Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Сущность игры и ее развитие в дошкольном возрасте

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

А. Н. Леонтьев считал игру ведущим видом деятельности дошкольников, утверждая, что ее сущность можно объяснить лишь с учетом потребности в деятельности. Ведущая деятельность — это такая деятельность, которая, развиваясь, способствует главнейшим изменениям в психике ребенка и внутри которой формируются психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой, высшей ступени его развития… Читать ещё >

Сущность игры и ее развитие в дошкольном возрасте (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Одними из первых квалифицировавших игру ка педагогическое явление были Я. А. Коменский, Е. А. Покровский, И. А. Сикорский, К. Д. Ушинский, Ф. Фребель. Они подчеркивали, что именно в игре ребенок получает уникальную возможность развиваться, проявлять собственную активность и творчество, раскрывать свой творческий потенциал. Их взгляды получили дальнейшее развитие в зарубежной и отечественной науке.

Рассмотрим понимание игры в психолого-педагогической науке. Игра — это важнейшая и чрезвычайно эффективная в дошкольном возрасте форма социализации ребенка, обеспечивающая освоение мира человеческих отношений (С.Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.) Она содержит «идеальную форму», образец — эталон будущей взрослой жизни в понятной и доступной для подражания ребенка форме. Игра в этом случае не разъединяется, а объединяет «мир взрослых» и «мир детей», обеспечивая создание условий для психического развития и взросления, подготовку ребенка к будущей жизни.

Большой в клад в понимание сущности игры вложил Рубинштейн, по его мнению, сущность игры в том, что она есть прохождение практики, через которую преобразуется действительность, изменяется мир. Мотивы игры кроются в многообразных переживаниях, значимых для ребенка, вызванных окружающей действительностью. Капшук О. Н. Игротерапия и сказкотерапия: развиваемся играя, — Ростов-на-Дону: Феникс, 2011, с. 87 — 91.

Выводы С. Л. Рубинштейна о том, что игра — осмысленная деятельность, развил в своих трудах А. Н. Леонтьев. Он считал, что ребенок, развиваясь, овладевает тем или иным типом деятельности, который задается ему социальной средой. Для каждого периода детства существует исторически сложившийся тип деятельности, обеспечивающий максимальное развитие ребенка. Ведущая деятельность: для младенца до года — эмоциональное общение с близкими людьми, с одного года до трех лет — предметно-манипулятивная деятельность, для дошкольников — игровая, после шести семи лет — учебная. Эту непреложную истину забывать и игнорировать нельзя, чтобы не сломать естественного хода личностного движения ребенка по собственной жизненной траектории.

А.Н. Леонтьев считал игру ведущим видом деятельности дошкольников, утверждая, что ее сущность можно объяснить лишь с учетом потребности в деятельности. Ведущая деятельность — это такая деятельность, которая, развиваясь, способствует главнейшим изменениям в психике ребенка и внутри которой формируются психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой, высшей ступени его развития. По мысли ученого, в основе трансформации игры при переходе от периода преддошкольного к дошкольному лежит расширение круга предметов, овладение которым встает теперь перед детьми как задача, и мир которых осознается ими в ходе дальнейшего психического развития. Суть игры: ребенок осваивает окружающий мир и стремится действовать в этом мире, но не только с непосредственно доступными ему вещами, а и с более широким спектром предметов, т. е. как взрослый. Именно под влиянием желания действовать, как взрослый малыш начинает действовать, как будто он взрослый — с легкостью принимает на себя роли взрослых.

Однако следует заметить, что на грани перехода от предметной к ролевой игре ребенок ещё не знает ни общественных отношений, ни профессиональных функций и их смысла, он действует в направлении своего желания. В этом случае происходит эмоционально-действенная ориентация в отношениях взрослых и смысла их деятельности, в том числе и ориентация взрослых и смысла их деятельности, в том числе и ориентация в смыслах их профессионально-действенным переживанием. Обобщенность и сокращенность игровых действий являются симптомами того, что такое выделение человеческих отношений происходит, и что этот выделившийся смысл переживается. Это можно отнести к первой особенности ролевой игры.

Вторая особенность ролевой игры заключается в том, что ребенок смотрит на себя через роль, через взрослого человека, осознавая, что он ещё ребенок. Возникает новый мотив — стать взрослым и реально осуществлять его функции. В игре совершается переход от мотивов, имеющих форму досознательных аффективно окрашенных непосредственных желаний к мотивам, имеющим форму обобщенных намерений, стоящих на грани сознательности.

Первым и основным требованием игры является действие во внутреннем воображаемом плане. Характерная особенность игры в этом аспекте — применение в ней внешних действий замещения, выступающих в качестве исходной материальной формы преобразования действий внутри плана. Динамика мотивации игры: в раннем детстве — потребность овладения миром человеческих предметов, в более старшем возрасте — мотив фокусируется на отношениях людей друг к другу.

Общими являются два главных признака игры:

  • · игру отличает её непродуктивный характер, т. е. направленность на сам процесс игры и на переживания играющего;
  • · в игре воображаемый план преобладает над реальным игровым. Игровые действия осуществляются не по логике объективных значений вовлеченных в игру вещей, а по логике того игрового смысла, который задан в воображаемой ситуации.

А.В. Запорожцем было отмечено важное свойство сюжетной игры. До её возникновения возможности ребенка ограничены пределами практического манипулирования предметами. И только в сюжетной игре ребенок с помощью действий с игрушками воссоздает труд и быт окружающих взрослых, события их жизни, отношения между ними.

Таким образом, из всего выше сказанного можно сделать следующие выводы:

  • 1) Игра — особый вид человеческой деятельности (активности), в процессе которой создаются и развертываются условные формы взаимосвязи субъекта и объекта.
  • 2) Основные характеристики игры человека, такие: внеутилитарность, свобода, условность, правило, игровое пространство и время способствуют усвоению богатства культуры и функционированию человека в обществе в качестве полноправного его члена.

Структура игры Игра в своей структурной организации строится так же, как и любая другая деятельность человека. Одной из главных целей игры является развитие определенных психических процессов или способностей ребенка, его личностных качеств в определенном возрасте. Содержание всей деятельности задается в самом её начале. Определяясь темой, содержание игры намечается в виде игровых действий и отношений, а также соответствующих правил. Игровой замысел представляет ту игровую ситуацию, в которую вводится ребёнок и которую он воспринимает как свою. Это достигается, если построение замысла игры опирается на конкретные потребности и склонности детей, особенности их опыта. Замысел реализуется в игровых действиях, которые всегда включает в себя обучающую задачу.

Структурная общность игры с любой другой деятельностью заключается в двух этапах: подготовительном и реализующем. А также тем, что содержание любой деятельности определяется мотивом, не будет исключение и игра.

Мотивы игры определяются с одной стороны стремлением ребенка быть таким, как взрослый, действовать так, как взрослый, а с другой — внутренней логикой хода его психического развития. Игра становиться способом участия ребенка в жизни взрослых, благодаря чему возможно развитие новых социальных потребностей и мотивов, возникновение новых видов отношения ребенка к действительности.

Итак, структурные компоненты игры: сюжет, роль, игровые действия, правила, игровое употребление предметов (замещение), реальные (партнерские) отношения между играющими детьми.

Сюжет игры — это та область действительности, которая воспроизводится детьми. Действительность, в которой живет и с которой сталкивается ребенок, может быть условно разделена на две взаимосвязанные, но вместе с тем разные сферы. Первая — сфера предметов (вещей) как природных, так и созданных руками человека; вторая — сфера деятельности человека, сфера его труда и отношений между ними. Так как в реальной действительности они переплетены, а конкретная деятельность людей, их отношения в социальном и предметном мире чрезвычайно разнообразны, то и сюжеты детских игр разнообразны и изменчивы. Они изменяются в зависимости от конкретных условий жизни, от вхождения ребенка во всё более широкий круг общения, вместе с расширением его кругозора.

Второй структурный компонент игры — роль — центральная её единица, объединяющая все остальные компоненты. Как показывают исследования, между ролью и характером соответствующих действий ребенка имеется тесная функциональная взаимосвязь и противоречивое единство. Чем обобщеннее и сокращеннее игровые действия, тем глубже отражены в игре смысл, задачи и система отношений воссоздаваемой деятельности взрослых; чем конкретнее и более развернуты игровые действия, тем больше Выступает конкретно-предметное содержание воссоздаваемой деятельности. Роль воспроизводит определённую социальную позицию, которая выражается в системе игровых действий, выполняемых с помощью игровых предметов и моделирующих социальные отношения. Арсентьева В. П. Игра — ведущий вид деятельности в дошкольном детстве: учебное пособие. — М.: Форум, 2012, с. 43 — 44.

Роль неразрывно связана с правилом, в обобщенном виде представляющим сценарий, последовательность и средства её выполнения.

Д.Б. Эльконин выделяет четыре стадии в развитии способности ребенка подчинять свои действия правилу:

  • · Правила не выделяются ребенком и не выполняют своей регулирующей поведение функции, что часто приводит к нарушению логики выполнения роли в иге;
  • · Выполнение роли уже подчиняется правилу, объективируя его в игровых действиях ребенка, но сами правила в явной форме ещё не выступают перед ребенком и не осознаются им;
  • · Правило выступает в явной форме, осознается ребенком, но преимущественно лишь в ситуации нарушения игры и возникновения конфликтов между сверстниками по поводу игры, т. е. в тех случаях, когда правило становится необходимым для обоснования правильности того или иного ролевого поведения;
  • · Правило осознается, формулируется ребенком уже как основание его ролевого поведения, а выполнение роли регулируется правилом. Принимая роль, ребенок берет на себя обязательство подчиняться правилам.

Роль реализуется в игровых действиях, которые первоначально воспроизводятся действия реальные, но по мере развития ребенка приобретают все более обобщенный и сокращенный характер при сохранении логики и последовательности их осуществления.

Е.В. Зворыгиной так представлен генезис игровых действий:

  • · игровые действия с реальным предметом;
  • · условные действия с предметом разной степени обобщенности;
  • · условные действия, уподобляющиеся особенностям реального действия с предметом, но совершаемые без предмета;
  • · условные действия, обозначаемые жестом;
  • · условные действия, обозначаемые словом.

Игровое употребление предметов может реализовываться как в форме использования изобразительных игрушек, так и в форме замещения одних предметов другими. Замещение — важная характеристика сюжетно-ролевой игры.

В процессе игры между детьми складывается два вида отношений:

  • 1. отношения, которые определяются содержанием и правилами игры;
  • 2. реальные отношения, проявляющиеся по поводу игры.

Функции реальных отношений: планирование сюжета игры, распределение ролей, игровых предметов, контроль за развитием сюжета и выполнением ролей сверстниками — партнерами по игре, их коррекция. Уровень отношений зависит от особенностей возрастного и личностного развития. При благоприятных условиях дети овладевают навыками общественного поведения, умением устанавливать взаимоотношения со сверстниками в игре: действовать совместно и целенаправленно, осуществляя контроль и самоконтроль в соответствии с общепринятыми нормами и требованиями.

А.П. Усова считала, что по характеру игровых отношений можно судить о развитии определенного этапа игры:

  • · индивидуальной игры (сосредоточение);
  • · игры рядом (соблюдение «дисциплины расстояния»);
  • · играющей группы, основанной на игровом взаимодействии, которое строится на интересе к содержанию игры и к партнеру по игре;
  • · этапа играющих коллективов, на основе интереса к партнерам по игре, их возможностям, способностям, личностным характеристикам.

Закрепившиеся способы взаимоотношений в игре формируют определенные качества личности. Социальная устойчивость старших дошкольников определяется теми реальными взаимоотношениями, которые складываются у ребенка в личностно значимой для него деятельности. Поэтому игровое структурирование естественного поведения детей — разыгрывание внутренних проблем ребенка в контексте игрового сюжета должно стать важной составляющей деятельности воспитателя.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой