Важная роль отводится формированию культуры восприятия и чувствования у детей. Этому способствуют такие приёмы:
- — наблюдение
- — визуализация
- — драматизация (в устной и письменной форме)
- — ритмические паузы
- — сюжетно-ролевые и творческие игры.
Среди представлений детей о милосердном отношении человека к человеку особо значимы знания об эмоциональных реакциях людей на внимание, заботу окружающих.
Наблюдение
Наблюдение помогает осознать многообразие эмоциональных состояний счастливых и несчастных людей. Становится возможным переживание растущим ребёнком чувства удовлетворения от своего доброго отношения к людям, сопереживание их радостям и горю. Недостаточно наблюдательный ребёнок не ощущает неповторимость индивидуальности другого человека, а это тормозит осознанному усвоению милосердия. В связи с этим стоит предложить младшим школьникам понаблюдать, как относятся близкие люди друг к другу, прощают ли они обиды; как их друзья относятся к обидчикам; что радует и что огорчает малышей.
Следует отметить зависимость проявлений милосердия и эмоциональной отзывчивости к окружающим, нравственной ориентации ребенка от стиля общения семьи, ее системы ценностей. Ведь именно в семье ребенок учится строить взаимоотношения, беря пример с самых близких людей, родителей.
Использование наблюдения учит детей выделять себя из окружающего мира, взаимодействуя с другими людьми благодаря своим органам чувств: определять цвет глаз, волос своего товарища; ощущать его тепло; воссоздавать зрительные образы. Этот приём способствует развитию эмпатии и эмоциональной отзывчивости у детей.