Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Введение. 
Возможности применения методов активного социально-педагогического обучения

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Россия вступила в Болонский процесс, и теперь обязательным условием аккредитации и аттестации вуза становится наличие системы воспитательной работы, в том числе наличие органов студенческого самоуправления. Активное участие студентов в качестве партнеров в управлении качеством образования является одним из принципов Болонского процесса. В документах Болонского процесса, в частности, в Декларации… Читать ещё >

Введение. Возможности применения методов активного социально-педагогического обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Социальная трансформация современного российского общества, кризис системы образования и воспитания, традиционных институтов социализации и механизмов социокультурной преемственности усложнили процесс адаптации современной молодежи, поиск ею социально приемлемых и оптимальных форм самореализации и самоутверждения личности. Социокультурные вызовы XXI века, переход России к постиндустриальному, информационному обществу, реформы системы российского образования, совершенствование учебной, научно-исследовательской и воспитательной внеучебной работы со студентами, традиции российской высшей школы, влияние европейского и мирового образовательного пространства, — все это актуализирует проблематику студенческого самоуправления.

Россия вступила в Болонский процесс, и теперь обязательным условием аккредитации и аттестации вуза становится наличие системы воспитательной работы, в том числе наличие органов студенческого самоуправления. Активное участие студентов в качестве партнеров в управлении качеством образования является одним из принципов Болонского процесса. В документах Болонского процесса, в частности, в Декларации министров высшего образования «На пути к европейскому пространству высшего образования» отмечается, что «студенты должны участвовать и влиять на организацию и содержание образования в университетах и других учебных заведениях…» [1:5].

Основные аспекты проблемы самоуправления личности рассматривались уже в эпоху античности. В трудах мыслителей древности — Аристотеля, Демокрита, Сократа, Платона — четко прослеживаются идеи о необходимости формирования человека как субъекта собственной жизни, что невозможно без делегирования ему определенных полномочий в процессе его образования.

В научной психолого-педагогической литературе проблема самоуправления в большей степени исследована с позиции её воспитательных эффектов в ученических коллективах. Так, известный педагог Н. К. Крупская предложила методику работы школьного самоуправления; A.C. Макаренко разработал систему детского самоуправления как ведущий принцип организации коллектива и соответствующую этой системе методику педагогического руководства детским самоуправлением. Задачи, функции и этапы развития самоуправления в образовательных учреждениях разного уровня исследовали В. А. Караковский, B.Н. Сорока-Росинский, С. Т. Шацкий и др. Структура самоуправления и его руководящих органов рассматривается в исследованиях Ф. Ф. Брюховецкого, А. В. Мудрика, А. Н. Тубельского и др. [28].

С конца 90-х годов XX в. и по настоящее время можно говорить о новом «всплеске» интереса и в теории, и на практике к проблемам организации самоуправления учащейся молодежи во всех типах учебных заведений. Отражая новую образовательную политику, самоуправление в детских и студенческих молодежных коллективах сегодня расценивается как атрибут и сущностная характеристика демократически устроенных образовательных учреждений, в том числе учреждений высшего образования.

Вместе с тем, изучение психолого-педагогической литературы по проблемам организации студенческого самоуправления показывает, что практически вне поля зрения исследователей остаются вопросы целостного исследования процесса развития студенческого самоуправления в отечественной высшей школе до 90-х годов XX века, изучения функций и принципов деятельности органов студенческого самоуправления в России рубежа XX—XXI вв.еков, а также изучение опыта организации процесса самоуправления студентов современных отечественных вузов.

Особенностью организации современного образовательного процесса в высшей школе является его ориентация не только на подготовку специалистов высшей квалификации, но и руководителей различных уровней, организаторов. Наряду с профессиональной подготовкой студент должен получить знания, необходимые для владения основами «науки управления», сформировать умение общаться, принимать решения.

В значительной степени решению этой задачи способствует деятельность различных органов студенческого самоуправления. В общем виде под самоуправлением понимается автономное функционирование какой-либо организованной системы (подсистемы) адекватно решающей свои внутренние проблемы и отдельные вопросы, включающей исполнителей в процесс выработки решений [6:14].

В связи с актуальностью данной проблемы целью исследования является теоретико-экспериментальное изучение феномена студенческого самоуправления и возможностей применения методов активного социально-психологического обучения в развитии умений принятия решений у представителей студенческого самоуправления.

Объект исследования: студенческое самоуправление.

Предмет исследования: возможности развития умений принятия решений посредством методов активного социально-психологического обучения у студентов — представителей студенческого самоуправления.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что если организовать развивающую работу с представителями студенческого самоуправления, используя такие методы активного социально-психологического обучения как тренинг, дискуссия, «мозговой штурм», игровые методы, то это позволит развить у студентов умения принимать решения.

Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи исследования:

  • 1. Проанализировать литературу по теме исследования, охарактеризовав феномен студенческого самоуправления; рассмотрев принятие решений как одну из функций студенческого самоуправления; описав методы активного социально-психологического обучения, способствующие развитию умений принятия решений.
  • 2. Подобрать диагностический инструментарий для изучения характеристик, влияющих на принятие решений; осуществить констатирующий эксперимент, проанализировать полученные результаты.
  • 3. На основе результатов исследования разработать тренинговую программу с использованием различных методов активного социально-психологического обучения для развития умений принятия решений у представителей студенческого самоуправления.
  • 4. Осуществить формирующий эксперимент.
  • 5. Провести повторную диагностику участников экспериментального исследования с целью оценки эффективности тренинговой работы.

Методы исследования:

  • 1. Теоретические: анализ литературы; обобщение, сравнение и систематизация имеющихся представлений по проблеме исследования.
  • 2. Методы сбора эмпирических данных: констатирующий эксперимент, тестирование.
  • 3. Формирующий эксперимент.
  • 4. Методы интерпретации и описания данных: количественный и качественный анализ результатов; методы математической статистики (Т-критерий Вилкоксона).

При проведении диагностического обследования участников нами были использованы следующие методики:

  • 1. Шкала оценки потребности в достижении (авт. Ю.М. Орлов).
  • 2. Диагностика уровня личностной готовности к риску «PSK» Шуберта.
  • 3. Тест «ЛИРА» («Личность работника») Ю. Л. Василевского для исследования деловых качеств, способствующих успешному принятию решений.

Теоретико-методологической базой исследования являются исследования В. А Караковского, А. Н. Тубельского, К. Ю. Гуреева и др. по проблеме самоуправления в учебных заведениях; разработки И. Д. Ладанова, В. А. Смирнова, В. М. Шепеля по проблеме принятия решений в области психологии управления; исследования А. К. Быкова, И. В. Вачкова, А. А. Вербицкого, С. И. Емельянова в области практического применения методов активного социально-психологического обучения.

Экспериментальная база исследования: Лесосибирский педагогический институт — филиал ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет». Выборка исследования представлена членами Студенческого совета факультета педагогики и психологии и составляет 33 респондента.

Исследование проводилось в несколько этапов:

Первый этап (сентябрь — октябрь 2011 г.) — анализ литературы по теме исследования; отработка понятийного аппарата, определение цели, объекта и предмета исследования; постановка задач и выбор методов исследования, оформление теоретической главы выпускной квалификационной работы.

Второй этап (ноябрь — декабрь 2011 г.) — подбор диагностического инструментария для исследования умений принятия решений у студентов — представителей студенческого самоуправления, проведение констатирующего эксперимента, количественный и качественный анализ результатов.

Третий этап (январь — апрель 2012 г.) — разработка и апробация тренинговой программы по развитию у представителей студенческого самоуправления умений принятия решений и осуществления контроля его выполнения.

Четвертый этап (апрель — май 2012 г.) — повторное диагностическое обследование, анализ результатов повторной диагностики участников формирующего эксперимента; определение эффективности тренинговой работы по развитию у представителей студенческого самоуправления умений принятия решений; оформление выпускной квалификационной работы.

Практическая значимость исследования. Проанализированные и обобщенные теоретические материалы могут быть использованы в воспитательном процессе вуза, при разработке органами студенческого самоуправления и администрацией концепции студенческого самоуправления вуза. Получены экспериментальные результаты о характеристиках принятия решений у членов студенческого совета факультета педагогики и психологии ЛПИ — филиала СФУ. Разработана и апробирована тренинговая программа, целью которой является развитие у представителей студенческого самоуправления умений принятия решения и осуществления контроля его выполнения, а так же обучение навыкам принятия и осуществления решения в команде.

Данное исследование выполнено по заказу деканата факультета педагогики и психологии ЛПИ — филиала СФУ. Имеется акт о внедрении результатов исследования. Разработанная тренинговая программа может быть рекомендована для использования в образовательных учреждениях, центрах дополнительного образования, при работе со студенческой молодежью в рамках самоуправления.

Результаты научной работы представлены на Всероссийской студенческой научно-практической конференции по психологии с международным участием «Молодежь и будущее: профессиональная и личностная самореализация» (г.Владимир, 2011 г.); Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, магистрантов, студентов с международным участием «Актуальные вопросы психологии и педагогики образования» (г.Барнаул, 2011 г.); VIII Всероссийских с международным участием научных студенческих Далевских чтениях (г.Канск, 2011 г.). Научный доклад по теме исследования отмечен дипломом оргкомитета II Международной научно-практической конференции «Психология ХХI века: теория, практика, перспектива» (г.Пенза, 2012 г.); дипломом за 1 место в секции студенческой научно-практической конференции «Теоретические и прикладные аспекты вузовского образования» в ЛПИ — филиале СФУ (г.Лесосибирск, 2012 г.).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой