Критериальные задачи как средство организации обратной связи в процессе обучения математике младших школьников
Диссертация
Анализ диссертационных работ, посвященных вопросам организации обратной связи и контроля в обучении, показал, что внимание авторов было уделено также освещению отдельных аспектов: контроль учебной деятельности младших школьников в общедидактическом контексте (А.Б. Воронцов, М.П. Зиновьева), дидактические основы организации обратной связи и ее функциональные особенности (В.В. Дудников, Н. А… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. Теоретические основы организации обратной связи в управлении учебной деятельностью младших школьников при изучении математики
- 1. 1. Понятие, структура и функции управления в обучении
- 1. 2. Сущность и средства обратной связи, используемые в практике обучения математике в начальных классах
- 1. 3. Характеристика основных подходов к управлению учебной деятельностью младших школьников в обучении математике
- Выводы
- ГЛАВА 2. Критериальные задачи как средство организации обратной связи в обучении математике младших школьников
- 2. 1. Место критериальных задач в составе учебной деятельности
- 2. 2. Функциональные особенности и виды критериальных задач
- 2. 3. Основные требования, предъявляемые к конструированию критериальных задач, используемых в обучении математике младших школьников
- Выводы
- ГЛАВА 3. Методические аспекты целенаправленного использования критериальных задач в процессе обучения математике учащихся начальной школы
- 3. 1. Состав деятельности по конструированию и использованию критериальных задач в организации обратной связи
- 3. 2. Организация работы по применению критериальных задач в практике начального обучения школьников математике
- 3. 2. 1. Критериальные задачи как средство организации внутренней обратной связи
- 3. 2. 2. Критериальные задачи как средство развития интеллектуальной сферы личности
- 3. 2. 3. Критериальные задачи как средство обеспечения уровневой дифференциации обучения математике
- 3. 3. Педагогический эксперимент
- Выводы
Список литературы
- Алешина Т.Н., Савинцева Н. В. Тесты как форма контроля // Начальная школа. — 1993. — № 1. — С. 42−44.
- Аргинская И.И., Ивановская Е. И. Математика: Учебник для 3 класса четырехлетней начальной школы. Самара: Корпорация «Федоров», Издательский дом «Федоров», 2001.
- Артемов А.К. Методические основы методики формирования математических умений школьников: Автореф. дисс. док. пед. наук. -Л., 1985.
- Артемов А.К. Обучение математике в первом (втором, третьем) классе. Программа развивающего обучения. Пособие для учителей. — Пенза, 1995 (1996, 1998).
- Артемов А.К. Развивающее обучение математике в начальных классах. -Самара: СГПУ, 1997.
- Артемов А.К., Истомина Н. Б. и др. Теоретические основы методики обучения математике в начальных классах. Воронеж: Ин-т практической психологии, 1996.
- Артемов А.К., Тихонова Н. Б. Основы методического мастерства учителя в обучении математике младших школьников. Учебное пособие для учителей и студентов. Самара: Самарский гос. пед. ун-т, 1999.
- Афанасьев В.Г. Общество, системность, познание и управление. М.: Политиздат, 1981.
- Бабанский Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности М.: Знание, 1981.
- Балл Г. А. О психологическом содержании понятия «задача» // Вопросы психологии. 1970. — № 6. С. 14−19.
- Балл Г. А. Теория учебных задач: Психол-пед. аспект. М.: Педагогика, 1990.
- Бантова М.А., Бельтюкова Г. В. Методика преподавания математики в начальных классах: Учебное пособие для учащихся школьныхотделений пед. училищ. 3-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1984.
- Баринова О.В. Уровневая дифференциация в обучении младших школьников решению текстовых математических задач: Дисс.канд. пед. наук. Саранск, 1999.
- Батий Ю.Ю. Самоконтроль учащихся при выполнении заданий // Начальная школа. 1979. — № 4. — С. 19−21.
- Белкин E. JL, Ефимов В. Н., Новикова Т. В. Основы организации учебного процесса.-М.: 1989.
- Белкин E. JL, Минаев А. Н., Овакимян Ю. О. Технические средства самоконтроля при обучении школьников. Пособие для учителей. — М.: Просвещение, 1968.
- Бельтюкова Г. В. Совершенствование контроля и оценки учебной работы школьника по математике // Начальная школа. 1990. — № 8. — С. 24−27.
- Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М.: Педагогика, 1995.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. — М.: Педагогика, 1989.
- Беспалько В.П. Элементы теории управления процессом обучения. Часть I. М.: Знание, 1970.
- Богоявленский Д.И., Менчинская Н. А. Психология усвоения знаний в школе. М.: АПН РСФСР, 1959.
- Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование: (Лог.-психол. анализ). М.: Мысль, 1979.
- Вапняр Н.Ф. Дифференцированные задания по математике И Начальная школа. 1970. — № 12. — С. 22−26.
- Василевский А.Б. Проблемы дифференцированного обучения математике. Минск: ГПИ, 1989.
- Венецкий И.Г., Кильдеев Н. С. Основы математической статистики. М.: Госстатиздат, 1983.
- Возрастная и педагогическая психология. М.: Просвещение, 1984.
- Возрастные возможности усвоения знаний. М.: Просвещение, 1966.
- Волович М.Б. Наука обучать (технология преподавания математики). -М.: 1995.
- Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников. — М.: АПН РСФСР, 1962.
- Воронцов А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки в учебной деятельности. (Система развивающего обучения Д. Б. Эльконина — В.В. Давыдова): Дисс.. канд. пед. наук. С. — Петербург, 2001.
- Выготский JI.C. Избранные психологические исследования. М.: АПН РСФСР, 1956.
- Габай Т.В. Учебная деятельность и ее средства. М.: Московский ун-т, 1988.
- Гальперин П.Я. К теории программированного обучения. — М.: Просвещение, 1967.
- Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М.: Московский ун-т, 1985.
- Глушков И.К. Изучение нового материала с использованием дифференцированных заданий // Начальная школа. 1992. — № 4. — С.29−33.
- Грабарь М.И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы. -М.: Педагогика, 1977.
- Груденов Я.И. Совершенствование методики работы учителя математики. М.: Педагогика, 1990.
- Гуревич К.М., Горбачева Е. И. Умственное развитие школьников: критерии и нормативы. -М.: Педагогика, 1992.
- Гусев В.А. Психолого-педагогические основы обучения математике. -М.: «Вербум-М», ООО «Издательский центр «Академия», 2003.
- Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М.: Педагогика, 1972.
- Дифференцированные задания для самостоятельной работы учащихся в3 классе на уроках математики. М.: МГИУУ, 1977.
- Дорофеев Г. В., Кузнецова JI.B., Суворова С. Б., Фирсов В. В. Дифференциация в обучении математике // Математика в школе. 1990. — № 4. — С. 15−20.
- Дудников В.В. Функции обратных связей в управлении повышением квалификации педагогов в муниципальных образовательных системах : Дисс.. канд. пед. наук. Самара, 1998.
- Епишева О.Б., Крупич В. И. Учить школьников учиться математике: Формирование приемов учебной деятельности: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1990.
- Жуйков С.Ф. К проблеме дидактики обучаемости школьников // Вопросы психологии. 1971. — № 5. — С. 85−99.
- Зайкин М. И. Математический тренинг: Развиваем комбинационные способности: Кн. для уч-ся 4−7 кл. общеобразоват. учреждений. М.: «Владос», 1996.
- Зак А. З. Развитие умственных способностей младших школьников. — М.: «ВЛАДОС», 1994.
- Захарова А.В. Развитие контроля и оценки в процессе формирования учебной деятельности // Формирование учебной деятельности школьников.-М.: Педагогика, 1982.- С. 107−113.
- Зиновьева М.П. Организация контроля качества учебной деятельности младших школьников: Дисс.. канд. пед. наук. Саратов, 2004.
- Злотникова Ю.Я. Приемы контроля и самоконтроля в математике // Начальная школа. 1970. — № 9. — С. 37−39.
- Зубова С.П. Использование задач для выявления сформированности обобщений // Начальная школа. 1993. — № 5. — С. 24−25.
- Изотова Н.В. Корректирующий контроль как фактор повышения качества обучения. (На материале предметов гуманитарного цикла): Дисс.. канд. пед. наук. Брянск, 2004.
- Ильина Т.А. Педагогика: Курс лекций. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. -М.: Просвещение, 1984.
- Иржавцева В.П., Федченко Л. Я. Систематизация и обобщение знаний учащихся в процессе изучения математики. — Киев.: Радянська школа, 1988.
- Истомина Н.Б. Активизация учащихся на уроках математики в начальных классах: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1985.
- Истомина Н.Б. Математика 1−3. М.: Новая школа, 1996−2000.
- Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах. — М.: Линка-Пресс, 1997.
- Кабанова Меллер Е. Н. Учебная деятельность и развивающее обучение. -М.: Знание, 1981.
- Кабанова-Меллер Е. Н. Психология формирования знаний и навыков. — М.: Педагогика, 1982.
- Казанский Н. Г. Назарова Т.С. Учебный процесс в младших классах школы и его принципы. Учебно-методическое пособие. Л.: Педагогика, 1973.
- Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. — М.: Педагогика, 1981.
- Калмыкова З.И. Психологические принципы развивающего обучения. -М.: Знание, 1979.
- Камышева Н.Н. Пособие для самоконтроля на уроках математики // Начальная школа. 1982. — № 9. — С. 29−32.
- Капиносов А.Н. Уровневая дифференциация при обучении математике // Математика в школе. 1990. — № 5. — С. 16−19.
- Караваева И.А. Валидность тестовых педагогических измерителей как средство повышения объективности контроля обученности: Дисс.. канд. пед. наук. Ижевск, 2003.
- Качество знаний учащихся и пути его совершенствования. М.: Знание, 1978.
- Квашко Л.П. Тестовая проверка уровня усвоения знаний // Математика в школе. 1994. — № 4. — С. 49−53.
- Клекович Г. А., Максютин А. А. О системе учебных задач по математике / Проблемы математического образования и культуры: Сборник тезисов Международной научной конференции. Тольятти, Тольяттинский гос. ун-т, 2003. — С. 84−85.
- Колягин Ю.М. Задачи в обучении математике. 4.1 и 2. — М.: Просвещение, 1977.
- Колягин Ю.М. Задачи в обучении математике. Обучение математике через задачи и обучение решению задач. М.: Просвещение, 1977.
- Колягин Ю.М., Шалева Л. Б. О неиспользованных возможностях итогового контроля знаний учащихся по математике // Начальная школа. 1993.- № 4.-С. 41−45.
- Концепция математического образования (в двенадцатилетней школе) // Математика в школе. 2000. — № 2. — С. 13−18.
- Кочетов А.И. Педагогическая диагностика в школе. Минск: Народная Асвета, 1987.
- Крупич В.И. Теоретические основы обучения решению школьных математических задач. -М.: Прометей, 1995.
- Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников. -М.: Просвещение, 1968.
- Кузнецов В.И. Контроль и самоконтроль важные условия формирования учебных навыков // Начальная школа. — 1986. — № 2. -С. 22−25.
- Лабораторные и практические работы по методике преподавания математики: Учеб. пособие для студентов физ.-мат. спец. пед. ин-тов / Е. И. Лященко, К. В. Зобкова, Т. Ф. Кириченко и др. М.: Просвещение, 1988.
- Ланда Л.Н. Алгоритмизация в обучении. М.: Просвещение, 1966.
- Леонтьев А.А. Технология развивающего обучения: Некоторые соображения // «Школа 2000.» Концепции. Программы. Технологии. Вып. 2.-М.: Баласс, 1998. С. 11−20.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Просвещение, 1975.
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. — Т. 2. М.: Педагогика, 1983.
- Лернер И.Я. Начала кибернетики. М.: Знание, 1967.
- Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М.: Знание, 1980.-С. 61−65.
- Лернер И.Я. Учебный предмет, тема, урок. М.: Педагогика, 1988.
- Лында А.С. Дидактические основы формирования самоконтроля в процессе самостоятельной учебной работы учащихся. М.: Высшая школа, 1979.
- Львовский В.А. Психологические требования к контролю и оценке знаний школьников // Проблемы психодиагностики, обучения и развития школьников. Сб. научных трудов. -М.: 1985. С. 12−21.
- Манвелов С.Г. Задания по математике на развитие самоконтроля учащихся. -М.: Просвещение, 1997.
- Марданов Д.Р. Педагогические условия эффективного контроля процесса подготовки специалиста в системе автоматизированногообучения: Дисс.. канд. пед. наук. Казань, 1999.
- Математика. 3 класс. Поурочные планы по учебнику М. И. Моро и др. «Математика. 3 класс», 2002. Часть 2 / Сост. Е. А. Коростина. М.: 2003. — С. 21−26.
- Математика. Учеб. для 3 кл. нач. шк. В 2 ч./ М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова и др. 3-е изд. — М.: Просвещение, 2002.
- Матрос Д., Мельникова Н., Полев Д. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга// Народное образование. 2000. — № 8. — С. 75−85.
- Махмутов М.И. Современный урок: Вопросы теории. М.: Педагогика, 1985.
- Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника. -М.: Педагогика, 1989.
- Методика начального обучения математике: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1972. — С. 41−44.
- Миганова Е.Ю. Методика конструирования систем учебных математических задач (на примере курса геометрии педвуза): Учеб. пособие для студ. мат. спец. пед. вузов. — Арзамас: Арзамасский гос. пед. ин-т, 2001.
- Миндюк М.Б. Разноуровневые дидактические материалы по алгебре. 7 класс.-М.: «Генжер», 1995.
- Монахов В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. Волгоград: Перемена, 1995.
- Мор Г. Я. Формирование самоконтроля // Начальная школа. 1988.- № 10.-С. 33−36.
- Моро М.И., Бантова М. А., Математика: Учебник для 2 класса трехлетней начальной школы. -М.: Просвещение, 1993.
- Моро М.И., Пышкало A.M. Методика обучения математике в 1−3 классах. -М.: Просвещение, 1982.
- Морозова Т.Ю. Обработка данных в табличном процессоре: Сборникзадач. Луганск: Восточноукраинский нац. ун-т им. В. Даля, 2003.
- Надеина Н.В. Формирование положительной мотивации учения в ходе дидактического контроля. (На примере средних специальных учебных заведений): Дисс.. канд. пед. наук. Майкоп, 2003.
- Некрасова О.А. Прием поиска логических основ условий текстовых математических задач в составе творческой деятельности учащихся // Начальная школа плюс До и После. 2003. — № 3. — С. 39−43.
- Некрасова О.А. Роль критериальных задач в формировании приемов эвристической деятельности у младших школьников // Начальная школа плюс До и После. 2004. — № 7. — С. 24−30.
- Некрасова О.А. Управление учебной деятельностью школьников на основе использования задачного подхода в обучении математике // Актуальные проблемы подготовки будущего учителя математики. Межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 6. / Под ред. Ю.А.
- Дробышева и И. В. Дробышевой. Калуга: Изд-во КГПУ им. К. Э. Циолковского, 2004. — С 156−159.
- Нешков К.И., Семушин А. Д. Функции задач в обучении // Математика в школе. 1971. — № 3. С. 4−7.
- Никифоров Г. С. Самоконтроль человека. — Л.: Издательство Ленинградского университета, 1989.
- Новая философская энциклопедия. М., «Мысль», 2001 (в четырех томах, том 4).
- Новичкова Т.Ю. Теория и методика использования тестов в обучении математике учащихся общеобразовательных учреждений : Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Саранск, 2004.
- Обучение и развитие: Экспериментально-педагогическое исследование. -М.: Педагогика, 1975.
- Педагогика. Учебное пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей. -М.: Педагогич. общество России, 1998.
- Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / С. А. Смирнов, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов и др.- Под ред. С. А. Смирнова. 4-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2001.
- Перовский Е.И. Проверка и оценка знаний в средней школе. — М.: Педагогика, 1958.
- Петерсон Л.Г. Математика 1−3. Учебник по математике для 1−3 классов. -М.: XXI век, 2000.
- Планирование обязательных результатов обучения математике / Л. О. Денищева, Л. В. Кузнецова, И. А. Лурье и др.- Сост. В. В. Фирсов М.:1. Просвещение, 1989.
- Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения.
- Полонский В.М. Оценка знаний школьников. М.: Знание, 1981. — 96 с. — (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология», № 4).
- Полякова А.В. Усвоение знаний и развитие младших школьников. М.: Просвещение, 1978.
- Программно-методические материалы. Математика. Начальная школа / Сост. И. А. Петрова, Е. О. Яременко. 3-е изд., перераб. — М.: Дрофа, 2000.
- Психологическое развитие младших школьников: Экспериментальное психологическое исследование- Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1990.
- Психологический словарь. — М.: Изд-во полит, лит-ры, 1990.
- Пятин В.А. Управление педагогическим процессом в современной школе: (Вопросы теории и методики) / Учеб. пособие. М., 1986.
- Раев А.И. Некоторые направления развития младшего школьника как субъекта учебной деятельности //Формирование младшего школьника как субъекта учебной деятельности. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1990.-С. 68−93.
- Раев А.И. Управление умственной деятельностью младшего школьника: Учебное пособие. — Л.: Изд-во ЛГПК, 1976.
- Развитие младших школьников в процессе усвоения знаний. — М.: Просвещение, 1983.
- Регуш Л.А. Прогностическая способность учителя и ее диагностика. Учебное пособие к спецкурсу. Л.: ЛГПИ, 1989.
- Репкин В.В. Развивающее обучение и учебная деятельность. — Рига, 1992.
- Репкина Г. В., Заика Е. В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности Томск: Пеленг, 1993.
- Родионов М.А. Формирование поисковой мотивации в процессе обучения математике: Учебное пособие для студентов и учителей. — Пенза: Пензенский гос. пед. ун-т, 2001.
- Родионов М.А., Садовников Н. В. Взаимосвязь теоретических и практических аспектов использования задач в обучении математике: Пособие для учителей и студентов. — Пенза: ГНМЦ, 1997.
- Родионов М.А., Садовников Н. В. Математические задачи и их развивающая роль (рекомендации по методике преподавания математики для студентов и учителей математики).- Пенза: 111'ПИ, 1994.
- Рожинова Л.Н. Актуальные проблемы дифференцированного обучения. М.: Народное образование, 1992.
- Российская педагогическая энциклопедия. М.: «Большая российскаяэнциклопедия», 1999, (в двух томах, том 2).
- Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии: В 2 т. Т 2. М.: Просвещение, 1989.
- Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. -М.: Педагогика, 1987.
- Рыжик В.И. Формирование потребности в самоконтроле при обучении математике // Математика в школе. 1980. — № 3. — С. 26−29.
- Сайлыбаев Б.А. Содержание и организация урока математики в начальных классах с учетом возрастных особенностей младших школьников. Дисс. канд. пед. наук. -М.: 1991.
- Салмина Н.Г., Сохина В. П. Обучение математике в начальной школе. -М.: Педагогика, 1975.
- Салмина О.А. Система промежуточного контроля как измеритель образовательных достижений учащихся по физике в основной школе : Дисс.. канд. пед. наук. Москва, 2003.
- СаранцевГ.И. Методология методики обучения математики.— Саранск: Красный Октябрь, 2001.
- Саранцев Г. И. Общая методика преподавания математики: Учебное пособие для студентов мат. спец. пед. вузов и университетов. Саранск: Красный Октябрь, 1999.
- Саранцев Г. И. Теория и методика обучения математике: состояние, проблемы // Математическое образование: Традиции и современность. Тезисы федеральной научно-практической конференции. — Н. Новгород, 1997. -С.6−7.
- Саранцев Г. И. Упражнения в обучении математике.— М.: Просвещение, 1995.
- Саранцев Г. И., Королькова И. Г. Примеры многовариантных самостоятельных работ // Математика в школе. 1994. — № 4. — С. 20−22.
- Саранцев Г. И. Миганова Е.Ю. Функции задач в процессе обучения // Педагогика. 2001. — № 9. — С. 19−24.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. -М.: Народное образование, 1998.
- Скаткин М.И. Совершенствование процесса обучения. -М.: Педагогика, 1971.
- Скотникова Н.М. Дифференцированная зачетная система контроля и оценки деятельности учащихся 5−6 классов при обучении математике : Дисс.. канд. пед. наук. С.-Петербург, 1998.
- Скрыльникова Е. В. Компьютерные средства контроля знаний по математике в школе: Дисс.. канд. пед. наук. Москва, 2000.
- Сластенин В.А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Общая педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений: В 2 ч. М.: ВЛАДОС, 2002.
- Слепкань З.И. Психолого-педагогические основы обучения математике. -Киев: Высшая школа, 1983.
- Слепухин А.В. Использование новых информационных технологий для контроля и коррекции знаний учащихся по математике: Дисс.. канд. пед. наук. Екатеринбург, 1999.
- Соболева Н.А. Дидактическое конструирование обратных связей в управлении учебным процессом в специализированном общеобразовательном учреждении физико-математического профиля : Дисс.. канд. пед. наук. Самара, 2000.
- Солобуто Е.А. Применение педагогических программных средств для контроля знаний и умений учащихся в преподавании математики: Дисс.. канд. пед. наук. Москва, 1998.
- Соснина Г. М. Формирование самоконтроля в процессе овладения первоклассниками умением решать простые арифметические задачи: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Ленинград, 1979.
- Средства обучения математике в начальных классах: пособие для учителя / Сост. М. И. Моро, A.M. Пышкало. М.: Просвещение, 1981.
- Средства обучения математике: Сб. статей / Сост. A.M. Пышкало. М.: Просвещение, 1980.
- Стандарт начального общего образования по математике / Федеральный компонент государственного стандарта общего образования // Вестник образования России. 2004. — № 12. — С. 48−51.
- Стойлова Л.П. Математика: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений.-М.: «Академия», 1998.
- Столяр А.А. Педагогика математики. Минск, «Вышейшая школа», 1986.
- Стрюков Г. А. Стандартизация уровня подготовки и оценивания знаний учащихся // Педагогика. 1995. — № 6. — С. 12−17.
- Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. — М.: МГУ, 1975.
- Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. М.: Просвещение, 1988.
- Тарасов Л.В., Тарасова В. Н. Математика 1−4. М.: Авангард, 1996.
- Теоретические основы обучения математике в средней школе: учебное пособие / Т. А. Иванова, Е. Н. Перевощикова, Т. П. Григорьева, Л.И. Кузнецова- Под ред. проф. Т. А. Ивановой. — Н. Новгород: НГПУ, 2003.
- Тихонова Н.Б. Задачи в развивающем обучении математике // Начальная школа. 1998. — № 7. — С. 19−22.
- Тухман И.В. Развитие самоконтроля в учебной деятельности младших школьников//Начальная школа. 2004. -№ 2.-С. 35−38.
- Тюняева Т.В. Профессиональная подготовка студентов к осуществлению педагогического контроля в процессе обучения : Дисс.. канд. пед. наук. Москва, 1998.
- Усова А.В., Бобров А. А. Формирование у учащихся учебных умений. — М.: Знание, 1987.
- Утеева Р.А. Теоретические основы организации учебной деятельности учащихся при дифференцированном обучении математике в средней школе: Дисс. .докт. пед. наук. — Москва, 1998.
- Уткина Н.Г., Пышкало A.M. Сборник упражнений и проверочных работпо математике. 1−3 кл. Пособие для учителя. М.: Педагогика, 1978.
- Уткина Н.Г., Улитина Н. В., Юдачева Т. В. Дидактический материал по математике для 2 класса трехлетней, 2 и 3 класса четырехлетней начальной школы. Пособие для учащихся. — М.: АРКТИ, 2000.
- Формирование учебной деятельности школьников. М.: Педагогика, 1999.
- Фридман JI.M. Логико-психологический анализ школьных учебных задач. — М.: Педагогика, 1997.
- Фридман Л.М. Психолого-педагогические основы обучения математике в школе: Учителю математики о педагогической психологии. М.: Просвещение, 1983.
- Фридман Л.М. Теоретические основы методики обучения математике: Пособие для учителей, методистов и студентов педагогических высших учебных заведений. М., 1998.
- Шабалина З.П. Дифференцированный подход в обучении младших школьников И Начальная школа. — 1990. № 6. — С. 81−85.
- Шамова Т.И. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, 1982.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: ВЛАДОС, 1995.
- Эрдниев П.М. Обучение математике в начальных классах. М.: «Столетие», 1995.
- Эрдниев П.М. Развитие навыков самоконтроля в обучении математике. — М., 1957.
- Эрдниев П.М., Эрдниев Б. П. Теория и методика обучения математике в начальной школе. — М.: Просвещение, 1983.
- Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе М.: Педагогика, 1996.