Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психолого-дидактические условия эффективного применения графической наглядности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

К третьей группе требований к графической наглядности ученые относят внешние требования: эстетические, санитарно-гигиенические, эргономические (И.Я.Маурина), эксплуатационные, экономические, которые, между тем, тесно связаны с требованиями первых групп. Например, реализация одного из положений развивающего обучения о сопоставлении и противопоставлении понятий реализуется посредством расположения… Читать ещё >

Психолого-дидактические условия эффективного применения графической наглядности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Эффективность применения графической наглядности в учебном процессе зависит от комплекса условий. Это и само содержание моделируемого понятия, форма его изображения, условия использования модели в учебном процессе. В дидактике и методике неоднократно исследовались различные аспекты названной проблемы. Еще в 50−60 годы были определены дидактические требования к наглядности, используемой в начальной школе, к условиям ее совмещения с речью учителя (Н.П.Конобеевский, Л.В.Занков). Н. П. Конобеевским были описаны и классифицированы наглядные пособия, применяемые в начальной школе, сформированы обязательные дидактические требовании к ним дидактические требования к ним, названы условия целесообразного использования. До настоящего времени эта работа в педагогике начальной школы является основополагающей.

В те же десятилетия Л. В. Занковым было проведено исследование по выявлению наиболее эффективных для развития учащихся способов соотношения наглядности и речи учителя. Рассматривались случаи изучения как внешних свойств объекта, так и его внутренней сущности. Ученым были сделаны выводы о преимуществе самостоятельного изучения объекта учащимися, организуемого словом учителя. Дидакт предполагал, что теоретически возможен еще более эффективный путь при организации самостоятельного овладения учащимися деятельностью, направленной на изучение наглядного пособия (Л.В.Занков). Позднее в теории поэтапного формирования умственных действий (П.Я.Гальперин, Н. Ф. Талызина, Л. И. Айдарова, Л.Я.Зорина) реализовалось это предположение.

В шестидесятые годы двадцатого столетия психологами были расширены функции наглядности (В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин) [10]. К ним были отнесены как обучающие, так и развивающие, контролирующие функции. В последние десятилетия уточнены многие положения, в частности, исследован вопрос не только о сочетании слова учителя с наглядностью вообще, но уточнена стилистическая окрашенность этого слова при взаимодействии различными типами наглядности (Л.М.Зельманова), выявлена развивающая функция наглядности относительно учащихся начальных классов, ее место как межпредметного средства обучения (Е.Н.Дорофеева), соотнесены этапы учебного процесса и задачи использования наглядности на каждом этапе, разработаны положения о специальном обучении умениям использовать наглядность. Однако большинство исследований построено на базе средней школы, поэтому необходимо уточнить, насколько выводы применимы к начальной школе. Поскольку умение использовать наглядность является общеучебным умением, формируемым у учащихся на всех уроках, результаты исследований, посвященных данной проблеме, во многом раскрывают специфику использования наглядности применительно к другим учебным предметам, выявляя и обще дидактические единые требования. Специальные работы соотносят эти требования с процессом обучения русскому языку (Л.М. Зельманова), но применительно к более старшему возрасту.

Н.П.Конобеевским были выявлены три группы требований к наглядности: к содержанию, построению, сопутствующие требования.

К первой группе требований, предъявляемых к графической наглядности, принято относить требования к ее содержанию. Психологи, дидакты и методисты единодушно называют научность содержания, соответствие содержания и формы, точное соответствие программам и учебникам (В.В.Давыдов, Л. М. Фридман, Н.П.Конобеевский). Учебник как главное учебное пособие, организующее весь процесс обучения, рассматривается как центр учебных комплексов, к элементам которых относится графическая наглядность (Т.Г.Рамзаева, Л. М. Зельманова, Л.С.Нечепоренко) [37, 41].

В методике условно принято подразделять наглядные пособия на языковые и речевые (Л.М.Зельманова, Т.А.Ладыженская) а языковые по системам языка, к которым принадлежит моделируемое понятие: фонетические, морфологические, словообразовательные и т. п. Большинство современных исследователей уточняют, что соотнесенность понятия и формы его изображения в графической наглядности должны быть изоморфны и просты (Н.П.Конобеевский, Л. М. Фридман, и др.). Требования доступности и простоты особенно важны применительно к начальному этапу обучения, так как форма наглядности отражает не только связи признаков понятия, но и пути и способы мышления ч посредством которых она было создана (Е.Н.Соколова), а особенность начального обучения состоит в преимущественной его направленности на формирование учебной деятельности. Дидактическое положение об эффективности изучения понятий и их признаков в сопоставлении и противопоставлении реализуется в отборе конкурирующего по отдельным признакам материала, в его сравнении при помощи графической наглядности (Л.М. Зельманова).

Овладевая вначале простыми, а затем сложными связями, учащийся начальной школы постепенно овладевает приемами мыслительной деятельности. Осознание понятийных связей в процессе моделирования с использованием графических средств предполагает овладение этими средствами. Поэтому многими учеными изучался вопрос о построении процесса обучения учащихся способам кодирования и перекодирования (Л.С.Нечепоренко, Н. М. Силич, и др.). Способы перевода понятий из вербальной в графическую систему и наоборот осуществляются при помощи специфических умений. Развитие этак умений проходит у учащихся несколько этапов. По существу одни и те же действия учащимся легче сначала выполнять при заполнении графической наглядности своими примерами, исправлять ошибки, сложнее читать графическую наглядность, совсем сложно ее составлять (Е.Н.Соколов) [47]. Действия, направленные на чтение и создание графической наглядности, состоят из схожих операций, на формирование которых и необходимо прежде всего ориентироваться. К числу таких операций относятся как операции, связанные с графическими умениями, например, отличать таблицу, так и грамматические умения, например, классифицировать языковой материал (Е.Н.Соколов) [47].

В связи с тем, что в графической наглядности отражены только существенные признаки, их зависимость, иерархичность, ко второй группе условно можно отнести требования к построению, структуре графической наглядности, отбору материала для моделирования. Большинство исследователей относят к ним лаконичность, избранность изображений, малый объем моделируемого материала (Н.П.Конобеевский и др.) Однако есть иная точка зрения. Лаконичность понимается как изображение максимума информации при использовании минимума средств (Д.Б.Эльконин, Ю.С.Межешко). В обеих точках зрения общим, объединяющим их, является небольшой объем самой графической наглядности, а подход к изображаемому понятию, вероятно, необходимо уточнить. В грамматике даже самое элементарное понятие — абстракция второго уровня (Д.Н.Богоявленский), поэтому при небольшом объеме моделируемого материала в графической наглядности отражается множество потенциальных конкретных языковых воплощений.

Второе условие, относящееся к этой группе, четкая структура учебного материала, подчиненная учебной задаче, следовательно, и четкая структура графической наглядности, зримость, яркость, жесткость изображения связей (Н.П.Конобеевский, Л. М. Зельманова, Ю.С.Меженко). Особое значение приобретает использование средств, присущих графической наглядности пересеченности таблиц, использование цвета, шрифта, условных знаков, исключение текстовых пояснений. Поскольку основным каналом восприятия информации человеком является зрение, а для детей младшего школьного возраста зрительное восприятие особенно значимо, пособие должно быть построено компактно, чтобы взгляд сразу охватывал его, вычленяя основные связи, группы информации. Наглядное выделение с помощью графических средств основного, главного еще одно из требований к структуре наглядности, которое реализуется только при хорошей видимости, четкой компоновке. При соблюдении этих условий материал легче запоминается, так как главное было выделено в процессе понимания (Л.М.Фридман и И.Ю.Кулагина).

Структура графической наглядности служит для овладения учащимися структурой понятия, для решения учебной задачи, поэтому ее важным компонентом психологи и дидакты называют озаглавленность графической наглядности и ее частей, то, что помогает осознавать цель ее применения.

К третьей группе требований к графической наглядности ученые относят внешние требования: эстетические, санитарно-гигиенические, эргономические (И.Я.Маурина), эксплуатационные, экономические, которые, между тем, тесно связаны с требованиями первых групп. Например, реализация одного из положений развивающего обучения о сопоставлении и противопоставлении понятий реализуется посредством расположения сравниваемого материала в таблице, его «материального» сопоставления. Реализация наглядной зримости, яркости важнейших связей возможна только при условии использования стандартных шрифтов, легко читаемых и воспринимаемых детьми, реализация положения о структуре графической наглядности не может не учитывать соотношения ширины и высоты изображения и т. д. Требования третьей группы оговорены в нормативных документах. Еще одно условие эффективного использования графической наглядности — единство условных изображений.

Для эффективного использования графической наглядности, кроме предъявляемых непосредственно к ее содержанию и форме, необходимо учитывать и условия ее использования, сочетание с другими компонентами учебного процесса.

К условиям успешного моделирования грамматических понятий в графической наглядности учащимися начальных классов можно отнести соответствие методов и приемов обучения, средств обучения.

Графическая наглядность, по мнению дидактов и методистов, можно успешно использовать на любом этапе работы над грамматическими знаниями. Графическая наглядность при этом выступает как средство овладения знаниями и средство развития учащихся. Для повышения качества данного процесса необходимо учитывать такие факторы, как уровень самостоятельности и творческой активности учащихся, разнообразие и целесообразность упражнений. При этом важное место отводится осознанию учащимися деятельности, поэтому целесообразно нацелить их на осознание применения графической наглядности вопросами о том, что представлено в ней, почему, как, зачем (Л.М.Зельманова).

Таким образом, поскольку учащиеся одновременно овладевают структурой графической наглядности и структурой понятия, наиболее эффективным приемом использования графической наглядности в начальной школе является прием, реализующий эти два процесса в одном, составление графической наглядности в совместной деятельности учителя и учащихся (Н.П.Конобеевский).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой