Формирование опыта творческой деятельности учащихся при изучении экологии городского ландшафта в условиях дополнительного географического образования
Выявлены теоретические основы формирования опыта творческой деятельности учащихся при изучении экологии городского ландшафта в условиях дополнительного географического образования. Философские основы позволили определить категорию творческой деятельности как созидательную, раскрывающую единство и «сотворчество» человека и природы в социоприродном окружении. На основании научных исследований… Читать ещё >
Содержание
- Введение творческой деятельности
- 1. 1. Категории «деятельность» и «творческая деятельность» в философской литературе
- 1. 2. Научные основы изучения экологии городского ландшафта методических исследованиях творческой деятельности
- Выводы по первой главе
- Глава.
- I. Теоретико-методологические осиовы формирования оиыта
- 1. 3. Опыт творческой деятельности в психолого-педагогических и
- 1. 4. Анализ учебно-методической литературы по формированию опыта
- I. Теоретико-методологические осиовы формирования оиыта
- II. Методика формироваиия опыта творческой деятельности учащихся при изучении экологии городского ландшафта в условиях дополнительного географического образоваиия
- 2. 1. Роль дополнительного образования в развитии опыта творческой деятельности
2.2. Методическая система формирования опыта творческой формирования опыта творческой деятельности учащихся при изучении экологии городского ландшафта в условиях дополнительного географического образования городского ландшафта"
2.4. Последовательность
2.3. Интегрированная образовательная программа кружка «Экология деятельности учащихся при изучении экологии городского ландшафта в условиях дополнительного географического образования
2.5. Педагогический эксперимент
Выводы по второй главе
Заключение
Литература
Приложения
Список литературы
- Абульханова-Славская, К. А. Активность и сознание личности как субъекта деятельности / К. А. Абульханова — Славская // Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. — М.: Наука, 1989.-С.110−134.
- Абульханова-Славская, К. А. Личность в процессе деятельности и общения / К. А. Абульханова Славская // Психология личности: Хрестоматия. — Т.2.- Самара: Издательский дом «Бахрах-М», 2004. — С.299 -328.
- Аксакалова, Г. П. К истории о реализации краеведения и краеведческого принципа обучения / Г. П. Аксакалова, Н. И. Яковлева // Географическое краеведение: тез. межвуз. науч.-практ. конф. Владимир, 1999.-С. 5−8.
- Аксерольд, В.И. О взаимодействии основного и дополнительного краеведческого образования / В. И. Аксерольд // Внешкольник. 2001. — № 5. -С.7−9.
- Алексеев, А.И. География: население и хозяйство России: Учебник для 9 кл. общеобр. учреждений /А.И. Алексеев, В. В. Николина, — 2-е изд.- М.: Просвещение, 1996.-319 с.
- Алексеев, П.В. Философия: Учебник для ВУЗов / П. В. Алексеев, A.B. Панин. М.: ТЕИС, 1996. — 504 с.
- Асмолов, А.Г. Движущие силы и условия развития личности /А.Г. Асмолов // Психология личности: Хрестоматия. Т.2. — Самара: Издательский дом «Бахрах-М», 2004.-343 -382.
- Асмолов, А.Г. Деятельность и установка / А. Г. Асмолов. М.:
- Изд-во моек, ун-та, 1979. 151 с.
- Асмолов, А.Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования в России: от традиционной педагогики к педагогике развития / А. Г. Асмолов // Внешкольник. 1997. — № 9. — С.6 -8.
- Баканина, Ф.М. Агроэкология: Учебное пособие /Ф.М. Баканина.- Н. Новгород: НГПУ, 1994, — 134 с.
- Баканина, Ф.М. К теории создания оптимального городского ландшафта / Ф. М. Баканина, О. Н. Воронина // Эколого-географические проблемы Волго-Вятского региона: Межвузовский сборник научных трудов.- Н. Новгород: НГПУ, 1994. С. 19 — 29.
- Баринова, И.И. География России. Природа. 8 кл.: Учебник для общеобр. учебных заведений, — М.: Дрофа, 1998.- 288 с.
- Баринова, И.И. Самостоятельные и практические работы по физической географии СССР. Книга для учителя / И. И. Баринова. М.: Просвещение, 1990. — 96 с.
- Байков, Ф.Я. Ученье и творчество / Ф. Я. Байков. Л.: Лениздат, 1979.- 150 с.
- Батаршев, A.B. Психология личности и общения / A.B. Батаршев.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. 248 с.
- Батищев, Г. С. Неисчерпаемые возможности и границыприменимости категории деятельности / Г. С. Батищев// Деятельность: теории, методология, проблемы / Сост. И. Т. Касавин. М.: Политиздат, 1990. -С. 21−34.
- Белкин, А.П. Городской ландшафт /А.П.Белкин.- М.: Высшая школа, 1987.- 192 с.
- Белова, C.B. Диалог основа профессии педагога: Учебно-методическое пособие / C.B. Белова. — М., 2002. — 148 с.
- Берг, JI.C. Ландшафтно-географические зоны СССР. Ч. 1 /Л.С.Берг.- М.-Л.: Селльхозгиз, 1931.- 337 с.
- Бердяев, H.A. О назначении человека / H.A. Бердяев. М., 1993. -382 с.
- Бирюкова, H.A. Формирование экологической культуры личности в системе дополнительного образования: Учебно-методическое пособие / H.A. Бирюкова, О. В. Шишкина. Йошкар-Ола: Map. Гос. ун-тет, 2005.-232 с.
- Блонский, П.П. Память и мышление / П. П. Блонский. СПб.: Питер, 2001.-288 с.
- Богоявленская, Д.Б. Творческая работа просто устойчивое словосочетание / Д. Б. Богоявленская, М. Е. Богоявленская // Педагогика. -1998. -№ З.-С. 36−43.
- Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д. Б. Богоявленская. М.: Изд. центр «Академия», 2002. — 320 с.
- Бондаревская, Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования / Е. В. Бондаревская // Педагогика. 1997. -№ 4. -С.11−17.
- Бондаревская, Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания / Е. В. Бондаревская // Педагогика. 1995. — № 4.-С.29−36.
- Большая советская энциклопедия. Т. 18. — 3-е изд. — М.: Изд-во «Советская энциклопедия», 1974. — С. 1377 — 1378.
- Брунер, Дж. Психология познания / Дж. Брунер. М.: «Прогресс», 1977. — 412 с.
- Брушлинский, A.B. Деятельностный подход и психологическая наука / A.B. Брушлинский // Вопросы философии. 2001. — № 2. — С. 89 — 95.
- Брушлинский, A.B. Деятельность субъекта и психическая деятельность / A.B. Брушлинский // Деятельность: теории, методология, проблемы / Сост. И. Т. Касавин. М.: Политиздат, 1990. — С. 129 — 142.
- Брушлинский, A.B. Психология мышления и проблемное обучение / A.B. Брушлинский. М.: Знание, 1983. — 96 с.
- Бэкхерст, Д. Философия деятельности / Д. Бэкхерст // Вопросы философии. 1996 — № 5. — С. 72 — 79.
- Васильев, C.B. Экологизация географии или географизация экологии // География в школе.- 2000.- № 7.- С.52−54.
- Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. Ч. 2 / Фролов И. Т., Араб-Оглы Э.А., Арефьева Г. С. и др. М.: Политиздат, 1989. — 639 с.
- Веденин, Ю.А. Проблемы формирования культурного ландшафта и его изучения / Ю. А. Веденин // Известия АН СССР, Сер. геогр. 2001-№ 1.-С 3−17.
- Вилейто, Т.В. Формирование опыта творческой деятельности учащихся при использовании межпредметных связей географии, истории и иностранного языка (на примере курса географии 7 класса): Автореф. дисс. к.п.н. / Т. В. Вилейто. СПб, 2004. — 18 с.
- Викулина, М.А. Личностно-ориентированный подход в педагогике: теоретическое обоснование и пути реализации: Учебное пособие / М. А. Викулина. Н. Новгород: НГЛУ им. H.A. Добролюбова, 2004. — 296 с.
- Винокурова, Н.Ф. Геоэкология: Учебное пособие / Н. Ф. Винокурова, H.H. Колосова, В. М. Смирнова. Н. Новгород, 2002. — 197 с.
- Винокурова, Н.Ф. Интеграция экологических знаний / Н. Ф. Винокурова. Н. Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии гос. службы, 1996.-76 с.
- Винокурова, Н.Ф. Развитие школьного геоэкологического образования как условие формирования у учащихся экогуманистического мировоззрения / Н. Ф. Винокурова // География и экология 21 века. 2004. -№ 1.- С. 33−42.
- Винокурова, Н.Ф. Теоретические аспекты экологического краеведения / Н. Ф. Винокурова, В. В. Николина, Г. С. Камерилова // Эколого-географические проблемы Волго-Вятского региона: Межвузовский сборник научных трудов. Н. Новгород: НГПУ, 1994. — С.154 — 162.
- Винокурова, Н.Ф. Теория и методика изучения глобальных экологических проблем на основе геоэкологического подхода в школьной географии: Автореф. дис. д-ра пед. наук: 13.00.02. / Н. Ф. Винокурова. М., 2000.-39 с.
- Винокурова, Н.Ф. Экологическое образование в географии / Н. Ф. Винокурова //Устойчивое развитие и экологизация школьного образования. -М.: СТУПЕНИ, 2003.-С. 198−212.
- Владимиров, В.В. Город и ландшафт (проблемы, конструктивные задачи и решения) /В.В.Владимиров, Е. М. Микулина.-М.: Мысль, 1986, — 238 с.
- Волков, A.M. Деятельность: структура и регуляция: Психологический анализ / A.M. Волков, Ю. В. Микадзе, Г. Н. Солнцева. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. — 216 с.
- Волков, И.П. Учим творчеству / И. П. Волков. М.: Педагогика, 1982.-88 с.
- Волкова, Н.И. Главные вехи становления и развития ландшафтоведения в России / Н. И. Волкова, В. К. Жучкова, В. А. Николаев //Ландшафтная школа Московского университета: традиции, достижения, перспективы. М.: РУСАКИ, 1999. — С. 17 — 23.
- Выготский, JI.C. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. -М.: Педагогика-Пресс, 1999. 534 с.
- Выготский, Л.С. Проблема одаренности и индивидуальные цели воспитания / Л. С. Выготский // Психология личности: Хрестоматия. Т.2. -Самара: Издательский дом «Бахрах-М», 2004. — С. 150 — 164.
- Географический энциклопедический словарь: понятия и термины. М.: «Советская энциклопедия», 1988. — С. 157.
- География России: Учебник для 8−9 кл. общеобразовательных учреждений /Под ред. А. И. Алексеева: В 2-х кн. Кн. 1: Природа и население. 8 кл.- М.: Дрофа, 2002.- 320 с.
- География России: Учебник для 8−9 кл. общеобразовательных учреждений /Под ред. А. И. Алексеева: В 2-х кн. Кн. 2: Хозяйство и географические районы. 9 кл.- М.: Дрофа, 2002.- 288 с.
- Глазачев, С.Н. Эколого-биологическое дополнительное образование: опыт теоретического анализа, диагностики и коррекции / С. Н. Глазачев, Л. И. Грехова, H.H. Сотникова. М.: Горизонт, Ставрополь: Сервисшкола, 2001. — 192 с.
- Глебова, О.В. К вопросу кислотности городских почв (на примере Нижнего Новгорода) / О. В. Глебова, Н. В. Родионова // Эколого-географические проблемы Волго-Вятского региона: Межвузовский сборник научных трудов. Н. Новгород: НГПУ, 1994. — С. 65 — 72.
- Голов, В.П. Как повысить эффективность обучения экологии / В. П. Голов // География в школе. 1996. — № 3. — С.37−39.
- Голованов, В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования / В. П. Голованов. М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2004.-239 с.
- Гончаров, Н.К. Педагогическая система К.Д. Ушинского / Н. К. Гончаров. М.: Педагогика, 1974. — 272 с.
- Государственный стандарт общего образования // География иэкология в школе 21 века. 2004. — № 5. — С. 38 — 47.
- Григорян, А.Г. Ландшафты современного города /А.Г.Григорян.-М: Наука, 1986.- 186 с.
- Громыко, Ю.В. Деятельностный подход: новые линии исследований / Ю. В. Громыко // Вопросы философии. 2001. — № 2. — С. 116 -123.
- Губин, В.Б. О роли деятельности в формировании моделей реальности / В. Б. Губин // Вопросы философии. 1997. — № 8. — С. 166 — 174.
- Даринский, A.B. Методика преподавания географии / A.B. Даринский. М.: Знание, 1975. — 386 с.
- Даринский, A.B. Экономическая и социальная география России: Учебник для 9 кл. / A.B.Даринский.- М.: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство ACT" — СПб.: Спецлит, 2001.- 222 с.
- Давыдов, В.В. О месте категории деятельности в современной теоретической психологии / В. В. Давыдов // Деятельность: теории, методология, проблемы / Сост. И. Т. Касавин. М.: Политиздат, 1990. — С. 143 — 156.
- Давыдов, В.В. Проблема деятельности как способа человеческого бытия и принцип монизма / В. В. Давыдов // Деятельность: теории, методология, проблемы / Сост. И. Т. Касавин. М.: Политиздат, 1990. — С. 239−250.
- Давыдов, В.В. Теория деятельности и социальная практика / В. В. Давыдов // Вопросы философии. 1996. — № 5. — С. 52 — 62.
- Демидова, H.H. Проблемный личностно-ориентированный подход в геоэкологическом образовании: Учебное пособие / H.H. Демидова. Н. Новгород: ООО Типография «Поволжье», 2005. — 110 с.
- Дерябо C.B. Экологическая педагогика и психология / C.B. Дерябо, В. А. Левин.- Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1996.- 480с.
- Дидактика средней школы. Некоторые проблемы современнойдидактики: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов /Под ред. М. А. Данилова, М. Н. Скаткина. -М.: Просвещение, 1975.-303 с.
- Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. O.E. Лебедева. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.-256 с.
- Дружинин, В.Н. Психология общих способностей / В. Н. Дружинин. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2002. — 386 с.
- Душина, И.В. Педагогические технологии обучения географии / И. В. Душина //География в школе. 2001. — № 3. — С. 49- 53.
- Дьюи, Дж. Общество и его проблемы / Дж. Дьюи. Пер. с англ. -М.: Идея — Пресс, 2002. — 160 с.
- Дышловой, В.Д. Человек в городе: Об экологических проблемах современного градостроительства / В. Д. Дышловой, В. Н. Плехов. М.: Знание, 1978.-128 с.
- Евладова, Е.Б. Теоретические основы и практика развития дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях: Дисс.. .док. п.н. / Е. Б. Евладова. М., 2004. — 383 с.
- Ермаков, Д.С. Учимся решать экологические проблемы: Методическое пособие для учителя / Д. С. Ермаков, И. Д. Зверев, И. Т. Суравегина. М.: Школьная пресса, 2002. — 112 с.
- Ефимова, В.В. Формирование опыта творческой деятельности школьников в системе негосударственных образовательных учреждений: Дисс. к.п.н. / В. В. Ефимова. Новокузнецк, 2001. — 257 с.
- Загрекова, J1.B. Теория и технология обучения: Учеб. пособие для студентов пед. вузов / Л. В. Загрекова, В. В. Николина. М.: Высш. школа, 2004.-157 с.
- Закон Российской Федерации «Об образовании» // Директор школы. 2004. — № 9. — С. 3 — 17.
- Захаров, А.Г. Формирование опыта творческой деятельности учащихся при изучении начального курса географии (6 класс): Дисс.. к.п.н. / А. Г. Захаров. СПб, 2004. — 169 с.
- Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. Ростов н/Дону.: Изд-во «Феникс», 1997.-480 с.
- Зинченко, В.П. Психологическая теория деятельности («воспоминания о будущем») / В. П. Зинченко // Вопросы философии. 2001. — № 2. — С. 66−88.
- Злобин, Н.С. Деятельность труд — культура / Н. С. Злобин // Деятельность: теории, методология, проблемы / Сост. И. Т. Касавин. — М.: Политиздат, 1990.-С. 111−128.
- Иванова, О.Н. Формирование опыта творческой деятельности учащихся (на материале деятельности учреждений дополнительного образования): Автореф. дисс. к.п.н. / О. Н. Иванова. Саратов, 2003. — 13 с.
- Ильин, А.Н. Карстовые явления в районе г. Дзержинска Горьковской области / А. Н. Ильин, А. П. Капустин, И. А. Коган и др. // Труды лабор. гидрогеол. пробл. им. Ф. П. Саваренского, 1960. Т. XXXI1. — 122 с.
- Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. СПб.: Питер, 2002.-512 с.
- Исаченко, А.Г. География сегодня: Пособие для учителей / А. Г. Исаченко. М.: Просвещение, 1979. — 192 с.
- Исаченко, А.Г. Ландшафтоведение и физико-географическое районирование /А.Г.Исаченко.- М.: Высшая школа, 1991.- 336 с.
- Каган, М.С. Человеческая деятельность (опыт системногоанализа) / М. С. Каган. М.: Политиздат, 1974. — 328 с.
- Калошина, И.П. Психология творческой деятельности: Учеб. пособие для вузов / И. П. Калошина. М.: ЮНИТА-ДАНА, 2003. — 431 с.
- Калошина, И.П. Структура и механизмы творческой деятельности (нормативный подход) / И. П. Калошина. М.: Изд-во Моск. уни-та, 1983.-168 с.
- Камерилова, Г. С. Изучаем экологию города / Г. С. Камерилова. -Н.Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии гос. службы, 1996. 76 с.
- Камерилова, Г. С. Урбоэкология: научное направление и учебная дисциплина: Монография /Г.С.Камерилова.- Н. Новгород: НГПУ, 2000.-223 с.
- Камерилова, Г. С. Экология города: Учебник для 10−11 кл. / Г. С. Камерилова. -М.: Просвещение, 1997. 192 с.
- Кампанелла, Т. Город Солнца / Т. Кампанелла // Зарубежная фантастическая проза прошлых веков. -М.: Правда, 1989. С. 133 — 188.
- Касавин, И.Т. Деятельность и рациональность / И. Т. Касавин // Деятельность: теории, методология, проблемы / Сост. И. Т. Касавин. М.: Политиздат, 1990.-С. 35−51.
- Касавин, И.Т. Определять деятельность в контексте исследовательской задачи / И. Т. Касавин // Деятельность: теории, методология, проблемы / Сост. И. Т. Касавин. М.: Политиздат, 1990. — С. 177- 186.
- Касавин, И.Т. Рациональные границы и перспективы человеческой деятельности / И. Т. Касавин // Деятельность: теории, методология, проблемы / Сост. И. Т. Касавин. М.: Политиздат, 1990. — С.307 -316.
- Каропа, Г. Н. Принцип системной дифференциации в экологическом образовании школьников / Г. Н. Каропа // Вопросы психологии. 1999. — № 2. — С.28−34.
- Келле, В.Ж. Деятельность и общественные отношения / В.Ж.
- Келле // Деятельность: теории, методология, проблемы / Сост. И. Т. Касавин. М.: Политиздат, 1990. — С. 98 — 110.
- Келле, В.Ж. Человеческий потенциал и человеческая деятельность / В. Ж. Келле // Человек. 1997. — № 6. — С. 5−14.
- Кемеров, Е.В. Творчество / В. Е. Кемеров // Социальный философский словарь. М., 2004. — С.704.
- Клюев, H.H. Эколого-географическое положение России / H.H. Клюев. М.: Препринт, 1994. — 71 с.
- Козырева, А.Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества / А. Ю. Козырева. Пенза: Научно-методический центр Пензинского город, отдела образования. — 1994. — 334 с.
- Колбовский, Е.Ю. Изучаем ландшафты России / Е. Ю. Колбовский. Ярославль: Академия развития, 2004. — 288 с.
- Колбовский, Е.Ю. Ландшафтоведение: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Е.Ю.Колбовский М.: Изд. центр «Академия», 2006. -480с.
- Комарова, Н.Г. Городское краеведение в системе внешкольного образования / Н. Г. Комарова // Внешкольник. 1998. — № 9. — С. 12−16.
- Кон, И. С. Психология старшеклассника: Пособие для учителей / И. С. Кон. М.: Просвещение, 1980. — 192 с.
- Константинов, Ю.С. О развитии системы дополнительного образования детей / Ю. С. Константинов // Дополнительное образование. -2003. № 6. — С.11 — 12.
- Константинов, Ю.С. Становление государственной системы детского туризма и краеведения (1918 1940 гг.) / Ю. С. Константинов, C.B. Орлов // Дополнительное образование. — 2003. — № 5. — С. 51−59.
- Константинов, Ю.С. Туристско-краеведческая деятельность в России / Ю. С. Констанстинов // Внешкольник. 2003. — № 7−8. — С.46−49.
- Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации до 2010 года // Внешкольник. 2004. — № 12. — С. 4−7.
- Коссов, Б.Б. Творческое мышление, восприятие и личность / Б. Б. Коссов. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.-48 с.
- Кочуров, Б.И. Геэкология: экодиагностика и эколого-хозяйственный баланс территории / Б. И. Кочуров. Смоленск: СГУ, 1999. -154 с.
- Кудрявцев, В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы / В. Т. Кудрвцев. М.: Знание, 1991. — 80 с.
- Кудрявцев, В.Т. Развитие деятельности и ее самодетерминация / В. Т. Кудрявцев, Г. К. Уразалиева//Вопросыфилософии-2001.-№ 3.-С.27−32.
- Кузнецов, В.Г. Философия: Учебник / В. Г. Кузнецов, И. Д. Кузнецова, В. В. Миронов, К. Х. Момджян. М.: ИНФРА — М, 2004. — 519 с.
- Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: Учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. М.: ТЦ «Сфера», «Юрайт», 2003.-464 с.
- Кулюткин, Ю.Н. Развитие творческого мышления школьников / Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская. Ленинград, 1967. — 38 с.
- Кутырев, В.А. Естественное и искусственное: борьба миров / В. А. Кутырев. Н. Новгород, 1994. — 200 с.
- Кучер, Т.В. Программа «Экология ландшафта» / Т. В. Кучер // Общее среднее экологическое образование: Комплект программ курсов ипрактикумов для основной школы. М.: Изд. центр «Экология и образование», 1992. — С. 29 — 37.
- Кучер, Т.В. Экологическое образование учащихся в обучении географии: Пособие для учителя/Т.В. Кучер. -М.: Просвещение, 1990.-128 с.
- Лекторский, В.А. Деятельностный подход: смерть или возрождение?/В.А.Лекторский //Вопросы философии.-2001.-№ 2 С. 56 — 65.
- Леонтович, A.B. О творческой деятельности учащихся в области естественных и гуманитарных наук / A.B. Леонтович, Д. Л. Монахов // Внешкольник. 1997. — № 9. — С.9−10.
- Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. М.: «Смысл», изд. Центр «Академия», 2004. — 352 с.
- Леонтьев, А.Н. Деятельность и личность / А. Н. Леонтьев // Психология личности: Хрестоматия. Т.2. — Самара: Издательский дом «Бахрах-М», 2004. — С. 165 — 187.
- Лернер, И.Я. Главное в процессе обучения / И. Я. Лернер // География в школе. 1991. -№ 4. -С.21 -26.
- Лернер, И.Я. Качество знаний учащихся. Какими они должны быть? / И. Я. Лернер. М.: Знание, 1978. — 48 с.
- Лернер, И.Я. Проблемное обучение / И. Я. Лернер. М.: «Знание», 1974. — 64 с.
- Лернер, И.Я. Процесс обучения и его закономерности / И. Я. Лернер. М.: «Знание», 1980. — 96 с.
- Лихачева, Э.А. Город экосистема / Э. А. Лихачева, Д. А. Тимофеев, М. П. Жидков и др.- М.: ИГ РАН, Медиа-ПРЕСС, 1997.- 336 с.
- Логинова, Л.Г. Аттестация и аккредитация учреждений дополнительного образования детей / Л. Г. Логинова. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — 240 с.
- Ломов, Б.Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии / Б. Ф. Ломов.-М., 1991.-259 с.
- Лук, А. Н. Психология творчества /А.Н.Лук. М.: Наука, 1 978 127 с.
- Лук, А. Н. Учить мыслить / А. Н. Лук. М.: «Знание», 1975. — 96 с.
- Макаренко, A.C. Трудовое воспитание / A.C. Макаренко. М., 1977.-256 с.
- Макарова, Л.Н. Технологии профессионально-творческого саморазвития учащихся / Л. Н. Макарова, И. А. Шаршов. М.: ТЦ Сфера, 2005.-96 с.
- Максаковский, В.П. О сквозных направлениях в школьной географии / В. П. Максаковский // География в школе. -1998. № 1. — С.45−50.
- Маслов, Н.В. Градостроительная экология: Учебное пособие / Н. В. Маслов. -М.: «Высшая школа», 2003. 284 с.
- Мамедов, Н.М. Культура, экология, образование / Н. М. Мамедов. -М.: РЭФИА, 1996.-151 с.
- Матюшкин, М.И. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / М. И. Матюшкин. М.: Педагогика, 1972. — 208 с.
- Махмутов, М.И. Организация проблемного обучения в школе: Кн. для учителя / М. И. Махмутов. М.: Просвещение, 1977. — 240 с.
- Мерлин, B.C. Психология индивидуальности / B.C. Мерлин / Под ред. Е. А. Климова. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.-448 с.
- Межведомственная программа развития системы дополнительного образования детей на 2002−2005 гг. // Дополнительное образование. 2002. — № 4. — С. 3 — 10.
- Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях // Народное образование. 2003. — № 2. — С.273 — 281.
- Мильков, Ф.Н. Человек и ландшафты. Очерки антропогенного ландшафтоведения /Ф.Н. Мильков.- М.: Мысль, 1973.- 223 с.
- Мильков, Ф.Н. Рукотворные ландшафты / Ф. Н. Мильков. М.: Мысль, 1978.-86 с.
- Миславский, Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте / Ю. А. Миславский. М.: Педагогика, 1991. — 152 с.
- Митрофанова, Ю.В. Формирование индивидуального опыта творческой деятельности учащихся средствами новых педтехнологий при изучении географии своей местности: Дисс.. канд. пед. наук / Ю. В. Митрофанова. Санкт-Петербург: 2005. — 166 с.
- Михайлов, Ф.Т. Предметная деятельность. .чья? / Ф. Т. Михайлов // Вопросы философии. -2001. № 3. — С. 10 — 26.
- Момотова, А.П. Школа и охрана природы / А. П. Момотова. -Петрозаводск: «Карелия», 1972.-92 с.
- Мухина, B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов / B.C. Мухина. 4-е изд. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 456 с.
- Мухина, Л.И. Исследование природно-антропогенных геосистем / Л. И. Мухина. М.: Изд-во Российского открытого университета, 1995. -99с.
- Немов, P.C. Психология: Учеб. для студ. вузов: Книга 1 / P.C. Немов. 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — С.452 — 510.
- Низовцев, В.А. Антропогенная эволюция ландшафтов (региональный аспект) / В. А. Низовцев // География и региональная политика. Ч. 2.- Смоленск: Изд-во СГУ, 1997.- 137 с.
- Никифоров, А.Л. Деятельность и свобода / А. Л. Никифоров // Деятельность: теории, методология, проблемы / Сост. И. Т. Касавин. М.: Политиздат, 1990 — С. 330 — 343.
- Никифоров, А.Л. Деятельность, поведение, творчество / А. Л. Никифоров // Деятельность: теории, методология, проблемы / Сост. И. Т. Касавин. М.: Политиздат, 1990. — С. 52 — 69.
- Никифоров, A.JI. Общее и индивидуальное в деятельности / A.JI. Никифоров // Деятельность: теории, методология, проблемы / Сост. И. Т. Касавин. М.: Политиздат, 1990. — С. 187 — 194.
- Николаев, В.А. Культурный ландшафт геоэкологическая система /В.А.Николаев //Вестник МГУ. Сер. 5. География.- 2000.- № 6.- С.3−8
- Николина, В.В. Методы проектов в географическом образовании / В. В. Николина // География в школе. 2000. — № 6. — С. 37 — 43.
- Николина В.В. Экология и культура: воспитание у учащихся ценностей экологической культуры в городской среде: Учеб. пособие / В. В. Николина, Г. П. Шалфицкая. Н. Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии гос. службы, 2002. — 72 с.
- Николина, В.В. Формирование личностного опыта учащихся средствами географии / В. В. Николина // География и экология 21 века. -2005. № 6. — С.37−38.
- Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов / Под ред. Н. Ю. Шведовой. 15-е изд. — М.: «Русский язык», 1984. — С. 402.
- Оконь, В. Основы проблемного обучения / В. Оконь. М.: Просвещение, 1968. — 208 с.
- Оржековский, П.А. Методические основы формирования у учащихся опыта творческой деятельности при обучении химии: Автореф. дисс. докт. пед наук/П.А. Оржековский. -М.: 1998, 39 с.
- Оржековский, П.А. Формирование опыта научного творчества в школе // Лицейское и гимназическое образование / П. А. Оржековский. -1998.-№ 1.-С. 49−52.
- Осницкий, А.К. Проблемы исследования субъектной активности / А. К. Осницкий // Вопросы психологии. 1996. — № 1. С. 5 — 19.
- Отечественный и зарубежный опыт образования в области окружающей среды: Материалы международной конференции: Тезисы докладов. 16−18 сентября 1999 г. СПб.: СМИО Пресс, 1999. — С. 59 — 77.
- Охрана ландшафтов: Толковый словарь. M.: Прогресс, 1982.272 с.
- Панчешникова, JI.M. Основы методики обучения экономической географии зарубежных стран / JI.M. Панчешникова. M.: Педагогика, 1975. -200 с.
- Панюкова, C.B. Концепция реализации личностно ориентированного обучения при использовании информационных и коммуникационных технологий / C.B. Панюкова. M.: Изд-во ИОСО РАО, 1998.-120 с.
- Педагогическая энциклопедия. Т. 3. — M.: Педагогика, 1966. -С. 1076.
- Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общей ред. B.C. Кукушкина. M.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: «МарТ», 2004. — 336 с.
- Петровский, A.B. К пониманию личности в психологии / A.B. Петровский // Вопросы психологии. 1981. — № 2. — С. 41 — 45.
- Петровский, A.B. Личность в психологии: парадигма субъектности / A.B. Петровский. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996. — 512 с.
- Петровский, A.B. Роль фантазии в развитии личности / A.B. Петровский. М.: «Знание», 1961. — 46 с.
- Петровский В.А. Личность как субъект активности / В. А. Петровский // Психология личности: Хрестоматия. Т.2. — Самара: Издательский дом «Бахрах-М», 2004. — С. 465 — 486.
- Плетников, Ю.К. Место категории деятельности в теоретической системе исторического материализма / Ю. К. Плетников // Деятельность: теории, методология, проблемы / Сост. И. Т. Касавин. М.: Политиздат, 1990. — С. 83 — 97.
- Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. В. Д. Шадрикова. М.: Просвещение, 1990. — 142 с.
- Покшишевский, В.В. Население и география / В. В. Покшишевский. М.: Мысль, 1978. — 275 с.
- Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика / Я. А. Пономарева. М.: Педагогика, 1976. — 280 с.
- Пономарева, С.Н. Городской ландшафт и подземные воды, их взаимное влияние / С. Н. Пономарева // Антропогенные изменения и охрана природной среды: Межвузовский сборник научных трудов. Н. Новгород: НГПИ им. М. Горького, 1990. — С. 53 — 61.
- Понурова, Г. А. Проблемный подход в обучении географии в средней школе / Г. А. Понурова. М.: Просвещение, 1991. — 192 с.
- Преображенский, B.C. Острые проблемы ландшафтоведения на рубеже веков/В.С.Преображенский//Изв. ИГ РАН. Сер. География 1998.-№ З.-С. 15−18
- Природный комплекс большого города: Ландшафтно-экологический анализ / Е. Г. Коломыц, Г. С. Розенберг, О. В. Глебова.- М.: Наука, 2002.- 286 с.
- Программы общеобразовательных учреждений: География. 6−11 классы. М.: Просвещение, 1998. — 286 с.
- Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений. Ростов н/Дону.: изд-во «Феникс», 1998. — С. 117,296, 430.
- Развитие творческой активности школьников / Под ред. A.M. Матюшкина. M.: Педагогика, 1991. — 160 с.
- Раковская, Э.М. География: природа России: Учебник для 8 кл. общеобразовательных учреждений / Э. М. Раковская. М.: Просвещение, 2003.-301 с.
- Реймерс, Н.Ф. Природопользование: Словарь-справочник / Н. Ф. Реймерс. М.: Мысль, 1990. — 637.
- Родоман, Б.Б. Ландшафт и экологическое воспитание / Б.Б.
- Родоман // География. 1996. — № 5. — С. 1−3. — № 7. — С.5−7.
- Розии, В.М. Ценностные основания концепций деятельности в психологии и современной методологии // В. М. Розин // Вопросы философии. 2001. — № 2. — С. 96 — 106.
- Ром, В. Я География России. Население и хозяйство. 9 кл.: Учебник для общеобр. учеб. заведений /В.Я.Ром, В. П. Дронов, — М.: Дрофа, 1997.- 400 с.
- Рубинштейн, C.JI. Основы общей психологии: Учебник / C.JI. Рубинштейн. СПб.: Питер, 1999. — 712 с.
- Рубинштейн, C.JI. Самосознание личности и ее жизненный путь / C.JI. Рубинштейн // Психология личности: Хрестоматия. Т.2. — Самара: Издательский дом «Бахрах-М», 2004. — С. 240 — 245.
- Рыжаков, М.В. Школьная география: современное состояние и перспективы развития / М. В. Рыжаков // География в школе. 2003. — № 5. -С. 47−53.
- Сагатовский, В.Н. Деятельность: монизм любой ценой или полифония? / В. Н. Сагатовский // Деятельность: теории, методология, проблемы / Сост. И. Т. Касавин. М.: Политиздат, 1990. — С. 195 — 205.
- Сагатовский, В.Н. Категориальный контекст деятельностного подхода / В. Н. Сагатовский // Деятельность: теории, методология, проблемы / Сост. И. Т. Касавин. М.: Политиздат, 1990. — С.70 — 82.
- Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие / Г. К. Селевко. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
- Слободчиков, В.И. Деятельность как антропологическая категория (о различении онтологического и гносеологического статуса деятельности) / В. И. Слободчиков // Вопросы философии. 2001. — № 3- — С. 48−57.
- Смирнов, Д.В. Анализ дополнительного образования туристско-краеведческого профиля / Д. В. Смирнов // Дополнительное образование.2005.-№ l.-C. 15−17.
- Солнцев, B.H. Учение о ландшафте: Избранные труды / В. Н. Солнцев. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2001. — 384 с.
- Солсо, P.JI. Когнитивная психология / P.JI. Солсо. М., 1996.598 с.
- Социальная философия: Словарь / Сост. и ред. В. Е. Кемеров, Т. Х. Кемиров. М.: Академический Проект, 2003. — С.120−121,440−441.
- Социальное проектирование. Н. Новгород: Изд-во ООО «Педагогические технологии», 2004. — 96 с.
- Сочава, В.Б. Введение в учение о геосистемах В.Б. Сочава. -Новосибирск: Наука, 1978. 319 с.
- Спиркин, А.Г. Философия: Учебник / А. Г. Спиркин. М.: Гардарика, 1998. — 816 с.
- Степанов, E.H. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания / E.H. Степанов, JI.M. Лузина. М.: ТЦ Сфера, 2002. — 160 с.
- Суравегина, И.Т. Методические аспекты экологизации школьного образования / И. Т. Суравегина // Устойчивое развитие и экологизация школьного образования. М.: СТУПЕНИ, 2003. — С. 23 — 47.
- Сычева, A.B. Ландшафтный дизайн: Эстетика деталей городской среды / A.B. Сычева, Н. П. Титова. Минск, 1984. — 127 с.
- Табидзе, О.И. Ценностный аспект творчества / О. И. Табидзе // Вопросы философии. 1981. — № 6. — С. 124−130.
- Теплов, Д.Л. Дополнительное экологическое образование школьников и его проблемы / Д. Л. Теплов // Между школой и университетом: Тезисы докладов: 2-ая Международная конференция по экологическому образованию. Тула, 1996. — С. 135 — 137.
- Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей // Внешкольник. 1997. — № 4. — С.2 — 7.
- Требования к содержанию и оформлению образовательныхпрограмм дополнительного образования детей // Вестник образования. -2003.-№ 20.-С. 55−57.
- Тютюнник, Ю.Г. Концепция городского ландшафта / Ю. Г. Тютюнник // География и природные ресурсы. 1990. — № 2. — С. 162 — 172.
- У истоков юннатского движения / Сост. В. Г. Холостов. М.: Просвещение, 1972.-224 с.
- Филин, В.А. Видеоэкология: что хорошо для глаз, а что плохо. -М.: МЦ «Видеоэкология», 2001.-312 с.
- Философия: Университетский курс / Под общ. ред. С. А. Лебедева. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003. — 528 с.
- Философский словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Педагогика — Пресс, 1998. -С.95−97.
- Философский энциклопедический словарь. М.: Изд-во «Советская энциклопедия», 1983. — С. 151, 670 — 671.
- Фридман, Б.И. Рельеф Нижегородского Поволжья / Б. И. Фридман. Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1999. — 254 с.
- Фридман Л.М. Мотивация учения / Л. М. Фридман, И. Ю. Кулагина // Педагогическая психология. СПб.: Питер, 2006. — С. 62 — 65.
- Черняева, Т.Н. Формирование опыта творческой педагогической деятельности студентов педвуза: На материале учебно-воспитательной практики: Дисс. к.п.н. / Т. Н. Черняева. Саратов, 1998. — 215 с.
- Шацкий, С.Т. Избранные педагогические сочинения. Т.1./ С. Т. Шацкий. М.: Педагогика, 1980. — 304 с.
- Шевченко, И.А. Культурно-экологический подход и методика егореализации при изучении городского ландшафта в школьной гографии: Учебное пособие 7 И. А. Шевченко / Под ред. Н. Ф. Винокуровой. -Н.Новгород: ООО «Типография «Поволжья», 2005. 140 с.
- Швырев, B.C. Деятельность открытая система / B.C. Швырев // Деятельность: теории, методология, проблемы / Сост. И. Т. Касавин. — М.: Политиздат, 1990. — С. 159 — 168.
- Швырев, B.C. О деятельностном подходе к истолкованию «феномена человека» (попытка современной оценки) / B.C. Швырев // Вопросы философии. 2001. — № 2. — С. 107 — 115.
- Швырев, B.C. Проблемы разработки понятия деятельности как философской категории / B.C. Швырев // Деятельность: теории, методология, проблемы / Сост. И. Т. Касавин. М.: Политиздат, 1990. — С. 9 — 20.
- Шевченко, И.А. Культурно-экологический подход и методика его реализации при изучении городского ландшафта в школьной географии: Учебное пособие / И. А. Шевченко / Под ред. Н. Ф. Винокуровой. -Н.Новгород: Типография «Поволжье», 2005. 140 с.
- Школьное геоэкологическое образование: Методическое пособие / Под ред. Н. Ф. Винокуровой. Н. Новгород, 2002. — 120 с.
- Шубинский, B.C. Педагогика творчества учащихся / B.C. Шубинский. М., 1988. — 79 с.
- Шурыгина, А.Г. Программа курса «Экология родного края» / А. Г. Шурыгина, Т. С. Носкова // География в школе. 2006. — № 3. — С. 50−53.
- Щенев, В.А. Экологический принцип в изучении географии своей области / В. А. Щенев // География и экология 21 века. 2004. — № 1. -С. 43−52.
- Щукина, Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Г. И. Щукина. М.: Просвещение, 1979. — 160 с.
- Щуркова, Н.Е. Классное руководство. Формирование жизненногоопыта у учащихся / Н. Е. Щуркова, Л. Д. Рагозина. М.: Педагогическое общество России, 2002. — 160 с.
- Я в городском ландшафте: Методическое пособие / Под ред Н. Ф. Винокуровой. Н. Новгород, 2002. — 43 с.
- Якиманская, И.С. Требования к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников / И. С. Якиманская //Вопросы психологии. 1994. — № 2. — С.64−76.
- Яковлева, Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности / Е. Л. Яковлева. М.: «Флинта», 1997. — 224 с.
- Анкета для учителей географии общеобразовательных школ
- Считаете ли Вы актуальной проблему формирования опыта творческой деятельности учащихся в географическом образовании? Аргументируйте свой ответ.
- Как Вы думаете, можно ли сформировать опыт творческой деятельности учащихся при изучении экологии городского ландшафта?
- Оцените, в какой мере представлена информация по экологии городского ландшафта в школьном курсе «География России». Считаете ли Вы необходимым изучение данного вопроса в дополнительном географическом образовании? Обоснуйте свой ответ.
- Какие технологии, методы и формы, на Ваш взгляд, будут наиболее эффективны при формировании опыта творческой деятельности учащихся в процессе изучения экологии городского ландшафта?
- Проводите ли Вы внеклассные мероприятия по изучению городского ландшафта, его экологических проблем?
- Брейн-ринг «Пароль Дзержинск"1. Ведущий:
- Есть лучше города, есть краше города, Чьи улицы в снегу, как в седине, Но краше навсегда, но ближе навсегда Всех городов мой город будет мне.
- И сегодня мы проводим игру брейн-ринг, посвященную нашему городу. У каждой команды на столе есть флажки. Когда прозвучит вопрос, та команда, которая первая поднимет флажок, будет на него отвечать. Вопрос оценивается в баллах.1. Итак, начнем!
- Ведущий: Первый вопрос оценивается в 2 балла.
- Ведущий: Внимание, второй вопрос: (оценивается в 4 балла) Как назывался раньше Дзержинск?1. Ответ:
- Выселки с села Черного 1, 2, 3 (речка Черная).2. пос. Растяпино3. пос. Дзержинск 22 июня 1929 г. 4. г. Дзержинск 30 марта 1930 г.
- Помощник: Село Черное основалось у берегов Оки, но так как весенние половодья подмывали берега, люди переселились подальше от реки. Появились выселки с села Черного 1, 2, 3, где сейчас улицы Попова (бывшие
- Ведущий: Четвертый вопрос: (5 баллов) Какие природные особенности важно учитывать в градостроительстве г. Дзержинска? Свой ответ аргументируйте.
- Ведущий: Пятый вопрос: (5 баллов) Кто разработал архитектурное оформление памятника Ф. Э. Дзержинскому? Какие здания построены по проектам этого архитектора?
- Ведущий: Седьмой вопрос: Перечислите экологические проблемы ландшафта г. Дзержинска, назовите причины их возникновения. За каждую указанную проблему присваивается 1 балл. Дополнительные баллы могут даваться, если будут предложены пути решения проблем.
- Ведущий: И следующий вопрос такой: докажите, что город Дзержинск город большой химии. (5 баллов)
- Ведущий: Девятый вопрос: (по 1 баллу за правильный ответ) На столах у вас лежат вещи, которые выпускают наши заводы. Назовите предмет и завод, выпустивший его. Вам дается 1 минута на размышление.
- Ведущий: Десятое задание: Объясните связь между качеством городской среды и здоровьем населения. Наиболее полный ответ оценивается в 6 баллов.
- Ведущий: Последний вопрос: (5 баллов) Есть знаменитые люди, которые сделали много хорошего для нашего города. И сейчас мы вспомним одного из таких людей: И. Н. Ильяшевич кто он? Почему он фигурирует во всех книгах о Дзержинске?
- Помощник: Заслуженный лесовод Российской Федерации, главный инициатор создания «зеленого убора» города, его ландшафтов, дендропарка, где насчитывается более 300 видов различных растений.
- Ведущий: Итак, мы подводим итоги. И перед тем, как объявить победителя, дадим слово жюри. Награждение.
- Круглый стол «Проблема бездомных животных!»
- Цель: Становление опыта решения проблемы бездомных животных. Задачи:
- Формирование знаний учащихся о домашних и бездомных животных и их болезнях-
- Изучение проблемы подопытных животных-
- Умение выявлять причину и суть проблемы бездомных животных-
- Умение находить пути решения проблемы бездомных животных-
- Воспитание гуманного отношения к животным.
- Выставка «Что мы знаем о животных?»
- Высказывания «Мы в ответе за тех, кого приручили» А. Экзюпери- «Животные лишены души и по сути представляют собой механизмы, апотому не могут испытывать боль» Рене Декарт, «Красота без жестокости», схема «Решение экологической проблемы»
- Кроме этого на мероприятии используются карточки «Права животных», анкета «Отзывы о мероприятии». 1. Ход мероприятия:
- Дети: отвечают, что данная тема является проблемой и в конце ставится «!».
- Педагог: Сначала, давайте подумаем, кто в основном становится бездомным животным?1. Дети: отвечают.
- Педагог: Прежде, чем решить какую либо проблему, необходимо установить причину. Как вы считаете, почему возникла проблема бездомных животных?1. Дети: отвечают.
- Педагог: Ответьте, пожалуйста, почему городской житель заводит собаку или кошку, заранее зная, что их содержание очень хлопотное дело?
- Дети: дают варианты ответов: из-за любви к животным- из-за конфликтов в семье, т.к. животные создают психологический комфорт.
- Человек нуждается не только в информационном общении (словесном), но и в физических контактах, ласке. Гладя животных, мы успокаиваемся. А животные всегда чувствуют настроение хозяина.
- Ученые установили, что собаки отдают свою энергию хозяевам, а кошки (особенно коты), забирают избыток этой энергии.
- А у вас есть домашнее животное? Можете ли вы рассказать подобную историю? Как вас чувствует ваш питомец?1. Дети: отвечают.
- Педагог: А теперь попытаемся найти варианты решения проблемы. Что нужно делать с бездомными животными? Какие варианты вы можете предложить по решению данной проблемы?
- Дети: быстро предлагают варианты, один человек их записывает, (метод «Мозговой штурм»).
- Педагог: В первую очередь, что бы проанализировать ваши варианты, давайте подумаем, нужны ли определенные законы, которые бы помогли решить данную проблему?1. Дети: Да.
- Мы видим, что есть законы о животном мире, но мы не услышали с вами конкретно о бездомных животных. Как вы считаете, есть ли у них права?
- Раздаются карточки «Права животных», ребята быстро записывают свое мнение.
- Права домашних животных Права бездомных животных
- Педагог: Ребята, почему нельзя уничтожать животных?
- Дети: отвечают это не гуманно.
- Педагог: Знаете ли вы, что такое вивисекция?1. Дети: отвечают.
- Дети: отвечают, что животные, как и люди, могут чувствовать, понимать и испытывать боль.
- Давайте рассмотрим следующий вариант стерилизация. Как вы считаете, нужно ли стерилизовать собак и отпускать их на волю?1. Дети: отвечают.
- Педагог: Давайте еще раз посмотрим, что мы предложили по решению проблемы, какие варианты мы оставим?
- Педагог подводит детей к тому, что необходимо регистрировать собак, стерилизовать, создавать приюты.
- Педагог: Если бы от нас зависело принять только одно решение, какое бы вы приняли? Что лучше, стерилизация или приют?
- Дети: Помогать им, подкармливать их.
- Педагог: Любой человек может покормить животного, ведь мы же с вами подкармливаем птиц зимой. А чем хуже кошки и собаки? Только нужно это правильно делать.
- Не ищите дружбы с дикими животными. Не стоит близко подходить к ним, пытаться погладить, взять на руки, даже если звери ведут себя дружелюбно.
- Если решили пригреть бездомную собаку или кошку, сначала покажите ее ветеринару и обязательно сделайте прививку от бешенства.
- К сожалению, как бездомные, так и домашние животные, могут передавать людям некоторые болезни.
- Какие болезни вы знаете, которыми животные могут заразить человека?1. Дети: отвечают.
- Выступает ветеринарный врач.
- Туберкулез при прямом контакте человека и животного может передаться через кашель. В данном случае, как животные могут заразить человека, так и человек животных.
- Лишай или дерматомикоз очаги заражения в области головы, конечностей, это округлые пятна, покрытые корками. Человек заражается, гладя животных Необходимо, тщательно соблюдать правила личной гигиены.
- Педагог: Итак, давайте еще раз озвучим принятые нами решения.1. Дети: отвечают.
- Педагог: Надеюсь, вы сегодня многое узнали. Молодцы, что активно участвовали и отстаивали свою точку зрения. А теперь, заполните анкету «Отзывы о мероприятии».
- Контрольно-диагностические задания педагогического эксперимента1. Задание 1.
- Дайте определение понятиям городской ландшафт, экологическая проблема, культурный городской ландшафт.1. Задание 2.
- Раскройте роль человека в городском ландшафте.1. Задание 3.
- Охарактеризуйте одну из экологических проблем ландшафта вашего города (по выбору). Предложите пути решения данной проблемы.1. Задание 4.
- Проанализируйте состояние культурного ландшафта вашего города.1. Задание 5.
- Хотели бы Вы принять участие в экологической акции по благоустройству городского ландшафта и почему?1. Задание 6.
- Что для Вас означает творческая активность личности? Являетесь ли Вы такой личностью по отношению к городскому ландшафту?2101. Задание 7.
- Какая фраза, по Вашему мнению, наиболее характерна идеи «сотворчества» человека и природы в городском ландшафте? Выразите свое отношение ко всем приведенным определениям.
- Городской ландшафт это объект, который необходимо изучить для достижения комфорта в нем.
- Городской ландшафт это ландшафт, который включает в себя природные компоненты, человека и результаты его деятельности.
- Городской ландшафт это ценный для меня объект, где создаются все условия для проживания.
- Городской ландшафт уникальная самоценная система, для которой характерны сотворческие отношения человека и природы. Для меня очень важны его проблемы.1. Задание. 8