Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Коррекция психофизических проявлений в структуре заикания подростков и взрослых средствами танцевально-двигательных техник

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

С учетом полученных данных о психофизических проявлениях в структуре заикания подростков и взрослых были разработаны методические рекомендации по применению танцевально-двигательных техник (этапы и основные приемы) в системе устранения заикания, которые базировались на интегративных психолого-педагогических принципах: комбинированной психолого-педагогической диагностики речевого и неречевого… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ПСИХИЧЕСКИЕ И ПСИХОФИЗИЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ В СТРУКТУРЕ ЗАИКАНИЯ. ИСТОКИ ПОЯВЛЕНИЯ ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ
    • 1. 1. Анализ психических и психофизических проявлений в структуре заикания подростков и взрослых. Методы исследования психофизических проявлений и психомоторных особенностей
    • 1. 2. Психолого-педагогические средства воздействия на психофизические проявления заикания подростов и взрослых
    • 1. 3. Истоки появления и развития танцевально-двигательного направления как средства психокоррекции лиц без заикания
  • ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ РЕЧЕВОГО И НЕРЕЧЕВОГО (ПСИХИЧЕСКОГО, ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО) СТАТУСОВ ЗАИКАЮЩИХСЯ ПОДРОСТКОВ И ВЗРОСЛЫХ
    • 2. 1. Организация экспериментального исследования
    • 2. 2. Методы экспериментального исследования
      • 2. 2. 1. Исследование структуры заикания подростков и взрослых
      • 2. 2. 2. Исследование субъективных психофизических ощущений в структуре заикания подростков и взрослых
      • 2. 2. 3. Исследование субъективных речевых и неречевых (психических и психофизических) проявлений в структуре заикания подростков и взрослых
      • 2. 2. 4. Изучение психофизических проявлений в структуре заикания подростков и взрослых в процессе применения танцевально-двигательных техник
      • 2. 2. 5. Сопоставительный анализ данных-, собранных разными методами-.73?
  • ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕ11Т АЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ РЕЧЕВОГО И НЕРЕЧЕВОГО (ПСИХИЧЕСКОГО, ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО) СТА ГУ СОВ ЗАИКАЮЩИХСЯ ПОДРОСТКОВ И ВЗРОСЛЫХ НА ЭТАПЕ КОНСТАТИРУЮЩЕГО ^ЭКСПЕРИМЕНТА
    • 3. 1. Результаты исследования структуры заикания: подростков и взрослых
    • 3. 2. Результаты исследования субъективных психофизических ощущений в структуре заиканиялодростков невзрослых
    • 3. 3. Результаты исследования субъективных речевых и неречевых (психических и психофизических) проявлений в структуре заикания подростков и взрослых
    • 3. 4. Результатысопоставительно1:о> анализа даннь1х, собраннь1х-разнымиг методами

    ГЛАВА 4. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДА1 ЩИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ТАНЦЕВАЛЫ Ю-ДВИГАТЕЛЫ1ЫХ ТЕХНИК В СИСТЕМЕ КОМПЛЕКСНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО В ОЗ ДЕЙСТВИЯ НА ЗАИКАЮЩИХСЯ ПОДРОСТКОВ И ВЗРОСЛЫХ, РЕЗУЛЬТАТЫ КОНТРОЛЬНОГО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО СРЕЗА ДАННЫХ НЕРЕЧЕВОГО (ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО И ПСИХИЧЕСКОГО) И РЕЧЕВОГО СТАТУСОВ ОБСЛЕДУЕМЫХ.

    4. Г. Танцевально-двигательные техники в системе-, устранения заикания:.

    4.2.Результаты исследования речевых, психических и психофизических показателей.

    4.3. Результаты исследования субъективных психофизических ощущений у подростков и взрослых.

    4.4.Результаты сопоставительного анализа данных, собранных разными методами.

Коррекция психофизических проявлений в структуре заикания подростков и взрослых средствами танцевально-двигательных техник (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

По данным многих авторов классического и современного периодов изучения проблемы заикания (Г.Д. Неткачев, Н. И. Жинкин, М. Е. Хватцев, Р. Е. Левина, В. И. Селиверстов, Л. И. Белякова, Ю. Б. Некрасова, Л. З. Арутюнян, Е.Ю. Pay и другие) известно, что в структуре этого нарушения имеются как собственно речевые, так и неречевые (психические и психофизические) составляющие. Психические проявления присутствуют на разных стадиях речевой реализации (до, во время и после речи) в виде логофобии, фиксированное&tradeна дефекте речи и других отрицательных психических состояний, сопровождающих речевую судорожность. Эти проявления непосредственно влияют на физическое состояние заикающихся, которое возникает адекватно стадиям речевой реализации в виде напряжения, скованности, тремора, спазмов в мышцах не только речевого аппарата и лица, но и других частей тела (верхних и нижних конечностей, живота, спины), а также в виде вегетативных реакций (дермографизма, гипергидрозажара, озноба, учащенного сердцебиения, прерывистого дыхания) и сопутствующих речи движений в разных группах мышц лица, шеи, туловища и конечностей.

В связи со сложной комбинированной структурой заикания приоритетным в системе его преодоления является комплексный подход, который традиционно реализуется посредством использования логопедических методов, физиои психотерапии, медикаментозного лечения, осуществляемых разными специалистами (Н.А. Власова и Е.Ф. Pay, Р. Е. Левина, В. И. Селиверстов, Н. А. Чевелева, Н. М. Асатиани, В. Г. Казаков, Л. И. Белякова, Б. З. Драпкин, В.М. Шкловский).

Наряду с этим для коррекции психофизических проявлений в структуре заикания подростков и взрослых существует ряд психолого-педагогических технологий, опосредованно влияющих на качество речи: логоритмика (В.А. Гринер, Н. С. Самойленко, Л. И. Белякова, Е. В. Оганесян,.

Г. А. Волкова), аутогенная-! тренировка- (ЮЖ Некрасова, А. И. Лубенская, Б. З. Драпкин, E. JIf Пеллингер, Л.П. ВыгодскаяЛ.П. Успенская) — массаж. (Е.А. ДьяковаИ.А. Поварова, Е.Е. Шевцова) — пантомима, психогимнастика (А.В. Крапухин, Е. В. Харитонов, Л-М. Кроль, Е. Л: Михайлова, В.М. Шкловский) идругие;

В настоящее время взоры многихсовременных исследователей, в частности, Е.А. МедведевойИЛО. Левченко, Л. Н. Комиссаровой," Г. А. Добровольской обращаются" к психокоррекционным (арттерапевтическим) методам: В рамках изучения проблемы заикания описаны методы использования библиотерапиисимволотерапии (И.З. Вельвовский, Ю.Б. НекрасоваГ.Д. Неткачев), сказкотерапии (Е.Ю. Pay), игротерапии (В.И. Добридень, Е.Н. Садовникова), музыкотерапии (3. Матейова, С. Машура), кинезитерапии, включающей разнообразные двигательные и танцевальные техникивстречающиеся! лишь в отдельных авторских методиках, (Л.З. Арутюнян, В. Д. Колодко, Ю. Б. Некрасова, Е. Н. Сметанина, М.Б. Соколова).

Актуальными в настоящее время являются вопросы разработки комбинированных психолого-педагогических технологий-, сочетающих логопедические и психокоррекционные средства воздействия в работе логопеда (по Ю.Б. Некрасовой) — В данном случае танцевально-двигательные техники как вариант произвольного управления физическими действиями в сочетании с речевыми тренировками становятся «буксиром» для речи, помогая восстановить ее непрерывность (по Н.И. Жинкину).

Разработка данных технологий требует предварительного изучения характера психофизических проявлений в структуре заикания подростков и взрослых, а также теоретического обоснования использования этих технологий с описанием принципов, этапов и основных методических приемов. Эти вопросы не отражены в специальной литературе.

В, связи с этим актуальной становится проблема изучения феномена психофизических проявлений в структуре заикания подростков и взрослых и их коррекция посредством применения танцевально-двигательных техник.

Проблема исследования: Каковы психофизические проявления в структуре заикания у подростков и взрослых и в чем состоит специфика применения! танцевально-двигательных техник для коррекции этих проявлений в системе комплексного логопедического воздействия?

Решение данной проблемы составило цель исследования: выявление и коррекция психофизических проявлений в структуре заикания подростков и взрослых посредством танцевально — двигательных техник в системе комплексного логопедического воздействия.

Объект исследования: психофизические проявления в структуре заикания подростков и взрослых.

Предмет исследования: процесс психолого-педагогической диагностики психофизических проявлений" в структуре заикания^ и их коррекция посредством применения танцевально — двигательных техник.

Цель, объект и предмет определили гипотезу исследования, которая содержит предположение о том, что психофизические проявления в структуре заикания подростков и взрослых могут представлять для этого контингента различные соотношения телесных ощущений в мышцах, непосредственно участвующих в речевом акте и сопровождающих его, вегетативных реакций и сопутствующих речи движений на разных стадиях речевой реализации, что может отражать различную степень выраженности заикания. Эти данные выступают в качестве научного обоснования применения танцевально-двигательных техник в системе комплексного логопедического воздействия.

Исходя из цели и гипотезы исследования, были поставлены следующие задачи:

Г. Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме* исследования и коррекции психофизических проявлений в структуре заикания подростков и взрослых.

2. Исследовать структуру дефекта при заикании подростков и взрослых на основе анализа речевого, психического и психофизического статусов.

3. Выявить особенности психофизических проявлений в структуре заикания на основании комплексной методики^ психолого-педагогической диагностики.

4. Провести сопоставительный анализ данных речевых, психических и психофизических проявлений в структуре заикания.

5. Научно обосновать, разработать методические рекомендации по применению танцевально-двигательных техник и апробировать вариант их использования как средства коррекции психофизических проявлений заикания в системе комплексного логопедического воздействия.

6. Провести сопоставительный анализ данных контрольного экспериментального среза: показателей неречевого (психического и психофизического) неречевого статусовобследуемых.

Для решения поставленных задач и достижения намеченной цели использовались следующие методы:

• анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

• констатирующий эксперимент с применением комплексного логопедического обследования, комплексной методики психолого-педагогической диагностики психофизических проявлений (разработанного нами опросникасхематичной модели изображения тела и дневников-самоотчетов);

• анализ проективной творческой продукции обследуемых (рисунки, сказки, дневники) и пролонгированного наблюдения за ними (непосредственный контакт с пациентами, видео наблюдение) в процессе применения танцевально-двигательных техник;

• сопоставительный анализ данных, собранных разными! методами;

• статистическая обработка1 данных.

Методологическую основу исследования составляют философские концепции о соотношении общего, особенного, единичного при анализе структуры дефектанаучно теоретические положения об особенностях структуры заикания (И.К. Хмелевский, И. А. Сикорский, А. П. Либманщ Г. Д. Неткачев, М. Е. Шуберт, Э. Фрешельс, Н. И. Жинкин и другие) — концепции о взаимозависимости общей и речевой моторики (Н.А. Бернштейн, Н.И. Жинкин) — положения о взаимодействии эмоциональных проявлений с изменением мышечно-физиологического тонуса (И.М. Сеченов) — данные исследователей о роли двигательных техник в комплексной системе преодоления заикания (В.А. Гринер, Н. С. Самойленко, Ю. Б. Некрасова, В. М. Шкловский, А. В. Крапухин, Е. В. Оганесян, Г. А. Волкова) — концепция сочетания и взаимопроникновения приемов логопедии и психокоррекции при устранении заикания у подростковой взрослых (Ю.Б. Некрасова, Е.Ю. Pay, Н.Л. Карпова).

Достоверность и обоснованность результатов исследования определяются всесторонним междисциплинарным анализом проблемы, совокупностью исходных методологических позиций, использованием разных видов экспериментального исследованияприменением комплекса взаимосвязанных валидных методов психолого-педагогической диагностики, соответствующих цели и задачам исследованиясопоставительным анализом полученных данных с использованием статистической обработки при помощи методов Н (Круаскала-Уоллиса), корреляционного анализа по Пирсону (г), Т (Вилкоксона) — репрезентативностью выборки обследуемых и личным участием автора в проведении экспериментальной работы. Результаты иллюстрированы рисунками и таблицами.

Организация исследования.

Экспериментальное исследование осуществлялось в рамках практической работы с 10 группами заикающихся подростковой взрослых в количестве 78 человек в возрасте 14−30 лет. Все обследуемые в разное время (2003;2008) проходили специальное обучение по методике социальной реабилитации заикающихся (по Ю.Б. Некрасовой) под руководством кандидата педагогических наук, доцентакафедры логопедии Московского педагогического государственного университета Е.Ю. Pay. Исследование проводилось в четыре этапа:

Первый этап (2003;2004) включал анализ научной и методической литературы по проблеме исследованияформулировалась научная гипотеза, разрабатывался комплекс взаимосвязанных и дополняющих друг друга диагностических методик, позволяющий выявить и учесть особенности речевых и неречевых (психических и психофизических) проявлений в структуре заикания подростков и взрослых.

Второй этап (2004;2006) был посвящен проведению констатирующего эксперимента с целью изучения речевых и неречевых проявлений, в структуре заикания подростков и взрослых посредством комплексного логопедического обследования и разработанной комплексной методики психолого-педагогической диагностики, анализу полученных данных.

Третий этап (2006;2008) включал разработку методических рекомендаций по применению танцевально-двигательных техник (этапы, основные приемы), базирующихся на психолого-педагогических принципах, в комплексной системе логопедического воздействия на заикающихся подростков и взрослых.

Четвертый этап (2009) был посвящен проведению контрольного экспериментального среза данных речевого и неречевого статусов обследуемых, обобщению результатов и оформлению диссертационной работы.

Научная новизна исследования заключается в том, что: проведено изучение феномена психофизических проявлений заиканияразработана методика психолого-педагогической диагностики психофизических проявлений в структуре заикания подростков и взрослыхвыявлены различные соотношения телесных ощущений в мышцах, участвующих и не участвующих в речевом акте, вегетативных реакций, сопутствующих речи движений в структуре психофизических проявлений заикания у подростков и взрослыхнаучно обоснована целесообразность применения танцевально-двигательных техник в системе коррекции заикания.

Теоретическая значимость исследования’состоит в том, что: получены теоретические сведения о наличии различной зависимости (слабая, умеренная, сильная) между речевыми, психическими и психофизическимипроявлениями в структуре заикания подростков и взрослыхрасширены имеющиеся? теоретические представления о психофизических проявлениях заикания за счет выявления различных соотношений телесных ощущений в мышцах, участвующих и не участвующих в речевом акте, вегетативных реакций, сопутствующих речи движенийразработаны теоретические основы применения танцевально-двигательных техник в системе коррекции заикания.

Практическая значимость исследования заключается в том, что: результаты исследования используются логопедами, дефектологами и специальными психологами в практической работе с лицами, имеющими особенности в развитии, в частности, с заикающимися людьминаучно-методические материалы исследования используются в процессе подготовки, переподготовки и повышения квалификации логопедовлогоритмистов, дефектологов, психологов т других специалистов (актеров, хореографов, танцетерапевтов), работающих в области танцетерапии, арттерапии и интермодальной терапии творчеством.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Разнообразие психофизических проявлений. в структуре заикания обусловливает необходимость разработки и применения методов психолого-педагогической диагностики, направленных на их подробное изучение.

2. Структура психофизических проявлений заикания характеризуется наличием различных соотношений телесных ощущений в мышцах, участвующих и не участвующих в речевом акте, вегетативных реакций, сопутствующих речи движений.

3. Наличие психофизических проявлений заикания обусловливает необходимость применения танцевально-двигательных техник в системе комплексного логопедического воздействия, базирующихся на принципах с описанием этапов и приемов, разработанных на новых теоретических основаниях.

Апробация и внедрение результатов исследования'.

Основные положения и результаты, полученные в ходе исследования, обсуждались на заседаниях кафедры логопедии* дефектологического факультета Московского педагогического государственного университета (2003;2009 гг.), докладывались на научно-практической конференции памяти Ю. Б. Некрасовой по проблеме «Психологические, логопедические и психотерапевтические аспекты восстановления нарушенного речевого общения (заикание)» (Москва, ПИ РАО. 2004 г.), на межвузовских научно-практических конференциях молодых ученых МПГУ (2004;2005 гг.), на первой Интернет-конференции по танцевально-двигательной терапии (Москва, 2006 г.), на Пятом Всемирном конгрессе по нарушениям плавности речи (Ирландия, Дублин. 2006 г.), на конференции, посвященной памяти.

К.М. Дубровского и 75-летию Ю. Б. Некрасовой «Заикание: современные проблемы изучения и преодоления» (Москва, ПИ РАО. 2006 г.), на международной научно-практической конференции «Коррекционно-развивающая работа с детьми в условиях полифункциональной интерактивной среды» (Москва, МГПУ. 2008 г), на научно-практической конференции «Речь в общении: психологические, психолингвистические, дефектологические и психотерапевтические аспекты» (Москва, ПИ РАО. 2009 г.). Предложенный вариант интегративного применения танцевально-двигательных техник был внедрен и апробирован в процессе экспериментально-практической работы с заикающимися подростками и взрослыми в 2003;2008 гг. в системе комплексной логопсихокоррекции заикания под руководством кандидата педагогических наук, доцента кафедры логопедии Московского педагогического государственного университета Е.Ю. Pay.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, выводов, библиографического списка из 165 наименований, из них 15 на иностранном языке. Работа изложена на 158 страницах машинописного текста, в том числе 148 страниц основного текста, иллюстрирована 14 таблицами и 7 рисунками.

Результаты исследования мышечных ощущений у 48 человек (62%), полученные после использования танцевально-двигательных техник, показали:

— отсутствие ощущений дискомфорта в мышцах на всех стадиях речевой реализации (12,5%);

— значительное улучшение психофизических показателей за счет отсутствия напряжения, скованности, тремора в мышцах, не участвующих в речевом акте (50%);

— незначительное улучшение психофизических показателей за счет уменьшения степени выраженности ощущений в мышцах, как участвующих, так и не участвующих в речевом акте, с остаточным напряжением и скованностью в спине, плечах, шее, языке и губах (до и во время речи) (37,5%).

4.4. Результаты сопоставительного анализа данных, собранных разными методами.

За основу сопоставительного анализа были приняты выделенные в ходе констатирующего эксперимента 3 группы обследуемых по данным психофизического статуса заикания, собранным посредством специально разработанного нами опросника. Эти данные сопоставлялись с результатами других применяемых нами методов.

Первая группа* обследуемых (12 человек-1−5%) характеризовалась отсутствием напряжения, скованности, тремора и наличием практически* здоровой речи (отсутствие речевой судорожности во всех видах речи по степени самостоятельности) по всем методикам, что иллюстрировано записями в дневниках-самоотчетах пациентов:

И.: «За эту неделю я не сорвался с Вершины Красноречия/ даже еще больше и крепче засел на ней. Сижу спокойно на дереве счастья, э/сую ягоды с него и радую всех новой правильной речью».

Ж.: «На этих занятиях лечат душу, а если душа здорова, то и тело будет здорово».

И.: «Я ощущаю прилив уверенности и желание говорить. Я чувствую, что могу, хочу и буду говорить».

К.: «Занятия идут мне на пользу. Появляется уверенность в себе, упорство, когда что-то не получается. Открываю в себе такие возможности, о которых не знал никогда».

Вторая группа (18 человек -23%) оказалась неоднородной: в основном при значительном улучшении психофизического статуса (67%) отмечалось в равной степени комфортное психическое состояние со значительным улучшением, речи (с отдельными речевыми уловками), и снижение проявлений логофобии и фиксированности на дефекте в большинстве коммуникативных ситуаций, что позволяло пациентам успешно использовать правильную речь, с незначительным улучшением речи (не менее двух запинок в предложении).

При этом у пациентов с незначительным улучшением речи результаты психофизической составляющей структуры нарушения, полученные посредством комплексного логопедического обследования, указывали на незначительное его улучшение, что позволяет говорить о завышении субъективных психофизических данных.

Также у 33% обследуемых отмечалось наличие психического и психофизического комфорта со значительным улучшением речи (не более одной запинки в предложении) и незначительными речевыми уловками.

Анализ дневниковых записей проиллюстрировал полученные результаты высказываниями обследуемых:

В.: «Я почти уверен, что достигну больших результатов. Я уже чувствую прогресс. Я хочу все время разговаривать и ощущаю с каждьш днем, что смогу говорить всегда хорошо».

М.: «Я очень близко принял ваш совет: не напрягаться, а просто жить». К.: «После окончания основного курса лечения я< почувствовал себя совершенно другим человеком. Я ощутил колоссальную разницу в своей речи, появилась уверенность, совсем другое состояние души. Теперь я говорю с удовольствием».

И.: «Потихоньку набираю километры правильной речи. В некоторых ситуациях происходят сбои, но я стараюсь их тут же исправлять. Думаю, что это происходит из-за суеты и спешки. И единственным вариантом, чтобы избежать это, считаю постоянную работу над собой».

Третья группа (48 человек-62%) также в конце применения танцевально-двигательных техник оказалась неоднородной: при отсутствии напряжения, скованности, тремора в мышцах, как участвующих, так и не участвующих в речевом акте (12,5%), с остаточными проявлениями отрицательных психических состояний в отдельных коммуникативных ситуациях и незначительным улучшением речи (не менее двух запинок в предложении) с отдельными речевыми уловками.

При этом у пациентов результаты психофизических показателей, полученные посредством комплексного логопедического обследования, указывают на незначительное их улучшение, что говорит о завышении субъективных психофизических данных.

Помимо этого были обследуемые (50%) с отсутствиемнапряжения, скованности, тремора в мышцах, не участвующих в речевом акте, при комфортном психическом состоянии (75% от 24 человек) в равной степени с практически здоровой речью и со значительным ее улучшением, так и остаточные проявления логофобии и фиксированности на дефекте в отдельных коммуникативных ситуациях с практически здоровой речью (25%).

Данные психофизического статуса, полученные посредством комплексного логопедического обследования, у пациентов с наличием комфортного психического состояния и неоднородностью проявления речевых показателей не совпадают с субъективными показателями, указывая на отсутствие напряжения, скованности, тремора в мышцах, что говорит о занижении психофизических данных.

Также были выявлены пациенты (37,5%) с незначительным уменьшением степени выраженности психофизических ощущений в мышцах, как участвующих, так и не участвующих в речевом акте, при изменении психического состояния в сторону положительного знака с практически здоровой речью с незначительными уловками (67% от 18 человек) и значительным ее улучшением (33%).

У этих обследуемых замечено расхождение в психофизических показателях, поскольку данные комплексного логопедического обследования свидетельствуют о значительном их изменении в сторону положительного знака, что говорит о занижении субъективных психофизических данных.

Анализ дневниковых записей проиллюстрировал полученные данные высказываниями обследуемых:

В.: «С каждым днем моя речь становится все лучше и лучше».

А.: «Будущее, о котором я не думал, слабо вырисовывается. Я начинаю видеть какую-то цель в жизни».

Р.: «Мы будем продолжать бороться, не смотря ни на какие трудности».

М.: «Действительно я излечиваюсь. Самочувствие, мысли во время разговора не то, как я говорю, а что я скаэ/су. И, главное, снял с себя комплекс».

В.: «Яуже стал замечать изменения в своей речи, уже не боюсь выступать, как раньше»!

Статистически значимые изменения, отражающие положительную динамику изученных параметров (р<0,01) после проведения танцевально-двигательных техник, были установлены при помощи непараметрического критерия Т (Вилкоксона) (Таблица 12):

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В данной работе представлено психолого-педагогическое экспериментальное исследование, касающееся диагностики психофизических проявлений в структуре заикания и их коррекции посредством танцевально-двигательных техник.

По завершении данной работы, очевидно, что основная цель исследования по выявлению психофизических проявлений в структуре заикания подростков и взрослых и их коррекции посредством танцевальнодвигательных техник в системе комплексного логопедического воздействия достигнута.

В результате решения ряда экспериментальных задач посредством глубокого теоретического анализа и разработки методики психолого-педагогической' диагностики речевых и неречевых (психических и психофизических) проявлений заикания у подростков и взрослых в целом оказалось возможным подтвердить основную гипотезу. Она заключается в том, что психофизические проявления в структуре заикания подростков и взрослых представляют для этого контингента различные соотношения телесных ощущений в мышцах, непосредственно участвующих в речевом акте и сопровождающих его, вегетативных реакций и сопутствующих речи движений на разных стадиях речевой реализации, что отражает различную степень выраженности заикания. Эти данные выступают в качестве научного обоснования применения танцевально-двигательных техник в системе комплексного логопедического воздействия.

В представленной работе экспериментальное исследование осуществлялось в три этапа.

Первый этап был посвящен проведению констатирующего эксперимента с целью изучения речевого и неречевого (психического1 и психофизического) статусов в структуре заикания' подростков' и взрослых посредством разработанной психолого-педагогической методики.

Второй этап включал разработку методических рекомендаций (этапы, приемы) по применению танцевально-двигательных техник в, системе комплексного логопедического воздействия на заикающихся подростков и взрослых.

Третий этап был посвящен проведению контрольного экспериментального среза полученных данных с целью выявления изменений психического, психофизического и речевого статусов обследуемых после применения танцевально-двигательных техник.

Анализ данных по результатам экспериментального исследования позволил сформулировать следующие основные выводы:

1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по междисциплинарной" теме диссертационного исследования" показал недостаточную освещенность: отсутствие описания принципов, этапов, и: методических приемов применения танцевально-двигательных техник в системе устранения заикания у подростков и взрослых, несмотря на целесообразность их использования с целью снятия эмоционально-мышечного напряжения на разных стадиях речевой реализации и гармонизации речевой коммуникации.

2. Исследование структуры дефекта при заикании показало наличие речевых (судорожных) и неречевых — психических (логофобия, фиксированность на дефекте речи) и психофизических (телесно-мышечные ощущения, вегетативные реакции и сопутствующие речи движения) проявлений, возникающих на разных стадиях речевой реализации.

3. На основании данных методики психолого-педагогической диагностики психофизических проявлений в структуре заикания подростков и взрослых были выделены три группы обследуемых с учетом различной степени локализации ощущений в мышцах, как участвующих, так и не участвующих в речевом акте, сопутствующих речи движений и вегетативных реакций:

• локализация ощущений в мышцах, участвующих в речевом акте, наличие вегетативных реакций (до и во время речи);

• локализация ощущений в мышцах, участвующих в речевом акте, наличие вегетативных реакций (до и во время речи) и сопутствующих речи движений;

• локализация ощущений в мышцах, как участвующих, так и не участвующих в речевом акте, наличие разнообразных вегетативных реакций (до, во время и после речевой коммуникации) и множественных сопутствующих речи движений.

4. Сопоставительный анализ данных позволил установить наличие различной зависимости (слабой, умеренной, сильной) между речевыми, психическими и психофизическими проявлениями в структуре заикания.

5. С учетом полученных данных о психофизических проявлениях в структуре заикания подростков и взрослых были разработаны методические рекомендации по применению танцевально-двигательных техник (этапы и основные приемы) в системе устранения заикания, которые базировались на интегративных психолого-педагогических принципах: комбинированной психолого-педагогической диагностики речевого и неречевого статусовопосредованного влияния на речевые и психические проявления заикания посредством работы с теломединства внешних телесных проявлений и внутренних переживанийсоотнесенности и комбинирования этапов использования танцевально-двигательных техник и функциональных речевых тренировоккоординации физических и речевых действийдинамической релаксацииколлективного сотворчества пациента и логопедасамоанализа.

6. На основании сопоставительного анализа данных контрольного экспериментального среза показателей неречевого и речевого статусов обследуемых было установлено позитивное изменение психических (психоэмоциональный комфорт и значительное улучшение) и речевых (практически здоровая речь, значительное и незначительное улучшение речи) параметров при положительной динамике психофизического статуса у всех обследуемых:

• психофизический комфорт в мышцах, как участвующих, так и не участвующих в речевом актеотсутствие вегетативных реакций;

• значительное улучшение (ощущения телесного комфорта в мышцах, не участвующих в речевом актеснижение проявлений вегетативных реакций);

• незначительное улучшение (уменьшение степени выраженности телесного дискомфорта в мышцах, как участвующих, так и не участвующих в речевом актеснижение проявлений вегетативных реакций и сопутствующих речи движений).

Полученные данные о динамике неречевых и речевых показателей обследуемых указывают на необходимость проведения детальной дальнейшей разработки индивидуально-личностных программ групповых или индивидуальных занятий, применительно к использованию данного варианта танцевально-двигательных техник в системе устранения заикания.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И.Ю. Психология заикания у взрослых на разных фазах процесса речевой коммуникации \ Вопросы психологии, 1976, № 4, с. 144−150.
  2. И.Ю. Психологический аспект заикания: Автореф. дис. канд. псих. наук. М., 1977, — 16 с.
  3. Г. Психосоматическая терапия. Спб.: Речь, 2000. — 238 с.
  4. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учеб. для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений/ Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова, Т. А. Добровольская. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 248 с.
  5. Л.З. Комплексная система устойчивой нормализации речи заикающихся. М., МОИУУ, 1990. — 167 с.
  6. Л.З. Как лечить заикание: Методика устойчивой нормализации речи. М.: Эребус, 1993. — 160 с.
  7. Н.М., Казаков В. Г. Клиническая характеристика взрослых больных с затяжным течением заикания \ Невропатология и психиатрия, 1974, вып. 4, с. 560−565.
  8. Н.М. Клинический аспект проблемы заикания. // Клиника и терапия заикания. Сб. научн.тр. / Под ред. Г. В. Морозова. М.: Знание, 1984. -С. 5−10.
  9. А. Афина по уму, Гера по осанке, Афродита по красоте // Наука и жизнь. 2009. — № 8.- С.34−42
  10. Л.И., Лубенская А. И. Прием угашения страха речи у взрослых заикающихся // Дефектология. 1975. — № 3. — С. 86−89.
  11. Л.И., Дьякова Е. А. Заикание. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Логопедия» М.: В. Секачев, 1998.- 304 с.
  12. Березкина-Орлова. В. Актерские телесно-ориентированные психотехники//Редактор-составитель Баскаков В. Ю. Свободное тело. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике. -М.: Институт общегуманитарных исследований, 2004. С.125−151.
  13. Н.А. Физиология движений и активность. М.: Наука, 1990. -496с.
  14. Н.А. О ловкости и ее развитии. М.: Физкультура и спорт, 1991.-288 с.
  15. И.В. Танцевально-двигательная терапия: тело как зеркало души // Бюллетень АТДТ. Лето-Осень 2000. № 4. — С. 3−9.
  16. Л.Д. Классический танец. История и современность. М.: Искусство, 1987.- 556 с.
  17. А. И. Устранение заикания у детей и подростков. Из опыта работы. М.: «Просвещение», 1977.- 96 с.
  18. Т.А., Рылько Г. Ф. Опыт групповой психолого-коррекционной работы со взрослыми заикающимися- // Клиниками терапия заикания. /Под ред. Г. В. Морозова.- М.: Знание, 1984. С. 173 — 180.
  19. Т.А. Психологическое исследование и коррекционная работа в системе медико-педагогического лечения затяжных форма заикания: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. М.: АПН СССР НИИ дефектологии, 1989. — 16 с.
  20. Т.А. Динамика формирования личности заикающихся // Заикание: проблемы теории и практики. Под ред. Л. И. Беляковой. М.: Прометей. — 1992. — с. 76−85.
  21. А.Я. Внеречевое общение в жизни и в искусстве: Азбука молчания: Учеб. пособие для творческих учеб. заведений, фак. педагогики и психологии. М.: ВЛАДОС, 2000.- 192 с.
  22. Ч. Чувственное сознавание: Как вернуть себе полноту переживания. М.: Либрис, 1997. — 284 с.
  23. М.И. Заикание у подростков. М.: Просвещение. — 1989 — 159 с.
  24. Н.И. Социально-психологические особенности применения танцевально-двигательных методов в групповой форме работы: Дис. .кандидата психологических наук. Ярославль, 2003. — 193 с.
  25. Г. А. Логопедическая ритмика: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. — 272 с.
  26. С.Н. Выразительный человек. Сценическое воспитание жеста по Дельсарту. Спб.: Апполон, 1912.-210 с.
  27. М. О смысле танца // Волошин М. Лики творчества. Л.: Наука, 1989. — с.395−399.
  28. Е.Э. Психология телесности. М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2002. — 192 с.
  29. А.У. Клинические особенности заикания у больных подросткового возраста // Клиника и терапия заикания. /Под ред. Г. В. Морозова.- М.: Знание, 1984. С. 40−49.
  30. . Что такое психология. М.: Мир, 1996. — Т. 2. — 376 с.
  31. Е. Выразительные движения. Танец души //Редактор-составитель Баскаков В. Ю. Свободное тело. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2004.— С. 153−186.
  32. Э., Оганесян Н. Ю. Танцевальная терапия. Теория, методика, практика. Спб.: Речь, 2004. — 288 с.
  33. В.А. Логопедическая ритмика для дошкольников. М.:Учпедгиз, 1951.119с.
  34. Группы телесной терапии // Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. М.: Прогресс, 1990. — С.208−241.
  35. Группы танцевальной терапии // Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика.- М.: Прогресс, 1990. -С.244−260.
  36. И.В., Черепанов И. М. Патофизиология логоневрозов. JL: Медицина. Ленингр отделение, 1970. — 135 с.
  37. .З. Психотерапия в комплексном лечении заикания у подростков // Клиника и терапия заикания. /Под ред. Г. В. Морозова.- М.: Знание, 1984.-С. 60−68.
  38. В.И. Логопедическая ритмика в системе коррекционно-воспитательной работы с заикающимися школьниками // Дефектология. -1972. -№ 3. стр. 65−66.
  39. А. Моя жизнь.- М.: 1930.
  40. Е.А. Монологическое высказывание взрослых заикающихся: Автореф. дис.. .канд. пед. наук. М., 1994. — 16 с.
  41. A. JI. и Смирнова М.В. Опыт логопедической работы со взрослыми заикающимися. М.: Учпедгиз, I960.
  42. Д.В. Образ тела в самосознании старшеклассника и оценка его педагогом. Автореферат диссертации канд. психол. наук. СПб., 1999. — 16с.
  43. М.Н. Танец как форма коммуникации в социокультурномпространстве: Дисс. кандидата культурологических наук. М., 2001. — 191с.
  44. Жинкин Н. И: Речь как проводник информации. М.: Наука, 1982. — 159 с.
  45. М. Расстройства речи в детском возрасте. М.: Медгиз., 1962. -299 с.
  46. В.Г. Клиническая характеристика больных с затяжными формами заикания: Автореф. канд. дис. — М., 1973, 22 с.
  47. В.Г. Психопатология и принципы терапии затяжных форм заикания у взрослых \ Клиника и терапия заикания Под ред. Г. В. Морозовой. -М.: Знание, 1984, с. 81−93.
  48. В.А., Мацько JI.H. Типологические и личностные характеристики взрослых заикающихся // Заикание. Экспериментальные исследования и методы реабилитации. М.: НИИ уха, горла, носа, 1986: — С. 24−31.
  49. В.А., Калягина JI.B. Коммуникативные проблемы заикающихся игольных неврозами*// Заикание: проблемы теории и*практики. Под ред. Л. И. Беляковой. Ml: Прометей 1992.- С. 64−74.
  50. Н.Л. Основы личностно-направленнои логопсихотерапии— М.: Флинта, 1997. — 160 с.
  51. М. Драмотерапия. Театр как инструмент решения конфликтов и способ самовыражения. — М.: Ось-89, 2002.- 192 с.
  52. . В., Гиршон А., Веремеенко Н. Интегративная танцевально-двигательная терапия. М., 2005. — 255 с.
  53. М.М. Ребенок учится говорить. — М.: Сов. Россия, 1979. -192 с.
  54. Э. А. Ранние формы танца. К.: Штиинца, 1977. — 215 с.
  55. А.В. Логопедическая работа по устранению заикания с учетом взаимосвязи судорожных проявлений с фонетикой речи: Дис.канд. пед. наук. М., 1974.
  56. Л.М., Михайлова Е. Л. Человек-оркестр: микроструктура общения. М.:.Класс, 1993.-160 с.
  57. Кроль JLM., Михайлова E.JI. О том, что в зеркалах: Очерки групповой психотерапии и тренинга. М.: Класс, 1999.- 240 с.
  58. Е.П. Психологическое воздействие искусства. М.: «Институт психологии РАН», 1999.- 240 с.
  59. В.А. Заикание. М.: Медицина, 1973. — 160 с.
  60. В.А., Менджерицкая Ю. А., Бреус Е. Д. Психология затрудненного общения. М.: Академия. — 2001. — 288 с.
  61. X. Способ излечения заикания. — Спб., 1838. // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): В 2 тт. Т. I / Под, ред. Л. С. Волковой и В. И. Селиверстова. М.: Владос, 1997. — С.356−365.
  62. В. Приручение страха. Ml: Метафора-, 2003. — 192 с.
  63. Р.Е. Педагогические вопросы патологии речи у детей // Специальная школа, 1967, вып. 2 (122).
  64. А. Патология и терапия заикания и косноязычия. Спб. — 1901. // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): В 2 тт. Т. I / Под ред. Л. С. Волковой и В. И. Селиверстова. — М.: Владос, 1997. — С.388 — 396.
  65. А.Г. Психологический тренинг с подростками: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2003. -256 с.
  66. Логопедия: Учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений /Под ред.Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. — 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. 680 с.
  67. А. Психология тела: биоэнергетический анализ тела / Пер. с анг. С. Коледа М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2002. — 208 с.
  68. Лубенская A. Hi Специализированная методика аутогенных тренировок для взрослых заикающихся // Клиника и терапия заикания. /Под ред. Г. В. Морозова.- М.: Знание, 1984.-С. 141−152.
  69. С.М. От заикания к свободной речи. М.: Просвещение, 1970. -80 с.
  70. G. С. и Баранова В. П. О некоторых вопросах клинического изучения заикания // Очерки по патологии речи и голоса /Под ред проф. С. С Ляпидевского, -вып. 2. М.: Учпедгиз, 1963.С. 34−39.
  71. Мак-Нили Д. Прикосновение: глубинная психология и телесная терапия. -М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 1999. 144с.
  72. Л. Я. Заикание и его устранение. СПб: ООО «СЛП», 1997. -144 с.
  73. Морено Джозеф Дж. Включи свою внутреннюю музыку: Музыкальная терапия и психодрама / Пер- с анг. М.: Когито-Центр, 2009. — 143 с.
  74. Ю.Б. Применение комплексного (логопедического- и психотерапевтического) воздействия при устранении заикания у взрослых: Дисс. .кандидата психологических наук. М., 1968. — 167 с.
  75. Ю.Б. Динамика психических состояний заикающихся при логопсихотерапии// Вопросы психологии. 1985. — № 2. — С. 127−133.
  76. Некрасова. Ю1Б. Основные принципы коррекции нарушения! ре-«левого Iобщения // Вопросы психологии. 1985. — № 5. — С. 90−95.
  77. Ю.Б. Библиотерапия в системе логопсихотерапии //докладов научно-практической конференции «Психология педагогичг<^^^.^кого общения». Кировоград, 1990. — С. 219−221.
  78. Ю.Б. Особенности диагностики при реабилитации снарушением речевого общения // Вопросы психологии: 1991. — № 1. V-/.123.129.
  79. Ю.Б. Психологические основы процесса социореабилгЕзс-^сацИИ заикающихся: Автореферат дис.д.псих.наук.- М., 1992. -45 с.
  80. Ю.Б. О психических состояниях, их диагностике, управлх^^-^^^ направленном формировании (в процессе социореабил^а^-^^^ заикающихся)// Вопросы психологии. -1994. № 6. — С.37−41.
  81. Не1фасова Ю. Б. Лечение творчеством / Под ред. H. J1: Карповой:^ ^ Смысл, 2006: 223 с.
  82. Г. Д. Клиника и психотерапия заикания: -®-^Совый психологический метод лечения. -М., 1913.- 158 с.
  83. В.Н. Психология телесного сознания. М.: Алетейа, 199?>^gg с.
  84. В.Н. Энциклопедия тела. Психология, психо1^-ра11ИЯ педагогика, театр, танец, спорт, менеджмент. М.: Алетейа, 2000. — 62,-3. 0
  85. Е.В. Логопедическая ритмика для занятий с заикающимися подростками и взрослыми.- М.: МГПУ, 1998.— 124с.
  86. Д., Гоулд П. Рисунок в психотерапии. Методическое пособие. — М.: Маркетинг, 2005. 184 с.
  87. Е.Л., Успенская Л. П. Как помочь заикающимся школьникам: Кн. для логопеда. М.: Просвещение, 1995. — 176 с.
  88. Пиз А. Язык телодвижений (как читать мысли по жестам). М.:ЭКСМО-Пресс, 2000. — 266 с.
  89. И.А. Практикум для заикающихся. Спб.: Союз, 2000. — 128 с.
  90. И.А. Комплексная логопедическая работа по коррекции темпоритмических нарушений речи у заикающихся подростков и взрослых: Автореф.. канд. пед. наук. СПб., 2001. -22 с.
  91. Психологический словарь. Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова.- М.: Педагогика-Пресс, 1997.- 440 с.
  92. Психосоматика: Взаимосвязь психики и здоровья. Хрестоматия / Сост. К. В. Сельченок. Мн.: Харвест, 2003. — 640 с. 103 .Pay Е. Ю. Динамика некоторых характеристик личности в процессе психотерапии заикающихся. // Вопросы психологии. 1984. — № 3. — С. 67−72.
  93. Pay Е. Ю. Значение стресса и фрустрации в появлении и развитии невротической формы заикания // Заикание: проблемы теории и практики. -М.: Прометей, 1992. С. 51−63.
  94. Pay Е.Ю. Психолого-педагогическая система адаптации, взрослых заикающихся к проблемным речевым ситуациям: Дисс. кандидата педагогических наук. М., 1995. — 179 с.
  95. Н. Творчество как усиление себя // Вопросы психологии. -1990. -№ 1.-С. 164−168.
  96. Н. Путь к целостности: Человеко-центрированная терапия на основе экспрессивных искусств // Вопросы психологии. — 1995. № 1. — С.132−139.
  97. A.M. Социокультурный потенциал спонтанного танца: Дисс. кандидата философских наук. Н., 2001. — 173 с.
  98. С.Д., Пасынкова А.В: Опыт работы по развитию эстетической активности методом музыкального движения// Психологич. журнал. 1982. -Том 3, — № 3.- С. 84−92.
  99. С.Д., Пасынкова Н. Б. Влияние музыкального движения на эмоциональную сферу личности // Психологич. журнал. 1993. -Том 14.- № 4.- С. — 142−146.
  100. Руководство по психотерапии. Под.ред. В. Е. Рожнова.- Т.:Медицина, 1979.- 620 с.
  101. ПЗ.Садовникова Е. Н. Личностно-ориентированная психолого-педагогическая система реабилитации заикающихся детей старшего дошкольного возраста.: Автореф. дис. .канд. пед. наук /Моск.гор.пед.ун-т ком. образования Правительства Москвы. -М., 2001. 26 с.
  102. В.И. Заикание у детей. М.: ВЛАДОС, 1994. — 200 с.
  103. Сеченов/ И. М. Кому и как разрабатывать психологию?// Сеченов И. М., Павлов И. П., Введенский Н. Е. Физиология нервной системы. М., 1952.
  104. И.А. Заикание/И.А.Сикорский. М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006. — 191 с.
  105. Е.Н. Путь к преодолению заикания. Система занятий. Спб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2002. — 112 с.
  106. К.С. Работа актера над собой. Работа над собой в творческом процессе переживания. Часть 1.- М.: Искусство, 1954. 424 с.
  107. К.С. Моя жизнь в искусстве. 7-е изд.- M-JL: Искусство, 1941.-544 с.
  108. Н.Н. Психологическое исследование личности взрослых больных, страдающих заиканием // Клиника и терапия заикания. /Под ред. Г. В. Морозова.- М.: Знание, 1984. С. 98−106.
  109. М. Искусство движения. Уроки мастера / Пер. с анг. А. Заславской. М.: Эксмо, 2003. — 352 с.
  110. М. Сознавание через движение: двенадцать практических уроков / Пер. с анг. М. Папуш. М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2001. — 160 с.
  111. Ю.А. Клиника и терапия нарушений речи. М.: Медгиз, 1949.- 150 с.
  112. Н.А. Физическое воспитание детей дошкольного возраста на основе системы сюжетно-ролевой ритмической гимнастики: Дисс. доктора педагогических наук. В., 2004. — 456 с.
  113. Э. Заикание. Ассоциативная афазия. -М., 1931. // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): В 2 тт. Т. I / Под ред. Л. С. Волковой и В. И. Селиверстова. М.: Владос, 1997. — С. 407−414.
  114. А.Б. Отношение к своему дефекту индивида и его окружения (на модели заикания). Дисс.. канд. психол. наук. Л., 1974. 140 с.
  115. А.Б. Психологические концепции и понятия в изучении проблемы заикания. // Вопросы психологии. 1977. — № 3. — С. 84−92.
  116. А.Б. Индивидуально-психологические факторы в прогнозировании преодоления заикания // Вопросы психологии. 1985. — № 2. -С. 133−135.
  117. А.Б., Дьякова Е. А. Особенности нарушения коммуникативных отношений у взрослых заикающихся и эффективность лечебно-коррекционной работы. // Дефектология. 1988. — № 3. — С. 20−24.
  118. Е.В. Методические принципы арттерапии в системе социореадаптации заикающихся взрослых // Новые исследования* в психологии.- М.: Педагогика, 1981. № 1. — с.94−96.
  119. М.Е. Дефекты речи. Происхождение, профилактика и воспитательное лечение. М-Л., 1930.
  120. М.Е. Логопедия. М.: Учпедгиз, 1959. — 476 с.
  121. М.Е. Заикание — недуг устранимый. Л.: Медицина, 1972. — 70с.
  122. И.К. Заикание. Его сущность, причины, предупреждение и лечение. Одесса, 1987. -183 с.
  123. Д. Танцевальная терапия и глубинная психология: Движущее воображение / Пер. с анг. М.: Когито-Центр, 2009. — 221 с.
  124. Н.А. Преодоление заикания у детей. Пособие для логопедов и воспитателей логогрупп. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001. — 128 с.
  125. Д. Телоразум: рабочая книга: Как тело и разум работают вместе /Д.Шапиро- Пер. с анг. О. А. Долговой. М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство Аст», 2004. — 217 с.
  126. Е.Е. Артикуляционный, массаж при заикании. М.: В. Секачев, 2002. — 30 с.
  127. Е.Е. Преодоление рецидивов заикания. М.: В. Секачев, 2005. -128 с.
  128. В.М. Психотерапия в комплексной системе лечения заикания. // Руководство по психотерапии. / Под ред. В. Е. Рожнова. — 2-е изд., доп. и перераб. Т.: Медицина, 1979. — с. 400−420.
  129. В.М. Заикание. М.: ИСЕ, 1994. — 248 с.
  130. Т.А. Танец как средство диагностики и коррекции отношений в группе // Психологический вестник. Выпуск 1. — Часть 1. — Ростов-на-Дону. 1996. — С.327−348.
  131. Т.А. Динамика отношений личности в процессе танцевально-экспрессивного тренинга. Автореф. дис.канд. психол. наук.- Ростов-на-Дону, 1997.-24 с.
  132. Т.А. Танцевально-экспрессивный тренинг как фактор динамики отношений личности // Психологический вестник РГУ.- Выпуск 4. Ростов-на-Дону. 1999. — С.260−270.
  133. Т.А. Танцевально-экспрессивный тренинг.- СПб.: Издательство «Речь», 2003. 192 с.
  134. К. Система Жак-Далькроза. JI-M.: Петроград, 1924. — 134 с.
  135. М. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой. М.: Метафора, 2002. — 128 с.
  136. К.П. Бегущая с волками. Женский архетип в мифах и сказаниях / Пер. с англ. К.: «София», М.: ИД «София», 2003. — 496 с.
  137. Adler J. Who is the witness? Contact Quarterly, Winter 1987: 20−9.
  138. Alexander F. The dynamics of psychotherapy in the light of learning therapy.-Inter.S. of Psychiatry, 1965, vol. l,№ 2, p. 189−197
  139. Ammon G. Handbuch der Dynamischen Psychiatrie. Bd. 2. Munchen, 1982.
  140. Berger M. Psychological Investigation on Humanstructural Dance// Dynamic Psychology.- 19 881 -№ 108/109.-P.128−157.
  141. Bernstein P.L. Embodied transformational images in dance-movement therapy. Journal of Mental Imagery, 9/4:1−8.
  142. Chace M. Dance as an adjunctive therapy with hospitalized patients. Bulletin of the Menninger Clinic, 17:219−55.
  143. Laban R. The Mystery of Movement. London, 1960.-186 p.
  144. Levy F. The evolution of modern dance therapy // Journal of Physical Education, Recreation-and Dance. Vol.59.- 1988.- May-p.34−41
  145. MacDonald J. Dance? Of course I can! Dance movement therapy for people with learning difficulties // Dance Movement Therapy: Theory and Practice. London & N.-Y., 1992. P.202−217.
  146. Meekums B. The love bugs: dance movement therapy in a Family Service Unit // Dance Movement Therapy: Theory and Practice. London & N.-Y., 1992. -P.18−38.
  147. Noack A. On a Jungian approach to dance movement therapy // Dance Movement Therapy: Theory and Practice. London & N.-Y., 1992. P. 182−201.
  148. Payne H. Introduction // Dance Movement Therapy: Theory and Practice. London & N.-Y., 1992.-P.1−17.
  149. Penfield K. Individual movement therapy: dance movement therapy in private practice // Dance Movement Therapy: Theory and Practice. London & N.-Y., 1992. -P.163−181.
  150. Schoop T. Won’t you join the dance? Palo Alto: National Press Books.
  151. Whitehouse M. The moving self: Dance to dance therapy.
Заполнить форму текущей работой