Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Введение. 
Нетрадиционные уроки развития речи в 5 классе общеобразовательной школы с казахским языком обучения

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Научная новизна — расширяется методологическая база обучения русскому языку в казахской школе за счёт новых разработок уроков развития речи, имеющих в основе интегративную и инновационную составляющие. В рамках преподавания русского языка могут быть использованы, разработанные нами конспекты нетрадиционных уроков. Основными методами исследования стали аналитический, сравнительный и описательный… Читать ещё >

Введение. Нетрадиционные уроки развития речи в 5 классе общеобразовательной школы с казахским языком обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Все уроки, как люди, и похожи, и разны, Если к ним приглядеться с различных сторон.

Есть уроки, как светлый и радостный праздник!

Есть другие — как страшный, мучительный сон.

В.Троицкий В Республике Казахстан определены стратегические приоритеты в развитии образования для формирования национальной модели многоуровневого непрерывного образования, интегрированной в мировое пространство и удовлетворяющей потребности личности и общества. Изучение государственного языка и языка межнационального общения, русского языка, занимает в нашей республике одно из важнейших мест, в том числе и в воспитании патриотизма и интернационализма, толерантности, культуры.

«В настоящее время мы принимаем активные меры по созданию условий для того, чтобы наши дети наряду с казахским активно изучали русский и английский языки. Трехъязычие должно поощряться на государственном уровне. К русскому языку и к кириллице мы должны относиться столь же бережно, как к казахскому языку. Всем очевидно, что владение русским языком — это историческое преимущество нашей нации.

Нельзя игнорировать тот факт, что именно посредством русского языка уже на протяжении не одного столетия казахстанцы обретают дополнительные знания, расширяют свой кругозор и круг общения как внутри страны, так и за ее пределами", — утверждает Президент РК Н. А. Назарбаев в своём Послании народу Казахстана: Стратегия «Казахстан-2050». [Цит. по:1]. Основная функция обучения русскому языку — представить русский язык одновременно как систему, как функционирующий механизм и как картину мира, как упорядоченную совокупность знаков, которые передают зафиксированную в них систему знаний об объективной действительности. В Концепции 12-летнего среднего общего образования в Республике Казахстан определена следующая главная цель: «формирование и развитие образованной, творческой, компетентной и конкурентной личности, способной жить в динамично развивающейся среде, готовой к самоактуализации как в своих собственных интересах, так и в интересах общества». 2] Русский язык в Казахстане сохраняет свою информационную ценность и коммуникативную комфортность и в новых условиях, когда современная языковая политика в Казахстане выдвигает на первый план казахский язык как государственный, однако русский язык продолжает стабильно функционировать в качестве официального, поскольку на нем говорит 84,8 процента населения республики. «.прекрасное владение русским — это наше богатство, которое потерять крайне неразумно. Мы говорим и ведем документацию на русском, потому что сегодня этот язык знают все казахстанцы. Поэтому именно русский язык объединяет нашу нацию, всех граждан нашей страны», -подчёркивал в своём выступлении глава государства Нурсултан Абишевич Назарбаев. 3, с. 4] Обучение языку как речевой деятельности предполагает, что выпускники средней школы должны свободно пользоваться устной и письменной речью в разных жизненных ситуациях, владеть различными видами речевой деятельности — грамотно писать, бегло и осознанно читать, хорошо говорить, правильно понимать чужое устное высказывание и уметь слушать. Добиваться планируемых программой результатов обучения удаётся лишь в том случае, если работа по развитию речи пронизывает весь процесс обучения, если знания о языке и речи, которые учащиеся получают, изучая строй языка, используются для формирования речевых умений. Содержание работы по развитию речи составляет, как известно, обучение а) культуре речи и б) связным высказываниям. Для выполнения этих задач необходимо обогащение речи учащихся, обучение выбору языковых средств, написание сочинений, изложений, пересказ и анализ текстов. Основная задача учителей русского языкаэто развитие речи учащихся. Успех работы по развитию речи учащихся во многом определяется методикой изучения грамматики и теми видами упражнений, которые организует учитель на занятиях и при выполнении домашнего задания. 4, с.5−8]. Работа учителя-словесника заставляет искать пути, позволяющие сделать изучение русского языка и литературы интересным и востребованным. Необходимо соответствовать новому времени. В связи с этим возникает необходимость выбора нестандартных форм и методов преподавания русскому языку и литературе в казахских классах в общеобразовательной школе. «Взволновав, заставить задуматься» — вот формула выражения сущности преподавания русского языка и литературы в казахских классах. Современный учитель, ежедневно входящий в класс, твердо знает, что он хочет. Но желание научить своих учеников тому, что знает сам, зависит не столько от наличия знаний у учителя, сколько от умения сделать эти знания достоянием учеников. В процессе обучения важно активное отношение обучающегося к учению. Ребенок — личность, индивидуальность. Раскрыть личность ребенка, помочь её реализации, самовыражению — одна из задач процесса обучения [5, с.4−5]. В нашем дипломном проекте затрагиваются проблемы преподавания уроков в 5 классе общеобразовательной школы с казахским языком обучения. С точки зрения психологии именно переходный период с начального звена в среднее звено, а именно пятый класс является одним из критических периодов в процессе обучения. Возраст детей пятого класса можно назвать переходным, критическим этапом при переходе от младшего школьного возраста непосредственно к младшему подростковому периоду. Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости — главного личностного новообразования младшего подростка. Путь осознания себя сложен, стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех, кто до этого привычно оказывал на ребенка влияние, и в первую очередь — от семьи, от учителей. Внешне это отчуждение зачастую выражается в негативизме — стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам взрослых. Отсюда такое количество конфликтов со взрослыми. При этом негативизм — первичная форма механизма отчуждения, она же является началом поиска подростком собственной уникальности, познания собственного Я. Этому же способствует и ориентированность подростков на установление доверительно-дружеских отношений, усваиваются навыки рефлексии последствий своего или чьего-то поведения, социальные нормы взаимодействия между разными категориями людей, нравственные ценности. Познание другого, похожего на меня дает возможность, как в зеркале, увидеть, сопоставить, проанализировать и понять свои собственные проблемы.

Именно в силу психологической ценности отношений со сверстниками происходит замена ведущей учебной деятельности (что было характерно для младшего школьника) на ведущую деятельность общения. Таким образом, постепенно меняются приоритеты и в стенах школы. Умственная активность подростков высока, но способности будут развиваться только в деятельности, вызывающей положительные эмоции; успех (или неуспех) существенно влияет на мотивацию учения[6, с.154−163]. Известно, что основной целью обучения русскому языку в школе является формирование коммуникативной компетенции, включающей в себя как научную, так и социо-культурную компетенцию, ибо без знания социо-культурного фона нельзя сформировать коммуникативную компетенцию даже в ограниченных пределах. Формирование положительной мотивации должно рассматриваться учителем как специальная задача. Как правило, мотивы связаны с познавательными интересами учащихся, потребностью в овладении новыми знаниями, навыками, умениями. Но первая и естественная потребность обучения — коммуникативность. Для организации благоприятного климата, ориентирующего учащихся на коммуникацию, необходимо выбирать такие формы урока, которые будут стимулировать деятельность учащихся. Для плодотворной и эффективной деятельности учащихся характерны нетрадиционные формы проведения занятий. К таким занятиям следует отнести: урок-спектакль, урок-праздник, урок-экскурсию, видеоурок и т. д. Опыт школьных преподавателей и исследования педагогов-новаторов показали, что нетрадиционные формы проведения уроков поддерживают интерес учащихся к предмету и повышают мотивацию учения. Главным достоинством нетрадиционных форм уроков является развитие и совершенствование социо-культурной компетенции учащихся, расширение по сравнению с базовым уровнем знаний о культурном наследии стран изучаемого языка. Проблема внедрения новых педагогических технологий, которые обычно являются неотъемлемой частью и нетрадиционных уроков, в образовательный процесс в настоящее время настолько актуальна и необходима, так как в наш стремительный век развития нанотехнологий в различных областях науки и производства, требует от подрастающего поколения нестандартного мышления, постоянного поиска новых идей.

Целью данного дипломного проекта является рассмотрение нетрадиционного вида урока развития речи. Поставленная цель привела к рассмотрению следующих задач: — рассмотреть понятие и виды нетрадиционного урока развития речи в 5 классе общеобразовательной школы с казахским языком обучения — определение особенностей организации нетрадиционных уроков развития речи в 5 классе общеобразовательной школы с казахским языком обучения. — методическая разработка нетрадиционных уроков развития речи в 5 классе общеобразовательной школы в школах с казахским языком обучения.

Объектом дипломной работы является образовательный процесс в школе казахским языком обучения в ракурсе организации нетрадиционных уроков русского языка.

Предметом данного дипломной работы являются нетрадиционные уроки развития речи в 5 классе казахской школы.

Научная новизна — расширяется методологическая база обучения русскому языку в казахской школе за счёт новых разработок уроков развития речи, имеющих в основе интегративную и инновационную составляющие. В рамках преподавания русского языка могут быть использованы, разработанные нами конспекты нетрадиционных уроков. Основными методами исследования стали аналитический, сравнительный и описательный.

Методологическая основа. Рассмотрением проблемы развития ребенка в процессе обучения занимались такие ученые как Л. С. Выготский, Е.Н. Кабанова-Миллер, Н. А. Менчинская, И. С. Якиманская, А. И. Власенков. Нами были рассмотрены теоретические и практические работы Климкина Ю. Е С. А. Котельникова, М. И. Крупенникова, М. И. Махмутов, М. Я. Мишлимович. Методика преподавания русского языка — одна из вузовских дисциплин, необходимая будущему учителю в практической деятельности. В настоящее время русский язык изучается как официальный язык, употребляемый наряду с государственным языком, и как язык межнационального общения. Учителю-практику следует всегда помнить, что преподавание русского языка с учетом статуса и его функционирования в государстве имеет свои особенности. Этой позиции придерживались и продолжают придерживаться ученые, в чьих исследованиях представлена методика преподавания русского языка как языка межнациональной культуры, сотрудничества и согласия. Становление и развитие методики преподавания русского языка в Республике Казахстан связано с именами известных ученых Р. Б. Нуртазиной, Е. И. Ривлина, М. А. Глазман, Х. Х. Махмудова, Х. А. Бекмухамедовой, Г. Ф. Гуревич и др. Это педагоги и методисты, заложившие основы теории и практики преподавания русского языка в казахскоязычной аудитории, проработавшие несколько десятилетий над созданием учебников, подготовившие национальные кадры в этой области. В их трудах немало внимания уделялось и проблеме развития русской речи. Современному учителю необходимо знать методы и приемы, виды упражнений, наиболее эффективные для развития речи. Имеющиеся методические идеи и рекомендации позволяют сделать обобщения и определить оптимальные пути в преподавании русского языка.

Структура исследования включает в себя: первый раздел, в которой проанализированы все ключевые понятия темы через психолого-педагогическую и методическую литературу. Первый раздел состоит из четырёх подразделов, второй раздел — из трех подразделов. Практическая часть работы представлена двумя приложениями. Первое приложение — разработки нестандартных уроков развития речи в 5 классе общеобразовательной школы с казахским языком обучения и второе приложение — фотоотчёт об уроках.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой