Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Специфика учебно-воспитательного процесса в вузе в условиях многонационального коллектива

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Пример. В русской школе эффективность показывают методы, в основе которых лежит соревновательность, индивидуальная ответственность и нацеленность на личностные достижения, а также методы, предполагающие аналитическое и логическое познание, а в национальных школах, расположенных в Сибири и на Севере, более эффективны методы, ориентированные на познание с помощью наглядно-образных средств, познание… Читать ещё >

Специфика учебно-воспитательного процесса в вузе в условиях многонационального коллектива (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В основе учебно-воспитательной деятельности преподавателя в условиях многонационального коллектива лежит обеспечение поликультурного образования обучаемых, осознание ими своей культурной принадлежности и умение понимать и ценить культуру других.

Многонациональность учебных групп в вузе проявляется по-разному: в республиках, автономных областях и округах доля студентов титульной национальности может составлять до 60%. В условии крупных городов доля нерусских студентов может доходить до 10−15%, но это студенты в основном разных национальностей. Естественно, такая ситуация на уровне учебного процесса требует особого внимания со стороны педагогов, а на уровне внеучебной работы — со стороны заместителей декана по работе со студентами, кураторов (тьюторов). Как показывают исследования (Е. П. Белинская, С. А. Баклушинский, В. С. Собкин, Г1. С. Писарский, Э. Р. Хакимов и др.), нерусские студенты в группах, где они оказываются в меньшинстве, чувствуют дискомфорт, тревожность, у них низкий статус и заниженная самооценка. Их состояние усугубляется, если они слабо владеют русским языком. У русских же студентов наблюдается проявление бытового шовинизма и высокомерия по отношению к нерусским студентам. В результате нерусские студенты группируются или по национальному признаку (такие микрогруппы состоят, как правило, из представителей одной национальности), или по признаку принадлежности к этническому меньшинству вообще (это микрогруппы, состоящие из представителей разных национальностей, не принадлежащих к мажоритарному этносу).

Воспитание культуры межнационального общения в вузе обеспечивается через изучение специальных учебных курсов, использование возможностей учебного процесса, организацию внеаудиторной воспитательной работы со студентами.

Учеба в вузе составляет основу духовного становления человека, является важнейшим фактором овладения человеческой культурой. Соответственно, огромна роль учения и как фактора развития многонационального коллектива и самореализации личности каждого его члена. Основную нагрузку несут учебные курсы этнопсихологии, этнопедагогики и педагогики межнационального общения, кроме того в том же направлении «работают» и этнология, социальная педагогика, социальная психология, культурология.

Поликультурное воспитание будущего специалиста осуществляется в учебном процессе. При изучении специальных учебных предметов примеры тех или иных явлений приводят из культур тех народов, представители которых имеются в учебной группе. Такой подход имеет двоякую направленность. С одной стороны, получив на занятии знания о родной культуре, студенты проникаются чувством гордости за нее. С другой — русские студенты, обретя представления о другой культуре, начинают лучше понимать своих сокурсников, национально-психологические особенности их поведения, что способствует конструктивному диалогу между ними. Соответствующий материал может включаться в разные учебные предметы.

Учебно-воспитательный процесс следует строить как взаимодействие представителей разных национальностей. При выполнении различных учебных заданий группа разбивается на разнонациональные подгруппы. Студенты понимают, что учебные задачи могут решаться эффективно, если налажено внутригрупповое взаимодействие. Эффективны и задания, связанные с родной культурой студентов. Результативны и разного рода культурно-специфические тренинги и техники, предлагаемые для использования на занятиях Т. Г. Стефаненко. Это тренинги, включающие реальные межкультурные контакты, атрибутивные тренинги, в которых акцент делается на обучении тому, как представители различных народов и культур интерпретируют причины повеления и результаты деятельности, культурные ассимиляторы, которые называют также техникой повышения межкультурной сензитивности. При организации процесса обучения преподавателю нельзя допускать предвзятого отношения к представителям одних национальностей и, наоборот, наделять привилегиями других. Ему следует всегда быть справедливым к каждому студенту независимо от сто национальной принадлежности.

Следует также учитывать и учебные стили (learningstyles), присущие представителям разных национальностей. Ученые выделяют поленезависимый (field independent) и полезависимый (field dependent) стили (табл. 1.2).

Таблица 1.2

Характерные особенности студентов, относящихся к различным учебным стилям

Учебные стили.

Связь с культурой.

Характерные особенности студентов.

Поленезависимый стиль.

Индивидуалистическая культура, к которой относятся преимущественно представители западно ориентированных культур

  • • Независимость от контекстуальной ситуации.
  • • Интерес к заданиям аналитического характера.
  • • Ориентация на личностные достижения.
  • • Стремление к индивидуальному выполнению задания

Полезависимый стиль.

Коллективистическая культура, к которой относятся преимущественно представители восточных, миноритарных и традиционных культур

  • • Зависимость от ситуации, в которой выполняется задание.
  • • Интерес к заданиям эмоционально-образного характера.
  • • Ориентация на коллективные достижения.
  • • Стремление работать коллективно

В России к первому типу можно отнести русских, народы финно-угорской группы, ко второму типу — якутов, тувинцев, бурятов, хакасов и др.

В соответствии с указанным, с учетом этнопсихологических особенностей представителей различных народов, методы обучения, избираемые учителем, могут варьироваться.

Пример. В русской школе эффективность показывают методы, в основе которых лежит соревновательность, индивидуальная ответственность и нацеленность на личностные достижения, а также методы, предполагающие аналитическое и логическое познание, а в национальных школах, расположенных в Сибири и на Севере, более эффективны методы, ориентированные на познание с помощью наглядно-образных средств, познание через практическую деятельность, обучение, построенное на использовании собственного опыта учащихся, интуитивные методы познания, кооперативное или групповое (малыми группами) обучение.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой