Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Естественнонаучная подготовка студентов гуманитарных вузов в соответствии с запросами сферы труда

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Разработанная дидактическая модель естественнонаучной подготовки студентов гуманитарных вузов, учитывает запросы сферы труда и системно представляет: цель — повышение эффективности процессов формирования естественнонаучных знаний, умений, навыков и формирования естественнонаучного мировоззрения, миропонимания, мышления как профессионально важных качествсодержание, включающее базовый компонент… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Теоретические основания исследования проблемы естественнонаучной подготовки студентов гуманитарных вузов в соответствии с запросами сферы труда
    • 1. 1. Тенденции развития образовательного процесса в постиндустриальном обществе
    • 1. 2. Интеграция естественнонаучной и гуманитарной составляющих образования как принцип встречных процессов гуманизации и фундаментализации образования
    • 1. 3. Анализ подходов к исследованию проблемы естественнонаучного образования в педагогике и психологии
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. Структура, содержание и методическое обеспечение естественнонаучной подготовки студентов гуманитарных вузов в соответствии с запросами сферы труда
    • 2. 1. Понятие естественнонаучного образования в контексте проблем профессиональной подготовки специалистов гуманитарного профиля
    • 2. 2. Модель естественнонаучной подготовки студентов гуманитарных вузов в соответствии с запросами сферы труда
    • 2. 3. Модульное содержание обучения и характеристика поэтапно-модульной образовательной технологии

    2.4. Педагогический эксперимент по выявлению эффективности дидактической модели естественнонаучной подготовки студентов гуманитарных вузов в соответствии с запросами сферы труда и обсуждение его результатов.

    Выводы по второй главе.

Естественнонаучная подготовка студентов гуманитарных вузов в соответствии с запросами сферы труда (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Значимость естественнонаучной подготовки в профессиональном образовании признается и подчеркивается на всех уровнях руководства государства и образовательной сферы. Особенно отмечается ее мировоззренческий аспект. «Федеральная целевая программа развития образования на 2006;2010 годы» относит формирование у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения к основным целям и задачам образования. Естественнонаучная подготовка должна обеспечить: знание студентами основополагающих принципов и концепций естествознания, составляющих современную научную картину мираформирование умений и навыков применения полученных знанийформирование системного подхода в учебно-познавательной, а затем и в профессиональной деятельностиформирование у студентов естественнонаучного мировоззрения и его понятийного аппаратаестественнонаучного миропониманияформирование целостного взгляда на Мир как единство Человека, Природы и Общества. Однако качество естественнонаучной подготовки в современных условиях не соответствует в полной мере заявленным целям и запросам динамически развивающейся экономики и продолжает неуклонно снижаться. Еще в 1992 г. на совещании «Естественнонаучное образование в высшей школе России» была выражена и аргументирована неудовлетворенность преподаванием фундаментальных естественнонаучных дисциплин в вузах. За прошедшие шестнадцать лет, несмотря на предпринятые попытки реформирования, кардинальных перемен не произошло. Проведенные исследования показали: большая часть современной молодежи, ориентированной на обучение в гуманитарном вузе и на профессиональную деятельность в гуманитарной сфере, не владеет знаниями, соответствующими современной научной парадигме, не имеет представления о целостности и системности окружающего мира и системном анализе, не владеет естественнонаучным мышлением, способным обеспечить антикризисный характер взаимодействия человека с Природой и Обществом. Такое положение не соответствует запросам сферы труда. По данным независимых рекрутинговых агентств («Контакт», «РейтОР») и по результатам опроса работодателей, при всей важности базовых профессиональных знаний, более важными считаются качества, в формировании которых значительную роль играет естественнонаучная подготовка, такие как: обучаемость молодого специалиста, способность принимать быстрые и верные решения в нестандартных вариативных ситуациях, наличие логического мышления, умение видеть предмет своей трудовой деятельности как часть целостного единого процесса, наличие представления о системности окружающего мира.

Одной из причин сложившейся ситуации в естественном образовании является нарушение гармоничного соотношения двух ветвей познания и культуры — естественнонаучной и гуманитарной, утрата паритета за счет возрастания гуманитарной и умаления естественнонаучной составляющей. Исключительная значимость, придаваемая естественным наукам в 60-е годы, сменилась мощным доминированием гуманитарной составляющей образования и науки. Нарушение баланса в преподавании естественного и гуманитарного знания является одной из причин отсутствия у выпускников гуманитарных вузов осознания целостности картины мира, возникновения мозаичного мироощущения, и, как следствие, разориентированности в многообразном мире, снижении способностей к адаптации в постоянно меняющихся условиях. Кроме того, становление естественнонаучного мировоззрения в современных, резко и кардинально изменившихся условиях, сильно осложнено реалиями наших дней. Оно происходит в сознании отдельного человека под воздействием многочисленных факторов: псевдонаук, мистицизма, возрастающей клерикализации российского общества.

Анализ образовательных стандартов и учебных планов подтверждает дисбаланс естественного и гуманитарного блоков образования в гуманитарных вузах, сокращение интеллектовбразующей учебной деятельности. Учебники и учебные пособия по базовой для гуманитарных специальностей учебной дисциплине «Концепции современного естествознания», как показывает анализ, при соответствии содержания требованиям государственного образовательного стандарта направлены на общекультурное информирование о содержании отдельных разделов естествознания, что формирует фрагментарное знание и не способствует целостному системному мировосприятию. При этом учебники практически не ориентированы на решение профессиональных задач, имеющих естественнонаучную основу (Алексеев В.И.).

Многие ведущие педагоги-исследователи (В.Г. Буданов, А. Д. Гладун, В. И. Загвязинский, B.C. Леднев, А. В. Усова и др.) придерживаются мнения о наличии существенных трудностей в системе естественнонаучного образования. В ряде докторских диссертационных исследований раскрываются подходы к интеграции естественнонаучных дисциплин на примере высшего технического образования (В.И. Алексеев, С. А. Паничев), определены теоретико-методологические основы естественнонаучного мышления учащихся в процессе изучения конкретной предметной области (С.А. Суровикина), А. В. Теремовым исследованы процессы развития интегративных тенденций в естественнонаучном и гуманитарном образовании на примере общеобразовательной школы, А. В. Балахоновым исследовано системное естественнонаучное знание как основа фундаментализации высшего медицинского образования. В кандидатских диссертационных исследованиях рассматриваются процессы формирования естественнонаучного мировоззрения школьников (Н.В. Колкова), исследуется аксиологический аспект естественнонаучной подготовки учителей (Е.Ю. Григорьева). Анализ проведенных исследований позволил заключить, что проблема естественнонаучной подготовки студентов гуманитарных вузов, ориентированной на запросы сферы труда, остается мало исследованной.

Анализ теории и педагогической практики позволил выявить в образовательной системе ряд объективно существующих противоречий:

— между ростом требований сферы труда к специалистам с навыками системного естественнонаучного мышления, формирующимися на основе естественнонаучного мировоззрения, — с одной стороны, и нарастанием дисбаланса естественного и гуманитарного знания в образовательной сференегативного фактора формирования естественнонаучного мировоззрения — с другой стороны;

— между возрастающей потребностью самореализации, саморазвития в сфере формирования профессионально важных качеств, обеспечиваемых естественнонаучными знаниями, умениями и естественнонаучным мировоззрением, — с одной стороны, и снижением мотивации учебной деятельности, снижении интереса у студентов гуманитарных вузов к дисциплинам естественнонаучного блока — с другой стороны;

— между необходимостью возрастания качества естественнонаучной подготовки и адаптации ее к реальным условиям гуманитарных вузов — с одной стороны, и снижением исходного уровня знания естественных дисциплин студентов гуманитарных вузов, неразработанностью объективных и надежных методов определения уровней обученности, подготовки — с другой стороны;

— между возрастающими требованиями к уровню профессионально важных качеств, базирующихся на естественнонаучном мировоззрении, — с одной стороны, и недостаточной разработанностью технологий организации видов деятельности, средств, методов и форм обучения, способствующих формированию естественнонаучного мировоззрения как основы становления профессионально важных качеств в условиях вариативности учебных планов для различных специальностей — с другой стороны.

Данные противоречия определили проблему исследования: какими должны быть содержание, методы и формы естественнонаучной подготовки студентов гуманитарных вузов с учетом запросов сферы труда в процессе профессионального образования. Проблема определила цель исследования.

Цель исследования — разработка содержания, методов и форм естественнонаучной подготовки студентов гуманитарных вузов, ориентированной на запросы сферы труда.

Объект исследования — процесс профессионального образования студентов гуманитарных вузов.

Предмет исследования — естественнонаучная подготовка студентов гуманитарных вузов в соответствии с запросами сферы труда.

Гипотеза исследования:

Ориентированность естественнонаучной подготовки студентов гуманитарных вузов на запросы сферы труда повысит ее эффективность, если:

— будет проанализировано современное состояние профессионального обучения студентов гуманитарных вузов, и на этой основе будут выявлены тенденции, определяющие направленность естественнонаучной подготовки на запросы сферы труда;

— на основе анализа запросов' сферы труда будут установлены требования к естественнонаучной подготовке студентов гуманитарных вузов, определяющие их естественнонаучное мировоззрение, естественнонаучное мышление, естественнонаучные знания и умения;

— будут определены условия интеграции естественнонаучной и гуманитарной подготовки студентов гуманитарных вузов;

— будет осуществляться на основе поэтапно-модульной образовательной технологии дифференцированный подход к формированию естественнонаучных знаний, умений и навыков студентов гуманитарных вузов;

— с учетом направленности естественнонаучной подготовки на формирование естественнонаучного мировоззрения и повышение профессиональной готовности выпускников гуманитарных вузов к успешной трудовой деятельности будет разработана дидактическая модель естественнонаучной подготовки студентов гуманитарных вузов в соответствии с запросами рынка труда, включающая цель, содержание, формы, методы и контрольно-оценочные материалы;

— будет разработан учебно-методический комплекс естественнонаучной подготовки, отражающий ее интегративность, этапность, приоритетность личностно-ориентированного и индивидуально-группового подходов в обучении, инновационных методов и форм организации учебного процесса.

Цель и гипотеза определили постановку задач исследования:

1. Выявить тенденции, определяющие направленность естественнонаучной подготовки студентов гуманитарного вуза на запросы сферы труда.

2. На основе анализа запросов сферы труда выявить требования к естественнонаучной подготовке студентов гуманитарных вузов, определяющие сформированность естественнонаучного мировоззрения, естественнонаучного' мышления, сформированность естественнонаучных знаний и умений.

3. Выявить условия интеграции естественнонаучной и гуманитарной составляющих профессиональной подготовки студентов гуманитарных вузов.

4. Разработать поэтапно-модульную образовательную технологию естественнонаучной подготовки студентов гуманитарных вузов, формирующую целостное восприятие мира на основе естественнонаучного мировоззрения и учитывающую запросы сферы труда.

5. Разработать дидактическую модель естественнонаучной подготовки студентов гуманитарных вузов, учитывающую запросы сферы труда.

6. Разработать и экспериментально проверить методическое обеспечение естественнонаучной подготовки студентов гуманитарных вузов.

Методологической основой исследования являются: работы по философии и методологии науки (П.В. Копнин, Т. Кун, И. Лакатос, Н.Н.

Моисеев, B.C. Степин, А. Н. Чанышев и др.) — работы по исследованию проблем становления системного мышления и формирования мировоззрения (К.А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, Н. А. Менчинская, И. Б. Новик, З. А. Решетова, С. А. Рубинштейн, И. С. Якиманская и др.) — идеи теории систем и синергетики (А.А. Богданов, В. Г. Буданов, И. Пригожин, Г. Хакен и др.) — идеи интеграции содержания образования и теории межпредметных связей (А.И. Гурьев, И. Д. Зверев, В. Н. Максимова, А. В. Усова и др.) — работы, посвященные вопросам естественнонаучной подготовки в высшей школе (В.Г. Буданов, А. Д. Гладун, О. Н. Голубева, В. Г. Кинелев, B.C. Леднев, А. Д. Суханов и др.), вопросам личностно-ориентированного обучения (И.Я. Зимняя, В. В. Сериков, A.M. Новиков и др.), инновационным моделям и технологиям обучения и воспитания (В.П. Беспалько, В. В. Гузеев, A.M. Новиков, В. Ю. Питкжов, В. А. Сластенин и др.) — работы по вопросам мониторинга и оценки качества образования (В.А. Кальней, С. Е. Шишов и др.) — работы по психологии адаптации личности (Л.Ф. Бурлачук, А. Б. Георгиевский, Ж. Пиаже, А.А. Реан).

Методы педагогического исследования. Для проверки выдвинутой гипотезы и реализации задач исследования использовались следующие методы: теоретический анализ педагогической, философской, психологической литературы по исследуемой проблеме, моделирование, педагогический эксперимент, педагогическое наблюдение, индивидуальные и групповые беседы, анкетирование, тестирование, психологические методы диагностики социально-психологической адаптации, структуры интеллекта, мотиваций и потребностей в достижении, статистические методы обработки результатов педагогического эксперимента и проверки выдвинутой гипотезы.

Этапы исследования. Исследования проводились с 2004 по 2008 гг.

Первый этап, аналитический (2004 — 2005 гг.) — было определено общее направление исследования, проводился теоретический анализ научно-методической, педагогической литературы по теме исследования, была сформулирована тема исследования, определены его гипотеза, объект, предмет, цель, задачи, разработана программа и методика исследования.

Второй этап, исследовательский (2006 — 2007 гг.) — проведен формирующий эксперимент, определен критериально-оценочный аппарат и на его основе осуществлен анализ результатов эксперимента, дорабатывалась и проходила апробацию дидактическая модель естественнонаучной подготовки студентов гуманитарных вузов, учитывающая запросы сферы труда.

Третий этап, практический (2007 — 2008 гг.) — осуществлялись систематизация и обобщение полученных в ходе экспериментальной работы результатов, внедрение результатов исследования в практику обучения студентов гуманитарных вузов, уточнялись теоретические и практические выводы, оформлялась рукопись диссертации.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

1. Выявлены тенденции, определяющие направленность естественнонаучной подготовки студентов гуманитарных вузов на запросы сферы труда, существенной характеристикой которых является их дихотомичность, проявляющаяся в наличии тенденций позитивного характера и тенденций негативного характера. К позитивным тенденциям относятся: нарастание внимания со стороны сферы труда к качеству естественнонаучной подготовки, особенно к аспекту, обеспечивающему формирование естественнонаучного мировоззрения, системного миропонимания, критическо-аналитической рациональности мышлениягуманизация естественнонаучного образования и фундаментализация гуманитарногореализация фундаментализации гуманитарного образования через интеграцию гуманитарного и естественнонаучного знаниярост потребностей в инновационных образовательных технологияхвозрастание требований к учету особенностей будущей профессиональной деятельности в содержании естественнонаучной подготовкиинтенсификация и компьютеризация процесса обучения. К негативным тенденциям относятся тенденции, отражающие неопределенность и неустойчивость образовательной среды периода вхождения в рыночные условия: сокращение объемов учебного времени, отводимого на изучение естественнонаучных дисциплинснижение интереса, мотивации к естественнонаучной подготовке у студентов гуманитарных вузовнедостаточный исходный уровень естественных знаний абитуриентов гуманитарных вузовсокращение доли аудиторных часов, отведенных на те виды учебно-познавательной деятельности, что способствуют повышению уровня естественнонаучного мышления (наблюдение, решение исследовательских задач и т. п.) — неоправданная замена реальных практических работ, экспериментов и демонстраций их компьютерными аналогами.

2. На основе анализа запросов сферы труда (сформированность естественнонаучного мировоззрения, критическо-аналитическая рациональность и логичность мышления, наличие представления о системности окружающего мира, обучаемость молодого специалиста, умение видеть предмет своей трудовой деятельности как часть целостного единого процесса, наличие способности принимать быстрые и верные решения в нестандартных вариативных ситуациях) выявлены требования к естественнонаучной подготовке студентов гуманитарных вузов, определяемые совокупностью критериев: когнитивный — знание основных концепций современного естествознания (идеи модельности описания и иерархичности моделей природы, корпускулярной и континуальной концепций описания природы, структурных уровней организации материи, принципов относительности, симметрии, неопределенности, дополнительности, возрастания энтропии, принципов эволюции, самоорганизации в живой и неживой природе, динамических и статистических закономерностей в природе.) — деятельностный — умение самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (планирование, составление алгоритма действий.), владение навыками эмпирического уровня исследований (наблюдение, описание, измерение, эксперимент, оценка погрешностей.), владение методами теоретического уровня познания (анализ, синтез, индукция, дедукция.) — мотивационный (осознанности), критериальными показателями которого являются: мотивированность, целенаправленность, рефлексивность, познавательная самостоятельность.

3. Условия интеграции естественнонаучного и гуманитарного образования обоснованы переходом от знаниевой парадигмы к парадигме саморазвития, самопроектирования, развития способностей — парадигме постиндустриального образования. В процессе исследования выявлены условия, раскрывающие: а) аксиологический аспект интеграции естественнонаучной и гуманитарной составляющих профессиональной подготовки студентов гуманитарных вузов: формирование в процессе естественнонаучной подготовки у студентов ценностей общекультурного планареализация гуманитарного потенциала предметов естественнонаучного цикла через раскрытие не только их знаниевого компонента, но и ценностной, личностно-смысловой составляющихобогащение естественнонаучного образования осмыслением роли научного знания в современном обществе, осмыслением этических ценностей научных открытийб) содержательный аспект: включение в программу обучения элективных курсов, разработанных с учетом установленных межпредметных связей между базовыми дисциплинами естественнонаучного цикла и специальными и профильными дисциплинами, интегративных тенденций и профессиональной направленностисоздание образовательных форм для рассмотрения метапредметных вопросов, имеющих реальное научное и социо-культурное значениев) организационно-педагогический аспект: взаимопроникновение и взаимовлияние естественнонаучной и гуманитарной методологийорганизация психолого-педагогического сопровождения процессов осмысления этического и эстетического значения достижений естествознанияприменение личностно-ориентированного и индивидуально-группового подходов в образовательном процессе и формирование на их основе профессионально важных качеств, мотивационной сферы студентов, способствующей повышению потребностей в учебно-познавательной деятельностиподготовка преподавателей к преподаванию интегративных элективных курсовразработки учебных курсов метапредметного содержаниядальнейшее развитие мыследеятельной и проектно-исследовательской образовательных технологий.

4. Разработана поэтапно-модульная образовательная технология естественнонаучной подготовки, предусматривающая этапы: первый, формирующий естественнонаучные представления о целостности и системности, о закономерностях развития сложных системвторой, формирующий основные естественнонаучные знания, подтверждающие целостность и системность развития Общества и Природытретий, формирующий умения и навыки, соответствующие требованиям к естественнонаучной подготовке студентов гуманитарных вузов, ориентированной на запросы сферы труда.

5. Разработана дидактическая модель естественнонаучной подготовки студентов гуманитарных вузов, учитывающая запросы сферы труда и системно представляющая: цель — повышение эффективности процессов формирования естественнонаучных знаний, умений, навыков и формирования естественнонаучного мировоззрения, миропонимания, мышления как профессионально важных качествсодержание, включающее базовый компонент, представленный модульно сформированным с учетом профессиональной направленности блоком естественнонаучных дисциплин («Концепции современного естествознания», «Экология»), дисциплины специальные и профильные, имеющие элементы с естественнонаучной основой, а также совокупность элективных курсов, учитывающих профессиональную направленность обучения студентов различных специальностей («Общество как система. Материальное и духовное в общественной структуре», «Миропонимание XXI века», «Диалектическое противоречие «порядок-беспорядок», «Синергетика и проблемы самоорганизации общества», «Симметрии в естествознании», «Классификация систем мироздания и методология их исследования») — формы и методы обучения, определяемые содержанием и логикой поэтапно-модульной образовательной технологии и включающие: самостоятельную работу, лекции, семинары, практические занятия, лабораторный практикум, методы личностно-ориентированного обучения и индивидуально-группового подхода, а также модульно-рейтинговую систему контроля и оценки качества знаний студентов.

6. Разработан комплекс учебно-методического обеспечения естественнонаучной подготовки студентов гуманитарного вуза, ориентированной на запросы сферы труда, который включает: рабочую программу дисциплины «Концепции современного естествознания», скорректированную в рамках Федерального Государственного образовательного стандарта в соответствии с поэтапно — модульной образовательной технологиейпрограммы элективных курсов, формирующих системные естественнонаучные знанияконтрольно-измерительные материалы, направленные на повышение результативности преподавания дисциплины «Концепции современного естествознания»: методическое руководство к лабораторному практикуму «Концепции современного естествознания», планы групповых занятий, типовые варианты контрольных работ, тестовые задания, методические рекомендации для студентов к самостоятельной работе.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что теория и методика профессионального образования дополнены дидактической моделью, системно представляющей процесс и результат естественнонаучной подготовки студентов гуманитарных вузов, учитывающей запросы сферы труда.

Практическая значимость исследования: создан блок авторских междисциплинарных элективных курсов для студентов гуманитарного профиля, способствующих формированию системной естественнонаучной картины мира («Общество как система. Материальное и духовное в общественной структуре», «Миропонимание XXI века», «Диалектическое противоречие «порядок-беспорядок», «Синергетика и проблемы самоорганизации общества», «Симметрии в естествознании», «Классификация систем мироздания и методология их исследования»), разработан учебно-методический комплекс обеспечения естественнонаучной подготовки, включающий модульно-дифференцированные рабочие программы базовых дисциплин, учитывающие профессиональную направленность и поэтапно-модульную образовательную технологию, рабочие программы элективных курсов, контрольно-измерительные материалы. Апробирована модульно-рейтинговая технология оценки качества текущих и итоговых знаний по учебной дисциплине «Концепции современного естествознания».

На защиту выносятся следующие положения:

1. Дихотомичность тенденций, определяющих профессиональную направленность естественнонаучной подготовки студентов гуманитарных вузов, отражает наличие противоречий в образовательной системе и актуальность исследования проблемы естественнонаучной подготовки специалистов гуманитарной сферы с учетом запросов сферы труда.

2. Естественнонаучная подготовка студентов гуманитарных вузов осуществляется с учетом требований сферы труда, которые состоят в следующем: сформированность естественнонаучных знаний, сформированность естественнонаучного мировоззрения, критическо-аналитической рациональности и логичности мышления, представления о системности окружающего мираумение видеть предмет своей трудовой деятельности как часть целостного единого процессаспособность принимать быстрые и эффективные решения в нестандартных вариативных ситуациях.

3. Условия интеграции естественнонаучного и гуманитарного образования, раскрывающие аксиологический, содержательный и организационно-педагогический аспекты, обоснованы переходом от знаниевой парадигмы к парадигме саморазвития, самопроектирования, развития способностей — парадигме постиндустриального образования и направлены на повышение эффективности естественнонаучной подготовки студентов гуманитарных вузов.

4. Поэтапно-модульная образовательная технология естественнонаучной подготовки студентов гуманитарных вузов способствует формированию целостного мировосприятия, компонентами которого являются: системные целостные естественнонаучные представления и осознанное системное восприятие своей будущей профессиональной деятельностиприменение системного анализа для установления — организующих и дезорганизующих факторов в различных процессах профессиональной деятельности, для подбора соответствующих методов контроля и управления.

5. Эффективность естественнонаучной подготовки, ориентированной на запросы сферы труда, определяется ее системностью, завершенностью, целостностью в образовательном процессе, что обеспечивается дидактической моделью, включающей: цель — повышение эффективности процессов формирования естественнонаучного мировоззрения, миропонимания, мышления как профессионально важных качеств, естественнонаучных знаний, умений и навыковсодержание, включающее базовый компонент, представленный модульно сформированным с учетом профессиональной направленности блоком естественнонаучных дисциплин, дисциплины специальные и профильные, имеющие элементы с г естественнонаучной основой, а также совокупность элективных курсов, учитывающих профессиональную направленность обучения студентов различных специальностейформы и методы обучения, определяемые содержанием и логикой поэтапно-модульной образовательной технологии и включающие: самостоятельную работу, лекции, семинары, практические занятия, лабораторный практикум, методы личностно-ориентированного обучения и индивидуально-группового подхода, а также модульно-рейтинговую технологию контроля и оценки качества текущих и итоговых знаний студентов.

6. Эффективность реализации дидактической модели естественнонаучной подготовки, ориентированной на запросы сферы труда, обеспечивается учебно-методическим комплексом, включающим: рабочую программу дисциплины «Концепции современного естествознания», скорректированную в рамках Федерального Государственного образовательного стандарта в соответствии с технологией поэтапно — модульного обученияпрограммы элективных курсов для студентов гуманитарного профиля, формирующих системные естественнонаучные знанияконтрольно-измерительные материалы, направленные на повышение результативности преподавания дисциплины «Концепции современного естествознания»: методическое руководство к лабораторному практикуму «Концепции современного естествознания», планы групповых занятий, типовые варианты контрольных работ, тестовые задания, методические рекомендации для студентов к самостоятельной работе.

Апробация и внедрение результатов исследования. Апробация осуществлялась в процессе выступления автора в периодической печати, научно-практических конференциях, конгрессах (научно-практические журналы «Гуманизация образования», «Стандарты и мониторинг в образовании», Международная научно-практическая конференция «Генетические и морфологические маркеры в антропологии, криминалистике и медицине». Минск, 2005 г.", V Международный социальный конгресс. Москва, 2005 г., XV Международные Рождественские образовательные чтения, секция «Инновационная деятельность по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию детей и молодежи», Москва, 2007 г.), на учебно-методических семинарах, заседаниях кафедры педагогики и психологии РМАТ, кафедры общих гуманитарных дисциплин филиала РГСУ г. Клин. В ходе педагогического эксперимента было задействовано более 250 студентов филиала РГСУ в г. Клин и РМАТ.

Выводы по второй главе.

1. Естественнонаучная подготовка студентов гуманитарных вузов имеет свою специфику. Во-первых, качество и уровень естественнонаучной подготовки влияют на готовность студента к усвоению общепрофессиональных и специальных дисциплин. Во-вторых, косвенная для большинства учебных дисциплин педагогическая задача по включению изучаемых фактов и законов в целостную систему мировоззрения трансформируется в процессе естественнонаучной подготовки в важнейшую в мировоззренческом смысле.

2. Разработанная дидактическая модель естественнонаучной подготовки студентов гуманитарных вузов, учитывает запросы сферы труда и системно представляет: цель — повышение эффективности процессов формирования естественнонаучных знаний, умений, навыков и формирования естественнонаучного мировоззрения, миропонимания, мышления как профессионально важных качествсодержание, включающее базовый компонент, представленный модульно сформированным с учетом профессиональной направленности блоком естественнонаучных дисциплин («Концепции современного естествознания», «Экология»), дисциплины специальные и профильные, имеющие элементы с естественнонаучной основой, а также совокупность элективных курсов, учитывающих профессиональную направленность обучения студентов различных специальностей («Общество как система. Материальное и духовное в общественной структуре», «Миропонимание XXI века», «Диалектическое противоречие «порядок-беспорядок», «Синергетика и проблемы самоорганизации общества», «Симметрии в естествознании», «Классификация систем мироздания и методология их исследования») — формы и методы обучения, определяемые содержанием и логикой поэтапно-модульной образовательной технологии и включающие: самостоятельную работу, лекции, семинары, практические занятия, лабораторный практикум, методы личностно-ориентированного обучения и индивидуально-группового подхода, а также модульно-рейтинговую систему контроля и оценки качества знаний студентов.

3. Комплексное психодиагностическое исследование индивидуально-личностных и групповых особенностей развития студентов, проведенное с обобщением результатов на уровне студенческой группы как учебной и коммуникативной среды личностного профессионального становления, подтвердило обоснованность применения личностно-ориентированного и индивидуально-группового подходов в ходе естественнонаучной подготовки.

4. Сравнение результатов применения разработанных методик преподавания дисциплины «Концепции современного естествознания», различающихся продолжительностью подготовки, соотношением теоретических и практических занятий, соотношением самостоятельной и аудиторной работы, подтверждает повышение эффективности естественнонаучной подготовки в случае применения методики, наиболее полно использующей элементы разработанной дидактической модели.

5. Исследование мотивационной сферы студентов и оценка структуры интеллекта показали совпадение высшего уровня естественнонаучной подготовки с высокими показателями потребностей в достижении, мотивацией успеха и высоким уровнем интеллекта.

Заключение

.

В образовательной системе существует ряд противоречий и негативных тенденций развития естественнонаучной подготовки, что определяет несоответствие качества естественнонаучной подготовки студентов гуманитарных вузов запросам сферы труда. Противоречия определили проблему исследования: какими должны быть содержание, методы и формы естественнонаучной подготовки студентов гуманитарных вузов с учетом запросов сферы труда в процессе профессионального образования.

Для разрешения указанной проблемы было предпринято данное диссертационное исследование, научная новизна которого состоит в следующем: выявлены тенденции, определяющие направленность естественнонаучной подготовки студентов гуманитарных вузов на запросы сферы труда, существенной характеристикой которых является их дихотомичность, проявляющаяся в наличии тенденций позитивного характера и тенденций негативного характера;

— на основе анализа запросов сферы труда выявлены требования к естественнонаучной подготовке студентов гуманитарных вузов, реализованные в совокупности критериев, таких как: естественнонаучные знания, умения, навыки, сформированность естественнонаучного мировоззрения;

— выявлены аксиологический, содержательный, организационно-педагогический аспекты интеграции естественнонаучного и гуманитарного образования;

— в рамках дидактической модели естественнонаучной подготовки разработана поэтапно-модульная образовательная технология, предусматривающая этапы, последовательно формирующие на первом этапе естественнонаучные представления о целостности и системности, о закономерностях развития сложных системна втором этапе — основные естественнонаучные знания, подтверждающие целостность и системность развития Общества и Природына третьем этапе — умения и навыки, соответствующие требованиям к естественнонаучной подготовке студентов гуманитарных вузов, ориентированной на запросы сферы труда;

— содержание дидактической модели, включающее базовый компонент, дополнено совокупностью элективных курсов, учитывающих профессиональную направленность обучения студентов различных специальностейразработан комплекс учебно-методического обеспечения естественнонаучной подготовки студентов гуманитарного вуза, соответствующий поэтапно — модульной образовательной технологии, включающий кроме традиционных форм и методов модульно-рейтинговую систему оценки и контроля качества обучениясущественной особенностью учебно-методического комплекса является разработанный практикум по дисциплине «Концепции современного естествознания» для студентов гуманитарного профиля.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что теория и методика профессионального образования дополнены дидактической моделью, системно представляющей процесс и результат естественнонаучной подготовки студентов гуманитарных вузов, учитывающей запросы сферы труда.

Практическую значимость исследования представляет разработанный учебно-методический комплекс обеспечения естественнонаучной подготовки, блок авторских междисциплинарных элективных курсов. В ходе исследования доказаны следующие положения: 1. Дихотомичность тенденций, определяющих профессиональную направленность естественнонаучной подготовки студентов гуманитарных вузов, отражает наличие противоречий в образовательной системе и актуальность исследования проблемы естественнонаучной подготовки специалистов гуманитарной сферы с учетом запросов сферы труда.

2. Естественнонаучная подготовка студентов гуманитарных вузов осуществляется с учетом требований сферы труда, которые состоят в следующем: сформированность естественнонаучного мировоззрения, критическо-аналитической рациональности и логичности мышления, представления о системности окружающего мираумение видеть предмет своей трудовой деятельности как часть целостного единого процессаспособность принимать быстрые и эффективные решения в нестандартных вариативных ситуациях.

3. Условия интеграции естественнонаучного и гуманитарного образования, раскрывающие аксиологический, содержательный и организационно-педагогический аспекты, обоснованы переходом от знаниевой парадигмы к парадигме саморазвития, самопроектирования, развития способностей — парадигме постиндустриального образования и направлены на повышение эффективности естественнонаучной подготовки студентов гуманитарных вузов.

4. Поэтапно-модульная образовательная технология естественнонаучной подготовки студентов гуманитарных вузов способствует формированию целостного мировосприятия, компонентами которого являются: системные целостные естественнонаучные представления и осознанное системное восприятие своей будущей профессиональной деятельностиприменение системного анализа для установления организующих и дезорганизующих факторов в различных процессах профессиональной деятельности, для подбора соответствующих методов контроля и управления.

5. Эффективность естественнонаучной подготовки, ориентированной на запросы сферы труда, определяется ее системностью, завершенностью, целостностью в образовательном процессе, что обеспечивается дидактической моделью, включающей: цель — повышение эффективности процессов формирования естественнонаучного мировоззрения, миропонимания, мышления как профессионально важных качеств, естественнонаучных знаний, умений и навыковсодержание, включающее базовый компонент, представленный модульно сформированным с учетом профессиональной направленности блоком естественнонаучных дисциплин, дисциплины специальные и профильные, имеющие элементы с естественнонаучной основой, а также совокупность элективных курсов, учитывающих профессиональную направленность обучения студентов различных специальностейформы и методы обучения, определяемые содержанием и логикой поэтапно-модульной образовательной технологии и включающие: самостоятельную работу, лекции, семинары, практические занятия, лабораторный практикум, методы личностно-ориентированного обучения и индивидуально-группового подхода, а также модульно-рейтинговую технологию контроля и оценки качества обучения.

6. Эффективность реализации дидактической модели естественнонаучной подготовки, ориентированной на запросы сферы труда, обеспечивается учебно-методическим комплексом, включающим: рабочую программу дисциплины «Концепции современного естествознания», скорректированную в рамках Федерального Государственного образовательного стандарта в соответствии с технологией поэтапномодульного обученияпрограммы элективных курсов для студентов гуманитарного профиля, формирующих системные естественнонаучные знанияконтрольно-измерительные материалы, направленные на повышение результативности преподавания дисциплины «Концепции современного естествознания»: методическое руководство к лабораторному практикуму «Концепции современного естествознания», планы групповых занятий, типовые варианты контрольных работ, тестовые задания, методические рекомендации для студентов к самостоятельной работе.

Это позволяет считать, что задачи исследования решены и его цель достигнута.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О.Г. Демократизация образования и подготовка специалистов // Высшее образование в России. 1996. — № 1- С.73−78.
  2. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. -М.: Наука, 1980. 335 с.
  3. Абульханова-Славская К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности // Психология формирования и развития личности. М., 1981.- С. 10 — 22.
  4. А.Н. Системное познание мира. М., 1985. — 262 с.
  5. , И. Ю. Гуманистические ориентиры в содержании естественнонаучного образования: / И. Ю. Алексашина // Гуманистический потенциал естественнонаучного образования. -СПб., 1996. С. 4−13.
  6. И.Ю. Новая философия образования: пути и проблемы становления// Директор школы. 2001. № 1. С. 71−74.
  7. В.И. Проблемы интеграции естественнонаучных дисциплин в высшем техническом образовании: Автореферат дис.. д-ра пед. наук. Владивосток, 2006. — 43 с.
  8. . Вклад в будущее: приоритет образования / Пер. с англ. И. В. Китаева. М.: Педагогика-Пресс, 1993. — 168 с.
  9. .Г. Человек как предмет познания.- СПб.: Питер, 2001. -288 с.
  10. В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. 3-е изд. Казань: Центр инновационных технологий, 2004. — 608 с.
  11. П. К. Теория функциональной системы. — Успехи физиол. наук, 1970. ~ т. 1.- № 1.- С. 19−54.
  12. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высшая школа, 1980. — 368 с.
  13. В.Г. Системность и общество. М., Политиздат, 1980. -368 с.
  14. В.Г. Динамика социальных систем // Коммунист.- 1980.-№ 5. С. 3 — 7.
  15. А.В. Фундаментализация высшего медицинского образования на основе системного естественнонаучного знания. Автореф. дис.. д-ра пед. наук. СПб., 2007. — 45 с.
  16. А.В. Проблемное обучение: итоги подведены -проблемы остаются // Вестник высшей школы. 1985. — № 11. — С. 16−17.
  17. Бек У., Что такое глобализация? Ошибки глобализма ответы на глобализацию / Пер. с нем. А. Григорьева, В. Седельника. — М.: Прогресс-Традиция, 2001. — 304 с.
  18. Д., Мятеж против современности // Социологические исследования. 1989.- № 5.- С. 107 -114.
  19. М.Н. Состояние и перспективы гуманизации образования //Педагогика. 1996. — N 1. — С.9−11.
  20. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. — 192 с.
  21. В.П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов: Учеб.-метод. пособие. М.: Высш. шк., 1989. — 144 с.
  22. И.В., Садовский В. Н., Юдин Э. Г. Проблемы методологии системного анализа. М.: Наука, 1970. — 456 с.
  23. В.В. О модели подготовки специалиста с высшим образованием // Гуманитарные науки в Сибири. Сер. Философия и социология. 1994. — № 1. — С. 55−61.
  24. В.В. Актуальные проблемы современного содержания образования // Философия образования. 2002. — № 5. — С. 182−197.
  25. И.Б. Интеграция учебных дисциплин в контексте ноосферного мышления (На примере обучения в средних профессиональных учебных заведениях): Дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 Тольятти, 2004, 205 с. РГБ ОД, 61:05−13/297.
  26. А.А. Тектология: Всеобщая организационная наука. В 2-х книгах. М.: Экономика, 1989. 304,351.
  27. Болонская декларация // Высшее образование сегодня. 2004 г.- № 2.
  28. Н. Запросы работодателей к качеству профессиональной подготовки работников // Вестник общественного мнения. 2005 — № 3 — С. 41 — 58.
  29. Н.В., Реан А. А. Педагогика. Учебник для вузов СПб: Питер, 2000. — 304 с.
  30. Г. А., Соколова И. И. Мировоззренческий инвариант естественнонаучного педагогического образования: истоки, обоснование, проблемы и опыт реализации // Вестник РУДН, сер. ФЕНО. 1997. — т. 3. — вып. 1−3.
  31. B.JT. Анализ учебной информации как основа выбора методов и форм организации процесса обучения: Автореф. дисс. .канд. пед. наук.- Л., 1987.- 16 с.
  32. В.Г. Преодоление раскола (Концепции современного естествознания) // Высшее образование в России. 1999. — № 5. — С. 23−31.
  33. А.В. Мышление как процесс и проблема деятельности // Вопросы психологии.- 1982.- N22.- С. 30.
  34. В.Г. Проблема параметров порядка и глобализация. Глобализация: синергетический подход. М.: РАГС, 2002. 437 с.35
Заполнить форму текущей работой