Методика обучения видам русского глагола в венгерской аудитории
![Диссертация: Методика обучения видам русского глагола в венгерской аудитории](https://westud.ru/work/3434235/cover.png)
Диссертация
При обучении видам глаголов и разработке систем упражнений рассматриваются определённые принципы и технологии. Задача методиста, автора учебных материалов — использовать весь имеющийся опыт и на этой основе создать чёткую, логичную схему видовых значений и разработать систему упражнений, обращая внимание больше всего на выделение ориентиров, сигналов, указывающих на использование того или иного… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. Категория вида глагола в «классической» русской грамматике и грамматике РКИ
- 1. 1. Краткий исторический обзор лингвистических исследований по русскому глагольному виду
- 1. 2. Современные подходы к пониманию категории вида русских глаголов
- 1. 2. 1. Вид глагола как морфологическая категория
- 1. 2. 2. Вид глагола и способы глагольного действия
- 1. 2. 3. Предельность/ непредельность глагола
- 1. 2. 4. Частные видовые значения русских глаголов
- 1. 2. 5. Нейтрализация видового противопоставления и конкуренция видов
- 2. 1. Обзор научных исследований по видам глагола в венгерском языке
- 2. 2. Видовые значения венгерских глаголов
- 2. 2. 1. Несовершенный вид
- 2. 2. 2. Совершенный вид
- 2. 2. 3. Функция приставок в венгерской видовой системе
- 2. 3. Способы передачи видовых значений русского глагола в венгерском языке
- 2. 4. Трудные случаи усвоения видов русского глагола для венгерских учащихся
- 3. 1. Методика подготовки и проведения эксперимента
- 3. 2. Анализ проведенного эксперимента. Сравнение прогнозируемых и полученных результатов
- 4. 1. История преподавания русского языка в Венгрии. Краткий обзор
- 4. 2. Требование к организации учебного процесса при формировании коммуникативной компетенции
- 4. 3. Существующие подходы к системе упражнений
- 4. 3. 1. Проблемы создания общей системы упражнений в методике обучения иностранным языкам и РКИ
- 4. 3. 2. Грамматические упражнения: существующие подходы и классификации
- 4. 3. 3. Разработки упражнений в методической литературе и учебниках по обучению видам глагола
- 4. 4. Основы системы упражнений для обучения видам глагола в венгерской аудитории
Список литературы
- Авилова Н.С. Вид глагола и семантика глагольного слова. М.: Наука, 1976.-327 с.
- Авилова Н.С. Спорные вопросы теории вида глагола в советском языкознании // Русский язык за рубежом. М., 1975. — № 4. С. 55−61.
- Агрелль С. О способах действия польского глагола // В кн.: Вопросы глагольного вида. М.: Изд-во иностр. лит., 1962. — с.35−38.
- Азимов Э.Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Изд-во ИКАР, 2009. — 448 с.
- Артемев В.А. Курс лекций по психологии. Харьков: Изд-во Харковского университета, 1958.-421 с.
- Артемов В.А. Психологии обучения иностранным языкам. М.: Просвещение, 1969. — 279 с.
- Бакони И. Преподавание русского языка в Венгрии: базовое, профессиональное, деловое (история, современнаое состояние, перспективы). Дьёр-Будапешт, 2000. — 191 с.
- Барентсен А. Признак «секвентная связь» и видовое противопоставление в русском языке //Типология вида: проблемы, поиски, решения. М.: Школа «Языки русской культуры», 1998. — С. 43−58.
- Бархударова Е.Л. Грамматические ошибки венгерских учащихся в русской речи в связы с некоторыми особенностями грамматического строя русского языкав сопоставлении с венгерским // IV. 1991. С. 377−384.
- Беликова Л.Г., Шутова Т. А. Русский язык. Первые шагы. 4.2. Учебное пособие. СПб.: «МИРС», 2010. — 296 с.
- Беляев Б.В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам. М.: Просвещение, 1965. — 227 с.
- Беляева Г. В., Сивенко JI.C., Шипицо JI.B. Пишем правильно: пособие по письму и письменной речи. Начальный этап обучения. 2-е изд. М.: Русский язык. Курсы, 2011. — 328 с.
- Бим И. Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе: Проблемы и перспективы. М.: Просвещение, 1988. — 256 с.
- Болла К., Палл Э., Папп Ф. Курс современного русского языка. -Budapest: Tankonyvkiado, 1990. 669 p.
- Бондарко A.B. Вид и время русского глагола. (Значение и употребление). Пособие для студентов. М.: Просвещение, 1971. -239 с.
- Бондарко A.B. Принципы функциональной грамматикии вопросы аспектологии. Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1983. — 208 с.
- Бондарко A.B. Проблемы грамматической семантики и русской аспекталогии. СПб.: С.-Петерб. гос.ун.т, 1996. — 218 с.
- Бондарко A.B., Буланин Л. Л. Русский глагол. Пособие для студентов и учителей / Под ред. проф. Ю. С. Маслова. Л.: Просвещение, Ленингр. отд-ние, 1967. — 192 с.
- Борисова Е.Г. Ответы на вопросы анкеты аспектологического семинара филологического факультета МГУ / Е. Г. Борисова // Труды аспектологического семинара филологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. М.: Изд-во МГУ, 1997. — Т. 2. — С. 146−148.
- Бурнисса А. Лингводидактические основы обучения виду русского глагола арабских студентов-филологов на начальном этапе. Дисс.. канд. педагог, наук. М., 2005. — 297 с.
- Видыглагола.-М., 1992.-32 с.
- Виноградов В.В. Русский язык: грамматическое учение о слове / Под.ред. В. В. Виноградова. Изд. 2-е. М.: Высшая школа. 1972. — 601 с.
- Виноградов В.В. Русский язык (Грамматическое учение о слове) / Под. ред. Г. А. Золотовой. 4-е изд. М.: Рус.яз. 2001. — 720 с. Электронныйресурс. URL: http://www.twirpx.com/file/482 560/ (дата обращения: 12.03.2012).
- Власова Н.С. Методические разработки по видам глагола для подготовительных факультетов. М., 1977. — 46 с.
- Вохмина JI.JI. Хочешь говорить говори. 300 упражнений по обучению устной речи. — М.: Рус.яз., 1993. — 173 с.
- Вятютнев М.Н. Теория учебника русского языка как иностранного (методические основы). М.: Русский язык, 1984. — 144 с.
- Гак В. Г. Межъязыковые сопоставление и преподавания иностранного языка // Иностранные языки в школе. М., 1979. № 3. — С. 3−11.
- Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. -М.: АРКТИ-ГЛОССА, 2000. 156 с.
- Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. 3-е изд. М.: «Академия», 2006. — 336 с.
- Гез Н. И. Система упражнений и последовательность развития речевых умений и навыков // Иностранные языки в школе. М., 1969. № 6. — С. 29−39.
- Гиро-Вебер М. Вид и семантика русского глагола // Вопросы языкознания. М., 1990. № 2. — С. 102−112.
- Гловинская М.Я. Семантические типы видовых противопоставлений русского глагола. М.: АН СССР Инст.рус.яз., 1982. — 155 с.
- Гловинская М.Я. Инвариант совершенного вида в русском языке // Типология вида: Проблемы, поиски, решения / Под. ред. М. Ю. Чертковой. М.: Шк. Яз. Рус. Культуры, 1998. — С. 125−134.
- Гловинская М.Я. Еще раз к вопросу об инвариантах совершенного и несовершенного вида // Труды аспектологического семинара филологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. Т. 1. — М., 1998.-255 с.
- Грузинская И.А. К вопросу о методике навыка понимания текста без перевода // Иностранный язык в школе. М., 1936. № 6 — С. 17−20.
- Грузинская И.А. Методика преподавания английского языка в средней школе. Изд. 5-е. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1947. — 222 с.
- Гурвич П.Б. Программирование коммуникативных упражнений для развития устной речи // Иностранные языки в школе. М., 1967. № 2. -С. 32−42.
- Гуревич В.В. Модальность и семантика глагольного вида // Вопросы языкознания. М., 2000. № 2. — С. 71−78.
- Гуревич В.В. Глагольный вид в русском языке: значение и употребление. Учебное пособие для иностранцев, изучающих русский язык. М.: Наука-Флинта, 2008. — 222 с.
- Дежё J1. Типологическая характеристика русской грамматики в сопоставлении с венгерской. Будапешт, 1984. — 263 с.
- Зализняк A.A. Русское именное словоизменение : С прил. избр. работ по соврем, рус. яз. и общему языкознанию. М.: Яз. славян, культуры 2002. — 748 с.
- Зализняк Анна А., Шмелёв А. Д. Введение в русскую аспекталогию. -М.: Язык русской культуры, 2000. 221 с.
- Зализняк Анна А., Шмелёв А. Д. Лекции по русской аспекталогии. -Munchen, Sagner. 1997. 152 с.
- Зельдович Г. М. Семантика и прагматика Совершенного вида в русском языке // Вопросы языкознания. М., 2002. № 3. — С. 30−61.
- Зимняя И.А. Психология обучения неродному языку (на материале русского языка как иностранного). М.: Русский язык, 1989. — 219 с.
- Золотова Г. А. Категория времени и вида с точки зрения текста // Вопросы языкознания. М., 2002. № 3. — С. 8−29.
- Изаренков Д.И. Аппарат упражнений в системном описании // Русский язык за рубежом. М., 1994. № 1. — С. 77−85.
- Иевлева З.Н. Методика преподавания грамматики в практическом курсе русского языка для иностранцев. М.: Русский язык, 1981. — 144 с.
- Иевлева З.Н. Обучение грамматическим средствам общения // Практическая методика обучения русскому языку как иностранному / Под. ред. А. Н. Щукина. М.: Русский язык, 2003. — С. 46−63.
- Ильин М.С. Основы теории упражнений по иностранному языку. М.: Педагогика, 1975. — 151 с.
- Камынина A.A. Современный русский язык. Морфология. М.: Изд-во МГУ, 1999.-240 с.
- Капитонова Т.И., Щукин А. Н. Современные методы обучения русскому языку иностранцев. 2. е изд., перераб. и доп. М.: Русский язык. 1987. -230 с.
- Караванов A.A. Виды русского глагола: теоретическое и практическое пособие по употреблению видов русского глагола. М., 1992. — 52 с.
- Караванов A.A. Виды русского глагола: значение и употребление. Практическое пособие для иностранцев, изучающих русский язык. 2-е изд. М.: Русский язык курсы, 2004. — 177 с.
- Карпухин С.А. Семантика русского глагольного вида. Изд. 2-е, исп. и доп. Самара, 2011. Электронный ресурс. — URL: http://dls.samsu.ru/docs/ofernio/diss-karpuhin.htrn (дата обращения: 15.02.2013).
- Карцевский С.И. Из лингвистического наследия. Т. 2. — М., 2004. -296 с.
- Ким Н. Е. Обучение виду русского глагола корейских студентов на филолгическом факультете. Дисс.. канд. педагог, наук. М., 2004. -183 с.
- Корректировочный курс русского языка для преподавателей-руссистов из ВНР / Г. Л. Скворцова, Т. К. Вострецова, В. В. Дронов, Р. В. Богомазова, H.A. Коняхина, Т. Г. Беженцева. М.: Русский язык, 1981. — 144 с.
- Костомаров В.Г. Несколько слов по поводу «грамматических упражнений» // В кн. Как подготовить интересный урок иностранного языка / Под ред. Т. А. Дегтяревой. М.: Изд-во ВПШ при ЦК КПСС, 1963.-С. 48−60.
- Костомаров В.Г., Митрофанова О. Д. Методика преподавания русского языка как иностранного. М.: Русский язык, 1990. — 266 с.
- Костомаров В.Г., Половникова В. И., Шведова Л. Н. Русский язык для иностранных студентов. 4-е изд., испр. М.: Русский язык, 1987. — 382 с.
- Крекич Й. Педагогическая грамматика русского глагола. Семантика и прагматика. Szeged: JGYTF Kiado, 1997. — 190 p.
- Лапидус Б.А. Типология упражнений: дискуссия продолжается // Иностранные языки высшей школе. М., 1979. Вып. 14. — С. 24−38.
- Ласкарева Е.Р. Чистая грамматика. 4-е изд. СПб.: Златоустб 2010. -336 с.
- Лебедева Г. Ф. Упражнения на употребление видов глагола. М.: Изд-во МГУ, 1964.- 111 с.
- Леонтев A.A. Актуальные проблемы русского языка как иностранного. Методика. М., 1975. — Вып.2. — 39 с.
- Леонтев A.A. Аспектность и комплексность в обучении // Практическая методика обучения русскому языку как иностранному / Под. ред. А. Н. Щукина. М.: Русский язык, 2003. — С. 16−18.
- Леонтев A.A. Универсально-сопоставительное изучение языков и описание языков в учебных целях // Лингвистические и методические проблемы преподавания русского языка как неродного. М.: Наука, 1987.-С. 5−11.
- Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцева. -М.: Сов. энцикл., 1990. 682 с.
- Лобанова H.A. Употребление видов глагола (Упражнения для работы с магнитафоном). М.: Изд-во МГУ, 1975. — 83 с.
- Лобанова H.A., Степанова Л. В. Употребление видов глагола. Устные упражнения. М.: Изд-во МГУ, 1973. — 70 с.
- Ломов A.M. Полевой анализ и преподавание вида в иноязычной аудитории // Вопросы преподавания русского языка иностранным учащимся. Воронеж, 1976. — С. 54−58.
- Ломоносов М.В. Российская грамматика. Т.7. — М.-Л., 1952. — 414 с.
- Мазон А. Вид в славянских языках: (Принципы и проблемы). М.: Изд-во АН СССР, 1963.-33 с.
- Майтинская К. Е. Венгерский язык. 4.1. Введение. Фонетика. Морфология. М., 1955. — 305 с.
- Майтинская К. Е. Историко-сопостовительная морфология финнугорских языков. М., 1979. — 264 с.
- Маслов Ю.С. Очерки по аспектологии. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1984.-263 с.
- Маслов Ю.С. Избранные труды: Аспектология. Общее языкознание. / Сост. и ред. A.B. Бондарко, Т. А. Майсак, В. А. Плунгян. М.: Языки славянской культуры, 2004. — 840 с. Электронный ресурс. — URL: Мр://шшш^1фх.сотЯПе/426 333/ (дата обращения: 10.04.2012).
- Методика преподавания русского языка в школе: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. М. Т. Баранова. М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 368 с.
- Методика преподавания русского языка как иностранного для зарубежных филологов-русистов (включенное обучение) / Под ред. А. Н. Щукина. М.: Русский язык, 1990. — 231 с.
- Методические рекомендации к курсу «Методика преподавания русского языка как иностранного на начальном этапе обучения». М.: МПГУ, 1983.-Ч. 1.-95 с.
- Методические рекомендации по проведению экспериментальной работы в национальных группах педвузов / Сост.: Городилова Г. Г., Атабеков Р. Д., Елебесова С. А. и др. М., 1986. — 23 с.
- Мете H.A. Трудные аспекты русской грамматики для иностранцев. М., 2004.- 190 с.
- Мете H.A. Грамматика в тренировочных упражнениях: пособие по русскому языку для иностранцев. М., 2009. — 92 с.
- Мете H.A. Урок по теме виды глагола в русском языке // Методическая мастерская. Образцы уроков по русскому языку как иностранному / Н. Б. Битехтина, Г. В. Горбаневская, Н. В. Доменко и др. М.: Русский язык. Курсы, 2010.-С. 42−65.
- Милерян Е.А. Психология формирования общетрудовых политехнических умений. М.: Педагогика, 1973. — 300 с.
- Милославский И.Г. Краткая практическая грамматика русского языка. -М.: Русский язык, 1987. 298 с.
- Милославский И.Г. Морфологические категории современного русского языка. М.: Просвещение, 1981. — 254 с.
- Милославский И.Г. Вопросы аспектологии в пассивной и активной грамматике русского языка // Русский язык за рубежом. 1988. № 6. — С. 53−59.
- Мироблюдов A.A. Методика обучения иностранным языкам как педагогическая наука: Методические рекомендации. М., 1983. — 21 с.
- Митрофанова О.Д. Оснавные положения обучения русскому языку // Методика / Под. ред. A.A. Леонтева, Т. А. Королевой. Изд. 3-е. М., 1982.-С. 11−20.
- Митрофанова О.Д. О методических и психологических требованиях к системе упражнений по русскому языку // Русский язык для студентов иностранцев. 1972. № 12. — С. 5−14.
- Молчановский В.В. Преподаватель русского языка как иностранного. Опыт системно-функционального анализа. М., 1998. — 320 с.
- Морозов В.Э. Глагольный вид в русском языке и в русской речи. М.: Гильдия мастеров. Печатный салон, 2000. — 196 с.
- Морозов В.Э. Грамматическая категория вида русского глагола и ее функционирование в коммуникативном акте. Автореферат дисс. доктора филол. наук. М.: Институт русского языка им. A.C. Пушкина, 2003. -49 с.
- Муравьева Л.С. О преподавании русского глагола // Русский язык за рубежом. 1968. № 2. — С. 90−95.
- Нечаева А.И. Лингвистические основы обучения русской аспектуальности в вузе. Ульяновск: Изд-во Средневолж. науч. центра, 1996.- 111 с.
- Нечаева А.И. Система обучения иностранных студентов-филологов использованиювидов глагола в русской речи: Дисс.. д-ра пед. наук. -Уляновск, 1998.-319 с.
- Нечаева А.И. Употребление видов русского глагола. Сборник упражнений. Ташкент: Укитувчи, 1990. — 134 с.
- Образование в поисках человеческих смыслов / Под ред. Член-кор РАО Е. В. Бондаревской. Ростов-на-Дону: Изд-во РГПУ, 1995. — 216 с.
- Обучение русской грамматике иностранцев на начальном этапе. 3-е изд., испр. -М.: Русский язык, 1987. 143 с.
- Общая методика обучения иностранным языкам: Хрестоматия. / Сост. A.A. Леонтьев. М.: Русский язык, 1991. — 360 с.
- Ш. Осипова И. Ключ. Учебник русского языка для начинающих. Вр., 2010.-204 с.
- Осипова И. Ключ. Рабочая тетрадь. Вр., 2010. — 48 с.
- Осипова И. Ключ 2. Учебник русского языка для продолжающих. Вр., 2011.-232 с.
- Осипова И. Ключ 2. Рабочая тетрадь. Вр., 2010.- 100 с.
- Остапенко В.И. Обучение русской грамматике иностранцев на начальном этапе. -М.: Рус.яз., 1983. 145 с.
- Падучева Е.В. Семантические исследования: Семантика времени и вида в русском языке. Семантика нарратива. М.: Школа Языки русской культуры, 1996. — 464 с.
- Падучева Е.В. Семантика вида и точка отсчета: (В поисках инварианта видового значения). М.: Ан. СССР. Сер. Лит и яз., 1986. — Т. 45. — № 5. -С. 41324.
- Падучева E.B. К семантике несовршенного вида в русском языке: общефактическое и акциональное значение // Вопросы языкознания. 1991. -№ 6. -С. 34−45.
- Падучева Е.В. Результативные значения несовершенного вида в русском языке: общефактическое и акциональное // Вопросы языкознания. 1993. -№ 1. С. 64−74.
- Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. 2-е изд. М.: Просвещение, 1991. — 223 с.
- Пассов Е.И. Основы методики обучения иностранным языкам. М.: Русский язык, 1977. — 214 с.
- Пассов Е.И., Кузовлева Н. Е. Основы коммуникативной теории и технологии иноязычного образования. Методическое пособие для преподавателей русского языка как иностранного. М.: Русский язык курсы, 2010.-568 с.
- Пете И. Морфология русского языка в сопоставлении с венгерским. 2-е изд., испр. Bp.: Tankonyvkiado, 1991. — 377 с.
- Петрухина Е.В. Аспектуальные категории глагола в русском языке в сопоставлении с чешским, словацким, польским и болгарским языками. М.: МГУ, 2000.-255 с.
- Петрухина Е.В. Русский глагол: категории вида и времени (в контексте современных лингвистических исследований). Учебное пособие. М.: МГУ, 2009. — 208 с.
- Пешковский A.M. Русский синтаксис в научном освещении. 7-ое изд. -М.: Учпедгиз, 1956.-511 с.
- Пособие по грамматике русского языка для иностранных учащихся / Брынская О. П., Демидова Г. Н., Демидова О. И., Персиянова С. Г., Потапова И. И., Сумина Е. И., Юдин В. Б- Отв. ред. О. И. Демидова. 2-е изд, перераб. М., 1998. — 273 с.
- Потебня A.A. Из записок по русской грамматике. Т.4. — M.-JL, 1941. -320 с.
- Потебня A.A. Из записок по русской грамматике. Т.4. — Вып. 2. Глагол. — М.: Просвещение, 1977. — 406 с.
- Практическая методика обучения иностранному языку. Учебное пособие / Я. М. Колкер, Е. С. Устинова, Т. М. Еналиева. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 264 с.
- Пулькина И.М. Виды русского глагола // Преподавание русского языка студентам-иностранцам. М., 1965. — С. 48−63.
- Рассудова О.П. Работа над видами глагола в русском языке. М.: МГУ, 1964.-34 с.
- Рассудова О.П. Виды глагола на начальном этапе // Русский язык за рубежом. 1975. № 4. — С. 50−52.
- Рассудова О.П. Употребление видов глагола в русском языке. М.: МГУ, 1968.-40 с.
- Рассудова О.П. Употребление видов глагола в современном русском языке. М.: Русский язык, 1982. — 149 с.
- Рассудова О.П. Виды глагола. Употребление глаголов несовершенного и совершенного вида в прошедшем времени // Русский язык за рубежом. 1969,-№ 2.-С. 35−44.
- Рахманов И.В. Методика обучения немецкому языку в VIII-X классах. -М, 1956.-343 с.
- РГ 1980: Русская грамматика / Гл. ред. Н. Ю. Шведова. Т.1. — М.: Наука, 1980.-789 с.
- Рогова Г. В., Рабинович Ф. М., Сахарова Т. Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. М.: Просвещение, 1991. — 287 с.
- Рожкова Г. И. Вопросы практической грамматики в преподавании русского языка как иностранного. М.: МГУ, 1978. — 60 с.
- Рожкова Г. И. К лингвистическим основам методики преподавания русского языка иностранцам. М.: МГУ, 1983. — 126 с.
- Рожкова Г. И. Очерки практической грамматики русского языка. 2-е изд., испр. М.: Высш. шк., 1987. — 158 с.
- Рожкова Г. И. Содержание и формы работы по грамматике и фонетике при обучении русскому языку иностранцев // В кн.: Из опыта преподавания русского языка иностранцам: Сб. ст. М.: Изд-во МГУ, 1964.-246 с.
- Рубинштейн C.JI. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976. -416с.
- Секей Г. Тенденции в обучении русскому языку в Венгрии за последние десятилетия // Преподавание русского языка в венгерской аудитории: Сб. ст. Nyiregyhaza (Венгрия), 1994. — С. 9−16.
- Силантьев В.В. К вопросу о предельности действия // Развитие и функционирование русского глагола. Сборник статьей. Волгоград: ВПГУ, 1980. -Вып.1. 36 с.
- Скворцова Г. Л. Употребление видов глагола в русском языке: Учебное пособие для иностранцев, изучающих русский язык. 5-е изд. М.: Рус. яз. Курсы, 2005.- 136 с.
- Современный русский язык / Под ред. В. А. Белошапковой. 2-е изд., исп. и доп. М.: Высшая школа, 1989. — 800 с.
- Сопоставительная методика в практике преподавания русского языка как иностранного: Учебное пособие / Отв. ред. Т. А. Вишнякова. М., 1981.-48 с.
- Сосенко Э.Ю. Классификация упражнений и их система // Русский язык за рубежом. 1975. № 2. — С. 53−58.
- Сосенко Э.Ю. Коммуникативные упражнения. М.: Русский язык, 1979. — 136 с.
- Ткаченко Н.С. Виды глагола в русском языке. М.: Изд-во МГУ, 1970. -40 с.
- Упражнения по русскому языку для иностранных студентов подготовительного фкультета / Сост. Ю. В. Агеева, В. Н. Яппарова. -Казань, 2008. 96 с.
- Федосов В.А. Венгерско-русские языковые контакты: преподавания языка в речевой среде с учетом родного языка студентов. Nyiregyhaza (Венгрия), 1997.-271 с.
- Хрестоматия по методике преподавания русского языка как иностранного / Сост. JI.B. Московкин, А. Н. Щукин. 3-е изд. М.: Русский язык. Курсы, 2012. — 552 с.
- Цетлин B.C. Обучение устной речи на иностранном языке в средней школе //Иностранные языки в школе. 1958.-№ 5.-С. 24−34.
- Черткова М.Ю. Грамматическая категория вида в современном русском языке. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1996. — 171 с.
- Шатилов С.Ф. Актуальные проблемы методикиобучения русскому языку иностранных учащихся: Учебное пособие. Л., 1985. — 56 с.
- Шатилов С.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе: Учебное пособие для студентов пед. институтов. 2-е изд., дораб. М.: Просвещение, 1986.-221 с.
- Шведова Л.Н. Несовершенный и совершенный вид глагола в одних и тех же контекстах // Русский язык за рубежом. 1980. № 4. — С. 21−25.
- Шведова Л.Н. Работа над глаголами совершенного и несовершенного вида на первом году обучения // Русский язык за рубежом. 1968. № 4. -С. 51−56.
- Шведова Л.Н. Работа над темой «Виды глаголов» на начальном этапе обучения русскому языку // Русский язык за рубежом. 1968. № 1. — С. 22−26.
- Шведова Л.Н. Трудные случаи функционировании видов русского глагола (к проблеме конкуренций видов). М.: Изд-во МГУ, 1984. -110 с.
- Шведова Л.Н., Трофимова Т. Г. Пособие по употреблению видов глагола для работы с филологами-русистами. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Русский язык, 1987. — 126 с.
- Шелякин M.А. Функциональная грамматика русского языка. М.: Русский язык, 2001. — 288 с.
- Шереш Ю. Аспектуальность в русском глаголе в аспекте преподавания русского языка в венгерской аудитории. Дисс.. канд. филолог, наук. -M., 1999.- 149 с.
- Широкова J1.A. Обучение грамматике на начальном этапе средней школы на коммуникативно-когнитивной основе (на материале английского языка). Дисс.. канд. педагог, наук. СПб., 2000. — 182 с.
- Щерба J1.B. Избранные работы по русскому языку. М.: Учпедгиз, 1957. — 188 с.
- Щукин А.Н. Методика обучения речевому общению на иностранном языке. Учебное пособие для преподавателей и студентов языковых вузов. М.: ИКАР, 2011. — 454 с.
- Щукин А.Н. Методика преподавания русского языка как иностранного: Учебное пособие для вузов. 2-е изд., испр. и доп. М.: Высшая школа, 2010. — 349 с.
- Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам. Учебное пособие для преподавателей и студентов. 2-е изд., испр. и доп. М.: Филоматис, 2006.-480 с.
- Ясаи JI. Проблема определения общевидового значения // Studia Russica VIII. Budapest: ELTE, 1985. — P. 135−149.
- Ясаи JI. Лекции по глагольному виду. Специальный курс для студентов русистов. Budapest: Nemzeti Tankonyvkiado, 1993. — 84 с.
- Az orosz nyelv helyzete Magyarorszagon. Электронный ресурс. URL: http://www.russtudies.hu/ Aindex. php?dir=&menu=54&lang=:h (дата обращения: 12.11.2012).
- Balassa J. A magyar nyelv. A kozepiskolak felsobb osztalyai es a muvelt kozonseg szamara. Budapest, 1899. — 163 p.
- Becs К., Dudics P., Vokhmina L.L. Русский? Да! Да! Да! Bp., 2006. -152 р.
- Becs К., Dudics Р., Vokhmina L.L. Русский? Да! Да! Да! Munkafuzet. -Вр., 2006. 92 р.
- Boeck W. Wechselbeziehungen zwischen Aspekten und Aktionsarten in der russischen Sprache der Gegenwart. Wiss. Zeitschr. Univ. Halle. Gesch. -Sprach, 1961, X/l, S. 225−232.
- Budenz J. A magyar meg- igekotorol // Nyelvtudomanyi kozlemenyek. 2. kotet. 1863.-P. 161−188.
- Dancz P. Az orosz nyelv a hazai kozoktatasban. Электронный ресурс. -URL: http://www.russtudies.hu/ Aindex. php?menu=62&dir=47&lang=h (дата обращения: 25.10.2012).
- Dezso L. A magyar szorend strukturalis vizsgalata (Problemavazlat) // Altalanos Nyelveszeti Tanulmanyok III. Bp.: Akademiai kiado, 1965. — P. 43−62.
- ELTE Idegennyelvi Tovabbkepzo Kozpont. Электронный ресурс. URL: http://www.itk.hu/index.php?id=35 (дата обращения: 21.02.2013).
- Erdei I. 350 nyelvtani gyakorlat. Orosz nyelvtani gyakorlokonyv A1-A2-B1 szint. Szeged: Jate Press, 2011. — 248 p.
- Ferenczy Gy. Gyakorlati orosz nyelvtan: Rendszerezes, nyelvhasznalat, egybevetes a magyarral, gyakorlatok. Budapest: Tankonyvkiado, 1983. -669 p.
- Ferenczy Gy. Orosz nyelvtan es nyelvhasznalat. Budapet: Nemzeti Tankonyvkiado, 1996. — 332 p.
- Jakab I. A magyar igekoto szofajtani utja. Bp. Akademiai Kiado, 1982. -73 p.
- Jaszay L, Toth L. Az orosz igeaspektusrol magyar szemmel. — Budapest: Tankonyvkiado, 1987. — 176 p. r
- Kiefer F. A magyar aspektusrendszer vazlata // Altalanos Nyelveszeti Tanulmanyok XV. Budapest: Akademiai Kiado, 1984. — P. 127−149.
- Kiefer F. Aspektus es akciominoseg. Budapest: Akadomiai Kiado, 2006. -344 p.
- Kiefer F. Jelenteselmelet. Budapest: Corvina, 2000. — 381 p.
- Krekits J., Jaszay L. Szlav igeaspektus kulonos tekintettel az orosz nyelvre. -Bp.: Akademiai Kiado, 2008. 341 p.
- Magyar, mint idegennyelv. Электронный ресурс. URL: http://bme-tk.bme.hu/other/kuszob/bigekb.htm (дата обращения: 28.10.2012).
- Magyar nyelvtan. Электронный ресурс. URL: http://www.nyelvora.com/magyar-nyelvtan/3−2-az-ige.html (дата обращения: 28.10.2013).
- Patrovics P. Az aspektus tortenete es tipologiaja. Budapest: Akademiai Kiado, 2004.-212 p.
- Salga A. A magyar nyelv az orosz tukreben: Segedkonyv a magyar hallgatokat tanito tanarok reszere. Bp.: Tankonyvkiado, 1984. — 151 p.
- Simonyi Zs. A magyar szorend. Budapest, 1903. — 216 p.
- J. Soltesz K. Az osi magyar igekotok. (Meg, El, Ki, Be, Fei, Le). Budapest: Akademiai Kiado, 1959. — 261 p.
- Szekely A., Szekely Ny. Шаг за шагом 1. Orosz nyelvkonyv kezdoknek. -Bp., 2011.- 160 p.
- Szekely A., Szekely Ny. Шаг за шагом 1. Munkafuzet. Bp., 2011. — 112 p.
- Szekely A., Szekely Ny. Шаг за шагом 2. Orosz nyelvkonyv. Bp., 2012. -160 p.
- Szekely A., Szekely Ny. Шаг за шагом 2. Munkafuzet. Bp., 2012. — 96 p.
- Vago I. Idegennyelvoktatas Egy modernizados sikertortenet. Электронный ресурс. — URL: http://www.ofi.hu/tudastar/jelentes-magyar/idegennyelvoktatas-egy (дата обращения: 14.11.2012).
- Wacha В. Az aspektualitas a magyarban, kulonos tekintettel, а folyamatossagra // Fejezetek a magyar leiro nyelvtan korebol / Szerk. Racz Endre. Bp.: Tankonyvkiado, 1989. — P. 219−282.
- Wacha В. Idobeliseg es aspektualitas a magyarban. Budapest: Akademiai Kiado, 2001, — 101 p.
- Wacha В. Az «aspektualitas» es tanitasa // Magyar Nyelvor. Budapest: Akademiai Kiado. 1983.-P. 149−165.