Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Педагогические условия развития творческой активности учащихся в системе дополнительного образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Отношение общества к творческой личности носит не однозначный характер. Многие воспринимают креативную, творчески активную личность негативно. Гетзелс и Джаксон разработали батарею тестов, с помощью которой можно было дифференцировать высококреативных (творчески мыслящих) и высокоинтеллектуальных детей. Авторы установили, что высокоинтеллектуальные дети равнялись на достижения, стандарты, нормы… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Развитие творческой активности учащихся как педагогическая проблема
    • 1. 1. Содержание понятия творческой активности
    • 1. 2. Характеристика педагогических условий развития творческой активности учащихся
    • 1. 3. Педагогические возможности индивидуального подхода как средства выявления типа мышления учащихся и развития творческой активности
    • 1. 4. Возможности методов технического творчества в формировании и развитии творческой активности учащихся
  • Глава 2. Развитие творческой активности учащихся в системе дополнительного образования
    • 2. 1. Структура взаимодействия учащихся в процессе поиска решения проблем
    • 2. 2. Дополнительное образование как среда становления и развития творческой активности учащихся
    • 2. 3. Индивидуальный подход в формировании и развитии творческой активности учащихся в системе дополнительного образования
    • 2. 4. Результаты эксперимента по развитию творческой активности

Педагогические условия развития творческой активности учащихся в системе дополнительного образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы исследования.

Продуктивность мыслительной и особенно творческой активности учащихся, их творческой деятельности, к сожалению, остается далеко позади их потенциальных возможностей и не в полной мере отвечает задачам современного обучения. Сегодня актуальна проблема формирования творчески активной личности, способной самостоятельно делать выбор, ставить и реали-зовывать цели, выходящие за рамки, предписанные стандартными требованиями, анализировать свою деятельность. Творческая личность готова не только к постоянным изменениям, но и к принятию этих изменений как возможности получения удовлетворения потребности в решении творческих задач.

Ориентация на формирование в большей мере эмпирического, репродуктивного мышления приводит к тому, что многие из завтрашних специалистов, знающих школьную программу, не в состоянии использовать эти знания в нестандартной обстановке, не владеют творческим мышлением, а опираются в основном на свою эрудицию, память, затрудняются при ответах на проблемные вопросы даже в тех случаях, когда имеют в руках учебники и учебные пособия. Они мало подготовлены к такого рода общению, к творческому анализу. Там, где ведется самостоятельный поиск решения проблем, осуществляется поиск новых, оригинальных способов их решения, проявляется подлинно творческая активность учащихся. Главная ориентация на усвоение знаний учащимися, перегрузка содержанием и жесткие требования учебных программ, а также ограниченность учебного времени приводят к тому, что наблюдается снижение активности и творчества учащихся.

Получивший наиболее широкое распространение в современной школе объяснительно-иллюстративный тип обучения имеет наряду с положительными сторонами ряд недостатков. Среди существенных недостатков этого типа обучения — крайне низкая познавательная активность учащихся, стереотипность мышления. Что же касается элементов творчества, поиска, исследования, то они сведены к минимуму. Между тем, известно, что только то становится действительно прочным достоянием учащегося, что прошло через его самостоятельную мысль и самостоятельную деятельность.

Процесс обучения может протекать с различным приложением сил, самостоятельности учащихся, познавательной и творческой активности. В одних случаях этот процесс носит характер подражательный, репродуктивный, в других — поисковый, а иногда и творческий. Именно характер учебного процесса влияет на его конечный результат — уровень приобретенных знаний, умений и навыков, творческой активности и навыков творческой деятельности.

Развитию творческих способностей, творческой активности учащихся пока не уделено должного внимания в теории и практике обучения. Не сформулирован целостный комплекс показателей, отражающих многообразие понятия «творческие способности», «творческая активность» и, как следствие, -недостаточно разработаны диагностические методики оценки их уровня. Это тормозит широкое внедрение идей развивающего обучения в практику — общеобразовательной школы и систему дополнительного образования.

Решение проблемы развития творческих способностей учащихся предполагает учет и введение в обиход системы образования специальных развивающих средств, так как уровень развития творческой активности учащихся зависит от содержания и методов обучения.

Развитие творческой активности и творческих способностей учащихся будет происходить при постановке и решении самых разнообразных задач. Задача — это начало, исходное звено познавательного, поискового и творческого процесса, именно в ней выражается первое пробуждение мысли, проявляется поисковый азарт и, как следствие, творческая активность. Важную роль в поддержании высокого интереса к самому процессу обучения играет уровень сложности задач.

Однако анализ учебной литературы по различным школьным предметам, методических пособий для руководителей различных кружков в системе дополнительного образования, наблюдение за работой педагогов и учащихся зачастую показывают, что в широкой практике обучения в большинстве случаев используются репродуктивные задачи, ориентирующие ученика на однозначные ответы, не активизирующие его мыслительной деятельности и тем более, творческой активности. По данным исследований Н. К. Винокуровой [32], лишь 10% задач сенсорные продуктивные процессы, например, творческого видения, самостоятельного наблюдения, обращения внимания, быстроты схватывания. Среди них и те задачи, которые стимулируют познавательную активность учащихся, содержат элементы неизвестности, противоречия, направлены на выяснение причин и взаимосвязей явлений, то есть задачи творческого уровня, задачи, формирующие творческое отношение к самому процессу поиска решения.

Как правило, вопросы, требующие рассмотрения чего-либо с непривычной стороны, часто ставят учащихся в тупик. И это понятно: ведь их этому не учили. Между тем ещё немецкий педагог А. Дистервег (1790−1866) писал, что больше пользы приносит рассмотрение одного и того же предмета с десяти разных сторон, чем изучение десяти различных предметов с одной стороны. Он считал творческую активность и самостоятельность важнейшими чертами личности учащихся и поэтому конечную цель образования видел в развитии этих черт. Ценность любого метода обучения немецкий педагог видел в том, насколько этот метод побуждает ученика к самостоятельности и творческой активности.

Разумеется, увидеть что-то по-новому, не так, как все, и не так, как ты видел раньше, — очень не простая задача, даже для многих преподавателей. Но этому можно и нужно научить, если направить процесс обучения на развитие и усовершенствование творческих способностей учащихся. С. Л. Рубинштейн [148] писал о творчестве как о «строительстве человека».

Как правило, в традиционном обучении собственно творческие задачи являются средством диагностики уже сформированных творческих способностей учащихся. Нас же интересует, прежде всего, система целенаправленного, управляемого со стороны педагога развития этих способностей, творческой активности учащихся при помощи специальных познавательных программ обучения, задач, при решении которых у школьников должен проявляться интерес не только к знаниям, но и к способам их приобретения, к методам поиска нового. Как правильно заметил А. Сент-Экзюпери: «Слишком много в мире людей, которым никто не помог пробудиться». Поэтому мы считаем развитие познавательной активности, творческой активности является насущной задачей истинной педагогики.

Учащиеся соприкасаются также и с эстетической стороной умственного труда, когда они учатся сравнивать несколько способов решения одной и той же задачи, как по правильности, рациональности, так и по «красоте» -простоте, изяществу, лаконизму. Найденное самостоятельно, без посторонней помощи решение сложной задачи дает огромный эмоциональный заряд, укрепляет уверенность в своих силах, подтверждает личные творческие способности, повышает значимость личности в глазах окружающих, это важная победа над собой. Постепенно возрастающий уровень сложности решаемых задач дает эмоциональную закалку, укрепляет веру в собственные силы.

Анализ работ, раскрывающих различные аспекты построения учебного материала и подбора методов его изучения, показал, что они, преимущественно, посвящены либо общим методическим подходам (В.И.Белозерцев, Э. де Боно, Е. А. Брагина, Дж. Брунер, Т. А. Ильина, И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин и др.) [14,15,16,17,18,20,21], либо выполнены на материале узкой специализации (Г.С.Альтшуллер, Г. А. Буш, А. А. Мирошниченко, Н. Г. Салмина и др.) [3,4,23, 123] и, как правило, для специалистов определенного профиля.

Развитие творческого мышления и творческой деятельности во внеурочной, внешкольной деятельности, а также в кружковой работе и в учреждениях дополнительного образования исследовали В. А. Горский, В. К. Гришин, И. Ф. Карпенко, Г. А. Коровкина, С. А. Новоселов, В. В. Огузов, А. Л. Соломин, Ю. С. Столяров, А. М. Федоров, В. М. Яворский и другие [39,40,42, 67,68, 122,124,157,148,169,183,190,191,194].

Возможности применения конкретных методов активизации творческого мышления в процессе развития творчества учащихся исследовали Г. С. Альтшуллер, Г. А. Буш, В. Н. Данченко, Б. Л. Злотин, А. В. Злотин,.

A.В.Зусман, Т. В. Кудрявцев, Д. И. Ландо, А. П. Ляликов, С. А. Новоселов,.

B.М.Одрин, А. Е. Падалко, В. П. Пархоменко, А. И. Половинкин, А. В. Чус [3,4,23,24,90,122,125,130].

Проблему развития творческого мышления и творческой деятельности в раннем возрасте, в учреждениях дошкольного образования и в младшей школе исследовали И. П. Волков, М. А. Галагузова, А. И. Живицкая,.

A.В.Игнатьева, А. А. Кириллова, И. Лаунер, Л. В. Орлова, М. Ю. Пустовит,.

B.Ф.Шашкова [49,55,70,126,140,179]. Развитию учебно-творческой деятельности, технического творчества в среднем и старшем школьном возрасте, взаимосвязи трудового обучения и технического творчества посвятили свои работы П. Н. Андрианов, И. И. Бака, Ф. Бугдаль, Г. Д. Бухарова, В. Н. Веденский, Х. Лехнер, Д. И. Пеннер, В. Д. Путилин, В. А. Пятков, В. Г. Разумовский, В. ИРечицкий, Н. Н. Тулькибаева, В. Штейнхефел и др [27,141,].

А.М.Василевская, А. П. Зверик, Э. Ф. Зеер, Т. В. Кудрявцев, А. Н. Лук, А. М. Матюшкин [90,101,108,144], рассмотрели различные аспекты развития творческого мышления и технического творческого мышления, диагностики и развития способностей к творчеству, психологическую структуру, динамику и развитие творческой деятельности. Дж. Брунер, Д. Б. Богоявленская, Ф. Кликс, Х. Клейн, Г. М. Лисовская, Г. Нойнер, Х. Г. Мельхорн [21,15,16,145] исследовали соотношение рационального и интуитивного мышления в ходе обучения и развития творческой деятельности. Е. Н. Яковлева рассматривала развитие творческого потенциала личности школьника, педагогические возможности теории решения изобретательских задач в развитии творческой активности учащихся [187,188]. А. Анастази, В. И. Андреев, Э. Боно, Г. Вицлак, Дж. Гилфорд, Г. Е. Журавлев, Е. П. Торранс [18,19,165] анализировали принципиальные возможности обучения творчеству и разрабатывали системы тестов для изучения продуктивного мышления и творческих способностей.

Многие вопросы, в частности, касающиеся развития творческой активности, формирования творческих групп с учетом психологических особенностей каждой личности, входящей в состав этой группы, построение учебного процесса по развитию творческих способностей с учетом индивидуальных психологических особенностей учащихся, не получили должного освещения в научной и педагогической литературе и требуют более углубленных педагогических исследований. Происходящие социальные изменения оказывают влияние на педагогические условия обучения и воспитания, и требуют конкретизации отдельных положений педагогической науки.

Огромное значение в профессиональной ориентации, в формировании и развитии творческой активности учащихся имеет система дополнительного образования. Работа в кружках технического творчества стала важным формирующим и определяющим этапом жизни для многих выдающихся специалистов нашей страны.

Как правило, деятельность человека связана с творческим преобразованием действительности. Усвоение школьником тех или иных знаний в процессе учебной деятельности начинается с творческого преобразования усваиваемого им учебного материала, в приобретении опыта творческой деятельности. Поэтому педагогическая проблема заключается в создании педагогических условий для становления и развития позитивной творческой активности учащихся с учетом их индивидуальных особенностей. Основное противоречие проявляется в том, что для создания нового результата творческой деятельности необходимо освоить огромный массив знаний, который снижает творческий потенциал личности, накладывает негативный отпечаток на творческую активность учащихся. Опыт решения репродуктивных задач вырабатывает стереотипность мышления учащихся, что существенно снижает уровень их творческой активности в поиске оригинальных эффективных решений.

Цель исследования — теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия развития творческой активности учащихся на занятиях в технических кружках в системе дополнительного образования в современных условиях.

Объект исследования — процесс обучения в системе дополнительного образования.

Предмет исследования — педагогические условия развития творческой активности учащихся в процессе обучения.

Для проведения исследования была сформулирована гипотеза: развитие творческой активности учащихся на занятиях в системе дополнительного образования в современных условиях будет более эффективно, если:

1) общение участников педагогического процесса формируется на основе увлеченности совместной творческой деятельностью,.

2) становление опыта творческой деятельности учащихся осуществляется с учетом индивидуальных особенностей их мышления,.

3) поиск решения учебных и практических задач организуется с использованием методов технического творчества.

Из сформулированной выше цели и гипотезы исследования вытекают следующие задачи.

1. Провести сравнительную характеристику педагогических условий развития творческой активности учащихся в различные образовательные периоды и конкретизировать понятие творческой активности учащихся в современный период.

2. Выявить педагогические условия, повышающие эффективность развития творческой активности учащихся, с учетом их индивидуальных особенностей и структуры взаимодействия в процессе обучения и воспитания.

3. Обосновать эффективность использования методов технического творчества, способствующих становлению творческой активности учащихся.

4. Разработать критерии развития творческой активности учащихся в системе дополнительного образования.

5. Экспериментально проверить эффективность использования предлагаемых педагогических условий развития творческой активности учащихся.

Методологической основой исследования являются теоретические идеи развивающей и креативной педагогики, идеи таких педагогов как Л. К. Веретенникова, В. А. Горский, Н. Ю. Ерофеева, А. М. Матюшкин, С. А. Новоселов, В. Д. Путилин, Г. П. Скамницкая, Г. А. Ушаков, В. МЛворский, Е. Н. Яковлеватеория когнитивного развития Ж. Пиаже, теория типологии личности (К.Г.Юнг, В. В. Гуленко, Майерс-Бригтс, Л.Н.Собчик), теория множественности интеллекта (М.А.Холодная, В.Н.Дружинин), теория развития технических систем (Г.С.Альтшуллер).

Теоретической основой исследования являются работы, раскрывающие различные аспекты построения учебного материала и подбора методов его изучения, исследования посвященные общим методологическим подходам (Т.А.Ильина, И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин и др), и исследования, выполнение на материале узкой специализации (Г.С.Альтшуллер, Г. А. Буш,.

A.А.Мирошниченко, Н. Г. Салмина и др.).

Развитие творческого мышления и творческой деятельности во внеурочной, внешкольной деятельности, в кружковой работе и в учреждениях дополнительного образования исследовали Л. К. Веретенникова, В. А. Горский,.

B.К.Гришин, И. Ф. Карпенко, Г. А. Коровкина, С. А. Новоселов, В. В. Огузов, А. Л. Соломин, Ю. С. Столяров, А. М. Федоров, В. М. Яворский и другие.

Возможности применения конкретных методов активизации творческого мышления в процессе развития творчества учащихся исследовали Г. С. Альтшуллер, Г. А. Буш, В. Н. Данченко, Б. Л. Злотин, А. В. Злотин,.

A.В.Зусман, Т. В. Кудрявцев, Д. И. Ландо, А. П. Ляликов, С. А. Новоселов,.

B.М.Одрин, А. Е. Падалко, В. П. Пархоменко, А. И. Половинкин, А. В. Чус, Е. Н. Яковлева.

А.М.Василевская, А. П. Зверик, Э. Ф. Зеер, Т. В. Кудрявцев, А. Н. Лук, А. М. Матюшкин, рассмотрели различные аспекты развития творческого мышления и технического творческого мышления, диагностики и развития способностей к творчеству, психологическую структуру, динамику и развитие творческой деятельности. Дж. Брунер, Д. Б. Богоявленская, Ф. Кликс, Х. Клейн, Г. М. Лисовская, Г. Нойнер, Х. Г. Мельхорн исследовали соотношение рационального и интуитивного мышления в ходе обучения и развития творческой деятельности. А. Анастази, В. И. Андреев, Э. Боно, Г. Вицлак, Дж. Гилфорд, Г. Е. Журавлев, Е. Торранс анализировали принципиальные возможности обучения творчеству и разрабатывали системы тестов для изучения продуктивного мышления и творческих способностей.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовались следующие методы исследования: теоретические: анализ научной литературы по философии, педагогике, возрастной и педагогической психологии, изучение и обобщение передового педагогического опыта, педагогическое моделирование и конструированиеэмпирические: педагогический эксперимент, наблюдение, беседы (индивидуальные и групповые) со школьниками и педагогами, анкетирование, тестирование, качественный и количественный анализ экспериментальных данных, метод экспертной оценки, анализ продуктов творческой деятельности, методы математической статистики и проверки достоверности результатовэкспериментальные: установочный, констатирующий и формирующий эксперименты.

Организация исследования. Опытно-экспериментальной базой исследования явилась станция юных техников «Механик» Первомайского района г. Ижевска и школы района, где проводились занятия в кружках технического творчества.

Этапы исследования. Исследование выполнялось в 1998 — 2004 гг.

Первый этап (1998;1999 гг.) Определены направление и проблемы исследования, проанализирована научно-исследовательская литература и передовой педагогический опыт. Осуществлена разработка понятийного аппарата исследования. Проведен пробный констатирующий эксперимент.

Второй этап (2000;2002 гг.) Осуществлен констатирующий и формирующий эксперимент. Выявлены и систематизированы педагогические условия формирования и развития творческой активности учащихся в системе дополнительного образования. Разработана структура взаимодействия педагога и учащегося в системе дополнительного образования. Определена структура взаимодействия учащихся в процессе поиска решения проблем. Выявлены типы мышления учащихся, оптимальное индивидуальное соответствие методов технического творчества особенностям стиля мышления личности учащихся. Отработаны формы и методы педагогического эксперимента.

Третий этап (2003;2004г.) Отработаны и проверены теоретическая и практическая идеи исследования. Проведена обработка экспериментальных данных, сформулированы выводы, завершено оформление работы.

Научная новизна данного исследования состоит в том, что:

• проведена сравнительная характеристика педагогических условий развития творческой активности учащихся в советский и современный образовательные периоды,.

• определены педагогические условия формирования и развития творческой активности учащихся в системе дополнительного образования на современном этапе,.

• создана методика определения оптимального с учетом индивидуальных особенностей учащегося стиля обучения и наиболее эффективного метода технического творчества при решении исследовательских и творческих задач.

• определены критерии формирования и развития творческой активности учащихся на занятиях в технических кружках.

Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что:

• на основе анализа современного состояния педагогической науки выявлены и обосновываны педагогические условия развития творческой активности учащегося как интегральной характеристики личности, свидетельствующей о ее возможностях создавать новое, оригинальное, неповторимое,.

• конкретизировано понятие творческой активности учащихся,.

• обоснованы педагогические условия развития творческой активности во взаимосвязи с психологическими особенностями учащихся.

• модифицирована и расширена модель процесса поиска решений проблемы.

Практическая значимость работы находит свое подтверждение в следующем.

Результаты диссертационного исследования используются педагогами дополнительного образования в своей практической работе. Подготовлены методические рекомендации руководителям кружков и преподавателям технологии. Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Удмуртской Республики формирует серию теоретических и практических занятий по основам технического творчества для педагогов дополнительного образования, подготовлен пакет учебно-методических пособий.

На основании результатов данного исследования разработана программа «Основы технического творчества», на базе которой разработаны учебнометодические пособия и другие программы для занятий с учащимися 5−7 классов.

Авторские разработки успешно используются педагогами станции юных техников «Механик» Первомайского района г. Ижевска.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Понятие творческой активности учащихся в современных условиях как интегративной характеристики личности, единство ее познавательной потребности мотивации и способности к целенаправленной саморегуляции интеллектуальной деятельности.

2. Педагогические условия, повышающие эффективность развития творческой активности учащихся, основным из которых является индивидуальный и коллективный опыт интеллектуальной, творческой деятельности учащихся в процессе решения учебных и практических задач с помощью методов технического творчества.

3. Особенности развития творческой активности учащихся с учетом их психологической индивидуальности, стиля мышления: интуитивного, логического, стратегического и эмоционального. Эффективность педагогического процесса возрастает, если педагог учитывает субъективную составляющую восприятия и переработки информации. В ходе творческого решения задачи происходит резонансный отклик, всплеск творческой активности тех учащихся, стиль мышления которых восстребован для решения проблемы на определенном этапе.

4. Критерии и способы определения уровня развития творческой активности учащихся на занятиях в технических кружках в системе дополнительного образования.

Достоверность результатов исследования и обоснованность научных положений и выводов обеспечиваются последовательной реализацией методологической основы процесса исследования на всех его этапахсоответствием теоретических и эмпирических методов исследования предмету исследования и поставленным задачамсоответствием полученных данных положениям педагогической теории и практики в области современного образования.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством публикаций, докладов и выступлений на различного уровня научно-практических семинарах, совещаниях и конференциях: международных (Москва — 2002 г., 2003 г., Луганск — 2004 г.), всероссийских (Санкт Петербург — 2002 г., Ижевск — 2003 г.), межвузовских (Ижевск — 1998 г., 1999 г., 2000 г., 2001 г., 2004 г.), а также посредством лекций, проведения практических занятий с педагогами и учащимися станций юных техников Первомайского и Ленинского районов г. Ижевска, со слушателями института повышения квалификации и переподготовки работников образования Удмуртской Республики, с педагогами и учащимися школы 91 г. Ижевска и школы 49 г. Луганска.

Выводы по второй главе.

По результатам проведенного исследования можно сформулировать следующие выводы.

Творческая активность учащихся — своеобразная готовность к творческой деятельности, творческий энтузиазм, следующий этап развития познавательной, интеллектуальной активности.

Творческая активность учащихся — явление многофакторное. Можно выделить две группы факторов: внешние и внутренние. Педагог может оказывать влияние на две эти группы факторов, формирующих и развивающих творческую активность.

Развитию творческой активности способствует изучение и использование методов технического творчества.

Целесообразно изучение методов технического творчества в период становления структуры личности, в период психологической готовности к творческой деятельности, в период максимального развития творческого воображения, абстрагирования, когда еще окончательно не сформирована стереотипность мышления.

Развитие позитивного аспекта творческой активности учащихся — одна из основных задач педагога. В тоже время важны процессы тормозящие негативную сторону творческой активности.

Творческая активность учащихся в системе дополнительного образования в сравнении с традиционной школой имеет определенные преимущества. Главное из них — свобода выбора, учащийся может самостоятельно выбрать кружок, в котором ему хотелось бы заниматься, и в любой момент перейти в другой кружок, если его интересы изменились. Переход из одной школы в другую возможен, однако, это обусловлено целым рядом факторов, не зависящих от учащегося (место жительства, желание и возможности родителей). Переход из одного класса в другой, также практически не возможен по инициативе учащегося.

Для эффективного формирования и развития творческой активности учащихся необходим пример творческой деятельности самого педагога.

Существуют индивидуальные особенности в формировании и развитии творческой активности конкретного учащегося. 4 типа мышления (интуитивный, логический, стратегический, эмоциональный) требуют и 4 стиля обучения и воспитания, 4 группы факторов формирующих и развивающих творческую активность. Фактор или группа факторов развивающих творческую активность одной группы учащихся могут быть восприняты иначе, будут менее эффективны в работе с другими учащимися. Знание педагогом индивидуальных психологических особенностей, личности конкретного учащегося существенно помогает педагогу в педагогическом процессе, в реализации поставленных задач.

В системе дополнительного образования есть возможность реализации определенной последовательности, определенной модели взаимодействия педагог — ученик. Педагог вдохновляющий, обучающий, помогающий, стимулирующий должен прийти на смену авторитарному, подавляющему, оценивающему, критикующему, наказывающему, по крайней мере, в процессе формирования и развития творческой активности. Авторитарные методы воспитания и обучения чаще тормозят развитие творческих способностей, творческой активности, чем стимулируют.

Процессы тормозящие, гасящие творческую активность должны быть на вооружении педагога в случаях проявления негативных аспектов творческой активности (агрессивность, изобретательность в антисоциальных действиях,.), кроме того, знание таких процессов поможет избежать ситуаций, мешающих нормальному ходу педагогического процесса по формированию и развитию творческой активности.

Для формирования и развития творческой активности уровень сложности творческих задач должен возрастать.

Творческая активность учащихся не может постоянно быть максимально высокой, как и в физических нагрузках важна умеренность, дозирован-ность, в противном случае возможны патологические изменения.

Необходима постоянная готовность, мотивированность, нацеленность на творчество, как высший уровень потребностей человека.

Сложно говорить о развитии творческой активности учащихся, когда не удовлетворены элементарные физиологические потребности растущего организма. Валеологический аспект, важно полноценное питание растущего организма необходимым комплексом питательных веществ (здоровая пища, витамины, микроэлементы, чистая питьевая вода, физические нагрузки, своевременный и полноценный отдых).

Воспитание и развитие любознательности и воображения, памяти и абстрактного мышления в дошкольный и ранний школьный период могут быть залогом успешного формирования и развития творческой активности.

Если для физиологического здоровья нужна физическая активность, то для здорового мышления необходима творческая активность (думать, размышлять, анализировать, вспоминать, включать свое воображение, ассоциативное мышление). Юмор — является показателем «подвижности ума», включает в себя многие компоненты творческого мышления — ассоциативность, оригинальность, быстрота, воображение и другие. Человек, обладающий чувством юмора, чаще всего, является творчески активной личностью. Педагог развивающий чувство юмора учащихся, совершенствует и мышление, творческие способности, творческую активность учащихся.

Основные педагогические приемы, помогающие развивать творческую активность, демократический стиль обучения, наблюдение, консультирование, мягкое присоединение, понимание мотивации, возможностей и потребностей.

Решение проблем в игровой форме, непринужденной обстановке, в естественных условиях облегчает процесс поиска решения проблемы или задачи за счет устранения оценочного компонента, замены его естественным положительным результатом, фактором успеха.

Творческая активность, при достаточной мотивации, может проявляться в ситуациях когда:

• исходной информации для решения проблемы недостаточно;

• исходной информации для нахождения решения достаточно, но вариантов решения много и стоит проблема выбора оптимального;

• проблема на этапе формирования;

• спонтанное выявление (формулирование) проблемы;

• проблема была сформулирована и решалась уже давно, но решение не найдено, в настоящее время открылись новые обстоятельства;

• проблема решается с использованием логических операций, с опорой на конкретные факты и четко определенные данные;

• путь решения проблемы определяется интуитивно, вопреки очевидной логичности;

• проблема может быть разбита на несколько простых;

• сложная проблема формулируется как простая учебная задача;

• проблема решается с использованием игровых форм.

На уроках технологии в 11 классе школьниками изучаются 10 методов технического творчества. Процесс изучения и использования этих методов носит ознакомительный и рекомендательный характер. Индивидуальный стиль мышления к этому времени уже достаточно консервативен и нет простора для развития творческих способностей. Пик творческого воображения учащихся приходится на возраст 12−13 лет, это 5−6 класс. Эффективнее начинать процесс формирования и развития творческой активности именно в этом возрасте.

Ответ найденный самостоятельно стимулирует творческую активность, в то время, когда готовые ответы, решения — гасят творческую активность учащихся. Запоминание новых знаний происходит лучше, если учащиеся приходят к их открытию самостоятельно, а не получают эти знания в готовом виде.

Политворчество — развивая творческую активность учащегося в одном спектре творческой деятельности мы создаем потенциальные возможности проявления творческих способностей в любой сфере деятельности, возможно создание и новых направлений. Например, развивая техническое творчество, изобретательство, педагог формирует творческие способности и в изобразительном искусстве, в музыке,. Происходит внутренняя перестройка сознания, позволяющая видеть мир другими, не стандартными глазами. Видеть изящество машины, цвет тишины, запах счастья,.

Учащиеся 6−7 классов обладают максимальным творческим воображением и изучение методов творчества способствует развитию творческих способностей, формированию опыта творческого решения проблемных ситуаций, развитию творческой активности учащихся.

Г. С.Альтшуллер около 30 лет назад создал в Баку ЦМИ (Центр Методологии Изобретательства) для изучения методов творчества, развития творческих способностей. Затем по инициативе энтузиастов и с поддержкой ЦС ВОИР (центрального совета всесоюзного общества изобретателей и рационализаторов) в СССР стали создаваться институты технического творчества. Возраст слушателей был разнообразным от школьников старших классов до пенсионеров. В Украине в начале 80-х годов во всех вузах был введен курс «Основы технического творчества». В. Д. Симоненко и Н. В. Матяш (2000 г.) в учебнике для учащихся 11 класса рассматривают 11 методов развития творческой деятельности. Прослеживается тенденция по снижению возраста лиц изучающих методы технического творчества.

Инженерно-технические работники, изобретатели — 1975.

Студенты высших учебных заведений — 1985.

Старшеклассники — 1995.

Следующим этапом, по нашему мнению, должно стать среднее звено общеобразовательной школы. Учащиеся 5−7 классов обладают максимальным творческим воображением и изучение методов творчества способствует развитию творческих способностей, формированию опыта творческого решения проблемных ситуаций, развитию творческой активности учащихся.

Творческие способности, творческая активность не всегда благо. Хорошо иметь умного друга, но опасно — умного врага. Лучше иметь умного врага, чем глупого друга.

Саногенное (позитивное) творческое мышление направлено на созидание, на развитие, на создание продукции одобряемой обществом, на деятельность формирующую и развивающую личность, создание благоприятной атмосферы общения, взаимопонимания. Творческую активность в этом направлении необходимо развивать.

Патогенное (негативное) творческое мышление носит негативный, деструктивный характер деятельности, девиантность поведения, создание и производство продукции не одобряемой обществом, создание неблагоприятной эмоциональной атмосферы. Творческую активность в этом направлении необходимо гасить, «тормозить».

Моно-творчество — узкоспециальная творческая деятельность. Возможно одностороннее развитие отдельных специфических качеств. Например, как у спортсменов, у теннисиста особенно развита одна рука, у футболиста и велосипедиста — ноги, у пловцов — плечевой пояс. У одного ученика хорошо развиваются коммуникативные, у другого аналитические способности. Если это будущий универсальный специалист, необходимо развивать и другие способности, возможно и в ущерб отдельному качеству.

Педагог, учитывая преобладающее общественное мнение, должен при этом давать возможность проявлять и развивать способности, которые наиболее свойственны данной личности, независимо от того девочка это или мальчик.

Важно учитывать особенности тендерной педагогики в развитии творческой активности учащихся. Девочки больше ориентированы на проявление тех качеств, которые характерны для, группы экспертов при проведении мозгового штурма, мальчики в большей степени — генераторы. Но в среднем школьном возрасте девочки готовы быть и генераторами. Различия носят социальный характер, то есть внешнее влияние, внешнее воздействие формирует внутреннюю программу поведения и мышления. Девочке чаще говорятэто тебе делать нельзя, она ждет своего принца, который все сделает, защитит ее, решит все ее проблемы.

Возрастные особенности индивидуального развития оказывают влияние на уровень творческой активности. Торранс провел изучение креативного мышления и получил следующие результаты: креативность имеет пик в возрасте от 3,5 до 4,5 лет, а также возрастает в первые три года обучения в школе, уменьшается в последующие год-два и затем получает толчок, возможно, в сочетании с подъемом уровня физического развития (предпубер-тат).

Креативность неоднозначно зависит от образования. Большинство детей теряет свое спонтанное бесстрашие, когда они становятся «окультуренными», как писал Водсворт «Обычаи (правила) давят на детей — крепкие, как мороз и почти такие же глубокие, как жизнь».

В первых трех классах школ учителя более спонтанны, детоцентриро-ваны, позже, когда академические требования становятся более жесткими, учителя становятся более критичными по отношению к детям.

Отношение общества к творческой личности носит не однозначный характер. Многие воспринимают креативную, творчески активную личность негативно. Гетзелс и Джаксон разработали батарею тестов, с помощью которой можно было дифференцировать высококреативных (творчески мыслящих) и высокоинтеллектуальных детей. Авторы установили, что высокоинтеллектуальные дети равнялись на достижения, стандарты, нормы взрослых и учителей, а высококреативные предпочитали особые достижения, отличающиеся от общепринятых — это дети нонконформные, мятежные, бунтующие. Гетзелс и Джаксон установили, что учителя предпочитают детей с высоким общим интеллектом и низкой креативностью (творческостью). Креативные дети — фантазеры, любят юмор и проявляют юмор и игривость в ответах при исследовании неструктурированной ситуации, любят идти в новых направлениях. Учителя и одноклассники часто так характеризуют креативных детей: «Они выражают дикие и глупые идеи и агрессивно ведут себя». Однако, необходима атмосфера толерантности к таким учащимся, к таким будущим творческим членам общества, которые будут обеспечивать дальнейшее развитие этого общества.

Надо изобретать. У России есть единственный неисчерпаемый источник — это творческие люди. Одни становятся уникальными обманщиками (например, Остап Бендер, Мавроди), другие создают социально полезную интеллектуальную продукцию. Михаила Ломоносова, Ивана Кулибина, Дмитрия Менделеева, Владимира Шухова, Константина Циолковского, Сергея Королева и еще много других ученых, инженеров, изобретателей России знает весь мир. Добрый и злой гений воспитывается и формируется, прежде всего, в семье и в школе. Распознать своевременно ценностные ориентации ребенка и произвести необходимую коррекционную работу, развивать позитивную творческую активность учащихся — важная педагогическая задача, требующая постоянного внимания педагога.

Заключение

.

Теоретическое изучение проблемы исследования и результаты педагогического эксперимента подтвердили актуальность и корректность выдвинутой гипотезы и позволили сформулировать следующие выводы:

Педагогические условия развития творческой активности в современных условиях способствуют формированию и развитию творческой личности с активной жизненной позицией. Происходящие процессы перехода от авторитарного к демократическому стилю обучения, от педагогического монолога к диалогу, к возможности учащегося активно высказывать и отстаивать свою позицию, свое мнение, расширяют возможности учащихся в свободном формировании, развитии и проявлении творческой активности.

Понятие творческой активности учащихся в современных условиях приобретает особую актуальность. Актуальным является требование конкретного, четкого определения творческой активности для выявления факторов оказывающих влияние на ее формирование и развитие.

Предлагаемые педагогические условия и средства, повышают эффективность формирования и развития творческой активности учащихся в процессе обучения и воспитания. В современных условиях система дополнительного образования наиболее адаптирована к реализации таких условий и средств формирования и развития учащихся, приобретения опыта творческой деятельности.

Индивидуальные психологические особенности учащихся имеют опре-деляюще важное значение в процессе выбора оптимального стиля обучения, методов и приемов изложения учебного материала, в формировании учебных и творческих групп, в формировании педагогических условий развития творческой активности учащихся. Наблюдается определенная взаимосвязь творческой активности и психологических особенностей учащихся.

Основными критериями развития творческой активности учащихся в системе дополнительного образования являются определенная последовательность взаимодействия педагога и учащегося в процессе обучения и воспитания, учет индивидуальных особенностей учащихся. Результаты нашей работы показывают важность и необходимость соблюдения определенной нами последовательности взаимоотношений между учащимся и педагогом в процессе занятий в системе дополнительного образования для эффективного формирования и развития творческой активности. Эта последовательность может выражаться в следующем:

• Самостоятельная работа учащегося, с одной стороны, и наблюдение и создание педагогом, с другой стороны, необходимых условий для проявления потребностей и способностей учащегося (выявление потребностей, диагностика способностей, свободная зона творчества учащегося).

• Совместная работа педагога и учащегося по формированию и развитию творческой активности учащегося (сотрудничество, целенаправление, разработка индивидуальной стратегии творчества и формирование устойчивой мотивации к творчеству).

Эффективность педагогического процесса в системе дополнительного образования будет выше, если будут учитываться индивидуальные психологические особенности учащегося, структура и тип его мышления, оптимальный стиль обучения. Творческая активность каждого учащегося в процессе коллективной работы по поиску решений задачи или проблемы будет эффективнее, если группа сформирована с учетом индивидуальных особенностей каждого участника творческого процесса.

Формированию и развитию творческой активности учащихся способствует опыт творческой деятельности, опыт решения учебных и практических задач с использованием различных методов технического творчества, которые позволяют преодолевать стереотипность мышления и развивают творческую активность учащихся.

В нашем исследовании намечена перспектива дальнейших научных исследований по обозначенной в данной работе проблеме:

1. Педагогические условия развития творческой активности мальчиков и девочек.

2. Особенности формирования учебных и творческих групп с учетом индивидуальных особенностей учащихся, их взаимовлияние.

3. Самостоятельная работа учащегося по совместно разработанной индивидуальной стратегии творчества. Возможные формы, пути и пределы коррекции этой стратегии.

4. Формирование класса задач в соответствии со стилем мышления.

5. Формирование групповых мотивов познавательной и творческой активности.

6. Ролевая игра как форма развития творческой активности.

7. Возможности поощрения и наказания в развитии творческой активности.

8. Интеллектуальные компьютерные игры — как форма развития творческой активности.

9. Физиопроцедуры, физические упражнения, пищевые добавки, микроэлементы, стимулирующие творческую активность.

10. Тренинговые формы развития творческой активности учащихся.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Типология активности личности.// Психологический ж. — 1985. — т.6 — № 5. — с.З.
  2. Д. Эврика! СПб: Питер Паблишинг, 1997. — 352 с. — (Серия «Тренировка ума»).
  3. Г. С. Найти идею: Введение в теорию решения изобретательских задач. (2-е доп. изд.). —Новосибирск: Наука, 1991. 224 с.
  4. Г. С., Верткин И. М. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности. Минск, 1994. — 318 с.
  5. Д. Думай, пытайся, развивайся. Санкт-Петербург: Алфавит, 1996.-234 с.
  6. Н.А. Воспитание общественно-политической активности старшеклассников в деятельности внешкольных учреждений: дис. канд. пед. наук: 13.00.01. М.: 1988. — 167с.
  7. Л.И. Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1989.- 342 с.
  8. Л.Т. Развитие творческих технических способностей школьников в кружках СЮТ: дис. канд. пед. наук: 13.00.01. М.: 1987. — 184 с.
  9. Р.В. Педагогические условия развития творческого воображения учащихся колледжа: дис. канд. пед. наук: 13.00.01. М.: 1999. — 188 с.
  10. Ю.Ахаян Т. К. Исследование аксеологических проблем воспитания учащихся. СПб.: Питер, 1996. 218 с.
  11. Г. А. Нормы деятельности и творческой активности личности.// Вопросы психологии. 1990. — № 6. — с.25
  12. Т.Н. Развитие творческой активности личности в системе высшего образования: дис. к.социолог.н.: 22.00.06. Курск: 1999. — 229 с.
  13. М.М., Ефимова С. П. Знаете ли вы своего ученика? М.: Просвещение, 1991. -176 с.
  14. В.И. Техническое творчество. Методологические проблемы Ульяновск: Приволжское книжное изд., 1975. 154 с.
  15. Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов на Дону: изд. Ростов. Унив., 1983. — 173 с.
  16. Д.Б. Психологические основы интеллектуальной активности: дис. доктора психол. наук: 19.00.01. М.: 1988.-395 с.
  17. Е.А. Исследование особенностей решения задач в индивидуальной и совместной деятельности. Автореф. дис. к.психол.н. Л., 1984. —16 с.
  18. Дж. Психология познания. М.: Прогресс, 1977. 218 с.
  19. И.Е. Формирование готовности студентов педвуза к развитию творческих способностей учащихся: дис. к.пед.н.: 13.00.01. СПб.: 1997. -287 с.
  20. Буш Г .Я. Основы эвристики для изобретателей. Ч. 1и 2. Рига: о-во Знание, 1977.-96 с.
  21. Буш Г. Я. Рождение изобретательских идей. — Рига: Лиесма, 1976. 128 с.
  22. Ван-Ганди А.Б. 108 путей к блестящей идее (Как развить свой творческий потенциал). — Минск: Попурри, 1996. — 224 с.
  23. В.Н. Специфика организации технического творчества подростков как условие преодоления их дезадаптации: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01. Таганрог, 2000. — 207 с. *
  24. В.Н. Формирование эвристической деятельности старшеклассников в процессе обучения: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01. Новосибирск, 1999. -196 с.
  25. В.А. Активность учения. СПб.: Питер Пресс, 1994. — 114 с.
  26. JI.K. Подготовка будущих учителей к формированию творческого потенциала школьников: дис. доктора педагогических наук: 13.00.01. Казань, 1997. — 340 с.
  27. Г., Грилз Д. Узнай интеллектуальные возможности своего ребенка.// Школьный психолог. 1998. — август № 29. — с. 3−14., август № 30. -с.3−14.
  28. В., Поу Р. Неужели я гений? СПб.: Питер Пресс, 1997. 320 с. -(Серия «Тренировка ума»).
  29. Н.К. Использование системы познавательных задач для развития творческих способностей младших подростков в процессе обучения: Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01. М.: 1997. -17 с.
  30. Т. Как создать идею. СПб.: Питер Пресс, 1997. 288 с. — (Серия «Тренировка ума»).
  31. Ю.З. Умственно одаренный ребенок. Киев: Наукова думка, 1992. -96 с.
  32. М.Р. Изменение активности под влиянием социально-психологических факторов. В кн. Психологические исследования интеллектуальной деятельности. Под ред. О. К. Тихомирова, М.:1979. — 232 с.
  33. М.Р. Неинтеллектуальные факторы интеллектуальной активности В кн. Психологические исследования интеллектуальной деятельности. Под ред. О. К. Тихомирова, М.:1979,161−167 с.
  34. Г. А. Роль априорной информации о творческом процессе. Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная. М.: Наука, 1990.-218 с.
  35. А.И. Методы и приемы активизации мыслительной деятельности учащихся.// Советская педагогика. 1996. — № 3.
  36. В.А. Развитие технического творчества учащихся 5−8 классов во внешкольной работе: дис. канд. пед. наук: 13.00.01. М.: 1972.- 165 с.
  37. В.А. Развитие технической самодеятельности учащихся в России в период с 1900 по 1990 годы: (История, теория, опыт): дис. докт. пед. наук: 13.00.01. Екатеринбург, 1994. — 337 с.
  38. Л.П. Резервы человеческой психики: введение в психологию активности. М.: Политиздат, 1989. 319 с.
  39. В. К. Педагогические условия повышения эффективности технического творчества школьников во внеурочное время: дис. канд. пед. наук: 13.00.01.-М.: 1987.- 164 с.
  40. В.В. Менеджмент слаженной команды. Новосибирск: РИПЕЛ, 1995.- 192 с.
  41. А.В. Внеклассная работа в системе воспитания творческой активности подростков: дис. канд. пед. наук: 13.00.01. М.: 1998. — 228 с.
  42. Е.И. Влияние самообучения на развитие творческой активности будущего специалиста: дис. к.пед.наук: 13.00.01. Воронеж. 2000. — 172 с.
  43. Н.Ю. Модель содержания профессионального обучения руководителей школ в системе повышения квалификации: дис. канд. пед. наук: 13.00.01. Ижевск, 1995. — 170 с.
  44. Н.Ю. Организационно-педагогические основы подготовки и переподготовки женщин руководителей образовательных учреждений в системе повышения квалификации/ КГПУ. Казань, 1998. — 180 с.
  45. Н.Ю. Типоведение в коллективе. Методические рекомендации. Ижевск, 1997. 44 с.
  46. А.И. Ориентация младших школьников на творчество в кружках начального технического творчества: дис. канд. пед. наук: 13.00.01. -СПб., 2001.-214с.
  47. И. Отто-Эрн. Компьютерные игры индивидуализированное средство развития творческой активности детей 7-го года жизни: дис. канд. пед. наук: 13.00.01. — М.: 1996. — 158 с.
  48. В.Г. Занимательность как фактор воспитания творческой активности младших школьников: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01. Ярославль, 1994.-21 с.
  49. А.В. Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста в системе дополнительного образования на примере изготовления мягкой игрушки: дис. к.пед.н.: 13.00.01.- М.: 1998. 260 с.
  50. А.Н. Построение содержания учебного курса в высшей школе на основе технологии решения профессиональных задач: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01-Ижевск, 1996.-23 с.
  51. А.И. Синтез новой информации на основе анализа патентов // Бюлютень № 2, ч.2, Сборник статей. Ижевск: УдОМАИ, УдГУ, 1998. -с. 78−79.
  52. А.И., Чернецова Л. В. Формирование команды для проведения «мозгового штурма» // Менеджмент: теория и практика, № 3 и 4, Ижевск: УдГУ, 1999. 175−179. .
  53. А.И. Организация обучения творчеству в системе дополнительного образования // Региональная научно-практическая конференция «Российское государство: прошлое, настоящее и будущее». Ижевск: Изд. МВЕУ, 2000. с.96−100.
  54. А.И. Перспективы системы дополнительного образования по развитию творческих способностей учащихся. // Региональная научно-практическая конференция «Российское государство: прошлое, настоящее и будущее». Ижевск: Изд. МВЕУ, 2001. с. 118−121.
  55. А.И., Рощупкин В. К. НПК учащихся состояние и перспективы. // Региональная научно-практическая конференция «Российское государство: прошлое, настоящее и будущее». Ижевск: Изд. МВЕУ, 2001. -с.121−123.
  56. А.И., Чернецова Л. В., Брындин В. В. Системно-стилевой подход в психодиагностике и изучении творческой мотивации. // научно-практическая конференция. Ижевск: Изд. ИГМА, 2001. с. 75−79.
  57. А.И. Структура взаимодействия личности и общества в процессе поиска решения проблем. // VIII Международная конференция «Преподавание технологии в школе. Подготовка учителей технологии и предпринимательства», М.: МИОО, 2002. с. 17−21.
  58. Всероссийская научно-методическая конференция «Состояние и проблемыразвития среднего профессионального образования в системе многоуровневой подготовки специалистов», Ижевск, Изд. ИжГТУ, ч. З, 2003. — с 67−71.
  59. И.Ф. Активизация технического творчества учащихся старших классов на базе местного промышленного производства: дис. канд. пед. наук: 13.00.01.-М.: 1971.- 168 с.
  60. Р. Детский тест творческих способностей. М.: Арена, 1994. —48 с.
  61. А.А. Формирование познавательной активности младших школьников в дидактической игре на уроке: дис. канд. пед. наук: 13.00.01. Чебоксары, 1997. — 181 с.
  62. Д.И. Индивидуальное и творческое мышление. М.:1992 172 с.
  63. JI.A. Развитие творческой активности учащихся.// Советская педагогика.- 1981. № 7. — с.64−67.
  64. М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М.: «Арена», 1994. — 224 с.
  65. В.В. Психологические тесты таланта. СПб.: Кристал, 1996. -146 с.
  66. О.И. Развитие творческой активности студентов в условиях компьютероопосредованного обучения: На материале изучения иностранного языка: дис. к. пед. наук: 13.00.01. Саратов, 1998. — 140 с.
  67. А.Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества. Пенза:1994.-336 с.
  68. Т.В. Идеи активности познания в отечественной психологии мышления.// Психологический ж. 1995.- т. 16. — № 4. — с. 61−72.
  69. Г. А. Развитие творческой активности подростков в процессе учебно-воспитательной деятельности центра народного творчества: дис. канд. пед. наук: 13.00.01. М.: 1996 — 170 с.
  70. С.Г. Развитие у студентов педвузов профессиональных качеств организатора технического творчества учащихся: дис. канд. пед. наук: 13.00.08. Армавир, 2000. — 190 с.
  71. .И. Учение процесс творческий. Кн. для учителя: Из опыта работы. — 2-е изд., доп. и испр. — М.: Просвещение, 1989. — 159 с.
  72. Е.В. Активизация познавательной деятельности учащихся. -Екатеринбург, 1995. 83 с.
  73. Е.В. Уровни познавательной активности./ Технология обучения всего класса.// Народное образование: 1995. № 10. — с. 156−159.
  74. JI.C., Пружинин Б. И. Воображение и рациональность. — М.: МГУ, 1989. —184 с.
  75. Кох П., Мюллер И. Библиотека программ систематической эвристики для ученых и инженеров. Пер. с нем. Йошкар-Ола: Марийское книжное изд-во, 1974.-218 с.
  76. О., Тьюсон Дж.М. Типы людей и бизнес: Как 16 типов личности определяют ваши успехи на работе: Пер. с англ. М.: Персей, Вече, ACT, 1995.-560 с.
  77. P.JI., Дубовская Е. М. Психология малой группы. М.: 1991. -207 с.
  78. Е.Н. Школа творческой личности. Дошкольное воспитание, 1994, № 9,10, с. 11−23, № 7,8 -с.11−20
  79. А.В. Обзор методов создания новых технических решений. М.: ВНИИПИ, 1988. 54 с.
  80. А.В. Методы интуитивного поиска технических решений. М.: НТК «Метод», 1992. 114 е.
  81. Т.В. Психология технического мышления. М.: Педагогика, 1975.-362 с.
  82. B.C. Психология. М.: АГАР, 1997. — 304 с.
  83. Л.С. Активизация учения: сущность и содержание. Педагогика, 1994, № 1, с.7−11.
  84. Ю.Н. Личностные факторы развития познавательной активности учащихся в процессе обучения.// Вопросы психологии-1984.- № 5 — с.41−44
  85. В.А. Осторожно творчество! // Вопросы философии. 1994, № 7−8.
  86. Кэрол Тэкэкс «Одаренные дети», М.: Прогресс, 1991. 356 с.
  87. Т.И. Воспитание социальной активности детей и подростков в учреждениях дополнительного образования в процессе художественно-творческой деятельности: дис. к.пед.н.: 13.00.01.- Владимир: 2000.- 201с.
  88. М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками., ж. «Вопросы психологии», № 4, 1982 г., с.18−35
  89. М.Е. «Если хочешь быть счастливым», Ростов-на-Дону: изд. «Феникс», 1995. 640 с.
  90. В.И. Целостный подход к формированию познавательной активности школьников: автореф. дис. доктора пед. наук, Тбилиси: 1990. — 38 с.
  91. В.И., Троцко А. В. Познавательная активность (школьника) как педагогическая проблема.// Сов. Педагогика. 1989.- № 11. — с.25−31.
  92. Лук А. Н. Психология творчества. М.: Наука, 1978. — 128 с.
  93. Л.И. Роль и место интегративных уроков в развитии творческих способностей учащихся в современных общеобразовательных школах: дис. канд. пед. наук: 13.00.01. Чебоксары, 2000. -196 с.
  94. Т.В., Синицина Е. И. Через игру к творчеству (методическое пособие, выпуск второй). Обнинск: «Интерколледж», Центр НТТУ «Эврика», 1994. — 78 с.
  95. .М. «Активизация творческих способностей учащихся в новых социально-экономических условиях» //Информационный сборник. Выпуск 1. М., ЦТТУ Минобразования России. 1994. 98 с.
  96. Р.А., Колмакова Н. Р. Статистические методы в психолого- педагогических и социологических исследованиях: Учеб. пос. Красноярск: Изд-во КрГПУ, 1997. — 150 с.
  97. В.Д. Развитие творческой активности учащихся сельских школ: дис. канд. пед. наук: 13.00.01. СПб., 1993. — 198 с.
  98. А.Х. Психология: Словарь М.: Политиздат, 1990.
  99. B.C. Влияние типа личности на категоризацию в межличностном познании: дис. канд. психолог, наук: 19.00.05. М.: 2000. — 162 с.
  100. Е.В. Обучение приемам экспериментально-исследовательской деятельности как средство развития творческой активности старшеклассников: дис. канд. пед. наук: 13.00.01. Челябинск: 1998. -170 с.
  101. Э.Ю. Развитие творческой активности студентов при изучении иностранного языка в неязыковом вузе. (Обще педагогический аспект): дис. канд. пед. наук: 13.00.01. Саратов: 2000. — 227 с.
  102. Н.В. Методы и приемы активизации творческой деятельности обучающихся в кружках технического и профессионального творчества. Казань: 1999. — 218 с.
  103. Ю.А. Саморегуляция и творческая активность личности.// Вопросы психологии. 1988. — № 3. — с. 71
  104. Митина J1.M. Психология развития конкурентоспособной личности. -М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 2002. 400 с. (Серия «Библиотека психолога»).
  105. A.M. Загадки одаренности. М.: Школа-Пресс, 1993 .-218с.
  106. Мур Л. П. Вы умнее, чем вы думаете. Минск: Попурри, 1996. — 288 с.
  107. A.M. Биологически активные точки и интеллектуальная активность.// Вопросы психологии. 1997. — № 2. — с.94
  108. М.С. Развитие творческой активности учащихся 5−7 классов в процессе формирования художественных умений и навыков средствами народного декоративно-прикладного искусства: дис. канд. пед. наук: 13.00.01. Омск: 2000. — 162 с.
  109. Г. Н. Игра как средство развития творческой активности подростка: дис. канд. пед. наук: 13.00.01. М.: 1994. — 225 с.
  110. С.К., Полтавец Г. А. Системный анализ проблем воспитания и профориентации в дополнительном образовании детей и молодежи в области научно-технического творчества. -М.: изд. МАИ, 2002. 188 с.
  111. С.К., Степанчикова М. А. Анализ опыта работы регионов Российской Федерации по развитию технического творчества учащихся. М.: изд. МАИ, 2000. — 48 с.
  112. Д.И. Искусство творческого мышления. — Минск: Попурри, 1996. — 240 с.
  113. С.А. Педагогическая система развития технического творчества в учреждениях профессионального образования: дис. доктора педагогических наук. 13.00.01. Екатеринбург: 1997. — 386 с.
  114. Л.Н. Формирование профессионального самосознания учащихся в условиях профилизации обучения в средней школе: дис. канд. пед. наук: 13.00.01. Казань: 1997. — 176 с.
  115. В.В. Воспитание творческой активности младших школьников во внеклассной трудовой деятельности: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01.-М.: 1990.-20 с.
  116. В.М., Картавов С. С. Морфологический анализ систем. Киев: Наукова думка, 1977. 218 с.
  117. JT.B. Формирование творческой активности детей дошкольного и младшего школьного возраста в процессе обучения народному искусству: дис. канд. пед. наук: 13.00.02. М.: 1996. — 228 с.
  118. С.Н. Содержание и организация специальных занятий по формированию творческого мышления подростков: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.02. Красноярск: 1996. — 16 с.
  119. А.К. Проблемы исследования субъективной активности.// Вопросы психологии. 1996. — № 1. — с.5
  120. К.В. Ваш психологический тип. Киев: Изд. «КофР», 1996. -256 с.
  121. А.Е. Задачи и упражнения по развитию творческой фантазии учащихся. М.: Просвещение, 1985. 248 с.
  122. Г. И. Педагогические условия развития творческой активности школьников в процессе групповых форм обучения: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01 -М.: 1996.-24 с.
  123. О.Ю. Динамика понятийного аппарата сознания (естественнонаучные и философские аспекты). Томск: Изд. Томского Университета, 1995.-156 с.
  124. А.И. Творческая активность субъекта в познании. Минск: 1975.- 143 с.
  125. . Суждение и рассуждение ребенка. СПб.: 1997. 286 с.
  126. .Х. Комплексное учебное задание как средство развития творческой активности школьника: дис. канд. пед. наук: 13.00.01. Оренбург: 1999. — 170 с.
  127. Р.П. Десятичная матрица поиска. Рига: о-во Знание, 1978. — 218 с.
  128. М.Н. Теория и практика технической творческой деятельности учащихся в школьном образовании 1955−1996.: дис. канд. пед. наук: 13.00.01.-М.: 1998.-404 с.
  129. Я.А. Основные звенья психического механизма творчества.// Интуиция. Логика. Творчество./ отв. Ред. Панов М. И., М., 1987. С.5−23.
  130. Н.М. Педагогические условия формирования творческого мышления учащихся: дис. к.пед.н. 13.00.01. Магнитогорск: 1999. — 169 с.
  131. М.Ю. Развитие творческой активности младших школьников в процессе изучения дисциплин эстетического цикла: дис. канд. пед. наук: 13.00.01.-М.: 2000.-225 с.
  132. В.Д. Теоретические основы подготовки учащихся средних учебных заведений к техническому творчеству: (Дидактический аспект): дис. доктора пед. наук: 13.00.01. М.: 1987. — 483 с.
  133. JI.B. Развитие мышления в проблемном обучении. Новые методы и средства обучения. НИИПВШ МВС и СО СССР, 1979, с. 3−30.
  134. В.Н. Психология целеполагания и проблемы интеллектуальной активности.// Вопросы психологии, 1977, № 5, с.74−88.
  135. Развитие творческой активности школьников./ под ред. A.M. Матюш-кина. М.: Педагогика, 1991. — 155 с.
  136. Резерв успеха творчество/Под ред. Г. Нойнера, В. Калвейта, Х. Клейна: Пер. с нем. — М.: Педагогика, 1989. — 120 с.
  137. Д. Граматика фантазии. -М.: 1978.-212с.
  138. Росс JL, Нисбетт Р. Человек и стимуляция. М.: 1999. 429 с.
  139. C.JI. Основы общения детей. В 2 т., М.: Педагогика, 1989.
  140. Л.И. Формирование продуктивного общения как фактор развития творческой активности школьников: автореферат дис. канд. пед. наук: Челябинск: 1995. — 23 с.
  141. Ю.П. Как стать изобретателем: 50 часов творчества. — М.: Просвещение, 1990. — 240 с.
  142. В.И. Психология активности. Минск: Ред. журн. «Адукацыя i выхавание», 1996.-280 с.
  143. Т.П. Формирование исследовательских умений учителя: (Теория и практика): дис. докт. пед. наук:13.00.01 М.: 2000. — 359 с.
  144. Е.Г. Развитие творческой активности младших школьников на основе интеграции индивидуального и дифференцированного обучения: дис. канд. пед. наук: 13.00.01. Казань: 2000. — 235 с.
  145. Т.А. Диагностика структуры знаний обучающихся на основе тезаурусного и квалиметрического подходов: автореферат дис. канд.пед.наук: 13.00.01 Ижевск, 2001. — 24 с.
  146. Л.Н. Диагностика индивидуально-типологических свойств и межличностных отношений. Практическое руководство. СПб: изд. «Речь», 2002. — 96 с.
  147. Е.А. Развитие творческой активности учащихся на основе интеграции предметов гуманитарно-эстетического цикла: дис. канд. пед. наук: 13.00.01. М.: 1995. — 141 с.
  148. А.Л. Техническое конструирование как средство формирования познавательной самостоятельности подростков в учреждениях дополнительного образования: дис. канд. пед. наук: 13.00.01. Екатеринбург: 1998.-121 с.
  149. Р.Л. Когнитивная психология. М.: 1996. 600 с.
  150. A.M. Методологические основы изобретательского творчества. Конспект лекций. М.: ВНИИПИ, 1986. 218 с.
  151. Структура интеллектуальной активности. // Новые исследования в психологии. 1988. — № 1. — с.7.
  152. Ю.Г. Развитие творческого мышления ребенка. СПб.: Речь, 2002.-176 с.
  153. П.С. Методы 100%-ной победы. Симферополь: Реноме, 1997.
  154. .М. Способности и одаренность. В кн.: избранные труды, т.1, М.: Педагогика, 1985. с. 15−41.
  155. T.JI. Воспитание учащихся гимназии в познавательной творческой деятельности: дис. канд. пед. н.: 13.00.02. М.: 2001. — 186 с.
  156. П., Бэррон-Тигер Б. Делай то, для чего ты рожден. Путь к успешной карьере через самопознание / Пер. с англ. Н. Б. Демченко. М.: «АРМАДА», 1996.-491 с.
  157. Е.П. Нация в опасности. М.: Прогресс, 1991
  158. М., Лейтуэйт Э. Как изобретать? М.: Мир, 1980.
  159. Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. СПб.: Изд-во Дидактика Плюс", 2002. — 48 с.
  160. М.Ф. Механизм взаимодействия внутренней и внешней детерминации творческой активности личности: Социально-философский анализ: дис. доктора философских наук, 09.00.11. М.: 1998. — 307 с.
  161. A.M. Методические основы повышения уровня учащихся 5−7 классов на занятиях по техническому творчеству во внеурочное время: дис. канд. пед. наук: М.:1992. 156 с.
  162. М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования.- 2-е изд., перераб. и доп. СПб.: Питер, 2002. — 272 е.: ил. — (Серия «Мастера психологии»).
  163. Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: 1997. 608 с.
  164. В.Л. Активизация познавательной деятельности старшеклассников в процессе взаимосвязи проблемного и частично-поискового методов обучения: автореферат дис. к.пед.наук: 13.00.01 Минск: 1995. -22 с.
  165. М.Д. Живите с умом (Как повысить силу и мощь интеллекта в любом возрасте). Минск: Попурри, 1997. — 304 с.
  166. B.C. Экспертные оценки в педагогических исследованиях.-М.: Педагогика, 1989. 152 с.
  167. В.И. Сущность взаимосвязи теоретического обучения и технического творчества обучающихся. Казань: 1999. — 218 с.
  168. Т.Н. Активация учения школьников. М.: Педагогика, 1982. -208 с.
  169. Т.И., Малинин Л. Н., Тюлю Г. М. Инновационные процессы в школе как содержательно-организационная основа механизма ее развития.- М.: ФППК организаторов образования Mill У, 1993. 154 с.
  170. В.Ф. Точка опоры. Организационные основы экспериментальных исследований. Минск.: Университетское, 1990. — 224 с.
  171. В.Ф. Методические основы преемственности развития технического творчества младших школьников и подростков в процессе трудового обучения: дис. канд. пед. наук: 13.00.02. М.: 1997. — 161 с.
  172. Г. Н. Развитие интеллектуальных умений учащихся в образовательном процессе: дис. к. пед. н.: 13.00.01. Томск: 2001.-177 с.
  173. М., Эренберг О. Развитие возможностей интеллекта (Полная программа расширения ментальных способностей). — Минск: Попурри, 1996. 336 с.
  174. В.М. Развитие технического творчества подростков в процессе совместной деятельности станции юных техников и школы: дис. канд. пед. наук: 13.00.01. М.: 1995. — 167 с.
  175. И.С. Личностно-ориенттированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь. 1996. — 96 с.
  176. И.С. Принцип активности в педагогической психологии. // Вопросы психологии. 1986. — № 6. — с.5.
  177. Е.В. Педагогический эксперимент: квалиметрический аспект.-Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 1998. 136 с.
  178. Е.Л. Развитие творческого потенциала личности школьника.// Вопросы психологии. 1996. — № 3. — с.28−34.
  179. Е.Н. Педагогические возможности ТРИЗ в развитии творческой активности учащихся: дис канд. пед. наук: 13.00.01. СПб.: 2001. -191 с.
  180. X. Идея и разработка товаров широкого потребления. Изд. Лтд. Искра, 1983.
  181. Hefele. Creative Work and Innovating. New-York, Reinhold Publicatin К, 1962
  182. Kroeger O., and Thuesen J.M. Type Talk. New York: Delacorte Press, 1988.
  183. Osborn A.F. Applied imagination. New-York, Sckibner’s Sons, 1953.
  184. Whiting Ch. S. Creative thinking. New-York, Reinhold, 1958.
  185. Zwicky F. The morphological approach to discovery invention research and construction. Berlin, Springer, 1967.
  186. А.Г. Мотивация и личность. СПб.: 1999.
  187. Развитие стратегического мышления. Как играть в L-игру (автор Э де Боно)
  188. Фигуры. Поле состоит из шестнадцати квадратов (4×4). Каждый игрок (их только два) имеет L-фигуру. Игроки делают ходы по очереди.
  189. Цель игры. Загнать фигуру соперника в положение, откуда уже нельзя сделать никакой ход.
  190. Он выигрывает, когда противник уже не может переместить свою L-фигуру в новое положение.
  191. Игровые ситуации постоянно изменяются, поэтому главной целью становится выработка общих принципов, правил, а не разрешение каждой проблемной ситуации. Это можно назвать стратегическим мышлением.
  192. Это пример миниатюрной игры, в определенном смысле повторяющей некоторые жизненные ситуации. Она дает возможность выработать стратегические принципы для более широкого применения в реальной жизни.
  193. Методы поиска решений технических задач (Горский В.А., дис.д.п.н., Екатеринбург, 1994, с.153−156, таблица составлена Половинкиным А. И. и дополнена Горским) п/ п Наименование метода Автор Время публикации
  194. Метод синтеза механизмов из известных деталей Г. Александрийский 1 в. до н.э.
  195. Физико-математические методы Архимед 218−212 до н.э.
  196. Чувственно-интуитивный метод Леонардо да Винчи 1459−1519
  197. Метод логических рассуждений Г. Галилей 1594
  198. Алгоритмический метод перехода от задачи к подзадачам Р. Декарт 1637
  199. Метод интуиции на основе личного опыта Б. Спиноза 1674
  200. Метод модельного эксперимента М. В. Ломоносов 1763
  201. Графические методы моделирования И. И. Кулибин 1735−1818
  202. Метод направленного поиска на основе систематизации машин и механизмов Л. Эйлер 1745
  203. Метод математического моделирования П. Л. Чебышев 1821
  204. Метод поэтапного решения (3) А. А. Потебни 1903
  205. Метод поэтапного решения в 3 этапа П. К. Энгельмеер 1910
  206. Метод поэтапного решения в 2 этапа Г. Уоллес 1926
  207. Метод поэтапного решения в 7 этапа П. М. Якобсон 1934
  208. Метод поэтапного решения в 12 этапа С. Л. Рубинштейн 1940
  209. Метод поэтапного решения в 3 этапа С. М. Василевский 1952
  210. Метод моделирования, основанный на теории подобия А. Н. Крылов 1863−1945
  211. Метод каталога Ф. Рунге 1926
  212. Метод художественного конструирования А. Н. Сидоров 1929
  213. Метод промежуточных целей гипо-1 тез А. И. Леонтьев 1936
  214. Метод морфологического ящика Ф. Цвики 1942
  215. Метод синектики В.Дж.Гордон 1944
  216. Метод контрольных вопросов Д. Пойя 1945
  217. Метод организующих понятий Ф. Ханзен 1953
  218. Метод контрольных вопросов Р. П. Кроуфорд 1954
  219. Метод АРИЗ Г. С. Альтшуллер 1956
  220. Метод мозгового штурма А. Р. Осборн 1957
  221. Метод контрольных вопросов С. Д. Пирсон 1957
  222. Метод анализа затрат и результатов Ю. К. Ранге 1959
  223. Метод творческого инженерного конструирования Г. Р. Буль 1960
  224. Метод направленного мышления Н. И. Середа 1961
  225. Метод семикратного поиска Г. Я. Буш 1964
  226. Метод матриц открытия А. Моль 1965
  227. Метод рационального конструирования Р.И.Мак-Конн 1967
  228. Метод комплексного решения проблемы С. Бит 1967
  229. Метод ступенчатого подхода к решения задач А. Фрезер 1969
  230. Метод эмпатии Дж. Диксон 1969
  231. Метод библиотеки эвристик А. И. Половинкин 1969
  232. Метод контрольных вопросов Т. Эйлоарт 1969
  233. Метод функционального изобретательства К. Джоунс 1970
  234. Метод музейного эксперимента Коллектив авторов 1970
  235. Метод конференции идей В. Гильде 1970
  236. Метод систематических эвристик К. Д. Шторке 1970
  237. Интегральный метод Метра И. Бувен 1970
  238. Метод системно-логического анализа В. А. Шубин 1972
  239. Метод гирлянд случайностей и ассоциаций Г. Я. Буш 1972
  240. Метод десятичных матриц Р. П. Павилейко 1972
  241. Метод опорных наглядных пособий Т. В. Кудрявцев 1973
  242. Метод КАРУС В. А. Моляко 1978
  243. Метод направленных графов Н. Нельсон 1973
  244. Метод эргономики О. Хилл 1973
  245. Метод опорной подсказки А. Я. Пономарев 1960
  246. Вопросы для развития творческой активности (разминка):
  247. Без него не вытащишь рыбку из пруда (труд)
  248. Вопросы для развития творческой активности
  249. Опишите новое, еще не известное явление природы.
  250. В мультфильме «Тайна третьей планеты» (по произведениям Кира Булычева), показаны растения-зеркала. Придумайте других животных или растения со свойствами бытовых приборов.
  251. Опишите способы переправы через болото.
  252. Придумайте аппарат, прибор, или механизм принцип действия которого был бы основан на уникальном свойстве какого-нибудь животного.
  253. Опишите историю создания лифта. Каким будет лифт через 100 лет?
  254. Как, в чем можно хранить универсальный растворитель (растворяет любые вещества)?
  255. Три произвольно взятых слова необходимо использовать в одном предложении, затем написать еще 4−5 предложений, чтобы получился рассказ. Время выполнения задания 5 минут.
  256. Напишите стихотворение используя 3 произвольно взятых слова. Время выполнения задания 5 мйнут.
  257. Как из пружины работающей на сжатие сделать пружину, воспринимающую растягивающие нагрузки.
  258. Оживить любой привычный объект (стул, телефон, зеркало, книгу.), описать способ питания, перемещения, восприятия и передачи информа-ции, размножения, общения,. Время выполнения задания 20 минут.
  259. Что можно вырастить для строительных целей с помощью генной инженерии?
  260. Здоровое питание основа формирования творческой активности
  261. Пища для ума, для хорошего настроения по утрам, для начала эффективной работы, для быстрого восприятия учебного материала важно не только хорошо выспаться, но и правильно питаться.
  262. Улучшению памяти способствуют продукты, содержащие калий, -изюм, курага, бананы. Для полноценной работы мозга нужен и фосфор, которым богаты яичные желтки, сыр, отруби, редис, огурцы.
  263. Толокно стимулирует мыслительную деятельность. Той же цели служат полынь, ромашка, розмарин. Эффект будет максимальный через 30 минут после приема.
  264. Наилучшее лекарство для мозга шоколад.
Заполнить форму текущей работой