Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Ключевые качества профессионала: лояльность, культура, грамотная речь

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Тьютор занят тем, что помогает обучающимся осваивать учебный материал, созданный другими людьми — авторами учебного курса. Иногда представления тьютора о некоей концепции входят в противоречие с представлениями учебного курса. При этом слабый в лояльном отношении тьютор начинает критиковать авторский коллектив, предлагая свое видение предмета как правильное. Это подрывает авторитет… Читать ещё >

Ключевые качества профессионала: лояльность, культура, грамотная речь (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

О лоя/гьности

Может показаться странным обсуждение вопроса о лояльности тьютора к организации, в которой он работает. Любому из нас кажется вполне естественным следующее: «Само собой разумеется, что работающий в организации предан ей». Однако есть несколько обстоятельств, придающих особое значение лояльности тьютора в образовательном учреждении ДО.

  • 1. Тьютор работает с людьми, имеющими не только профессию, но и, как правило, собственный бизнес или высокую должность в своей организации. Он работает с людьми, имеющими профессиональные проблемы, которые обучающиеся надеются разрешить с помощью обучения. Очень часто у таких обучающихся возникает намерение привлечь хорошего тьютора к решению своих профессиональных проблем. Для тьютора это оборачивается соблазном уйти из образования и заняться высокооплачиваемым бизнесом, например в качестве консультанта. Такой уход влечет за собой негативные последствия как для организации, которая вкладывала свой ресурс в развитие тьютора, так и для самого тьютора, лишающегося редкой для человека возможности многосторонне развиваться в этой профессии и уважения со стороны коллектива образовательного учреждения.
  • 2. Тьютор занят тем, что помогает обучающимся осваивать учебный материал, созданный другими людьми — авторами учебного курса. Иногда представления тьютора о некоей концепции входят в противоречие с представлениями учебного курса. При этом слабый в лояльном отношении тьютор начинает критиковать авторский коллектив, предлагая свое видение предмета как правильное. Это подрывает авторитет образовательной системы, хотя и повышает ненадолго авторитет тьютора. Лояльный тьютор в такой ситуации обязательно найдет способ использовать оба взгляда (свой и взгляд курса) для развития обучающихся и не станет использовать ситуацию в ущерб организации.
  • 3. Образовательные учреждения ДО в рыночных условиях работают в конкурентном окружении. Это придает понятное значение лояльности тьютора к организации как человека свободного.

По крайней мере, эти обстоятельства придают особое «звучание» этическим ценностям тьютора и его преданности своей организации, своему делу, своим коллегам-тьюторам.

О культуре тьютора

Культура тьютора — это не только его аккуратный внешний вид. Прежде всего, это отношения, которые обучающиеся, коллеги и партнеры не столько видят, сколько чувствуют. Ваше отношение к деятельности и к людям быстрее других почувствуют обучающиеся. От их оценки вашей культуры зависит и ваш успех, и успех вашей организации. Приведем несколько признаков проявления некоторых граней профессиональной культуры хорошего тьютора.

Тьютор-профессионал.

  • — В общении с обучающимися демонстрирует партнерские отношения, не допуская унижающих оценок и обращений.
  • — Стиль его одежды соответствует стилю, принятому в организации, или условиям встречи (презентация, тьюториал, консультация, воскресная школа и т. д.). Не обязательно придерживаться принципа: «черный низ-белый верх». Можно быть одетым в джинсы и свитер, но чистые и из качественного материала.
  • — Он терпим к любым проявлениям обучающихся, уравновешивая этим своим качеством назойливость или чрезмерную активность обучающихся.
  • — Рассуждает о любом предмете курса с позиции высокой нравственной оценки. Примеры грязной действительности у тьютора-профессионала никогда не приветствуются.
  • — Доброжелателен в мелочах: никогда не начинает свое обращение к обучающимся с критики. Даже когда обучающийся очевидно не прав, хороший тьютор всегда найдет повод похвалить его.

Хороший тьютор помнит наставление незабвенного Мюнхгаузена о том, что «самые большие глупости на свете всегда делаются с самым серьезным выражением лица». Он приветлив, шутлив и улыбчив не потому, что этого требует этикет, а потому что полон искренней любви к обучающемуся, у которого он может чему-то научиться.

О речи тьютора

Характер речи тьютора определяется разнородными задачами ее употребления. В классических учебниках риторики различается речь повествовательная, хвалебная, деловая и другие. Очевидно, что речь каждого типа определяется кругом задач, в которых она употребляется, и отличается по многим внешним признакам. Основными компонентами речи издревле (со времен Аристотеля и ранее) являются:

Ключевые качества профессионала: лояльность, культура, грамотная речь.

этос — характеристика формы речи, отражающая этические ценности говорящего; логос — характеристика логики передачи содержания речи и ее доказательности; пафос — характеристика эмоциональных, чувственных, побуждающих особенностей речи.

Эти компоненты речи в деятельности тьютора «окрашиваются» в особый цвет многими обстоятельствами и задачами ее употребления. Тьютор использует речь:

  • — для согласования представлений,
  • — убеждения и доказательства,
  • — поддержания взаимодействия и обмена знаниями и мнениями,
  • — объявлений,
  • — побуждения к деятельности,
  • — «размораживания» состояния обучающихся,
  • — снятия психологических барьеров к участию в деятельности,
  • — эффектной презентации и т. д.

Таким образом, вы должны быть готовы к различным речевым задачам, то есть уметь по-разному говорить. Речь тьютора-профессионала — это разнообразие форм, стилей, техник озвучивания мыслей.

Задание Согласно общим тенденциям в риторике, речь современного человека упрощается, приближаясь к разговорной. Из такой речи исчезают красивые формы, изящные речевые фигуры. Быть понятным многим сегодня означает упрощать свою речь.

Давайте спросим себя, что в таких условиях делать тьютору? Следует ли ему придерживаться общей тенденции или создавать свою? Есть ли у тьютора основания для освоения и употребления высоких стилей речи?

Есть, по крайней мере, три основания для развития в себе навыков красноречия.

  • 1. Миссия организации, которую разделяет и осуществляет тьютор. Если в миссии организации есть, например, такие слова, как «…формирование высокой управленческой и общей культуры…», то тьютору придется заботиться о сохранении и развитии этого духовного наследия.
  • 2. Разнообразие аудитории. Чтобы быть понятным многим, нужно владеть разными речевыми техниками. Для одного обучающегося понятен язык делового общения, для другого — разговорный, для третьего — литературный.
  • 3. Презумпция совершенства. Это факт психической реальности человека — приписывать событиям, людям, обстоятельствам некий оттенок совершенства. Необходимость выступать перед аудиторией обрекает вас на то, чтобы стать объектом идеализации со стороны обучающихся. Неизбежность идеализации можно игнорировать, но не профессионалу. Хороший тьютор понимает, что это обстоятельство «работает» на него или против него.

Таким образом, тьютору необходимо серьезно осваивать классическую риторику и специальные ее разделы (риторики переговоров, риторики рекламы, агональной риторики и др.).

Приведем несколько правил правильного речевого поведения тьютора.

  • — Не начинайте обращение к аудитории с отрицания. Это всегда вызывает негативное эмоциональное состояние у обучающихся, мешающее восприятию ваших слов.
  • — Придавайте своей речи личностный характер. То, что обучающийся воспринимает как бы от вас лично, а не получает из учебников, написанных неизвестными для него авторами, воспринимается легче. Любой диалог, даже если с вашей стороны это монолог, есть диалог личностей, а не текстов.
  • — Не говорите на занятиях более 15−20 минут подряд. Во-первых, вы выступаете перед взрослыми людьми, которые лучше всего обучаются посредством обмена знаниями и мнениями и меньше готовы непрерывно слушать вас. Во-вторых, именно столько удерживается внимание человека без специальных приемов поддержания интереса.
  • — Меняйте тональность своей речи. Она лучше воспринимается, если в ней присутствует живое чувство, если она передает ваше отношение к излагаемому и сопереживание.
  • — Ищите различные приемы выражения своих мыслей. Новое выразительное средство — новая возможность понять вас. Словом, будьте выразительны.

Задание_.

Выполните следующее практическое упражнение.

  • 1. Попытайтесь одну и ту же фразу произнести по-разному:
    • — торжественно,
    • — с удивлением,
    • — недоверчиво,
    • — просительно,
    • — извиняющимся тоном,
    • — вопрошающе,
    • — рассеянно,
    • — атакуя,
    • — как-нибудь иначе.
  • 2. Повторите это перед своими близкими.

Постарайтесь получить навык управления своей речью и развивать его в дальнейшем.

Мы рассмотрели профессиональные качества тьютора. Но так ли это повсюду, во всех образовательных учреждениях ДО? Вряд ли различные образовательные учреждения ДО существуют и развиваются в одинаковых условиях, имеют одинаковый имидж, организационную культуру, равноценное качество образовательных услуг. Следовательно, требования к компетентности тьютора в таких организациях могут различаться. Иными словами, организационный контекст деятельности тьютора существенно определяет требования к его компетентности.

Организационный контекст в образовательных учреждениях ДО можно в обшем виде описать следующими характеристиками, которые мы приводим с их крайними значениями.

  • 1. Доминирующая технология образования — корреспондентская технология, техническая технология (компьютерная или телекоммуникационная).
  • 2. Активность развивающих процессов в организации — стабильность организационных процессов, инновационность организационных процессов.

3. Степень разнообразия сред в образовательном пространстве — только учебная среда, единство многих сред (учебная, профессиональная, коммуникативная, социальная и другие).

Эти характеристики организационного контекста деятельности тьютора с их крайними значениями образуют определенное пространство свойств образовательного учреждения, которое можно выразить в виде трехмерной схемы (рис. 3.15).

Пространство организационного контекста деятельности тьютора.

Рис. 3.15. Пространство организационного контекста деятельности тьютора

В этом пространстве каждое место характеризует организационный контекст деятельности тьютора в той или иной организации. Полезно поразмышлять об особенностях компетентности тьютора в разных организационных контекстах с помощью этой схемы.

Задание_.

Убедитесь в том, что требования к компетентности тьютора неявно рассматривались здесь применительно к организационному контексту, который на схеме можно выразить позицией в центре всех осей (рис. 3.16, точка I). Попытайтесь найти нс менее пяти отличий в требованиях к компетентности тьютора, которые подошли бы для другого организационного контекста (рис. 3.16, точка 2).

Новый организационный контекст деятельности тьютора.

Рис. 3.16. Новый организационный контекст деятельности тьютора

Этот контекст (рис. 3.16, точка 2) характеризуется следующими свойствами.

  • — В этой организации преобладает техническая технология обучения (например, на основе компьютерных учебников и коммуникаций).
  • — Эта организация старается стабилизировать организационные процессы.
  • — В этой организации образовательный процесс происходит только внутри учебной среды.

Здесь требования к тьютору снижаются, по крайней мере, в отношении следующих навыков и способностей:

  • — умения организовывать учебную деятельность обучающихся;
  • — умения управлять командой, конфликтом в ходе обучения;
  • — умения вовлекать обучающихся в учебный процесс, создавая и поддерживая их мотивацию;
  • — умения анализировать образовательные потребности обучающихся;
  • — умения исследовать изменения образовательных потребностей обучающихся;
  • — способности к красноречию;
  • — внешней привлекательности;
  • — способности понимать и учитывать чужое мнение;
  • — энергетической убедительности.

Для кого-то из начинающих тьюторов такое снижение требований воспринимается как благо. Для прогрессивных тьюторов вместе со снижением требований уменьшаются и возможности для собственного развития.

Вы помните о том, что рассмотренные здесь характеристики компетентности тьютора относятся к минимальному набору профессиональных требований? Теперь можно обсудить и другие профессиональные уровни. Речь пойдет о карьере тьютора.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой