Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Использование технологизации инновационной деятельности участников образовательной программы для ее разработки и реализации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Научная новизна исследования заключается в том, что: обоснована необходимость использования технологизации инновационной деятельности участников образовательной программы для ее разработки и реализациидоказано, что технологизация инновационной деятельности в процессе разработки и реализации образовательной программы характеризуется как овладением, использованием образовательных технологий, так… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Теоретическое обоснование использования технологизации инновационной деятельности для разработки и реализации образовательной программы
    • 1. 1. Контекст и феномен разработки и реализации образовательной программы
    • 1. 2. Функции и содержание технологизации инновационной деятельности
    • 1. 3. Реконструкция опыта разработки и реализации образовательной программы с использованием технологизации инновационной деятельности
    • 1. 4. Концептуальные основания использования технологизации инновационной деятельности для разработки и реализации образовательной программы
  • Выводы по первой главе
  • 2. Организация эксперимента по использованию технологизации инновационной деятельности для разработки и реализации образовательной программы
    • 2. 1. Определение задач и содержания экспериментальной работы
    • 2. 2. Этапы использования технологизации инновационной деятельности для разработки и реализации образовательной программы
    • 2. 3. Создание образовательной программы и становление субъектной позиции ее участников как результат технологизации инновационной деятельности
  • Выводы по второй главе

Использование технологизации инновационной деятельности участников образовательной программы для ее разработки и реализации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Установка государства на обновление содержания образования сформулирована в ряде документов (в т.ч. Национальная доктрина образования в РФ 2000 г., Закон РФ «Об образовании» 1992 г., Концепция модернизации российского образования до 2010 г., Федеральные государственные стандарты третьего поколения, Болонская декларация, подписанная Россией в 2003 г. и др.) Не только многообразие документов, формулирующих задачи стратегического развития образования, но и направления стратегического развития, указанные в них, в том числе переход к компетентностному, многоуровневому образованию в высшей школе, профилизация образования в средней школе, ориентация на индивидуальный подход на всех уровнях образования — свидетельствуют об ориентации государства на качественное изменение образования. При этом подчеркивается, что для обновления образования необходимо не только изменение его содержания, но и изменение управления образованием. Поэтому в последние годы осуществляется «разгосударствление» управления образованием, расширение форм общественно-государственного управления, передача значительной части полномочий управления на муниципальный уровень и в общеобразовательные учреждения. В этом контексте и поставлена задача управления разработкой и реализацией образовательных программ.

В ст. 9 Закона об образовании указывается, что программа определяет содержание образования конкретного уровня и направленности. Поэтому образовательное учреждение определяется как место и уровень управления разработкой и реализацией образовательных программ. Предполагается, что именно участие педагогов и управленцев на «местах» в разработке образовательных программ позволит учитывать в ее содержании возрастные особенности детей, образовательные запросы и потребности как детей, так и родителей. Такая установка на управление разработкой образовательных программ касается всех уровней образования (дошкольное, общее, среднее профессиональное, высшее образование, повышение квалификации) и означает, что решение этой задачи рассматривается в контексте управления системными изменениями качества образования.

Вместе с тем разработка и реализация образовательных программ представляет большую трудность. Проведение в 2006;2008 гг. в рамках национального проекта «Образование» конкурса школ, внедряющих инновационные образовательные программы, показало, что, несмотря на широкое участие в этом конкурсе образовательных учреждений (более 10 тыс. школ РФ), среди материалов, представленных на конкурс, собственно, инновационных, образовательных программ оказалось немного, а качество их было невысоким. По оценке экспертов, инновационные программы уже становятся объектом управления в учреждениях, но их разработка часто ограничивается обобщением «разных материалов» по направлениям инновационной деятельности. Экспертами отмечено также, что управление в образовательных учреждениях не «опознает» и не различает инновационные образовательные программы и программы развития образовательного учреждения. Поэтому среди материалов, представленных на региональный конкурс школ (Томская область), внедряющих инновационные образовательные программы, таковых оказалось только около 15% [95, с. 6572]. И хотя материалов специального анализа трудностей, возникающих при разработке и реализации образовательных программ в вузах, нами не обнаружено, можно, однако, предположить, что и здесь управление разработкой образовательных программ представляет большую сложность. Ведь еще некоторое время назад в задачи управления образовательными учреждениями всех уровней входило только обеспечение условий для реализации учебных программ, которые разрабатывались и утверждались на уровне министерства. Поэтому постановка задачи разработки и реализации образовательных программ является новой для управления образовательными учреждениями на всех уровнях системы образования. В связи с чем можно зафиксировать нарастание в управлении образованием противоречия между необходимостью разработки и реализации образовательных программ в каждом образовательном учреждении и неразработанностью условий, содержания управления для решения данной задачи.

Вопросы разработки и реализации образовательных программ рассматривались в работах C.B. Воробьевой, Л. Я. Зориной, М. П. Калининой, С.З. Кимо-вой, Т. В. Кривцовой, O.E. Лебедева, A.M. Лобка, М. В. Потаповой, А.П. Тряпи-цыной, И. С. Якиманской и др. В этих исследованиях обоснована необходимость перехода от выполнения учебных программ к разработке образовательных программ и показано, что содержанием последних становится не передача знаний, а организация деятельности обучающихся, поэтому результат реализации программ определяется формированием субъектности обучающихся. В качестве основного способа разработки образовательных программ рассматривается проектирование их содержания и участие в проектировании тех, кто реализует программы. Отсюда трудности, возникающие при разработке образовательных программ, объясняются слабой подготовленностью субъектов проектирования к анализу собственного опыта и несформированностью компетенций проектирования (М.П. Калинина). Это означает необходимость организации рефлексии, моделирования, конструирования и реконструкции опыта субъектов проектирования программы (Т.В. Кривцова). Тем самым определяется в качестве основной проблемы разработки и реализации образовательной программы необходимость овладения компетенциями проектирования, обобщения, анализа своей деятельности теми, кто ее разрабатывает (A.M. Лобок).

Вместе с тем, в инновационных образовательных учреждениях, где образовательные программы были выделены как предмет управления (A.M. Лобок, И. Ю. Малкова, С. И. Поздеева, Г. Н. Прозументова и др.) необходимость их разработки обосновывается решением задачи усиления влияния инноваций на организацию учебного процесса. В этой связи главной проблемой разработки и реализации образовательных программ становится использование и включение в их содержание инновационных разработок, сделанных в образовательных учреждениях (А.О. Зоткин, Т. В. Стецюк, Е. А. Суханова и др.). Конкретизация данной проблемы в контексте гуманитарного управления образовательными инновациями (Г.Н. Прозументова) означает не только необходимость обобщения результатов инновационной деятельности и их использование в процессе разработки образовательной программы, но и развертывание инновационной деятельности участников программы, создание ими в процессе реализации программы инновационных разработок. Поэтому речь идет о решении проблемы технологизации инновационной деятельности и ее использования для разработки и реализации образовательных программ. Все вышесказанное определяет актуальность темы исследования: «Использование технологизации инновационной деятельности участников образовательной программы для ее разработки и реализации».

Объект исследования: управление образовательными инновациями.

Предмет исследования: технологизация инновационной деятельности участников образовательной программы в процессе ее разработки и реализации. Цель: разработать и обосновать необходимость использования технологи-зации инновационной деятельности участников образовательной программы для ее разработки и реализации.

Гипотеза исследования.

Разработка и реализация образовательной программы будет успешной, если:

• использовать для этого технологизацию инновационной деятельности ее участников;

• осуществить поэтапное развертывание технологизации инновационной деятельности участников образовательной программы, включающее в себя: создание ситуаций инновационного опыта, моделирование учебных занятий, проектирование собственной деятельности с использованием образовательных технологийсоздание авторских разработок, обобщающих и обогащающих содержание инновационной деятельности;

• использовать разработки, создаваемые участниками образовательной программы в процессе технологизации их инновационной деятельности, в содержании и реализации образовательной программы.

Задачи исследования:

• осуществить теоретический анализ подходов к технологизации инновационной деятельности и разработке и реализации образовательных программ;

• провести эмпирический анализ прецедентов разработки и реализации образовательной программы для проявления феномена использования технологизации инновационной деятельности;

• определить концептуальные основания технологизации инновационной деятельности, необходимые для разработки и реализации образовательной программы;

• осуществить эксперимент по использованию технологизации инновационной деятельности в процессе разработки и реализации образовательной программы и обобщить его результаты.

Теоретико-методологическую базу исследования составляют гуманистические теории развития личности (А. Бандура, Р. Берне, А. Маслоу, К. Роджерс и др.) — положения теории деятельности (А.Н. Леонтьев, Г. П. Щедровиц-кий) — положения о влиянии общения и значении коммуникации в образовании человека (Г.С. Батищев, М. М. Бахтин, В. И. Кабрин, М. К. Мамардашвили, М. Хайдеггер, Э. Эриксон и др.) — о становлении субъектной позиции человека в его деятельности (К.А. Абульханова-Славская, Т. М. Буякас, Л. С. Выготский, В. Н. Знаков, О. Г. Зевина, В.И. Слободчиков) — представления о содержании педагогического и образовательного проектирования (Е.С. Заир-Бек, М.В. Кла-рин, O.E. Лебедев, И. Ю. Малкова, A.A. Радугин, В. Е. Родионова и др.) и моделирования (С.И. Архангельский, Б. А. Глинский, А. П. Дмитриев, В. Н. Мизинцев, А. Г. Шабанов, В.А. Штофф) — о возможностях технологий и технологиза-ции для изменения качества образования (В .П. Беспалько, Н. М. Борытко, Н. Ш. Валеева, В. В. Гузеев, Р. Я. Киямова, М. В. Кларин, М. Марков, В. М. Монахов, П. Д. Павленок, Т. В. Покачалова, Е. С. Полат, Г. К. Селевко, Н. Стефанов, М. В. Чошанов, В. М. Шепель и др.) — гуманитарный подход к управлению образовательными инновациями как управлению участием человека в своем образовании и гуманитарный подход к исследованию образовательных инноваций, когда становление субъекта образования изучается в связи с его участием в инновационном развитии образования (Т.Н. Прозументова) — представления об управлении инновациями как повышении квалификации и организации профессионального развития участников инноваций (А.О. Зоткин, О.М. Красно-рядцева, С. И. Поздеева, Е.А. Суханова).

Методы исследования: теоретический анализ философской, социологической, психологической, педагогической литературы по исследуемой проблемеэмпирический анализ прецедентов разработки и реализации образовательных программ, в том числе реконструкция инновационного опыта, кейс-исследование, контент-анализсоциологические методы (опрос, анкетирование) — методы статистической обработки экспериментальных данных.

База и этапы исследования. Основной базой исследования является научно-образовательный центр «Институт инноваций в образовании» ТГУ, в котором автор настоящего исследования с 2004 г. по настоящее время осуществляет разработку и реализацию образовательной программы для повышения квалификации педагогов и управленцев общего, среднего профессионального и высшего образования «Инновационные образовательные технологии». Число участников эксперимента составило 170 человек, в число которых входит 60 преподавателей высшей школы, 110 педагогов общего образования.

Первый этап исследования (2004;2006 гг.) включал в себя изучение литературы по теме исследования, построение контекста, описание прецедентов разработки и реализации образовательной программы. При этом удалось проявить феномен изменения деятельности участников образовательной программы и формирования ее инновационного содержания посредством овладения образовательными технологиямивыделить эмпирические признаки разработки и реализации образовательной программы, осуществить их типизацию и охарактеризовать эмпирическую зависимость между технологизацией деятельности и вовлеченностью участников программы в процесс ее разработки и реализации.

Второй этап исследования (2006;2008 гг.) состоял в теоретическом обосновании технологизации инновационной деятельности как условия и средства разработки и реализации образовательной программы, конкретизации содержания понятия и функций технологизации инновационной деятельности, а также реконструкции опыта использования технологизации инновационной деятельности для разработки и реализации образовательных программ в системе повышения квалификации (Томская область, реализация Мегапроекта «Открытое образование в России», Фонд Сороса, 2000;2004 гг.) и в инновационном образовательном учреждении (МОУ СОШ № 49 г. Томска). Что позволило конкретизировать задачу использования технологизации инновационной деятельности и осуществить ее решение в процессе разработки и реализации образовательной программы «Инновационные образовательные технологии».

Третий этап исследования (2008;2010 гг.) заключался в определении критериев анализа и оценки качества технологизации инновационной деятельности при разработке и реализации образовательных программобобщении представлений об этапах технологизации, осуществлении этих этапов в процессе разработки и реализации образовательной программыуточнении экспериментальных данных, анализе результатов эксперимента, их интерпретации, написании текста диссертационного исследования, его обсуждения и доработки.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Необходимость использования технологизации инновационной деятельности обусловлено решением задачи разработки и реализации образовательных программ на разных уровнях системы образования. Использование технологизации обеспечивает участие представителей образовательных учреждений в разработке и реализации образовательных программобобщение содержания и результатов их инновационной деятельностисоздание программ на основе и с учетом инновационных разработок, сделанных участниками программы.

2. Овладение образовательными технологиями, как показал эмпирический анализ прецедентов разработки и реализации образовательной программы, обусловливает появление феномена «открытия» образования как области личного влияния участников программы, в том числе открытие ими совместной деятельности с детьми как предмета своего влиянияоткрытие своих возможностей в изменении образованияоткрытие детей как участников совместной деятельности. Феномен «открытия» образования свидетельствует о том, что овладение участниками программы образовательными технологиями обусловливает их вовлеченность в инновационную деятельность и в разработку образовательной программы.

3. В контексте гуманитарного подхода к управлению образовательными инновациями преодолеваются ограничения в определении технологизации только как способа упорядочивания и регламентации деятельности, обосновываются ее возможности для формирования инновационной деятельности. Конкретизация возможностей технологизации инновационной деятельности в рамках гуманитарного подхода к управлению инновациями означает ее определение как способа «порождения» и развертывания инновационной деятельности и ее использование для создания инновационных разработок и становления субъектной позиции участников деятельности.

4. Для разработки и реализации образовательной программы необходимы ряд этапов технологизации инновационной деятельности участников программы, в том числе создание ситуаций инновационного опыта использования образовательных технологиймоделирование учебных занятий на основе образовательных технологийпроектирование участниками программы своей деятельности по решению задач изменения образованиясоздание авторских разработок, обобщающих и обогащающих инновационную деятельность.

5. Использование технологизации инновационной деятельности обусловливает создание образовательной программы и становление субъектной позиции участников ее разработки и реализации. При этом создание программы характеризуется развитием ее содержания, в том числе появлением новых модулей, развитием форм вовлеченности участников программы в совместную деятельность, организацией ее анализа и оценки, созданием авторских разработок и их использованием в реализации программы. Становление субъектной позиции выражается в формулировании участниками программы личного отношения и понимания целей и задач современного образованияформировании их инновационного опыта и деятельностирефлексивной оценке участниками как собственной деятельности, так и создаваемой образовательной программы.

Научная новизна исследования заключается в том, что: обоснована необходимость использования технологизации инновационной деятельности участников образовательной программы для ее разработки и реализациидоказано, что технологизация инновационной деятельности в процессе разработки и реализации образовательной программы характеризуется как овладением, использованием образовательных технологий, так и созданием авторских разработок, обобщающих и обогащающих инновационную деятельность участников программыопределено, что для разработки и реализации образовательной программы необходимы разные этапы технологизации инновационной деятельности, в том числе создание ситуаций инновационного опыта, моделирование учебных занятий, проектирование инновационной деятельности с использованием образовательных технологий, создание авторских разработокдоказано, что использование технологизации инновационной деятельности оказывает влияние как на создание образовательной программы, так и становление субъектной позиции ее участников, характеризующейся формулированием ими личного отношения и понимания целей, задач современного образования, формированием их инновационного опыта и деятельности, рефлексивной оценкой как своей деятельности, так и создаваемой программы.

Теоретическая значимость обуславливается тем, что: обосновано влияние технологизации на формирование и развертывание инновационной деятельностидоказано, что критериями эффективности использования технологизации инновационной деятельности выступают создание образовательной программы и становление субъектной позиции ее участниковраскрыты возможности методики реконструкции инновационного опыта для определения эмпирических признаков и этапов технологизации инновационной деятельностивыявлено, что использование образовательных технологий обусловливает феномен «открытия» образования и вовлечение участников образовательной программы в инновационную деятельность.

Практическая значимость состоит в том, что в результате исследования создана образовательная программа повышения квалификации «Инновационные образовательные технологии» и ряд ее модификаций. Разработано учебно-методическое сопровождение для реализации образовательной программы, в том числе методические материалы для организации занятий по технологии развития критического мышления через чтение и письмо, комплект мультимедиа-презентаций, видеолекций и видеоуроков для реализации программы в дистанционном режиме- «Портфолио участника программы» для организации рефлексии содержания и результатов программыразработаны анкеты, экспертные карты для изучения становления субъектной позиции участников программы.

Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования и сделанных выводов обеспечивается непротиворечивостью методологических основаниймеждисциплинарной научно-теоретической базой исследованиятеоретической и практической обоснованностью основных положений и выводоврепрезентативностью и валидностью опытно-экспериментальных данныхкачественных и количественным анализом результатов исследованияэкспериментальным подтверждением научных выводов, а также применением результатов опытно-экспериментальной работы в разных образовательных учреждениях.

Апробация и внедрение результатов осуществлялась посредством реализации программы ПК «Инновационные образовательные технологии» в очном и дистанционном режимах обучения в образовательных учреждениях г. Томска, Томской области, различных регионов России, в том числе в школах.

СОШ п. Сайга Верхнекетского района Томской области, МОУ СОШ № 49, № 40, № 18 г. Томска, СОШ № 10 г. Кызыла и др.), в учреждениях среднего профессионального образования (ФГОУ СПО «Томский сельскохозяйственный техникум» и «Томский медико-фармацевтический колледж»), в высших учебных заведениях (Алтайская академия экономики и права г. Барнаула, Томский государственный университет, Якутский государственный университет и др.). Всего с 2004;2010 гг. в реализации программы приняли участие более 700 педагогов и управленцев. Результаты исследования использовались для создания сетевой программы ПК «Совершенствование педагогической деятельности в условиях перехода к компетентностному образованию» (Комплексный проект модернизации образования в Томской области). Результаты исследования представлялись на всероссийских («Традиционные и инновационные процессы в образовании», г. Томск, 2005, 2006, 2008 гг.- «Инноватика — 2006», г. Томск, 2006 г.- «Тьюторские практики как ресурс модернизации образования», г. Томск,.

2008 г.- «Дополнительное профессиональное образование в вузе: опыт, сотрудничество, перспективы», г. Томск, 2009 г.- «Педагогика развития: движущие силы и практики развития», г. Красноярск, 2010 г.) и региональных конферен циях («Синтез теории и практики управления регионом», г. Томск, 2009 г.), региональной Школе гуманитарного управления и исследования образовательными инновациями (Томск, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010 гг.). Внедрение результатов осуществлялось при выполнении ВИР по заказу Администрации Томской области по теме «Мониторинг реализации образовательных проектов инновационной направленности и образовательных программ подготовки кадров для развития инновационной деятельности в Томской области» (№ 193/2, 2008 г.), при реализации проектов и исследовательских программ, которые поддерживались РГНФ (№ 05−06−6 339а- 07−06−677а).

В ходе работы опубликовано, 14 научных статей, в том числе 2 в журналах, рекомендованных ВАК.

Структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, двух глав (семи параграфов), заключения, списка литературы и 6 приложений. Текст содержит 8 рисунков, 2 таблицы.

Список литературы

состоит из 191 источника.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой