Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Экспериментальная работа по выявлению детей из неблагополучных семей

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Ответ испытуемого (в виде крестика или другой отметки) может регистрироваться исследователем или самим ребенком непосредственно в бланке стимульного материала методики (нами был выбран именно это вариант) Другой вариант это использование, так называемой, тестовой тетради, которая представляет собой обычный блокнот, где исследователем заблаговременно схематично изображаются тестовые ситуации… Читать ещё >

Экспериментальная работа по выявлению детей из неблагополучных семей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Констатирующий этап эксперимента

Данный эксперимент проводился на базе ГБОУ Гимназия 1504 в 1 классе.

Общее количество испытуемых22 человека.

В качестве материала была использована методика «Фильм-тест» Рене Жиля, которую мы упоминали в прошлой главе.

Методика данного ученого предназначена для исследования структуры конкретно-личностных отношений ребенка с окружающими, а также особенностей социальной приспособляемости ребенка, некоторых его поведенческих характеристик и черт личности. Проективная методика «Фильмтест» была опубликована Р. Жилем в 1959 году и предназначалась для исследования личности ребенка.

Русскоязычная адаптация теста была предложена И. Н. Гильяшевой и Н. Д. Игнатьевой в 1972 году. Она получила дальнейшее распространение как полупроективная визуально-вербальная методика «Фильмтест» Р. Жиля. Тест состоит из 42 картинок с изображением детей или детей и взрослых, а также 17 текстовых заданий, в среднем выполняется ребенком за 15−30 минут. Методика Рене Жиля может быть использована при обследовании детей от 4 до 12 лет.

Методика Р. Жиля позволяет описать достаточно широкий круг социальнопсихологических характеристик ребенка. Психологический материал, характеризующий систему личностных отношений ребенка, можно условно разделить на две большие группы переменных.

  • · Показатели, характеризующие конкретно-личностные эмоциональные отношения ребенка с другими людьми: матерью, отцом, обоими родителями, братьями и сестрами, бабушкой, дедушкой и другими 14 родственниками, другом (подругой), учителем (воспитателем или другими авторитетами для ребенка взрослыми).
  • · Показатели, характеризующие особенности самого ребенка, проявляющиеся в различных его взаимоотношениях: степень любознательности ребенка, стремление к общению в больших группах детей, стремление к доминированию (лидерству) в группе, конфликтность, агрессивность, стремление к уединению, отгороженность от других, а также особенности поведенческого реагирования на фрустрацию в ситуациях взаимодействия

Кроме того, выделяют 13 показателей и соответствующие им 13 шкал:

  • 1. «Отношение к матери»;
  • 2. «Отношение к отцу»;
  • 3. «Отношение к обоим родителям» «(Родители как чета)»;
  • 4. «Отношение к братьям и сестрам»;
  • 5. «Отношение к дедушке и другим родственникам»;
  • 6. «Отношение к другу»;
  • 7. «Отношение к учителю»;
  • 8. «Любознательность»;
  • 9. «Стремление к доминированию»;
  • 10. «Стремление к общению в больших группах детей»; 11."Конфликтность, агрессивность";
  • 12. «Реакция на фрустрацию» «(Социальная адекватность поведения)»; 13."Стремление к уединению, отгороженность" .

Все эти показатели являются взаимосвязанными и образуют единый профиль. Все эти задания тесно переплетены между собой. Таким образом, методика собирает в себе и позволяет оценить широкий круг социальнопсихологических характеристик ребенка, что, без сомнения, является одним из ее важнейших диагностических плюсов.

Методику Рене Жиля высоко оценили многие ученые. Так, например, А. К. Осницкий сам работал по ней и выявлял проблемы ребенка и родителей:

«Методика позволяет выявлять те проблемы, которые возникают в различных ситуациях взаимодействия ребенка с окружающими его людьми. Они в большинстве своем и образуют круг жизненно важных проблем ребенка».

Оригинальный стимульный материал методики насчитывает 69 стандартных картинок, на которых изображены дети, дети и взрослые, а также тестовые задания, направленные на выявление особенностей поведения в разнообразных жизненных ситуациях, актуальных для ребенка. Адаптированный И. Н. Гильяшевой и Н. Д. Игнатьевой вариант (прил. 1) состоит из 42 заданий, 25 из которых — картинки, где изображены дети и взрослые, а также 17 текстовых заданий, направленных на выявление особенностей поведения в разнообразных жизненных ситуациях. Рисунки схематичны, изображают скорее соотношение позиций людей, нежели их эмоциональный настрой, что, по мнению И. Н. Гильяшевой и Н. Д. Игнатьевой, «облегчает идентификацию испытуемого с тем или иным персонажем, позволяет предположить у него любое эмоциональное выражение лица». Все 42 ситуации могут быть содержательно разделены на три группы, соответственно объекту взаимодействия: «ребенок — взрослый» и «ребенок — сверстник», а также смешанная.

«Фильм-тест" — прекраснейший материал для организации беседы и взаимодействия с ребенком. Вместе с традиционными вопросами «Как тебя зовут?», «Сколько тебе лет?» и т. п. ему предлагают посмотреть не совсем обычные, но вполне понятные картинки и просят «указать пальчиком» на какой бы стул он, скорее всего, сел, среди каких ребят он находился бы, как бы он повел себя в такой ситуации и т. д.

Ребенок рассматривает рисунки, читает сам, либо ему зачитывают текстовые задания, отвечает на поставленные к ним вопросы или показывает педагогу, в каком месте, изображенном на картинке, он хотел бы находиться, рассказывает, как он вел бы себя в той или иной, приятной или неприятной для него ситуации.

Методика может использоваться как для индивидуального, так и для группового обследования. В нашем случае исследование носило групповой характер.

Итак, каждая их 42 тестовых ситуаций имеет свою фиксированную инструкцию-задание, на которую ребенку необходимо дать ответ. Однако при определенных объективных обстоятельствах допускается изменение инструкции (перефразирование или объяснение), но делать это надо весьма корректно.

Ответ испытуемого (в виде крестика или другой отметки) может регистрироваться исследователем или самим ребенком непосредственно в бланке стимульного материала методики (нами был выбран именно это вариант) Другой вариант это использование, так называемой, тестовой тетради, которая представляет собой обычный блокнот, где исследователем заблаговременно схематично изображаются тестовые ситуации методики с учетом линейных расстояний и препятствий в виде стула, стола, дерева и т. д. В этом случае ребенок никаких отметок в стимульном материале не делает, а лишь указывает или говорит вслух вариант своего ответа.

Ниже приведена таблица 2, в которой указано, каким образом может осуществляться схематичная маркировка ответов испытуемых в тестовой тетради, а также приведены примеры отнесения ответов к тем или иным шкалам.

После того, как испытуемый в той или иной форме (устно или письменно) ответит на предложенные задания, и они будут зафиксированы в стимульном материале методики или в тестовой тетради, можно приступить к обработке полученных результатов и построению «профиля» системы отношений и личностных особенностей ребенка.

Сразу хочется отметить, что каждое задание методики представляет собой своеобразный сюжет, который должен быть подробно и творчески изучен исследователем с использованием представления об основных изложенных ранее принципах: «проекции» и «символической линейности». Положительно информативными считаются те ситуациизадания, где ребенок выразил свое позитивное отношение и расположил себя в непосредственной близости от предложенной в задании фигуры (то есть рядом).

Как уже отмечалось ранее, две группы показателей, характеризующих систему отношений ребенка и связанных с нею личностных особенностей, образуют 13 шкал. Заполнение шкал положительными выборами производится строго по ключу.

Все полученные материалы нужно заносить в регистрационный лист. В итоге заполнения регистрационного листа экспериментатор получает профиль особенностей системы отношений ребенка и связанных с нею некоторых личностных и поведенческих характеристик испытуемого.

Любое исследование состоит из нескольких этапов. Если в первой части второй главы мы провели констатирующий этап, то далее мы приступим к формирующему этапу исследования и проанализируем полученные результаты.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой