Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Проектирование модели внутришкольного управления в условиях реализации фгос основного общего образования

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В таком случае комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося в контексте качества образования выражается в степени их соответствия ФГОС, образовательным стандартам, федеральным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательный процесс, образовательная деятельность, в том числе степень… Читать ещё >

Проектирование модели внутришкольного управления в условиях реализации фгос основного общего образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Институциональная модель управления качеством образования в образовательной организации

Основные понятия темы, «качество образования», «институциональная модель», «дорожная карта», «внутришкольное управление».

Современное проектирование модели внутришкольного управления в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования (ФГОС ООО) сконцентрировано на политике организации качественного образования.

С точки зрения А. И. Субстто, «качество образования» следует рассматривать как степень удовлетворения ожиданий различных участников образовательного процесса от предоставляемых образовательным учреждением образовательных услуг.

Под «качеством образования» С. Е. Шиянов и В. А. Кальней понимают социальную категорию, отражающую состояние и результативность процесса образования, его соответствие потребностям и ожиданиям общества в развитии и формировании гражданских, бытовых и профессиональных компетенций личности.

В то же время В. Болотов и Г. Ковалева «качество образования» рассматривают как интегральную характеристику системы образования, отражающую степень соответствия реальных достигаемых результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.

Образовательные организации, реализующие ФГОС нового поколения, делают акцент на решение следующих проблем, связанных с управлением качеством образования и с использованием в нем технологий внутришкольного управления:

  • • качества образования в информационном обществе;
  • • новых «правил игры», по которым должна сегодня жить образовательная организация в связи с принятием ФГОС;
  • • использования институциональных механизмов, обеспечивающих развитие школы через систему управления качеством образовательной деятельности как социальной организации.

Две взаимосвязанные стороны управления школой как социальной организацией выделяет Б. М. Бим-Бад: с одной стороны, внутришкольное управление — это управление, осуществляемое субъектами, являющимися частью школьного сообщества, находящимися внутри школы, при этом учительское самоуправление и самоуправление ученическое являются лишь составными частями системы внутришколыюго управления; с другой — внутришкольное управление рассматривается как наиболее важное и значимое, вносящее наибольший вклад в общее управление школьной организацией и несущее всю полноту ответственности за качество образования.

Создание «дорожной карты» обеспечения гарантий качества образования в условиях новых стандартов — одно из ключевых направлений политики качества в образовательной организации и определения продуктивных внутришкольных технологий.

Политика школы в управлении качеством образования сегодня ориентирована на два ключевых аспекта, где акцент сделан на внутришкольную систему менеджмента и внутришкольные технологии.

Ключевые аспекты соответствуют двум версиям стандартов:

  • • словарь международного стандарта /508 402 «Управление качеством и обеспечение качества» указывает, что «качество — совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворить установленные и предполагаемые потребности потребителей»;
  • • новая версия стандартов серии /509 000:2000 (ГОСТ Р ИСО 9000−2001) в документе, который называется «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь», указывает, что «качество — степень соответствия присущих объекту характеристик установленным требованиям».

В таком случае комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося в контексте качества образования выражается в степени их соответствия ФГОС, образовательным стандартам, федеральным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательный процесс, образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы и ее оценка с позиции качества образования.

Оценка качества образования — процесс, в результате которого определяется степень соответствия образовательных достижений обучающихся, качества образовательных программ, свойств образовательного процесса и его ресурсного обеспечения в образовательной организации, районных (муниципальных) системах образования и региональной системе образования государственным образовательным стандартам и другим требованиям к качеству образования, зафиксированным в нормативных документах.

В оценивании необходимо различать подходы, связанные с моделированием системы оценивания. Среди разнообразных вариантов выделим два подхода: оценочная (диагностическая) модель школы и оценочная (диагностическая) модель учителя.

Под системой оценивания понимается не только та шкала, которая используется при выставлении отметок в моменты, в которые отметки принято выставлять, но и в целом как механизм осуществления контрольно-диагностической связи между учителем, учеником и родителями по поводу успешности образовательного процесса, равно как и осуществления самостоятельного определения таковой учащимся.

Оценивание (assessment) — процесс сбора и анализа информации. Этот термин ближе к термину измерения показателей, но предполагает аналитический подход. Assessment (оценка) — различные средства, используемые для учета учебных результатов учащихся (тесты, отметки, оценочные суждения и пр.).

Оценивание (evaluation) — процесс анализа и обобщения информации. Речь идет о процедуре выбора необходимых и достаточных данных для достижения определенных целей. Evaluation — оценивание, процесс, который позволяет определить степень достижения поставленной цели.

Управление качеством образования состоит:

  • • из модели управления, включающей инновационные образовательные, внутришкольные технологии;
  • • механизма оценки и обеспечения качества (гарантий качества);
  • • аналитических, информационных систем оценивания. Управление качеством в соответствии со стандартом /509 000:
    • 2000 — это часть менеджмента, направленная на выполнение требований по качеству.

В условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов школе необходимо:

  • • выстроить понятийный аппарат, но управлению качеством образования;
  • • изучить известные системы управления качеством образования;
  • • сформулировать целевые позиции системы, создаваемой школой, но направлениям улучшения и изменений организаций с применением разных видов технологий;
  • • сформулировать концепцию качества, которая была бы отражением реальных проблем образовательной деятельности школы (принципы, направления политики качества, инструментарий оценки и управления);
  • • выстроить систему, в которой были бы отражены направления политики школы в области гарантии качества, включающие в себя: планирование качества, управление качеством, мероприятия по обеспечению и улучшению образования и, наконец, процедуры оценки качества (мониторинг, диагностику, институциональные механизмы, а именно институциональную модель управления качеством образования в образовательной организации).

В основу понятийного аппарата большинства образовательных систем положен ряд важнейших терминов, основной из которых — «гарантия качества в образовании», который фактически является аналогом термина «менеджмент качества"(в соответствии со стандартами серии IS09000:2000).

Введение

этого термина было обусловлено требованиями документа «Стандарты и директивы ENQA[1]». Согласно упомянутому документу, гарантии качества в образовании могут рассматриваться как все виды скоординированной деятельности по руководству и управлению организацией применительно к качеству, что, в свою очередьу позволяет провести декомпозицию этой деятельности:

  • • на планирование качества, т. е. деятельность, направленную на формирование стратегии, политики и связанных с ними целей и требований по отношению к качеству образования;
  • управление качеством, т. е. методы и виды деятельности организации оперативного характера, используемые для выполнения требований к качеству образования;
  • обеспечение качества, т. е. методы и виды деятельности организации, направленные на создание уверенности в том, что требования к качеству образования будут выполнены;
  • улучшение качества, т. е. все виды деятельности организации, направленные на улучшение способности выполнить требования к качеству образования, при этом требования могут относиться к любым аспектам: результативности, эффективности, прослеживаемости и др.
  • оценку качества, т. е. доказательства того, что заданные требования к качеству образования выполнены. Оценка осуществляется самой организацией (самооценка) или другими заинтересованными сторонами.

К последнему виду деятельности относится деятельность самой организации, заинтересованных сторон или третьей стороны по самооценке или оценке системы качества образовательной организации, лицензированию, аттестации и аккредитации, а также проведение внутренних и внешних аудитов.

Мониторинг качества образования — это систематическая и регулярная процедура сбора данных по важным образовательным аспектам на региональном и муниципальном (включая школы) уровнях.

Педагогический мониторинг — форма организации сбора, обработки, хранения и распространения информации о качестве и результате образовательного процесса, обеспечивающая непрерывное слежение за его содержанием и прогнозирование его развития, а также система накопления инновационного опыта в разработке институциональной модели.

С точки зрения О. Д. Даутовой, О. Н. Крыловой, Г. О. Матиной и Е. А. Пивчук, понятие «качество образования» в аспекте проектирования институциональной модели внутришкольного управления следует рассматривать как систему развития, выбор, критерий отбора в профессиональном сообществе, баланс и результат социального партнерства. Качество образования — это:

  • открытая система развития, в основе которой лежит логика информационной открытости и прозрачности образовательных организаций. Качество является результатом «открытого» выбора, вариативности и модели «открытого доступа», так как если нет открытости, то нет и оснований для оценки качества;
  • выбор (уровня образования, сложности программ и способов решения проблем). Нет выбора — нет и оснований для сравнения. Компетентностная модель выпускника школы — это сравнительная модель в конкурентной среде. Качество образовательной программы предполагает развитие института бенчмаркинга;
  • критерии, формулируемые как государством, так и профессиональным сообществом. Роль институтов управления качеством как раз и состоит в установлении критериальной рамки качества в условиях инвариантных требований государственного стандарта;
  • балансу так как институт — это, собственно, и есть установление баланса между заинтересованными группами влияния на результаты образования;
  • результат, устанавливаемый путем общественного договора профессионального сообщества, работодателя, родителя, социального партнера па основе инвариантных требований стандарта.

Институциональные механизмы развития образовательных организаций создают основы для перехода от функциональной (институциональной) модели управления организацией и модели функциональной грамотности к модели компетентностной.

При этом в условиях перехода от индустриального общества к постиндустриальному, т. е. к обществу знаний, институциональная логика управления качеством образования через внутришкольные технологии представляется нам наиболее перспективной в случае, если создается возможность:

  • • для развития образовательной организации как института новых социокультурных отношений;
  • договора между разнообразными группами влияния по поводу характеристик качества образовательного процесса и качества образовательного результата;
  • • многовариантности и многоуровневости оценки результата образования (мониторинга, диагностики, экспертизы) с использованием институциональных механизмов развития образовательных организаций.

Качество образовательных результатов зависит от многовариантности, вариативности и индивидуализации образовательных маршрутов, которые проектирует профессиональное сообщество школы на основе взаимодействия с социальными партнерами.

В условиях программно-целевого управления развитием образования и взаимодействия с социальными партнерами, а также программно-целевого планирования расходов бюджета ключевым направлением, обеспечивающим инновационность, эффективность и качество образовательных систем, является развитие/.

  • инфраструктур инновационного образованияу в которых образовательные организации открыты для сетевого, социального, образовательного взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, учреждениями науки и культуры, вузами и колледжами, социальными службами, для межведомственного взаимодействия и т. п.;
  • программно-методического комплекса организации и образовательной сети, интегрирующей в себе учебно-методические комплексы по уровням образования, программы взаимодействия с семьей и социальными партнерами, программы дополнительного образования, метапредметные программы, программы профильного обучения и профессионального самоопределения и т. п.;
  • институциональных механизмов контроля и управления качеством образования, основанных на независимой оценке качества и общественном участии в процедурах управления результатами деятельности образовательных организаций.

Данные направления могут войти в «дорожную карту» качества образовательной организации посредством внутришкольных технологий.

  • [1] ENQA — Европейская ассоциация гарантии качества высшего образования.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой