Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование экономической направленности технического творчества студентов профессионально-педагогического вуза

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация и внедрение результатов исследования. Ход и результаты исследования на всех этапах обсуждались на международных, всероссийских, региональных и внутривузовских конференциях, семинарах и совещаниях по проблемам профессионального образования, а также на методических семинарах кафедры автоматизации, механизации производства и методики обучения Уральского государственного… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические предпосылки формирования экономической направленности технического творчества учащейся молодежи
    • 1. 1. Отражение проблемы формирования экономической направленности технического творчества молодежи в психолого-педагогической, философской и экономической литературе
    • 1. 2. Роль развития предприимчивости и предпринимательства в процессе формирования экономической направленности технического творчества учащейся молодежи
    • 1. 3. Исторические, социально-экономические предпосылки интеграции педагогического процесса развития технического творчества студентов с обучением инновационному предпринимательству
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Обучение инновационному предпринимательству как средство формирования экономической направленности технического творчества студентов профессионально-педагогического вуза
    • 2. 1. Роль и место обучения инновационному предпринимательству в структуре педагогической системы развития технического творчества студентов
    • 2. 2. Особенности формирования экономической направленности технического творчества студентов профессиональнопедагогического вуза
  • Выводы по второй главе
  • Глава 3. Подготовка и проведение педагогического эксперимента
    • 3. 1. Экспериментальное исследование эффективности формирования экономической направленности технического творчества студентов в процессе обучения инновационному предпринимательству
    • 3. 2. Обработка, анализ и интерпретация результатов педагогического эксперимента
  • Выводы по третьей главе

Формирование экономической направленности технического творчества студентов профессионально-педагогического вуза (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современное состояние экономики, производства и общественных отношений в нашей стране привело к необходимости переосмысления не только основных целей и задач педагогики, основных требований к научной, практической, технической и экономической подготовке современного человека, но и к переоценке тех качеств личности, которые необходимы для успешной реализации творческого потенциала подрастающего поколения [95]. Это в особенности касается выпускников вузов, поскольку для них актуальна проблема трудоустройства. Таким образом, в образовательной системе необходимо учитывать как сегодняшние потребности общества в экономически грамотных и технически образованных специалистах, так и изменения приоритетных направлений развития общества в будущем. Вузовское образование должно быть направлено на подготовку профессионально мобильного, самостоятельного, инициативного, предприимчивого, творческого и технически грамотного работника [75], способного генерировать и реализовывать новые идеи в условиях экспоненциального роста научно-технической информации.

Характерными чертами перехода общества на новые экономические отношения, которые должны найти отражение в подготовке будущих специалистов, являются развитие и повышение коммерческой значимости интеллектуальной собственности. Следовательно, повышается значимость такой характеристики будущего специалиста, как владение методами и технологиями творческой деятельности, посредством которой создается интеллектуальная собственность. Возрастает роль экономических, правовых и коммерческих методов, технологий реализации интеллектуальной собственности. Одним из видов деятельности, в результате которой создается интеллектуальная собственность, является объективное техническое творчество. Поскольку результаты объективного технического творчества могут быть защищены патентами на изобретение, и эти патенты делают изобретения объектами охраняемой частной интеллектуальной собственности, то возникает возможность использования результатов технического творчества для коммерческой реализации и получения прибыли. Это направление экономической деятельности хорошо развито в странах с рыночной экономикой. Успех в данном виде экономической деятельности во многом зависит от специальной экономической подготовки.

Если исходить из мировых тенденций доминирования малого бизнеса в обеспечении занятости населения и возрастания значимости малых предприятий, реализующих инновационную деятельность, то уже в ближайшее время в экономике стран, входящих в СНГ, станет ощутимым дефицит специалистов, способных эффективно осуществлять профессиональную деятельность в области организации инновационных процессов, в том числе в сфере профессионального образования [75].

Содержание образования таких специалистов должно интегрировать в себе подготовку к технической творческой деятельности и экономико-правовую подготовку к предпринимательской деятельности по реализации результатов творчества.

В настоящее время экономическому образованию уделяется большое внимание практически во всех вузах России. Вместе с тем в большинстве российских технических и педагогических вузов будущие специалисты получают подготовку в области технического творчества. Но при этом обучение студентов предпринимательству и развитие их технического творчества рассматриваются в педагогике как две независимые задачи образовательной системы.

В вузах, где ведется обучение изобретательству на занятиях по техническому творчеству, будущим молодым специалистам преподают основные методы изобретательства, но студенты не получают подготовки в области экономических методов реализации своих творческих находок. Например, в известных структурах систем развития технического творчества учащейся молодежи, предложенных в работах В. А. Влазнева, С. А. Новоселова, В. Д. Путилина [10, 26, 95], не содержится элементов, отражающих экономические составляющие подготовки будущих специалистов. Это противоречит реальному опыту функционирования экономических систем развитых государств, отражением которого и должно быть содержание технического, экономического и профессионально-педагогического образования. В этих экономических системах научно-техническое творчество и экономика объединены в процессе инновации, а экономическая реализация продуктов технического творчества является задачей такой области предпринимательской деятельности, как инновационное предпринимательство.

В работах В. Зомбарта, В. Митчерлиха и Й. Шумпетера под термином «инновационное предпринимательство» понимается предпринимательская деятельность в сфере научно-технического прогресса, в том числе получение прибыли за счет коммерциализации технических новшеств [32].

И.И. Кабанникова рассматривает инновационный процесс как развитие научной идеи от этапа ее выдвижения до конечной реализации на практике [82].

Дж. Брайт определяет инновационный процесс как единственный в своем роде процесс, объединяющий науку, технику, экономику, предпринимательство и управление, как процесс преобразования научного знания в физическую реальность, изменяющую общество [154]. При этом процесс техническогозобретательства рассматривается как один из первых этапов инновационного процесса, а коммерческая реализация продуктов изобретательства — один из завершающих этапов инновационной деятельности.

Поэтому мотивационная компонента процесса обучения изобретательству должна быть ориентирована не только на самореализацию личности в творчестве, но и на экономическую, коммерческую реализацию плодов творчества, без которой процесс инновационной деятельности считается незавершенным.

Следовательно, успешность творческой деятельности студентов, ее экономическая эффективность зависят от того, насколько полно, дидактически обоснованно и методически продуманно сформирована экономическая направленность технического творчества студентов. Формирование экономической направленности технического творчества должно стать одной из целей, поставленных педагогом в процессе организации учебно-творческой деятельности студентов. Эта цель может быть достигнута путем включения в учебный процесс предметно связанной с техническим творчеством учебно-экономической деятельности, под которой понимается один из видов учебной деятельности, направленной на решение экономических задач учебного содержания, причем результатом этой деятельности может быть учебно-экономическая документация, содержащая комплекс мер по организации экономически эффективной и коммерчески выгодной инновационной деятельности.

Таким образом, удалось установить следующее противоречие', с одной стороны, реальное техническое творчество объединено с предпринимательством в едином процессе инновационной деятельности, а, с другой стороны, обучение техническому творчеству педагогически не связано с обучением предпринимательству, и поэтому техническое творчество студентов является экономически неэффективным.

Проблема подготовки студентов к инновационной деятельности приобретает особую значимость в профессионально-педагогических вузах, так как выпускники должны быть подготовлены к руководству техническим творчеством учащихся учреждений начального и среднего профессионального образования. А следовательно, будущие руководители творческой деятельностью учащихся должны быть готовы к корректировке традиционной для учреждений начального профессионального образования системы развития технического творчества учащихся, к выполнению необходимых организационно-педагогических мероприятий по формированию экономической направленности технического творчества учащихся, так как выпускники учреждений начального и среднего профессионального образования должны быть подготовлены к творческой профессиональной деятельности в условиях рыночной экономики.

Корректировка педагогической системы развития технического творчества учащейся молодежи [95], направленная на интеграцию процессов учебно-творческой и учебно-экономической деятельности позволит преобразовать техническое творчество учащихся в общественно и индивидуально значимую и полезную инновационную деятельность. Тогда станет очевидна для всех членов общества, в том числе для подрастающего поколения, ценность технической творческой деятельности, интегрированной с инновационным предпринимательством.

Именно этим определяется актуальность проблемы исследования: каким образом развитие технического творчества студентов должно быть интегрировано с организацией учебно-экономической деятельности студентов и обучением их предпринимательству, чтобы эффективно сформировать экономическую направленность технического творчества студентов?

Целью исследования является определение особенностей содержания и организационных форм процесса формирования экономической направленности технической творческой деятельности студентов профессионально-педагогического вуза.

Объект исследования — процесс развития технического творчества учащейся молодежи.

Предмет исследования — структура, содержание и формы организации технического творчества студентов, обеспечивающие формирование экономической направленности технического творчества, в условиях профессионально-педагогического вуза.

Гипотеза исследования состоит в том, что процесс формирования экономической направленности технического творчества студентов профессионально-педагогического вуза будет эффективным:

• если содержание и организационные формы технического творчества студентов будут взаимосвязаны с обучением их инновационному предпринимательству и с содержанием будущей профессионально-педагогической деятельности;

• в процесс развития технического творчества студентов включить в качестве обязательного элемента учебно-экономическую деятельность студентов по внедрению и коммерческой реализации изобретений.

В соответствии с проблемой, целью, предметом и гипотезой исследования определены следующие задачи:

• проанализировать состояние исследуемой проблемы в психолого-педагогической и экономической литературе и определить понятие экономической направленности технического творчества;

• разработать содержание обучения инновационному предпринимательству, системно связанное с содержанием технического творчества студентов профессионально-педагогического вуза;

• выявить особенности формирования экономической направленности технического творчества студентов в профессионально-педагогическом вузе;

• экспериментально проверить возможность формирования экономической направленности технического творчества студентов в процессе обучения инновационному предпринимательству.

Методологической основой исследования являются теоретические работы отечественных и зарубежных исследователей по проблемам: деятельностного подхода в познании и обучении (П.Я. Гальперин,.

A.Н. Леонтьев, C.JI. Рубинштейн, Н. Ф. Талызина и др.) — в области теории профессионального образования (С.Я. Батышев, А. Я. Найн, A.M. Новиков, Г. М. Романцев, И. П. Смирнов, Е. В. Ткаченко и др.) — в области активизации и интенсификации процесса творческой подготовки учащихся (A.M. Василевская, Т. В. Кудрявцев, И. Я. Лернер, С. А. Новоселов и др.) — личностно ориентированного гуманистического подхода в обучении (В.В. Давыдов, Э. Ф. Зеер, В. Д. Семенов и др.), а также идеи прагматической педагогики Дж. Дьюи, основные выводы и рекомендации исследователей по проблемам развития технического творчества учащихся.

9 (В.Е. Алексеев, П. Н. Андрианов, И. П. Волков, М. А. Галагузова,.

B.А. Горский, Б. М. Игошев и др.) — разработки в области теории и практики основ предпринимательской деятельности и экономического образования (А.Ф. Аменд, Ю. К. Васильев, В. М. Власова, Б. Нидлс, Н. В. Силкина, Б. Стасей, К. Хесс, Р. Хизрич и др.) — в области исследования инновационных процессов (Т.Н. Бородулина, В. И. Вагизова, А. Ю. Глебанова, Н. Д. Гредяева, C.B. Пименов, З. А. Савельева, Ю. И. Сизов и др.) — в области изучения экономических аспектов творческой деятельности (В.А. Брусов, И. М. Малышев, С. К. Никулин, Б. Ю. Чистяков,.

И.А. Фесик и др.) — в области коммерческого использования научных открытий и разработок (З.С. Амирханов, В. А. Арсентьев, Т. Н. Бородулина, Г. М. Глаголева, Н. Д. Гредяева, Б. Н. Коваленко и др.).

Для решения поставленных задач в исследовании использовалась совокупность методов. Общенаучные методы: анализ, синтез, абстрагирование, моделирование. Методы педагогики и психологии: непосредственное и опосредованное наблюдение за процессом технического творчества учащихся, беседа, анкетирование, интервьюирование, тестирование, анализ результатов творческой деятельности учащихся, педагогический эксперимент, метод экспертных оценок. Методы эмпирического исследования:' изучение литературы, нормативных документов, программно-методической документации. Количественные показатели, полученные в результате исследования, обрабатывались с помощью методов математической статистики с использованием ЭВМ.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

• обоснована необходимость взаимосвязи обучения техническому творчеству с обучением инновационному предпринимательству студентов профессионально-педагогического вуза;

0 • определены и реализованы педагогические особенности интеграции в системе развития технического творчества студентов профессионально-педагогического вуза, процессов учебно-творческой и учебно-экономической деятельности в единый процесс учебно-инновационной деятельности студентов;

• обоснована необходимость включения в структуру содержания обучения техническому творчеству знаний, умений и навыков, требуемых для организации коммерческого использования продуктов творческого процесса.

Теоретическая значимость исследования состоит в следующем:

• предложена модель процесса учебно-творческой технической деятельности, взаимосвязанной с учебно-экономической деятельностью, основанная на интегративном подходе к процессу обучения;

• разработан комплекс организационных форм и средств подготовки студентов к практической деятельности по коммерческой реализации результатов технического творчества.

Практическая значимость исследования определяется тем, что на его материалах разработано содержание курса «Организация инновационной деятельности». Результаты исследования использованы при разработке рабочих программ и другой нормативной и методической документации для специализации 30 508 — Технология и оборудование автоматизированного производства в машиностроении и приборостроении, а также для открытой в Уральском государственном профессионально-педагогическом университете в 1994 г. в рамках специальности 30 500 -Профессиональное обучение новой специализации инженеров-педагогов -30 530 — Техническое творчество и спортивно-технические дисциплины: организация и обучение. Курс «Организация инновационной деятельности» введен в учебный процесс Уральского государственного профессионально-|Г педагогического университета в 1998 г., получен акт о внедрении. Также по материалам исследования разработано учебное пособие «Венчурное инвестирование инновационной деятельности» .

Научная обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечиваются научной методологией современного исследованияприменением комплекса методов, учитывающих специфику и новизну исследований, ссылками на уже имеющиеся в аналогичных направлениях исследованияиспользованием методов, адекватных объекту, целям, задачам и логике построения исследования- ^ повторяемостью и воспроизводимостью результатов исследованиякомплексным характером поэтапного педагогического экспериментарепрезентативностью объема выборкиконтрольным сопоставлением полученных данных с педагогическим опытом.

Апробация и внедрение результатов исследования. Ход и результаты исследования на всех этапах обсуждались на международных, всероссийских, региональных и внутривузовских конференциях, семинарах и совещаниях по проблемам профессионального образования, а также на методических семинарах кафедры автоматизации, механизации производства и методики обучения Уральского государственного профессионально-педагогического университета (1995;2000), на научно-практических конференциях молодых ученых и специалистов Уральского государственного профессионально-педагогического университета «Инновационные технологии в педагогике и на производстве» (Екатеринбург, 1996, 1999), пленумах Учебно-методического объединения высших и средних профессиональных учебных заведений Российской Федерации по профессионально-педагогическому образованию (Екатеринбург, 1997;2000), ежегодной международной конференции по совместным европейским проектам «URAL» и «CHAIN-E» (Екатеринбург,? 1997;2000), на 6-й Российской научно-практической конференции по инновациям в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании «Повышение академического уровня учебных заведений на основе новых образовательных технологий» (Екатеринбург, 1998).

Основные положения исследования и его гипотеза были экспериментально проверены в Уральском государственном профессионально-педагогическом университете. Этапы исследования Исследование проводилось в три этапа, ф На первом этапе (1995;1997) проводилось накопление эмпирических данных в процессе изучения нормативной документации, выделялись исходные положения исследования. Определялись границы проблемы исследования, разрабатывалась его методологическая основа. Проводился анализ состояния рассматриваемой проблемы в философской, психолого-педагогической, методической и экономической литературе.

Выявлялись и анализировались недостатки организации технического творчества учащихся, а также недостатки содержательной подготовки инженеров-педагогов. Формировалась рабочая гипотеза исследования.

На втором этапе (1997;1998) уточнялась рабочая гипотеза, обобщались и конкретизировались результаты исследований структуры технического творчества учащихся. Выявлялись необходимые компоненты, которые нужно включить в педагогическую систему развития технического творчества для успешной организации инновационной деятельности. Проводились опытно-экспериментальные работы на базе кафедры автоматизации, механизации производства и методики обучения Уральского государственного профессионально-педагогического университета по формированию экономической направленности технического творчества студентов профессионально-педагогического ф вуза.

На третьем этапе (1998;2000) завершались исследования по формированию экономической направленности технического творчества студентов. Проводилась работа по систематизации результатов теоретического и экспериментального исследований, обобщению научных фактов, формированию основных выводов, внедрению в педагогическую систему развития технического творчества и в учебный процесс Уральского государственного профессионально-педагогического университета экономических аспектов предпринимательской, А деятельности, необходимых для организации инновационной деятельности. Осуществлялись анализ и обработка полученных в процессе исследования данных с помощью методов математической статистики. Проводилось оформление результатов исследования.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Интеграция учебно-творческой и учебно-экономической деятельности студентов профессионально-педагогического вуза в процесс инновационной деятельности приводит к успешному формированию экономической направленности их технического творчества.

2. Эффективность формирования экономической направленности технического творчества студентов повышается при установлении взаимосвязи содержания обучения инновационному предпринимательству с содержанием их будущей профессионально-педагогической деятельности.

3. Для эффективного формирования экономической направленности технического творчества студентов необходимо включить в структуру педагогической системы развития технического творчества в профессионально-педагогическом вузе элементы, обеспечивающие учет экономических аспектов технического творчества.

4 Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав,.

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ВЫВОДЫ.

1. Анализ научной, учебно-методической, психолого-педагогической, философской и экономической литературы позволил констатировать и подтвердить актуальность постановки и решения проблемы формирования экономической направленности технического творчества студентов профессионально-педагогического вуза.

2. Разработано содержание обучения инновационному предпринимательству в структуре педагогической системы развития технического творчества студентов профессионально-педагогического вуза, которое представлено экспериментальной учебно-методической документацией по дисциплинам «Основы предпринимательской деятельности» и «Организация инновационной деятельности» .

3. Установлено, что для формирования экономической направленности технического творчества студентов необходимо обеспечить взаимосвязь содержания и организационных форм технического творчества студентов с процессом обучения инновационному предпринимательству и включить в педагогическую систему развития технического творчества студентов в качестве обязательного элемента учебно-экономическую деятельность студентов по внедрению и коммерческой реализации изобретений.

4. Специфика формирования экономической направленности технического творчества студентов в профессионально-педагогическом вузе заключается в том, что содержание интегрированного обучения студентов инновационному предпринимательству и техническому творчеству должно быть связано с содержанием их будущей профессионально-педагогической деятельности.

5. Экспериментально проверена и доказана возможность формирования экономической направленности технического творчества студентов в процессе обучения их инновационному предпринимательству. При обучении техническому творчеству педагог должен ориентировать студентов на коммерческую реализацию продуктов творческого процесса. Это способствует формированию у студентов не только экономической направленности, но и устойчивой мотивации к самому процессу творчества.

6. Проведенное исследование подтвердило исходную гипотезу и позволило реализовать поставленные задачи. Поскольку в рамках одного исследования трудно полностью рассмотреть все аспекты решения проблемы Ф формирования экономической направленности технического творчества, то проведенное нами исследование не претендует на исчерпывающий анализ данной проблемы. Это обуславливается как постоянным совершенствованием процесса профессиональной подготовки, так и переменами в социально-экономической ситуации в стране, появлением новых специальностей и изменением законодательной базы. т.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Для устойчивого экономического развития общества, как показал проведенный ретроспективный анализ научных публикаций [1,7, 12, 14, 16, 25, 38, 40, 55, 64, 65, 67, 79, 105, 116, 118, 121, 122, 123], необходимо чтобы образование, в том числе и вузовское, было направлено на подготовку профессионально мобильного, самостоятельного, инициативного, предприимчивого, творческого и технически грамотного работника, способного генерировать и реализовывать новые идеи.

Это предполагает в условиях учреждения образования формирование адекватного отношения подрастающего поколения к научно-техническому творчеству и разработку такого содержания образования, которое позволит интегрировать подготовку будущих специалистов к научно-технической творческой деятельности с экономико-правовой подготовкой к предпринимательской деятельности по реализации результатов творчества.

В настоящем исследовании рассмотрена проблема формирования экономической направленности технического творчества студентов в процессе обучения инновационному предпринимательству, которая способствует подготовке специалистов способных решать задачи изобретательства и предпринимательства одновременно, а также трансформировать навыки инновационной деятельности в сфере профессионального образования.

Проведенный нами анализ понятийно-терминологического аппарата технического творчества учащихся и ряда используемых в процессе организации технического творчества терминов и понятий экономической отрасли научного знания, позволили уточнить уже имеющиеся и ввести новые понятия в рассматриваемый аппарат.

Были подвергнуты теоретическому анализу понятия «экономическая направленность личности», «экономическая направленность технического творчества» и «экономическая направленность деятельности», которые являются главными связующими элементами понятийного аппарата педагогической системы технического творчества учащихся с понятийным аппаратом инновационной деятельности, и уточнено их содержание.

Анализ функционирования педагогической системы развития технического творчества учащихся позволил установить, что ее невысокая экономическая эффективность объясняется отсутствием в этой системе механизма организации инновационной деятельности. Поэтому дальнейшие исследования были направлены на поиск возможностей создания такого механизма.

Для этого в структуру педагогической системы развития технического творчества студентов был включен дополнительный целевой блок, связанный с экономическими аспектами технического творчества и направленный, в первую очередь, на организацию инновационной деятельности студентов.

Исследования показали, что сформулированная в дополнительном целевом блоке педагогическая цель формирования экономической направленности технического творчества студентов, может осознаваться ими как возможность коммерческой реализации продуктов творческого процесса.

Корректировка подсистемы «цели», ее структуры и связанного с этим изменения смыслового наполнения компонентов педагогической системы в целом, их функционирования, их взаимосвязей позволило интегрировать процесс учебно-творческой и процесс учебно-экономической деятельности в общественно и индивидуально значимую, полезную инновационную деятельность студентов.

Процесс организации инновационной деятельности в педагогической системе развития технического творчества включил в себя:

1) процессы воспитания творческой личности и обучения техническому творчеству с соответствующими средствами обучения;

2) обучение экономической деятельности и инновационному предпринимательству с соответствующими средствами обучения.

3) организационные формы дополнительного экономического образования и собственно экономическую деятельность педагога и студентов в процессе и их сотворческой деятельности.

Выделение блока качеств личности, необходимых для успешного формирования экономической направленности технического творчества и для организации реальной инновационной деятельности в педагогической % системе развития технического творчества, а также экспериментальное исследование динамики развития и формирования этих качеств в процессе обучения инновационному предпринимательству студентов показало, что:

— в педагогической системе развития технического творчества студентов необходимо обеспечить тесную взаимосвязь содержания и организационных форм технического творчества студентов с их экономической подготовкой и обучением инновационному предпринимательствусодержание обучения инновационной деятельности должно интегрировать в себе не только знания по техническому творчеству и инновационному предпринимательству, но и учитывать качества личности и индивидуальные особенности студентов, их склонности, интересы и потребности;

— подготовка будущих специалистов к инновационной деятельности должна обеспечивать взаимосвязь содержания обучения инновационному предпринимательству и содержания технического творчества студентов с содержанием их будущей профессионально-педагогической деятельности в учреждениях профессионального образования;

— целесообразно выполнение курсовой работы по дисциплине.

Организация инновационной деятельности", а также включение в структуру дипломной работы/проекта (в качестве экономического раздела), разработки бизнес-плана инновационной фирмы по реализации изобретений, сделанных студентами.

Проведенные с 1996 по 2000 год экспериментальные исследования подтвердили правомерность сформулированной нами гипотезы о необходимых и достаточных условиях формирования экономической направленности технического творчества студентов и возможности организации инновационной деятельности в педагогической системе развития технического творчества учащейся молодежи.

Результаты проведенного нами исследования были внедрены в Уральском государственном профессионально-педагогическом университете в процесс образования инженеров-педагогов по специализации 30 530 -техническое творчество и спортивно-технические дисциплины: организация и обучение, в частности посредством введения в учебный процесс новой дисциплины «Основы предпринимательской деятельности», преобразованной затем в дисциплину «Организация инновационной деятельности» .

Результаты проведенного диссертационного исследования могут быть также использованы для открытия в системе профессионально-педагогического образования нового направления подготовки специалистов -" инженер-педагог — организатор инновационной деятельности" или «инженер-педагог — менеджер инновационной деятельности» .

Вместе с тем, в рамках одного исследования трудно рассмотреть все аспекты поставленной проблемы в полном объеме. Это вызвано как постоянно совершенствующимся процессом профессионального образования, появлением новых методик и технологий образования, так и изменением социально-экономической ситуации в стране, изменением законодательной базы, появлением новых специальностей и направлений подготовки специалистов, повышением требований к уровню подготовки специалиста. Поэтому данная проблема требует продолжения исследований, постоянного мониторинга и приведения полученных в нашем исследований основных результатов и выводов в соответствие с меняющейся реальностью.

Показать весь текст

Список литературы

  1. A.B. Система формирования производственно-технического творчества учащейся молодежи: Дис. д-ра пед. наук в форме науч. докл. / Ин-т сред. спец. образования. — Казань, 1994. 347с.
  2. В.Е. Активизация работы по развитию технического творчества учащихся: Учеб.-метод, пособие. М.: Высш. шк., 1989. 72с.
  3. В.Е. Организация технического творчества учащихся-М.: Высш. шк., 1984. 46с.
  4. В.Е. Педагогические проблемы развития технического творчества молодежи. Ташкент: Фан, 1980. 150с.
  5. В.Е., Андрианов П. Н., Путилин В. Д. Дидактические основы развития технического творчества в трудовом обучении учащихся городской школы / НИИ трудового обучения и профориентации. М., 1976. 188с.
  6. А.Ф. Дидактические основы эколого-экономического общего образования: Автореф. дис. д-ра пед. наук: Екатеринбург, 1997. 58с.
  7. .Г. Человек как предмет познания. JL, 1968. С.83−84.
  8. В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: Основы педагогики творчества. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1988. 238с.
  9. П.Н. Развитие технического творчества в трудовом обучении учащихся общеобразовательной школы: Автореф. дис. д-ра пед. наук / НИИ трудового обучения и профориентации.-М., 1985. С.5−11.
  10. П.Н., Путилин В. Д. Развитие технического творчества старшеклассников в трудовом обучении. Калуга: Калуж. кн. изд-во, 1970. С. 16−27.
  11. Н.М. Теоретические и экспериментальные основы технологии обучения студентов изобретательской и инновационной деятельности: Дис. д-ра пед. наук: -М., 1998. 420с.
  12. В.А. Особенности использования научного труда вусловиях современного капитализма: Дис.канд. экон. наук: М., 1990. 422с.
  13. В.В., Кирикова 3.3., Крохина Н. В., Осипова И. В., Тарасюк О. В. Образовательно-ориентированный подход к профессиографии / Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1997. 175с.
  14. В.С. Педагогика: Учеб. для инж.-пед. спец. / Екатеринбург. Обл. ин-т развития регионального образования
  15. Екатеринбург: Изд-во Свердл. инж.-пед. ин-та, 1993. 320 с.
  16. В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения./ Ин-т развития проф. образования. М., 1995. 336с.
  17. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. 192с.
  18. Н.В. Применение деловых игр в инженерной подготовке будущих инженеров-педагогов: Дис.канд. пед. наук / НИИ проф.-техн. педагогики. Казань, 1990. С. 65.
  19. .С. Нравственное сознание личности. М., 1985. С. 329.
  20. Ф 20. Брусов В. А. Проблемы повышения экономической эффективностимассового технического творчества трудящихся в условиях развитого социализма / на материалах предприятий промышленности западных областей УССР: дис.канд. экон. наук. -М., 1974. С. 87−156.
  21. В.И. Финансово-кредитное обеспечение инновационной деятельности в условиях перехода к рыночным отношениям: Дис.канд. экон. наук: Казань. 1996. 210с.
  22. A.M. Формирование технического творческого мышления у учащихся профтехучилищ. М.: Высш. шк., 1978. 111с.
  23. A.M., Пономарева P.A. Развитие технического творческого мышления у подростков и юношества. Киев: Вища шк., 1982. 144с.
  24. Ю.К. Экономическое образование и воспитание учащихся-М.: Педагогика, 1983. 93с.
  25. А.И. Теория и практика развития технического творчества студентов вузов: Дис. д-ра пед. наук: Екатеринбург, 1997. 370с.
  26. И.П. Приобщение к творчеству. М.: Просвещение, 1982. 144с.
  27. А.К. Оценка уровня профессиональной подготовки студентов// Роль и место образовательной области «Технология» в системе общего среднего образования: Тез. докл. IV междунар. науч.-практ. конф. / БИПКРО. Брянск. 1988., С. 28.
  28. С.И. Искать и находить: Обучение изобретательству и рационализации в системе профтехобразования // Проф.-техн. образование. 1987.-№ 2.-С. 29.
  29. С.И. Каждому творческий заряд: О развитии технического творчества учащихся в ПТУ № 3 г. Сердловска // Проф.-техн. образование. 1983. — № 3. — С. 20−21.
  30. М.А., Корзникова Т. Г. Особенности наставничества в техническом творчестве учащихся // Развитие технического творчества учащихся в условиях межшкольных учебно-производственных комбинатов: Сб. науч. ст. М., 1982. С. 55−60.
  31. А.Ю. Экономические аспекты инновационного процесса: (Проблемы управляемости): Дис.канд. экон. наук. М., 1994. 218с.
  32. С.Ю. Новая организация внеурочной работы по техническому творчеству в средних профтехучилищах // Новые исслед. в пед. науках. 1986. № 2. — С. 45−46.
  33. М.А. Воспитание у школьников самостоятельности и творческой активности // Сов. педагогика. 1961. № 8. — С. 12−18.
  34. Дао Т. Н. Сравнительное патентное законодательство СРВ, России ¦ и отдельных стран Западной Европы: (Франции, Великобритании,
  35. Германии): Дис.канд. юрид. наук. М., 1995. 189с.
  36. Ш. Ф. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы. -М.: СП Бук Чембер Интернешнл, 1992. С. 41−49.
  37. И.М., Кабиров Р. Ф. Направленность личности и ее функции. // Проблемы формирования профессиональной направленности молодежи. Под ред. проф. А. Я. Найна. Челябинск: УрГАФК, 1996. С. 8−9.
  38. М.И. Руководство развитием технических способностей учащихся в процессе реального проектирования: Автореф. дис.канд. пед.наук.-М., 1966. С. 7−12.
  39. A.A., Романцев Г. М., Ткаченко Е. В. Профессионально-педагогическое образование России. Организация и содержание-Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1999. 234с.
  40. П., Игнатов А., Кулагин А. Инновационная деятельность в условиях рынка. СПб.: Наука, 1994. 190с.
  41. Р. Свободные экономические зоны: американский опыт// Российский экономический журнал. 1998. № 3. С. 34−43.
  42. И. Наука и инновации // Экономист. 1998.-№ 7.-С.72−79.
  43. Э.В. С чего начинается личность? М., 1979. С. 7.
  44. История экономических учений: тексты лекций / Под общ. Ред. Ю. В. Горбачевой. Новосибирск: Изд-во НГАЭиУ, 1994. 152с.
  45. . Деловая стратегия. М.: Экономика, 1991. 324с.
  46. Г., Якушева JI. К профессии мастера через техническое творчество: О подготовке кадров в Куйбышевском индустриально-педагогическом техникуме // Проф.-техн. образование. 1983. № 7. — С.52−53.
  47. .Н. Особенности научного потенциала на современном этапе развития экономики: Дис.канд. экон. наук. М., 1991. 167с.
  48. Т.В., Ландо Д. И. О программе «Творчество в моей профессии» и ее экспериментальной проверке // Актуальные проблемы подготовки инженеров-педагогов: Материалы Всесоюзн. науч.-практ. конф. Свердловск. 1983. С. 87−89.
  49. A.A. Методы исследования в профессиональной педагогике. Таллин: Валгус, 1980. 334с.
  50. A.B. Методические основы подготовки студентов общетехнических факультетов педагогических институтов к экономическому образованию и воспитанию учащихся сельских школ: Дис.канд. пед. наук. -М., 1992. 164с.
  51. А.Н. Общее понятие о деятельности. Хрестоматия по возрастной психологии. Учебное пособие для студентов // Сост. Л. М. Семенюк. Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Международная педагогическая академия, 1994. 256с.
  52. И.Г. Формирование у старшеклассников готовности к творческому усвоению знаний: Дис.канд. пед. наук: Волгоград, 1987. 271с.
  53. A.C. Процесс научного творчества. М., 1983. 215с.
  54. P.P. Взаимосвязь технико-технологической и экономической подготовки учащихся старших классов как средство повышения эффективности трудового обучения: Дис.канд. пед. наук.-М" 1994. 144 с.
  55. М.А. и др. Экономика и организация малого предпринимательства. Учеб. пособие. Екатеринбург, Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 1997. 428с.
  56. Э. Экономика научно-технического прогресса. М.: Прогресс. 1970. 171с.
  57. Методические рекомендации по изучению с учащимися профтехучилищ курса «Творчество в моей профессии» / РУМК Госпрофобр РСФСР. М., 1983. 37с.
  58. Методические рекомендации по изучению с учащимися СПТУ приемов использования физических явлений и эффектов при решении технических и производственных задач / РУМК Госпрофобр РСФСР. М., 1982. 44с.
  59. Методические рекомендации по изучению с учащимися средних профтехучилищ темы «Методы поиска новых технических решений» курса «Основы профессионального творчества» / РУМК Госпрофобр РСФСР-М., 1988. 60с.
  60. Методические рекомендации по организации работы по развитию изобретательства, рационализации и технического творчества в профессионально-технических учебных заведениях. Челябинск, 1983. 24с.
  61. Н.В. Формирование экономического мышления старшеклассников в процессе учебного и производительного труда: Дис.канд. пед. наук: -М., 1991. 243с.
  62. P.C. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии- 3-е изд. М.: Гуманит изд. Центр ВЛАДОС, 1997. 688с.
  63. Е.Ю. Формирование инновационных умений у будущего учителя: Автореф. дис. канд пед. наук: Челябинск, 1999. 18с.
  64. С.К. Развитие технического творчества учащихся профтехобразования в условиях перехода к рынку (Управленческий аспект): Дис.канд. пед. наук. -М., 1994. 217с.
  65. С.А. Развитие технического творчества в учреждениях профессионального образования: системный подход / Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1997. 371с.
  66. С.А. Руководство по изобретательству // Проф.-техн. образование. 1990. — № 10. — С. 26−28, 83−88.
  67. С.А., Патокин A.A. Техническое творчество и научно-исследовательская работа студентов: Основные направления и результаты/ Свердл. инж.-пед. ин-т. Свердловск, 1992. С. 4−8.
  68. С.А. Система технического и профессионального творчества в профессиональном учебном заведении: технология создания: Учеб. метод, пособие / Департамент образования Администрации Свердл. обл., Дом проф. творчества. — Екатеринбург, 1993. 38с.
  69. С.А., Здорнов Е. М., Чаплыгина Л. П. Оценка результатов педагогического воздействия по методу «критерий знака» на ПЭВМ (на примере процесса технического творчества учащихся СПТУ): Метод, рекомендации / Дом техники ПТО. Свердловск, 1990. 18с.
  70. Общая психология: Учебное пособие для студентов. Под ред. Богословского. -М, 1983. 383с.
  71. С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Рос. АН.- Рос. фонд культуры-- 2-е изд., испр. и доп. М.- АЗЪ, 1994. 928с.
  72. С.И. Словарь русского языка. Под ред. чл.-корр. АН, Н. Ю. Шведовой 20-е изд., стереотип. — М.: Русский язык, 1989. 750с.
  73. A.M. Предприимчивость руководителя. М.: Политиздат, 1990. 256с.
  74. С.К. Формирование экономических и правовых знаний как средство обеспечения социальной защищенности учащегося: Дис.канд. пед. наук:-М., 1996. 131с.
  75. В.Б. Концепция формирования предприимчивости -составная часть современной воспитательной работы // Проблемы формирования профессиональной направленности молодежи. Под ред. А .Я. Найна. Челябинск: ЧГИФК — УГИПУ, 1994. 131с.
  76. В.П. Основы рационализаторской работы: Учеб. пособие для шк. мол. рационализатора системы профтехобразования-Минск: Высшэйш. шк., 1984. 176с.
  77. Патентный закон Российской Федерации / Рос. газ. 1992. 14 окт.
  78. Патентоведение: Учеб. для вузов / Под ред. В. А. Рясецева. М.: Машиностроение, 1984. 352с.
  79. .С. Как поднять квалификацию инженеров-педагогов// Сов. педагогика. 1991. -№ 1. С. 77−81.
  80. Педагогическая энциклопедия. Т.З. М.: Изд-во РАН, 1966, с.276// А. Г. Алексеев. Самостоятельность.
  81. Педагогический словарь: М.: Просвещение. 1960. 360с.
  82. В.А. Проблема управления инновационным проектом// Деловой визит. 1998. № 5. — С. 4−6.
  83. В.А. Проблемы коммерциализации научных разработок// Деловой визит. 1998. № 4. — С. 33−35.
  84. Р., Рубенфельд Д. Микроэкономика. /Сокр. пер. с англ./ Науч. редакторы В. Т. Борисович, И. М. Полтерович и др. — М.: Экономика, 1992. 510с.
  85. К.К. Краткий словарь системы психологических понятий: Учеб. пособие для учеб. заведений профтехобразования. 2-е изд. перераб. и доп. -М.: Высш. шк., 1984. 174с.
  86. К.К., Голубев Г. Г. Психология. Учеб. пособие. М.: Высш. школа, 1977. 247с.
  87. И.П. Педагогика: Учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений. М.: Просвещение: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1996. 432с.
  88. Политехнический словарь. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Сов. энцикл., 1989. 656с.
  89. А.И. Основы инженерного творчества: Учеб. для студентов высш. техн. учеб. заведений. 2-е изд. — М.: Машиностроение, 1988.362с.
  90. Я.А. Психика и интуиция. М., 1967. 115с.
  91. Я.А. Психология творчества и педагогика. М., 1976. 280с.
  92. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии: учеб. пособие / Вансовская Л. И., Гайда В. К., Гербачевский В. К. и др.- Под. ред. A.A. Крылова. Л.: ЛГУ, 1990. 272с.
  93. Программа курса «Основы технического творчества учащихся» для инженерно-педагогических специальностей / Сост. В. Д. Путилин,
  94. Э.Ф. Зеер. М.: Высш. шк., 1983. С. 9.
  95. Разработка системы технического творчества учащихся в профтехучилище: Отчет о НИР (промежуточ.) 27−201−89 / Свердл. инж.-пед. ин-т. — Свердловск, 1990. 138с.
  96. С.Л. Бытие и сознание. -М., 1957. 280с.
  97. С.Л. О мышлении и путях его развития. М., 1958.147с.
  98. С.Л. Основы общей психологии. 2-е изд. М., 1946.159с.
  99. Рыночная экономика. В 5 Т. М.: Соминтек, 1992. Экономика и бизнес/ Под ред. В. Д. Камаева. — М.: Владос, 1993.
  100. З.А. Малый бизнес в инновационной сфере: Дис.канд. экон. наук. СПб., 1995. 144с.
  101. Н.В. Педагогические основы дополнительного экономического образования школьников: Дис. д-ра пед. наук: -Екатеринбург, 1997. 317с.
  102. Словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. А. П. Евгеньевой. М.: Рус. яз., 1988. Т 3.576с.
  103. Словарь-справочник предпринимателя. М.: Издат.-производств, фирма «Зевс», 1992. С. 84.
  104. СмитА. Исследование о причине и природе богатства народа/ Пер. с англ. М.: СОЦЭК, 1962. 207с.
  105. .А. Система общетехнической и педагогической подготовки инженеров-педагогов в техническом вузе: Дис. д-ра пед. наук: Владимир. 1983. 250с.
  106. К.П., ШабатураЛ.Н. Теоретическая экономика: Учеб. Пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1997. 577с.
  107. Ю.С. Развитие системы внеурочной творческой технической деятельности учащихся общеобразовательной школы в СССР: Дис. д-ра пед. наук / АПН СССР. НИИ ТО и ПО. М., 1985. С. 22−31.
  108. Ю.С. Техническое творчество школьников: Вопросы теории и организации, образовательное и воспитательное значение. М.: Педагогика, 1984. 160с.
  109. ПЗ.ТвиссБ. Управление научно-техническими нововведениями. Сокр. пер. с англ. М.: Экономика, 1989. С. 30.
  110. Техническое творчество учащихся: Учеб. пособие для студентов пединститутов и учащихся педучилищ по индустр.-пед. спец. / Ю. С. Столяров, Д. М. Комский, В. Г. Гретта и др. М.: Просвещение, 1989. 223с.
  111. Техническое творчество: теория, методология, практика. Энциклопедический словарь-справочник / Под ред. А. И. Половинкина, В. В. Попова. М.: НПО «Информ-система», 1995. 408с.
  112. И.А. Развитие технического творчества у учащихся в процессе учащихся в процессе анализа изобретений в учреждении начального профессионального образования: Дис.канд. пед. наук: -Екатеринбург, 1999. 189с.
  113. Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. -М., 1989. С. 56.
  114. И.А. Развитие технического творчества у учащихся в процессе внеклассных занятий по экономике, изобретательству и рационализации: Дис. канд. пед. наук: -М., 1985. 231с.
  115. Финансовый бизнес. 1997. № 5. — С. 5.
  116. Г. А. Подготовка молодежи к рационализаторской и изобретательской деятельности. -М.: Высш. шк., 1991. 159с.
  117. С.Л. Экономическая подготовка старшеклассников в школьном хозрасчетном объединении: Дис.канд. пед. наук: М.- 1992. 156с.
  118. Н.В. Становление у старшеклассника предприимчивости как качества личности: Дис.канд. пед. наук: -Волгоград, 1995. 210с.
  119. .Ю. Экономическая подготовка подростков в процессе технической деятельности во внешкольных учреждениях: Дис.канд. пед. наук: -М.- 1994. 143с.
  120. ШвальбеБ., ШвальбеХ. Личность, карьера, успех: Пер. с нем. -М.: Прогресс, 1993. С. 90.
  121. И. Теория экономического развития (исследование fe предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процента и циклаконъюнктуры). М.: Прогресс, 1982. С. 72.
  122. Й. Экономическая мысль Запада. Теория экономического развития.-М.: Прогресс, 1982. 184с.
  123. Эволюция форм организации науки в развитых капиталистических странах. М: Наука, 1972. 121с.
  124. Экономика предприятия: Под ред. Горфинкеля В. Я., Купрякова Е.М.- М: Бизнес и банки, ЮНИТИ, 1996. С. 351.
  125. A.A. Проблемы становления инновационного ¦ предпринимательства // Маркетинг. 1998. № 2. — С. 112−117.
  126. Энциклопедия психологических тестов. Личность. Мотивация. Потребность. М.: ООО «Издательство ACT», 1997. 300с.
  127. Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. М.: Наука, 1978. С. 268−290.
  128. Belous V. Manualul inventatorului sinteza creativa in tehnica. Bucuresti: Editura Tehnica, 1991. P. 23.
  129. M. Small. How to make more money. New York, 1953. 53p.1. Дата заполнения2. ФИО3. ПолВозрастКурсГруппа1. А Н КЕТАдля оценки уровня развития качеств личности, необходимых для успешной инновационной деятельности
  130. В анкете использована 9-ти балльная шкала (по степени усиления утверждения, например от «очень редко» до «очень часто»). Выбрав одну из оценок, которая, по Вашему мнению, соответствует действительности, обведите ее кружком.
  131. Случается ли Вам сделать что-нибуль, не имея для этого специальных инструментов? Очень редко 12 345 6 789 Очень часто
  132. Можете ли Вы взглянуть на старую проблему по-новому? Очень редко 123 456 789 Очень часто
  133. Используете ли Вы вещи новыми способами? Очень редко 123 456 789 Очень часто
  134. Замечаете ли Вы черты сходства между вещами, которые, как кажется, не имеют ничего общего? Очень редко 123 456 789 Очень часто
  135. Предлагаете ли Вы решения, которые могут быть отвергнуты другими? Очень редко 123 456 789 Очень часто
  136. Случалось ли Вам написать рассказ, сгихи или придумать новую игру? Очень редко 123 456 789 Очень часто
  137. Предпочитаете ли Вы уже привычные, общепринятые способы решения проблем нахождению новых необычных решений? Очень часто 123 456 789 Очень редко
  138. Способны ли Вы видеть сразу несколько возможных путей решения проблемы и мысленно выбирать наиболее эффективный? Очень редко 12 345 6 789 Очень часто
  139. Есть ли у Вас чутье к наличию проблемы там, где кажется, что все уже решено? Очень редко 123 456 789 Очень часто
  140. Замечали ли Вы, что способны видеть дальше непосредственно данного и очевидного? Очень редко 12 345 6 789 Очень часто
  141. И Способны ли Вы принять правильное решение при недостатке необходимой информации? Очень редко 123 456 789 Очень часто
  142. Можете ли Вы быстро принимать решения при изменении ситуации? Очень редко 12 345 6 789 Очень часто
  143. Являетесь ли вы генератором идей? Очень редко 123 456 789 Очень часто
  144. Удается ли Вам роль лидера? Очень редко 123 456 789 Очень часто
  145. Можете ли Вы взять на себя решение ответственного вопроса? Очень редко 123 456 789 Очень часто
  146. Всегда ли Вы держите слово? Нет 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Да
  147. Всегда ли Вы реализуете принятые Вами решения? Нет 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Да
  148. Можете ли Вы сказать, что чувствуете в себе достаточно сил, чтобы справиться со своими трудностями? Нет 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Да
  149. Способны ли Вы планировать свою жизнь, не завися от мнения окружающих? Нет 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Да
  150. Случалось ли Вам работать «не по схеме», самостоятельно вносить изменения? Очень редко 123 456 789 Очень часто
  151. Бывает ли так, что Вы сами вызываетесь выполнить какое-либо поручение? Очень редко 123 456 789 Очень часто
  152. Вы предлагаете другим свои методы решения каких-либо проблем, улучшения чего-либо? Очень редко 123 456 789 Очень часто
  153. Вы смелый человек? Нет 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Да
  154. Часто ли у Вас возникает желание как-то проявить себя? Очень редко 123 456 789 Очень часто
  155. Каким образом Вы предполагаете разбогатеть в ближайшее время? 12 3 Попытать счастья в лотерее 4 5 6 Сделать карьеру, поднявшись по служебной лестнице 7 8 9 Вкладывать имеющиеся деньги в дело
  156. Если Вам представилась возможность выступить в качестве актера, то какую роль Вы смогли бы сыграть лучше всего? 1 2 3 Левина из «Анны Карениной» 4 5 6 Остапа Бендера 7 8 9 Штирлица
  157. Представьте себе, что Вы заработали миллион. Что Вы сделаете дальше? 12 3 Вложу деньги в банк и буду жить на проценты от вклада 4 5 6 Часть денег я вложу в новое дело, а часть положу в банк 7 8 9 Вложу в прибыльное дело
  158. Ради успеха я могу рискнуть, даже если шансы невелики Нет 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Да
  159. При создании своей фирмы будете ли Вы принимать на работы лиц, ранее бывших с Вами в дружбе? 123 Да 4 5 6 Нет 7 8 9 Ответ на этот вопрос следует основательно продумать
  160. Можете ли Вы вложить крупную сумму в совершенно новый проект? Нет 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Да
  161. Где бы Вы предпочитали работать? 1 2 3 На государственном предприятии 4 5 6 Служащим крупной частной фирмы 7 8 9 Иметь свое дело
  162. Способны ли Вы качественно выполнять даже неинтересную для Вас работу? Нет 123 456 789 Да
  163. Хватает ли у Вас терпения довести до конца какое-нибудь трудное дело? Очень редко 123 456 789 Почти всегда
  164. Часто ли Вы отказываетесь от выполнения какой-либо работы? Очень редко 123 456 789 Очень часто
  165. Считают ли Ваши родные Вас ленивым? Да 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Нет
  166. Бывает ли, что Вы оставляете работу незаконченной? Очень часто 123 456 789 Очень редко
  167. Согласны ли Вы с утверждением, что труд — основа человеческой жизни? Нет 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Да
  168. Теперь подумайте, насколько характерны для Вас следующие суждения:
  169. Думаю, что успех в жизни, скорее зависит от случая, чем от расчета Очень часто 123 456 789 Очень редко
  170. Если я лишусь любимого занятия, жизнь для меня потеряет всякий смысл Нет 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Да
  171. В жизни у меня было больше успехов, чем неудач Нет 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Да
  172. Даже в обычной работе я стараюсь усовершенствовать некоторые ее элементы Нет 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Да
  173. Поглощенный мыслями об успехе, я могу забыть о мерах прелосторожности Да 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Нет
  174. Терпения во мне больше, чем способностей Да 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Нет
  175. Лень, а не сомнение в успехе вынуждает меня часто отказываться от своих намерений Нет 123 456 789 Да
  176. СПАСИБО ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО! тпедагогической оценки уровня развития качеств личности, необходимых для инновационной деятельности
  177. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ 1. Дата заполнения2. ФИО3. Пол Возраст Курс Группа
  178. МОТИВАЦИЯ К ДОСТИЖЕНИЮ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО РЕЗУЛЬТАТА1. Подписи экспертов:1.
Заполнить форму текущей работой