Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Методика изучения прозаических произведений киргизских писателей в общеобразовательных школах республики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Предпринята попытка решения отдельных конкретно-методических проблем преподавания прозаических произведений в киргизской средней школе: а) на материале романов «Среди гор», «Лнщи наших дней» Т. Сы-дыкбекова, повестей «Ажар» К. Баялинова, «Долгий путь» М. Элебае-ва, «Хочу стать человеком» Т. Касымбекова, «Белый пароход» Ч. Айтматова и других прозаических произведений киргизских писателей… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • ГЛАВА I. О ПРЕПОДАВАНИИ ПРОЗАИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В КИРГИЗСКОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
    • I. Место и литературно-методическое значение прозаических произведений в школьных программах /1932−1983 г. г./
    • 2. Место и литературно-методическое значение прозаических произведений в школьных учебниках, учебных пособиях, хрестоматиях/1932−1982 г. г./
    • 3. Диалектика изучения и преподавания прозаических произведений в методике киргизской литературы /1941−1982 г. г./Т
  • ГЛАВА II. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НЕКОТОРЫХ ПУТЕЙ ИЗУЧЕНИЯ ПРОЗАИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДШИ ЩРГИЗСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
    • I. Основные литературно-методические проблемы изучения прозаических произведений в киргизской средней школе и некоторые пути их решения
    • 2. Проблемное изложение учебного материала в сочетании с творческим чтением и эвристической беседой на примере повести Ч. Айтматова «Лицом к лицу» Д1 класс/
    • 3. Композиционно-сюжетный анализ в сочетании с исследовательскими заданиями на материале повести К. Баялинова «На берегах Иссык-Куля* /IX класс/
  • Изучение системы образов романа «Каныбек» К. Джан-тошева на основе репродуктивного творческого метода /X класс/

Методика изучения прозаических произведений киргизских писателей в общеобразовательных школах республики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В исторической речи на Ш съезде Всероссийского Коммунистического союза молодежи В. И. Ленин подчеркивал, что развитие нашего общества по пути социализма и коммунизма во многом будет зависеть от того, чему научится подрастающее поколение и какое получит оно воспитание. Решительно выступая против голого книжного образования и отрыва дела воспитания от жизни, Владимир Ильич призывал к тому, чтобы советская молодежь активно вырабатывала в себе коммунистическое мировоззрение" '" .

В условиях развитого социализма Коммунистическая партия и Советское государство, руководствуясь заветами великого В. И. Ленина, направляют разнообразную деятельность школьной молодежи на добросовестное овладение основами наук и глубокое освоение о марксизма — суммы человеческих знаний" .

В материалах ХХУ1 съезда КПСС и последующих Пленумов ЦК КПСС, в «Основных направлениях экономического и социального развития СССР в одиннадцатой пятилетке и на период до 1990 года» намечены перспективы и конкретные мероприятия по дальнейшему развитию народного хозяйства, в том числе системы народного образования, повышению эффективности всех его звеньев и отраслей, совершенствованию форм и методов обучения, воспитания учащихся в духе любви к труду, стремления к нравственному совершенствованию, пониманию прекрасного, а также по решению других общественно-педагогических проблем нашего времени.

На широкую разностороннюю работу и длительную перспективу общеобразовательной средней школы, в том числе национальной, нацеливают положения, высказанные в речи Генерального секретаря.

1 Ленин В. И. Полн.собр.соч., т.41, с.298−318.

2 Ленин В. И. Там же, с. 317.

ЦК КПСС, Председателя Президиума Верховного Совета СССР товарища К. У. Черненко на апрельском Пленуме: «Призвание школы — формировать у учащихся марксистско-ленинскую убежденность, способность к самостоятельному, творческому мышлению, развивать сознание своей ответственности за судьбы социалистической Родины. И, конечно, прививать стойкий имунитет к чуждым нам взглядам и нравам» ^.

В процессе обучения и воспитания подрастающего поколения среди других учебных предметов литературе, «осваивающей действительность по законам прекрасного» /К.Марко/, принадлежит особое место. Еще в период формирования советской методической науки М. А. Рыбникова отмечала, что «.нам, словесникам, нужно идти к задачам коммунистического воспитания путями литературы, решать эти задачи на материале литературы и методами, сродными искусству слова», потому что литература — это орудие познания мира, жизни человека и жизни общества. «Это — великая школа мировоззрения.

Литература

 — могучее средство воспитания эстетической восприимчивости и хорошего вкуса, воображения и мышления, чувств и воли. Наконец, на литературном материале могут быть наилучшим образом воспитаны навыки чтения, рассказывания, письма, культуры речи вообще" .

Процесс преподавания национальной литературы в киргизских общеобразовательных школах тесно связан с основным средством коммуникативных взаимоотношений между людьми — с многогранной природой человеческого языка как проводника идеологических влияний в обществе, По этому поводу в программе по киргизской лите—-ра т у ре.

1 Речь товарища К. У. Черненко на Пленуме ЦК КПСС. 10 апреля 1984 г. — Правда, II апреля, 1984 года.

2 Рыбникова М. А. Очерки по методике литературного чтения. — М.: Учпедгиз, 1945, с. Б-7.

3 Роткович Я. А. История преподавания литературы в советской школе. — М.: Просвещение, 1976, с. 294. ясно сказано: «Целью изучения киргизской литературы в школах является: с помощью воздействия искусства слова формировать коммунистическое мировоззрение учащихся, вырабатывать у них принципиальность, активную жизненную позицию, нравственную чистоту, духовную культуру, эстетический вкус, эмоционально-гармоничный духовный мир, развитие устной и письменной речи» *.

Решение упомянутых выше общественно-педагогических, литературно-эстетических проблем на уроках по киргизской литературе в настоящее время далеко от совершенства. Преподавание предмета киргизской литературы в республике пока не отвечает всем научно-методическим, психолого-педагогическим и дидактическим требованиям, потому что методика литературы как самостоятельная педагогическая дисциплина у нас очень молода. Начало ее развития и формирования датируется второй половиной 50-х годов.

Конечно, такое утверждение отнюдь не означает, что данная отрасль педагогического дела — белое пятно в науке. Во второй половине 60-х годов были защищены диссертации по методике изучения в киргизской школе жизненного и творческого пути писателейпоэтов и прозаиков — Т. Сатылганова, А. Токомбаева, М. Элебаева, Ч. Айтматова /в 1У-Х классах/ и по методике преподавания произведений устного народного творчества /в 1У-У классах/. В 70-х и начале 80-х годов был разработан систематический курс методики преподавания киргизской литературы. Но указанные научно-педагогические исследования не дают нам полного основания утверждать, что многочисленные проблемы методики преподавания киргизской литературы всесторонне рассмотрены и решены. Кыргыз тилинин жана адабиятынын программасы: 1У-Х класс-тар учун. — Фрунзе: Мектеп, 1980, с. 36.

В том числе одной из нерешенных, несмотря на свою актуальность, проблем является разработка методики преподавания прозаических произведений в национальных средних школах.

Актуальность исследования. Киргизская советская проза, как и вся многонациональная советская литература, является мощным оружием в деле коммунистического воспитания учащихся республики. В учебной программе по национальной литературе прозаическим произведениям отведено наиболее значительное место. Проза стала одной из ведущих форм развития современной киргизской литературы. Не случайно поэтому с каждым новым вариантом школьной программы по родной литературе прозе отводится все более весомая роль в учебном процессе.

Вместе с тем многие стороны сложного процесса преподавания родной литературы, в частности ее эпических произведений, в киргизской средней школе до настоящего времени не получили надлежащего общепедагогического и научно-методического осмысления.

В методике преподавания киргизской литературы такие важные аспекты школьного изучения киргизской прозы, как место прозаических текстов в программах, учебниках, учебных пособиях, освещение их системы и структуры, формы и объем педагогической презентации не проанализированы в диахроническом плане. Они не стали также объектами специальных научно-методических и психолого-дидактических исследований. Недостаточно глубоко изучен накопленный богатый учебно-методический опыт учителей киргизской литературы, его рациональные моменты почти не пропагандировались среди учительства республики. Поскольку отсутствуют специальные пособия для учителей по данной проблеме, а также методические руководства к учебникам, в которых она освещалась бы, в практике массовой киргизской школы различные по своему жанрово-стилевому характеру произведения изучаются по однотипной схеме. В конечном счете это наносит заметный ущерб эстетическому и идейно-нравственному воспитанию киргизских школьников.

Необходимость восполнения данного пробела школьного преподавания киргизской литературы, равно как и потребность в углубленной разработке названной проблемы применительно к изучению родной литературы в национальных школах других республик, обусловливает актуальность специального научно-методического исследования названных важнейших проблем изучения киргизской прозы в школе. Это и определяет актуальность реферируемой работы.

Предметом нашего исследования является методика учебного освоения прозаических произведений родной литературы в киргизской общеобразовательной средней школе.

Объект исследования — совершенствование методов, приемов и средств изучения прозаических произведений киргизских писателей в средних общеобразовательных школах республики на основе анализа состояния и развития учебно-педагогического процесса (программы, учебники и учебные пособия, методические материалы).

Цель исследования — на основе рассмотрения путей развития методики и практики школьного изучения прозаических произведений родной литературы, а также определения места прозаических произведений в программах и учебниках для киргизской средней школы выявить и экспериментально апробировать, с перспективой на последующее внедрение, эффективную систему учебного освоения киргизской художественной прозы.

В ходе исследования нами была выдвинута и проверена на практике следующая гипотеза: оптимизация изучения прозаических произведений киргизской литературы в общеобразовательных школах республики может быть успешно осуществлена, если будут:

— во-первых, более четко определены, методически и педагогически обоснованы место и значение прозаических произведений киргизских писателей в школьных программах, учебниках, хрестоматиях и, следовательно, в художественно-эстетическом развитии учащихся;

— во-вторых, раскрыты позитивные тенденции развития методики преподавания прозаических произведений в киргизской средней школе;

— в-третьих, выявлены и учтены наиболее характерные трудности восприятия учащимися прозаических произведений киргизских писателей;

— в-четвертых, на этой основе разработаны методы, формы, приемы изучения прозаических произведений, позволяющие углубить процесс усвоения литературных знаний учащимися.

Цель и рабочая гипотеза определили следующие частные задачи исследования.

1. Определив место и методическое оснащение прозаических произведений в программах, учебниках, хрестоматиях по киргизской литературе (1932;1982 гг.), наметить наиболее действенные способы и пути совершенствования последних.

2. С помощью изучения процесса школьного освоения прозаических произведений киргизской литературы (1941;1982 гг.) раскрыть основные тенденции развития и наметить перспективу совершенствования методики преподавания киргизской прозы в национальной школе.

3. Выявить наиболее характерные трудности восприятия учащимися произведений киргизской прозы.

4. Уточнить некоторые методы, приемы и средства преподавания прозаических произведений в киргизской средней школе, учитывая психолого-возрастные возможности учащихся, с одной стороны, и жанрово-стилистические, художественно-эстетические особенности прозаических произведений киргизских писателей — с другой.

5. Обеспечить апробирование разработанной методической системы и внедрение в практику школ наиболее результативных элементов экспериментального исследования.

Методологической основой диссертационного исследования являются принципы марксистско-ленинской теории познания, требующей: «каждое положение рассматривать лишь (сЛ) исторически- (?) лишь в связи с другими- (^) лишь в связи с конкретным опытом истории» *.

При написании диссертации мы руководствовались также теоретическими положениями, разработанными в трудах классиков марксизма-ленинизма, материалами съездов, пленумов ЦК Коммунистической партии Советского Союза и ЦК Компартии Киргизии о народном образовании, литературе и искусственами изучены важнейшие научные работы, посвященные методике преподавания русской и братских национальных литератур. Автор опирался в своем исследовании на данные базовых и смежных наук — современной педагогики, психологии, эстетики, литературоведенияа также широко использовал передовой опыт лучших педагогов-словесников Киргизии, сочинения учащихся и другую школьную документацию.

В работе нашли определенное обобщение итоги практических занятий, проведенных в 1978;1984 годах как под руководством соискателя студентами Киргосуниверситета, так и самим диссертантом — в средних школах II, 3, 4, 5 города Фрунзе.

Педагогические эксперименты срезового (констатирующего), формирующего и контрольного характера проводились на протяжении 1978;1984 учебных лет в средних школах ям.В. И. Ленина (учителя киргизской литературы А. Кудайбергенов, К. Шалпыков), им. М. И. Кали.

•Ленин В. И. Полн.собр.соч., т.49, с. 328. нина (К.Джунушев, Б. Исмаилов), «Ак-Джар» (З.Чолпонкулова, А. Кадыров) Кочкорского районаим.С. М. Кирова (М.Сейдашева, Б. Абдиева), им. Т.Сатылганова (Ш.Мамбеталиева, А. Джээнбаева) города Нарына- № 5 им. А. С. Пушкина (М.Омуралиев), № 3 (К.Исаева) г. Фрунзе.

Экспериментальная работа осуществлялась в три этапа.

На 1-м этапе в У1, IX, X классах указанных киргизских средних школ проверялся общий уровень знаний, навыков и умений учащихся по исследуемой теме и выявлялись причины обнаруженных недочетов.

На 2-м этапе, в процессе поисково-коррективного эксперимента, анализировались, обобщались и использовались результаты, полученные на 1-м этапе исследования, а также проводился обучающий эксперимент на базе подготовленных автором методических разработок.

На 3-м — формирующем этапе проводилась опытная проверка целесообразности, эффективности найденных автором путей, приемов и способов подачи учебного материала. В заключение были подведены итоги эксперимента.

Отдельные методические рекомендации диссертанта, давшие эффективные практические результаты, после обсуждения в Нарын-ском городском и Кочкорском районном методических объединениях и на заседаниях кафедры методики преподавания киргизского языка и литературы Киргосуниверситета им.50-летия СССР внедрены в учебный процесс указанных школ.

Новизна исследования заключается в следующем:

I. Впервые в методическом, психолого-дидактическом планах рассмотрены место и значение произведений киргизской прозы в учебных программах, учебниках-хрестоматиях и учебных пособиях.

1932;1982*гг.) для киргизской средней общеобразовательной школы и на этой основе сделаны конструктивные выводы обобщающего характера.

2. Уточнены этапы развития методики преподавания прозаических произведений киргизской литературы и определены методические тенденции их изучения в школе, соответствующие этим этапам.

3. Предпринята попытка решения отдельных конкретно-методических проблем преподавания прозаических произведений в киргизской средней школе: а) на материале романов «Среди гор», «Лнщи наших дней» Т. Сы-дыкбекова, повестей «Ажар» К. Баялинова, «Долгий путь» М. Элебае-ва, «Хочу стать человеком» Т. Касымбекова, «Белый пароход» Ч. Айтматова и других прозаических произведений киргизских писателей разработаны, с учетом их жанрово-стилистических особенностей, варианты методики учебного освоения соответствующего литературно-художественного материалаб) разработан также вариант проблемного изложения в сочетании с творческим чтением и. эвристической беседой на материале повести Ч. Айтматова «Лицом к лицу» в 71 классев) использован путь композиционно-сюжетного анализа в сочетании с исследовательским заданием в процессе изучения повести К. Баялинова «На берегах Иссык-Куля» в IX классег) представлен опыт црименения репродуктивно-творческого метода, опирающегося на проблемный подход к анализу системы образов эпического произведения при изучении романа «Каныбек» К., йдантошева в X классе.

Автор выносит на защиту следующие положения:

I. Содержание учебных программ, учебников, учебников-хрестоматий и методических пособий по киргизской литературе, начиная с 1932 года, последовательно обогащалось и совершенствовалось. Конец 40-х и 50-е годы ознаменовались созданием многих оригинальных учебников-хрестоматий и учебников по киргизской литературе, в которых все более значительное место занимала художественная проза.

Для 60-х годов характерна углубленная разработка и совершенствование в учебных книгах по родной литературе структурно-внетекстовых компонентов в разделах, посвященных киргизской прозе, интенсивное обогащение познавательной стороны их содержания.

В 70-е — начале 80-х годов учебный процесс в киргизской школе, в том числе изучение национальной прозаической литературы, поднимается на качественно новый уровень в связи с развертыванием межпредметных связей при обучении основам наук и использованием принципов проблемного обучения.

2. Использование названных и других достижений советской методической науки позволяет повысить глубину и качество усвоения рассматриваемого литературно-художественного материала учащимися как среднего, так и старшего концентров киргизской школы.

3. Предложенные в диссертации новые методические варианты изучения прозаических произведений писателей Киргизии способствуют совершенствованию школьного процесса преподавания киргизской прозы.

Апробация работы. Построенные на основе данных эксперимента уроки, проведенные в перечисленных выше школах, были обсуждены методическими объединениями районного и городских отделов народного образования и получили одобрительную оценку. По опорным методическим положениям и выводам диссертации автор выступал с сообщениями на межреспубликанской научно-практической конференции «Актуальные вопросы методики преподавания национального языка и литературы в школе и вузе» (1982, сентябрь), на научных конференциях профессорско-преподавательского состава факультета киргизской филологии и журналистики Киргосуниверситета им.50-ле-тия СССР (1978;1984 гг.). Данные сообщения также были оценены положительно.

Автором разработан план занятий вузовского спецсеминара, рассчитанного на 34 часа, по теме: «Актуальные проблемы изучения прозаических произведений киргизских писателей в средней школе». Эти занятия проводились на 1У и У курсах факультета киргизской филологии и журналистики Киргосуниверситета им.50-летия СССР в 1979;80 и 1982;84 учебных годах.

Основные положения диссертации отражены в статьях диссертанта, перечень которых помещен в конце автореферата.

Ценность диссертации для науки и практики.

Прозаические произведения в программах, учебниках, учебных пособиях, хрестоматиях рассмотрены в диссертации не только с точки зрения историко-методической, но и как фактический материал, содействующий решению актуальных вопросов литературно-методического и психолого-дидактического характера. Это предоставляет возможности для дальнейшего усовершенствования программ, учебников, хрестоматий, учебно-методических пособий по киргизской литературе, открывает новые перспективы развития методики, киргизской литературы.

Поскольку в работе намечены пути оптимизации изучения прозаических произведений киргизских писателей, диссертация призвана содействовать повышению эффективности преподавания киргизской национальной литературы в общеобразовательной средней школе, в средних специальных учебных заведениях и в гуманитарных вузах, а также совершенствованию материалов об учебном освоении киргизской прозы в программах, учебниках, учебных и методических пособиях по данному предмету.

Научное значение диссертации определяется также тем, что в ней показана возможность выбора и творческого применения такого комплекса способов учебного освоения литературно-художественного материала, который в каждом конкретном случае наиболее адекватен специфическим особенностям изучаемых явлений литературы, в данном случае — особенностям наиболее выдающихся произведений киргизской прозы и закономерностям ее развития (острота конфликтов — и проблемный подход к изучению текстоврезкая поляризация положительных и отрицательных начал — и использование графических схем системы положительных и отрицательных героев и др.).

Структура и объем диссертации

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии. В тексте приводятся таблицы и схемы, иллюстрирующие соответствующие положения и выводы диссертации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Рассмотренные в данной диссертации методы, пути и приемы презентации художественных, произведений киргизской прозы явились результатом изучения путей развития и состояния методики национальной литературы, а также серии экспериментальных литературно-педагогических исследований по апробации существующих в советской методической науке концептуальных положений, творчески использованных в условиях киргизской средней общеобразовательной школы.

1^ководствуясь целью посильного совершенствования путей преподавания художественно-прозаических полотен, изучаемых в программе киргизской средней школы, мы исследовали методические возможности наполнения конкретным специфическим содержанием таких общепринятых методов и путей школьного литературоведческого анализа художественных произведений, как способы проблемного изложения в сочетании с творческим чтением и эвристической беседой, композиционно-сюжетный анализ в сочетании с исследовательскими заданиями, репродуктивно-творческий метод изучения системы образов произведения. Во введении содержится обоснование темы и определение границ исследования, раскрываются актуальность, цель, задачи и методы исследования, его методология, а также научно-практическое значение.

В первой главе — «0 преподавании прозаических произведений в киргизской общеобразовательной школе» — рассматриваются истоки зарождения и развития методики изучения прозы киргизских писателей в национальных общеобразовательных школах республики, уровень разработанности темы в современной науке.

Содержание первого параграфа составляет научно-методический анализ места и значения киргизской прозы в школьных программах по киргизской литературе /1У-Х кл./ на протяжении 1932;1982 гг.

Начало разработки данного вопроса восходит к 1982 году,.так как именно тогда /17 сентября 1982 г./ Киргизский: областной комитет ВКП/б/, рассмотрев вопросы о реализации в области народного просвещения постановлений ЦК ВКП/б/ «О начальных и средних школах», «О режиме в начальных и средних школах», принял ряд основополагающих решений, в том числе — о создании оригинальной программы по родной литературе в киргизской школе^" .

В 40-е годы в связи с открытием полных общеобразовательных средних школ на территории Киргизии были созданы программы по родной литературе для У-Х классов.

В 50−70-е годы окончательно сложился основной костяк общественно-педагогических, в частности, дидактических требований к обучению и воспитанию учащихся, в том числе к изучению киргизской прозы в национальных школах республики, основу программ для У-Х классов именно с этого времени составили лучшие произведения М. Элебаева, А. Токомбаева, К. Баялинова, К. Джантошева, К. Мали-кова, Т. Сыдыкбекова, Н. Байтемирова, Ч. Айтматова, Ш. Бейшеналие-ва.

На 1980/1981 учебный год была подготовлена усовершенствованная программа по родной литературе для киргизских средних школ. В программу вошли многие новые прозаические произведения, характерные для развития современного художественно-эстетического мышления, имеющие важное значение для воспитания коммунистической идейности и нравственности. В целом следует отметить существенное повышение требований программы, включение в нее.

Айыл-кыштак башталгыч мектептеринин программасы. — Фрунзе: Кыргызмамбас, 1952. — 51 с. достаточно сложных прозаических, произведений, при изучении которых учителю необходимо творчески развивать познавательные возможности и способности учащихся, в том числе — на базе проблемного изучения материала.

Во втором параграфе развернут научно-методический анализ места и значения киргизской прозы в учебниках-хрестоматиях, учебниках, учебных пособиях, изданных на протяжении 1932;1982 гг.

Создание учебников и учебных пособий по киргизской литературе для национальных школ отличалось в республике своими особенностями. Так, например, вплоть до 50-х годов имели место некоторые расхождения, между учебными программами и учебниками, устраненные лишь в последующий период.

Обогатившись новым содержанием и новыми формами, ведущие литературно-методические компоненты учебного процесса освоения родной литературы оказывали и оказывают ныне активное воздействие на формирование коммунистических взглядов, на гармоничное развитие личности учащихся.

При овладении школьниками основами наук, в том числе литературоведения, современной педагогикой обращается особое внимание на развитие способности ребенка самостоятельно добывать знания, давать свою оценку изучаемым явлениям, уметь применять эти знания в повседневной жизни.

В этом плане высокую степень эффективности в процессе преподавания родной литературы как учебника жизни дает изложение учебного. материала на основе применения принципов проблемного обучения.

Усовершенствованная программа по киргизской литературе впервые включает специальную главу о межпредметных связях киргизкой литературы. Однако вновь изданные учебники для 1У-Х классов, написанные на основе новой, программы, не успели пока отразить это важное направление в преподавании предмета.

Б третьем параграфе рассмотрен путь развития методики изучения. киргизской прозы в период с 1941 по 1982 гг. на основе обзора методических работ, вышедших, за указанный период времени — показаны истоки процесса, углубления и расширения границ этой науки.

Б 1958 году Министерство просвещения Киргизской ССР утвердило «Мероприятия по улучшению преподавания киргизского языка и литературы в школах республики»-, реализация которых оказала стимулирующее воздействие на поиски новых форм и обновление содержания методики преподавания киргизской! литературы.

Отправляясь от этого документа, диссертант попытался дать подробный анализ путей развития методики изучения киргизской литературы, научные основы которой были заложены монографическими исследованиями киргизских методистов К. И. Иманалиева, Б. Алымова, В. Н. Шнейдмана, А. Садабаева, К. Сабаевой, А. Мамбеталиева и др.

Этапной вехой на исследуемом пути было издание «Методики преподавания киргизской литературы» К. Иманалиева /1976 г./ -систематического курса методики киргизской литературы с 17 по X классы.

Однако повысившиеся' требования к обучению и воспитанию современной молодежи стимулировали поиски новых подходов к оптимизации преподавания предмета. Речь идет прежде всего об одном из таких принципиально новых подходов к методике — о проблемном изучении учебного материала^.

2 Иманалиев К. Орто мектептерде кыргыз адабияты боюнча проблемалык окууну уюштуруу иши.-Фрунзе:Мектеп, 1981.-144 е.- Алымов Б.-Кыргыз совет адабиятын окутуунун методикасы. — Фрунзе: Мектеп, 1981. — 220 с.

Основываясь на достижениях общесоюзной методики предмета и методики киргизской литературы, автор данной диссертационной работы избирает в качестве основного объекта своего внимания совершенствование путей творческого анализа художественных произведений на основе проблемной организации осваиваемого материала с учетом жанрово-стилистических особенностей, художественных достоинств психолого-педагогических и возрастных факторов и т. д.

В первом параграфе второй главы исследуются основные методические проблемы освоения идейно-художественного содержания прозаических произведений в киргизской средней школе и некоторые пути их решения.

В киргизских средних школах чаще всего применяются такие пути анализа художественного произведения, как анализ «вслед за автором», разбор системы образов и выявление основной идеи /проблемы/ произведения.

Так, анализ. произведения «вслед за автором» в национальных средних школах практикуется со второй половины 30-х годов. Мы позволили себе дополнить его, введя репродуктивно-творческие задания /то есть задания творческого характера с использованием знания учащимися текста литературного произведения/ на основе проблемного подхода, значительно активизирующие усвоение учебного материала, вносящие в эту работу элементы самостоятельного творчества. Первая в киргизской литературе автобиографическая повесть М. Элебаева «Долгий путь», на наш взгляд, с достаточной полнотой может быть проанализирована указанным путем.

Широко применяется, также анализ системы образов-персонажей прозаического произведения. Образы раскрываются в органической, динамической связи, во взаимодействии друг^ с другом. Наиболее ярко это можно показать на примере преподавания в киргизских средних школах повести Ч. Айтматова «Белый пароход». Идейно-художественный центр повести — образ Мальчика — все остальные образы-персонажи группируются, вокруг него. Здесь хотелось бы обратить внимание на найденное нами, методически плодотворное, на наш взгляд, графическое отображение художественных особенностей и внутренней целостности системы образов айтматовской повести. Дело в том, что при распределении данного учебного материала по урокам выявилось, своеобразное «равновесие» основных героев — положительных /образы деда Момуна, Рогатой матери-оленихи и Автора/ и отрицательных /Орозкул, Мачеха, Бекей/, Центральная, осевая линия конфликта связана с образом Мальчика.

По-видимому, романтическое освещение жизненного материала, тесное переплетение мифа и реальности, свойственные художественной концепции Ч. Айтматова, обусловили такую заостренную поляри-зованность всех образов повести, стремление писателя выразить основную идейную направленность каждого персонажа со всей возможной определенностью и полнотой. По одну сторону маленького человека стоят образы, воплощающие в себе светлое начало, доброту, общечеловеческие ценности /заботливый дед Момун, сказочная.

Рогатая, мать-олениха, которая должна принести счастье тетке Бекей, собирательный образ Автора, которому в тексте повести наиболее близок образ Кулубека/. С другой стороны располагаются «теневые» персонажи: «фашист». Орозкул, злая Мачеха, забитая тетка Бекей. В прямом, сопоставлении даются только Момун и Орозкул— противоборствующие силы нравственно-психологического конфликта повести. Направления остальных стрелок данного графа показывают характер противопо9тавления и взаимоотношений с Мальчиком других героев, /см.дисс. стр. 96 /. В результате экспериментальной проверки нами было определено также оптимальное поурочное распределение изучаемого материала при освоении системы образов произведения, рассчитанное на 2 учебных часа.

Основное внимание при построении уроков подобного характера, как уже отмечалось, уделяется нами проблемному изучению материала. Оно целенаправленно и: успешно служит всестороннему развитию учащихся, формированию идейно и интеллектуально активной личности. Насыщенность современной киргизской прозы острыми конфликтами благоприятствует использованию приемов проблемного обучения на ее материале. Это подтверждает и приведенная в диссертации модель системы проблемных, уроков по повести Т. Касымбе-кова «Хочу быть человеком». Экспериментальная апробация разработанной нами организации изучения названных повестей на основе проблемного изложения материала позволила достичь значительных результатов по освоению программных произведений современных прозаиков Киргизии.

Один из способов развития познавательных способностей учащихся, активизации их мышления, возбуждения интереса к самостоятельному получению новых знаний, к применению этих знаний на практике, демонстрируется в диссертации на примере проблемно организованного, в сочетании с творческим чтением и эвристической беседой, изучения повести Ч. Айтматова «Лицом к лицу» /см. 101 второй главы/. Итоги эксперимента показали, что данный путь изучения повести «Лицом к лицу» — наиболее творческий и доступный для учащихся, несмотря на психологическую сложность ее для шестиклассников, — позволяет усваивать материал значительно лучше, чем в контрольных классах, где применялись в основном традиционные приемы учебной работы — комментированное чтение и репродуктивное изложение материала. Ученики контрольных классов ограничились усвоением сюжета повести, самоочевидных аспектов ее идейного содержания, но не смогли подняться до уровня самостоятельных суждений о событиях, конфликтах и образах действующих лиц. В экспериментальных же классах изучение указанной повести было построено на основе подведения учащихся к решению проблемных вопросов учебнолитературного материала.

Проблемные вопросы отличались от традиционных, побуждающих лишь к репродуктивному воспроизведению материала, тем, что содержали в себе элементы изначально неизвестных учащимся знаний, и к решению следовало подойти самостоятельно, после творческих раздумий над перипетиями художественного повествования, над судьбами главных героев. Но, пожалуй, главное в них — то, что решение проблемных вопросов ставит учащихся перед необходимостью нравственно-эстетического и идейного выбора, способствующего формированию активной позиции личности, внутренних идейно-нравственных убеждений будущих строителей нового общества.

Б третьем параграфе второй главы рассматривается способ композиционно-сюжетного анализа художественного произведения, сочетающегося с исследовательскими заданиями. Он раскрывается, на материале изучения повести К. Баялинова «На берегах Иссык-Куля». Этот путь анализа, несомненно, наиболее удобен при рассмотрении таких значительных по объему и охвату жизненного материала произведений, каким является указанное художественное повествование о жизни двух хозяйств. Так как за отведенное учебным планом количество часов невозможно более подробно и другими способами дать достаточно четкое представление о сюжете и композиции повести. А для того чтобы контролировать процесс углубленного чтения текста произведения. дома, мы, как указывалось выше, связывали этот процесс с исследовательскими заданиями.

Предметом рассмотрения в последнем, четвертом параграфе диссертации является изучение системы образов прозаического произведения на основе репродуктивно-творческого метода. Анализ системы образов-персонажей при. изучении эпических произведений в средней школе — с опорой на данный метод — дает учащимся глубокие и прочные знания. Например, изучение образов романа «Каныбек» К. Джантошева мы проводили с помощью репродуктивно-твор-ческого метода на основе целостного подхода: все образы романа изучались в тесн<�эй связи с образом центральной фигуры повествования. — Каныбека. Репродуктивно-творческий путь освоения данного, весьма значительного по объему материала позволял, во-первых, уложиться в отведенное программой ограниченное количество часов и, во-вторых, дать учащимся возможность более подробно ознакомиться с художественном своеобразием произведения.

Нулевой /срезовый/ этап эксперимента, на котором автор изучал состояние преподавания прозаических произведений, выявил не только скромный средний уровень владения учащимися программным материалом по классам, но и некоторые существенные, пробелы в умениях и навыках учащихся. Например, при срезовых опросах выяснилось, что ученики обдчно ограничиваются пересказом ежета произведения, простейшими определениями характера героев /положительный, хорошийотрицательный, плохой/ и темы произведения о чем рассказывается в нем/, затруднения вызывают идейный, композиционный и целостный анализ художественной прозы — даже в пределах: ограниченных программных требований. И почти совсем не имеют учащиеся навыков самостоятельных рассуждений, оценок, решения проблемных вопросов, не умеют находить необходимые опорные эпизоды, при характернотике образов преобладает схематизм и упрощенный подход.

Следующий этап — этап поискового-коррективного эксперимента — характеризовался поисками оптимальных методов и средств устранения: указанных пробелов на основе использования принципов проблемного изучения материала. Составлялись методические разработки по анализу прозы на основе творческого применения в киргизской школе методов и путей, существующих, в методической науке. При этом уточнялось, какие элементы художественной структуры произведений необходимо отобрать для текстуального изучения — проверялась практическая эффективность самого хода анализа — определялся, целесообразный обьем работы на каждом из уроков — совершенствовались формулировки проблемных вопросов.

На Ш — формирующем " :э'тапе учащиеся экспериментальных классов осваивали приемы литературного анализа в процессе изучения программных эпических произведений, на основе методики, разработанной автором. Сравнивались результаты усвоения приемов анализа литературного произведения, в экспериментальных и контрольных классах:. Опытная работа строилась на материале некоторых прозаических произведений, входящих в программу изучения в У1-Х классах киргизской средней общеобразовательной школы. /" Среди гор", «Каныбек», «Лвди наших дней», «Ажар», «Долгий путь», «На берегах Иссык-Куля», «Хочу стать человеком», «Белый пароход», «Лицом к лицу» /. Результаты экспериментов /опросы и сочинения/ отражаются в тексте диссертации".

В конце экспериментальных исследований с целью проверки действенности выдвинутых нами методических, положений, качества усвоения знаний учащимися, степени развития их умений применять полученные знания на практике нами были проведены заключительные, итоговые уроки. В эксперименте участвовало 522 ученика: 185 шестиклассников /90 — из контрольных, 95 — из экспериментальных классов/, 175 девятиклассников /86 — из контрольных, 89 -из экспериментальных классов/, 182 десятиклассника /88 — из контрольных классов, 94 — из экспериментальных/. Ученикам предлагалось в общей сложности 30 вопросов-заданий, касающихся идейной проблематики произведений художественной прозы, их композиционно-сюжетного построения, системы образов и т. д.

Полученные результаты./см. таблицы в тексте №№ 1−8 и сводный & 9/ предлагаются нами, во-первых, как вывод о целесообразности разработанных: в процессе диссертационного исследования путей и приемов совершенствования методики изучения прозаических произведений киргизской литературы в национальных школах республики — во-вторых, как доказательство перспективности выдвинутой автором рабочей гипотезы, практическая реализация результатов экспериментального развития которой позволила бы в определенной степени углубить и активизировать процесс усвоения литературных знаний учащимися в национальных школах республики. Эти выводы сделаны на основе экспериментальных наблюдений за учащимися — анализа уроков и особенно — обобщения результатов письменных работ, проводившихся после изучения каждого из произведений /см. примеры в тексте/.

Итак, в работе определены /в психолого-педагогическом и литературно-методическом плане/ место и значение прозаических произведений в программах, учебниках, хрестоматиях и учебно-методических пособиях по родной литературе — намечены некоторые пути дальнейшего совершенствования учебного процесса, основанного на этих документах, в частности, — использование межпредметных связей — выявлены некоторые научно обоснованные и экспериментально апробированные методы и приемы учебного освоения прозаических произведений родной литературы в киргизской средней школе /в частности, впервые предложенные наш варианты проблемного изложения в сочетании с творческим чтением и эвристической беседой — формы композиционно-сюжетного анализа в сочетании с творческим заданием — пути изучения системы образов эпических произведений с помощью репродуктивно-творческого метода, опирающиеся на проблемный подход к обучению учащихся киргизской литературе/.

Однако диссертант в полной мере еознает, что рассмотренные проблемы не исчерпываются данной работой и требуют дальнейшего научного исследования. Б частности, продолжают оставаться, актуальными, например, проблема повышения, воспитательной роли учебного материала, проблема психолого-педагогической подготовки учащихся: средствами художественной литературы к труду на блага общества, — на что нацеливает нас школьная реформа^. Необходимо, чтобы художественно-педагогическая литература, в том числе национальная киргизская, в большей степени влияла на становление коммунистической идейности, нравственности и марксистско-ленинского мировоззрения подрастающего поколения.

Последнее в значительной мере зависит, по нашему мнению, от того, насколько глубоко и доходчиво для: учащихся будущие учебники и хрестоматии по киргизской литературе, составленные с учетом развивающих возможностей проблемного обучения, отразят борьбу за построение коммунизма в стране, с одной стороны, и используют научно-обоснованные данные комплексных психолого-педагогических исследований, с другой. Б связи с этим хотелось бы выразить пожелание, чтобы составители будущих учебников и хрестоматий по родной литературе строже подходили к подбору основных текстов, включаемых в качестве образцов в учебные книги: материал должен подбираться, в соответствии с его художественной ценностью, быть познавательным, отвечать критериям воспитывающего обучения:. Более глубокой и рациональной методической обработки требуют также тексты, играющие дополнительную роль /справочный, документальный материал и т. д./, и внетекстовые компоненты учебников /аппарат организации усвоения, ориентировки, иллюстрации и др./.

Следовало бы, например, увеличить количество учебного времени, отводимого наизучение лучших произведений современной Основные направления реформы общеобразовательной ш профессиональной школы. — Правда, II апреля, 1984 г. киргизской художественной прозы /" Долгий путь" М. Блебаева,.

Каныбек" К. Джантошева, «Среди гор» и «Лвди наших дней» Т. Сыдыкбекова, ряд произведений Ч. Айтматова и другие/ сокращения времени, выделенного на уроки по фольклорному материалу. На наш взгляд, требует также пересмотра и последовательность введения некоторых уже включенных в программы произведений.

Таким образом, предлагаемая нами работа может рассматриваться как одна из ступеней на путях дальнейшего совершенствования методики преподавания киргизской литературы в национальных школах, республики.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ф. Письмо Маргарет' Тарккнесс, начало апреля 1888 г. Маркс К.-, Энгельс Ф. — Соч., изд. 2-е, т.37, с.35−37.
  2. Ленин: В, И. Критические заметки по национальному вопросу. -Полн.собр.соч*, т.24, с.115−123.
  3. Ленин. В. И- «Конспект науки' логику». Учение о сущности.-Полн., собр. соч., т.29, C. II5-I32.
  4. Ленин: В &bdquo-И. Задачи союзов молодежи. /Речь на Ш Всероссийском сьезде Российского Коммунистического Союза Молодежи 2 октября 1920 г./. Полн.собр.соч., т.41, с.298−318.6&bdquo- Ленин В. И""Инессе Арманд /30 ноября 1916 г./. Полн.собр. соч., т.49, с.328−334.
  5. У., АруновК. Биздин адабият: Жети жылдык жана орто мектептйн УП классы учун хрестоматия. Фрунзе: Кыргызмамбас, 1951. — 354. с.
  6. У., Арунов К. Биздин адабият: Жети жылдык жана орто мектептердин УГГклассы учун хрестоматия. 4-басылышы.-Фрунзе: Кыргызмамбас, 1953. — 424 с.
  7. М. Адабият хрестоматиясы: Башталгыч класс тар щн.^тунчу^ жылы учун. Фрунзе: Кыргызмамбас, П бе
  8. М. Адабият хрестоматиясы: Бшталгыч класстар учун. Фрунзе: кыргызмамбас, П оелук, 1936 Г. — 121 с.
  9. Адабиятты окутуунун кечиктирилгис маселелери /Садыков А., * Артыкбаев К.- Жигитов С,., Алымов Б. Кыргызстан маданияты, 1979, 19 аир.
  10. Адиев Ш., Жантакова 3., Субанбеков Ж., Кыргыз совет адабияты: X класс учун. хрестоматия. Фрунзе: Мектеп, 1973. — ЗГ4 е.,
  11. Н. Ажарды окутуу. Мугаливдер газетасы, 1979,17 ноябрь.
  12. Ажыйман. Окуу окутуу ишин уюштуруу системасы. — Жацы мада-ният жолунда, 1928, № Г. с.18−20.
  13. Ч. В"соавторстве с Землею и водою. Фрунзе: Кыргызстан, 1978, C.2I0−2II.
  14. Ч. Байыркы' кыргыз' рухйнин ТУУ" чокусу.В йй-: Са-гынбай'Орозбак уулу. Манас. Фрунзе: Кыргызстан, т.Г., 1979, с. 7−13.
  15. Ч. Гулсарат. Фрунзе: Кыргызстан, 1978. — 618 с.
  16. Ч. Эзум женувде. Ленинчил жаш, 1980, 25.дек.27г Айтматов Ч. Делбирим. Фрунзе: Кыргызстан, I981, с.239−254.
  17. Айыл-кыщтак башталгыч мектептешнин программасы. Щ-1У топ-тор. -Фрунзе: Кыргызмамоас, 1932. 82 с.
  18. Акылбеков-К.•Адабият методикасынан. Мугаливдерге жардам, 1941, W 2, с.12−16.
  19. . Керкем чыгарманы талдоонун айрым маселелери.- Мугаливдер газетасы, 1960, 18 янв.
  20. ., Саманчин Т. Ж класстын•адабият окуу сабагы.-Мугаливдер газетасы, 1962, 24 нояб.
  21. Алымов Б. у Саманчин Т. М. А. Шолохов. Мугаливдер газетасы. 1962, II дек.
  22. Алымов Б.,. Саманчин Т. К. Баялинов. Мугаливдер газетасы, 1962, 15 дек.
  23. Алымов-Б, Чыгарманын композициясын окутуу. Мугалимдер газетасы, 1964, 14 июня.
  24. Алымов-Б. А. Токомбаевдин чыгармачылыгын мектепте окутуу.-Фрунзе: Мектеп, 1965. 131 с. 37., Алымов Б. Магнитофонду колдонуу. Мугаливдер газетасы, 1967, 30 дек.
  25. . Кыргыз адабия:тын окутуунун кээ бир маселелери.-Мугалищер газетасы, 1968, 24 июля.
  26. . Кыргыз адабиятынын программасы женунде айтылгап пикирлерге карата. Кыргызстан маданияты, 1969, 30 июля.
  27. Алымов Б-- УП класстын адабият сабагы женунде. Мугалимдер газетасы, 1971, 22 мая.
  28. . Киришуу сабагында. Мугаливдер газетасы, 1971, 29 мая.
  29. . Кыргыз совет адабиятын окутуунун айрым маселелери.- Фрунзе: Мектеп, 1-китеп, 1972. 161 с.
  30. ., Кармиев Т. Биздин адабият: IX класстын хрестома-тиясы. Фрунзе: Мектеп, 1973. — 327 с.
  31. Алымов Б. Адабиятты окутуунун актуалдуу маселелери, — Кыргызстан маданияты, 1975, 27 февр
  32. . Аалы Токомбаевдин чыгармаларын окутуу. Фрунзе:1. Мектеп, 1976, с.166−170.46., Алымов Б. «Тоо балдары» романын окутуунун айрым маселелери.-Мугаливдер газетасы, 1975, 12 сент.
  33. . Кыргыз совет адабиятын окутуунун методикасы. -Фрунзе: Мектеп, 1981, с Л37−170.
  34. К. Ар турдуу издер. Фрунзе: Мектеп, 1966, с. 291. СО •
  35. К. Талалтан артта калбайлы. Кыргызстан маданияты, 1969, 14 мая.
  36. К. Теорйялык маалыматтардын тактыгы учун. Кыргызстан мадания-ты, 1978, 13 июля.
  37. Ар^ыкб|^в'К. Мезгил элестери.- Фрунзе: Кыргызстан, 1979,
  38. Артыкбаев-К.'Кыргыз совет адабиятынын’тарыхы. Фрунзе: Мектеп, 1982, с.58−71.
  39. С., Сабаева К. 1У-УП класстардагы адабияттык окуу.- Фрунзе: Мектеп, 1977. 140 с.
  40. Ю.В. Шестьдесять лет СССР. Правда, 1982, 22 дек.
  41. К. Кыргыз совет прозасынын-очерки. Фрунзе: Кыр-гыз ССР ИА басмасы, П белук, I960, с.52−54.
  42. АСаналибв К. Движение во времени. Фрунзе: Кыргызстан, 1978, с.23—40, 66—67.
  43. Т. Зстетикалык жацы салаттарга. Фрунзе: Кыргызстан, 1980, с.13−14.
  44. . Чынгыз Айтматов. Фрунзе: Мектеп, 1965, с.25−30.
  45. Э. Керкем чыгармага анализ беруу. Мугалимдер газетасы, 1965, 31 июля.
  46. Э. Керкем чыгармаларга анализ беруу. В кн.:Кыргыз тил жана адаодат~мугалимдеринин иш-тажрыиоаларынан.
  47. Фрунзе: Мектеп, 1975, с.70−76.
  48. Т. «Жаныбарым Гулсарыны» окутуу. Мугалищер газетасы, 1977, 19 янв.
  49. Ю.К. Дидактические проблемы совершенствования учебных комплексов. В кн.:-Проблемы-школьного учебника.
  50. М.: Просвещение, вып.8, 198.0, с. 17−34.
  51. Т. Биздин адабият: У класс-учун хрестоматия. Фрунзе: Кыргызмамбас, 1941. — 217 с.
  52. Т. Биздин адабият: Орто мектептин У классы’учун. Хрестоматия. Фрунзе: Кыргызмамбас, 1948. — 219 с.
  53. М.Р. Развитие всеобщего среднего образования в Киргизской ССР. Фрунзе: Мектеп, 1978., с.32−53.
  54. Башталгыч мектептин программасы: Айыл-кыштак мектептери учун. Фрунзе: Кыргызмамбас, 1931. — 96 с.
  55. Башталгыч мектептердин программасы: Айыл-кыштак жана шаар мектептери учун. П басылышы. — Фрунзе: Кыргызмамбас, 1934. — 213 с!
  56. К., Балтии П. И., Самаганов К. Советтик кыргыз ада-бияты боюнча хрестоматия: Орто мектептин IX-X класстары учун. Фрунзе: Кыргызмамбас, П белук. 1950. — 876 с.
  57. К. Чыгармалар жыйнагы. Фрунзе: Кыргызстан, т.1, 1969, с.118−448.7Т. Бектенов Ж. Биздин адабият: Толук эмес орто жана орто мектептердин УГ классы учун. I басылышы. — Фрунзе: Кыргыз-мамбас, 1948. — 254 с.
  58. Бектенов 3. 'Байжиев Т. Кыргыз адабияты. Фрунзе: Кыргыз-мамбас, 1949. — 212 с.
  59. Бектенов 3., Темирова Ж. Биздин адабият: Сегиз жана он биржылдык мектептердин У классы учун хрестоматия. Фрунзе: Кыргызокуупедмамоас, 1968. — 254 с.
  60. В.Г. Тандалган чыгармалар. Фрунзе: Кыргызстан, 1973. — 273 с.
  61. К. Адабият жана мезгил. Фрунзе: Кыргызстан, 1973, с.73−107.
  62. М.И., Жакишев в., Саманчин Т., Рахматуллин К. А., Кыргыз адабиятынын очерки. Фрунзе, Кыргызмамбас, 1943. — 279 с.
  63. М. Единство-национального и интернационального.-М.: Советский писатель, 1979, с.5−99.
  64. С.И. Функции и место проблемного изложения из ¦ эвристической беседы в обучении старшеклассников: Автореф. дис.канд.пед.наук. ГЛ.: Просвещение, 1976. — 18 с.
  65. .А. Курс мастерства. Киев. Радянська школа,
  66. А. Устаревшая методология. Вопр.лит., 1973, № 6', с.200−204.
  67. К. Жацы чектерге. Фрунзе: Кыргызстан, 1980, с.38−41.
  68. Двдактика средней школы-/под ред.М. Н. Скаткина. 2-е издание., перераб. и доп.- М.:Просвещение, 1982, с.181−217.
  69. Л.П. Смысловая структура учебного’текста и проблема его понимания. М.: Педагогика, 1982. — 176 с.
  70. Жан такова 3.- Кыргыз адабйятын окутууну жакшыртуу учун. -Кыргызстан маданияты, 1975, 19 июля.
  71. К. Тацдалган чыгармалар. Фрунзе: Кыргызстан, т.1,2. 1972.
  72. Жаны талаптар коюлмак• /Баймырзаев И. Калмырзаев C#i Анар-баев А., Токтогулов Б. Кыргызстан маданияты, 1975, 17 апр.
  73. . Адабият сабагынын ролу. Мугалимдер газетасы, 1967, 21 янв.
  74. . Адабият богонча эстетикалык тарбия беруунун ык-малары. Мугалимдер газетасы, 1979, 29 окт.
  75. С. Жацычылык жолунда. Фрунзе: Кыргызстан, 1975, с. 119.
  76. Д.Д. Проблемы структуры школьного учебника.- В-кн.проблемы школьного учебника.- М.:Просвещение, вып.1,1974,с.32−40.
  77. Д.Д. Проблемы программирования активизации дидактических функций современного школьного учебника в процессе его создания. В кн.: Проблемы’школьного учебника. М.: Просвещение, вып.8, 1980, с.254−285.
  78. A.S. Кыргызстандагы советтик мектептердин тарыхы.-Фрунзе: Кыргызокуупедмамбас, 1961, с.167−169.
  79. А.Э. Просвещение•в республиках советского Востока. М.: Педагогика, 1973, с.69−246.
  80. К. Кыргыз мектептеринде адабиятты окутуунун жол-дору : 9−10 класстар учун. Фрунзе: Мектеп, 1966.-119 с.106'., Иманалиев К. Ийри олтуруп, туз кецешели. Кыргызстан ма-данияты, 1969, 4 июня.
  81. К. Орто мектептерде кыргыз^адабиятын окутуунун' методикасынын негизги маселелери. Фрунзе: Мектеп, 1973.207 с.
  82. Иманалиев"К. Обьективдуулук менен Караганда. Кыргызстан, маданияты, 1975, 10 апр.
  83. К. Кыргыз адабияты боюнча проблемалык~окууну уюш-туруу маселесине карата.- Эл агартуу, 1975, № 5, с.47−51.
  84. ПО. Иманалиев К.-Кыргыз адабиятын окутуунун методикасы.-Фрунзе: Мектеп, 1976, 227 с.
  85. К. Проблемалык окууну уюштуруу.- Мугалимдер га-зетасы, 1978, II янв.
  86. К. Орто мектептерде кыргыз адабияты боюнча проблемалык окууну уюштуруу иши.- Фрунзе: Мектеп, 198I.-144 с.
  87. Д., Абдумомунов Т. Биздин адабият: Жети жылдык жана орто мектептердин У класстары учун хрестоматия. Фрунзе: Кыргызмамбас, 1951. — 204' с.
  88. Д., Чотуров Ж. Биздин адабият: Сегиз жана он бир жылдык мектептердин У классы учун хрестоматия. Фрунзе: Мектеп, i960. — 168 с.
  89. . Дуйшендун жан мээри же¦ «Биринчи мугалимп повес-тин окутуу.- Мугаливдер газетасы, 1978,13,20,22 сент.
  90. Н., Шнейдман В. Биздин адабият: Жети жылдык жана орто мектептердин УП классы учун. Фрунзе: Кыргызокуупедмамбас, 1958. 216 с.
  91. Н., Шнейдман В. Биздин адабият: Орто мектептер-gig УП классы учун. Фрунзе: Кыргызокуупедмамбас, 1961.
  92. П9., Карасаев X. Накыл сездер. Фрунзе: Кыргызстан, 1982, с. 348−349.
  93. Касымбеков Т» Адам болгум келет. Фрунзе: Кыргызокуупедмамбас, I960, — 159 с.
  94. Y. Учурдун децгээлинде болсун. Кыргызстан мада-нияты, 1975, 17 апр.122. ^l^flgf/^i^lBgef^re^g^aHp.i^ есуш коэдору.
  95. З.С. Бир туугандыктын терец тамыры. Кыргызстан маданияты, 1975, II дек.
  96. ., Уметалиев Ш. Кыргыз совет адабияты: Орто мектептердин X классы учун окуу куралы. Фрунзе: Кыргызокуупедмамбас, 1955, — 256 с.
  97. ., Иманалиев К., Уметалиев Ш., Кыргыз совет ' адабияты: X класстын окуу куралы. Фрунзе: Мектеп, 1966.420 с.
  98. ., Иманалиев К., Уметалиев Ш. Кыргыз совет ада бияты: X класстын окуу куралы.- Фрунзе: Мектеп, 1971, — 398 с.
  99. . Адабият жана керкем чеберчилик. Фрунзе: Кыргызстан, 1980, с.131−150.
  100. А. Маданияттуу окурмандарды тарбиялоо учун. Кыргызстан маданияты, 1975, I мая.
  101. А. 1У класста «Метелицанын чалгынын» окутуу.-Муга-ливдер газетасы, 1972, 8 янв.
  102. Кон И. С. Психология, старшекласснийа.- М.: Просвещение,-1980, с.158−160.
  103. И.О. Очерки по методике анализа художественных произведений. М.: Учпедгиз, 1963, с.132−137.
  104. Н.К. Педагогические сочинение. М.: Изд-во АЕ СССР, т. З, 1959, с.250−251.
  105. Н.К. О работе над новым учебником для’новой программы. -В кн.: Проблемы школьного учебника. М.: Просвещение, вып.1, 1974, с.21−25.
  106. Н.К. О учебнике. В кн.:-Проблемы школьного учебника. М.: Просвещение, вып.1,>1974, с. 21.
  107. ЩК. Хороший учебник. политехнической школе.-' В кн.: Проблемы школьного учебника. М.: Просвещение, вып.1, 1974.
  108. Т.В. Некоторые психолого-дидактические вопросы • проблемного ç-бучения. Сов. педагогика, 1967, JE 8, с.67−75.
  109. Культурное строительство в Киргизии.•I930-I94I. Фрунзе:. Киргизгосиздат, т.2, i960, с.164−167.
  110. Кыргыз адабиятынын программасы:'УШ-Х'класстар учун. Оку-туучуларга жардам. 1941, № 6, с.8−22.
  111. Кыргыз адабиятынын программасы: УШ-Х класстар учун.- Фрунзе: Кыргызмамбас, 1943. 31 с.
  112. Кыргыз адабиятынын программасы: УШ-Х класстар учун. -Фрунзе: Кыргызмамбас, 1947. 57 с.
  113. Кыргыз адабиятынын’программасы: Долбоор. Мугаяимдер газе-тасы, 1967, 3 июня.
  114. Кыргыз адабиятынын программасы: 1У-Х класстар учун. Фрунзе: Мектеп, 1982. — 70 с.
  115. Кыргыз совет адабиятынын тарыхынын очерки. Фрунзе: Кыр-гызокуупедмамбас, i960, с.312−330.
  116. Кыргыз ССР Агартуу? шнистерствосущ-н коллегиясында. Муга-лимдерге жардам, 1951, да 7, с.62-ьЗ.
  117. Кыргыз ССР Агартуу министерствосунун республиканын мектеп-теринде кыргыз тили’жана адабият сабагын окутууну жакшыр-туу боюнча чаралары. Фрунзе, 1958, — 20 с.
  118. Кыргыз тили жана" адабиятын окутуунуН программасы: 1957/58 oicgc жылы учун. Фрунзе: Кыргызокуупедмамбас, i960.
  119. Кыргыз тилинин жана адабиятынын окуу-китептерине коюлуучу болжолдуу талап тар.-Фрунзе: Мектеп,.1968.- 19 е.
  120. Кыргыз совет адабият тарыхынын’очерки. Фрунзе: Кыргызокуупедмамбас, i960, с.312−330.
  121. Кыргыз тилинин тушундурме сездугу. Фрунзе: Мектеп, 1969, с. 213, 245, 247.
  122. Кыргызстан. Коглмунисттик партиясынын тарыхынын очерки. -Фрунзе: Кыргызстан, 1967, с.42−44.
  123. Ю. Композиционный анализ•эпического произведения в-выпускном классе: Автореф.дис.канд.пед.наук. M.: 1972.- 18 с.
  124. . Биздин адабият: Жети жылдык жана орто мектептер
  125. ДИН.У1 классы’учун хрестоматия. Фрунзе: Кыргызмамбас, 1950. — 1% с#
  126. . Биздин адабият: Сегиз жана орто мектептердин У1 классы учун. Фрунзе: Кыргызокуупедмамбас, i960.- 223 с.
  127. Маленов Б., Садабаев А. Биздин адабият: Сегиз жылдык жана орто мектептердин У классы учун. Фрунзе: Мектеп, 1969.- 247 е.
  128. Маленов-Б. Кечиктирилбей чечилчу маселе. Кыргызстан: ма-данияты, 1969, I мая.
  129. ., Мусаев С., Таштемиров Ж. Кыргыз адабияты: Орто мектептердин IX классы V4VH окуу китеби. I басылышы.- Фрунзе: Мектеп, 1973. 31ь с.
  130. А. Мезгил тана окуу китеби. Кыргызстан маданияты, 1975, 3 апр.
  131. Мамбетакунов-3. Адабият сабагынын таасирдуулугу. Мугалим-. дер газетасы, 1968, 22 мая. •
  132. А. УП класста Ч.Айтматовдун•чыгармаларын. оку-туу., Мугалимдер газетасы, 1969, I февр.
  133. А. Ч.Айтматовдун чыгармалары сабакта" Мугалим-дер газетасы, Si 1969, 12 дек.
  134. Мамбеталиев А&bdquo-, Саманчин Т. Кыргыз адабияты: Орто мектептер-дин УШ классы учун хрестоматия. Фрунзе: Мектеп, 1973. -266 с.
  135. А. Злебаевдин «Бороондуу куну» ацгемесин У класе-та окутуудагы менин тажрыйбам. В кн.:• Кыргыз тили жана •адабият'м^галймдеринин иш-тажрыйбаларынан. Фрунзе: Мектеп,
  136. Мамбеталиев А.'Ч.Айтматовдун «Биринчи мугалим» повесттин. окутуу. В кн.: Кыргыз тилин жана адабиятын окутуунун ма-селелери. Фрунзе:. Мектеп, 1978, с.71−82.
  137. А. Адабиятты окутууда окуучуларга -нравалык-вс-тетикалык тарбия беруу. Мугалимдер газетасы, 1979,29 окт.
  138. М. Туюкка камалган окуу китеби.-Кыргыз с тан маданияты, 1975, 20 марта.
  139. М.И. Проблемное обучение. М,.: Педагогика, 1975, с.250−330.
  140. Я.А. Оптимизация, сложности учебного текста. М. л Просвещение,. 1981. — 119 с.
  141. Момбеков К- Ч. Айтматовдун айрым чыгармаларын окутуу.- Фрунзе: Мектеп, 1970. 72 с.
  142. К. Ч.Айтматовдун ''Жаныбарым, Гулсары" повестин окутуу. Эл агартуу, 1974, № 9, с.27−30.
  143. А. Проблемалык суроо-проблемалык жагдай тузуунун башкы формасы. Мугалимдер газетасы, 1979, 7 февр.
  144. Г86. Мусаев С., Таштемиров Ж. Биздин адабият: • Орто мектептердин УШ классы учун. окуукитеби. I басыльппы. — Фрунзе: Кыргыз-окуупедмамбас, 1954. — 215 с.
  145. С., Таштемиров Ж. Биздин адабият: Орто мектептердин IX классы учун окуу китеби. Фрунзе: Кыргызокуупедмамбас, 1955. — 179 с.
  146. Мусаев С.-, Таштемиров Ж. Кыргыз адабият: Орто мектептердин- IX классы учун окуу китеби. I басылышы. — Фрунзе: Мектеп, 1972. — 239 с.
  147. Нанаев К,. Биздин адабшгт: Толук эмесорто жана орто мектептердин УП классы учун. Фрунзе: Кыргызокуупедмамбас, 1947.-290 с.
  148. К. Биздин адабият: Толук эмес орто жана орто мектептердин: УП’классы учун. Ш басылышы. — Фрунзе: Кыргызмамбас, 1949. 298 с.
  149. И. Порочный учебник. Учительская газета, 1951, 26 мая.
  150. Орозалиев К., Абдукаимов У. Адабият хрес томатиясы: • Толук эмес орто жана орто мектептердин УП класстары учун.- Фрунзе: Кыргызмамбас, 1939. 255 с.
  151. А. Кыргызстанда эл агартуу иштеринин жана эне тилин окутуунун тарыхыная. Фрунзе: Мектеп, 1974, с. 128.
  152. В. Выразительное чтения. В кн.: йманалиев К. Орто мектептерде кыргыз адабиятын окутуунун методикасыныннегизги маселелери. Фрунзе: Мектеп, 1973, с.144−145.
  153. Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы. Правда, 1984, 14 апреля-
  154. Орто мектептер учун кыргыз тилинин кана адабиятынын прог-раммасы. Фрунзе: Кыргызмамбас, 1951, с.47−102.200., Орто мектептердин программасы: IX-XI класстар учун.1964/65 окуу жылы учун. Фрунзе: Кыргызокуупедмамбас, 1964.-19 с.
  155. Орто мектептер учун кыргыз тилинин"жана адабиятынын программасы. Долбоор. Фрунзе: Мектеп, 1969, с.71−104.
  156. А., Кырбашев М. XIX кылымдын адабият хрестоматия-сы: Толук эмес орто мектептердин У1 классы учун. Фрунзе: Кыргызмамбас, I белук, 1939. — 248 с.
  157. К. Алыскы кек жэзкти эчсейм. Кьфгызстан мада-нияты, 1980, 12 июня.204'. Прокофьев М. А. Советская система просвещения к 60-летйю
  158. Великой Октябрьской социалистической революции. Сов.педагогика. 1978., № I, е.10−22.
  159. Рыскулов К."Адабият сабагында фольклорду окутуунун жолдору. В-кн.: Кыргыз мектептериндеги мугалищердш тажрыйбасы-нан. — Фрунзе, с.27−35.
  160. К. Негизги маселелердин бири. Кыргызстан мадания-ты, 1975', 3 апр.
  161. К. Терс образдарды окутуунун айрым ыкмалары. В кн:
  162. Кыргыз тил жана адабият мугаливдеринин иш-тажрыйбалары. Фрунзе: Мектеп, 1976, с.3I-4CL
  163. К., Мукай Злебаевдин чыгармаларын окутуу. Фрунзе: Мектеп, 1979. — 96 с.
  164. А. Кыргыз мектептеринин X класстарында А.Током-баевдин чыгармаларын окутуу. Фрунзе: Кыргызокуупедмамбас, 1958. — 62 с.
  165. А., Т.Сыдыкбековдун «Too арасында» романынын сгоже-тин. жана кошозициясын кыргыз орто мектептеринде окутуу. -В'кн.: Адабиятты окутуунун айрым маселелери. Фрунзе, 1963, е.31−62.
  166. Садабаев А- Адабият, окуучу, эстетика. Мугалимдер газетасы, 1966, 8 марта.218. (¡-адыков А, Бирдиктуу уй-буледе., Фрунзе: Кыргызстан, 1983, с. 185−187.
  167. S. Советтик Кыргызстан жазуучулары. Био-библиограйиялык справочник. Толукталып кыргызча 2-басылышы.-орунзе: Кыргызстан, 1976, с.210−217.
  168. Саманчин Т-., Алымов Б. Биздин адабият: УП класс учун. -" басылыш. Фрунзе: Мектеп, 1971. — 356 е.•22Г. Оартбаев К. Адабият сабагын окутууну жогорку децгээлде откерелу. %галивдер газетасы, 1957, 14 янв.
  169. К. Адабият мугалищерине арналган баалуу эмгек. -- Мугалимдер газетасы, 1966, 22 февр.
  170. К. Эксперименттен кийин. Мугалимдер газетасы, :966, 26 июля.
  171. В.И. Логические аспекты совершенствования учебника. -«В кн.: Проблемы школьного учебника. М&bdquo-: Просвещение, вып. 5», 1977, с.20−31.
  172. Сегиз жылдык жана орто мектептер учун кыргыз тилинин жана гщабиятынын программасы: 1971/72-окуу жылы учун. Фрунзе: Мектеп, 1972. — 85 с.
  173. Н. Композиционный анализ эпического произведения: Автореф.дис.канд.пед.наук. М.:, 1974. .-.17 с.
  174. В.Я. Избранные педагогические, сочинения-. М.: Изд-во АПН СССР, 1954, с.310−319.
  175. . Ийгилик жана кемчилик. Мугалимдер газетасы, 1957, I авг
  176. К. Касымалы Жантошев. Фрунзе: Мектеп, 1964″ -130 с.,. .
  177. К. Адабиятты' окутуунун жолдору. Мугалимдер газетасы, 1967, 16 сент.
  178. С-тхомлинский В. А. Разговор с молодым директором школы. -М&bdquo-: Просвещение, t1982, С. Г74−177.236., Сздыгалиев-Ж. Адабиятжана керкем образ. Мугалимдер газетасы. 1973, 24 нояб .
  179. С:1дыкбеков-Т. х1ыгармаларынын терт товдук жъгйнагы. Фрунзе: Кыргызстан, 1969.
  180. В.Е. Психологический анализ понимания школьникамиэшционально-внразительных моментов речи: Учен.зап./ЛГПИ из/г.А. И. Герцена, Психология речи. Л., т.35, 1941, с.201−207.
  181. Т-аштемйров Ж. Турмуш жана талап. Мугалимдер газетасы, 1967, 12 авг.
  182. А. Чыныгы методикалык эмгектер керек. Кыргыз-, стан маданияты, 1975, 27 марта.. ... .
  183. М. Касымалы Баялинонцун чыгармачылык жолу. -Фрунзе: Илим, 1966, с.51−5?, 167−169.
  184. М. Касымалц. Башгиновдун чыгармачылык жолу.- -Зрунзе: Илим, 1968, с.51−5?, 167−169.
  185. Ушинский-К.Д.-О воспитании 1 памяти. Собрание сочинений в II томах. M.-JT. :Изд-во АПН РСФСР, 1950, т., 10, с.433−434.
  186. Т?металиев Мусаев С., Таштемиров К. Биздин адабият хрес-томатиясы: УШ-IX класстар учун. Фрунзе: Кыргызмамбас1. белук, 1950. 228 с.
  187. Шамырза уулу С. Комплекс жолу менен сабак беруу. Жацы ма-даният жолунда, 1929, $ 6−7, с.24−27, 21−25.
  188. С.Г. Учебник в системе средств обучения.- В кн.: Проблемы школьного учебника. М. .'Просвещение, вып.4, 1976, (?.37−51.
  189. Ннейдман•В.Н. Адабияттык окуу китептеринин. сапатын жогору кетерелу. Мугаливдерге жардам, 1950, JS 2, c. II-I5.254. 13нейдман В. Н. Адабияттык окуу сабагында керкем’чыгармаларокутуу. Мугаливдерге жарцам, 1957, $ 3, с.17−20.
  190. В.Н. У класста адабият сабагында керкем чыгарма-ларды талдоо : > жургузуу женунде. В кн.: Методикалык лыйнак. Фрунзе:'Кыргызокуупедмамбас, 1957, с.20−35.
  191. У. Жогорку класстарда адабият каармандарынын образ-дарын'талдоо. В кн.: Сабактын эффективдуулугун жогору-патуу. Фрунзе: Мектеп, 1967, с.3−6.
  192. М. Узак жол. Фрунзе: Кыргызмамбас, 1959. — I8S с.
  193. Якименко Л. Sa быстро текущим днем. М.: Сов. писатель, 1980, с.294−325.
  194. В.Н. Ориентация на межпредметные связи при подборе учебного материала•школьных учебников. -¦В кн.: Проблемы школьного учебника. М.: Просвещение, вып.2, 1974, с.28−38.
Заполнить форму текущей работой