Педагогические условия развития творческой активности учащихся в системе дополнительного образования
![Диссертация: Педагогические условия развития творческой активности учащихся в системе дополнительного образования](https://westud.ru/work/2941946/cover.png)
Диссертация
Отношение общества к творческой личности носит не однозначный характер. Многие воспринимают креативную, творчески активную личность негативно. Гетзелс и Джаксон разработали батарею тестов, с помощью которой можно было дифференцировать высококреативных (творчески мыслящих) и высокоинтеллектуальных детей. Авторы установили, что высокоинтеллектуальные дети равнялись на достижения, стандарты, нормы… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Развитие творческой активности учащихся как педагогическая проблема
- 1. 1. Содержание понятия творческой активности
- 1. 2. Характеристика педагогических условий развития творческой активности учащихся
- 1. 3. Педагогические возможности индивидуального подхода как средства выявления типа мышления учащихся и развития творческой активности
- 1. 4. Возможности методов технического творчества в формировании и развитии творческой активности учащихся
- Глава 2. Развитие творческой активности учащихся в системе дополнительного образования
- 2. 1. Структура взаимодействия учащихся в процессе поиска решения проблем
- 2. 2. Дополнительное образование как среда становления и развития творческой активности учащихся
- 2. 3. Индивидуальный подход в формировании и развитии творческой активности учащихся в системе дополнительного образования
- 2. 4. Результаты эксперимента по развитию творческой активности
Список литературы
- Абульханова-Славская К. А. Типология активности личности.// Психологический ж. — 1985. — т.6 — № 5. — с.З.
- Айян Д. Эврика! СПб: Питер Паблишинг, 1997. — 352 с. — (Серия «Тренировка ума»).
- Апьтшуллер Г. С. Найти идею: Введение в теорию решения изобретательских задач. (2-е доп. изд.). —Новосибирск: Наука, 1991. 224 с.
- Апьтшуллер Г. С., Верткин И. М. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности. Минск, 1994. — 318 с.
- Андерсон Д. Думай, пытайся, развивайся. Санкт-Петербург: Алфавит, 1996.-234 с.
- Антыгина Н.А. Воспитание общественно-политической активности старшеклассников в деятельности внешкольных учреждений: дис. канд. пед. наук: 13.00.01. М.: 1988. — 167с.
- Анцыфирова Л.И. Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1989.- 342 с.
- Асатрян Л.Т. Развитие творческих технических способностей школьников в кружках СЮТ: дис. канд. пед. наук: 13.00.01. М.: 1987. — 184 с.
- Атакова Р.В. Педагогические условия развития творческого воображения учащихся колледжа: дис. канд. пед. наук: 13.00.01. М.: 1999. — 188 с.
- Ю.Ахаян Т. К. Исследование аксеологических проблем воспитания учащихся. СПб.: Питер, 1996. 218 с.
- Балл Г. А. Нормы деятельности и творческой активности личности.// Вопросы психологии. 1990. — № 6. — с.25
- Балобанова Т.Н. Развитие творческой активности личности в системе высшего образования: дис. к.социолог.н.: 22.00.06. Курск: 1999. — 229 с.
- Безруких М.М., Ефимова С. П. Знаете ли вы своего ученика? М.: Просвещение, 1991. -176 с.
- Белозерцев В.И. Техническое творчество. Методологические проблемы Ульяновск: Приволжское книжное изд., 1975. 154 с.
- Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов на Дону: изд. Ростов. Унив., 1983. — 173 с.
- Богоявленская Д.Б. Психологические основы интеллектуальной активности: дис. доктора психол. наук: 19.00.01. М.: 1988.-395 с.
- Брагина Е.А. Исследование особенностей решения задач в индивидуальной и совместной деятельности. Автореф. дис. к.психол.н. Л., 1984. —16 с.
- Брунер Дж. Психология познания. М.: Прогресс, 1977. 218 с.
- Брякова И.Е. Формирование готовности студентов педвуза к развитию творческих способностей учащихся: дис. к.пед.н.: 13.00.01. СПб.: 1997. -287 с.
- Буш Г .Я. Основы эвристики для изобретателей. Ч. 1и 2. Рига: о-во Знание, 1977.-96 с.
- Буш Г. Я. Рождение изобретательских идей. — Рига: Лиесма, 1976. 128 с.
- Ван-Ганди А.Б. 108 путей к блестящей идее (Как развить свой творческий потенциал). — Минск: Попурри, 1996. — 224 с.
- Вараксин В.Н. Специфика организации технического творчества подростков как условие преодоления их дезадаптации: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01. Таганрог, 2000. — 207 с. *
- Введенский В.Н. Формирование эвристической деятельности старшеклассников в процессе обучения: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01. Новосибирск, 1999. -196 с.
- Вединяпина В.А. Активность учения. СПб.: Питер Пресс, 1994. — 114 с.
- Веретенникова JI.K. Подготовка будущих учителей к формированию творческого потенциала школьников: дис. доктора педагогических наук: 13.00.01. Казань, 1997. — 340 с.
- Вильсон Г., Грилз Д. Узнай интеллектуальные возможности своего ребенка.// Школьный психолог. 1998. — август № 29. — с. 3−14., август № 30. -с.3−14.
- Венгер В., Поу Р. Неужели я гений? СПб.: Питер Пресс, 1997. 320 с. -(Серия «Тренировка ума»).
- Винокурова Н.К. Использование системы познавательных задач для развития творческих способностей младших подростков в процессе обучения: Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01. М.: 1997. -17 с.
- Вуджек Т. Как создать идею. СПб.: Питер Пресс, 1997. 288 с. — (Серия «Тренировка ума»).
- Гильбух Ю.З. Умственно одаренный ребенок. Киев: Наукова думка, 1992. -96 с.
- Гинзбург М.Р. Изменение активности под влиянием социально-психологических факторов. В кн. Психологические исследования интеллектуальной деятельности. Под ред. О. К. Тихомирова, М.:1979. — 232 с.
- Гинзбург М.Р. Неинтеллектуальные факторы интеллектуальной активности В кн. Психологические исследования интеллектуальной деятельности. Под ред. О. К. Тихомирова, М.:1979,161−167 с.
- Голицын Г. А. Роль априорной информации о творческом процессе. Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная. М.: Наука, 1990.-218 с.
- Горбунова А.И. Методы и приемы активизации мыслительной деятельности учащихся.// Советская педагогика. 1996. — № 3.
- Горский В.А. Развитие технического творчества учащихся 5−8 классов во внешкольной работе: дис. канд. пед. наук: 13.00.01. М.: 1972.- 165 с.
- Горский В.А. Развитие технической самодеятельности учащихся в России в период с 1900 по 1990 годы: (История, теория, опыт): дис. докт. пед. наук: 13.00.01. Екатеринбург, 1994. — 337 с.
- Гримак Л.П. Резервы человеческой психики: введение в психологию активности. М.: Политиздат, 1989. 319 с.
- Гришин В. К. Педагогические условия повышения эффективности технического творчества школьников во внеурочное время: дис. канд. пед. наук: 13.00.01.-М.: 1987.- 164 с.
- Гуленко В.В. Менеджмент слаженной команды. Новосибирск: РИПЕЛ, 1995.- 192 с.
- Енин А.В. Внеклассная работа в системе воспитания творческой активности подростков: дис. канд. пед. наук: 13.00.01. М.: 1998. — 228 с.
- Еремина Е.И. Влияние самообучения на развитие творческой активности будущего специалиста: дис. к.пед.наук: 13.00.01. Воронеж. 2000. — 172 с.
- Ерофеева Н.Ю. Модель содержания профессионального обучения руководителей школ в системе повышения квалификации: дис. канд. пед. наук: 13.00.01. Ижевск, 1995. — 170 с.
- Ерофеева Н.Ю. Организационно-педагогические основы подготовки и переподготовки женщин руководителей образовательных учреждений в системе повышения квалификации/ КГПУ. Казань, 1998. — 180 с.
- Ерофеева Н.Ю. Типоведение в коллективе. Методические рекомендации. Ижевск, 1997. 44 с.
- Живицкая А.И. Ориентация младших школьников на творчество в кружках начального технического творчества: дис. канд. пед. наук: 13.00.01. -СПб., 2001.-214с.
- Ивакина И. Отто-Эрн. Компьютерные игры индивидуализированное средство развития творческой активности детей 7-го года жизни: дис. канд. пед. наук: 13.00.01. — М.: 1996. — 158 с.
- Иванов В.Г. Занимательность как фактор воспитания творческой активности младших школьников: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01. Ярославль, 1994.-21 с.
- Игнатьева А.В. Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста в системе дополнительного образования на примере изготовления мягкой игрушки: дис. к.пед.н.: 13.00.01.- М.: 1998. 260 с.
- Калиниченко А.Н. Построение содержания учебного курса в высшей школе на основе технологии решения профессиональных задач: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01-Ижевск, 1996.-23 с.
- Карманчиков А.И. Синтез новой информации на основе анализа патентов // Бюлютень № 2, ч.2, Сборник статей. Ижевск: УдОМАИ, УдГУ, 1998. -с. 78−79.
- Карманчиков А.И., Чернецова Л. В. Формирование команды для проведения «мозгового штурма» // Менеджмент: теория и практика, № 3 и 4, Ижевск: УдГУ, 1999. 175−179. .
- Карманчиков А.И. Организация обучения творчеству в системе дополнительного образования // Региональная научно-практическая конференция «Российское государство: прошлое, настоящее и будущее». Ижевск: Изд. МВЕУ, 2000. с.96−100.
- Карманчиков А.И. Перспективы системы дополнительного образования по развитию творческих способностей учащихся. // Региональная научно-практическая конференция «Российское государство: прошлое, настоящее и будущее». Ижевск: Изд. МВЕУ, 2001. с. 118−121.
- Карманчиков А.И., Рощупкин В. К. НПК учащихся состояние и перспективы. // Региональная научно-практическая конференция «Российское государство: прошлое, настоящее и будущее». Ижевск: Изд. МВЕУ, 2001. -с.121−123.
- Карманчиков А.И., Чернецова Л. В., Брындин В. В. Системно-стилевой подход в психодиагностике и изучении творческой мотивации. // научно-практическая конференция. Ижевск: Изд. ИГМА, 2001. с. 75−79.
- Карманчиков А.И. Структура взаимодействия личности и общества в процессе поиска решения проблем. // VIII Международная конференция «Преподавание технологии в школе. Подготовка учителей технологии и предпринимательства», М.: МИОО, 2002. с. 17−21.
- Всероссийская научно-методическая конференция «Состояние и проблемыразвития среднего профессионального образования в системе многоуровневой подготовки специалистов», Ижевск, Изд. ИжГТУ, ч. З, 2003. — с 67−71.
- Карпенко И.Ф. Активизация технического творчества учащихся старших классов на базе местного промышленного производства: дис. канд. пед. наук: 13.00.01.-М.: 1971.- 168 с.
- Кеттелл Р. Детский тест творческих способностей. М.: Арена, 1994. —48 с.
- Кириллова А.А. Формирование познавательной активности младших школьников в дидактической игре на уроке: дис. канд. пед. наук: 13.00.01. Чебоксары, 1997. — 181 с.
- Кирнос Д.И. Индивидуальное и творческое мышление. М.:1992 172 с.
- Кирсанова JI.A. Развитие творческой активности учащихся.// Советская педагогика.- 1981. № 7. — с.64−67.
- Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М.: «Арена», 1994. — 224 с.
- Клименко В.В. Психологические тесты таланта. СПб.: Кристал, 1996. -146 с.
- Ковенцова О.И. Развитие творческой активности студентов в условиях компьютероопосредованного обучения: На материале изучения иностранного языка: дис. к. пед. наук: 13.00.01. Саратов, 1998. — 140 с.
- Козырева А.Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества. Пенза:1994.-336 с.
- Корнилова Т.В. Идеи активности познания в отечественной психологии мышления.// Психологический ж. 1995.- т. 16. — № 4. — с. 61−72.
- Коровкина Г. А. Развитие творческой активности подростков в процессе учебно-воспитательной деятельности центра народного творчества: дис. канд. пед. наук: 13.00.01. М.: 1996 — 170 с.
- Коротеев С.Г. Развитие у студентов педвузов профессиональных качеств организатора технического творчества учащихся: дис. канд. пед. наук: 13.00.08. Армавир, 2000. — 190 с.
- Коротяев Б.И. Учение процесс творческий. Кн. для учителя: Из опыта работы. — 2-е изд., доп. и испр. — М.: Просвещение, 1989. — 159 с.
- Коротяева Е.В. Активизация познавательной деятельности учащихся. -Екатеринбург, 1995. 83 с.
- Коротяева Е.В. Уровни познавательной активности./ Технология обучения всего класса.// Народное образование: 1995. № 10. — с. 156−159.
- Коршунова JI.C., Пружинин Б. И. Воображение и рациональность. — М.: МГУ, 1989. —184 с.
- Кох П., Мюллер И. Библиотека программ систематической эвристики для ученых и инженеров. Пер. с нем. Йошкар-Ола: Марийское книжное изд-во, 1974.-218 с.
- Крегер О., Тьюсон Дж.М. Типы людей и бизнес: Как 16 типов личности определяют ваши успехи на работе: Пер. с англ. М.: Персей, Вече, ACT, 1995.-560 с.
- Кричевский P.JI., Дубовская Е. М. Психология малой группы. М.: 1991. -207 с.
- Крылов Е.Н. Школа творческой личности. Дошкольное воспитание, 1994, № 9,10, с. 11−23, № 7,8 -с.11−20
- Кудрявцев А.В. Обзор методов создания новых технических решений. М.: ВНИИПИ, 1988. 54 с.
- Кудрявцев А.В. Методы интуитивного поиска технических решений. М.: НТК «Метод», 1992. 114 е.
- Кудрявцев Т.В. Психология технического мышления. М.: Педагогика, 1975.-362 с.
- Кузин B.C. Психология. М.: АГАР, 1997. — 304 с.
- Кулыгина Л.С. Активизация учения: сущность и содержание. Педагогика, 1994, № 1, с.7−11.
- Кулюткин Ю.Н. Личностные факторы развития познавательной активности учащихся в процессе обучения.// Вопросы психологии-1984.- № 5 — с.41−44
- Кутырев В.А. Осторожно творчество! // Вопросы философии. 1994, № 7−8.
- Кэрол Тэкэкс «Одаренные дети», М.: Прогресс, 1991. 356 с.
- Левкина Т.И. Воспитание социальной активности детей и подростков в учреждениях дополнительного образования в процессе художественно-творческой деятельности: дис. к.пед.н.: 13.00.01.- Владимир: 2000.- 201с.
- Лисина М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками., ж. «Вопросы психологии», № 4, 1982 г., с.18−35
- Литвак М.Е. «Если хочешь быть счастливым», Ростов-на-Дону: изд. «Феникс», 1995. 640 с.
- Лозовая В.И. Целостный подход к формированию познавательной активности школьников: автореф. дис. доктора пед. наук, Тбилиси: 1990. — 38 с.
- Лозовая В.И., Троцко А. В. Познавательная активность (школьника) как педагогическая проблема.// Сов. Педагогика. 1989.- № 11. — с.25−31.
- Лук А. Н. Психология творчества. М.: Наука, 1978. — 128 с.
- Лучкане Л.И. Роль и место интегративных уроков в развитии творческих способностей учащихся в современных общеобразовательных школах: дис. канд. пед. наук: 13.00.01. Чебоксары, 2000. -196 с.
- Ляшко Т.В., Синицина Е. И. Через игру к творчеству (методическое пособие, выпуск второй). Обнинск: «Интерколледж», Центр НТТУ «Эврика», 1994. — 78 с.
- Маврин Б.М. «Активизация творческих способностей учащихся в новых социально-экономических условиях» //Информационный сборник. Выпуск 1. М., ЦТТУ Минобразования России. 1994. 98 с.
- Майер Р.А., Колмакова Н. Р. Статистические методы в психолого- педагогических и социологических исследованиях: Учеб. пос. Красноярск: Изд-во КрГПУ, 1997. — 150 с.
- Максимова В.Д. Развитие творческой активности учащихся сельских школ: дис. канд. пед. наук: 13.00.01. СПб., 1993. — 198 с.
- Маслоу А.Х. Психология: Словарь М.: Политиздат, 1990.
- Матюшкин B.C. Влияние типа личности на категоризацию в межличностном познании: дис. канд. психолог, наук: 19.00.05. М.: 2000. — 162 с.
- Мещерова Е.В. Обучение приемам экспериментально-исследовательской деятельности как средство развития творческой активности старшеклассников: дис. канд. пед. наук: 13.00.01. Челябинск: 1998. -170 с.
- Мизюрова Э.Ю. Развитие творческой активности студентов при изучении иностранного языка в неязыковом вузе. (Обще педагогический аспект): дис. канд. пед. наук: 13.00.01. Саратов: 2000. — 227 с.
- Мингазова Н.В. Методы и приемы активизации творческой деятельности обучающихся в кружках технического и профессионального творчества. Казань: 1999. — 218 с.
- Миславский Ю.А. Саморегуляция и творческая активность личности.// Вопросы психологии. 1988. — № 3. — с. 71
- Митина J1.M. Психология развития конкурентоспособной личности. -М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 2002. 400 с. (Серия «Библиотека психолога»).
- Матюшкин A.M. Загадки одаренности. М.: Школа-Пресс, 1993 .-218с.
- Мур Л. П. Вы умнее, чем вы думаете. Минск: Попурри, 1996. — 288 с.
- Мустафин A.M. Биологически активные точки и интеллектуальная активность.// Вопросы психологии. 1997. — № 2. — с.94
- Мырзаканов М.С. Развитие творческой активности учащихся 5−7 классов в процессе формирования художественных умений и навыков средствами народного декоративно-прикладного искусства: дис. канд. пед. наук: 13.00.01. Омск: 2000. — 162 с.
- Назаренкова Г. Н. Игра как средство развития творческой активности подростка: дис. канд. пед. наук: 13.00.01. М.: 1994. — 225 с.
- Никулин С.К., Полтавец Г. А. Системный анализ проблем воспитания и профориентации в дополнительном образовании детей и молодежи в области научно-технического творчества. -М.: изд. МАИ, 2002. 188 с.
- Никулин С.К., Степанчикова М. А. Анализ опыта работы регионов Российской Федерации по развитию технического творчества учащихся. М.: изд. МАИ, 2000. — 48 с.
- Ниренберг Д.И. Искусство творческого мышления. — Минск: Попурри, 1996. — 240 с.
- Новоселов С.А. Педагогическая система развития технического творчества в учреждениях профессионального образования: дис. доктора педагогических наук. 13.00.01. Екатеринбург: 1997. — 386 с.
- Нугуманова Л.Н. Формирование профессионального самосознания учащихся в условиях профилизации обучения в средней школе: дис. канд. пед. наук: 13.00.01. Казань: 1997. — 176 с.
- Огузов В.В. Воспитание творческой активности младших школьников во внеклассной трудовой деятельности: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01.-М.: 1990.-20 с.
- Одрин В.М., Картавов С. С. Морфологический анализ систем. Киев: Наукова думка, 1977. 218 с.
- Орлова JT.B. Формирование творческой активности детей дошкольного и младшего школьного возраста в процессе обучения народному искусству: дис. канд. пед. наук: 13.00.02. М.: 1996. — 228 с.
- Орлова С.Н. Содержание и организация специальных занятий по формированию творческого мышления подростков: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.02. Красноярск: 1996. — 16 с.
- Осницкий А.К. Проблемы исследования субъективной активности.// Вопросы психологии. 1996. — № 1. — с.5
- Павлов К.В. Ваш психологический тип. Киев: Изд. «КофР», 1996. -256 с.
- Падалко А.Е. Задачи и упражнения по развитию творческой фантазии учащихся. М.: Просвещение, 1985. 248 с.
- Патяко Г. И. Педагогические условия развития творческой активности школьников в процессе групповых форм обучения: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01 -М.: 1996.-24 с.
- Петрова О.Ю. Динамика понятийного аппарата сознания (естественнонаучные и философские аспекты). Томск: Изд. Томского Университета, 1995.-156 с.
- Петрущик А.И. Творческая активность субъекта в познании. Минск: 1975.- 143 с.
- Пиаже Ж. Суждение и рассуждение ребенка. СПб.: 1997. 286 с.
- Пикалов Б.Х. Комплексное учебное задание как средство развития творческой активности школьника: дис. канд. пед. наук: 13.00.01. Оренбург: 1999. — 170 с.
- Повилейко Р.П. Десятичная матрица поиска. Рига: о-во Знание, 1978. — 218 с.
- Поволяева М.Н. Теория и практика технической творческой деятельности учащихся в школьном образовании 1955−1996.: дис. канд. пед. наук: 13.00.01.-М.: 1998.-404 с.
- Пономарев Я.А. Основные звенья психического механизма творчества.// Интуиция. Логика. Творчество./ отв. Ред. Панов М. И., М., 1987. С.5−23.
- Пручкина Н.М. Педагогические условия формирования творческого мышления учащихся: дис. к.пед.н. 13.00.01. Магнитогорск: 1999. — 169 с.
- Пустовит М.Ю. Развитие творческой активности младших школьников в процессе изучения дисциплин эстетического цикла: дис. канд. пед. наук: 13.00.01.-М.: 2000.-225 с.
- Путилин В.Д. Теоретические основы подготовки учащихся средних учебных заведений к техническому творчеству: (Дидактический аспект): дис. доктора пед. наук: 13.00.01. М.: 1987. — 483 с.
- Путляева JI.B. Развитие мышления в проблемном обучении. Новые методы и средства обучения. НИИПВШ МВС и СО СССР, 1979, с. 3−30.
- Пушкин В.Н. Психология целеполагания и проблемы интеллектуальной активности.// Вопросы психологии, 1977, № 5, с.74−88.
- Развитие творческой активности школьников./ под ред. A.M. Матюш-кина. М.: Педагогика, 1991. — 155 с.
- Резерв успеха творчество/Под ред. Г. Нойнера, В. Калвейта, Х. Клейна: Пер. с нем. — М.: Педагогика, 1989. — 120 с.
- Родари Д. Граматика фантазии. -М.: 1978.-212с.
- Росс JL, Нисбетт Р. Человек и стимуляция. М.: 1999. 429 с.
- Рубенштейн C.JI. Основы общения детей. В 2 т., М.: Педагогика, 1989.
- Савва Л.И. Формирование продуктивного общения как фактор развития творческой активности школьников: автореферат дис. канд. пед. наук: Челябинск: 1995. — 23 с.
- Саламатов Ю.П. Как стать изобретателем: 50 часов творчества. — М.: Просвещение, 1990. — 240 с.
- Секун В.И. Психология активности. Минск: Ред. журн. «Адукацыя i выхавание», 1996.-280 с.
- Скамницкая Т.П. Формирование исследовательских умений учителя: (Теория и практика): дис. докт. пед. наук:13.00.01 М.: 2000. — 359 с.
- Скобельцина Е.Г. Развитие творческой активности младших школьников на основе интеграции индивидуального и дифференцированного обучения: дис. канд. пед. наук: 13.00.01. Казань: 2000. — 235 с.
- Снигирева Т.А. Диагностика структуры знаний обучающихся на основе тезаурусного и квалиметрического подходов: автореферат дис. канд.пед.наук: 13.00.01 Ижевск, 2001. — 24 с.
- Собчик Л.Н. Диагностика индивидуально-типологических свойств и межличностных отношений. Практическое руководство. СПб: изд. «Речь», 2002. — 96 с.
- Солнцева Е.А. Развитие творческой активности учащихся на основе интеграции предметов гуманитарно-эстетического цикла: дис. канд. пед. наук: 13.00.01. М.: 1995. — 141 с.
- Соломин А.Л. Техническое конструирование как средство формирования познавательной самостоятельности подростков в учреждениях дополнительного образования: дис. канд. пед. наук: 13.00.01. Екатеринбург: 1998.-121 с.
- Солсо Р.Л. Когнитивная психология. М.: 1996. 600 с.
- Столяров A.M. Методологические основы изобретательского творчества. Конспект лекций. М.: ВНИИПИ, 1986. 218 с.
- Структура интеллектуальной активности. // Новые исследования в психологии. 1988. — № 1. — с.7.
- Тамберг Ю.Г. Развитие творческого мышления ребенка. СПб.: Речь, 2002.-176 с.
- Таранов П.С. Методы 100%-ной победы. Симферополь: Реноме, 1997.
- Теплов Б.М. Способности и одаренность. В кн.: избранные труды, т.1, М.: Педагогика, 1985. с. 15−41.
- Терлецкая T.JI. Воспитание учащихся гимназии в познавательной творческой деятельности: дис. канд. пед. н.: 13.00.02. М.: 2001. — 186 с.
- Тигер П., Бэррон-Тигер Б. Делай то, для чего ты рожден. Путь к успешной карьере через самопознание / Пер. с англ. Н. Б. Демченко. М.: «АРМАДА», 1996.-491 с.
- Торренс Е.П. Нация в опасности. М.: Прогресс, 1991
- Тринг М., Лейтуэйт Э. Как изобретать? М.: Мир, 1980.
- Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. СПб.: Изд-во Дидактика Плюс", 2002. — 48 с.
- Фатхуллин М.Ф. Механизм взаимодействия внутренней и внешней детерминации творческой активности личности: Социально-философский анализ: дис. доктора философских наук, 09.00.11. М.: 1998. — 307 с.
- Федоров A.M. Методические основы повышения уровня учащихся 5−7 классов на занятиях по техническому творчеству во внеурочное время: дис. канд. пед. наук: М.:1992. 156 с.
- Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования.- 2-е изд., перераб. и доп. СПб.: Питер, 2002. — 272 е.: ил. — (Серия «Мастера психологии»).
- Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: 1997. 608 с.
- Цыбовский В.Л. Активизация познавательной деятельности старшеклассников в процессе взаимосвязи проблемного и частично-поискового методов обучения: автореферат дис. к.пед.наук: 13.00.01 Минск: 1995. -22 с.
- Чейфиц М.Д. Живите с умом (Как повысить силу и мощь интеллекта в любом возрасте). Минск: Попурри, 1997. — 304 с.
- Черепанов B.C. Экспертные оценки в педагогических исследованиях.-М.: Педагогика, 1989. 152 с.
- Чичкин В.И. Сущность взаимосвязи теоретического обучения и технического творчества обучающихся. Казань: 1999. — 218 с.
- Шамова Т.Н. Активация учения школьников. М.: Педагогика, 1982. -208 с.
- Шамова Т.И., Малинин Л. Н., Тюлю Г. М. Инновационные процессы в школе как содержательно-организационная основа механизма ее развития.- М.: ФППК организаторов образования Mill У, 1993. 154 с.
- Шаталов В.Ф. Точка опоры. Организационные основы экспериментальных исследований. Минск.: Университетское, 1990. — 224 с.
- Шашкова В.Ф. Методические основы преемственности развития технического творчества младших школьников и подростков в процессе трудового обучения: дис. канд. пед. наук: 13.00.02. М.: 1997. — 161 с.
- Шорникова Г. Н. Развитие интеллектуальных умений учащихся в образовательном процессе: дис. к. пед. н.: 13.00.01. Томск: 2001.-177 с.
- Эренберг М., Эренберг О. Развитие возможностей интеллекта (Полная программа расширения ментальных способностей). — Минск: Попурри, 1996. 336 с.
- Яворский В.М. Развитие технического творчества подростков в процессе совместной деятельности станции юных техников и школы: дис. канд. пед. наук: 13.00.01. М.: 1995. — 167 с.
- Якиманская И.С. Личностно-ориенттированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь. 1996. — 96 с.
- Якиманская И.С. Принцип активности в педагогической психологии. // Вопросы психологии. 1986. — № 6. — с.5.
- Яковлев Е.В. Педагогический эксперимент: квалиметрический аспект.-Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 1998. 136 с.
- Яковлева Е.Л. Развитие творческого потенциала личности школьника.// Вопросы психологии. 1996. — № 3. — с.28−34.
- Яковлева Е.Н. Педагогические возможности ТРИЗ в развитии творческой активности учащихся: дис канд. пед. наук: 13.00.01. СПб.: 2001. -191 с.
- Ясухисо X. Идея и разработка товаров широкого потребления. Изд. Лтд. Искра, 1983.
- Hefele. Creative Work and Innovating. New-York, Reinhold Publicatin К, 1962
- Kroeger O., and Thuesen J.M. Type Talk. New York: Delacorte Press, 1988.
- Osborn A.F. Applied imagination. New-York, Sckibner’s Sons, 1953.
- Whiting Ch. S. Creative thinking. New-York, Reinhold, 1958.
- Zwicky F. The morphological approach to discovery invention research and construction. Berlin, Springer, 1967.
- Маслоу А.Г. Мотивация и личность. СПб.: 1999.
- Развитие стратегического мышления. Как играть в L-игру (автор Э де Боно)
- Фигуры. Поле состоит из шестнадцати квадратов (4×4). Каждый игрок (их только два) имеет L-фигуру. Игроки делают ходы по очереди.
- Цель игры. Загнать фигуру соперника в положение, откуда уже нельзя сделать никакой ход.
- Он выигрывает, когда противник уже не может переместить свою L-фигуру в новое положение.
- Игровые ситуации постоянно изменяются, поэтому главной целью становится выработка общих принципов, правил, а не разрешение каждой проблемной ситуации. Это можно назвать стратегическим мышлением.
- Это пример миниатюрной игры, в определенном смысле повторяющей некоторые жизненные ситуации. Она дает возможность выработать стратегические принципы для более широкого применения в реальной жизни.
- Методы поиска решений технических задач (Горский В.А., дис.д.п.н., Екатеринбург, 1994, с.153−156, таблица составлена Половинкиным А. И. и дополнена Горским) п/ п Наименование метода Автор Время публикации
- Метод синтеза механизмов из известных деталей Г. Александрийский 1 в. до н.э.
- Физико-математические методы Архимед 218−212 до н.э.
- Чувственно-интуитивный метод Леонардо да Винчи 1459−1519
- Метод логических рассуждений Г. Галилей 1594
- Алгоритмический метод перехода от задачи к подзадачам Р. Декарт 1637
- Метод интуиции на основе личного опыта Б. Спиноза 1674
- Метод модельного эксперимента М. В. Ломоносов 1763
- Графические методы моделирования И. И. Кулибин 1735−1818
- Метод направленного поиска на основе систематизации машин и механизмов Л. Эйлер 1745
- Метод математического моделирования П. Л. Чебышев 1821
- Метод поэтапного решения (3) А. А. Потебни 1903
- Метод поэтапного решения в 3 этапа П. К. Энгельмеер 1910
- Метод поэтапного решения в 2 этапа Г. Уоллес 1926
- Метод поэтапного решения в 7 этапа П. М. Якобсон 1934
- Метод поэтапного решения в 12 этапа С. Л. Рубинштейн 1940
- Метод поэтапного решения в 3 этапа С. М. Василевский 1952
- Метод моделирования, основанный на теории подобия А. Н. Крылов 1863−1945
- Метод каталога Ф. Рунге 1926
- Метод художественного конструирования А. Н. Сидоров 1929
- Метод промежуточных целей гипо-1 тез А. И. Леонтьев 1936
- Метод морфологического ящика Ф. Цвики 1942
- Метод синектики В.Дж.Гордон 1944
- Метод контрольных вопросов Д. Пойя 1945
- Метод организующих понятий Ф. Ханзен 1953
- Метод контрольных вопросов Р. П. Кроуфорд 1954
- Метод АРИЗ Г. С. Альтшуллер 1956
- Метод мозгового штурма А. Р. Осборн 1957
- Метод контрольных вопросов С. Д. Пирсон 1957
- Метод анализа затрат и результатов Ю. К. Ранге 1959
- Метод творческого инженерного конструирования Г. Р. Буль 1960
- Метод направленного мышления Н. И. Середа 1961
- Метод семикратного поиска Г. Я. Буш 1964
- Метод матриц открытия А. Моль 1965
- Метод рационального конструирования Р.И.Мак-Конн 1967
- Метод комплексного решения проблемы С. Бит 1967
- Метод ступенчатого подхода к решения задач А. Фрезер 1969
- Метод эмпатии Дж. Диксон 1969
- Метод библиотеки эвристик А. И. Половинкин 1969
- Метод контрольных вопросов Т. Эйлоарт 1969
- Метод функционального изобретательства К. Джоунс 1970
- Метод музейного эксперимента Коллектив авторов 1970
- Метод конференции идей В. Гильде 1970
- Метод систематических эвристик К. Д. Шторке 1970
- Интегральный метод Метра И. Бувен 1970
- Метод системно-логического анализа В. А. Шубин 1972
- Метод гирлянд случайностей и ассоциаций Г. Я. Буш 1972
- Метод десятичных матриц Р. П. Павилейко 1972
- Метод опорных наглядных пособий Т. В. Кудрявцев 1973
- Метод КАРУС В. А. Моляко 1978
- Метод направленных графов Н. Нельсон 1973
- Метод эргономики О. Хилл 1973
- Метод опорной подсказки А. Я. Пономарев 1960
- Вопросы для развития творческой активности (разминка):
- Без него не вытащишь рыбку из пруда (труд)
- Вопросы для развития творческой активности
- Опишите новое, еще не известное явление природы.
- В мультфильме «Тайна третьей планеты» (по произведениям Кира Булычева), показаны растения-зеркала. Придумайте других животных или растения со свойствами бытовых приборов.
- Опишите способы переправы через болото.
- Придумайте аппарат, прибор, или механизм принцип действия которого был бы основан на уникальном свойстве какого-нибудь животного.
- Опишите историю создания лифта. Каким будет лифт через 100 лет?
- Как, в чем можно хранить универсальный растворитель (растворяет любые вещества)?
- Три произвольно взятых слова необходимо использовать в одном предложении, затем написать еще 4−5 предложений, чтобы получился рассказ. Время выполнения задания 5 минут.
- Напишите стихотворение используя 3 произвольно взятых слова. Время выполнения задания 5 мйнут.
- Как из пружины работающей на сжатие сделать пружину, воспринимающую растягивающие нагрузки.
- Оживить любой привычный объект (стул, телефон, зеркало, книгу.), описать способ питания, перемещения, восприятия и передачи информа-ции, размножения, общения,. Время выполнения задания 20 минут.
- Что можно вырастить для строительных целей с помощью генной инженерии?
- Здоровое питание основа формирования творческой активности
- Пища для ума, для хорошего настроения по утрам, для начала эффективной работы, для быстрого восприятия учебного материала важно не только хорошо выспаться, но и правильно питаться.
- Улучшению памяти способствуют продукты, содержащие калий, -изюм, курага, бананы. Для полноценной работы мозга нужен и фосфор, которым богаты яичные желтки, сыр, отруби, редис, огурцы.
- Толокно стимулирует мыслительную деятельность. Той же цели служат полынь, ромашка, розмарин. Эффект будет максимальный через 30 минут после приема.
- Наилучшее лекарство для мозга шоколад.