонский П.П. Избранные психологические и педагогические произведения. В 2-х т. -М.: Педагогика, 1979.- Т.1−304с.- Т.2−399с.
- Бим-Бад Б. М. Педагогическая антропология: Учеб. Пособие./Авт.-сост. Б.М. Бим-Бад. М.: Изд-во УРАО, 1998.- 575с.
- Боголюбова Е.В. Культура и общество. М.: Наука, 1978.- 137с.
- Боденко J1.A. Педагогические условия общекультурного становления младшего школьника в образовательной среде. Дисс.. канд. пед. наук.-М., 1999.- 130 с.
- Бойко А.Г. Произведение изобразительного искусства как предмет искусствоведения и музейной педагогики второй половины XIX—XX вв.. Дисс. канд. искусствоведения. СПб., 2003. — 230 с.
- Большая Российская Энциклопедия. Т.1.А М.: Большая Рос. Эн-цикл., 1993.-608 с.
- Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования.//Педагогика.-1997.- № 4. С. 11−17.
- Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания. // Педагогика.-1995. -№ 4. С.29−36.
- Бордовский Г. А., Радионова Н. Ф., Козырев В. А. Инновации в системе высшего педагогического образования: состояние и перспективы // Инновации в российском образовании. Высшее проф. образование. М.: Изд-во МГУП, 1999.- С.26−38.
- Борев А.Ю., Коваленко А. В. Культура и массовая коммуникация. -М.: Наука, 1986.-301 с.
- Борев Ю.Б. Эстетика. М.: Политиздат, 1988. — С. 489.
- Браже Т.Г. Гуманитарная культура педагога как условие успешности его работы в школе ХХ-ХХ1вв.: Материалы Международной конференции 28 марта 3 апреля 1994 г. -СПб.: С.- Петерб. Гос. унт пед.- С. 36−46.
- Брикман М. Будущее музеев: искусство открытия: Тез. и докл. Участников международной конференции «Музейный менеджмент». -Вологда, 2000.
- Буров А.И. Эстетика: проблемы и споры. М.: Педагогика, 1975. -250 с.
- Буров А.И. Эстетическая сущность искусства. М.: Педагогика, 1956.-318 с.
- Бычков В.В. Эстетика. М.: Гардарики, 2004. — 556 с.
- Валери Поль. Об искусстве. М.: Искусство, 1993. — 622 с.
- Ванслов В.В. Изобразительное искусство и музыка. JL: Художник РСФСР, 1983.-400с.
- Ванслов В.В. Что такое искусство. М.: Изобразит, искусство, 1988.-С. 32.
- Ванслова Е.Г. Музей и культура,— М.: МИРОС, 2001.- 61 с.
- Ванслова Е.Г. Музей и школа. М.: Просвещение, 1985. — 192 с.
- Ванслова Е.Г. Музейная педагогика. // Воспитание школьников.-2000.-№ 5.-С. 27−29.
- Ванслова Е.Г. Музейный всеобуч (научно-практические рекомендации).^.: НИИК, 1989. 63 с.
- Вентцель К.Н. Свободное воспитание: Сборник избранных трудов.-М.: АПО, 1993.-170 с.
- Верб Э.А. Эстетическая культура личности школьника как педагогическая проблема. Диссертация в виде научного доклада на соискание ученой степени доктора пед. наук.- СПб., 1997. 65 с.
- Верб Э.А. Искусство и педагогика. Хрестоматия для студентов педагогических вузов и учителей. СПб.: Образование, 1995.-293 с.
- Верб Э.А. Эстетическая культура школьника: Курс лекций для студентов педагогических вузов и учителей. СПб.: Образование, 1997.-110 с.
- Верб Э.А. Эстетические потребности и духовное развитие личности.- JL: о-во «Знание» РСФСР, 1981.- С. 5
- Вершловский С.Г. Образование как ценность. // Перспективы развития системы непрерывного образования. М., 1990.- С. 18−28.
- Взаимодействие и интеграция искусств в полихудожественном развитии школьников. Рекомендации к разработке комплексных программ по искусству школ и внешкольных занятий. / Под общей ред. Г. П. Шевченко, Б. П. Юсова.- Луганск, 1990.-179 с.
- Взаимодействие искусств в педагогическом процессе. Межвузовский сборник научных трудов.- Л.: ЛГУ, 1989. 156 с.
- Вишина Г. В. Музейная педагогика как направление развития системы дополнительного образования. Дис. .канд. пед. наук. -Липецк, 1999.- 202с.
- Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петровского. М.: Прогресс, 1979.- 420 с.
- Возрастные и индивидуальные способности младших подростков / Под ред. Д. Б. Эльконина. М.: Педагогика, 1967. — 386 с.
- Волков Н.Н. Восприятие произведений живописи и скульптуры // Художественное восприятие. Л., 1971.- С. 31 -57.
- Волков Н.Н. Восприятие картины. М.- Просвещение, 1976. — 32 с.
- ВолковаЕ.В. Зритель и музей. М.: Знание, 1989. — 64 с.
- Волович Л.А. Педагогическая культурология: Программа интегра-тивного учебного курса для высших педагогических учебных заведений Казань: ИССО, 1995.- 40 с.
- Волович Л.А., Мухаметзянова Г. В., Тихонова Л. П. Интеграция гуманитарной и профессиональной подготовки в средней профессиональной школе: Теоретико-методические подходы.- Казань: Иссо, 1997.- 104 с.
- Волчкова М.А. Педагогические условия развития творческих способностей детей в музейно-усадебной микросреде. Дис. .канд. пед. наук, — Тула, 2002.-182с.
- Воробьева Т.В. Художественное восприятие как форма общения. Автореф. канд. филос. наук. JL, 1983, — 15 с.
- Воспитание на пороге XXI века: реалии и перспективы / Под ред. Г. Д. Кузнецова. -М.: Новая школа, 1998. 39с.
- Воспитание подрастающего поколения в музее: теория, методика, практика. (Сборник научных трудов НИИ культуры МК РФ и АН СССР.) М.: НИИК, 1989.-172 с.
- Воспитательный процесс: изучение эффективности / Под ред. Е. Н. Степанова. -М.: Педагогика, 2001. 186 с.
- Восприятие изобразительного искусства школьниками. Сборник научных трудов. М.: АПН СССР, 1988. — 129 с.
- Выготский JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте. 2-е изд. М., Просвещение, 1967. — 95 с.
- Выготский JI.C. История развития высших психических функций. Т. З. Соч. в 6-ти томах. М.: Просвещение, 1983.- 367 с.
- Выготский JI.C. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991.-479 с.
- Выготский Л.С. Проблема эмоций. // «Вопросы психологии». -1958.-№ 3.-С. 11−20.
- Выготский Л.С. Психология искусства. 3-е изд. М.: Искусство, 1986.- 572 с.
- Выготский Л.С., Лурия А. Р. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок. М.: Педагогика-пресс, 1993. — 224 с.
- Гераклит. Учение о гармонии // История эстетики. Т. 1. М.: Наука, 1962.- С. 84.
- Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. М.: Интер Диалект+, 1997.- 697с.
- Гибсон Д. Экологический подход к зрительному восприятию. М.: Прогресс, 1988.- 462с.
- Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики. Учебное пособие. СПб.: Акад. проект, 1992.-154 с.
- Гнедовский М.Б. Музей в системе непрерывного образования. // «Музейное дело и охрана памятников». Вып. 1. Экспресс-информация. Инд.64 920.-М.-1990.-С.11−19.
- Гончаров И.А. Социальные и эстетические характеристики гуманитарного знания. Сыктывкар: СГУ, 1995. — 31с.
- Гребенщикова М.В. Педагогическая технология воспитания эстетической культуры студентов. Дис. .канд. пед. наук.- Челябинск, 2005.-165 с.
- Грегори Р. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия. М.: Прогресс, 1970. — 271 с.
- Григорьева-Голубева В. А. Становление гуманистических ценностей педагога (в аспекте языковой личности). Автореф. дис.. д-ра пед. наук. СПб., 2002.-23с.
- Грусман В.М. Становление и развитие социально-культурных функций российских музеев. Дис. .канд. пед. наук. СПб., 2001.190 с.
- Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка, т. I. -М.: Рус. яз. Медиа, 2003.-700 с.
- Даниэль С.М. Искусство видеть. Л.: Искусство, 1990. — С. 223.
- Деркач А.А. Акмеологические основы развития профессионала.-М.- Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004.-752 с.
- Дмитриева Е.В. Конференция по художественному воспитанию // «Вестник просвещения». — 1927. № 10.- С. 4−12.
- Дриккер А.С. Эволюция культуры: информационный отбор. СПб.: Акад. проект, 2000.- С. 15.
- Ежова Т.В. Формирование общекультурной компетентности студентов в образовательном процессе вуза. Дисс.. канд. пед. наук-Оренбург, 2003.-185 с.
- Запесоцкий А.С. Образование: философия, культурология, политика. М.: Наука, 2002−456 с.
- Зеньковский В.В. Общие вопросы педагогики // Педагогические сочинения. Саранск: СГУ, 2003.- С. 118
- Зинченко В.П., Вучетич Г. Г., Гордон В. М. Порождение образа // Искусство и научно-технический прогресс. М., 1973. — 433 с.
- Зинченко В.П. Развитие зрения в контексте перспектив общего духовного развития человека. // Вопросы психологии. М., 1988, № 6.- с. 15−30.
- Зись А.Я. Виды искусства. М.: Искусство, 1979. — 128 с.
- Зись А.Я. Некоторые размышления об искусстве XX века. // Современное искусствознание. Методологические проблемы. М., 1994.-С. 5−28.
- Зись А.Я., Лазарев И. Л. Эстетическое воспитание и искусство. // Теория эстетического воспитания.- М., 1979. С. 139−174.
- Злобин Н.С. Культура и общественный прогресс. М.: Мысль, 1980.-74с.
- Зонина С.Н. Эстетическое воспитание школьников средствами музейной экспозиции. Дисс. канд. пед. наук. М., 1999.-204 с.
- Иванова Е.В. Развитие профессионально-педагогической направленности учителя в области освоения изобразительного искусства. Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Л., 1988. — 22 с.
- Иванова Е.В. Структура культурно-просветительной службы в музее Орсе. Париж. // Образовательная деятельность художественного музея. Вып. 4.- СПб, 1995.- С. 104−121.
- Идеи эстетического воспитания. T.l. -М.: Наука, — 1973. 476 с.
- Ильенков Э.В. О «специфике» искусства // Вопросы эстетики. Вып. 4.-М., 1960. С. 44−54.
- Ильенков Э.В. Об эстетической природе фантазии // Вопросы эстетики. Вып. 6. М, 1964. — С. 28−39.
- Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2002. — С. 50.
- Инновационные технологии образовательной области «Искусство». Материалы Педагогических чтений «Интеграция в художественной педагогике: методология, методы, технологии». М, 2000. — 355 с.
- Искусство в системе культуры. Сб. Л.: Наука, 1987. — 272 с.
- История художественного образования в России. Проблема культуры XX века. -М.: Издат. дом Рос. Акад. образования, 2003.- 412 с.
- Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? М.: Просвещение, 2005. — 222 с.
- Кабалевский Д.Б. Педагогические размышления. М.: Педагогика, 1986. — 188 с.
- Каган М.С. Морфология искусства: Историко-теоретическое исследование внутреннего строения мира искусств. Ч. 1−3.- Д.: Искусство, 1972. 440 с.
- Каган М.С. Взаимоотношение наук, искусств и философии как историко-художественная проблема. // Гуманитарий. Ежегодник Академии гуманитарных наук. № 1. СПб., 1995. — С. 15−28.
- Каган М.С. Диалог как основной метод образовательного процесса в музейной среде. // Музейная педагогика. Первая тетрадь. -СПб., 1998.-С. 47−80.
- Каган М.С. К проблеме переходного типа культуры — Системный подход и гуманитарное знание. М.: Наука, 1991.-С. 178−181.
- Каган М. С. Философия культуры. -СПб.: Петрополис, 1996, — 416 с.
- Каган М.С. «Социальные функции искусства». -!!.: ЛГУ, 978.-324 с.
- Каган М.С. Изобразительное искусство в сфере человеческого общения. //Советское искусствознание.- 1982.- № 1. С. 168−201.
- Каган М.С. Мир общения: Проблемы межсубъектных отношений. — М.: «Политиздат», 1988. 315 с.
- Каган М.С. Музей в системе культуры. // Вопросы искусствознания.-1994.-№ 4. С. 16−31.
- Каган М.С. О понятии «гуманитарная культура» и роли гуманитар-ности на современном этапе истории человечества // День науки в Санк-Петербургском Гуманитарном университете профсоюзов: Матер. Конф.- СПб., 1996. С. 98−101.
- Каган М.С. Принципы эстетического воспитания в школе // эстетическая культура и эстетическое воспитание. М., 1983.- С. 62.
- Каган М.С. Философская теория ценности. -СПб.: Лань, 1997.-205 с.
- Каган М.С. Эстетика как философская наука. Курс лекций. СПб.: ТК Петрополис, 1997. — 542 с.
- Калугина Т.П. Художественный музей как феномен культуры. Дисс. д-ра. пед. наук., -СПб., 2002.- С. 178.
- Кант И. Лекции по этике,— М.: Республика, 2005.-С. 212,222,240,245.
- Касавин И.Т. Традиции и интерпретации. СПб.: Изд-во Рус. христиан. гуманитар, ин-та, 2000. — С. 28.
- Квятковский Е.В. Творческая деятельность на уроках искусства // Педагогика. -2002. № 7. — С. 48−51.
- Киященко Н. И, Киященко Л. П. Эстетическая культура. М.: ИФ-РАН, 1996.-255с.
- Коджаспиров А.Ю., Коджаспирова Г. М. Педагогический словарь. -М.: Academia, 2001.-320 с.
- Козиев В.Н. Школьники, учителя, студенты в Государственном Русском музее (результаты социологических опросов) // Художественный музей в образовательном процессе. СПб., 1998. — С.35−127.
- Колесникова И.А. Современная образовательная специфика музейного пространства. // Музей и школа: диалог в образовательном пространстве. Выпуск 1. Направление поиска. СПб., 1996 — С. 7−9.
- Колесникова И.А. О феномене музейной педагогики. // Художественный музей и образовательном процессе.- СПб., 1998.- С. 8−13.
- Командышко Е.Ф. Развитие культурно-творческой инициативы у старшеклассников в эстетическом образовании. Автореф. дисс.. канд. пед. наук.- М., 2002.-21 с.
- Комарова А. И. Эстетическая культура личности. Киев: Мистец-тво, 1988.-с. 25.
- Конасова Н.Ю. Общекультурная компетентность как показатель образованности учащихся школы. СПб.: С-Петерб. гос. ун-т пед. мастерства, 2000.- 42с.
- Кондратов В.А., Чичина Е. А., Этика, эстетика. Ростов на/Д.: НИ-ИР, 1998.-512 с.
- Конев В.А. Культура и архитектура педагогического пространства //Вопросы философии.- 1996.-№ 10.-С. 45−57.
- Концепция и программа эстетического воспитания молодежи в условиях взаимодействия школы и музея.- СПб.- 2001.-100 с.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. // Учительская газета.-2002.-№ 4. С. 4−19.
- Кормин Н.А. Онтология эстетического. М.: Наука, 1992. — С. 3.
- Кравченко А.И. Культурология. М.: Акад. проект, 2000. — 736 с.
- Крамской об искусстве / Сост. Т. М. Коваленская, 2-е изд. доп. -М.: Изобразит, искусство, 1989.- С. 15.
- Краснова Т.И. Формирование ориентации старшеклассников на ценности Российской культуры. Автореф. дис. .канд. пед. наук,-Оренбург, 2001. -23с.
- Краткая философская энциклопедия. М.: Прогресс, 1994. -576 с.
- Крупник Е. Художественное воспитание как воспитание через искусство // Художественное воспитание подрастающего поколения- проблемы и перспективы. Новосибирск: НГУ, 1989.- С. 12−14.
- Крылова Н.Б. Введение в круг культурологических проблем образования. // Новые ценности образования. Вып.4.-М, 1996. С. 132−152.
- Крылова Н.Б. Социокультурный контекст образования. // Новые ценности образования: содержание гуманистического образования. Вып. 2. М- 1995.- С.98−119.
- Куличева И.А. Инновационные компоненты эстетического воспитания и развития нравственных качеств старшеклассников. Дисс. .канд. пед. наук. Тамбов, 2004. — 205 с.
- Культурно-образовательная деятельность музеев. / Под ред. Е. К. Дмитриевой, И. М. Коссовой. Сборник трудов творческой лаборатории «Музейная педагогика» кафедры музейного дела. М, 1997.- 119 с.
- Культурология. Энциклопедический словарь. Ростов-на/Д: НИИР, 1997.-640 с.
- Кульчинская H.JI. Опыт развития детского художественного восприятия. // Эстетическое воспитание. Вып. 5.-М, 1990.- С.7−29.
- Куриленко А.А. Формирование эстетической культуры старшеклассников в условиях профильного обучения. Автореф. дисс. канд. пед. наук. М, 1987.- 17 с.
- Ларин А.В. Эстетическое воспитание. Минск: Вышейш школа, 1992. 137 с.
- Лебедев О.Е. Демократическая школа в Петербурге. Проблемы управления развитием региональной образовательной системы. СПб.: ЦПИ, 1996.-64с.
- Лебедев О.Е. Российская школа: время перемен. Вестник ОИРШ. СПб.: СПГУПМ, 2000. — 46с.
- Лебедев О. Е., Неупокоева Н. И. Цели и результаты школьного образования: методические рекомендации. СПб.: СПГУПМ, 2001.-52 с.
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения- В 2-х т. Т. 2.-М.: Педагогика, 1983. С. 239−240.
- Леонтьев А.Н. Искусство как форма общения (к проблеме предмета психологии искусства). В сб.: Психологические исследования, посвященные 85-летию Д. П. Узнадзе.- Тбилиси: ГТУ, 1973. — 304с.
- Лессинг Г. Э. Лаокоон или о границах живописи и поэзии // История эстетики. Т. 3. М.: Искусство, 1966. — С. 510.
- Липский В.Н. Эстетическая культура и искусство, их соотношение, сходство и различие // Эстетический опыт и культура. М., 1992.- с. 104−105.
- Лихачев Б.Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей. Самара: СИУ, 1997. — 84с.
- Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. М.: Просвещение, 1985. — С. 51.
- Лихтварк А. Музеи как образовательное и воспитательное учреждение // Образовательные и воспитательные задачи современного музея / Под ред. Л. Г. Ольшанского. М., 1914. — 96 с.
- Ломова Н.Ф. Музейная педагогика как средство эффективной подготовки учителей изобразительного искусства в педвузе. Дисс. .канд. пед. наук. М. 2002.-188 с.
- Лосев А.Ф. Эстетика // Философская энциклопедия. Т. 5 М.: Наука, 1970.-С. 425−431.
- Лотман Ю.М. История и типология русской культуры. СПб: Искусство, 2002.- С. 126.
- Лотман Ю.М. Культура и взрыв.-М.: Прогресс: Гнозис, 1992. 270с.
- Лысюк В.Г. Художественный образ и его пластическое воплощение. Музейно-игровая методика по развитию восприятия. СПб.: Питер, 2001.-201 с.
- Макарова Н.Г. Музей как социально-эстетический феномен. Авто-реф. дисс. .канд. филос. наук. -М., 1987. 20с.
- Мальцева Л. В. Эстетическое воспитание школьников 1−7 классов общеобразовательной школы средствами декоративно-прикладной композиции. Дисс. .канд. пед. наук. Краснодар, 2006. -307 с.
- Мамардашвили М.Р. Наука и культура./Сб. Методологические проблемы историко-научных исследований. -М.: Наука, 1982.- С.28−46.
- Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука.-М.: Мысль, 1983.-С.34.
- Медведева Е.Б. Становление музейной педагогики в Германии и России. Автореф. дис. канд. ист. наук.-М., 1999.-16с.
- Межу ев В. М. Культура как объект познания // Проблемы философии культуры.- М.: Мысль, 1984.- С.54−58.
- Мелик-Пашаев А. А. Психологические проблемы эстетического воспитания и художественно-творческого развития школьников. // Вопросы психологии.- 1989.-№ 1.-С. 15−28.
- Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З. Н. Трансформация детской игрыв художественное творчество.// Искусство в школе.- 1994.-№ 2.- С. 16−19.
- Методы системного педагогическою исследования / Под ред. Н. В. Кузьминой. -Л.: ЛГУ, 1980.- 172 с.
- Мид М. Культура и мир детства: Избранные произведения.//Пер. с англ. ком. Ю. А. Асеева. Отв. ред. И. С. Кон.-М.: Наука, 1988.-429 с.
- Миняева Н. М. Формирование общекультурных умений школьников. Дисс. канд. пед. наук. Оренбург, 2000. — 167 с.
- Михайлова А.Я. Театр в эстетическом воспитании младших школьников. Дисс. канд. пед. наук.- М., 1975. 128 с.
- Михалевская Г. И. Основы профессиональной педагогической грамотности.- СПб.: ЭГО, 2001.- 292 с.
- Михина С.В. Развитие эстетической культуры у российских студентов начала XXI века. Дисс. .канд. пед. наук. Владикавказ, 2000.-154 с.
- Можнягун С. К., Неверов В. Н. Эстетика и педагогика. М.: Наука, 1978. — 232 с.
- Моль А. Социодинамика культуры. -М.: Политиздат, 1973.- 86с.
- Музееведение. Воспитание подрастающего поколения в музее: Теория, методика, практика: Сборник НИИ культуры. М.: НИИК, 1989. — 168с.
- Музеи России: поиски, исследования, опыт работы. Сборник научных трудов. Вып.5 Педагогика и культурология музейной деятельности. СПб.: ЭКО, 1999.- 163 с.
- Музей и дети. // «Я вхожу в мир искусств». -М., 1998.- № 9.-141 с.
- Музей и дети. Всесоюзная межмузейная конференция. Тезисы.-Ташкент: УГУ, 1982.-С. 210.
- Музей и образование. // Музейное дело и охрана памятников. Вып.5. М., 1989.- 40 с.
- Музейная педагогика. Программа курса для студентов специализации «Музейное дело и охрана памятников истории и культуры» Московский Государственный институт культуры. М.: Высш. шк., 1996.-24 с.
- Музейная педагогика. Программа курса и методические материалы. Санкт-Петербургская академия культуры.-СПб.: СПАК, 1997.- 19 с.
- Музейная педагогика в школе. Вып. 2. СПб., 2000. — 208 с.
- Музейная педагогика. (Материалы «Музейной энциклопедии»). -Омск: ОПИ, 1999.-32 с.
- Музыка в единой трудовой школе. СПб., вып. I, СПб., 1919.-76 с.
- Мухина B.C., Возрастная психология. М.: Академия, 2004. — 456 с.
- Надолинская Т.В. Педагогические основы драматизации в музыкальном воспитании младших школьников. Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1996.-24 с.
- Налимов В.В. Теория смыслов: Конструктивистские аспекты математической модели сознания. // Математика и искусство: Тр. межд. конф. М., 1997.- С.21−31.
- Национальная доктрина образования в Российской Федерации // Учительская газета, 1999. 18окт.- С. 15
- Некрасова-Каратеева O. J1. К проблеме музея детского художественного творчества. // Международный музейно педагогический семинар «Здравствуй, музей». Тезисы семинара. — СПб.: Образование-культура, 1995. — С. 90−96.
- Некрасова-Каратеева O. J1. О природе выставок детского художественного творчества. // Музей и подрастающее поколение: труды научно-практического центра по проблемам музейной педагогики. Вып. 3. СПб., 1993. — С. 47−57.
- Некрасова-Каратеева O. JL, Осорина М. В. Психологические особенности восприятия картины зрителем ребенком в музее. / Художественный музей и образование. — СПб.: Образование-культура, 1998.-С. 127−170.
- Некрасова-Каратеева O.JI. Педагогические условия художественного воспитания детей младшего возраста в изостудии при музее. Автореф. дисс. .канд. пед. наук, — М., 1987. 18 с.
- Неменский Б.М. Мудрость красоты. О проблеме эстетического воспитания. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1987. — 255 с.
- Неменский Б.М. Культура Искусство — Образование. Цикл бесед. -М.: Просвещение, 1994.-145 с.
- Непершина О.В. Развитие нравственно-эстетической культуры младших школьников в полихудожественной деятельности. Автореф. дисс. .канд. пед. наук.-Саратов, 2000.- 22 с.
- Новая философская энциклопедия. М.: Мысль, 2001. — 605 с.
- Новое педагогическое мышление. М.: Педагогика, 1989. — 280 с.
- Новожилова Л.И. Художественный музей в системе культуры // Современный художественный музей: Сб. науч. тр. Л.: ЛГУ- 1980.-С. 3−18.
- Новорусский М. В. Музеи и их образовательное значение. В помощь семье и школе. Сост. Н. Н. Бахтин и др. М.- 1911.-38с.
- Неменский Б.М. Мудрость красоты. О проблеме эстетического воспитания. Книга для учителя.- М.: Просвещение, 1981.- 192 с.
- Образовательная деятельность художественного музея // Труды Российского научно-практического центра по проблемам музейной педагогики. Вып.4. -СПб.: Образование-культура, 1995.-125 с.
- Образовательная деятельность художественного музея. // Труды Российского научно-практического центра по проблемам музейной педагогики. Вып. 5.- СПб.: Образование-культура, 1997. 130 с.
- Ожегов С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. -М.: Темп, 2006.-944 с.
- Ордуханян Л.И. Формирование патриотизма у студентов средствами музейной педагогики. Дисс. .канд. пед. наук. Владикавказ, 2004. -191 с.
- Орлов В. Н, Гуманитарные основы культуры // Гуманитарное знание: сущность и функции. СПб.: ЭКО, 1991.- С. 29−40.
- Основные кодексы и законы Российской Федерации. СПб.: Весь, 2000. — 92 с.
- Основы экскурсионного дела. Труды 62. М.: Прогресс, 1977.-94 с.
- Пави П. Словарь театра. М.: Прогресс, 1991.-504 с.
- Патрикова-Агафонова С. О. Развитие музейной культуры учащихся в процессе эстетического воспитания Дисс. .канд. пед. наук. М., 2005.-165 с.
- Печко Jl.П. Современная теория эстетического воспитания. // Современные подходы к теории эстетического воспитания: Материалы и тезисы Буровских чтений. М.: МИРОС, 1999. — С. 194−200.
- Пешикова JI.B. Организация общения на уроках мировой художественной культуры как средство эстетического развития школьников. Автореф. дисс. .канд. пед. наук. М., 1997.- 18 с.
- Пешикова JI.B., Предтеченская JI.M. Минимум содержания образования по предмету «Мировая художественная культура». Рекомендации для проведения аттестации учителей мировой художественной культуры. М.: МИРОС, 2000.-72с.
- Пиотровский Б.Е. Развитие воспитательной работы музеев знаменательное явление современной жизни.- Д.: Наука, 1968. — 65с.
- Платон. Пир. // История эстетики- В 5-ти т. Т. 1. М.: Наука, 1962.-С.100.
- Подласый И. П. Педагогика начальной школы. М.: Владос, 2004.-С. 95
- Полякова Т.Н. Школьный театр как фактор развития гуманитарной культуры учащихся. Автореф. дисс. .канд. пед. наук. -СПб., 2004. 24 с.
- Полякова И.А. Нравственно-эстетическое воспитание учащихся средствами музыки. Автореф. дисс. .канд. пед. наук. -Саратов, 2001.-23с.
- Потапова М.В. Установка в восприятии искусства. Автореф. дисс. .канд. философских наук. JL, 1987. — 17 с.
- Поташник М.М. Педагогика. М.: Новая школа, 1997.- 206 с.
- Предметный мир культуры: Музейно-экскурсионная программа для начальной школы / Группа «Музей и образование»: Ванслова Е. Г., Макарова Н. Г., Медведева Е. Б., Минина С. Б., Юхневич М. Ю. -М.:МИРОС, 1994.-23 6с.
- Предтеченская JI.M. Дневник читателя, зрителя, слушателя // Meтодика преподавания мировой художественной культуры в 8(9) классе. М.: НИИШ, 1984. — С. 38−50.
- Предтеченская JI.M. Метод художественно-педагогической драматургии в преподавании курса «Мировая художественная культура» //Музыка в школе. -М.: НИИШ, 1984.- № 4. С. 16−21.
- Прилуцкая Т.И. Профессиональные особенности работы экскурсовода с детьми в художественном музее. // Роль художественных музеев в эстетическом воспитании школьников. М.: Наука, 1973.-318 с.
- Проблемы эстетического воспитания подростков // Сборник научно-методических статей/ Под ред. JI.B. Богомоловой и др. М.: Новая школа, 1994. — 58 с.
- Программа художественно-эстетического образования. Обоснование. Содержание. Внедрение. Государственный Русский музей. Гимназия при ГРМ.- СПб.: Образование-культура, 1996.- 39 с.
- Протопопов Ю.Н. Музей это не прошлое, а будущее. // Искусство в школе.- 2000.- № 6. — С. 72−74.
- Профессия режиссер. // «Я вхожу в мир искусств». — М, 1999.- № 12, — 169 с.
- Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко. М.: ACT, 2004.- 440 с.
- Радионова Н. Ф, Тряпицына А. П. Гуманитарный подход к оценке образованности обучающихся // Проблемы гуманитаризации образования. СПб.: РГПУ, 1999.-33с.
- Радугин А.А. Эстетика. М.: Центр, 1998. — 240 с.
- Разумный В.А. Эстетическое воспитание. Сущность, формы, методы. М.: ВНМЦНТИКПР, 1969.- 191с.
- Раппопорт С.Х. Музейная среда и художественное воспитание ребенка. // Всесоюзная межмузейная конференция «Музей и дети». -Ташкент: УГУ, 1982. С. 141−148.
- Раппопорт С.Х. Искусство и его роль в формировании личности // Эстетическая культура и эстетическое воспитание. М.: Знание, 1983.-С.173.
- Раппопорт С.Х. Искусство и эмоции. -М.: Знание, 1972.- 166 с.
- Рева Н.Д. Специфика музейно-педагогических программ для начальной школы. // Международный музейно-практический семинар «Здравствуй, музей». Тезисы семинара. СПб.: Образование-культура, 1995.- С. 104−107.
- Рева Н.Д. Экскурсия в художественном музее как средство формирования установки на восприятие искусства у младших школьников. Дисс. канд. пед. наук. М., 1991.- 17с.
- Ремнева Е.В. Комплекс искусств в педагогическом процессе как фактор художественно-эстетического развития личности младшего подростка. Авторсф. дисс. .канд. под. наук.-СПб, 1999.-23 с.
- Розин В.М. Визуальная культура и восприятие.-М.: Эдиториал, 1996.-224 с.
- Розин В.М. Образование в конце XX века // Вопросы философии. -1992. -№ 9.- С. 10.
- Розов Н.С. Философия гуманитарного образования (ценностные основания базового гуманитарного образования в высшей школе). М.: Новая школа, 1993. — 186 с.
- Роль художественных музеев в эстетическом воспитании школьников. Научный семинар. Част. 2. М.: НИИК, 1979. — 875 с.
- Романов Н.И. О задачах и методах экскурсий по искусству. // Экскурсионный вестник. -М., 1916.- № 1−2. С. 5−17.
- Российская педагогическая энциклопедия: В 2тт. / Гл.ред. В. В. Давыдов. М.: Большая Российская Энциклопедия, 1993.- т.1. С. 597−600.
- Российская музейная энциклопедия: В 2 т. Т. 1. -М.: Прогресс: Ри-пол классик, 2001. С. 395.
- Рубинштейн C. J1. Проблемы общей психологии. М.: Наука, 1973. -322с.
- Руубер О. О закономерностях художественного визуального восприятия. Таллинн: «Валгус», 1985. — 344 с.
- Рыданова И. И. Основы педагогики общения. Минск: Белорусская наука. 1998.-319с.
- Савельева Г. Н. Интеграция основного и дополнительного образования как фактор повышения эстетической культуры старшеклассников. Дисс. .канд. пед. наук. Великий Новгород, 2003.-193 с.
- Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. / Под ред. В .А. Ядова. Л.: Наука, 1979.- С.208−209.
- Сапего И.Г. Предмет и форма. Роль восприятия материальной среды художником в создании пластической формы. М.: Советский художник, 1984. — 304 с.
- Седов В.А. Педагогические возможности диалога в образовательном процессе. Автореф. дис. .канд. пед. наук.- СПб., 2002.-21с.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии.- М.: Просвещение, 1988.-216с.
- Село Т. Альфред Лихтварк и что было потом // Сб.: Музейная педагогика в России и Германии. Ганновер, 1998. — С. 93−99.
- Сикорская Н.Г. Гуманитарная культура личности как педагогический феномен. // Северо-Кавказский государственный технический университет. Сборник научных трудов. Серия «Гуманитарные науки». Выпуск 6. Ставрополь, 2001.- С. 15−19.
- Симонов П.В. Темперамент, характер, личность. М.: Наука, 1984.-204 с.
- Синдикова Г. М. Формирование духовных основ у детей младшего школьного возраста средствами искусства в общеобразовательной школе. Автореф. дисс. .канд. пед. наук. Казань, 2000. 23 с.
- Скоробогатов Д.В. Музейная экспозиция как средство приобщения школьников к художественной культуре. Дисс.. канд. пед. наук. -Махачкала, 2003.-140 с.
- Сластенин В.А. Гуманитарная культура специалиста // Магистр 1. -1991.-№ 1.-С. 16−25.
- Современная философия: Словарь и хрестоматия. Ростов-на/Д.: Феникс, 1995.-511 с.
- Современные концепции эстетического воспитания (Теория и практика). Под ред. Киященко И. И. // www.philosophy.ru.
- Современный словарь-справочник по искусству. / Под ред. Мелик-Пашаева А.А.-М.: Прогресс-Традиция, 1999. 810 с.
- Современный словарь по педагогике. — Минск: Высшая школа, 2001.-298 с.
- Соколова В.В. Музейная педагогика как фактор формирования социального опыта учащихся: Дис. .канд. пед. наук. Ярославль, 2000.-170с.
- Солодовников Ю.А. Человек в мировой художественной культуре. Методическое пособие к учебнику-хрестоматии. М.: Просвещение, 1999. — 62 с.
- Сосунова Н.Ю. Ориентация старшеклассников на общекультурные ценности в современной образовательной школе. Дисс.. канд. пед.наук.-СПб., 2005.-222 с.
- Социальные функции музея: споры о будущем (материалы дискуссии в отделе музееведения НИИ культуры). // Музееведение. М.: НИИК, 1989. — С.35−56.
- Столетов В.П. Вступительная статья. // «Мудрость красоты» -М., 1981.-С. 3−10.
- Столяров Б.А. Музейная педагогика в аспекте проблем гуманитаризации и гуманизации школьного образования. / Музей и школа: диалог в образовательном пространстве. Вып. 1. Направление поиска. СПб., 1996. — С.10−13.
- Столяров Б.А. Междисциплинарная основа образовательной деятельности музея. Страницы истории отечественного искусства. Конец XIX XX век Государственный Русский музей. Выпуск VI.-СПб, 1999.-С. 95−103.
- Столяров Б.А., Бойко А. Г. и др. Музейная педагогика. Междисциплинарные диалоги. Первая тетрадь. СПб.: Образование-культура, 1998. — С.5−95.
- Столяров Б.А. Музейная педагогика: от практики к научному анализу. // Музейная педагогика в школе. Выпуск 1. -СПб., 1998. -С.5−15.
- Столяров Б.А. Художественный музей и эстетическое воспитание молодежи.- JI.: Знание, 1988.- С. 3−31.
- Столяров Б.А., Бойко А. Г. Концепция и программа эстетического воспитания молодёжи в условиях взаимодействия школы и музея. СПб.: Образование-культура, 2001. — 100 с.
- Столяров Б.А. Теория и практика образовательной деятельности художественного музея. Дис. д-ра пед. наук. СПб., 1999. -387с.
- Столяров Б.А. Русский музей. Детский путеводитель. 2-е изд. «Образование культура». — СПб., 1999. — 112 с.
- Столяров Б.А. Музейная педагогика история и современность //Народное образование.-2001.- № 5.- С. 177−182.
- Столяров Б.А., Бойко А. Г. Художественный музей и система образования: концепция педагогического взаимодействия. СПб.: Образование-культура, 1995.-201с.
- Столяров Б.А. Пути развития русского и советского искусства. (Методические рекомендации). Л.: Знание, 1983. — 21 с.
- Столяров Б.А. Междисциплинарная основа образовательной деятельности музея. Страницы истории отечественного искусства. ГРМ. Выпуск VI. СПб., 1999.- С. 95−103.
- Столяров Б.А. Музей в системе образования (к проблеме специфики музейно-педагогической деятельности в современном социокультурном процессе), // Международный музейно-педагогический семинар «Здравствуй, музей» Тезисы семинара. СПб, 1995. — С. 116−119.
- Столяров Б.А. Музейная педагогика: к проблеме институциализа-ции области научно-практической деятельности музея в университетское знание. СЗО РАО. СПб.: Образование-культура, 1999. — С. 175−181.
- Столяров Б.А. Приобщение к изобразительному искусству студентов негуманитарных вузов на базе художественного музея. Автореф.. канд. пед. наук. М, 1989. -С. 1−16.
- Столяров Б.А. Российский научно-практический центр по проблемам музейной педагогики. // Вестник Северо-западного отделения Российской Академии образования. Вып. 1. СПб., 1996. — С. 166−174.
- Столяров Б.А. Современные аспекты педагогической деятельности художественных музеев. // Музей и подрастающее поколение. (Труды научно-практического центра по проблемам музейной педагогики). ГРМ., Вып. 3. ГРМ. СПб., 1993.- С. 6−12.
- Столяров Б.А. Художественный музей в образовательном процессе на рубеже тысячелетия. // Научно-практическая конференция «Художественный музей в образовательном процессе». Тезисы выступлений.- СПб., 1998.- С. 107−112.
- Столяров Б.А. Художественный музей и эстетическое воспитание молодежи. JL: Знание, 1988. — С.3−31.
- Столяров Б.А., Бойко А. Г. и др. Музейная педагогика. Междисциплинарные диалоги. Первая тетрадь. СПб.: Образование-культура, 1998. — 95 с.
- Столяров Б.А., Бойко А. Г. Концепция и программа эстетического воспитания и художественного образования школьников в условиях взаимодействия музея и школы. СПб.: Образование-культура, 2001.-С. 7−9.
- Столяров Б.А., Бойко А. Г. Концепция педагогического взаимодействия художественного музея и системы образования // Художественный музей в образовательном процессе. СПб., 1998.- С.9−12.
- Столяров Б.А., Бойко А. Г. Художественный музей и система образования: концепция педагогического взаимодействия. // Художественный музей в образовательном процессе. СПб., 1998.- С. 170−201.
- Столяров Б.А., Бойко А. Г., Рыпин Б. И. Программа художественно-эстетического образования. Обоснование. Содержание. Внедрение. СПб.: Образование-культура, 1996. — С.3−39.
- Столяров Б.А., Соколова Н. Д., Алексеева Н. А. Основы экскурсионного дела. СПб.: Образование-культура, 2002, — 144 с.
- Столяров Б.А., Степанова Х. В. Формы пропаганды изобразительного искусства среди студентов вузов. // Сборник научных трудов, ГРМ.-Л.: Знание, 1980. -С. 38−48.
- Теория эстетического воспитания. / АН СССР, Ин-т философии. -М., 1979.-255 с.
- Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания. Известия АПН, вып. 2.- М., 1947. 147 с.
- Толстых А.В. Психология юного зрителя. М.: Знание, 1986. — 80 с.
- Троянская С.Л. Развитие общекультурной компетентности студентов средствами музейной педагогики. Дисс. .канд. пед. наук. -Ижевск, 2004.-190 с.
- Тугаринов В.П. О ценностях жизни и культуры.- Л.: Изд-во ЛГУ, 1960.-С. 8.
- Тэн И. Философия искусства.- М.: Республика, 1996. 351 с.
- Учебные пособия: расширение образовательного пространства учащихся // Проблемы формирования регионального комплекта учебных пособий / Под ред. О. Е. Лебедева. СПб.: ЦПИ, 1999.-С.27−44.
- Федоров Н.Ф. Музей. Его смысл и назначение. // Экспресс-информация. Музейное дело. Вып. 3−4. -М., 1992. С. 8 -16.
- Федоров Н.Ф. Музей, его смысл и назначение. Сочинения. / Общ. Ред. А. В. Гулыга. М.: Мысль, 1982. — С. 575−606.
- Философский словарь. М.: Прогресс, 1985. — С. 352.
- Философский энциклопедический словарь. М.: Изд. дом «Инфра-М», 1997.- 356 с.
- Флоренский П.А. Храмовое действо как синтез искусств // Советский музей. -1989.-№ 4.- С. 25−32.
- Фохт-Бабушкин Ю. У. Художественная культура и развитие личности. -М.: Наука, 1987.-222 с.
- Франкл В. Человек в поисках смысла. -М.: Прогресс, 1990. 421с.
- Фрумин И.Д. Компетентностный подход в образовании // Материалы X Всероссийской конференции «Педагогика развития: становление компетентности и результаты образования в различных подходах». — Красноярск.: Изд-во КрГУ, 2003. С. 24−36.
- Хансен Т.Х. Музей как просветительское учреждение // Музеум, 1984,№ 144.-С. 4−8.
- Хаузен А. Музей и школа: диалог в образовательном пространстве:
- Сб. ст. Вып. 2: Образ и мысль. СПб., 1997.
- Химик И.А. Как преподавать мировую художественную культуру. -М.: Просвещение, 1992.-160 с.
- Хосе Ортега-и-Гассет. Эстетика. Философия культуры. М.: Искусство, 1991.- 588 с.
- Чесняк М.Г. Гражданское воспитание старшеклассников средствами музейной педагогики. Дисс. .канд. пед. наук. Ставрополь, 2006.-174 с.
- Чумалова Т.В. Формирование ценностного отношения к культурно-историческому прошлому у учащихся начальных классов средствами музейной педагогики. Дис. .канд. пед. наук. М, 1995.-176 с.
- Чуракова JI.JI. Режиссура музейного зрелища. // «Я вхожу в мир искусств». М, 1999. № 12. — С. 121−158.
- Шацкая В.Н. Задачи и содержание эстетического воспитания советского школьника // Сов. Педагогика. 1957.- № 10.- С. 19.
- Шиллер Ф. Письма об эстетическом воспитании // История эстетики. Т. З.-М.: Наука, 1967.- С. 126.
- Шпяхтина J1.B. Основы музейного дела.-М.: Высш. шк., 2005.-181с.
- Шмидт К. История педагогики. Изд. 3-е. -М., 1881.-287с.
- Шмит Ф.И. Искусство как предмет обучения. Харьков, 1923.- 63 с.
- Шпаченко И.А. Теоретическое обоснование и реализация комплексной модели образовательного процесса в музейно-экскурсионной среде. Дисс. .канд. пед. наук. Томск, 2003.-161 с.
- Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. JL: ЛГПИ, 1983. — 157 с.
- Щукина Л.С. Актуальная концепция эстетического воспитания в культурно-образовательной системе. Дисс. .канд. культурологических наук. Саранск, 2005. — 166 с.
- Экспериментальная музейно-педагогическая программа «Здравствуй, музей». СПб.: Образование-культура, 1994.- 92 с.
- Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Владос, 1999. -358 с.
- Эстетика. Словарь. М.: Политиздат, 1989. — 447 с.
- Юсов Б.П. Восприятие искусства и возрастные особенности школьников. // Роль художественных музеев в эстетическом воспитании школьников. Ч. 1.-М.: Искусство, 1973.- С. 65−11.
- Юсов Б.П. К проблеме взаимосвязи искусств в детском художественном развитии / Теория эстетического воспитания: сб. науч. трудов. Вып. З.-М., 1975.- С.24−38.
- Юсов Б.П. Современная концепция образовательной области «Искусство»: Виды искусства и их взаимодействие (Пособие для учителя). М.: Искусство, 2002.
- Юхневич М.Ю. Детский музей: прошлое и настоящее. // Культурно-образовательная деятельность музеев, М.: Рос. ин-т культурологии, 1997.-с. 14−23.
- Юхневич М.Ю. Музейная педагогика профессия.//Советский музей.- 1991.-№ 1.-С. 26−29.
- Юхневич М.Ю. «Я поведу тебя в музей», М.: Рос. ин-т культурологии, 2001.-224 с.
- Юхневич М.Ю. Музейная аудитория и ее изучение // Художественный музей в образовательном процессе. СПб, 1998-
- Ядов В.А. Социологические исследования: методология, программа, методы. -Самара.: Изд-во Сам. ГУ, 1995.-332 с.
- Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. М.: Искусство, 1964.- 86 с.
- Якобсон П.М. Почему надо воспитывать чувства детей.-М.: Просвещение, 1964. -75с.
- Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника. М.: Просвещение, 1966. -238 с.
- Яковлев А. Г. Эстетика. М.: Гардарики, 1999. — 348 с.
- Якунин В.А. Педагогическая психология: Учебное пособие / Европейский ин-т экспертов. СПб.: Полиус, 1998.- 693 с.
- Якунин В.А. Психология управления учебно-познавательной деятельностью студентов. -JL: ЛГУ, 1986. 44 с.
- Якунин В. А, Мешков Н. И. Психология педагогической деятельности.-Л.: ЛГУ, 1990.-103 с.
- Alexander Е.Я. Museums in motion: an introduction to the history and functions of museums.- Nashville, 1978. P. 308.
- Museum education: History, Theory and Practice. Ed. N. Berry and S. Mayer. The National art education Association, Reston, Virginia, 1989.-257 p.
- Museums padagogik. Museen als Bildungsstatten- Deutcher Museumsbund. T. Y. — Fr. Main 1975. — 170 s.